28 декабря в Благовещенске суд оставил без удовлетворения просьбу защиты экс-мэра Тынды Марины Михайловой о замене ей меры пресечения в виде заключения под стражу на домашний арест. Таким образом, Новый год она будет встречать в СИЗО.
Корреспондент EastRussia еще раз побывал в Тынде, чтобы на месте выслушать все «за» и «против» в этой истории от ее непосредственных участников и местных жителей.
- Представляете, у нас часы на мэрии висели, так она их в ломбард сдала! – рассказывал нам водитель, крутя «баранку» по заснеженным и морозным улицам Тынды.
Таких «людоедских» баек об экс-мэре Марине Михайловой я услышал еще несколько. И все – исключительно от водителей. Впрочем, этому есть объяснение: камнем преткновения во всей этой только начавшейся, но уже громкой истории стала центральная улица 30-тысячного города – Красная Пресня.
Ее пару лет назад решили реконструировать - в 2024 году Байкало-Амурская магистраль отметит свое 50-летие. Тында, как столица БАМа, будет принимать гостей со всего мира, не исключен визит первого лица государства, поэтому – необходимо соответствовать. Из областного и федерального бюджетов было выделено 600 млн рублей, на эти деньги необходимо было заново заасфальтировать почти два километра дороги, а также провести благоустройство.
Есть улицы центральные
Красная Пресня – центральная улица Тынды, она отходит от федеральной трассы А-360 «Лена» и проходит практически через весь город. На ней расположены торговые центры, храм, полиция, четыре 16-этажки, которые считаются неофициальным символом «города посреди тайги», сама мэрия, а из окна градоначальника можно воочию наблюдать за ходом работ.
Сначала все шло бойко: техника, рабочие, объезды. Красная Пресня практически на всем своем протяжении имеет две проезжие части, разделенные «зеленым островком», на котором росли тенистые деревья. Каждая проезжая часть имеет по две полосы. Одним словом, нормальная такая широкая дорога. Так вот по всей Красной Пресне сняли асфальт, деревья на «островке» и вдоль обочины спилили, а потом «что-то пошло не так».
Так сейчас выглядит Красная Пресня
- Все расковыряли, пылища, город раком встал. Кому такое понравится? – сетовал наш водитель в Тынде. – А деньги разворовали! А этого нельзя было делать, ведь к стройке такое внимание пристальное, юбилей БАМа на носу!
Строительный период в Тынде начинается в мае, поэтому реконструкцию Красной Пресни разделили на два этапа: демонтаж и монтаж. Второй этап должен был завершиться осенью 2022-го, чего, к сожалению горожан, не случилось. Тогда прокуратура назначила проверку, которая выявила ряд нарушений, вылившихся в уголовные дела.
Дела судебные
Сначала был арестован руководитель подрядной организации - ООО «Карьер-А». В декабре мэр Тынды Марина Михайлова добровольно сняла с себя полномочия градоначальника, а через несколько дней ее арестовали и поместили в СИЗО Благовещенска.
- Орган предварительного следствия вменяет в вину Михайловой приемку и оплату фактически отсутствующих материалов на сумму более 131 млн рублей, - рассказал EastRussia адвокат, ведущий дело экс-мэра, Каро Жамкочан. - Вместе с тем, в первоначально предъявленном обвинении нет ссылки на подписание ею актов выполненных работ формы КС-2, как способа совершения преступления.
По словам Каро Жамкочаня, из обвинения следует, что Михайлова дала устные незаконные указания подчиненному принять и оплатить не результаты выполненных работ, а строительные материалы, и в последующем без фактической проверки она приняла данные материалы.
Собственно, вокруг этих стройматериалов, которые завозили для дальнейшего ремонта, и крутится вся история: обвинение уверено, что «заплатили за воздух» - никакие материалы никто не завозил, защита вообще настаивает на том, что в ее непосредственные обязанности не входила приемка товаров и выполненных работ на объекте капитального ремонта.
- Данный объект курировал один из ее заместителей, который докладывал ей о наличии строительных материалов и о необходимости их оплаты. Также была организация, осуществляющая строительный контроль на указанном объекте, - подчеркивает Каро Жамкочан.
Кстати, на допросе Марина Михайлова заявила, что подпись в актах выполненных работ формы КС-2 – не ее. Сейчас защита подала ходатайство о проведении почерковедческой экспертизы.
Дом в Анапе
Тында, хоть и большой по дальневосточным меркам городок, но все же маленький – все друг про друга в курсе, все всё знают. Ну, или думают, что знают.
Когда арестовали Михайлову, горожане со знанием дела стали говорить, что за несостоявшийся, но оплаченный ремонт Красной Пресни (вернее, части ремонта) Михайловой подрядчик через другую компанию построил в Анапе домик у моря. И, мол, она ездили проверять ход строительства во время отпуска. Так это или нет – предстоит выяснить следствию.
- Марина Михайлова - женщина сильная и будет до конца бороться за свое честное имя, - подытожил адвокат Каро Жамкочан. - Всем тындинцам и неравнодушным гражданам, которые переживают и поддерживают ее, она просила выразить слова искренней благодарности.
Тем временем, ремонтом Красной Пресни займется другой подрядчик – АО «Асфальт». Эдакая палочка-выручалочка областного значения, которая не раз была задействована на сложных и проблемных объектах. То, что реконструкция Красной Пресни теперь будет проходить в «ручном режиме» анонсировал губернатор Приамурья Василий Орлов. Активные работы должны начаться уже в мае, до этого времени подрядчику предстоит закупить и завезти необходимый материал. Контрольный срок завершения работ на объекте – 1 сентября 2023 года.
Красная Пресня. Когда-то деревьев здесь было раза в два больше
Не везет нам с мэрами…
Марина Михайлова стала мэром Тынды в результате прямых выборов осенью 2018 года. Нового главу теперь будут выбирать в 2023-м. Первые претенденты уже появились, но активная избирательная кампания пока не началась, на кого и на что будет сделана ставка – неясно.
- А вообще нам с мэрами не везет! – продолжает свой рассказ наш водитель. - Один, как Ельцин себя вел, пил на рабочем месте – доходило до того, что он все светофоры «пропил» - демонтировал под предлогом того, что они устарели, и продал в «Нюрку» (город Нерюнгри в соседней Якутии, расположенный в 200 километрах на север от Тынды – ER).
Аэропорт Нерюнгри («Нюрка»)
- А хорошие-то были мэры? – спрашиваю его.
- Были. Марк Шульц. При нем мы хорошо жили.
Марк Шульц был мэром Тынды дважды – с 1992 по 2004 годы, и с 2008 по 2012 годы. Умер на своем посту. На здании мэрии ему одному установлена памятная табличка.
Алексей ЕлашКорреспондент EastRussia еще раз побывал в Тынде, чтобы на месте выслушать все «за» и «против» в этой истории от ее непосредственных участников и местных жителей.
- Представляете, у нас часы на мэрии висели, так она их в ломбард сдала! – рассказывал нам водитель, крутя «баранку» по заснеженным и морозным улицам Тынды.
Таких «людоедских» баек об экс-мэре Марине Михайловой я услышал еще несколько. И все – исключительно от водителей. Впрочем, этому есть объяснение: камнем преткновения во всей этой только начавшейся, но уже громкой истории стала центральная улица 30-тысячного города – Красная Пресня.
Ее пару лет назад решили реконструировать - в 2024 году Байкало-Амурская магистраль отметит свое 50-летие. Тында, как столица БАМа, будет принимать гостей со всего мира, не исключен визит первого лица государства, поэтому – необходимо соответствовать. Из областного и федерального бюджетов было выделено 600 млн рублей, на эти деньги необходимо было заново заасфальтировать почти два километра дороги, а также провести благоустройство.
Есть улицы центральные
Красная Пресня – центральная улица Тынды, она отходит от федеральной трассы А-360 «Лена» и проходит практически через весь город. На ней расположены торговые центры, храм, полиция, четыре 16-этажки, которые считаются неофициальным символом «города посреди тайги», сама мэрия, а из окна градоначальника можно воочию наблюдать за ходом работ.
Сначала все шло бойко: техника, рабочие, объезды. Красная Пресня практически на всем своем протяжении имеет две проезжие части, разделенные «зеленым островком», на котором росли тенистые деревья. Каждая проезжая часть имеет по две полосы. Одним словом, нормальная такая широкая дорога. Так вот по всей Красной Пресне сняли асфальт, деревья на «островке» и вдоль обочины спилили, а потом «что-то пошло не так».
Так сейчас выглядит Красная Пресня
- Все расковыряли, пылища, город раком встал. Кому такое понравится? – сетовал наш водитель в Тынде. – А деньги разворовали! А этого нельзя было делать, ведь к стройке такое внимание пристальное, юбилей БАМа на носу!
Строительный период в Тынде начинается в мае, поэтому реконструкцию Красной Пресни разделили на два этапа: демонтаж и монтаж. Второй этап должен был завершиться осенью 2022-го, чего, к сожалению горожан, не случилось. Тогда прокуратура назначила проверку, которая выявила ряд нарушений, вылившихся в уголовные дела.
Дела судебные
Сначала был арестован руководитель подрядной организации - ООО «Карьер-А». В декабре мэр Тынды Марина Михайлова добровольно сняла с себя полномочия градоначальника, а через несколько дней ее арестовали и поместили в СИЗО Благовещенска.
- Орган предварительного следствия вменяет в вину Михайловой приемку и оплату фактически отсутствующих материалов на сумму более 131 млн рублей, - рассказал EastRussia адвокат, ведущий дело экс-мэра, Каро Жамкочан. - Вместе с тем, в первоначально предъявленном обвинении нет ссылки на подписание ею актов выполненных работ формы КС-2, как способа совершения преступления.
По словам Каро Жамкочаня, из обвинения следует, что Михайлова дала устные незаконные указания подчиненному принять и оплатить не результаты выполненных работ, а строительные материалы, и в последующем без фактической проверки она приняла данные материалы.
Собственно, вокруг этих стройматериалов, которые завозили для дальнейшего ремонта, и крутится вся история: обвинение уверено, что «заплатили за воздух» - никакие материалы никто не завозил, защита вообще настаивает на том, что в ее непосредственные обязанности не входила приемка товаров и выполненных работ на объекте капитального ремонта.
- Данный объект курировал один из ее заместителей, который докладывал ей о наличии строительных материалов и о необходимости их оплаты. Также была организация, осуществляющая строительный контроль на указанном объекте, - подчеркивает Каро Жамкочан.
Кстати, на допросе Марина Михайлова заявила, что подпись в актах выполненных работ формы КС-2 – не ее. Сейчас защита подала ходатайство о проведении почерковедческой экспертизы.
Дом в Анапе
Тында, хоть и большой по дальневосточным меркам городок, но все же маленький – все друг про друга в курсе, все всё знают. Ну, или думают, что знают.
Когда арестовали Михайлову, горожане со знанием дела стали говорить, что за несостоявшийся, но оплаченный ремонт Красной Пресни (вернее, части ремонта) Михайловой подрядчик через другую компанию построил в Анапе домик у моря. И, мол, она ездили проверять ход строительства во время отпуска. Так это или нет – предстоит выяснить следствию.
- Марина Михайлова - женщина сильная и будет до конца бороться за свое честное имя, - подытожил адвокат Каро Жамкочан. - Всем тындинцам и неравнодушным гражданам, которые переживают и поддерживают ее, она просила выразить слова искренней благодарности.
Тем временем, ремонтом Красной Пресни займется другой подрядчик – АО «Асфальт». Эдакая палочка-выручалочка областного значения, которая не раз была задействована на сложных и проблемных объектах. То, что реконструкция Красной Пресни теперь будет проходить в «ручном режиме» анонсировал губернатор Приамурья Василий Орлов. Активные работы должны начаться уже в мае, до этого времени подрядчику предстоит закупить и завезти необходимый материал. Контрольный срок завершения работ на объекте – 1 сентября 2023 года.
Красная Пресня. Когда-то деревьев здесь было раза в два больше
Не везет нам с мэрами…
Марина Михайлова стала мэром Тынды в результате прямых выборов осенью 2018 года. Нового главу теперь будут выбирать в 2023-м. Первые претенденты уже появились, но активная избирательная кампания пока не началась, на кого и на что будет сделана ставка – неясно.
- А вообще нам с мэрами не везет! – продолжает свой рассказ наш водитель. - Один, как Ельцин себя вел, пил на рабочем месте – доходило до того, что он все светофоры «пропил» - демонтировал под предлогом того, что они устарели, и продал в «Нюрку» (город Нерюнгри в соседней Якутии, расположенный в 200 километрах на север от Тынды – ER).
Аэропорт Нерюнгри («Нюрка»)
- А хорошие-то были мэры? – спрашиваю его.
- Были. Марк Шульц. При нем мы хорошо жили.
Марк Шульц был мэром Тынды дважды – с 1992 по 2004 годы, и с 2008 по 2012 годы. Умер на своем посту. На здании мэрии ему одному установлена памятная табличка.
- К нам Путин приедет! – это одна из первых фраз, которую я услышал, когда мы только приехали в Тынду. Предположение имеет под собой почву: в столице БАМа уже сейчас вовсю готовятся к 50-летию Байкало-Амурской магистрали – юбилей случится летом 2024 года, но к торжественной дате предстоит сделать многое, как это водится в нашей стране: где-то что-то подкрасить, подлатать, а то и вовсе решить старые закоренелые проблемы. Чем живет город посреди тайги – мы пытались понять за сутки, что там провели.
Авиа vs. ж/д
В «город железнодорожников», «столицу БАМа» из Хабаровска сегодня попасть проще всего… по воздуху. Субсидируемые тарифы в действии: билет в Тынду можно купить за 2,5 тысячи рублей. Правда, его практически нельзя сдать или обменять, и лететь придется или на Ан-24, или на L-410, но это все равно быстрее и удобнее, чем больше суток на поезде или машине (хотя есть товарищи, которые проезжают 1300 километров за 11-12 часов). Примечательно, что рейсы выполняет АК «Ангара» (Ан-24) или «Сибирская легкая авиация» («СиЛа», L-410) – партнёры единой дальневосточной авиакомпании «Аврора».
По пути в Тынду и обратно самолет на часок садится в Благовещенске. Билет Тында – Благовещенск стоит четыре тысячи, поэтому многие берут тот самый – субсидируемый – за 2,5 до Хабаровска, но выходят в Благовещенске.
Объявление в аэропорту Тынды
Подлетая к Тынде, ничего, кроме сопок и хвойных деревьев, не увидишь – город реально посреди тайги находится, да и сам аэропорт в 20 километрах от него.
Аэропорт Тынды
Пока пассажиров ведут по «бетонке» к зданию аэровокзала, можно оценить масштабы строительства: трехэтажное здание по площади сравнимо с вокзалом в Благовещенске. Вот только сотовой связи в аэропорту нет.
Тында посреди тайги или тайга посреди города
Через Тынду проходит федеральная трасса «Лена», ведущая в Якутск и далее в Магадан. Это благоприятно сказывается на продовольственном обеспечении: в Тынде давно распробовали якутскую рыбу – омуль, чир, а также качественное забайкальское мясо, которое десятками тонн везут на север.
Но ни автотранспорт, ни авиация, конечно же, не вытеснят железную дорогу. Тында был, есть и будет городом железнодорожников до «мозга костей». Железная дорога – главный работодатель, налогоплательщик и двигатель всего. Кстати, переориентация грузовых потоков здесь особенно ощущается: вся «Тында-грузовая» забита составами – лес, контейнеры. Местные подтверждают – работы в этом году стало заметно больше.
Дым из трубы
Как и любой город, Тында издалека угадывается по дымящимся трубам: в ноябре здесь уже снега по колено, -14, но по ощущениям вполне комфортно. Дым из трубы – результат работы местной котельной, хотя, по сути, это полноценная мини-ТЭЦ. Здесь работают почти 500 человек, многие из которых трудятся десятилетиями, есть и свои рабочие династии.
Кстати, она частная – в свое время ее передали от железной дороги муниципалитету, а город заключил концессионное соглашение. Теперь тепло и горячая вода (кстати, круглый год! Таким, к примеру, Улан-Удэ и Петропавловск-Камчатский похвастаться не могут) – в руках ООО «ЖДК-Энергоресурс». Чтобы жители быстрее запомнили, на трубе ночью загораются огромные зеленые буквы ЖДК.
Топят котлы углем Нерюнгринского месторождения, в самые лютые морозы, когда доходит до -55, сжигают по 25 вагонов. От этого в округе много угольной пыли и сажи, поэтому «голубая мечта» мэра Тында – перевести котельную на «голубое топливо».
- Мы уже давно мечтаем газифицировать нашу котельную. Дело в том, что отдельные семьи платят до 15 тысяч рублей за теплоснабжение. Плюс выбросы в воздух вредных веществ от угольной котельной. Поэтому и мы, и «ЖДК-Энергоресурс» надеемся на то, что придет газ на нашу котельную, у нас тепло станет гораздо дешевле, экологичнее и это даст импульс к развитию новых производств в нашем городе, - делится своими мечтами мэр Тынды Марина Михайлова.
Мечты и планы
А еще мэр мечтает о том, что к юбилею БАМа наконец-то смогут завершить переселение из ветхого и аварийного жилья. В бараках до сих живут 1 097 семей, в том числе, и первостроители магистрали. Многие, конечно, уехали, но ветеранов БАМа в Тынде еще достаточно: входят в общественный совет, участвуют в жизни города, который когда-то сами строили.
Памятник первостроителей(ям)
Возводили, кстати, по проекту «Мосгидротранса»: удобная компоновка улиц и широкие проспекты, а еще доминанты в виде четырех 16-этажек на Красной Пресне – их даже иногда используют в качестве визуализации логотипа города.
Неофициальный символ Тынды: 16-этажки на Красной Пресне
Вот только городскую ливневку не сделали. И теперь это – еще одна «хотелка» к юбилею. Уже, кстати, нашли подрядчика на проектно-сметную документацию.
Красная Пресня
- Но Тында не выглядит запущенным городком, - говорю я Марине Михайловой.
- Мы видим наш город изнутри, - парирует мэр.
Здесь воедино сплелись советское наследие, православный новодел и суровая реальность.
Вообще, надо отдать должное, местные власти не сидят, сложа руки. Уже два раза становились победителем во всероссийских конкурсах среди малых городских поселений. Теперь вот ждут приз в 85 млн рублей, их потратят на ремонт и благоустройство парка.
Тында спортивная
А еще каток залили. Спустя два года простоя заработал горнолыжный спуск «Усть-Корал». Запустить заново спортивный объект помогла единая субсидия от Минвостокразвития России. В футбол между собой трудовыми коллективами играют.
Мэрия Тынды
Есть даже свои спортивные звезды всероссийского масштаба. К примеру, Сергей Шалыгин – предприниматель, владелец сети местных магазинов «Флагман».
На баннерах почему-то указан 1975 год
Уже больше 10 лет он на своей старенькой «восьмидесятке» (Toyota Land Cruiser в 80-м кузове) наряду со звездами автоспорта мирового уровня участвует в Silkway rally – это гонка серии Dakar. Из-за COVID-19 гонки встали на паузу, а Сергей, чтобы не терять форму (речь даже не про физическую) освоил параплан: отучился в Иркутске и теперь «ловит ветер», сигая с сопки и паря над Тындой.
Сергей Шалыгин (в красной футболке)
Тында культурная
Мэр Тынды Марина Михайлова раньше работала журналистом, поэтому про «информирование населения» знает не понаслышке, сама ведет Telegram-канал.
Из него узнаю про общественный совет, где встречаю знакомую фамилию - Александр Кулак. Это лидер рок-группы «Azazello».
CD группы "Azazello". Фото adream55
Классический пример, когда группа больше известна за пределами своей родной страны, музыканты выпустили с десяток альбомов, в том числе на французском лейбле Musea Records, а за океаном распространением их материала занимается американская компания Melodic Revolution Records.
Праздник к нам приходит
Будет ли Кулак выступать в честь 50-летия БАМа? Пока неясно, программа только верстается. Но она уже обширная: федеральная, областная, городская, у минтранса своя, отдельная. Правительством Российской Федерации утвержден образец медали «За верность БАМу».
- Думаю, что Тында - обновленная, красивая, сияющая будет встречать гостей и радовать всех нас. И да, мы ждем первое лицо государства, это ведь большой государственный праздник, - резюмирует наш разговор Марина Михайлова.
Корреспондент EastRussia еще раз побывал в Тынде, чтобы на месте выслушать все «за» и «против» в этой истории от ее непосредственных участников и местных жителей.
- Представляете, у нас часы на мэрии висели, так она их в ломбард сдала! – рассказывал нам водитель, крутя «баранку» по заснеженным и морозным улицам Тынды.
Таких «людоедских» баек об экс-мэре Марине Михайловой я услышал еще несколько. И все – исключительно от водителей. Впрочем, этому есть объяснение: камнем преткновения во всей этой только начавшейся, но уже громкой истории стала центральная улица 30-тысячного города – Красная Пресня.
Ее пару лет назад решили реконструировать - в 2024 году Байкало-Амурская магистраль отметит свое 50-летие. Тында, как столица БАМа, будет принимать гостей со всего мира, не исключен визит первого лица государства, поэтому – необходимо соответствовать. Из областного и федерального бюджетов было выделено 600 млн рублей, на эти деньги необходимо было заново заасфальтировать почти два километра дороги, а также провести благоустройство.
Есть улицы центральные
Красная Пресня – центральная улица Тынды, она отходит от федеральной трассы А-360 «Лена» и проходит практически через весь город. На ней расположены торговые центры, храм, полиция, четыре 16-этажки, которые считаются неофициальным символом «города посреди тайги», сама мэрия, а из окна градоначальника можно воочию наблюдать за ходом работ.
Сначала все шло бойко: техника, рабочие, объезды. Красная Пресня практически на всем своем протяжении имеет две проезжие части, разделенные «зеленым островком», на котором росли тенистые деревья. Каждая проезжая часть имеет по две полосы. Одним словом, нормальная такая широкая дорога. Так вот по всей Красной Пресне сняли асфальт, деревья на «островке» и вдоль обочины спилили, а потом «что-то пошло не так».
Так сейчас выглядит Красная Пресня
- Все расковыряли, пылища, город раком встал. Кому такое понравится? – сетовал наш водитель в Тынде. – А деньги разворовали! А этого нельзя было делать, ведь к стройке такое внимание пристальное, юбилей БАМа на носу!
Строительный период в Тынде начинается в мае, поэтому реконструкцию Красной Пресни разделили на два этапа: демонтаж и монтаж. Второй этап должен был завершиться осенью 2022-го, чего, к сожалению горожан, не случилось. Тогда прокуратура назначила проверку, которая выявила ряд нарушений, вылившихся в уголовные дела.
Дела судебные
Сначала был арестован руководитель подрядной организации - ООО «Карьер-А». В декабре мэр Тынды Марина Михайлова добровольно сняла с себя полномочия градоначальника, а через несколько дней ее арестовали и поместили в СИЗО Благовещенска.
- Орган предварительного следствия вменяет в вину Михайловой приемку и оплату фактически отсутствующих материалов на сумму более 131 млн рублей, - рассказал EastRussia адвокат, ведущий дело экс-мэра, Каро Жамкочан. - Вместе с тем, в первоначально предъявленном обвинении нет ссылки на подписание ею актов выполненных работ формы КС-2, как способа совершения преступления.
По словам Каро Жамкочаня, из обвинения следует, что Михайлова дала устные незаконные указания подчиненному принять и оплатить не результаты выполненных работ, а строительные материалы, и в последующем без фактической проверки она приняла данные материалы.
Собственно, вокруг этих стройматериалов, которые завозили для дальнейшего ремонта, и крутится вся история: обвинение уверено, что «заплатили за воздух» - никакие материалы никто не завозил, защита вообще настаивает на том, что в ее непосредственные обязанности не входила приемка товаров и выполненных работ на объекте капитального ремонта.
- Данный объект курировал один из ее заместителей, который докладывал ей о наличии строительных материалов и о необходимости их оплаты. Также была организация, осуществляющая строительный контроль на указанном объекте, - подчеркивает Каро Жамкочан.
Кстати, на допросе Марина Михайлова заявила, что подпись в актах выполненных работ формы КС-2 – не ее. Сейчас защита подала ходатайство о проведении почерковедческой экспертизы.
Дом в Анапе
Тында, хоть и большой по дальневосточным меркам городок, но все же маленький – все друг про друга в курсе, все всё знают. Ну, или думают, что знают.
Когда арестовали Михайлову, горожане со знанием дела стали говорить, что за несостоявшийся, но оплаченный ремонт Красной Пресни (вернее, части ремонта) Михайловой подрядчик через другую компанию построил в Анапе домик у моря. И, мол, она ездили проверять ход строительства во время отпуска. Так это или нет – предстоит выяснить следствию.
- Марина Михайлова - женщина сильная и будет до конца бороться за свое честное имя, - подытожил адвокат Каро Жамкочан. - Всем тындинцам и неравнодушным гражданам, которые переживают и поддерживают ее, она просила выразить слова искренней благодарности.
Тем временем, ремонтом Красной Пресни займется другой подрядчик – АО «Асфальт». Эдакая палочка-выручалочка областного значения, которая не раз была задействована на сложных и проблемных объектах. То, что реконструкция Красной Пресни теперь будет проходить в «ручном режиме» анонсировал губернатор Приамурья Василий Орлов. Активные работы должны начаться уже в мае, до этого времени подрядчику предстоит закупить и завезти необходимый материал. Контрольный срок завершения работ на объекте – 1 сентября 2023 года.
Красная Пресня. Когда-то деревьев здесь было раза в два больше
Не везет нам с мэрами…
Марина Михайлова стала мэром Тынды в результате прямых выборов осенью 2018 года. Нового главу теперь будут выбирать в 2023-м. Первые претенденты уже появились, но активная избирательная кампания пока не началась, на кого и на что будет сделана ставка – неясно.
- А вообще нам с мэрами не везет! – продолжает свой рассказ наш водитель. - Один, как Ельцин себя вел, пил на рабочем месте – доходило до того, что он все светофоры «пропил» - демонтировал под предлогом того, что они устарели, и продал в «Нюрку» (город Нерюнгри в соседней Якутии, расположенный в 200 километрах на север от Тынды – ER).
Аэропорт Нерюнгри («Нюрка»)
- А хорошие-то были мэры? – спрашиваю его.
- Были. Марк Шульц. При нем мы хорошо жили.
Марк Шульц был мэром Тынды дважды – с 1992 по 2004 годы, и с 2008 по 2012 годы. Умер на своем посту. На здании мэрии ему одному установлена памятная табличка.
- К нам Путин приедет! – это одна из первых фраз, которую я услышал, когда мы только приехали в Тынду. Предположение имеет под собой почву: в столице БАМа уже сейчас вовсю готовятся к 50-летию Байкало-Амурской магистрали – юбилей случится летом 2024 года, но к торжественной дате предстоит сделать многое, как это водится в нашей стране: где-то что-то подкрасить, подлатать, а то и вовсе решить старые закоренелые проблемы. Чем живет город посреди тайги – мы пытались понять за сутки, что там провели.
Авиа vs. ж/д
В «город железнодорожников», «столицу БАМа» из Хабаровска сегодня попасть проще всего… по воздуху. Субсидируемые тарифы в действии: билет в Тынду можно купить за 2,5 тысячи рублей. Правда, его практически нельзя сдать или обменять, и лететь придется или на Ан-24, или на L-410, но это все равно быстрее и удобнее, чем больше суток на поезде или машине (хотя есть товарищи, которые проезжают 1300 километров за 11-12 часов). Примечательно, что рейсы выполняет АК «Ангара» (Ан-24) или «Сибирская легкая авиация» («СиЛа», L-410) – партнёры единой дальневосточной авиакомпании «Аврора».
По пути в Тынду и обратно самолет на часок садится в Благовещенске. Билет Тында – Благовещенск стоит четыре тысячи, поэтому многие берут тот самый – субсидируемый – за 2,5 до Хабаровска, но выходят в Благовещенске.
Объявление в аэропорту Тынды
Подлетая к Тынде, ничего, кроме сопок и хвойных деревьев, не увидишь – город реально посреди тайги находится, да и сам аэропорт в 20 километрах от него.
Аэропорт Тынды
Пока пассажиров ведут по «бетонке» к зданию аэровокзала, можно оценить масштабы строительства: трехэтажное здание по площади сравнимо с вокзалом в Благовещенске. Вот только сотовой связи в аэропорту нет.
Тында посреди тайги или тайга посреди города
Через Тынду проходит федеральная трасса «Лена», ведущая в Якутск и далее в Магадан. Это благоприятно сказывается на продовольственном обеспечении: в Тынде давно распробовали якутскую рыбу – омуль, чир, а также качественное забайкальское мясо, которое десятками тонн везут на север.
Но ни автотранспорт, ни авиация, конечно же, не вытеснят железную дорогу. Тында был, есть и будет городом железнодорожников до «мозга костей». Железная дорога – главный работодатель, налогоплательщик и двигатель всего. Кстати, переориентация грузовых потоков здесь особенно ощущается: вся «Тында-грузовая» забита составами – лес, контейнеры. Местные подтверждают – работы в этом году стало заметно больше.
Дым из трубы
Как и любой город, Тында издалека угадывается по дымящимся трубам: в ноябре здесь уже снега по колено, -14, но по ощущениям вполне комфортно. Дым из трубы – результат работы местной котельной, хотя, по сути, это полноценная мини-ТЭЦ. Здесь работают почти 500 человек, многие из которых трудятся десятилетиями, есть и свои рабочие династии.
Кстати, она частная – в свое время ее передали от железной дороги муниципалитету, а город заключил концессионное соглашение. Теперь тепло и горячая вода (кстати, круглый год! Таким, к примеру, Улан-Удэ и Петропавловск-Камчатский похвастаться не могут) – в руках ООО «ЖДК-Энергоресурс». Чтобы жители быстрее запомнили, на трубе ночью загораются огромные зеленые буквы ЖДК.
Топят котлы углем Нерюнгринского месторождения, в самые лютые морозы, когда доходит до -55, сжигают по 25 вагонов. От этого в округе много угольной пыли и сажи, поэтому «голубая мечта» мэра Тында – перевести котельную на «голубое топливо».
- Мы уже давно мечтаем газифицировать нашу котельную. Дело в том, что отдельные семьи платят до 15 тысяч рублей за теплоснабжение. Плюс выбросы в воздух вредных веществ от угольной котельной. Поэтому и мы, и «ЖДК-Энергоресурс» надеемся на то, что придет газ на нашу котельную, у нас тепло станет гораздо дешевле, экологичнее и это даст импульс к развитию новых производств в нашем городе, - делится своими мечтами мэр Тынды Марина Михайлова.
Мечты и планы
А еще мэр мечтает о том, что к юбилею БАМа наконец-то смогут завершить переселение из ветхого и аварийного жилья. В бараках до сих живут 1 097 семей, в том числе, и первостроители магистрали. Многие, конечно, уехали, но ветеранов БАМа в Тынде еще достаточно: входят в общественный совет, участвуют в жизни города, который когда-то сами строили.
Памятник первостроителей(ям)
Возводили, кстати, по проекту «Мосгидротранса»: удобная компоновка улиц и широкие проспекты, а еще доминанты в виде четырех 16-этажек на Красной Пресне – их даже иногда используют в качестве визуализации логотипа города.
Неофициальный символ Тынды: 16-этажки на Красной Пресне
Вот только городскую ливневку не сделали. И теперь это – еще одна «хотелка» к юбилею. Уже, кстати, нашли подрядчика на проектно-сметную документацию.
Красная Пресня
- Но Тында не выглядит запущенным городком, - говорю я Марине Михайловой.
- Мы видим наш город изнутри, - парирует мэр.
Здесь воедино сплелись советское наследие, православный новодел и суровая реальность.
Вообще, надо отдать должное, местные власти не сидят, сложа руки. Уже два раза становились победителем во всероссийских конкурсах среди малых городских поселений. Теперь вот ждут приз в 85 млн рублей, их потратят на ремонт и благоустройство парка.
Тында спортивная
А еще каток залили. Спустя два года простоя заработал горнолыжный спуск «Усть-Корал». Запустить заново спортивный объект помогла единая субсидия от Минвостокразвития России. В футбол между собой трудовыми коллективами играют.
Мэрия Тынды
Есть даже свои спортивные звезды всероссийского масштаба. К примеру, Сергей Шалыгин – предприниматель, владелец сети местных магазинов «Флагман».
На баннерах почему-то указан 1975 год
Уже больше 10 лет он на своей старенькой «восьмидесятке» (Toyota Land Cruiser в 80-м кузове) наряду со звездами автоспорта мирового уровня участвует в Silkway rally – это гонка серии Dakar. Из-за COVID-19 гонки встали на паузу, а Сергей, чтобы не терять форму (речь даже не про физическую) освоил параплан: отучился в Иркутске и теперь «ловит ветер», сигая с сопки и паря над Тындой.
Сергей Шалыгин (в красной футболке)
Тында культурная
Мэр Тынды Марина Михайлова раньше работала журналистом, поэтому про «информирование населения» знает не понаслышке, сама ведет Telegram-канал.
Из него узнаю про общественный совет, где встречаю знакомую фамилию - Александр Кулак. Это лидер рок-группы «Azazello».
CD группы "Azazello". Фото adream55
Классический пример, когда группа больше известна за пределами своей родной страны, музыканты выпустили с десяток альбомов, в том числе на французском лейбле Musea Records, а за океаном распространением их материала занимается американская компания Melodic Revolution Records.
Праздник к нам приходит
Будет ли Кулак выступать в честь 50-летия БАМа? Пока неясно, программа только верстается. Но она уже обширная: федеральная, областная, городская, у минтранса своя, отдельная. Правительством Российской Федерации утвержден образец медали «За верность БАМу».
- Думаю, что Тында - обновленная, красивая, сияющая будет встречать гостей и радовать всех нас. И да, мы ждем первое лицо государства, это ведь большой государственный праздник, - резюмирует наш разговор Марина Михайлова.
– Олег Борисович, начнем, пожалуй, с самого глобального проекта в Хабаровске в области жилищного строительства – микрорайона Ореховая сопка, где буквально в чистом после высотки растут, как грибы после дождя.
– Да, действительно, это большой проект комплексной застройки – 1,3 млн кв. метров жилья, эдакая «точка роста» всего жилого строительства в нашем городе. Я подчеркну – комплексной, наряду с жилыми домами здесь построят три школы, семь детских садов, две поликлиники. Причем, одна из школ – инновационная, «Школа будущего», на 2,1 тыс. учеников, будет самой большой школой на всём Дальнем Востоке.
– Кстати, а почему в микрорайоне «Строитель» к строительству школы и поликлиники приступили только сейчас?
– Это связано с банкротством застройщика микрорайона – «Дальспецстроя», они попросту не успели завершить все объекты. Не только, кстати, школу и поликлинику. По остальным стройплощадкам в городе применяется комплексная за\стройка, которая предусматривает всю необходимую инфраструктуру.
– Раз уже затронули тему недостроев. Много их в Хабаровске осталось?
– За последнее время дело сдвинулось, тут все постарались – и мэрия, и правительство Хабаровского края, и федеральные власти вместе с надзорными органами. В 2020 году общими усилиями удалось решить вопрос по 11 проблемным домам, в 2021 – еще по семи, в прошлом – девять недостроев сдали. В основном, достраиваем за счет инвесторов. К примеру, «Талан-Регион» возьмется за проблемные дома на Воронежской, где ранее работал наследник «Дальспецстроя» - ГВСУ № 6. Федеральный застройщик из Казани «Юникей» достроит дома на Бондаря.
– Думаю, все заметили, что в Хабаровске появились новые застройщики, как правило, федерального уровня. Чем привлекает их наш город?
– Думаю, прежде всего, отношением городских властей. Мэр Хабаровска поставил задачу: «Создать все условия для застройщиков – максимально быстро обеспечивать подключения стройплощадок к сетям, разрабатывать дорожную схему с учетом будущей застройки». Собственно, все это и есть часть того самого метода комплексного развития территории. Мы же с вами понимаем, что появление новых крупных игроков на рынке приводит если не к снижению стоимости квадратного метра, то как минимум к улучшению качества и объемов предлагаемого жилья. В принципе, это уже видно по тем новым домам и жилым комплексам, что появились в Хабаровске за последнее время.
– Как технически выстраивается работа с потенциальным застройщиком?
– Для начала определяется участок под застройку. Тут инициатором может выступить мэрия, правительство края, АО «ДОМ.РФ» или же сам застройщик. Затем мы смотрим существующие ограничения по данным территориям, если их нет, то начинаем решать – какая инфраструктура необходима, какие коммуникации, подключения и – самое главное – источники финансирования. Не секрет, что город сам «не потянет» коммуникации, это очень затратная статья расходов. Выручают меры поддержки от федерального центра. Так, в 2021 году Хабаровскому краю одобрили инфраструктурный бюджетный кредит в размере 3,7 млрд. руб. на развитие микрорайона Ореховая сопка. На эти деньги построили тепломагистраль от ТЭЦ-3, дорогу по улице Героев Пассаров, детский сад на 320 мест.
В прошлом году получили еще 1,13 млрд рублей на строительство подстанции и линии электроснабжения, эта электроэнергия, кстати, пойдет не только на жилые микрорайоны, но и на будущий кампус ТОГУ.
Кстати, со всеми застройщиками у нас выстроены отношения таким образом, что они обязуются передать часть квартир в новостройках муниципалитету по фиксированный цене, мы же потом используем эти квартиры для расселения аварийного фонда, предоставления квартир учителям, врачам, для других социальных нужд.
Иногда застройщик берет на себя обязательства по реконструкции общественных пространств. Например, компания «Пик», заходя на рынок», первым делом обновила площадь Блюхера в Хабаровске.
– Комплексное развитие территории невозможно без дорог…
– Совершенно верно. Это, кстати, видно по микрорайону «Строитель», где выезд с улицы Вахова на Павла Морозова – «узкое горлышко». Чтобы впредь такого не повторялось, мэрией прорабатывается вопрос строительства автомобильной дороги по Панфиловцев от Малиновского до путепровода на проспекте 60-летия Октября, уже подготовлена проектная документация. Новая улица соединит Выборгскую и Промышленную. В этом году завершится ремонт Тихоокеанской, после чего увеличится ее пропускная способность.
– А какие площадки сейчас активно застраиваются в Хабаровске?
– Например, те, где идет или планируется дорожное строительство, которые я сейчас назвал. Если говорить в целом, то застройщик проявляет интерес к свободным территориям, где можно подойти комплексно: построить жилые лома, социальные объекты, оборудовать общественные пространства. В этом плане у нас хорошо подходит северная часть города, район Воронежской и объездной. Только «Талан-Регион-24» построит там 57 тыс. кв. метров жилья, это 1255 квартир, пять монолитных домов переменной этажностью до 21 этажа. Рядом застройщик из Татарстана - «Ю-Девелопмент» - четыре дома строит на 474 квартиры общей площадью 24 тыс. кв. метров. И еще с десяток площадок, в том числе «Дальневосточный квартал» в микрорайоне Хабаровск-II.
В Брянском переулке 400 тысяч кв. метров жилья построят, а также три детских сада, школы, объектов здравоохранения, закрытые паркинги, сделают благоустройство территории, разобьют скверы, сделают зеленые зоны отдыха.
Причем, речь идет не просто про отдельные площадки, которые будут застраивать комплексно, можно говорить в целом, что Хабаровск развивается по единому мастер-плану, который готовит КБ «Стрелка». Его главная концепция состоит в развитии самобытных районов – эдаких центров городской жизни, где будут сконцентрированы магазины, досуговые учреждения, парки, спортивные учреждения, офисные помещения и многое другое. Всего в Хабаровске их будет девять. По сути, это своего рода «мини-города» со своей архитектурной концепцией, которая должна полностью обеспечивать потребности жителей района.
– А хабаровчане как-то могут повлиять на решения – где и что будет или не будет строиться?
– Да, конечно. Вся градостроительная документация до утверждения проходит через общественные обсуждения, в ходе которых горожане могу внести свои пожелания и замечания. К тому же хорошо себя зарекомендовал проект «Формирование современной городской среды», в рамках которого жители сами выбирают общественные территории, которые будут благоустроены.
В ноябре сити-менеджер Читы Александр Сапожников сначала ушёл в отпуск, а в последний его день на странице «Вконтакте» написал, что решил участвовать в спецоперации в качестве добровольца. Сразу после этого губернатор Александр Осипов предложил на пост и.о. руководителя администрации города главу Читинского района Виктора Машукова, гордума оперативно одобрила его кандидатуру, но в январе, так и не приступив к обязанностям, Машуков отказался претендовать на пост сити-менеджера. Корреспондент EastRussia взялся выяснить, почему областной центр до сих пор формально обезглавлен? Кто претендует на пост сити-менеджера? Когда закончится неопределённость?
Сапожников. Что было до призыва?
Руководитель администрации Читы Александр Сапожников пришёл на этот пост с должности руководителя кинотеатра «Удокан» осенью 2019 года. Его кандидатуру вносил избранный в то же время губернатором Забайкальского края Александр Осипов. В последние годы город стал активно участвовать в федеральных программах, к исполнению которых у контролирующих органов возникали замечания.
Александр Сапожников, экс сити-менеджер Читы
фото: Юлия Скорнякова
Информация о том, что Сапожников может решить участвовать в спецоперации появилась в конце октября. Возможный уход сити-менеджера связывали с востребованностью его военного опыта, но вероятность такого исхода знатоки местной политической жизни оценивали как невысокую.
— Прогнозировать отставку в большинстве случаев всегда непросто. Александр Сапожников занимался текущей работой, за три с лишним года выработал свой стиль, опирался на своих заместителей и досрочное прекращение его полномочий не предполагалось, по крайней мере в публичном пространстве обсуждений не было, - говорит политолог Роман Амплеев. - Правда, два его предшественника - Владимир Забелин и Виктор Кузнецов - также отработали неполный срок и каждый из них меньшее время, чем Александр Сапожников. Но это не стоит считать каким-то правилом, просто так сложились обстоятельства. А они играют роль в политике весьма существенную.
Роман Амплеев
фото: из личного архива Р. Амплеева
Роман Амплеев считает, что решение Сапожникова участвовать в спецоперации никак не сказалось на жизни Читы.
— Город живёт, работает и в этом тоже есть вклад Александра Сапожникова, кто бы что не говорил. Возможно, при новом руководителе администрации города мы увидим, изменится ли что-то в структуре администрации, заместителях или других чиновниках. Но глобальных изменений не будет. Есть Устав Читы, федеральные законы и законы края. Все вопросы местного значения и полномочия руководителя администрации перечислены, и их перечень чётко ограничен.
Машуков. Затянувшееся назначение и уголовное дело
Почти сразу после заявления Сапожникова – буквально на следующий день – губернатор Забайкальского края Александр Осипов внёс в гордуму Читы предложение назначить исполняющим обязанности руководителя администрации города главу Читинского района Виктора Машукова.
Управленческий стаж в Читинском районе у него не такой большой - главой района стал летом 2021 года, но уже успел поработать в наводнение лета 2022-го. Быть может, поэтому выбор пал на него.
— У Виктора Машукова хорошая биография, можно сказать, классическая, - считает Роман Амплеев. - Он и на железной дороге достаточно много отработал, и на руководящих должностях. Прошёл в своё время через выборы и отработал полный срок на должности главы крупного и непростого Борзинского района. По моему впечатлению он был крепким главой района. И характера у него хватает для решения самых разных задач. Особых минусов я за ним не наблюдаю.
Спешка в попытке передать полномочия Сапожникова ни к чему не привела. Его проводили сначала в военную часть на обучение, потом к местам боевых действий - всё это время в городе ничего не менялось. И если в первую неделю после его отставки показалось удивительным, что еженедельную планёрку по понедельникам ведёт не Машуков, а замещавший Сапожникова до его отставки Андрей Гренишин, то во второй, третий и последующие понедельники ажиотаж стих. Машукова как будто уже не ждали.
На время до назначения нового и.о. исполняющим обязанности руководителя администрации города и стал Андрей Гренишин.
Андрей Гренишин, и.о. руководителя администрации Читы
фото: пресс-служба администрации Читы
В декабре Следственное управление Следственного комитета России сообщило, что в отношении главы администрации Читинского района Виктора Машукова возбуждено уголовное дело по статье «Халатность». Его обвиняют в бездействии с проблемой бездомных собак - его район гремел с нею давно, но особенно резонансным вопрос стал в январе 2022 года, когда собаки в селе Домна Читинского района разорвали семилетнюю дочку лётчика и учительницы, которая возвращалась из музыкальной школы. Правда, после выяснилось, что псы были не бездомными, а домашними. Виновной после гибели ребёнка признали пенсионерку-хозяйку животных.
Сразу после возбуждения уголовного дела Виктор Машуков заявил, что о его деталях не знает, что же касается ЧП с погибшей девочкой, то есть решение суда, есть и виновный. После выдержанной в пару недель паузы он снял свою кандидатуру, отказавшись претендовать на пост сити-менеджера Читы и оставшись руководить Читинским районом. Объяснил это тем, что в районе есть незавершённые дела, бросать которые он не хочет.
– Да, пока не назначен конкурс, но на системе управления городом это никак не сказалось, – комментируя возникшую в смене руководителей краевого центра брешь, заявил Амплеев. – Если бы СМИ не сообщили, что Александр Сапожников ушёл добровольцем на СВО, то большинство горожан об этом и не знали бы. Поэтому и переживать не стоит. Будет и конкурс, и претенденты и, в конце концов, город получат нового руководителя администрации. И за рамки своих полномочий он не выйдет. Пока нет ни одного человека, кто бы прямо сказал: «Я буду участвовать в конкурсе, я лучший претендент». Появилась Валентина Дымченко, но и она, как говорится, ходит вокруг да около. Хотя, она сейчас своими выступлениями обращает внимание на отсутствие руководителя администрации. Но так как назначают сити-менеджера – хотя нет такой должности в уставе – депутаты городской думы, то читинцев не сильно волнует, кто займёт эту должность. Они ведь этого человека не выбирают и он от мнения горожан тоже не зависит.
Глава города - председатель гордумы Читы Евгений Ярилов на вопрос о том, насколько повлияла отставка руководителя администрации Читы Александра Сапожникова на систему управления в городе, ответил пространно:
– В самом вопросе находится часть ответа. Система, как нам расшифровывает словарь, – это множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство. Руководитель администрации – это значимая, но все же только часть системы. Если система выстроена и эффективно работает, то временное отсутствие руководителя системы не влияет на эффективность работы всей системы.
Евгений Ярилов, глава города - председатель Думы городского округа «Город Чита»
фото: пресс-служба Думы городского округа «Город Чита»
Он отметил, что муниципальная система управления Читы выстраивалась более 30 лет, и, не смотря на отдельные недостатки, продолжает выполнять все возложенные на нее горожанами задачи.
С тактическими задачами в соответствии с оперативными и среднесрочными планами справляются руководители функциональных и территориальных органов администрации города. Но это не говорит о том, что система может и должна долго работать без руководителя. Ведь на него возлагается основная задача – стратегическое управление системой.
Евгений Ярилов подчеркнул также, что в городе и Забайкальском крае в целом «резерв для замещения руководящих кадров» есть, однако имена конкретных претендентов называть не стал.
– Нужно понимать, что в соответствии с законом при условии соблюдения соответствующих требований участвовать в конкурсе может любой гражданин РФ, не только кандидаты из списка резерва. Победит в конкурсе сильнейший кандидат.
По словам Ярилова, лучшим руководителем администрации города станет человек, знающий правила муниципального управления и уже имеющий в этом какие-то результаты и победы.
– А еще, это добавляю от себя лично, это должен быть человек, знающий и любящий наш город, искренне желающий сделать его лучше; не боящийся жить открыто и на виду у всех, когда даже личная жизнь является достоянием гласности в режиме 24/7; готовый не замыкаться в себе от постоянной критики в свой адрес, даже если она не заслуженная; относится с пониманием к проблемам граждан как к своим личным, – заявил Евгений Ярилов.
Кто после Сапожникова?
После провалившейся попытки назначить сити-менеджером города Виктора Машукова неизвестный создал в Сети петицию, призывающую к тому, чтобы этот пост заняла общественница Валентина Дымченко, известная проектом благоустройства города времён губернатора Константина Ильковского.
На одном из комитетов гордумы решили, что в качестве претендента предложат кандидатуру исполняющего обязанности руководителя администрации Читы и бывшего первого заместителя Сапожникова Андрея Гренишина. Его и утвердили в должности и.о.
С момента отставки сити-менеджера пошёл третий месяц. Пресс-служба гордумы Читы сообщила, что «сроки нормативно-правовыми актами не установлены», при этом уточнив: конкурс проведут в первой половине 2023 года, и необходимые для этого документы уже начали готовить.