Как хабаровский дизайнер одежды с тугоухостью преодолел барьеры и создал свой бренд
Слабослышащий молодой человек получил работу художника одежды в одном из крупнейших хабаровских брендов сразу после выпуска из колледжа. После — выиграл стажировку в московском ателье, где конструировал наряды для Юлии Савичевой и певицы МакSим. Теперь — вернулся в Хабаровск и создал свое ателье. Он утверждает, что все это — во многом благодаря своим особенностям: он плохо слышал с детства, поэтому развил привычку никого не слушать. И всегда идти своим путем.
Разговаривать с Максимом надо громче, чем с остальными и обязательно смотреть в лицо, чтобы он мог читать по губам. Когда он приходит в новый коллектив, то просто объясняет эти правила. И все всё понимают.
«То, что я вечно смотрю в лицо, в губы, я запоминаю эмоции. Это интересно изучать: как человек щурится, как он не уверен и у него дрожит нижняя губа. За этим очень интересно наблюдать», — объясняет Максим.
У Максима Вырупаева тугоухость. Ее выявили в раннем детстве, когда бабушка заподозрила неладное — ребенок не реагировал на музыкальную игрушку. Показали Максима врачам — те поставили однозначный диагноз.
«У меня есть преимущества — я действительно качественно высыпаюсь, меня не тревожит окружающий шум. Меня часто спрашивают, как я просыпаюсь? Я просто ставлю телефон на вибрацию. Меня больше удивляют обычные люди, которые не могут от нормального будильника проснуться», — смеется Максим.
Путь модельера Максим Вырупаев начал неожиданно для самого себя: пришел поступать в Хабаровский технологический колледж, считая его единственным творческим в крае. На собеседование Максим пришел с отцом. Приемная комиссия, анализируя творческие испытания, предложила парню поступить на модельера — и это вызвало у абитуриента резкий протест.
«Надо же как-то реально смотреть на вещи! Парень-модельер? Не поймут же!», — вспоминает свои мысли Максим.
Педагоги назвали юноше имена известных модельеров-мужчин и Максим согласился попробовать. Учеба давалась легко: внимание студенту было гарантировано — преподаватели всегда поворачивались к нему лицом, говорили громче. Освоить технику шитья и конструирования Максим смог без проблем. Все, чего ему не хватает на парах, он ищет в Интернете. Трудности возникают, когда начинающий модельер решает участвовать в профессиональных конкурсах — там необходимо презентовать свои работы вслух. И Максиму приходится учиться говорить: правильно произносить термины, строить согласованную речь и, в конце концов, произносить звуки, которые он не слышит.
В школьные годы, когда нарушения речи были сильнее, над Максимом часто смеялись. Однако это заставило не закрыться, а развивать в себе навык говорить настолько чисто, насколько это возможно. Поэтому практика преодоления себя и своего нарушения ради цели у юноши уже была.
«В шестом классе я начал читать. И чтение больших текстов исправило мою погрешность в какой-то степени», — рассказал Максим.
Профессиональные конкурсы помогли в полную меру прочувствовать свое дело и нащупать мечту. Как ни странно, Максим с детства обожал музыку: много времени проводил за прослушиванием концертов любимых исполнителей. И долго мечтал увидеть звезд эстрады вживую. Впервые ему удалось это на конкурсе «Абилимпикс». Оттуда привез в край победу, а себе — мечту: шить для звезд.
«Я живу музыкой. Когда-то я мечтал петь. Музыка очень сильно влияет на мое творческое настроение. Чтобы что-то создать, мне нужно включить музыку: вдохновиться, напитаться и все выложить в работу», — делится Максим.
Одна из коллекций, изменившая жизнь Максима, была создана под вдохновением от произведений певицы Ани Лорак. Коллекцию «Дива» он создал, вдохновившись одноименным концертом. Три наряда, которые во время демонстрации автор нежно называет «мои красотки». Работу он представил на студенческом конкурсе «Трансформация», в жюри сидели ведущие производители одежды региона. Профессионалы отрасли заметили талантливого парня и вместе со вторым местом он получил приглашение на работу. Так, Максим стал художником одежды, еще обучаясь в колледже.
О том, что у нового сотрудника ограничения по слуху, глава компании узнала только на собеседовании. Вопрос решился просто: «Если вы хотите, чтобы на ваше "здравствуйте" Максим говорил "здравствуйте" в ответ, то говорите громче». Все стали говорить громче.
Процесс создания одежды Максим сравнивает с прослушиванием музыки:
«Когда музыку слушаешь, у тебя тепло на душе, вот и создание одежды — это тоже некая музыка. Только визуальная музыка через одежду», — отмечает он.
Работая на хабаровском производстве, Максим мечтал шить для звезд, творчество которых его вдохновляло. Принял участие в конкурсе и выиграл стажировку в московское ателье, специализирующееся на изготовлении костюмов для эстрадных певцов. Планируя поездку в столицу, начинающий модельер собирался непременно вернуться обратно: чувствовал интерес делать красивую одежду в родном Хабаровске.
«В Москву я поехал за конструкторской уверенностью: чтобы понимать в мелочах, как создавать любую одежду. Там было очень много заказов. Месяц у меня был наставник, а дальше уже сопровождали портные. Я получил колоссальный опыт, а главное уверенность в собственных силах. И я этим доволен», — уверяет Максим.
В столице хабаровчанина ждал плотный рабочий режим: от 10 до 16 часов в день.
«Мне хватило двух-трех звезд, чтобы понять их специфику. Они оказались такими же людьми. Я шил для МакSим, Юлии Савичевой, Евы Власовой. Я очень хотел пошить Филиппу Киркорову. Не удалось. Однако первый заказ был для шоу "Сокровище императора", и там участвовал Киркоров. Хотя я не кроил и не шил, но я всем клеил наклейки. И немного чувствую радость участия — знаю, что там моя работа», — рассказывает начинающий модельер.
В Москве Максим понял, что хочет создавать изделия сам.
«Очень тяжело давить в себе свои художественные, модельерские качества», — говорит он.
Максим Вырупаев вернулся в Хабаровск с твердым намерением открыть свое производство. Вместе со своим бывшим преподавателем Олесей Будко арендовал небольшое помещение, закупили швейные машинки и открыли ателье «Немодные».
«У моды есть время. Но зачем следить за этим временем, если можно одеваться всегда по-своему и оставаться всегда немодным? Не нужно следить за тенденциями, нужно просто одеваться красиво!», — объясняют происхождение названия владельцы Максим и Олеся.
«Немодные» работают и как ателье, и как пошивочный цех: с владельцами брендов и частными заказчиками. Недавно отшили костюмы для новой постановки Хабаровского музыкального театра. Одновременно Максим открыл свой личный бренд «Maksa», где реализует свои смелые представления о красоте, продолжая слушать только себя и создавать визуальную музыку.
текст: Яна ШвойницкаяСлабослышащий молодой человек получил работу художника одежды в одном из крупнейших хабаровских брендов сразу после выпуска из колледжа. После — выиграл стажировку в московском ателье, где конструировал наряды для Юлии Савичевой и певицы МакSим. Теперь — вернулся в Хабаровск и создал свое ателье. Он утверждает, что все это — во многом благодаря своим особенностям: он плохо слышал с детства, поэтому развил привычку никого не слушать. И всегда идти своим путем.
Разговаривать с Максимом надо громче, чем с остальными и обязательно смотреть в лицо, чтобы он мог читать по губам. Когда он приходит в новый коллектив, то просто объясняет эти правила. И все всё понимают.
«То, что я вечно смотрю в лицо, в губы, я запоминаю эмоции. Это интересно изучать: как человек щурится, как он не уверен и у него дрожит нижняя губа. За этим очень интересно наблюдать», — объясняет Максим.
У Максима Вырупаева тугоухость. Ее выявили в раннем детстве, когда бабушка заподозрила неладное — ребенок не реагировал на музыкальную игрушку. Показали Максима врачам — те поставили однозначный диагноз.
«У меня есть преимущества — я действительно качественно высыпаюсь, меня не тревожит окружающий шум. Меня часто спрашивают, как я просыпаюсь? Я просто ставлю телефон на вибрацию. Меня больше удивляют обычные люди, которые не могут от нормального будильника проснуться», — смеется Максим.
Путь модельера Максим Вырупаев начал неожиданно для самого себя: пришел поступать в Хабаровский технологический колледж, считая его единственным творческим в крае. На собеседование Максим пришел с отцом. Приемная комиссия, анализируя творческие испытания, предложила парню поступить на модельера — и это вызвало у абитуриента резкий протест.
«Надо же как-то реально смотреть на вещи! Парень-модельер? Не поймут же!», — вспоминает свои мысли Максим.
Педагоги назвали юноше имена известных модельеров-мужчин и Максим согласился попробовать. Учеба давалась легко: внимание студенту было гарантировано — преподаватели всегда поворачивались к нему лицом, говорили громче. Освоить технику шитья и конструирования Максим смог без проблем. Все, чего ему не хватает на парах, он ищет в Интернете. Трудности возникают, когда начинающий модельер решает участвовать в профессиональных конкурсах — там необходимо презентовать свои работы вслух. И Максиму приходится учиться говорить: правильно произносить термины, строить согласованную речь и, в конце концов, произносить звуки, которые он не слышит.
В школьные годы, когда нарушения речи были сильнее, над Максимом часто смеялись. Однако это заставило не закрыться, а развивать в себе навык говорить настолько чисто, насколько это возможно. Поэтому практика преодоления себя и своего нарушения ради цели у юноши уже была.
«В шестом классе я начал читать. И чтение больших текстов исправило мою погрешность в какой-то степени», — рассказал Максим.
Профессиональные конкурсы помогли в полную меру прочувствовать свое дело и нащупать мечту. Как ни странно, Максим с детства обожал музыку: много времени проводил за прослушиванием концертов любимых исполнителей. И долго мечтал увидеть звезд эстрады вживую. Впервые ему удалось это на конкурсе «Абилимпикс». Оттуда привез в край победу, а себе — мечту: шить для звезд.
«Я живу музыкой. Когда-то я мечтал петь. Музыка очень сильно влияет на мое творческое настроение. Чтобы что-то создать, мне нужно включить музыку: вдохновиться, напитаться и все выложить в работу», — делится Максим.
Одна из коллекций, изменившая жизнь Максима, была создана под вдохновением от произведений певицы Ани Лорак. Коллекцию «Дива» он создал, вдохновившись одноименным концертом. Три наряда, которые во время демонстрации автор нежно называет «мои красотки». Работу он представил на студенческом конкурсе «Трансформация», в жюри сидели ведущие производители одежды региона. Профессионалы отрасли заметили талантливого парня и вместе со вторым местом он получил приглашение на работу. Так, Максим стал художником одежды, еще обучаясь в колледже.
О том, что у нового сотрудника ограничения по слуху, глава компании узнала только на собеседовании. Вопрос решился просто: «Если вы хотите, чтобы на ваше "здравствуйте" Максим говорил "здравствуйте" в ответ, то говорите громче». Все стали говорить громче.
Процесс создания одежды Максим сравнивает с прослушиванием музыки:
«Когда музыку слушаешь, у тебя тепло на душе, вот и создание одежды — это тоже некая музыка. Только визуальная музыка через одежду», — отмечает он.
Работая на хабаровском производстве, Максим мечтал шить для звезд, творчество которых его вдохновляло. Принял участие в конкурсе и выиграл стажировку в московское ателье, специализирующееся на изготовлении костюмов для эстрадных певцов. Планируя поездку в столицу, начинающий модельер собирался непременно вернуться обратно: чувствовал интерес делать красивую одежду в родном Хабаровске.
«В Москву я поехал за конструкторской уверенностью: чтобы понимать в мелочах, как создавать любую одежду. Там было очень много заказов. Месяц у меня был наставник, а дальше уже сопровождали портные. Я получил колоссальный опыт, а главное уверенность в собственных силах. И я этим доволен», — уверяет Максим.
В столице хабаровчанина ждал плотный рабочий режим: от 10 до 16 часов в день.
«Мне хватило двух-трех звезд, чтобы понять их специфику. Они оказались такими же людьми. Я шил для МакSим, Юлии Савичевой, Евы Власовой. Я очень хотел пошить Филиппу Киркорову. Не удалось. Однако первый заказ был для шоу "Сокровище императора", и там участвовал Киркоров. Хотя я не кроил и не шил, но я всем клеил наклейки. И немного чувствую радость участия — знаю, что там моя работа», — рассказывает начинающий модельер.
В Москве Максим понял, что хочет создавать изделия сам.
«Очень тяжело давить в себе свои художественные, модельерские качества», — говорит он.
Максим Вырупаев вернулся в Хабаровск с твердым намерением открыть свое производство. Вместе со своим бывшим преподавателем Олесей Будко арендовал небольшое помещение, закупили швейные машинки и открыли ателье «Немодные».
«У моды есть время. Но зачем следить за этим временем, если можно одеваться всегда по-своему и оставаться всегда немодным? Не нужно следить за тенденциями, нужно просто одеваться красиво!», — объясняют происхождение названия владельцы Максим и Олеся.
«Немодные» работают и как ателье, и как пошивочный цех: с владельцами брендов и частными заказчиками. Недавно отшили костюмы для новой постановки Хабаровского музыкального театра. Одновременно Максим открыл свой личный бренд «Maksa», где реализует свои смелые представления о красоте, продолжая слушать только себя и создавать визуальную музыку.
Между Виктором Руденко и спортивным пьедесталом было много барьеров — в детстве заниматься единоборствами ему запрещали врачи, затем взрослому и почти ничего не видящему Виктору приходилось выходить на борцовский ковёр с теми, у кого зрение есть. Через запреты, несправедливость и неуместные на ковре эмоции Виктор пришёл к призам на чемпионатах Европы, победах на международных и российских соревнованиях.
Борьба за самоуважение
У мальчика Вити Руденко с раннего детства плохое зрение — он носит очки и терпит насмешки одноклассников. Нет, не терпит: хотя драться не умеет, ему постоянно приходится стоять за себя, отвечая на придирки. Это его первые единоборства в школьных коридорах.
Однако есть те, кому всё равно на Витино зрение — друзья, которые после школы ходят на тренировки по греко-римской борьбе. И однажды они позовут Витю с собой. Он пойдёт.
Борьба за возможность заниматься любимым делом
Родители не одобряют увлечение сына. Врачи запрещают Вите заниматься единоборствами — говорят, что плохое зрение может исчезнуть совсем. Родители слушают врачей, но Витя не слушает никого. Говорит маме, что пошёл гулять. Сам идёт на тренировку. Говорит, что пошёл в гости. Сам идёт на тренировку. А потом — пора ехать на соревнования.
«Один раз мама была на соревнованиях, посмотрела. А я там проиграл, меня сильно побили — мне было 13 лет. Сказала, что больше никогда не пойдёт. И больше мама не смотрела мои соревнования ни разу», — рассказывает Виктор.
Видеть Виктор действительно стал хуже — повлиял ли на это спорт неизвестно. Сейчас у него остаточное зрение: он частично видит силуэты, может отличить чёрное от белого. И так с 22 лет.
«В пространстве я достаточно быстро ориентируюсь. У меня сегодня множество переездов — они мне посильны. Конечно, в больших местах, в торговых комплексах, или в аэропорту Шереметьево мне уже будет очень тяжело одному передвигаться. Ещё иногда бывает выхожу из такси и не понимаю, где мы остановились. Иногда даже звоню людям по видеосвязи, чтобы понять, где нахожусь», — делится Виктор.
Виктор не слишком расстраивается, когда понимает, что зрение ушло окончательно. И когда подростком проигрывает свои первые соревнования, не переживает тоже. Он уверен, что выиграет следующие, потому что продолжит тренироваться. И он выигрывает. А потом выигрывает ещё. Становится лучшим в Хабаровском крае среди обычных спортсменов.
«Мне видимо хотелось доказать, что я, человек со слабым зрением, могу выигрывать у полностью здорового человека», — рассуждает Виктор.
Борьба за общение
О том, что существует спорт слепых (и слабовидящих) Виктор Руденко узнаёт, учась в Кисловодске на массажиста — туда его отправили родители получать образование на факультете для слабовидящих студентов. Оказавшись в незнакомом городе в одиночестве, Виктор идёт в спортзал: и там находит и друзей, и общение.
Когда молодой человек заканчивает обучение, знакомый из спортзала приглашает его на тренировку по дзюдо для слепых. Для Виктора открывается новый мир — прежде он тренировался только среди здоровых спортсменов. Через две недели он едет на чемпионат России по дзюдо среди слепых. И занимает третье место.
Закончив учёбу в колледже, Виктор возвращается в Хабаровск: с дипломом, третьим местом чемпионата России по дзюдо, и восстанавливается в педагогическом университете, где начинал учиться до уезда. Там же ему рекомендуют заниматься дзюдо с Халиковым Романом Рияновичем. Однако Виктор, хотя не отвергает предложение, но решает, что тренироваться ему не нужно — он и так без подготовки уже стал третьим в стране. Молодой человек занимается греко-римской борьбой, предпочитая любимую атмосферу и друзей перспективам.
Через некоторое время ему предлагают выступить на чемпионате России по дзюдо среди слепых. Он соглашается.
«Я думал, что я еду бороться с инвалидами, грубо говоря. Что они мне сделают вообще? У меня настолько была такая уверенность сильно, что я выиграю. Я в этом не сомневался даже. И два года продолжал халатно относится к тренировкам по дзюдо», — делится Виктор.
В 2009 году Виктор Руденко проигрывает чемпионат России по дзюдо слепых.
Борьба за победу
«Я переосмыслил все свои амбиции. Ни в коем случае нельзя себя выше ставить этих ребят. Я сам такой же слабовидящий, они такие же слабовидящие. И я должен быть с ними наравне», — резюмирует Виктор Руденко.
Спортсмен приступает к тренировкам по дзюдо с Романом Халиковым. Одновременно он учится в университете и работает массажистом. Каждый день выходит из дома в 7 утра на тренировку, затем учёба, после — работа, и вечером снова в зал. В таком режиме Виктор живёт пять лет.
«В дисциплине кроется весь успех. Если будешь соблюдать дисциплину, то может и получится что-то. Это не фитнес. Там прошёл по беговой дорожке и пошел в душ. Здесь — очень сильные комплексы с большими весами», — рассказывает Виктор.
Даже после больших нагрузок и многочасовых тренировок — каждый выход на ковёр сопровождается волнением. Волнение, как считают спортсмены, порождает сомнения. Чтобы побеждать чаще — Виктору необходимо справится с эмоциями.
«На тебя смотрят, ты во внимании, ты в центре ковра борешься — с этими страхами надо было бороться. И надо было как-то их отгонять их от себя: вообще всё равно, кто что скажет и кто что подумает. Я делаю свою работу и всё. Я выиграю или проиграю — это уже мне с этим жить. Люди про это уже не будут думать», — рассказывает Виктор
Тренер предлагает Виктору увеличить количество соревнований. Это можно сделать, только начав участвовать в чемпионатах для зрячих.
Ступая на ковёр перед соперниками с хорошим зрением, Виктор оказывается в слабой позиции. С одной стороны, дзюдо — контактная борьба: и противнику, и Виктору нужен захват, чтобы победить, с другой — зрение даёт важное преимущество в скорости.
«Меня они видят, они могут подбежать, резко взять захват, бросить. Так много раз делали. И так я и проигрывал. Но я знал, что так будет. Я к этому был готов. И тренировался и делал свою работу. И когда я не успевал, то проигрывал. Но если я успевал, то уже старался шансов не оставлять ему на вторую попытку», — рассказывает Виктор Руденко.
Виктору приходиться отрабатывать всё до мелочей: вместе с тренером подсчитывает даже шаги — сколько нужно пройти до соперника. Вместе с товарищем накануне соревнований отсматривают все бои тех, с кем наутро нужно встать в спарринг. Приятель до мелочей описывает характер захвата, движение ног, стойку, повороты, в какую сторону предпочитает двигается противник, делая бросок. Если у Виктора не получается представить бой в голове, тогда они встают в спарринг и имитируют схватку.
Сборная страны
После усилий, прилагаемых на тренировках, Виктору становится обиднее проигрывать. Однажды на международном турнире в Германии он выходит на схватку. Соперник явно опережает Виктора, у хабаровчанина ничего не выходит. Оказавшись снизу после броска, Виктор не выдерживает и от безысходности начинает бить противника.
«Меня, конечно, сразу же дисквалифицировали с соревнований. И я понимаю, что натворил, зачем я это сделал? Я же выступал в составе сборной России, а значит, подставлял свою команду», — делится Виктор Руденко.
Это был последний раз, когда спортсмен проявил эмоции на ковре. Виктор понимает, что справиться с огромной конкуренцией на соревнованиях мирового уровня — чемпионатах мира, Европы и Олимпийских играх, можно только с выдержанным характером. Соревнования становятся для него экзаменом. Он часами тренируется в зале, а на турнире смотрит к чему приводят усилия — к поражению или победе. Если проигрывает, анализирует ошибки, дорабатывает технику вместе с тренером и командой.
«Главный мой результат на сегодня, что я до сих пор в сборной России — для меня это очень почётно. Я участвовал в двух Олимпиадах, и это самая высшая точка в спорте, которую каждый начинающий спортсмен, мечтает достичь. Но даётся это не всем», — говорит Виктор Руденко.
Сейчас Виктор выступает на соревнованиях по дзюдо слепых и самбо слепых. В июле он очередной раз стал чемпионом России по самбо слепых.
Борьба за право жить как все
Виктора Руденко на интервью привозит друг. В конце разговора он уезжает тоже с приятелем. Спорт подарил ему друзей, единомышленников и комфортную среду. Он знает, кому позвонить в каждом из городов, куда приезжает на соревнования. И даже если это новое для него место, Виктор всегда знает куда пойти.
«Спорт для человека с ограниченными возможностями — это реабилитация и путь в полноценную жизнь. Спорт дает очень расширенные кругозор. Много друзей из разных городов и стран, путешествия, самореализация и достижения. Это твой мир, твои круг: и эти круги не маленькие, они огромные. Я в любой город в России приеду, я там не буду один. Я приду в зал, там будут такие же ребята, как и я. Мы все едины. Я в любую другую страну приеду и также приду в зал. Мы не будем разговаривать на одном языке, но у нас будет общее дзюдо, и мы друг друга поймём», — делится Виктор Руденко.
Слабослышащий молодой человек получил работу художника одежды в одном из крупнейших хабаровских брендов сразу после выпуска из колледжа. После — выиграл стажировку в московском ателье, где конструировал наряды для Юлии Савичевой и певицы МакSим. Теперь — вернулся в Хабаровск и создал свое ателье. Он утверждает, что все это — во многом благодаря своим особенностям: он плохо слышал с детства, поэтому развил привычку никого не слушать. И всегда идти своим путем.
Разговаривать с Максимом надо громче, чем с остальными и обязательно смотреть в лицо, чтобы он мог читать по губам. Когда он приходит в новый коллектив, то просто объясняет эти правила. И все всё понимают.
«То, что я вечно смотрю в лицо, в губы, я запоминаю эмоции. Это интересно изучать: как человек щурится, как он не уверен и у него дрожит нижняя губа. За этим очень интересно наблюдать», — объясняет Максим.
У Максима Вырупаева тугоухость. Ее выявили в раннем детстве, когда бабушка заподозрила неладное — ребенок не реагировал на музыкальную игрушку. Показали Максима врачам — те поставили однозначный диагноз.
«У меня есть преимущества — я действительно качественно высыпаюсь, меня не тревожит окружающий шум. Меня часто спрашивают, как я просыпаюсь? Я просто ставлю телефон на вибрацию. Меня больше удивляют обычные люди, которые не могут от нормального будильника проснуться», — смеется Максим.
Путь модельера Максим Вырупаев начал неожиданно для самого себя: пришел поступать в Хабаровский технологический колледж, считая его единственным творческим в крае. На собеседование Максим пришел с отцом. Приемная комиссия, анализируя творческие испытания, предложила парню поступить на модельера — и это вызвало у абитуриента резкий протест.
«Надо же как-то реально смотреть на вещи! Парень-модельер? Не поймут же!», — вспоминает свои мысли Максим.
Педагоги назвали юноше имена известных модельеров-мужчин и Максим согласился попробовать. Учеба давалась легко: внимание студенту было гарантировано — преподаватели всегда поворачивались к нему лицом, говорили громче. Освоить технику шитья и конструирования Максим смог без проблем. Все, чего ему не хватает на парах, он ищет в Интернете. Трудности возникают, когда начинающий модельер решает участвовать в профессиональных конкурсах — там необходимо презентовать свои работы вслух. И Максиму приходится учиться говорить: правильно произносить термины, строить согласованную речь и, в конце концов, произносить звуки, которые он не слышит.
В школьные годы, когда нарушения речи были сильнее, над Максимом часто смеялись. Однако это заставило не закрыться, а развивать в себе навык говорить настолько чисто, насколько это возможно. Поэтому практика преодоления себя и своего нарушения ради цели у юноши уже была.
«В шестом классе я начал читать. И чтение больших текстов исправило мою погрешность в какой-то степени», — рассказал Максим.
Профессиональные конкурсы помогли в полную меру прочувствовать свое дело и нащупать мечту. Как ни странно, Максим с детства обожал музыку: много времени проводил за прослушиванием концертов любимых исполнителей. И долго мечтал увидеть звезд эстрады вживую. Впервые ему удалось это на конкурсе «Абилимпикс». Оттуда привез в край победу, а себе — мечту: шить для звезд.
«Я живу музыкой. Когда-то я мечтал петь. Музыка очень сильно влияет на мое творческое настроение. Чтобы что-то создать, мне нужно включить музыку: вдохновиться, напитаться и все выложить в работу», — делится Максим.
Одна из коллекций, изменившая жизнь Максима, была создана под вдохновением от произведений певицы Ани Лорак. Коллекцию «Дива» он создал, вдохновившись одноименным концертом. Три наряда, которые во время демонстрации автор нежно называет «мои красотки». Работу он представил на студенческом конкурсе «Трансформация», в жюри сидели ведущие производители одежды региона. Профессионалы отрасли заметили талантливого парня и вместе со вторым местом он получил приглашение на работу. Так, Максим стал художником одежды, еще обучаясь в колледже.
О том, что у нового сотрудника ограничения по слуху, глава компании узнала только на собеседовании. Вопрос решился просто: «Если вы хотите, чтобы на ваше "здравствуйте" Максим говорил "здравствуйте" в ответ, то говорите громче». Все стали говорить громче.
Процесс создания одежды Максим сравнивает с прослушиванием музыки:
«Когда музыку слушаешь, у тебя тепло на душе, вот и создание одежды — это тоже некая музыка. Только визуальная музыка через одежду», — отмечает он.
Работая на хабаровском производстве, Максим мечтал шить для звезд, творчество которых его вдохновляло. Принял участие в конкурсе и выиграл стажировку в московское ателье, специализирующееся на изготовлении костюмов для эстрадных певцов. Планируя поездку в столицу, начинающий модельер собирался непременно вернуться обратно: чувствовал интерес делать красивую одежду в родном Хабаровске.
«В Москву я поехал за конструкторской уверенностью: чтобы понимать в мелочах, как создавать любую одежду. Там было очень много заказов. Месяц у меня был наставник, а дальше уже сопровождали портные. Я получил колоссальный опыт, а главное уверенность в собственных силах. И я этим доволен», — уверяет Максим.
В столице хабаровчанина ждал плотный рабочий режим: от 10 до 16 часов в день.
«Мне хватило двух-трех звезд, чтобы понять их специфику. Они оказались такими же людьми. Я шил для МакSим, Юлии Савичевой, Евы Власовой. Я очень хотел пошить Филиппу Киркорову. Не удалось. Однако первый заказ был для шоу "Сокровище императора", и там участвовал Киркоров. Хотя я не кроил и не шил, но я всем клеил наклейки. И немного чувствую радость участия — знаю, что там моя работа», — рассказывает начинающий модельер.
В Москве Максим понял, что хочет создавать изделия сам.
«Очень тяжело давить в себе свои художественные, модельерские качества», — говорит он.
Максим Вырупаев вернулся в Хабаровск с твердым намерением открыть свое производство. Вместе со своим бывшим преподавателем Олесей Будко арендовал небольшое помещение, закупили швейные машинки и открыли ателье «Немодные».
«У моды есть время. Но зачем следить за этим временем, если можно одеваться всегда по-своему и оставаться всегда немодным? Не нужно следить за тенденциями, нужно просто одеваться красиво!», — объясняют происхождение названия владельцы Максим и Олеся.
«Немодные» работают и как ателье, и как пошивочный цех: с владельцами брендов и частными заказчиками. Недавно отшили костюмы для новой постановки Хабаровского музыкального театра. Одновременно Максим открыл свой личный бренд «Maksa», где реализует свои смелые представления о красоте, продолжая слушать только себя и создавать визуальную музыку.
Повысить узнаваемость и создать безусловное доверие к товарам, произведенным в Хабаровском крае во всей России и за рубежом — такую цель ставят себе власти региона. Выражение «Сделано в Хабаровском крае» должно стать синонимом высочайшего качества, надежности, инновационности и креатива. В Хабаровске прошла выставка местных предпринимателей, чья продукция признана отвечающей требованиям зонтичного бренда.
Организаторы выставки поставили себе несколько целей – с одной стороны показать жителям региона продукцию, выпускаемую под брендом «Сделано в Хабаровском крае», с другой — дать производителям возможность получить обратную связь от покупателей.
В выставке приняли участие 40 предпринимателей. Для них были оборудованы места и за аренду трех дней платить было не нужно, участие – бесплатное. Но чтобы получить такое право, необходимо было побороться — из 166 заявок от предпринимателей прошли только 40. Это как представители МСП, так и и самозанятые.
– Отбор проходил во время заседания рабочей группы. Среди критериев, которые учитывались – это чистая репутация, то есть претендент отсутствует в реестре недобросовестных поставщиков и в его отношении не применяются процедуры банкротства. Также комиссия руководствовалась уникальностью, самобытностью, патриотизмом и любовью к родному краю, – рассказали EastRussia в центре «Мой бизнес», который является правообладателем товарного знака «Сделано в Хабаровском крае».
И да — все участники производят товары, продукты на исключительно территории Хабаровского края.
Жители Хабаровского края уже привыкли видеть пищевую продукцию местных производителей под брендом «Сделано в Хабаровском крае» на полках продовольственных магазинов и в сетевых супермаркетах. Но чтобы в сознании потребителя не укоренился стереотип, что бренд распространяется только на продукты питания, на ярмарке были представлены и одежда, и корма для животных, и продукция из переработанных материалов, а также изделия из кожи и бронзы и даже музыкальные инструменты – глюкофоны (глюкофон — перкуссионный музыкальный инструмент, тональный лепестковый барабан — прим. ред). Также в выставке приняли участие художники и издательство, которое выпускает книги местных авторов.
Многие действующие предприниматели пришли к открытию своего дела через выгорание. Так, случилось с хабаровчанкой Татьяной Масловой, владелицей компании «Новый лист бумажный». В прошлой жизни ей приходилось часто задерживаться на работе допоздна и в какой-то момент, не выдержав очередного перенапряжения, девушка уволилась. Ее главной целью стало найти не новую работу, а – хобби, которое стало бы мотивацией уходить со службы по расписанию и спешить навстречу любимому увлечению. Теперь она хозяйка бизнеса, который производит календари, открытки, конверты ручной работы из переработанной бумаги
– Бумажные отходы можно не выбрасывать, а дать им вторую жизнь. Мне приятно, что мои изделия радуют и вдохновляют людей! Сырье у меня есть всегда. Несут родные и друзья, да и я сама тружусь менеджером по документам. Чтобы создать открытку нужно измельчить старую бумагу, залить водой и перемешать блендером до состояния кашицы. После этого на специальных рамках работы сушатся, с них стекает вода и далее наступает моя любимая часть: оформление, – рассказывает хабаровчанка.
В тренде на экологичность и бывший телевизионный продюсер из Хабаровска Юлия Вишневская. Сначала сортировала и сдавала отходы на переработку, а потом ее осенило и она создала свое дело. Маленькое апсайкл-производство по приданию бутылкам нового функционала «Kiss me glass».
– В Хабаровске в пунктах приема вторсырья перестали принимать стеклянную тару, и я стала думать, что делать с бутылками. Я научилась работать с бутылкорезом, со стеклом и стали появляться одно за другим новые изделия. В ассортименте у меня сейчас стаканы, вазы, емкости для круп и сыпучих продуктов с крышкой, а также свечи. Их мы делаем в коллаборации с другим мастером. Продукция оказалась очень востребована, – поделилась Юлия Вишневская.
На выставке «Сделано в Хабаровском крае» также можно было встретить предпринимателей из числа коренных малых народов Севера с их уникальными изделиями. Например, Ольга Бельды, художница и вдова всемирно известного певца Кола Бельды, представила свои картины и репродукции. Она любит работать маслом, но такие работы доступны не всем из-за цены, поэтому она придумала выход. Фотографирует свои же картины, оформляет в рамке и таким образом появляется бюджетный вариант изображения. В экспозиции были представлены полотна с достопримечательностями Хабаровска, нанайскими сюжетами, и, конечно же, портреты самого Кола Бельды.
– Я здесь демонстрирую не только свое творчество, но также память о выдающемся артисте из числа КМНС. Также сейчас готовится книга воспоминаний людей со всего мира о Кола Бельды, – рассказала Ольга.
Еще одна представительница КМНС - Анна Донкан-Раитина, уроженка села Маяк Нанайского района. Уже много лет она живет в Хабаровске и делает изделия из кожи с национальным орнаментом: сумки, кошельки, футляры для очков. Говорит, они очень популярны у покупателей на западе страны. У тех, кто раньше жил в Хабаровском крае, а потом переехал, случается ностальгия и им не хватает чего-то родного.
– Все орнаменты мне передала мама. Хочется свои корни сохранить для будущего поколения. Мы должны помнить и поддерживать традиции, – считает Анна.
За три дня выставки ее посетили более 14 тыс. посетителей. А выручка с продаж составила более 1 млн рублей. Эта выставка – первая ласточка. Планы у бренда «Сделано в Хабаровском крае» – амбициозные. Выставки, подобные этой, ещё будут проводиться не только в Хабаровске, но и в различных районах региона. В будущем бренд планирует выйти и на международные рынки, а также открыть лицензированные точки зонтичного бренда. Две из них появятся в Хабаровске, и ещё одна — в Москве.
Зонтичный бренд «Сделано в Хабаровском крае» уже объединяет 80 предпринимателей региона. Они заключили соглашение, поэтому могут смело крепить на свои изделия заветный региональный знак качества. Число желающих присоединиться к бренду растет. В центр «Мой бизнес» ежедневно поступают звонки с вопросами о том, как часть частью бренда. А сделать это просто – необходимо заключить лицензионный договор на право использования товарного знака. Обязательные условия — юрлицо, индивидуальный предприниматель или самозанятый должны быть зарегистрированы на территории Хабаровского края, иметь здесь производство и стоять на учете в одной из налоговых инспекций региона. В случае положительного исхода центр поможет с созданием сайта и выпуском полиграфической продукции и конечно же с продвижением — в крае, в стране и за рубежом. Так на днях Дмитрий Демешин во время визита в Белоруссию предложил открыть там магазины регионального бренда «Сделано в Хабаровском крае». Посол России в Беларуси Борис Грызлов уже поддержал эту идею.
На конкурс «100 лучших товаров России» в этом году заявились сотни предприятий со всей страны. Победителями стали те, кто смог доказать: их продукция — это не просто товар, а история упорства, мастерства и стремления к совершенству. Среди таких победителей — три компании из Хабаровского края, каждая из которых пишет свою историю успеха, несмотря на сложности с логистикой, на отсутствие дешёвых кредитов и другие непростые экономические условия.
Звание лауреатов и дипломантов конкурса «100 лучших товаров России» получили три предприятия Хабаровского края: артезианская вода «Источник» и куриное яйцо, произведённые в Комсомольске-на-Амуре, а также торт «Премиум» и десерт «Абрикос» хабаровской компании «Новоторг».
Взять кондитерскую высоту
Компания «Новоторг» открыла свой первый кондитерский цех в Хабаровске в 1997 году. Начинали с нескольких наименований тортов и пирожных развились до крупной фабрики. Сегодня в портфеле предприятия — сотни рецептов, 180 из которых запущены в производство.
Коллектив из 130 человек ежедневно выдаёт полторы тонны сладкой продукции, которая разъезжается по Хабаровскому краю, ЕАО и Приморью. Но секрет популярности — не в объёмах, а качестве и мастерстве. В копилке «Новоторга» не меньше 20 наград, в том числе и всероссийских, и международных конкурсов. Нынешний год не стал исключением.
— В 2023-ем мы запустили в работу торт «Премиум» — в этом году он получил «серебро» на конкурсе «100 лучших товаров России», — рассказывает генеральный директор компании «Новоторг» Алексей Коваленко. — Ещё наши новинки: торт «Мятный восторг», «Лавандовый» — это всё линейка премиум-класса. В 2025-ом году хотим заменить порядка 8 позиций, это что касается тортов и пирожных. А ещё парочка идей есть сделать продукцию, скажем так, не свойственную нашей компании, но пока детали раскрывать не будем.
В последнее время предприятие показывает стабильный прирост продаж — примерно 5-7% от года к году. Связано ли это с возросшим уровнем стресса у россиян, который, как известно, принято заедать сладким, сказать затрудняются. Но отмечают — проблемы с импортом не сказались ни на ассортименте, ни на качестве товара. Работают, в том числе, и с местными производителями. «Дакгомз», «Переяславский молочный завод» стабильно поставляют молочку, яйцом частично обеспечивает племптицезавод «Хабаровский».
Ещё один продукт «Новоторга» — десерт «Абрикосовый» — удостоился высшего звания «Лауреат» конкурса. Антон Ольвинский, главный технолог предприятия, помог холодному десерту обрести новую упаковку, чтобы радовать хабаровчан даже зимой.
— Десерт «Абрикосовый» у нас делается из сушёной кураги, сахара, воды, лимонной кислоты. Он востребован летом — мы реализуем продукт на развес в рожках. В прошлом году я участвовал в разработке задачи сделать его всесезонным. Для этого приобрели полуавтоматическую дозирующую машину, теперь производим его в индивидуальной упаковке круглый год.
Когда бизнес сталкивается с бедой: возрождение комсомольской птицефабрики
В числе победителей всероссийского конкурса «100 лучших товаров» и комсомольская птицефабрика. В 2022 году на предприятии зафиксировали вспышку птичьего гриппа — опасного вируса, который почти поставил крест на местном яйце. В Комсомольске-на-Амуре объявили режим ЧС, в радиусе 5 километров была уничтожена вся птица, которую выращивало население. Согласно требованиям ветеринарной безопасности все поголовье кур — порядка 500 тысяч особей— уничтожили. Но предприятие возродилось и вновь выращивает молодняк и производит яйцо.
— Это было непростое время, — вспоминает акционер комсомольской птицефабрики Людмила Кузнецова. — Финансовой поддержки у нас не было практически, но была мощная поддержка от края по другим направлениям. На тот момент объём производства яйца на птицефабрике был 130 миллионов, и заместить его было практически невозможно.
Мы ощущали свою ответственность и перед населением, и перед правительством края. Был момент — во время режима ЧС нельзя разгружать вагон на территории, которая попадает в зону карантина. И я пришла в управление РЖД договариваться, чтобы вагоны, которые пришли на комсомольскую птицефабрику, перенаправить в Хабаровск. Говорю — с нами беда случилась. И все очень сочувствуют, входят в положение и говорят — как же мы без «Ромашки» будем? (В Комсомольске-на-Амуре ячейка отборных яиц на 30 штук имеет этикетку «Ромашковое поле», - прим. автора). — Восстанавливайтесь побыстрее. И мы просто не могли обмануть надежды людей.
На восстановление ушло меньше года — вспышка птичьего гриппа случилась в октябре, а в июле уже получили новое поголовье для производства куриного яйца. Теперь на фабрике продолжают наращивать выпуск яйца и особое внимание уделяют его качеству.
— Мы привлекаем лучшие умы в зоотехнике и производстве кормов, — продолжает Кузнецова. — Используем растительные биодобавки — тот же самый омега-3 и омега-6. И на 26-ой российской агропромышленной выставке «Золотая осень 2024» в Москве получили 8 дипломов и одну золотую медаль — именно за наши яйца с добавками.
Выживать в непростых экономических условиях, конечно, сложно. С такой ключевой ставкой, говорит Людмила Николаевна, не просто продолжать инвестпроект. Но в развитии не останавливаются, этому способствует статус резидента ТОР комсомольской птицефабрики. В этом году к запуску готовят новый цех, который позволит увеличить производство куриного яйца ещё на 12 млн штук в год.
— Из мер поддержки у нас осталась региональная субсидия в виде компенсации понесённых затрат на произведённое и реализованное яйцо — 400 рублей на 1 тысячу штук. Льготное кредитование сегодня недоступно — всё из-за той же высокой ключевой ставки. Экономические условия у всех непростые, не только у нас, но мы стараемся, поскольку предприятие большое, сотрудников много, мы сегодня увеличиваем заработную плату, чтобы создать сотрудникам все условия, чтобы они работали и гордились своим трудом.
О сложностях ведения продовольственного бизнеса многое может рассказать и заместитель директора по коммерческой части комбината детского питания «Молочный край» Ольга Ковач. По совместительству она входит в общественный совет при минсельхозе края и не понаслышке знает, как непросто бывает расти и развиваться местному производителю.
— Постоянно сталкиваемся с проблемой доставки, логистики. Выросли цены на сырьё. Все мы знаем, что сливочное масло, например, за год уже 60% прибавило в стоимости. Растёт в цене картон, упаковка.
Вот сейчас, с 1 января вступит в силу запрет на использование трёх видов ПЭТ-упаковки, той, которая не подлежит переработке. И придётся производителям опять подстраиваться, менять стандарты... Мы должны будем переоборудовать линии, вложимся в модернизацию производства, придётся, видимо, увеличить цену продукции.
Обидно, что многие не выдерживают конкуренции, местные заводы закрываются. С того момента, как в Хабаровском крае ввели обязательную маркировку молочной продукции, у нас уже три завода местных закрылось: в Вяземском довольно большое предприятие, «Бифидум», и в Биробиджане «БиПиКо» был.
Мы пока работаем — ведь кто накормит наших детей, кроме нас? Такие конкурсы, конечно, помогают производству, — продолжает Ольга Ковач. — Продвигают на полки торговых сетей, выделяют из общего ряда производителей.
Конкурсы как стимул для роста
Конкурс «100 лучших товаров России» поддерживает отечественных товаропроизводителей, способствует повышению доверия потребителей к отечественной продукции и услугам, ускоряет импортозамещение, помогает найти новых деловых партнёров. Такие же задачи и у бренда «Сделано в Хабаровском крае»
— Мы создали региональный бренд и под ним продвигаем нашу продукцию не только в крае, но и за пределами нашего региона, — отметил начальник отдела проектного управления и экспорта краевого минсельхоза Константин Яковцев. — Сейчас очень активно ведётся работа по экспортным поставкам продукции в Азиатско-Тихоокеанский регион, потому что там имеется большой спрос на нашу продукцию.
В Китайской Народной Республике очень любят кондитерские изделия из Хабаровского края, из Российской Федерации, поэтому сейчас мы также активно работаем в этом направлении с производителями. И, возможно, даже компания «Новоторг» уже скоро отправит свои десерты в страны АТР.
В Петропавловске-Камчатском с 2017 года развивается сеть магазинов KamchaShop, организованная сообществом активных людей, продвигающих Камчатку посредством собственных брендов одежды, аксессуаров и сувениров. Магазин имеет разнообразный ассортимент, а продукция отличается высоким качеством и большой долей эксклюзива.
Основатель KamchaShop — Иван Костюков, в прошлом профессиональный сноубордист. Сейчас ему 37, женат, есть две дочери восьми и пяти лет, скоро появится еще одна дочка. Родился в небольшом камчатском поселке Усть-Камчатск, вырос в Петропавловске. В юности успел поработать сварщиком, матросом, но, после обучения по специальности «финансы и кредит» и работы в магазине спортивной одежды, принял решение заняться бизнесом — спортивным ритейлом.
— Я долгое время был управляющим в спортивном магазине, потом случился небольшой перерыв в трудовой деятельности. Все это время я занимался саморазвитием и наконец созрел для открытия своего дела — написал бизнес-план и начал работать. Весной 2014 года открыл магазин Stuff Point (стаффом называют снаряжение для сноуборда, одежду, аксессуары для того, чтобы и круто кататься, и модно выглядеть). Своего рода барахолка, там продавал свои вещи (почти новые), потом добавил несколько брендов. Взял кредит и начал бизнес всерьез. В 2016 году начали делать футболки с камчатскими принтами, наклейки — это зашло покупателю даже больше, чем иностранные и российские бренды. Со временем мы вывели собственный мерч за пределы магазина сноубордов. Так началась история KamchaShop — теперь это сеть, где эксклюзивно представлены несколько основных брендов: Kamcha Clothing, Kamchadal studio, Kamchatka bros., Unique Kamchatka, Шикша на Камчатке. Большую часть ассортимента производим сами», — рассказывает Иван.
— У вас стильный логотип, ничего лишнего. Кто его разрабатывал?
— Логотип разработал я. Имея огромный опыт работы в бордшопе, у меня сложилась большая насмотренность разных крутых брендов, и это помогло мне в его создании. Фишка в том, что логотип я разработал «на коленке» — с помощью общедоступного платного графического редактора. Быстро сверстал. Несколько раз пытались с дизайнерами совершить ребрендинг, но все равно остались на этом логотипе, и до сих пор его используем. Лого я разработал изначально для наших камчатских сноубордистов-профи, но он нравится всем. Этим я хочу сказать, что любой, имея большое желание, может делать крутые вещи и не обязательно за большие бюджеты. Мы гордимся тем местом, где живем и развиваемся, у нас много талантливых ребят, все движения у нас на порядочно высоком уровне, несмотря на то что мы небольшой регион. Вот и мы быстро начали развиваться — через два года уже переехали в новое помещение, вдвое больше предыдущего. С этим, кстати, помог известный местный бизнесмен, заметил меня на бизнес-форуме, где я представлял магазин, и предложив вне очереди место в самом проходимом в Петропавловске-Камчатском торговом центре.
— Насколько велик ваш ассортимент и какие материалы используете?
— Точно не считали, но не менее тысячи наименований: толстовки, футболки, свитшоты лонгсливы, штаны (кстати, они очень полюбились профессиональным спортсменам), рюкзаки, термосы, варежки, кольца… Долго перечислять. Также мы продаем от «Шикши бум» крутые купальники — с фотопринтом «Ганальские востряки» — это красивейшие местные горы. Относительно материалов: не используем кожу, меха, дериваты диких животных, только кожзам, текстиль, переработанный пластик. Используем все российские материалы, доступные на рынке, но самые дорогие — премиум качества. Кепки выпускаем на базе топового корейского производителя, на котором шьются Nike, Adidas, Burton и многие другие мировые бренды. Надо сказать, мы работаем с небольшими камчатскими производствами, которые раньше делали свою одежду, но теперь переориентировались исключительно на нас, так как объем продукции вырос в разы — мы не успеваем отшивать.
— У кого более популярна ваша одежда: у местных или туристов?
— Мы никогда не ориентировались только на туристов, хотя они безусловно большая часть наших клиентов в сезон, но и весь оставшийся год мы работаем хорошо.
— Как вы себя позиционируете, есть ли какой-то особый посыл?
— От молодежного спортивного позиционирования мы отошли давно. Мы поняли, что наша продукция пользуется популярностью у всех возрастных категорий. Многие, зайдя впервые в наш магазин, ошеломляются от огромного выбора, никто без покупки не уходит. По поводу посыла вот что скажу: многие развивают Камчатку больше как уникальную природу, а мы — через людей. Камчатка — это не только природа, это еще и люди. Хорошие, позитивные, добрые и активные. Наши земляки добиваются больших результатов. Мы не хотим казаться кем-то, а являемся теми, кто есть. Мы не просто магазин — мы активная компания, всегда участвуем в социальной жизни Камчатского края, поддерживаем различные мероприятия, спортсменов и просто талантливых людей. Являемся двигателем индустрии: проводим соревнования — скейтборд, сноуборд поддерживаем, сотрудничаем со школой серфинга Snowave. Помогаем проводить КВНы, студенческую весну, разные квизы.
— Чуть подробнее расскажите о ваших коллаборациях.
— Например, работаем с камчатской чулочно-носочной фабрикой «Ворсок». Они производят носки высочайшего качества с нашим логотипом, не хуже «найков» и прочего. Стоят всего 350 рублей. Те, кто хоть раз их опробовал, «подсаживаются» на них навсегда.
Также вместе с камчатскими производителями соевых свечей создали арома-свечи, с запахом «замша и костер» – для некоторых москвичей, которые никогда не жгли костры, это интересно. Для нас салон «Эко-спа» поставляет профессиональную натуральную косметику из камчатских ингредиентов. Кроме того, недавно мы приобрели экопросветительскую мастерскую «Плавильня», где перерабатываем пластиковые крышки. Пластик мы собираем, чистим, сортируем и после этого отправляем в шредер, а из полученного материала изготавливаем значки, брелоки, магниты, фурнитуру для кепок, пуговицы и бирки — технология полного цикла. Кроме того, проводим экопросветительские мастер-классы для взрослых и детей, рассказываем о вреде пластика для экологии.
— Это для вас бизнес или хобби?
— Это дело моей жизни. Номинально это бизнес, но почти всю выручку тратим на расширение. Без этого бизнеса не вижу смысла, это часть жизни.
— Иван, какие планы на развитие?
— Планируем выходить за пределы Камчатки – шагнем во Владивосток. Будем развиваться там, вернее пиарить столицу Приморья. Рабочее название бренда – «Владик». Пробную партию мерча уже сделали. Продолжаем укреплять позиции на Камчатке (в Елизове планируем новый магазин) а в ближайшем будущем — ждите во Владивостоке!