Как без лишних вложений привести в порядок арендованную квартиру: рассказывают эксперты Авито Услуг
Чтобы сделать съемное жильё стильным и уютным, совсем не обязательно начинать серьёзный ремонт — иногда достаточно немного освежить интерьер, отремонтировать мебель и по-новому зонировать пространство, заранее договорившись об этом с арендодателем. Как можно быстро преобразить арендованную квартиру и во сколько это обойдется, редакции East Russia рассказали эксперты платформы Авито Услуги.
Способ 1
Реставрация мебели
Прежде чем начинать какие-либо дизайнерские преображения, заранее обсудите этот вопрос с арендодателем: сверьтесь, что вы можете менять в помещении, а что нет, и на каких условиях. И только после этого приступайте к работе. Зачастую улучшить вид съёмного жилья помогает даже обновление предметов мебели. Потёртые и выцветшие поверхности, царапины и сколы заметно портят внешний вид квартиры, однако это легко исправить, не покупая новую мебель: можно обратиться за услугами по ремонту и реставрации предметов интерьера к мастерам в своём городе. Например, на Авито Услугах стоимость подобных работ в среднем стартует от 500 рублей. При этом частные исполнители предлагают широкий спектр услуг: от простого ремонта и покраски до восстановления антикварных вещей и ретро-мебели.
Способ 2
Обновление обивки и текстиля
Занавески, покрывала, подушки в едином стиле или цветовой гамме — такие небольшие детали создают уют и убирают «визуальный шум», особенно если собственники жилья не придерживались в дизайне какой-либо однообразной концепции. Дополнительно можно обновить обивку мягкой мебели. Стоимость подобных услуг мастеров на Авито зависит от сложности и объёма работ: так, перетяжка подлокотников или изголовья кровати будет стоить от 550 рублей, замена обивки кожаного или тканевого дивана — от 1 000 рублей.
Способ 3
Монтаж освещения
Подсветка — это то, что позволяет создать уникальную атмосферу в квартире даже при старом ремонте. Сегодня можно найти довольно много вариантов освещения на любой вкус: светодиодные ленты, гирлянды, неоновые вывески, бра и другие. Конечно, декоративное освещение не заменяет основное и выступает в качестве дополнительного источника освещения, особенно если в квартире ощущается явный недостаток света. Стоимость установки декоративного или основного освещения у специалистов на Авито Услугах зависит от сложности и объёма работ.
Фото: Авито Услуги
Способ 4
Новое зонирование
Многие дизайнеры и специалисты по ремонту рекомендуют воспользоваться приёмами зонирования, например, отделить личное и рабочее пространства ширмой, и тем самым заметно освежить интерьер. Еще один вариант — использование нескольких зеркал: с их помощью даже небольшую комнату можно визуально расширить и сделать более светлой. Если есть силы и желание — можно переклеить обои в некоторых частях квартиры или перекрасить стены, предварительно получив согласие арендодателя. За помощью можно обратиться к специалистам по ремонту, которые в том числе смогут дать рекомендации по материалам.
Фото: Авито Услуги
Способ 5
Добавление декора
Элементами декора могут выступать не только аксессуары в виде ваз, свечей или статуэток, но и менее очевидные детали, например, зелёные растения, настенные панно или постеры. Здесь открыт простор для фантазии, а если захочется украсить жильё чем-то по-настоящему уникальным, можно заказать несколько аксессуаров ручной работы: на Авито Услугах можно найти мастеров, которые занимаются изготовлением на заказ интерьерных надписей — в среднем 500 рублей за услугу, шкатулок и органайзеров — около 800 рублей за услугу, и даже кустарниковые скульптуры или топиарии — в среднем от 1 000 рублей.
Светлана Филимонова, руководитель категории «Ремонт и строительство» на Авито Услугах:
«Установку дополнительного освещения, косметический ремонт и другие работы в съёмной квартире лучше доверять проверенным и опытным мастерам. Подобрать надёжных исполнителей в любом городе России помогают Авито Услуги: все объявления на платформе проходят обязательную модерацию, а мастера, которые дополнительно подтвердили профиль по паспорту или водительским правам получают специальную отметку «Документы проверены».
Сразу после школы довольно трудно выбрать профессию на всю оставшуюся жизнь. И всё чаще встречаются примеры, когда в другую сферу деятельности переходят не только молодые люди до 35 лет, но и более старшее поколение. Как решиться на ответственный шаг, где найти применение своим знаниям и навыкам, как выбрать надёжную компанию, рассказывают эксперты платформы Авито Работа.
Не бояться перемен
Принцип «одна профессия на всю жизнь» был незыблемым правилом для бабушек и дедушек современной молодёжи. Эта установка теряла актуальность вместе с ускоряющимся ритмом жизни и сейчас уже никого не удивляет, что на смену работы решается в том числе и старшее поколение. Выбор профессии для выпускника школы — дело довольно сложное, и, если ни увлечения, ни профориентация не помогли его сделать, рано или поздно возникает желание изменить вектор движения.
Для работающего человека важно иметь возможности для профессионального развития и карьерного роста, получать удовлетворение от своего дела. Среди причин для перемен выделяют и материальные мотивы: желание увеличить заработок или найти другой источник дохода. Когда решиться на кардинальные изменения нелегко, присмотреться к новой профессии можно в формате подработки на позициях для начинающих, в режиме фриланса или на временных должностях, взяв отпуск на основном месте.
Просчитывать варианты
Если есть чёткое понимание, в какой сфере хочется работать дальше, пора изучить рынок труда, чтобы оценить востребованность разных специалистов и понять, с каких стартовых должностей и с каких заработков придётся начинать. Тщательный анализ собственных знаний и навыков поможет определиться, чему ещё нужно научиться, как это сделать (онлайн-курсы, программы переобучения, стажировки и т.д.), сколько времени и денег потребуется. Не стоит забывать о создании финансовой «подушки безопасности» на период поиска нового трудоустройства.
Любой человек может немного «романтизировать» незнакомую профессию, не знать о нюансах, известных бывалым профи. Поэтому будет не лишним поговорить об этом с теми, кто работает не первый год, посоветоваться о возможностях получения специальности и даже сходить на экскурсию на предприятие. Если продуманного плана по переобучению и смене профессии пока нет, то лучше не торопиться.
Проявлять инициативу
Поиск нового рабочего места должен вестись «по всем фронтам», то есть с использованием всех доступных каналов. В их числе специализированные job-сервисы в интернете, служба занятости, кадровые агентства, тематические сообщества в соцсетях и ТГ-каналы, корпоративные сайты, личные связи и знакомства. Нужно не лениться ежедневно просматривать вакансии, размещать резюме, откликаться на предложения работодателей, включая возможности стажировки.
Будущее — за умением совмещать разные виды деятельности, не обязательно смежные, а стоимость специалиста на рынке труда заметно выше, если он владеет дополнительными компетенциями. Также повысить свою конкурентоспособность можно за счёт развитых soft skills — гибких навыков, таких как инициативность, критическое мышление, креативность, умение работать в команде и других.
Готовить плацдарм
Для знакомства с потенциальным работодателем сначала понадобится резюме. При оформлении анкеты важно указывать в ней информацию об обучении и ключевых навыках, имеющих прямое отношение к новой профессии. И в разделе о личных качествах стоит описывать их, исходя из полезности для конкретной должности. На job-площадках лучше разместить несколько резюме на смежные позиции, что увеличивает шансы на трудоустройство.
При подготовке к собеседованию нужно заранее обдумать ответы на «неудобные» вопросы. Во-первых, коротко и ясно объяснить причины смены профессии. Возможно, придётся рассказать о том, что не нравилось на прежнем месте, о перерыве в трудовом стаже и т.д. В ответах не должно быть лишних и личных подробностей, но должен содержаться посыл о продуманном желании профессионального и карьерного развития в новой компании.
Быть внимательным
Этот совет адресован всем соискателям, независимо от возраста, образования и опыта, подбирающим свою первую или новую работу, подработку или стажировку. При выборе вакансий нужно внимательно читать их описание, где должны быть подробно указаны обязанности сотрудника, условия труда, рабочий график, периодичность выдачи зарплаты, возможности для переобучения, бонусы и льготы. Зарплата в вакансии должна соответствовать средним предложениям по отрасли и региону.
Если кандидата заинтересовало какое-то предложение, стоит поискать в интернете отзывы реальных сотрудников о работодателе. Небольшое число отрицательных мнений — это нормальная ситуация, но когда их много, то лучше продолжить поиски. Специальные сервисы (например, Прозрачный бизнес) также дают возможность проверить компанию на наличие налоговой задолженности, судебных споров, дел о банкротстве.
Директор по развитию платформы Авито Работа Дмитрий Пучков добавляет, что крупные, зарекомендовавшие себя job-площадки тоже помогают соискателям быть увереннее при выборе работодателя: «На платформе Авито Работа размещено более 1,8 млн вакансий, ею пользуется почти каждый четвёртый россиянин в качестве основного сервиса[1], и мы знаем, что для них важны репутация компании, уверенность в завтрашнем дне, финансовые возможности и условия труда. В помощь кандидатам платформа собирает отклики бывших и настоящих сотрудников о соответствии зарплат указанным в вакансиях, своевременности выплат, оплате переработок, возможных штрафах или взносах — их можно найти по бейджу "Есть мнения о работодателе”. Организации, прошедшие проверку по ИНН, получают отметку “Компания проверена”. А умные алгоритмы подсказывают пользователям, как безопасно взаимодействовать с работодателями, ограничивая возможности для перевода общения в сторонние мессенджеры».
Об Авито Работе
● На платформе зарегистрировано свыше 1,6 млн работодателей, включая представителей среднего и малого бизнеса.
● В разделе Авито Работа порядка 3,5 млн объявлений — примерно 2,5 млн резюме и более 1 млн вакансий.
● 20,5 млн человек ежемесячно просматривают вакансии на Авито (данные Авито за июль 2022).
● Авито Работа — самый эффективный и удобный сервис для подбора персонала для более чем половины работодателей России (данные исследования агентства B2B Research, апрель 2022).
[1] По данным исследования агентства Ipsos, проведённого в феврале 2022 года.
44 000 рублей составляет медианная зарплата, которую предлагают дальневосточные работодатели в вакансиях на платформе Авито Работа. При этом во всех сферах есть варианты трудоустройства с оплатой от 100 000 рублей и выше. Эксперты job-площадки подобрали пять высокооплачиваемых вакансий октября из группы «Производство, сырьё, сельское хозяйство».
● Инженер
Инженер по комплектации оборудования в Якутии может рассчитывать на сумму от 150 000 рублей в месяц. Специалист должен иметь высшее или среднетехническое образование по профилю «Промышленное и гражданское строительство» или «Экономика и управление на предприятиях», стаж не менее трёх лет. В его задачи входит оформление заявок на приобретение оборудования и материалов, их приёмка, претензионная работа и т.д.
● Сварщик
В Приморском крае на судостроительном предприятии квалифицированному сварщику с подтверждённым стажем более трёх лет обещают от 160 000 рублей. Как отмечено в вакансии, зарплата зависит от выработки и может превысить 200 000 рублей. Кандидат должен уверенно владеть навыками сварки полуавтоматом, угольным электродом, порошковой проволокой под контроль рентгена и УЗК.
● Геолог
Заработок геолога бурового отряда в Амурской области составит 150 000 рублей в месяц. Работодатель примет в команду опытного специалиста с высшим или средне специальным образованием, компенсирует ему расходы на проезд, обеспечит трёхразовым питанием на территории полевого лагеря. В вакансии особо указано, что участок геологоразведки имеет хорошо развитую инфраструктуру, включая Wi-Fi и спутниковое ТВ.
● Руководитель мебельного производства
Кандидат на должность руководителя мебельного производства на Камчатке может не иметь профильного стажа, но от него обязательно ждут управленческого опыта и стремления развивать предприятие. По итогам собеседования специалисту готовы предложить зарплату до 120 000 рублей. Он будет трудиться в офисе и в производственном цехе, зачастую в разъездах, так что обязательное условие — наличие водительских прав.
● Машинист бульдозера
Эту сезонную вакансию разместила на платформе одна из золотодобывающих компаний Амурской области. Машинисту бульдозера 6–8 разряда с стажем не менее пяти лет и желательно с опытом работы в артели обещают платить 180 000 рублей в месяц. Специалист будет трудиться в карьере на подаче грунта и вскрышных работах. В его обязанности также входит поддержание техники в рабочем состоянии.
Совет экспертов платформы Авито Работа
Чтобы найти надёжного работодателя, тщательно изучайте описание вакансии, сравнивайте зарплаты с предложениями других компаний, ищите отзывы сотрудников на предприятие (например, на Авито по бейджу «Есть мнения о работодателе»), проверяйте компанию на официальных сервисах и обращайте внимание на значок «Компания проверена», которым Авито отмечает аккаунты благонадёжных работодателей.
Об Авито Работе
● На платформе зарегистрировано свыше 1,6 млн работодателей, включая представителей среднего и малого бизнеса.
● В разделе Авито Работа порядка 3,5 млн объявлений — примерно 2,5 млн резюме и более 1 млн вакансий.
● 20,5 млн человек ежемесячно просматривают вакансии на Авито (данные Авито за июль 2022).
● Авито Работа — самый эффективный и удобный сервис для подбора персонала для более чем половины работодателей России (данные исследования агентства B2B Research, апрель 2022).
Медианная зарплата – сумма, больше и меньше которой получают по 50% работников.
Термин «самозанятый» в России наполнился смыслом в 2019 году, когда стартовала программа специального налогового режима для профессионального дохода. Действует этот режим до 2028 года. Что будет дальше – станет понятно ближе к этому сроку. Пока идет развитие этого вида предпринимательской деятельности.
Центр «Мой бизнес» – единый центр оказания услуг представителям малого и среднего бизнеса, а также самозанятым. Тут оказывают поддержку на всех этапах развития бизнеса как действующим, так и начинающим предпринимателям: от разработки бизнес-плана до выхода на экспорт. Руководитель хабаровского филиала центра Екатерина Чабан рассказала, что в целом в Хабаровском крае зарегистрировано более 40 тыс. самозанятых граждан. С каждым годом количество услуг, предоставляемых для них центром, растет. Общее финансирование в этом году по программе «Поддержка самозанятых» в регионе составило более пяти млн рублей.
«Тема самозанятости из года в год становится популярнее, расширяются сферы деятельности, есть даже те, кто работает по госзакупкам. Мы понимаем, что самозанятып нуждаются в господдержке и поэтому расширили количество услуг. Так как есть большой спрос мы решили в ноябре провести серию обучающих программ для этой категории предпринимателей: по работе с таргетированной рекламой, есть у нас и акселератор для социального предпринимателя, программа “Женщина-руководитель”, программа “Как начать бизнес для самозанятых”, программа по выходу на новые рынки для самозанятых плюс много вебинаров, курсов повышения квалификации – по итогам прохождения вручаем удостоверения», – рассказала Екатерина Чабан.
Она добавила, что в этом году центр «Мой бизнес» в Хабаровске оказал различные услуги более 900 самозанятым (в прошлом году – 150). Растет и количество бесплатных услуг. В основном, они направлены на продвижение деятельности предпринимателей.
«Делаем сайты, рекламу – цифровые экраны, билборды, госзакупки. Финансирование по поддержке самозанятых увеличено по сравнению с прошлым годом, и за счет этого мы и смогли увеличить количество квот на получение бесплатных услуг. Если в прошлом году 13 человек смогли воспользоваться бесплатной поддержкой, то в этом уже – 134. И если в прошлом году наша деятельность по поддержке самозанятых была сфокусирована на обучении, то теперь акцент на получение услуг. В прошлом году была теория, в этом перешли к практике», – уточнила директор центра.
В следующем году центр «Мой бизнес» планирует нарастить пул услуг для самозанятых. Екатерина Чабан уточнила также, что поддержку может получить любой самозанятый предприниматель независимо от сферы деятельности и количества проработанного времени в этом статусе.
На поддержку центра может рассчитывать и Анастасия Алексеева – самозанятый предприниматель из Хабаровска с двухлетним стажем. Занимается производством силиконовых пищевых форм для кондитеров. Раньше работала помощником бухгалтера. Рассказывает, что это направление работы выбрала, будучи в декрете и подрабатывая в кондитерском магазине.
«Узнала, что формы для выпечки, которые мы продавали, – ручной работы. Решила попробовать сама, в интернете все узнала и уже через месяц я принимала заказы. На первую партию силикона и форм заняла 300 тыс. рублей у родственников, первые полгода работала по вечерам после работы на кухне, а когда места стало не хватать – уволилась и сняла помещение», – рассказывает она.
Муж Анастасии вслед за ней тоже зарегистрировался в качестве самозанятого и теперь они работают вместе. Получили господдержку – 250 тыс. рублей, расширили производство, обзавелись новым оборудованием. Силиконовые формы продают через маркетплейсы, поставляют в кондитерские магазины, продвигают в розницу через соцсети. В планах перейти на ступеньку выше и открыть ИП.
Режим самозанятости можно применять, пока доход не превышает 2,4 млн рублей за год. Физические лица и индивидуальные предприниматели, перешедшие на специальный налоговый режим, могут платить с доходов от самостоятельной деятельности налог по льготной ставке — 4 или 6%. Декларацию представлять не нужно. Учет доходов ведется автоматически в мобильном приложении. Не надо покупать ККТ – чек можно сформировать в мобильном приложении «Мой налог». Для самозанятых отсутствует обязанность по уплате фиксированных взносов на пенсионное страхование. Можно получать налоговый вычет в сумме 10 тыс. рублей. Зарегистрировать свой статус можно без визита в налоговую: в мобильном приложении, на сайте ФНС России, через банк или портал Госуслуг. Можно совмещать с работой по найму – зарплата не учитывается при расчете налога, а трудовой стаж по месту работы не прерывается.
Хабаровск – крупнейший город Дальнего Востока – благодаря своему географическому положению является идеальным местом для начала путешествий по региону и всему Дальнему Востоку.
На сессии «Хабаровск – ворота Дальнего Востока», которая прошла в рамках III Всероссийского туристического форума «Открой Дальний Восток» эксперты и игроки туристического рынка обсудили развитие дальневосточных межрегиональных туристических маршрутов для привлечения российских и китайских путешественников.
Хабаровский край исторически считается главными воротами для въезда на Дальний Восток как для туристов из соседних стран, так и для граждан России. До пандемии регион принимал и распределял основной̆ объем гостей из Китая по дальневосточным регионам, выступая транзитной «точкой входа». Хабаровск расположен на пересечении важных воздушных и железнодорожных маршрутов, что обеспечивает связь с другими регионами России и соседними государствами. Местные предприниматели активно сотрудничали со своими коллегами из других регионов, продвигая межрегиональные маршруты.
После вынужденной̆ паузы в международных обменах Хабаровский край возобновляет партнерские отношения с КНР: подписана серия значимых соглашений о развитии сети межрегиональных дальневосточных маршрутов со стартом из Хабаровска.
Теперь региональные туроператоры делают ставку на программы, повышающие продолжительность пребывания туристов, позволяющие превратить их из разовых гостей в постоянных и, соответственно, увеличивающие доходы туротрасли и региональных бюджетов.
Что сейчас может предложить Хабаровский край путешественникам и приезжим? Один из вариантов — туристская программа от компании «Заповедные места Татарского пролива», которая активна в регионе с 2016 года. Проект «Туристическая деревня Ларга» в Ванинском районе края на побережье Татарского пролива предполагает размещение со всеми удобствами в домиках. На территории есть баня и купели. Семидневный тур включает морские прогулки к острову Токи, где разводят потомство тюлени ларга. Помимо этого, в программу входит знакомство с коренными народами, изучение местной гастрономии, участие в шаманских ритуалах и национальных праздниках, морская и речная рыбалка на краба и тунца.
«Потенциал Хабаровского края очень высок – и мы стремимся помочь этот потенциал раскрыть. По ту сторону пролива находятся Сахалин и Курилы, а за ними Тихий океан – край земли. Сезон длится с середины мая до середины октября, но проект будет круглогодичным. На сегодня мы готовы принимать группы до 12 человек. В перспективе – больше. Готовы обеспечивать туристов программой “под ключ”, начиная от встречи в аэропорту, размещение, программа и до проводов в аэропорт», – рассказывает директор компании Дмитрий Ильин.
Все участники сессии сошлись во мнении, что турист не должен сам себе организовывать проживание и досуг. Гостям нравится, когда, приезжая, они не переживают, где будут жить, чем питаться, как развлекаться и перемещаться по разным локациям (которые тоже нужно подобрать). По опыту компании «ТТ-Трэвел», при выборе пакета услуг «мини», «средний» и «макси» 86% туристов предпочитают максимальный.
По словам заместителя генерального директора «ТТ-Трэвел» (экс-TUI) Александра Сирченко, после пандемии удалось заинтересовать туристов непривычными для них регионами благодаря чартерам. Он привел в пример Бурятию – чартеры на зимний Байкал стали популярнее, чем летние – подобного никогда не случалось с республикой зимой.
«Чартер – не панацея, а вершина взаимодействия федерального и регионального туристического бизнеса с федеральной властью. Параллельно включается механизм продвижения и раскрутки тех или иных регионов. Будущее за межрегиональными маршрутами. Трансграничные маршруты можно сделать – с Сахалина в Японию, из Владивостока в Северную Корею, из Хабаровск в Китай. Надо все развивать. Регионы Дальнего Востока и Арктики – это уникальные российские ресурсы, и мы обязаны сделать так, чтобы все захотели это увидеть», – считает Сирченко.
Генеральный директор туроператора «Камчатинтур» Ирина Седова вспоминает, что в 2000-е годы на Камчатку шёл большой поток из Японии, многих стран Европы, и компания вынуждена была формировать турпродукт, который захватывал бы несколько регионов ДФО – и туристы, прилетая из Хабаровска на Камчатку, летели во Владивосток, Иркутск. Это было востребовано, но сложно и дорого. Сейчас сделать такой – и более качественный продукт – стало проще за счет большого количества надежных партнеров в регионах.
«Сейчас основной турпоток составляют российские туристы. Добраться на Камчатку можно только на самолете из Москвы, Екатеринбурга, Новосибирска, Иркутска, Хабаровска, Владивостока, Южно-Сахалинска, и с недавних пор с Чукотки. Дальневосточное кольцо мы можем хорошо замкнуть. Туризм на Камчатке – это обязательно экологический туризм, это уникальность. Тут главное – природа, а не дороги и гостиницы, хотя это тоже появляется. Камчатку можно посещать круглый год – сезон стал растягиваться, активно стали работать и в “мёртвые” месяцы. С конца июня и до середины сентября доступны все маршруты. Мы делаем совместные туры с Сахалином», – рассказывает она.
Интерес к Сахалину и Курилам со стороны и российских туристов, и гостей из стран АТР и других настолько высок в настоящее время, что регион вынужден смотреть на туристов с осторожностью. Об этом говорит замминистра туризма Сахалинской области Наталья Пахолкова. По е` словам, потоками туристов обмениваться важно в рамках взаимодействия, но делать это нужно осторожно.
«Мы хотим сохранить уникальность территории. Сахалин и Курилы уникальны как и другие дальневосточные регионы, но новых туристических локаций у нас нет. Мы должны сохранить то, что имеем. Мы уже задыхаемся от туристов и зимой, и летом. Очень аккуратно сегодня смотрим на продвижение региона – ресурсы природные, рекреационные, человеческие – не безграничны», – предупреждает она.
Китайcкие предприниматели видят большой туристический потенциал в регионах Дальнего Востока и в России в целом. Лин Луньян,директор международной туристической компании «Хайвай» (Фуюань), работающей уже 27 лет, уверен, что китайских гостей на туристическом рынке ДФО очень мало, и планирует наращивать присутствие здесь своих клиентов. По его словам, китайских путешественников очень привлекают Сахалин, Камчатка и Байкал. Им также важен патриотический и культурный туризм. Он уверен, что странам надо наращивать сотрудничество в сфере туризма.
