Вроде как Китай, да не тот
Гонконг остается одним из ведущих финансовых центров в АТР, а в последние годы – и флагманом инновационных разработок. Как правило, здесь зарождаются и тестируются идеи, которые затем масштабируются не только на остальной территории Поднебесной, но и на таких рынках, как Индия, Сингапур, Таиланд. EastRussia разбиралось, чем сегодня этот специальный административный район КНР может быть полезен российскому бизнесу и чем он отличается от материкового Китая в деловой сфере.
С выходом из пандемии Гонконг активизировал международные контакты. С января здесь отменены карантинные ограничения, а чуть позже – и масочный режим. При этом, если при въезде в континентальную часть Китая от иностранца до сих пор могут потребовать результаты ПЦР-теста, то для этого административного района КНР данное условие не обязательно.
Как показатель оживления деловой активности – растущее количество авиарейсов из местного международного аэропорта. На сегодня их число выросло до 700 в день. В Гонконг летают около 120 авиакомпаний примерно в 220 направлениях. «Видим, аэропорт наращивает объемы, как и то, что он остается крупнейшим в мире по объемам карго перевозок», – рассказал руководитель представительства Совета по развитию торговли Гонконга (HKTDC) в ЕАЭС, Грузии, Азербайджане и Молдове Леонид Орлов.
Если рассматривать торговые связи с РФ, то Россия, с одной стороны, играет небольшую роль в товарообороте Гонконга. Согласно статистике за 2021 год, по экспорту (его объем составил около $5 млрд) РФ занимала 18 место, по импорту ($1,4 млрд) – 27-ое, сообщил председатель Российско-азиатского союза промышленников и предпринимателей (РАСПП) Виталий Манкевич.
В поставках из России превалируют продукты питания животного и растительного происхождения, минеральные продукты, продукция химической промышленности. Больше половины ввозимых из Гонконга в РФ товаров традиционно занимали транспортные средства, главным образом автомобили, и оборудование. С 2022 года растут поставки в рамках параллельного импорта. В первую очередь это относится к бытовой технике и коммуникационной аппаратуре.
Сегодня много российских компаний заинтересованы в сотрудничестве с Гонконгом, продолжает Виталий Манкевич. «Здесь можно разместить денежные средства, акции, облигации. Имеются большие перспективы для компаний, которые выводят свои средства из недружественных стран», – пояснил он.
В настоящее время в Гонконге ежемесячно регистрируется россиянами 10-15 компаний, сообщил советник председателя РАСПП Артем Сароян. Специальный административный район, где по сути действует режим порто-франко, снимает многие ограничения по внешнеторговым операциям, имеет благоприятный режим налогообложения. «Гонконг является мировым финансовым центром, а Гонконгская фондовая биржа – лидером по количеству сделок после Нью-Йоркской и Лондонской. Но преимуществом здесь является отсутствие валютных, таможенных ограничений, которое позволяет торговым компаниям регистрировать свои представительства для осуществления взаиморасчетов со своими контрагентами в регионе», – отметил Артем Сароян.
Фактически это единственный крупный финансовый центр в мире, не являющийся офшором, где отсутствует контроль за движением денежных потоков, подтверждает Леонид Орлов. При этом концентрация банковского капитала здесь вторая после Нью-Йорка.
Из главных минусов Гонконга можно отметить высокую стоимость недвижимости. В частности, стоимость жилья составляет $17-25 тыс. за 1 кв. м, аренда квартиры – от $2 тыс. в месяц.
Гонконг славится своими преференциями для IT-рынка, проектов в области FinTech, рассказывает директор по развитию бизнеса «Ситик Телеком СПС Рус» Румия Рахимова. Это может быть интересно представителям IT-сообщества из России. Примерно 35% отечественных разработчиков программного обеспечения продают свою продукцию в другие страны. Согласно «Стратегии развития российского экспорта услуг до 2025 года», объем зарубежных продаж IТ-услуг должен составить $12,15 млрд.
Для стимулирования разного рода инноваций, например в Гонконге востребована деятельность в области биотехнологий, принята расширенная схема налоговых вычетов и различных субсидий. Например, предусмотрена возможность возместить расходы на НИОКР, компенсировать вложения в научно-технические проекты.
Возвращаясь к рынку информационно-коммуникационных технологий, стоит сказать, что в Гонконге он ежегодно растет в среднем почти на 7% за счет активного перехода пользователей на облачные сервисы, цифровой трансформации предприятий малого и среднего бизнеса, разработок в области Big Data и Интернета вещей, увеличения стартапов. По прогнозу Technavio, к 2026 году его емкость в денежном выражении возрастет на $6,72 млрд.
Благодаря принципу одна страна - две системы Гонконг относительно независим от остальной части КНР, но сохраняет с ней плотные экономические контакты, как и с другими азиатскими странами. Как правило, здесь тестируются идеи, чтобы затем масштабировать их на такие крупные рынки, как Индия, Сингапур, Япония, Таиланд. К сведению, суммарный объем IТ-услуг в АТР по итогам 2022 года оценивался в $1,04 трлн. В 2025 году он может достигнуть $1,21 трлн. Для сравнения, рынок информационно-коммуникационных технологий в России в 2022 году, по данным Высшей школы экономики, составлял около $68 млрд.
«Бизнес-климат в Гонконге по сравнению с материковым Китаем просто сказочный. Материковый Китай достаточно жестко регламентирует всевозможные внедрения на его рынке. Поэтому, если выбирается направление Азия, чтобы протестировать свой проект, то безусловно Гонконг, несмотря на свою дороговизну, какую-то другую сложность, является отличным вариантом стартапа», – убеждена Румия Рахимова.
По ее словам, IT-инфраструктура здесь полностью открыта, тогда как в районах континентального Китая популярные SaaS-ресурсы (Software as a Service – одна из моделей продажи и доставки приложений пользователям, когда поставщик услуги разрабатывает программное обеспечение, разворачивает его на своих вычислительных мощностях, обслуживает и предоставляет клиентам доступ к приложению как к готовому интернет-сервису – прим.ред.) и веб-ресурсы могут быть недоступны, социальные сети частично заблокированы.
Однако примеров запуска российских проектов в Гонконге, связанных с инновациями, немного. «Когда стоит выбор между Гонконгом, материковым Китаем и Сингапуром, выбирают почему-то Сингапур», – свидетельствует Румия Рахимова.
Отечественный бизнес должен понимать, какой эффект от юрисдикции в специальном административном районе КНР может быть достигнут в долгосрочной перспективе, говорит исполнительный директор Российско-Китайского комитета дружбы, мира и развития Юлия Капранова. К тому же преференциальные режимы есть в других частях Китая, например, в рамках особой экономической зоны Хайнань. Кроме того, китайская сторона стремится повысить привлекательность в приграничных районах с РФ. В частности, провинция Хэйлунцзян активно предлагает ввести бондовые зоны, режимы беспошлинной торговли и т.п., отмечает Юлия Капранова.
При этом говорить, что в Гонконге совсем отсутствуют проблемы с регуляторикой, не приходится. Хотя движение капитала не ограничено, действует строгое регулирование финансовых услуг, и за последние годы для нерезидентов усложнились такие процедуры, как открытие банковского счета. Распространенной практикой стало использование гонконгской компании, чтобы отрыть на нее счет в континентальном Китае. «Открытие в [банке] Гонконга возможно, но комплаенс процедуры довольно жесткие. Если у вас будет компания, которая работает только с Россией, [гонконгские] банки не так сильно это приветствуют», – предупреждает Артем Сароян.
В свою очередь председатель исполкома Союза пищевой промышленности Игорь Трунов не исключает сложностей в связи с соблюдением Гонконгом западных санкционных мер в отношении РФ из-за угрозы вторичных санкций. «Санкционное давление есть: самолеты с технологическими товарами в Россию из Гонконга не летают в отличие от [материкового] Китая. Что касается электроники, банки Гонконга не пропускают платежи», - утверждает представитель российской компании-производителя. В связи с этим импортер вынужден ориентироваться на вендоров из материкового Китая.
По его словам, раньше Гонконг использовался для поставок в Россию, поскольку не надо было платить пошлину и нести прочие дополнительные расходы. Теперь делать это проблематично. «Если мы покупаем какой-нибудь контроллер производства КНР, он улетает из [континентального] Китая. Понятно, что нужно заплатить вывозную пошлину, но деваться некуда, – говорит менеджер. – Если мы везем какой-то западный компонент, можно провезти его через Шанхайскую зону свободной торговли, не понеся больших затрат. Подобные зоны становятся для России намного более интересными, чем Гонконг».
Тем не менее сбрасывать со счетов возможности специального административного района Китая не стоит, здесь целесообразен дифференцированный подход.
«Если вы хотите инвестировать в то, что связано с [промышленным] производством – вам в Китай. Если хотите инвестировать в сервисы, IT-технологии, облака и прочие вещи, которые не нужно гонять через таможню, то Гонконг вполне себе работает», – заключил предприниматель.
Павел УсовО китайских бизнесменах слагают легенды: они изобретательны, хитры, упорны в достижении цели, грамотно распоряжаются своими сбережениями. В отличие от россиян, китайцы учились предприимчивости всю жизнь и на протяжении многих поколений, ибо власти Поднебесной никогда не создавали для своих подданных тепличных условий, и те вынуждены проявлять чудеса изобретательности, чтобы выжить.
Тем не менее удалось-таки искусственно взрастить амбициозных и жадных до денег типов, называющих себя бизнесменами. Но при столкновении с китайскими предпринимателями они теряют лоск и только ругаются, заявляя, что с китайцами невозможно иметь дело. Маскируя, таким образом собственное неумение и абсолютное незнание китайских реалий, деловых и культурных традиций партнеров из Поднебесной, они явно не желают, а то и ленятся чему-то учиться.
Да, предприимчивость — врожденная способность большинства китайцев. Но, в зависимости от региона, у китайских бизнесменов можно заметить разные характерные особенности. Ведь и в России в разных областях и люди разные: одесситы известны юмором и до революции считались лучшими торговцами, как и сибирские купцы. Самые крутые и независимые мужики — в Тамбовской губернии, потому и называли их «тамбовскими волками». Москвичи считались грубыми и по-чиновничьи консервативными, а питерцы — отзывчивыми, настоящими носителями культурных традиций русской интеллигенции. Нам же более интересны деловые люди из разных районов Поднебесной и, разумеется, их характерные особенности.
Умные шанхайцы, не любящие рисковать
Самыми умными китайскими бизнесменами считаются шанхайцы. Они не любят рисковать, поэтому всегда очень тщательно изучают своих деловых партнеров и их финансовые возможности. Они с уважением относятся к тем бизнесменам, которые столь же внимательны к своим партнерским связям и умеют ненавязчиво показать такое знание. Если вы решитесь на развитие совместного бизнеса с шанхайскими коллегами, то лучше заранее учесть следующие моменты.
Во-первых, следует продумать все возможные ситуации и заранее продемонстрировать, что вы относительно точно просчитали вероятные результаты. Даже если вы ошиблись, все равно это произведет на шанхайского партнера благоприятное впечатление. «Не бойся, что не знаешь; бойся, что не учишься», — говорят китайцы.
Во-вторых, не следует эмоционально воздействовать на шанхайцев и уверять в самых дружеских чувствах, — это может привести к противоположному результату, ибо, как полагают они, «друг для всех — никому не друг».
И еще. Если в предлагаемом ВАМИ бизнесе существует риск, то лучше заранее четко его обозначить; это поможет произвести хорошее впечатление. Они поймут, что вы — предусмотрительный партнер. Если же промолчите, и шанхайцы сами обнаружат риск (а это непременно произойдет), то они просто изымут свой капитал и не станут впредь заниматься с вами бизнесом.
Фото: Александр Исаев
Умные и дальновидные шанхайцы сумели добиться заметного политического влияния в Пекине, облегчив таким образом доступ к финансовым и иным ресурсам, что позволило им превратить свой мегаполис в суперсовременный город будущего.
Шанхайцы — врожденные биржевые игроки и талантливые финансисты. Они невероятно изобретательны при разработке схем финансовых транзакций. Еще 70 лет назад соседние страны называли Шанхай «Уолл-стрит Дальнего Востока». Сегодня этот город уже вполне успешно соперничает с Гонконгом и готовится заменить Сянган в качестве крупнейшего финансового центра Восточной Азии. Поэтому желательно продемонстрировать шанхайскому партнеру, что вы в достаточной степени владеете финансовым инструментарием, и вам хорошо известны такие термины как «акция», «фьючерс», «страхование инвестиций» и т.п.
Дерзайте, и у вас получится! И не обращайте внимания на некоторую заносчивость шанхайцев. Шанхай почти 100 лет назад уже считался международным городом; здесь существовали иностранные концессии, и шанхайцы уже тогда приучались к заморской культуре, традициям, комфорту. Они заносчивы не только по отношению к соотечественникам, но и к иностранцам, в то время как в других районах Китая к иностранцам могут относиться с известной толикой подобострастия и уважения к их деньгам.
Знатоки жителей Шанхая даже утверждают, что те страдают излишним самомнением, в том числе гордятся своим превосходством в умении вести бизнес по сравнению с китайцами из других мест. Но шанхайцы не только высокомерны. Они скупы, законопослушны и предпочитают заниматься бизнесом по международным стандартам. При этом умеют грамотно распоряжаться своими сбережениями, тратить их с умом и выгодой. Немаловажная деталь — непревзойденный юмор шанхайцев, но, чтобы его понять, необходимо свободное владение их диалектом.
Хотите стать боссом — поезжайте в Вэньчжоу
В противоположность не любящим рисковать шанхайцам жители города Вэньчжоу, расположенного недалеко от мегаполиса, готовы идти на риск, но делают это расчетливо и умело.
Самое большое число владельцев бизнеса и частных предприятий в Китае живет в Вэньчжоу, что в восточно-китайской провинции Чжэцзян. В этом 9-миллионном городе близ Шанхая зарегистрировано более 150 тыс. частных предприятий. Утверждают, что девять из десяти дорогих зажигалок, два из трех замко́в, каждый третий насос, каждая четвертая ручка, половина всех очков в Китае производятся на заводах и фабриках Вэньчжоу, который еще называют «городом Боссов».
Вэньчжоуцы — прирожденные бизнесмены, и этот город занимает лидирующее место по стране по количеству миллионеров на каждый квадратный километр городского округа. Жители Вэньчжоу легко осваивают чужие территории. Печально знаменитый Черкизовский рынок в Москве контролировали боссы из Вэньчжоу, поставлявшие в Россию одежду и обувь не самого хорошего качества со своих чжэцзянских предприятий. Каждый пятый торговец на этом рынке был боссом из Вэньчжоу.
Китайская поговорка гласит: «Мудрость — в голове китайцев, а богатство — в кармане евреев». Но жители Вэньчжоу сумели соединить китайскую мудрость с еврейской предприимчивостью. Менталитет вэньчжоуцев — это нечто особенное, что дало повод жителям Поднебесной, которые с уважением относятся к сынам израилевым, называть вэньчжоуцев «евреями Восточной Азии». Мы не будем ни подтверждать, ни опровергать это мнение. Заметим только, что вэньчжоуских бизнесменов отличает от предпринимателей из других районов страны цепкая деловая хватка, умение организовать с нуля производство товара, который пользуется спросом на рынке, а также выстроить необходимые транспортно-логистические цепочки и торговые связи, моментально реагировать на изменения рынка.
Бизнесмены из Вэньчжоу умеют быть очень убедительными с партнерами, не боятся рисковать, а в случае возникновения проблем быстро мобилизуют все мыслимые и немыслимые силы для устранения возникших трудностей. Они так же легко «кидают» партнеров, как и привлекают их на свою сторону; они не жадничают и способны идти против течения. При этом тщательно соблюдают коммерческую тайну из-за опасений, что конкуренты займут формируемую зону нового бизнеса или, воспользовавшись знанием, вытеснят их из уже работающего бизнеса.
Вэньчжоуцы даже смогли захватить контроль над бизнесом на севере Китая и избрали в качестве главной ставки для продвижения на север столицу Поднебесной, где их экономическое влияние чрезвычайно велико. Противостоять деловой экспансии вэньчжоуцев способны лишь «дунбэйские тигры» — крепкие китайские мужики из Северо-Восточного Китая.
«Дунбэйские тигры» с большими связями
Для китайцев «дунбэйские тигры» — бизнесмены из Северо-Восточного Китая, примерно то же самое, что и «тамбовские волки» для россиян. Северяне имеют свои особые характеристики при ведении бизнеса. Они решительны и неудержимы при достижении цели, иногда даже жестоки.
Если вэньчжоуцы — «боссы бизнеса», то дунбэйцы — его «паханы». Они по-чиновничьи консервативны, тверды и последовательны в своих действиях, смелы в принятии решений и не боятся рисков, защищая свои интересы всеми способами.
При заключении сделок они готовы к их реализации еще до подписания официального контракта, — им достаточно честного слова. При нарушении данного слова дунбэйские бизнесмены бывают безжалостны и непримиримы. Вместе с тем, как и все китайские предприниматели, они очень тщательно готовятся к переговорам со своими визави и стараются получить полную информацию о своих партнерах: о предпочтениях в еде, об увлечениях, хобби, отношении к женщинам и так далее.
Северяне любят козырять перед партнерами своими связями во властных структурах. Гуаньси, или «связи», действительно играют важную роль в успешной реализации бизнес-проектов, ибо, по их твердому убеждению, знакомство с сильными мира сего значительно снижают коммерческие риски и могут являться гарантией успеха. Северяне, а к ним мы относим и пекинцев, любят щегольнуть своими друзьями в официальных кабинетах.
Особенно это любят «дунбэйские тигры», тем более что многие партийные функционеры и государственные чиновники на Юге назначаются из числа представителей Северо-Восточного Китая, поскольку они решительны, бескомпромиссны, не поддаются запугиванию, их труднее купить, и они непримиримы к нелегальной деятельности и преступным схемам, стараются соблюсти справедливость и баланс во всех делах.
Вместе с тем дунбэйцев в Китае считают грубыми, малообразованными, чрезмерно доверчивыми и прямолинейными. В бизнесе южане легко переигрывают северян. Не зря в Китае говорят: «Легко быть храбрым тигром, но попробуйте быть храбрым кроликом». Поэтому деловая репутация южных «кроликов» гораздо выше авторитета «северных тигров». При этом дунбэйцы стараются заполнить недостаток авторитета наличием крутых связей и делают это крайне изобретательно. Если вы занимаетесь медийным бизнесом, то китайский партнер найдет способ, чтобы сообщить вам о том. что его лучший друг работает начальником одного из отделов департамента пропаганды ЦК КПК.
Photo by Vidar Nordli-Mathisen on Unsplash
Если речь идет о торговой сделке, то друзья обнаружатся в Министерстве коммерции или в Главном таможенном управлении. Для пущей убедительности вам даже продемонстрируют личную визитную карточку госчиновника или его фотографию, на которой ваш партнер сидит за одном банкетным столом с нужным человеком. В любом случае это будет подтверждением полезности таких гуаньси в вашем совместном бизнесе.
Если вы слышали, что китайцы, как никто другой, умеют грамотно выстраивать отношения с партнерами, проявляя о них заботу и одаривая подарками и вниманием, то это — абсолютно верное утверждение. На наших людей, особенно привыкших к халяве и лести, а также к принципу «все включено», это производит сильное впечатление. Китайцы давно уже приняли во внимание эту слабость наших людей и вовсю пользуются ею.
При этом китайцы не расходуют время попусту, они просто не умеют этого делать. А еще китайцы — большие мастера быстро принимать решения, и от этой скорости тоже очень многое зависит в бизнесе.
Мы рассказали вам о трех типах китайских предпринимателей из Шанхая, Вэньчжоу и Дунбэя. Но только этими тремя местами многообразие деловых людей в Китае не ограничивается. Всех их отличает высокий профессионализм, не зависимо от зоны проживания, а также глубокое уважение к компетентности потенциального компаньона. Для понимания характерных особенностей бизнесменов из разных мест Китая важно знать еще и то, что в Поднебесной существует региональная специализация.
Считается, что лучшие торговцы живут в провинции Гуандун. Город Янчжоу поставляет Поднебесной самых лучших мастеров по педикюру и маникюру. Провинция Хэбэй — поставщик генералов и высокопоставленных военных. Город Пинъяо на северо-западе Китая и провинция Аньхой на востоке считаются родиной банкиров и ростовщиков, финансировавших императорский двор до революции. Города Цзиндэчжэнь (провинция Цзянси), Таньшань (провинция Хэбэй) и Дэхуа (провинция Фуцзянь) славятся самым известным и изысканным фарфором в стране и фарфоровых дел мастерами, жители провинций Аньхой, Фуцзянь и Юньнань считаются не только лучшими в Поднебесной чаеводами, но и тонкими знатоками чайной церемонии и самыми успешными торговцами чаем.
Подобные знания, упомянутые к месту и своевременно, помогут установить контакт с китайским партнером, как, впрочем, и знание историко-культурных особенностей региона, выходцем из которого является ваш партнер. И тут мы вплотную приблизились к очень важному вопросу.
Что думают китайцы о партнерах из России?
За десятилетия общения с русскими у китайцев сложились определенные стереотипы и штампы-представления о наших соотечественниках. Рождению многих штампов поспособствовали своим поведением мы сами. Китайцы считают, что, поскольку русские живут в жутко холодных условиях, они для восполнения энергетического баланса пьют горькую водку стаканами и закусывают солеными огурцами. Впрочем, пьющий русский никого в Китае особенно не удивляет. Дунбэйцы, например, пьют не меньше и даже могут легко дать фору любому русскому.
Вместе с тем годы общения с российскими бизнесменами привели и к другим нелицеприятным для нас обобщениям. Русские, мол, много обещают, но слова не держат; они не обязательны, любят хвастать богатством. При этом — невероятно скупы. Они не знают и не хотят знать традиций китайцев, правил местного этикета и вежливости, хотя очень любят подарки и банкеты, устраиваемые китайцами.
Откровенно говоря, штамп о скупости имеет под собой простые основания. Сами китайцы очень хлебосольны и практически всегда устраивают обильные угощения в честь русских гостей. Вот только гости по непонятным причинам почти никогда не устраивают ни обеда, ни ужина в ответ на гостеприимство китайских партнеров, и это явно идет вразрез с общепринятыми правилами вежливости.
За годы работы в Китае мне неоднократно приходилось сталкиваться с подобными ситуациями. Даже если намекаешь соотечественнику о том, что для дела было бы полезно организовать ответный обед, тот сначала демонстративно хватается за кошелек, а потом просто отмахивается от тебя, как от назойливой мухи. Печально то, что потом от него пойдут жалобы на китайцев: их жесткую позицию на переговорах, на их «жлобство» и отсутствие сувениров, уже ставших привычными. В итоге сделка, казавшаяся великолепной и выгодной, заканчивается тем, о чем гласит древняя поговорка: «Проси много, а бери — что дают».
Хотите знать больше об особенностях китайцев и бизнеса с ними? Тогда рекомендуем вам прочесть книгу Алексея Маслова «Наблюдая жизнь китайцев» или Николая Спешнева «Китайцы. Особенности национальной психологии». В этой же статье мы ничего не придумывали, а лишь заимствовали наблюдения и мнения самих китайцев, опубликованные в газетах «Аньхой жибао», «Наньфан чжоубао», «Наньчан ваньбао» и некоторых других.
Директор Института стран Азии и Африки МГУ им. М.В. Ломоносова профессор Алексей Маслов рассказал EastRussia о том, кто сейчас дает экспертизу действиям государства на Востоке, зачем востоковедению молодые специалисты и сколько они должны получать, в чем российские предприниматели не понимают коллег-азиатов и наоборот. До сентября 2021-го Алексей Маслов, руководил Институтом Дальнего Востока РАН.
«Изучение Азии в России проходит серьезную трансформацию»
- Институт Дальнего Востока изначально создавался как центр выработки концепции взаимодействия с Азией. Эти задачи сохраняются?
- В целом да. Но Азия меняется, причем иногда значительнее быстрее, чем меняется наши подходы к ее анализу. И это наш главный вызов на сегодня: успевать трансформироваться под эти изменения, чтобы по-прежнему выдавать качественную экспертизу. При этом наш основной заказчик, государство, требует от нас все более конкретных знаний. А нужно понимать, что когда востоковедение только создавалось как наука, это было изучение экономически более развитыми странами в тот момент экономически менее развитых. Сейчас это совсем не те страны, что были даже 40 лет назад: другие масштабы, другие амбиции. Система взаимодействия в Азии усложнилась, появились новые многосторонние союзы. Использовать старые методы уже невозможно. Восток изменился, значит, мы тоже должны меняться. В этом вся суть.
- А институт меняется?
- Оставаясь научной и фундаментальной организацией, мы расширяем практическую работу. Экспертиза проектов в самых разных сферах, от экономики до экологии, продвижение российских экономических интересов в Азии, привлечение инвестиций, взаимодействие с отдельными политическим группами в элитах, - на все эти вопросы мы должны находить прикладные ответы. Количество экспертиз за полтора года, пока я руковожу институтом, возросло почти в десять раз, при этом наши заказчики - не только государство, но и крупные корпорации. А Министерством науки и образования перед нами вообще ставится задача открытия, по сути дела, новых линий изучения. Это и тема «зеленой экономики» в Азии, и инноваций, и новых видов энергетики, учитывая, что Китай переходит к 2060 году на безуглеродные носители. Ставится задача изучения юридической базы взаимодействия с Азией - специалистов по азиатской юриспруденции не хватает.
- Фокус исследований института остается направленным на Китай?
- Конечно, наш основной партнер - Китай, и основная наша тематика - китайская. Но она заметно расширяется. Есть очень много трансграничных процессов, в которые вовлечены как Китай, так и Россия. У нас направления научной деятельности традиционно были разделены по странам даже внутри института, поэтому мы проходим серьезную трансформацию и в этом смысле. Намечаются совместные проекты с Институтом Латинской Америки РАН, Институтом Африки. Есть смысл в создании совместных образовательных платформ, например, с МГУ, где развито востоковедение. Такая кооперация, пожалуй, всем пойдет на пользу.
- Для новых проектов и направлений, наверное, новые специалисты нужны и вам?
- Конечно, нужен приток молодых, активных, пусть и менее опытных, но обладающих совсем другими методами работы. Понятно, что китайская история не изменилась за последние пять тысяч лет, но меняются наши способы изучения. Количественный и компьютерный анализ баз данных, лонгитюдные исследования, то есть изучение на продолжительном периоде, парсинг для сбора информации - для применения этих методов нужен другой стиль мышления, который сегодня присущ молодым людям. Для этого мы создаем молодежные лаборатории, «молодежные инкубаторы», где можно поработать с опытными специалистами.
Разумеется, заменить разом сотрудников ни в коем случае нельзя, потому что наука всегда базируется на школе, а школу не создать с чистого листа. Пока люди могут работать и, самое главное, передавать свой опыт молодежи, они будут работать, осваивая и новые методы. Главная сложность - создать что для молодых, что для проверенных специалистов систему мотивации больше исследовать. Сейчас прямой корреляции между заработком научного сотрудника и числом публикаций работ иногда и не прослеживается.
- На какой заработок у вас может рассчитывать молодой специалист только из университета, например, со знанием китайского?
- Думаю, от 60 тысяч рублей - это должна быть стартовая цена. Причем ставка не меняется, она всегда будет маленькой, например, 20-25 тыс. рублей, а остальное зарабатывается участием в проектах и премиями. На мой взгляд, этого все равно мало. Норматив должен быть около 100 тыс. рублей. Тогда молодежь будет работать, не ища каких-то других средств в подработке.
- Темой Азии сейчас занимаются многие. Почему работать или за экспертизой по Востоку идти нужно именно к вам?
- Долгое время востоковеды и Институт Дальнего Востока как часть востоковедческой науки обладали некой монополией на знание об Азии - они же говорили на китайском или на японском. С определенного момента Востоком действительно стали заниматься все. Монополией мы больше не обладаем. Но мы можем обладать комплексностью знаний. Нельзя, например, изменить мышление китайцев, оно сложилось исторически. Но мы можем «залезть им в голову изнутри» и понять, почему и как они думают. А следовательно, выработать решение, которое не может выработать представитель узкой профессии. Если этого нет, и экспертизу по Востоку начинают давать люди без требуемого уровня знаний, которые, скажем так, нахватались, то это очень опасная история. К сожалению, сейчас такое не редкость.
- Потребность в такой экспертизе, на ваш взгляд, растет?
- Скажу больше – такая экспертиза почти отсутствует. Обратите внимание, как построен российский бизнес в Китае, не только приграничный, но и в целом. Есть производители-экспортеры. Есть органы власти, Минвостокразвития, иногда Минпромторг или Минсельхоз, которые создают базу для экспортных поставок. Но я приведу лишь один пример. Российские компании представляют свои товары для Японии. Очень хорошие товары. Японцы послушали это все и говорят: «Ребята, это здорово, но вы бы хотя бы раз почитали японские санитарные стандарты. Все, что вы представили - это не пройдет». А ведь можно было заранее за пару дней привести в порядок упаковку. Но кто делал мониторинг рынка?
- А кто его может делать вообще?
- Ни Российский экспортный центр (РЭЦ), ни Московский экспортный центр, например, не заказывают регионального или секторального мониторинга. А тот же Китай – он внутри разный. Поэтому российский шоколад с солью, который производят во Владивостоке, не имеет успеха в провинции Хэйлунцзян, но совпадает со вкусами жителей провинции Сычуань. И это только первый шаг в обязательном исследовании, без которого, поверьте, ни одна американская или европейская компания даже не будет строить планы на продажи в Азии. Американцы, например, пользуются услугами Китайско-Американской торговой палаты, состоящей из экспертов, которые могут сказать ему: «Вы знаете, возможно, с вашим товаром не имеет смысла выходить на Китай, но вот во Вьетнам - имеет смысл», или: «Давайте мы сделаем правильную упаковку». Анализ упаковки, символики, вопросы патентования торговой марки во всех нюансах, от обложки до вкуса, чтобы не потерять идентичность товара, что очень просто на китайском рынке, и так далее, - все это нужно.
- Самих предпринимателей кто-то учит, что нужно делать именно так?
- Мы учим. Второй год работает наша совместная с Дальневосточным федеральным университетом программа обучения и переобучения действующих бизнесменов, взаимодействующих или только собирающихся выходить на китайский рынок. Это своего рода ликбез, поэтапно - шаги работы с Азией, где российские методы, как известно, не работают. Эту же цель преследуют наши питч-сессии для российских и азиатских бизнесменов, которые проводятся вместе с РЭЦ и Сколково. Но самое главное – нужно выпускать большое количество информационных материалов.
«Власти в России не привыкли обращаться к экспертам»
- Получается, у производителей могут возникать проблемы из-за элементарного непонимания ими особенностей ведения бизнеса с Китаем?
- Обычно это так и происходит. Недавний пример – когда после обнаружения коронавируса на упаковках рыбной продукции из России Китай запретил ввоз минтая, вдобавок заявив, что теперь готов покупать продукцию только за 50% от прежней цены, а наши рыбопромышленники… Нет, безусловно, они все серьезные люди, это крупные компании. Но они пошли к полпреду президента в Дальневосточном федеральном округе Юрию Трутневу, чтобы он написал письмо «китайцам куда следует» или «попросил Путина позвонить».
- Так не работает?
- Это вообще глубочайшая ошибка. Смотрите, все ведь просто. Владимир Путин с Си Цзиньпином договорились обо всем. Дальше дело реальных предпринимателей. Кто перекрывал таможню? Таможенник. У него инструкция. Любит он или не любит Россию - граница закрывается. Значит, речь не о политике, и не о том, «друзья нам китайцы» или нет. При чем тут вообще дружба? Это чистая экономика. А как можно разбираться в этом, не вложив ни копейки в анализ китайского рынка и поведения китайцев? Да, это непросто понять. Но можно же было заранее, за годы до этого предположить, что подобное произойдет, и выработать ответные превентивные меры. Для этого и существуют институты, подобные нашему, которые, насколько это возможно, обучают людей работать с Азией и рассказывают, как нужно делать, а как – не нужно.
- Хорошо, но что бы вы рекомендовали в случае с минтаем?
- Сложно давать советы. Но очевидно, что требовать в этой ситуации от Трутнева, чтобы «он там договорился», бессмысленно. Здесь нужны переговоры другого плана. Речь нужно вести о том, как оптимизировать расходы, как репатриировать прибыль. Например, предлагать работу через режим специальных экономических зон, бестарифных зон – там, в Китае, есть территории, где экспортно-импортные операции ведутся вообще без тарифов и без НДС. И можно даже посчитать, как репатриировать прибыль с наименьшими потерями. Ясно же, когда вы знаете, как устроено китайское финансовое законодательство, вести переговоры проще. Но, к сожалению, наши коллеги, которые ведут переговоры - они отличные производители, но нулевые знатоки китайского рынка. И китайцы, кстати, точно так же плохо знают российский рынок. Это же зеркальная ситуация.
- Серьезно? А у бизнесменов из Китая какие иллюзии по поводу России?
- В Китае многие считают, что в России нет никаких законов. Что нужно прийти, попросить или настоять, лучше раз десять. «Уговорить», так сказать, проблему. И если вы не соглашаетесь, это не потому, что в России есть определенные нормы. А потому, что вы лично не хотите. Да и в целом китайцы не очень понимают, как заходить на российский рынок. Японцам, кстати, тоже кажется, что курильский вопрос – это вопрос «надо договориться с Путиным, или подождать, пока будет кто-то после Путина». Но русское сознание по-другому работает.
- Иностранцы не могут найти эту информацию, неоткуда получить?
- Хороший вопрос. Если вы в Китае попробуете поискать «инвестировать в Россию», вас поисковые системы выведут вовсе не на какое-то министерство или Институт Дальнего Востока, а на фирмы-посредники. Посредники «снимают» деньги не с реализации проекта, а с «движухи» вокруг него. Так возникают разные невероятные явления, например, официальные слушания в Совете Федерации по поводу совершенно нереального проекта поворота российских рек в Китай. Попробуйте-ка что-то подобное организовать в Госсовете КНР… И поэтому, кстати, многие хорошие идеи из Китая у нас буксуют, и мы потом читаем в китайской части интернета: с россиянами невозможно общаться, там все непрозрачно.
- Но и сами китайцы иногда выдвигают кажущиеся невероятными проекты в России, разве нет? Недавний пример с проектом Sherwood Energy Ltd. в Хабаровском крае, которая собиралась строить на берегу Охотского моря самый большой в мире завод по производству метанола, но была остановлена референдумом местных жителей, высказавшихся резко против, - это не из этой же серии?
- Due diligence по поводу китайских партнеров – это тоже правильно. Мы знаем очень много примеров, когда предлагается сделка, даже на уровне администрации региона Китая, подписывается протокол о намерениях, а потом китайский коллега берет некие кредиты в китайском банке под низкий процент и использует средства совсем не для этого проекта. Таких случаев немало. Как этого избежать? Глубокая проверка. Для этого и нужны эксперты.
- Выходит, объяснять, как вести бизнес, нужно обеим сторонам?
- Нужно. Бизнес с Азией выгоден с финансовой точки зрения, но он затратен с точки зрения выстраивания процесса. А самое главное - негатив может случиться даже на пике взаимодействия. Как, собственно говоря, случилось с рыбой: потому что сработала конкретная инструкция.
- Российские власти в этой ситуации, раз уж мы о ней, к вам обращались?
- Нет. И не потому, что во власти глупые люди. Просто психологически российские государственные ведомства не настроены обращаться к экспертам. Более того, они не обязаны их держать у себя. Этот подход, конечно, лучше менять, пока не поздно.
«Менять структуру торговли, повышать прозрачность, выдавать дешевые кредиты»
- Часто можно встретить сообщения: российские власти предложили китайскому инвестору построить на Дальнем Востоке такой-то завод, ведут переговоры с такой-то компанией. Почему дальше намерений, как правило, дело не заходит?
- Китаю интересно сырье из России и переброска через Россию своих товаров в Европу. Все остальное - местное дело России. Посмотрите по структуре инвестиций, во что Китай вкладывает в России и во что он, например, вкладывает в Англии или даже в Индии. У нас - в ресурсы. В Индии и Англии - в технологические стартапы, туристическую инфраструктуру, новые технологии. Высокотехнологический сектор в области двусторонней торговли у нас с Китаем - меньше 15%. А мозги в России, безусловно, есть.
- Почему так?
- Китай давно создал свои зоны высоких технологий, где на изобретение можно получить господдержку - около 12 млн руб., если в наших деньгах считать, на год, - открыть лабораторию, производство и выйти на рынок. Российская компания может сделать это, как и любая другая. Но нужен серьезный анализ: может быть, предприятие лучше во Вьетнаме открывать или в Индонезии, где очень дешевый труд, почти на 40% дешевле, чем в Китае. А кто проконсультирует? Есть масса посредников, россиян или китайцев, которые говорят: «Давайте мы вам поможем вывести вас на Китай». А на самом деле здесь нужны не посредники, а лоббисты в Азии. Чтобы они рекламировали возможности инвестирования в Россию, рассказывали бизнесу, причем адекватно китайскому или сингапурскому сознанию: это работа в социальных сетях, создание сайтов, зарегистрированных «на той стороне». Это блоги китайских студентов, которые пишут, как Россия развивается. Или блоги про вложения средств на долгий или короткий период. В общем, массовый промоушн.
- Эта задача по силам только, наверное, государству. Какие еще приоритеты, если говорить о Дальнем Востоке, вы бы выделили для властей?
- Нужно, во-первых, менять структуру торговли - увеличивать долю высокотехнологичных товаров, увеличивать поставки российских продуктов питания. А второй момент – свободные экономические зоны вдоль границ, в том числе распределенные. Технология распределенных зон предполагает, что физически они могут не стыковаться между собой, но при этом работают по единому стандарту и, возможно, даже занимаются производством единой продукции – поэтапно.
- Зоны с преференциями у нас вроде бы есть – территории опережающего развития…
- Это хорошая затея. Но есть важный момент. Когда мы говорим, почему Китай мало инвестирует на Дальний Восток и вообще в Россию, нужно понимать: в реальности мы находимся в огромной конкурентной среде. Сегодня преференции тому же Китаю предоставляют Вьетнам, Малайзия, Индия, Индонезия… Вьетнам, скажем, дает фантастические условия для китайских инвесторов, буквально ноль по всему и защиту. Когда китайский бизнесмен собирается куда-то инвестировать, он в прямом смысле загоняет все параметры в таблицу и смотрит, где выгоднее. Плюс учитывает индекс прозрачности бизнеса. И вот здесь мы с нашими предложениями проигрываем.
- А российский бизнес, на ваш взгляд, может что-то поменять, чтобы успешнее выходить в Китай?
- Дальний Восток психологически и исторически ориентирован только, грубо говоря, на переброску товаров через границу в Китай и наоборот. Но три китайские северо-восточные провинции развиваются медленно, население там падает. Пожилые китайцы уезжают на юг, утекают от границ, перестают быть нашими потребителями. В этом плане, на мой взгляд, главная задача дальневосточного бизнеса – это не столько создавать новые категории товаров, сколько обучиться работать с разными районами Китая, идти вглубь, куда очень редкий российский товар доходит. А государству нужно выделять дешевые кредиты, потому что что закрепиться на китайском рынке можно только через пару лет демпинга. Частный предприниматель из своего кармана это не потянет.
«Экспорт энергоносителей окупится, но выручку нужно вкладывать в экспорт технологий»
- Недавно пришла новость, кажется, тревожная - из Китая: к 2060 году КНР переходит на безуглеродную экономику. А мы тут расширяем БАМ, наращиваем экспорт угля через Дальний Восток. Утрирую, конечно, но сколько лет нам осталось?
- Опираться только на официальные заявления руководителей в прогнозах по Китаю было бы неправильно. Вообще, на мой взгляд, время прогностических докладов о Китае прошло: каким бы гениальным ни был специалист, он не может учесть сотни тенденций, которые одновременно присутствуют в экономике этой страны. Да, Китай, скорее всего, выйдет приблизительно к этому сроку на безуглеродную основу. Но наверняка останется целый ряд регионов, которые будут продолжать потреблять энергоресурсы прежнего типа. О Китае принято думать как об СССР: плановая экономика, пятилетки. Но вообще это в духе китайцев – обозначать общую картину, но без каких-либо жестких цифр, чтобы их потом было легче редактировать на ходу.
- Национальная особенность?
- Верно. Китай всегда оставляет себе гибкую основу, потому что мир вокруг нас меняется быстрее, чем мы планируем, - так говорят китайские экономисты. Никто не мог спрогнозировать «торговую войну» США и Китая. Возвращаясь к вопросу. Если мы оптимизируем расходы по тарифам РЖД, которые одни из самых дорогих в мире (и в два раза дороже на одинаковое расстояние, чем в Китае), тогда – да, окупим свои проекты по экспорту угля, и в этом нам 2060 год не угрожает. Точно так же и газовая труба, и нефтяная труба: успеем окупиться. Вопрос в другом. Очевидно, не только Китай, но и весь мир, особенно азиатский, будет переходить на безуглеродную основу. Как следствие, важно те деньги, которые мы сегодня извлекаем из энергоресурсов, вложить в новые технологии, чтобы потом экспортировать уже их. Это непростая история: все упирается в несогласованность действий у нас тут, в России, тогда как в Китае все действия согласованы. Но нам придется это сделать.
- А как это делают китайцы?
- Успех Китая не в том, что китайцы грамотнее планируют - точно так же, как и все остальные. Но они способны очень быстро перестроить модель экономики. Ядро не меняется, но за два-три месяца китайцы могут перестроить практически все хозяйство – огромную страну. И еще Китай не боится, не скрывая этого, дотировать те отрасли, которые являются ключевыми. Взять те же самые перевозки, которые «разгоняют» всю экономику. В России 40-футовый контейнер стоит перевезти на одно расстояние $5-6 тыс., в Китае на такое же - $2,5 тыс. Китайцы заинтересованы в наших дорогах? Нет. Они заинтересованы как можно большее расстояние везти груз по китайской территории – так дешевле.
- В чем глобальный смысл политики Китая сейчас, это можно сформулировать?
- Знаете, действия Китая в мире – это в какой-то мере повторение советского опыта по экспорту идеологии. Только местами все переставлено: не признание коммунизма, а следом деньги, как было у нас. Китайцы говорят: сначала вот - выгодные вам инвестиции, а потом мы может прислать своих администраторов, покажем, как управлять. Удивляются, кстати, если кто-то отказывается: как же так, ведь мы от чистой души. Но инвестиции в данном случае - это когда китайская компания заключает договор с иностранной, потом идет в банк и получает кредит под небольшой процент и с гарантиями. Управляющей компанией проекта при этом остается китайская – ведь Китай дает средства, это хеджирование рисков. И многие страны на это идут.
- Но никакой «красной» идеологии?
- Китай долго подбирался к идее глобализации по-китайски. Лозунги, конечно, есть. Первый - «Один пояс – один путь», и это про экономику. Под идею Нового Шелкового пути выстроена вся инвестиционная и во многом внешняя политика Китая. Второй лозунг: «Единая судьба человечества». Синь Цзиньпин впервые предложил его для стран Центральной Азии, и этот политический нарратив оказался очень хорошо воспринимаемым. Мол, человечество переживает единые угрозы (коронавирус – доказательство тому), и нам надо готовить совместно единый ответ. А США и некоторые другие страны, наоборот, не дают объединиться, постоянно подкидывают какие-то «красные линии», которые нельзя пересечь. И эта идея Китая, грамотно сформулированная, многим понравилась, особенно в Азии, Африке и Латинской Америке.
- Многие, впрочем, видят и опасность…
- Да, масса стран попала в долговые ловушки. Но не намеренно Китай их туда загонял. Это как раз вопрос того, что везде должна быть профессиональная экспертиза. А то, что Китай не добрый дядюшка, раздающий деньги – ну это же и так понятно. «Заливая» всех юанями, Китай получает под контроль ключевые активы, например, глубоководные порты, по всему миру. И параллельно, кстати, переключает внешнюю торговлю на кибер-юань, по сути, первую национально-ориентированную цифровую валюту. И тут, думаю, конечная цель для Китая – это постепенное вытеснение доллара из игры. Готовы ли мы к этому? Думаю, что еще нет.
«У Китая и России – одни фундаментальные ценности»
- А Россия – это часть «Пояса и пути»?
- Нет. На мой взгляд, позиция России – очень взвешенная: это хороший, но китайский проект, а у нас есть свой интеграционный проект – ЕАЭС. Да, недоработанный, да, еще не столь развитый, но правильно ориентированный. В то же время, нужно понимать: для нас идея Евразии – это то, в чем мы живем. Вьетнам вот, например, не считает себя частью Евразии. Китай – тем более. Обратите внимание, у нас многие хорошие идеи очень неправильно формулируются. Например, «разворот на Восток», о котором так много писали. Он же очень оскорбительно звучит для Китая, для Индии: «А вы до этого каким местом к нам стояли?».
- Хорошо, Китай свои идеи формулирует лучше. А в чем смысл проекта «Один пояс – один путь», стать мировым лидером?
- Если взять исторический контекст, опыт взаимоотношений с европейскими державами, то развитие Китая – это проблема восстановления национального достоинства. Неслучайно Си Цзиньпин говорит – «возвращение китайской мечты», и всякая экономическая проблема для китайского сознания – проблема эмоционально-нравственная.
В то же время, расширение влияния для Китая - это модель. В Китае много экономических проблем, и они таковы, что развиваться только внутри страны Китай не может - обязан расширяться. Как велосипед, чтобы не опрокинуться, должен ехать. Вообще модель Китая в последние десятилетия была - как можно быстрее и плотнее вписаться в мировую экономику. Получалось, и страна привыкла жить в комфортных условиях. Но нельзя быть лидером, пока ты пользуешься чужой системой, и Китай хорошо осознал это к середине 2010-х. И вот КНР провозглашает новую политику - создание своей мировой системы.
- А как это воспринял сам мир?
- Самое страшное для либерального мира – как Китай смог пережить стресс-тест коронавирусом. Абсолютно нелиберальная экономика оказалась успешной с точки зрения купирования проблемы. В январе-феврале прошлого года, когда вирус пошел вверх в Китае, публикации в американских СМИ были однозначной тональности: все, больше великого Китая нет, он рухнул. И внезапно Китай справляется. Вдруг он становится популярен. И Китай срочно делается «нерукопожатым» и токсичным.
- Американцы еще могут не позволить Китаю стать лидером?
- Пока Китай просто был мировым производителем, американцев это мало волновало, американцы покупали. Но как только Китай залез в две сферы, стал лидером в высоких технологиях и предложи свою альтернативу развития – пошла атака со стороны США. Но, казалось бы, создан антикитайский контур по всему миру, настроены против Китая и Австралия, и Новая Зеландию, и часть Восточной Европы… Китай попал в ту же ловушку, что и Советский Союз в 80-е годы, но быстро ее осознал и сейчас перестраивает систему лидерства. Новый принцип - действовать маленькими шажками и практически на всех направлениях.
- Чем это обернется для нас всех?
- Думаю, мы получим систему не двойного даже лидерства – Китай и США, а систему многополярного лидерства, где, возможно, будут лидеры не только экономические, но и социально-политические. Например, идея Большой Евразии может вырасти в создание некого движения стран, которые в равной степени опасаются быть и под Китаем, и под США (как когда-то было движение неприсоединения), но при этом не хотят портить отношения ни и с тем, ни с другими.
- А кто возьмет на себя разрешение конфликтов?
- Китай вообще никогда не входит в страну, где есть конфликт. Как только конфликт гасится, Китай дет с инвестициями. Не с солдатами, не с охраной, не с частными военными компаниями. И в этом плане Китай очень хочет, чтобы Россия брала эти функции на себя.
- В «Пояс и путь» мы не вступаем. Получается, это наша единственная точка соприкосновения?
- Во взаимоотношениях наших стран есть еще один момент. У нас с Китаем часто совпадают некие фундаментальные нравственные основы, как бы это ни странно звучало. Ценность государства, ценность руководства государства, ценность семьи. И только между Россией и Китаем в переговорах есть понятие «дружба». Конечно, есть историческое наследие. Но, понимаете, понятие приятельских отношений, оно есть и в китайском обществе, и в российском. Эти линии имеет смысл развивать. Межчеловеческое общение между Россией и Китаем – это, пожалуй, и есть воспитание того будущего поколения, которого сегодня еще нет, но которое придет на смену нынешним. Думаю, что в конце концов придет поколение рационалистов, которое должно уметь работать с Азией. Наша задача сейчас – заложить некие основы, чтобы на ближайшие 10-15 лет не было ухудшения отношений.
Ведение переговоров с китайскими партнерами — задача непростая из-за различий менталитетов, но выстраивание хороших деловых отношений между предпринимателями двух стран неизбежно. Как добиться успеха на переговорах с контрагентами из КНР, в том числе участвуя в выставках, выясняла EastRussia.
Сергей – известный на Камчатке предприниматель, родился в 1971 году, имеет два художественных образования: начальное – детская художественная школа в Петропавловске-Камчатском (в которой с 1994 по 2000 годы преподавал резьбу по дереву, рисунок и живопись) и Ленинградское художественное реставрационное училище № 61 (в 1990 году получил диплом столяра-краснодеревщика и резчика по дереву). Женат, взрослый сын.
В 1999 году Сергей Усенко основал художественную студию «Made in Kamchatka 100%», в которой производит деревянные сувениры. Второе направление работы студии – разработка и печать на футболках, свитшотах и кружках дерзких и ироничных принтов собственного авторства — все на камчатскую тематику.
— Сергей, помимо популярного «лосося под рюмочки», что еще вы производите и какие используете материалы?
— В работе использую массив дуба, бука, лиственницы, ясеня, иногда сосну и кедр – в основном, материал привозной. Для пропитки деревянных блюд для подачи и разделочных досок идет специальное масло производства Германии, после обработки которым можно не бояться контакта с пищей, туда можно смело положить, например, жирную рыбную нарезку, икру, шашлык. Такие изделия служат много лет, не теряя своего внешнего вида и качеств. Создаю ключницы, вешалки, подносы, кружки, а также указатели населенных пунктов, информационные доски и многое другое. Основные наши камчатские три кита – это рыба, медведи и вулканы. Все это отражается напрямую в моих работах. С деревом я работаю плотно больше 20 лет, я с ним на «ты».
— Долго ли пришлось раскручивать свой бренд?
— У меня все пошло весело и сразу. Дело в том, что я на протяжении 14 лет занимался 3D моделированием и дизайном интерьеров: коттеджи, ночные клубы, рестораны и прочее. Были проекты не только камчатские, по России я тоже дистанционно работал. Поэтому у меня накопилось большое количество клиентов в этой сфере, и они восприняли мои начинания на ура. Если бы с чистого листа начинал работать — это тяжело. Но у меня была своя база, которая, в свою очередь, изначально появилась благодаря сарафанному радио. Потом уже я продвигал работы в соцсетях и мессенджерах.
— У вас есть логотип: отпечаток медвежьей лапы, тоже довольно узнаваемый уже...
— Не столько логотип, сколько эмблема, значок. Там по кругу написано «Мade in Kamchatka 100%». Придумал, так и представляюсь. И так он у меня удачно вышел, что многим нравится, даже туристы просят с этой эмблемой сделать доску или блюдо. Так уж получилось, что он всем пришелся по вкусу. Он и на футболках есть тоже.
— Расскажите о принтах на одежде, это тоже эксклюзивные разработки?
— И свои разрабатываю, и под заказ тоже. Все шрифты и рисунки придумываю сам. Мне нравится, когда принт несет какую-то информацию, свою идеологию. Тут для меня главная идея такая: Камчатка — моя территория, не технологичная, дикая. Мне нравится именно дикость в природе. У нас с этим просто — сел на машину, выехал за город и практически сразу оказался в нетронутых местах, это очень круто. Вот, например, очень популярный принт: медвежья лапа или пасть и надпись: «Все, что тебя не убивает – делает тебя сильнее. За исключением медведей. Медведи убьют тебя». Суровая Камчатка — край суровых людей!
— Кто ваши клиенты и есть ли сезонная зависимость по продажам?
— Клиенты — это приезжающие гости и местные, конечно, тоже. Заказы отправляю по всему Дальнему Востоку и по всей России. Зимой продажи идут не очень активно, в это время я делаю наработки на лето под туристический сезон. Тогда уходит все, что наработано. Основной заработок у меня за счет принтов, а все, что связано с деревом – хобби-приработок. Это штучный товар, над каждым я работаю очень тщательно, на поток не ставлю. Работаю один. Как у всех, наверное, в мире, у меня был сложный двухгодичный период с 2020 года. Но вот с прошлого сезона все начало налаживаться, но пока продажи идут слабее, чем до пандемии.
— Вы много путешествуете по Камчатке, идеи для своих работ находите в природе?
— Я много путешествовал и продолжаю: и на снегоходах, и на джипах… объездил всю Камчатку. Да, какие-то моменты природа подсказывает. Вот даже рыбину возьмешь, покрутишь в руках — и какие-то моменты приходят. В моих работах можно узнать и гольца, и хариуса, и камбалу, и чавычу. Но слишком детализировать сложно, в основном, это просто образы.
— Есть планы на развитие бизнеса?
— Планов много, но надо смотреть на покупательскую способность туристов. Мое внутреннее кредо – делать качественно и чтоб людям нравилось. Пусть не так много, но ты остаешься востребованным.
— Денис Алексеевич, вы известный человек в дальневосточном бизнесе, да и за пределами макрорегиона, но как бы вы представили себя человеку или людям, ничего не знающим о вас? Как обозначили бы свой калибр, например, знакомясь на экономическом форуме?
— Мне вообще не близок подход навешивание ярлыка на себя или на других, и поэтому я в жизни стараюсь идти от концепции баланса ролей, которых на самом деле много: около десятка, и они сбалансировано сочетаются в моей жизни. Поэтому, если говорить кто я — это, конечно, зависит от условий, в которых я буду представляться, но совершенно точно не буду говорить про свой калибр.
Если говорить про бизнес, я вижу себя предпринимателям и девелопером. Девелопер в общих чертах — это человек, который развивает что-то, я — девелопер в области недвижимости. Я участник бизнес-объединений: «Деловая Россия» и Союз резидентов преференциальных режимов. Если говорить шире — я часть моей большой семьи, моего рода. Я вечный студент — мне нравится учиться, и я регулярно это делаю.
— Хорошо, вам не нравятся ярлыки, но существует все же система координат, в которой успех, калибр человека оценивается по его состоянию, накоплениям, капиталу. Спрошу в лоб — вы миллионер? Или может уже миллиардер? Чтобы определить систему координат скажу — один из российских банков в августе 2023 года проводил опрос, и согласное его итогу, 25% опрошенных считают, что миллионером может считаться человек, обладающий капиталом не менее 30 млн рублей.
— Я не скажу вам сколько зарабатываю, но если это уж так принципиально, то, думаю, с натяжечкой тяну на то определение миллионера, которого, как вы утверждаете, придерживается 25% россиян. Но гораздо более говорящим фактом будет скорее то, что портфель наших проектов составляет порядка 15 млрд рублей. При этом у нас нет цели накопить побольше, мы постоянно реинвестируем.
Мы — это я и Андрей Безверхов, мой партнер по бизнесу, мы ведем его 50 на 50 — пытались разобраться, откуда эта вот потребность постоянно все вкладывать, по минимуму оставляя на потребление. И пришел такой ответ, что это, наверное, из советского детства пионерского, когда считалось, что богатым быть плохо. Сказки вспомним — кто такие богачи? Это подлые, лицемерные, злые люди, а бедняки — молодцы-красавцы. «Капиталисты проклятые», — как говорила моя мама. Сейчас уже не говорит, правда. Это как-то всплыло в разговоре, что она раньше так говорила, в моем детстве, а сейчас так больше не говорит. Посмеялись, но это все отложилось на бессознательном уровне — про то, что быть богатым плохо.
— Сейчас мама так не говорит, потому что сын капиталист?
— (смеется)
— Резюмируем: теперь всякий прочитавший эти строки понимает, что Денис Грось имеет полное право рассуждать о том, как строить бизнес и советовать, как разбогатеть на Дальнем Востоке.
Вот такой вопрос, разбогатеют ли живущие на Дальнем Востоке люди труда благодаря глобальному «Повороту на Восток» или это выгодно только бизнесу? Уже который год мы слышим про миллиарды инвестиций, но глядя на уровень и качество жизни обычных людей не складывается впечатление, что население преуспевает.
— Знаете, по поводу перспектив Дальнего Востока и возможностей, которые здесь есть — я еще, наверное, с института считал, что наш край и наш регион очень недооценены с точки зрения возможностей. И если большинство моих сверстников были прямо настроены на то, чтобы свалить — причем не куда-то в конкретное место, а, что самое печальное, «откуда», то я себя всегда успокаивал тем, что перспектива в регионе точно есть. Еще даже до того, как появилась Федеральная программа развития ДФО в 2013 году. А сейчас тренды и мировые, и внутрироссийские говорят о том, что здесь начинается очень серьезное развитие.
При этом в любых практически направлениях применения своих усилий на Дальнем Востоке гораздо больше возможностей, чем в западной части нашей страны. Почему? Потому что среда очень разряжена, то есть конкуренция практически в любых направлениях очень небольшая. Надо оговориться — была. Сейчас эта ситуация меняется. Но и с приростом количества игроков, растет опять же, и количество возможностей. Хотя уже, наверное, не для любого бизнеса. Какие-то ниши просто закрываются, порог входа становится слишком высоким. Но появляются другие — быть кооператором у «крупняка», поставляя товары или услуги какие-то.
С точки зрения человека, который работает в найме, сейчас просто вагон возможностей. Возможно, что уровень оплаты труда, в каких-то компаниях по каким-то причинам остановился, но то, что вижу я у нас в компании, то, что вижу я у коллег по «Деловой России» — а в нашем отделении больше 100 предпринимателей — есть региональный и общий тренд на рост заработных плат, фонда оплаты труда в целом. Я знаю не из одного и не из двух источников, что трудодефицит так называемый, будет только нарастать.
— Если посмотреть вакансии на специализированных порталах, то я бы не сказал, что там много видов деятельности, которые бы высоко оплачивались. Да, есть водители-дальнобойщики, экскаваторщики, которым предлагают по 150-200 тыс. рублей, есть IT-шники, но сегодня был на предприятии, которое производит рыбную продукцию – переработчик рыбы получает 35 тыс. при графике два через два, знакомый учительствует на две ставки в школе – 42 тыс., водитель троллейбуса в Хабаровске (это вакансия) – 60 тыс. К чему я это говорю, а все к тому же — как заработать, как разбогатеть на Дальнем Востоке.
— Слушайте, ну еще раз: конечно, мы можем найти кучу примеров, когда люди живут не в самых лучших условиях, но тут все зависит от инициативности самого человека. Если тебя не устраивает то, что есть сегодня, оторви «пятую» точку от кресла в твоем нынешнем рабочем месте, и поищи то, что более выгодно. К примеру мигранты, которые приезжают сюда без копейки, просто таксуя, зарабатывают больше 100 тыс. в месяц. Ну, о чем говорить? При том что — не хочу никого обижать — это работа, которая не требует особого ума какого-то, хотя и не очень комфортная, конечно. Есть много других возможностей, причем и низкоквалифицированных, и высококвалифицированных, и со средним профессиональным образованием, и с высшим. Есть программа «Профессионалитет», которая предлагает за девять месяцев обучиться новой специальности, получая при этом стипендию. Допустим, сварщика — условно говоря. Да тебя с руками ногами оторвут. Понятно, что не сразу там 300 тыс., но с постепенным ростом. В общем, можно найти возможности.
Хочешь заниматься предпринимательством? Это просто нужно делать.
— И как у нас с предпринимательством? Приходилось видеть различные цифры. В одном из исследований говорилось, что всего 5% от всего населения ДФО занимается бизнесом. Другие говорят про то, что как раз среди дальневосточников больше всего предприимчивых людей…
— Насколько я знаю, если брать удельный вес: количество субъектов МСП к количеству экономически активных людей, живущих на территории региона, субъекта федерации, то Хабаровский край, и в целом Дальний Восток не в просадке совершенно точно. Хабаровский край, кстати говоря, в 2020 входил в первую пятерку регионов страны по количеству людей, занятых в МСП. Это вместе с сотрудниками, которые работают в этих компаниях, но тем не менее: людей, занятых в этой сфере много.
— И вот мы подобрались к главному. Как все-таки разбогатеть человеку, который сейчас получает там 50-60 тыс. рублей? Среднего возраста такой человек... Вариантов, конечно же, множество, но не будем сейчас говорить про возможность открыть парикмахерскую или еще что-то. Вы девелопер, давайте про что-то близкое к вашей сфере.
— Я отвечу, быть может неожиданно, а может и «ожиданно». Как я стал застройщиком, девелопером. Работая в найме, я думал о том, чем бы мне хотелось заниматься, что меня «драйвит». Пришло понимание, что мне хочется заниматься созиданием, то есть строительством чего-то с нуля. Окей, может быть не строительством, но созданием чего-то с нуля, причем делать это так, чтобы это был проект полного цикла, чтобы я мог ко всему руку приложить. Так и вырисовалось это направление деятельности — девелопмент.
— Но при этом вы в найме работали практически в этой же отрасли, ну или крайне близкой к девелопменту.
— Да, я работал в разных организациях, но последнее место работы до бизнеса было профильное. И когда мы с нашим проектом строительства торгового центра в Хабаровске заходили в кабинет к инвесторам, они нас уже знали. Но ключевое в рекомендации «Как разбогатеть» — это, наверное, понять, чем хочется заниматься вообще, к чему лежит душа и начать нарабатывать в эту сторону компетенции, если их еще нет. Часто, если душа к чему-то лежит, то у человека уже есть в этом хоть какой-то опыт, а дальше нужно задуматься над тем, как это можно коммерциализировать, как это можно превратить в деньги. Даже, казалось бы, самые простые вещи очень здорово превращаются в успешное собственное дело. Я имею ввиду, например, кустарное производство каких-то поделок, которое со временем может разрастись в интересный большой проект.
— Что посоветуете в плане открытия бизнеса и как разбогатеть по вашему профилю: строительство, стройматериалы? Ведь у нас далеко не весь ассортимент производится. Может стекольный заводик?
— Стекольный заводик не посоветую. Это очень дорогостоящее производство. У меня был разговор с владельцем завода из Уфы. Их экономика строится на том, что в радиусе действия их эффективной логистики — это 1 тыс. или 1,5 тыс. км — должно проживать не менее 10 млн человек. У нас с этим напряг, правда, есть потенциал экспорта, который нужно тоже учитывать.
Если говорить про новые производственные проекты, то это как раз то, чем мы сейчас в логике строительного кластера занимаемся. И не то, что мы их открываем пачками, а пытаемся понять, что препятствует их появлению. Вот пример со стекольным заводиком красноречив, но есть много других производств: есть отделочные материалы, производство оборудования самого различного: сюда везут все, что связано с вентиляцией, кондиционированием, отоплением, электроснабжением. На самом же деле эти производства можно локализовывать. Оно будет и эффективнее, и региону хорошо.
И здесь у бизнеса ответ пока один: «Мы четко не понимаем рынок. Вы нам покажите, что действительно будет сбыт на протяжении срока окупаемости инвестиций, а это от пяти до 10 лет». Для производства крупного: возьмем кирпичный или цементный завод — это уже там история на больше, чем на 10 лет. А второй момент — фактор неопределенности: черные лебеди (черные лебеди в экономике — неожиданные и глобальные негативные события — прим. ред.), которые над нами теперь уже стаями кружатся и регулярно прилетают раз в год стабильно. И как в этих условиях деятельность вести?
При этом я вижу, что новые производства появляются, что установка меняется. Если мы вспомним ТОРы — первые резиденты со скрипом там поначалу появлялись, многие не верили, говорили: «Знаем мы все эти азартные игры с государством» и так далее. Но сейчас мы видим, что эффект есть, там реально количество новых проектов в ТОРах растет кратно быстрее, чем это было на старте, и тоже самое, думаю, произойдет и с производством стройматериалов. Очевидно же, что стройка огромная намечается, и она нуждается во всем.
— Хорошо. Давайте представим, что собралась компания единомышленников, пусть их будет трое. Молодые, своих денег накопили, заработали, по родственникам назанимали 500 тыс. рублей. Какой бизнес они могут открыть?
— Это вот самое интересное! Да любое дело они могут открыть на самом деле. Мы же тоже начинали примерно так: в проект, стоимостью 250 млн, мы зашли с 300 тыс. рублей своих. А из примеров для этих условных парней — идея, правда, уже занята, она уже в работе, но чтобы не с потолка брать — производство отделочных материалов: панели, которыми зашиваются внутренние помещения, с разными фактурами, они крепятся на подсистему. Быстро монтируются, не имеют сезонных ограничений. Порог входа в такой бизнес — если на арендованном помещении — в районе 30 млн рублей.
— Это с оборудованием?
— Да.
— А где помещение взять? Недостающие деньги?
— Существует множество мер поддержки от различных институтов развития. Есть Корпорация развития Дальнего Востока, которая строит производственные здания и сдает потом в аренду по ставке с дисконтом к рынку. Эти парни идут туда и говорят: «У нас есть такая идея, мы будем производить вот такой вот материал, вот наш бизнес-план, вот такой рынок сбыта, экономика примерно вот такая. Дайте нам в аренду помещения в ТОРе, мы хотим получить статус резидента и хотим работать в целом по Дальнему Востоку». Кстати, чем хорош ТОР, помимо преференций налоговых и административной поддержки — возможностью продвижения информации о себе среди других резидентов. Это происходит целенаправленно, когда КРДВ самостоятельно тиражирует информацию о резидентах, приглашая, в том числе СМИ сделать репортаж о новом производстве.
А дальше уже нужно собрать мозаику: что у меня есть, что мне не хватает, что я могу получить. Важный момент — у кого-то в команде должен быть производственный опыт. С нуля залезать в подобную историю… очень много будет шишек набито. Ну и очевидно, что этому условному проекту не хватает денег. Где их взять? Это могут быть государственные стартап-фонды. С точки зрения покупки оборудования — это может быть Фонд развития промышленности и федеральный, и региональный. Они требуют своего софинансирования: минимально, насколько помню, 20% собственного участия. В нашем примере это шесть млн.
— То есть 500 тыс. явно не хватит?
— Я думаю, шесть млн вполне реально собрать: квартиру продать, машину…
— А вероятность одобрения какова?
— Вероятность отказа высокая, но каждое повторное обращение эту вероятность размывает. И здесь ключевой совет — пробовать еще и еще, и еще.
— А на что жить в это время?
— Хороший вопрос. Работать параллельно, зарабатывать. На самом деле, если речь идет о первоначальном структурировании проекта, то оно времени много не занимает. Даже когда оборудование уже заказано, оно все равно все еще не занимает много времени. Много времени, оно начнет занимать тогда, когда все это придет и нужно будет это все это наладить. И когда деньги будут какие-то авансированы, прежде чем заходить в какой-то бизнес-проект, нужно заручиться хотя бы предварительно готовностью компаний-партнеров покупать ту продукцию, которую собираетесь производить.
— А потом придет какой-нибудь мега-производитель из центральной России и раскатает тебя до толщины твоих панелей…
— Вполне возможно. Бизнес — это риск.
— Или кто-то привезет пароход этих панелей из Китая. Не секрет ведь, что проще так поступить, чем тут что-то открывать. Может поэтому не стартуют массово производства стройматериалов в регионе?
— В каких-то историях да, но с учетом текущей стоимости рубля и того, что это процесс поэтапный, производство здесь становится все более и более привлекательным. Соотношение цена-качество у нас растет постоянно.
А если говорить, что сегодня в дефиците большом, так это подрядные компании. Именно те компании, которые осуществляют стройку. Но там есть нюансы — такой компании необходимы компетенции и свидетельство о допуске к строительной деятельности. Для этого нужно иметь в штате квалифицированный персонал. Оптимально, чтобы сам владелец компании владел нужными компетенциями, поработал на стройке несколько лет, имел нужный опыт, прошел обучение или переобучение.
— Последний вопрос: можно ли выстроить средний или даже крупный бизнес в России, не имея связей во власти?
— Можно. Никаких связей не надо. Это стереотип, выросший из девяностых. Я с уверенностью могу сказать, что по крайней мере на Дальнем Востоке вести бизнес без какой-либо «волосатой руки» можно. И это на сегодняшний день правило, а не исключение.
Олег Герасимов стал первым назначенцем на должность уполномоченного по защите прав предпринимателей в год её учреждения: в 2014-м. 10 лет — предельный срок нахождения на этом посту и поэтому 30 января 2024-го — в день согласования кандидатуры преемника — он последний раз выступил перед депутатам Законодательной думы Хабаровского края в качестве бизнес-омбудсмена.
В отчёте о проделанной работе за год значится, что в 2023 аппарат уполномоченного 2023 году рассмотрел 425 обращений, удалось помочь полностью или частично 40 процентам заявителей. Примерно такая же картина была и в прошлом году, и в позапрошлом: 398 предпринимателей обратились за помощью к омбудсмену в 2021-м, и 419 — в 2022-м. Чаще всего бизнес-сообщество просит оказать содействие в получении поддержки для преодоления трудностей вызванных сначала пандемией коронавируса, а затем санкционного давления, на втором месте земельно-имущественные споры, на третьем — гражданско-правовые.
Помимо работы по индивидуальным запросам и решения конкретных конфликтных ситуаций, аппарат бизнес-уполномоченного призван следить за ситуацией и настроениями в предпринимательской среде. Регулярные опросы позволяют получать достоверную информацию «из первых рук».
— В 2023 году число респондентов, сохранивших свои позиции в бизнесе, составило 60%, что на 13% выше, чем в 22 году и на 15% выше, чем в 2021 году, — рассказал Олег Герасимов. — При этом количество опрошенных, заявивших об ухудшении своего положения уменьшилось по сравнению с предыдущим периодом на 5% и на 7,5% процентов относительно позапрошлого года. По сравнению с 2022 годом предприниматели смотрят в будущее с большей надеждой: на конец 2023 года число респондентов, верящих в улучшение ситуации, увеличилось по сравнению с предыдущим периодом на 7%, заметно уменьшилось число ответов о негативном влиянии происходящих событий на состояние бизнеса.
Один из параметров постоянного мониторинга — административное давление. В 2021 году 34,7% опрошенных предпринимателей утверждали, что она увеличилась, в 2022-м так считали 33%, а в 2023-м уже 25,2%. При этом с 5 до 17% выросло количество тех, кто ощутил снижение этой самой административной нагрузки.
— Лидером антирейтинга ведомств, создающих максимальные административные барьеры, в 2023 году с большим отрывом стала Федеральная налоговая служба, на втором месте Роспотребнадзор, на 3 МВД России и Ростехнадзор, — отметил бизнес-омбудсмен.
Также традиционно общественный совет уполномоченного формулирует системные проблемы бизнеса Хабаровского края для включения в доклад Борисам Титова Президенту. По итогам 2023 года федеральному бизнес омбудсмену направлены следующие проблемы — первая и главная: дефицит квалифицированных кадров у субъектов МСП. На втором месте — высокие тарифы по страховым взносам. Третью ступеньку пьедестала проблем занимает двойная административная ответственность: за одно и то же правонарушение — имеется ввиду назначение наказания юридическому лицу и виновному должностному лицу. Замыкает список болевых точек отсутствие у самозанятых возможности получения государственной поддержки в виде бесплатной юридической помощи.
— Некоторые из этих проблем проблемы звучат в докладах уполномоченных ДФО уже не первый год, — подчеркнул Олег Герасимов. — Их решение находится в основном на федеральном уровне. Вместе с тем без поддержки краевых властей вопросы не удаётся сдвинуть с мёртвой точки. При этом, как и в 2022 году, опрошенные предприниматели считают необходимым для улучшения инвестиционного климата снизить налоговую нагрузку, усовершенствовать систему информирования о действующих программах поддержки предпринимательства и снизить требования к участникам госзакупок.
Вот такое наследство примет Андрей Веретенников — будущий защитник прав предпринимателей Хабаровского края.
Его кандидатуру предложил губернатор региона, но, прежде чем под соответствующим распоряжение появится его подпись, предложенную кандидатуру должны утвердить депутаты Законодательной думы Хабаровского края. Многим из них Андрей Веретенников знаком — с прошлого год он является советником губернатора Хабаровского края по предпринимательству. Ранее он занимал во властных структурах разного уровня должности, так или иначе связанные со взаимодействием с бизнесом, и возглавлял разнообразные деловые объединения, включая Совет по предпринимательству и Ассоциацию рестораторов Хабаровского края. Заслуги Веретенникова перед бизнесом на внеочередном заседании Думы народным избранникам представила первый заместитель председателя Правительства Хабаровского края Мария Авилова.
— С 2017 года по 2022 год Андрей Николаевич возглавлял Совет по предпринимательству улучшению инвестиционного климата в Хабаровском крае, одновременно с 2019 по 2022 год. был председателем Городского совета по предпринимательству при мэре Хабаровска — напомнила Мария Авилова. — Этот период характеризовался наиболее сложным этапом, когда мы все столкнулись с ковидными ограничениями, и по сути своей нам пришлось заново выстраивать бизнес-сообщество в новых условиях ведения бизнеса. Благодаря вовлечённости Андрея Николаевича, его огромному опыту, умению находить эффективные решения, бизнес получил необходимую поддержку, смог развиваться дальше. Совместными усилиями Совета по предпринимательству и правительства края удалось не допустить резкого снижения деловой активности и обеспечить быстрое восстановление сферы малого и среднего бизнеса.
Кто бы после такой характеристики проголосовал против? Кандидатура Андрея Веретенникова была согласована единогласно. Отвечая на вопрос корреспондента EastRussia о первоочередных планах, будущий бизнес-омбудсмен Хабаровского края сказал:
— Есть большая глобальная задача: аппарат бизнес-уполномоченного должен стать неким дополнительным институтом развития предпринимательства, в том числе экономики на территории края. Благодаря наличию людей в аппарате бизнес-омбудсмена нужно организовать работу во взаимодействии с экономическим блоком правительства региона, с отраслевыми министерствами, муниципалитетами и главное, в том числе с Законодательной Думой Хабаровского края именно в рамках развития этой самой экономики. Я говорю о объединении бизнес-сообщества, ассоциаций, бизнес-объединений и самое главное предпринимателей с большим количеством сотрудников, которые, собственно, являются такими флагманами развития отраслей. На сегодняшний момент эта работа велась, но у меня есть возможность благодаря опыту, образованию и наработанной уже какой-то практике эту работу довести, наверное, в хорошем смысле для совершенства.