Льготные кредиты МСП оказались неподъёмными для микробизнеса Хабаровского края
В Хабаровском крае Корпорация МСП провела встречу с предпринимательским сообществом, чтобы подробно рассказать о существующих мерах поддержки. Хотя информация такого рода вполне доступна в сети, но живые встречи оказались востребованы максимально – многие представители МСП не доверяют сведениям в интернете, и приходят очные мероприятия, чтобы из первых рук узнать о возможностях поддержки, на которые могут претендовать.
Заместитель генерального директора Корпорации МСП Алексей Журавлев, рассказал хабаровским бизнесменам о том, как получить кредит под поручительство при нехватке залога, о доступных программах льготного лизинга оборудования, как найти партнеров и новые рынки сбыта продукции, как действовать при нарушении прав и многое другое. В мероприятии участвовали представители правительства края, региональной инфраструктуры поддержки бизнеса, МСП Банка.
Алексей Журавлев, заместитель генерального директора Корпорации МСП, фото: EastRussia
Малый и средний бизнес Хабаровского края уже пользуется некоторыми мерами поддержки МСП. Так в 2022 году предприниматели региона получили более 10,1 млрд рублей при помощи поручительств участников Национальной гарантийной системы (НГС), оператором которой является Корпорация МСП. Помощь предоставили 465 компаниям. По программе стимулирования кредитования (ПСК) в 2022 году предприниматели региона получили более 3,4 млрд рублей.
По стартовавшей в августе прошлого года программе льготного инвесткредитования (ПСК+1764) шесть компаний получили на новые инвестиционные проекты долгосрочное финансирование на 400 млн рублей.
Кроме того, в 2022 году более 2,4 тыс. малых и средних компаний Хабаровского края стали поставщиками крупнейших заказчиков, с которыми были заключены договоры на 40,7 млрд рублей (предприниматели могут стать поставщиками крупных компаний с госучастием, которые обязаны совершать у малого и среднего бизнеса не менее 25% закупок от общего объема). В этом году уже более 1,1 тыс. МСП-поставщиков региона заключили договоры с крупными госкомпаниями на 8,4 млрд рублей. Палитра мер поддержки МСП достаточно обширна, вот некоторые из позиций.
Программа «ПСК» (программа стимулирования кредитования) – сумма кредита до двух млрд рублей. Ставка 12% для микробизнеса, 11,5% для малых предприятий, 10,5% для средних. Кредит доступен для инвестиционных, оборотных целей, на рефинансирование ранее полученных кредитов и на развитие предпринимательской деятельности. В программе участвуют 50 банков.
Программа «1764» (названа по номеру постановления правительства РФ) – 100 банков, участвующих в программе, выдают предпринимателям кредиты по льготной ставке, а государство компенсирует кредитным организациям недополученную прибыль. Сумма кредита – от 0,5 млн до 2 млрд рублей. Ставка составляет 10,25% для МСП и микропредприятий. Кредит доступен для инвестиционных, оборотных целей, на рефинансирование ранее полученных кредитов и на развитие предпринимательской деятельности.
Программа льготных инвесткредитов для МСП под 2,5% (для средних) и 4% (для микро- и малых) годовых (совмещение программы субсидирования «1764» с «ПСК») – для приоритетных отраслей (обрабатывающее производство, логистика, гостиничный бизнес, деятельность профессиональная, научная и техническая). Сумма кредита – от 50 мл до 2 млрд рублей на инвестиционные цели.
Кредит для инновационных высокотехнологичных компаний МСП на инвестиционные цели и на пополнение оборотных средств. Сумма – до 500 млн рублей. Ставка – 3% годовых. Срок – до 3 лет. Предприятие должно соответствовать критериям: работать не менее трех лет, иметь годовой объем выручки более 100 млн рублей, темп роста выручки за три предыдущие года не менее 12%, создание или использование высоких технологий, наличие результатов интеллектуальной деятельности. Кредит можно использовать на приобретение, реконструкцию, модернизацию, ремонт основных средств; строительство зданий и сооружений производственного назначения, а также зданий для осуществления торговой деятельности и жилых помещений, не предназначенных для личного пользования.
«Зонтичный» механизм – в соответствии с нацпроектом «Малое и среднее предпринимательство» при недостаточности залогового обеспечения для получения кредитов предпринимателям доступны механизмы гарантийной поддержки. Это упрощенный способ получить кредит, если у предпринимателя не хватает залога для получения финансирования. Это гарантия Корпорации МСП перед банком, что обязательства предпринимателя по кредиту будут выполнены. Поручительство предоставляется предпринимателю бесплатно, комиссию оплачивает банк. Сумма поручительства – до 1 млрд рублей. Гарантийное покрытие — до 50% от суммы кредита. Срок кредита – не более 180 месяцев. Кредит можно получить на инвестиционные цели, пополнение оборотных средств, развитие бизнеса, рефинансирование кредита. Участвуют 15 банков.
изображение: корпорация МСП
Льготный лизинг оборудования – программа льготного лизинга оборудования реализуется Корпорацией МСП через дочернюю компанию «МСП Лизинг» в рамках Нацпроекта по поддержке малого и среднего предпринимательства.
изображение: корпорация МСП
По программе «Приоритет+» льготная процентная ставка 6% годовых – для российского оборудования и 8% годовых — для иностранного. Сумма финансирования – до 50 млн рублей. Первоначальный взнос — от 0% стоимости оборудования при наличии поручительства РГО. В остальных случаях – от 10%. Срок лизингового договора составляет от 13 до 84 месяцев. По программе «Приоритет» получатели: микро-, малый, средний бизнес. Единая ставка независимо от страны происхождения оборудования – 12%. Сфера применения оборудования: туризм, медицина, наука, спорт, обрабатывающие производства.
Как отметил министр экономического развития края Виктор Калашников, на встрече есть возможность выяснить, какие меры в Хабаровском крае пользуются меньшим успехом и почему так происходит. На этот вопрос в своем выступлении ответил заместитель гендиректора корпорации МСП Алексей Журавлев. По его словам, не все меры поддержки бизнеса «выстреливают» в Хабаровском крае.
«На Дальнем Востоке льготные программы хорошо действуют в таких отраслях, как туризм, промышленность, переработка, сельское хозяйство, высокие технологии и ИТ. Отдельно хочу отметить высокотехнологичные компании – они имеют возможность получить кредиты с поддержкой корпорации МСП до 100 млн рублей на три года со ставкой 3% – это уникальное предложение на рынке, наверное, больше ничего подобного нет. Но, к сожалению, ни в прошлом, ни в этом годах в Хабаровском крае такие льготные кредиты не выдавались. Это говорит о том, что компании не соответствует ни одному из критериев».
В то же время Журавлев говорит о том, что прошлый год, сложный в экономическом плане, бизнес Хабаровского края прошел достойно – прогнозы о серьезной просадке не оправдались, в том числе благодаря предпринимаем мерам поддержки. Он отметил, что треть занятых в экономике хабаровского края – это субъекты МСП. В 2023 году количество предпринимателей в Хабаровске увеличилось на 23% по сравнению с прошлым годом и составило 96 800.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей Хабаровского края Олег Герасимов обратил внимание на существующую проблему – корпорация МСП предлагает слишком большие деньги – 50 млн рублей под «интересный» процент, но для большинства предприятий региона это слишком высокий порог, многим столько не нужно.
«Микробизнесу нужно зачастую в районе 300 тыс. рублей. В своей работе я не встречал микробизнес, который способен взять кредит 50 млн рублей и вернуть его, да и вообще нуждается в таком кредите. У нас средних предприятий в Хабаровском крае 108 по реестру. Мы все-таки должны подумать о том, как помочь микробизнесу. А самозанятые сказали, им вообще тысяч по 50 надо, не больше. Чтобы корпорация действительно стала популярной, востребованной и изменила ситуацию на Дальнем Востоке, нужны другие условия», – уверен бизнес омбудсмен.
изображение: корпорация МСП
На это Журавлев ответил: «Когда вы говорите, что хочется получить 300 тыс. рублей под 3% – это нереально с точки зрения экономики и с точки зрения стоимости денег. В логике правительства Российской Федерации бюджеты предусмотрены на выделяемые как раз для малых чеков, для того, чтобы предприниматель мог идти в свой объем и получить там эту поддержку».
Директор хабаровской клиники микрохирургии Анастасия Коршунова поддержала регионального уполномоченного по правам предпринимателей Олега Герасимова в части нуждаемости микропредприятий в небольших заемных средствах.
«Именно микропредприятия вроде нас вот нуждаются в таком льготном кредитовании небольшого объема – не более 50 млн рублей. Нас устроит и до 50 млн на срок до пяти лет. И чем меньше процент, тем лучше. Льготный лизинг нас тоже интересует. В целом, полезную информацию с этой встречи мы для себя почерпнули – интернете слишком много информации, просто теряешься. А тут и информацию можно найти, и личные вопросы решить, и контактами обменяться», – добавила она.
На бизнес-встрече было отмечено, что предпринимателям удобнее всего искать для себя информацию о мерах поддержки на бесплатной цифровой платформе МСП.рф Ее удобство в том, что она предоставляет онлайн доступ к федеральным и региональным мерам поддержки. Тут можно найти государственные услуги, бизнес-сервисы, программы по обучению и статистику – все для старта и развития своего дела. Здесь также доступен сервис «360», где можно подать жалобу, сообщить о нарушении своих прав при проверках и получении поддержки.
Юлия БородинаВ Хабаровском крае в рамках оптимизации клиентского пути инвестора планируют на 40% сократить сроки процедур получения земли в аренду, подключения к сетям электро- и газоснабжения, а также доступа к дорожной инфраструктуре. По ряду параметров срок получения документов уменьшится на 100 дней.
В представленном Национальным рейтинговым агентством (НРА) рейтинге оценки инвестиционной привлекательности регионов России за 2022 год Хабаровский край смог подняться на 11 позиций до 21 места, войдя в группу субъектов с высокой инвестиционной привлекательностью. Регион значительно улучшил свою позицию за счет развития институциональной среды и инфраструктуры, однако по ряду параметров есть серьёзные просадки, особенно в части подключения к сетям и по земельным вопросам.
Хабаровский край внедряет новый инвестиционный стандарт и выявленные слабые места были проанализированы в диалоге инвесторов, представителей ресурсоснабжающих организаций, деловых объединений и органов власти. При помощи такого инструмента как картирование были оценены результаты текущей деятельности, визуализированы и плюсы, и недостатки системы взаимодействия.
Для облегчения работы инвесторов разработаны 11 алгоритмов. Они как раз фиксируют прохождение всех необходимых процедур в процессе подключения к газовым и электрическим сетям, получения земельного участка в аренду на торгах и без них, обеспечения доступа к дорожной инфраструктуре.
Как рассказала первый зампред правительства Хабаровского края Мария Авилова, работа по картированию позволила отсечь все лишнее и сократить сроки.
«Процедура подключения к электросетям сократилась на рекордные 113 дней – со 175 до 62 дней при проведении проектно-изыскательских работ, и в два раза – с 16 до восьми рабочих дней – при рассмотрении заявки и заключении договора. Сроки технического присоединения к сетям газораспределения уменьшились на 87 календарных дней при проведении проектно-изыскательских работ и на 14 дней при рассмотрении заявки и заключении договора. Почти вдвое сократились сроки получения земельного участка на торгах – до 107 календарных дней. 80 дней сэкономили инвестору в ходе картирования процедуры обеспечения доступа к дорожной инфраструктуре», – сообщила она.
Эксперты регионального Агентства привлечения инвестиций и развития инноваций (АПИРИ) разработали свои механизмы помощи инвесторам. «Зеленая папка для инвестора» гарантирует, что процесс выдачи разрешений будет ускорен на срок от восьми до 14 дней, а оформление документов возьмет на себя АПИРИ. Механизм «Заинтересованные сетедержатели» максимально упростит инвестору проведение проектно-изыскательских работ на срок от 87 до 113 дней.
Директор АО «Хабаровская горэлектросеть» Ирина Максимова отметила, что в процессе картирования в компании был выявлен ряд проблем.
«У нас уходит много времени на нахождение технических решений, у нас нехватка рабочего персонала, опытных сотрудников, выявлены несовершенства законодательства. Нет типовых проектов – для каждого разрабатывается свой план и поэтому уходит много времени. Вместе с АПИРИ разработали “Зеленую карту инвестора”, по которой мы планируем сократить сроки подключения к электросетям хотя бы на 78 дней с 200 дней. Основная проблема – в затягивании сроков получения разрешительной документации. Срок в 300-400 дней был неприемлем для инвестора», – рассказала она.
Председатель межрегионального отделения «Деловой России» по Хабаровскому краю и ЕАО Денис Грось, работавший в составе группы по оптимизации сроков техприсоединения газоиспользующего оборудования и объектов капстроительства к сетям газораспределения, сообщил, что сроки могут быть сокращены вдвое – до восьми рабочих дней по выдаче договора, на 30% может быть сокращены сроки на этапе проектирования.
«АПИРИ включается в процесс ускоряет процедуру сбора исходных документов для заключения договора. По итогам работы расшили "узкие места" в каждом процессе, исследовали причины потерь, в первую очередь временных», – уточнил он.
Как подчеркнула зампред Мария Авилова, проведенная работа по картированию стала важным шагом выстраивания коммуникаций по взаимодействию инвесторов со всеми заинтересованными сторонами.
«Потенциал и возможности для сокращения, оптимизации сроков для выстраивания сквозного пути инвестора в Хабаровском крае есть. Результатом сегодняшней работы станет переутверждение всех алгоритмов действий, свода инвестиционных правил. За основу возьмем то количество дней, которое сегодня было заложено, однако продолжаем работу по усовершенствованию. Предлагаю пропустить первых инвесторов по новым алгоритмам и посмотреть, где еще есть сложности и недоработки, чтобы оптимизированные сроки осуществились на практике», – подытожила она.
Вопросы вне компетенции региона, в части изменения федерального законодательства, будут направлены для решения в Минэкономразвития России.
Накануне формированию рейтинга инвестиционной привлекательности власти Хабаровского края собирают обратную связь от предпринимательского сообщества. Именно от мнения представителей бизнеса зависит позиция региона в «экономическом хитпараде», итоги которого озвучивается традиционно на Санкт-Петербургском экономическом форуме, который пройдет в этом году с 14 по 17 июня.
Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата оценивает усилия региональных властей по созданию благоприятных условий ведения бизнеса и выявляет лучшие практики, а его результаты стимулируют конкуренцию в борьбе за инвестиции на региональном уровне. Хабаровский края стремится войти в ТОП-20 регионов-лидеров к 2026 году. По итогам рейтинга за 2021 год регион вошел в 16-ю группу из 34.
На заседании проектной группы правительства Хабаровского края по управлению инвестиционным климатом сфокусировались на том, как работают механизмы поддержки частных инвестиций и заемного финансирования. В работе приняли участие представители малого и среднего бизнеса края, институтов развития, финансовых организаций, региональных министерств и ведомств. В ходе заседания руководитель Дальневосточного представительства АСИ Ольга Курилова напомнила бизнес-сообществу, что Хабаровский край участвует в национальном рейтинге инвестклимата и попросила активно участвовать в опросе, отметив, что впервые заполнить опросные листы можно будет электронно.
Министр экономического развития Хабаровского края Виктор Калашников выделил основные проблемы ведения инвестиционной деятельности регионе: «В рамках всероссийского опроса в регионе было опрошено 105 компаний. Выяснилось, что есть недостаток информации о помощи от государства. Присутствует бюрократия – при попытке получить кредитование зачастую предъявляют несуразные требования к обеспечению кредитов. Также предприниматели говорят о проблеме доступности финансирования».
При этом меры федеральной и региональной поддержки обеспечили в прошлом году приток объема инвестиций в основной капитал в крае в объеме 265 млрд рублей. По словам и.о. первого замминистра экономического развития Хабаровского края Валентины Филоненко, на сегодня региональный бизнес инвестировать готов. Бизнес видит, что система поддержки инвестиционной деятельности в крае продолжает развиваться.
В рамках режима новых инвестиционных проектов, введенного с 2022 года, работает возмещение затрат на выполнение инженерных изысканий, проектирование, экспертизу проектной документации и инженерных изысканий; строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры; а также на техприсоединение объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Механизм подходит для инвестпроектов от 50 млн рублей. Также реализуется механизм масштабных инвестпроектов, который позволяет получить землю без торгов на проекты от десяти млн рублей (кроме жилищного строительства).
«В крае действует льготный режим по налогам для региональных инвестиционных проектов. Основные требования: объем инвестиций от 50 млн рублей в создание и развитие промышленных производств. С 2022 года в рамках антикризисного плана внедрен новый механизм поддержки инвесторов, реализующих проекты в сфере импортозамещения – предоставление земельного участка в аренду без торгов для проектов в сфере АПК, авиа-, судо- и автомобилестроения. Сегодня зарегистрировано 119 резидентов в рамках режимов ТОР и СПВ. Отдельные меры предусмотрены для малого и среднего предпринимательства. По поручению губернатора Михаила Дегтярева в 2023 году впервые на трехлетний период принят региональный закон о снижении налоговых ставок по УСН с 6% до 3 % по объекту "доходы" и с 15% до 8 % по объекту "доходы минус расходы". По оценке Минэкономразвития края, закон затронет деятельность почти 3 600 МСП».
Также Валентина Филоненко отметила, что в Хабаровском крае стоит задача нарастить объем жилищного строительства до 1 млн кв. метров в год к 2025 году. Для достижения этого показателя разрабатываются еще две меры поддержки: предоставление земли без торгов для масштабных проектов жилищного строительства и инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль застройщикам, создавшим объекты инфраструктуры под комплексное развитие территорий.
Отдельно Филоненко остановилась на новом механизме – СЗПК (соглашение о защите и поощрении капиталовложений. Механизм рассчитан на проекты от 200 млн рублей и призван стабилизировать условия их реализации на срок от шести до 20 лет.
«Главное предложение механизма – фиксация условий предпринимательской деятельности. Еще одно преимущество СЗПК, позволяющее быстрее выйти в плюс – это компенсация инфраструктурных затрат. В заключении соглашений заинтересованы не только инвесторы, но и регионы. Ведь проекты реализуют исключительно за частные средства. Что отличает этот режим – объем государственной поддержки осуществляется в пределах расчетных налогов. Мы рассчитываем распространить эту практику на большее количество проектов и ждем заявок от бизнеса», – добавила Валентина Филоненко.
Сопровождением процессов заключения СЗПК и мониторингом их исполнения занимается ВЭБ.РФ. Механизм СЗПК носит заявительный порядок – инвестор сам решает какой проект реализовывать. СЗПК предоставляет стабилизационную оговорку на срок соглашения – гарантию неизменности федерального и регионального инвестиционного законодательства, в том числе налоговых условий до десяти лет. Предусматривается возмещение затрат на инфраструктуру.
изображение: пресс-служба министерства экономического развития Хабаровского края
Первым инвестором в Хабаровском крае, который решил воспользоваться механизмом СЗПК стала компания «Амур Минералс» («дочка» АО «Русская медная компания»), которая ведет строительство ГОКа на Малмыжском месторождении. Объем инвестиций – 315 млрд рублей. Компания подала заявку на применение системы защиты капиталовложений в декабре 2022 года, в феврале получили положительное заключение, подписание соглашения ожидается в апреле. Это позволит компенсировать до 50% затрат на объекты инфраструктуры – социальной, коммунальной, транспортной, энергетической.
Руководитель отдела по связям с инвесторами и анализу рынков управления стратегического планирования и развития АО «Русская медная компания» Саид Гасанов отметил, что такие крупные проекты не смогли бы быть реализованы без поддержки государства.
«Мы пересчитали финансово-экономическую модель и поняли, что, получив льготы ТОСЭР и СЗПК, можем повысить финансово-экономическую эффективность и значительно увеличить объемы переработки – с 35 до 104 млн тонн в год. Это позволит нам увеличить годовые суммы налоговых платежей с пяти до девяти млрд рублей. И если мы планировали 1000 рабочих мест, то с помощью мер господдержки смогли на сегодня нарастить их до трех тыс. и более. Эффект колоссальный. Мы как инвесторы видим мультипликативный эффект от мер господдержки. Кроме того, все оформляется дистанционно, все оперативно реагируют на запросы. Не было нерешаемых вопросов, нет проблем с взаимодействием с органами власти», – рассказал Гасанов.
Еще один участник заседания – директор ООО «Хабаровск-Базис» Максим Чехонадский (инвестпроект на 2,1 млрд рублей по строительству распределительно-логистического комплекса) – также отметил дружелюбность со стороны региональной власти.
«Стартануть с инвестпроектом несложно – есть КРДВ, АПИРИ, работающие под эгидой правительства края. От идеи до реализации проекта проделана большая работа, но правительство помогло значительно. Раньше все было очень забюрократизировано, а теперь проходит в нормальном, штатном режиме с разумными понятными сроками. Теперь нам легче строить планы, понимая сроки», – добавил он.
По словам министра экономического развития Хабаровского края Виктора Калашникова, несмотря на все преимущества механизма СЗПК, бизнес практически не делает заявок на получение этой меры поддержки.
«Почему нет заявок? Помимо функции, связанной с компенсацией затрат на обеспечивающую инфраструктуру (50% компенсируется) и сопутствующую (100% компенсируется), также есть опция компенсации затрат на привлечение капиталов. Режим СЗПК применим для проекта комплексного развития территорий».
Тем не менее, по данным регионального Минэкономики, с марта текущего года отмечается возрастающая активность бизнеса в привлечении льготного кредитования.
Наиболее востребованными в крае программами являются программа стимулирования кредитования малого и среднего бизнеса (ПСК), программа субсидирования, реализуемая Минэкономразвития и Корпорацией МСП (программа «1764»), совместная программа «1764» + ПСК (инвестиционная льготная программа).
изображение: пресс-служба министерства экономического развития Хабаровского края
Также в регионе работают отраслевые программы: кредитования сельхозпроизводителей, кредитования предприятий промышленности Фондом развития промышленности, кредиты, предоставленные по поручительствам с «зонтичным» механизмом, промышленная ипотека под 5%, программа льготного кредитования закупок приоритетной импортной продукции, программы микрофинансовой поддержки, программы гарантийной поддержки.
По итогам 2022 года количество зарегистрированных субъектов МСП в регионе осталось примерно на уровне 2021 года – около 50 тыс. Доля кредитного портфеля МСП выросла до 25%.
Увезти с собой впечатления о Камчатке, воплощенные в дереве, разместить на стене рабочего кабинета карту полуострова, выполненную из березовой фанеры, или разместить индивидуальный заказ — с такими желаниями в мастерскую Ильи Кацевича приходят и туристы, и местные жители.
Илья с детства был активным и творческим человеком: спорт, поэзия, музыка. Все это наложило отпечаток на сегодняшнюю деятельность. Убежден, что человек – творец по своей натуре, и любую работу можно делать с вдохновением, получая от нее удовольствие, заряжая других людей. Имея высшее экономическое образование, Илья в свои 37 лет имеет 15-летний производственный стаж.
— Всегда интересно, как человек приходит к выбору той или иной творческой деятельности, ведь направлений в этой сфере множество. Расскажите о своем опыте.
— Можно сказать, что я работаю по профессии — руковожу коллективом, при этом реализовываю свой творческий потенциал вместе со своей небольшой командой. Лазерную резку и гравировку освоил через практику, начиная с простых заказов и погружаясь в тонкости работы с различными материалами.
Еще в детстве я всегда обращал внимание на различные сувениры, выполненные с применением ручного труда, которые видел в других странах. Есть люди, тонко чувствующие энергетику вещей, отношу себя к таковым, поэтому уделяю особое внимание дизайну и качеству исполнения изделий на своем производстве. Наверное, это подметил мой отец — он дал мне импульс, предложил бизнес-идею по оказанию услуги лазерной гравировки в 2009 году — это было началом моей производственной деятельности.
— Эта работа пришлась по душе, но мастерскую вы же не сразу открыли?
— Конечно не сразу. Сначала проработал в компании своего отца около четырех лет, получил хорошие навыки по работе как с самим оборудованием, так и с клиентами. Мы закрепились на камчатском рынке в этой сфере, а в 2014 году я открыл собственную мастерскую под названием Lasermade, значительно расширив спектр изготавливаемых изделий. Помимо работы с со специальным пластиком и оргстеклом, я начал плотно работать с березовой фанерой, набирал опыт, улучшал навыки по работе с ней: от шлифовки до покраски и закрепления специальными лаками и эмалью в отдельных случаях.
Так с проектом «Мастерская Lasermade» я работал на Камчатском рынке до лета 2020 года, а потом в авантюрном порыве вместе с сестрой и коллегой по цеху переехали жить в Адыгею, в Майкоп: запаковали лазерные станки в контейнер и отправили их туда. Для меня это было неизведанное место, и пусть это не очень популярный выбор для переезда, для меня это был своеобразный вызов. Там через полгода мы с коллегой запустили большой цех лазерной резки, но так вышло, что я прилетел на Камчатку в командировку… и остался, вернулся к истокам — сейчас я руковожу мастерской лазерной гравировки и УФ-печати в ООО «Артмейкер». Камчатка не отпустила. И вот тут уже произошло переосмысление и настало время для усиления позиций.
— Все, что ни делается — к лучшему. Что сейчас в вашем ассортименте?
— Как и раньше, мы занимаемся сувенирной продукцией с региональной символикой: магниты, брелоки, значки, фоторамки, органайзеры, панно, элементы декора из дерева: карты России и регионов из дерева, медальницы, 3D-головы животных из дерева, именные подарки, а также деревянные наградные доски и дипломы. Также широко применяем оргстекло в создании наградной атрибутики: статуэтки, кубки, медали и прочее.
Освоили ультрафиолетовую печать на широком спектре материалов, но при этом в нашем ассортименте есть продукция с ручной росписью, в производстве которой мне помогает моя сестра, она тоже очень творческий человек. К новому туристическому сезону выйдет свежая, яркая, сочная коллекция сувенирной продукции под брендом Mayak.gift!
— Какие образы используете в своих изделиях?
— Многое навеяно местом, где мы живем: вулканы, ездовые собаки, крабы, косатки, лосось: горбуша, голец, микижа — детально подходим, рыбак точно определит, что за рыба. На рынке камчатской сувенирной продукции с такой детализацией по лососю не так уж много подобных сувениров. Сотрудничаю с иллюстраторами, но также мы используем в своей работе ресурсы с искусственным интеллектом — с помощью генерации изображений получаем образы, отбираем их очень тщательно. Но человеческий фактор не отменяем.
— Вы упоминали о персонализации сувениров. О чем идет речь?
— Это мое конкурентное преимущество. Мне интересно делать так, чтобы заказчик становился творцом, участником процесса. Люди могут нам прислать свои наброски, а мы строим дизайн будущего изделия. Потом вносят правки, и мы творим дальше вместе. Или же работаем без набросков, по запросу клиента.
— Ручной труд используется в производстве?
— Безусловно. От ручного труда не уйти, если мы хотим видеть уникальную продукцию. Это моя твердая позиция: ручной труд необходим, он наделяет изделие душой. Не все понимают, что такое ручной труд в сувенирной продукции и недооценивают его. Тем не менее, ценность ручного труда возрастает. Это дорого, но мне важно сохранять эту составляющую. Тем более, что это — дополнительные рабочие места, сдельная работа для студентов. Сейчас работаем втроем, но планируем расширять команду для тиражирования продукции перед новым турсезоном.
Любая предпринимательская деятельность направлена на извлечение прибыли, но есть важнейший момент — получать удовлетворение от своей работы. На своем опыте знаю, что есть люди, которые всегда ищут что-то особенное, не рядовое, аутентичное, кому не хочется типовых сувениров. Я, если увижу особый почерк в изделии, которого раньше не встречал, обязательно приобрету его. Сувенир должен вызывать какую-то эмоцию. У меня есть стремление, чтобы продукт вызывал теплые эмоции — тут нужно вкладывать свою энергетику, особым образом подходить к работе. Также и команда должна быть заинтересована.
— Материалы каких производителей вы используете?
— Оргстекло закупаем от корейских и китайских производителей через российских дистрибьюторов. Березовую фанеру приобретаем российского производства. Лазерная резка и гравировка достаточно требовательна к качеству фанеры, чтобы держать качество продукции на высоком уровне с сохранением производительности, требуется тщательно отбирать каждый лист. Морилка – российская, краски, лаки – импорт.
— Илья, кажется, что магнит сделать совсем несложно. Но явно обыватели ошибаются. Что стоит за изготовлением из фанеры на магнитной основе?
— Сначала нужно определиться с дизайном, подготовить макет для станка, определить в задании какие элементы должны вырезаться и в каких местах нужно выполнить гравировку, затем множим макеты в программе (выполняем верстку), далее запускаем на ЧПУ-станок с СО2-лазером на заранее выбранных параметрах: скорость и мощность гравировки и резки, делаем заготовки, а потом переходим на стадию шлифовки специальными шлифмашинками для удаления нагара после лазерной вырезки. После этого заготовки переходят в покрасочную: покраска/томповка (по большей части, ручная или в колерной с помощью краскопульта), далее — однодневная сушка, потом сборка, склейка с виниловым магнитом и упаковка.
— Вы помогаете в продвижении камчатского бренда?
— Наша продукция получила высокую оценку на международном конкурсе качества «Гемма» в 2016 году. В 2022 году представляли Камчатский край на Восточном экономическом форуме на острове Русский. Там я получил уникальный опыт делового общения с представителями других регионов в сфере сувенирной продукции. Намечены планы по сотрудничеству. В 2021 году на Всероссийском конкурсе «Туристический сувенир» в Уфе мы заняли первое место в номинации «Сувенир региона» – победили наши деревянные значки с ручной росписью в виде краба. На Камчатке мы регулярно участвовали в экспозициях Камчатского выставочного центра. Что касается экспорта за рубеж — мы сотрудничали с Камчатским центром поддержки экспорта, с помощью которого выходили на торговую площадку e-bay и сделали продажу одного магнита в США. Далее нужно было раскручивать свой аккаунт, чтобы налаживать продажи, но не нашлось на это свободного времени, сконцентрировались на работе для своих.
Четыре месяца назад улан-удэнка Майя Султумова открыла магазин одежды «Гоёшуултаяа», что в переводе с бурятского означает «для модниц и модников». Это первый в Бурятии магазин, где есть самый большой ассортимент одежды с элементами национального колорита. При этом, если раньше считалось, что бурятские национальные наряды принято надевать лишь на традиционные праздники, или, к примеру, для выступлений на сцене, то сейчас предприниматель создала уникальную коллекцию одежды под личным брендом, которую можно носить каждый день – как на работу или учебу, так и для отдыха в дорогом ресторане.
Всё сама — это про Майю Султумову. Придумать образ — сама, сшить — сама, дизайн и ремонт помещения бутика — тоже сама. В магазине, как и в одежде, всё продумано до мелочей. При входе взгляд сразу выхватывает белый электрокамин, уютные мягкие кресла. Пол выложен плиткой, узор которой отсылает к волнам Байкала, на стенах — картины бурятских художников. В соседнем помещении есть даже мини-кухня для того, чтобы приготовить чай и перекус для посетителей. И все эта роскошь — в необычном для магазинов одежды месте — на автовокзале Улан-Удэ.
— Мы целенаправленно открыли магазин здесь, сюда со всех бурятских районов приезжают сельчане и уезжают отсюда же. Всю эту обстановку, красоту делали для всех жителей республики. Чтобы люди сюда заходили и видели, прикасались, чувствовали красоту. Мы встречаем посетителей бурятскими приветствиями, прощаемся также – это наше внутреннее правило. Когда люди заходят, мы приглашаем присесть, отдохнуть. Наливаем гостям чай, угощаем. Здесь они ощущают, что никуда торопиться не надо, а можно насладиться моментом. Отдохнуть, примерить самые разные наряды, пофотографироваться. Я не делю покупателей на городских и сельских, богатых и бедных. Хочется, чтобы каждая девушка или женщина могла позволить себе купить любую вещь в нашем магазине, — говорит Майя Султумова.
Качественной, недорогой одежды ей и самой много лет не хватало в Улан-Удэ. Поход по магазинам за новыми нарядами оборачивался скорее расстройством, чем удовольствием.
— Особенно после эпидемии короновируса пришло осознание, что в магазинах стали продавать одежду либо неоправданно дорогую, либо из материалов очень плохого качества. Сначала я владельцам ателье предлагала: почему бы вам не открыть при ателье свой магазин, чтобы там продавать сшитые вами наряды? Ведь очевидно же, что дефицит хорошей одежды в Бурятии налицо. Никто не захотел. Многие ателье, наоборот, стали закрываться, став неликвидными, ведь индивидуальный пошив стоит дорого. Тогда я решила — а почему я сама не могу это сделать? Пошла и купила себе машинки, огромные столы, помещение у меня уже было тогда, так появился мой швейный цех, в котором я работала поначалу одна. Соответственно потом понадобился магазин, чтобы реализовать свою продукцию, — рассказывает владелица модного бутика.
Качественные ткани бизнесмен покупала на заказ, ткани, пуговицы, фурнитуру искала в других регионах.
Не быть как все
За плечами у Майи Султумовой обучение по специальности «портной верхней одежды» в лицее, затем экономический факультет в вузе. А еще порядка 30 лет предпринимательского опыта. Начинала она с киосков, павильонов, потом 20 лет владела популярным в городе кафе. По ее словам, она ни на минуту не сомневалась, что в том, что и этот новый бизнес у неё тоже получится. Тем более что тяга ко всему прекрасному и к красивым нарядам у неё была с самого детства. Ей удавалось заметно выделяться из толпы даже, когда она училась в советской школе, когда была вынуждена одеваться, как все: коричневое платье, воротничок и белый фартук.
— Я из многодетной семьи, нас было четверо детей, я старшая. Родители работали на заводе. Мы жили небогато. Но папа с мамой у меня всегда были очень красивыми. Папа был похож на артиста, носил стильные шляпы, на него оглядывались прохожие. Мама тоже обожала красивые причёски, носила модную обувь и платья. Видимо, глядя на них, я тоже всегда тянулась к красивому. Не могла одеваться в серое или черное. Какие-то элементы одежды должны были быть всегда, чтобы выделяться. Перешивала мамину одежду для себя. Переделала и школьный наряд. Сделала себе большой красивый воротничок, лямки от фартука отрезала и перешила, получилось красиво, модно, не как у всех, — вспоминает Майя.
И сегодня для создания коллекции под личным брендом ««Гоёшуултаяа» дизайнер-швея использовала как цвета яркие, так и нежные пастельные оттенки. Никакой серости. Но главное отличия коллекции мастерицы – национальные мотивы и смешение стилей.
— Смешение стилей я тоже приветствую. Так, например, у меня в коллекции есть спортивная одежда, которую я называю «спорт-шик». С виду это обычный спортивный костюм, но национальные элементы делают его особенно стильным, нарядным, хотя он по-прежнему остается повседневной одеждой. В таком костюме можно как сходить в спортзал, так и отдохнуть с друзьями в кафе.
Если раньше наряды с бурятским орнаментом носили только бабушки из глубинки, или артисты для выступлений, то сейчас, в том числе благодаря Майе Султумовой, появляется новая повседневная одежда с буддийскими узорами и бурятской символикой. Покупать вещи, подчеркивающие национальную идентичность, становится популярным в Бурятии явлением.
— В целом, мы шьем самые разные наряды для всех возрастов: мужские и женские спортивные костюмы, брючные костюмы, платья, футболки, куртки, сумки и т.д. Есть даже конверты для выписки из роддома. В одежде много буддийских узоров. Буддизм — часть Бурятии, и мне это близко. Ткани наши — торгон (монгольский шелк. — прим. ред.), тесьма, пуговицы расписные. Мы сейчас должны возрождать свою культуру, чтобы она не исчезла. Поэтому мне важен национальный колорит в одежде. Мне кажется, сейчас идёт возрождение национального самосознания, — уверена Майя Султумова. — Если раньше для молодежи было почему-то стыдно говорить на бурятском, то теперь многие наоборот стремятся к этому, записываются на курсы бурятского языка. Надо сохранять культуру. Кто если не мы? Если я хоть на какую-то частичку буду причастна к этому возрождению, то для меня это дороже всех денег!
Особенно ценным для предпринимателя стало появление новой тенденции — вслед за юными девушками в ее магазин потянулись и парни, которые тоже хотят носить одежду с национальными узорами.
— Молодёжь любит нашу одежду. В том числе покупают не только буряты, но и русские. Когда я вижу покупателей-парней, которые ищут себе что-то этническое, но не могут найти то, что им нравится, то у меня к ним особое отношение. Я знаю, что женщины могут надеть любой наряд в любом месте, а то, что ко мне потянулась молодежь и парни — для меня это особенно ценно. Если они не могут подобрать для себя подходящий наряд, мы предлагаем им пошив изделия на их вкус, — поясняет Майя Султумова.
Как выяснилось за четыре месяца работы, расположить магазин на автовокзале, оказалось правильной идеей. Сюда стекаются не только жители районов Бурятии, но и иногородние туристы, которые хотят уехать на Байкал или посетить другие достопримечательности республики.
— Покупают у меня одежду приезжие из Москвы, Иркутска, Сочи, Новосибирска, Екатеринбурга и других городов. Летом мы ожидаем большое число приезжих. Готовим к продаже не только одежду, но и сувениры, — делится модельер.
Возможно уже скоро аналогичный магазин откроетя в Иркутске. Жители города по соседству весьма заинтересовались новинкой и тоже хотят одеваться в «Гоёшуултаяа».
В поисках здоровых перекусов для себя и своего малыша Светлана Ишкова занялась изготовлением чипсов из фруктов и пастилы с помощью обычного бытового дегидратора. Спустя считанные месяцы она открыла дело, арендовала мини-цех и оснастила его на выигранные грантовые 500 тыс. рублей необходимой техникой, а теперь запустила линейку батончиков «Снэки со вкусом Хабаровского края». Ничем хоть близко похожим на предпринимательство в свои 25 лет Светлана раньше не занималась, а по образованию она юрист. Просто, когда решила открыть дело пришла в хабаровский центр «Мой бизнес» и спросила: «А расскажите, как…».
В небольшой комнате, которая гордо зовётся мини-цех, постоянно стоит негромкий гул от сушильных шкафов, а воздух насыщен ароматами апельсинов, яблок, груш, ягод… ещё чего-то непонятного, но вкусного. Невысокая девушка в шапочке и спецкостюме колдует над миской:
— Семена льна… семечки тыквенные… подсолнечные… кунжут и сироп топинамбура…
Так рождаются флаксы — зерновые крекеры, энергетические батончики, одним словом — полезная и здоровая замена бутерброду и чипсам. В них не зашкаливают углеводы, нет холестерина, жиры только полезные, включая Омегу-3, и большая порция витаминов группы А, В, D и Е.
— Сахара ни грамма! — категорически восклицает Светлана Ишкова, хозяйка этого островка вкусной и здоровой пищи, мама полуторагодовалого малыша и новоиспечённый предприниматель: зарегистрировалась в сентябре 2023 года. — Ни в одном из наших продуктов нет сахара. Даже в пастиле — ни мёда, ни сахара. Только вот в батончиках сироп топинамбура, который разрешён даже диабетикам.
Польза, натуральность и сохранение естественного вкуса — это те самые «три кита», на которых Светлана строит своё дело. Началось всё с глубоко личного — у малыша появились проблемы с кожей. Тогда-то как раз и родилась идея приготовить лакомство, но такое, которое бы не содержало химии и было бы максимально здоровым. Сначала, конечно, были поиски в магазинах, на рынках… Пастилу, например, найти не проблема, но один производитель, не стесняясь, подсыпает крахмал, другой также щедро добавляет сахар, усилитель вкуса, консервант. История знакомая всем, кто хоть раз читал то, что написано на этикетке.
В других случаях, рассказывает Светлана, всё основательно заливается мёдом, который вроде бы и полезен — хотя та ещё углеводная бомба, но забивает напрочь вкус других компонентов – будь то орехи или фрукты. Потому-то и пал выбор на дегидрацию — причём бережную.
— У меня процесс сушки идёт на 40 градусах, занимает он примерно 12 часов, — рассказывает Светлана. — Это позволяет максимально сохранить и полезные ингредиенты, и вкус. Я хочу, чтобы мои фруктовые чипсы из яблок были как яблоки, из апельсинов — как апельсины, а не как такие, которые пересушены, крошатся, и только отдалённый аромат напоминает о первоначальном вкусе оригинального продукта!
Это сейчас у Светланы два больших промышленных дегидратора с массой настроек, датчиков, постоянным контролем за процессом, а начинала она с обычного бытового «агрегата». Понятное дело, что угощала всех родных, друзей, близких, и когда накопилась критическая масса комплиментов, подумала: «Если это так хорошо, почему бы не поделиться этой вкусной пользой с другими? Почему не сделать на этом бизнес?». Идея практически со скоростью мысли преобразовалась в действия. И первым из них был поход в центр «Мой бизнес».
— По образованию я юрист, с красным дипломом, — продолжает рассказ Светлана. — Считаю, что я успешный юрист, и юриспруденция не только помогла мне, в становлении как личности, появлении каких-то амбиций, но и сейчас она мне помогает в производстве и организации бизнеса, хотя раньше я работала в найме — в группе компаний, которая занималась переработкой лома, отходов драгметаллов. И всё же как предприниматель я была абсолютным, ничего не знающим новичком.
Такие абсолютные новички, у которых из активов одна лишь идея, составляют внушительный пласт обращающихся в центр «Мой бизнес». Здесь работают, помогают, консультируют, учат, конечно же и тех, кто уже основательно стоит на ногах, но для начинающим здесь выделен особый ресурс.
— Преимущество центра «Мой бизнес» как раз в том, что мы на всех уровнях осуществления предпринимательской деятельности оказываем разный спектр услуг, — говорит Ксения Вязникова, директор центра «Мой бизнес». — Интересно и с начинающими поработать, к тому же, кто, если не мы, кто, если не центр оказания поддержки в качестве одного окна, сможет поддержать начинающего предпринимателя? Вывести его на тот уровень, который он желает, подсказать, дать ему знания, то есть мы— это не только про деньги история, а ещё и про знания. Также плотно мы работаем и с уже действующим бизнесом, у которого есть опыт, потенциал роста, который тоже может поделиться опять же с начинающими, поработать в некоторой коллаборации с ними. Плюс получить от центра «Мой бизнес» какую-то финансовую поддержку, масштабироваться до такого уровня, чтобы выйти на экспорт.
Светлана пришла в «Мой бизнес» в статусе самозанятой, и после цикла консультаций, обучения, поняла, что при все плюсах такого способа работы, есть и минусы. Самый очевидный — невозможность участвовать в больших мероприятиях типа городских, краевых ярмарок.
— Дело в том, что у граждан, которые зарегистрированы в качестве самозанятых, нет возможности получить декларацию соответствия, — поясняет Светлана. — А это та самая разрешительная документация, которая позволяет продукции выйти на, на уровень продажи через магазины, через сети и так далее. И вот я осенью зарегистрировалась как индивидуальный предприниматель, и получила эти документы в феврале. Так что у меня сейчас путь свободен!
Помимо знаний — но тут уже во многом заслуга и самой Светланы — получилось с подачи центра «Мой бизнес» разжиться стартовым капиталом в 500 тыс. рублей. Именно такого размера грант выиграла начинающая бизнесвумен в конкурсе молодых предпринимателей. Собственно, на эти деньги и был арендован цех, приобретено оборудование.
Помогли в Светлане в центре «Мой бизнес» и с требованиями Роспотребнадзора справиться — как никак пищевое производство, это не шиномонтаж! И даже с поиском названия для бренда и его регистрацией плечо подставили.
— Мой бренд называется «Loxia», и вот как всё было, — рассказывает Светлана. — Сначала я хотела название «Juicy snack», но пришла на очередную консультацию в центр «Мой бизнес», и мы проверили по открытым базам Роспатента: это название оказалось занято. Сейчас в России зарегистрировано порядка 900000 товарных знаков, и очень сложно придумать что-то новое. Мы стали думать, как же будет называться наш бренд и случился виток в сторону Хабаровского края, в сторону нашего колорита: мы стали изучать наших местных птичек, зверушек. И как раз-таки «Loxia» — это по латыни клёст. У нас есть такая птичка клёст-еловик, которая водится на Дальнем Востоке, и вот она стала основой нашего бренда.
Опять же в центре «Мой бизнес» Светлане посоветовали присмотреться к местному сырью, которое может стать основой, или ингредиентом для конечного продукта. В результате родился грантовый проект «Снэки со вкусом Хабаровского края» — энергетические батончики в составе которых и местная актинидия, и кедровый орех, и даже ламинария с побережья Охотского моря. Кстати, дизайн упаковки, рисунки для неё создала хабаровская художница Анна Плахотник.
Резонный вопрос: что дальше? О чём голова болит у молодой мамы и предпринимателя? Конечно же о продажах.
— Я очень надеюсь, что в ближайшее время мои фрипсы, пастила и флаксы появятся в магазинах, — делится Светлана. — Мне очень хочется, чтобы мой товар появился в наших каких-то аутентичных магазинах, которые тоже придерживаются философии пользы, продвижения бренда Хабаровского края. И конечно же будет доставка — буквально со дня на день заработает сайт, на котором можно будет выбрать и заказать доставку. В идеале, конечно, хотелось бы выйти на торговые сети, где я смогу реализовывать продукт, затрачивая минимальное количество времени на контакт с клиентом.
«А как же семья?!» — воскликнет дотошный читатель. Удивительно, но Светлане удаётся быть успешной и здесь, сохранять баланс между бизнес-производственными процессами и семейным уютом. Главное, считает наша героиня — правильно всё спланировать и распределить время.
— У меня получается держать этот баланс, быть мамой ребёнка, которому год и восемь месяцев, быть женой, которая любит, накормит, погладит, и быть предпринимателем! — уверенно заявляет Светлана. — При этом мне кажется, что я забочусь не только о своей семье, но и забочусь о людях, которые заботятся о своём здоровье посредством своего продукта.
Конечно же я не пропадаю на работе. Есть и выходные, и свободное время, более того, у нас есть семейные традиции — семейный ужин. Мы с родителями встречаемся, садимся за стол, обсуждаем, как прошла наша неделя. Делимся, выезжаем куда-то на природу.
Муж очень помогает. Мне даже кажется, что больше меня переживает за дело, потому что он понимает, что я девочка, что где-то я слишком эмоциональна и что это непростой труд, даже очень тяжёлый временами — в буквальном смысле. Вы сейчас видите уже готовую продукцию, и она весит немного, а за ней стоит и доставка, и подъём тяжёлых коробок. Я же покупаю фрукты оптовыми партиями по 20, 40, 50 килограммов. Вот ты купил, а муж на работе. Надо же как-то занести, входишь партиями, носишь…
На килограммы уже идёт и вес выпускаемой продукции — а ведь она «худееет» по сравнению с сырьём в десятки раз. Пока ежедневный выпуск составляет 20 килограммов. Про наращивание объемов Светлана говорит с осторожностью, надо наладить сбыт. Не хочет, чтобы залеживались полезные перекусы. Хотя у них и долгий срок хранения — 12 месяцев, но чем меньше полежало, тем больше пользы. А это главная философия Светланы Ишковой.
Подходы налоговой службы к борьбе с дроблением бизнеса необходимо пересмотреть, считают в бизнес-сообществе. По оценкам экспертов, нередко санкции применяют к предприятиям, которые не получают необоснованной налоговой выгоды от «сомнительных схем». И в этой связи объявленная президентом амнистия за дробление бизнеса, хотя и является важной и нужной мерой, радикально на ситуацию не повлияет. Как сегодня предприятия дробят бизнес, какую позицию ФНС занимает в отношении нарушителей, и какие меры способны улучшить налоговый климат, разбиралась редакция EastRussia.
О том, что необходимо разработать параметры амнистии за дробление бизнеса, Владимир Путин объявил в ходе послания Федеральному собранию 29 февраля. Речь идёт о «некрупных компаниях, которые при фактическом росте бизнеса вынуждены использовать схемы налоговой оптимизации».
На каких условиях реализуется поручение президента, ещё неизвестно — проект об амнистии находится в разработке. Пока ФНС работает без изменений.
Налоговый консультант Галина Ткаченко отмечает, что глава Федеральной налоговой службы Даниил Егоров выделяет борьбу с дроблением бизнеса и серыми зарплатами как актуальные направления работы ведомства в текущем году.
«Если раньше в приоритете были незаконные вычеты по налогу на добавленную стоимость, сегодня эти нарушения отработаны в рамках камеральных проверок. Налоговая очень активно занялась именно дроблением бизнеса, и я это вижу в своей работе», — комментирует эксперт.
За неполные шесть лет объём налоговых доначислений из-за дробления предприятий, оспариваемых в судах, составил более 56 млрд рублей. Об этом ранее сообщала налоговая служба. Последние громкие дела связаны с именами известных блогеров Лерчека и Елены Блиновской. В Приморском крае одним из резонансных стало дело крупной сети ресторанов быстрого обслуживания «Репаблик».
Схемы оптимизации налоговых издержек применяются в разных отраслях и видах деятельности от торговли до сферы услуг.
Предприятия дробят на юрлица и ИП, используют франшизы, торговые площади сдают в аренду родственникам, чтобы оставаться на упрощённой системе налогообложения (УСН). Выгода очевидна: на УСН предприниматель в зависимости от выручки платит 6-15% налогов. Но как только его доходы превышают определённый лимит, он обязан перейти на общую систему налогообложения – ОСН, а значит, в полном объёме вести бухгалтерский и налоговый учёт и уплачивать НДС, налог на прибыль либо НДФЛ и нести другие расходы.
Если налоговая инспекция выявляет схему дробления бизнеса, она доначисляет налоги, исходя из совокупной выручки предприятий плюс штрафы — 40 % от доначисленной суммы налога и пени. В результате нарушитель должен заплатить в бюджет не 6%, а в разы больше, (платится 20 % НДС путём расчёта: доход:120 х 20, а кроме того, 20% налог на прибыль либо 13 — 15 % НДФЛ (для ИП), причём за три предыдущих календарных года и текущий период 2024-го (сроки, которые учитывает камеральная проверка).
По словам Галины Ткаченко, суммы доначислений обычно стартуют от 20 млн рублей. Известен случай, когда предпринимателю из Уссурийска доначислили 130 млн рублей налогов.
Если же нарушитель не хочет, чтобы в отношении него было заведено уголовное дело по результатам налоговой проверки, он обязан самостоятельно сдать налоговые декларации и донести свою позицию налоговому органу. И здесь обычно начинаются судебные разбирательства, когда налогоплательщик пытается доказать, что дробил бизнес не для получения налоговой выгоды. Как правило, безуспешно.
Регулярно в новостную повестку попадают резонансные дела, связанные с предполагаемым дроблением бизнеса. Так, налоговая инспекция заподозрила в незаконной оптимизации известное предприятие «Приморский кондитер» (ООО «Примкон»). По результатам выездной проверки в 2019 году компании доначислили более 43 млн налога на добавленную стоимость плюс штрафы и пени. Фискальный орган посчитал, что «Примкон» уменьшил налоговую базу, оформив магазины на аффилированных лиц — вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей.
Однако суд, исследовав обстоятельства дела, не согласился с такой позицией. Инспекции не удалось доказать, что дробление производилось исключительно с целью уменьшения налоговой нагрузки, а не в целях ведения предпринимательской деятельности.
В подобной ситуации оказался и ритейлер, депутат думы Хасанского муниципального района, известный меценат Александр Кучкин. В 2021 году в офисе его компании состоялась выездная проверка с участием людей в форме, похожей на СОБРовскую. Налоги предпринимателю доначислили на том основании, что торговые помещения он сдавал в аренду собственной сестре, позже инспекция определила и других лиц, которые могли быть причастны к дроблению бизнеса. В результате сумма налоговых обязательств выросла до 78 млн рублей.
Пожалуй, самое резонансное в Приморье дело 2023 года началось обысками у директора сети ресторанов Republic (компания «Инстрой»). Предприятию доначислили 83 миллиона рублей налога. Во время обыска по месту жительства подозреваемого следователи изъяли более 23 млн рублей и свыше 12 тысяч долларов США. А в феврале налоговая инспекция подала иск о банкротстве должника в Арбитражный суд Приморского края. Последним решением суда от 14 марта 2024 года производство по делу о признании ООО «Инстрой» несостоятельным (банкротом) прекращено. «Уполномоченный орган через канцелярию суда представил в материалы дела дополнения к заявлению, в которых указывает, что должником было произведено полное погашение задолженности», — следует из материалов дела.
И тем не менее, нередко ответственное лицо действительно думает, что оптимизирует свою деятельность в соответствии с законом.
«Например, предприниматель открыл ИП и одновременно значится директором юридического лица. ИП находится на упрощённом режиме, юрлицо – на общем режиме налогообложения, при этом они занимаются одним и тем же видом деятельности. Но когда клиенту надо, допустим, выставить счёт с НДС, это делает юрлицо. И налоговая по результатам проверки складывает вместе доходы ИП и юрлица и доначисляет налоги. Сейчас в моей практике это происходит достаточно часто. Учитывая, что доначисления по общему режиму начинаются от 20 млн рублей, малому бизнесу очень тяжело нести такую нагрузку. Думаю, до президента донесли актуальность этого вопроса, что малый бизнес часто не с целью ухода от налогов, а просто по незнанию попадает в подобные ситуации», — говорит Галина Ткаченко.
В то же время предпринимательские объединения считают проблемой отсутствие, по их оценке, чётких критериев дробления бизнеса в законодательстве. Так, «Опора России» предлагает пересмотреть подходы фискального органа к работе с налогоплательщиками в этом отношении и основным критерием сделать получение необоснованной налоговой выгоды. Если предприятие не сэкономило на налогах вследствие дробления бизнеса, значит, и строгих санкций к нему применять не следует, считает руководитель комитета приморской «Опоры России» по налогам и налоговому администрированию Александра Гомзякова.
«Одна из главных головных болей предпринимателей — они переживают, что их будут подозревать в дроблении бизнеса. С одной стороны, действительно, есть налогоплательщики, которые дробят бизнес, чтобы снизить налоговую нагрузку и получить необоснованную налоговую выгоду. С другой, те методы, которыми пользуется наше государство в отношении предполагаемых нарушителей, достаточно усреднённые, и очень часто под критерии дробления бизнеса попадают предприниматели, которые не получают налоговой выгоды от того, что имеют несколько предприятий», — поясняет эксперт.
Собеседница подчёркивает, что есть виды деятельности, которые требуют лицензирования и могут вестись только юридическими лицами. Например, юрлицо необходимо для торговли алкоголем. В ряде случаев бизнес дробится с целью диверсификации рисков, ведь те же штрафы во многих случаях для ИП ниже. Очень часто индивидуальному предпринимателю проще получить какие-либо разрешения. «Вариантов много, но, когда налоговая инспекция начинает искать в деятельности предприятия признаки необоснованной налоговой выгоды, она подходит к этому достаточно формально», — акцентирует Александра Гомзякова.
Что касается позиции налоговой службы, ранее в одном из интервью глава ФНС Даниил Егоров говорил, что к теме установления критериев дробления бизнеса ФНС уже подступалась, но безуспешно. Исследование опыта других стран относительно дробления бизнеса, по его словам, также не принесло результатов. «Они говорят очень просто: мы идем из принципов взаимозависимости. Если под тобой есть «зонтик» компаний, неважно, кто и чем занимается, мы смотрим через собственность», — цитировало Егорова РБК.
Примечательно, что фискальная политика в России за последние годы претерпела серьёзные изменения. Ещё в 2020 году малый бизнес платил ЕНВД (единый налог на вмененный доход) с площади, не было ни онлайн-касс, ни системы маркировки «Честный знак», сегодня ситуация изменилась коренным образом. И бизнесу нелегко справляться с возросшей нагрузкой. В 2023 году уполномоченный при президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов создал рабочую группу из региональных уполномоченных, в рамках которой был подготовлен специальный доклад по практике налогового администрирования и его влиянии на предпринимательскую деятельность. Риски привлечения предпринимателей к ответственности за дробление бизнеса при оптимизации налогообложения в докладе обозначены как одна из главных проблем, рассказывает приморский бизнес-омбудсмен Марина Шемилина.
«Во-первых, сегодня мы не видим чётких критериев дробления бизнеса. Во-вторых, есть случаи, когда предприниматели работают по определённой схеме не один год, считая, что таким образом оптимизируют налоги, налоговая инспекция принимает все декларации, отчёты и не задаёт вопросов. А потом почему-то выясняется, что налогоплательщик — нарушитель, который занимается дроблением бизнеса. И мы очень рады, что президент нас услышал и подчеркнул, что нужно думать о том, как стимулировать развитие бизнеса, а не тормозить его», — комментирует бизнес-омбудсмен.
В УФНС по Приморскому краю отмечают, что налоговая обычно идёт навстречу предпринимателям при выявлении подобных нарушений и даёт им возможность избежать штрафов, погасив задолженность. Об этом говорит и Марина Шемилина.
«Как правило, налогоплательщику предлагают во избежание штрафных санкций подать уточненную декларацию за прошлые периоды и с нового периода начать работать по-новому. Кто-то из предпринимателей идёт на это, оплачивает доначисленные налоги и закрывает вопрос. В противном случае налоговая проводит камеральную проверку — тогда уже появляются штрафы, и предприниматель в судебном порядке начинает их оспаривать. Отмечу, что в нашей практике крайне мало случаев, чтобы налоговая была принципиально не права, как правило, речь идет об уменьшении размера предъявляемых претензий», — рассказывает омбудсмен.
Марина Шемилина также подчеркнула, что для придания амнистии системного эффекта, а не точечной выгоды, необходимо выработать новую консолидированную позицию по корректировке действующих условий применения специальных налоговых режимов и парамертам «бесшовного» перехода со спецрежимов на общий режим налогообложения.
В каком виде будет действовать амнистия, пока неизвестно. Ожидается, что нарушителей освободят от штрафных санкций, но совершенно точно речи не идёт о полном прощении всех доначисленных налогов, поясняют источники агентства. И вопросы, обозначенные выше, с помощью амнистии не решить. Здесь необходимы другие меры.
«Амнистию президент объявил в рамках закона о контрольно-надзорной деятельности, то есть амнистируют нарушения, которые не находятся в рамках Налогового кодекса. Дело в том, что за одно и то же нарушение предпринимателя штрафуют дважды — по Налоговому кодексу и Кодексу об административных правонарушениях. Соответственно, контрольно-надзорный орган простит те нарушения, которые предусмотрены Административным кодексом», — уточняет Александра Гомзякова.
При этом некоторые опытные предприниматели не советуют коллегам спешить в ФНС с чистосердечным признанием. «Дело в том, что амнистии для предпринимателей не в первый раз объявляются, но я никогда не рекомендовал собственникам своей компании участвовать в этих мероприятиях. Как говорится, чистосердечное признание — это прямой путь на чёрную скамью», — анонимно делится своим мнением крупный приморский бизнесмен.
Отметим, что по результатам контрольно-аналитической работы ФНС в 2023 году в бюджет поступило 400 млрд руб. (+2,3% по сравнению с 2022 годом). Более половины этих поступлений (218 млрд рублей) налогоплательщики заплатили самостоятельно, без проведения налоговых проверок.