«Для Китая тоже важны российские туристы. В КНР туризм очень безопасный: можно ездить беспрепятственно, не опасаясь за свое пребывание. Российский Дальний Восток действительно интересен, и мы должны использовать географическое преимущество для развития наших отношений. Однако к сожалению, цены на перелеты из Хабаровска в другие города дальневосточного региона гораздо выше, чем цены из Владивостока. Хотел бы предложить российской стороне подключиться к решению вопроса», – сказал Лин Луньян.
В числе других предложений китайской стороны на сессии – организация обмена молодежными делегациями, усиление сотрудничества между туристическими ассоциациями двух стран, эскалация пропагандирования российских туров в КНР с адаптацией для китайских туристов. Также он отметил, что для жителей КНР очень интересны российские продукты питания. Помимо этого, представитель китайской турфирмы отметил важность развития острова Большой Уссурийский, который находится рядом с Хабаровском и разделен между Россией и Китаем.
Участники сессии сошлись во мнении, что идея кооперации между туркомпаниями в рамках макрорегиона, между региональными и федеральными туристическими компаниями, а также между общественными организациями, властью и бизнесом – это необходимые компоненты для создания и продвижения межрегиональных маршрутов, которые, в свою очередь, занимают существенное место на туристической карте Дальнего Востока.
Только в первой половине этого года дальневосточные регионы приняли 1,8 млн туристов. Представители отрасли все чаще заявляют о том, что для поддержки и наращивания турпотока необходимо улучшать инфраструктуру в регионах. Об экономических факторах развития сферы гостеприимства в ДФО на полях III Всероссийского туристического форума «Открой Дальний Восток» EastRussia рассказал вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России Вадим Прасов.
— Отельеры и рестораторы на Дальнем Востоке всегда готовы к приему туристов, ведь это их основная специализация. Другой вопрос, готово ли достаточное количество качественной инфраструктуры? Тут ответ, как мне кажется, повисает в воздухе. И это не связано с какими-то региональными проблемами, это связано с общефедеральной достаточно серьезной бедой. Потому что гостиничный бизнес долгие годы был экономически не очень интересен, а это несет за собой целый ряд факторов. Во-первых, в таком положении бизнес проигрывает ряду отраслей с точки зрения привлекательности в моменте, сроков окупаемости, рентабельности чистых активов. А во-вторых, у государства нет каких-то серьезных поддерживающих, мотивирующих программ, задач и историй, которые бы выгружали в бизнес.
Раньше после падения железного занавеса людям было прикольно поехать и посмотреть мир. И его не просто посмотрели, а задержались на этом и привыкли. При этом основная платежеспособная часть аудитории вывозила свои деньги для отдыха, оздоровления, культурного туризма за рубеж. Поэтому мотивации создавать качественную инфраструктуру внутри страны как будто бы не было либо её было недостаточно. Сейчас пандемия и СВО привели к тому, что мотивация стала совсем другой. Государство начало создавать условия для развития отрасли, страна в этом плане сделала серьёзный шаг. Еще есть резервы, но в целом отношение к инвестициям в отели достаточно серьёзно поменялось в стране.
Но при этом есть одна сложность, очень большая и очень серьёзная. Для того чтобы построить гостиничный комплекс, нужно в среднем не менее трёх лет – за полгода такую задачу не решить. Да, есть модульные отели, есть быстровозводимые конструкции, есть глэмпинги, но, во-первых, они не меняют ситуацию, например, связанную с городскими потоками, потому что, как правило, строятся в курортных и загородных локациях, а во-вторых, это достаточно небольшие комплексы, не обладающие достаточной инфраструктурой, чтобы всерьез влиять на изменения туристических потоков, поведение гостей и прочее.
На мой взгляд, сейчас на многих территориях, и на Дальнем Востоке в том числе, предприниматели заинтересованы в развитии туризма, в строительстве отелей, просто им не хватает диалогов, обратной связи, понимания этого бизнеса. И еще одна важная причина – время, ведь, к сожалению, все это происходит долго.
Инвесторы готовы вкладываться в проекты на Дальнем Востоке, просто здесь стоит вопрос конкуренции за рынок капиталов. У человека есть выбор – инвестировать в офисный центр, например, в гостиницу, в торговый центр или в жильё. Это вопрос его выбора с точки зрения финансовой модели, и это очень важно понимать. Для развития отрасли, для инвестиций и вложений должны быть экономические предпосылки. Если они созданы и находятся на высоком уровне, то все получится.Дальний Восток намерен активнее привлекать иностранных туристов. Основной акцент сделают на гостях из Китая, однако потенциал есть и у привлечения в регион жителей Ближнего Востока, Латинской Америки и Беларуси.
По итогам прошлого года в тройку лидеров на Дальнем Востоке по притоку туристов вошли Приморье, Хабаровский край и Бурятия. Хабаровский край в 2023 году посетили 1,1 млн человек. Гостей привлекают Хабаровск с его архитектурой, музеями, выставками и магазинами, а также горная рыбалка и Шантары.
В будущем точками притяжения туристов в регион намерены сделать самую протяженную на Дальнем Востоке набережную, российскую часть острова Большой Уссурийский, горнолыжный комплекс «Хехцир».
«Мы вышли на китайский рынок через китайские туристические сети, напрямую адаптировали наш продукт на китайских туристов. Они увидели в своих соцсетях Хабаровск и поехали к нам. Собственно, турист, который отправился с рюкзаком на Шантары, узнал о них из китайских соцсетей», — отметила Екатерина Пунтус.
Как сообщил генеральный директор туроператора «Интурист» Александр Мусихин, интересы иностранных туристов в России смещаются из Москвы и Санкт-Петербурга, в том числе в сторону Дальнего Востока. Так, в прошлом году компания отправила группу аргентинцев от Санкт-Петербурга по Транссибу до Владивостока. И сейчас интерес к ДФО растет.
«Я думаю, что направление Дальнего Востока мы будем предлагать в странах Ближнего Востока и в Латинской Америке, где интерес достаточно большой. Проблема только в транспортной логистике, потому что основные полетные программы осуществляются через Москву. Поэтому туры в любом случае будут комбинированными», — прокомментировал Александр Мусихин.
Еще один туристический коридор на Дальний Восток намерены открыть из Беларуси. Там знают о ДФО и многие готовы ехать в регионы на краю России, как в экзотические.
«Все в Беларуси слышали бренды — Дальний Восток, Амур, Японское и Охотское моря, Камчатка. Об этом знают все. Но не все знают, где это. Емкость нашего рынка достаточно большая – в стране почти девять млн человек, один млн выездных туристов с хорошим чеком. Людей интересует не только море и отдых, но и детокс, путешествия, природный туризм. Дальний Восток для белоруссов – это экзотика. Ресурсы у людей есть, деньги есть», — рассказал председатель правления союза туристической индустрии Республики Беларусь Филипп Гулый.
По его словам, для привлечения белорусских туристов сейчас не достаточно одного агрегатора отелей, поскольку люди не знают, куда ехать, где селиться, что конкретно смотреть и посещать, где развлекаться. Нужны новые электронные площадки, которые помогут с выбором, бронированием и покупкой. Филипп Гулый предложил сконцентрироваться на образовательных турах для родителей с детьми. При этом поездки, по мнению Гулого, должны быть дополнены природными и историческими составляющими.
«Наши люди способны сюда ехать, но едут пока что единицы. Нет смысла делать турпоток из Беларуси массовым, этого не нужно, пускай он будет высокомаржинальным – достаточно состоятельных, богатых людей, крупных корпораций, которые могут провести свой отпуск в этом брендированном дальневосточном далеком и экзотическом для нас крае», — отметил Филипп Гулый.
Участники форума сошлись во мнении, что для привлечения иностранных туристов на Дальнем Востоке необходимо развивать номерной фонд, поскольку сейчас мест размещения недостаточно, также нужно продвигать туры по Дальнему Востоку, т.к. о них мало известно. Для этого нужны федеральные туроператоры, которые предложат поездки в своих филиалах на западе России и в представительствах в других странах.