В ДФО намерены привлекать туристов из Беларуси, стран Ближнего Востока и Латинской Америки
Дальний Восток намерен активнее привлекать иностранных туристов. Основной акцент сделают на гостях из Китая, однако потенциал есть и у привлечения в регион жителей Ближнего Востока, Латинской Америки и Беларуси.
По итогам прошлого года в тройку лидеров на Дальнем Востоке по притоку туристов вошли Приморье, Хабаровский край и Бурятия. Хабаровский край в 2023 году посетили 1,1 млн человек. Гостей привлекают Хабаровск с его архитектурой, музеями, выставками и магазинами, а также горная рыбалка и Шантары.
В будущем точками притяжения туристов в регион намерены сделать самую протяженную на Дальнем Востоке набережную, российскую часть острова Большой Уссурийский, горнолыжный комплекс «Хехцир».
«Мы вышли на китайский рынок через китайские туристические сети, напрямую адаптировали наш продукт на китайских туристов. Они увидели в своих соцсетях Хабаровск и поехали к нам. Собственно, турист, который отправился с рюкзаком на Шантары, узнал о них из китайских соцсетей», — отметила Екатерина Пунтус.
Как сообщил генеральный директор туроператора «Интурист» Александр Мусихин, интересы иностранных туристов в России смещаются из Москвы и Санкт-Петербурга, в том числе в сторону Дальнего Востока. Так, в прошлом году компания отправила группу аргентинцев от Санкт-Петербурга по Транссибу до Владивостока. И сейчас интерес к ДФО растет.
«Я думаю, что направление Дальнего Востока мы будем предлагать в странах Ближнего Востока и в Латинской Америке, где интерес достаточно большой. Проблема только в транспортной логистике, потому что основные полетные программы осуществляются через Москву. Поэтому туры в любом случае будут комбинированными», — прокомментировал Александр Мусихин.
Еще один туристический коридор на Дальний Восток намерены открыть из Беларуси. Там знают о ДФО и многие готовы ехать в регионы на краю России, как в экзотические.
«Все в Беларуси слышали бренды — Дальний Восток, Амур, Японское и Охотское моря, Камчатка. Об этом знают все. Но не все знают, где это. Емкость нашего рынка достаточно большая – в стране почти девять млн человек, один млн выездных туристов с хорошим чеком. Людей интересует не только море и отдых, но и детокс, путешествия, природный туризм. Дальний Восток для белоруссов – это экзотика. Ресурсы у людей есть, деньги есть», — рассказал председатель правления союза туристической индустрии Республики Беларусь Филипп Гулый.
По его словам, для привлечения белорусских туристов сейчас не достаточно одного агрегатора отелей, поскольку люди не знают, куда ехать, где селиться, что конкретно смотреть и посещать, где развлекаться. Нужны новые электронные площадки, которые помогут с выбором, бронированием и покупкой. Филипп Гулый предложил сконцентрироваться на образовательных турах для родителей с детьми. При этом поездки, по мнению Гулого, должны быть дополнены природными и историческими составляющими.
«Наши люди способны сюда ехать, но едут пока что единицы. Нет смысла делать турпоток из Беларуси массовым, этого не нужно, пускай он будет высокомаржинальным – достаточно состоятельных, богатых людей, крупных корпораций, которые могут провести свой отпуск в этом брендированном дальневосточном далеком и экзотическом для нас крае», — отметил Филипп Гулый.
Участники форума сошлись во мнении, что для привлечения иностранных туристов на Дальнем Востоке необходимо развивать номерной фонд, поскольку сейчас мест размещения недостаточно, также нужно продвигать туры по Дальнему Востоку, т.к. о них мало известно. Для этого нужны федеральные туроператоры, которые предложат поездки в своих филиалах на западе России и в представительствах в других странах.
Ксения МурзинаЕжегодно Камчатку посещают около 300 тыс. туристов, причем самостоятельных путешественников становится все больше. Такие гости бронируют жилье заранее, а свой отдых начинают формировать уже после прилета на полуостров, находясь в отеле. Эти изменения диктуют свои правила — необходимо внедрять электронные торговые площадки по продаже туристических продуктов и услуг. О важности цифровизации туристической отрасли рассказал министр туризма Камчатского края Владимир Русанов.
- Камчатский край стал первым регионом, который заговорил о важности внедрения цифровых технологий в операционной деятельности местного турбизнеса. Как вы пришли к этому решению, чем оно продиктовано?
- Цифровая революция в данный момент постепенно происходит во всех российских регионах, в том числе дальневосточных. Но цифровизация, когда сферы услуг перешли в электронные платформы, произошла в городах-миллионниках, в столице намного раньше. Поэтому большинство путешествующих туристов как раз и приходятся на долю таких больших городов. Мы видим важность оцифровки услуг, потому что в больших городах люди уже привыкли к таким сервисам: заказу еды, бронированию отелей или мест в ресторанах, каршерингу. Мы поняли: чтобы путешественникам было удобно, нужно оцифровывать туристические услуги. И так оказалось, что мы действительно начали это делать одними из первых в России.
Важно понимать, что готовых решений по оплате туристических продуктов в России на данный момент нет. Существуют всем известные электронные торговые площадки, но именно в сфере туризма подобного продукта не существует. Да, появились сервисы по бронированию гостиниц. Но если отмотать на несколько десятилетий назад, то становится понятно, за счет чего у нас сейчас все хорошо с бронированием отелей. Потому что всем известная система бронирования номеров давным-давно зашла в Россию, делались очень большие инвестиции в продвижение сервиса электронного бронирования, его популяризацию и внедрение. Создавались различные программы по обучению работы персонала отелей с этой системой, а для потенциальных туристов проводились масштабные рекламные кампании. Благодаря этому сфера гостеприимства очень хорошо развилась. Даже когда эта система бронирования ушла из страны, то рынок моментально заняли наши компании и сделали это довольно успешно. Но вот чтобы купить турпродукт, такого нет. Мы стали изучать причины, почему данное направление не вызывает интереса у наших туроператоров и, как нам кажется, поняли в чем дело. Сейчас в этом направлении активно работаем.
- Каковы результаты? Есть ли уже какой-то эффект?
- Эффект пока небольшой, но весной этого года на нашем всероссийском туристическом форуме, который проходил в феврале на Камчатке, мы увидели, что у наших туристических операторов действительно появился интерес. Еще несколько лет назад такого не было. Наши туристические операторы, наши представители сферы гостеприимства увидели в этом перспективы, и пошли нам навстречу в развитии цифровизации.
- Камчатка большая, есть много разных интересных локаций и бывают турпакеты с большими предложениями. Удается ли «упаковать» такие сложные турпродукты?
- Сейчас на нашем сайте visitkamchatka.ru есть несколько таких продуктов. Конечно, пока на это расходуется очень много сил, потому что в целом туристический рынок Камчатки еще к этому не готов – наши основные туристические продукты очень сильно зависят от погоды. В момент, когда погода неожиданно меняется, текущие цифровые инструменты нашего туристического бизнеса не позволяют тут же быстро и гибко делать другие предложения клиентам. Поэтому одна из главных стратегических задач – сделать цифровые инструменты, которые позволят и туристу, и туроператору оперативно менять заранее купленную туристическую программу с какими-то доплатами, апгрейдами или иными инструментами. Конечно, мы понимаем, что это колоссальная работа, и мы только в самом начале этого пути.
- Как вы считаете, господдержка повлияет на ускорение цифровизации туруслуг?
- Вопрос господдержки пока открытый. Мы понимаем, когда государство берет на себя часть рисков предпринимателей, то это, с одной стороны, может содействовать ускорению развития, но с другой стороны, мы иногда сталкиваемся и с тем, что когда государство берет на себя риски бизнеса, то некоторые предприниматели, относятся к этой помощи довольно халатно. То есть, когда предприниматель тратит свои деньги, он знает их цену, а когда это деньги государства, то ощущение их ценности снижается. Поэтому возникает вопрос – тратить деньги на господдержку предпринимателей и на оцифровку их продуктов или все-таки направить эти деньги на совершенствование маркетплейса, чтобы его инструменты были намного более полезны и удобны как для предпринимателей, так и для туристов.
- К какому варианту вы склоняетесь?
- По моему мнению, ставку нужно делать на второй вариант.
Во время профильной сессии IX Восточного экономического форума «Туристический Дальний Восток: инвестиции от впечатлений» эксперты обсудили новые подходы к решению туристической привлекательности Дальнего Востока. Участники дискуссии отметили рост потока туристов в ДФО, однако доля путешествий в целом по России даже не достигает 5%.
В 2023 году турпоток на Дальний Восток вырос почти на треть по сравнению с 2022 годом и составил 6,3 млн туристов. В Минвостокразвития РФ рассчитывают, что к 2030 году показатель увеличится в полтора раза. Оживлению турсферы макрорегиона помогает приток иностранных гостей — этому способствует открытие прямого авиасообщения с КНР и введение единых электронных виз. Действующее широкое меню поддержки для инвесторов (СПВ, ТОР, АЗРФ, особая экономическая зона) также значительно повышают лояльность иностранцев. На этом сделал акцент модератор сессии Павел Волков, заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.
На Дальнем Востоке государство поддерживает почти 300 инвестиционных проектов в сфере туризма — это горнолыжные курорты, отели, СПА-центры, баз отдыха и глэмпинги на общую сумму более 180 млрд рублей. В Приморском крае, на Камчатке и на Байкале создаются новые крупные курорты. На федеральном уровне внедряются новые инициативы — «Тропы Дальнего Востока». На прошлогоднем ВЭФ президент России Владимир Путин поручил при разработке и реализации программы развития туристских троп обратить особое внимание на создание их на территории ДФО.
Регионы РФ представили 60 проектов на общую сумму 3,9 млрд рублей и общей протяженностью троп почти 420 км. К реализации были отобраны 18 проектов, для которых потребуется 1,7 млрд рублей из федерального бюджета. На Дальнем Востоке будет создано и обустроено 118,2 км таких маршрутов. Так, на Камчатке к 2030 году появятся тропы «Тайна голубых озер», «Авачинский перевал», «Водопад Вилючинский», «Халактырский пляж». Четыре тропы будут созданы в Забайкалье — «Сухотино», «Тужи», «Ундугун» и «Эко-курорт Кука».
Скульптуры Даши Намдакова, который занимается развитием ленд-арт-парка «Тужи» в Забайкалье, украсят новый туристический маршрут, победивший в конкурсе на строительство экотроп и получивший грантовую поддержку в размере 240 млн рублей. Намдаков предложил создать ассоциацию по созданию художественных точек притяжения для Дальнего Востока и призвал к соблюдению принципа — развивать территорию, не нарушая экологию.
Александр Тертычный, генеральный директор компании «Антерра», развивающей сеть хилинг-отелей и термальных комплексов, считает, что на Дальнем Востоке много красивых мест, которые и не нужно продавать. Он убеждён, что одна из главных потребностей современного человека — растворяться в природе. Сейчас «Антерра» занимается развитием проекта «Байкальская гавань» в Бурятии.
Посыл поддержал известный российский путешественник Алексей Карахан.
«Увеличение количества туристов – не очень хорошо для Дальнего Востока и не этим нужно мерить привлекательность региона. Вот на Алтае слишком много туристов – они все там вытаптывают. И еще — зачем создавать новые точки притяжения, когда есть уже существующие. Нужно больше помогать малым проектам туризма. Вместо этого там строят мегапроекты. Надо строить там, где отдыхают сами местные. И давать в первую очередь возможность им хорошо отдыхать, а мы, приезжающие в ДФО, — подстроимся. Местные все тропы уже проложили до нас — там только таблички и туалеты поставить», — считает он.
Необходимость развития большой и малой логистики, транспортной доступности, привлечение персонала и квалифицированных гидов сплетается на Дальнем Востоке с нехваткой средств размещения. Однако бизнесу можно не бояться вкладывать деньги в туризм на Дальнем Востоке, считает замминистра экономического развития РФ Дмитрий Вахруков.
«Деньги на льготное кредитование заложены. Сегодня 21 гостиница строится в ДФО по льготной ставке. Номерной фонд увеличится на 4,5 тыс. Всего в регионе сейчас работает 60 тыс. номеров. Президент Владимир Путин поручил осенью провести новый отбор по модульным гостиницам сразу на три года. Поэтому настраиваю регионы на то, чтобы готовили проекты на 2025, 2026, 2027 годы. На всю страну 15 млрд рублей предусмотрено, будет федеральный конкурс. Единая региональная субсидия тоже работает. Часть эффекта от повышения импортных пошлин направим на развитие туризма. Оптимистично смотрим в будущее туротрасли, особенно в ДФО», — отметил он.
Вахруков добавил, что в прошлом году туристов, размещенных в гостиницах макрорегина стало больше на 17%, в этом году за первое полугодие — еще плюс 12%.
В ходе сессии бизнес высказал предложение, которое поможет еще больше «не бояться инвестировать в туризм на Дальнем Востоке»: Александр Тертычный высказался за создание единого окна корпорации Туризм.РФ и банков, чтоб меньше было бюрократических проволочек для инвесторов в плане получения кредитов на развитие турбизнеса. В Минвостокразвития пообещали обсудить это предложение для ускорения запуска проектов.
Директор проектного офиса по туризму Ассоциации «Центральный федеральный округ» Станислав Аристов предложил организовать презентацию гостиниц, образовательных кампусов и площадок для трудоустройства иностранной молодежи через кооперацию с транспортными хабами — Владивосток, Хабаровск, Москва. Он полагает, что если детям иностранцев на уровне школы показать красоты и возможности обучения в России и на Дальнем Востоке в частности, — они впечатлятся, и, возможно, приедут учиться и работать здесь, а потом останутся жить.
«Таким образом через инструменты развития туризма и загрузки коллективных средств размещения мы предлагаем решить задачу по увеличению числа иностранных студентов. В майском указе президента России говорится о необходимости увеличить количество иностранных студентов в вузах РФ до 500 тыс. человек. Для этого нужен 1 млн абитуриентов, соответственно 2 млн иностранных выпускников должны знать о том, что можно учиться в России. Значит, более четырех млн школьников должны иметь возможность познакомиться с нашей страной», — говорит Аристов.
Подводя итоги мероприятия, участники отметили огромный туристический потенциал Дальнего Востока как для внутреннего рынка, так и в части привлечения гостей из АТР. Однако реализации этого потенциала пока мешает дефицит инфраструктуры, неразвитость транспортной сети, недостаточный номерной фонд и нехватка персонала, чтобы привлечь который необходимо повышать лояльность дальневосточников к работе в отрасли туризма.
Все чаще эксперты заявляют о том, что Дальнему Востоку нужны осознанные туристы, которые знают, куда они едут и с каким трепетом нужно относиться к этой территории. Директор Ассоциации «Объединение туроператоров в сфере выездного туризма «Турпомощь» Александр Осауленко на полях III Всероссийского туристического форума «Открой Дальний Восток» рассказал EastRussia, какие туристы нужны ДФО, и что макрорегион готов дать гостям взамен.
- Дальнему Востоку нужен массовый турист, но как некая часть турпотока. Этот поток должен быть разнообразным: индивидуальные туры, малые группы, массовые потоки на постоянной основе. У Дальнего Востока все для этого есть: объекты показа, территории, куда массовые потоки пустить невозможно из-за экологических и природоохранных ограничений, и городская среда – крупные города и поселки, Как пример – Хабаровск. Не просто так его называют европейской столицей Дальнего Востока, причем называют его так не россияне, а иностранцы.
У туриста, который собирается куда-то ехать, основная задача – переключиться. Он на положительных эмоциях, у него множество ожиданий, он хочет чего-то неожиданного, чего-то яркого, чего-то, что оставило бы в его памяти определенный след. Дальний Восток – как раз одно из тех мест, где турист точно все это получит. Да, сюда очень сложно заманить туриста, но и сложно представить, что человек, который здесь побывал, не получил ярких впечатлений. Я таких случаев не припомню.
Когда мы по государственной программе впервые привезли на Дальний Восток детские группы с запада России, они, стоя на берегу Амура, были поражены, и говорили о том, что увидели окраину Родины. Они были очень удивлены, что это еще не окраина, что до нее еще лететь и летать. Такие примеры говорят о том эмоционально-психологическом, с положительной точки зрения шоке, которые люди испытывают, когда приезжают сюда. Они понимают, что города на Дальнем Востоке не стоят посреди глухой тайги, что по улицам не ходят медведи. Они видят современные улицы, здания, архитектуру и все, что соответствует современному городу в мировом смысле. У многих в этом плане мировоззрение перестраивается.
Сегодня все знают о российском Дальнем Востоке, постоянно слышат о нем, но когда видят его сами, то уже по-другому к нему относятся, ведь эта территория оставляет самые положительные ощущения.
В регионах Дальнего Востока фиксируется увеличение туристического потока. На этом фоне необходимы модернизация туристической инфраструктуры и создание новых средств размещения. При этом реализация масштабных проектов отрасли в настоящее время осложнена в связи со сложностями кредитования и увеличением срока окупаемости проектов. Власти заявляют о намерении расширить поддержку отрасли. Кроме того, создание новой инфраструктуры на природных территориях вызывает противоречия в связи с рисками роста антропогенной нагрузки, нанесения вреда природным ландшафтам, природным памятникам, флоре и фауне территорий.
Согласно предварительным данным, туристический поток (по количеству поездок) на Дальнем Востоке по итогам 2024 г. составил 6,6 млн поездок, что почти на 5% больше, чем годом ранее (в 2023 г. – 6,3 млн). Большая часть турпотока пришлась на Приморский и Хабаровский края. Так, в Приморье, которое является дальневосточным лидером в сфере туризма, показатель в прошлом году составил 2,3 млн поездок. На Хабаровский край пришлось 1,4 млн поездок. На третьем месте по числу поездок находится Бурятия (856 тыс.).
Тем не менее при постепенном росте туристического потока отрасль на Дальнем Востоке испытывает ряд проблем. Так, сроки реализации крупных туристических проектов в макрорегионе увеличиваются в связи с высокими ставками по кредитам. Например, сроки реализации строительства второй очереди горнолыжных трасс в рамках курорта «Горный Воздух» в Южно-Сахалинске перенесены на 2027-28 гг. Проект по строительству 45 км новых трасс реализует компания ООО «СЗ МС»[1]. При этом прогнозируются сложности с окупаемостью строящихся гостиниц в отсутствие достроенной инфраструктуры.
В настоящее время в рамках «Горного Воздуха» функционирует 25 трасс на горах Большевик и Красная общей протяженностью более 42 км и 5 канатных дорог. К 2030 г. протяженность горнолыжных трасс планируется увеличить до 90 км, число канатных дорог - до 9. Ожидается, что число посетителей курорта к данному времени вырастет с 280 тыс. (результат 2024 г.) до 630 тыс. человек в год. В рамках курорта компания «Лиго гостеприимство» намерена создать круглогодичное спа-пространство с термальным комплексом и бассейнами под открытым небом в долине реки Еланька. ООО «Рекорд» возводит пятиэтажный гостинично-термальный и физкультурно-оздоровительный комплекс на 120 номеров. Компания «Гамма» намерена завершить строительство пятизвездочного гостиничного комплекса на 251 номер. Компания «Хилл Топ» строит пятизвездочную гостиницу на 205 номеров.
В то же время у подножия горы Красная краснодарское ООО «Мантера-Групп» (считается подконтрольным экс-главе Минсельхоза РФ А.Ткачеву) намерено создать туристический кластер – гостиницы на 1,66 тыс. номеров, с подвесной канатной дорогой, горнолыжными трассами и системой искусственного оснежения, а также ресторанами и кафе. Изначально компания намеревалась приступить к строительству объектов в 2023 г. и завершить их в 2024 г. В июне 2024 г. в «Мантера-Групп» сообщали о планах начать строительные работы в 2025 г. и завершить их в 2027 г.
В Амурской области пока не завершено строительство трансграничной канатной дороги «Благовещенск – Хэйхэ (КНР)»[2]. По состоянию на январь текущего года ее готовность составляла 40%. Запустить объект в тестовом режиме предполагается не ранее июля 2025 г. Изначально планировалось завершить работы еще во второй половине 2022 г., а ввести объект в эксплуатацию – в 2023 г. Затем сроки были перенесены на 2025 г. Проект предусматривает объем пассажирских перевозок в 6-7 тыс. человек в сутки, 457 человек в час и 2,5 млн человек в год (целевой пассажиропоток в обоих направлениях). Объем инвестиций в строительство оценивается в 12 млрд рублей.
Также на Дальнем Востоке наблюдается отмена планов по некоторым проектам. В частности, в январе текущего года «Корпорация развития Дальнего Востока» подала в арбитражный суд Приморского края иск о расторжении соглашения с компанией ООО «Владивосток гольф и резорт», намеревавшейся построить в Приморье гольф-клуб и курорт в селе Олений (Артёмовский городской округ). Общая сумма инвестиций в проект оценивалась в 2,44 млрд рублей. В июле 2024 г. суд по иску КРДВ изъял у компании пять земельных участков, на которых предполагалось разместить курорт. По версии следствия, в 2020-23 гг. предприниматель О.Дроздов привлек к строительству объекта подконтрольные ему ООО «Владивосток гольф и резорт», ООО «Гипстрой» и ООО «Платинум Девелопмент», став и заказчиком, и исполнителем проекта. В результате О.Дроздов по подложным документам смог получить более 63 млн рублей налоговой компенсации.
Вице-премьер, полпред президента в ДФО Ю.Трутнев в декабре во время визита в Южно-Сахалинск сообщал, что в связи с текущей процентной ставкой в государственной поддержке туризма на Дальнем Востоке приоритет будет отдаваться рекреационным проектам в силу их более продолжительного срока окупаемости. В конце прошлого года правительство расширило меры поддержки регионов в рамках государственной программы «Развитие туризма». С 2025 г. субъекты будут получать субсидии на строительство инфраструктуры для создания круглогодичных курортов в рамках нового федерального проекта «Пять морей и озеро Байкал», а также дополнительную поддержку на развитие туристических кластеров. Федеральное софинансирование будет направлено не только на строительство инженерной и транспортной инфраструктуры для развития туристических кластеров, но и на благоустройство общественных пространств, строительство и реконструкцию пирсов, причалов и берегозащитных сооружений, проведение противооползневых, берегоукрепительных работ и мероприятий по инженерной защите территорий. Также в госпрограмму добавлены правила предоставления субсидий регионам на строительство инженерной и транспортной инфраструктуры для создания федеральных круглогодичных курортов. На эти цели поддержку получат Иркутская область, Бурятия и Приморский край, участвующие в проекте «Пять морей и озеро Байкал».
Между тем в Приморском крае завершается строительство скоростной канатно-кресельной дороги на горнолыжном курорте «Арсеньев» (гора Обзорная) протяженностью 1,5 тыс. м. В рамках курорта также осуществляется обустройство горнолыжных трасс общей протяженностью 12 км. Полностью строительные работы на курорте предполагается завершить в текущем году. «Арсеньев» будет включать в себя водно-оздоровительный комплекс с крытым и открытым бассейнами, отелем на 255 номеров, апартаменты, сервисно-туристический центр, ресторан и автопарковку. Стоимость проекта оценивается в 9,3 млрд рублей (инвестор «Приморье СпортОтельИнвет»[3]). «Арсеньев» расположен на территории краевой спортивной школы олимпийского резерва и спортивно-туристического центра «Салют». Открытие «Арсеньева» намечено на конец 2025 г.
Кроме того, в Приморье в конце 2024 г. была определена компания, которая займется строительством аквапарка «Аквапарадайз» на острове Русский (Владивосток) по заказу специальной проектной компании «Истерн Аква Парадайз» (создана корпорацией «Туризм.РФ» совестно с генподрядчиком). Генподрядчиком стало ООО «СМУ 882»[4]. В состав туристического комплекса войдут гостиница категории 4 звезды на 303 номера, торгово-развлекательный центр с аквапарком, спортивно-оздоровительный центр с 50-метровым спортивным бассейном и крытыми теннисными кортами, а также многоуровневая автостоянка. Проект рассчитан на посещение до 300 тыс. человек в год. В настоящее время на объекте ведутся работы по устройству буронабивных свай. Тем не менее в декабре власти Приморья также сообщали, что сроки реализации данного проекта переносятся. Известно, что Корпорация ВЭБ.РФ открыла для инвестора льготную кредитную линию.
Что касается создания новых средств размещения в дальневосточных регионах, то во Владивостоке компания ООО «Стройстайл»[5] намерена построить шестиэтажный отель на улице Береговая на 53 номера, инвестировав в него 371,1 млн рублей. Ввести комплекс в эксплуатацию предполагается в 2028 г. Тем не менее сама компания «Стройстайл» в последнее время испытывает финансовые трудности – прошлый год она завершила с чистым убытком в размере 1,4 млн рублей, предприятие не приносит доход с 2012 г.
Тем временем в Иркутске в декабре был открыт пятизвездочный отель Rodina на месте бывших Курбатовских бань, снесенных в 2018 г. Гостиничный комплекс включает спа-зону с бассейном, банями и саунами. Инвестором выступил холдинг En+ О.Дерипаски. В компании заявили о планах открыть до 2033 г. еще три новых отеля категории 5 звезд в Иркутске под тем же брендом Rodina.
В Камчатском крае ведутся работы по строительству загородного гостиничного комплекса «Хонка Камчатка», который является частью более крупного инвестиционного проекта по строительству гостиничного комплекса Cosmos Collection Kamchatka[6] на земельных участках общей площадью 250 га. До конца 2027 г. инвестор, ООО «Космос отель Камчатка»[7], планирует построить гостиницу категории 5 звезд на 85 номеров с административным комплексом, рестораном, многофункциональным комплексом и спа-центром. Общая сумма инвестиций в проект оценивается в более чем 2 млрд рублей. Статус резидента ТОР «Камчатка» в январе текущего года получило ООО ДЦ «Жемчужина Камчатки»[8], которое реализует в селе Паратунка (Елизовский район) проект по созданию санаторно-курортного комплекса категории 3 звезды на 250 номеров.
Компания намерена инвестировать в проект до 3 млрд рублей. На первый квартал 2025 г. намечено открытие малого спа-комплекса с термальным бассейном и модульных гостевых домов на 32 номера. Во втором квартале 2026 г. работу должен начать главный оздоровительный комплекс, дополнительные гостевые дома, ресторан и большой спа-комплекс с термальными бассейнами. Ожидается, что комплекс будет принимать около 146 тыс. человек в год.
Кроме того, в Магаданской области компания «Бухта Нагаева» (учредители – «Туризм.РФ» и АО «Космос ОГ» (также принадлежит Cosmos Hotel Group)) в феврале текущего года приступила к строительству первой в регионе гостиницы категории 4 звезды на 121 номер. Проект также включает ресторан, спа-центр и конференц-зал. Гостиница будет расположена в береговой зоне Охотского моря, вблизи парка «Маяк». Объем инвестиций оценивается в 2,9 млрд рублей. Завершить строительство предполагается в конце 2026 г.
