В ДФО намерены привлекать туристов из Беларуси, стран Ближнего Востока и Латинской Америки
Дальний Восток намерен активнее привлекать иностранных туристов. Основной акцент сделают на гостях из Китая, однако потенциал есть и у привлечения в регион жителей Ближнего Востока, Латинской Америки и Беларуси.
По итогам прошлого года в тройку лидеров на Дальнем Востоке по притоку туристов вошли Приморье, Хабаровский край и Бурятия. Хабаровский край в 2023 году посетили 1,1 млн человек. Гостей привлекают Хабаровск с его архитектурой, музеями, выставками и магазинами, а также горная рыбалка и Шантары.
В будущем точками притяжения туристов в регион намерены сделать самую протяженную на Дальнем Востоке набережную, российскую часть острова Большой Уссурийский, горнолыжный комплекс «Хехцир».
«Мы вышли на китайский рынок через китайские туристические сети, напрямую адаптировали наш продукт на китайских туристов. Они увидели в своих соцсетях Хабаровск и поехали к нам. Собственно, турист, который отправился с рюкзаком на Шантары, узнал о них из китайских соцсетей», — отметила Екатерина Пунтус.
Как сообщил генеральный директор туроператора «Интурист» Александр Мусихин, интересы иностранных туристов в России смещаются из Москвы и Санкт-Петербурга, в том числе в сторону Дальнего Востока. Так, в прошлом году компания отправила группу аргентинцев от Санкт-Петербурга по Транссибу до Владивостока. И сейчас интерес к ДФО растет.
«Я думаю, что направление Дальнего Востока мы будем предлагать в странах Ближнего Востока и в Латинской Америке, где интерес достаточно большой. Проблема только в транспортной логистике, потому что основные полетные программы осуществляются через Москву. Поэтому туры в любом случае будут комбинированными», — прокомментировал Александр Мусихин.
Еще один туристический коридор на Дальний Восток намерены открыть из Беларуси. Там знают о ДФО и многие готовы ехать в регионы на краю России, как в экзотические.
«Все в Беларуси слышали бренды — Дальний Восток, Амур, Японское и Охотское моря, Камчатка. Об этом знают все. Но не все знают, где это. Емкость нашего рынка достаточно большая – в стране почти девять млн человек, один млн выездных туристов с хорошим чеком. Людей интересует не только море и отдых, но и детокс, путешествия, природный туризм. Дальний Восток для белоруссов – это экзотика. Ресурсы у людей есть, деньги есть», — рассказал председатель правления союза туристической индустрии Республики Беларусь Филипп Гулый.
По его словам, для привлечения белорусских туристов сейчас не достаточно одного агрегатора отелей, поскольку люди не знают, куда ехать, где селиться, что конкретно смотреть и посещать, где развлекаться. Нужны новые электронные площадки, которые помогут с выбором, бронированием и покупкой. Филипп Гулый предложил сконцентрироваться на образовательных турах для родителей с детьми. При этом поездки, по мнению Гулого, должны быть дополнены природными и историческими составляющими.
«Наши люди способны сюда ехать, но едут пока что единицы. Нет смысла делать турпоток из Беларуси массовым, этого не нужно, пускай он будет высокомаржинальным – достаточно состоятельных, богатых людей, крупных корпораций, которые могут провести свой отпуск в этом брендированном дальневосточном далеком и экзотическом для нас крае», — отметил Филипп Гулый.
Участники форума сошлись во мнении, что для привлечения иностранных туристов на Дальнем Востоке необходимо развивать номерной фонд, поскольку сейчас мест размещения недостаточно, также нужно продвигать туры по Дальнему Востоку, т.к. о них мало известно. Для этого нужны федеральные туроператоры, которые предложат поездки в своих филиалах на западе России и в представительствах в других странах.
Ксения МурзинаЕжегодно Камчатку посещают около 300 тыс. туристов, причем самостоятельных путешественников становится все больше. Такие гости бронируют жилье заранее, а свой отдых начинают формировать уже после прилета на полуостров, находясь в отеле. Эти изменения диктуют свои правила — необходимо внедрять электронные торговые площадки по продаже туристических продуктов и услуг. О важности цифровизации туристической отрасли рассказал министр туризма Камчатского края Владимир Русанов.
- Камчатский край стал первым регионом, который заговорил о важности внедрения цифровых технологий в операционной деятельности местного турбизнеса. Как вы пришли к этому решению, чем оно продиктовано?
- Цифровая революция в данный момент постепенно происходит во всех российских регионах, в том числе дальневосточных. Но цифровизация, когда сферы услуг перешли в электронные платформы, произошла в городах-миллионниках, в столице намного раньше. Поэтому большинство путешествующих туристов как раз и приходятся на долю таких больших городов. Мы видим важность оцифровки услуг, потому что в больших городах люди уже привыкли к таким сервисам: заказу еды, бронированию отелей или мест в ресторанах, каршерингу. Мы поняли: чтобы путешественникам было удобно, нужно оцифровывать туристические услуги. И так оказалось, что мы действительно начали это делать одними из первых в России.
Важно понимать, что готовых решений по оплате туристических продуктов в России на данный момент нет. Существуют всем известные электронные торговые площадки, но именно в сфере туризма подобного продукта не существует. Да, появились сервисы по бронированию гостиниц. Но если отмотать на несколько десятилетий назад, то становится понятно, за счет чего у нас сейчас все хорошо с бронированием отелей. Потому что всем известная система бронирования номеров давным-давно зашла в Россию, делались очень большие инвестиции в продвижение сервиса электронного бронирования, его популяризацию и внедрение. Создавались различные программы по обучению работы персонала отелей с этой системой, а для потенциальных туристов проводились масштабные рекламные кампании. Благодаря этому сфера гостеприимства очень хорошо развилась. Даже когда эта система бронирования ушла из страны, то рынок моментально заняли наши компании и сделали это довольно успешно. Но вот чтобы купить турпродукт, такого нет. Мы стали изучать причины, почему данное направление не вызывает интереса у наших туроператоров и, как нам кажется, поняли в чем дело. Сейчас в этом направлении активно работаем.
- Каковы результаты? Есть ли уже какой-то эффект?
- Эффект пока небольшой, но весной этого года на нашем всероссийском туристическом форуме, который проходил в феврале на Камчатке, мы увидели, что у наших туристических операторов действительно появился интерес. Еще несколько лет назад такого не было. Наши туристические операторы, наши представители сферы гостеприимства увидели в этом перспективы, и пошли нам навстречу в развитии цифровизации.
- Камчатка большая, есть много разных интересных локаций и бывают турпакеты с большими предложениями. Удается ли «упаковать» такие сложные турпродукты?
- Сейчас на нашем сайте visitkamchatka.ru есть несколько таких продуктов. Конечно, пока на это расходуется очень много сил, потому что в целом туристический рынок Камчатки еще к этому не готов – наши основные туристические продукты очень сильно зависят от погоды. В момент, когда погода неожиданно меняется, текущие цифровые инструменты нашего туристического бизнеса не позволяют тут же быстро и гибко делать другие предложения клиентам. Поэтому одна из главных стратегических задач – сделать цифровые инструменты, которые позволят и туристу, и туроператору оперативно менять заранее купленную туристическую программу с какими-то доплатами, апгрейдами или иными инструментами. Конечно, мы понимаем, что это колоссальная работа, и мы только в самом начале этого пути.
- Как вы считаете, господдержка повлияет на ускорение цифровизации туруслуг?
- Вопрос господдержки пока открытый. Мы понимаем, когда государство берет на себя часть рисков предпринимателей, то это, с одной стороны, может содействовать ускорению развития, но с другой стороны, мы иногда сталкиваемся и с тем, что когда государство берет на себя риски бизнеса, то некоторые предприниматели, относятся к этой помощи довольно халатно. То есть, когда предприниматель тратит свои деньги, он знает их цену, а когда это деньги государства, то ощущение их ценности снижается. Поэтому возникает вопрос – тратить деньги на господдержку предпринимателей и на оцифровку их продуктов или все-таки направить эти деньги на совершенствование маркетплейса, чтобы его инструменты были намного более полезны и удобны как для предпринимателей, так и для туристов.
- К какому варианту вы склоняетесь?
- По моему мнению, ставку нужно делать на второй вариант.
Во время профильной сессии IX Восточного экономического форума «Туристический Дальний Восток: инвестиции от впечатлений» эксперты обсудили новые подходы к решению туристической привлекательности Дальнего Востока. Участники дискуссии отметили рост потока туристов в ДФО, однако доля путешествий в целом по России даже не достигает 5%.
В 2023 году турпоток на Дальний Восток вырос почти на треть по сравнению с 2022 годом и составил 6,3 млн туристов. В Минвостокразвития РФ рассчитывают, что к 2030 году показатель увеличится в полтора раза. Оживлению турсферы макрорегиона помогает приток иностранных гостей — этому способствует открытие прямого авиасообщения с КНР и введение единых электронных виз. Действующее широкое меню поддержки для инвесторов (СПВ, ТОР, АЗРФ, особая экономическая зона) также значительно повышают лояльность иностранцев. На этом сделал акцент модератор сессии Павел Волков, заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.
На Дальнем Востоке государство поддерживает почти 300 инвестиционных проектов в сфере туризма — это горнолыжные курорты, отели, СПА-центры, баз отдыха и глэмпинги на общую сумму более 180 млрд рублей. В Приморском крае, на Камчатке и на Байкале создаются новые крупные курорты. На федеральном уровне внедряются новые инициативы — «Тропы Дальнего Востока». На прошлогоднем ВЭФ президент России Владимир Путин поручил при разработке и реализации программы развития туристских троп обратить особое внимание на создание их на территории ДФО.
Регионы РФ представили 60 проектов на общую сумму 3,9 млрд рублей и общей протяженностью троп почти 420 км. К реализации были отобраны 18 проектов, для которых потребуется 1,7 млрд рублей из федерального бюджета. На Дальнем Востоке будет создано и обустроено 118,2 км таких маршрутов. Так, на Камчатке к 2030 году появятся тропы «Тайна голубых озер», «Авачинский перевал», «Водопад Вилючинский», «Халактырский пляж». Четыре тропы будут созданы в Забайкалье — «Сухотино», «Тужи», «Ундугун» и «Эко-курорт Кука».
Скульптуры Даши Намдакова, который занимается развитием ленд-арт-парка «Тужи» в Забайкалье, украсят новый туристический маршрут, победивший в конкурсе на строительство экотроп и получивший грантовую поддержку в размере 240 млн рублей. Намдаков предложил создать ассоциацию по созданию художественных точек притяжения для Дальнего Востока и призвал к соблюдению принципа — развивать территорию, не нарушая экологию.
Александр Тертычный, генеральный директор компании «Антерра», развивающей сеть хилинг-отелей и термальных комплексов, считает, что на Дальнем Востоке много красивых мест, которые и не нужно продавать. Он убеждён, что одна из главных потребностей современного человека — растворяться в природе. Сейчас «Антерра» занимается развитием проекта «Байкальская гавань» в Бурятии.
Посыл поддержал известный российский путешественник Алексей Карахан.
«Увеличение количества туристов – не очень хорошо для Дальнего Востока и не этим нужно мерить привлекательность региона. Вот на Алтае слишком много туристов – они все там вытаптывают. И еще — зачем создавать новые точки притяжения, когда есть уже существующие. Нужно больше помогать малым проектам туризма. Вместо этого там строят мегапроекты. Надо строить там, где отдыхают сами местные. И давать в первую очередь возможность им хорошо отдыхать, а мы, приезжающие в ДФО, — подстроимся. Местные все тропы уже проложили до нас — там только таблички и туалеты поставить», — считает он.
Необходимость развития большой и малой логистики, транспортной доступности, привлечение персонала и квалифицированных гидов сплетается на Дальнем Востоке с нехваткой средств размещения. Однако бизнесу можно не бояться вкладывать деньги в туризм на Дальнем Востоке, считает замминистра экономического развития РФ Дмитрий Вахруков.
«Деньги на льготное кредитование заложены. Сегодня 21 гостиница строится в ДФО по льготной ставке. Номерной фонд увеличится на 4,5 тыс. Всего в регионе сейчас работает 60 тыс. номеров. Президент Владимир Путин поручил осенью провести новый отбор по модульным гостиницам сразу на три года. Поэтому настраиваю регионы на то, чтобы готовили проекты на 2025, 2026, 2027 годы. На всю страну 15 млрд рублей предусмотрено, будет федеральный конкурс. Единая региональная субсидия тоже работает. Часть эффекта от повышения импортных пошлин направим на развитие туризма. Оптимистично смотрим в будущее туротрасли, особенно в ДФО», — отметил он.
Вахруков добавил, что в прошлом году туристов, размещенных в гостиницах макрорегина стало больше на 17%, в этом году за первое полугодие — еще плюс 12%.
В ходе сессии бизнес высказал предложение, которое поможет еще больше «не бояться инвестировать в туризм на Дальнем Востоке»: Александр Тертычный высказался за создание единого окна корпорации Туризм.РФ и банков, чтоб меньше было бюрократических проволочек для инвесторов в плане получения кредитов на развитие турбизнеса. В Минвостокразвития пообещали обсудить это предложение для ускорения запуска проектов.
Директор проектного офиса по туризму Ассоциации «Центральный федеральный округ» Станислав Аристов предложил организовать презентацию гостиниц, образовательных кампусов и площадок для трудоустройства иностранной молодежи через кооперацию с транспортными хабами — Владивосток, Хабаровск, Москва. Он полагает, что если детям иностранцев на уровне школы показать красоты и возможности обучения в России и на Дальнем Востоке в частности, — они впечатлятся, и, возможно, приедут учиться и работать здесь, а потом останутся жить.
«Таким образом через инструменты развития туризма и загрузки коллективных средств размещения мы предлагаем решить задачу по увеличению числа иностранных студентов. В майском указе президента России говорится о необходимости увеличить количество иностранных студентов в вузах РФ до 500 тыс. человек. Для этого нужен 1 млн абитуриентов, соответственно 2 млн иностранных выпускников должны знать о том, что можно учиться в России. Значит, более четырех млн школьников должны иметь возможность познакомиться с нашей страной», — говорит Аристов.
Подводя итоги мероприятия, участники отметили огромный туристический потенциал Дальнего Востока как для внутреннего рынка, так и в части привлечения гостей из АТР. Однако реализации этого потенциала пока мешает дефицит инфраструктуры, неразвитость транспортной сети, недостаточный номерной фонд и нехватка персонала, чтобы привлечь который необходимо повышать лояльность дальневосточников к работе в отрасли туризма.
Все чаще эксперты заявляют о том, что Дальнему Востоку нужны осознанные туристы, которые знают, куда они едут и с каким трепетом нужно относиться к этой территории. Директор Ассоциации «Объединение туроператоров в сфере выездного туризма «Турпомощь» Александр Осауленко на полях III Всероссийского туристического форума «Открой Дальний Восток» рассказал EastRussia, какие туристы нужны ДФО, и что макрорегион готов дать гостям взамен.
- Дальнему Востоку нужен массовый турист, но как некая часть турпотока. Этот поток должен быть разнообразным: индивидуальные туры, малые группы, массовые потоки на постоянной основе. У Дальнего Востока все для этого есть: объекты показа, территории, куда массовые потоки пустить невозможно из-за экологических и природоохранных ограничений, и городская среда – крупные города и поселки, Как пример – Хабаровск. Не просто так его называют европейской столицей Дальнего Востока, причем называют его так не россияне, а иностранцы.
У туриста, который собирается куда-то ехать, основная задача – переключиться. Он на положительных эмоциях, у него множество ожиданий, он хочет чего-то неожиданного, чего-то яркого, чего-то, что оставило бы в его памяти определенный след. Дальний Восток – как раз одно из тех мест, где турист точно все это получит. Да, сюда очень сложно заманить туриста, но и сложно представить, что человек, который здесь побывал, не получил ярких впечатлений. Я таких случаев не припомню.
Когда мы по государственной программе впервые привезли на Дальний Восток детские группы с запада России, они, стоя на берегу Амура, были поражены, и говорили о том, что увидели окраину Родины. Они были очень удивлены, что это еще не окраина, что до нее еще лететь и летать. Такие примеры говорят о том эмоционально-психологическом, с положительной точки зрения шоке, которые люди испытывают, когда приезжают сюда. Они понимают, что города на Дальнем Востоке не стоят посреди глухой тайги, что по улицам не ходят медведи. Они видят современные улицы, здания, архитектуру и все, что соответствует современному городу в мировом смысле. У многих в этом плане мировоззрение перестраивается.
Сегодня все знают о российском Дальнем Востоке, постоянно слышат о нем, но когда видят его сами, то уже по-другому к нему относятся, ведь эта территория оставляет самые положительные ощущения.
Мишань — небольшой китайский город недалеко от российско-китайской границы. Здесь нет толп туристов и суеты мегаполисов, зато есть уютные улицы, ароматная уличная еда, бодрящие спа, вежливые продавцы и местное вино, которое не покидает пределы провинции. Город живет своим размеренным ритмом и предлагает редкий для приграничного Китая опыт — путешествие с акцентом на атмосферу, а не на суету.
Мишань маленький. Различные источники дают настолько непохожие данные о численности его населения (от десяти тысяч человек в 2010 году до почти 340 тысяч в позапрошлом), что остается вывести некое среднеарифметическое, забыть о цифрах и просто получать удовольствие. Мишань милый. По всем критериям это идеальный город для приграничного туризма – с национальным колоритом, вкусной едой, приятными покупками, отличными спа и очень гостеприимными местными жителями.
Для групповых туров из России Мишань открылся в 2017 году. Он избежал наплыва тех наших соотечественников, что ехали в ближний Китай, который для дальневосточников «не заграница», накачаться спиртным как не в себя, и начинали пить еще в пути. Мимо него прошло и время высокой покупательной способности рубля, когда все те же одиозные персонажи вели себя в приграничье словно интервенты. Такие застрявшие в начале 2000-ых типы встречаются и сейчас, но практически всегда получают окорот от своих же в группе. Времена изменились.
Такого понятия, как «кирпичи» (или, в другом варианте дальневосточного сленга, «помогаи») в Мишане тоже не существует. Вообще. Нет ни спроса, ни предложения. Путевки недороги, а рынки и магазины ориентированы сугубо на местного покупателя. Нет зазывал, приставал, вывески на русском идут дубляжом. Причем по большей части как для своих, информативные – про то, какие есть акции и скидки, про гололед и часы работы. Мишаньцы относятся к приезжим из РФ по-добрососедски, и число туристических групп постоянно растет, особенно в последние месяцы. В 2024-м пассажиропоток через погранпереход превысил 100 тысяч человек — рекорд.
Сейчас Мишань стабильно каждую неделю принимает как минимум три-четыре туристических группы из Владивостока, Уссурийска и приморского села Камень-Рыболов. Выезд по субботам – на три дня, по вторникам и пятницам – на четыре. Две владивостокские турфирмы – «Уссури-Трэвел» и «ВДКтур» подхватывают на ж-д вокзале Уссурийска хабаровчан и комсомольчан. Впрочем, ехать на три дня – это, как говорится, ни о чем – в дни приезда и отъезда львиная доля времени уйдет на дорогу. Бывает, что, выезжая на рассвете, в Мишань приезжают днем, а бывало, и вечером.
— Давайте считать. В 7 утра выезд из Владивостока, далее Уссурийск и прямая дорога до Турьего Рога — это четыре с половиной часа, ну, плюс-минус, это зависит от мастерства водителя и состояния дороги, — пишет в одной из интернет-групп, посвященных Мишаню, пользователь под ником Кот Кеша. - На границе вы будете в 11-11.30 по российскому времени, по китайскому это 9-9.30 — начало работы их пункта пропуска. На нашей границе автобусы начинают запускать в 11.
Туристические автобусы проходят границу в порядке живой очереди, пропуская перемещающиеся строго по расписанию рейсовые, большей частью примавтодоровские, или транспорт с детскими танцевальными коллективами. Каждый проходит границу примерно час. В идеале. В реальности – как повезет. Всегда может возникнуть что-нибудь непредвиденное типа засунутого не туда паспорта (ищет один, ждет вся группа, а ее – все остальные), а там и обеденный перерыв на таможне. Совет один – накачать фильмов, запастись вкусным и терпеть.
И это стоит того! В Мишане особая атмосфера. Лучше всего ее отражает информационный стенд на трех языках на одной из центральных улиц: «Мишань – город китайского очарования». Провинциальный, северный, сравнительно молодой. Здесь нет достопримечательностей с тысячелетней историей, зато есть уникальный объект индустриального туризма — винный завод. В Мишане выращивают самый северный в Китае виноград и делают уникальный местный айсвайн — десертное вино из подмороженного винограда. Ничуть не хуже, чем в Германии или Канаде.
— Наша компания занимается производством не только десертного и сухого вина, но еще водки, настойки, коньяка, чая, – рассказывает руководитель ООО «Сенхай» Ван Вэнь Хуэй, выбравший для общения с российскими туристами имя Петя. – Наш завод – полного цикла. Мы сами выращиваем и виноград, и травы, которые добавляем в настойку, сами собираем, сами перерабатываем, сами выдерживаем, перерабатываем и сами продаем. Ледяное вино делаем белое, красное и с травами, виноград для него снимаем в конце ноября – начале декабря, в первое достаточно холодное утро.
Такого вина в мире мало – сбор винограда, говорят знатоки, возможен только в течение нескольких часов. Мишаньское (очень достойное) вообще не продается за пределами Китая, причем разбирается по предварительным заказам еще собственно в провинции Хэйлунцзян. Роста объемов айсвайна тут не планируют – делают только для своих. На заводе после дегустации с пустыми руками не уходит никто. Бутылка белого айсвайна в подарочной упаковке там стоит 100 юаней, в одном из городских магазинов – столько же, в остальных чуть дороже, и дальше наценки только растут.
Монетизация экскурсий – дело святое. Турист по определению человек, готовый покупать. Но только в том случае, если не чувствует себя обманутым в ожиданиях и получает такие впечатления, о которых хочется сохранить память. В приграничном Китае с этим, как говорится, не очень. И дело даже не в том, что объекты показа нехороши, тут как раз все в порядке. Беда в экскурсоводах, вернее, в переводчиках. Российские руководители групп китайского практически не знают, и экскурсий не ведут.
Мишаньские же представители принимающей стороны хотя и упорно трудятся над великим и могучим, пока не так владеют им так, чтобы экскурсии можно было назвать полноценными.
Посещение винзавода же не оставляет россиян равнодушными благодаря знаниям и харизме Ван Вэнь Хуэя. Петя превосходно говорит по-русски и высокопрофессионален. Он улыбчив, приветлив, увлечен виноделием и откровенно гордится своим предприятием. Кстати, до пандемии винные туры были еще интереснее. Многие дальневосточники, оценившие и полюбившие Мишань, хотели бы повторения программы.
— Раньше экскурсии была продолжительной, почти на весь день, потому что кроме завода мы выезжали и на виноградники, и на плантации по выращиванию лекарственных трав, которые добавляются в вино и настойки, — вспоминает 26-летняя путешественница из Владивостока Оксана. – Иногда удавалось попасть на сбор винограда и даже в нем поучаствовать. Получали тогда огромное удовольствие. Петя говорит, он рад будет возобновить эти поездки, если туркомпании обратятся к нему с такой просьбой.
Пока же экскурсионный пакет Мишаня, как бы это помягче сказать, своеобразен. Китайская сторона, естественно, хочет заработать. И прикладывает для этого множество усилий.
— Мишаньские туры короткие. Для трехдневных поездок, особенно если путевка куплена летом как подарок ребенку, можно потратить день на выезд в аквапарк, — советует перворазникам опытная Оксана. — Обзорную экскурсию по городу лучше устроить себе самостоятельно, и лучше не в первый вечер, и, может быть, даже не в первый приезд. В маленьком Мишане легко ориентироваться, поездка в городских автобусах стоит всего юань (наменяйте заранее, сдачи не дают), такси по городу - шесть.
Потеряться невозможно. Для вящей гарантии хорошо взять в гостинице визитку и показать ее таксисту или просто прохожему. Помогут. Мишаньцы до сих пор фотографируются на улицах с россиянами, в супермаркетах подсказывают, какой товар лучше, вовлекают в танцы и тренировки. А у продавцов и большинства молодежи в телефонах установлены русско-китайские программы-переводчики. Но время экскурсий наступает у туристов только после главного.
Еда в Мишане вкусная. И ее много. Разной. И дорогая она только в паре туристических точек питания, которые, взяв на вооружение опыт Суйфэньхэ, готовят нечто псевдокитайское под российские пищевые привычки. Ну и русские блюда тоже. Многим, кстати, удобно, особенно если нужно накормить детей. Но самое лучшее – поступить, как советуют все путеводители, и ходить в заведения для местных. Они повсюду. А в центре параллельно главной торговой улице идет так называемая «улица еды».
— Вариантов просто бесчисленное количество. Местная кухня отличается от традиционной северной, привычные нам блюда имеют душевный домашний оттенок, - продолжает Оксана. – В мишаньском списке «must eat» с народными ценами – малатан и пельмени, здесь популярна сетка «Танцующий пельмень». Стоит поесть в мусульманской лапшичной. А десерты изумительны практически в любой кондитерской. В последние годы здесь торты и пирожные стали не только шикарны на вид, но и прекрасны на наш европейский вкус.
Для отдыха наиболее популярны два варианта — демократичная сауна «19 юаней» (это начальная цена за вход, остальные расходы пишутся на браслет) и новенький водный дворец в гостинице «Ханка». И, наконец, покупки. В городе китайского очарования есть какое-то количество брендовых точек (дорого, бывают скидки), однако основная торговля идет за счет государственных (тут их называют социальные) магазинов с низкими ценами, скидками и лотереями. Частники везут вещи в основном из Кореи, причем в единичных экземплярах, что гарантирует покупателям неповторимый аутфит.
Те, кто бывает в Мишане часто, говорят в один голос – вот ничего не планировали приобретать, только отдохнуть, а набрали всякого нужного столько, что пришлось покупать сумки и всерьез опасаться перевеса. Как выбрать это самое нужное в мире иероглифов? Нужно знать, куда пойти и что купить. В этом очень помогает чат «Мишань в моем сердце», в вольном переводе «Мишань, во ай ни – я тебя люблю». Его в ноябре 2023 года создала 28-летняя Марина Котова из Владивостока.
— Назвала я его «Мишань в моем сердце». Об этом городе очень мало информации, а я ей обладаю, потому что очень давно и очень часто туда езжу, решила поделиться с другими людьми. Подписчиков на тот момент было немного, 50 или 100 человек, — вспоминает Марина. — Сейчас уже более шести тысяч. Так получилось, что канал стал очень живым — благодаря подписчикам. То есть они очень хорошие люди, очень деятельные люди. Они часто помогают друг другу, даже без помощи модератора.
Этот канал и связанные с ним («Цзиси в моем сердце», «Марина в Мишане») отвечают на вопросы новичков, отчитываются о проверенных местах, дают обзоры товаров, рассказывают об удачных и неудачных покупках. Там даже есть игра, помогающая лучше узнать город и наладить общение с горожанами. Марина Котова говорит, много думала, как сделать так, чтобы китайцы и русские друг с другом взаимодействовали. И в первый раз оставила для подписчиков10 юаней в фудкорте в подземной галерее у Ли Син, одной из поваров-продавщиц.
Чтобы их получить, нужно было по видеоинструкции первым прийти к Ли Син и сказать: «Мишань, во ай ни». Потом оставляла 10 юаней в других кафе, прятала в парках, у памятников, в храме. Сейчас готовит подписчикам новый сюрприз, какой — пока секрет.
Места, которые вам понравятся
От Марины Котовой - любознательным путешественникам
Прогулка по городу
Если именно ходить пешком, можно много чего увидеть. Практически шаговой доступности от центра есть площадь «12 арок». Мишань тоже очень интересен, можно погулять, зайти в любые проулки, архитектура очень разная, даже некоторые рядом стоящие дома друг на друга не похожи.
Медовая гора
Она находится в пригороде Мишаня, ехать примерно минут 30-40. Подниматься вверх два часа, и на вершине ты ощущаешь очень большой прилив эмоций и видишь просто нереальные красоты. Открывается вид на озеро Ханка вдали. Рядом ветряки, которые всегда видно, когда мы едем на автобусе в сторону Мишаня. Гора прямо над ними. Пагода, ради вида на которую, кстати, все туда и идут.
Парк лотосов
По-китайски называется парк Хэся. Интересная архитектура у него. Его можно посетить и летом, и зимой. Летом можно увидеть озеро, различные скульптуры по периметру парка. Там можно посидеть на лавочках, подышать свежим воздухом, покататься на катамаранах. Зимой — прокат коньков, тюбинговая трасса – место, где хорошо провести время и отдохнуть.
Парк каллиграфии
В основном здесь стоит побывать в летнее время и в начале осени. При входе — озеро с лотосами. Есть очень красивые прогулочные площадки, этническая атмосфера. Галереи с каменными досками, с каллиграфией — более 2000 работ известных мастеров Китая. Есть галерея, которая похожа на лабиринт. там очень живописно, можно даже просто приехать устроить фотосессию.
Буддийский храм Хунфа
Это место посещают все туристы. Храм на самом деле не очень большой, по сравнению с теми, что в других приграничных городах, но в нем чувствуется умиротворение и спокойствие.
Рядом с храмом находится музей Северо-Восточной авиационной школы. На улице находятся самолеты разных моделей и военная российская техника. Внутри (вход свободный) находятся различные артефакты, относящиеся к обучению военных летчиков.
Там рассказывается об их достижениях, об их наградах, о том, как они воевали.
Ну и вообще много полезной исторической информации.
Озеро Ханка
Многие китайцы приезжают в Мишань для того, чтобы увидеть Ханку. И я считаю, что русским туристам тоже стоит сделать это именно с китайской стороны. Там расположена большая видовая площадка, ее можно посетить только в летнее время. Но вид открывается очень хороший, атмосферный. Очень красивые фотографии получаются.
Плюс практически рядом располагается Музей озера Синкай (это китайское название озера Ханка). В этом музее очень много информации о быте людей, которые населяли этот район, о растительности, которая там была раньше и теперь, птицах, рыбах, животных. Все наглядно, есть интерактивные элементы.
Еще советую посетить аквакультурную ферму. Тоже очень классно сделаны площадка, парк, прогулочные зоны.
В регионах Дальнего Востока рассчитывают на дальнейшее увеличение туристического потока благодаря новым проектам, направленным на создание всесезонных курортов, строительство гостиничных комплексов различных категорий и модернизацию туристической инфраструктуры. При этом задействуются преференциальные экономические режимы и федеральные средства в рамках программы по созданию сети федеральных курортов. Дальневосточные предприятия планируют развивать направление промышленного туризма.
Дальневосточные регионы продолжают подводить туристические итоги минувшего года. О росте туристического потока в прошлом году отчитались в марте власти Бурятии. Республику в 2024 г. посетили более 600 тыс. туристов, что на 7,8% больше, чем в 2023 г. Напомним, что Бурятия наряду с Иркутской областью участвует в федеральном проекте «Пять морей и озеро Байкал», в рамках которого на территории двух регионов планируется создать круглогодичный курорт «Волшебный Байкал». В Бурятии в него вошло восемь инвестиционных проектов с общим объемом частных вложений в 99 млрд рублей, планируется создать туристическую инфраструктуру вместимостью 4,6 тыс. номеров.
Кроме того, в республике новый всесезонный курорт «Гора Бычья» планируется построить на территории ОЭЗ «Байкальская гавань» в 25 км от озера Байкал (вблизи села Нестерова в Прибайкальском районе). Объем инвестиций в проект оценивается в сумму около 46 млрд рублей. Проект предусматривает строительство горнолыжных трасс протяженностью более 40 км, системы канатных подъемников и гостиничной инфраструктуры, спа-комплекса, создание трекинговых маршрутов, велодорожек. В текущем году инвестор ООО «МВК Гора Бычья»[1] намерен приступить к изысканиям, первая очередь курорта может быть запущена в 2027 г.
Тем временем в Иркутской области ВЭБ.РФ планирует создать всесезонный курорт на площадке бывшего Байкальского ЦБК (город Байкальск, Слюдянский район, входит в ОЭЗ «Ворота Байкала»), что предусматривает строительство гостиниц, инфраструктуры водного транспорта, ресторанов, парков, общественных пространств, конгресс-центра, пешеходных и веломаршрутов. Гостиничная инфраструктура предполагает возведение двух отелей – категории четыре и пять звезд (на 600 номеров). Общий объем инвестиций оценивается в 40 млрд рублей (они также включают инвестиции в строительство жилого комплекса). Соглашение о строительстве отелей ВЭБ.РФ подписал в марте с Azimut Hotels А.Клячина – их запуск намечен на первый квартал 2030 г. (общая сумма инвестиций – 8 млрд рублей).
Также в сфере развития гостиничной инфраструктуры в дальневосточных регионах Главгосэкспертиза выдала в апреле положительное заключение на проект строительства гостиничного комплекса класса четыре звезды на 148 номеров в Якутске. Общая площадь отеля должна превысить 9 тыс. кв. м. Комплекс единовременно рассчитан на 300 человек (до 50 тыс. человек в год). Кроме того, в рамках проекта предполагается построить конференц-зал, ресторан и тренажерный комплекс, парковку на 60 автомобилей. Оператором отеля станет Cosmos Hotel Group В.Евтушенкова. Объем инвестиций в проект оценивается в 1,5 млрд рублей.
Cosmos Hotel Group в Дальневосточном ФО планирует также к 2027 г. открыть отель категории пять звезд Cosmos Collection Baikal Resort в Бурятии. Он должен расположиться на участке «Бухта Безымянная» в ОЭЗ «Байкальская гавань» и будет включать коттеджи с номерами, глэмпинг, спа-центр, конгресс-центр, клинику тибетской медицины, физкультурно-оздоровительный комплекс, банный комплекс и эко-парк. Кроме того, в 2027 г. отель на 121 номер Cosmos Hotel Group предполагается открыть в Магадане – на побережье бухты Нагаева. Его площадь должна составить 5 тыс. кв. м, он будет включать конференц-зал и спа-центр. Магаданский проект рассчитан на 40 тыс. постояльцев ежегодно.
На территориях природных достопримечательностей макрорегиона получают развитие проекты глэмпингов. В Камчатском крае ООО «Глэмпинг-клуб «Экспедиция»[2] планирует создать глэмпинг с банным и термальным комплексами на площадке туристическо-рекреационного центра «Зеленовские озерки» (Елизовский район) в рамках ТОР «Камчатка». Проект реализует ООО «Глэмпинг-клуб «Экспедиция – Камчатка»[3], его стоимость составит 299,4 млн рублей. Открыть новый объект планируется в 2026 г. Глэмпинг будет расположен вблизи Пиначевского месторождения сероводородных вод.
В Сахалинской области на вершине горы Большевик (Южно-Сахалинск) предполагается к концу текущего года построить всесезонный глэмпинг с 14 модульными домами (на 21 номер) в рамках ТОР «Сахалин» (территория спортивно-туристического комплекса «Горный воздух»). Инвестором выступает ООО «Гостиничная управляющая компания «Аббвиль»[4], намеревающаяся вложить в проект 80 млн рублей.
Напомним, что в рамках курорта «Горный воздух» продолжается реализация различных отраслевых проектов. В частности, компания с южнокорейским капиталом «Город Строй»[5] в статусе резидента ТОР намерена запустить гостиничный комплекс «Хилл Топ» категории пять звезд у подножия горы Большевик, рассчитанный на 205 номеров. Проект предусматривает создание водно-оздоровительного комплекса с тремя бассейнами, спа-центра, ресторанов.
Между тем на особо охраняемой природной территории «Птичья гавань» в Иркутской области планируется в текущем году построить экологическую тропу. На территории гнездятся виды птиц, занесенных в Красную книгу РФ и Иркутской области. Озерно-болотный комплекс площадью 200 га расположен в пойме реки Иркут в Ленинском муниципальном округе Иркутска.
Что касается работы игорной зоны в Приморье, то чистая прибыль казино Tigre de Cristal в ИРК «Приморье» (оператор казино ООО «Джи 1 Интертейнмент»[6]) в 2024 г. выросла на 68,1%, составив 2,1 млрд рублей. Выручка казино увеличилась за прошлый год на 22,5% относительно 2023 г., составив 4,9 млрд рублей. Зимой 2023-24 гг. Tigre de Cristal посетили 96 тыс. человек, что на 9,7% больше, чем за предыдущий зимний сезон.
Напомним, что в прошлом году гонконгская компания Summit Ascent Holdings Limited пыталась продать приморский актив структурам О.Дерипаски (ООО «Дальневосточный актив»[7]), было подписано предварительное соглашение в январе прошлого года. Тем не менее стороны не пришли к окончательному соглашению, и сделка не состоялась (ООО «Дальневосточный актив» в одностороннем порядке расторгло соглашение в феврале 2024 г.). Стоимость актива предварительно оценивалась в 116 млн рублей.
В целом ИРК «Приморье» в 2024 г. посетили 763,2 тыс. человек, что на 17% больше, чем в 2023 г. Пиковая посещаемость в 2024 г. приходилась на ноябрь (70,7 тыс. человек) и сентябрь (67,5 тыс. человек). По количеству посетителей ИРК среди иностранных туристов лидирует Узбекистан – 6,2% посетителей (более 47,2 тыс. человек). За последние пять лет приморскую игорную зону посетили более 2,5 млн человек.
Новые проекты разрабатываются в сфере промышленного туризма, который рассматривается в качестве перспективного направления для регионов, где действуют крупные производства. В Приморском крае в Спасске-Дальнем предполагается открыть для посещения туристами четыре местных предприятия – пилотными площадками станут цементный завод «Спасскцемент», деревообрабатывающие компании «СЛПК-групп» и «ФорестГранд», предприятие пищевой промышленности «Дальпищепром» (производство консервированной продукции). В настоящее время туристические компании региона разрабатывают экскурсионные программы на предприятиях для различных возрастных групп.
В Амурской области в прошлом году космодром «Восточный» установил рекорд по количеству туристов – его посетили около 10 тыс. человек, что в три раза больше, чем в 2022 г. (данные за 2023 г. не приводятся). На космодроме туристы могут посетить стартовую площадку, технический комплекс и понаблюдать за запуском ракеты-носителя «Союз». В целом приамурские промышленные предприятия за 2024 г. приняли 59 тыс. посетителей, что на 240% больше, чем в 2021 г., когда Амурская область присоединилась к образовательной программе «Открытая промышленность». Среди предприятий, открытых для посещения туристов с экскурсиями, – золотодобывающий комплекс на Соловьёвском месторождении (АО «Прииск Соловьёвский», Тындинский район) и Амурский газохимический комплекс («СИБУР», Свободненский район).
Между тем в Приморском крае Приморская астрономическая обсерватория PrimAstro[8] (Уссурийск) намерена получить статус резидента СПВ с проектом строительства нового планетария и создания интерактивного музея и глэмпинга (либо гостиницы). Компания уже реализует программу развития научного туризма – в обсерватории проводятся лекции, интерактивные туры, индивидуальные и групповые экскурсии. На территории PrimAstro (4 га) в Уссурийске в настоящее время расположены планетарий для просмотра полнокупольных фильмов и восемь телескопов для наблюдения за объектами Солнечной системы.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Село Турка (Прибайкальский район), учредители – М.Грудинин, Л.Тягачев.
[2] Москва, учредители – В.Лобов, А.Кравцов, В.Шуленин.
[3] Учредители - ООО «Глэмпинг-клуб «Экспедиция», Р.Селютин.
[4] Южно-Сахалинск, учредители – И.Захаров, А.Полушко, В.Румачик.
[6] Гонконгская компания Summit Ascent Holdings Limited (через Oriental Regent Limited).
[7] Учредителями ООО «Дальневосточный актив» в равных долях выступают ООО «Восток финанс» (гендиректор – Д.Афиногенов, который параллельно руководит Ассоциацией игорных зон России) и ООО «Эн+ Туристическая инфраструктура» О.Дерипаски.
[8] Единственная частная астрономическая обсерватория Приморья, основана астрофизиком А.Маткиным, который ранее работал в Уссурийской научной астрофизической обсерватории.
Путешествие на Чукотку, по поселку Провидения и его окрестностям, принесло Никите Березнякову бездну впечатлений, туристический опыт и миллион рублей – именно его ролик был отмечен специальной номинацией конкурса «Дальний Восток – Земля приключений», предусмотренной губернатором Чукотки.
EastRussia продолжает знакомить с победителями конкурса «Дальний Восток — Земля приключений». Восьмиминутный ролик рассказывает про 60 км пути, преодоленных за пять дней, солнце, дождь, туман, китов, промокшие ботинки, украденную лисой еду, незабываемые пейзажи и кучу эмоций.
– Никита, расскажите о себе – откуда вы, как оказались на Чукотке?
– Сейчас мне 30, родился во Владивостоке. На Чукотку меня привезли родители в три года, закончил школу и уехал учиться в Санкт-Петербург, получил высшее экономическое образование и вернулся к родителям в Анадырь. Тут несколько лет работал на местном телевидении, потом открыл ИП и начал заниматься коммерческой видеосъемкой. Три года назад перебрался в Москву, но на Чукотку приезжаю часто – это моя малая родина, я ее очень люблю.
– До этого путешествия приходилось, наверное, бывать и в других местах на Чукотке?
– Конечно, я люблю путешествовать, особенно мне близок дикий туризм. Как-то мы две недели ходили на моторных лодках по реке Анадырь, прошли с тысячу километров, а обратно пришлось добираться на перекладных – лодка порвалась. Был в командировках во всех населенных пунктах округа, но в Провиденской тундре побывал впервые. В поселке был, но проездом, так что можно сказать, полноценно – в первый раз.
– Ролик снимали специально для конкурса?
– Получилось так: мой хороший товарищ Евгений Басов позвал в сентябре в поход в Провидения в составе тургруппы. Я загорелся, и про конкурс уже знал, так что решил совместить приятное с полезным. Однако незадолго до похода группа распалась. Я пару дней подумал, все взвесил и решил идти один, но мой друг не отпустил меня в одиночку, и мы отправились вдвоем.
– Видно, что потрачено много сил на съемки, на монтаж. Вы полностью сами им занимались или были помощники?
– В нескольких моментах мой друг брал камеру в руки, снимал мои проходки, но в остальном это полностью моя работа – режиссура, сценарий, съемки, монтаж. Я два года отучился в Москве в школе кино «Индустрия» по направлению режиссура кино. Сейчас планомерно вхожу в киноиндустрию – в фильме «Челюскин. Первые» – работал в качестве оператора «фильма о фильме», в сериале «Молодежка» был оператором бэкстейджа. Сейчас работаю режиссером монтажа – съемки проходят в Архангельске.
– В конце фильма появляются шаманы – вы актеров собой в поход брали?
– Чудеса монтажа. Это тоже мои хорошие приятели из чукотского ансамбля «Эргырон», я им благодарен за то, что они согласились выехать в такой холод и ветер и принять участие в съемках. Подсъем делали в Анадыре, я нашел максимально похожую на древнюю крепость Гуйгунгу локацию: зажгли костер, случайно нашли на берегу череп моржа и сделали пару кадров за пару часов. Я понимал, что появление в ролике какой-то культурной истории добавит красок.
– Что вас больше всего поразило в путешествии?
– Мы посетили поселок Провидения, бухту Эмма, но больше всего впечатлила местная тундра – она очень яркая по сравнению с остальной Чукоткой. Вокруг острые горные массивы и обычные сопки, тундра то травянистая с кустарниками, то каменистая с лишайником, озера, морской берег, тут же горячие источники – абсолютно разный ландшафт. Глаз не успевает привыкнуть. А еще киты – первый раз в жизни увидел китов, увидели сразу двоих. Классные эмоции. Лисичку встретили, она съела весь запас нашего хлеба.
– С какими трудностями помимо погодных пришлось столкнуться?
– Человеческое тело – главная трудность, сложно тяжело идти с рюкзаком по тундре, иногда по колено в воде, солнечных дней маловато было, в основном дожди и туман. Переживал, что ролик будет серый из-за погоды, но нам повезло. В целом я не очень подготовленный к походам человек. Семи потами обливался и думал в какие-то моменты – зачем я сюда приехал, сидел бы дома. Но когда все это преодолеваешь, получаешь дофаминовый всплеск, радость и удовлетворение. По большому счету маршрут простой, для новичков не составит труда дойти до этого места. По тундре 15-20 км, остальное время дорога, тропа.
– Другим рекомендуете идти по вашим стопам?
– Конечно! Обязательно всем ехать и влюбляться в Чукотку. Тут холодно, сложно и классно. Если на Камчатке туризм уже состоявшийся, то на Чукотке еще есть дикие места, особенно в Провидения, хотя и там более-менее для туристов все подготовлено. В походе обязательно нужна непромокаемая обувь, нужно хранить ноги в тепле. Я сам 40% пути шел с мокрыми ногами. Одевайтесь тепло. Даже если отправляетесь на Чукотку летом – то лучше взять зимний пуховик.
– Чего нельзя делать в походах на Чукотке? Чего стоит бояться?
– Бояться тут нужно диких животных, вернее – быть готовым ко встрече с ними. Брать пугалки, оружие или брать проводника с оружием. Точно нельзя мусорить. И не грустить, если что-то не получилось в путешествии. Не иметь завышенных ожиданий по комфорту. Здесь в магазинах вы не найдете, скажем, фраппучино – северный завоз все-таки. Если идешь на один день в поход – бери еды и одежды на 3-4 дня, если идешь на 3-4 дня – будь готов к тому, что застрянешь на неделю. Условия суровые, но бояться не надо. Чукотские жители очень доброжелательные, открытые и простые в общении, тут всегда можно всегда рассчитывать на доброе отношение и помощь.
– Никита, вы были уверены в победе в конкурсе или это стало неожиданностью?
– Конечно, переживал сильно, вся семья переживала. В своей работе был уверен, но всегда есть элемент неожиданности, и талантливых людей очень много. Очень хотелось победить. Когда объявили – внезапная эйфория. Часть призовых денег хочу потратить на развитие, что-то из оборудования приобрету – экшн-камеру, возможно.
– Появились уже новые планы на путешествия?
– На конкурсе познакомились с ребятами из Владивостока (они взяли приз за лучшее водное путешествие). Появилась задумка вместе сплавиться на катамаране на Чукотке. Обсуждаем пока, идея интересная. Совместный ролик сделаем и для конкурса тоже подготовим. Надеюсь, получится.