Ровно через месяц после того, как режиссер Анна Красильникова из Нижнего Новгорода и художник-постановщик Наталья Белова ступили на дальневосточную землю, на сцене концертного зала Хабаровской краевой филармонии с успехом прошла премьера музыкальной мистерии «Косы Чольчинай».
Пересказать постановку по мотивам сказок народов Приамурья и сказаний народов Крайнего Севера несложно. Это история двух влюбленных: юноши Чориль, которому приходится бороться за свою любовь, вступать с битву со стихией, и юная красавица Чольчинай – ей предстоит духовно повзрослеть, чтобы стать невестой. Чтобы стать достойной женой Чорилю, она должна научиться заплетать косы и берет уроки у шамана, который пытается разлучить пару: он сам имеет виды на Чольчинай. И хотя фабула кажется простой, её воплощение потребовало от создателей мюзикла недюженных усилий, терпения и фантазии.
Создавался спектакль, конечно, не месяц – за такой короткий срок не успеть. Идея родилась несколько лет назад, но к репетициям удалось приступить лишь в феврале, когда у музыкальной мистерии появился партнер, поддержавший творческий замысел материально – «Амур Минералс».
Как рассказывает директор филармонии Игорь Мосин, сначала рождалась музыка. Затем «закрутилось-завертелось»: доработка сценария, создание декораций, разработка эскизов костюмов, написание аранжировки, хореография, разучивание вокальных партий...
На отработку танцевальных движений у артистов было меньше месяца, активные репетиции начались только в конце лета. Танцорам академической школы пришлось погружаться в современный стиль, поэтому тренироваться приходилось и дома.
Режиссером спектакля выступила Анна Красильникова – за ее плечами большое количество хореографических, концертных и театральных представлений. С артистами «Дальнего Востока» плотно работал хореограф-постановщик, заслуженный работник культуры РФ Даниил Верещагин – он один из новаторов в новом направлении современной хореографии «неофолк». Художником-постановщиком стала Наталья Белова, которая как раз специализируется на костюмах и декорациях с элементами фольклора.
Кстати, именно костюмы и музыка – первое, на что обратили свое внимание зритель на премьере.
– Очень хороший, насыщенный звук и костюмы помогли быстро погрузиться в нужную атмосферу, – поделилась впечатлением зрительница по имени Анна.
– Я всегда присматриваюсь к мелочам. Здесь они оказались на высоте, особенно в декорациях, внешнем антураже, – рассказала посмотревшая спектакль девушка.
– Интересно. Впечатляет, – коротко резюмировал ее спутник.
Президент Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Хабаровского края Любовь Одзял призналась, что смотрела придирчиво, но тоже отметила соответствие сценических образов.
– Я каждую деталь посмотрела: одежду, костюмы, декорации, аудиоряд. Все соответствует. Единственное, бубнов маловато, можно добавить. Но, я думаю, они еще доработают, ведь это только первый показ. Эту работу надо продолжать, у нас еще много фольклора. Спасибо тем, кто помог реализовать – «Амур Минералс», филармонии. Они нас привлекали с самого начала, спрашивали наше мнение – мы очень ценим такое отношение, готовы работать дальше, – рассказала Любовь Одзял.
В начале спектакля замечаю в фойе несколько парней в охотничьих доспехах. Оказалось, здесь они ожидают своего часа: по сценарию вбегают на сцену на помощь Чорилю через проходы зала, создавая максимально тесный контакт со зрителем. Им, кстати, такой режиссёрский ход понравился – после спектакля в обсуждениях многие друг с другом отмечали эту деталь.
Актёры рассказывают, что в процессе подготовки все настолько увлеклись «погружением в материал», что даже научились различать орнаменты народов Амура и Дальнего Востока. К тому же у них был консультант от Гродековского музея – кандидат искусствоведения Галина Титорева.
– В основу программы легла поэзия авторов народов Крайнего Севера и Дальнего Востока, а также чудесные, самобытные и своеобразные Амурские сказки. Для передачи всей красоты образов и быта древней культуры, музыка представляет собой симбиоз современных и этнических инструментов, тембров, звуков природы, положенных на ритмическую основу танцев народов Дальнего Востока, – рассказала композитор проекта, художественный руководитель ансамбля «Дальний Восток» Юлия Давыдова.
Всё действо разворачивается на фоне суровой и величавой природы Дальнего Востока, воссоздать которую на сцене – отдельное искусство. Расстараться пришлось и тем, кто шил костюмы – это чета Новоселовых, у которых свое швейное производство в Хабаровске. Вообще-то специализация их компании – спортивная одежда, но Егор и Наталья с охотой откликнулись на предложение поработать над спектаклем.
– Времени было мало: два месяца. Нам дали картинки и краткое описание, после чего нам пришлось изучить интернет «вдоль и поперек», в результате мы сделали техническое описание, рисунки и лекало, – рассказывает Егор Новоселов.
Понадобилось сшить 40 сценических костюмов, каждый – уникальный. При этом производство такого наряда кардинально отличается от спортивного или повседневного: тут тебе и амурские узоры, и орнамент, и ручная масляная роспись.
– Трудились даже по ночам, чтобы успеть. И успели! – не скрывает радости Егор Новоселов.
Полученный опыт, возможно, выльется в создание линейки одежды с орнаментами народов Амура. Интерес ко всему этническому в постоянном тренде.
