Про тенденции, тренды и потенциал лесной промышленности ДФО рассказал в интервью EastRussia руководитель лесного направления инвестиционного департамента Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ) Андрей Федоров.
– Андрей Александрович, прежде чем перейти к конкретным аспектам, хотелось бы прояснить, что собой в целом сейчас представляет лесная промышленность Дальнего Востока: заготовка, потенциал. Есть вообще ещё что рубить?
– Начну с самых общих данных: площадь лесного фонда ДФО составляет 554 млн га – это чуть меньше половины общероссийского фонда (48%). При этом почти половина площадей лесных насаждений ДФО – 44% – имеет эксплуатационное назначение, меньшая, но значительная часть – 37% – представлена защитными лесами, выполняющими природоохранные функции. Если измерять наш лес кубометрами – это 25 миллиардов м3. Из этого запаса ежегодно можно вырубать без ущерба для природы 119,7 млн м3 – как раз столько древесины каждый год прирастает на территории Дальнего Востока. Фактически заготавливается 12,8 млн м3. То есть потенциал внушительный – 89%.
Значительная свободная расчётная лесосека находится в Республике Саха (Якутия) – 34,1 млн м3, далее идёт Хабаровский край с 26,2 млн м3, потом Амурская область – здесь лесосека уже меньше, но тем не менее 12,6 млн кубометров, далее Забайкалье, Бурятия, Приморский край и Сахалинская область.
– И кто же это всё рубит-перерабатывает?
– Всего в лесной отрасли Дальнего Востока действует 900 организаций, которые занимаются переработкой, в том числе и лесозаготовкой. При этом на территории округа зарегистрированы 3000 договоров аренды лесных участков с ежегодным разрешённым объёмом заготовки 20 млн кубометров, при, повторюсь, фактической заготовке 12,8 млн м3.
Из общего списка выделяются 18 компаний, реализующих проекты с объемом инвестиций порядка 48 млрд рублей. Они имеют статус приоритетных и реализуются в рамках постановления Правительства РФ № 190 от 23 февраля 2018 г. В рамках этого постановления Правительство предоставляет лесосеку по льготной ставке в обмен на инвестиции: порог входа составляет от 3 млрд рублей для новых предприятий и от 2 млрд для действующих, если они предполагают модернизацию производства.
Работает это так: бизнес разрабатывает план, готовит заявку, обращается в профильное министерство/департамент субъекта РФ. Далее к вопросу подключается Рослесхоз, Минвостокразвития России. Оттуда после согласования проект направляется в Минпромторг. Что происходит в итоге? В итоге государство предоставляет бизнесу лес за 50% от его стоимости без конкурсов и аукционов – под обязательство вложить крупную сумму. В результате уже на старте предприятие обеспечивается сырьём, а это очень важный момент для успешного запуска.
Помимо приоритетных проектов государство оказывает поддержку в виде налоговых преференций через Корпорацию развития Дальнего Востока и Арктики для лесопромышленных проектов. Всего на территории ДФО реализуется 76 проектов, из которых в ТОРах у нас 24 проекта на сумму 6,9 млрд рублей. В их числе ООО «РФП древесные гранулы», которое производит около 100 тыс. тонн пеллет, также «Дальневосточный картонно-бумажный комбинат» в Приморском крае, «ВТК Инвест» в ЕАО и другие.
Резиденты свободного порта Владивосток реализуют 52 проекта с объёмом инвестиций 26 млрд рублей. Крупнейшие производства – это «Евразлес» на Сахалине, «New Forest Pro» в Хабаровском крае и «ФорестГранд» на территории Приморского края.
– Какова ситуация с объемом переработки и с экспортом? Что можно сказать по результатам роста пошлины на вывоз за рубеж круглого леса?
– Пошлины вводили поэтапно, все участники отрасли хорошо понимали каждый из этапов. Напомню – в 2014 году пошлины составляли 25%, в 2021 году 80%. У государства твёрдая позиция – оставлять добавочную стоимость в России, на Дальнем Востоке, а не отдавать её другой стране. Замечу также, что большинство граждан положительно восприняли реформу «декриминализации лесной отрасли».
В результате с 2021 по 2022 годы мощности леспрома по производству пиломатериалов выросли на 15% – это прибавка в почти полмиллиона кубов к существовавшим ранее мощностям. Это достаточно много, при том, что мы с территории Дальнего Востока экспортируем всего порядка 4 млн тонн готовой продукции. Полмиллиона кубометров – это прибавка в почти 8%. Это, конечно, здорово.
Плюс выросли производственные мощности по шпону, по пеллетам на 42% – на 62 тыс. тонн в натуральном выражении. В целом история с поднятием пошлин на экспорт необработанной древесины положительно повлияла на лесопромышленный комплекс.
– Аналитики EastRussia, которые готовят бюллетень с отраслевыми обзорами, в актуальном выпуске приводят такие показатели по Хабаровскому краю: лесопромышленные предприятия региона в январе-апреле 2023 г. снизили производство пиломатериалов на 23,3% к аналогичному периоду прошлого года, производство шпона сократилось на 46,7%, производство пеллет – на 12,6%. Экспорт региона в первом квартале составил 1 млн куб. м лесопродукции – сокращение по отношению к аналогичному периоду прошлого года на 15%.
– Чтобы понять почему это произошло, нам надо посмотреть на ситуацию в масштабах страны. Основными рынками для России являлись страны Евросоюза – порядка 40% экспорта. Остальное все уходило на рынки Азии, причём не только Китая, это и Узбекистан, и Таджикистан, все постсоветское пространство. Все компании из Центральной части и Северо-Запада РФ экспортировали в Европу. Но недружественные страны ввели санкции, и вся масса продукции поехала по остальным рынкам. Предложение резко выросло, это привело к снижению цен. Очевидно, что в таких условиях продолжать наращивать производство невозможно.
Напомню – в 2021 российский экспорт обработанных лесоматериалов по итогам 2021 года составил более 20 млн м3, и внушительная часть этого объема сейчас переориентируется на Восток. Но тут у дальневосточников есть преимущество: если лесопромышленные предприятия центральных регионов страны вынуждены перестраиваться на новые рынки, искать партнёров, транспортировать древесину через всю страну, то предприятиям Дальнего Востока не приходится заниматься такой деятельностью. Партнёрские отношения стабильны, поставки налажены.
Если вернуться к цифрам верхнего уровня по лесозаготовке – по итогам 2022 года – мы просели на 7%, но осуществили рост продукции по пеллетам – 33%, по пиломатериалам на 10%, по целлюлозе на 10%.
– Именно Дальний Восток?
– Да, мы сейчас говорим именно про Дальний Восток. Кроме того, на лесопереработке увеличилось количество рабочих мест.
– Кто-то из заготовителей воспользовался предложениями по льготному кредитованию для покупки оборудования и прочего?
– Да, конечно. Если коротко, то на льготные кредиты по программе лесной промышленности, которые выдает Фонд развития промышленности, было подано 8 заявок на общую сумму займов около 0,5 млрд рублей. Есть отдельная программа по проектам развития – это льготный кредит под 1 и 3 % и есть проекты лесной промышленности совместно с региональным фондом развития промышленности. Причем инструменты поддержки постоянно развиваются: до недавнего времени проекты лесной промышленности финансировались «50 на 50» – 50% федеральных денег и 50% региональных. Позже произошло перераспределение – 90% даёт федеральный Фонд развития промышленности и 10% – региональный.
В итоге 11 проектов получили поддержку на сумму 2,3 миллиарда рублей. Если приводить примеры, то самый наглядный – «Тумнинский прииск» в Хабаровском крае. Инвестиционный проект по переработке древесины. Стартовали в конце 2021 года – запустили производство пиломатериалов, потом построили цех для производства шпона проектной мощностью 25 тыс. м3 в год, экспортируют его в Китай. В феврале 2023 года КРДВ заключила с ними договор о сотрудничестве. Проект получил статус приоритетного, с объемом инвестиций 1 миллиард рублей. Взяли кредит в Фонде развития промышленности под сушильные камеры, собираются строить ещё один цех по производству фанеры, планируют стать резидентом территории опережающего развития.
– В беседах с лесозаготовителями постоянно звучит проблема балансовой и тонкомерной древесины – переработчикам она не нужна, а её доля – порядка 40%. Есть ли какие-то наработки, способы пустить эту древесину в дело?
– Наработок много, тонкомеры, балансы можно перерабатывать в щепу, пеллеты и варить целлюлозу. Что касается выпуска именно этой продукции, на Дальнем Востоке действует Селенгинский ЦКК, который из балансов производит разные виды продукции. Да, это далеко и балансы нужно туда везти. Однако есть крупные предприятия в Хабаровском крае, которые отдают такую древесину с дисконтом, чтобы освобождать свои склады и не останавливать собственную переработку.
– Внутренний спрос сейчас существенно ниже объёмов экспорта, но поднимать его всё же нужно. В феврале 2023 года на совещании по развитию лесопромышленного комплекса Президент поддержал предложения Минстроя по стимулированию спроса на строительство домов из деревянных конструкций. Что было сделано после этого? На какой стадии разработка нормативной документации по деревянным многоэтажным домам? Готов ли кто-то из контрагентов КРДВ выпускать комплектующие для такого строительства?
– По статистике в России сейчас потребление древесины на человека составляет всего 2 кубометра. Какие здесь есть варианты по его увеличению? Конечно же строительство – черновая отделка, опалубка для фундаментов и всего прочего. Второе – мебельная промышленность, далее – опять-таки плитное производство и деревянное домостроение.
Но встают вопросы: насколько экономично это будет построить панельный или деревянный дом? Захотят ли люди жить в деревянных домах? Вопросы эти однозначного ответа не имеют. Многие привыкли жить урбанизировано, в комфорте. Если мы посмотрим на Дальний Восток – он тоже весьма урбанизирован, жители сконцентрированы в городах, а не в посёлках. При этом все отдают себе отчёт, что в частный дом нужно постоянно вкладывать силы и средства. Да, есть такая категория людей, которые хотят жить в своём доме и готовы на сопутствующие условия, но нельзя сказать, что таких людей так много, чтобы их запрос обеспечил бы взрывной подъём частного и, особенно, деревянного домостроения.
Здесь на первый план как раз выходят многоквартирные деревянные дома. Активно работу в направлении ведёт «Segezha Group» (входит в АФК «Система» - прим. ред.). Они построили в Вологде два четырёхэтажных дома из CLT-панелей (CLT – Cross Laminated Timber – это сухие перекрестно склеенные деревянные плиты с влажностью 12% – прим. ред.). Производитель сообщает, что среди очевидных преимуществ CLT - огнестойкость, сейсмостойкость, отсутствие усадки, сопоставимая с бетоном прочность. При том, что здания из CLT могут простоять без капитального ремонта около 50 лет, они в пять раз легче железобетона. К слову, в Норвегии построили 18-ти этажный дом из таких же панелей – с лифтом и прочими атрибутами «обычной» многоэтажки, в Австрии построили небоскрёб высотой 84 метра. А первая девятиэтажка «Сегежи» сейчас проходит экспертизу. Об этом во время совещания по вопросам строительной отрасли министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Ирек Файзуллин и генеральный директор ГК «CLT Девелопмент» (дочка АФК «Система» - прим. ред.) Павел Карнаух доложили Президенту. Но необходимо ещё получить со стороны МЧС все разрешения в части пожаробезопасности таких домов.
Причем девятиэтажные дома –не предел. Уже есть и 12-ти этажные, есть и выше. Обязательно нужно эту тему продвигать. К слову, в Хабаровском крае есть проект по производству модульных деревянных домов CLT с мощностью по производству 400 тыс. кв. м. Сейчас под него активно ищем инвестора.
– Ваш прогноз, если все согласования будут проходить идеально, когда мы увидим многоквартирные деревянные дома на Дальнем Востоке?
– Если все процессы будут происходить в идеальном режиме, то в горизонте пяти лет можно будет рассчитывать на появление многоквартирных деревянных домов на Дальнем Востоке.
– А какой прогноз Вы бы сделали по развитию отрасли, экспорта древесины в целом? Ждать нам резких каких-то рывков – подъёма, спада? Схлопнутся ли все небольшие предприятия?
– Мне кажется, что мелкие предприятия не схлопнутся, ниши есть для всех. В глобальном смысле резких изменений не произойдёт, по крайней мере, на территории Дальнего Востока. Да есть тренды на укрупнение бизнеса, но всё же в отрасли места всем хватит, причём у предприятий Дальнего Востока, повторюсь, ситуация намного выигрышнее, чем у их коллег с Северо-Запада и Центральной части России, которым приходится радикально перестраивать свои поставки на новые для них рынки.
К тому же государство и Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики проводят большую работу по поддержке предприятий лесной отрасли в форме предоставления различных льгот и преференций – про них мы в самом начале говорили. Это и предоставление лесосеки в обмен на инвестиции, и дешевые кредиты, помощь с инфраструктурой. Ведь если в целом посмотреть рентабельность лесных проектов, то она составляет порядка 20% – я сейчас говорю про производство пиломатериалов, шпона и прочего – это с учётом мер поддержки, если без мер поддержки, то рентабельность порядка 15%. Разница в 5% – это весьма значимый показатель.
На мой взгляд, глобальных, как позитивных, так и негативных, изменений в текущем году ждать не стоит. Это связанно с перераспределением товарных потоков не только внутри страны, но и далеко за её пределами. По итогам перераспределения будет более ясно, на какие сегменты будет расти спрос, и, как следствие, – будут открывается ниши для инвестирования.
Если смотреть в более долгосрочной перспективе, то в ЛПК ДФО довольно значительные перспективы. Основной потребитель в лице Китая рядом – затраты на логистику минимальны, объемы не используемого лесного фонда, в структуре которого преобладают эксплуатационные леса, предназначенные для вырубок, дают значительный потенциал для инвестиций и создания новых рабочих мест.
беседовал Алексей ЗбарскийГод спустя после первого разговора (см. материал «Необработанные алмазы экспортировать можно, круглый лес нельзя») корреспондент EastRussia расспросил генерального директора АО «Шелеховский КЛПХ» – одного из крупнейших предприятий Хабаровского края, специализирующегося исключительно на заготовке круглого леса, о состоянии возглавляемого им предприятия и отрасли в целом.
– Сергей Николаевич, с прошлой нашей беседы прошел ровно год, какая сейчас ситуация на вашем предприятии?
– Никакая. Мы не заехали в тайгу на заготовку.
– Как так? Совсем?
– Мы совсем не ведём заготовку в сезоне 2022 – 2023. В 2022 г. у нас велась работа на двух участках, участки работали до мая месяца. Заготовили около 40 тыс. кубометров и встали – склады затоварены, продукцию никто не покупает, на экспорт действует запрет. На нижних складах АО «Шелеховский КЛПХ» скопилось 330,6 тыс. м3 лесопродукции, которая теряет ежесезонно свою товарность.
– Из заготовленных 40 тысяч кубометров что-то удалось продать – из деловой древесины?
– Мы в 2022 году продавали только дрова населению и организациям ЖКХ в тех поселениях Ульчского и Комсомольского районов, с которыми у нас договоры. На переработку ни куба у нас не взяли.
– Никому не нужно качественное сырьё?
– Так сложилось, что рынок оказался перенасыщен пиломатериалами после введённых санкций. Недружественные страны отказались от нашей готовой лесопродукции, включая, шпон. Мы рассчитывали, что в летний период продадим хоть что-то, но переработка остановилась из-за отсутствия рынка сбыта.
– А кому вы предлагали ваше бревно?
– Мы вели диалог с Дальлеспромом (АО «Дальлеспром» централизует функциональные службы для бизнес-единиц по лесозаготовке, лесопереработке и торговле лесом, имеет собственную заготовку, реализует проект «Дальневосточный центр глубокой переработки древесины» на своей площадке в г. Амурске – прим. Ред.), они у нас неплохо покупали в 2021 году. Но из-за возникших сложностей, о которых я уже сказал, покупать в 2022 году они у нас не стали.
К слову сказать, сложности возникли не только у Дальлеспрома, но и у других больших переработчиков. Никто из них не покупал.
Об этом всём мы – представители отрасли и власти говорили 26 января 2023 года на отраслевом совещании в Хабаровске. Его вёл руководитель Рослесхоза Иван Васильевич Советников. Там были и представители из субъектов ДФО – Приморья, Сахалина, Амурской области, Бурятии… Вспоминали там совещание, которое до этого проводил Президент В.В. Путин в Москве, и на котором говорилось, что очень сложная ситуация в лесной промышленности. При этом основной упор делался на ситуацию на Северо-Западе, хотя и на Дальнем Востоке всё очень серьёзно.
Президент В.В. Путин на том совещании напомнил о запрете экспорта круглого бревна, необходимости развивать внутренний рынок, и о сохранении трудовых коллективов в лесном комплексе. Задачи злободневные, но надо понимать, что запрет экспорта круглого леса поставил лесопромышленников, на грань выживания.
И чтобы вы понимали – даже если сейчас дадут «добро» на экспорт круглого леса, мы не сможем «на раз-два» начать его заготовку. Отрасль катастрофически теряет кадры. Люди уходят, потому что видят нездоровую ситуацию в лесозаготовке, видят отсутствие перспектив, что если не сегодня, так завтра всё схлопнется. И они уходят уже сейчас, не дожидаясь массовых увольнений, когда найти более-менее прилично оплачиваемую работу будет в разы труднее. Элитные рабочие – я так называю профессионалов, работающих на харвестерах, форвардерах, бульдозеристов, опытных дорожников – они все уже ищут работу в отраслях, с высокой стабильностью.
Поэтому Президент В.В.Путин поставил задачу правительству, так как на уровне предприятия ее не решить. Нужна поддержка всей отрасли, глобальная поддержка причём, чтобы люди вновь увидели в лесопромышленном комплексе перспективу многолетней работы с хорошим заработком.
– Конкретно с коллективом вашего предприятия как обстоят дела?
– У нас сейчас работают сторожа, дорожно-строительный участок время от времени активизируем его работу по мере необходимости, офисные работники… В целом у нас наполняемость от штатной численности 45%. Соответственно выбыло – 55%. А из тех 45%, которые остались – половина находится в отпусках. То есть четверть коллектива работает – те самые сторожа, кладовщики, вспомогательный персонал…
– То есть кадровый вопрос сейчас самый больной для лесозаготовителей?
– Если бы. Серьёзным препятствием для многих уже становится отсутствие оборотных средств. Но если вдруг разрешат экспорт кругляка, то вопрос можно будет решить привлечением кредитов.
Однако ещё одна проблема новая объявилась – с запасными частями для техники. Мы научились работать на многооперационных машинах импортного производства – отечественных аналогов им нет. И если раньше поставку определённой запчасти мы ждали максимум 10 дней, то сейчас до 5-6 месяцев. И техника в это время простаивает. Хочется надеяться, что поставщики сейчас отработают цепочки поставок и сократят сроки, но не думаю, что смогут привозить запчасти быстрее, чем за два месяца.
– Плюс застарелая проблема затоваренности складов балансовой и тонкомерной древесиной, так?
– Да-да. Как раз с той древесиной, которую мы хотели бы отправлять на экспорт как раньше. Поясню для тех, кто не совсем в теме - мы обязаны и вывозим из леса всю заготовленную древесину, независимо от её качества – и толстомер, который охотно берут переработчики, и тонкомер, и балансовую древесину (как правило это вершинные (тонкие) части деревьев, или имеющие пороки – гниль, высокую кривизну и т.п. – прим. Ред). Мы сделали учет по нашим заготовительным участкам и подсчитали, что такой древесины у нас в общей сложности 40%. То есть 60% – это то, что может купить переработчик, а остальное сейчас остаётся у нас на нижних складах, если точнее - копится с 2018 года. И вот этот лес мы могли бы продавать в тот же Китай.
– А что с переработкой? Ведь с января 2022 года началось субсидирование внушительной части затрат – раньше вы платили 36 рубля за киловатт, а сейчас сколько?
– Да, с 1 января 2022 года стали субсидировать и сейчас мы платим 6 рублей 80 копеек плюс НДС. Но это запоздалая поддержка. Когда электричество было по 36 рублей, организовывать даже минимальную распиловку было бы верхом недальновидности и прямой дорогой к банкротству. Сейчас да 6-80 руб. за киловатт, но вдруг завтра, через полгода эту субсидию уберут?
Я в прошлом году рассказывал, что пока электричество, ГСМ в 90-х стоили не в пример дешевле, чем сейчас, мы запускали деревообрабатывающий завод, который производил пиломатериалы по номенклатуре японского рынка. Но произошел скачок тарифов, цен на ГСМ и это сделало лесопиление в наших условиях убыточным.
Сейчас, с нынешней рыночной конъюнктурой, логистикой и прочими факторами трудности испытывают даже крупные предприятия региона, которые и оснащены по последнему слову, и особые статусы имеют.
– И что, по Вашему, надо сделать, чтобы исправить ситуацию, сохранить производство и коллективы?
– Надо организовать продажу леса по нормальным ценам. Нужен рынок сбыта – пусть даже внутренний. Ещё лучше – вернуть возможность экспорта круглого леса.
Ведь запретительные меры рождались изначально под флагом декриминализации отрасли. Плюс на это же должна работать ЛесЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система учёта древесины и сделок с ней – прим. ред.), для этого же вводились электронные сопроводительные документы. Но почему тогда, сейчас, при отсутствии внутреннего рынка, надо закрывать продажу круглого леса за рубеж? Мне это непонятно.
Мне непонятно почему сегодня топливное сырьё – биомасса, биотопливо которое используется для производства тепла и электроэнергии – его можно экспортировать по ставке в районе всего 6%, а для баланса экспортная пошлина – 80%, ну или вот как сейчас просто полный запрет. При этом, что топливное сырьё, что баланс, это по большому счету одно и то же дерево, но разной геометрии, размеров и качества.
Поэтому и большие инвестпроекты, которые должны приносить прибыль, несут колоссальные убытки и не видят перспективы. Убытки связаны с тем, что в конечную цену произведённой продукции они вынуждены закладывать расходы, понесённые на заготовку и вывозку балансовой и тонкомерной древесины, для которой нет ни рынка сбыта, ни утилизатора – производства вроде целлюлозно-бумажного комбината.
Чтобы было понятней приведу цифры по производству п/материалов:
1. В расчет берем 100 м3 сортиментов (деловой древесины), вывезенных с деляны на сортировочный пункт лесопильного завода.
2. В результате сортировки получаем:
· 1,2,3, сорт диаметр 18 см. и выше – 60 м3
(Это сырье для лесопиления)
· Тонкомерная древесина диаметр с 8 см. до 16 см. и низкосортная древесина «Баланс» невостребованных для дальнейшей переработки – 40 м3.
3. В результате распила 60м3 сырья для лесопиления (1,2,3, сорт диаметр 18 см. и выше) получаем:
· п/материалы (по инвойсу) – 30 м3
· промышленные отходы лесопиления – 30 м3.
Вывод:
1. Со 100 м3 сортиментов, вывезенных с деляны, после сортировки и распила, получаем:
· 30 м3 п/материалов;
· 70 м3 промышленные отходы, в т.ч.:
- 30 м3 отходы лесопиления
- 40 м3 невостребованная для дальнейшей переработки лесопродукция, затраты по заготовке и вывозке ложатся на производство п/материала.
2. Чтобы снизить затраты на производство п/материалов, необходимо решить вопрос по реализации тонкомерной и низкосортной древесины.
Причем лесозаготовителям по большому счету всё равно, какой будет механизм продаж балансов и тонкомерной древесины. Если государство опасается, что бизнес будет обманывать при экспорте заграницу, пусть государство возглавит эти продажи. Была ведь речь о создании Единого оператора, который бы стал единственным же экспортёром.
– Какой ваш прогноз? Какую картину мы увидим через год – в январе-феврале 2024-го, если условия не изменятся?
– Если ничего не изменится, то серьёзные последствия мы увидим даже раньше – через 3-6 месяцев. У нашего предприятия, у остальных тоже, это вопрос финансового результата. Если уже сегодня наши «великаны» говорят, что зарабатывают убытки по 100-200 миллионов рублей в месяц, откуда они возьмут деньги, чтобы держать их в обороте?
– Вот на недавнем совещании «Лесной комплекс Дальневосточного федерального округа в новых экономических условиях», о котором вы упоминали, вы доводили эту информацию до руководства Рослесхоза?
– Доводили, и председатель ассоциации «Дальэкспортлес» об этом говорил, об этом же говорил и Генеральный директор Приморской ассоциации Лесопромышленников и экспортеров леса.
Ещё раз повторюсь в сложившейся экономической и санкционной ситуации – на нашем уровне: уровне заготовителей, переработчиков, нет возможности создания рецептов, которые спасли бы и производство, и коллективы. Мы видим и предлагаем один, беззатратный для бюджета рецепт оздоровления лесной отрасли ДФО – открыть экспорт «кругляка» и обнулить экспортные пошлины. Если государство предложит другой рецепт, создаст рынок сбыта, мы будем его только приветствовать.
В наибольшей степени кризисные явления в ЛПК угрожают небольшим предприятиям ДФО, не располагающим широкими возможностями в развитии перерабатывающих производств. При этом крупные игроки отрасли рассчитывают увеличивать инвестиции в данном направлении.
Представители лесной отрасли сталкиваются с убытками на фоне снижения производства, падения цен на лесоматериалы (к июлю текущего года на 25% по отношению к аналогичному периоду 2022 г.) и сокращения заготовки древесины. Дальневосточные лесопромышленники обеспокоены невозможностью экспортировать необработанный лес в условиях дефицита в макрорегионе крупных перерабатывающих мощностей. В частности, депутаты парламента Хабаровского края в июле направили обращение к вице-премьеру, полпреду президента в ДФО Ю.Трутневу с просьбой поддержать отрасль путем введения моратория на запрет экспорта круглого леса.
Напомним, что данный запрет был введен в 2022 г. Основным потребителем продукции из необработанной древесины является Китай. В первом квартале 2023 г. экспортные поставки круглых лесоматериалов из РФ снизились в 2,7 раза, до 586 тыс. куб. м (почти 90% направлены в КНР).
При этом в Хабаровском крае на региональном уровне введены некоторые дополнительные меры поддержки лесопромышленного комплекса и стабилизации его работы. В частности, предусмотрена рассрочка платежей по договорам аренды лесных участков. Лесопромышленные предприятия Хабаровского края в январе-апреле 2023 г. снизили производство пиломатериалов на 23,3% к аналогичному периоду прошлого года, производство шпона сократилось на 46,7%, производство пеллет – на 12,6%. Что касается экспорта, то в первом квартале регион экспортировал 1 млн куб. м лесопродукции, сократив показатель по отношению к аналогичному периоду прошлого года на 15%.
Наибольшая доля в экспорте хабаровского леса в январе-июне пришлась на пиломатериалы (68,5%), деловую древесину (25,9%), а также пеллеты, шпон и опилки (9,6%). При этом доля пиломатериалов в экспорте увеличилась на 0,2 п.п., деловой древесины - уменьшилась на 3 п.п., а прочих лесоматериалов (пеллеты, шпон, опилки) - снизилась на 4 п.п. В основном экспорт осуществлялся в КНР, а также в Японию и Республику Корея. В поисках новых рынков сбыта один из крупных хабаровских экспортеров лесной продукции, ООО «Лесное дело» отгрузило 100 куб. м в качестве пробной партии пиломатериалов из лиственницы в Узбекистан.
Кроме того, хабаровские депутаты предлагают приостановить взимание вывозной таможенной пошлины (10%) на пиломатериалы влажностью свыше 22%[1]. Подобную просьбу ранее уже озвучивали в общероссийской организации малого и среднего предпринимательства «Опора России». В апреле соответствующее обращение было направлено вице-премьеру В.Абрамченко. В организации предлагали ввести минимально возможный уровень пошлины в размере 1% на три года. По прошествии трех лет пошлину вновь предлагалось поступательно повысить до заградительного уровня. Необходимость такой меры объясняется дефицитом сушильных мощностей на Дальнем Востоке, где ограничение экспорта наносит урон малым и средним предприятиям, не имеющим сушильных мощностей. В то же время доля пиломатериалов с естественной влажностью во всем российском экспорте пиломатериалов оценивается не более чем в 20-30%. В основном он приходится на страны СНГ и на КНР.
Стоит отметить, что экспортные барьеры для непросушенных пиломатериалов ужесточались с июля 2021 г. Для хвойных пород и дуба ставка пошлины составила 10%, но не менее 13 и 15 евро за один куб. м соответственно. Ранее пошлина по данным категориям не взималась. Размер экспортных пошлин на бук и ясень составил 10%, но не менее 50 евро за один куб. м. До этого пошлины на данные виды пиломатериалов составляли 10%, но не менее 10 и 12 евро за один куб. м соответственно. Предполагалось, что введение пошлины позволит ограничить вывоз необработанной и грубо обработанной древесины под видом пиломатериалов и поощрить выпуск продукции с более высокой добавленной стоимостью. Действие пошлин было продлено до конца 2022 г., а затем – до конца 2025 г.
При этом в целом по итогам 2022 г. объем экспорта пиломатериалов из РФ упал на 22%, до 23,4 млн куб. м. Выпуск пиломатериалов в стране за прошлый год снизился на 10,3%, до 29 млн куб. м. В первом квартале 2023 г. сокращение экспорта пиломатериалов в России составило 20,9% - до 4,5 млн куб. м. Основу экспорта составляют доски и брус из сосны, ели и лиственницы.
В то же время растет экспорт пиломатериалов в Китай. За первое полугодие 2023 г. он вырос на 5% относительно аналогичного периода прошлого года, превысив 6 млн куб. м. Доля Китая в экспорте превысила 60% (в 2021 г. – 44%, в 2022 г. – 49%).
Также «Опора России» предлагает поддержать экспорт путем сокращения транспортных расходов – с помощью распространения субсидирования транспортных расходов при экспорте лесной продукции на все пункты отправления (в том числе в ДФО), не ограничиваясь портами Северо-Западного ФО (где расположены наиболее крупные лесоперерабатывающие предприятия).
Тем временем холдинг Segezha Group заявил о наличии проблем на активах в Иркутской области, связанных с логистикой. В холдинге отметили, что доставка продукции в КНР является более выгодной из далекой от Иркутской области и Китая Онеги в Архангельской области (железнодорожная станция в регионе), чем из самого Приангарья. В Segezha Group отмечают необходимость увеличения транспортной субсидии для экспорта.
При этом Segezha Group намерена принять участие в проекте по переработке накопленных отходов лесопиления в Иркутской области. Отходы предполагается перерабатывать в органоминеральное удобрение (технология, разработанная Иркутским институтом химии им. А.Е. Фаворского СО РАН, апробирована в 2021 г. в Усть-Куте национальной ассоциацией лесопромышленников «Русский лес»[2]). В текущем году предполагается переработать таким способом в регионе 1,5 тыс. куб. м отходов лесопиления.
Попытки инвестировать в развитие переработки предпринимают и крупные дальневосточные предприятия. Приморская группа «Тернейлес»[3] инвестировала 4,5 млрд рублей в создание новых производственных комплексов. Так, ОАО «Тернейлес» (базовая компания группы) в феврале прошлого года ввело в эксплуатацию завод по переработке тонкомерной хвойной древесины в поселке Пластун (Тернейский район). Строительство предприятия велось с весны 2019 г. Мощность производства составила 150 тыс. куб. м в год. Объем инвестиций в проект оценивается в 2,4 млрд рублей. Еще 2 млрд рублей было инвестировано в строительство сушильного комплекса в Пластуне мощностью 345 тыс. куб. м сушильного материала в год. Строительство началось в апреле 2021 г. В октябре 2022 г. были введены в эксплуатацию сушильные камеры, в марте 2023 г. начали работу автоматические линии сортировки и упаковки сухого пиломатериала производства австрийской компании Springer Maschinenfabrik AG.
Еще одно предприятие группы – ОАО «Рощинский КЛПХ» (село Рощино, Красноармейский район) направило 280 млн рублей на модернизацию действующего завода по переработке твердолиственных пород и запуск новой линии по переработке хвойной древесины.
В прошлом году «Тернейлес» экспортировал 772,7 тыс. куб. м продукции на сумму 7 млрд рублей, сократив результат к 2021 г. на 12,7%. В наибольшей степени сократились поставки в Японию – было экспортировано 66,9 тыс. куб. м, тогда как в 2021 г. экспорт в Японию составил 370 тыс. куб. м (сокращение на 81%). В Японию прекратились поставки шпона и щепы технологической, в связи с чем холдинг был вынужден сокращать объемы производства шпона и приостанавливать лесозаготовки в сентябре-октябре 2022 г.
Таким образом, лесная отрасль на Дальнем Востоке в текущих условиях испытывает ряд проблем. Лесная промышленность остается экспортоориентированной, поскольку потенциал внутреннего потребления оценивается как ограниченный. Кризисные явления в меньшей степени проявляются в лесной отрасли ДФО за счет традиционной ориентированности на рынки сбыта АТР, но и в данном макрорегионе лесопромышленники вынуждены сокращать экспорт на ряде традиционных направлений, таких как Япония и Южная Корея. Также препятствием для поставок на внешние рынки служат логистические ограничения. По этой причине лесопромышленники рассчитывают на дополнительную поддержку со стороны государства. Проблемой дальневосточного ЛПК остается и более низкий уровень развития лесопереработки. В регионе, несмотря на отдельные проекты, пока сохраняется дефицит крупных перерабатывающих производств.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Естественная влажность древесины – показатель, отражающий процент влаги, содержащийся в ней на момент заготовки. В зависимости от региона, породы дерева и сезона влажность пиломатериалов находится в пределах 30-100%. К сухой (обработанной) древесине относят древесину с процентом влажности 22% и ниже.
[2] Отраслевая ассоциация, объединяет предприятия ЛПК в стране (более 30).
[3] 45% принадлежит японской компании Sumitomo Corp., 30% - гендиректору В.Щербакову.
Уже через год в России может начаться массовое строительство деревянных многоквартирных домов. Предполагается, что таким образом будет создан рынок внутреннего потребления продукции предприятий лесной промышленности, которые из-за действующих ограничений на экспорт древесины и пиломатериалов оказались в критической ситуации. У проекта деревянных многоэтажек много сторонников, но есть и немало скептиков, указывающих на слабые места многоквартирных «деревяшек».
Многоэтажное деревянное домостроение – экологичный тренд, который добрался и до России. Законодательная база в этом направлении готовится с 2019 года. В прошлом году комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике поддержал несколько изменений в Лесной кодекс. Сейчас приоритет вопроса повысился в том числе из-за санкций, которые перекрыли экспорт продукции деревопереработки высокого уровня. Всем предложениям по повышению спроса на древесину и продукцию глубокой переработки, которая бы упростила массовое строительство домов из этого материала, гарантировано пристальное внимание.
По словам председателя комитета по экономической политике и собственности Законодательного собрания Приморского края Владимира Исакова, в России, учитывая ее ресурсную базу, деревянное домостроение нужно стимулировать и развивать специальными государственными программами, которые будут поддерживать производителей. При этом не только мотивируя их к переработке, но и давая возможность заработать экспортом.
Осенью прошлого года Законодательное собрание Приморья обратилось к председателю Правительства РФ с просьбой разрешить экспорт необработанной древесины диаметром более 40 сантиметров.
– Вывоз с территории России необработанных и грубо обработанных лесоматериалов хвойных и ценных лиственных пород запрещен с 1 января 2022 года. Производителям было предложено оставлять пиломатериалы высокой степени переработки и готовые изделия. Мерами поддержки отрасли в данном случае видится не только разрешение экспорта, но и увеличение объемов внутреннего потребления продукции лесозаготовителей. И как раз здесь, многоэтажное деревянное домостроение вполне вписывается в экономику, – подчеркнул Владимир Исаков.
Председатель комитета отметил, что в реализации проекта могут быть использованы разные инструменты поддержки: ипотека, субсидирование производства, налоговые льготы, а также госзаказ.
Многоэтажное деревянное строительство нацелено на масштабный подход, но поддержка леспрома вернет в игру и малый/средний бизнес, занимающийся индивидуальным жилым строительством.
– У меня микрокомпания, строим дома из клееного бруса, – рассказывает директор ООО «Вертикаль» Андрей Ковалёв. – Спрос на деревянное домостроение есть, точнее, был. Раньше сдавали по 5 домокомплектов в месяц, люди интересуются, сама идея неплоха. Сейчас, из-за специальной военной операции доход упал, провалы по 3-4 месяца. Экономическая ситуация в стране оставляет желать лучшего. Мы готовы подхватить, но хотелось бы не кабальные кредиты, а посильные в современных условиях 2 процента, – делится своими проблемами строитель.
О своем домике из бруса на лоне природы мечтает немало людей, но деревянные высотки для большинства российских жителей – это жилье, вызывающее пока много вопросов.
– Нужно понимать, что для запуска массового строительства домов из CLT-панелей (CLT - англ. Cross-Laminated Timber – панели из перекрестноклееной древесины с высокими физико-механическими и теплоизоляционными свойствами. Такие панели могут воспринимать большие нагрузки без усадки и деформации. Применяется в качестве несущих и ограждающих элементов стен, пола и крыш – прим. Ред.) по всей России, необходимо рассмотреть климатические особенности каждого региона. В большинстве регионов потребуется дополнительное утепление и вентиляция. Что накладывает серьезный отпечаток на бюджет. Далее, за домами из CLT-панелей нужен тщательный периодичный уход - обработка, пропитка. Если не соблюдать рекомендации по уходу, срок эксплуатации данных домов может существенно снизиться. Исходя из этого, отзывы клиентов могут быть крайне неоднозначными, так как в настоящее время не разработан специальный регламент обслуживания домов из CLT-панелей, – рассуждает Владимир Рогозин, куратор по загородной недвижимости агентства недвижимости «Этажи» во Владивостоке.
изображение - фрагмент презентации Segezha group
Риэлтор рассказал, что человек, озаботившийся покупкой жилья, чаще всего не имеет четкого представления о том или ином виде строительства или тонкостях технологии. Гораздо больше его волнуют вопросы, касающиеся пожарной безопасности, экологичности и срока службы дома, в котором находится его квартира. Что касается CLT-панелей, многие покупатели, говорит Рогозин, зачастую не знают или не слышали о них. Как результат, они не имеют представления о всех преимуществах и недостатках данной технологии строительства. «Я считаю, что дома из CLT-панелей могут прижиться в современной России только при выполнении определенных условий, а именно – адекватная стоимость, качество, безопасность, уход, положительные рекомендации», – считает эксперт.
Вместе с тем, специалист сомневается, что жилье в деревянных домах будет по карману массовому потребителю. «Дома из клееного бруса в России стоят дороже, чем дома из другого материала. В основе технологий из CLT-панелей лежит как раз технология производства клееного бруса. Технология изначально зарекомендовала себя как надежный материал для строительства. Но в тоже время очень дорогой для производства», – говорит Рогозин.
Однако, продолжает специалист, если будет налажено крупномасштабное производство, стоимость домов из CLT-панелей станет ниже, чем индивидуальные жилые дома из клееного бруса, но также дороже чем другие материалы.
Вместе с тем, уверен эксперт, у таких домов, в сравнении с домами из аналогичных деревянных материалов, есть масса положительных качеств, а именно: пожарная безопасность (повышенная огнестойкость категории Rei 30-120), экологичность (они не содержит вредных веществ таких, как, например, фенолформальдегид, который содержится в других деревянных аналогах), сейсмоустойчивость, скорость постройки.
В конце 2020 года президент РФ Владимир Путин поручил правительству изучить вопрос, и уже в 2022 году Минстрой утвердил дорожную карту по развитию деревянного домостроения до 2024 года. В качестве пилотного проекта в прошлом году в Вологодской области было возведено четырехэтажное здание с использованием CLT-панелей, рассчитанное на 32 квартиры. Внешняя и внутренняя отделка – деревянные, включая потолок, стены.
Четырёхэтажный clt-дом в г. Сокол, построенный Segezha Gropu
На совещании по развитию лесопромышленного комплекса, состоявшемся 10 февраля 2024-го, Президент поддержал предложения Минстроя по стимулированию спроса на строительство домов из деревянных конструкций.
«Можно более широко применять технологии деревянного домостроения в целом, использовать типовые проекты зданий – конечно, с соблюдением всех требований безопасности, - сказал он. Прошу Правительство, Минстрой вместе с регионами проработать этот вопрос.
Кроме того, уже в текущем году нужно задействовать малоэтажные деревянные дома заводского изготовления в программе расселения аварийного жилья.[...] Для целого ряда регионов, для многих наших граждан это может стать действительно удобным, эффективным решением».
В целом, деревянные дома пользуются постоянным спросом, а после эпидемии коронавирусной инфекции их поклонников стало еще больше.
– Деревянное домостроение все больше набирает обороты. Это стало особенно ощутимо после пандемии, когда мы все посидели в бетонных стенах. Ценность загородной жизни и экологичного жилья стала очевидна всем. Такое домостроение экономичное, теплоэффективное и в конечном счете менее затратное. Дом из двойного бруса может простоять до ста лет. Конечно, не все сразу готовы переехать в такое жилье, но я уверена, что его поклонников будет немало, – считает адвокат, совладелец компании «Примстройдом» Ирина Рамазанова.
Ирина рассказала, что сейчас, с ограничением вывоза на экспорт древесины, ее компания не испытывает сложностей с материалом. «Раньше мы стояли в очереди по 2-3 месяца за лесом, теперь он стал доступен. Нашим заготовителям развитие внутреннего рынка поможет вылезти из ямы, в которой они оказались», – говорит бизнесвумен.
И зарубежные, и отечественные ученые уже давно изучают вопрос использования дерева в массовом строительстве и убеждены: дерево – оптимальный вариант для возведения недвижимости.
– Дома из дерева – лучшее жилье, которое может желать человек, – рассуждает профессор кафедры архитектуры и градостроительства Инженерной школы ДВФУ Павел Казанцев. – Такой дом сохраняет наиболее здоровый для человека климат внутри помещений. Есть исследования, что в домах из дерева человек дольше живет, чем в домах из камня. Деревянные многоэтажки – это неплохо, по сути, это – современная деревня. Для многих такой формат жизни был бы комфортен.
Дерево – материал будущего, – уверен ученый.
На Дальнем Востоке наблюдается рост добычи каменного угля в регионах, где также развиваются логистические проекты, направленные на вывоз угля в экспортном направлении. При этом в сфере добычи углеводородного сырья, в отсутствие видимого роста показателей добычи, планируется расширение сырьевой базы в Якутии. Кроме того, в макрорегионе планируется реализовать ряд проектов в сфере производства СПГ, в том числе при участии китайского капитала.
Часть дальневосточных регионов демонстрирует позитивную динамику в угледобыче – рост наблюдается в Якутии и Амурской области, на Чукотке. В Якутии за пять месяцев текущего года было произведено 22 млн тонн угля, что на 15% больше, чем за аналогичный период 2024 г. Основной объем обеспечили компании «Эльгауголь» («Эльга» А.Авдоляна и А.Исаева), «Колмар» и «Якутуголь» («Мечел»), хотя об итогах добычи на каждом из предприятий не сообщалось.
Напомним, что для Эльгинского проекта был построен аэропорт «Эльга» (открыт в апреле 2024 г.), рассчитанный для перелетов из других регионов работников предприятия. Весной 2025 г. аэропорт расширил географию полетов – запущены рейсы в Новосибирск, Красноярск, Читу, Новокузнецк. В первом квартале текущего года пассажиропоток аэропорта составил порядка 20 тыс. человек. В июне было запланировано открытие перелетов в Благовещенск.
Также компания «Эльга» в апреле текущего года приступила к строительству второго пути на Тихоокеанской железной дороге (ТЖД), соединяющей Эльгинское месторождение с портом Эльга на мысе Манорский в Хабаровском крае, – ведется отсыпка земляного полотна и укрепление откосов насыпи на участке протяженностью 531 км. Благодаря созданию второго пути предполагается увеличить пропускную способность магистрали с 30 млн до 50 млн тонн угля в год. Общая длина дороги с учетом разъездов составляет 626 км.
Объем добычи угля в Амурской области за январь-май 2025 г. достиг 1,93 млн тонн, увеличившись на 27% относительно января-мая прошлого года. Добычу ведут АО «Амурский уголь» и ООО «Огоджинская угольная компания» («Эльга» А.Авдоляна и А.Исаева). По итогам пяти месяцев года «Амурский уголь» на Ерковецком разрезе (Октябрьский район) и Северо-Восточном разрезе (Райчихинск) отчитался о росте добычи бурого угля на 30%, а в «Огоджинской угольной компании» сообщили о росте производственных показателей на 22,5%.
Следует отметить, что в июне «Огоджинская угольная компания» завершила строительство первой очереди железной дороги «Огоджа – Февральск» в Амурской области, ее протяженность составила 72 км. После завершения строительства длина железнодорожных путей от Огоджинского месторождения до станции Февральск на Байкало-Амурской магистрали должна составить 140 км (в рамках второго этапа предстоит проложить еще 68 км). Начало эксплуатации дороги намечено на сентябрь 2025 г.
Ожидается, что после запуска железной дороги ежегодный объем перевозок с Огоджинского месторождения составит 7 млн тонн угля, но это только начало проекта. На месторождении к 2028 г. планируется запустить обогатительный комплекс, состоящий из семи фабрик общей производительностью 32 млн тонн угля в год. В апреле прошлого года началось строительство первой обогатительной фабрики производительностью 2 млн тонн угля в год. На текущий год намечен ее ввод в эксплуатацию.
Между тем в Чукотском АО с начала года наблюдалось снижение добычи на основном угольном проекте региона, ориентированном на экспорт. Так, компания «Берингпромуголь» в январе-апреле 2025 г. добыла 473 тыс. тонн каменного угля на месторождении Фандюшкинское поле, сократив показатель на 15,7% относительно аналогичного периода 2024 г. Однако по итогам января-мая объем добычи «Берингпромуголь» достиг 624,5 тыс. тонн, увеличившись на 11,3% относительно аналогичного периода годом ранее. Тем самым можно говорить о новом росте добычи с мая.
При этом на Чукотке возобновился и рост добычи бурого угля – по итогам января-мая было добыто 23,6 тыс. тонн силами ОАО «Шахта «Угольная» на Анадырском месторождении, что на 31% больше, чем за аналогичный период 2024 г. Объем добычи бурого угля в регионе формируется исходя из контрактов на поставку угля местным заказчикам (АО «Чукоткоммунхоз», АО «Чукотэнерго»).
В Сахалинской области ООО «Восточная горнорудная компания» (ВГК) завершает строительство магистрального конвейера в Углегорском районе, соединяющего Солнцевский угольный разрез с морским портом Шахтёрск (западное побережье Сахалина, Углегорский городской округ). Завершение работ намечено на третий квартал 2025 г. Данный угольный конвейер должен стать наиболее крупным в стране – его протяженность составит 23 км.
При этом ранее ввод объекта неоднократно переносился. Завершить строительство и начать эксплуатацию конвейера ВГК рассчитывала в 2023 г., затем сроки были перенесены на 2024 г. Летом 2023 г. в компании объяснили изменение сроков завершения строительства объекта проблемами при поставках необходимого оборудования. Монтаж конвейера начался еще в декабре 2020 г.
Стоимость реализации проекта в 2019 г. оценивалась в более чем 7 млрд рублей, однако в дальнейшем сумма увеличилась до более чем 22 млрд рублей. ВГК рассчитывает, что благодаря конвейеру будут увеличены объемы транспортировки угля в порт Шахтёрск с 9,1 млн тонн (по итогам 2019 г.) до 20 млн тонн в год. На сегодняшний день уголь в порт поставляется автотранспортом. В 2024 г. ВГК планировала довести добычу угля на Сахалине до 15,2 млн тонн, однако об итогах производства и отгрузки в порту не сообщалось. Результат добычи в 2023 г. составил 13,2 млн тонн угля, увеличившись на 16,8% относительно 2022 г., тогда же через порт Шахтёрск ВГК было отгружено более 13,1 млн тонн твердого топлива.
В сфере добычи углеводородных ресурсов в Сахалинской отрасли сохраняется отрицательная динамика по шельфовым проектам, что отражается на динамике добычи полезных ископаемых в регионе (в январе-апреле 2025 г. индекс сократился до 95,7%). В Якутии зафиксированный по итогам января-апреля текущего года небольшой рост в добывающей промышленности (+5,3% относительно аналогичного периода прошлого года) обеспечен прежде всего угледобычей, где наблюдался рост на 10,4%, добычей металлических руд (рост на 10%). Таким образом можно предположить, что в республике также продолжалось снижение добычи углеводородов.
Тем не менее в Якутии планируется осуществлять разведку газовых месторождений. Компании «АЛРОСА» и «Сахатранснефтегаз» намерены вести геологоразведку Улугурского и Эргеджейского месторождений – через совместное предприятие «Улугурнефтегаз». На каждом из участков месторождений уже проведены полевые сейсморазведочные работы на 300 погонных километрах. К августу текущего года планируется подготовить отчеты, по которым будет приниматься решение о начале поисково-оценочного бурения. Полный цикл геологоразведки и постановку запасов на госбаланс предполагается осуществить до конца 2027 г.
Реализация проекта началась осенью 2024 г. Общая площадь Улугурского лицензионного участка (Ленский и Сунтарский районы) составляет 4,2 тыс. кв. км, его прогнозируемые ресурсы оцениваются в 7,3 млн тонн нефти и 217,3 млрд куб. м газа. Эргеджейский лицензионный участок (Олёкминский и Сунтарский районы) расположен на территории в 3,1 тыс. кв. км. Его прогнозируемые запасы составляют 15 млн тонн нефти и 78,3 млрд куб. м газа.
Между тем «Якутская топливно-энергетическая компания» (ЯТЭК) по результатам 2024 г. увеличила ресурсную базу – объем совокупных ресурсов природного газа по итогам прошлого года вырос до 1 370 млрд куб. м (против 1 340 млрд куб. м в 2023 г.). Годовой объем добычи компании в 2024 г., тем не менее, сократился и составил 1,83 млрд куб. м против 1,96 млрд куб. м газа в 2023 г.
Тем временем нефтегазовый проект «Сахалин-2» (Пильтун-Астохское и Лунское месторождения сахалинского шельфа) в мае, согласно решению совета ЕС, был в очередной раз освобожден от соблюдения потолка цен на нефть (60 долларов за баррель) – до 28 июня 2026 г. Частичное смягчение санкционных ограничений для проекта связано с организацией поставок нефти в Японию.
Напомним, что японские компании Mitsui и Mitsubishi, наряду с ПАО «Газпром», являются совладельцами оператора проекта ООО «Сахалинская энергия». В Японии проект «Сахалин-2» рассматривается как значимый для обеспечения энергетической безопасности страны. Проект был впервые освобожден от ограничений по соблюдению потолка цен в декабре 2022 г., в дальнейшем действие исключений регулярно продлевалось. Производство СПГ в рамках «Сахалин-2» в 2024 г. составило 10,2 млн тонн, сократившись на 2% относительно 2023 г. Следует также отметить, что по итогам первого квартала 2025 г. было зафиксировано снижение экспорта российского СПГ в Китай (значительная часть которого поступает с проекта «Сахалин-2») – на 18,8% относительно аналогичного периода 2024 г., до 1,328 млн тонн[1].
При этом в ДФО планируется реализовать ряд небольших проектов по производству СПГ, ориентированных в том числе на экспорт. Правительство Хабаровского края и ООО «Дальневосточная корпорация Синьсин – Хабаровский СПГ» (структура китайской «Корпорации энергетической промышленности Чжуню Синьсин») в мае подписали соглашение о строительстве в регионе завода СПГ мощностью 80 тыс. тонн в год. Объем инвестиций в проект оценивается в сумму около 3,2 млрд рублей. В настоящее время инвестор ведет поиск площадки на территории Хабаровского района. В качестве сырья для завода планируется использовать газ трубопровода «Сахалин – Хабаровск – Владивосток». Предполагается, что продукция завода будет экспортироваться в Китай (47 тыс. тонн), а также поступать на внутренний рынок РФ (33 тыс. тонн). Стоит отметить, что ранее (в сентябре 2021 г.) инвестор уже сообщал о планах по созданию такого производства в Хабаровске. Тогда сроки реализации проекта были намечены на 2025 г. Тем не менее новые сроки определены заново в рамках 2028-29 гг.
В Приморском крае, в городе Спасске-Дальнем планируется запустить малотоннажное производство СПГ, который в том числе будет поставляться через экспортный терминал на границе с КНР. Инвестором проекта выступит компания «Аврора СПГ»[2]. Объем вложений оценивается в 3,3 млрд рублей. Предполагается, что комплекс будет состоять из двух производственных линий, его мощность по сжижению природного газа составит 32 тыс. тонн в год.
Планы «Авроры СПГ» также включают создание заправочной инфраструктуры на трассе «Уссури» - компания строит в регионе КриоАЗС (сеть станций для заправки транспортных средств, использующих СПГ). В 2024 г. «Аврора СПГ» запустила комплекс «Аврора СПГ Владивосток» в рамках ТОР «Приморье» мощностью 20 тыс. тонн продукции в год.
Кроме того, компания «ПСК Трансгаз» (группа «Трансгаз» ПАО «Газпром») в рамках СПВ в Приморье намерена запустить производство автономных систем газо- и теплоснабжения на сжиженном углеводородном газе (СУГ). Производство мощностью 210 установок в год (включая шесть модульных котельных) предполагается разместить в селе Вольно-Надеждинское (Надеждинский район). Следует отметить, что группа «Трансгаз» уже располагает в Приморье комплексом по приемке, хранению и переработке СУГ (в рамках СПВ).
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] По итогам 2024 г. Россия увеличивала объем поставок СПГ в Китай на 3,29%, до 8,3 млн тонн.
[2] Принадлежит бывшему топ-менеджеру «Газпрома» А.Дмитриеву.
Доля транспортно-логистических услуг в структуре ВРП Дальнего Востока в настоящее время занимает более 10%, уступая позиции только добыче полезных ископаемых. При этом отрасль остается инвестиционно привлекательной. За последние годы в ДФО осуществлено около 200 проектов в сфере транспорта и логистики, часть из которых реализуется в рамках преференциальных режимов. В то же время резиденты указывают на возникающие избыточные требования со стороны госорганов и необходимость нормативного регулирования вопросов, тормозящих развитие.
На морские порты Дальнего Востока приходится 44% импорта в РФ и почти треть экспортных отправок, существенный объем трафика обеспечивают также сухопутные погранпереходы. По словам сенатора от Приморского края Александра Ролика, совершенствование системы пунктов пропуска – одно из приоритетных направлений развития транспортного комплекса. Так, в этом году начался капитальный ремонт ключевого участка автодороги, ведущей к пограничному переходу с КНР Полтавка – Дунин. «Это позволит существенно улучшить качество логистических маршрутов, увеличив пропускную способность дороги, которая играет важную роль в развитии международного грузооборота и приграничного пассажирского сообщения с Китаем», – говорит сенатор.
Свои мощности развивают стивидорные компании. При реализации всех заявленных инициатив прогнозируется рост грузооборота приморских портов к 2030 году до 316 млн т ежегодно, сообщил Александр Ролик.
Между тем на практике стивидорам не просто воспользоваться преференциальными мерами, отмечает председатель комитета инвестиционных программ развития портовой инфраструктуры и производственных вопросов Ассоциации морских торговых портов Дмитрий Морозов.
20 лет назад был учрежден закон об особых экономических зонах, спустя некоторое время нормативно закреплено понятие портовая ОЭЗ. «С тех пор это законодательство при развитии морских портов так и не заработало. Ни одной портовой особой экономической зоны создано не было», – констатировал эксперт.
В свою очередь в законе о Свободном порте Владивосток уже были заложены ограничения в правоприменительной практике, продолжает он. Положение о резиденте СПВ предполагает для компании новый вид деятельности, то есть для действующей портовой организации, решившей реализовать инвестпроект в данном статусе, соблюсти это условие затруднительно. «Никаких новых видов деятельности на территории портов быть не может. Все участники этого вида деятельности занимаются одним – это перевалка грузов», – обращает внимание Дмитрий Морозов.
Появление новых игроков в уже сформировавшихся портах, как правило, возможно способом деления существующих организаций, к примеру, за счет образования дочерних обществ. Конечно, благодаря преференциальным режимам появляются перегрузочные терминалы и на незастроенных территориях. Но, во-первых, низкая демография в регионе обостряет кадровую проблему, не способствуя появлению новых локаций, а во-вторых, государство, рассуждает Дмитрий Морозов, должно стимулировать действующие предприятия к модернизации, техническому перевооружению, повышению производительности труда, в том числе за счет внедрения прогрессивных технологий.
Поэтому главное предложение Ассоциации морских торговых портов для стимулирования инвестактивности – снять ограничение по новому виду деятельности, резюмирует представитель отраслевого сообщества.
Сейчас инструменты господдержки задействуются точечно и направлены на создание чего-то нового, обращает внимание директор департамента господдержки и технологического развития Дальнего Востока и Арктики Минвостокразвития Сергей Литвяков.
«Если вы хотите проекты технологической модернизации в действующих портах, все равно это нужно будет упаковывать в форму чего-то нового. Только тогда у Минфина мы сможем, так сказать, пробить дополнительную льготу. Потому что сейчас каждый бюджетный и льготный рубль на счету», – комментирует чиновник.
Между тем действующие резиденты СПВ и ТОР говорят о недостаточности мер поддержки при реализации инвестпроектов в сфере транспорта и логистики.
Пока нет никаких преференций для участия в аукционах по продаже или взятия в аренду земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности, приводит пример гендиректор ООО «Восточная стивидорная компания» Илья Долгий. «Если мы будем иметь такую возможность, то это позволит брать те участки земли, которые прилегают к основной территории и органично вписываются в наш проект», – подчеркнул он.
Земельный вопрос нередко связан с необходимостью пересмотров границ льготной зоны. Это актуально и для операторов сухих терминалов. Как рассказала представитель ГК «Евросиб» Елена Фролова, в целях увеличения перевозок через железнодорожный погранпереход Забайкальск – Маньчжурия компания запланировала создание транспортно-логистического центра. Согласно обязательствам с РЖД, инвестор должен модернизировать приемо-отправочный парк Мациевская, расположенный в 11 км от приграничной станции.
«Подали год назад заявку в КРДВ и пакет документов на расширение, и вот год у нас это ходит. Мы понимаем, есть претензии Минфина РФ, тем не менее успешно реализуются аналогичные проекты, которые относятся к территории опережающего развития как раз на станции Забайкальск. Учитывая обременение со стороны РЖД, крайне важно нам получить статус резидента ТОР», – отметила Елена Фролова.
Компания предлагает нормативно установить предельные сроки рассмотрения предложений об изменении границ ТОР, регламентировать критерии их расширения, в том числе по финансовых показателям, а также основания для отказа.
Достаточно много вопросов у инвесторов возникает относительно порядка технологического присоединения к инфраструктуре, в первую очередь, энергетиков. «Нужно приоритетное рассмотрение заявок на получение дополнительной мощности, не растягивать сроки рассмотрения технических условий. Сейчас это целый квест, который не просто проходить. И не все доходят до конца этого квеста», – сетует Илья Долгий.
Похожую мысль высказал директор направления по сопровождению бизнес-процессов объединенной компании «Wildberries и Russ» Александр Попков. Компания строит логистические центры в рамках ТОР в Чите, Благовещенск и Владивостоке. Причем в будущем они должны получить дальнейшее развитие.
«Сейчас на нашем складе в Коледино один из блоков полностью модернизирован. На нем доступна внутрискладская беспилотная перевозка и автосортеры нашей разработки. Аналогично планируется делать и на Дальнем Востоке. Вместе с тем понимаем, что есть большая сложность, которая мешает это реализовать, а именно наличие свободных мощностей. Например, для того чтобы модернизировать один из складов в Чите, нам нужно вдвое больше энергии, чем сейчас», – пояснил Александр Попков, предложив рассмотреть возможность увеличения предоставляемой мощности для ТОРов, определенных групп инвесторов в зависимости от размера вложений.
Вопросы адресуются и к РЖД. В конце 2022 года в Забайкальске введен в эксплуатацию специализированный терминал по экспорту сельскохозяйственных грузов в Китай, рассказала начальник департамента по взаимодействию с государственными органами ГК «Новый сухопутный зерновой коридор» Наталья Бондаренко (оператором комплекса выступает дочернее общество «Забайкальский зерновой терминал», являющееся резидентом ТОР «Забайкалье»). Общая мощность перевалки – 8 млн т ежегодно.
В КНР, говорит менеджер, имеется высокий спрос на российскую агропродукцию, но для наращивания экспорта существуют барьеры. Один из них – низкий приоритет очередности перевозок зерна в восточном направлении в условиях ограниченной пропускной способности железной дороги. Необходимо пересмотреть этот подход для резидентов преференциальных зон, отразив это в Правилах недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта.
В качестве раскатки проектов важно предоставить возможность резидентам ТОР, которые вложили существенные инвестиции (например, от 5 млрд руб.) в развитие инфраструктуры под экспорт сельхозпродукции, нулевую вывозную таможенную пошлину. Это бы несколько удешевило логистику в условиях растущих тарифов на транспортировку РЖД. «Почему про пошлину предлагаем подумать, потому что получить скидку на перевозку по железной дороге достаточно сложно. РЖД тоже нужны инвестиции для системного расширения инфраструктуры. С точки зрения нулевой пошлины никакой упущенной выгоды [у государства] не возникает», – сказала Наталья Бондаренко.
На практике возникают разногласия между госструктурами и резидентами специальных зон, что угрожает потерей льгот для последних. Органы власти порой предъявляют к компаниям формальные требования, свидетельствует Алексей Аношкин, исполнительный директор ООО «Эко Шиппинг» (компания-резидент Арктической зоны РФ осуществляет перевозки по Севморпути, в том числе для реализации проекта Баимского ГОКа на Чукотке).
Так, один из пунктов Налогового кодекса запрещает участникам префрежима иметь обособленное подразделение в других частях России. Компания организовала небольшой офис по найму персонала за пределами льготной зоны, в итоге органы ФНС усомнились, что перевозчик ведет деятельность в Арктике, а это создает риск его исключения из реестра резидентов.
«У нас шиппинговая компания, персонал приходится набирать по всей России. Люди же будут работать в Арктике, а налоговая по формальным основаниям готова тебя исключить из [префрежима] Арктической зоны. Это неприятная ситуация и сильно демотивирует», – признался руководитель компании, добавив, что предприятию в сфере логистики сложно не иметь территориальных подразделений.
На сегодня не хватает ясности критериев нарушения, дифференциального подхода и, как следствие, гибкого реагирования на спорные случаи (при этом, соглашается Алексей Аношкин, справедливо, когда грубые нарушения, как нецелевое расходование средств, отказ или неисполнение инвестиционного плана, могут обернуться соответствующими последствиями). Целесообразно, предлагает он, создать механизм досудебной защиты резидента, например под эгидой КРДВ, учредить межведомственную комиссию, которая разрешала бы проблемные вопросы и давала методические разъяснения госструктурам.
В Минвостокразвития готовы рассмотреть такую идею. В общем-то Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики и так является единым окном для резидента, отмечает Сергей Литвяков. Кроме того, площадкой для решения спорных вопросов относительно завышенных требований, избыточной отчетности и т.п. может служить полпредство в ДФО, уточнил он.
Министерство намерено предметно изучить замечания инвесторов, но опять же в отдельных случаях учитывая бюджетные реалии. «По расширению ТОР проблема, действительно, объективная. Изменение границ – это постановление правительства, оно согласовывается с ФОИВами, в том числе с Минфином, который смотрит под микроскопом и требует под каждое расширение конкретный инвестпроект, конкретные обязательства от инвестора, финансовую модель», – пояснил Сергей Литвяков.
Нехватка рабочих рук стала нормальной ситуацией для дальневосточных предприятий. Сотрудники переезжают жить в западные регионы, подписывают контракт с Министерством обороны или отправляются на заработки вахтовым методом. В то же время промышленное производство ключевых субъектов ДФО только растет. Логичный вопрос – как это работает? Ответ – все держится на тех, кто остается. Ненормированный график, увеличенная нагрузка и работа по выходным стали уже обыденной практикой на дальневосточных предприятиях. Одним из реальных решений проблемы нехватки рабочих рук является роботизация производственных процессов. О том, как роботы уже заменяют персонал дальневосточных заводов, рассказал руководитель компании «Сертприм Роботикс» и эксперт EastRussia Андрей Безносенко.
В 2024 году промышленность ключевых производственных регионов - Приморского и Хабаровского краёв - выросла на 6 и 7 % соответственно. Однако за тот же период времени население этих субъектов сократилось на 6,7 и 4,6 тысяч человек. Собственники предприятий говорят, что кадровый дефицит – это уже не временная сложность, а новая нормальность. Опыт владельцев заводов подтверждает исследование РАНХиГС, согласно которому весной 2024 года 65% предприятий ДФО испытывали нехватку сотрудников, что стало рекордом за последние 25 лет.
Причины кадрового дефицита самые разные: это и миграционные ограничения, и уход мужчин на СВО, и отток населения в центральные регионы и на «вахты». Оценить точные масштабы сокращения рабочей силы довольно сложно. Однако информация из прессы позволяет сделать приблизительные выводы. Например, в 2024 году только из Приморского края было депортировано порядка 1,5 тысячи мигрантов. За первые три месяца того же года контракт с Минобороны заключили 2,6 тысячи приморцев, а в 2023‑м добровольно отправились служить ещё 9 тысяч местных жителей. Таким образом, речь идёт о десятках тысяч работников преимущественно физического труда – тех самых «синих воротничков», дефицит которых всё более остро ощущается на предприятиях региона.
В результате перед бизнесом стоит резонный вопрос — «где взять сотрудников»? Но если взглянуть на проблему иначе, то его можно перефразировать в формулировку: «Кем заменить сотрудников?». Отсюда получаем такой же нестандартный ответ – роботами! И хотя многие по-прежнему воспринимают роботов как героев фантастики и антиутопий, современные технологии делают их доступными не только крупным компаниям, но и малому бизнесу.
Звучит удивительно, но современные коллаборативные роботы (коботы) способны выполнять широкий спектр операций: от фасовки и упаковки до сварки и паллетирования. Один кобот, как правило, может заменить от 2 до 4 работников на монотонных операциях. При этом он не увольняется, не уходит в отпуск и не требует постоянного найма и обучения.
Коллаборативные промышленные роботы (коботы) — это роботы, специально разработанные для безопасной совместной работы с людьми на производстве. В отличие от традиционных промышленных роботов, которые работают за защитными ограждениями, коботы могут находиться в непосредственной близости от персонала благодаря встроенным датчикам безопасности и системам ограничения силы воздействия.
Практика показывает, что инвестиции в роботизацию становятся всё более оправданными. Стоимость внедрения одного робота составляет от 3 до 5 млн рублей. В то же время затраты на содержание эквивалентного штата из двух сотрудников с учётом социальных выплат, больничных, текучки и простоев могут составить сопоставимую сумму уже в течение 1,5–2 лет, в то время как подтвержденный мировой практикой срок службы промышленных роботов составляет более 30 лет.
Не сложно подсчитать, что средняя продолжительность периода окупаемости робота равна примерно 1,75 годам, а полный срок службы данного технического устройства состоит из примерно 25-ти таких циклов окупаемости, поскольку подтверждённая производителем средняя наработка на отказ составляет 50 тысяч часов.
Умножив количество циклов окупаемости на цену робота, получаем общую финансовую выгоду, которую предприятие получит за счёт экономии на трудовых ресурсах. При средней цене робота в 4 млн рублей, размер сэкономленных средств составит 93 миллиона рублей. Данный расчёт приведён с учётом покупательной способности денег именно на сегодняшний день. Со временем инфляция неизбежно снизит реальную стоимость накопленных средств, однако величина экономического эффекта в пропорции к рыночным ценам останется неизменной.
Таким образом, уже через полтора-два года эксплуатации, робот окупит себя, а через 20 лет - принесёт как минимум десятикратную выгоду.
Основной вопрос, который беспокоит бизнес при установке робота – «Что делать, если он сломается?». Говоря деловым языком - как быть с сервисной поддержкой. Сегодня эта проблема уже решена. На дальневосточном рынке есть отечественные компании, которые собирают роботов из зарубежных деталей, «пишут» под них русскоязычное ПО и обеспечивают полное сервисное обслуживание. В случае неисправности российские инженеры в течение 1‑2 суток прибывают на объект и устраняют неполадку. В большинстве случаев проблема решается нажатием двух-трёх кнопок и перезапуском программы. Если де неполадка более серьёзная и требует снятия робота с линии, то представители компании-установщика предоставляют подменный прибор, тем самым не останавливая производство.
С другой стороны, к настоящему моменту имеются предприятия, которые накопили негативный опыт работы с роботами и транслируют информацию о своих неудачах. Как правило, это те компании, которые решили приобрести готового робота из Китая и установить его самостоятельно. Действительно, покупка робота из КНР обходится на 10–30% дешевле, чем его приобретение в России. Однако за низкой ценой скрываются серьёзные риски. Китайские производители, как правило, предлагают готовые комплекты без дальнейшего сервиса и адаптации к российским условиям. Настройка робота специалистами из Китая, а тем более его дальнейший ремонт, обходятся чрезвычайно дорого. Более того, есть практика, когда китайские поставщики попросту перестают отвечать на звонки и сообщения. В результате владелец производства остаётся один на один с вышедшим из строя оборудованием и несёт убытки из-за остановки линии или не имеет возможности перестроить робота под другую задачу.
Таким образом, заниматься самостоятельной установкой роботов можно, но при одном условии – если у вас есть сотрудник, который сможет разобраться с новой техникой и общаться с ней на одном языке. В противном случае стоит искать поддержки у профессионалов.
Современные реалии, говорят о том, что Дальний Восток может и должен стать площадкой для ускоренной роботизации производства. Сегодня регион переходит от сырьевой экономики к выпуску товаров с высокой добавленной стоимостью. За последние десять лет объём промышленного производства ДФО увеличился на 30% против 29% в среднем по стране, добыча полезных ископаемых – на 32% (против 10% по стране), объем строительства – на 107% (против 32% по стране). Этому способствует широкий спектр созданных в ДФО преференциальных режимов: территории опережающего развития, свободный порт Владивосток, специальный административный район «остров Русский». В Государственной Думе находится законопроект о создании международных территорий опережающего развития, ориентированных привлечение иностранных инвесторов в производство продукции с высокой добавленной стоимостью.
В то же время, темпы внедрения промышленных роботов на Дальнем Восток оставляют желать лучшего. На весь макрорегион приходится всего 93 промышленных и логистических робота, что составляет лишь 0,6% от их общего количества в стране. На каждые 10 тысяч рабочих мест в макрорегионе насчитывается лишь один робот. В среднем по стране это показатель составляет 19 роботов. Однако Указ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» устанавливает, что к 2030 году Россия должна войти в топ-25 стран по показателю плотности роботизации. Эксперты, подсчитали, что для выполнения данной задачи на каждые 10 тысяч рабочих мест стране должно приходиться не менее 194-х роботов. Дальний Восток здесь не исключение, а значит темпы роботизации макрорегиона должны быть на порядок интенсивнее, чем в среднем по стране.
Роботизация Дальнего Востока сегодня уже приобрела формат жизненной необходимости. Традиционные подходы кадрового найма себя практически исчерпали, а масштабирование производства за счёт перегрузки имеющегося персонала представляется как тупиковый путь. Внедрение роботов позволит заменить десятки сотрудников на монотонных операциях и принести многократную выгоду собственникам предприятий.
Текущий же уровень роботизации ДФО катастрофически низок. Поставленные государством задачи, равно как и социально-экономические реалии, требуют ускоренных темпов внедрения промышленных и логистических роботов. Для этого в регионе создан целый спектр преференциальных режимов, и уже существуют собственные дальневосточные компании-интеграторы, осуществляющие полное сопровождение процессов взаимодействия с роботами.