Контейнерные перевозки лихорадило в этом году как никогда, но терминал Тучково Дальневосточной транспортной группы (ДВТГ) смог не только справиться с ситуацией, но и нарастить грузооборот.
Что делать, если наработанные логистические цепочки оборваны? Ответ на поверхности - искать и находить новые. Сказать всегда проще, чем сделать, но есть структуры, которые с этим справились. С какими вызовами пришлось столкнуться отрасли в целом и грузовому терминалу Тучково (актив ДВТГ) в частности рассказал EastRussia генеральный директор ЗАО «Контранс» Павел Смирнов.
- Павел Викторович, любой бизнес – это цифры и факты, логистика – не исключение. Какими цифрами и фактами вы можете описать свой бизнес?
- Если коротко и по делу, то терминал Тучково, это логистический узел по перевалке крупнотоннажных контейнеров в Подмосковье – в 60 километрах на запад от Москвы, наши подъездные пути примыкают к станции Тучково. Общая площадь открытого контейнерного склада – 4 гектара, есть два закрытых склада – общей площадью 1400 квадратных метров. Единовременно мы можем разместить до 5000 TEU, годовая мощность – 120 000 ТEU, но у нас есть и некоторый резерв. На нашей территории два жд пути по 500 метров каждый, то есть оба могут принимать и обрабатывать полносоставные контейнерные поезда. Обычный наш норматив на разгрузку – три часа.
- Сейчас никуда без рэнкинга - принято сортировать и ранжировать все и вся. Если смотреть не по абсолютным цифрам, но в сравнении с другими терминалами Москвы, которые выполняют тот же функционал, что и вы, каким будет результат?
- Можно с уверенностью говорить, что мы входим в ТОП-10. Это доказывают наши текущие результаты – мы выходим на конец года с объемом грузооборота в 100 000 TEU. Есть и мощная подоплека у этого показателя – наш терминал изначально создавался с учетом европейского опыта по финскому проекту, а скандинавская контейнерная школа – одна из самых сильных в мире.
- 100 тысяч TEU - это ваш обычный результат, повторяемый ежегодно? Или это достижение?
- Это достижение, которым мы гордимся, и оно особенно ценно для нас, потому что добиться его мы смогли в этом очень сложном 2021-м году. Да, тяжелым был и минувший 2020-ый, когда повсеместные локдауны буквально заморозили контейнерные и прочие перевозки тоже. Но мы смогли «вырасти» в условиях логистический кризиса этого года, когда всплеск морских контейнерных перевозок привел к затовариванию дальневосточных портов. Мы традиционно ориентированы на грузы из Южной Кореи и Китая, которые шли через эти порты, и когда мы увидели, что поток иссякает буквально на глазах, мы открыли для себя новые направления. Логистический рынок вообще очень динамичный, а сейчас он перекраивается глобально. Мы смогли привлечь внушительные объемы внутрироссийских грузов, а также из Европы. Если говорить по конкретным направлениям, то это Москва – Новосибирск, кроме того большим потенциалом обладает и маршрут Москва – Хабаровск.
Возвращаясь к текущим результатам можно сказать, что мы нарастили грузооборот по сравнению с 2020-ым в полтора раза, и, повторюсь, мы впервые вышли на 100 тыс. TEU. Это близко к нашей текущей расчетной мощности, но мы чувствуем, что запас еще есть.
- То есть у вас произошла радикальная смена клиентской базы?
- Нет, я бы так не сказал. К нашим давним клиентам добавились новые. Если отталкиваться от данных по грузообоороту, можно увидеть рост по клиентам в два раза. При этом некоторые из тех, с кем мы сотрудничаем подолгу, стали отправлять меньше - как раз из-за сложной ситуации в дальневосточных портах, они выбрали другие маршруты. Ведь дело доходило до того, что, несмотря на скакнувшую вверх цену фрахта контейнер простаивал в порту по 50 дней! Но выбывшие грузы были восполнены за счет других направлений. И это, напомню, дало нам возможность нарастить грузооборот в полтора раза.
- Когда вы говорите про скакнувшую цену фрахта, сколько это «в граммах»?
- Сейчас мы имеем такую местами странную ситуацию, когда стоимость фрахта в сторону «Восточной стивидорной компании» (порт Восточный, бухта Врангель, г. Находка, Приморский край – прим. Ред.) составляет 11 тыс. долларов США, а в тот же Владивосток – 7-8 тысяч, но при этом сроки разгрузки в «Восточном» превышают все мыслимые пределы. Поэтому, повторюсь, многие экспедиторы, меняют свои маршруты.
- А что бы вы особенно отметили в 2021-м в жизни вашего терминала?
- Я бы отметил два события, каждое из которых для нас имеют статус «знаковых». Это подписание контракта с Евросибом и с Maersk. С Евросибом мы как раз сотрудничаем по направлению Москва – Новосибирск, а Maersk организует у нас сток и распределение порожних контейнеров по всей России в зависимости от потребности.
- Какие ожидания вы связываете с будущим годом? Что будет, если вернется «дальневосточный поток» - не «захлебнется» ли ваш терминал с учетом выросшего внутрироссийского грузопотока?
- Не захлебнется ни в коем случае. Да, мы ожидаем дальнейшего роста контейнерных перевозок, это не новая тенденция, просто ее динамика выписала эдакий зигзаг в этом году. У нас и сейчас достаточно резервов, и мы, конечно «готовим сани». Мы готовимся вполне конкретно – закупаем новые тяжелые ричстакеры Kalmar и готовим персонал, к работе на этих машинах. Новый персонал. Кстати это один из вызовов, который приходится преодолевать в этом году - кадровый вопрос. Мы не можем набрать «парней с улицы», контейнерные погрузчики весьма специфическая техника, работать с ней отважится не всякий, даже имеющий допуск и соответствующие права. Мы планируем заранее, и уже сейчас у нас проходят практику водители ричстакеров. С учетом наших прогнозов мы берем самые грузоподъемные машины с максимальным вылетом стрелы. Готовим мы и специалистов по документообороту, ведется оптимизация и наших программных продуктов, с помощью которых организуется и сама работа, и оповещение наших клиентов.
Помимо такой «узкоспециальной подготовки», мы приступили к начальному этапу строительства второй очереди нашего терминала. У нас имеются неосвоенные площади в нашей же собственности, и по завершению второй очереди и наши площади хранения, и наша мощность по грузообороту как минимум удвоятся. Поэтому мы с уверенностью смотрим и в завтрашний, и в послезавтрашний день.
беседовал Алексей Збарский