Кулирнарный эксперт Сергей Хамзин в своей авторской колонке приглашает за китайский стол.
Несколько дней назад мне сделали по-настоящему королевский подарок. В 2018 г. в Харбине сразу на двух языках (китайском и русском) вышла книга известного в Китае историка кухни Ли Ляна «Харбин: Столица европейской кухни Китая». Слова «европейская кухня» не должны вводить в заблуждение: раньше и сейчас в Харбине наиболее популярной была и остается русская кухня. И вот автор этой книги передал мне свое издание с автографом! Да, история русской кухни в Харбине изучена, как говорится, вдоль и поперек. А вот подробной историей китайской кухни в Хабаровске мало кто занимался. Самое время устранить информационный пробел и рассказать об этом.
Можно сказать, что тем гражданам Российской империи, что жили на берегу Амура в XIX веке, очень повезло. Дело в том, что массово жители других стран и континентов смогли впервые попробовать китайскую еду только в начале XX века, после разгрома Китая в китайско-японской войне (1894–1895 гг.). Восстания 1900–1901 годов окончательно открыли Китай для Европы и Америки. А вот в Хабаровске (тогда еще - пост Хабаровка, статус города он получил только 10 мая 1880 г.) первые «чифаньки» (заведения китайской кухни) появились еще в 60-е годы ХIХ века.
Располагались они на берегу Амура на месте нынешней улицы Кавказской. Китайцев тогда в нашем городе жило много, частенько они просто приходили в гости к родным (границы-то тогда особо не было). Китайцы активно открывали заведения, которым ни одна современная санэпидстанция никогда не дала бы разрешение на работу. Там не было дорогих интерьеров, роскошной мебели, шелковых подушек и выступлений живых артистов.
Там была просто еда - не всегда ароматно пахнущая и совсем непонятная переселенцам с запада России, которые постепенно заселяли российский Дальний Восток. Но первые китайские «рестораторы» особо и не жаловались на отсутствие «белых» людей: хватало своих земляков, было кого кормить.
Революционные преобразования в России вытеснили китайскую кухню из Хабаровска, хотя тесные отношения в нашем городе с Харбином еще долго сохранялись и до второй мировой войны, и после.
Первое советское заведение с китайской едой в Хабаровске появилось только в 1988 г. Это был знаменитый ресторан «Харбин» (не путать с одноименным кафе «Харбин», что чуть позднее было открыто на улице Дикопольцева).
Ресторан китайской кухни «Харбин» в Хабаровске начал свою работу 1 августа 1988 г. Его открыло на улице Волочаевской (дом 118) совместное советско-китайское предприятие, созданное управлением общественного питания Хабаровского крайисполкома и Харбинской Международной комиссией по техническому и экономическому сотрудничеству.
Ресторан был настолько популярен, что столики в нем заказывали за несколько недель. Кстати, настоящее китайское пиво «Харбин» в Хабаровске впервые появилось именно там.
Ресторан «Харбин» был закрыт 16 мая 1997 года, в архивных документах значится, что закрыли по техническим причинам...
Потом совсем не в центре - в здании общежития в районе остановки «Памятник партизанам», где жили работники хабаровских театров, открылось кафе «Театральное». Оно с первых дней позиционировалось как «клубное заведение». То есть в концепции развития предполагалось, что там будут собираться люди, неравнодушные к китайской культуре. Они и собирались. Уютные небольшие банкетные залы позволяли уединится и вкусно покушать, и поговорить на разные темы.
Радует, что после долгого (почти 8 лет) ремонта «Театральное» вновь открылось сразу после пандемии коронавируса и продолжает работать сегодня как «клубное кафе». То, что в выходные дни без предварительной записи сегодня туда попасть проблематично, говорит о возвращении былой популярности к этому заведению общепита.
Начиная с конца 90-х годов в Хабаровске наблюдается настоящий бум интереса к китайской кухне. Китайские кафе и рестораны росли как грибы после дождя, привлекая яркими картинками в меню, огромными порциями, экзотичными названиями и вкусами и, конечно, невысокими ценами. А еще везде можно было приходить со своим алкоголем. Азиатские повара сориентировались стремительно, и, слегка адаптировав традиционные рецепты, начали впечатлять вкусовые рецепторы хабаровчан свининой «Гобаджоу», шкворчащими чугунками с морепродуктами, салатом «Харбин» и яблоками в карамели.
Добавили популярности китайским блюдам и регулярные шоп-туры хабаровчан в приграничный китайский город Фуюань.
Есть у меня хороший знакомый, живущий в Фуюане - Хуа Линь. В первые годы существования популярного в Фуюане ресторана «Макс» он работал там переводчиком. Да, ресторан в Китае, который позиционирует себя как серьезный и ориентированный на работу с туристами из России, часто в штате имеет переводчика.
Однажды я спросил у Хуа Линя о популярности китайской кухни у россиян: в чем этот феномен? Немного задумавшись, он мне ответил:
– Это кухня загадочная! Ведь повара берут вроде бы самые простые ингредиенты: овощи, мясо, рыбу, рис. Но в сочетании друг с другом и при наличии местных специй они получаются волшебными. Как разгадать эту загадку? Прожить много лет в Китае, осознать, что кулинария – это искусство.
– Есть определённые требования, которым должны отвечать китайские блюда, - говорит Хуа Линь. – «Сэ» – это презентабельный вид, «сян» – приятный аромат, «вэй» – особый вкус. Плюс все ингредиенты должны быть мелко нарезаны для быстроты приготовления.
Одним из самых популярных китайских кафе в Хабаровске долгие годы было заведение на территории оптовой базы «Многорядов». В 90-е годы торговлю там вели преимущественно выходцы из КНР. И прежде всего для них было открыто маленькое кафе «Чайна», где готовили китайскую еду в основном на вынос. Кафе тогда – это небольшой вагончик, половину в котором занимала кухня, вторую половину - обеденный зал.
В обеденном зале было всего 3 (!!!) стола на 4 человек каждый. Естественно, попасть туда на обед или на ужин было весьма проблематично, и хабаровчане в основном заезжали за едой и кушали уже или дома, или на работе.
Но учитывая ажиотаж, хозяева кафе быстро сориентировались и построили павильон большего размера. В нем уже было несколько банкетных залов. Спустя пару лет павильон еще расширили, и теперь уже все желающие могли поместиться и вкусно покушать китайскую еду. Это кафе на рынке «Многорядов» работает до сих, но былая популярность стала уже достоянием истории...
О кафе «Чайна» как о лучшем кафе китайской кухни в Хабаровске вспоминает и экс-хабаровчанин Денис Данько. Сегодня он - сооснователь семейной пекарни в Харбине «DANKOBAKERY», почти 15 лет живет и работает в Китае.
С удовольствием Денис Данько вспоминает и ресторан «Сянган» на Комсомольской площади:
– Это был первый китайский ресторан, где ввели «шведский стол». И подавали там блюда, максимально приближенные по качеству к китайским. За добавкой можно было подходить сколько хочешь!
Далее эстафету организации «шведских столов по-китайски» принял ресторан «Пекин» на проспекте 60 лет Октября.
– Там был огромный красивый зал, выполненный в традиционном китайском стиле, - вновь предается воспоминаниям Денис Данько. – Обилие китайской еды кухни провинции Хэйлуньцзян. А вечерами там была одна из самых веселых дискотек в Хабаровске!
Для кого-то знакомство с китайской кухней в Хабаровске началось с ресторана «Хинган»: редкий пример, когда заведение общепита открылось не в центре, но всегда имело свой постоянный круг клиентов.
Нельзя не отметить уникальное для Хабаровска заведение общепита - сеть китайских кафе «Вилки-Палки». Начиналась она в 2008 году с... 6 мопедов! Да-да, братья Антон и Виктор Коныревы, вдохновившись историей успеха доставки китайской кухни из хабаровского ресторана «Сянган», решили открыть свою доставку и купили 6 мопедов.
Сначала договорились с одним из ресторанов в центре Хабаровска, где покупали блюда, делали 20-процентную наценку и развозили всем желающим. Ставка на мопеды была сделана только по одной причине: они легко объезжали пробки и скорость доставки была довольно высокая, что нравилось клиентам.
Первое свое производство в «Вилки-Палки» открыли в небольшом помещении около железнодорожного вокзала, сразу пригласив повара из Китая. Мне посчастливилось быть приглашенным на дегустацию тех первых блюд. Спрос на доставку рос, но всё чаще люди выражали справедливые недовольства, что у службы доставки «Вилки Палки» нет своего кафе. Пришло время такое кафе открыть: оно появилось в уже не существующем ныне торговом центре «Алиса» напротив «Ерофей Арены».
Автор на открытии первого кафе «Вилки-Палки», фото из личного архива
Сегодня в сети «Вилки-Палки» 8 кафе в самых разных районах Хабаровска и ими управляет супружеская пара - Виктор и Анна Коныревы. Наверное, никто лучше их не может сегодня рассказать, с какими трудностями чаще всего встречаются бизнесмены при открытии китайских заведений в Хабаровске.
– Китайские повара используют при приготовлении открытый огонь, - говорит Виктор Конырев. – На кухне сети кафе «Вилки Палки» используют газовые горелки. В процессе готовки идет большое выделение тепла. Для вывода тепла нужны мощные вытяжки. Но зимой они сильно выстужают помещения, нужен приток теплого воздуха. А для его выработки нужен подогрев, который по техническим причинам можно сделать далеко не на каждой кухне.
Отмечает нюансы приготовления на открытом огне и экс-хабаровчанин Павел Пирогов, который сейчас занимается организацией отдыха иностранцев в китайском городе Санья, и тоже знающий очень много о кухне Поднебесной.
– В Китае есть возможность везде готовить на открытом огне в специальных вогнутых сковородах, – говорит Павел. – Российские противопожарные и санитарные нормы настолько строгие, что далеко не на всех кухнях позволяют применять такую технологию.
Как бы это не странно звучало, но, по мнению Виктора Конырева, конкуренция среди китайских заведений общепита в Хабаровске – это не проблема.
– Существует проблема с китайскими поварами, – говорит Виктор Анатольевич. - Особенно она была актуальной в 2020-2021 гг. во время пандемии коронавируса и закрытия границ. Работали те, кто не успел уехать на Родину, их осталось тогда не так уж и много, соответственно, у них выросли требования к своей зарплате. Нам приходилось платить больше в 1,5-2 раза, чем до пандемии. Плюс не забываем, что их зарплата привязана к курсу валют.
А вот разговоры о том, что китайским заведениям общепита в Хабаровске не хватает качественных и оригинальных продуктов и специй - выдуманные. Всё это есть, поставки из Поднебесной в Хабаровск налажены отлично. Но при этом Павел Пирогов составил свой список ингредиентов для китайских блюд, которых днем с огнем не найдешь в Хабаровске:
– Нелегко найти настоящее нерафинированное соевое масло (мы его в Китае называем «Алифа»): именно оно даёт «тот самый» вкус для всех блюд китайской кухни.
В течение многих лет во всех китайских заведениях общепита гости заказывали практически одно и то же: свинина в кисло-сладком соусе, салаты «Пекин» и «Харбин», говядина, обжаренная со стрелками чеснока, кальмар на чугунке.
Возвращаясь к разговору с проживающим ныне в Харбине Денисом Данько, отметим, что, по его мнению, невозможно настоящий китайский ресторан представить без рыбных блюд.
– Рыба присутствует во всех кухнях Китая, - говорит Денис. - Да, в каждой провинции ее готовят по-своему, но везде она такая, что хочется даже себе пальцы откусить: настолько вкусная! Я бы и в Хабаровске качество китайских заведений общепита оценивал прежде всего по блюдам из рыбы.
У Павла Пирогова свой список обязательных блюд в китайских заведениях:
– Обязательно должны быть «Дисаньсянь» (баклажаны с перцем и картофелем) и «Гобаджоу» (свинина в кисло-сладком соусе) - это классика!
Революция в кулинарных пристрастиях хабаровчан произошла, когда открылся ресторан «Шангри Ла». Он сразу позиционировался как ресторан разряда «дорого-богато»: цены действительно там были выше привычных на китайскую еду. Но этот ресторан отличался стильным интерьером, высоким уровнем обслуживания и блюдами, совсем непохожими на блюда в других китайских заведениях. Это был и им остается ресторан современной китайской кухни. И у него тоже появились свои поклонники.
Только там, к примеру, можно было заказать баранью ногу по-юньнаньски (сочный бараний окорок с томлёными овощами на белом рисе), свиные рёбрышки тушёные с грибами шиитаке, картофелем и куриными крылышками, свиные рёбрышки, обжаренные с душистыми финиками в ароматных восточных специях, кусочки кальмара с отварным шпинатом и крахмальной лапшой под соусом с добавлением васаби.
Своя особая китайская кухня была и в ресторане «Красный дракон». В меню даже было разделение на кухни разных провинций Китая и самой популярной была кухня сычуаньская. У нее особый вкус: острый и пряный, обусловленный обильным использованием чеснока и перца чили, а также с уникальным ароматом сычуаньского перца. Официанты «Красного дракона» всегда предупреждали гостям, что заказываемые ими блюда очень острые и нужно быть к этому готовыми.
Вот что вспоминает про открытие ресторана «Красный дракон» живущий уже в Китае 12 лет Павел Пирогов:
– Хозяин ресторана перед его открытием решился на эксперимент. В течение нескольких дней его друзья приходили в еще неоткрытое заведение и «от пуза» пробовали местную кухню. Естественно, честно и откровенно высказывали свое мнение, что позволяло поварам блюда как-то адаптировать к кулинарным пристрастиям клиентов.
А это немаловажно! Веди не все настоящие китайские блюда привычны желудку россиянина.
– Возьмем для примера популярное блюдо - свинина в кисло-сладком соусе «Гобаджоу», - с неким азартом продолжает разговор Павел Пирогов. - В оригинале это очень кислое блюдо, как говорится - «на любителя». Но для иностранцев туда обильно добавляют сахар, и вкус становится совершенно другим.
Недавно в Хабаровске появился и вариант китайского фаст-фуда: в кафе «Китайская бабушка» представлен большой выбор китайских пельменей, мини-шашлычков и лапши. Такой формат особенно популярен у молодежи. Популярна и сеть китайских фаст-фудов «Китайка»: сегодня в Хабаровске 7 закусочных этой сети и все они работают под эгидой сети кафе «Вилки-Палки».
Как известно, одно из самых популярных блюд китайской кухни - пельмени. Существует большая разновидность китайских пельменей, среди которых самыми распространенными являются: баоцзы, цзяоцзы, димсамы. Неудивительно, что в Хабаровске есть сеть китайских пельменных «Лунцзян»: в торговом центре «НК-Плаза» и на месте популярной более 40 лет советской пельменной на пересечении Муравьева-Амурского и Калинина.
А еще в Хабаровске есть уникальное кафе «только для китайцев»: в районе Хабаровск-2. Сами граждане КНР его очень обожают: там можно плеваться, бросать под стол мусор, курить. Хабаровчанам туда можно попасть только в сопровождении кого-нибудь из китайцев или по рекомендации: некая гарантия, что местные жители никому не проболтаются про такое заведение.
Я бывал в этом кафе, благо знакомых китайцев у меня в городе много. Основное блюдо там - мини-шашлычки. Их обычно заказывают десятками на человека, при этом гости жарят сами на специальных жаровнях в помещении кафе.
Можете представить какими ароматами пропитывается одежда к концу обеда или ужина? Но кухня там реально очень необычная по сравнению с привычными всем китайских кафе в Хабаровске. У руководителя сети китайских кафе «Вилки-Палки» Виктора Конырева я поинтересовался: а кому сегодня лучше руководить китайским заведением в Хабаровске - гражданину России или гражданину Китая?
– Ответ однозначный – россиянину! – Виктор Анатольевич категоричен. – Менталитет китайца хорош для управления кафе или рестораном именно у них на Родине. Для китайцев не важен интерьер, сервис, для них главное, чтобы было вкусно и дешево. Хабаровчане же очень трепетно относятся к тому, как выглядит ресторан и какой там уровень обслуживания. А добавьте к этому нюансы бухгалтерского учета в России, знание законов, норм поведения, требования санэпидемстанции.
Наверняка, многие обращали внимание на такой факт: сегодня не во всех китайских заведениях общепита сразу выносят палочки: официанты ждут, когда гости сами их попросят. Почему?
Если палочки положить сразу на столе вместе со столовыми приборами, то гости ими могут пользоваться не по назначению: просто так срывают бумажную обертку, ломают, играют, забирают с собой. Из-за этого дополнительный расход палочек становится настолько большим, что среднее кафе в месяц на этом теряет 6-8 тысяч рублей. Вот и идут рестораторы на хитрость: выносят палочки только требованию заказчика. А просят их не все: есть еще люди, которые предпочитают китайскую еду есть вилкой...
В 2003 г. в Хабаровске было только 10 заведений общепита с китайской кухней. Потом статистика роста была такой: 2012 г. - 30, 2013 г. - 55, 2015 г. – 81. В пандемию некоторые заведения закрылись, но по данным справочника 2GIS Хабаровске сейчас насчитывается 51 ресторан/кафе китайской кухни.
В эфире хабаровской краевой радиостанции «Восток России» вот уже на протяжении 15 (!) лет выходит программа, посвящённая рок-музыке, в том числе, дальневосточной. За это время радио-шоу приобрело практически культовый статус и армию поклонников из десятков стран – благодаря online-трансляции позывные с берегов Амура слушают по всему миру. Гостями проекта стали звезды мирового уровня: Uriah Heep, Sepultura, Limp Bizkit, а также российские рок-монстры – от «Арии» до «Гражданской обороны».
28 ноября 2024 года в одном из музыкальных клубов Хабаровска пройдёт трибьют-вечеринка, где выступят местные группы и гости из Владивостока.
В преддверии события бессменный автор программы Максим Малков рассказал EastRussia не только о музыке, но также об увлечениях, миграции внутри Дальнего Востока и планах на будущее.
— Как всё началось-то?
— Всё началось в сентябре 2009 года. До этого я вёл программы «Лабиринт звука» на «Востоке России» и «Old school» на «FM-Хабаровск». Когда объединили эти две волны, появилась необходимость в авторском материале, и мы с Витей Бодровым придумали «MaxiRock». Мы от этого в названии и «плясали»: «MaxiRock» = Макс.
Справка ER: Настоящее имя Максима Малкова – Михаил. Максим – эфирный псевдоним, который он использовал, чтобы «развести» двух ведущих с одинаковой фамилией на двух радиостанциях.
— Но большинство людей сегодня думают, что ты как раз Максим…
— Это нормально, у многих есть псевдонимы. Те, кто знает, что я Михаил – подыгрывают, обращаются «Максим».
— Изначально какой формат у программы был?
— Эфир был каждый день с 20 до 21, а лет пять назад мне сказали сократить часы, и я выбрал объединенный формат: два раза по два часа. Первый час – рубрики, второй час, как правило, интервью.
— Как ты отбираешь гостей не из числа дальневосточных рокеров?
— Соцсети: они либо сами пишут, либо я могу найти какую-то группу, заинтересовался, пишу им сам. Кроме того, сейчас почти у всех есть менеджеры, которые занимаются продвижением молодых групп: они набирают с десяток групп, у них есть наработанные контакты по России. Они мне пишут, говорят, что есть такие-то группы, послушайте — подойдёт ли для эфира. Я им отвечаю: да, давайте или нет, не будем.
Владислав Ткачев, «Красный дождь» (Владивосток, выступают на 15-летии «MaxiRock»)
«MaxiRock» это как тайное заклинание, которое открыло двери для нашей группы «Красный дождь» в мир музыки, сыграл важную роль в развитии нашей группы, предоставив платформу для представления нашей музыки широкой аудитории. Это не только возможность выступить, но и шанс взаимодействовать с другими музыкантами, обмениваться идеями и вдохновением.
Роман Шутов, Cekta kidz (Хабаровск)
На момент появления программы «MaxiRock» группа «Cekta kidz» уже достаточное время существовала. Поэтому особую роль для нас она не сыграла, но я уверен, что для многих более молодых коллективов она явилась, возможно, настоящим генератором.
— Участие в твоей программе бесплатное?
— Абсолютно.
— Но по какому-то принципу ты их все же отбираешь… Нравится – не нравится? Вкусовщина?
— По большому счёту да, но я ориентируюсь, чтобы были представлены все жанры: прог-рок, панк, хотя всё равно получается преобладание металлической музыки, но эти музыканты более активные просто. Как-то так получается, что металлисты, видимо, более идейные и более продуктивные: сами пишут, сами навязываются в хорошем смысле этого слова.
— За эти 15 лет какие предпочтения в музыке на твой взгляд были у слушателей?
— В мире и в России это по-разному происходит. Была лет пять назад волна инди-музыки, они не делали тяжёлую музыку, но были припанкованные немного, альтернативные. В некоторых преобладал женский вокал, это чувствовалось. Сейчас в России, мне кажется, на волне панк-рок, он новой жизнью зажил. А металл всегда был.
— А по материалу для программы есть какие-то ограничения?
— Да, конечно. К примеру, есть спорные коллективы, играющие black-metal, либо вызывающие слишком, либо какие-то такие прям сатанисты, и чтобы не оскорблять чувств верующих, не все команды ставлю. Бывают тяжелые команды, экстремальные – тогда я предупреждаешь просто изначально, что музыка не для всех.
— А ты сам любитель чего?
— Я воспитан на классике мирового хард-рока конца 60-х – начала 70-х.
— А ты сам какого года выпуска?
— 1983.
— Ты, по идее, должен был попасть в волну гранж-музыки.
— Старший брат повлиял. Гранж, конечно, я тоже слушаю, но то, что было в 80-х – для меня это было близко: Mötley Crüe, Scorpions, Cinderella, Metallica, Slayer, Pearl Jam. Все эти группы выпускали новые альбомы, и ты их тут же слушал, но при этом оставалась музыка 70-х — такая, казалось, далекая. И ты хотел о ней узнать больше. К примеру, ты знаешь, что есть группа Slayer, и ты думаешь: а были же еще какие-то тяжелые команды на рубеже 60 - 70-х годов? И ты начинаешь копаться, это всегда мне было интересно.
— А ты кто по образованию?
— Филолог, учитель русского языка и литературы. Закончил в 2004 году пединститут в Уссурийске, сейчас он уже закрылся.
— Но сам ты из Арсеньева? Ты и Олег Чубыкин, который когда-то играл в группе «Тандем», а сейчас построил неплохую сольную карьеру. Вы знакомы были?
— Нет. Он уже тогда во Влад уехал (Владивосток – прим авт.). О нем только легенды ходили. Мой приятель играл у него в группе, когда Олег еще в Арсеньеве был и играл в ресторанах.
— А как в Хабаровске ты оказался?
— Закончил институт, здесь у меня друзья были, они позвали, мол, приезжай. Я и поехал.
— К музыке ты какое-то профессиональное отношение имеешь? Играешь на инструментах? Учился в музыкальной школе?
— Нет, я «идейный человек». Я просто очень люблю рок-н-ролл, поэтому дарю его людям, собираю людей по интересам. Играть могу только на бубне.
Юрий Вязанкин — с 90-х годов по середину «нулевых» он и ТО «Искра» организовывали ежегодный трехдневный фестиваль рок и альтернативной музыки, на который съезжались десятки команд со всего Дальнего Востока и Восточной Сибири):
«Хочу пожелать Малкову здоровья, терпения и максимум креатива, потому что освещать рок-н-ролльную деятельность, или роковую деятельность — крайне тяжело. В России рок это эстрадная музыка. Есть рок-н-ролл — это то, чем занимался я, что из себя представлял фестиваль, который я проводил. Это разные цели и задачи. Что касается музыкальной критики, то я считаю, что у нас её нет в силу необразованности».
— Вернемся к программе. У тебя есть «фишка», когда ты берешь интервью у мировых звезд. Технически как это происходит: где находишь, как договариваешься, чем «цепляешь»?
— Это также менеджеры, только международные, которые работают с европейским и южноамериканскими рынками. Они также сидят в соцсетях, также мне пишут, и я подтверждаю. Они скидывают варианты групп, скидывают варианты времени, мы смотрим — есть проблема в том, что очень большая разница во времени, и если удобно, то мы соглашаемся.
— Мы?
— Да, мне помогает технически Алексей Шидловский — без него бы вообще ничего у меня в эфире не было, он и винил подключает (периодически в «MaxiRock» проходят «Виниловые вечера», когда музыка в эфир идет непосредственно с виниловой пластинки — прим. автора), и звонки для интервью через Telegram или Skype. Переводчиком выступают Влад Уланов, но сейчас все больше Виктор Андреев. Виктор Бодров помогает с оформлением, «одеждой», художественные советы дает.
— А чем ты, будучи со своей аудиторией на Дальнем Востоке России, можешь быть им интересен со своим эфиром?
— Есть определенные условия контракта с лейблами, которые заинтересованы — чем больше музыкальных журналистов возьмут у них интервью, тем лучше, это же продвижение. Они смотрят на географию, поэтому они заинтересованы в российской аудитории. Понятно, что это не основная аудитория, но для них это огромная страна, большая площадка. Второй момент: рок и металл – это всегда была фанатская тема, эта музыка живет за счет фанатов, прежде всего, а преданные фанаты есть везде. Музыканты понимают, что на любви фанатов держится их творчество, их заработок.
— На музыке у нас, здесь, на Дальнем Востоке, можно зарабатывать?
— Я смотрю на некоторые команды, которые в таком узком андеграундном сегменте неплохо держатся. Они, может быть, и не станут звёздами, но показывают неплохие результаты. Например, группа «Братство бобра» —казалось бы, русский сегмент металла, но они нашли какую-то свою нишу, уже гоняли с концертами в Москву и Санкт-Петербург. Наверное, бешеные деньги на этом не заработаешь, но по крайней мере на самоокупаемость выйти можно.
Еще отличный пример — группа «The Starkillers», они неоднократно уже в туры ездили по всей России. Они грамотно распределяют экономические составляющие: реклама в соцсетях, таргетинг. Правильно с точки зрения геолокаций выстраивают туры и перемещения.
— А музыкальной журналистикой?
— Это не про зарабатывание. Это, скорее, про любовь к музыке, страсть. Объясню на примере: недавно группа «Воля и разум» выпустила новый альбом, а там на вокале Михаил Серышев – один из моих любимых музыкантов, он раньше в группе «Мастер» играл. И я беру у них интервью! Интервью прослушали, причем, неплохо.
— Это сколько?
— Для аудиоподкаста в «В Контакте» больше сотни это уже хорошо. А есть же еще другие площадки. Потом люди тебе «спасибо» пишут за интервью, и ты доволен, что все по горячим следам сделал, с крутыми музыкантами пообщался – тебе хорошо, и людям тоже.
— У тебя обратная связь от твоих гостей есть? Наверняка же ты им своим эфиром дал какой-то толчок…
— Для молодых групп, я думаю, авторитетность какая-то все же есть. Многие приходят на эфир, а до этого раньше даже радио не слушали – для них попасть на радио это что-то новенькое. Для кого-то интервью в «MaxiRock» вообще первое интервью в жизни.
— С благодарностями потом звонят, пишут?
— В этом году был фестиваль «Рок над Амуром», и там выступала московская группа «TattooIN». Казалось бы, вот они приехали в Хабаровск выступили, получили первое место, будут записываться, а я с ними 6-7 лет назад еще интервью делал. И ты понимаешь, что теперь группа появляется в каких-то новостях, анонсах «Наше радио», приехала выступать на фестивале, и ты думаешь: растут музыканты.
— Кроме программы «MaxiRock» у тебя какие-то внеэфирные проекты есть?
— Нет. Иногда веду музыкальные тусовки, когда зовут: благотворительные или дружеские.
— Подкасты? Соцсети? Музыкальное блогерство?
— Нет. Мне музыки хватает в эфире. И если бы я что-то делал вне эфира, это было бы похожим продуктом. В эфире все сказано уже. Еще преподаю радиожурналистику в Тихоокеанском государственном университете.
— Какие дальневосточные команды тебе наиболее интересны?
— Мне интересны те группы, которые к музыке преданно относятся, живут этим, причем, не обязательно ради денег, а ради высоких идеалов. Тут я могу выделить «The Starkillers», «Братство бобра», «Dark Hunt». В любом случае, ко всем коллективам ты так или иначе проникаешься, когда готовишься к интервью, отслушиваешь материал.
— А сколько приходится материала отслушивать?
— Альбома четыре в день я слушаю.
— Где и как слушаешь?
— На работе, в наушниках.
— А дома, для себя?
— Люблю винил, это из детства. Но, в основном, конечно же, онлайн, музыкальные хостинги. Это не «трушно», но удобно.
— На хобби время остается?
— В «Mortal Kombat» на «Sega» люблю играть.
— У вас была классная история – фестиваль «MaxiRock», CD выпускали, потом она прекратилась. Почему?
— Мы провели его в прошлом и в этом году (см материал EastRussia «Максимум рока»), было около 20 групп в последний раз. До этого 10 лет был перерыв. Будем и дальше делать, но, скорее всего, будем проводить осенью.
— А что вообще дальше у «MaxiRock»?
— Надеюсь, что дальше будет больше эксклюзива, интересных команд. Постараюсь больше звезд отечественной и мировой музыки привлекать. Еще хочется к винилу и бобинам какие-то необычные «извлекатели музыки» добавить в эфире.
В Сахалинской области прошел второй гастрономический фестиваль, посвященный дарам природы. Более 20 заведений общепита предложили гостям оригинальные рецепты с использованием лопуха, калужницы, крапивы, папоротника, черемши, а также местных морепродуктов. Марафон вкуса «Дикоросия» проходит на островах уже во второй раз — и, кажется, имеет все шансы стать постоянным брендом в локальной индустрии гостеприимства. Автор гастрономического Telegram-блога «Два ножа и салфетка» (18+) делится впечатлениями от дегустации блюд с истинно сахалинским колоритом.
Старт фестиваля «Дикоросия» уже традиционно совпадает с началом летнего туристического сезона на Сахалине и Курилах. С середины мая — начала июня поток гостей на острова резко растет, ведь смягчение местного климата и освобождение моря от льда делают доступными массу достопримечательностей, прославивших регион на всю Россию и за ее пределами. Но с каждым годом все больше туристов, знакомясь с красотами и секретами Сахалинской области, становятся поклонниками местной кухни. Это ни на что не похожая синергия азиатских, русских и современных европейских течений кулинарии. Оригинальности добавляет и использование локальных продуктов, многие из которых можно попробовать только на Сахалине. Относятся к ним и местные дикоросы — именно в честь первых сезонных даров природы назван гастрономический фестиваль, который привлекает не только приезжих, но и местных жителей.
«Гастрономические марафоны уже стали настоящим событием для сахалинцев и гостей острова. Судить об этом мы можем по постоянно растущему числу проданных сетов и количеству заведений-участников. В 2024 году в гастромарафоне „Дикоросия“ участвовали 22 заведения, что на треть больше в сравнении с сезоном 2023 года. Важно, что подобный формат становится прекрасным стимулом для сахалинцев открывать для себя новые точки питания, а для заведений марафон становится фактором профессионального роста, улучшения рецептуры и сервиса», — рассказал министр туризма Сахалинской области Артем Лазарев.
Блюда, которые шеф-повара сахалинских заведений предлагали посетителям в рамках фестиваля, разрабатывались специально для «Дикоросии». Непременное условие для особого меню — состав: для приготовления необходимо было использовать преимущественно местные продукты (в том числе фермерские), и обязательно какой-нибудь из дикоросов. Начало лета на Сахалине довольно богато на выбор в этом ключе: уже доступен пахнущий грибами папоротник-орляк, в разгаре сезон сбора стеблей лопуха. Кроме того, май и июнь — время щавеля, молодой крапивы, одуванчика, калужницы, первых листьев малины и смородины, черемши. Поэтому у островных шеф-поваров был и выбор ингредиентов, и простор для полета фантазии.
Гастробар Shelby, к примеру, предложил посетителям сет из трех блюд в духе своего классического меню, где преобладает европейская кухня. «Веллингтон», узнаваемый по хрустящему тесту, вместо говядины начинили нежнейшим филе сезонной красной рыбы с рублеными стеблями лопуха и листьями калужницы. В качестве закуски к нему подали авторский домашний сыр с печеной тыквой, хрустящей соломкой из говядины и папоротниково-черемшовым салатом с кедровым орешком и песто. А запивать все это предложили брусничным чаем с таежными травами и оригинальным смузи из черемши, крапивы и смородиновых листьев с пеной из взбитых белков. В «Дикоросии» Shelby участвует второй год подряд — как отметил совладелец заведения Николай Воробьев, для общепита это всегда положительный опыт.
«Для команды нашего гастробара подобные фестивали — это мотивация экспериментировать, создавать новые вкусы и развиваться. Мы работаем не только для туристов: преимущественно наши гости — жители Сахалина, и мы хотим их радовать хорошей кухней. Разрабатывая сет для фестиваля „Дикоросия“, наша шеф-повар не просто выполнила условия участия: местные дикоросы мы „обернули“ в стилистику заведения, чтобы сохранить и разнообразить нашу культуру еды. И, судя по откликам, которые мы получали лично и в социальных сетях, эксперимент прошел успешно. Людям понравилось. А значит, будем и дальше принимать участие», — поделился Николай Воробьев.
Сразу для трех заведений Южно-Сахалинска участие в «Дикоросии» стало дебютным. Корнеры самого большого в городе фудкорта принадлежат предпринимательнице Наталье Рединой, которая известна как успешный ресторатор Хабаровска, а теперь активно покоряет сахалинский рынок. Ее детища — «Лед и море», «Сахалинка» и Belucci — покоряли посетителей не только потрясающим вкусом, но и почти ресторанной их подачей, что для заведений на фудкорте редкость. Теплый ролл с гребешком декорировали ярко-зеленой икрой, приготовленной из перетертой крапивы. Карамелизованные стебли лопуха превратились в пасту пене — гарнир для филе сахалинской камбалы с морковным соусом на сливках и свежайшей икрой щуки. Ну а на десерт здесь предложили панна-котту с диким щавелем на черемуховом пюре с чернилами каракатицы — не только вкусно, но и весьма изысканно.
Сахалинские дикоросы с балканским акцентом приготовили в «Кафанице Плескавице» — этот сербский ресторан является постоянным участником гастрономических фестивалей на островах. Здесь шеф-повар Марко Радованович добавил папоротник и лопух в мучкалицу (традиционное рагу со свининой и овощами), а сахалинскую мягкую брынзу — в закуску белолучана паприка из маринованных перцев. Сыроварня-гастробар cheddar cheese bar порадовала гостей сезонным папоротником в особом маринаде с командорским кальмаром и гребешковым маслом. Блюдо настолько понравилось гостям, что, по словам владелицы заведения Марии Федотовой, команда поваров не успевала его готовить: несколько раз фестивальное угощение оказывалось в стоп-листе. А служба доставки японских обедов «Бэнто Мару Сахалин» в течение двух недель развозила по адресам особый комплекс-бэнто: в него вошли кета мисояки (маринованная в мисо и рисовом уксусе) с черемшой, темпура из крапивы и хвоща, а также набор японских солений.
Не обошлось и без кулинарных мастер-классов. Трубочка из лопуха с «клоповкой» (красникой), домашний киш с черемшой, рамен с папоротником и другие блюда — все это сахалинцы и гости острова с увлечением готовили под наблюдением шеф-поваров в заведениях-участниках «Дикоросии». А активисты регионального объединения «Сахалинские корейцы» устроили полноценный поход в лес за папоротником, попутно рассказав о секретах его приготовления. Для корейской кухни этот дикорос — одна из основ, а на островах растут сразу три его вида. Помимо известного дальневосточникам орляка, в пищу можно использовать осмунд и коби (страусиное перо).
«Традиции корейской кухни основаны на нашем отношении к жизни. Мы живем в гармонии с природой. Дикоросы — это дар природы, это натуральный продукт. Растения, которые используются в корейской кухне, малокалорийные, содержат большое количество витаминов, они хорошо принимают соусы и специи. Поэтому мы продолжаем использовать папоротник и лопух, готовим морской виноград и другие дикоросы, сохраняя традиции корейского кулинарного искусства. Такие походы за дикоросами для нас не в новинку, регулярно их проводим — и не только как часть гастрономических фестивалей, но и в течение сезона. Но во время „Дикоросии“ к нам присоединяются туристы — например, в этот раз были ребята из Ставрополья, которые впервые приехали на Сахалин. Они никогда не пробовали корейскую кухню, и для них это уникальный опыт», — поделилась президент региональной общественной организации «Сахалинские корейцы» Пак Сун Ок.
«Дикоросия» — не первое, но едва ли не самое яркое мероприятие в череде гастрономических фестивалей, которые проводят на Сахалине каждый год. Следующий на очереди — марафон «Почувствуй вкус Сахалина», начало осени посвятят лососю, к Новому году ожидается традиционная ода пельменю и его многочисленным вариациям, а затем «Наважий фест» в честь самой зимней рыбы. Однако в сравнении с остальными фестивалями «Дикоросия» дает гораздо больший простор для творчества — здесь и масса фантазий в рамках вегетарианского меню, и тысячи сочетаний с первыми сезонными морепродуктами, и всевозможные эксперименты с сохранением духа той кухни, которую представляет каждое заведение. И все это без привязки к конкретному продукту и форме: хоть салат из черемши, хоть смузи из папоротника, хоть десерт из крапивы. Даже сезонный лосось в «Веллингтоне» от Shelby, на деле оказавшийся контрабандной симой — чем не повод для кулинарных опытов с более легальными морепродуктами? Ведь Сахалин — настоящая гастрономическая сокровищница. Осталось только придать ей чуть больше лоска.
Инновации в пищевой индустрии являются ключевым элементом развития отрасли, несмотря на представления о том, что изобрести что-то новое в этой сфере в настоящее время почти невозможно. Современные технологии и изменения вкусов потребителей открывают множество возможностей для разработки новых продуктов, таких, как лапша из фарша минтая.
В октябре прошлого года президент России Владимир Путин дал поручение правительству представить предложения по увеличению внутреннего потребления отечественной рыбной продукции на период до 2030 года. Один из пунктов поручения включает популяризацию потребления рыбной продукции, стимулирование ее потребление детьми и подростками, увеличение доступности рыбной продукции для потребителей и стимулирование глубокой переработки ВБР. Росрыболовство поставило задачу перед руководством подведомственных вузов подключиться к выполнению этого поручения.
В числе многих энтузиастов вызов принял и студент КамчатГТУ Артем Бойко — в составе команды исследователей департамента «Пищевые биотехнологии». Научный руководитель проекта — доцент кафедры «Технология пищевых производств» Майя Благонравова.
Разработка рецептуры привела к созданию трех вариантов продукта: сублимированная лапша (наподобие лапши «Доширак»), готовая замороженная лапша (требует разморозки в микроволновой печи) и сушеные рыбные макароны (необходима варка в течение десяти минут). При этом рыбная лапша есть в трех вариантах вкуса. Основной – обычный, не очень насыщенный рыбный вкус — как рыба на пару. Второй — нейтральный, это для тех, кто не любит вкус рыбы, но хочет правильно питаться. Третий — со вкусом и цветом кальмара. Чтобы добиться такого эффекта, второй участник группы разработчиков создал специальный обогатитель, на который уже оформлен патент. При этом сама по себе лапша из минтая — это экологичный высокобелковый продукт, аналогов которого в России не существует.
По словам главного разработчика инновационного продукта Артема Бойко, основой выбора предмета разработки стали вкусовые привычки потребителей. Макаронные изделия всем привычны и очень популярны, особенно в сублимированном виде — из-за скорости приготовления.
«Лично я люблю лапшу, но не это стало основным фактором, определившим предмет наших разработок. У нас на Камчатке белорыбица особой популярностью не пользуется — то ли люди не умеют ее готовить, то ли из советского прошлого осталось мнение, что минтай — это еда для кошек. А ведь это — основной объект российского рыболовства, добыча которого составляет около двух млн тонн в год. Мы решили попробовать объединить несовместимое — животный белок и макаронные изделия. На данном этапе у нас получилось», — рассказывал Артем Бойко.
В будущем к основному продукту планируется присоединить добавки в виде сушеных камчатских водорослей, овощей и различных соусов. Все определит потребитель в результате дегустаций. Но главная ценность нового продукта — в его составе.
«Обычные макароны, если смотреть на пищевую ценность — довольно бесполезный продукт, а белковые изделия гораздо приятнее и полезнее для организма. В составе нашей продукции животный белок, жирные кислоты омега-3 и омега-6, коллаген, селен – все, что есть в диком минтае, мы сохраняем в продукте. Рыбную муку не используем. Сырье — рыбный фарш, который измельчается до состояния пасты. Используя различные регуляторы, посредством экструдеров мы создаем лапшу, термообрабатываем и доводим до готовности. Далее идут процессы консервации – либо заморозка, либо сублимация. Делаем акцент на готовой продукции для удобства потребителя. Пищевую ценность этот быстрый перекус представляет однозначно», — говорит Артем.
Что касается сроков годности продукта — предполагается, что для сублимированной продукции это составит от пяти месяцев до года, для мороженой — при правильном хранении — до четырех месяцев, для твердых изделий – пока не завершена разработка, образцы не взяты для определения микробиологических показателей в динамике. Тут нужно подходить осторожно, ведь рыба — это скоропортящийся продукт, даже в условиях серьезной обработки.
До конца мая этого года разработчики планируют подать документы на патент, в котором главным фигурантом будет учебное заведение, однако имя основного разработчика будет на первом месте, что даст ему право на возможность с ним работать. В планах у Артема, который получил грант на разработку в Фонде содействия инновациям в размере 500 тыс. рублей, — сделать это темой своей диссертации в будущем и, возможно, открыть свое производство рыбной лапши на Камчатке. Однако сначала, после разработки бизнес-плана, он предложит идею производства крупным камчатским компаниям-рыбопереработчикам, которые уже проявляют заинтересованность в разработке.
«Хорошо, что интерес есть к продукту и со стороны масс-медиа, и со стороны крупных рыбопромышленников, и потребителей. Это аргумент в пользу того, что наш продукт будет востребован. Это очень мотивирует и вдохновляет. Совмещать учебу, подработку и этот проект довольно сложно. Планирую и дальше развивать свою профессиональную деятельность в этой стезе — буду работать инженером-технологом и поступлю в магистратуру. Я загорелся этой идеей, и даже если большие компании не рискнут, я буду сам заниматься производством, продвигать и продавать», — заверил Артем и сообщил, что при благоприятном прогнозе на местный рынок рыбные макароны выйдут в конце 2025 года.
В конце января в Якутии четверо суток по всей республике фиксировались сбои в работе популярных мессенджеров. Одно из объяснений отсылало к профилактическим работам Роскомнадзора, но как бы там ни было на самом деле, этот сбой сыграл на руку якутским разработчикам приложения «Обращайся» — число скачиваний программы выросло кратно.
EastRussia неоднократно рассказывало о проекте в своих материалах. На этот раз мы решили выяснить, как разработчики справились с резко возросшим трафиком и каким образом планируют развивать проект дальше. Об этом нам рассказал генеральный директор IT-компании «Сахавизион» Петр Бурцев.
– Наше приложение уже установлено на примерно 30 тысячах устройств. Когда начались сбои с мессенджерами, мы переживали, что не выдержит система, технически не выдержит. У нас были десятки тысяч запросов, но система прекрасно справилась с нагрузкой, мы не увидели «бутылочного горлышка», система прекрасно справилась со всеми задачами, – рассказывает Петр Бурцев.
Когда легли «буржуйские» программы для общения, жители Якутии смогли и дальше совершать привычные действия: запрашивать информацию, получать ответы и даже продавать.
– Когда была блокировка иностранных мессенджеров, мы прекрасно работали: сотрудники, у которых в кабинетах установлен корпоративный мессенджер, цифровая почта, между собой общались, был обмен документами, рабочие процессы не остановились, продолжался приём обращений от людей, – рассказывает Петр. – У нас цифровые кабинеты установлены практически по всей территории республики и люди, которые живут в труднодоступных районах, у них всегда есть возможность обратиться в органы местного самоуправления, получить справку, оформить документы. Муниципальные образования и бизнес, зарегистрированные в нашей системе, не почувствовали сбоев.
«Обращайся» это не совсем мессенджер. Изначально, по сути, это была система электронного документооборота с возможностью общения с клиентами для тех компаний и структур, внутри которых запрещено пользоваться иностранными электронными продуктами.
– Уникальность нашего корпоративного мессенджера на стороне организаций и бизнеса в том, что мы набираем название компании, и у нас появляется весь список зарегистрированных работников и мы выбираем нужного, – делится Петр Бурцев.
Вскоре общение вышло за рамки внутрикорпоративного – люди захотели общаться не только по профессиональным вопросам. Собственно, этому и было посвящено большинство запросов от пользователей «Обращайся» – хотим мессенджер!
– Люди хотят мессенджер, чтобы общаться между собой. Любая система работает, когда есть коммуникация. Поэтому мы решили сосредоточиться на мессенджере, – рассказывает о планах Петр Бурцев. – В середине марта мы должны выпустить аналог таких мессенджеров, как WhatsApp и Telegram в рамках нашего приложения «Обращайся».
Кроме того, в ближайших планах – увеличение мощности сервера и масштабирование на все регионы ДФО.
— Мы готовы выходить за пределы республики, нас выбрали в акселераторе ФРИИ «Спринт» Минцифры. В апреле мы должны выйти на уровень Дальневосточного федерального округа, сейчас проходим интенсивное обучение. Мы также внесены в реестр программного обеспечения России как импортозамещающие отечественные разработки.
Так что не исключено, в этом году в смартфонах дальневосточников появится еще один ярлык приложения — синяя волна на белом фоне. Это и есть «Обращайся».
Его мама в шутку мне говорила, что ее сын родился уже с хинкали в руках! Настолько он любит готовить. С другой стороны, как может быть равнодушным еде мужчина, родившийся в Грузии? Желание вкусно покушать и приготовить – это путеводная звезда, которая вот уже более 40 лет ведет по жизни шеф-повара грузинского кафе «Шоти» в Хабаровске Алико Амзоева.
Он родился 28 сентября 1982 г. в Тбилиси. В его большой семье богато накрытые столы были обычным делом. Неудивительно, что маленький Алико с юных лет с удовольствием много времени проводил на кухне, помогая готовить своей маме. Мама для Алико - первый учитель и самый лучший повар. Она до сих пор готова прийти на помощь не только к нему, но и к отцу Серго, и к брату Эдгару: в семье все имеют отношение к общественному питанию.
Алико хорошо помнит свое первое блюдо для большой компании, которое ему доверили приготовить в почитаемый в Грузии праздник - в День святого Георгия. Это было чакапули – молодое мясо ягненка, тушёное с зеленью и специями. Алико было всего 11 лет и на правах юного повара он потушил мясо в тархуне, с мятой, в белом вине, добавив много-много зелени. Конечно, волновался! Но наблюдая, с каким аппетитом гости уплетали его ягненка, он понял, что все старания были не напрасными.
Повезло Алико еще и в том, что у отца было много друзей - шеф-поваров разных заведений Грузии, и он имел возможность проходить у них практику, учиться, совершенствовать свое мастерство. В послужном списке Алико Амзоева - работа в четырех ведущих ресторанах Тбилиси, включая легендарную «Мельницу» (Tsiskvili) (кто бывал в Тбилиси, знает, чем знаменит этот ресторан).
Грузинскую трапезу невозможно представить без тостов. Их много: за родителей, за ангелов-хранителей, за родственников, за прекрасных дам. По мнению Алико Амзоева, тосты – это часть грузинской культуры, но они и значительно увеличивают по времени любую трапезу, из-за чего готовить всегда приходится больше.
Яркий эпизод в жизни Алико Амзоева – полтора года работы шеф-поваром в резиденции католикоса-патриарха Илии II – епископа Грузинской православной церкви.
– Его преклонный возраст не позволял есть жесткую пищу, – признается Алико, – поэтому для него постоянно готовили что-то тщательно подверженное тепловой обработке. Он любил рыбу, но с костями справлялся тяжело, поэтому мы постоянно очищали для него рыбное филе от костей.
Именно для Илии II Алико однажды приготовил очень необычное блюдо - котлеты по-киевски из осетрины! Как известно, это блюдо русской и украинской кухонь представляет собой панированное отбивное куриное филе, в которое завёрнут кусочек сливочного масла. Но никто до Алико не додумался курицу заменить осетриной, да еще и в гранатовом соусе! И всё из-за большой любви католикоса-патриарха к рыбе.
Отметившись талантами у епископа, Алико Амзоев с удовольствием принял предложение пойти работать на кухню в резиденцию к известному в Грузии политику Бадри Патаркацишвили. Там Алико проработал год. А потом его позвали на кухню в Президентский дворец, где 1,5 года вместе с другими поварами готовил изысканные блюда для тогдашнего президента Грузии Михаила Саакашвили.
Работа в Президентском дворце была непростой. Каждую неделю приходилось сдавать кровь на анализы: повар президента должен быть здоровым! Все приготовленные блюда проходили проверку у специального дегустатора: не подложили ли чего-нибудь запрещенного и опасного для жизни президента?
После Тбилиси дела сердечные привели Алико Амзоева в Екатеринбург. Интересно, что диплом одного из кулинарных училищ ему там вручили без... обучения! «Ты настолько отлично готовишь, что тебя учить – только портить!» - сказали мудрые педагоги. Алико с ними не стал спорить...
В столице Урала Алико был шеф-поваром популярного ресторана «Хмели сунели». Своим учителем там он называет Амирана Хачидзе.
– Именно Хачидзе научил меня как правильно в России готовить поросенка по-грузински, – вспоминает Алико. – У нас в Грузии очень любят пищу готовить с большим добавлением масла и перца, и наш местный запеченный поросенок всегда очень жирный и острый. А Амиран меня научил как правильно адаптировать грузинскую кухню к кулинарным пристрастиям россиян. Его уроки мне до сих пор помогают.
В Хабаровск Алико Амзоев переехал в 2014 году, когда здесь открылось кафе грузинской кухни «Сациви». Можно сказать, что с открытием именно этого кафе в Хабаровске начался бум грузинской кухни. И Алико очень хорошо «пришелся ко двору», став через 2 месяца после приезда в Хабаровск основным поваром на кухне «Сациви».
За первый год работы в новый шеф 4 раза менял меню. Кафе постоянно расширялось, гостей становилось всё больше и больше, и меню должно было соответствовать возросшим требованиям по ассортименту и по качеству приготовления блюд.
Сегодня в это трудно поверить, но в первые годы на кухне в «Сациви» работали до 70 человек в две смены! За один день съедался целый бычок и 10-12 баранов. А сколько завозилось овощей, муки, масла и яиц, даже представить невозможно.
Алико Амзоев подчеркивает, что предпочитает работать только со свежим парным мясом. Радует, что в Хабаровске с ним проблем нет: есть свой круг проверенных фермеров, которые регулярно поставляют мясо. Также есть свои поставщики сыра, брынзы, овощей. Работая в Екатеринбурге, Алико привык использовать бакинские овощи: помидоры и огурцы из солнечного Азербайджана, на его взгляд, самые лучшие. Но в Хабаровск он не может себе позволить их завозить: цена получается астрономической. Приходится довольствоваться местными овощами. Но отбор их ведется тщательный...
Своим трудом Алико Амзоев доказал, что он - один из редких поваров, готовый в знакомое всем блюдо добавить что-то новое, и оно сразу «заиграет» новыми красками.
– Эксперименты на кухне – это мой конек! – с гордостью подчеркивает Алико. – В современной жизни всё постоянно меняется и надо быть в тренде. Возьмите, к примеру, популярное сегодня в хабаровских грузинских кафе и ресторанах блюдо «Мама хинкали» (это своеобразный грузинский «аттракцион»: в одной огромной хинкали прячется несколько хинкали поменьше). О нем даже в Грузии несколько лет назад ничего не знали! А сейчас, благодаря кулинарным экспериментам, мало того, что оно завоевало сердца всех поклонников нашей кухни, так еще заведения соревнуются у кого получится как можно больше включить в «маму» маленьких «детишек-хинкалик». Это же здорово!
Дитя экспериментов и популярный сегодня огромный чебурек, наполняемый воздухом перед подачей.
– Я такой чебурек не понимаю! – пожимает плечами Алико. – Но гостям он нравится! С ним постоянно все фотографируются! Поэтому в меню моего кафе «Шоти» он тоже присутствует.
Одна из черт характера Алико – обязательное общение с гостями. Далеко не редкость увидеть шеф-повара Алико в зале. Он интересуется у гостей всё ли им понравилось, раскрывает нюансы приготовления блюд, а иногда может с ними пропустить стаканчик настоящей чачи из солнечной Грузии.
А еще в характере Алико Амзоева есть и такая интересная черта: он не любит работать «на кого-то». Чуть-чуть материально встав на ноги, он тут же открывает свое заведение. Хабаровчане наверняка знакомы с такими заведениями, которые открывал Алико, как «Джонджоли», «Генацвале», «Хмели сунели», «Уцхо хмели», «Щиктан». Сейчас вот он «командует» в кафе «Шоти». Такое желание быть свободным Амзоев объясняет так:
– Я – повар, и я лучше знаю, что хотят гости. А бизнесмены-рестораторы думают, прежде всего, не о качестве блюд, а о прибыли. Поэтому лишний раз они не хотят тратиться на парное мясо, на свежие овощи, на специи, привезенные прямо из Грузии. А я-то понимаю: возьми парное мясо и замороженное - это же будет совершенно другой вкус у блюда! Хотя, понятно, что замороженное стоит в 2-3 раза дешевле.
Большим открытием для меня стало то, что грузинская кухня в исполнении Алико Амзоева может иметь дальневосточный оттенок! Казалось бы, где Грузия и где Дальний Восток?
– А что вас удивляет? – не понял моей реакции Алико. – У нас в меню кафе «Шоти» есть шашлык из сома, маринованный с грузинским чабрецом. Еще мы делаем «Сациви» из отварной осетрины – баже (ореховый соус, который готовится из сырых компонентов, в данном случае, из рыбы).
А еще Алико Амзоев любит в своих салатах заменить традиционные в Грузии грецкие орехи дальневосточными кедровыми орешками. Пробовал он делать «Сациви» из миндаля, грецких и кедровых орехов с имеретинским шафраном. Вкусно, но себестоимость такого блюда очень уж высокой получается.
– А из папоротника я с удовольствием делаю пхали, – с гордостью отмечает Алико. – В этой закуске используется принцип вариативности («один рецепт - разные ингредиенты»). Пхали готовят из шпината, кабачков, капусты, болгарского перца, молодой ботвы редиса, свёклы, цветной капусты, баклажан, моркови. А я делаю из папоротника! В планах попробовать и дальневосточную черемшу для пхали.
Кстати, рецептуру приготовления пхали Алико Амзоев отточил, когда работал в резиденции католикоса-патриарха Илии II: там все часто соблюдали пост.
Одно из правил Алико Амзоева - на национальной кухне шеф-поваром должен обязательно работать представитель титульной национальности.
– Не может грузин идеально приготовить, к примеру, узбекский плов! – категоричен Алико. – А у узбека или у киргиза вряд ли получится идеальное лобио.
Амзоев считает, что в Хабаровске очень большая проблема с кадрами в заведениях общепита.
– Молодежь ко мне приходит, но глаза у них «не горят», - вздыхает Алико. – Приходится всё самому делать на кухне! А в крайнем случае – звать на помощь родственников.
Однажды родня очень помогла Алико Амзоеву. Ему поручили обслуживать свадьбу на 300 человек! Вместе с ним должны были работать еще три повара. Но по стечению обстоятельств и по разным причинам, никто из них не пришел! Алико в ужасе: Что делать? Попросил срочно помочь самых близких людей - маму, отца, родного брата. И «семейным подрядом» справились с этой большой свадьбой!
Эксперимент на кухне – дело интересное. Но здесь надо быть очень уверенным в используемых ингредиентах, иначе может получиться то, что ни к какой национальной кухне отнести невозможно. Алико Амзоев к экспериментам относится ответственно, поэтому в меню его заведений всегда есть новые блюда, самые главные ингредиенты в которых – его широкая и щедрая душа и, конечно, Грузия.
Города открывают широкие возможности для инновационного развития секторов экономики, привлечения инвестиций. При этом нельзя не учитывать их социальную роль, обеспечивая достойные условия проживания. Со стороны федеральных структур сегодня предлагаются различные инструменты поддержки проектов городского развития, но без учета местной специфики добиться серьезного прогресса в этом деле достаточно сложно.
Состояние городской среды связано с проблематикой качества жизни, которое в ДФО ниже среднероссийского уровня. По регионам федерального округа картина неравномерна: как следует из презентации Дальневосточного федерального университета (ДВФУ), представленной на июньском заседании Совета по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при Совфеде, из почти 90 субъектов РФ по качеству жизни Хабаровский край находился в рейтинге на 30 месте, Сахалин – на 31, Камчатка – на 40, Приморье – на 43, Магаданская область – на 51. В числе регионов, замыкающих список, оказались Чукотка, Якутия, Амурская область, Бурятия, Забайкалье, ЕАО.
Проблема проявляется оттоком населения, причем даже в сравнительно респектабельном Приморье. Как отметил проректор по управлению кампусом ДВФУ Максим Ведяшкин, край покидает самая перспективная часть населения – люди до 34 лет. «Основные причины – дефицит качественного образования, отсутствие перспектив, возможностей для самореализации и построения карьеры, а также нехватка жилья и социальной инфраструктуры для долгосрочного закрепления в регионах», – пояснил он.
По словам члена Совета по вопросам развития Дальнего Востока и Арктики Дениса Гусева, за последнее время запущены новые механизмы, способствующие созданию комфортных условий проживания в городах ДФО. Это такие программы, как «Дальневосточный квартал» (кроме постройки 2,1 млн кв. м жилья запланировано создание не менее 16 социальных объектов) и «1000 дворов». Если говорить о последней, в текущем году в отдельных субъектах Дальнего Востока кассовое исполнение по ней находится на достаточно низком уровне, сообщил сенатор.
Программа «1000 дворов» стартовала в 2022 году. В ее рамках уже благоустроено 3,5 млн кв. м территории. Программа подразумевает преобразование дворов в дизайн-площадки и даже мини-парки, ориентированные на разные возрастные группы, функциональность, безбарьерную среду.
В вопросе будущего благоустройства должны активно участвовать сами жители. Голосование, как правило, проводится в конце года. «В декабре люди проголосовали, и остается [с учетом сезона] меньше года, чтобы преобразовать пространство, – говорит министр ЖКХ Сахалинской области Наталья Куприна. – Необходимо сдвинуть хотя бы на осень, чтобы была возможность завезти материалы, учитывая нашу удаленность, сложную логистику. Например, на некоторых Курильских островах нет собственных инертных материалов».
Федеральные власти обещают перемены в улучшении городской среды. Как отметила замглавы Минвостокразвития Эльвира Нургалиева, в предыдущие годы внимание акцентировалось на экономических механизмах развития Дальнего Востока, включая специальные преференциальные режимы, как свободный порт Владивосток и территории опережающего развития. «Фокус был на привлечении инвестиций, создании рабочих мест. Сейчас мы перешли ко второму крупнейшему этапу – социальному развитию», – заявила чиновник.
Особые надежды связаны с реализацией мастер-планов развития 25 дальневосточных городов (к настоящему времени совместно с ДОМ.РФ разработано 11). Шесть из них – по Петропавловск-Камчатскому, Южно-Сахалинску, Чите, Северобайкальску, Тынде, Улан-Удэ – представлены на уровне главы государства.
Мастер-план предусматривает не просто градостроительные решения. Как документ стратегического развития он должен помочь сформулировать оптимальное будущее городов. «Мастер-планы позволяют определить, какие территории будут иметь максимальный эффект с точки зрения улучшения восприятия населением пространства и с точки зрения какой-то экономической капитализации территорий вокруг этих общественных пространств», – рассказал директор по развитию городской среды АО «ДОМ.РФ» Антон Финогенов.
Безусловно, помимо задач на перспективу, стратегия долгосрочного планирования развития территории должна способствовать решению нынешних проблем. Например, Якутия намерена защитить мастер-планы по столь отличающимся друг от друга городам как Якутск и Нерюнгри. По словам главы республики Айсена Николаева, столица региона насчитывает 400-летнюю историю, и сегодня это один из быстрорастущих городов России. «За последние десять лет [по населению] он вырос на 30% – сейчас около 400 тыс. жителей. И здесь огромное количество аварийного жилищного фонда, который мы при поддержке правительства страны сносим, сносим – еще нам на десять лет работы точно есть», – не исключил Айсен Николаев. В свою очередь Нерюнгри создавался в позднесоветский период. «Построили город очень быстро, и все одновременно пришло в негодность: обшивка домов, канализация, дороги», – свидетельствует глава Якутии.
Одним из главных финансовых инструментов при воплощении в жизнь проектов по улучшению городской среды должны стать инфраструктурные облигации, которые сочетают в себе меры господдержки и банковское кредитование. Данный механизм подразумевает привлечение кредитов на льготных условиях – до 20-30 лет под 4-5% годовых. Причем точка приложения относится не только к реализации мастер-планов, но и других проектов, направленных на развитие социальной инфраструктуры.
«На что можно использовать эти ресурсы? Прежде всего, это инженерная инфраструктура, все, что касается подготовки площадок под строительство жилья, коммунальные сети, очистные сооружения, практически вся социалка: школы, больницы, культурные центры. Можно финансировать транспорт, трамвайные пути... Спектр широкий», – подчеркивает управляющий директор по Дальнему Востоку АО «ДОМ.РФ» Александр Левинталь.
Общий лимит инфраструктурных облигаций в масштабах страны составляет 300 млрд руб., из них 100 млрд предназначено для Дальневосточного федерального округа. На начало июня по ДФО было одобрено 13 инфраструктурных проектов с объемом финансирования 46 млрд руб.
Однако пока этот финансовый инструмент не столь широко распространен. «Сегодня далеко не везде руководство территорий придает значение этому механизму. А он достаточно универсальный и имеет свои преимущества. Бюджетные, специальные казначейские кредиты – это все вычеты из бюджета. Да, это вклад в экономику, но все-таки эти деньги нужно найти в бюджете, – разъясняет Александр Левинталь. – Наш механизм – это в основном внебюджетный источник. Допустим, чтобы привлечь 100 млрд руб. в реализацию мастер-плана, нужно всего 4 млрд руб. бюджетных денег».
В качестве положительного примера представитель ДОМ.РФ привел Магаданскую область. К настоящему времени с привлечением инфраструктурных облигаций она получила 20 млрд руб. на шесть проектов. Сейчас готовятся еще два, на 10 млрд руб.
«На сегодня только шесть регионов ДФО пользуются [инфраструктурными облигациями], пять прорабатывают возможность. Мы планируем, чтобы все регионы имели такие проекты. Лимиты еще не выбраны», – уточнил Александр Левинталь.
Как мотивировать победителя
Дополнительную поддержку регионам и муниципальным образованиям может дать участие во Всероссийском конкурсе лучших проектов формирования комфортной городской среды (заявки направляются в Минстрой). Причем в нем можно участвовать населенным пунктам, не имеющим статуса города, с численностью от 5 тыс. человек.
В этом году конкурс проводится отдельно для субъектов, входящих в состав ДФО. По итогам первого этапа отобрано 32 проекта-победителя, на финансирование которых будет направлено 3,1 млрд руб., проинформировал сенатор Денис Гусев.
Однако по сравнению с предыдущими годами активность дальневосточников в конкурсном участии снижается, констатирует директор дивизиона «Городская экономика» Агентства стратегических инициатив Ольга Захарова. Из 195 потенциальных участников в нынешнем конкурсе заявки представлены только по 51 населенному пункту из всех субъектов ДФО, за исключением Еврейской автономной области.
«Делаем вывод, что несмотря на повышение числа потенциальных участников, к сожалению, процент принимающих участников у нас снижается. Деньги выделяются, расширяются возможности, а количество участников меньше», – рассказала Ольга Захарова.
По ее словам, для повышения мотивации необходим адресный подход, который предусматривает сопровождение и консультирование будущих конкурсантов по разным вопросам. Потенциальным участникам необходим четкий алгоритм с разбивкой по срокам прохождения всех процедур, начиная от подачи заявки до ее реализации. Немаловажно, повышать компетенции местных специалистов, способных вести подобные проекты.
«Наша задача – на основе лучших практик описать технологии, процессы производства, сделать муниципалитеты квалифицированными заказчиками в сфере благоустройства. Потому что, когда есть квалифицированный заказчик – есть квалифицированный исполнитель», – резюмирует Ольга Захарова.
Действительно, в последнее время появилось много возможностей по благоустройству территорий дворов, общественных пространств, ускорился процесс по переселению горожан из аварийного жилья, отмечет Наталья Куприна. Вместе с тем остается нерешенным ряд вопросов, которые характеры для того или иного региона.
«Мы столкнулись с проблемой по капитальном ремонту многоквартирных домов… Жилой фонд стареет, у нас дома все малоэтажные, максимум 5 этажей, даже в Южно-Сахалинске, а в основном на малых территориях – это 2- и 3-этажные дома, – констатирует министр ЖКХ Сахалинской области. – Сборы с населения маленькие, потому что площадь маленькая. И даже при выделении средств из областного бюджета, а мы выделяем от 1,5 до 3 млрд руб. в год, не успеваем восстанавливать свой жилой фонд, особенно крыши, фасады, ряд инженерных коммуникаций, подвалы».
Она предлагает предусмотреть механизм заимствования, возможности кредитования для данной цели Фондов капитального ремонта, к примеру через ДОМ. РФ. Для этого нужны соответствующие нормативные изменения.
«Сколько не пытались решить этот вопрос, к сожалению, не получается. А есть потребность в том, чтобы сейчас как можно больше денег вкладывать в ремонт, чтобы продлить жизнь этим домам…То есть мы понимаем, что все дома не снесем, все равно нам нужно улучшать условия жизни», – пояснила Наталья Куприна.