Впрочем, это видно по премьерным показам – оба дня в концертном зале филармонии не было свободных мест. После Хабаровска постановка отправится в путь: туда, где большое искусство не частый гость. В рамках проекта «Культурные гастроли» «Косы Чольчинай» смогут увидеть зрители Комсомольского, Амурского и Нанайского районов.
Алексей ЕлашПересказать постановку по мотивам сказок народов Приамурья и сказаний народов Крайнего Севера несложно. Это история двух влюбленных: юноши Чориль, которому приходится бороться за свою любовь, вступать с битву со стихией, и юная красавица Чольчинай – ей предстоит духовно повзрослеть, чтобы стать невестой. Чтобы стать достойной женой Чорилю, она должна научиться заплетать косы и берет уроки у шамана, который пытается разлучить пару: он сам имеет виды на Чольчинай. И хотя фабула кажется простой, её воплощение потребовало от создателей мюзикла недюженных усилий, терпения и фантазии.
Создавался спектакль, конечно, не месяц – за такой короткий срок не успеть. Идея родилась несколько лет назад, но к репетициям удалось приступить лишь в феврале, когда у музыкальной мистерии появился партнер, поддержавший творческий замысел материально – «Амур Минералс».
Как рассказывает директор филармонии Игорь Мосин, сначала рождалась музыка. Затем «закрутилось-завертелось»: доработка сценария, создание декораций, разработка эскизов костюмов, написание аранжировки, хореография, разучивание вокальных партий...
На отработку танцевальных движений у артистов было меньше месяца, активные репетиции начались только в конце лета. Танцорам академической школы пришлось погружаться в современный стиль, поэтому тренироваться приходилось и дома.
Режиссером спектакля выступила Анна Красильникова – за ее плечами большое количество хореографических, концертных и театральных представлений. С артистами «Дальнего Востока» плотно работал хореограф-постановщик, заслуженный работник культуры РФ Даниил Верещагин – он один из новаторов в новом направлении современной хореографии «неофолк». Художником-постановщиком стала Наталья Белова, которая как раз специализируется на костюмах и декорациях с элементами фольклора.
Кстати, именно костюмы и музыка – первое, на что обратили свое внимание зритель на премьере.
– Очень хороший, насыщенный звук и костюмы помогли быстро погрузиться в нужную атмосферу, – поделилась впечатлением зрительница по имени Анна.
– Я всегда присматриваюсь к мелочам. Здесь они оказались на высоте, особенно в декорациях, внешнем антураже, – рассказала посмотревшая спектакль девушка.
– Интересно. Впечатляет, – коротко резюмировал ее спутник.
Президент Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Хабаровского края Любовь Одзял призналась, что смотрела придирчиво, но тоже отметила соответствие сценических образов.
– Я каждую деталь посмотрела: одежду, костюмы, декорации, аудиоряд. Все соответствует. Единственное, бубнов маловато, можно добавить. Но, я думаю, они еще доработают, ведь это только первый показ. Эту работу надо продолжать, у нас еще много фольклора. Спасибо тем, кто помог реализовать – «Амур Минералс», филармонии. Они нас привлекали с самого начала, спрашивали наше мнение – мы очень ценим такое отношение, готовы работать дальше, – рассказала Любовь Одзял.
В начале спектакля замечаю в фойе несколько парней в охотничьих доспехах. Оказалось, здесь они ожидают своего часа: по сценарию вбегают на сцену на помощь Чорилю через проходы зала, создавая максимально тесный контакт со зрителем. Им, кстати, такой режиссёрский ход понравился – после спектакля в обсуждениях многие друг с другом отмечали эту деталь.
Актёры рассказывают, что в процессе подготовки все настолько увлеклись «погружением в материал», что даже научились различать орнаменты народов Амура и Дальнего Востока. К тому же у них был консультант от Гродековского музея – кандидат искусствоведения Галина Титорева.
– В основу программы легла поэзия авторов народов Крайнего Севера и Дальнего Востока, а также чудесные, самобытные и своеобразные Амурские сказки. Для передачи всей красоты образов и быта древней культуры, музыка представляет собой симбиоз современных и этнических инструментов, тембров, звуков природы, положенных на ритмическую основу танцев народов Дальнего Востока, – рассказала композитор проекта, художественный руководитель ансамбля «Дальний Восток» Юлия Давыдова.
Всё действо разворачивается на фоне суровой и величавой природы Дальнего Востока, воссоздать которую на сцене – отдельное искусство. Расстараться пришлось и тем, кто шил костюмы – это чета Новоселовых, у которых свое швейное производство в Хабаровске. Вообще-то специализация их компании – спортивная одежда, но Егор и Наталья с охотой откликнулись на предложение поработать над спектаклем.
– Времени было мало: два месяца. Нам дали картинки и краткое описание, после чего нам пришлось изучить интернет «вдоль и поперек», в результате мы сделали техническое описание, рисунки и лекало, – рассказывает Егор Новоселов.
Понадобилось сшить 40 сценических костюмов, каждый – уникальный. При этом производство такого наряда кардинально отличается от спортивного или повседневного: тут тебе и амурские узоры, и орнамент, и ручная масляная роспись.
– Трудились даже по ночам, чтобы успеть. И успели! – не скрывает радости Егор Новоселов.
Полученный опыт, возможно, выльется в создание линейки одежды с орнаментами народов Амура. Интерес ко всему этническому в постоянном тренде.
Впрочем, это видно по премьерным показам – оба дня в концертном зале филармонии не было свободных мест. После Хабаровска постановка отправится в путь: туда, где большое искусство не частый гость. В рамках проекта «Культурные гастроли» «Косы Чольчинай» смогут увидеть зрители Комсомольского, Амурского и Нанайского районов.
Театры необходимы людям в любые времена: они вдохновляют и придают сил, трогают до глубины души, побуждают задуматься о жизненных ценностях. И чтобы обратиться к этому виду искусства, вовсе необязательно ехать в мегаполисы. Сегодня все чаще даже в малых городах можно найти авторитетные театральные коллективы, получившие признание на федеральном уровне.
Показать себя на фестивале
Высокий уровень профессионализма региональных театров подтверждают номинации национального театрального фестиваля и премии «Золотая маска». Это самый престижный в стране отраслевой конкурс, где постановки отбирает экспертный совет, а оценивает жюри из признанных на федеральном уровне искусствоведов, театральных критиков и педагогов, художественных руководителей, режиссеров, драматургов, народных артистов РФ.
«Еще лет пятнадцать назад коллективы из регионов, в том числе из малых городов, занимали скромное место среди номинантов премии, а теперь уверенно соперничают с московскими и санкт-петербургскими театрами. Так что смело можно говорить о том, что театральное сообщество стало горизонтальным и, по сути, географическое местоположение уже не имеет значения. Более того, в последние годы в стране впервые на моей памяти сформировался театральный туризм. Ведущие российские критики и столичные зрители нередко ездят на знаковые премьеры в региональные театры», – говорит Анна Степанова, кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории театра России ГИТИСа, входившая в состав жюри «Золотая маска».
Фото: Магаданский государственный музыкальный и драматический театр
Есть и другие театральные конкурсы, пусть менее масштабные, но тоже значимые, где коллективы из небольших населенных пунктов могут представить свои работы на суд экспертов федерального уровня. Например, с 2010 года по инициативе Государственного театра наций при поддержке Министерства культуры РФ и Благотворительного фонда Евгения Миронова «Театральные Инициативы» проходит ежегодный Фестиваль театров малых городов России. Он курсирует по разным площадкам, в этом году состоится в девятый раз, местом проведения выбран Нижний Тагил. По традиции победители покажут свои постановки в Москве, на сцене Театра Наций.
Интерес к региональным коллективам растет, они все чаще получают возможность выступать на одних площадках вместе с крупнейшими столичными театрами. Именно по такому принципу организован масштабный театральный фестиваль «Территория. Якутск», который пройдет со 2 по 8 июня. Это совместный проект Международного фестиваля-школы современного искусства «Территория», Московского музея современного искусства (ММОМА) и российской золотодобывающей компании «Полюс», призванный содействовать развитию культурной жизни Сибири и Дальнего Востока. Проект реализуется с использованием средств Фонда президентских грантов.
Фестиваль «Территория» проходит ежегодно в регионах присутствия компании «Полюс». В этом году выбран Якутск в честь 100-летия с момента образования Якутской АССР. Жителей и гостей города ждет большая культурная программа, в которую наряду со спектаклями крупнейших российских театров будут включены постановки победителей регионального конкурса «Полюс. Золотой сезон». Он проходит в Красноярском крае, Республике Саха (Якутия), Иркутской и Магаданской областях. Конкурс открыт для всех театральных коллективов – государственных и частных, профессиональных и любительских, стремящихся выйти за пределы своих регионов и представить свои работы экспертному жюри федерального уровня. В целом за время существования конкурса с 2016 по 2021 год якутские театры получили 11 призовых мест. Театры из Красноярского края в разные годы завоевали 15 призовых мест, из Иркутской области - 8, а магаданские театры 6 раз вошли в шорт-лист конкурса «Полюс. Золотой сезон». Коллективы-победители не только показывают свои спектакли в рамках фестиваля, но участвуют в образовательной программе с лекциями и мастер-классами известных театральных деятелей, что помогает им развиваться в русле современных тенденций.
Лаборатории – катализатор роста
Катализатором профессионального роста региональных театров стало не только фестивальное, но и лабораторное движение, которое запустил около 15 лет назад театральный продюсер Олег Лоевский. Он стал вовлекать коллективы, стремящиеся к экспериментам, в совместный поиск новых творческих форм, наладил постоянное сотрудничество молодых режиссеров, недавних выпускников столичных вузов с театрами в провинции.
Фото: Мирнинский театр
«Многие спектакли, родившиеся на таких лабораториях, стали настоящими событиями и кардинальным образом повлияли на расстановку сил в театральной сфере, – отмечает Анна Степанова. – Сейчас лабораторное движение идет повсеместно. И теперь уже театры Москвы и Санкт-Петербурга включились в этот процесс. Одним из первых когда-то начал эксперименты с лабораториями Олег Табаков в МХТ. Сегодня проще назвать столичные театры, где их не проводят. То есть, тут столицы начали повторять опыт регионов, включившись в лабораторное движение, и такой способ обновления репертуара и сценического эксперимента превратился в ярко выраженный общероссийский тренд».
Среди участников лабораторного движения – Мирнинский театр, один из самых молодых профессиональных театральных коллективов в Якутии. В конце прошлого года он инициировал на своей площадке мультикультурную лабораторию «Сказки народов Мирного». Такая тема была выбрана неспроста. Численность населения в Мирном – чуть больше 35 тысяч человек, но этот маленький город поражает своей уникальностью. Его история началась в 1955 году с открытия месторождения алмазов. Позже сюда направляли комсомольцев из разных республик. Сейчас в Мирнинском районе проживают представители более 70 народностей!
Эксперименты на сцене Мирного
Для участия в лаборатории в Мирнинский театр съехались четыре продюсера и четыре режиссера из разных городов России. Они объединились в четыре команды с актерами театра, чтобы за неделю создать эскизы новых спектаклей, посвященных народам, фольклору и культуре Мирнинского района. Участники лаборатории собрали истории реальных людей и отразили их в постановках, которые затем представили на сцене для оценки зрителей, а также приглашенных театральных экспертов из Москвы и Казани.
Как рассказал директор Мирнинского театра Константин Солдатов: «Эскизы спектаклей длительностью по 40 минут привлекали внимание не только подлинными историями, но и современной формой подачи материала. Например, на одной из постановок зрители и актеры во время застолья, сидя за общим столом, говорили о национальной идентичности, чтобы преодолеть недопонимание. Второй эскиз – основа для спектакля-путешествия во времени. Зрители блуждали по театральным кулуарам, как по разным временным пластам города и судеб его жителей».
Фото: Мирнинский театр
Третья команда создала эскиз спектакля, где дети и родители через сказку знакомились с разными народами, а сказки воспринимали с помощью разных органов чувств. Актеры использовали жестовый язык, пекли блины, замораживали воду и ловили тени. Четвертый эскиз создали в модном жанре антиутопии на основе сюжетов из жизни Мирного, о которых необходимо помнить, чтобы они больше никогда не повторились. Актеры рассказывали истории с помощью текста, музыки и пластики.
Все постановки оказались выдающимися, и выбрать лучшую было очень сложно, но все-таки выбор сделан. Команда, создавшая эскиз, наиболее удачный по мнению экспертов, получила от театра предложение о работе над новым проектом.
«Мы регулярно обновляем репертуар и постоянно ищем новые формы взаимодействия со зрителями, – подчеркнул Константин Солдатов. – Для театра в малом городе с небольшим количеством населения это просто необходимо, чтобы поддерживать посещаемость. Мы должны все время заинтересовывать людей, быть с ними на одной волне и, конечно, учитывать современные тенденции театральной сферы. В этом нам помогает собственная увлеченность и поддержка авторитетных коллег из крупных городов. Мы хоть и маленький театр, но нацелены на большой успех».
Пересказать постановку по мотивам сказок народов Приамурья и сказаний народов Крайнего Севера несложно. Это история двух влюбленных: юноши Чориль, которому приходится бороться за свою любовь, вступать с битву со стихией, и юная красавица Чольчинай – ей предстоит духовно повзрослеть, чтобы стать невестой. Чтобы стать достойной женой Чорилю, она должна научиться заплетать косы и берет уроки у шамана, который пытается разлучить пару: он сам имеет виды на Чольчинай. И хотя фабула кажется простой, её воплощение потребовало от создателей мюзикла недюженных усилий, терпения и фантазии.
Создавался спектакль, конечно, не месяц – за такой короткий срок не успеть. Идея родилась несколько лет назад, но к репетициям удалось приступить лишь в феврале, когда у музыкальной мистерии появился партнер, поддержавший творческий замысел материально – «Амур Минералс».
Как рассказывает директор филармонии Игорь Мосин, сначала рождалась музыка. Затем «закрутилось-завертелось»: доработка сценария, создание декораций, разработка эскизов костюмов, написание аранжировки, хореография, разучивание вокальных партий...
На отработку танцевальных движений у артистов было меньше месяца, активные репетиции начались только в конце лета. Танцорам академической школы пришлось погружаться в современный стиль, поэтому тренироваться приходилось и дома.
Режиссером спектакля выступила Анна Красильникова – за ее плечами большое количество хореографических, концертных и театральных представлений. С артистами «Дальнего Востока» плотно работал хореограф-постановщик, заслуженный работник культуры РФ Даниил Верещагин – он один из новаторов в новом направлении современной хореографии «неофолк». Художником-постановщиком стала Наталья Белова, которая как раз специализируется на костюмах и декорациях с элементами фольклора.
Кстати, именно костюмы и музыка – первое, на что обратили свое внимание зритель на премьере.
– Очень хороший, насыщенный звук и костюмы помогли быстро погрузиться в нужную атмосферу, – поделилась впечатлением зрительница по имени Анна.
– Я всегда присматриваюсь к мелочам. Здесь они оказались на высоте, особенно в декорациях, внешнем антураже, – рассказала посмотревшая спектакль девушка.
– Интересно. Впечатляет, – коротко резюмировал ее спутник.
Президент Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Хабаровского края Любовь Одзял призналась, что смотрела придирчиво, но тоже отметила соответствие сценических образов.
– Я каждую деталь посмотрела: одежду, костюмы, декорации, аудиоряд. Все соответствует. Единственное, бубнов маловато, можно добавить. Но, я думаю, они еще доработают, ведь это только первый показ. Эту работу надо продолжать, у нас еще много фольклора. Спасибо тем, кто помог реализовать – «Амур Минералс», филармонии. Они нас привлекали с самого начала, спрашивали наше мнение – мы очень ценим такое отношение, готовы работать дальше, – рассказала Любовь Одзял.
В начале спектакля замечаю в фойе несколько парней в охотничьих доспехах. Оказалось, здесь они ожидают своего часа: по сценарию вбегают на сцену на помощь Чорилю через проходы зала, создавая максимально тесный контакт со зрителем. Им, кстати, такой режиссёрский ход понравился – после спектакля в обсуждениях многие друг с другом отмечали эту деталь.
Актёры рассказывают, что в процессе подготовки все настолько увлеклись «погружением в материал», что даже научились различать орнаменты народов Амура и Дальнего Востока. К тому же у них был консультант от Гродековского музея – кандидат искусствоведения Галина Титорева.
– В основу программы легла поэзия авторов народов Крайнего Севера и Дальнего Востока, а также чудесные, самобытные и своеобразные Амурские сказки. Для передачи всей красоты образов и быта древней культуры, музыка представляет собой симбиоз современных и этнических инструментов, тембров, звуков природы, положенных на ритмическую основу танцев народов Дальнего Востока, – рассказала композитор проекта, художественный руководитель ансамбля «Дальний Восток» Юлия Давыдова.
Всё действо разворачивается на фоне суровой и величавой природы Дальнего Востока, воссоздать которую на сцене – отдельное искусство. Расстараться пришлось и тем, кто шил костюмы – это чета Новоселовых, у которых свое швейное производство в Хабаровске. Вообще-то специализация их компании – спортивная одежда, но Егор и Наталья с охотой откликнулись на предложение поработать над спектаклем.
– Времени было мало: два месяца. Нам дали картинки и краткое описание, после чего нам пришлось изучить интернет «вдоль и поперек», в результате мы сделали техническое описание, рисунки и лекало, – рассказывает Егор Новоселов.
Понадобилось сшить 40 сценических костюмов, каждый – уникальный. При этом производство такого наряда кардинально отличается от спортивного или повседневного: тут тебе и амурские узоры, и орнамент, и ручная масляная роспись.
– Трудились даже по ночам, чтобы успеть. И успели! – не скрывает радости Егор Новоселов.
Полученный опыт, возможно, выльется в создание линейки одежды с орнаментами народов Амура. Интерес ко всему этническому в постоянном тренде.
Впрочем, это видно по премьерным показам – оба дня в концертном зале филармонии не было свободных мест. После Хабаровска постановка отправится в путь: туда, где большое искусство не частый гость. В рамках проекта «Культурные гастроли» «Косы Чольчинай» смогут увидеть зрители Комсомольского, Амурского и Нанайского районов.
Пересказать постановку по мотивам сказок народов Приамурья и сказаний народов Крайнего Севера несложно. Это история двух влюбленных: юноши Чориль, которому приходится бороться за свою любовь, вступать с битву со стихией, и юная красавица Чольчинай – ей предстоит духовно повзрослеть, чтобы стать невестой. Чтобы стать достойной женой Чорилю, она должна научиться заплетать косы и берет уроки у шамана, который пытается разлучить пару: он сам имеет виды на Чольчинай. И хотя фабула кажется простой, её воплощение потребовало от создателей мюзикла недюженных усилий, терпения и фантазии.
Создавался спектакль, конечно, не месяц – за такой короткий срок не успеть. Идея родилась несколько лет назад, но к репетициям удалось приступить лишь в феврале, когда у музыкальной мистерии появился партнер, поддержавший творческий замысел материально – «Амур Минералс».
Как рассказывает директор филармонии Игорь Мосин, сначала рождалась музыка. Затем «закрутилось-завертелось»: доработка сценария, создание декораций, разработка эскизов костюмов, написание аранжировки, хореография, разучивание вокальных партий...
На отработку танцевальных движений у артистов было меньше месяца, активные репетиции начались только в конце лета. Танцорам академической школы пришлось погружаться в современный стиль, поэтому тренироваться приходилось и дома.
Режиссером спектакля выступила Анна Красильникова – за ее плечами большое количество хореографических, концертных и театральных представлений. С артистами «Дальнего Востока» плотно работал хореограф-постановщик, заслуженный работник культуры РФ Даниил Верещагин – он один из новаторов в новом направлении современной хореографии «неофолк». Художником-постановщиком стала Наталья Белова, которая как раз специализируется на костюмах и декорациях с элементами фольклора.
Кстати, именно костюмы и музыка – первое, на что обратили свое внимание зритель на премьере.
– Очень хороший, насыщенный звук и костюмы помогли быстро погрузиться в нужную атмосферу, – поделилась впечатлением зрительница по имени Анна.
– Я всегда присматриваюсь к мелочам. Здесь они оказались на высоте, особенно в декорациях, внешнем антураже, – рассказала посмотревшая спектакль девушка.
– Интересно. Впечатляет, – коротко резюмировал ее спутник.
Президент Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Хабаровского края Любовь Одзял призналась, что смотрела придирчиво, но тоже отметила соответствие сценических образов.
– Я каждую деталь посмотрела: одежду, костюмы, декорации, аудиоряд. Все соответствует. Единственное, бубнов маловато, можно добавить. Но, я думаю, они еще доработают, ведь это только первый показ. Эту работу надо продолжать, у нас еще много фольклора. Спасибо тем, кто помог реализовать – «Амур Минералс», филармонии. Они нас привлекали с самого начала, спрашивали наше мнение – мы очень ценим такое отношение, готовы работать дальше, – рассказала Любовь Одзял.
В начале спектакля замечаю в фойе несколько парней в охотничьих доспехах. Оказалось, здесь они ожидают своего часа: по сценарию вбегают на сцену на помощь Чорилю через проходы зала, создавая максимально тесный контакт со зрителем. Им, кстати, такой режиссёрский ход понравился – после спектакля в обсуждениях многие друг с другом отмечали эту деталь.
Актёры рассказывают, что в процессе подготовки все настолько увлеклись «погружением в материал», что даже научились различать орнаменты народов Амура и Дальнего Востока. К тому же у них был консультант от Гродековского музея – кандидат искусствоведения Галина Титорева.
– В основу программы легла поэзия авторов народов Крайнего Севера и Дальнего Востока, а также чудесные, самобытные и своеобразные Амурские сказки. Для передачи всей красоты образов и быта древней культуры, музыка представляет собой симбиоз современных и этнических инструментов, тембров, звуков природы, положенных на ритмическую основу танцев народов Дальнего Востока, – рассказала композитор проекта, художественный руководитель ансамбля «Дальний Восток» Юлия Давыдова.
Всё действо разворачивается на фоне суровой и величавой природы Дальнего Востока, воссоздать которую на сцене – отдельное искусство. Расстараться пришлось и тем, кто шил костюмы – это чета Новоселовых, у которых свое швейное производство в Хабаровске. Вообще-то специализация их компании – спортивная одежда, но Егор и Наталья с охотой откликнулись на предложение поработать над спектаклем.
– Времени было мало: два месяца. Нам дали картинки и краткое описание, после чего нам пришлось изучить интернет «вдоль и поперек», в результате мы сделали техническое описание, рисунки и лекало, – рассказывает Егор Новоселов.
Понадобилось сшить 40 сценических костюмов, каждый – уникальный. При этом производство такого наряда кардинально отличается от спортивного или повседневного: тут тебе и амурские узоры, и орнамент, и ручная масляная роспись.
– Трудились даже по ночам, чтобы успеть. И успели! – не скрывает радости Егор Новоселов.
Полученный опыт, возможно, выльется в создание линейки одежды с орнаментами народов Амура. Интерес ко всему этническому в постоянном тренде.
Впрочем, это видно по премьерным показам – оба дня в концертном зале филармонии не было свободных мест. После Хабаровска постановка отправится в путь: туда, где большое искусство не частый гость. В рамках проекта «Культурные гастроли» «Косы Чольчинай» смогут увидеть зрители Комсомольского, Амурского и Нанайского районов.
Пересказать постановку по мотивам сказок народов Приамурья и сказаний народов Крайнего Севера несложно. Это история двух влюбленных: юноши Чориль, которому приходится бороться за свою любовь, вступать с битву со стихией, и юная красавица Чольчинай – ей предстоит духовно повзрослеть, чтобы стать невестой. Чтобы стать достойной женой Чорилю, она должна научиться заплетать косы и берет уроки у шамана, который пытается разлучить пару: он сам имеет виды на Чольчинай. И хотя фабула кажется простой, её воплощение потребовало от создателей мюзикла недюженных усилий, терпения и фантазии.
Создавался спектакль, конечно, не месяц – за такой короткий срок не успеть. Идея родилась несколько лет назад, но к репетициям удалось приступить лишь в феврале, когда у музыкальной мистерии появился партнер, поддержавший творческий замысел материально – «Амур Минералс».
Как рассказывает директор филармонии Игорь Мосин, сначала рождалась музыка. Затем «закрутилось-завертелось»: доработка сценария, создание декораций, разработка эскизов костюмов, написание аранжировки, хореография, разучивание вокальных партий...
На отработку танцевальных движений у артистов было меньше месяца, активные репетиции начались только в конце лета. Танцорам академической школы пришлось погружаться в современный стиль, поэтому тренироваться приходилось и дома.
Режиссером спектакля выступила Анна Красильникова – за ее плечами большое количество хореографических, концертных и театральных представлений. С артистами «Дальнего Востока» плотно работал хореограф-постановщик, заслуженный работник культуры РФ Даниил Верещагин – он один из новаторов в новом направлении современной хореографии «неофолк». Художником-постановщиком стала Наталья Белова, которая как раз специализируется на костюмах и декорациях с элементами фольклора.
Кстати, именно костюмы и музыка – первое, на что обратили свое внимание зритель на премьере.
– Очень хороший, насыщенный звук и костюмы помогли быстро погрузиться в нужную атмосферу, – поделилась впечатлением зрительница по имени Анна.
– Я всегда присматриваюсь к мелочам. Здесь они оказались на высоте, особенно в декорациях, внешнем антураже, – рассказала посмотревшая спектакль девушка.
– Интересно. Впечатляет, – коротко резюмировал ее спутник.
Президент Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Хабаровского края Любовь Одзял призналась, что смотрела придирчиво, но тоже отметила соответствие сценических образов.
– Я каждую деталь посмотрела: одежду, костюмы, декорации, аудиоряд. Все соответствует. Единственное, бубнов маловато, можно добавить. Но, я думаю, они еще доработают, ведь это только первый показ. Эту работу надо продолжать, у нас еще много фольклора. Спасибо тем, кто помог реализовать – «Амур Минералс», филармонии. Они нас привлекали с самого начала, спрашивали наше мнение – мы очень ценим такое отношение, готовы работать дальше, – рассказала Любовь Одзял.
В начале спектакля замечаю в фойе несколько парней в охотничьих доспехах. Оказалось, здесь они ожидают своего часа: по сценарию вбегают на сцену на помощь Чорилю через проходы зала, создавая максимально тесный контакт со зрителем. Им, кстати, такой режиссёрский ход понравился – после спектакля в обсуждениях многие друг с другом отмечали эту деталь.
Актёры рассказывают, что в процессе подготовки все настолько увлеклись «погружением в материал», что даже научились различать орнаменты народов Амура и Дальнего Востока. К тому же у них был консультант от Гродековского музея – кандидат искусствоведения Галина Титорева.
– В основу программы легла поэзия авторов народов Крайнего Севера и Дальнего Востока, а также чудесные, самобытные и своеобразные Амурские сказки. Для передачи всей красоты образов и быта древней культуры, музыка представляет собой симбиоз современных и этнических инструментов, тембров, звуков природы, положенных на ритмическую основу танцев народов Дальнего Востока, – рассказала композитор проекта, художественный руководитель ансамбля «Дальний Восток» Юлия Давыдова.
Всё действо разворачивается на фоне суровой и величавой природы Дальнего Востока, воссоздать которую на сцене – отдельное искусство. Расстараться пришлось и тем, кто шил костюмы – это чета Новоселовых, у которых свое швейное производство в Хабаровске. Вообще-то специализация их компании – спортивная одежда, но Егор и Наталья с охотой откликнулись на предложение поработать над спектаклем.
– Времени было мало: два месяца. Нам дали картинки и краткое описание, после чего нам пришлось изучить интернет «вдоль и поперек», в результате мы сделали техническое описание, рисунки и лекало, – рассказывает Егор Новоселов.
Понадобилось сшить 40 сценических костюмов, каждый – уникальный. При этом производство такого наряда кардинально отличается от спортивного или повседневного: тут тебе и амурские узоры, и орнамент, и ручная масляная роспись.
– Трудились даже по ночам, чтобы успеть. И успели! – не скрывает радости Егор Новоселов.
Полученный опыт, возможно, выльется в создание линейки одежды с орнаментами народов Амура. Интерес ко всему этническому в постоянном тренде.
Впрочем, это видно по премьерным показам – оба дня в концертном зале филармонии не было свободных мест. После Хабаровска постановка отправится в путь: туда, где большое искусство не частый гость. В рамках проекта «Культурные гастроли» «Косы Чольчинай» смогут увидеть зрители Комсомольского, Амурского и Нанайского районов.
165 идей представили жители Хабаровского края на всероссийский конкурс «Сильные идеи для нового времени» в этом году. Эксперты отобрали шесть лучших – они попадут в общероссийскую копилку инициатив. Из 1000 перспективных идей со всей страны в шорт-лист пройдут 100 – их представят на итоговом мероприятии форума в Москве 28 – 29 июня. В рамках пленарного заседания авторы презентуют десять проектов и пять брендов инициатив президенту Владимиру Путину.
От экскурсий по закулисью аэропорта до образовательных программ в колледжах и университетах – таков охват идеи, которую представил заместитель исполнительного директора по коммерции, качеству и сервису АО «Хабаровский аэропорт» Юрий Кондратчик, внук первого в мире летчика-космонавта Юрия Гагарина.
Производственные экскурсии по аэропорту должны разбудить в подростках и детворе тягу к небу. Во время такого визита можно будет проделать весь путь от зала регистрации до момента посадки в самолет, узнать как проходит предполетная подготовка, познакомиться с техникой и специалистами, работающими в аэропорту, увидеть, как организован досмотр пассажиров и даже побывать в кабине пилота.
«Именно Хабаровск является историческим центром авиации на Дальнем Востоке. Благодаря стратегии России разворота на восток возникают новые перспективы и новые вызовы, реализуются масштабные проекты развития аэропортовой инфраструктуры, осваивается выпуск новых воздушных судов, идет освоение беспилотников – все это требует кадрового обеспечения. Наш проект и призван частично решить эту проблему. Последние пару лет занимаемся активным взаимодействием с учебными учреждениями, с прошлого года организованы экскурсии в рамках профориентационных программ, привлекаем учащихся к разным мероприятиям на территории аэропорта, и уже видим результаты работы – ребята принимают решение о трудоустройстве», – сообщил Юрий Кондратчик.
Автор идеи – проректор КГАОУ ДПО «Хабаровский краевой институт развития образования» Андрей Ковалевский.
Полигон креативных компетенций – это образовательно-производственный кластер, который объединит местные креативные площадки, заинтересованную молодежь, существующие сообщества и создаст необходимую коммуникацию с внешними партнерами и бизнесом. Полигон призван стать творческой базой по направлениям - полнометражная анимация, кинопроизводство, создание медиаконтента.
«Проект способен в сжатые сроки подготовить специалистов и профессиональные команды для креативной экономики края. В рамках совместной работы с образовательными учреждениями Хабаровского края будут проходить производственные практики, стажировки, соревнования профессионального мастерства. Обучающиеся полигона научатся создавать продукты российского и международного уровня. После открытие полигона планируется создание колледжа креативных индустрий – таким образом, получится полноценная система подготовки специалистов для экономики региона», – рассказал Андрей Ковалевский.
Автор идеи – начальник отдела согласований технических условий, заключений и НИОКР ФБУ «Администрация Амурводпуть» Альвина Кейпан.
Настольная игра-викторина о судоходстве по Амуру. Рассчитана на возраст участников от шести лет, сделана на основе реального участка реки, с реальными условиями плавания. Помимо знакомства с навигационными знаками и основами судовождения, участники игры попутно узнают интересные факты о регионе.
«Игра помогает на раннем этапе профориентирования детей, а также привить любовь к родному краю. Планируем серию подобных игр, посвященных рекам Дальнего Востока – например, Зее и Лене», – уточнила автор идеи.
Автор идеи – предприниматель, член общины КМНС «Хотон Меу» Екатерина Кай.
Хагдун андахасал переводится как «дом друзей». Цель проекта – создать единое пространство для знакомства с традициями, культурой, особенностями быта, родными языками коренных малочисленных народов Севера. В деревне будут построены восемь дворов в стиле различных коренных и малочисленных народностей, проживающих в Хабаровском крае. В каждом дворе вместе с традиционными постройками предусмотрены помещения для мастер-классов, спортплощадки. Здесь можно будет попробовать национальные блюда, пострелять из лука, покататься на оленьих и собачьих упряжках. Все дворы соединят одним туристическим маршрутом.
«На Дальнем Востоке нет подобных объектов, где бы на одной площадке были собраны все народы, проживающие в одном регионе. Это популяризация быта и культуры КМНС для нас и потомков. Хотим в будущем нарастить количество дворов до 40 дворов – это все КМНС Дальнего Востока», – рассказала Екатерина Кай.
Автор идеи – руководитель отдела продаж ООО «Авантелеком» Ольга Олешко.
Голосовой ассистент на базе ИИ должен стать единым первым рубежом обработки обратной связи от граждан по вопросам работы органов власти на федеральном и региональном уровне. Обратившийся на линию может рассказать о проблеме в свободной форме, а голосовой ассистент передаст запрос в соответствующую инстанцию. Эффект от внедрения – минимизация потерь обращений, снижение нагрузки на специалистов колл-центра, получение оперативной обратной связи от населения, для граждан – это уменьшение времени ожидания, получение информации более удобным способом, повышение лояльности.
«По статистике Росстата за прошлый год, лишь 56% людей старше 50 лет могут активно использовать интернет-сервисы, в том числе государственные. Наш голосовой помощник поможет записаться на прием к врачу или вызвать врача на дом, получить консультацию или пожаловаться на некачественную услугу. Не нужно личное присутствие, не нужен интернет для подачи обращения для включения в эту систему – надо один раз позвонить. Это удобно и населению, и властям», – уверена автор идеи.
Автор идеи – директор АНО «Агенство привлечения инвестиций и развития инноваций Хабаровского края Андрей Дымченко. Соавтор идеи – замдиректора по развитию инноваций АНО Агентство привлечения инвестиций и развитию инновация Хабаровского края Дмитрий Симон.
Проект «Цифровой кампус» – это интеграция науки и бизнеса, это единая информационная среда вузов, кампусов, школ и учреждений дополнительного образования. Всё, что необходимо студенту, ученику для получения знаний и организации досуга, можно будет сделать в одном приложении.
«Создание единого студенческого пропуска для бронирования площадок, лабораторий, спортзалов, библиотек дает возможность пользоваться благами более сильных институтов для всех, кто в системе. Это еще и механизм монетизации – сдача в аренду пустующих площадей. На выходе вузы сокращают расходы на содержание инфраструктуры. Объединение системы создает конкуренцию не только между студентами, но и для бизнеса – можно закидывать на платформу небольшие заказы для студентов. На выходе студенты знают, что такое бизнес. В пилотном проекте уже дал согласие участвовать Тихоокеанский государственный университет и Дальневосточный государственный университет путей сообщеия, – объяснил Дмитрий Симон.
Команда, разрабатывающая идею цифрового кампуса, в прошлом году тоже участвовала в конкурсе «Сильные идеи для нового времени» с проектом «Госпартнер». По итогам конкурса эта идея вошла в топ-100 по России. И пусть в первую десятку проект не выбился, он реально работает и развивается, принося пользу. На данный момент проект запущен на стадии пилотирования.
Проект «Госпартнер» – это альтернативный механизм по получению в аренду государственной недвижимости для ведения бизнеса за счет применения инновационных технологий. Идея проекта предполагает начисление арендной платы за использование имущества в режиме «онлайн», что позволит сократить сроки проведения процедур по получению имущества в аренду.
«Проект “Госпартнер” – это когда люди платят не фиксированную ставку, а процент с выручки. Запустили пилот: в рамках одного из госучреждений помогли сдать площадь в аренду, поставили вендинговый аппарат и с бизнесом договорились, что он полностью передает нам данные, сколько у него выручка на этой территории. Теперь мы сможем определить, сколько бы он платил за аренду, если б он платил процент от выручки. Сейчас законодательство запрещает использовать такой механизм, поэтому пока мы теоретизируем, но мы на финальной стадии подачи заявки в Минэк РФ для получения статуса экспериментально-правового режима. Главное – не останавливаться и продолжать развивать проект, главное, чтобы инициаторы горели своей идеей», – добавляет Симон.