Поделиться
Креативная экономика сама себя не построит?
Поделиться

Как креативные индустрии внедряются в экономику Дальнего Востока

Поддержать, но не зарегулировать — развитие креативных индустрий на Дальнем Востоке обсудили на ВЭФ-2024. Профильная сессия получила название «Креативный каркас – 2030».

Тематическое фото. источник piqsels.com

Креативная индустрия как полноценная отрасль в структуре экономики России появилась совсем недавно. Буквально летом 2024 Госдума приняла закон «О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации». Ответственным ведомством за развитие и поддержку креативной экономики назначили Министерство экономического развития. Президент поставил задачу к 2030 году нарастить долю креативной экономики в ВВП страны до 6-6,5%. Сейчас по консервативным оценкам: это 2,5-3%.

Что относится к креативной экономике? Это все, что придумал и создал человек (не искусственный интеллект, хотя его использование в качестве инструмента допускается): от кино, анимации и музыки до озеленения и урбанистики.

Тематическое фото. источник: piqsels.com

Как данность креативная индустрия даёт о себе знать повсеместно, растёт стремительно, но при этом становится «заложницей» своего новаторства — чиновники порой не знают, что делать с креативщиками, а те, в свою очередь, надеясь на поддержку, иной раз сталкиваются с вопросом: «А вы кто такие?». Идеи, рождённые во время профильной сессии девятого ВЭФ, а также проходившего летом в Хабаровске форума креативных индустрий «Создано на Дальнем Востоке», помогают обрести новому направлению экономики более четкую организационную форму, определить оптимальные режимы взаимодействия с государственным аппаратом. Сейчас, несмотря на принятый федеральный норматив, вопросов больше, чем ответов.

На сессии «Креативный каркас» креативную экономику сравнили с гибкой конструкцией, которую. с одной стороны надо аккуратно собирать, давать самой отрасли проявиться, обеспечивать мерами поддержки. С другой — быть осторожными и не зарегулировать до такой степени, что креаторы выйдут из периметра. Но пока никого ограничивать не собираются. Наоборот, сейчас ищут активных людей, дают им поддержку и площадки.

Как считать креативную экономику?

Эксперты «Востокгосплана» подсчитали, что в креативной экономике ДФО на данный момент 15,3 тысячи субъектов предпринимательства. Примерно половина — это ИП, остальное — небольшие предприятия (до 10 сотрудников). То есть речь идет о нескольких десятках тысяч человек, занятых в секторе. Сегодня в России группировка видов креативной экономической деятельности (по ОКВЭД-2) включает 13 индустрий, практически все они представлены и на Дальнем Востоке.

В целом, нынешний вклад креативщиков в экономику макрорегиона оценивается как «скромный», но с большим потенциалом. По данным «Востокгосплана» в 2023 году креативные индустрии дали ДФО около 50 млрд рублей выручки.

 

Единой методики расчёта «весомости» креативной экономики пока нет. Сложность калькуляции в том, что все дальневосточные регионы разные, как и структура их экономики. Например, Якутия ориентирована в том числе на добычу полезных ископаемых. Поэтому если говорить о доле креативной экономики в ВРП, то получается довольно несимметрично. Даже при том, что Якутия лидер в ДФО по кинопроизводству.

«Чтобы никого не вводить никого в заблуждение и быть математически честными, нужно брать базис, который определен внутри региона и от него ставить кратное значение. Абсолютных цифр и расчетов пока не может быть», — говорит замминистра по развитию Дальнего Востока и Арктики Эльвира Нургалиева.

Таким образом, сейчас каждый регион отталкивается от той методики, которую определит для себя сам.

Каждый дальневосточный регион уже определил по три ключевые отрасли в креативной экономике, на развитие которых будет сделана основная ставка. Участники дискуссии особо отметили — крайне желательно, чтобы не возникла ситуация, когда во всех регионах «культивируются» одни и те же направления, создавая ненужную конкуренцию. Идеальный вариант — появление синергетического эффекта, когда 1+1=3.

«Мы видим большой запрос и многие регионы определяют как ключевую отрасль – архитектура и дизайн. Во многом это определено тем, как мы сейчас активно занимаемся мастер-планами. Сам рынок сформировал предложение для тех, кто занимается урбанистикой, озеленением. Второй по емкости запрос — это кино и анимация», – отметила Эльвира Нургалиева.

Алло, мы ищем таланты!

Чтобы активнее вовлекать в креативную индустрию молодёжь, в регионах проводятся конкурсы и форумы. Во время «Арктической стартап-экспедиции: Дальний Восток и Арктика России», проводимой под эгидой Минвостокразвития, отобрали почти 500 готовых к реализации проектов. Все авторы станут резидентами креативных кластеров, которые сейчас активно создаются на территории ДФО. В ближайшее время такие формы поддержки появятся во Владивостоке, Улан-Удэ и Благовещенске, а первый уже работает в Якутске.

«В этом году мы выделяем отдельную субсидию Фонду Кино на 2025-2026 годы в 200 миллионов рублей и будем объявлять отдельный конкурс фильмов, снятых на Дальнем Востоке и о Дальнем Востоке. Будут те же правила игры, по которым работает Фонд Кино, но только у картин будет дальневосточная направленность», — анонсировала замминистра по развитию Дальнего Востока и Арктики.

По словам Эльвиры Нургалиевой, кино поможет «сшить страну», даст эффект связанности. В ДФО на съёмки будут приезжать специалисты из центральной части России: их опыт будет востребован у местных кинематографистов, а у приезжих появится понимание, чем живет Дальний Восток. Кроме того, в Хабаровске откроются филиалы ВГИКа, ГИТИСа, а также института им. Щепкина. Последний распахнет свои двери для студентов и в Южно-Сахалинске в следующем году.

Съёмочный процесс. фото: Эдуард Литовченко/оргкомитет кинофестиваля «Точка возврата»

Одним из камней преткновения в развитии креативных индустрий участники дискуссии назвали... стеснительность. В регионах часто срабатывает «комплекс провинциала» и творческие единицы не осознают свой потенциалам, не верят в него, а значит, не продвигают свой продукт дальше. Поэтому родилась такая практика, когда команда АСИ приезжает на территорию регионов, ногами обходит студии и лично знакомятся с тем, что делают ребята, консультируют, помогают в продвижении.

Экспорт в АТР

В силу территориальной близости дальневосточным креативщикам намного проще выйти на рынки АТР, чем их коллегам из других регионов России. Дополнительный бонус — понимание культурных кодов соседей.

Пока экспорт ограничивается главным образом продажей полотен дальневосточных художников в Китай. Если в начальные периоды сотрудничества (1990- е годы) спросом пользовались отдельные работы русских мастеров, то в настоящее время формат спроса изменился в сторону классического художественного мастерства художников (масляная живопись, пейзажи).

Взаимодействие с российскими дальневосточными художниками географически переместилось на территорию Китая. В частности, российские художники приглашаются на творческие стажировки в КНР. Отбираются талантливые мастера, состоящие в Союзе художников или рекомендованные известными российскими экспертами. В период стажировки художнику обеспечиваются необходимые условия для работы.

Созданные произведения являются собственностью галереи, и за счет их реализации компенсируются расходы на организацию стажировок. Работы, создаваемые во время стажировки, могут отражать авторские идеи, а также копировать известные произведения, созданные отечественными и зарубежными художниками прошлого.

Однако сейчас появились серьёзные предпосылки к сотрудничеству в сфере кинематографии. Так, глава Якутии рассказал о скорой поездке в КНР команды, которая развивает в регионе креативные индустрии. Ранее они набирались опыта в США: Бостоне и Массачусетском технологическом университете.

«Мы, кстати, поедем, только, конечно, не в Штаты, а в Китай. Мы уже сейчас с ведущими университетами Китая определяем место, где будут наши ребята по технологическому предпринимательства дальше проходить обучение», – сказал Айсен Николаев.

Глядя на то, как ритмично развивается инфраструктура вокруг креативной экономики, эксперты дают благоприятный прогноз и по другим её направлениям.

Кроме того, со 2 по 4 октября в Узбекистане будет проводиться IV Всемирная конференция по креативной экономике. Это своего рода Олимпиада, когда различные страны (ранее конференция проходила в Индонезии и Арабских Эмиратах) принимают у себя масштабное мероприятие и гостей.

«Мы фактически сейчас выводим делегацию, цвет российских креативных индустрий, которые в глобальной мировой повестке будут показывать, что вообще Россия делает и мы понимаем, что это безусловно в том числе и политическая задача», – отметила Директор центра по развитию креативной экономики, Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ) Екатерина Черкес-заде. 

текст: Ольга Кошелева Теги:
Картина дня Вся лента
Поделиться
Креативные залежи Дальнего Востока

Участники пленарной сессии «Креативные индустрии для экономического прорыва: опыт регионов», прошедшей в первый день Восточного экономического форума во Владивостоке, согласились во мнении, что креативный сектор в перспективе ближайшего десятилетия станет одним из основных драйверов развития экономики регионов Дальнего Востока.

Читать полностью
Поделиться
«Российская креативная неделя - 2023»: новый опыт и лучшие практики

Фест-форум «Российская креативная неделя» завершился во Владивостоке. С 25 по 27 мая представители органов власти, институтов развития, бизнеса, творческого сообщества обсуждали пути развития креативной экономики, а мастодонты креативных индустрий делились лучшими практиками. Одной из ключевых стала сессия с участием министров культуры от каждого дальневосточного региона.

Читать полностью
Поделиться
Вспахивая креативную целину: творческая экономика Дальнего Востока идёт в рост

Читать полностью
Поделиться
Дальневосточная анимация — не просто «мультики»

Хабаровский край не только родина китов и самолётов, но и кузница талантливых аниматоров. Здесь уже третий год подряд проводится единственный в ДФО фестиваль анимационного кино «Анимур», на который свои работы присылают студии со всего мира. При этом анимация считается одним из самых трудоёмких видов креативных индустрий, ведь для того, чтобы оживить одного персонажа нужно много людей. Почему этот вид киноискусства популярен в регионе, как он развивается и станет ли «Анимур» одной из точек притяжения событийного туризма — выясняло EastRussia.

Читать полностью
Поделиться
«На одной мотивации тяжело тянуться» — откровения начинающего разработчика игр

Андрей Насонкин, выпускник ДВФУ, работает в своей alma mater ассистентом преподавателя, преподаёт программирование и разработку игр на Unity (Unity — кроссплатформенная среда разработки компьютерных игр – прим ред.), а в свободное время занимается созданием игр вместе со своей командой. В интервью EastRussia рассказал, о начале своего пути в геймдеве (GameDev, от английского games development — «разработка игр» — процесс создания игры: от разработки и дизайна до выпуска на рынок).

Читать полностью
Поделиться
ИИ & человек: как технологии помогают сфере инноваций

Развитие креативных индустрий и использование новых технологий для создания кросс-индустриальных проектов обсудили на профильной сессии ВЭФ-2024

Читать полностью
Поделиться
Креативная экономика сама себя не построит?

Поддержать, но не зарегулировать — развитие креативных индустрий на Дальнем Востоке обсудили на ВЭФ-2024. Профильная сессия получила название «Креативный каркас – 2030».

Читать полностью
Поделиться
Вспахивая креативную целину: творческая экономика Дальнего Востока идёт в рост

Читать полностью
Поделиться
Я такого натворить могу! Питчинг творческих проектов прошёл в Хабаровске

В Хабаровске завершился первый форум креативных индустрий «Создано на Дальнем Востоке». В нем приняли участие более трех тысяч участников со всех уголков ДФО, а также ведущие эксперты из российской столицы. Форум объединил и познакомил представителей киноиндустрии и анимации, урбанистики, медиа, дизайна и моды.

Читать полностью
Поделиться
«Российская креативная неделя - 2023»: новый опыт и лучшие практики

Фест-форум «Российская креативная неделя» завершился во Владивостоке. С 25 по 27 мая представители органов власти, институтов развития, бизнеса, творческого сообщества обсуждали пути развития креативной экономики, а мастодонты креативных индустрий делились лучшими практиками. Одной из ключевых стала сессия с участием министров культуры от каждого дальневосточного региона.

Читать полностью
Поделиться
«За пять лет Якутия добилась выдающихся успехов»: эксперт об инвестклимате в регионе

Форум «Российская креативная неделя – Дальний Восток» начался с презентации потенциала Якутии. О достижениях региона рассказал его глава Айсен Николаев. Креативные индустрии за несколько лет стали значимой частью экономики республики. Вместе с тем растет и объем инвестиций в Якутию. О том, какие результаты достигнуты в этом направлении, в комментарии Ленскому клубу поделился эксперт Центра прикладных исследований и программ Арсений Беленький.

Читать полностью
Поделиться
Силиконовая Туймаада

Про ассоциации говорил и глава республики Саха (Якутия) Айсен Николаев. Многие, кстати, отмечают, что именно с его приходом северная республика получила развитие в IT-сфере. Сам он, судя по всему, за некую точку отсчета успешного развития отрасли считает победу на Московском международном кинофестивале в 2018 году, а также, когда компьютерные игры, написанные якутскими «айтишниками», вышли на мировые рынки. После такого успеха в республике решили активно развивать креативную индустрию и написали концепцию ее развития.

Читать полностью
Больше материалов