В ДФО намерены привлекать туристов из Беларуси, стран Ближнего Востока и Латинской Америки
Дальний Восток намерен активнее привлекать иностранных туристов. Основной акцент сделают на гостях из Китая, однако потенциал есть и у привлечения в регион жителей Ближнего Востока, Латинской Америки и Беларуси.
По итогам прошлого года в тройку лидеров на Дальнем Востоке по притоку туристов вошли Приморье, Хабаровский край и Бурятия. Хабаровский край в 2023 году посетили 1,1 млн человек. Гостей привлекают Хабаровск с его архитектурой, музеями, выставками и магазинами, а также горная рыбалка и Шантары.
В будущем точками притяжения туристов в регион намерены сделать самую протяженную на Дальнем Востоке набережную, российскую часть острова Большой Уссурийский, горнолыжный комплекс «Хехцир».
«Мы вышли на китайский рынок через китайские туристические сети, напрямую адаптировали наш продукт на китайских туристов. Они увидели в своих соцсетях Хабаровск и поехали к нам. Собственно, турист, который отправился с рюкзаком на Шантары, узнал о них из китайских соцсетей», — отметила Екатерина Пунтус.
Как сообщил генеральный директор туроператора «Интурист» Александр Мусихин, интересы иностранных туристов в России смещаются из Москвы и Санкт-Петербурга, в том числе в сторону Дальнего Востока. Так, в прошлом году компания отправила группу аргентинцев от Санкт-Петербурга по Транссибу до Владивостока. И сейчас интерес к ДФО растет.
«Я думаю, что направление Дальнего Востока мы будем предлагать в странах Ближнего Востока и в Латинской Америке, где интерес достаточно большой. Проблема только в транспортной логистике, потому что основные полетные программы осуществляются через Москву. Поэтому туры в любом случае будут комбинированными», — прокомментировал Александр Мусихин.
Еще один туристический коридор на Дальний Восток намерены открыть из Беларуси. Там знают о ДФО и многие готовы ехать в регионы на краю России, как в экзотические.
«Все в Беларуси слышали бренды — Дальний Восток, Амур, Японское и Охотское моря, Камчатка. Об этом знают все. Но не все знают, где это. Емкость нашего рынка достаточно большая – в стране почти девять млн человек, один млн выездных туристов с хорошим чеком. Людей интересует не только море и отдых, но и детокс, путешествия, природный туризм. Дальний Восток для белоруссов – это экзотика. Ресурсы у людей есть, деньги есть», — рассказал председатель правления союза туристической индустрии Республики Беларусь Филипп Гулый.
По его словам, для привлечения белорусских туристов сейчас не достаточно одного агрегатора отелей, поскольку люди не знают, куда ехать, где селиться, что конкретно смотреть и посещать, где развлекаться. Нужны новые электронные площадки, которые помогут с выбором, бронированием и покупкой. Филипп Гулый предложил сконцентрироваться на образовательных турах для родителей с детьми. При этом поездки, по мнению Гулого, должны быть дополнены природными и историческими составляющими.
«Наши люди способны сюда ехать, но едут пока что единицы. Нет смысла делать турпоток из Беларуси массовым, этого не нужно, пускай он будет высокомаржинальным – достаточно состоятельных, богатых людей, крупных корпораций, которые могут провести свой отпуск в этом брендированном дальневосточном далеком и экзотическом для нас крае», — отметил Филипп Гулый.
Участники форума сошлись во мнении, что для привлечения иностранных туристов на Дальнем Востоке необходимо развивать номерной фонд, поскольку сейчас мест размещения недостаточно, также нужно продвигать туры по Дальнему Востоку, т.к. о них мало известно. Для этого нужны федеральные туроператоры, которые предложат поездки в своих филиалах на западе России и в представительствах в других странах.
Ксения МурзинаЕжегодно Камчатку посещают около 300 тыс. туристов, причем самостоятельных путешественников становится все больше. Такие гости бронируют жилье заранее, а свой отдых начинают формировать уже после прилета на полуостров, находясь в отеле. Эти изменения диктуют свои правила — необходимо внедрять электронные торговые площадки по продаже туристических продуктов и услуг. О важности цифровизации туристической отрасли рассказал министр туризма Камчатского края Владимир Русанов.
- Камчатский край стал первым регионом, который заговорил о важности внедрения цифровых технологий в операционной деятельности местного турбизнеса. Как вы пришли к этому решению, чем оно продиктовано?
- Цифровая революция в данный момент постепенно происходит во всех российских регионах, в том числе дальневосточных. Но цифровизация, когда сферы услуг перешли в электронные платформы, произошла в городах-миллионниках, в столице намного раньше. Поэтому большинство путешествующих туристов как раз и приходятся на долю таких больших городов. Мы видим важность оцифровки услуг, потому что в больших городах люди уже привыкли к таким сервисам: заказу еды, бронированию отелей или мест в ресторанах, каршерингу. Мы поняли: чтобы путешественникам было удобно, нужно оцифровывать туристические услуги. И так оказалось, что мы действительно начали это делать одними из первых в России.
Важно понимать, что готовых решений по оплате туристических продуктов в России на данный момент нет. Существуют всем известные электронные торговые площадки, но именно в сфере туризма подобного продукта не существует. Да, появились сервисы по бронированию гостиниц. Но если отмотать на несколько десятилетий назад, то становится понятно, за счет чего у нас сейчас все хорошо с бронированием отелей. Потому что всем известная система бронирования номеров давным-давно зашла в Россию, делались очень большие инвестиции в продвижение сервиса электронного бронирования, его популяризацию и внедрение. Создавались различные программы по обучению работы персонала отелей с этой системой, а для потенциальных туристов проводились масштабные рекламные кампании. Благодаря этому сфера гостеприимства очень хорошо развилась. Даже когда эта система бронирования ушла из страны, то рынок моментально заняли наши компании и сделали это довольно успешно. Но вот чтобы купить турпродукт, такого нет. Мы стали изучать причины, почему данное направление не вызывает интереса у наших туроператоров и, как нам кажется, поняли в чем дело. Сейчас в этом направлении активно работаем.
- Каковы результаты? Есть ли уже какой-то эффект?
- Эффект пока небольшой, но весной этого года на нашем всероссийском туристическом форуме, который проходил в феврале на Камчатке, мы увидели, что у наших туристических операторов действительно появился интерес. Еще несколько лет назад такого не было. Наши туристические операторы, наши представители сферы гостеприимства увидели в этом перспективы, и пошли нам навстречу в развитии цифровизации.
- Камчатка большая, есть много разных интересных локаций и бывают турпакеты с большими предложениями. Удается ли «упаковать» такие сложные турпродукты?
- Сейчас на нашем сайте visitkamchatka.ru есть несколько таких продуктов. Конечно, пока на это расходуется очень много сил, потому что в целом туристический рынок Камчатки еще к этому не готов – наши основные туристические продукты очень сильно зависят от погоды. В момент, когда погода неожиданно меняется, текущие цифровые инструменты нашего туристического бизнеса не позволяют тут же быстро и гибко делать другие предложения клиентам. Поэтому одна из главных стратегических задач – сделать цифровые инструменты, которые позволят и туристу, и туроператору оперативно менять заранее купленную туристическую программу с какими-то доплатами, апгрейдами или иными инструментами. Конечно, мы понимаем, что это колоссальная работа, и мы только в самом начале этого пути.
- Как вы считаете, господдержка повлияет на ускорение цифровизации туруслуг?
- Вопрос господдержки пока открытый. Мы понимаем, когда государство берет на себя часть рисков предпринимателей, то это, с одной стороны, может содействовать ускорению развития, но с другой стороны, мы иногда сталкиваемся и с тем, что когда государство берет на себя риски бизнеса, то некоторые предприниматели, относятся к этой помощи довольно халатно. То есть, когда предприниматель тратит свои деньги, он знает их цену, а когда это деньги государства, то ощущение их ценности снижается. Поэтому возникает вопрос – тратить деньги на господдержку предпринимателей и на оцифровку их продуктов или все-таки направить эти деньги на совершенствование маркетплейса, чтобы его инструменты были намного более полезны и удобны как для предпринимателей, так и для туристов.
- К какому варианту вы склоняетесь?
- По моему мнению, ставку нужно делать на второй вариант.
Во время профильной сессии IX Восточного экономического форума «Туристический Дальний Восток: инвестиции от впечатлений» эксперты обсудили новые подходы к решению туристической привлекательности Дальнего Востока. Участники дискуссии отметили рост потока туристов в ДФО, однако доля путешествий в целом по России даже не достигает 5%.
В 2023 году турпоток на Дальний Восток вырос почти на треть по сравнению с 2022 годом и составил 6,3 млн туристов. В Минвостокразвития РФ рассчитывают, что к 2030 году показатель увеличится в полтора раза. Оживлению турсферы макрорегиона помогает приток иностранных гостей — этому способствует открытие прямого авиасообщения с КНР и введение единых электронных виз. Действующее широкое меню поддержки для инвесторов (СПВ, ТОР, АЗРФ, особая экономическая зона) также значительно повышают лояльность иностранцев. На этом сделал акцент модератор сессии Павел Волков, заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.
На Дальнем Востоке государство поддерживает почти 300 инвестиционных проектов в сфере туризма — это горнолыжные курорты, отели, СПА-центры, баз отдыха и глэмпинги на общую сумму более 180 млрд рублей. В Приморском крае, на Камчатке и на Байкале создаются новые крупные курорты. На федеральном уровне внедряются новые инициативы — «Тропы Дальнего Востока». На прошлогоднем ВЭФ президент России Владимир Путин поручил при разработке и реализации программы развития туристских троп обратить особое внимание на создание их на территории ДФО.
Регионы РФ представили 60 проектов на общую сумму 3,9 млрд рублей и общей протяженностью троп почти 420 км. К реализации были отобраны 18 проектов, для которых потребуется 1,7 млрд рублей из федерального бюджета. На Дальнем Востоке будет создано и обустроено 118,2 км таких маршрутов. Так, на Камчатке к 2030 году появятся тропы «Тайна голубых озер», «Авачинский перевал», «Водопад Вилючинский», «Халактырский пляж». Четыре тропы будут созданы в Забайкалье — «Сухотино», «Тужи», «Ундугун» и «Эко-курорт Кука».
Скульптуры Даши Намдакова, который занимается развитием ленд-арт-парка «Тужи» в Забайкалье, украсят новый туристический маршрут, победивший в конкурсе на строительство экотроп и получивший грантовую поддержку в размере 240 млн рублей. Намдаков предложил создать ассоциацию по созданию художественных точек притяжения для Дальнего Востока и призвал к соблюдению принципа — развивать территорию, не нарушая экологию.
Александр Тертычный, генеральный директор компании «Антерра», развивающей сеть хилинг-отелей и термальных комплексов, считает, что на Дальнем Востоке много красивых мест, которые и не нужно продавать. Он убеждён, что одна из главных потребностей современного человека — растворяться в природе. Сейчас «Антерра» занимается развитием проекта «Байкальская гавань» в Бурятии.
Посыл поддержал известный российский путешественник Алексей Карахан.
«Увеличение количества туристов – не очень хорошо для Дальнего Востока и не этим нужно мерить привлекательность региона. Вот на Алтае слишком много туристов – они все там вытаптывают. И еще — зачем создавать новые точки притяжения, когда есть уже существующие. Нужно больше помогать малым проектам туризма. Вместо этого там строят мегапроекты. Надо строить там, где отдыхают сами местные. И давать в первую очередь возможность им хорошо отдыхать, а мы, приезжающие в ДФО, — подстроимся. Местные все тропы уже проложили до нас — там только таблички и туалеты поставить», — считает он.
Необходимость развития большой и малой логистики, транспортной доступности, привлечение персонала и квалифицированных гидов сплетается на Дальнем Востоке с нехваткой средств размещения. Однако бизнесу можно не бояться вкладывать деньги в туризм на Дальнем Востоке, считает замминистра экономического развития РФ Дмитрий Вахруков.
«Деньги на льготное кредитование заложены. Сегодня 21 гостиница строится в ДФО по льготной ставке. Номерной фонд увеличится на 4,5 тыс. Всего в регионе сейчас работает 60 тыс. номеров. Президент Владимир Путин поручил осенью провести новый отбор по модульным гостиницам сразу на три года. Поэтому настраиваю регионы на то, чтобы готовили проекты на 2025, 2026, 2027 годы. На всю страну 15 млрд рублей предусмотрено, будет федеральный конкурс. Единая региональная субсидия тоже работает. Часть эффекта от повышения импортных пошлин направим на развитие туризма. Оптимистично смотрим в будущее туротрасли, особенно в ДФО», — отметил он.
Вахруков добавил, что в прошлом году туристов, размещенных в гостиницах макрорегина стало больше на 17%, в этом году за первое полугодие — еще плюс 12%.
В ходе сессии бизнес высказал предложение, которое поможет еще больше «не бояться инвестировать в туризм на Дальнем Востоке»: Александр Тертычный высказался за создание единого окна корпорации Туризм.РФ и банков, чтоб меньше было бюрократических проволочек для инвесторов в плане получения кредитов на развитие турбизнеса. В Минвостокразвития пообещали обсудить это предложение для ускорения запуска проектов.
Директор проектного офиса по туризму Ассоциации «Центральный федеральный округ» Станислав Аристов предложил организовать презентацию гостиниц, образовательных кампусов и площадок для трудоустройства иностранной молодежи через кооперацию с транспортными хабами — Владивосток, Хабаровск, Москва. Он полагает, что если детям иностранцев на уровне школы показать красоты и возможности обучения в России и на Дальнем Востоке в частности, — они впечатлятся, и, возможно, приедут учиться и работать здесь, а потом останутся жить.
«Таким образом через инструменты развития туризма и загрузки коллективных средств размещения мы предлагаем решить задачу по увеличению числа иностранных студентов. В майском указе президента России говорится о необходимости увеличить количество иностранных студентов в вузах РФ до 500 тыс. человек. Для этого нужен 1 млн абитуриентов, соответственно 2 млн иностранных выпускников должны знать о том, что можно учиться в России. Значит, более четырех млн школьников должны иметь возможность познакомиться с нашей страной», — говорит Аристов.
Подводя итоги мероприятия, участники отметили огромный туристический потенциал Дальнего Востока как для внутреннего рынка, так и в части привлечения гостей из АТР. Однако реализации этого потенциала пока мешает дефицит инфраструктуры, неразвитость транспортной сети, недостаточный номерной фонд и нехватка персонала, чтобы привлечь который необходимо повышать лояльность дальневосточников к работе в отрасли туризма.
Все чаще эксперты заявляют о том, что Дальнему Востоку нужны осознанные туристы, которые знают, куда они едут и с каким трепетом нужно относиться к этой территории. Директор Ассоциации «Объединение туроператоров в сфере выездного туризма «Турпомощь» Александр Осауленко на полях III Всероссийского туристического форума «Открой Дальний Восток» рассказал EastRussia, какие туристы нужны ДФО, и что макрорегион готов дать гостям взамен.
- Дальнему Востоку нужен массовый турист, но как некая часть турпотока. Этот поток должен быть разнообразным: индивидуальные туры, малые группы, массовые потоки на постоянной основе. У Дальнего Востока все для этого есть: объекты показа, территории, куда массовые потоки пустить невозможно из-за экологических и природоохранных ограничений, и городская среда – крупные города и поселки, Как пример – Хабаровск. Не просто так его называют европейской столицей Дальнего Востока, причем называют его так не россияне, а иностранцы.
У туриста, который собирается куда-то ехать, основная задача – переключиться. Он на положительных эмоциях, у него множество ожиданий, он хочет чего-то неожиданного, чего-то яркого, чего-то, что оставило бы в его памяти определенный след. Дальний Восток – как раз одно из тех мест, где турист точно все это получит. Да, сюда очень сложно заманить туриста, но и сложно представить, что человек, который здесь побывал, не получил ярких впечатлений. Я таких случаев не припомню.
Когда мы по государственной программе впервые привезли на Дальний Восток детские группы с запада России, они, стоя на берегу Амура, были поражены, и говорили о том, что увидели окраину Родины. Они были очень удивлены, что это еще не окраина, что до нее еще лететь и летать. Такие примеры говорят о том эмоционально-психологическом, с положительной точки зрения шоке, которые люди испытывают, когда приезжают сюда. Они понимают, что города на Дальнем Востоке не стоят посреди глухой тайги, что по улицам не ходят медведи. Они видят современные улицы, здания, архитектуру и все, что соответствует современному городу в мировом смысле. У многих в этом плане мировоззрение перестраивается.
Сегодня все знают о российском Дальнем Востоке, постоянно слышат о нем, но когда видят его сами, то уже по-другому к нему относятся, ведь эта территория оставляет самые положительные ощущения.
С 1 ноября в Московском метро курсирует седьмой в истории «Дальневосточный экспресс». Пассажиры брендированного поезда знакомятся с 11 регионами Дальнего Востока – с его жителями, возможностями для образования и развития карьеры, прорывными бизнес-проектами и, конечно, природными красотами. Специально для EastRussia об истории проекта рассказала его шеф-редактор Оксана Александрова.
Чтобы запустить «Дальневосточный экспресс», нужен не только машинист. Над проектом работает большая команда: представители Минвостокразвития России, АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики» и всех 11 регионов Дальневосточного федерального округа. Оператором комплекса мероприятий «Дни регионов Дальнего Востока в Москве» является НО «Фонд развития социальных инициатив». Исполнителем выступает команда редакторов и дизайнеров коммуникационного агентства PressPass, которую координирует шеф-редактор Оксана Александрова – человек, который знает, как 11 регионов ДФО умещаются в 10 вагонах поезда «Русич».
«Представьте, Дальневосточный федеральный округ – это около семи млн кв. км. И наша задача – показать ключевые особенности этого макрорегиона в одном поезде, печатный макет которого занимает площадь около 400 кв. метров. Задача непростая, но интересная», – говорит Оксана Александрова.
На реализацию проекта – от наработки идей до старта состава – требуется около семи месяцев. Режим работы довольно бодрый: разработка концепций, детальная проработка структуры состава, плотная коммуникация с регионами, чтобы собрать качественную фактуру, фотоконтент и найти героев, затем – редактура и верстка. Многоуровневое согласование готового макета идет сразу в нескольких часовых поясах, а в Московском метро уже выбирают состав под оклейку.
Обычно на старте производства «Дальневосточного экспресса» разрабатываются три-четыре концепции – с авторскими рисунками, с современной графикой, с разным подходом к структуре состава. Из них выбирается лучший вариант.
«В этом году мы вдохновились речью полпреда президента в ДФО Юрия Трутнева на выставке "Россия" в Москве. Он рассказал о достижениях регионов ДФО за последние десять лет, о прорывном развитии и проектах будущего. В русле этого выступления была сформирована концепция брендирования "Развитие Дальнего Востока – национальный приоритет развития России"», – рассказала Оксана Александрова.
В 2013 году Владимир Путин назвал развитие Дальнего Востока приоритетным направлением. После этого началось прорывное развитие ДФО. За десять лет появились территории опережающего развития, свободный порт Владивосток, преференциальный режим на Курилах, механизм снижения энерготарифов, заработала «дальневосточная ипотека» и программа «Гектар», появилась Единая дальневосточная авиакомпания. Также на Дальнем Востоке запустили 673 предприятия, в бюджеты разных уровней привлекли 3,4 трлн рублей инвестиций, Дальний Восток вышел на первое место в стране по темпам строительства жилья. Все эти достижения отмечены в новом «Дальневосточном экспрессе» – не только в цифрах и графиках, но и в реальных историях людей.
«Мы запустили уже седьмой по счету поезд, посвященный Дальнему Востоку, — отметила на церемонии запуска "Дальневосточного экспресса" заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Эльвира Нургалиева. — На протяжении семи лет концепция "Дальневосточного экспресса" менялась: были годы, когда мы раскрывали красоту и разнообразие регионов, отдельный год был посвящен гастрономическому многообразию Дальнего Востока. А в этом году поезд подводит итоги десятилетней работы по развитию всей этой макротерритории. За десять лет на Дальнем Востоке были созданы специальные преференциальные режимы, пересмотрены возможности для учебы и работы, расширены возможности для туризма. Этот поезд, с одной стороны подводит итоги и показывает, как сегодня трансформируется и динамично развивается территория, а с другой – показывает возможности для путешествий и отдыха на Дальнем Востоке, а также для учебы, работы и жизни в этом макрорегионе».
«История проекта началась в 2017 году. На старте проекта мы знакомили пассажиров с регионом – рассказывали, что такое Дальний Восток, где находятся эти города, что в них есть интересного. У нас огромная страна, поэтому иногда люди действительно путаются, например, при упоминании Республика Саха (Якутия) из-за созвучия думают о Сахалинской области, бывало и такое» – делится Оксана Александрова.
Первые составы напоминали энциклопедии на колесах. Каждый регион размещал свою визитку: информацию о столице, главных промышленных мощностях, коренных народах, достопримечательностях. Плюс много панелей было отведено под интересные факты о дальневосточных землях.
Сам состав, который брендируется, состоит из пяти сдвоенных вагонов. До 2018 года, когда в ДФО входило девять регионов, каждому из них в «Дальневосточном экспрессе» отводился отдельный вагон и был один общий – тематический.
«За эти годы было выпущено несколько тематических вагонов. Например, к юбилею Владимира Арсеньева мы делали спецвагон совместно с Музеем Арсеньева во Владивостоке; в следующий раз привлекали художника, чтобы все борта оформить рисунками для детей и познакомить самых маленьких пассажиров с Дальним Востоком в игровом формате. Свой вагон славы получили и «гектарщики», которые делились опытом реализации бизнес-планов на наделах, и крупные предприятия макрорегиона, которые представляли свои товары. Очень красиво был оформлен вагон о заповедной природе Дальнего Востока – мишки ловили рыбу на берегу Курильского озера. Но хитом, конечно, стал вагон-ресторан образца 2023 года, в нем были представлены рецепты главных блюд каждого региона, с сочными фотографиями и ссылкой на видео от шеф-повара», – вспоминает шеф-редактор проекта.
Арт-концепция тоже менялась из года в год – новые темы требовали соответствующего оформления со своими фишками и особенностями. А когда к ДФО присоединились Забайкалье и Бурятия, каждому региону отвели по половинке вагона и увеличили количество общих тематических бортов.
В этот раз у поезда абсолютно новая структура: от «регионального» разделения ушли.
«Мы немного переживали за то, что на этот раз каждый регион не получил своего отдельного места для презентации в поезде, но в результате можем абсолютно точно сказать, что "Дальневосточный экспресс" только выиграл, потому что мы добились самой главной цели – представили дальневосточные регионы как единое целое, как территорию, которая интенсивно развивается в едином ритме», – объяснила шеф-редактор проекта.
Судя по положительным откликам в день старта «Дальневосточного экспресса», концепция достижений Дальнего Востока понравилась и пассажирам.
Первый вагон «Дальневосточного экспресса» посвящен истории освоения дальневосточных земель и людям, которые не боялись отправляться к далеким берегам, открывать новые территории.
«Этих людей сегодня смело можно приравнять к героям, потому что они действительно совершали подвиги, их путешествия были сложными, с преодолениями и лишениями. Художник специально для "Дальневосточного экспресса" изобразил основателя Якутска Петра Бекетова, а также Семена Дежнева, который за 80 лет до Беринга прошел пролив между Чукоткой и Аляской, Геннадия Невельского и других первооткрывателей и важных для развития Дальнего Востока личностей», — подчеркнула Оксана Александрова.
Во всем составе акцент сделан на живые истории дальневосточников.
«Это очень интересные герои, например, супружеская пара, которая работает на космодроме Восточный в Приамурье, они проводили в космос уже шесть ракет. Люди делятся своими эмоциями от Дальнего Востока, и это, конечно, не может оставить равнодушным, потому что они искренно и с любовью говорят о том месте, где живут и работают».
Особое место в «Дальневосточном экспрессе» занимает блок «Сделано на Дальнем Востоке» – здесь представлены ключевые бренды ДФО – от дикоросов и красной икры до кораблей и самолетов.
«Мне кажется, это самый зрелищный вагон. Здесь и новая версия Суперджет 100, и вертолет Ми-8, и концептуальные наряды якутских дизайнеров, и самолет Байкал, производство которого запустят в ближайшее время. Коллаж собран на фоне камчатских пейзажей и панорамного вида на морской порт», – делится Оксана Александрова.
Представлен в «Дальневосточном экспрессе» и вагон «Дальний Восток для Победы». Здесь подробно рассказывается о вкладе регионов в Специальную военную операцию, о героях-дальневосточниках, о волонтерских движениях и программе «шефства» над муниципалитетами ДНР и ЛНР.
Пятый вагон целиком посвящен путешествиям. Крупные фотографии позволяют пассажирам почувствовать себя на вулканах Камчатке, на берегу Байкала, в степях Забайкалья и в чукотской тундре. Здесь можно спланировать свой тур на Дальний Восток, а также узнать про условия популярного конкурса «Дальний Восток – земля приключений».
В этом году изменения коснулись не только структуры состава, но и художественной концепции – во внешнем оформлении сосредоточились на крупных изображениях.
«Поезд едет довольно быстро, разглядеть маленькие детали можно не успеть. А крупные фотоколлажи видно сразу, в движении картинки словно оживают – ракета взлетает, брызги с каяка летят в лицо, балерина закручивает фуэте на фоне Байкала, самолет вырывается за пределы туннеля, северное сияние поражает своей магией, а камчатский краб – невероятными размерами. Не знаю, как вы, а я бы хотела уехать прямо из подземки – на Дальний Восток», – отмечает Оксана Александрова.
Первый «Дальневосточный экспресс» вышел на Таганско-Краснопресненскую линию Московского метрополитена 11 декабря 2017 года. После этого запускать брендированный поезд с восточным колоритом стало ежегодной традицией. Проследить историю развития проекта можно было на фотовыставке, которая сопровождала торжественный запуск «Дальневосточного экспресса – 2024». На кадрах видно, как вслед за мировыми тенденциями менялся и дизайн поезда. Можно проследить, как трансформировалась художественная идея – от мозаики из фотографий с дальневосточными достопримечательностями или панорамными видами природы до авторских рисунков и гигантских коллажей из символов ДФО. Неизменным остается одно – искренняя любовь к Дальнему Востоку.
«Признаюсь, есть одна тема, когда волнует всех и всегда, вне зависимости от времени года и порядкового номера поезда. Мы всей командой ждем новых встреч с любимыми регионами и ищем ответы на главный вопрос – зачем ехать на Дальний Восток. И каждый раз публикуем в поезде новые варианты. Здесь можно загорать, серфить, наблюдать за косатками и китами. Собирать фотоколлекцию маяков или испытать себя на прочность, встретив Новый год на полюсе холода. Летом обязательно отправляйтесь на рыбалку, зимой – на охоту за северным сиянием. И, конечно, в год юбилея БАМа, стоит проехать по легендарной магистрали, по пути увидеть Байкал, пройти по Чарским пескам. Ограничить в путешествии и активностях может только фантазия, а Дальний Восток – нет», – комментирует шеф-редактор.
Нынешний «Дальневосточный экспресс» будет курсировать по Арбатско-Покровской линии полгода – практически столько же времени, сколько ушло на создание проекта – от идеи до запуска. Этого времени точно хватит, чтобы изучить Дальний Восток в подробностях.
Осторожно, двери закрываются! Следующая станция – Дальний Восток.
В дальневосточных регионах предполагается реализовывать проекты, связанные с природными достопримечательностями, в том числе на особо охраняемых природных территориях, что требует создания соответствующей инфраструктуры. Также продолжается строительство новых средств размещения. Тем не менее сроки завершения части проектов переносятся. При этом вновь возникает проблема, связанная с безопасностью и доступностью авиатуризма.
Среди дальневосточных регионов о росте туристического потока в текущем году отчитался Приморский край, который, кроме того, является наиболее востребованным дальневосточным направлением для иностранных туристов. По итогам первого полугодия текущего года Приморье посетили около 1,5 млн туристов, включая 170 тыс. иностранцев (88,9 тыс. – из КНР в рамках безвизового режима). В целом, по данным Минэкономразвития, 47,7% от общего числа граждан Китая, которые приехали в Россию с 1 августа 2023 г. по 1 июля 2024 г., выбрали для посещения Приморский край.
В крае на территории бухты Алеут Хасанского муниципального округа (на побережье Японского моря) в августе начались первые этапы работы по проекту создания круглогодичного курорта, являющегося частью федерального туристического проекта «Пять морей и озеро Байкал».
Площадь планируемого курорта должна превысить 150 га, в том числе протяженность береговой полосы бухт составит 1,6 км. Проект предусматривает строительство семи гостиниц на 3,8 тыс. номеров и апартаментов, а также рестораны, рыбный рынок, медицинский центр, термальный комплекс, школу водных видов спорта, аквапарк и парк аттракционов, трекинговый маршрут. Ожидается, что первые туристы смогут разместиться в отелях комплекса в 2028 г. (750 гостиничных номеров). Дальнейшее развитие проекта продолжится до 2031 г. Объем инвестиций может составить до 30 млрд рублей. При этом пока по-прежнему не называется основной инвестор масштабного проекта.
На территории будущего курорта потребуется развитие коммуникаций – водопровода, электросетей и канализации. Ориентировочная стоимость работ и оборудования по обеспечению территории водоснабжением оценивается в примерно 3 млрд рублей, по водоотведению – порядка 2,7 млрд рублей. Срок реализации инфраструктурных проектов для подвода на юг Хасанского муниципального округа коммуникаций может составить (с учетом проектирования) 3-5 лет. В том числе рассматривается строительство новой линии электропередачи мощностью 220 кВ вдоль существующей линии 110 кВт.
Стоит отметить, что Приморский край стал лидером среди регионов России по площади выявленных свободных территорий для размещения туристических объектов в рамках проекта Росреестра «Земля для туризма» (проект реализуется с 2022 г.). В Приморье площадь выявленных территорий составила 129 га. В число субъектов-лидеров по количеству объектов туристического интереса вошла Сахалинская область (35 объектов).
В Хабаровском крае в качестве туристического направления предполагается развивать остров Большой Уссурийский (поделен между РФ и КНР). В частности, там предполагается создать этнопарк стран Тихоокеанского региона и Дальнего Востока. В Кабанском районе Бурятии, на побережье озера Байкал, планируется построить туристско-рекреационный центр «Выдрино» с объемом инвестиций 2,9 млрд рублей. Инвестором является ООО «Курорты Байкала». Проект на 25 га должен включать гостиницы на 250 номеров, спа-центр, бассейн, ресторан, объекты яхтенной инфраструктуры (причалы, сервисная станция).
Новые проекты на особо охраняемых природных территориях Дальнего Востока направлены в том числе на объединение туризма и научной деятельности. На территории национального парка «Земля леопарда» (полуостров Гамова) предполагается сформировать новый туристический кластер в формате сафари-парка. Его площадь должна составить около 7 тыс. кв. м. Проект намерено реализовать АНО «Дальневосточные леопарды», на сегодняшний день подготовлена проектно-сметная документация и осуществляется поиск инвесторов. Стоимость реализации проекта оценивается в 2 млрд рублей. В том числе планируется построить ограждения с системой наблюдения, ветеринарный блок, жилое помещение для сотрудников нацпарка, визит-центр с рестораном, детскую площадку. По итогам прошлого года в ООПТ «Земля леопарда» отчитались о посещении порядка 100 тыс. человек, выручка составила 35 млн рублей.
Между тем в Якутии в селе Охотский-Перевоз (Томпонский район) планируется открыть международную орнитологическую обсерваторию «Полет Стерха». В республике с 2016 г. реализуется проект по сохранению восточной популяции белого журавля (стерха) на территории нацпарка «Кыталык».
В Магаданской области предполагается разработать новые туристические маршруты в акватории Охотского моря – через остров Завьялова и полуостров Кони, территорию мыса Плоский. На острове Завьялова в настоящее время строится туристический комплекс, в рамках которого предусмотрено обустройство экотроп, смотровых площадок для наблюдения за снежными баранами и овцебыками.
Между тем на проведенном Минвостокразвития в рамках нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства» конкурсе экотроп победу одержали 18 маршрутов, наибольшее количество – в Камчатском и Забайкальском краях (по четыре). Так, на Камчатке финалистами стали экотропы «Халактырский пляж» (ведет к Халактырскому пляжу), «Авачинский перевал» (перед склоном Авачинского вулкана), «Водопад Вилючинский» (к Вилючинскому водопаду) и «Тайна голубых озер» (Елизовский район). Общий объем финансирования для них составит 387 млн рублей.
Ожидается, что реализация проектов по созданию экотроп и обустройство на них необходимой инфраструктуры займет два года. В Забайкальском крае предполагается обустроить экотропы «Сухотино» (на территории одноименного скального массива на Титовской сопке в Чите), «Ундугун» (вблизи одноименного озера в Читинском районе), «Священный путь» (вблизи лэнд-арт парка «Тужи» в Хилокском районе) и «Эко-курорт Кука» (около села Кука и поселка Лесной Городок, Читинский район). На них из федерального бюджета будет направлено 243 млн рублей.
По два проекта экотроп будут реализованы в Бурятии, Приморском и Хабаровском краях, по одному – в Амурской и Магаданской областях, Якутии и Чукотском АО. В частности, в Приморском крае Минвостокразвития направит 408 млн рублей на благоустройство «Русской велотропы» во Владивостоке, на острове Русский (от мыса Ахлестышева по Университетскому проспекту до Ворошиловской батареи) и «Тропы осьминога» в Находке (по побережью залива Восток через озера Рица и пляжи Отрада, Золотари). В Якутии 73 млн рублей получит проект экотропы «Синские столбы» на территории природного парка «Ленские столбы» (начиная от села Синяя в Хангаласском районе до природного объекта Поющие скалы). В Бурятии планируется проложить «Тропу Здоровья» и «Тропу Чингисхана», в Хабаровском крае – экотропы «Легенды Хехцира» и «Легенды сэвэнов», в Амурской области – экотропу «Тропа Дендрарий», в Магаданской области – экотропу «Бухта Батарейная», а на Чукотке – экотропу «Тропа Гора Михаила».
Что касается развития интегрированного развлекательного курорта в Приморском крае (бухта Муравьиная), то некоторые его проекты остаются нереализованными. В августе стало известно, что камбоджийский оператор казино Naga Corp. готов продать владивостокский актив, строительство которого было заморожено в 2022 г. Потери от актива оцениваются в 85-95 млн долларов, в связи с чем оператор завершил первое полугодие 2024 г. с убытком в 6,9 млн долларов.
Напротив, операторы действующих казино ИРК «Приморье» завершили 2023 г. с прибылью. Оператор казино Tigre de Cristal ООО «Джи1 Интертейнмент» в 2023 г. заработал 662 млн рублей чистой прибыли, что в 5,4 раза больше, чем в 2022 г. Выручка компании за прошлый год выросла на 24,1%, до 3,127 млрд рублей. Чистая прибыль оператора казино «Шамбала» в 2023 г. достигла 461,6 млн рублей (рост на 83,3% относительно 2022 г.), годовая выручка – 1,04 млрд рублей (рост на 56,2%).
Тем не менее по проекту «Шамбала» переносятся сроки. С 2018 г. инвестор вложил в проект создания игорно-гостиничного комплекса 4,5 млрд рублей. В настоящее время реализуется вторая очередь проекта, которую изначально предполагалось завершить к 2025 г., но в текущих условиях сроки могут увеличиться до 2028 г. На сегодняшний день монолитные конструкции здания готовы на 57%. В рамках открытой в 2020 г. первой очереди казино «Шамбала» был построен игровой зал площадью 5,2 тыс. кв. м. Второй очередью предусмотрено строительство гостинично-развлекательного комплекса на 24 тыс. кв. м с номерным фондом в 270 номеров.
При этом на территории ИРК не удалось создать гольф-клуб. В июле по иску КРДВ в судебном порядке у компании «Владивосток гольф резорт» были изъяты пять земельных участков в Артёмовском городском округе (село Олений), на которых планировалось разместить объект, в том числе гольф-поле на 27 лунок и отель на 120 номеров. В качестве инвестора изначально намеревалась выступить южнокорейская Family Golf. «Владивосток гольф резорт» подконтролен приморскому предпринимателю О.Дроздову, который задержан, осужден и приговорен к пяти годам лишения свободы по делу о строительстве гостиниц «Хаятт» во Владивостоке. По версии правоохранительных органов, О.Дроздов нарушил права кредиторов и не исполнил денежные обязательства на общую сумму более 3,2 млрд рублей, не уплатил обязательные платежи в бюджет на сумму свыше 73 млн рублей. В связи с гольф-клубом в отношении О.Дроздова заведено уголовное дело о мошенничестве и неправомерном обороте средств (установлено, что за гольф-клуб, который фактически не был построен, предприниматель получил больше 63 млн рублей налоговой компенсации).
В сфере строительства новых отелей в Петропавловске-Камчатском запланировано возведение гостиничного комплекса Cosmos Collection Kamchatka на 231 номер с термальными источниками. Объект будет размещен в Елизовском районе. Инвестором выступает дочерняя компания АФК «Система» В.Евтушенкова и Ф.Евтушенкова - ООО «Система Сибирь». Запланированный объем инвестиций превышает 11 млрд рублей. Объект предполагается ввести в эксплуатацию до конца 2028 г. Помимо гостиничных номеров и коттеджей проектом предусмотрено строительство многофункционального центра, спа-комплекса, бальнеологического центра, спортивной площадки, вертолетной площадки и велодорожек.
Еще одним проектом, планируемым для реализации в Петропавловске-Камчатском, является четырехзвездочный «Бизнес-отель» на 175 номеров. Застройщиком выступает девелопер группы ВТБ – ГК «Галс Девелопмент». Следует отметить, что в сентябре власти Камчатского края и ВТБ договорились об инвестициях в туристическую отрасль региона. В ВТБ намерены инвестировать в данном направлении до 10 млрд рублей.
В Магаданской области планируется начать продажу путевок в бальнеологический комплекс «Талая» (в 30 км от поселка Талая Хасынского района, на склоне Колымского хребта) в 2025 г. В настоящее время строится линия электропередачи для обеспечения постоянной подачи электроэнергии, завершить которую предполагается в декабре. После проведенной реновации курорт сможет принимать до 7 тыс. человек в год. На время реконструкции курорт не принимал постояльцев (был закрыт на реконструкцию в 2019 г.).
В соответствии с мастер-планами развития городов на Дальнем Востоке до 2030 г. предполагается построить пять новых музеев, объем инвестиций в которые составит 21 млрд рублей. В том числе в планы входит создание Дальневосточного художественного музея в Хабаровске, Национального музея в Улан-Удэ, Музейно-исторического комплекса в Чите, Музея воинской славы в Петропавловске-Камчатском, Музея памяти в Магадане.
Между тем на Орлиной сопке во Владивостоке завершается строительство музейно-театрального комплекса, который должен объединить филиалы Третьяковской галереи, Российского государственного института сценических искусств, вторую сцену Мариинского театра и реставрационный центр Эрмитажа. В июне осуществляющий строительство «Стройтрансгаз-Восток» сообщал, что возведение монолитного каркаса здания выполнено на 94%. В 2025 г. планируется начать пусконаладочные работы. Кроме того, на 2027 г. намечено открытие музейного пространства «Эрмитаж-Владивосток» в центре Владивостока. Он создается на базе Приморской государственной картинной галереи в историческом здании на Светланской улице.
Тем не менее в макрорегионе по-прежнему важным остается вопрос безопасности туризма. После крушения вертолета компании «Витязь-Аэро», перевозящего туристов, вблизи камчатского вулкана Вачкажец 31 августа в Елизовском районе (погибли 22 человека), губернатор Камчатского края В.Солодов поручил усилить меры туристической безопасности в регионе. В качестве причин крушения следствие рассматривает техническую неисправность и нарушение правил пилотирования.
В.Солодов также заявил о необходимости сократить использование вертолетного транспорта для перевозок на туристических маршрутах, развивая маршруты с наземным видом транспорта, круизное судоходство и малую авиацию (он назвал самолеты более безопасными и менее затратными по сравнению с вертолетами). Глава Минтуризма края В.Русанов отметил, что в январе-сентябре 2024 г. количество зарегистрированных групп и туристов в МЧС выросло на 16% относительно аналогичного периода 2023 г. (до 1 771 групп).
При этом частная авиакомпания «Витязь-Аэро» в октябре была лишена (без возможности восстановления) сертификатов на осуществление коммерческих перевозок, авиационных работ, сертификата эксплуатанта авиации общего назначения. Вертолеты авиакомпании предполагается передать в аренду «Камчатскому авиационному предприятию» (входит в «Аврору») для осуществления в первую очередь регулярных пассажирских рейсов. При этом на «Витязь-Аэро» приходилось порядка 90% рынка туристических, вахтовых и грузовых вертолетных перевозок на Камчатке.
После закрытия авиакомпании туроператоры намерены предпринять пересмотр существующих маршрутов и туристических предложений, с учетом существенного ограничения возможностей для коммерческих туристических полетов. В настоящее время на камчатском рынке фактически отсутствует какая-либо альтернатива. Напомним, что в 2020 г. реализовать проект в сфере коммерческой авиации в регионе намеревался предприниматель С.Бачин, учредивший АО «Авиакомпания «Камчатка». Предполагалось, что ее парк составят легкие одномоторные самолеты Cessna Grand Caravan EX (до 12 машин), компания получила сертификат эксплуатанта, однако в 2022 г. у компании возникли проблемы с приобретением авиатехники после отказа от поставок производителем (американской Cessna Aircraft Company). В итоге в мае 2022 г. авиакомпания прекратила деятельность.
Минтуризма Приморского края между тем просит жителей региона и туристов сообщать о недобросовестных владельцах мест отдыха и некачественном сервисе. В частности, в августе в бухте Спокойная (под Находкой) сотрудниками Росрыболовства была обнаружена незаконно обустроенная летняя база отдыха, принадлежащая автоклубу.
В части регионов Дальнего Востока рассматривается возможность введения туристического налога в ближайшее время. Предполагается, что решения о введения налогов будут принимать региональные правительства, полученные сборы будут зачисляться в муниципальные бюджеты, а затем направляться на проектирование, строительство, реконструкцию и содержание туристической инфраструктуры. В 2025 г. плата должна составлять не менее 100 рублей в сутки, но не более 1% от налоговой базы. При этом в Российском союзе туриндустрии заявляли, что ставка в размере не менее 100 рублей в сутки за номер подходит только для пятизвездочных отелей, тогда как в других гостиницах она превысит установленные 1% от оборота. В союзе предлагали отменить нижнюю планку порога.
С 2025 г. обязательный туристический налог будет введен в Камчатском крае – для гостей региона он будет составлять 1% от стоимости проживания в отеле (налог будет рассчитываться от всей суммы проживания, а не за сутки), но не менее 100 рублей в день. Возможность введения туристического налога также обсуждают власти Сахалинской области. С 1 января 2025 г. введение туристического налога запланировано во Владивостокском городском округе (соответствующий проект внесен в городскую думу). В 2025 г. ставка налога составит 1%, в 2026 г. - 2%, в 2027 г. – 3%, в 2028 г. – 4%, начиная с 2029 г. – 5% от налоговой базы. При этом платить налог будут не граждане, а компании и индивидуальные предприниматели, оказывающие гостиничные услуги и включенные в специальный реестр. Тем не менее введение налога может отразиться на конечной стоимости услуг. Налог будет взиматься в летне-осенний сезон – с 1 июля по 30 сентября.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
Группа экспертов из разных сфер туристической отрасли проехала по БАМовским локациям на поезде, участвуя по пути в мероприятиях форум-штаба «БАМ туристический». Круглые столы, обсуждения и встречи прошли в Братске, Усть-Куте, Северобайкальске, Новой Чаре, Тынде. Своими впечатлениями от поездки и предложениями по развитию туризма на БАМе с EastRussia поделилась Ирина Булыгина, заместитель председателя-начальник отдела маркетинга и продвижения комитета по туризму Мурманской области.
Прежде всего, я хочу отметить, что «БАМ туристический» — это очень важный и одновременно сложный турмаршрут, потому что он объединяет сразу шесть регионов, которые различаются по своим ресурсам, логистике, готовности принятия турпотоков, поэтому предстоит большая работа по разработке концепции, содержательному наполнению и коллаборации регионов-участников в процессе создания целостного турпродукта.
Очень важно, чтобы все участники проекта были заинтересованы в его реализации и обладали определенными компетенциями, поэтому важно оказывать муниципалитетам консультационную поддержку, делать перекрестные презентации туроператоров регионов-участников, ездить друг к другу с целью обмена опытом.
Бамовский маршрут имеет ряд существенных преимуществ:
1. Поскольку объединяющей темой маршрута является легендарная Байкало-Амурская магистраль, то в турпродукте можно совместить две самые дорогостоящие услуги: проживание и перевозку. Это позволяет туристу за сравнительно небольшой временной промежуток увидеть большое количество территорий и их достопримечательностей. Регионам же, в свою очередь, это даст возможность на какое-то время сгладить нехватку отелей и предприятий питания на маршруте.
2. Второе преимущество маршрута состоит в том, что он, по сути, представляет собой конструктор впечатлений и его возможно комбинировать в разных вариациях: можно начать из Братска, а можно – из Благовещенска, можно пройти часть, а можно - полностью. Ещё один плюс конструктора — разнообразие природных и культурно-исторических ресурсов, ландшафтов, промышленных предприятий и регионального колорита.
3. А еще я предлагаю всем участвующим в разработке и реализации маршрутов стать основоположниками романтического туризма. Сюда, на стройку века, приезжали настоящие романтики по комсомольской путевке. Можно и сейчас привлекать сюда романтиков и мечтателей по БАМовской путевке и предлагать им какой-то интересный общественно-полезный труд на благо развития маршрута и включенных в его реализацию регионов. Это может быть и помощь в создании рекламы БАМа туристического, и экологическое волонтерство, и творческая деятельность. Сто лет тому назад был прекрасный опыт, когда на север, в труднодоступные регионы, люди приезжали для того, чтобы принести какую-то пользу этому региону. У них были специальные туристские книжки, в которых отмечалось, что они посетили и что полезного сделали для местного населения. Каждый делал, что умел: могли чему-то научить — учили, умели электричество провести делали — ремонтировали проводку, в благоустройстве помогали. БАМ туристический — это прекрасная возможность предложить туристам больше, чем путешествие, наполнить его смыслом созидания и сибирской романтики.
Резюмируя, хочу подчеркнуть, что плюсов у проекта «БАМ туристический» много, минусов я не вижу, вижу только точки роста. И я убеждена этот маршрут достоин того, чтобы пополнить список национальных маршрутов, потому что он включает сразу несколько регионов, в которых туристы узнают о настоящих трудовых подвигах нашего старшего поколения, а ведь это имеет ещё и огромную воспитательную ценность. Желаю успехов в реализации этого принципиально нового туристского маршрута.