Поделиться
Калории, Мальдивы, квадраты
Поделиться

О практике инвестиционных презентаций на примере Sram and Mram

Дмитрий Щербаков

Презентация инвестпроектов Хабаровского края для индийской Sram&Mram прошла в минувшую пятницу в доме официальных приемов регионального правительства. Индийцы приехали в ответ на недавний визит делегации РФ — возглавлял ее вице-премьер Юрий Трутнев, а одним из участников был хабаровский губернатор Вячеслав Шпорт. Губернатор отсутствовал, вместо него гостей принимали первые зампреды — по вопросам экономики Василий Шихалев и по инвестициям и приоритетным проектам Юрий Чайка. Не пугайтесь, я не буду пересказывать официальные пресс-релизы (зачем — они разошлись по всем лентам). Просто остановлюсь на нескольких деталях.

Во-первых, что это за компания такая — Sram&Mram Ltd. (почему-то превратившаяся в хабаровском написании в SRAM&MRAM, видимо, чтобы не было лишних ассоциаций со словом «срам»). На официальном сайте группы она называется вовсе и не индийской даже, а международной — базирующейся в Великобритании «со следами присутствия на пяти континентах и в 12 странах» (with footprints across 5 continents and 12 countries). Встречается также написание SRam & MRam и S.Ram & M.Ram.

Нынешняя линейка интересов Sram&Mram впечатляет, но в основе ее все-таки агрикультура. «Мы считаем, три кита любой экономики — природные ресурсы, сельское хозяйство и информационные технологии»,— сказал первооснователь и президент группы Сайлеша Лаху Хиранандани. А начинал он свой бизнес 40 лет назад, по его же словам, с небольших сельскохозяйственных поставок риса и арахиса в республике Кампучия (сейчас королевство Камбоджа) и кредитов фермерам.

Лично для меня, впрочем, так и осталось загадкой название компании. Хотя господин Хиранандани, к его чести, попытался объяснить его присутствующим. Он сказал, что сначала компания называлась Sram. Вообще-то английское ram — это глагол «таранить» или существительное «таран» (а также «поршень» и «баран», между прочим). Но в эпоху появления «персоналок» RAM стало обозначением оперативной памяти компьютера, а SRAM и MRAM — ее стандартов. «SRAM stands to super ram, and MRAM — to mega ram»,— так дословно сказал в самом начале встречи президент компании. Переводчик перевела абсолютно бесхитростно: вот то-то значит «супер рэм», а то-то — «мега рэм».

Что имелось в виду? Карты памяти? Нечто иное? Господин Хиранандани продолжил, по крайней мере, на слух я воспринял его так: «Super ram — the products are we leading, are existing in a world now. And mega ram — the products which are not coming». Но это никак не проясняет картину. Видимо, те, кто пообщался с индийцами подольше, могут все это объяснить.

Вообще, как я понял, Sram&Mram сейчас — это бизнес-ангелы, вкладывающие инвестиции в конкретные небольшие проекты-стартапы. Вот совсем свежий пример — компания вкладывает в индийского производителя фруктов, чтобы он открыл свои магазины.

Интерес Sram&Mram в Хабаровском крае вызывают прежде всего его полезные ископаемые, признал Сайлеша Лаху Хиранандани прессе в перерыве встречи. На информационные ленты это ушло в такой трактовке: «Нас интересуют золото, серебро, уголь и другие ресурсы. В международной практике нашей компании вложения в такие проекты требуют от $5 до 10 млн, более точную сумму можно будет назвать позднее» (цитата по ТАСС). На самом деле индийский бизнесмен сказал, что его компанию интересуют «any kind of natural minerals: tin, coal, gold, silver, glina» и упомянул, что вложения могут составлять и $10-500 млн.

В ходе презентации инвестпроектов Сайлеша Лаху Хиранандани живо интересовался всем. Он не просто так приехал на Дальний Восток. И что меня поразило — и это во-вторых. Некоторые из презентовавших проекты топ-менеджеров и менеджеров не смогли — вдумайтесь в это — удовлетворительно ответить на вопросы потенциального инвестора. А вопросы у господина Хиранандани были не в бровь, а в глаз.

Первому заместителю исполнительного директора ОАО «Хабаровский аэропорт» Эльвире Ванюшкиной он сказал: «У вас в презентации обозначены источники финансовых ресурсов — own funds, investment fund, borrowed funds». «What does it mean?» — спросил он. Вот так это выглядело на картинке (полюбуйтесь заодно будущим пассажирского терминала Хабаровска — оно же когда-то да наступит):

Вопрос означал, если я ничего не путаю, буквально следующее — а источники средств-то у проекта уже есть? «Способы инвестиций возможны различные: собственные, заемные, мы работаем с Фондом развития Дальнего Востока»,— сказала Эльвира Ванюшкина. Между тем, следовало из презентации, аэропорт все так же ищет инвесторов: «Partners we are looking for: Direct investors, Investment banks and funds, Developers, Profile operators». Президент Sram&Mram признал, что проект интересен для его компании, и она может выступить одним из фондов, которые будут его финансировать.

У исполнительного директора «Сахатранса» Владимира Шиянова, рассказывавшего, как компания строит терминал стоимостью $450 млн (а вложила уже $80 млн) по экспорту к 2019 году 12 млн тонн угля. «А какой уголь?» — спросил господин Хиранандани. «В основном коксующийся уголь для металлургии, и он рассматривается как основной. Также есть возможность поставки энергетического угля»,— рассказали ему. «А калорийность какая?» — не отставал господин Хиранандани. «Специфический вопрос. Достаточная для металлурги. По-моему, около 3500 Ккал/кг»,— не очень уверенно сказал представитель «Сахатранса». И только когда выступал уже следующий инициатор проекта, вклинился в чужую презентацию и уточнил: 5700-6000 на кг.

Очень много вопросов глава Sram&Mram задал Роману Романовскому — директору по инвестициям и развитию бизнеса ООО «УК РФП Групп». Разговор шел на английском. Стороны выясняли, какова структура вывоза и какие породы преобладают: мягкие или твердые.

Задал Сайлеша Лаху Хиранандани вопрос и директору по работе с резидентами промпарка «Авангард» Даниилу Мельникову (тоже разговаривали на английском): сколько будет стоить аренда гектара в вашем промпарке? Хотел сравнить с азиатскими ценами. Но Даниил объяснил, что просто так взять и арендовать не получится — нужно выкупать.

Пришлось подключаться Юрию Чайке, чтобы объяснить: аренда земельных участков стоит очень по-разному. Земля для сельского хозяйства, к примеру, обойдется в Хабаровском крае всего в $4 за гектар. Глава Sram&Mram очень удивился. «Если земля используется добросовестно, договор продлевается автоматически. Через три года безупречного использования можно выкупить за 15% от кадастровой стоимости»,— рассказал Юрий Чайка. Но в центре Хабаровска, добавил он, аренда может стоить и 20 млн руб. за гектар в год.

Интерес вызвало также сообщение гендиректора АО «Хабаровский судостроительный завод» Игоря Васько: завод предложил рассмотреть проект строительства моторных лодок. «При производстве 1 тыс. лодок в год период окупаемости составит в районе 5 лет»,— сказал судостроитель, но никаких деталей больше не раскрыл. «Мы сейчас начинаем проект водного такси на Мальдивах»,— оживился президент Sram&Mram. «Это как раз подходит к водному такси. Можно делать суда вместимостью от 5 пассажиров»,—сказал судостроитель. «А до 50?» — «Это все реально».— «Сконтактируем».

Но «вишенку» на торт положила Варвара Кравцова — менеджер по сопровождению ключевых инвестпроектов ООО «Офис-центр». Того самого небоскреба, который должен появиться на улице Калинина — сейчас на участке идут геологические изыскания. (Кстати, в небоскребе может прописаться сеть люксовых гостиниц Carlton — с ней подписано соответствующее соглашение, рассказала госпожа Кравцова. Раньше речь шла только о Radisson, и на сайте проекта обозначен именно этот бренд).

Сайлеша Лаху Хиранандани несколько минут пытался выяснить у Варвары cost of construction — не суммарные требуемые инвестиции (8,7 млрд руб.), а именно себестоимость возведения «квадрата». Но Варвара ответить на вопрос так и не смогла. «Now I can’t»,— извинилась она.

«Я просто хотел выяснить, на какой основе вы рассчитывали инвестиции. Сумма есть, а как вы ее рассчитывали, не показали»,— сказал президент Sram&Mram. «Пока концепция только. Когда они проведут все необходимые изыскания, будет ясно»,— уточнил Юрий Чайка.

Мне показалось, глава Sram&Mram расстроился.

И инициатор проекта, думаю, не в восторге.

А вот не нужно было на встречу с миллионерами посылать простых менеджеров, пусть даже и англоговорящих.

SaveSaveSaveSave Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов