Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Комфорт на Сахалине и Курилах власть и бизнес создадут вместе

Губернатор Валерий Лимаренко подвел итоги ПМЭФ

Участие в Петербургском международном экономическом форуме принесло Сахалинской области выгодные соглашения о сотрудничестве, возможность запустить массу важных проектов и новые деловые связи. Представители островного региона заключили договоры с федеральными корпорациями, заручились поддержкой крупнейших бизнес-сообществ и готовы опережать всю материковую Россию по развитию экономики. О самых важных достижениях и ключевых планах Сахалина и Курил по итогам ПМЭФ губернатор Валерий Лимаренко рассказал EastRussia.

Комфорт на Сахалине и Курилах власть и бизнес создадут вместе
Фото: пресс-служба губернатора Сахалинской области

— Валерий Игоревич, расскажите, пожалуйста, о феномене 8-го места Сахалинской области в рейтинге инвестиционной привлекательности российских регионов АСИ: как удалось этого достичь и что пришлось для этого сделать?

— Сейчас в Сахалинской области работают больше 500 инвестиционных проектов, которые суммарно оцениваются на 800 млрд рублей. В прошлом году мы занимали только 30 место в рейтинге и занять 8-е – это действительно очень мощный рывок. Добиться такого показателя и попасть в топ-10 по России удалось благодаря усердной работе. Правительство региона работает со всеми бизнес-объединениями, на каждом этапе мы контролируем намеченный план, чтобы предотвратить возможные сбои. Кроме того, мы по крупицам собираем передовой опыт других регионов и осваиваем его, ориентируясь на особенности сахалинской экономики. Пандемия внесла свои корректировки: мы лишились 44 млрд рублей из нефтяных проектов. Но, с другой стороны, на Сахалин пришли представители несырьевого бизнеса и мы получили инвестиций на 22 млрд рублей — это хороший результат, который показывает, что мы идем в правильном направлении.

Я сам каждый день задаю себе вопрос: почему так происходит, что мы делаем для этого? И думаю, что главное, что нам удалось сделать, — создать атмосферу открытости и доверия. А это крайне важно, потому что это дает бизнесу заинтересованность, гарантию будущего и стабильность. Так инвестиции приходят к нам. У нас работают постоянные инвестсоветы, профильные рабочие группы — любой инвестор может обратиться с конкретными вопросами, которые не может решить сам, и мы оперативно помогаем. Буквально в режиме реального времени ликвидируем проблему на любой стадии. У нас работает система «единого окна» для инвесторов. На каждом этапе реализации проекта – от подачи заявки до фактических работ, мы сопровождаем бизнесмена. Если случается сбой, мы вмешиваемся и устраняем его. Также у нас создана так называемая «школа заказчика»: мы обучаем инвесторов проектному управлению и бережливой экономике, даем им информацию об инвестиционных рисках. У нас есть система менеджмента специально для этих данных: я ежедневно посвящаю час времени анализу этой информации, отслеживаю, предлагаю внести правки. Суммарно все, что я озвучил, формирует в Сахалинской области действительно привлекательные условия для инвесторов — и рейтинг АСИ показывает, что это действительно работает.

— Вслед за рейтингом инвестпривлекательности АСИ готовит рейтинг качества жизни в РФ. Какую планку вы себе ставите, в какой части рейтинга готовитесь увидеть Сахалин?

— Разумеется, среди первых. У нас амбициозные цели, мы не хотим от них отказываться и делаем все, чтобы Сахалинская область стала регионом с лучшим качеством жизни в России. У нас есть для этого все: специалисты, опыт, средства и, главное, понимание того, как работать и каким направлениям уделять особое внимание. У нас минимальная безработица. Мы заинтересованы в трудоустройстве наших выпускников, молодых специалистов, опытных профессионалов, предоставляем рабочие места гостям из других регионов страны.

Одним из важнейших критериев в оценке качества жизни для правительства Сахалинской области были и остаются расходы на социальные обязательства. Это финансирование образования, здравоохранения, спорта, строительства жилья, коммунальной инфраструктуры и, разумеется, культуры. Мы очень много денег из областного бюджета вкладываем в эти направления, участвуем в максимуме федеральных программ, заключаем договоры государственно-частного партнерства. Все, что мы делаем сегодня, улучшает качество жизни сахалинцев и курильчан завтра. И я уверен, что в новом рейтинге АСИ мы будем в лидерах. Не удивлюсь, если будем первыми — для этого мы очень много работаем.

— Расскажите, пожалуйста, о деталях Вашей встречи с Алексеем Миллером. Станет ли «Газпром» одним из первых концессионеров на Дальнем Востоке? О каких конкретно проектах идет речь?

— Мы с Алексеем Борисовичем уже не в первый раз встречаемся в рамках наших совместных с «Газпромом» рабочих проектов, и диалог на форуме не стал исключением. В этот раз переговоры касались газопровода «Восточный» — мы вводим в эксплуатацию вторую очередь этого объекта. Подача голубого топлива по газопроводу обеспечит экологически чистым, энергоемким и дешевым топливом жителей Южно-Сахалинска в южной части города, включая частный сектор. Параллельно мы будем завершать строительные и монтажные работы по газораспределительной сети в Корсакове. Все это — важные шаги в газификации всей Сахалинской области, которую мы планируем к 2025 году полностью завершить.

Я твердо убежден, что этот проект нужно завершить как можно быстрее. Сахалинцы и курильчане должны дышать чистым, свежим воздухом, а не копотью от мазута и угля, которую выбрасывают котельные. Наряду с экологией хочу обратить внимание на экономическую составляющую: газификация позволит потребителям заметно сократить расходы на энергопотребление. Возвращаясь к обсуждению нашей инвестиционной политики, хочу добавить: развитая газовая инфраструктура также позволит привлечь инвесторов на острова, что даст дополнительный стимул развитию экономики, созданию новых рабочих мест, а значит, и повышению благосостояния сахалинцев и курильчан. 2025 год — наша отметка на календаре, но будем стараться завершить газификацию островов быстрее.

— И продолжаем тему газификации. Одна из масштабных задач по достижению углеродной активности к 2025 году на Сахалине надо перевести на газ все котельные, которые сейчас на угле или на дизеле. Но вот скажите, пожалуйста: КАК вы их так быстро переведете?

— Вы верно отметили: задача очень масштабная. Это огромные деньги и объем работы предполагается колоссальный. Но, поскольку у нас есть жесткий срок — к 2025 году полностью перевести все котельные Сахалинской области на голубое топливо, мы искали механизм, который позволил бы сбалансировать сроки строительства и траты из бюджета. Потому что начинать строить новые энергоузлы нужно уже сейчас, а планируем бюджет мы заранее. И мы нашли такой механизм: это концессионные соглашения.

Суть такого формата работы очень проста. Мы заключаем соглашение с подрядной организацией. Она выполняет все необходимые строительно-монтажные работы и сдает объекты в эксплуатацию по графику, в запланированные сроки. А мы, правительство Сахалинской области, в течение нескольких лет расплачиваемся за работу, которую приняли. Этот механизм давно и успешно используется в регионах России. Более того, мы уже взяли его на вооружение в других отраслях экономики. И так же мы планируем работать, решая задачу по переводу всех теплоцентралей на газовое топливо. В начале месяца этот проект мы представили на ярмарке концессий в Москве. Он вошел в большой перечень стратегических планов Сахалинской области по запуску проектов государственно-частного партнерства. Предварительные договоренности уже есть, сейчас обсуждаем детали. Я не вижу ни одной причины не успеть завершить перевод котельных на газ за 4 года: у нас есть для этого все инструменты.

— Из каких источников будут финансироваться мероприятия по переводу котельных и общественного транспорта на альтернативные виды топлива?

— Поскольку это очень дорогой проект — предварительно, по нашим подсчетам, только на стопроцентную газификацию котельных необходимо выделить 10 млрд рублей — мы привлекаем часть средств из федерального бюджета. Некоторую часть, разумеется, оплатит бюджет Сахалинской области. При этом большую часть нужной суммы — почти 7 млрд рублей — мы планируем привлечь в качестве инвестиций: наработки по этому направлению уже есть, есть и бизнес, который изъявил желание участвовать в этом.

