Поделиться
Креативные залежи Дальнего Востока
Поделиться

Дальний Восток обладает уникальным потенциалом развития креативных индустрий.

Участники пленарной сессии «Креативные индустрии для экономического прорыва: опыт регионов», прошедшей в первый день Восточного экономического форума во Владивостоке, согласились во мнении, что креативный сектор в перспективе ближайшего десятилетия станет одним из основных драйверов развития экономики регионов Дальнего Востока.

Андрей Любимов, фонд Росконгресс

В мероприятии приняли участие заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Гульназ Кадырова, глава Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев, генеральный директор АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики» Игорь Носов, первый заместитель губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югра Алексей Охлопков, генеральный директор ФГБУК «Всероссийское музейное объединение «Государственная Третьяковская галерея» Зельфира Трегулова. Модератором дискуссии выступил Роман Карманов, генеральный директор «Президентского фонда культурных инициатив».

Традиционно в сферу креативной экономики принято включать проекты, связанные с интеллектуальной деятельностью человека: от разработки программного обеспечения, продуктов дополненной реальности и игр до кинематографии, дизайна, рекламы и других направлений. Фактически, креативные индустрии развиваются в тесной связи с другими секторами экономики, при этом одновременно они формируют социокультурную среду, создают условия для мотивации и развития молодых команд, раскрывают потенциал развития территорий.

Пристальное внимание к исследованию рынка креативных индустрий – тенденция относительно новая. В России первую оценку его влияния на экономику в конце 2020 года опубликовал Центр городских компетенций АСИ (ЦГК АСИ). Согласно собранным данным (в исследовании использована статистика 2019 года), в креативных индустриях страны занято до 750 тысяч компаний с выручкой порядка 11 трлн рублей в год (4,21% ВРП). Что важно, по сравнению с другими секторами экономики, исследуемый сегмент рынка оказался не только более устойчивым к экономическому спаду в период пандемии, и более быстрорастущим.

В рамках дискуссии эксперты поделились своим мнением относительно потенциала развития креативных индустрий в России. Так, генеральный директор АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики» Игорь Носов отметил, что среди всех российских регионов именно Дальний Восток, расположенный в непосредственной близости от рынков АТР и представляющий собой микс различных культур, обладает уникальным потенциалом развития креативных индустрий. «Я искренне верю, что самый интересный, творческий результат рождается на стыке культур. Дальний Восток – совершенно уникальное место. У нас есть очень интересное сочетание местного этнического компонента, который дает особый вклад в синтез новых идей. Второй момент – мы находимся в непосредственной близости к крупнейшему в мире рынку креативных индустрий. Уже в 2016 году общий объем рынка креативных индустрий в АТР превысил общий общем по США – это было 5 лет назад. В этой ситуации, рассуждая о деятельности АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики» по поддержке проектов в креативной сфере, могу сказать, что, даже не меняя законодательства, мы можем теми инструментами, которые доступны, значительно повысить эффективность этих проектов. Это и налоговые льготы, и возможность субсидирования создания инфраструктуры, это наша работа по развитию персонала, работа по привлечению инвесторов и инвестиций».

Растущую роль креативных индустрий в экономике отметила и Гульназ Кадырова. Согласно статистике, большинство участников этого рынка – свободные художники, не имеющие юридического статуса. Таким образом, потенциал развития сегмента огромен.

 «Структура экономики креативных индустрий – это, главным образом, малый и средний бизнес. Порядка 3% – это организованные юридические лица и индивидуальные предприниматели, а 97% – это лица, занятые самостоятельно. Очень важно этим людям, художникам, творческим людям, помочь забрендировать, продвинуть и продать их изделия. Мы глубоко убеждены, что это стимулирует развитие региона, развитие туризма», – отметила Гульназ Кадырова. Деятельность Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, по словам эксперта, сегодня направлена на формирование программ, которые позволят адресно поддержать людей, занятых в сфере креативных индустрий.

Об успешном опыте взаимодействия с командами, занятыми в креативной экономике, рассказал и Глава Якутии А. С. Николаев. На территории Республики с 2018 года действует IT-парк, региональными командами созданы нескольких компаний (например InDriver и MyTona), успешно оперирующих на мировом рынке, а якутское кино, регулярно претендует на награды международных фестивалей. По словам Айсена Николаева, в перспективы развития той же индустрии кино еще несколько лет назад мало кто верил. Вместе с тем, секрет успеха заключается в грамотном целеполагании и системном подходе к поддержке отрасли; в формировании комфортной среды для местного населения – молодых команд, которые обладают высоким потенциалом развития.

«Секрет успеха Якутии заключается в том, что мы начали системно заниматься развитием креативных индустрий гораздо раньше других регионов страны. Еще с 2012 года, будучи главой городя Якутска, я способствовал развитию таких индустрий как кино, IT-индустрия, фэшн-дизайн, архитектурные бюро. Многие тогда скептически к этому относились», – отметил Айсен Николаев.

К 2035 году, по оценке главы Республики Саха (Якутия), доля продуктов креативных индустрий в структуре ВРП региона достигнет 5%. «Я убежден, что креативные индустрии для Якутии очень важны. Когда я стал главой республики, я поставил задачу измерить объем этого сектора. Мы поняли, где мы находимся и что нам надо делать. Якутия стала первым регионом в стране, где была подписана концепция развития креативных индустрий на период до 2025 года… Согласно методике подсчета креативной отрасли, предложенной АСИ в 2020 году, сегодня в Республике Саха в этой сфере занято 42 тыс. человек. Это 8,2% от общего числа занятых. Мы считаем, что к 2035 году количество рабочих мест должно достигнуть 95 тыс. человек», резюмировал Айсен Николаев.

Роман Карманов подтвердил слова главы Якутии о взрывном росте направления креативных индустрий на территории Республики. Согласно словам Карманова, Якутия – один из лидеров среди заявок на получение грантов, поступивших в этом году в Президентский фонд культурных инициатив. Суммарно от Якутии было подано более 300 заявок. Также Роман Карманов отметил и важность развития городской среды. Важнейшим, по его мнению, событием для Владивостока стало открытие в городе филиала Третьяковской галереи и реализация музеем временных интерактивных экспозиций в центре города. «Многие жители региона только в осознанном возрасте выезжают за его пределы и могут получить возможность лично прийти и посмотреть на великие картины. Такие проекты – огромная радость и огромное достижение для города».

Зельфира Трегулова отметила, что Третьяковская галерея во Владивостоке формирует новый подход к музейной деятельности, стараясь не столько продвигать классическое искусство, сколько создавать многофункциональные площадки и реализовывать интерактивные проекты, направленные на развитие духовной составляющей жизни региона. «Мы понимаем, что Владивосток – это место силы и место невероятного потенциала. Но вот то, чего здесь не хватает – это реального масштабного современного музея. Поэтому знаковым решением было поручение В. В. Путина вместо предыдущих попыток создать филиал в каких-то исторических зданиях во Владивостоке (попыток неудачных просто потому, что современный музей не «втиснуть» в параметры небольших исторических зданий) создать новый, многофункциональный культурный центр во Владивостоке, – подчеркнула Трегулова.

Участники дискуссии согласились во мнении, что для развития креативных индустрий требуется гораздо меньше инфраструктурных инвестиций, нежели для реализации крупных промышленных проектов. Вместе с тем, креативные индустрии демонстрируют гораздо более быстрый эффект и напрямую связаны с повышением качества жизни местного населения. При должном внимании, креативный сектор станет одним из важных факторов снижения демографического оттока с территории Дальнего Востока, уверены эксперты.

 

Андраник Агафонов Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов