Китай настроился на скорость
08.11.2017 10:51
China Railway предлагает связать за 1 триллион рублей Владивосток и Харбин
Состоявшиеся в начале ноября в рамках визита главы правительства РФ Дмитрия Медведева в Пекин переговоры показали повышенный интерес китайских инвесторов к развитию перевозок с Россией.
TonyV3112 / Shutterstock.com
Часть встреч касалась перспектив международных транспортных коридоров (МТК) в Приморском крае. В частности, руководство China Communications Construction Co. озвучило намерение построить и реконструировать на территории РФ инфраструктурные объекты для обеспечения транзита грузов из северо-восточных провинций Хэйлунцзян (МТК «Приморье-1») и Цзилинь (МТК «Приморье-2»). По оценке российской стороны, грузопоток на этих направлениях может со временем достигнуть 45 млн т в год.
«Мы заинтересованы в этом проекте, имеющем стратегическое значение. Надо определить маршрут и готовить технико-экономическое обоснование», – заявил президент China Communications Construction Co. Чэнь Фэньцзян. Китайская компания пообещала представить свои расчеты для детального обсуждения проекта, а также предложения по моделям финансирования и возврату инвестиций.
Еще одной темой переговоров в сфере железнодорожного транспорта стал вопрос создания высокоскоростной магистрали (ВСМ) между Харбином и Владивостоком. Проект предполагает прокладку выделенного участка железной дороги Муданцзянь – Владивосток протяженностью более 380 км (от Харбина до Муданцзяня уже строится высокоскоростная линия, ее планируется открыть в конце 2018 года).
Как ожидается, скорость движения пассажирских экспрессов по ВСМ будет составлять 250 км/ч. При этом по данной линии предполагается осуществлять и грузовые перевозки. «Изначально задумывалась пассажирская линия. Но после оценки экономики проекта было решено проектировать смешанный поток, с учетом перевозки грузов», – сообщил гендиректор China Railway Dongfang Group Цай Цзэминь, представлявший на переговорах интересы национальной корпорации China Railway.
По его словам, в приграничных территориях Китая проживает более 65 млн человек, что потенциально создает достаточную загруженность для окупаемости ВСМ. Одной из основных точек притяжения пассажиропотока может стать интегрированный развлекательный курорт Приморье, считает Цай Цзэминь. К сведению, в 2016 году Приморский край посетило 420 тыс. граждан КНР.
Как отметил в своем аккаунте Facebook замглавы Минвостокразвития Александр Крутиков, ТЭО строительства магистрали Харбин – Владивосток планируется подготовить совместно с China Railway к IV Восточному экономическому форуму, который состоится в сентябре 2018 года.
То что для высокоскоростного движения нужно строить выделенный путь, вполне объяснимо. Действующий 120-километровый участок от российско-китайской границы до Уссурийска является однопутным и неэлектрифицированным. Кроме того, он сегодня работает на пределе пропускных способностей (в настоящее время на Дальневосточной железной дороге рассматривается вопрос о развитии данного направления с модернизацией железнодорожного узла Гродеково). С высокой степенью загрузки функционирует также участок Транссиба на подходах к Владивостоку - Уссурийск – Амурский залив, по нему, в частности, следуют грузовые составы с экспортным углем в порты Находкинского узла.
В то же время сумма, требуемая на создание ВСМ Харбин-Владивосток, внушительна. Стоимость проекта, по предварительным расчетам, оценивается до $19 млрд или почти 1,1 трлн руб.
В планах РЖД значится развитие железнодорожной инфраструктуры в Приморском крае, но данные меры связаны прежде всего с обеспечением грузовых перевозок. По словам заместителя начальника Дальневосточной железной дороги Андрея Ваулина, сейчас рассматривается вопрос о продолжении программы модернизации Транссиба и БАМа (Восточный полигон) после 2020 года. «Второй этап развития Восточного полигона стоит 396 млрд руб.», – сообщил Андрей Ваулин. Он уточнил, что будет реконструироваться линия Уссурийск – Хасан, которая выходит на порты юга Приморья и пограничные переходы с Китаем (Махалино – Хуньчунь) и КНДР (Хасан – Туманган), в частности, запланирована ее электрификация. Получит дальнейшее развитие и участок Смоляниново – Находка (порт Восточный). На этом направлении грузопоток после 2025 года может возрасти на 100 млн т - до 162 млн т ежегодно.
Стоит сказать, китайские финансовые организации уже высказали возможность предоставления кредитов на модернизацию транспортной инфраструктуры в Приморье. Как заявили в China Development Bank, заемные средства могут быть выделены под гарантии российских госбанков. «Есть две модели: прямой кредит или трансфер кредита. Первая требует больше времени, плюс нужна гарантия от российского банка. Второй вариант предполагает выдачу кредита крупному российскому банку, как например, ВТБ, Сбербанк или Внешэкономбанк. Тут гарантия не требуется. Таких кредитов уже выдано на 12,9 млрд юаней», – говорит специальный представитель по международному сотрудничеству рабочей группы по Сибири и Дальнему Востоку China Development Bank И Чунь.
Дорожная карта взаимодействия российской и китайской сторон в рамках реализации проекта трассы Харбин – Владивосток может быть выстроена по аналогии с ВСМ Москва – Казань.
В 2014 году Министерство транспорта РФ, Государственный комитет Китая, ОАО «РЖД» и China Railway подписали меморандум о сотрудничестве в области высокоскоростного движения. Несколько позже российская и китайская сторона в присутствии глав государств Владимира Путина и Си Цзиньпина подписали документ, где определено, что ВСМ Москва – Казань протяженностью более 760 км будет строиться по китайским технологиям при участии российских компаний – целевая локализация оценивается в 70-80%. В сентябре этого года завершилось проектирование трассы, документация передана на экспертизу. Планируется, что после подписания концессионного соглашения с правительством Китая начнутся строительно-монтажные работы. Регулярное движение поездов по ВСМ Москва – Казань должно начаться в 2023 году. Оператором проекта выступает АО «Скоростные магистрали» (дочернее общество РЖД).
В свою очередь Китай рассматривает эту магистраль как часть глобального проекта ВСМ «Евразия», предполагающего создание высокоскоростного грузопассажирского транспортного коридора между КНР и Евросоюзом. С появлением трассы Харбин – Владивосток это сообщение соединит побережья Атлантики и Тихого океана.
Игорь Михайлов
Теги: