Камчатка снежная, рыбная, технологичная
22.09.2017 01:29
Создатели павильона Камчатского края на ВЭФ-2017: «Желание удивлять двигало нашими попытками заставить снег летать в конце августа»
На Восточном экономическом форуме про возможности инвестирования в экономику российского Дальнего Востока не только рассказывают – их еще и показывают. На выставке Улица Дальнего Востока каждый регион ДФО представляет свой уникальный стенд, которым старается удивить и привлечь. Стенд Камчатского края последние два года становился лучшим как в формальном зачете, так и в неформальном (по количество лайков в соцсетях и фотографий гостей в Инстаграме). И в этом году он не обманул ожиданий, показав гостям снег в августе, горнолыжный спорт, теплицу с огурцами и рыбалку в тулупах.
"Камчатский выставочно-инвестиционный центр" и ТАСС Фото (фотобанк ВЭФ)
О том, как удается все это организовать в тридцатиградусную жару на острове Русский, а также о том, какую дальнейшую практическую пользу приносят подобные проекты региону, EastRussia рассказал Владимир Русанов, директор Камчатского выставочно-инвестиционного центра.
– Стенд Камчатского края на Улицах Дальнего Востока удивил всех: снег хрустел под ногами, резвилась метель, люди вытаскивали корюшку из-подо льда, огурцы плодоносили, а рядом люди мчались на сноубордах и горных лыжах... Как вообще зародилась идея сделать нечто подобное?
– Впервые мы задумались о концепции еще в рамках работы на ВЭФ-2016, когда многие посетители, осматривая наш павильон, говорили, что Камчатский край – уникальный регион, где снежно почти круглый год и можно кататься на лыжах, сноуборде и рыбачить почти все свободное время. Поэтому мы решили вписать эти ассоциации наших потенциальных туристов в концепцию стенда на 2017 год.
На первом заседании рабочей группы по подготовке к форуму под руководством заместителя председателя правительства края Марины Субботы было решено продемонстрировать именно зимнюю Камчатку, что, конечно, на первый взгляд казалось практически нереализуемо. Все-таки период проведения форума – самое начало осени с обилием зелени и тепла.
– То есть работа предстояла сложная?
– Еще бы! Этот форум был самый сложный на нашей памяти. Он был в разы сложнее, чем даже подготовка к выставке регионов на Олимпиаде в Сочи.
Нам катастрофически не хватало времени. Всего на подготовку к форуму у нас было восемь месяцев, на застройку павильона – один месяц. А ведь застроить надо было более 800 кв. м, что почти в семь раз больше, чем в 2016 году. А так как на протяжении последних двух лет наш стенд признавали лучшим, то в этом году у нас отсутствовало право на ошибку. Мы не могли не оправдать ожидания участников форума в том, что Камчатка продолжит удивлять на Улице Дальнего Востока.
– Кто участвовал в разработке стенда? Все делалось силами «своих», или заказывали что-то в других регионах?
– Концепция стенда, основное эскизное проектирование и подбор материалов для оформления были сделаны на Камчатке, силами коллектива «Камчатского выставочно-инвестиционного центра». Этнодеревню спроектировал наш замечательный мастер этнической архитектуры Сергей Кутынковав. Также в разработке концепции нам помогали и наши приморские коллеги, за что им отдельное спасибо.
Но я считаю, что для того, чтобы павильон нес в себе душу региона, его характер, культурные особенности, основа его концепция должна придумываться в самом регионе. Именно это и поможет не потерять важные отличительные черты и особенности субъекта.
В целом, над стендом трудилась команда из более чем 20 человек.
– Камчатка привезла на Улицы Дальнего Востока свои основные бренды – Берингию, снег, рыбалку, горнолыжный спорт и тихоокеанский круглогодичный серфинг, культуру коренных малочисленных народов Камчатки. Однако были и неожиданности: например, новаторская теплица. Расскажите поподробнее об этом проекте.
– Идея с теплицей пришла случайно, на одном из совещаний рабочей группы. Изначально это вообще задумывалось как арт-объект. Мы собрали специалистов из разных сфер: от 3D-дизайнеров и программистов до электромонтажников, инженеров и агрономов. Посовещавшись, мы поняли, что теоретически мы сможем сделать миниатюрную модель полностью работающего тепличного комплекса с дружественным для неподготовленных пользователей компьютерным интерфейсом управления.
Появилась идея высадить в теплице настоящие огурцы на разных стадиях созревания. Мы выбрали сорт с гладкими длинными плодами, которые очень популярны на Камчатке, и заказали вырастить их у ФГУП «Дальневосточное» из села Суражевка Приморского края. Отдельной спецоперацией было доставить огурцы в специальных ящиках из комбината на остров Русский – это ведь больше 60 км дороги, а нам надо было довезти растения высотой до двух метров в целости и сохранности, чтобы не один плод не отпал.
После форума мы передали теплицу Дальневосточному федеральному университету для научных экспериментов и практических работ в области сельского хозяйства. Более того, правительство Камчатского края и университет сейчас готовят к подписанию договор о научной работе в рамках территории опережающего развития «Камчатка» и строительстве тепличных комплексов.
– Основным элементом стенда стал снег. Как удалось организовать самую настоящую метель в конце августа?
– Желание удивлять – вот что двигало нашими попытками заставить летать снег в конце августа во Владивостоке, организовать подледную рыбалку в тулупах на жаре 28 градусов и дать возможность людям потрогать изморозь на постройках.
Первым делом мы начали искать похожие проекты, чтобы понять, как это можно реализовать. Однако все, что мы нашли, ограничивалось одной фотографией инсталляции в токийском музее Mori Art Museum известного японского дизайнера Токуджину Йошиока. Инсталляция под названием Snow представляла собой 15-метровую композицию: стеклянный аквариум, наполненный пухом, который от порывов искусственного ветра взлетает вверх, вызывая ассоциации с хлопьями падающего снега.
В апреле мы начали экспериментировать с запуском снега в своем конференц-зале. Мы заказали несколько видов искусственного снега из различных материалов на фабрике, которая производит его для киностудий и, после четырех недель экспериментов, сумели заставить искусственный снег летать.
После этого мы пригласили к себе проектировщика вентиляционных систем, продемонстрировали ему, что снег летает и попросили сделать проект по образцу, уместив всю компактную вентиляционную систему между стен павильона. Через месяц проект был готов; оборудование для него, кстати, мы заказывали по всей России – от Москвы до Владивостока, так что его смело можно назвать межрегиональным.
Кроме летающего снега, мы приготовили для гостей форума еще одно представление – ночной 3D-мэппинг: на две из четырех стен павильона в темное время суток проецировались видеофильмы. И так получилось, что именно наша приточно-вытяжная система вентиляции (которая заставляла снег летать) еще и позволила избавиться от конденсата на стенах павильона (особенность островной погоды – образование сильнейшего конденсата после захода солнца). Что в свою очередь дало возможность проекторам правильно фокусироваться. Вот такая техническая синергия получилась!
– У вас на стенде можно было еще и порыбачить. Расскажите поподробнее об этом аттракционе – как реагировали гости стенда?
– По нашему замыслу участники должны были одевать тулупы, валенки и шапки ушанки и ловить корюшку в пробуренных лунках. Дело далеко не простое, особенно для девушек на каблуках, но очередь на аттракцион была всегда человек 30, не меньше, среди которых большую половину составляли как раз представительницы прекрасного пола. Видимо сказывается желание испытать те же ощущения, ради которых мужчины встают ни свет ни заря, едут на машине четыре часа, а потом сидят в одной и той же позе шесть часов в ожидании добычи. Неожиданностью для нас стала дикая популярность призов, которые мы подготовили для этого конкурса-аттракциона – рыбы-подушки «Нерка», «Горбуша» и «Синекорый палтус». Получился своеобразный флэшмоб, когда люди с рыбами в руках ходили по Улицам Дальнего Востока, как будто после рыболовной путины.
– Горнолыжный аттракцион привлекал особое внимание. Расскажите что особенного было в этом тренажере?
– Я бы не называл его аттракционом. Это в первую очередь профессиональный, лучший на Дальнем Востоке тренажер, который позволяет спортсменам поддерживать свою форму в межсезонье и летние месяцы. А выделялся он, в первую очередь, профессиональным тренером, который на нем работал все дни форума. За дни работы выставки больше тысячи человек испытали свои силы на нем. Порядка 80% из них встали на лыжи или сноуборд впервые. И все благодаря нашему замечательному тренеру Максиму Петрову, который стал одной из звезд Улицы Дальнего Востока.
Дальнейшая судьба тренажера – уехать на Камчатку, на горнолыжную базу в спортивную школу. Наверное, это будет первый опыт в России, когда подобный тренажер будет стоять рядом с горнолыжным склоном, когда, например, ребенок сможет освоить технику на тренажере и тут же опробовать ее в деле на снежном склоне. Но никто и тренировки в межсезонье не отменял. Надеемся, что теперь наши спортсмены будут побеждать на мировых турнирах еще чаще! Кстати, этот тренажер – российская разработка.
– Что больше всего запомнилось гостям? Какова была реакция на стенд в соцсетях?
– В первую очередь, на мой взгляд, гостям запомнился снег. Ведь увидеть снег, походить по нему в начале сентября, можно, наверное, только на Камчатке – на каком-нибудь из вулканов. А тут настоящее лето, люди загорают и купаются. В соцсетях в первые дни форума можно было встретить сотни фотографий с зимней рыбалки, катания на горных лыжах и сноуборде и собачьих упряжках.
Также людям запомнилось и обилие оленьих шкур, которыми были обтянуты наши этнические постройки. При этом ни один олень не пострадал, так это были реалистичные имитации из современного материала. Кстати, этот материал стал своеобразным открытием не только для нас, но и для многих наших мастеров-ремесленников, которые профессионально занимаются строительством этнических декораций. Материал очень неприхотливый и значительно дешевле настоящих шкур.
– На стенде была также представлена книга «Сказочная Камчатка». Расскажете о ней поподробнее?
– Это интереснейший проект от наших давних партнеров – издательства PressPass, специализирующихся на выпуске книг, справочников и бизнес-изданий по Дальнему Востоку. Там собраны национальные сказки, очень красиво проиллюстрированы сказочные герои коренных народов Камчатки. Моей самой любимой особенностью книги является то, что, отсканировав специальный QR-код в книге, можно послушать сказку на национальном языке, например - корякском.
– С какими неожиданностями пришлось столкнуться при подготовке стенда?
– Чего только не было у нас в этот раз: от стандартных историй с потерей и порчей грузов до необычных прецедентов. Например, когда мы работали со снегом, выяснилось, что самый подходящий нам материал перестали выпускать из-за отсутствия сырья. Нам пришлось самим искать сырье и отправлять его на «фабрику снега» самостоятельно!
Потом один из наших контейнеров задержали, потому что сработала радиационная сигнализация. Рефконтейнеры с продукцией для рыбного рынка задержали, была угроза штрафа на 300 тыс. рублей, и все их содержимое Россельхознадзор Приморского края мог утилизировать – из-за ошибки в номере контейнера в ветеринарном удостоверении. Хорошо, что все разрешилось благополучно: ошибка была вовремя исправлена, рыбный рынок смог работать и угощать гостей! Разное бывало, но в целом все обошлось.
– Началась ли уже работа над проектом стенда в будущем году? Чем порадуете в гостей на ВЭФ-2018?
– Надо немного перевести дух и для начала осмыслить полученные результаты. Идей много и они сильно различаются между собой. Какая идея будет выбрана для концепции – покажет время!
– Что бы вы могли пожелать другим регионам при реализации своих концепций?
– Учитывая, сколько тратится сил и времени на эти мероприятия, я бы пожелал, чтобы стенды на Улицах Дальнего Востока имели и большую практическую значимость для регионов. Например, чтобы арт-объекты передавались в музеи и выставочные центры, создавались красочные путеводители и книги, которыми бы в дальнейшем успешно пользовались региональные туристско-информационные центры, а все презентационные разработки активно использовались регионами на других российских и международных выставочных площадках для привлечения внимание к нашему Дальнему Востоку.
–
Сколько стоила разработка концепции Вашего стенда?
– Поскольку концепцию стенда мы прорабатывали самостоятельно, а не заказывали ее на аутсорсинге, мы существенно сэкономили средства, направленные на создание стенда.
Алексей Литвинов
Теги: