Правительство РФ профинансирует в 2023 году реализацию инициатив, победивших в седьмом дополнительном Всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях. Наибольший объем средств получит Якутия.
Ленский клуб обсудил с академиком отделения Международной академии архитектуры в Москве (МААМ)Дмитрием Михайловичем Наринским, почему для республики важно развитие именно малых городов, в чем сложности процесса для региона, а также как благоустройство территорий влияет на уровень жизни.
Финансирование якутских инициатив говорит об основательном подходе к развитию малых поселений на федеральном уровне. Долгое время благоустройству не уделялось внимание, и сейчас требуются значительные вложения, чтобы выйти на достойный уровень. Якутии выделяют столько средств, сколько необходимо для реализации презентованных инициатив. Нет смысла благоустраивать территорию наполовину. Только полностью законченный проект даст реальный эффект, иначе он быстро придет в негодность и будет вызывать раздражение. Поддержка региона говорит о том, что есть понимание важности начатой работе, которая должна иметь реальное финансирование.
Залогом успешной реализации проектов по развитию городской инфраструктуры в субъектах является федеральная поддержка. У всех регионов, а тем более муниципальных образований, недостаточно собственных средств для создания полноценной городской среды – слабые источники финансирования, и недостаточно правовых оснований для выделения необходимых бюджетов. Поэтому участие в конкурсных процедурах открывает дополнительные возможности для привлечения федерального финансирования. Но не менее важно, что сразу же определяются и целевые показатели - то есть деньги привязаны к реализации конкретного проекта.
Осложняют реализацию городских проектов в Якутии два основных фактора. Суровые климатические условия накладывают дополнительные требования и сложности для благоустройства. Второй фактор – это структура расселения, которая существует в Якутии. Большая доля населения живет непосредственно в малых городах, а расстояния между ними большие. Например, жители Московской области могут получить доступ к качественной инфраструктуре в Москве. А в Якутии, учитывая ее расстояния, роль малых городов важнее.
Ранее Глава Якутии Айсен Николаев отмечал, что «создание запаса прочности, надежного задела для улучшения условий жизни якутян – это задача, решение которой получило новое дыхание благодаря национальным проектам». По двум проектам — «Формирование комфортной городской среды» и «1000 дворов на Дальнем Востоке» в Якутии в прошлом году благоустроено более 170 дворовых и общественных территорий в 60 муниципалитетах.
Якутии удалось показать реальный результат, что способствует дальнейшему выделению федеральных средств регионы. Было охвачено большое количество муниципальных образований, проект обеспечил значительное покрытие территории республики. В этом широком охвате заложена сама по себе идея данной программы, чтобы жители значительной части территории страны почувствовали улучшение условий жизни и качества городской среды. Всегда перед собой можно ставить амбициозные цели, и по охватам достигнуты хорошие показатели.
При этом, сам по себе процесс развития городской среды призван решить проблему сокращения населения в малых городах. Городская среда потому и называется комфортной, в ней человеку приятно находится. Если ему комфортно находится в своем городе, то вероятность переезда в другое место снижается. Это касается не только Якутии и ДФО, но и всех регионов страны. У нас сложилась такая ситуация, что крупные мегаполисы, которые можно пересчитать пальцами одной руки, стягивают на себя население почти полстраны. Эту тенденцию надо переломить.
Ленский клуб обсудил с академиком отделения Международной академии архитектуры в Москве (МААМ)Дмитрием Михайловичем Наринским, почему для республики важно развитие именно малых городов, в чем сложности процесса для региона, а также как благоустройство территорий влияет на уровень жизни.
Финансирование якутских инициатив говорит об основательном подходе к развитию малых поселений на федеральном уровне. Долгое время благоустройству не уделялось внимание, и сейчас требуются значительные вложения, чтобы выйти на достойный уровень. Якутии выделяют столько средств, сколько необходимо для реализации презентованных инициатив. Нет смысла благоустраивать территорию наполовину. Только полностью законченный проект даст реальный эффект, иначе он быстро придет в негодность и будет вызывать раздражение. Поддержка региона говорит о том, что есть понимание важности начатой работе, которая должна иметь реальное финансирование.
Залогом успешной реализации проектов по развитию городской инфраструктуры в субъектах является федеральная поддержка. У всех регионов, а тем более муниципальных образований, недостаточно собственных средств для создания полноценной городской среды – слабые источники финансирования, и недостаточно правовых оснований для выделения необходимых бюджетов. Поэтому участие в конкурсных процедурах открывает дополнительные возможности для привлечения федерального финансирования. Но не менее важно, что сразу же определяются и целевые показатели - то есть деньги привязаны к реализации конкретного проекта.
Осложняют реализацию городских проектов в Якутии два основных фактора. Суровые климатические условия накладывают дополнительные требования и сложности для благоустройства. Второй фактор – это структура расселения, которая существует в Якутии. Большая доля населения живет непосредственно в малых городах, а расстояния между ними большие. Например, жители Московской области могут получить доступ к качественной инфраструктуре в Москве. А в Якутии, учитывая ее расстояния, роль малых городов важнее.
Ранее Глава Якутии Айсен Николаев отмечал, что «создание запаса прочности, надежного задела для улучшения условий жизни якутян – это задача, решение которой получило новое дыхание благодаря национальным проектам». По двум проектам — «Формирование комфортной городской среды» и «1000 дворов на Дальнем Востоке» в Якутии в прошлом году благоустроено более 170 дворовых и общественных территорий в 60 муниципалитетах.
Якутии удалось показать реальный результат, что способствует дальнейшему выделению федеральных средств регионы. Было охвачено большое количество муниципальных образований, проект обеспечил значительное покрытие территории республики. В этом широком охвате заложена сама по себе идея данной программы, чтобы жители значительной части территории страны почувствовали улучшение условий жизни и качества городской среды. Всегда перед собой можно ставить амбициозные цели, и по охватам достигнуты хорошие показатели.
При этом, сам по себе процесс развития городской среды призван решить проблему сокращения населения в малых городах. Городская среда потому и называется комфортной, в ней человеку приятно находится. Если ему комфортно находится в своем городе, то вероятность переезда в другое место снижается. Это касается не только Якутии и ДФО, но и всех регионов страны. У нас сложилась такая ситуация, что крупные мегаполисы, которые можно пересчитать пальцами одной руки, стягивают на себя население почти полстраны. Эту тенденцию надо переломить.
Мастер-план Петропавловска-Камчатского – первый утвержденный план комплексного развития городского пространства на Дальнем Востоке. Правительство РФ утвердило его 1 февраля. Мероприятия по благоустройству расписаны до 2030 года, но изменения горожане заметят уже в 2023 году на примере центральной городской площади и Култучного озера.
«Трансформация Петропавловска-Камчатского начнется с его центральной части. Нам предстоит вернуть Петропавловску-Камчатскому его центр, он будет сосредоточен вокруг двух точек притяжения. Это историческая часть, Петропавловская гавань, и центральная площадь, которые будут обустроены так, чтобы быть привлекательными для всех наших горожан и туристов, для семей с детьми, для жителей с ограниченной мобильностью. Мы хотим сделать наш город образцом для других городов России», — сказал Владимир Солодов.
Визуализация площади Ленина
изображение: презентация ДОМ.РФ
В центре города расположится яхтенная марина, рассчитанная на 280 тыс. посещений в год. Будет обустроен фудкорт и гостиничные комплексы категории «4 звезды». В рамках мастер-плана будут благоустроены сопка Мишенная, там появится канатная дорога. На Никольской сопке проложат пешеходную тропу длиной восемь км к историческому центру города. Помимо Мишенной и Никольской сопок, где уже есть облагороженные территории со смотровыми площадками, будут обустроены комфортные локации на сопках Зеркальная, Зазеркальная, Петровская и Красная.
проект-яхтенной марины
Еще один пункт плана развития можно будет увидеть воочию в этом году – начнется строительство первого этапа дороги ТЭЦ 1 –ТЭЦ 2 – Кирпичики – Северо-Восток – 10 км- Сероглазка (33,6 км). Этот план утвержден на уровне правительства РФ. Также начнется строительство дороги к Халактырскому пляжу (срок окончания строительства – 2024 год). Протяженность дороги составит десять км, она позволит начать благоустройство пляжа. Халактырский пляж – популярнейшее место и у туристов, и у жителей города. Там проводят фестивали, соревнования, собирают дикоросы, просто гуляют, загорают и наслаждаются красотой и мощью океана на фоне черного вулканического песка. Летом в туда приезжают до нескольких тысяч человек.
Владимир Солодов заверил, что и жилищное строительство в городе также будет обусловлено главным конкурентным преимуществом – природой.
«Реновация и жилья и расселение из ветхого будет проводиться с использованием таких преимуществ, как вид из окна и близость к уникальным природным объектам. Для комфортной жизни нужно отказаться от точечной застройки перейти к комплексному видению развития каждого микрорайона, которые должны стать микроцентром со всеми необходимыми сервисами – школы, детсады, паркинги, площадки, МФЦ. Эта идея заложена в мастер-план в части жилого строительства. Также будем приводить в порядок очистные сооружения, канализационные станции, водозабор и системы водоснабжения», – сказал Солодов.
Строить жилье с учетом новых характеристик и вводных уже начали в микрорайоне Северный. Там будет построено 120 тыс. кв. метров жилья. Столько же – на улице Тушканова, в микрорайоне Заречный (в Елизово) – 162 тыс. кв. метров, также на улице Пограничная планируют построить 25 тыс. кв. метров жилплощади. Кроме того, реализация проекта «Дальневосточный квартал» начала переходить в практическую стадию. Первые жилые дома планируется сдать в конце 2025 года.
Среди долгосрочных планов реализации мастер-плана Петропавловска-Камчатского губернатор полуострова называет использование возобновляемых источников энергии при генерации тепла в 2030 году до 12% и уход от использования твердого топлива. В структуре генерации электроэнергии: использование природного газа до 68% (в настоящее время – 52%), удвоение использования ВИЭ (до 32%).
Также стоит цель к 2030 году увеличить долю переработки рыбы на полуострове до 50% против 29% в 2021 году, а также полностью перерабатывать все рыбные отходы (в настоящее время – около 25%). Также в планах увеличить количество крупных судов до 100 единиц к 2030 году (в настоящее время – три). Удвоить количество малых судов (с 200 до 400), яхт – с нуля до 60-100 единиц к 2030 году. Также краевые власти хотят с реализацией мастер-плана города нарастить поток туристов в регион до 750 тыс. человек к 2030 году (в настоящее время – 250 тыс. человек), а ежедневную выручку от каждого туриста увеличить с 6,9 тыс. в день до 14,9 тыс. рублей в день к 2030 году.
Концепция туристического комплекса «Петропавловская гавань»
изображение: презентация ДОМ.РФ
«Основная задача мастер-плана – увязать долгосрочное экономическое развитие с трансформацией городской среды. Основная идея — сделать уникальное положение города его преимуществом, сделать так, чтобы сопки, близость к океану, уникальная природа, в окружении которой мы находимся, стали доступными каждому из жителей города. Петропавловск-Камчатский должен стать привлекательным для жителей, удобным для ведения бизнеса и точкой притяжения для туристов», — резюмирует Владимир Солодов.
Мастер-план развития столицы Камчатки был представлен президенту РФ Владимиру Путину 5 сентября 2022 года. В плане содержится более 30 мероприятий. На выполнение всех мероприятий потребуется 149,5 млрд рублей.
В 2023-2025 годах запланировано строительство нового корпуса детской краевой больницы. В 2025 году введут в эксплуатацию детский и молодежный научно-образовательный центр «Восход». К 2028 году создадут кампус для студентов вузов и колледжей. В 2024 году завершится строительство экотехнопарка с комплексом по обработке твердых коммунальных отходов. Будут рекультивированы городские полигоны. Среди других проектов – открытие в 2025 году арт-кластера и создание музея воинской славы к 2028 году.
При разработке проектов учитывается мнение жителей – проходят опросы, стратегические сессии с горожанами, свои пожелания можно оставить на платформе «Что хочет город» – продолжается публичное обсуждение мастер-плана.
Улица Тургенева – пожалуй, самая «лестничная» улица Хабаровска: они тут «на любой вкус» – на спуске с площади Славы обычная советская, на подъеме к Комсомольской площади возле ХЛВЗ – с такой шириной ступенек, что все время встаешь на одну и ту же ногу, напротив – вдоль Дома Речника – историческая, а еще – «Тургеневская», как ее прозвали в народе, что спускается от троллейбусной остановки к Амурскому бульвару.
Лестница у Дома Речника
Вот уже несколько лет она окружена забором, проход закрыт, но, похоже, вскоре здесь наконец-то начнутся ремонтные работы. Лестница давно нуждается в реставрации: ступеньки раскрошились, подпорным стенкам нужны подпорки, да и внешний вид удручающий. Cвою лепту внесли и автомобилисты – иногородние или нетрезвые: на «тургеневскую» лестницу то и дело скатывались машины, водители которых думали, что Тургенева в этом месте тоже сквозная улица, как и другие «пересекающие». Был и такой случай, когда «Чайзер», уходя ночью от преследования ДПС со стороны Серышева, смог взмыть по ступенькам аж до третьего пролета. Кстати, в свое время существовал такой проект – лестницу разобрать, а улицу соединить с Амурским бульваром, сделав здесь сквозной проезд.
Законсервированная "тургеневская" лестница
В 2016 году «тургеневскую» лестницу закрыли – она уже напрямую стала угрожать безопасности пешеходов. Тогда же ее разрисовали художники и рядовые хабаровчане: рыбы Амура и птицы, сюжеты на основе городских легенд – это и Дед Матвей со своим неофициальным гимном Хабаровска, и музыкант Коля Никитин из «Оркестровой ямы», пропавший в 2009 году, и многое другое. Свой призыв отреставрировать лестницу урбанисты сопроводили пояснением на колоннах, причем, на нескольких языках.
Дело рук урбанистов и неравнодушных граждан
Столь долгому отсутствию ремонта есть свое объяснение: многие годы «тургеневская» лестница была на неразграниченной территории. Проще говоря, у нее не было хозяина. Когда администрация Хабаровска приняла ее на свой баланс, начались поиски решения – что делать и как делать?
Сначала придать «человеческий» облик лестнице пытались с помощью студенческих проектов, по одному из которых предлагалось сделать стилизованный хребет кита из металла, по другому - соорудить искусственный водоём или световую арку. Затем были общественные слушания, но все задумки в итоге оказалось не больше, чем «самодеятельностью». Правда, и профессионалы подвели - подрядчик из Свердловской области предложил такой проект, который не прошел госэкспертизу.
Рыбы Амура на "тургеневской" лестнице
Со второй попытки проект реконструкции «тургеневской» лестницы прошел необходимые инстанции. На этот раз проектировщики учли главную ошибку - сделали лестницу пригодной для использования маломобильных групп граждан.
«Изначально предполагалось, что пандус будет зигзагообразным, но по мнению экспертов, это неудобно. Тогда мы сделали «классический» пандус – прямой, но с площадкой для отдыха через каждые 15 ступенек. Но все равно уклон оказался слишком крутым. В итоге решение принято кардинально иное: будет электроподъемник. Им, кстати, смогут пользоваться не только инвалиды, но и мамы с колясками», - рассказал исполняющий обязанности директора службы заказчика администрации Хабаровска Михаил Бородай.
Вариант с электроподъемником небесспорный: вспоминаются неработающие зимой и разбитые круглый год такие же устройства на пешеходных виадуках над проспектом 60-летия Октября в районе остановок «Юбилейная» и «Южнопортовая». Звучала мысль, что неподалеку будет находится дежурный, который и присмотрим за хозяйством и поможет в случае необходимости, но целесообразность такого подхода также под сомнением – не будет же он дежурить круглыми сутками?! Предполагается, что со временем ключ для активации подъемника появится у всех постоянных «клиентов».
Проект "тургеневской" лестницы
Также в новом проекте сделали тактильные приспособления, чтобы инвалиды по зрению могли самостоятельно, а главное – безопасно передвигаться. Учитывая крутой склон Средней горы, как в дореволюционные годы назывался район нынешней улицы Муравьева-Амурского, изменили фундамент самой лестницы, чтобы он был более устойчив к воде, стекающей по склону. Параллельно вменили подрядчику обязанность заменить «ливневку», причем, ее диаметр у подножья лестницы будет увеличен в два раза - чтобы уже наверняка, «на века».
Строить лестницу начнут уже в сентябре. Именно строить: старые пролеты разберут, со стороны Амурского бульвара сделают заезд для техники. Пока разберут, да распланируют – пройдет зима, а весной начнут делать работы, которые можно выполнять лишь при плюсовой температуре: заливать бетон, закручивать винтовые сваи, красить.
К июлю следующего года должны успеть.
Первое, что бросается в глаза, вернее, в нос - приятный древесный запах, как будто ты очутился в ароматической бане. Первая мысль: поработали аромамаркетологи или дизайнеры запахов, но нет – просто почти всё здесь натуральное: скамейки-беседки-столики в едином экостиле, детская игровая площадка, не из пластика, как это повсеместно применяется во дворах жилых домов, а тоже «настоящая» - из дерева и канатов, пешеходный фонтан.
фото: пресс-служба администрации Хабаровска
Пожалуй, самым интересным решением стала «река» - ручеек, который бежит через всю площадь по искусственному руслу, питая озеро, в котором дети могут помочить ноги по колено. Выныривая из озера, ручей прячется под бордюром — все это действительности напоминает реку. Предположу - Амур.
Отдельное спасибо архитекторам из компании «АФА» - именно они проектировали тематический парк в Олимпийском парке Сочи - за малые механизмы, которые можно крутить и вертеть. Например, устройство для подъема воды, которую, кстати, берут из того самого ручейка. Это напоминает музей науки в Сеуле, куда дети разного возраста приходят, чтобы «руками понять», как работают основные законы физики. Игровая площадка, устроенная по такому типу, называется PlayHub - территория отдыха, игры и науки.
фото: пресс-служба администрации Хабаровска
Кстати, есть здесь пара зон и для взрослых игр - два стола для тенниса, и один - с разлинованной под шахматную доску, и даже пока еще с шахматными фигурками.
На церемонии открытия устроители отдельно заверяли: приходите вечером, приятно удивитесь - подсветка, в том числе напольная, придаёт месту отдельный шарм. Хабаровск долгое время оставался «темным» городом - в смысле, неподсвеченным, поэтому любое новое место, где реализована световая тематика если не в диковинку, то, по крайней мере, привлекает внимание.
Подобных тематических площадок в той же Москве и области всего лишь восемь штук, на Дальнем Востоке - первая. Возвели ее полностью на внебюджетные средства, за счет федерального застройщика - компании «ПИК».
«Для "ПИКа» важно не только строить жилые дома, но и давать качественные интересные общественные пространства. За год мы провели масштабные работы ведь здесь был только асфальт, а теперь вы можете видеть качественный парк. Для нас этот проект - первый в Дальневосточном федеральном округе", - рассказал на церемонии открытия руководитель дирекции регионального девелопмента компании «ПИК» Владимир Калина.
фото: пресс-служба администрации Хабаровска
Девелопер, понятное дело, тоже не просто так решил осчастливить хабаровчан - в конце текущего комания заходит в Хабаровск на возведение крупного комплексного жилого микрорайона в Брянском переулке, и обновление площади Блюхера - эдакий «приветственный коктейль». Всего девелопер построит более 400 тысяч квадратных метров жилья в северной части Хабаровска
Мэр Хабаровска Сергей Кравчук, открывая пл. Блюхера, отметил, что подобных общественных пространств становится все больше.
«Очень много программ реализуется сегодня в Хабаровске по комфортному проживанию. В частности, по программе ТОС выделено 200 млн рублей. В следующем году - уже 250 млн рублей на благоустройство дворовых территорий. Все это связано с тем, чтобы жители Хабаровска чувствовали себя комфортно», - отметил Сергей Кравчук.
Справка: появилась пл. Блюхера в 1964 году, причем, изначально ее хотели назвать в честь Пушкина и даже поставить памятник поэту, но в итоге победил «военный» проект. Но вот как «площади» этому пространству в принципе не везло изначально - расположенная с одной стороны в центре города, она все время была как бы на его задворках - городские праздники здесь практически не проводились, новогодний городок тоже не каждый год появлялся. И из благоустройства здесь действительно десятилетиями был лишь асфальт.
фото: пресс-служба администрации Хабаровска
С ее обновлением популярности у площади безусловно прибавится. Широких гуляний здесь, конечно, не устроишь - свободного пространства теперь не так уж и много, но зонирование располагает к иному времяпровождению: от иммерсивных прогулок до квестов.
Единственное, чего не учли строители и власти — это парковка. В данном районе в принципе сложно найти свободный "карман", а с учетом того, что теперь площадь Блюхера станет «местом притяжения» горожан проблема с парковкой станет особенно актуальной.
Что касается сохранности площади и других общественных пространств, то Сергей Кравчук анонсировал появление новой структуры, которая будет заниматься непосредственно эксплуатацией скверов и площадей Хабаровска.
В нашумевшей истории со случившемся ровно год назад провалом на одной из основных транспортных артерий Хабаровска – улице Павла Морозова – наметился счастливый конец. Напомним, в августе 2021-го поднявшиеся из-за вышедшего из берегов Амура грунтовые воды подмыли старый коллектор. Он располагался аккурат под проезжей частью. Перекрытую наполовину дорогу чинили всю осень, зиму. Худо-бедно движение по трассе открыли ближе к лету. На этой неделе стартовал финишный этап ликвидации прошлогодней аварии. Ростовская компания «СоюзДонСтрой» начала прокладку микротоннеля под новый коллектор методом горизонтального бурения.
На премьеру – а прокладка микротоннеля такого масштаба в Хабаровске осуществляется впервые - городской водоканал пригласил практически все местные СМИ. Эксперимент призван избавить город от необходимости рытья огромных траншей, без которых не обходится ни одна подготовка к отопительному сезону.
Ожидавшие динамичного и зрелищного действа журналисты были несколько обескуражены - проходка микротоннеля оказалась делом небыстрым в прямом и переносном смыслах. Одетые по всем правилам безопасности в яркие жилеты и каски журналисты после отмашки прораба наблюдали, как гигантский пресс на дне огромного стартового котлована буквально по миллиметрам вдавливает в грунт очередную бетонную трубу. За неделю одиннадцатую по счёту.
- Сейчас скорость 100 миллиметров в минуту, - объясняет оператор проходческого щита, который словно капитан в рубке наблюдает за процессом под землей на мониторах с множеством датчиков.
Вообще-то, изначально было объявлено, что первый хабаровский микротоннель должен быть построен к концу апреля 2022 года. Так было указано в паспорте объекта. Уже в мае заказчик обозначил новый час Ч – 15 августа. Летом появилась новая формулировка: срок окончания работ 2022 год.
- Мы люди суеверные. Остерегаемся называть какие-то конкретные даты. Мало ли как себя поведут грунты, может какая-то поломка случиться. Пока всё по мелочи. Быстро устраняем, работа идёт успешно, - сказал начальник участка компании-подрядчика «СоюзДонСтрой» Тихон Сердюков. – Вообще-то у нас большой опыт прокладки микротоннелей в Севастополе, Нижнекамске, Омске, Минске, Владивостоке. География очень большая. Под рекой Леной в Якутии две ветки по полтора километра каждая для газопровода «Сила Сибири».
Задержку объясняют совпавшей с началом активных работ СВО – специальной военной операцией по освобождению Донбасса. Особые трубы для первого хабаровского микротоннеля заказали в Санкт-Петербурге. Хоть конструкция и обозначена словом «микро» - не такие уж они и маленькие – примерно два метра в диаметре. В полувагоне помещается не больше двух – трёх. А железная дорога в это время оказалась перегружена другими более важными грузами. Вот и пришлось со стройкой микротоннеля подождать, пока доставят все 193 трубы.
- Это были не проволочки, задержки объясняются объективными причинами. Связаны они с проведением специальной военной операции. У нас есть официальное заключение Торговой палаты, что действительно нашему подрядчику не представлялось возможным предоставить достаточное количество подвижного состава для перевозки труб в Хабаровск, - объяснил заместитель директора МУП г. Хабаровска «Водоканал» Николай Лысенко. – Сейчас все трубы будущего микротоннеля в Хабаровске. Это позволило начать его проходку. Процесс этот прерывать нельзя, поэтому пока не был доставлен весь комплект, его и не начинали.
Полностью работы на аварийном участке должны быть завершены в мае следующего года. Это значит, что к тому времени с поверхности земли в готовый микротоннель уберут временный трубопровод, по которому сейчас текут стоки с самого густонаселённого Индустриального района Хабаровска.
Каким бы долгим не казалось возведение первого в краевой столице микротоннеля, но опыт этот местные коммунальщики планируют использовать как можно шире.
- Согласитесь, работы ведутся под землёй. Это не создаёт той массы проблем для жителей города, как если бы мы строили новый коллектор привычным траншейным способом. Здесь всё бы пришлось разрыть на 8-метровую глубину. Движение по Павла Морозова пришлось бы перекрывать. Плюс этому нужно было бы переносить все коммуникации на пути стройки, восстанавливать их и благоустройство, когда траншею зароют, - привёл аргументы в пользу подземной проходки начальник отдела капитального строительства МУП г. Хабаровска «Водоканал» Евгений Шилко.
- По окончательной стоимости начавшегося микротоннелирования еще уточняются некоторые моменты. Но оно обойдётся в сумму примерно до одного миллиарда рублей. При традиционном способе с рытьём траншеи, переносом и восстановлением коммуникаций, благоустройства заплатить пришлось бы почти в два раза больше, - добавил он.
Полученный опыт микротоннелирования коммунальные службы Хабаровска уже высоко оценили. Его они намерены применять при строительстве аналогичных коллекторов к будущим микрорайонам новостроек, а также при расширении пропускной способности уже действующих коммуникаций.
Во всех дальневосточных регионах в первом месяце текущего года росли потребительские цены на товары и услуги (Таблица 1), хотя за отчетный месяц рост не превысил 1%. На Камчатке был зафиксирован наибольший рост (+1%). Менее всего выросли цены в Хабаровском крае (+0,1%) и Магаданской области (+0,2%). Вместе с тем в конце прошлого года (декабрь) все регионы ДФО и Иркутская область демонстрировали рост среднемесячной зарплаты (Таблица 2). Так, рост более чем на 30% был зафиксирован в Бурятии. Далее следуют Забайкальский край (+16,5%) и Амурская область (+13,9%).
В ноябре 2022 г. - январе 2023 г. высокий уровень безработицы (превышающий средний по стране – 3,7%) сохранялся в Забайкалье, Бурятии, Якутии и Еврейской АО (Таблица 3). Самый низкий уровень безработицы вновь демонстрирует Чукотский АО (1,7%).
Создание новой социальной инфраструктуры предусмотрено мастер-планами и планами социально-экономического развития дальневосточных городов. В утвержденном в январе плане комплексного социально-экономического развития Петропавловска-Камчатского, рассчитанном до 2030 г., содержится ряд проектов в сфере здравоохранения и образования. На 2023-25 гг. запланировано строительство нового корпуса детской краевой больницы. К 2028 г. на территории городского округа должен быть создан кампус для студентов вузов и колледжей. В 2025 г. планируется запустить детский и молодежный научно-образовательный центр «Восход». В 2024 г. предполагается завершить строительство экотехнопарка с комплексом по обработке твердых коммунальных отходов, а также рекультивировать городские полигоны.
Развитие транспортной инфраструктуры города предусматривает строительство автодороги от Петропавловского шоссе до жилого района «Северо-Восток», создание трассы от входящего в городской округ поселка Заозерный до Халактырского пляжа на побережье Тихого океана. Выполнение всех мероприятий плана оценивается в 149,5 млрд рублей, в том числе 94,9 млрд рублей из федерального бюджета, 6,8 млрд рублей – за счет бюджета Камчатского края и 47,8 млрд рублей – из внебюджетных источников.
Мастер-план Хабаровской агломерации включает модернизацию общественного транспорта. Государственная корпорация ВЭБ.РФ должна оказать финансовую поддержку реформы общественного транспорта и замены подвижного состава. В том числе в городе предполагается создать Дальневосточный автобусный промышленный кластер (Bakulin Motors Group А.Бакулина) по выпуску автобусов для регионов Дальнего Востока. Мощность предприятия должна составить 1 тыс. единиц в год.
К 2026 г. в Хабаровске планируется создать межвузовский кампус на базе Тихоокеанского государственного университета (ТОГУ) и Хабаровского государственного университета экономики и права, где к 2030 г. будут обучаться более 32 тыс. студентов. Строительство предполагается начать летом 2023 г. Площадь кампуса составит 151 тыс. кв. м (новые учебные корпуса, лаборатории, конгресс-центр, общежития). Якорным объектом межвузовского кампуса станет технопарк «Амур», основным направлением деятельности которого видятся информационные технологии и разработка программного обеспечения, высокотехнологичное обрабатывающее производство. Участок земли, определенный под строительство, имеет площадь 3,5 га и расположен рядом с вузами кампуса.
В Бурятии планируется реализовать свой проект строительства международного межвузовского кампуса «Байкал» на 2 500 мест. Республиканское министерство образования и науки направляло заявку на создание кампуса для участия в конкурсе Минобрнауки РФ (второй этап отбора, первые восемь проектов были отобраны в 2021 г.). К настоящему моменту определен участок земли в Улан-Удэ для строительства. Глава Минобрнауки В.Фальков при этом отмечал наличие проблемы кадров для такого крупного проекта. Он предложил правительству республики сформулировать потребности в специалистах для будущего кампуса в целях формирования мер поддержки на федеральном уровне. Разработка проектно-сметной документации объекта должна начаться в текущем году.
Следует отметить, что для реализации мероприятий мастер-планов дальневосточных городов предполагается применять механизм «Единой субсидии», предоставляемой дальневосточным регионам на модернизацию социальной инфраструктуры. В частности, на 2023-24 гг. на строительство и ремонт свыше 300 объектов уже распределено 27,7 млрд рублей.
В городах ДФО предполагается расширять строительство арендного жилья в целях повышения его доступности. Вице-премьер, полпред президента в ДФО Ю.Трутнев в феврале поручил Минвостокразвития совместно с Минфином, Минстроем, АО «ДОМ.РФ» и властями дальневосточных регионов разработать и представить на утверждение в правительство план строительства на Дальнем Востоке арендного жилья (с мебелью и отделкой). Потребность в арендных квартирах в ДФО оценивается в 10,6 тыс. квартир до 2027 г. Аренда квартир будет субсидироваться из регионального и федерального бюджетов, в целях снижения ежемесячных платежей. В частности, плата за аренду двухкомнатной квартиры должна снизиться с 42 тыс. до 10,5 тыс. рублей.
В настоящее время в дальневосточных регионах отсутствует необходимый для приобретения объем жилья, соответствующий требованиям Жилищного кодекса к наемным домам. Формирование такого жилищного фонда займет не менее трех лет. На сегодняшний день «ДОМ.РФ» реализует четыре проекта строительства арендного жилья в ДФО – «Айвазовский» и комплекс для ССК «Звезда» в Приморском крае, дом «Полюс Алдан» в Якутии и комплекс «Уюн парк» в Сахалинской области. Минстрой совместно с Минвостокразвития должны предложить изменения в законодательство для обеспечения доступным жильем молодых специалистов в ДФО.
В рамках программы «Дальневосточная ипотека» по количеству выданных кредитов по-прежнему лидирует Приморский край – 17 тыс. кредитов на 75,3 млрд рублей. Далее следуют Якутия с 13 тыс. кредитов на 59,1 млрд рублей и Хабаровский край с 8,2 тыс. кредитов на 35 млрд рублей. При этом более 7 тыс. семей, участвующих в программе, возводят индивидуальные жилые дома.
Больше всего кредитов под цели ИЖС при этом выдано в Якутии (3 362 кредита), далее следуют Приморский край с 1,03 тыс. кредитов и Забайкальский край (703 кредита). Средний размер кредитов на строительство домов равен 4,96 млн рублей. Общая сумма выданных средств в ДФО на эти цели составляет около 35 млрд рублей. Следует отметить, что в программу были внесены некоторые изменения. Участники смогут оформлять кредиты на жилье, входящее в состав имущества закрытых паевых инвестиционных фондов[1].
В рамках общероссийского тренда в регионах вводятся дополнительные меры поддержки для обеспечения социальной газификации. В Сахалинской области из регионального бюджета до 152 тыс. рублей возмещается на подготовку домовладения к приему газа – на устройство внутридомовой системы газоснабжения, фасадных газопроводов, монтаж оборудования (для всех жителей островного региона). Кроме того, в трех городских округах льготным категориям граждан компенсируется часть затрат на приобретение внутридомового газоиспользующего оборудования – плит, водонагревателей, отопительных котлов, приборов учета потребления газа, безопасности и сигнализации. Сумма компенсации составляет 50 тыс. рублей в Южно-Сахалинске и в Анивском городском округе, 60 тыс. рублей – в Корсаковском городском округе.
В целом уровень газификации Сахалина превысил 57%. В 2023 г. планируется газифицировать свыше 1,6 тыс. домохозяйств. На ближайшие годы намечена газификация Холмского, Томаринского, Долинского, Корсаковского, Смирныховского, Макаровского, Поронайского городских округов. В том числе на текущий год намечены завершение строительства и ввод в эксплуатацию газораспределительных станций «Южная», «Макаров» и «Леонидово», газовой котельной в селе Ясное (Тымовский городской округ). Также в текущем году должно начаться возведение 18 газовых котельных – в Южно-Сахалинске, Анивском, Долинском и Корсаковском городских округах. Общий объем инвестиций в программу газификации Сахалинской области на 2021-25 гг. оценивается в более чем 34,9 млрд рублей[2].
Курильские острова тем временем планируется газифицировать с помощью СПГ. Стоит отметить, что стоимость газификации части Курильских островов (Итуруп, Кунашир, Шикотан, Парамушир) оценивается в сумму порядка 7 млрд рублей (2021-25 гг.). В том числе 6 млрд рублей должны быть выделены из федерального бюджета, еще 1 млрд – из регионального. Объем ежегодного потребления СПГ на Курилах оценивается в 35 тыс. тонн.
Кроме того, в Южно-Сахалинске предполагается построить малотоннажный СПГ-завод «Газпрома» мощностью более 50 тыс. тонн в год. В сентябре 2022 г. сообщалось о сроках запуска предприятия – в четвертом квартале 2023 г., однако вместе с тем допускалась и возможность того, что запуск будет отложен на 2024 г., поскольку к осени прошлого года все еще не была разработана проектная документация. С помощью поставок СПГ должны быть переведены на газ курильские угольные котельные и дизельные электростанции.
В Хабаровском крае льготные категории граждан могут получить на газификацию выплату в 150 тыс. рублей в рамках программы социальной газификации. Данная сумма покрывает проведение газа к границам земельного участка. Регион в текущем году получит дополнительную федеральную поддержку в виде субсидии в 7,5 млн рублей, что обеспечит возможность добавить еще 100 тыс. рублей на расходы по газификации. Увеличенная выплата позволит частично погасить расходы на приобретение газового оборудования и проведение работ на территории самого участка (ранее их должен был оплачивать собственник).
Уровень газификации Хабаровского края составляет на сегодняшний день 25%, газом обеспечены 39 населенных пунктов региона. В 2023 г. планируется начать строительство распределительных сетей в селе Богородское (административный центр Ульчского района), продолжить газификацию села Ильинка (Хабаровский район), поселка Эльбан (Амурский район), микрорайонов Красная речка и Пятая площадка в Хабаровске.
Вопрос транспортной доступности дальневосточных регионов остается одним из актуальных. В январе правительство продлило программу субсидирования перелетов по социально значимым маршрутам Дальнего Востока (внутри федерального округа) на три года. В 2023 г. на реализацию программы из федерального бюджета должно быть выделено не менее 5,9 млрд рублей. Следует отметить, что в 2022 г. данной программой воспользовались более 350 тыс. человек, а количество маршрутов составило 37. Стоимость перелета в одну сторону колебалась от 1 тыс. до 10,7 тыс. рублей (в зависимости от маршрута). Полеты по социально значимым направлениям осуществляет единая дальневосточная авиакомпания «Аврора».
Кроме того, дальневосточные и арктические регионы запросили финансирование в объеме 14,8 млрд рублей на поддержку региональных авиаперевозок в ближайшие два года – 7,2 млрд рублей в 2023 г. и 7,6 млрд рублей в 2024 г. Исходя из этого, Минтранс предложил дополнить госпрограмму развития транспортной системы правилами софинансирования из федерального бюджета местных авиаперевозок в ДФО и Арктической зоне. Следует отметить, что наибольший объем запросила Якутия – 4,5 млрд рублей. Чукотский АО оценивает свою потребность в 2,2 млрд рублей, Камчатский край – в 1,2 млрд рублей, Амурская область – в 670 млн рублей, Забайкальский край – в 236 млн рублей. Приморский край стал единственным регионом, не запросившим средства, поскольку в краевом правительстве заявили о необходимости пересмотра маршрутной сети.
В качестве источника финансирования на данные цели предлагается рассмотреть выделение средств из Резервного фонда правительства на 2023 г., а на 2024 г. – выделение дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета. В настоящее время местные авиаперевозки субсидируются из региональных бюджетов, а финансовое состояние ряда регионов не позволяет обеспечивать их развитие.
По итогам 2018 г. по маршрутам местных перевозок в целом по стране было перевезено 1,9 млн пассажиров, при этом 97% из них приходятся всего на 14 субъектов. Проект правил софинансирования государством местных авиаперевозок в ДФО и Арктической зоне (перевозки внутри регионов) вносился Минтрансом в правительство трижды, начиная с 2020 г., но ни разу не был поддержан. Стоит напомнить, что на сегодняшний день действуют три ежегодные федеральные программы субсидирования пассажирских авиаперевозок – на перелеты между регионами в обход Москвы, перелеты между дальневосточным регионами, Калининградом, Крымом и европейской частью страны и перелеты внутри Дальневосточного ФО. На вторую и третью программу в бюджете на текущий год заложено 12,3 млрд и 5,9 млрд рублей соответственно.
Что касается мер по улучшению экологии, то в конце февраля стало известно о выделении дополнительного федерального финансирования в размере 10 млрд рублей на продолжение работ по ликвидации накопленного экологического вреда на промышленной площадке бывшего предприятия «Усольехимпром» в городе Усолье-Сибирское Иркутской области. Работы к настоящему времени уже профинансированы на 2,4 млрд рублей, они были направлены на реализацию неотложных мероприятий.
Единым исполнителем работ по ликвидации отходов является ФГУП «Федеральный экологический оператор» (ФЭО), входящий в ГК «Росатом». Реализация проекта оценивается в 48 млрд рублей. На сегодняшний день на площадке разобраны все наземные сооружения и обезврежены наиболее опасные объекты, включая цех ртутного электролиза, удалены отходы, представлявшие наибольшую опасность для людей и для экологии. Была также локализована нефтяная линза и предотвращена возможность попадания нефтепродуктов в Ангару.
До конца 2024 г. на площадке планируется завершить строительство экотехнопарка «Восток», основной специализацией которого должны стать обезвреживание и переработка ртутьсодержащих отходов. Помимо того, на территории предполагается создать Федеральный центр химии – совместный проект Минпромторга, Минобрнауки, «Росатома», Иркутского института химии СО РАН, Российского химико-технологического университета, Российского союза химиков и Центра стратегических разработок «Северо-Запад». Он будет направлен на развитие химических производств (фармацевтика и лесохимия).
Также правительство на постоянной основе вводит систему комплексной интегрированной оценки уровня антропогенного воздействия на озеро Байкал и прилегающие к нему территории. Соответствующее постановление в феврале было подписано главой правительства М.Мишустиным. Система должна быть основана на данных государственного экологического мониторинга экосистемы озера. Росгидромет будет отвечать за данные о радиационной обстановке, состоянии атмосферного воздуха, почвы и поверхностных вод, Федеральное агентство лесного хозяйства – за сведения о лесных пожарах и пожарной опасности, Минприроды – за информацию о состоянии животного и растительного мира на особо охраняемых природных территориях.
В состав участников мониторинга были также введены исполнительные органы власти трех байкальских регионов – Бурятии, Иркутской области и Забайкальского края[3]. В их задачи входит сбор информации о биоразнообразии на своих территориях. Результаты государственного мониторинга будут размещаться на интернет-портале «Экологический мониторинг озера Байкал», где должны быть представлены конкретные результаты наблюдений и прогнозы развития экологической ситуации.
Таблица 1. Индекс потребительских цен на товары и услуги, январь 2023 г., в % к декабрю 2022 года.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
100,8 |
Сибирский федеральный округ |
100,8 |
Иркутская область |
100,6 |
Дальневосточный федеральный округ |
100,7 |
Камчатский край |
101,0 |
Еврейская авт. область |
100,9 |
Республика Бурятия |
100,9 |
Амурская область |
100,9 |
Республика Саха (Якутия) |
100,9 |
Приморский край |
100,8 |
Забайкальский край |
100,8 |
Чукотский авт. округ |
100,7 |
Сахалинская область |
100,6 |
Магаданская область |
100,2 |
Хабаровский край |
100,1 |
Таблица 2. Среднемесячная заработная плата работников организаций, декабрь 2022 года, в % к соответствующему месяцу предыдущего года.
Регион |
Индекс |
|
Российская Федерация |
112,6 |
|
Сибирский федеральный округ |
115,0 |
|
Иркутская область |
116,6 |
|
Дальневосточный федеральный округ |
112,2 |
|
Республика Бурятия |
130,1 |
|
Забайкальский край |
116,5 |
|
Амурская область |
113,9 |
|
Республика Саха (Якутия) |
112,1 |
|
Хабаровский край |
111,1 |
|
Еврейская авт. область |
109,9 |
|
Камчатский край |
109,8 |
|
Приморский край |
108,4 |
|
Сахалинская область |
107,4 |
|
Магаданская область |
107,2 |
|
Чукотский авт. округ |
107,1 |
|
Таблица 3. Уровень безработицы, в % к численности рабочей силы и численность рабочей силы, тыс. человек, ноябрь 2022 г.-январь 2023 г.
Регион |
Уровень безработицы |
Численность рабочей силы |
Российская Федерация |
3,7 |
75 108,4 |
Сибирский федеральный округ |
4,0 |
8 331,9 |
Иркутская область |
4,4 |
1 156,5 |
Дальневосточный федеральный округ |
4,1 |
4 162,5 |
Забайкальский край |
7,5 |
490,0 |
Республика Бурятия |
6,2 |
415,8 |
Республика Саха (Якутия) |
6,1 |
506,9 |
Еврейская авт. область |
5,3 |
77,3 |
Магаданская область |
3,4 |
81,7 |
Амурская область |
3,3 |
408,1 |
Приморский край |
2,8 |
995,2 |
Сахалинская область |
2,7 |
275,2 |
Хабаровский край |
2,5 |
715,7 |
Камчатский край |
1,8 |
166,7 |
Чукотский авт. округ |
1,7 |
30,1 |
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Сделки с такой недвижимостью возможны при условии, что пайщики являются первыми собственниками жилых помещений.
[2] Газификация региона осуществляется за счет газа из магистрального газопровода «Сахалин-2», идущего с севера на юг острова, в Корсаковский городской округ, где расположен завод СПГ.
[3] Участниками федерального проекта по сохранению Байкала (нацпроект «Экология») являются регионы, расположенные на Байкальской природной территории – Бурятия, Забайкальский край и Иркутская область.