Поделиться
Интеллект в логистике
Поделиться

Проблемы развития транспортной системы страны и пути их решения рассмотрели топ-менеджеры отрасли на Восточном экономическом форуме

Бурный рост объемов грузоперевозок в портах Дальнего Востока, очевидно, опережает развитие транспортной инфраструктуры и ресурсов компаний, связанных с обеспечением логистики. В рамках профильной сессии на Восточном экономическом форуме представители отрасли отметили, что разворот на восток произошел очень быстро и очень неожиданно. Эксперты оценили перспективы развития традиционных и новых маршрутов, а также уделили много времени вопросам цифровизации и внедрения искусственного интеллекта.

фото: shutterstock.com

Участники дискуссии выделили два ключевых направления развития транспортной системы в России – увеличение мощностей для перемещения и хранения грузов, а также внедрение цифровых технологий, способных максимально упростить и удешевить стоимость и время обработки отправлений. Так, Андрей Северилов, председатель совета директоров FESCO, отметил, что в 2023 году компания увеличила емкость своих контейнерных линий на Дальнем Востоке практически вдвое: «По итогам года мы отчитаемся об увеличении контейнерного парка до 160 тыс. теусов (TEU – twenty-foot equivalent – прим. ред.) нашего собственного парка; количество судов контейнеровозов в нашем флоте достигнет 36. Тем самым транспортная группа FESCO попадет в топ-30 крупнейших транспортных компаний мира».

Увеличение транспортных мощностей отметил и Дмитрий Паньков, генеральный директор УК «Дело». Контейнерный парк компании за два года увеличился в два с половиной раза – до 234 тыс. двадцатифутовых контейнеров. Кроме того, УК «Дело» ускорила развитие терминальной сети в крупных индустриальных центрах – завершена реконструкция терминала на станции Забайкальск. «Это крупнейший сухопутный терминал, обеспечивающий сообщение России и Китая. На него приходится 30% всего сухопутного контейнеропотока. После реконструкции мощность терминала составляет 555 тысяч TEU в год», – отметил Дмитрий Паньков.

Объективным ограничением развития грузоперевозок на Дальнем Востоке традиционно воспринимается пропускная способность железных дорог. В то же время Олег Белозёров, генеральный директор, председатель правления ОАО «РЖД», отметил, что компания ускоренными темпами выполняет инвестиционную программу – в этом году объем вложений составил почти 1,2 триллиона рублей, из которых более 250 млрд относится непосредственно к увеличению провозных возможностей на Дальнем Востоке. По словам Олега Белозёрова, результат не заставил себя ждать – объемы грузов бьют рекорды: «Исторический рекорд перевозки в целом по восточному полигону – 275 млн тонн грузов в разные стороны мы перевезли. При этом в первый раз за всю историю больший груз поехал на восток, нежели чем на запад».

Не меньшее значение участники сессии уделили и технологиям обработки грузов. Андрей Северилов, отметил, что сегодня цифровизация занимает ключевое место в стратегии развития FESCO. «За три года мы очень сильно продвинулись в создании IT-проектов. У нас есть совместные проекты создания бесшовной логистики и с железными дорогами, и с таможенными органами. Для повышения производительности компании мы создали программу – цифрового двойника порта. Суть ее заключается в том, что еще до момента подхода судна к порту, операторы в порту уже знают, когда судно подойдет, где будет размещен тот или иной контейнер. Более того, там используется технология искусственного интеллекта, для того чтобы определить наиболее корректное место в порту», – рассказал Андрей Северилов.

Руслан Давыдов, врио руководителя Федеральной таможенной службы России поделился планами о внедрении упрощенного документооборота для грузоотправителей в режиме одного окна. По словам Руслана Давыдова, уже сегодня практически все грузы отслеживаются таможней в электронном виде, поэтому уже в перспективе ближайших лет бумажное сопровождение уйдет в историю.

Говорили участники сессии и о морских перевозках. Серьезным шагом в развитии станет внедрение цифровой платформы, которую разрабатывает ГК «Росатом». Екатерина Ляхова, директор по развитию бизнеса, отметила: «Развитие инфраструктуры невозможно без объединения всех сервисов на единой цифровой платформе. Это инструмент, который позволит перевозчикам своевременно получать информацию о ледовой обстановке, осуществлять экологический мониторинг, получать все необходимые данные для обеспечения безопасного прохождения». Революционным решением в области морских перевозок по Северному морскому пути станет создание трансарктического оператора связи. Как отметила Екатерина Ляхова, без устойчивой коммуникационной инфраструктуры все попытки реализовать цифровые сервисы на СМП и в Арктике в целом невозможны. Концепция создания такого оператора должна быть согласована в конце ноября и реализована в перспективе ближайших двух лет. В рабочую группу вошли и представители бизнес-сообщества и представители государственных регуляторов и органов.

Андраник Агафонов Теги:
Картина дня Вся лента
Поделиться
Гибкие контракты для железной дороги

Несмотря на продолжающуюся модернизацию БАМа и Транссиба, железнодорожники не справляются с запросами грузоотправителей на востребованных направлениях. Причем ход модернизации инфраструктуры РЖД отстает от темпов развития портового хозяйства, о чем говорилось на сессии VIII Восточного экономического форума «Тернистый Восточный полигон: как ускорить трансграничное сотрудничество». Чтобы обеспечивалось ускорение, целесообразно не просто финансировать в требуемом объеме железнодорожные стройки, но и внедрять новые формы контрактов, предусматривающие гибкий механизм распределения рисков проекта между заказчиком и подрядчиком на фоне заданного срока и стоимости работ.

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: актуальная ситуация и проекты в сфере ж/д логистики ДФО

Читать полностью
Поделиться
Расширяя проходимость: модернизацию пункта пропуска «Забайкальск» пришпорили

В середине марта на российско-китайской границе случилось событие, тревожное для многих, чья жизнь крутится вокруг торговли: Китай приостановил пропуск через границу большегрузов, из-за скопления машин с российской стороны границы.

Читать полностью
Поделиться
В зоне правительственного внимания

Михаил Мишустин посетил Хабаровский край с рабочим визитом. Компанию ему составили министр здравоохранения Михаил Мурашко, министр транспорта Роман Старовойт, министр строительства Ирек Файзуллин и министр развития Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.

Что интересовало государственных менеджеров топ-уровня, каким предстал перед ними Хабаровский край и какие обещания сделали министры во главе с премьером — в обзоре EastRussia.

Читать полностью
Поделиться
Грузите дирижаблями!

Спустя почти век мировое дирижаблестроение готовится пережить второе рождение. Научные и опытные разработки в настоящее время проводятся и в России, причем нынешние проблемы в отечественном авиапроме и логистике только подчеркивают право на жизнь данного вида транспорта, особенно на Крайнем Севере. Тем не менее многие наработки по дирижабельной технике пока разрозненны, а для их воплощения на практике требуются немалые средства. Чтобы повысить инвестиционную привлекательность подобных проектов, для дирижаблей нужно добиться экономически оправданных технико-эксплуатационных характеристик.

Читать полностью
Поделиться
Цель, анализ, стратегия. Как хабаровскому бизнесу автоматизировать логистические процессы

На Дальнем Востоке активно растет нагрузка на логистику. В 2022 году произошла переориентировка транспортных потоков и стала расти значимость Дальнего Востока и в морских контейнерных перевозках, и в автомобильных. При этом во всех регионах округа — в частности, в Хабаровском крае — есть проблемы, мешающие развитию логистики. Это и климат, и несовершенство инфраструктуры, и слабое проникновение цифровизации. В каких направлениях двигаться и какие ошибки могут помешать автоматизации процессов, рассказал Александр Гаврилов, директор по развитию продукта «Яндекс Магистрали».

Читать полностью
Поделиться
Комсомольск-на-Амуре опять ждет большую авиацию

В правительство РФ планируется направить обращение по поводу необходимости скорейшей реконструкции взлетно-посадочной полосы аэропорта совместного базирования в Комсомольске-на-Амуре. Минобороны предполагает приступить к работам не ранее 2027 года, в то время как краевые власти настаивают на необходимости начать их уже в следующем году. Регион ссылается на поручения главы государства по социально-экономическому развитию города.

Читать полностью
Поделиться
МНТКМ: Молодые. Неравнодушные. Талантливые. Креативные. Мотивированные

Они уже живут в будущем. Предлагают применять в сфере транспорта нефти RFID-метки, нейросеть и технологии дополненной реальности. Придумали, как оптимизировать ремонт оборудования, как лучше снять с трубопровода полимерную изоляцию и по-новому утилизировать железобетонный лом. Участники финального этапа IV Международной научно-технической конференции молодежи (МНТКМ) ПАО «Транснефть» и организаций-членов Международной ассоциации транспортировщиков нефти презентовали в Хабаровске идеи решения конкретных производственных задач.

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: аналитический обзор логистики в регионах ДФО

Продолжаются работы по расширению пропускной способности БАМа и Транссиба на фоне конкуренции грузоотправителей за провозные мощности в восточном направлении. В макрорегионе предполагается реализовать ряд крупных портовых проектов, в том числе связанных с развитием движения по Северному морскому пути. Модернизация аэропортовой инфраструктуры остается одной из основных задач в отрасли. Кроме того, предстоит обновление инфраструктуры пограничных переходов.

Читать полностью
Поделиться
Поезда проходят над Амуром

РЖД предлагают китайским коллегам вдвое увеличить размеры движения поездов по трансграничному мосту, в том числе за счет дальнейшего расширения номенклатуры экспортируемых в КНР грузов. Одновременно разворачиваются работы по созданию в районе железнодорожного пункта пропуска таможенно-логистического терминала, что должно повысить объём импортируемых товаров.

Читать полностью
Поделиться
Речному флоту не хватает дна

На сегодня почти 40% из 35 тыс. км внутренних водных путей на Дальнем Востоке и в Арктике не имеют гарантированные габариты судовых ходов. Это приводит к существенному снижению провозной способности флота и ограничению скорости прохождения отдельных речных участков. На состоявшемся в начале апреля заседании совета по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при Совфеде предложено разработать отдельный федеральный проект по развитию внутренних водных путей с акцентом в финансировании на ДФО. В то же время не менее важная задача сегодня связана с обновлением каботажного флота.

Читать полностью
Поделиться
Поезд в пригород: новые пути дальневосточных электричек

Большинство дачников отправится к своим участкам, в том числе, и на новых электричках, введенных в строй в марте этого года. Парк техники пополнили четыре поезда серии ЭП3Д, полностью из комплектующих отечественного производства: три в Приморском крае, и один – в Хабаровском. Это не первые, но и далеко не последние вестники масштабного развития сети пригородных железнодорожных маршрутов.

Читать полностью
Поделиться
Авиасубсидии приземляют к бюджетным реалиям

Сокращение бюджетной поддержки (как следствие, только в рамках программы субсидирования полетов внутри ДФО число пассажиров в 2024 году может сократиться более чем на 15%), отсутствие индексации, непростые процедуры для выхода на субсидируемые направления делают льготные маршруты не интересными для авиаперевозчиков. В поисках выхода из ситуации отраслевое сообщество ищет различные решения, в том числе не самые популярные. 

Читать полностью
Больше материалов