Поделиться
Надо только верить и много работать
Поделиться

Невыполнимых задач нет - есть те, для которых требуется лишь больше усилий. Губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко подводит итог сложному 2020-му и рассказывает о планах на 2021-ый.

Изолированные системы считаются более уязвимыми по сравнению с теми, что тесно интегрированы друг с другом. Решение проблем и даже повседневных задач в таких отделенных и отдаленных локациях как остров всегда требует больше усилий и ресурсов, а ошибки здесь обходятся в разы дороже, чем на «большой земле». Однако такие условия делают людей живущих здесь особенными, и поэтому потрясения 2020-го года Сахалин преодолел с минимальными потерями, а значит у планов на будущее есть серьезный фундамент. Губернатор Сахалинской области в интервью EastRussia рассказывает о вызовах и победах.

пресс-служба губернатора Сахалинской области

- Валерий Игоревич, подводя итоги 2020 года, как вы оцениваете экономическую и социальную ситуацию в Сахалинской области? Как повлияла на нее пандемия коронавирусной инфекции?

- Прошедший год стал для экономики Сахалинской области непростым. Ведь что такое пандемия? Люди перестают выезжать в отпуска, меньше ездят в командировки, больше работают удаленно. Соответственно, уменьшается количество авиарейсов, железная дорога снижает нагрузку и так далее.

Все это повлияло на стоимость нефти, что обернулось для нас существенными потерями в областном бюджете. Но, несмотря на трудности, мы постарались сделать все, чтобы сохранить предприятия, рабочие места, обеспечить людям выплату заработной платы и продолжить наши планы по развитию региона. Для этого был реализован целый комплекс мер поддержки.

В том числе мы снизили налоги, процентные ставки по кредитам Сахалинского фонда развития предпринимательства, предоставили бизнесу отсрочку по арендной плате за помещения. С каждым предпринимателем работали индивидуально, и, как правило, нам удавалось найти решение сложных вопросов.

- Сахалинская область – один из лидеров в стране по числу мер социальной поддержки. Коснулась ли пандемия этой сферы?

- Действительно социальной поддержке жителей области мы уделяем особое внимание. И 2020 года не стал исключением. Более того, пакет мер не только не сократился, но и пополнился еще семью. Всего на оказание социальной поддержки в регионе было выделено 16 млрд рублей. Помощь получили более 240 тысяч человек.

Напомню, население Сахалинской области составляет чуть меньше полумиллиона человек. То есть мы помогли практически каждому второму сахалинцу. Это семьи с детьми, пенсионеры, инвалиды, люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию и нуждающиеся в особой поддержке.

Для многих сахалинцев в период пандемии стали актуальны вопросы трудоустройства, и здесь мы тоже не остались в стороне. С помощью службы занятости в прошлом году работу нашли 17 250 человек, а это 3,5 % от всего населения области. Более тысячи человек прошли профессиональное обучение и переподготовку.

Все это в целом позволило не только сохранить действующие предприятия, но и обеспечить самый низкий среди регионов РФ уровень регистрируемой безработицы – 0,8%. В то время как в среднем по России на начало декабря 2020 года он составлял 4,2%, по Дальнему Востоку – 3,6%.

- Вы начали наш разговор с трудностей в нефтегазовой отрасли – основном источнике доходов Сахалинской области. А есть ли какие-то сферы, для которых прошедший год оказался более успешным?

- Безусловно. Даже если говорить про нефтегазовую отрасль, то да, объем добычи нефти сократился на 7%. Но в то же время на 6% увеличилась добыча газа. Кроме того, есть неплохие достижения в угольной отрасли. Было добыто почти 14 млн тонн угля – это на 7% больше, чем за 2019 год.

Благодаря созданию новых производств по переработке рыбопродукции, обновлению рыбопромыслового флота, строительству лососевых рыбоводных заводов мы смогли на 7,6% увеличить улов рыбы и морепродуктов, а рыбной продукции переработано на 16% больше.

Также удалось серьезно продвинуться в решении такого важного для островного региона вопроса как обеспечение продовольственной безопасности. Значительно нарастили обороты новые мясные и молочные комплексы. Это позволило нам увеличить производство мяса на 19,6% и молока на 15,8% к уровню 2019 года. Вырос и валовый сбор овощей – почти на 3 %.

Рекордно много в 2020 году построено жилья – 436 тысяч кв. м. Это на 100 тысяч больше, чем в предыдущем. В этом году планируем преодолеть планку уже в полмиллиона. К сожалению, жилой фонд в Сахалинской области сильно изношен, требуют замены сотни километров инженерных сетей. Люди устали жить в, прямо скажем, трудных условиях. Вот почему я ставлю задачу непрерывного наращивать объемы по строительству нового комфортного жилья.

- Какие еще задачи стоят перед Сахалинской области сегодня?

- С каждым годом Сахалинская область становится все более комфортной территорией для развития бизнеса. По итогам Национального рейтинга состояния инвестиционного климата за 2020 год мы вошли в ТОП-30 российских регионов. Нам удалось сделать серьезный рывок: улучшить свою позицию сразу на 13 пунктов и переместиться с 43-го на 30-е место. В этом году мы рассчитываем продвинуться в рейтинге инвестиционной привлекательности еще выше и войти в 10-ку лучших регионов России.

Все наши действия по привлечению инвестиций, запуску новых проектов в различных отраслях экономики направлены на то, чтобы обеспечить дополнительные поступления в бюджет, а также закрепить людей на островах, дать им возможность устроиться на хорошую работу и получать высокую заработную плату. Чем больше будет создано высокотехнологичных рабочих мест, тем больше людей будут чувствовать стабильность, связывать свое будущее с Сахалинской областью.

- Насколько при этом важна и ощущается поддержка федерального правительства?

- Бюджет Сахалинской области пока еще в серьезной степени зависит от нефтегазового сектора. Как я уже говорил, в связи с падением цены на нефть в прошлом и в этом году мы потеряли значительный объем средств. Поэтому поддержка федерального центра нам просто необходима.

В первую очередь при модернизации энергетического комплекса. Энергосистема нашего островного региона изолирована от федеральной, поэтому в период пиковых нагрузок рассчитывать на помощь от соседей мы не можем. Да и особые погодные условия: тайфуны и метели – добавляют сложностей. Поэтому важно сделать все, чтобы система работала надежно и без перебоев.

Поддержка нужна и в строительстве транспортной инфраструктуры. И мы благодарны Москве за понимание и помощь в решении вопроса о передаче автодороги Оха – Южно-Сахалинск в федеральную собственность. В 2021-2022 годах на содержание и асфальтирование главной трассы Сахалина планируется поступление дополнительных средств.

Также для нас важна помощь при строительстве новой взлетно-посадочной полосы в аэропорту «Южно-Сахалинск» и волнозащитного сооружения в портпункте Китовый на острове Итуруп. Эти темы я уже озвучил полномочному представителю Президента РФ в ДФО Юрию Петровичу Трутневу. И мы рассчитываем на поддержку федерального центра в решении этих и других вопросов.

- С каким успехом в Сахалинской области реализуются национальные проекты?

- Мы реализуем нацпроекты по 11 направлениям, и многих показателей нам удалось достичь досрочно. За этой фразой стоит не просто сухая отчетность, а реальные шаги по улучшению качества жизни сахалинцев и курильчан.
Например, возьмем здравоохранение. По нацпроекту мы приобрели два мобильных комплекса для двух районных больниц, выполнили более 300 вылетов санитарной авиации, переоснастили региональный сосудистый центр Сахалинской областной клинической больницы и первичное сосудистое отделение Южно-Сахалинской городской больницы им. Ф.С. Анкудинова.

В рамках нацпроекта «Культура» нам удалось не только капитально отремонтировать многие сельские клубы, но и построить новые. И сегодня мы с удовлетворением видим, как растет творческая и спортивная активность жителей сельской местности.

Достигнуты успехи и в образовании. С прошлого года все общеобразовательные организации Сахалинской области обеспечены высокоскоростным интернетом. Значительно возросло количество центров образования гуманитарного и цифрового профиля «Точка роста» – всего их 33, и они есть почти в каждом районе области. Также создан детский мобильный технопарк «Кванториум». Всего дополнительным образованием охвачено уже более 80% наших детей.

- Дала ли ощутимую помощь в строительстве социальных объектов Единая субсидия? Какие объекты были запущены?

- На реализацию Плана социального развития центров экономического роста в 2020 году мы получили из федерального бюджета 4,9 млрд рублей. Еще 14 млрд направили на эти цели из бюджета области. Это позволило нам запустить девять объектов социальной сферы. В том числе три школы и детский сад, фельдшерско-акушерский пункт в селе Дубовое на острове Кунашир и спортивно-оздоровительный комплекс в Северо-Курильске.

В этом году мы продолжим работы по уже начатым объектам. В числе наиболее значимых – второй корпус поликлиники № 4, лечебно-диагностический корпус Консультативно-диагностического центра и станция скорой медицинской помощи в областном центре. А также 31 жилой дом, семь школ на 3 125 мест, пансионат для ветеранов в Корсакове, дом-интернат для престарелых граждан и инвалидов в Ногликах и Шахтерске.

- Еще один вопрос по социальной теме. В прошлом году президент России дал поручение обеспечить всех учеников младших классов горячим питанием. Как оно выполняется в Сахалинской области?

- Эту задачу мы решаем уже давно. Ученики начальных классов на Сахалине и Курилах питаются бесплатно на протяжении нескольких лет. Кроме того, эта льгота распространяется на отдельные категории семей и представителей коренных малочисленных народов Севера. Всего в этом учебном году бесплатным горячим питанием в Сахалинской области обеспечены более 37 тысяч школьников – это 62% от всех обучающихся детей в регионе.

Особое внимание уделяем качеству питания. За этим строго следит специальная комиссия. С 1 сентября 2020 года в каждой школе работают Советы общественного контроля, и родители могут сами контролировать качество приготовленных блюд. Для того, чтобы повысить доступность здорового питания и расширить ассортимент, постоянно проводим анкетирование детей и родителей.

- Насколько в Сахалинской области стали актуальными дальневосточный гектар и дальневосточная ипотека? Активно ли жители области пользуются этими программами поддержки?

Обе программы востребованы у сахалинцев и курильчан. По «Дальневосточному гектару» уже заключено более 9 тысяч договоров на общую площадь почти 6 тысяч гектаров. И интерес к программе только растет. Самые востребованные сферы деятельности, под которые предоставлены земли – это сельское хозяйство, ИЖС и малоэтажная застройка.

Что касается «Дальневосточной ипотеки», то на территории Сахалинской области выдано почти 900 ипотечных кредитов на общую сумму свыше 4,1 млрд рублей. Средняя выплата по кредиту – 4,65 млн рублей. В настоящее время банки одобрили еще более 1100 заявок, и семьи подбирают у застройщиков жилье с необходимой планировкой.

Кроме этого, для молодых семей у нас предусмотрена дополнительная региональная мера поддержки в виде социальных выплат. Ожидаем, что в этом году ей смогут воспользоваться 1380 молодых семей. Потребность в финансировании – более 2 млрд рублей. Эта одна из мер, которая призвана стимулировать жилищное строительство в Сахалинской области.

- Еще один актуальный вопрос наряду с жилищным – это строительство и реконструкция дорог. Как исполняется эта программа в Сахалинской области и чему вы уделяете особое внимание?

- В нашем регионе почти 5 тысяч километров автомобильных дорог. И только чуть больше половины из них – с твердым покрытием. Поэтому развитие и совершенствование дорожной сети – задача, которая требует нашего особого внимания. В первую очередь мы сосредоточены на ремонте и строительстве дорог там, где живут люди – в городах и селах.

В 2020 году после реконструкции введено в эксплуатацию 65,5 км дорог. Из них 98 % асфальтированы. В том числе введено почти 8 километров автодороги на острове Кунашир. Построена пешеходная зона вдоль морского берега на острове Итуруп протяженностью 2,8 км. Модернизировано 30,6 км дорог в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

Кроме того, в 2020 году, как я уже говорил, мы добились передачи в федеральную собственность главной трассы Сахалина Южно-Сахалинск – Оха. Высвободившиеся средства перенаправлены на модернизацию дорог местного значения и улично-дорожной сети на территории региона.

- Продолжается активное обсуждение вопросов создания дальневосточной авиакомпании. Какое участие в нем принимает Сахалинская область? И что, на ваш взгляд, это даст региону и всему Дальнему Востоку?

- Правительство Сахалинской области принимает самое активное участие в создании Дальневосточной авиакомпании, которая будет осуществлять все виды перевозок во всех субъектах Дальневосточного федерального округа. Считаю, что на голом месте ее создавать нельзя, делать это необходимо на базе успешно работающего предприятия.

Вот авиакомпания «Аврора», например, успешно осуществляет авиаперевозки по всему федеральному округу. Да, мы вложили в компанию сахалинские деньги. Но вместе с тем это достояние всего Дальнего Востока.

Мы уже получили пакет акций «Авроры», ранее принадлежавший «Аэрофлоту». Теперь область является единственным владельцем этого стратегически важного для страны перевозчика.

Главная задача создания дальневосточной авиакомпании – сделать доступными населенные пункты, в которых живут и работают люди. Поэтому государство предусматривает субсидирование этих рейсов. Существует более 500 таких авиамаршрутов, а в ближайшие пять лет, насколько мне известно, объем перевозок планируется удвоить.

- Есть ли в планах Сахалинской области модернизация и строительство новых аэропортов?

Безусловно. Мы активно развиваем инфраструктуру аэропортов на территории региона. Так, продолжается реконструкция аэродрома «Оха», в рамках которой длина взлетно-посадочной полосы будет увеличена с 1300 до 1600 метров. Проводятся работы по реконструкции перрона в аэропорту «Южно-Сахалинск».

В прошлом году мы также отремонтировали посадочную площадку в Александровск-Сахалинском, дооснастили аэродром в поселке Зональное. Это позволило нам с конца 2020 года организовать регулярные рейсы в эти населенные пункты из областного центра. В этом году планируем запустить посадочные площадки в Поронайске, Смирных и Северо-Курильске.

Сахалин – регион экстремальный, к тому же весь расположен на островах. Другого такого в России нет. Проблем здесь всегда было немало. Не жалеете, что попали сюда? Что помогает преодолевать трудности?

Трудности помогает преодолевать здоровый образ жизни, занятия спортом, хорошее здоровье, за которым стараюсь следить. Вы знаете, в плане нагрузок и работы моя жизнь ведь нисколько не изменилась. Я привык работать много, без выходных.

В таком ритме живу уже не один десяток лет. Счастлив, когда удается решить очень сложные задачи, такие, которые многим казались невыполнимыми, даже фантастическими. Поэтому и ставлю себе и своим подчиненным самую высокую планку.

Кому-то планы кажутся невыполнимыми, у кого-то рождается скепсис и недоверие. Но я знаю: дорогу осилит идущий. Уверен, все из того, что запланировал, удастся осуществить, у нас все получится. Надо только верить и много работать.

Алексей Баяндин Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов