Амбициозный хабаровский проект претендует на статус центра притяжения на карте туристической привлекательности Дальнего Востока.
Современный горнолыжный комплекс мирового уровня под Хабаровском готовится принять гостей уже в ноябре-декабре 2023 года. «ентральным объектом будущего круглогодичного спортивно-туристического комплекса общей площадью 360 гектаров станут горнолыжные спуски.
Горнолыжный комплекс сможет принимать до 7,5 тыс. человек ежедневно. По оценкам специалистов, общий поток гостей с 2025 года составит 200 тыс. человек в год.
ГЛК «Хехцир» получил своё название по одноименному горному хребту на юге Хабаровского края. Возводится горнолыжка хотя и с чистого листа, но отнюдь не на пустом места: примерно в границах бывшей горнолыжной базы «Спартак», которая не работает с 2017 года. Однако от старой базы осталось только направление трассы для спуска.
Из Австрии, Германии, Италии, Китая и регионов России доставлено новейшее оборудование от мировых лидеров обеспечения горнолыжных систем. Строительные работы якорный инвестор проекта – АО «Центр инновационных технологий города Хабаровска» – начал в 2021 году за счет собственных средств и привлеченных кредитов. В создание первой канатной дороги уже вложено больше 1 млрд рублей, общая сумма вложений оценивается в 17,2 млрд рублей.
На склонах горы запланировано обустройство 11 трасс разной сложности, общей протяженностью более десяти километров. К активной фазе строительства «Хехцира» приступили в 2022 году. Сегодня уже вырисовывается четкая объемная картинка объекта.
К началу горнолыжного сезона 2023-2024 будут работать две трассы, протяженностью 1300 и 1200 метров, шириной 50 метров. Один склон уже готов на 100 %, второй – на 80%. По всей протяженности трасс установлены опоры освещения отечественного производства.
Подняться на трассы можно по кресельной канатной дороге. Опоры подъемников уже смонтированы. На высоте 500 метров над уровнем моря установлена приводная станция, которая будет запускать всю канатную дорогу, внизу – второй движущий механизм, а также площадки для посадки в кабины и гараж для кресел. Непрерывно курсировать будут 55 четырехместных кресельных подъемника с подогревом. Весовая нагрузка одного подъемника составляет 340 кг – все кресла испытания прошли успешно. Люди будут в них садиться с интервалом восемь секунд, скорость подъема – пять метров в секунду. За час добраться наверх по канатной дороге смогут 1400 человек.
Перепад высот между нижней и верхней станциями составляет около 300 метров. Канатная дорога имеет 14 металлических опор, установленных на бетонных фундаментах. В состав конструкции входят траверсы с балансирами, которые укомплектованы датчиками для обеспечения безопасности при эксплуатации.
Как отметил глава Хабаровска Сергей Кравчук, эта канатная дорога может обеспечить пять спусков.
«Уже смонтированы опоры подъемника, практически трасса готова, заканчиваются работы по укладке труб оснежения на склонах. Практически горнолыжный спортивный комплекс “Хехцир” к началу зимнего сезона готов. Эту работу мы проводим совместно с правительством Хабаровского края – здесь идет комплексное развитие. Круглогодичный спортивный курортный центр, который расположится на 360 гектарах, которые необходимо будет осваивать и строить новые трассы – это именно то, что будет привлекать не только жителей Хабаровского края, но и гостей из других регионов. Хабаровск вскоре сможет претендовать на звание столицы горнолыжного спорта на Дальнем Востоке».
Гостей здесь ждут не только из соседних регионов. От хабаровского международного аэропорта до новой туристической локации всего 40 километров, и примерно 30 до еще не построенного, но запланированного погранперехода на острове Большой Уссурийский.
В настоящее время заканчиваются работы по укладке труб оснежения на склонах. Уже пройдено 950 метров из 1200. Проложено более двух км труб системы искусственного оснежения, доставлены пять современных снегогенераторов Titan с высокой производительностью снега – до 110 м3/ч.
По словам директора департамента муниципальной собственности администрации Хабаровска Евгения Соловьева, система оснежения поможет основной сезон начинать раньше, а заканчивать позже.
«С учетом непростых грунтов и необходимости считаться с близостью заповедной зоны, эта работа ведется очень бережно и аккуратно. Усилия стоять того: система позволит помимо увеличения продолжительности сезона катания до 4,5 – 5 месяцев обеспечить соответствие горнолыжных трасс мировым требованиям».
Чтобы продлить сезон пришлось обустроить пруда-накопитель объёмом 13 тыс. кубометров. В него из специально пробуренных скважин будет поступать вода, которая по трубам через систему фильтров поднимется вверх через сеть колодцев глубиной 13 метров, превратится в искусственный снег. Насос обеспечивает подачу воды до самой верхней точки системы оснежения – 500 метров над уровнем моря. Наполнение пруда происходит за счет вод поверхностных вод, а также за счет двух подземных скважин.
Для обеспечения нужд горнолыжного курорта смонтированы две электроподстанции. На площадке обустроят парковку на 300 машин.
В будущем, с развитием масштабного спортивно-туристического комплекса, потребуется решить задачу его транспортной доступности.
Евгений Соловьев уточнил, что уже сейчас продумываются варианты разработки маршрутов общественного транспорта таким образом, чтобы он позволил быстро и удобно доехать до комплекса.
«Возможно, будет организована работа шаттлов – автобусов, которые будут курсировать между Хабаровском и «Хехциром». Несмотря на то, что горнолыжный комплекс – удовольствие не из дешевых, в администрации города убеждены, что это тот случай, когда экономия средств становится приоритетом. Мэр Сергей Кравчук не раз подчеркивал, что мы, прежде всего, создаем комплекс для людей. Возможно, его окупаемость будет более долгой, но это – второй вопрос. А на первом месте – социальная задача большой значимости».
На строительную площадку уже доставили уличный терминал для приема оплаты и выдачи ски-пассов. Платежный терминал позволит приобрести электронный пропуск на улице, если будут большие очереди. Оплата через терминал предусмотрена банковской картой. Примерное количество обслуживающего персонала для работы горнолыжного комплекса – 25 человек.
Курорт мирового уровня «Спортивно-туристический комплекс «Хехцир» является опорным проектом единой стратегии развития Хабаровского края. Губернатор региона Михаил Дегтярев обозначил его как флагманский проект. На территории также будет расположен биатлонный стадион с общей длиной лыжных трасс 9,5 км – там можно проводить региональные, федеральные соревнования и – в перспективе – международные. Планируется создание зоны рекреации: гостиничный комплекс, домики для семейного отдыха, детские комплексы развлечений. Чтобы минимизировать убытки вследствие сезонности, летом в зоне экстрима предусмотрена возможность кататься на велосипедах, роликах, квадроциклах, в рекреационной зоне будут построены бани, организована рыбалка, летом будет возможность по экотропам совершать пешие прогулки профессионалам и начинающим, предусмотрены и площадки для воздухоплавателей.
В планах также – интеграция с проектом Большой Уссурийский остров. Гости из КНР смогут на автобусах приезжать на «Хехцир» из Фуюаня – самого восточного города Поднесбесной – пусть даже на один день. По оценке экспертов, по окончании всего строительства и при полной загрузке ежегодная выручка круглогодичного комплекса приблизится к двум млрд рублей.
Юлия БородинаВ Хабаровске хотят превратить горнолыжный курорт «Хехцир» в сочинский «Роза Хутор» – по максимуму совместить красоту одноименного горного хребта и его возможности для активного и пассивного отдыха и летом, и зимой. Круглогодичный спортивно-туристический комплекс «Хехцир» должен стать магнитом для местных жителей, туристов из соседних регионов, дальнего и ближнего зарубежья.
Горный хребет Хехцир расположен на юге Хабаровского края, недалеко от столицы региона – это дает логистическое преимущество для ценителей природы и собственного времени. От аэропорта до новой туристической локации всего 40 километров, и примерно 30 до еще не построенного, но запланированного погранперехода на острове Большой Уссурийский.
фрагмент презентации проектной компании «Новый проект»
По задумке разработчиков концепции, главной точкой притяжения станет горнолыжный курорт международного уровня – как вариант рассматривается запуск шаттлов, которые будут прямиком доставлять сюда прибывающих туристов. Общая протяженность горнолыжных трасс составит более десяти км, тут смогут кататься как опытные, так и начинающие лыжники и сноубордисты. Все трассы будут оборудованы современными подъемниками и системами искусственного оснежения. Сейчас активно идет модернизация горнолыжного курорта. Власти обещают открытие первой очереди уже в следующем сезоне. На территории также будет расположен биатлонный стадион с общей длиной лыжных трасс 9,5 км – тут можно проводить региональные, федеральные соревнования и – в перспективе – международные. Перепад высот на хребте составляет от 198 до 598 метров, в северной части, где более пологие склоны и есть реки и озера, планируют создать зону рекреации: гостиничный комплекс, домики для семейного отдыха, детские комплексы развлечений.
фрагмент презентации проектной компании «Новый проект»
Директор АНО «Агентство привлечения инвестиций и развития инноваций Хабаровского края» Андрей Дымченко:
«Мы все привыкли “Хехцир” рассматривать как спортивный горнолыжный комплекс. Наша концепция – это спортивно-туристический комплекс круглогодичного использования. Это и центр для семейного отдыха, и в целом для туризма. Тут главное – интегрироваться в природу, а не наоборот, и обязательно погружать туристов в историю Хехцира. На Дальнем Востоке таких мест нет. В Сочи есть, чем заняться и летом, у нас тоже так можно».
В проекте 360 гектаров местности условно поделили на восемь зон с единым дизайн-кодом. Предварительно в соцсетях провели опрос: спрашивали, что будет интересно гостям, какие развлечения нужны, узнавали гастрономические предпочтения, сколько люди готовы потратить на отдых в комплексе (около 2,6 тыс. рублей). На основе ответов уже приступили к формированию концепции.
Директор ООО «Новый проект» Василий Козырев говорит, что 90% опрошенных с позитивом отнеслось к проекту.
«В зоне экстремальных видов спорта зимой предусмотрены трассы для катания на снегоходах, в зоне рекреации, где есть пруд, зимой будут заливать каток, можно ставить елку и праздновать Новый год, кемпинги и глэмпинги на территории тоже будут круглогодичными, центральная площадь будет использоваться для массовых мероприятий. Чтобы минимизировать убытки вследствие сезонности, летом в зоне экстрима мы предусмотрели возможность кататься на велосипедах, роликах, квадроциклах, в рекреационной зоне будут построены бани, организуем рыбалку, летом можно по экотропам совершать пешие прогулки профессионалам и начинающим, предусмотрены и площадки для воздухоплавателей. В планах также – интеграция с проектом Большой Уссурийский остров».
Реализация столь масштабного проекта даст мощный импульс экономике Хабаровского края, полагают авторы концепции. По их оценке, по окончании всего строительства и при полной загрузке ежегодная выручка приблизится к двум млрд рублей. Оптимизма проектировщикам добавляет близость азиатских государств и наличие рядом крупных дальневосточных столиц.
фрагмент презентации проектной компании «Новый проект»
Предварительная стоимость строительства объектов комплекса – 17,2 млрд рублей. Министр туризма Хабаровского края Екатерина Пунтус рассказала EastRussia, что в ведомстве делают ставку на привлечение якорного инвестора. Сейчас идет реконструкция горнолыжного комплекса, строительство сооружений и объектов инженерной инфраструктуры, дорог, подъездных путей и канатных дорог к смотровым площадкам.
«На уровне правительства России прорабатываются меры по импортозамещению для возведения горнолыжных подъемников и канатной дороги. Есть опоры и кресельный подъемник, его надо смонтировать. Дорожная карта разработана. Эта концепция масштабная, международная, круглогодичная – надеемся, что привлечем разного уровня туристов».
По словам министра, самое главное, что проект, который уже представили главе региона, заблаговременно прошел обсуждение с жителями края. Кстати, обеспечение инфраструктурных объектов комплекса планируется с помощью экотоплива – пеллет, которые производятся в Хабаровском крае.
Хабаровский край – на втором месте по объему турпотока, на первом – Приморье. Об этом напомнил губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярев. Объем внутреннего и въездного турпотока в регион в прошлом году превысил 500 тыс. человек – он вырос почти на 18% по отношению к предыдущему периоду. Реализация платных гостиничных услуг и туристских услуг увеличила на 22% и превысила два млрд рублей. По его словам, это хороший показатель, но необходимо совершенствовать региональные меры поддержки и усиливать вес региона в плане узнаваемости.
«В этом году шесть млн субсидий выделим на возмещение затрат на объекты туристской инфраструктуры (стоянки, парковки, туристическое оборудование и прочее), но этого мало – будем увеличивать. Нужен бренд края, надо его продвигать. Мы сейчас с трудом конкурируем с Сахалином и Камчаткой – это исторический процесс, это не чей-то промах. Все знают, что на Сахалине есть острова и море, на Камчатке – вулканы. Все знают, что Хабаровский край где-то рядом. А тут у нас – морская линия в три с лишним тысячи километров, леса, поля, горы, озера, Амур... Вопрос бренда актуален и надо его придумать и транслировать. Нужно, чтобы край был в топе и по событиям, и по турактивностям».
Илья Кожевников родился 4 мая 1987 г. в Хабаровске в семье военных. Первым кулинарным учителем был отец — он очень любил и до сих пор любит готовить. Сам заядлый рыбак и первым делом передал сыну навыки приготовления блюд из рыбы.
Как это часто бывает в офицерских семьях, Илью готовили к жизни профессионального военного. В 14 лет подал документы в Суворовское училище в Уссурийске. Но строгая медицинская комиссия неожиданно нашла редкое заболевание глаз «цветослабость» — неспособность различать оттенки некоторых цвета. Пришлось доучиваться в обычной школе.
Но Илья не собирался сдаваться, и после получения аттестата рискнул подать документы в Пермское танковое училище. Но окулист медкомиссии опять подтвердил диагноз и с мечтой о службе в армии пришлось окончательно распрощаться...
Особо не задумываясь о своем «гражданском» будущем, Илья пошел учиться в Хабаровский торгово-экономический техникум на техника-технолога общественного питания. Он понимал, что будет заниматься процессами на кухне, составлением технологических карт, но долгое время как-то не ассоциировал эту профессию с профессией повара.
Первое осмысление пришло во время студенческой производственной практики. Одно из мест, где пришлось поработать Илье в 2007 г. — кафе «Дальний Восток» от артелей старателей «Амур» на ул. Муравьева-Амурского в Хабаровске. Это было первое большое бистро краевого центра. И направили там Илью Кожевникова в самый тяжелый в кафе цех — кондитерский. Работы было много, но и учителя там были отличные.
До 22 лет Илья учился, не осознавая, что профессия повара может стать для него на всю жизнь: он просто старательно постигал ее азы.
Время окончания техникума совпало со временем, когда в Хабаровске стали очень популярными японские роллы и суши. Тогда для Ильи японская кухня была «пустым звуком», готовить блюда кухни Страны восходящего солнца он не умел, если не считать навык разделки рыбы - всё-таки сын рыбака! Полтора года ушло на то, чтобы освоить основы приготовления японских блюд, итальянских пицц и понять, что нужно учиться и развиваться дальше.
Сегодня Илья с удовольствием вспоминает ресторан «Старая башня» в районе Дома одежды. Именно там впервые он стал шеф-поваром! Потом в послужном списке были ресторан «Олимпик» у «Платинум Арены» (там уже развивались навыки приготовления европейских блюд), «R-кафе» на площади Ленина, японский ресторан «Теппан Яки», ресторан «Цветы».
Был интересный опыт работы по контракту в китайском городе Тунцзян: там Илья Кожевников с нуля «ставил» русскую и европейскую кухни.
Амбиции у Кожевникова были всегда: познав полет творчества будучи шеф-поваром уже в 22 года, вне этой профессии Илья себя уже не представлял. Но при этом понимал: знаний-то не хватает! Надо учиться и учиться! И, вернувшись из Китая, он отправился на запад страны постигать кулинарные знания в ведущих ресторанах Москвы и Санкт-Петербурга.
Сначала была стажировка в Москве в сети итальянских ресторанах «Semplice» в 2015 г., затем обучение в кулинарной школе «Vip masters» (современная европейская кухня) под руководством шеф-повара Сергея Батукова. А еще была работа в ресторанах «Симпозиум», «Dozari» под руководством брэнд-шефа Рустама Тангирова в Санкт-Петербурге, в Москве в ресторане «Северяне» под руководством Григория Трояна, во Владивостоке в ресторане «Iz Brasserie», погружение в итальянскую кухню в Краснодаре.
После серии стажировок Илью Кожевникова пригласили в хабаровский ресторан «Амур» как шеф-повара дальневосточного направления. По его мнению, наличие сегодня в меню многих ресторанов блюд дальневосточной кухни — это не дань моде, а жизненно-географическая необходимость.
— Почему активно развивают, к примеру, питерскую и сибирские кухни? Чем наша дальневосточная хуже? — задает вопрос Илья. — И неправильно везде нашу местную кухню ассоциировать только с папоротником, у нас много других природных продуктов!
Илья Кожевников развитием дальневосточной кухни занимается 6 лет. И как никто другой понимает, что ресторан — это бизнес, и в этом бизнесе не каждый согласится на эксперименты с дальневосточными блюдами.
— Увы, спрос на дальневосточные продукты небольшой, — с сожалением говорит Илья. — А нет спроса, нет и предложения. Не стоит очередь из поставщиков папоротника, черемши, грибов, ореха. Это ненормально, что в грибной сезон я в ресторане использую замороженные грибы. Да, они отборные, качественные, но замороженные! Я дальневосточные вешенки беру свежими у наших фермеров, хотя они и дороже китайских. Но у них вкус другой! Было бы побольше нас, шеф-поваров, кто покупает дальневосточные продукты у местных, тогда бы они стоили для всех дешевле.
Сегодня в Хабаровске такая ситуация, что всего 3-4 ресторана имеют на постоянной основе дальневосточное направление, и им свежих местных продуктов для этого не хватает.
Один из таких ресторанов — MAIN WINE, в котором Илья Кожевников работает шеф-поваром уже два с половиной года.
— Наши гости называют ресторан «элитным», но такую характеристику они придумали сами, — подчеркивает Илья. — Такая характеристика могла напугать неуверенного в себе шеф-повара: надо же соответствовать высокому «народному» званию! Конечно, определенная доля переживаний у меня была, когда предложили возглавить кухню в MAIN WINE. Но опыт уже был достаточный, поэтому с интересом взялся за новый проект.
Гостей в MAIN WINE сложно удивить: в своем большинстве они — люди состоятельные, повидали лучшие рестораны как в столице России, так и за рубежом, и у них высокий уровень ресторанной культуры. Ответственность из-за этого в работе шеф-повара особая. Но если ничего не делать, то и ничего не добьешься. Илья с головой окунулся в работу в новом ресторане.
Существует расхожая фраза: «В ресторан MAIN WINE приходят, чтобы не просто поесть, а получить еще и эстетическое удовольствие!». За два с половиной года работы ресторана примерно 95 процентов отзывов о кухне — положительные. Недовольство высказывают редко, да и в том случае, если идет несовпадение вкусов гостя и шеф-повара. В ресторане к этому относятся спокойно:
— В таких случая я даже всегда говорю: «Я готов купить это блюдо!» — с улыбкой говорит Илья Кожевников. — От него отказываются не потому, что оно не вкусное, причина другая: есть люди, которые не переносят тот или иной ингредиент в блюде. Все мы разные!
Уже будучи шеф-поваром ресторана MAIN WINE, ему в 2022 г. посчастливилось пройти стажировку в московском ресторане SAVVA, имеющем одну звезду Мишлен. Руководство хабаровского ресторана посчитало, что их шеф-повар должен «изнутри» увидеть работу тех, кто добился успеха в высокой кухне. И действительно, на кухне SAVVA было чему поучиться!
Интересен у Ильи Кожевникова показатель определения своего любимого блюда:
— Любимое — это то блюдо, которые ты делаешь первые три дня. Ты его доводишь до идеала, экспериментируешь с ингредиентами и подачей, переживаешь как оно будет воспринято гостями. Как только его приготовление получает «поточность», оно уходит из разряда любимого, появляются новые «любимчики».
Илья Кожевников категорически не согласен с еще одним «народным» мнением: готовить надо только в хорошем настроении!
— Если бы я всегда ждал у себя хорошего настроения, чтобы подойти к плите, то вряд ли успевал готовить столько блюд за смену, — улыбается Илья. — Поварское дело — это, прежде всего, работа: ежедневная, рутинная, и подстраивать ее под свое настроение — неправильно.
А еще Илья Кожевников против «гигантомании»: это когда рестораны хвастаются, что одновременно могут накормить, к примеру, 1000 и более человек. В MAIN WINE максимум гастроужины делают на 80 человек. Самое большое количество людей, которое пришлось накормить одновременно, в поварской биографии Ильи было 150 человек — это когда он работал в хабаровском ресторане «Эхо».
— Для меня главное — не количество, главное — качество! — тут Илья категоричен.
Особая профессиональная гордость Ильи Кожевникова успешное участие во Всероссийском конкурсе «Chef a la Russe 2016». Тогда команда хабаровских поваров, в составе которой кроме Ильи были Алексей Шилов (шеф-повар MeetMeat) и Ксенией Бояркиной (кондитерская Ле Нуаж), в полуфинале выиграла «золото», а в финале взяла «бронзу». И это при участии 30 команд!
Как и другие шеф-повара, Илья Кожевников считает, что в Хабаровске огромная проблема с кадрами.
— Я люблю работать с молодыми поварами, но я очень строгий учитель и учу только тех, кто искренне хочет работать, — признается Кожевников. — Для меня важно, чтобы было правильно подготовлено рабочее место, кухонные приборы, посуда, чтобы технология приготовления блюд соблюдалась точно. От правильной организации труда зависит то, как пройдет весь рабочий день.
По итогам Всероссийской национальной ресторанной премии WHERETOEAT за 2022 год ресторан MAIN WINE был назван лучшим в Хабаровске, но в общем рейтинге по России у него лишь 151 место. Чего не
хватает хабаровским ресторанам, чтобы быть в лидерах в масштабах страны?
— Наши рестораны не уделяют должное внимание маркетингу, — считает Илья Кожевников. — Мы не так сильно занимаемся раскруткой, как это делают на западе страны. К примеру, наш ресторан создавался не для того, чтобы «светиться», заставлять гостей и экспертов голосовать именно за нас, выходить на улицы с плакатами «MAIN WINE — лучший!». У нас даже рекламы как таковой нет. У нас камерный ресторан, задача была сделать его «своим» для определенной группы людей и постоянно удивлять их высоким качеством блюд, а не пустыми словами. А если постоянно хорошо работать, то в любом случае тебя заметят...
Вот так несостоявшийся военный стал отличным шеф-поваром. Илья Кожевников награждён Почетной грамотой Правительства Китая, имеет сертификат эксперта «WorldSkills Russia» в компетенции «Поварское дело», принимал участие в организации Форума «Дни Дальнего Востока в Москве», он — член Гильдии кулинаров России. И, учитывая его молодой возраст, послужной список Ильи Кожевникова явно будет еще пополняться.
