Поделиться
Магнит туриста: инопланетяне, «Мальдивы» и другие приключения на севере Приморья
Поделиться

Провести летом пару недель в Приморье — привычный вид отдыха для хабаровчан. Обычно едут за морем и солнцем в Андреевку или Зарубино, навещая бухты по пути. Мы же с подругами решили отправиться дальше — на север Приморья, в посёлок Рудная Пристань.

Планируя путешествие, наслушались разного: что дороги плохие, что медведей и тигров полным-полно за каждым поворотом, и главное — что делать там совершенно нечего. Что ж, теперь могу сказать: это было самое увлекательное приключение за последний год. Такие поездки по Дальнему Востоку вполне могут конкурировать с традиционным «отлёживанием боков» на туристических базах.

Титульное фото и фотографии в тексте: Инга Трошина

Первые километры

В путь мы отправились вчетвером, исключительно женским составом. Наш верный конь — Honda Fit — был заправлен под завязку 95-м бензином. Наслушавшись историй о дефиците топлива, прихватили 20-литровую канистру (спойлер — она не понадобилась, просто залили в бак на обратном пути).

Выехали около шести утра и к восьми уже докатились до Вяземского. Первая остановка порадовала задающим направление дедушкой Лениным...

 

... и магазинчиком с советскими раритетами. 

Знаменитые вяземские пирожки мы пробовать не стали — вчерашние выглядели не слишком аппетитно. Так что подтвердить или опровергнуть байку об их «легендарной вкусноте» увы, не могу. 

Поселок-призрак

Вторая остановка — посёлок Филино, в 15 км от Дальнереченска. Заезжать туда мы не планировали, но, проскочив по трассе, развернулись — захотелось адреналина.

Панельные пятиэтажки выглядели мрачно и тревожно. Парень на КПП действующей военной части любезно показал, как проехать.

Если верить интернету, ещё в 2010 году здесь проживало около 500 человек. Сколько сейчас — непонятно: мы встретили лишь двух местных жителей. Один на нас никак не отреагировал, а второй преследовал до машины, требуя еду. 

Из пяти домов один полностью пустой, в остальных — по одной-две квартиры, где кто-то живёт. Как они отапливаются зимой, откуда берут воду — вопросов больше, чем ответов. Едем дальше. 

Радость в мелочах

Достопримечательностей по дороге немного — если, конечно, не уметь радоваться мелочам. Мы — умеем. Поэтому раскачивали подвесной мост, стучались в мужской монастырь и приценивались к местным сувенирам в Горных Ключах. Мёд, купленный у местного дедушки, оказался выше всяких похвал.

Изначально, планируя маршрут, собирались остановиться на ночевку в селе Чугуевка — даже забронировали комнату по типу хостела в гостинице с говорящим названием «Свет в окне» (1500 ₽ с человека). Но до Чугуевки не добрались — решили заночевать в Кавалерово. Приют нашли в гостинице «Октябрь» (2500 ₽ за двухместный номер с завтраком). Не слишком чисто, зато свой санузел — а это уже преимущество.

Кавалерово и рыцари из металла

Утром отправились исследовать Кавалерово. Этот посёлок городского типа своё название получил в честь поселенца, кавалера Георгиевского креста Фёдора Пополитова. 

Признаться, Кавалерово порадовал — чистотой, уютным парком, созданным семь лет назад каким-то меценатом, небольшим аэропортом, откуда можно улететь во Владивосток и Хабаровск компанией «Аврора». Но больше всего — приветливыми людьми.

У них мы спросили дорогу до Хрустальненского горно-обогатительного комбината — одной из целей нашей поездки. Попутно узнали, что в посёлке есть скульптура, посвящённая героям СВО, работы местного художника Алексея Серебрянского.

Автор погиб в прошлом году — ушёл добровольцем на фронт. Его отец, Александр, пригласил нас в гости.

И мы не ожидали увидеть целый мир из металла: рыцари, драконы, гоблины, прекрасные девы — всё выточено из железа. Александр рассказал, что если сына захватывала идея — он отдавал ей всё время. Так на фасаде дома появилась сценка из «Ромео и Джульетты», а для дворового пса Рекса — персональное окошко в воротах. 

Среди работ мастера есть и бюст Владимира Арсеньева, открытый в сентябре этого года. Газету с заметкой о событии Александр подарил нам на память.

Хрустальненский ГОК — приморские «Мальдивы»

После встречи отправились дальше — исследовать Хрустальненский горно-обогатительный комбинат, точнее, озеро, которое местные зовут «Мальдивами».

ГОК был образован в 1942 году и в советское время давал около 30% всего добытого олова в стране. В 90-е комбинат закрыли — на мировом рынке упали цены. Из-за хвостохранилища — озера, куда сбрасывали отходы (олово, медь, цинк и другие металлы) — в 2000-х его называли одним из самых загрязнённых мест планеты.

Вооружившись дозиметром (везли из Хабаровска специально), отправились в путь. Дорога до посёлка Фабричный, где находится хвостохранилище, оказалась вполне проходимой — даже для нашего загруженного Фита. А вид, открывающийся с берега, стоит всех усилий.

Недаром это место прозвали местными Мальдивами: страшно красивая бирюзовая вода, хочется нырнуть, сфотографироваться, рассекать на сапах и пить коктейли... Но уже через секунду вспоминаешь: вся эта красота ядовита. 

На сапах там, кстати, лучше не плавать — в прошлом году в шлюзовую систему сброса воды затянуло трёх человек, выжила лишь 12-летняя девочка.

К слову о ядовитой красоте — она оказалась не радиоактивной: опробовав дозиметр, были приятно удивлены: всего лишь 0,17 микрозивертов на берегу водоёма. К примеру, в панельной пятиэтажке в Хабаровске прибор выдаёт 0,21 мкЗв. И хоть значения до 0,30 в пределах нормы - возникли некоторые вопросы к строителям Первого микрорайона...

Рудная Пристань и ее достопримечательности

Следующая остановка — Рудная Пристань. Добрались туда к концу второго дня и сразу отправились на маяк Рудный на мысе Бринера.

Каменная башня высотой 15 метров в неприглядном состоянии, но, говорят, действующая: во время навигации светит каждые семь секунд двойной вспышкой на 22 морские мили. Подъём непростой: тропинка утоптана, осыпается, особенно опасно в сумерках. 

Но, преодолев путь, мы любовались кекурами Два Брата — ещё одной достопримечательностью. Эти скалы на общем основании стоят примерно в 30 метрах от берега и знакомы каждому россиянину: когда-то они украшали купюру номиналом 1000 рублей образца 1995 года. 

Рыбный день и экотропа 

Первое утро в Рудной Пристани началось с бытовых мелочей и прогулки на рыборазводный завод за посёлком, на реке Лидовка. Попасть туда оказалось несложно: начальство было на берегу, а работники — только рады девушкам с камерой. 

Узнали, как принимают кету, извлекают икру, оплодотворяют молоками, выращивают молодь. Видели и форель, и осетров. По словам сотрудников, за десять лет работы завод значительно увеличил популяцию кеты.

Покинув гостеприимное место, отправились по экотропе к скале Белая Церковь. Дорога непростая, «Фит» шёл с трудом. На кордоне егерь записал фамилии и предупредил: «Это всё-таки тайга, девчонки. Кабаны, тигры, мишки тут живут, а вы у них в гостях».

Путь до скалы — шесть километров, по дороге три смотровые площадки. Добирались два часа... Ну что сказать? Да, устали, да забыли спрей от комаров, да настороженно прислушивались к каждому шороху — но всё это того стоило! 

Попробовали гигантский шиповник на берегу, повалялись на камнях и зашли в воду (очень холодно, но бодрит), добрались до самой скалы... А вот путь назад мы преодолели почти в 2 раза быстрее - просто солнце клонилось к закату, а тигры, как известно, ночные кошки. 

Высота 611 и возвращение домой 

Последнее утро в Рудной Пристани — и нам уже нужно стартовать в Хабаровск. Но по пути, коль всё равно едем через Дальнегорск, решаем посетить местную диковинку — высоту 611. Сопка известная в мировой уфологической среде тем, что в 1986 году здесь якобы потерпело крушение НЛО. Правда это или нет — неизвестно, да и не суть как важно. А вот подняться на вершину и своими глазами увидеть памятник летающей тарелке и город сверху — жизненно необходимо.

Табличка наверху свидетельствует, что первым место падения неопознанного летательного аппарата обследовал человек с фамилией Двужильный. Если у вас не такая и вы не такой — будет сложно подняться на вершину. Это мы поняли примерно на середине пути: одна из нас решила, что и полпути уже достаточно.

Кому-то, возможно, восхождение покажется пустяковым. Но мы не каждый день по горам скачем, и сделали несколько выводов. Обязательно возьмите с собой воду — карабкаться по скалам очень энергозатратно. Наденьте удобную специальную обувь, а не кроссовки, как мы. Не забудьте веревку (которой у нас, конечно, не было).

Путь наверх занял примерно 75 минут. Тропинка скользит под ногами, а путь в горку под уклоном заставляет иногда опускаться на все четыре конечности. Честно скажу, когда мы доползли до верхушки и нашли эту чёртову летающую тарелку, сил радоваться уже не было — я прекрасно понимала, что нам ещё надо спуститься, и желательно не сломав ноги. А сделать это максимально легко — опавшая листва укрывает камни, нога проваливается на скрытой неровности — и получите растяжение или перелом. 

Не знаю, исчерпали мы весь запас удачи в этом путешествие, или что-то ещё осталось, но в Хабаровск мы вернулись целые и невредимые.

Полезные наблюдения

С бензином проблем не было — заправлялись только на ННК, 95-й есть везде. Обедали и ужинали где придётся. Из приятного — кафе «Славянка» в Кавалерово: невысокие цены и очень вкусно (особенно драники с сёмгой). В «Ласточку», что в 500 километрах от Хабаровска, лучше не заезжать — не понравилось даже водителям фур. В Дальнегорске хорошее место — кафе «Даллас Сити».

Дикие звери действительно встречаются. В первый день по трассе видели кабана на обочине, а ночью — гималайского медведя на задних лапах. Уже после поездки видели посты в соцсетях, что там же видели тигра. Вот не знаю — повезло нам, что мы его не встретили, или жаль?

Отдельная опасность — водители фур, которые носятся в темноте, как угорелые. Если у вас есть возможность не ехать из Приморья в ночь — воспользуйтесь ею. Иначе новых седых волос не миновать.

Вместо послесловия

«Хорошо отдохнули?» — спрашивают друзья. Отвечаю — после такого отдыха нужно ещё неделю в себя приходить. А вот впечатлений и ярких эмоций мы получили на всю жизнь. Так что, если и вы решите вместо турбаз Андреевки посетить Рудную Пристань - точно не пожалеете!

текст: Инга Трошина Теги:
Картина дня Вся лента
Поделиться
Бюллетень EastRussia: аналитический обзор туристической отрасли ДФО — осень 2025

На Дальнем Востоке в текущем году наблюдается рост туристического потока. Этому способствуют в том числе создание новых средств размещения и модернизация существующих, а также развитие логистики. В то же время туристическая инфраструктура регионов требует обновления для соответствия международным стандартам и требованиям. Важным остается вопрос обеспечения безопасности предоставляемых туристических услуг, особенно с учетом роста популярности природного, экстремального туризма в дальневосточных регионах.

Читать полностью
Поделиться
Магнит туриста: инопланетяне, «Мальдивы» и другие приключения на севере Приморья

Провести летом пару недель в Приморье — привычный вид отдыха для хабаровчан. Обычно едут за морем и солнцем в Андреевку или Зарубино, навещая бухты по пути. Мы же с подругами решили отправиться дальше — на север Приморья, в посёлок Рудная Пристань.

Планируя путешествие, наслушались разного: что дороги плохие, что медведей и тигров полным-полно за каждым поворотом, и главное — что делать там совершенно нечего. Что ж, теперь могу сказать: это было самое увлекательное приключение за последний год. Такие поездки по Дальнему Востоку вполне могут конкурировать с традиционным «отлёживанием боков» на туристических базах.

Читать полностью
Поделиться
«Убогонько, но красивенько»: путешествие в Аян — на край земли и красоты

– Алексей Александрович, добрый день! Хотите съездить на север края? Есть несколько вариантов…
Звонили из Дальневосточной государственной научной библиотеки), которая курирует проект – «Писатели родного края». Это когда поэты и писатели из Хабаровска отправляются по отдаленным населенным пунктам на творческие встречи с читателями. Мне предстояло выступить с проектом «Петербург-на-Амуре» (EastRussia рассказывало о нем), из предложенных вариантов я выбрал три северных райцентра, до которых еще ни разу не добирался: Чумикан, Аян и Охотск. Первый пункт назначения – Аян.

Читать полностью
Поделиться
Он должен быть единый — дальневосточный туроператор

Дальний Восток уверенно идет к том, чтобы стать одним из главных туристических центров России. Регион предлагает путешественникам неповторимые природные и культурные достопримечательности, разрабатывает эксклюзивные инновационные турпродукты, среди которых особое место занимают морские круизы и этнографические туры, привлекающие внимание туристов со всего мира своей уникальностью и аутентичностью. На 10-м Восточном экономическом форуме участники сессии «Туризм – драйвер экономики впечатлений Дальнего Востока выделили ключевые факторы, необходимые для эффективной монетизации туристического потенциала региона.

Читать полностью
Поделиться
Шницель по-биробиджански: есть рекорд!

На главной площади Биробиджана, которая, конечно же, носит имя В. И. Ленина, прямо перед областной администрацией прошел «Фестиваль активных граждан ЕАО», изюминкой которого стал «Шницель по-биробиджански» — гастромарафон, завершившийся установлением рекорда России. Фестиваль проводят уже в шестой раз, но только в этом году решили замахнуться на рекорд. Его суть весьма простая: самая массовая в стране дегустация блюда под названием «шницель по-биробиджански». Корреспондент EastRussia тоже получил свою порцию шницеля и впечатлений.

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: аналитический обзор туристических проектов ДФО — лето 2025

Новые проекты туристической отрасли Дальнего Востока связаны с развитием круизного туризма, посещением природных территорий и объектов, строительством круглогодичных курортов, гостиничных комплексов и глэмпингов. В то же время проблемными вопросами остаются необходимость борьбы с негативным антропогенным воздействием и обеспечение безопасности предлагаемых услуг.

Читать полностью
Поделиться
УраНовый магнит туриста — Краснокаменск

Нет ничего стыдного в том, чтобы провести долгожданный отпуск у моря. Совсем ничего. Но так поступают не все. Тот, в ком жив дух приключений и открытий, покупает билет в Краснокаменск — один из самых урановых городов России, что находится на юго-востоке Забайкальского края. Здесь время… нет, не остановилось. Оно выписывает забавный пируэт, смешивая в одном коктейле секретный город СССР, добычу урана, муралы, памятники суркам и китайских туристов. Корреспондент EastRussia проследовала путем сильных и смелых и вот что она увидела.

Читать полностью
Поделиться
Жемчужина китайского приграничья: город «Восточного спокойствия»

Попадают в Дуннин через одноименный погранпереход. С российской стороны это пункт пропуска «Полтавка» на самом коротком пути из Владивостока в Суйфэньхэ. Отсюда до Мекки потребительского приграничного туризма 63 километра. До Дуннина всего 12. Но в него россияне чаще всего даже и не заезжают. Между тем он и ближе, и значительно больше, и ухоженнее. Его гостей ждут, процитирую Чехова, «благорастворение воздухов и изобилие плодов земных». А еще – сильные впечатления.

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: отраслевой обзор туристических проектов ДФО — лето 2025

В регионах Дальнего Востока за начавшийся летний сезон ожидается прирост туристического потока. Тем не менее пока отрасль только возвращается к допандемийным показателям. Планируется расширять предложение дальневосточных туров, в том числе в сфере круизного туризма. Также предполагается обновление и создание новой инфраструктуры в пределах особо охраняемых природных территорий. В связи с необходимостью создания дополнительных средств размещения, в том числе на охраняемых территориях, где запрещено капитальное строительство, запланировано увеличение количества проектов, предполагающих возведение модульных отелей.

Читать полностью
Поделиться
Камчатский космопорт

Аэропортовая инфраструктура Дальнего Востока преображается с каждым годом. Последние годы — это череда знаменательных открытий. В 2019 году открылся аэропорт Хабаровска, в 2023 — Южно-Сахалинска, в 2024 — сразу в двух городах, Улан-Удэ и Магадане. В 2025 году пришел черед Камчатского края: весной первые рейсы принял новый терминал аэропорта Елизово. Событие чрезвычайно примечательное, ведь он не только дал возможность людям получить долгожданные сервисы, но и сам по себе не похож ни на один другой аэропорт России и напоминает настоящий арт-объект. Корреспондент EastRussia побывал на Камчатке и готов поделиться впечатлениями от самого необычного аэропорта страны.

Читать полностью
Больше материалов