Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Power and business will create comfort in Sakhalin and Kuril Islands together

Governor Valery Limarenko summed up the results of the SPIEF

Participation in the St. Petersburg International Economic Forum brought the Sakhalin Region profitable cooperation agreements, the opportunity to launch a lot of important projects and new business ties. Representatives of the island region have concluded agreements with federal corporations, enlisted the support of the largest business communities and are ready to outstrip the entire mainland Russia in terms of economic development. Governor Valery Limarenko told EastRussia about the most important achievements and key plans of Sakhalin and the Kuriles following the results of the SPIEF.

Power and business will create comfort in Sakhalin and Kuril Islands together
Photo: press service of the Governor of the Sakhalin Region

- Valery Igorevich, please tell us about the phenomenon of the 8th place of the Sakhalin Oblast in the rating of investment attractiveness of the Russian regions of the ASI: how did you manage to achieve this and what had to be done for this?

- Now in the Sakhalin region there are more than 500 investment projects, which are estimated in total at 800 billion rubles. Last year we took only 30th place in the ranking and to take 8th - this is really a very powerful breakthrough. It was possible to achieve such an indicator and get into the top 10 in Russia thanks to hard work. The regional government works with all business associations, at each stage we control the planned plan in order to prevent possible failures. In addition, we are collecting bit by bit the advanced experience of other regions and mastering it, focusing on the specifics of the Sakhalin economy. The pandemic has made its own adjustments: we have lost 44 billion rubles from oil projects. But, on the other hand, representatives of the non-resource business came to Sakhalin and we received investments of 22 billion rubles - this is a good result, which shows that we are going in the right direction.

Every day I ask myself the question: why is this happening, what are we doing for this? And I think that the main thing that we have managed to do is to create an atmosphere of openness and trust. And this is extremely important, because it gives the business interest, a guarantee of the future and stability. This is how investments come to us. We have permanent investment councils, specialized working groups - any investor can address specific issues that he cannot solve himself, and we promptly help. We will eliminate the problem at any stage literally in real time. We have a “single window” system for investors. At every stage of the project implementation - from submitting an application to actual work, we accompany a businessman. If a failure occurs, we intervene and fix it. We also have a so-called "customer school": we train investors in project management and lean economics, we give them information about investment risks. We have a management system specifically for this data: every day I devote an hour of time to analyzing this information, monitor it, and propose to make changes. In sum, everything that I have voiced creates really attractive conditions for investors in the Sakhalin Region - and the ASI rating shows that this really works.

- Following the rating of investment attractiveness, ASI is preparing a rating of the quality of life in the Russian Federation. What bar do you set for yourself, in what part of the rating are you preparing to see Sakhalin?

- Of course, among the first. We have ambitious goals, we do not want to abandon them and we are doing everything to make the Sakhalin Region a region with the best quality of life in Russia. We have everything for this: specialists, experience, funds and, most importantly, an understanding of how to work and which areas to pay special attention to. We have minimal unemployment. We are interested in the employment of our graduates, young specialists, experienced professionals, we provide jobs for guests from other regions of the country.

One of the most important criteria in assessing the quality of life for the government of the Sakhalin Oblast has been and remains the cost of social obligations. This is financing of education, health care, sports, housing construction, communal infrastructure and, of course, culture. We invest a lot of money from the regional budget in these areas, participate in the maximum of federal programs, conclude public-private partnership agreements. Everything we do today improves the quality of life of Sakhalin and Kuril residents tomorrow. And I am sure that in the new ASI rating we will be among the leaders. I won't be surprised if we are the first - for this we work very hard.

- Please tell us about the details of your meeting with Alexey Miller. Will Gazprom become one of the first concessionaires in the Far East? What specific projects are we talking about?

- It is not the first time that Aleksey Borisovich and I have met in the framework of our joint working projects with Gazprom, and the dialogue at the forum was no exception. This time the negotiations concerned the Vostochny gas pipeline - we are commissioning the second stage of this facility. The supply of blue fuel through the pipeline will provide environmentally friendly, energy-intensive and cheap fuel for the residents of Yuzhno-Sakhalinsk in the southern part of the city, including the private sector. In parallel, we will complete construction and installation work on the gas distribution network in Korsakov. All these are important steps in the gasification of the entire Sakhalin Oblast, which we plan to complete by 2025.

It is my firm belief that this project should be completed as quickly as possible. Sakhalin and Kuril residents should breathe clean, fresh air, and not soot from fuel oil and coal, which is thrown out by boiler houses. Along with the environment, I would like to draw attention to the economic component: gasification will allow consumers to significantly reduce energy consumption costs. Returning to the discussion of our investment policy, I would like to add: the developed gas infrastructure will also allow attracting investors to the islands, which will give an additional stimulus to the development of the economy, create new jobs, and, therefore, improve the welfare of Sakhalin and Kuril residents. 2025 is our mark on the calendar, but we will try to complete the gasification of the islands faster.

- And we continue the topic of gasification. One of the large-scale tasks to achieve carbon activity by 2025 on Sakhalin is to convert all boiler houses that are now coal or diesel powered to gas. But please tell me: HOW will you translate them so quickly?

- You rightly noted: the task is very ambitious. This is a huge amount of money and the amount of work is supposed to be colossal. But, since we have a tight deadline - by 2025, to completely transfer all boiler houses of the Sakhalin Region to blue fuel, we were looking for a mechanism that would allow us to balance the construction time and budget spending. Because we need to start building new energy centers now, and we plan the budget in advance. And we have found such a mechanism: these are concession agreements.

The essence of this work format is very simple. We conclude an agreement with a contractor. She performs all the necessary construction and installation work and commissions facilities on schedule, on schedule. And we, the government of the Sakhalin Oblast, have been paying for the work we have accepted for several years. This mechanism has been successfully used for a long time in the regions of Russia. Moreover, we have already adopted it in other sectors of the economy. And we also plan to work, solving the problem of transferring all heating plants to gas fuel. At the beginning of the month, we presented this project at the concession fair in Moscow. It was included in a large list of strategic plans for the Sakhalin Oblast to launch public-private partnership projects. We already have preliminary agreements, now we are discussing the details. I do not see any reason not to have time to complete the conversion of boiler houses to gas in 4 years: we have all the tools for this.

- What sources will finance the transfer of boiler houses and public transport to alternative fuels?

- Since this is a very expensive project - preliminary, according to our calculations, it is necessary to allocate 10 billion rubles only for 7% gasification of boiler houses - we are attracting part of the funds from the federal budget. Some part, of course, will be paid by the budget of the Sakhalin Oblast. At the same time, we plan to attract most of the required amount - almost XNUMX billion rubles - as investments: we already have developments in this area, there is also a business that has expressed a desire to participate in this.

As for the environmental modernization of public transport, the state development corporation VEB.RF will help us here - we have already signed a cooperation agreement with Deputy Chairman Oleg Govorun. The company will help Sakhalin switch public transport to natural gas and partly to electricity. In addition, we will jointly create a new infrastructure, optimize the route network and reorganize the operating mode for one operator. Today, one of the key tasks of the Sakhalin Oblast government is to make settlements comfortable, and the modernization of public transport plays a key role in this work. It is important for us that people do not waste a lot of time at stops, so that there is less exhaust gas in the air. The experience of successful work in this direction, accumulated by VEB.RF, is important for us - we have something to learn from them.

Another agreement in the same direction has been concluded with Rosatom. The Corporation will help the Sakhalin Oblast to transfer the municipal vehicle fleet to the use of environmentally friendly engines, including electric ones. Charging infrastructure, new stopping pavilions, a road safety center - all this will become important components of the development of the transport direction on Sakhalin.

- At what stage is the creation of a hydrogen cluster on Sakhalin? Were the details of his appearance at the SPIEF discussed? What are its terms and stages?

- Of course, this was also discussed. Moreover, on behalf of the Sakhalin Oblast government, I took part in the signing of a trilateral cooperation agreement with the Ministry for the Development of the Far East and the Arctic and the Rosatom corporation. This agreement concerns exactly the creation and development of a hydrogen cluster on the islands - this project is of strategic importance for us. Hydrogen production is the basis for the development of innovative technologies, modernization of industry, transport and infrastructure of the Sakhalin Region. This will increase our export potential and lay the foundation for the development of economic partnerships with the countries of the Asia-Pacific region. All conditions for the implementation of breakthrough projects in different sectors will be created in the cluster, and all kinds of support measures will be provided to its residents.

Within the framework of the agreement, in the next few years we will cooperate in several areas. First of all, this is the construction of a hydrogen production complex, the supply of hydrogen to foreign markets and local consumers, the creation of a hydrogen park with enterprises implementing projects in this area. It is also planned to create a competence center in the field of hydrogen and other "green" energy on the basis of the Sakhalin State University. This center will be necessary for training, exchange of experience and technology transfer. In three years, we want to launch the first hydrogen fuel cell trains on Sakhalin. Russian Railways and Transmashholding are interested in participating in the project - the deadlines are tight, there is a lot of work to be done, so our task is to start the construction of the hydrogen cluster as soon as possible. It is important that we do not have to curb economic growth. On the contrary, the introduction of modern, environmentally friendly technologies increases the attractiveness of the region in the eyes of investors, as well as creates additional opportunities for large-scale projects, the emergence of new jobs, and contributes to the development of the social sphere.

- The Government of the Sakhalin Region and DOM.RF, within the framework of the St. Petersburg International Economic Forum, signed a memorandum of intent, which should increase the volume of commissioning of rental housing by 50 thousand square meters per year? How exactly is this supposed to happen? Will this rental housing be available to everyone, or only to certain categories of residents of the region?

- The first thing I want to draw your attention to: this memorandum will allow us to further reduce prices for rental housing for Sakhalin and Kuril residents. Apartments built thanks to the cooperation of the Sakhalin Oblast government and DOM.RF are comfortable, spacious, comfortable living space, the rent for which will be significantly lower than the commercial one. And this, I note, is a real way out of the housing problem for the islanders, who, for whatever reason, cannot yet afford a mortgage, but need comfortable housing.

We expect to start construction this year. And at the first stage, about 800 residents of the Sakhalin Region will be able to improve their living conditions. On 50 thousand square meters, we can accommodate doctors, teachers, young professionals who are in demand right now. Also, an increase in the volume of construction will help us complete the program of resettlement of citizens from the dilapidated and emergency fund even faster. Thus, partnership with DOM.RF gives us the key to solving three problems at once. We accelerate the resettlement of dilapidated houses, attract young professionals to ready-made housing with low rent and offer apartments to young families.

- How much housing is being built on Sakhalin now? What are the prospects for the construction of new housing in the Kuril Islands?

- At the moment, we have identified 370 sites for housing construction on Sakhalin and the Kuril Islands. Our region is the leader in Russia in terms of construction per capita. We are building 0,8 square meters per person: this is the figure that the government has set the benchmark for the regions of Russia by 2030, and we are already fulfilling it now, ahead of all neighbors by 20 years. This year we are building 500 thousand square meters of housing - this is already 1 square meter per person.

As for the Kuril Islands, housing construction there is carried out primarily within the framework of the resettlement program from a dilapidated and emergency fund, we receive funds under the federal target program for socio-economic development. Until 2023, we plan to relocate all owners to new, comfortable apartments. Last year, 11 apartment buildings were commissioned, and we are not going to slow down. In parallel with housing, we are actively building up the social structure - schools, roads, utilities and medical facilities. We have an investment program that has already attracted eight large projects with funding of more than 10 billion rubles, and the construction of housing in the Kuril Islands gives us the opportunity, among other things, to attract specialists to new jobs that are being opened as part of a new business.

- Large (working in different regions of the country) construction companies come to Sakhalin. What are the volumes of the planned construction and will the construction materials industry develop on the island?

- I have already named the indicator we are striving for this year: to build 500 thousand square meters of housing. Of course, we are planning the construction of not only apartment buildings, but also low-rise buildings, including large-panel ones. A high-tech house-building plant will start operating in the south of Sakhalin very soon. It will produce parts for large-panel construction, reinforcement cages, and finished reinforced concrete products. The plant is opened by the Ligo-Design group of companies, and in the summer we hope to see the first products at the construction site of a new residential complex in Yuzhno-Sakhalinsk.

Another important project is a cement plant in the Smirnykhovsky region, which will be built with the involvement of Korean investments. It will produce up to 700 thousand tons of products annually, will give our region 500 jobs and will allow us to seriously reduce our dependence on supplies from the mainland. Thus, we will further reduce the cost per square meter of housing and build more apartments. This production is vitally important for our region, and we will definitely support it.

- How will the United Map of Sakhalin residents be transformed? What can she "can" now, what will she give in the future?

- We have signed an agreement on joint work with the Strategy of the Future Foundation to develop and improve our project “Single Map of Sakhalin Residents”. Already now it combines three cards at once - bank, social and transport. This is access to state and municipal services, social support measures, it allows you to receive discounts in stores and pharmacies. All residents of the region, from schoolchildren to pensioners, can apply for it. And now we are ready to share our developments and help develop similar projects in other regions, and in this we will be helped by the Future Strategy Foundation, which will extend our experience to the entire Far East. Together we will deal with the development of new technologies of the national program "Digital Economy of Russia". After the transformation of the project, we will be able to promptly receive feedback from the population, analyze feedback and improve the mechanism for the provision of social services, modernizing the "Single Map of Sakhalin Residents" to meet the real demands and needs of the population. Well, as for the replication of the project, this will help each region of the Far East to improve the quality of assistance to the population in electronic form.

September 21: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Комфорт на Сахалине и Курилах власть и бизнес создадут вместе

Губернатор Валерий Лимаренко подвел итоги ПМЭФ

Участие в Петербургском международном экономическом форуме принесло Сахалинской области выгодные соглашения о сотрудничестве, возможность запустить массу важных проектов и новые деловые связи. Представители островного региона заключили договоры с федеральными корпорациями, заручились поддержкой крупнейших бизнес-сообществ и готовы опережать всю материковую Россию по развитию экономики. О самых важных достижениях и ключевых планах Сахалина и Курил по итогам ПМЭФ губернатор Валерий Лимаренко рассказал EastRussia.

Комфорт на Сахалине и Курилах власть и бизнес создадут вместе
Фото: пресс-служба губернатора Сахалинской области

— Валерий Игоревич, расскажите, пожалуйста, о феномене 8-го места Сахалинской области в рейтинге инвестиционной привлекательности российских регионов АСИ: как удалось этого достичь и что пришлось для этого сделать?

— Сейчас в Сахалинской области работают больше 500 инвестиционных проектов, которые суммарно оцениваются на 800 млрд рублей. В прошлом году мы занимали только 30 место в рейтинге и занять 8-е – это действительно очень мощный рывок. Добиться такого показателя и попасть в топ-10 по России удалось благодаря усердной работе. Правительство региона работает со всеми бизнес-объединениями, на каждом этапе мы контролируем намеченный план, чтобы предотвратить возможные сбои. Кроме того, мы по крупицам собираем передовой опыт других регионов и осваиваем его, ориентируясь на особенности сахалинской экономики. Пандемия внесла свои корректировки: мы лишились 44 млрд рублей из нефтяных проектов. Но, с другой стороны, на Сахалин пришли представители несырьевого бизнеса и мы получили инвестиций на 22 млрд рублей — это хороший результат, который показывает, что мы идем в правильном направлении.

Я сам каждый день задаю себе вопрос: почему так происходит, что мы делаем для этого? И думаю, что главное, что нам удалось сделать, — создать атмосферу открытости и доверия. А это крайне важно, потому что это дает бизнесу заинтересованность, гарантию будущего и стабильность. Так инвестиции приходят к нам. У нас работают постоянные инвестсоветы, профильные рабочие группы — любой инвестор может обратиться с конкретными вопросами, которые не может решить сам, и мы оперативно помогаем. Буквально в режиме реального времени ликвидируем проблему на любой стадии. У нас работает система «единого окна» для инвесторов. На каждом этапе реализации проекта – от подачи заявки до фактических работ, мы сопровождаем бизнесмена. Если случается сбой, мы вмешиваемся и устраняем его. Также у нас создана так называемая «школа заказчика»: мы обучаем инвесторов проектному управлению и бережливой экономике, даем им информацию об инвестиционных рисках. У нас есть система менеджмента специально для этих данных: я ежедневно посвящаю час времени анализу этой информации, отслеживаю, предлагаю внести правки. Суммарно все, что я озвучил, формирует в Сахалинской области действительно привлекательные условия для инвесторов — и рейтинг АСИ показывает, что это действительно работает.

— Вслед за рейтингом инвестпривлекательности АСИ готовит рейтинг качества жизни в РФ. Какую планку вы себе ставите, в какой части рейтинга готовитесь увидеть Сахалин?

— Разумеется, среди первых. У нас амбициозные цели, мы не хотим от них отказываться и делаем все, чтобы Сахалинская область стала регионом с лучшим качеством жизни в России. У нас есть для этого все: специалисты, опыт, средства и, главное, понимание того, как работать и каким направлениям уделять особое внимание. У нас минимальная безработица. Мы заинтересованы в трудоустройстве наших выпускников, молодых специалистов, опытных профессионалов, предоставляем рабочие места гостям из других регионов страны.

Одним из важнейших критериев в оценке качества жизни для правительства Сахалинской области были и остаются расходы на социальные обязательства. Это финансирование образования, здравоохранения, спорта, строительства жилья, коммунальной инфраструктуры и, разумеется, культуры. Мы очень много денег из областного бюджета вкладываем в эти направления, участвуем в максимуме федеральных программ, заключаем договоры государственно-частного партнерства. Все, что мы делаем сегодня, улучшает качество жизни сахалинцев и курильчан завтра. И я уверен, что в новом рейтинге АСИ мы будем в лидерах. Не удивлюсь, если будем первыми — для этого мы очень много работаем.

— Расскажите, пожалуйста, о деталях Вашей встречи с Алексеем Миллером. Станет ли «Газпром» одним из первых концессионеров на Дальнем Востоке? О каких конкретно проектах идет речь?

— Мы с Алексеем Борисовичем уже не в первый раз встречаемся в рамках наших совместных с «Газпромом» рабочих проектов, и диалог на форуме не стал исключением. В этот раз переговоры касались газопровода «Восточный» — мы вводим в эксплуатацию вторую очередь этого объекта. Подача голубого топлива по газопроводу обеспечит экологически чистым, энергоемким и дешевым топливом жителей Южно-Сахалинска в южной части города, включая частный сектор. Параллельно мы будем завершать строительные и монтажные работы по газораспределительной сети в Корсакове. Все это — важные шаги в газификации всей Сахалинской области, которую мы планируем к 2025 году полностью завершить.

Я твердо убежден, что этот проект нужно завершить как можно быстрее. Сахалинцы и курильчане должны дышать чистым, свежим воздухом, а не копотью от мазута и угля, которую выбрасывают котельные. Наряду с экологией хочу обратить внимание на экономическую составляющую: газификация позволит потребителям заметно сократить расходы на энергопотребление. Возвращаясь к обсуждению нашей инвестиционной политики, хочу добавить: развитая газовая инфраструктура также позволит привлечь инвесторов на острова, что даст дополнительный стимул развитию экономики, созданию новых рабочих мест, а значит, и повышению благосостояния сахалинцев и курильчан. 2025 год — наша отметка на календаре, но будем стараться завершить газификацию островов быстрее.

— И продолжаем тему газификации. Одна из масштабных задач по достижению углеродной активности к 2025 году на Сахалине надо перевести на газ все котельные, которые сейчас на угле или на дизеле. Но вот скажите, пожалуйста: КАК вы их так быстро переведете?

— Вы верно отметили: задача очень масштабная. Это огромные деньги и объем работы предполагается колоссальный. Но, поскольку у нас есть жесткий срок — к 2025 году полностью перевести все котельные Сахалинской области на голубое топливо, мы искали механизм, который позволил бы сбалансировать сроки строительства и траты из бюджета. Потому что начинать строить новые энергоузлы нужно уже сейчас, а планируем бюджет мы заранее. И мы нашли такой механизм: это концессионные соглашения.

Суть такого формата работы очень проста. Мы заключаем соглашение с подрядной организацией. Она выполняет все необходимые строительно-монтажные работы и сдает объекты в эксплуатацию по графику, в запланированные сроки. А мы, правительство Сахалинской области, в течение нескольких лет расплачиваемся за работу, которую приняли. Этот механизм давно и успешно используется в регионах России. Более того, мы уже взяли его на вооружение в других отраслях экономики. И так же мы планируем работать, решая задачу по переводу всех теплоцентралей на газовое топливо. В начале месяца этот проект мы представили на ярмарке концессий в Москве. Он вошел в большой перечень стратегических планов Сахалинской области по запуску проектов государственно-частного партнерства. Предварительные договоренности уже есть, сейчас обсуждаем детали. Я не вижу ни одной причины не успеть завершить перевод котельных на газ за 4 года: у нас есть для этого все инструменты.

— Из каких источников будут финансироваться мероприятия по переводу котельных и общественного транспорта на альтернативные виды топлива?

— Поскольку это очень дорогой проект — предварительно, по нашим подсчетам, только на стопроцентную газификацию котельных необходимо выделить 10 млрд рублей — мы привлекаем часть средств из федерального бюджета. Некоторую часть, разумеется, оплатит бюджет Сахалинской области. При этом большую часть нужной суммы — почти 7 млрд рублей — мы планируем привлечь в качестве инвестиций: наработки по этому направлению уже есть, есть и бизнес, который изъявил желание участвовать в этом.

Что касается экологической модернизации общественного транспорта, тут нам поможет государственная корпорация развития ВЭБ.РФ — мы уже подписали соглашение о сотрудничестве с заместителем председателя Олегом Говоруном. Компания поможет Сахалину перевести общественный транспорт на природный газ и частично на электричество. Кроме того, мы совместно сделаем новую инфраструктуру, оптимизируем маршрутную сеть и перестроим режим работы на одного оператора. Сегодня одна из ключевых задач правительства Сахалинской области — сделать населенные пункты комфортными, и модернизация общественного транспорта играет ключевую роль в этой работе. Нам важно, чтобы люди не теряли много времени на остановках, чтобы в воздухе стало меньше выхлопных газов. Для нас важен опыт успешной работы в этом направлении, накопленный ВЭБ.РФ — нам есть что перенять у них.

Еще одно соглашение по этому же направлению заключено с «Росатомом». Корпорация поможет Сахалинской области перевести муниципальный автопарк на использование экологически чистых двигателей, в том числе электрических. Зарядная инфраструктура, новые остановочные павильоны, центр безопасности дорожного движения, — все это станет важными составляющими развития транспортного направления на Сахалине.

— На какой стадии находится создание водородного кластера на Сахалине? Обсуждались ли детали его появления во время ПМЭФ? Каковы его сроки и стадии?

— Разумеется, об этом тоже шла речь. Более того, я от лица правительства Сахалинской области принял участие в подписании трехстороннего соглашения о сотрудничестве с министерством по развитию Дальнего Востока и Арктики и корпорацией «Росатом». Это соглашение касается как раз создания и развития водородного кластера на островах — этот проект для нас имеет стратегическое значение. Производство водорода — это база для развития инновационных технологий, модернизации промышленности, транспорта и инфраструктуры Сахалинской области. Это повысит наш экспортный потенциал и заложит основу для развития экономического партнерства со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. В кластере будут созданы все условия для реализации прорывных проектов в разных секторах, а его резидентам будут оказаны всевозможные меры поддержки.

В рамках соглашения в ближайшие несколько лет мы будем сотрудничать по нескольким направлениям. В первую очередь это строительство водородно-производственного комплекса, поставка водорода на внешние рынки и местным потребителям, создание водородного парка с предприятиями, реализующими проекты в этой области. Также запланировано создание центра компетенций в сфере водородной и другой «зеленой» энергетики на базе Сахалинского государственного университета. Этот центр будет необходим для подготовки кадров, обмена опытом и трансфера технологий. Через три года мы хотим запустить на Сахалине первые поезда на водородных топливных элементах. В проекте заинтересованы участвовать РЖД и Трансмашхолдинг — сроки сжатые, работы предстоит очень много, поэтому наша задача — дать старт строительству водородного кластера как можно скорее. Важно, что нам не придется сдерживать рост экономики. Напротив, внедрение современных, безопасных для природы технологий, повышает привлекательность региона в глазах инвесторов, а также создает дополнительные возможности для масштабных проектов, появления новых рабочих мест, способствует развитию социальной сферы.

— Правительство Сахалинской области и ДОМ.РФ в рамках Петербургского международного экономического форума заключили меморандум о намерениях, который должен увеличить объем ввода арендного жилья на 50 тысяч квадратных метров в год? Каким именно образом это должно произойти? Будет ли это арендное жилье доступно всем, или только отдельным категориям жителей региона?

— Первое, на что я хочу обратить внимание: этот меморандум позволит нам дополнительно снизить цены на арендное жилье для сахалинцев и курильчан. Квартиры, построенные благодаря сотрудничеству правительства Сахалинской области и ДОМ.РФ — это удобные, просторные, комфортные жилплощади, арендная плата за которые будет заметно ниже коммерческой. И это, отмечу, реальный выход из жилищной проблемы для островитян, которые по каким-либо причинам пока не могут себе позволить ипотеку, но нуждаются в комфортном жилье.

Мы рассчитываем, что старт строительству дадим в этом году. И на первом этапе свои жилищные условия смогут улучшить около 800 жителей Сахалинской области. На 50 тысяч квадратных метров мы можем поселить врачей, педагогов, молодых специалистов, которые востребованы прямо сейчас. Также увеличение объемов строительства поможет нам еще быстрее закончить программу расселения граждан из ветхого и аварийного фонда. Таким образом, партнерство с ДОМ.РФ дает нам ключ для решения сразу трех проблем. Мы ускоряем расселение аварийных домов, привлекаем молодых специалистов на готовое жилье с невысокой арендной платой и предлагаем квартиры молодым семьям.

— Сколько на Сахалине сейчас строится жилья? Каковы перспективы строительства нового жилья на Курилах?

— На данный момент у нас определено 370 площадок под жилищное строительство на Сахалине и Курилах. Наш регион — лидер в России по объемам строительства на душу населения. Мы возводим 0,8 квадратного метра на человека: это показатель, который правительство установило эталонным для регионов России к 2030 году, а мы его выполняем уже сейчас, опережая всех соседей на 20 лет. В текущем году мы строим 500 тысяч квадратных метров жилья — это уже 1 квадратный метр на человека.

Что касается Курильских островов, там строительство жилья ведется в первую очередь в рамках программы расселения из ветхого и аварийного фонда, средства мы получаем по федеральной целевой программе социально-экономического развития. До 2023 года мы планируем переселить всех собственников в новые, благоустроенные квартиры. В прошлом году ввели в эксплуатацию 11 многоквартирных домов, темпы сбавлять не собираемся. Параллельно с жильем мы активно застраиваем социальную структуру — школы, дороги, коммунальные и медицинские объекты. У нас работает инвестиционная программа, которая привлекла уже восемь крупных проектов с объемом финансирования более 10 млрд рублей, и строительство жилья на Курилах дает нам возможность, помимо прочего, привлекать специалистов на новые рабочие места, которые открываются в рамках нового бизнеса.

— На Сахалин приходят крупные (работающие в разных регионах страны) строительные компании. Каковы объемы планируемого строительства и будет ли развиваться на острове отрасль производства строительных материалов?

— Я уже назвал показатель, к которому мы стремимся в этом году: построить 500 тысяч квадратных метров жилья. Разумеется, мы планируем строительство не только многоквартирных домов, но и малоэтажных зданий, в том числе крупнопанельных. Совсем скоро на юге Сахалина начнет работать высокотехнологичный домостроительный комбинат. Он будет производить детали для крупнопанельной стройки, арматурные каркасы, готовые железобетонные изделия. Завод открывает группа компаний «Лиго-Дизайн», и уже летом мы надеемся увидеть первую продукцию на стройплощадке нового жилого комплекса в Южно-Сахалинске.

Еще один важный проект — это цементный завод в Смирныховском районе, который будет строиться с привлечением корейских инвестиций. Он будет выпускать до 700 тысяч тонн продукции ежегодно, даст нашей области 500 рабочих мест и позволит нам серьезно снизить зависимость от поставок с материка. Таким образом мы еще снизим стоимость квадратного метра жилья и будем строить больше квартир. Это производство для нашего региона, можно сказать, жизненно важное, и мы обязательно его поддержим.

— Каким образом будет трансформироваться «Единая карта сахалинца»? Что она «может» уже сейчас, что даст в будущем?

— Мы подписали соглашение о совместной работе с фондом «Стратегия будущего», чтобы развивать и совершенствовать наш проект «Единая карта сахалинца». Уже сейчас она объединяет в себе сразу три карты — банковскую, социальную и транспортную. Это доступ к государственным и муниципальным услугам, мерам социальной поддержки, она позволяет получать скидки в магазинах, аптеках. Оформить ее могут все жители региона — от школьников до пенсионеров. И сейчас мы готовы поделиться нашими разработками и помочь развивать подобные проекты в других регионах, а в этом нам поможет фонд «Стратегия будущего», который распространит наш опыт на весь Дальний Восток. Вместе мы займемся освоением новых технологий национальной программы «Цифровая экономика России». После трансформации проекта мы сможем оперативно получать обратную связь от населения, анализировать отзывы и улучшать механизм оказания социальных услуг, модернизируя «Единую карту сахалинца» под реальные запросы и нужды населения. Ну а что касается тиражирования проекта, это поможет каждому региону Дальнего Востока наладить качество помощи населению в электронном виде.

31 июля: актуальная информация по коронавирусу на Дальнем Востоке
Дайджест региональных событий и свежая статистика