Печальное продолжение нашумевшей истории про БАМ, очередную большую дальневосточную стройку
Работа есть, а денег нет
«Здравствуйте, меня Владимир зовут (назовем нашего героя так), я работаю в одной из мехколонн “Бамстроймеханизации”», – собеседник на другом конце провода немного мешкается. – «Вы же делали материал про то, как в Тындинском и Сковородинском районах БАМ реконструируют?»
«Я, – отвечаю, – там работы вполне неплохо идут, сам видел».
Далее Владимир рассказывает о буднях вахтовика: работать приходится вдалеке от дома, жить в вагончиках, терпеть и холод, и жару – к этому суровые амурские мужики-работяги уже давно привыкли. Но беда пришла, откуда не ждали – после масштабного начала работы стали так же резко сворачивать.
По словам Владимира, если сейчас в Сковородинском районе еще кто-то и работает, то сотрудники мехколонн, трудящихся на Улаке (МК-74, МК-94, МК-55, МК-174) ушли в вынужденные отпуска без содержания – по приказу начальства. Те же, кто еще работает, в начале апреля получили зарплаты только за январь-февраль.
Только на бумаге
Неизвестно, подслушивали ли Владимира начальники, но практически сразу после его звонка специальная московская комиссия обследовала БАМовские участки от станции Лена (Восточно–Сибирская ЖД) до станции Тында (Дальневосточная ЖД). А вслед за этим, как говорится в пресс-релизе «Бамстроймеханизации», 10 апреля в Тынде состоялось расширенное совещание по реализации программы развития Восточного полигона (именно так официально называется реконструкция БАМа), на которое приехали представители центрального аппарата ОАО «РЖД», проектно-исследовательских институтов, а также строительных компаний.
Как отметил начальник дирекции по развитию Восточного полигона РЖД Вячеслав Рыбкин, программа по модернизации БАМа и Транссиба одобрена государством, однако несмотря на это работы на большинстве объектов так и не начались.
«Но ведь сроки реализации проекта в течение 2014–2017 годов никто не отменял, – высказал опасения главный инженер ДВЖД Владимир Крапивный. – Кроме того, в модернизации БАМа и Транссиба есть реальная необходимость уже сейчас. Ведь именно сейчас наблюдается рост объемов перевозок в наши дальневосточные порты, и если мы вовремя не начнем, это чревато двумя проблемами: во-первых, Восточный полигон через несколько лет не сможет принять весь заявленный объем грузов; во-вторых, увеличение сроков реализации проекта обязательно повлечет его удорожание».
Буквально за пару дней до совещания о проблемах с выделением средств из ФНБ говорил и сам глава «РЖД» Владимир Якунин на коллегии Минтранса. По данным РИА Новости, из ФНБ на проекты развития БАМа и Транссиба должно быть выделено 150 млрд рублей, 50 млрд рублей из которых было выделено в прошлом году. «Мне кажется, что нужно провести соответствующее совещание для того, чтобы все-таки определить, каким образом использовать эти средства. Потому что сегодня регламент таков, что использовать их практически невозможно», — приводит агентство слова Якунина. По его словам, для использования средств ФНБ необходима утвержденная проектно-сметная документация. «Приведите мне хоть один проект, который у нас был построен с утвержденной проектно-сметной документацией. Это невозможно. Если бы по этому пути пошли, то мы бы сейчас не Сочи праздновали, а завершающий этап разработки проектно-сметной документации делали», — припечатал тогда глава «РЖД».
Восточные сложности
Вопросы оказались и у строителей – слово взял председатель совета директоров «Бамстроймеханизации» Василий Тарасенко. Оказалось, что на Восточном полигоне ситуация практически один-в-один как на космодроме Восточный (неужели в слове «восточный» дело?!): строители работают авансом, без проектно-сметной документации и за свой счет.
Вышеупомянутый начальник дирекции по развитию Восточного полигона господин Рыбкин с доводами строителей согласился и пообещал: в ближайшее время по поручению Владимира Якунина разработают схему, по которой из бюджета ОАО «РЖД» наконец-таки выделят средства на авансы подрядчикам, а президент компании-монополиста этот вопрос возьмет под личный контроль.
По итогам совещания было решено создать в Тынде штаб по реализации проекта модернизации БАМа. В его состав войдут представители заказчиков, проектных институтов и строительных компаний. А пока Восточный полигон ждет начала финансирования.
Текст: Игорь Агеенко