Поделиться
Как отрастить «Косы» за месяц
Поделиться

Ровно через месяц после того, как режиссер Анна Красильникова из Нижнего Новгорода и художник-постановщик Наталья Белова ступили на дальневосточную землю, на сцене концертного зала Хабаровской краевой филармонии с успехом прошла премьера музыкальной мистерии «Косы Чольчинай».

фото: Амур минералс

Пересказать постановку по мотивам сказок народов Приамурья и сказаний народов Крайнего Севера несложно. Это история двух влюбленных: юноши Чориль, которому приходится бороться за свою любовь, вступать с битву со стихией, и юная красавица Чольчинай – ей предстоит духовно повзрослеть, чтобы стать невестой. Чтобы стать достойной женой Чорилю, она должна научиться заплетать косы и берет уроки у шамана, который пытается разлучить пару: он сам имеет виды на Чольчинай. И хотя фабула кажется простой, её воплощение потребовало от создателей мюзикла недюженных усилий, терпения и фантазии.

Создавался спектакль, конечно, не месяц – за такой короткий срок не успеть. Идея родилась несколько лет назад, но к репетициям удалось приступить лишь в феврале, когда у музыкальной мистерии появился партнер, поддержавший творческий замысел материально – «Амур Минералс».

 Афиша проекта

Как рассказывает директор филармонии Игорь Мосин, сначала рождалась музыка. Затем «закрутилось-завертелось»: доработка сценария, создание декораций, разработка эскизов костюмов, написание аранжировки, хореография, разучивание вокальных партий...

На отработку танцевальных движений у артистов было меньше месяца, активные репетиции начались только в конце лета. Танцорам академической школы пришлось погружаться в современный стиль, поэтому тренироваться приходилось и дома.

Сцена из мюзикла «Косы Чольчинай». фото: Амур минералс

Режиссером спектакля выступила Анна Красильникова – за ее плечами большое количество хореографических, концертных и театральных представлений. С артистами «Дальнего Востока» плотно работал хореограф-постановщик, заслуженный работник культуры РФ Даниил Верещагин – он один из новаторов в новом направлении современной хореографии «неофолк». Художником-постановщиком стала Наталья Белова, которая как раз специализируется на костюмах и декорациях с элементами фольклора.

Кстати, именно костюмы и музыка – первое, на что обратили свое внимание зритель на премьере.

– Очень хороший, насыщенный звук и костюмы помогли быстро погрузиться в нужную атмосферу, – поделилась впечатлением зрительница по имени Анна.

– Я всегда присматриваюсь к мелочам. Здесь они оказались на высоте, особенно в декорациях, внешнем антураже, – рассказала посмотревшая спектакль девушка.

– Интересно. Впечатляет, – коротко резюмировал ее спутник.

Президент Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Хабаровского края Любовь Одзял призналась, что смотрела придирчиво, но тоже отметила соответствие сценических образов.

– Я каждую деталь посмотрела: одежду, костюмы, декорации, аудиоряд. Все соответствует. Единственное, бубнов маловато, можно добавить. Но, я думаю, они еще доработают, ведь это только первый показ. Эту работу надо продолжать, у нас еще много фольклора. Спасибо тем, кто помог реализовать – «Амур Минералс», филармонии. Они нас привлекали с самого начала, спрашивали наше мнение – мы очень ценим такое отношение, готовы работать дальше, – рассказала Любовь Одзял.

Сцена из мюзикла «Косы Чольчинай». фото: Амур минералс

В начале спектакля замечаю в фойе несколько парней в охотничьих доспехах. Оказалось, здесь они ожидают своего часа: по сценарию вбегают на сцену на помощь Чорилю через проходы зала, создавая максимально тесный контакт со зрителем. Им, кстати, такой режиссёрский ход понравился – после спектакля в обсуждениях многие друг с другом отмечали эту деталь.

Актёры рассказывают, что в процессе подготовки все настолько увлеклись «погружением в материал», что даже научились различать орнаменты народов Амура и Дальнего Востока. К тому же у них был консультант от Гродековского музея – кандидат искусствоведения Галина Титорева.

 Сцена из мюзикла «Косы Чольчинай». фото: Амур минералс

­– В основу программы легла поэзия авторов народов Крайнего Севера и Дальнего Востока, а также чудесные, самобытные и своеобразные Амурские сказки. Для передачи всей красоты образов и быта древней культуры, музыка представляет собой симбиоз современных и этнических инструментов, тембров, звуков природы, положенных на ритмическую основу танцев народов Дальнего Востока, – рассказала композитор проекта, художественный руководитель ансамбля «Дальний Восток» Юлия Давыдова.

Всё действо разворачивается на фоне суровой и величавой природы Дальнего Востока, воссоздать которую на сцене – отдельное искусство. Расстараться пришлось и тем, кто шил костюмы – это чета Новоселовых, у которых свое швейное производство в Хабаровске. Вообще-то специализация их компании – спортивная одежда, но Егор и Наталья с охотой откликнулись на предложение поработать над спектаклем.

– Времени было мало: два месяца. Нам дали картинки и краткое описание, после чего нам пришлось изучить интернет «вдоль и поперек», в результате мы сделали техническое описание, рисунки и лекало, ­– рассказывает Егор Новоселов.

фото: EastRussia 

Понадобилось сшить 40 сценических костюмов, каждый – уникальный. При этом производство такого наряда кардинально отличается от спортивного или повседневного: тут тебе и амурские узоры, и орнамент, и ручная масляная роспись.

– Трудились даже по ночам, чтобы успеть. И успели! – не скрывает радости Егор Новоселов.

Каждый костюм в постановке «Косы Чольчинай» – достойный экземпляр швейного искусства. фото: EastRussia

Полученный опыт, возможно, выльется в создание линейки одежды с орнаментами народов Амура. Интерес ко всему этническому в постоянном тренде.

Впрочем, это видно по премьерным показам – оба дня в концертном зале филармонии не было свободных мест. После Хабаровска постановка отправится в путь: туда, где большое искусство не частый гость. В рамках проекта «Культурные гастроли» «Косы Чольчинай» смогут увидеть зрители Комсомольского, Амурского и Нанайского районов.

Алексей Елаш Теги:
Картина дня Вся лента
Поделиться
Как отрастить «Косы» за месяц

Читать полностью
Поделиться
Мал театр да удал

Театры необходимы людям в любые времена: они вдохновляют и придают сил, трогают до глубины души, побуждают задуматься о жизненных ценностях. И чтобы обратиться к этому виду искусства, вовсе необязательно ехать в мегаполисы. Сегодня все чаще даже в малых городах можно найти авторитетные театральные коллективы, получившие признание на федеральном уровне.

Читать полностью
Поделиться
Как отрастить «Косы» за месяц

Читать полностью
Поделиться
Как отрастить «Косы» за месяц

Читать полностью
Поделиться
Как отрастить «Косы» за месяц

Читать полностью
Поделиться
Шесть сильных идей в копилку РФ от Хабаровского края

Читать полностью
Поделиться
«Даурия»: этно-драйв по-читински

За несколько дней до дня «Д»...

«Четыре колонны из десятков гостей фестиваля выстроятся и с четырех углов площади двинутся друг другу навстречу, чтобы слиться посередине», – режиссер Александр Малханов из Улан–Удэ раскладывает на столе наброски. На его пассы руками можно смотреть долго – это красиво настолько, что кажется, он не объясняет план праздника, а колдует над листами бумаги, чтобы там появились и ожили картинки.

«Идти будут медленно, – продолжает Малханов, – понесут флаги и изображения родов. Каждый шаг – в аккорд песни «Гимн Чите», которую в этот момент на сцене будет исполнять Дмитрий Ревякин, лидер группы «Калинов мост»... 

Читать полностью
Поделиться
Чувствуйте себя как дома

Читать полностью
Поделиться
Тропа жизни Владимира Арсеньева

Мало кто внес в изучение Дальнего Востока такой же вклад, как Владимир Арсеньев. Он организовал 12 крупных системных экспедиций по Хабаровскому краю и Приморью, исследовал Сихотэ-Алинь, опубликовал более 130 опубликованных научных исследований и работ о географии региона, о населяющих его народах и о его природном богатстве. Самые значимые вехи его жизни и труда - в материале EastRussia.

Читать полностью
Поделиться
Как отрастить «Косы» за месяц

Читать полностью
Поделиться
Дальневосточный гектар тигра Гектора

Чуть более суток понадобилось тигру Гектору, чтобы с соблюдением всех формальностей преодолеть пять тысяч километров по воздуху и еще 340 по земле. Из Челябинска его привезли в Екатеринбург, оттуда – самолётом в Хабаровск, и затем в центр реабилитации диких животных «Утёс» в Хабаровском крае. Здесь он получил в своё распоряжение просторный вольер по соседству с другим «уральским» тигром Жориком, которого тоже спас челябинский «Айболит» Карен Даллакян.

Читать полностью
Больше материалов