В Республике Саха (Якутия) разрабатывают инновационные технологии по «борьбе с холодом»
В августе в ряде СМИ прошла новость о том, что компания из Якутска будет разрабатывать для Министерства обороны РФ костюм для снайпера, который не виден для тепловизора. Этой компанией оказалась известная в республике Саха «Хоту Тент». Корреспондент EastRussia из первых уст узнал, как компания смогла заинтересовать с МО РФ и чем еще он знаменита.
Сделать это оказалось не так-то просто. В первый «дозвон» основателя компании Афанасия Махатырова удалось застать в приемной главы Якутии Айсена Николаева – было не до разговоров. Во второй раз Афанасий колесил где-то по Алтаю, где связь «гуляла». Расспросить – что, да как – удалось его зама и соратника Дуолана Андреева. Он-то и рассказал…
…что началось все лет пять назад в Нерюнгри – хоть и самом южном городе Якутии, но далеко не тёплом: морозы под сорок здесь привычное дело. Вы когда-нибудь были в Якутии зимой? Если да, то наверняка замечали, что в сильные морозы машины там не глушат, ибо велик риск ее потом не завести. Но и «молотить» пару месяцев подряд тоже не вариант.
Тогда Афанасий Махатыров сшил себе укрывающий тент для авто. Соседи по парковке оценили инновацию и поспросили сшить им тоже. Потом друзья. А потом еще пол Нерюнгри. Так родилась «АвтоБерлога» - укрывающий тент для автомобиля, который позволяет удерживать тепло автомобиля. В качестве наполнителя используется инновационное теплоизоляционное волокно. Исследования, проведенные совместно с СО РАН и СВФУ, доказали, что материал позволяет держать тепло до 12 часов при морозе в 50 градусов.
Посыпались заказы, да так много, что Афанасий перебрался в Якутск, где и основал ООО «Хоту тент».
Справка: компания «Хоту тент» создана в 2017 году в республике Саха (Якутия). Компания специализируется на производстве утепленных изделий для ношения и использования при экстремально низких температурах. Целью компании является обеспечение населения Якутии и других холодных регионов мира эргономичными изделиями, сохраняющими тепло без дополнительного источника энергии, используя инновационные решения в области текстильного производства.
Сколько «АвтоБерлог» было сшито никто не подсчитывал, но Дуолан утверждает, что счет идет уже на десятки тысяч. Тенты расходятся по всей России, да еще и в Канаду поставляют.
Справка: Первым продуктом является утеплённый тент для автомобилей «АвтоБерлога», который по своим техническим качеством позволяет сохранять тепло двигателя максимально длительное время. Использование тента успешно прошла испытания в естественных условиях зимы Якутии при -50 градусов и получила народное признание. Укрывая «АвтоБерлогой» машину, владельцы существенно экономят на топливе, техническом содержании, при этом также сокращается выброс выхлопного газа в атмосферу».
Дальше – больше: к автомобильным тентам добавились утепленные палатки «Якутяночка», полевые ангары для большегрузной техники, которые позволяют производить ремонт техники в условиях суровой зимы, спальные мешки «Ил Дархан», пальто, которое превращается в спальник, чуни, утепленные носки с подогревом, одежда для водителей снегоходов «Сукуй», «Хопоо» и многое другое.
В таком костюме точно не замерзнешь
Примечательно, что утепленные палатки клиенты – рыбаки и охотники – стали активно пользовать и… летом! Оказалось, что летом в утепленной палатке очень комфортно - наружная ткань с напылением для защиты УФ-лучей хорошо защищает от зноя. А летом в Якутии, между прочим, цифры на градуснике такие же, как зимой, только со знаком плюс.
В «Хоту тент» все это прозвали «технологиями по борьбе с холодом». Когда у тебя за окном -50, но все равно тянет на рыбалку или охоту, хочется тепла даже на природе. Так появилась линейка продукции для рыбаков и охотников. Особым спросом пользуются утепленные палатки: выдерживают до -60°С, но при этом легкие – их можно тащить на себе. Причем, все продукцию в «Хоту тент» испытывают в естественных условиях.
«Если выжил, не замерз – значит, хорошая палатка», - шутит Дуолан Андреев.
Шутки – шутками, но, к примеру, компании – партнеры «Роскосмоса» - попросили поработать над утеплителем для жилого модуля космонавтов. Испытывать его будут в Оймяконе – полюс холода, между прочим.
Особого секрета в технологии «Хоту тент» нет - в ход идут войлок, синтепон, «сэндвич», бамбуковая вата и даже оленья шерсть. Шьется изделие, испытывается в естественных условиях и после этого ребята начинают «толкать рынок» - продвигать продукцию. «Дотолкались» до того, что их продукция стала пользоваться в Канаде в среде обладателей снегоходов. Так появились «верхонки» и рукавицы с подогревом - нажимаешь на кнопочку и сразу тепло.
Теперь в «Хоту тент» подумывают над тем, чтобы выделить экспорт в отдельное направление работы компании и сконцентрироваться на производстве одежды и аксессуаров для снегоходчиков. «На ура», кстати, в Канаду идут и «Автоберлоги».
Весьма неожиданным для «Хоту тент» стало предложение поработать на… Минобороны РФ. Оказывается, военные специально колесят по регионам, выискивая всевозможных «кулибиных». В Якутии им приглянулись разработки «Хоту тент» и ребятам сделали предложение, от которого сложно было отказаться. Причем, военные подошли рационально – сделали «Хоту тент» резидентами военного инновационного технополиса «Эра». Первая разработка – костюм для снайпера, который делает его невидимым для тепловизора при ведении боевых действий в ночное время, на удаленных расстояниях или же в условиях низких температур, где контрастность достаточно высокая по отношению к окружающему фону и работающую технику, которая имеет инфракрасное излучение, очень хорошо видно.
МО РФ проявило неподдельный интерес к продукции "Хоту тент"
Теперь у военных новый запрос – утеплитель для беспилотников. Дело в том, что уже при минус 15 градусах у беспилотных летательных аппаратов сильно «садится» батарейка, что сильно снижает их возможности.
Практически одновременно с военными появились и другие крупные заказчики. «Уралмашвагонзаводом» или Курганский машиностроительный завод, например. Им для «северов» понадобились портативные «АвтоБерлоги» для крупной техники, в частности, вездеходов.
Такими «гаражами», кстати, давно и активно пользуются якутские подразделения крупные якутские компании – «Алроса», Якутскэнерго, местное подразделение Газпрома. А как иначе в полевых условиях провести ремонт техники? Да когда за -50 даже простой болт закрутить/выкрутить – целый квест!
В портативном гараже можно хоть вездеход, хоть танк ремонтировать
Все производство «Хоту тент» локализовано в Якутске. Причем, это наполовину ручной труд – материал готовят люди, а вот сэндвичи уже соединяют вертикальные машины. Но когда пошли крупные федеральные заказы, в «Хоту тент» всерьез задумались о том, чтобы перебраться поближе к заказчику. Все-таки, каждый раз летать из республики в Москву накладно, да и времени жалко. Один из вариантов – Подмосковье.
Сейчас руководство думает над тем, как перебазировать производство? С машинками все понятно - взял. Да перевез. А как быть с людьми, занятыми в производственном процессе? Да и испытывать продукцию – где, не в Подмосковье же?
Настоящие холода они ведь только в Якутии.
Алексей Елаш