Камчатский танцор учит детей и взрослых раскрывать индивидуальность через танец
Максим Панов, 25 лет. Родился в Петропавловске-Камчатском. Женат, отец двоих детей. С раннего детства, как и большинство камчатских детей, занимался горными лыжами. Закончил специальные курсы по работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья, стал спортсменом-ведущим для тотально слепой горнолыжницы. Образование среднее специальное, учитель физкультуры. Работает в сфере рекламы. Танцами занимается с 10 лет, во время студенчества это стало хобби, теперь своей задачей видит продвижение танцевальной культуры на Камчатке.
– Максим, тебя знают на Камчатке, ты популярен?
– Камчатка маленькая, но людей много. Наверное, все-таки да, многие меня знают – и коллеги-танцоры, и просто жители города, я часто выступаю на городских мероприятиях, я могу себя назвать медийным человеком. Я – неоднократный победитель фестивалей, конкурсов, танцевальных баттлов на региональном уровне. А в этом году я единственный с Камчатки прошел отбор на международную премию КАРДО – это масштабный фестиваль уличной культуры. Стал главным героем открытия финала премии, лицом фестиваля-2023. Непосредственно в баттлах меня отобрали в топ-20 танцоров России. Участие в КАРДО мне помогло еще раз заявить о себе, подтвердить свое имя. Получил благодарность от администрации города – приятно.
– Когда ты принял решение вплотную заняться наставничеством в танцах?
– Задумка была давно, и участие в проекте дало мне новый импульс. Это развитие для меня. Влившись в эту историю там – это очень большая мотивация для меня – прилетел на Камчатку и сразу начал заниматься открытием студии «ВНЕ РИТМА». В студии будет работать педагог по направлению «брейкинг» Дмитрий Григорьев – известный камчатский танцор, сам я тоже буду преподавать в направлении хип-хоп и фристайл. Набираю детей в возрасте от пяти лет, верхней границы нет. Есть педагог из Санкт-Петербурга по направлениям: «фрэйм ап» (танцевальный стиль, основанный на комплексе замедленных движений, сочетающихся с резкими перемещениями и остановками; танцоры двигаются парами их движения максимально синхронизированы), «хай хиллс» (направление танцев в туфлях на высоких каблуках); «стрип» (разновидность клубного танца, отличающегося отточенностью движений и подчеркнутой сексуальностью) – это для девушек старше 18. Девушки получат хорошую физическую нагрузку, смогут сесть на шпагат, подтянуть тело, с занятиями приходит женственность, чувство ритма.
– Чем твоя студия будет отличаться от других?
– Это полномасштабное обучение, так как каждым из этих стилей можно заниматься всю жизнь, не останавливаясь. Каждый день, год, месяц что-то новое создается, направление развивается. Но фишка не в этом. Объясню: я буду месяц с вами заниматься, ставить хореографию, повторяя одни и те же движения под музыку, и через месяц мы с вами совместно сможем станцевать танец. Но, если я вам включу другую музыку и попрошу потанцевать, вы, к сожалению, этого сделать не сможете, потому что не знаете других движений. Однако я развиваю индивидуальность танцора. Конечно у меня будет хореография, но, когда включится музыка, мои танцоры смогут создавать свой танец без проблем. Остальные камчатские студии заточены на хореографию – они танцуют картинку, которая строится в голове педагога. Этим я и отличаюсь от своих коллег. Плата за обучение у меня будет чуть выше среднего. Но уровень и возможности моей студии выше, чем у других.
– Танцем можно выразить множество эмоций и состояний, о чем говоришь ты?
– Я говорю о том же, о чем и название студии. Все мы двигаемся в определенном ритме и это нагоняет ощущение обыденности, мы бежим как белка в колесе, постоянно одно и то же. А я прошу людей отойти от всей суеты и быть вне ритма.
– Хотел бы поучаствовать в популярном сейчас проекте «Танцы на ТНТ»?
– Многие меня «толкают» туда. Хотел. У меня много хороших знакомых там выступали. У всех есть личный интерес, так как у многие имеют свои студии, а это шанс заявить о себе своим будущим воспитанникам и, в первую очередь, их родителям. Сейчас я тоже думаю, что мне это поможет в свете открытия студии. Возможно, зритель меня увидит на этом проекте.
– Насколько велико танцевальное сообщество на Камчатке?
– Не с чем сравнивать из-за нашей изолированности. Камчатка в плане современной танцевальной индустрии – не слишком прогрессивна. Сейчас, если спросить у местного жителя, который интересуется танцами, знаешь ли ты какую-нибудь школу – назовут одну или вообще ни одной. Хотя они есть. Я пытаюсь сделать это направление востребованным.
– Помимо открытия танцевальной студии, что в проектах?
– Буду делать мастер-классы, привозить профессионалов извне, открывать двухнедельные кэмпы с приглашенными танцорами. Надеюсь, администрация поможет с местом проведения. Вкладываться в молодежь у нас начали недавно, и сейчас тот самый пик, когда надо брать и делать. И я как раз в него попадаю. В планах на пятилетку – сделать студию «ВНЕ РИТМА» главной студией танца Камчатского края. Уезжать с Камчатки в ближайшие десять лет не собираюсь, пока не вырасту тут. Хочу добиться глобальных результатов здесь, а потом поразить больших акул за пределами Камчатки.
Всем хочу пожелать – не бойтесь себя, не рисуйте в голове границы. Будьте собой и познавайте новое. У нас все для этого есть!
беседовала Юлия БородинаКамчатку глазами коренных малочисленных народов транслирует этноблогер Карина Козуб
Знакомьтесь: Карина Козуб (Етаургина), 29 лет, чукчанка. Родилась на севере Камчатки, в селе Средние Пахачи. Окончила магистратуру технологического факультета КамчатГТУ. Руководитель детского национального ансамбля «К’аююпиль» (Олененок), депутат молодежного парламента при Заксобрании Камчатского края, артистка, активный блогер. Замужем, два года назад стала мамой. Позиционирует себя как «первый этноблогер на Камчатке».
– Карина, как вы пришли к пониманию, что вам интересно видеть себя как блогера?
– Я и в школе, и в университете всегда активно участвовала в общественной жизни – гастролировала с народным молодежным ансамблем Коритэв (аббревиатура сложена из названий национальностей, проживающих на Камчатке – «Кор» – коряки, «ит» – ительмены, «эв» – эвены), участвовала в форумах, студенческих мероприятиях. После получения диплома создала свой маленький детский ансамбль. Страничку в признанной экстремисткой и запрещённой сейчас в РФ сети Инстаграм завела, еще будучи студенткой, это и не блог был сначала, потом уже аудитория разрослась. Мы путешествовали и давали концерты, показывая нашу культуру, по многим городам России, и я замечала, что людям удивительно, что человек из далекого камчатского поселка так проявляется. Ведь мало ребят из числа КМНС, кто ведет блоги. Как-то мне написал парень с Ямала, спросив: ты этноблогер? С тех пор я стала позиционировать себя именно так.
Люди стали активнее подписываться, когда я стала показывать нашу национальную кухню – мы любим есть рыбьи головы, оленину, сырую рыбу, я собираю и готовлю мухоморы – у людей это вызывает отклик. Всё рассказываю в шуточной форме. Еще один пик популярности произошел лет пять назад, когда я с президентом Владимиром Путиным сфотографировалась на фестивале молодежи. Тогда тоже очень много подписалось людей.
– На каких ещё площадках вы ведете блоги?
– Инстаграм я не бросаю, хоть он и запрещен в России, но там больше всего подписчиков – около 5,5 тыс. человек. Во «Вконтакте» у меня около двух тысяч, «Одноклассники» тоже играют большую роль – там более взрослая аудитория, но не очень много пока – около 800. Позже буду развивать свой Telegram-канал. Мои подписчики – это, в основном, молодежь и возрастная категория 35-45 лет. География – вся Россия, есть и испанцы, немцы, много азиатских подписчиков.
– О чем еще вы рассказываете на своих страничках в соцсетях?
– Делаю упор на культуре, традициях и обычаях КМНС. Я рассказываю, как мылись раньше коренные народы, как красились, как делали татуировки, как отмечали и отмечают праздники, как собирают и едят мухоморы. Рецепты блюд из мухоморов не распространяю – это может быть опасно. Но люди интересуются. Благодаря моему блогу, многие приезжают на Камчатку, путешествуют, изучают, все пробуют. Сейчас делаю уклон на изучение языка. У нас с мужем есть проект «этнокарточки» на корякском языке (чавчувенский диалект). На него нас вдохновила наша маленькая дочь. На карточках нарисованы картинки животных, птиц, насекомых и написаны их названия на корякском – мой ребенок по этим карточкам выучил их, и сама я много выучила, и мой русский муж.
– Что больше всего вас «цепляет» на Камчатке?
– Определенно, люди. Понятно, что каждый хвалит свой уголок, но я убеждена, что здесь открытые, честные, особенные люди живут, особенно на севере полуострова. Муж у меня с Кубани, и мы жили тут в станице пять месяцев – так я дни считала до возвращения домой на Камчатку. Думала смогу прожить хотя бы год-два, но меня хватило только на пять месяцев. На «югах» нам, северянам, сложнее живется. Я поняла, что могу путешествовать и жить где-то недолго, но при этом всегда должна вернуться домой. Да, в первую очередь это люди, потом уже природа – уникальная, необычная. Люди и природа – это то, что держит на Камчатке и вдохновляет.
– Есть здесь для вас какое-то знаковое, особенное, сокровенное место?
– Кто-то скажет: Тихий океан, вулканы… Я скажу – место на севере края, которое называется Н’аюю (в переводе: место, где насыщаются). Там есть большое просторное плато, где огромные поля шикши – ей утоляют жажду оленеводы, когда нет воды – и большие поля мухоморов и обычных грибов. Там есть укромное место, где стоит дерево и открывается вид на все плато, речку и лесок. Сажусь там и просто закрываю глаза, слушаю речку и как шумит кедрач. Я туда каждый год возвращаюсь, это – мое место силы.
– Удается ли монетизировать свою блогерскую деятельность?
– До рождения ребенка я очень плотно занималась блогом – было больше ресурсов и времени. Тогда у меня был заработок и с рекламы, и с продажи своих продуктов. Сейчас на платной основе у меня только проект этнокарточек. Я оформлена как самозанятая, но думаю открыть ООО. Реклама есть, но теперь не так часто ее беру, потому что хочу видоизменить свой блог, уйти от рекламы в принципе и сосредоточиться на проектах, которые сейчас разрабатываю. Новый проект – этническая одежда с традиционными национальными аксессуарами: сумочки из оленьей и нерпичьей шкуры.
– Что еще в ближайших планах?
– Выйти из декрета и продолжить обучать детей традиционным танцам коренных народов. Буду развивать и ансамбль, и себя лично как артиста – я танцую национальные танцы, пою на чукотском и корякском языках. Это то, что передалось от предков. В проекте также сделать аранжировки к песням моей бабушки, придать им современное звучание и дальше работать над сольными номерами.
Карина рассказала о традиции чукчей делать татуировки на лице.
«Я всегда слышала от своих бабушек, что татуировки на лице означали богатство. Бездетные женщины их делали, как средство от бесплодия. В переносице ставили точки, когда ребенок сильно похож на одного из родителей. Использовали как талисманы против духов. А если молодая девушка не хотела, чтобы ее татуировали, ей делали две точки на тыльной стороне ниже кисти. Краску для татуировок делали из угля и оленьего жира. Женский длинный волос вдевали в иголку и валяли в готовой смеси. Кожу протыкали не в мясо, а именно под кожицу и тянули, а внутри оставалось черное пятнышко».
В интервью EastRussia художница рассказала, как связаны растения с региональной идентичностью и почему травы – супергерои.
– Как бы ты себя описала? Кто ты?