Что касается экологической модернизации общественного транспорта, тут нам поможет государственная корпорация развития ВЭБ.РФ — мы уже подписали соглашение о сотрудничестве с заместителем председателя Олегом Говоруном. Компания поможет Сахалину перевести общественный транспорт на природный газ и частично на электричество. Кроме того, мы совместно сделаем новую инфраструктуру, оптимизируем маршрутную сеть и перестроим режим работы на одного оператора. Сегодня одна из ключевых задач правительства Сахалинской области — сделать населенные пункты комфортными, и модернизация общественного транспорта играет ключевую роль в этой работе. Нам важно, чтобы люди не теряли много времени на остановках, чтобы в воздухе стало меньше выхлопных газов. Для нас важен опыт успешной работы в этом направлении, накопленный ВЭБ.РФ — нам есть что перенять у них.

Еще одно соглашение по этому же направлению заключено с «Росатомом». Корпорация поможет Сахалинской области перевести муниципальный автопарк на использование экологически чистых двигателей, в том числе электрических. Зарядная инфраструктура, новые остановочные павильоны, центр безопасности дорожного движения, — все это станет важными составляющими развития транспортного направления на Сахалине.

— На какой стадии находится создание водородного кластера на Сахалине? Обсуждались ли детали его появления во время ПМЭФ? Каковы его сроки и стадии?

— Разумеется, об этом тоже шла речь. Более того, я от лица правительства Сахалинской области принял участие в подписании трехстороннего соглашения о сотрудничестве с министерством по развитию Дальнего Востока и Арктики и корпорацией «Росатом». Это соглашение касается как раз создания и развития водородного кластера на островах — этот проект для нас имеет стратегическое значение. Производство водорода — это база для развития инновационных технологий, модернизации промышленности, транспорта и инфраструктуры Сахалинской области. Это повысит наш экспортный потенциал и заложит основу для развития экономического партнерства со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. В кластере будут созданы все условия для реализации прорывных проектов в разных секторах, а его резидентам будут оказаны всевозможные меры поддержки.

В рамках соглашения в ближайшие несколько лет мы будем сотрудничать по нескольким направлениям. В первую очередь это строительство водородно-производственного комплекса, поставка водорода на внешние рынки и местным потребителям, создание водородного парка с предприятиями, реализующими проекты в этой области. Также запланировано создание центра компетенций в сфере водородной и другой «зеленой» энергетики на базе Сахалинского государственного университета. Этот центр будет необходим для подготовки кадров, обмена опытом и трансфера технологий. Через три года мы хотим запустить на Сахалине первые поезда на водородных топливных элементах. В проекте заинтересованы участвовать РЖД и Трансмашхолдинг — сроки сжатые, работы предстоит очень много, поэтому наша задача — дать старт строительству водородного кластера как можно скорее. Важно, что нам не придется сдерживать рост экономики. Напротив, внедрение современных, безопасных для природы технологий, повышает привлекательность региона в глазах инвесторов, а также создает дополнительные возможности для масштабных проектов, появления новых рабочих мест, способствует развитию социальной сферы.

— Правительство Сахалинской области и ДОМ.РФ в рамках Петербургского международного экономического форума заключили меморандум о намерениях, который должен увеличить объем ввода арендного жилья на 50 тысяч квадратных метров в год? Каким именно образом это должно произойти? Будет ли это арендное жилье доступно всем, или только отдельным категориям жителей региона?

— Первое, на что я хочу обратить внимание: этот меморандум позволит нам дополнительно снизить цены на арендное жилье для сахалинцев и курильчан. Квартиры, построенные благодаря сотрудничеству правительства Сахалинской области и ДОМ.РФ — это удобные, просторные, комфортные жилплощади, арендная плата за которые будет заметно ниже коммерческой. И это, отмечу, реальный выход из жилищной проблемы для островитян, которые по каким-либо причинам пока не могут себе позволить ипотеку, но нуждаются в комфортном жилье.

Мы рассчитываем, что старт строительству дадим в этом году. И на первом этапе свои жилищные условия смогут улучшить около 800 жителей Сахалинской области. На 50 тысяч квадратных метров мы можем поселить врачей, педагогов, молодых специалистов, которые востребованы прямо сейчас. Также увеличение объемов строительства поможет нам еще быстрее закончить программу расселения граждан из ветхого и аварийного фонда. Таким образом, партнерство с ДОМ.РФ дает нам ключ для решения сразу трех проблем. Мы ускоряем расселение аварийных домов, привлекаем молодых специалистов на готовое жилье с невысокой арендной платой и предлагаем квартиры молодым семьям.

— Сколько на Сахалине сейчас строится жилья? Каковы перспективы строительства нового жилья на Курилах?

— На данный момент у нас определено 370 площадок под жилищное строительство на Сахалине и Курилах. Наш регион — лидер в России по объемам строительства на душу населения. Мы возводим 0,8 квадратного метра на человека: это показатель, который правительство установило эталонным для регионов России к 2030 году, а мы его выполняем уже сейчас, опережая всех соседей на 20 лет. В текущем году мы строим 500 тысяч квадратных метров жилья — это уже 1 квадратный метр на человека.

Что касается Курильских островов, там строительство жилья ведется в первую очередь в рамках программы расселения из ветхого и аварийного фонда, средства мы получаем по федеральной целевой программе социально-экономического развития. До 2023 года мы планируем переселить всех собственников в новые, благоустроенные квартиры. В прошлом году ввели в эксплуатацию 11 многоквартирных домов, темпы сбавлять не собираемся. Параллельно с жильем мы активно застраиваем социальную структуру — школы, дороги, коммунальные и медицинские объекты. У нас работает инвестиционная программа, которая привлекла уже восемь крупных проектов с объемом финансирования более 10 млрд рублей, и строительство жилья на Курилах дает нам возможность, помимо прочего, привлекать специалистов на новые рабочие места, которые открываются в рамках нового бизнеса.

— На Сахалин приходят крупные (работающие в разных регионах страны) строительные компании. Каковы объемы планируемого строительства и будет ли развиваться на острове отрасль производства строительных материалов?

— Я уже назвал показатель, к которому мы стремимся в этом году: построить 500 тысяч квадратных метров жилья. Разумеется, мы планируем строительство не только многоквартирных домов, но и малоэтажных зданий, в том числе крупнопанельных. Совсем скоро на юге Сахалина начнет работать высокотехнологичный домостроительный комбинат. Он будет производить детали для крупнопанельной стройки, арматурные каркасы, готовые железобетонные изделия. Завод открывает группа компаний «Лиго-Дизайн», и уже летом мы надеемся увидеть первую продукцию на стройплощадке нового жилого комплекса в Южно-Сахалинске.

Еще один важный проект — это цементный завод в Смирныховском районе, который будет строиться с привлечением корейских инвестиций. Он будет выпускать до 700 тысяч тонн продукции ежегодно, даст нашей области 500 рабочих мест и позволит нам серьезно снизить зависимость от поставок с материка. Таким образом мы еще снизим стоимость квадратного метра жилья и будем строить больше квартир. Это производство для нашего региона, можно сказать, жизненно важное, и мы обязательно его поддержим.

— Каким образом будет трансформироваться «Единая карта сахалинца»? Что она «может» уже сейчас, что даст в будущем?

— Мы подписали соглашение о совместной работе с фондом «Стратегия будущего», чтобы развивать и совершенствовать наш проект «Единая карта сахалинца». Уже сейчас она объединяет в себе сразу три карты — банковскую, социальную и транспортную. Это доступ к государственным и муниципальным услугам, мерам социальной поддержки, она позволяет получать скидки в магазинах, аптеках. Оформить ее могут все жители региона — от школьников до пенсионеров. И сейчас мы готовы поделиться нашими разработками и помочь развивать подобные проекты в других регионах, а в этом нам поможет фонд «Стратегия будущего», который распространит наш опыт на весь Дальний Восток. Вместе мы займемся освоением новых технологий национальной программы «Цифровая экономика России». После трансформации проекта мы сможем оперативно получать обратную связь от населения, анализировать отзывы и улучшать механизм оказания социальных услуг, модернизируя «Единую карту сахалинца» под реальные запросы и нужды населения. Ну а что касается тиражирования проекта, это поможет каждому региону Дальнего Востока наладить качество помощи населению в электронном виде.

31 июля: актуальная информация по коронавирусу на Дальнем Востоке
Дайджест региональных событий и свежая статистика