В декабре минувшего года Минвостокразвития зарегистрировало трех новых резидентов в особой экономической зоне (ОЭЗ) туристско-рекреационного типа «Ворота Байкала» в Байкальске Иркутской области. Компания «БайкальскТуристГарант»[9] планирует построить гостиничный комплекс категории 4 звезды, в состав которого войдут гостевые дома, ресторан и модульные бани. Ввод комплекса в эксплуатацию намечен на 2028 г. Компания ООО «Байкальская сказка»[10] к 2029 г. планирует построить гостиничный комплекс категории 3 звезды, включающий 23 гостевых дома, кафе, банный комплекс и бассейн. ООО «Гостиничный сервис»[11] намеревается в 2028 г. построить гостиничный комплекс на 10 одноэтажных гостевых домов, спа-комплекс и ресторан. Общий объем инвестиций в эти три проекта оценивается в сумму около 1,5 млрд рублей.
Создание новых средств размещения в Иркутской области и Бурятии связано с планами по увеличению туристического потока на озеро Байкал. Тем не менее новые проекты на побережье Байкала вызывают разногласия в связи с рисками роста антропогенной нагрузки на природные территории. В частности, осенью минувшего года жители байкальского острова Ольхон (самый крупный остров на озере) выступили против реализующихся проектов по созданию туристической инфраструктуры[12] на мысе Саган-Хушун (входит в состав Прибайкальского национального парка, является охраняемой территорией федерального значения[13]), который является частью популярного туристического маршрута «Север острова Ольхон».
На мысе планировалось оборудовать поверхностные настилы для пешеходов, информационный центр для туристов, парковку, биотуалеты, подвесные воздушные конструкции, беседки, качели и смотровую площадку. Летом 2024 г. на территории природного объекта были установлены подвесные мосты, что вызвало общественный резонанс и привлекло внимание правоохранительных органов. В итоге жители Ольхонского района направили обращение в адрес президента РФ В.Путина. В конце октября Ольхонская природоохранная прокуратура подала иск о запрете деятельности по обустройству мыса. Исковые требования предъявлены к ФГБУ «Заповедное Прибайкалье»[14] и крымской региональной общественной организации «Фрирайт» (подконтрольна Минспорта РФ) - от них требуется прекратить обустройство мыса до получения согласования документации по обеспечению сохранности объекта культурного (археологического) наследия «Городище Саган-Хушун». Ранее проверка прокуратуры выявила, что работы по благоустройству не были согласованы со службой по охране объектов культурного наследия Иркутской области. По материалам прокурорской проверки полиция возбудила уголовное дело из-за повреждения облика объекта археологического наследия. Прокуратура оценивает ущерб на более чем 182 тыс. рублей.
Также в декабре 2024 г. депутат Госдумы от Иркутской области А.Якубовский («Единая Россия») назвал спорным решение о строительстве на Ольхоне колеса обозрения – в поселке Хужир. Конструкцию переносят из иркутского спорт-парка «Поляна», монтаж установки осуществляется на территории турбазы. Депутат заявил о намерениях выяснить правовые основания установки объекта.
Следует отметить, что в конце минувшего года в Иркутской области были утверждены границы охранных зон еще шести памятников природы регионального значения, включая популярные для посещения туристами скалы-останцы Олхинского плато (скальники «Витязь», «Идол» «Старуха», «Царские ворота») на территории Шелеховского района. Также охранные зоны установлены у Умбельского источника с радоновой водой в Казачинско-Ленском районе и у Нижнеудинских пещер в предгорьях Восточного Саяна в Нижнеудинском районе.
Кроме того, в Забайкальском крае в конце 2024 г. была создана новая особо охраняемая территория – «Норбо-Банзад», центром которой является древний кедр (сибирская сосна) 1,4 м в диаметре ствола. Дерево имеет сакральное значение для местных буддистов, является местом паломничества. Памятник природы «Норбо-Банзад» расположен в 20 км от лэнд-арт парка «Тужи» в Хилокском районе.
В отдельных муниципалитетах продолжают распространение туристического налога. С 1 января 2025 г. туристический налог был введен в поселке Листвянка Иркутской области (Иркутский район), расположенном на побережье Байкала. Он составляет 1% от стоимости проживания в отелях и гостиницах, которые входят в реестр аккредитованных объектов, но не менее 100 рублей в сутки. Кроме того, с начала текущего года туристический налог действует еще в шести муниципалитетах Иркутского района – Большереченском, Молодежном, Уриковском, Хомутовском, Ушаковском, Голоустненском муниципальных образованиях.
В Приморье туристический налог с 1 января действует во Владивостоке, он взимается с организаций и физлиц, оказывающих услуги по предоставлению мест для проживания. В первый год его размер составляет 1% от налогооблагаемой базы. Ставка будет повышаться ежегодно – до 5% в 2027 г. Собранные средства планируется направлять на обустройство мест, посещаемых туристами. В Хабаровском крае туристический налог планируется ввести на территориях Хабаровска, Комсомольского, Нанайского и Хабаровского районов.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Южно-Сахалинск, учредитель – ООО «СЗ Долина Айна» (принадлежит ООО «Самсон-Инвест» С.Гаспаряна и М.Покшиной).
[2] Проект реализует «Агентство развития проектных инициатив» (АРПИ, входит в ГК «Регион» С.Сударикова).
[3] Учредители – ООО «Эко-Планета» Н.Шленцова, ООО «ДОМ.РФ Капитал».
[4] Связано с владивостокским ООО СЗ «ПИК» (учредители – М.Яковлев, В.Суханов, Е.Кармазин).
[5] Является дочерней компанией ООО «Интеб», основным владельцем которого с долей 80% является Р.Николаева – мать экс-мэра Владивостока В.Николаева.
[6] В конце 2023 г. структура АФК «Система» (ООО «Заря») стала владельцем проекта гостиницы, который изначально намеревался реализовать в регионе О.Тиньков. С середины декабря 2023 г. «Хонка Камчатка» принадлежала компании ООО «Росса Ракенне Спб» (российский дистрибутор концерна по производству финских домов Honka). С августа 2021 г. владельцем «Хонка Камчатка» была кипрская Woorlon Holdings Ltd.
[7] Подконтрольно ПАО АФК «Система».
[8] 35% принадлежит региону, 64,27% у М.Сиволдаева.
[9] Улан-Удэ, учредитель – С.Дашинимаева.
[10] Учредитель – О.Стародубцева.
[11] Байкальск, учредитель – И.Торженсмех.
[12] Строительство туристической инфраструктуры на Саган-Хушуне является частью проекта предварительного плана рекреационной деятельности Прибайкальского национального парка на 2024-34 гг. В августе прошлого года он был утвержден научно-техническим советом при ФГБУ «Заповедное Прибайкалье».
[13] Объект археологического наследия, включен в реестр объектов культурного наследия народов РФ.
[14] В его состав входят четыре особо охраняемые природные территории: Байкало-Ленский заповедник, Прибайкальский национальный парк (куда относится остров Ольхон), заказники федерального значения «Тофаларский» и «Красный Яр». Административно подчиняется Минприроды РФ.
Произошедшая в декабре 2024 года экологическая катастрофа на Черноморском побережье заставляет туристов задумываться о смене локации для летнего отдыха. Одной из альтернатив многие называют Дальний Восток. Сможет ли он стать заменой излюбленному месту отдыха многих россиян? Своим мнением по этому поводу с EastRussia поделилась президент Дальневосточной региональной ассоциации туризма Ирина Кушнарева.
– После катастрофы на Черноморском побережье отдыхающие по логике должны переориентироваться на Дальний Восток и в Приморье в частности. Но пока мы не ощущаем повального бронирования. Приморские базы всегда заявляют, что у них ажиотаж, а потом оказывается, что все там хорошо и можно забронировать номер или домик. Также высокого спроса может не быть из-за того, что сейчас февраль, и бронировать что-то рановато. Посмотрим, что будет в апреле.
Сложно сказать, можно ли назвать Дальний Восток альтернативой Черноморскому побережью, потому что он другой. С одной стороны у нас не такое выгодное расположение, а с другой – у нас море пахнет морем, у нас совершенно другой воздух и другие морепродукты, есть точки притяжения и другие аспекты, которые могут перевесить выбор в сторону Дальнего Востока. Сейчас в сердцах россиян разжигают большой интерес к посещению Дальнего Востока: Хабаровского и Приморского краев, Сахалина, Камчатки и других регионов. Поэтому интерес к этой территории растет.
Но прогнозировать, как сложится летний туристический сезон, сложно, потому что до сих пор люди бронируют поездки на Черное море, не хотят от него отказываться и говорят, что купаться не будут, но хоть воздухом подышат.
Также не стоит забывать, что сейчас открываются чартерные программы, и я думаю, что в связи с этим будет большой поток туристов в Китай, многие вспомнят про морской отдых в КНР. Плюс Таиланд и Вьетнам никто не отменял. Летом всегда большой спрос на пляжный отдых, и необязательно отдыхать в Приморье. А кто-то успевает отдохнуть и там, и там.
Если спрос на отдых на Дальнем Востоке и в Приморье в частности все-таки будет высоким, то могут возникнуть проблемы с размещением – потому что действительно хороших баз отдыха не так много, а гостиницы уже выкуплены под иностранных туристов. Китайцы тоже путешествуют по России, летом большим потоком едут во Владивосток. Гостиницы уже сейчас просят предоплату, потому что спрос есть.
Что касается инфраструктуры, то на Дальнем Востоке все есть. Я могу сказать, что некоторые районы на Черноморском побережье отстают от нас на много лет. А у нас еще есть, что показать туристам – много интересных, красивых мест. Есть места, где можно отдохнуть, есть места, где можно вкусно поесть. И даже наши китайские партнеры говорят о том, что у нас очень вкусно готовят в ресторанах.
Дальний Восток отличается от Черноморского побережья, он другой, и если туристы хотят увидеть что-то новое, открыть для себя новые места – добро пожаловать!
Богатая и неповторимая природа Камчатского края разбивается о шероховатости своей столицы. Так считают и жители города, такое впечатление увозят с собой туристы. Своим мнением по поводу архитектурного облика Петропавловска-Камчатского и того, что следует исправить c EastRussia поделилась глава архитектурной мастерской «АрхиКит» Ирэна Чечетка.
– Ирэна, какую оценку вы можете дать облику Петропавловска-Камчатского от 0 до 10?
– Не будем лукавить – это троечка. В первую очередь, большой вопрос есть к санитарному содержанию города. Тут необходима некая реформа, пересмотр контрактной системы по уборке территории, по содержанию парков, скверов. Это большая работа. Основные проблемы города – его протяженность и недостаток населения (всего около 170 тыс. человек). Такая большая протяженная территория, конечно, должна быть более густо населена. Ну и конечно, город должен быть запроектирован концептуальной застройкой – нужно понимать, куда он будет расти и для чего. В Петропавловске всегда жили люди-временщики, вахтовики, которые предполагали, что будут жить тут недолго. Поэтому он застраивался хаотично вдоль Авачинской бухты.
– Какие еще проблемные места города бросаются в глаза?
– Не везде есть выходы к бухте для людей. У порта там очень плотная застройка, и подходы для жителей ограничены, а их надо облагораживать и делать более доступными. Конечно, вопрос навигации в городе тоже стоит остро. Сейчас у туристов есть большой запрос на самостоятельные путешествия, но, попадая в Петропавловск, совершенно не понимаешь, куда надо двигаться. Нужны интерактивные баннеры, карты, указатели, QR-коды с информацией. Турист ценит чистоту и простоту навигации. Большая проблема города – промышленные зоны, заполненные неиспользуемыми объектами – их нужно ревитализировать. Наши оптовые базы на восьмом километре могут превратиться в хорошие ярмарки вместо убогих ангаров. Территория мехзавода могла бы стать локальным рыбным рынком – чего тут не хватает. У нас даже территории называются «километрами» – я такого нигде не встречала, очень интересная фишка, которая могла бы придать городу узнаваемость. Нужно посмотреть под новым углом на промзоны, которые ломают город на куски – и это классный вызов для архитектора.
– Какие первые шаги нужно сделать на пути к ревитализации столицы Камчатки?
– Камчатка уже сама по себе бренд, просто этот бренд нужно упаковать. И это можно сделать за счет локальных территорий, но тут без объединения бизнеса и власти это сделать невозможно. У города есть большой потенциал, но, чтобы его реализовать, нужна команда, которая этот город запроектирует от и до. На Камчатку туристы приезжают, несомненно, ради природных красот. Но за город становится обидно. Как будто, город и не нужен вовсе, он все время остается в стороне. Вложения все идут в эко-тропы, парк «Три вулкана». Далеко не все туристы живут за городом, а кто их будет обслуживать и в какой обстановке? Инфраструктура города, его наполнение, развитие урбанистики – это очень важно. Гостям будет интересно, например, посмотреть на исторические объекты, которые в Петропавловске есть. Историю нужно включать в общий ансамбль города, заставлять ее работать тоже. Например, исторический центр, где в рамках мастер-плана будет реконструкция, облагородят, но там нужно очень осторожными, чтобы не потерять те жемчужинки, которые у нас сохранились. Жаль, что мастер-план не предполагает реализации большого городского парка, которого так не хватает горожанам. Есть идея сделать наше камчатское Золотое кольцо: Эссо – камчатская Швейцария, Мильково, Усть-Камчатск, Козыревск. Это небольшие поселки, но каждый имеет свою идентичность, в которую интересно погружаться и которую нужно тоже упаковывать.
– Я так понимаю, пока нет какой-то общей концепции, вы предлагаете улучшать городскую среду локально?
– В идеале, нам нужна большая команда специалистов. Было бы уместным даже объявить всероссийский конкурс, чтобы быстро переупаковать город, изменить взгляд на привычные местным жителям вещи, сделать их интересными для всех гостей. Вот, например, вписывать в облик города культуру коренных жителей, может, через арт-объекты, муралы. Это хорошо работает. Локации должны быть найдены самими художниками. Турист хочет погружаться самостоятельно, чувствовать, как город с ним разговаривает. Тут могут сработать иммерсивные прогулки. Но, пока мы не удовлетворим основные базовые потребности, мы не сможем удовлетворить высшие – пирамида Маслоу. Нельзя поставить объект Микеланджело, когда вокруг горы мусора.
Когда у нас будет молодая креативная команда профессионалов, проектный офис по архитектуре и урбанистике, конкурс, мы сможем запроектировать Петропавловск-Камчатский за год. Если администрация будет работать в одной связке с архитекторами, мы сможем создать вау-эффект. А дальше должна идти работа по привлечению средств в регион. Так уже работает Сахалин, у них там все запроектировано, а губернатор очень погружен и заинтересован в привлечении архитекторов. Надо работать активно и с бизнесом, вовлекать. Все девелоперы знают, что лучше застройку жилья вести сразу с включенными инфраструктурными соцобъектами.
– У вас есть диалог с администрацией города, с генеральным архитектором?
– В регионе настолько огромный дефицит архитекторов, что главного нет ни в городе, ни в крае. В генеральном плане Петропавловска есть большие вопросы с межеванием. У нас есть куски земли, которые вообще никому не принадлежат. И есть еще проблема с ТОРами, которые созданы для развития, однако городу эти территории не подчиняются, они даже не согласовывают свои фасадные, архитектурные решения с городскими властями. Это брешь в законодательстве. Как мы можем развивать город, влиять на архитектуру если у нас такие ситуации? Сейчас пока ощущение некоего латания дыр. Считаю очень важным для региона в стимулировании отрасли – это создание соответствующего мероприятия – форума «Архитектура. Строительство. Дизайн- Камчатка».
– Какие проекты вы реализовали на Камчатке?
– Недавно мы ввели в эксплуатацию входную группу детской поликлиники, сейчас работаем над ее фасадами. Работаем с администрацией Усть-Камчатска, Паратункой. Создаем проекты интерьеров общественных пространств, разрабатывали глэмпинг, создали несколько проектов для Петропавловска, но они оказались пока не востребованы. Мы работаем всего три года. В архитектурной мастерской создали образовательный модуль по подготовке будущих архитекторов, авторский курс для малышей с 6 лет, а также цифровые курсы.
На Камчатке я оказалась в раннем детстве, потом уезжала на Украину, там получила образование архитектора, вышла замуж. В 2010 году вернулись с супругом на север Камчатки, в родной поселок Манилы. С 2021 года работаю в Петропавловске как индивидуальный предприниматель. Также я руковожу некоммерческой организацией «Центр развития креативных индустрий». Я за то, чтобы развивались креативные кластеры и это тоже поможет региону стать более теплым, позитивным, красивым. Хотим создать ассоциацию креативных индустрий, чтобы создать более эффективную коммуникацию и взаимодействие среди творческой проактивной элиты.