– Я стараюсь уйти от ярлыков и определений, но если всё же попробовать описать себя, то я человек, интересующийся природой, исследователь. При этом я только начинаю погружаться в эту сферу. Когда-то мне казалось, что я что-то знаю, но сейчас понимаю, что это очень мало и поверхностно. Вообще у меня диплом специалиста по связям с общественностью в области политики, я немного поработала по специальности, но потом стала заниматься творчеством – цифровой фотографией, графическим дизайном, выставляюсь как художница, есть и другие творческие проекты самые разные… Можно сказать, что я человек, который изучает Дальний Восток через его природу, через растения и хочет заинтересовать этим других, в первую очередь молодое поколение. Я заметила, что ребятам-школьникам это не очень интересно и даже молодых специалистов в области ботаники, фитотерапии у нас в Хабаровском крае очень мало. Многие уехали в Приморье – в местное подразделение академии наук, мне повезло – я нашла специалиста-дендролога, у которого консультировалась, когда делала карточки, собирала информацию – Анатолия Андреевича Нечаева, он в нашем дендрарии работает и ему уже хорошо за 70.
– И поэтому у тебя родилась идея…
– У меня родилась идея сделать что-то осязаемое, что-то красивое… такое, чтобы у школьников, особенно младших классов пробудился интерес к нашей природе дальневосточной, к нашим местам. Чтобы это было развлечение и изучение. Поэтому я придумала сделать такие карточки на стыке ботаники, творчества и региональной идентичности.
– Когда ты говоришь «региональная идентичность», ты говоришь про Хабаровский край или весь Дальний Восток?
– Сложный вопрос! Буквально сегодня я сверялась, уточняла, как правильно указывать ареал произрастания. И, конечно же, географический, ботанический Дальний Восток не совпадает с административным его представлением. Флористические зоны совсем другие! И в этом смысле, например Якутия не входит в Дальний Восток!
Для меня Дальний Восток – это Хабаровский край, Приморский, Камчатка, Приамурье, Сахалин. Но это мой Дальний Восток – он тоже не совпадает с административным делением.
– А если точнее описать – для кого ты делаешь эти карточки? Получается, что для школьников?
– Не только. Это, конечно может и эгоистично, но в первую очередь для себя. Я сделала это, потому что мне это интересно, это во мне отзывается, помогает мне развиваться. Это важный пласт всех моих проектов.
Если говорить про аудиторию, вот конкретно эти карточки – они для детей, родителей, педагогов, которые хотят знать нашу природу, или хотят про неё рассказать, это и для тех, кто ищет сувенир из Хабаровска, и вообще для всех, кто любит природу.
– И что же внутри этой обложки?
– Карточки! Я взяла за основу советские наборы карточек, которые мне часто дарили знакомые, когда узнавали, что я изучаю растения. В 70-е много таких наборов печатали. И глядя на эти наборы я подумала, что было бы здорово сделать что-то похожее сейчас. Но я не хотела, чтобы был сплошной текст, поэтому сделала сегментами, с инфографикой, пиктограммами. Но в первую очередь – это открытка, это то, что можно подарить другу с пожеланием от растения.
Всего в наборе 10 карточек с изображениями и одна пустая. Это специально так, это такое предложение человеку, купившему набор, изобразить там своё растение.
Вообще я начала рисовать растения в разных образах, в ответ на недоумение людей, с которым столкнулась, когда продавала травяные чаи собственного сбора. Часто слышала от тех, кто подходил: «Зачем я буду это пить, я же не больной/не больная!». И вот родились такие персонажи: женьшень – мастер восточных единоборств, папоротник – сильный и смелый сноубордист, рогульник (водяной орех) – пугающий чёртик, корейская сосна (которую у нас называют часто кедром) – такой мудрый боевой даос, рододендрон даурский (багульник) – субтильный, романтичный, но эпатажный, маньчжурский орех – маньчжурский воин. У меня много где прослеживается тема воинов, потому что растения, они как супергерои сражаются с недугами, делают человека сильнее, бодрее, в общем, приносят огромную пользу! А вот амурский бархат – это престарелый хиппи, аралия умеет оторваться и поорать на сцене, актинидия-коломикта – милая, умеющая удивить и поддержать.
– И что дальше? Ты будешь продавать эти наборы, отдашь на реализацию?
– Нет, конкретно этот тираж – 150 наборов – изготовлен на средства гранта правительства Хабаровского края, и продавать их нельзя. Я передам бОльшую часть наборов нашему министерству образования. Их потом распределят по школам. Мне очень хотелось бы потом получить обратную связь от педагогов – как «зашли» эти карточки, есть ли эффективность от них. Другую часть я раздариваю, например меня зовут на конкурсы и викторины по краеведению – и карточки будут призом. Помимо карточек я ещё сделала сайт, на котором много информации, которая просто не уместилась бы на карточках, есть там и видео про травы, их свойства и ещё много-много всего.
Надо сказать, что отзывы уже есть. Например, мой знакомый, у него сын, говорит, что очень хотел бы такой набор сыну подарить. «Я помню, - рассказывает он, - как этот рогульник мне впивался в ногу, когда я сам пацаном гулял, как маньчжурскими орехами из рогатки стрелял. Хочу, чтобы и сын знал это всё, увидел как наши дары природы выглядят вживую». Видимо, сын у него мало гуляет, и получается, что карточки имеют ещё и такой эффект, что сближают детей и родителей, подталкивают к совместному времяпрепровождению.
После того как я презентовала карточки в эфире местного телеканала мне позвонила директор центра, который работает по системе Монтессори. Рассказала, что у них есть занятия «Зелёные ванны» и они ищут педагога, который бы с ребятами гулял и знакомил с природой. Есть такой интересный метод – сначала ребёнку дают с закрытыми глазами потрогать ствол дерева, а потом надо найти это дерево уже без повязки.
– Но какое-то развитие будет у проекта, у наборов? Понятно, что в школах карточки обретут свою жизнь, но будешь ли ты развивать эту тему как туристическую на свои средства?
– Я буду в любом случае развивать проект, есть уже планы сделать набор с другими растениями, да и это не единственный будет тираж, надеюсь. Конечно, многое упирается в финансирование, но есть уверенность, что его можно будет найти, привлечь. Есть у меня желание других наших художников зазвать в проект, чтобы они свои серии изображений сделали. Хочется сделать и спектакль – оживить растения-персонажи! Одним словом проект будет жить!
Хабаровск – родина китов. Теперь официально, ну или почти… Сегодня один из морских обитателей «заплыл» на Амур в районе центральной Набережной Хабаровска. Этот кит и прочие создания, земные и не очень – самодельные экспонаты народной выставки «Наречие», которая проходит прямо на зимней реке. По задумке инициаторов, с ледоходом выставка станет передвижной, и уплывет вниз по течению. Но Хабаровск был бы не Хабаровск, если бы и тут не вмешались чиновники и не заговорили бы о несогласованной акции. Как ни странно, политика и коронавирус ни при чем.
ВЫПЛЫВАЮТ РАСПИСНЫЕ
Кит со свитой прибыл на одну из центральных – Комсомольскую площадь Хабаровска (к слову, одно из натоптанных «лобных мест» протестующих), как какая-нибудь звезда в изгнании: в обстановке секретности. Дату открытия выставки анонсировали в соцсетях в последний момент. 30 января на площадь въехала, так и хочется сказать «неприметная повозка», а на деле – грузовичок, габаритную фигуру выгрузили, и по «парадной» лестнице понесли к реке. Шестеро двуногих взяли на себя «тушку», еще четверым досталось по плавнику. К январскому параду сюрреализма присоединялись прохожие. Высыпав на лёд, участники китового похода выбрали ровную площадку, и… стали искать удачный ракурс.
«Это – великое кручение речного кита, - объявил один из участников выставки «Наречие» Александр Колбин. «Еще один оборот, вот! Так он будет хорошо виден с Набережной».
Кита на льду закрепили так, что с Речного вокзала и Утеса кажется, что он выныривает из реки. Вблизи эффект усилили концентрическими узорами будто бы расходящейся от животного воды, - их выпилили на льду. Созданием центральной фигуры выставки в этом году занимались мастера Константин Генов и Денис Абдулин. Вдохновлялись китами Шантарских островов (Тугуро-Чумиканский район Хабаровского края). Самые северные киты планеты – гренландские – одна из достопримечательностей этого архипелага в Охотском море. Еще у Шантар обитают: серый, японский и горбатый киты, северный малый полосатик и финвал; из зубатых – косатки, белухи и белокрылые морские свиньи.
«Почему в этом году кит звездатый встал во льду? Потому что Хабаровский край – родина ̶с̶л̶о̶н̶о̶в̶ китов, - утверждает участник «Наречия» Илья Любицкий. Здесь, у берегов Шантарских островов они каждую осень собираются, чтобы подкрепиться планктоном, познакомиться друг с другом, и сделать много новеньких китят. Киты – наше всё! А это особенный, звездатый кит. Один из тех трех, на спинах которых стоит не только наш край, но и вся Земля. Свой зимний отпуск он из-за коронавируса решил провести дома, как и многие хабаровчане. Потому что Хабаровск – самый звездатый город мира, колыбель Вселенского разума, портал в космос, и вообще пуп Земли (а также прочих планет). Мы - избранные! Впрочем, каждый хабаровчанин итак это знает».
Размеры китёнка из гофрокартона - 3х4х4 метра, вес - около 70 кг. Над космической ливреей с парадом планет потрудился художник Артем Андреянов (Zeega). Спонсоров у самоорганизующегося проекта нет, как и точного количества участников и экспонатов: все дни, пока народную выставку полощет ветер, она обрастает новыми фигурками, которые приносят люди, и теряет часть старых, - это своего рода дань, которую собирает Амур за возможность размещаться на его серой, ощетинившейся торосами «спине». Сделать свою версию такой выставки может любой город или поселок земного шара, говорят «наречённые».
НА МЭРСКОМ НАРЕЧИИ
Кроме окуляров водяных, за скульптурой кита присматривают глаза на ножках и бутафорские перископы – с их помощью, по задумке авторов, «Администрация Хабаровска наблюдает за несогласованной выставкой» и пытается «поймать кита». Этот троллинг – реакция участников на звонки урбанисту из мэрии.
Фото: Петр Матюшков
«Мне позвонил человек из какого-то отдела администрации Хабаровска, сообщил, что у них собрание было, и они решали вопрос с выставкой. Меня спросили: вы собираетесь делать? Я ответил «да», хотя вообще кит не мой, я один из участников, которые приходят, делают рыбку и втыкают её в лед. Человек сказал, мол, не советую вам этого делать, иначе мы обратимся в правоохранительные органы. Сослался на закон, но не уточнил, на какой. А у нас акция мирная, Хабаровск вообще столица мирных акционизмов», - рассказал «East Russia» Александр Колбин.
Ледок в отношениях организаторов «Наречия» и администрации Хабаровска наметился еще три года назад, во время первого выхода участников на Амур. В 2019 году представители мэрии советовали убрать с реки фигуру белого медведя и стаю разноцветных рыб, ссылаясь на опасность нахождения людей на льду. Активисты отказались, а через несколько дней мишка исчез, и еще через какое-то время он неожиданно «всплыл» в одном из учреждений микрорайона «Красная речка» на окраине Хабаровска. На следующий год гонениям подвергся новый символ выставки – крылатый единорог. В феврале 2020-го «неизвестные» отконвоировали мифического зверя со льда на берег, но из-за большой парусности и нарушенных при переносе опор скульптура утратила устойчивость. Единорог не достался никому – создатели сожгли его, вспоминая одновременно и Масленицу, и Burning Man.
«Администрация не может запрещать, мы - рекомендуем, - объяснил «East Russia» зам. начальника управления по делам ГО и ЧС администрации Хабаровска Виталий Орел. Мы с господином Колбиным говорили, и никакой предубежденности к нему нет, мы понимаем его творческую натуру, но мы обязаны предупредить, что он берет на себя большую ответственность! У нас есть краевые правила охраны жизни людей на водных объектах, они еще с 2006 года, постановление 143 «П», там четко написано, выход на лед не запрещен, но нужно пользоваться переправами, которых сейчас нету, или проложенными тропами, их там тоже нету, а при их отсутствии нужно убедиться в прочности льда. Мало того, при переходе группами нужно, чтобы люди друг от друга шли на расстоянии 5-6 метров. Как господин Колбин это обеспечит, когда к нему пойдут зрители? Об этом ему и сказали».
Хотя каждую зиму, едва встанет лед, Амур превращается в оживленную пешеходную трассу: по нему снуют рыбаки и ходоки с правого берега, где Хабаровск, на левый, где дачи и обратно. На открытии выставки примерно посредине реки стояли и авто. При этом ни одной официальной переправы в районе бывшей дальневосточной столицы нет, судя по всему, и не предвидится.
«У нас довольно быстрое течение реки Амур, оно превышает нормативное в 2-3 раза, - продолжил Виталий Орел. Чем это чревато? Тем, что даже при самом большом морозе идет подмывание снизу льда, и могут быть промоины. Недавно у нас экскаватор на Мичуринском провалился, который делал дноуглубительные работы у берега, человек погиб, вы в курсе? (Это история с хэппи-эндом: ЧП произошло утром 28 января, днем водолазы ДВРПСО искали рабочего на дне Амура, а вечером появилось сообщение, кто экскаваторщик спасся и в шоке ушел домой. На момент записи интервью этого известно не было, - прим.ред.). Если поехать чуть-чуть севернее Хабаровска, там в январе даже в самый лютый мороз промоины по 20 метров прямо посредине Амура. Я занимаюсь этими вопросами много лет и обязан предупредить. Для рыбаков тоже есть предупреждение, что нельзя много лунок бить на ограниченной площади. Каждый рыболов должен при себе иметь шнур длиной 12-15 м, на конце одного – петля 60 см, на конце другого – груз, чтобы если он проваливается, он на себя накидывает эту петлю, бросает этот груз, чтобы его могли вытащить. Не помешает при выходе на Амур иметь двухметровую доску. Я сомневаюсь, что зрители и участники выставки с собой доски будут носить и шнуры 12-15 метров (а они долбят? - прим.ред.). Почему именно на льду, почему нельзя разместить эту выставку на земле?! Всё дело в названии – «Наречие»? Так пусть назовут «Наземелье»! Они еще на льду ее поджигают, а это вред экологии. Колбин должен подумать о тех зрителях, которые к нему пойдут. Там могут быть подростки, там могут быть дети».
«Это как «купаться на Амуре запрещено», и таблички висят, и позиция администрации простая - давайте запретим, и если кто-то утонет, мы же предупреждение повесили, и с нас взятки гладки. Но люди ж все равно и купаются, а зимой выходят на лёд», - парирует урбанист.
ИСКУССТВО НА КАНАЛИЗАЦИИ
Один из аргументов управления ГО и ЧС Хабаровска против народной выставки – это сбросы в Амур неподалеку от Центральной набережной, которые подмывают лёд. Местные экологи-общественники о них говорят постоянно, но сток и ныне там.
«Вопрос с «говнотечкой» нужно решать, выяснять, откуда идет сток, там где-то, видимо, трубу пробило, потому что Владимир Сидоров (руководитель регионального отделения «Всероссийского общества охраны природы» – прим. ред.) с нами ходил, он говорит, что, судя по специфичным иловым отложениям, это точно фекальный сток. Пока эти стоки бегут по коллектору, они остывают, это не кипяток, просто относительно теплая вода, которая, по-хорошему, не должна сбегать в коллектор дождеприёмника, который собирает осадки и подземные воды. Администрация города должна устранить ошибку, говно попадает в реку, это неправильно, а они говорят о другом», - настаивает Александр Колбин.
В прошлом году Владимир Сидоров ходил вместе с командой активистов «Ветер.Вольно» в тур по подземным речкам Хабаровска – Чердымовке и Плюснинке - чтобы выяснить, как в коллектор попадают канализационные стоки, уходящие без очистки в Амур. Эколог сделал замеры, обещал вместе с профильными службами разобраться в ситуации. Результаты пока не обнародованы.
В администрации Хабаровска отметили, что прогулки по Амуру могут быть опасны и из-за законных сбросов, которые «вызывают промоины, а сверху-то их и не видно».
«Наверное, мэрия исходит из благих побуждений, они – ответственные лица, но прежде чем ставить фигуры, мы забуриваемся и смотрим толщину льда, - рассказал «East Russia» участник выставки «Наречие» Илья Любицкий. Мы стараемся ближе к берегу ставить, где чуть ли не до дна промерзает Амур, но у самого берега всё в торосах, мы не можем их срубить. В прошлом году ребята добурились до 40 см и бросили, потому что у них просто длиннее бура не было! Лёд достаточно толстый, мы - не самоубийцы. Кстати, насчет самоубийц: наш кит не синий, он космической расцветки. В прошлом году некоторые писали, что наш единорог – для гомосексуалистов, что он радужный, только в каком месте, непонятно. Комментаторы всегда найдут, до чего доколупаться, но болтать – не делать».
ИНИЦИАТИВА СНИЗУ
Проект, который мог бы попасть в «обойму» зимнего событийного туризма в Хабаровске, крупная «золотая рыбка», которая сама плывет в руки администрации, а та бросает её на берег - так говорят о «Наречии» горожане, уже успевшие сделать селфи с китом и десятками других крафтовых фигур.
«У нас не такой масштаб, как у фестиваля Burning Man в пустыне Блэк-рок, у нас маленький хабаровский «бёрнин мэнчик»-младенчик, но почему бы администрации не перестать вставлять палки в колеса, тогда был бы не один кит от одной инициативной группы, а подтягивались бы другие художники, у которых сейчас меньше ресурсов, они могли бы сколлаборироваться, и тут была бы огромная галерея классных скульптур! Было бы еще больше творческого движа, и молодежь наконец-то перестала бы уезжать из Хабаровска, она бы оставалась здесь, потому что был бы выход творческой энергии, люди знали бы, что делать что-то прекрасное и современное можно у себя дома. Ладно, вы это не поддерживаете, но вы этому еще и препятствуете! Есть люди, которые уже собрались и всё сделали, вам нужно чуточку помочь, это будет плюсик вам в вашу политическую карму» - обратилась к чиновникам фотограф, участник выставки «Наречие» Дина Беленко.
Вообще, у хабаровских субкультурщиков и трансформаторов общественных пространств есть опыт успешного взаимодействия с властями, например, фестиваль «Кварталы» в 2017 году. Были акции, где чиновники просто не мешали – такие как роспись старой лестницы по улице Тургенева. Тогда энтузиасты купили краску и два месяца рисовали «говорящих» рыб.
«Мне диалог передали из администрации: «Видел лестницу на Тургенева, ребята сделали? - Да! - И как тебе? - Прикольно, нравится. - Чо, согласовал бы? – Нет, конечно!» Администрация воспринимает только движение сверху, а если оно идет снизу, то должно быть массовым. Когда десять тысяч жителей Хабаровска выйдут и создадут арт-объекты на Амуре, чиновники уже попробуют это контролировать. А когда стоит 50 фигур, это аргумент для администрации, что это никому не интересно, и нужно запретить. Нужно донести до них, что это крутое, необычное мероприятие, которое привлекает внимание и инвестиции к городу, как тот же фестиваль «Серебряная корюшка» в Советской Гавани, где люди выходят на лёд и даже бурят лунки», - считает Александр Колбин.
Подавать официальный запрос на согласование выставки в этом году организаторы «китового похода» и не пытались: в прошлые сезоны чиновники уже говорили, что «Наречие» - прекрасный проект, которому место на берегу или в каком-нибудь парке.
«Они не готовы к компромиссу, потому мы к ним и не обращаемся. Поставить где-то в жопе мира, в затоне они предлагали нам, куда просто никто не ходит, думаю, из этих соображений. Это изначально в концепцию закладывалось, что выставка должна быть на реке, что с ледоходом она уплывет. У благовещенцев есть зимние открытки на льду в память о деде Валерии, а у нас Амур – сильный культурный код хабаровский, мы - люди реки, это наша площадка!» - объясняет Илья Любицкий.
СУХОЙ ОСТАТОК – «Земля!»
Сам Колумб позавидовал бы ответу заместителя начальника управления по делам ГО и ЧС администрации Хабаровска корреспонденту «East Russia»:
«Возможно, вашему управлению стоило бы взять на себя такую миссию, сделать замеры толщины льда, и указать организаторам «Наречия» безопасное место? Люди всё равно идут же?»
«Это, во-первых, не наши полномочия, проверять лёд, во-вторых, чтобы люди не пошли, делайте свою выставку на-зе-мле. Я как специалист говорю, что нельзя проверить никакой лёд, и никто этого делать не будет! Это опасно, тем более уже февраль на носу, лёд начинает за счет солнца истончаться. А на земле всегда безопасно».
Максим Панов, 25 лет. Родился в Петропавловске-Камчатском. Женат, отец двоих детей. С раннего детства, как и большинство камчатских детей, занимался горными лыжами. Закончил специальные курсы по работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья, стал спортсменом-ведущим для тотально слепой горнолыжницы. Образование среднее специальное, учитель физкультуры. Работает в сфере рекламы. Танцами занимается с 10 лет, во время студенчества это стало хобби, теперь своей задачей видит продвижение танцевальной культуры на Камчатке.
– Максим, тебя знают на Камчатке, ты популярен?
– Камчатка маленькая, но людей много. Наверное, все-таки да, многие меня знают – и коллеги-танцоры, и просто жители города, я часто выступаю на городских мероприятиях, я могу себя назвать медийным человеком. Я – неоднократный победитель фестивалей, конкурсов, танцевальных баттлов на региональном уровне. А в этом году я единственный с Камчатки прошел отбор на международную премию КАРДО – это масштабный фестиваль уличной культуры. Стал главным героем открытия финала премии, лицом фестиваля-2023. Непосредственно в баттлах меня отобрали в топ-20 танцоров России. Участие в КАРДО мне помогло еще раз заявить о себе, подтвердить свое имя. Получил благодарность от администрации города – приятно.
– Когда ты принял решение вплотную заняться наставничеством в танцах?
– Задумка была давно, и участие в проекте дало мне новый импульс. Это развитие для меня. Влившись в эту историю там – это очень большая мотивация для меня – прилетел на Камчатку и сразу начал заниматься открытием студии «ВНЕ РИТМА». В студии будет работать педагог по направлению «брейкинг» Дмитрий Григорьев – известный камчатский танцор, сам я тоже буду преподавать в направлении хип-хоп и фристайл. Набираю детей в возрасте от пяти лет, верхней границы нет. Есть педагог из Санкт-Петербурга по направлениям: «фрэйм ап» (танцевальный стиль, основанный на комплексе замедленных движений, сочетающихся с резкими перемещениями и остановками; танцоры двигаются парами их движения максимально синхронизированы), «хай хиллс» (направление танцев в туфлях на высоких каблуках); «стрип» (разновидность клубного танца, отличающегося отточенностью движений и подчеркнутой сексуальностью) – это для девушек старше 18. Девушки получат хорошую физическую нагрузку, смогут сесть на шпагат, подтянуть тело, с занятиями приходит женственность, чувство ритма.
– Чем твоя студия будет отличаться от других?
– Это полномасштабное обучение, так как каждым из этих стилей можно заниматься всю жизнь, не останавливаясь. Каждый день, год, месяц что-то новое создается, направление развивается. Но фишка не в этом. Объясню: я буду месяц с вами заниматься, ставить хореографию, повторяя одни и те же движения под музыку, и через месяц мы с вами совместно сможем станцевать танец. Но, если я вам включу другую музыку и попрошу потанцевать, вы, к сожалению, этого сделать не сможете, потому что не знаете других движений. Однако я развиваю индивидуальность танцора. Конечно у меня будет хореография, но, когда включится музыка, мои танцоры смогут создавать свой танец без проблем. Остальные камчатские студии заточены на хореографию – они танцуют картинку, которая строится в голове педагога. Этим я и отличаюсь от своих коллег. Плата за обучение у меня будет чуть выше среднего. Но уровень и возможности моей студии выше, чем у других.
– Танцем можно выразить множество эмоций и состояний, о чем говоришь ты?
– Я говорю о том же, о чем и название студии. Все мы двигаемся в определенном ритме и это нагоняет ощущение обыденности, мы бежим как белка в колесе, постоянно одно и то же. А я прошу людей отойти от всей суеты и быть вне ритма.
– Хотел бы поучаствовать в популярном сейчас проекте «Танцы на ТНТ»?
– Многие меня «толкают» туда. Хотел. У меня много хороших знакомых там выступали. У всех есть личный интерес, так как у многие имеют свои студии, а это шанс заявить о себе своим будущим воспитанникам и, в первую очередь, их родителям. Сейчас я тоже думаю, что мне это поможет в свете открытия студии. Возможно, зритель меня увидит на этом проекте.
– Насколько велико танцевальное сообщество на Камчатке?
– Не с чем сравнивать из-за нашей изолированности. Камчатка в плане современной танцевальной индустрии – не слишком прогрессивна. Сейчас, если спросить у местного жителя, который интересуется танцами, знаешь ли ты какую-нибудь школу – назовут одну или вообще ни одной. Хотя они есть. Я пытаюсь сделать это направление востребованным.
– Помимо открытия танцевальной студии, что в проектах?
– Буду делать мастер-классы, привозить профессионалов извне, открывать двухнедельные кэмпы с приглашенными танцорами. Надеюсь, администрация поможет с местом проведения. Вкладываться в молодежь у нас начали недавно, и сейчас тот самый пик, когда надо брать и делать. И я как раз в него попадаю. В планах на пятилетку – сделать студию «ВНЕ РИТМА» главной студией танца Камчатского края. Уезжать с Камчатки в ближайшие десять лет не собираюсь, пока не вырасту тут. Хочу добиться глобальных результатов здесь, а потом поразить больших акул за пределами Камчатки.
Всем хочу пожелать – не бойтесь себя, не рисуйте в голове границы. Будьте собой и познавайте новое. У нас все для этого есть!
Максим Панов, 25 лет. Родился в Петропавловске-Камчатском. Женат, отец двоих детей. С раннего детства, как и большинство камчатских детей, занимался горными лыжами. Закончил специальные курсы по работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья, стал спортсменом-ведущим для тотально слепой горнолыжницы. Образование среднее специальное, учитель физкультуры. Работает в сфере рекламы. Танцами занимается с 10 лет, во время студенчества это стало хобби, теперь своей задачей видит продвижение танцевальной культуры на Камчатке.
– Максим, тебя знают на Камчатке, ты популярен?
– Камчатка маленькая, но людей много. Наверное, все-таки да, многие меня знают – и коллеги-танцоры, и просто жители города, я часто выступаю на городских мероприятиях, я могу себя назвать медийным человеком. Я – неоднократный победитель фестивалей, конкурсов, танцевальных баттлов на региональном уровне. А в этом году я единственный с Камчатки прошел отбор на международную премию КАРДО – это масштабный фестиваль уличной культуры. Стал главным героем открытия финала премии, лицом фестиваля-2023. Непосредственно в баттлах меня отобрали в топ-20 танцоров России. Участие в КАРДО мне помогло еще раз заявить о себе, подтвердить свое имя. Получил благодарность от администрации города – приятно.
– Когда ты принял решение вплотную заняться наставничеством в танцах?
– Задумка была давно, и участие в проекте дало мне новый импульс. Это развитие для меня. Влившись в эту историю там – это очень большая мотивация для меня – прилетел на Камчатку и сразу начал заниматься открытием студии «ВНЕ РИТМА». В студии будет работать педагог по направлению «брейкинг» Дмитрий Григорьев – известный камчатский танцор, сам я тоже буду преподавать в направлении хип-хоп и фристайл. Набираю детей в возрасте от пяти лет, верхней границы нет. Есть педагог из Санкт-Петербурга по направлениям: «фрэйм ап» (танцевальный стиль, основанный на комплексе замедленных движений, сочетающихся с резкими перемещениями и остановками; танцоры двигаются парами их движения максимально синхронизированы), «хай хиллс» (направление танцев в туфлях на высоких каблуках); «стрип» (разновидность клубного танца, отличающегося отточенностью движений и подчеркнутой сексуальностью) – это для девушек старше 18. Девушки получат хорошую физическую нагрузку, смогут сесть на шпагат, подтянуть тело, с занятиями приходит женственность, чувство ритма.
– Чем твоя студия будет отличаться от других?
– Это полномасштабное обучение, так как каждым из этих стилей можно заниматься всю жизнь, не останавливаясь. Каждый день, год, месяц что-то новое создается, направление развивается. Но фишка не в этом. Объясню: я буду месяц с вами заниматься, ставить хореографию, повторяя одни и те же движения под музыку, и через месяц мы с вами совместно сможем станцевать танец. Но, если я вам включу другую музыку и попрошу потанцевать, вы, к сожалению, этого сделать не сможете, потому что не знаете других движений. Однако я развиваю индивидуальность танцора. Конечно у меня будет хореография, но, когда включится музыка, мои танцоры смогут создавать свой танец без проблем. Остальные камчатские студии заточены на хореографию – они танцуют картинку, которая строится в голове педагога. Этим я и отличаюсь от своих коллег. Плата за обучение у меня будет чуть выше среднего. Но уровень и возможности моей студии выше, чем у других.
– Танцем можно выразить множество эмоций и состояний, о чем говоришь ты?
– Я говорю о том же, о чем и название студии. Все мы двигаемся в определенном ритме и это нагоняет ощущение обыденности, мы бежим как белка в колесе, постоянно одно и то же. А я прошу людей отойти от всей суеты и быть вне ритма.
– Хотел бы поучаствовать в популярном сейчас проекте «Танцы на ТНТ»?
– Многие меня «толкают» туда. Хотел. У меня много хороших знакомых там выступали. У всех есть личный интерес, так как у многие имеют свои студии, а это шанс заявить о себе своим будущим воспитанникам и, в первую очередь, их родителям. Сейчас я тоже думаю, что мне это поможет в свете открытия студии. Возможно, зритель меня увидит на этом проекте.
– Насколько велико танцевальное сообщество на Камчатке?
– Не с чем сравнивать из-за нашей изолированности. Камчатка в плане современной танцевальной индустрии – не слишком прогрессивна. Сейчас, если спросить у местного жителя, который интересуется танцами, знаешь ли ты какую-нибудь школу – назовут одну или вообще ни одной. Хотя они есть. Я пытаюсь сделать это направление востребованным.
– Помимо открытия танцевальной студии, что в проектах?
– Буду делать мастер-классы, привозить профессионалов извне, открывать двухнедельные кэмпы с приглашенными танцорами. Надеюсь, администрация поможет с местом проведения. Вкладываться в молодежь у нас начали недавно, и сейчас тот самый пик, когда надо брать и делать. И я как раз в него попадаю. В планах на пятилетку – сделать студию «ВНЕ РИТМА» главной студией танца Камчатского края. Уезжать с Камчатки в ближайшие десять лет не собираюсь, пока не вырасту тут. Хочу добиться глобальных результатов здесь, а потом поразить больших акул за пределами Камчатки.
Всем хочу пожелать – не бойтесь себя, не рисуйте в голове границы. Будьте собой и познавайте новое. У нас все для этого есть!
Край зеркальной сцены теряется на фоне неба, создавая полную иллюзию того, что танцоры парят в воздухе, ступая по лучам заходящего солнца. Музыка переплетается с шумом воды, трелями птиц и мягким светом, погружая зрителей в неведомое ранее измерение гармонии. Начинается постановка «Красавица Ангара» – первый номер гала-концерта «Балет на Байкале».
Ещё пять минут назад тут царила всеобщая расслабленность, тут и там раздавался смех, завязывались знакомства, встречались друзья по прежним фестивалям. В особой юрте артисты накладывали грим, делали растяжки, поправляли костюмы.
«Для них это событие страшнее экзаменов, – шутит продюсер Бурятского театра оперы и балета и организатор фестиваля Павел Окунев. – Наши выпускники прилетают с разных уголков России, многие выходят заранее из отпусков, чтобы вернуться в форму и достойно выступить».
Придумали фестиваль выпускники Бурятского республиканского хореографического колледжа шесть лет назад, в 2017-м. Местом проведения стала особая экономическая зона «Пески», недалеко от села Турка. В будущем здесь планируют создать арт-объекты, дацан, домики отдыха. Проект будет реализован вместе со скульптором и художником Даши Намдаковым, который недавно открыл ленд-парк «Тужи» в Забайкалье. Сейчас же около Турки заросли кипрея и сосен, а ещё – очень много воздуха и пространства.
Тем, кто не из Улан-Удэ, стоит заранее продумать маршрут на фестиваль. Из Читы, к примеру, можно добраться на поезде или автобусе, а остановиться лучше в гостинице в центре города. Это удобно – вокруг достопримечательности и кафе с национальной кухней.
Из Улан-Удэ доехать до места фестиваля по зелёным сопкам можно либо на личном транспорте, либо воспользоваться услугой трансфера, организованного Бурятским театром оперы и балета. Приехать можно с утра – на Байкале всегда есть чем заняться, но обязательно накануне стоит посмотреть прогноз погоды. Нынче повезло – тёплое августовское солнце и лёгкий ветер с озера, но так бывает не всегда.
«Вы здесь в прошлом году не были, мы страшно замёрзли. Я предлагал программу сократить, но все артисты отказались, выступить хотели», – вспоминает директор Бурятского театра оперы и балета Дмитрий Дылыков.
Утолить голод можно на фуд-корте: стейки, овощи на гриле, чаи с таёжными травами и ягодные морсы восстановят силы после прогулок. Весь антураж, столы и лавочки из массива грубо обработанного дерева подчёркивают лесную атмосферу.
«Место хотели сделать таким, чтобы люди приезжали отдыхать и наслаждаться искусством. В следующем году надеемся продлить, чтобы провести здесь несколько дней», – поделился планами Павел Окунев.
Для взрослых днём устроили мастер-класс по бачате и сальсе. Пары формировались разные. Смеясь и подшучивая, поближе к сцене встали две подруги.
«Сейчас натанцуемся, а потом домой приедем, мужьям мастер-класс покажем. Они у нас на рыбалку отправились, пока мы балет смотрим», – поделилась одна из них.
Берег, где поставили зеркальную сцену, словно природный амфитеатр: крутой склон с высокими соснами обрывается в воду, а небольшой пляж повторяет классический римский Колизей.
«Мы в прошлом году грезили, что проект станет масштабным, что приедет много людей. Балет – это то искусство, которое должно быть на лоне природы, соприкасаться с ней. Поэтому мы устраиваем фестиваль на берегу Байкала», – рассказал Дмитрий Дылыков.
После «Красавицы Ангары» на фоне Байкала пируэтами мелькнули «Русский танец» из «Лебединого озера», болеро из «Дон Кихота», современный балет «Форма ноль» и другие спектакли.
«У нас сформировалась своя школа балета. Наш колледж выпускает кадры для всей страны, – с гордостью рассказала министр культуры Республики Бурятия Соелма Дагаева. – «Балет на Байкале» стал брендом нашего региона. Мы будем его поддерживать и развивать, чтобы ещё больше туристов приезжало к нам со всей России».
Солнце окончательно ушло за противоположный берег во время болеро из балета «Дон Кихот». Пляж осветился золотисто-красным светом. Никакие прожекторы или сценическое освещение не смогли бы добиться такого эффекта. Сама природа напомнила, кто здесь художник-постановщик, сценограф и главный герой.