Нашумевший истерн «Золото Умальты», который, казалось бы, должен был заставить тысячи туристов отправиться в верховья Буреи, на выбор маршрута никоим образом не повлиял: никто из участников сплава фильм так и не посмотрел. Пройти Бурею планировали еще летом 2022-го, но тогда не рискнули идти одним экипажем. Нынче добавилась еще одна лодка, да и народ достаточно опытный – за плечами сплав по Колыме и Северно-Ледовитому океану, переход на «Выдре» (надувная ПВХ-лодка) на Шантары, путешествия в «низовке» (от Комсомольска-на-Амуре до Николаевска-на-Амуре) и по Байкалу.
Бурея — левый приток Амура. Название происходит от эвенкийского бирая, что в переводе означает «большая река». Во время казачьих походов на Амур в XVII веке, была известна под названием реки Быстрой.. Протекает по территории Амурской области и Хабаровского края. Длина реки — 623 км, средний расход воды — 890 м³/с, во время паводков может вырасти до 18 000 кубометров в секунду.
Немного о логистике
До Чегдомына мы добрались без проблем: место в купе в поезде Хабаровск - Чегдомын стоит пять тысяч рублей (кстати, Чегдомын - единственный райцентр Хабаровского края, куда ходит «персональный» поезд). Несколько сложнее было с доставкой лодок, моторов и остального снаряжения: судя по всему, доставкой грузов в Чегдомын занимается лишь одна транспортная компания, и везет она всё этим же пассажирским поездом, в прицепленных почтово-багажных вагонах. Вся соль в том, чтобы очутиться в одном поезде с вашим грузом, ибо никто его в Чегдомыне, кроме вас, встречать и выгружать не будет.
Выгрузка, кстати, отдельная «песня»: поезд приходит в Чегдомын в районе 9 утра, но свой груз, заботливо упакованный в два огромных деревянных ящика, мы смогли получить в 14:00 и только после форсирования событий – наши ящики задвинули в дальний угол вагона и завалили ширпотребом: подгузниками, соками, пивом и прочим. Так что если всерьез размышлять о развитии туризма в Верхнебуреинском районе, то для начала необходимо решить транспортно-логистические вопросы: не думаю, что массовый турист будет заморачиваться тем, чтобы организовывать доставку «себя любимого» и груза в одном «флаконе».
Чтобы добраться до Буреи мы наняли два Mitsubishi: микроавтобус Delica и «воровайку» (грузовик с крановой установкой) Canter – по 10 тысяч за каждую машину. В Чегдомыне запаслись бензином для лодочных моторов – 210 литров. До Буреи чуть больше 70-ти километров, так что к пяти вечера были на переправе, где быстро собрали лодки и двинули вверх по течению – до Умальты буквально пять километров.
Что касается обратной дороги, то за несколько дней до похода мы пригнали в Талакан «Крузак» с прицепом, который оставили на стоянке, а в Хабаровск вернулись поездом. Соответственно, на финише взяли машину со стоянки, загрузили вещи и лодки в прицеп и на следующий день были дома.
Золото Умальты
Начальной точкой мы выбрали впадение реки Умальты в Бурею. Во-первых, находится она недалеко от переправы на Софийск (самый северный и самый труднодоступный поселок Верхнебуреинского района), до которой мы добрались из Чегдомына на машине. Во-вторых, выше с нашими лодками мы попросту бы не забрались: все-таки Бурея в верхнем своем течении - классическая горная река со множеством перекатов и, соответственно, маленькой глубиной. Последний километр нам и вовсе пришлось тащить лодки за веревки – эдакие бурлаки на Бурее.
Уже вечером был праздничный салют в ознаменование начала экспедиции, заодно медведей попугали. Утром выяснилось, что это не особо помогло: отправившийся на рыбалку Роман встретился с медвежьей семьей, которая форсировала речку. Забегая вперед, скажу, что медведи были практически каждую ночь – приходили на табор, несмотря на дым от костра, громкую музыку и людей. В качестве защиты от косолапых приобрели два газовых баллона, а также набрали автомобильных фальшфейеров (в японских машинах они идут по умолчанию) и шумовых пиропатронов.
На второй день решили дойти до заброшенного поселка Усть-Умальта. Судя по GPS, он находился в пяти километрах от табора. Как таковое поселение мы не нашли, либо от него попросту ничего не осталось: лишь по «проплешинам» в лесу угадывались участки, где раньше стояли дома, да вырисовывалась небольшая улица. Судя по следам от колес, до Усть-Умальты можно доехать и на машине.
Кстати, чтобы попасть на правый берег Буреи, необходимо воспользоваться переправой, о которой отдельно несколько слов: это несамоходная баржа (вернее, даже понтоны, соединенные между собой), которая движется за счет эдаких плавников – в них ударяет течение и несет паром к правому или левому берегу. Правда, на всю ширину реки инерции не хватает и под берегом паромщику приходится толкать сооружение шестами. Таким образом переправа занимает около 40 минут, низким легковым машинам она недоступна, потому что вплотную к берегу паром подойти не может и автомобилям приходится ехать по воде.
Содержит переправу старательская артель «Ниман», работает она с начала мая по конце октября, все эти полгода здесь трудится один паромщик. На плечах старателей и вся «социалка» в Софийске: коммунальное хозяйство, содержание дороги Шахтинский – Софийск.
Вниз! По перекатам!
После двух ночевок начинаем движение вниз. Весла при этом практически не выпускаем из рук: то и дело приходится отгребать от мели. Нередко пороги идут не прямо по курсу, а от берега к берегу, когда река скатывается, к примеру, от левого к правому. Смотрится весьма необычно. Примерно раз в час приходится выходить в воду (а она холодная!) и тащить лодки через перекаты волоком.
Тут, наверное, стоит рассказать про наши плавсредства: «Выдра» 550 см с 30-сильным мотором и «Гольфстрим» 390 см с 15-сильным мотором. Обе с ходовым тентом, дно «Гольфстрима» укатано в броню, что, как оказалось, крайне важно в условиях каменистой Буреи – уже дома при осмотре выяснилось, что был нехилый удар носом, если бы не броня – клеить нам и клеить… Еще не помешают запасные весла: экипаж на «Выдре» одно сломал.
Также у нас было четыре рации, АКБ на 50 А\ч и небольшой генератор, который мы запускали каждый вечер, благодаря чему у нас на таборе был свет и возможность подзарядить гаджеты.
Из-за частых перекатов в день удается проходить по 30-40 километров, даже когда в Бурею впадает немаленькая река Ниман, глубже не становится. Тут еще надо заранее угадывать, в какой рукав лучше уходить – их бывало по 3-4. Местные жители и рыбаки используют водометы, что позволяет им проходить большинство «засадных» мест практически без остановок.
Для ночевок выбирали галечные берега (песка на Бурее практически нет), подальше от леса, но и это не спасало от любопытных медведей.
Полноценно под мотором можно идти от Усть-Ургала, это примерно 115 километров от переправы, где мы стартовали. Тут вообще цивилизация: сотовая связь, которой не было от самого Чегдомына, автомобильный и железнодорожный мосты через Бурею, вдоль берега идет БАМ и его автодублер. Здесь мы делаем небольшую передышку на местной лодочной станции, где нам любезно предоставили баню – в ней помылись/попарились, там же заночевали.
Пока есть интернет – проверяем прогноз погоды и выясняем, что на Дальний Восток надвигается какой-то мощный циклон и грядут затяжные дожди, к тому же с ветром. А ветер на Бурейском водохранилище – это, прежде всего, волна. Понимаем, что можем «зависнуть» на несколько дней и принимаем решение: оставшиеся 240 километров по «зеркалу» водохранилища до Талакана проходим за день.
Амурское море
То и дело попадаются плавуны, а иногда – торчащие верхушки лиственниц, то есть под нами глубина метров 30 (максимальная глубина Бурейского водохранилища – 120 метров). Ближе к Талакану GPS показал, что… под нами поселок, таких – расселенных и затопленных – здесь несколько. Кстати, могло быть и больше – после того, как в конце 2018 года гигантский оползень перекрыл Бурею, возникла реальная угроза затопления села Чекунда в Хабаровском крае, расположенного выше по течению.
Оползень – еще одна «точка притяжения» на нашем маршруте. Все, что до этого видел на фото и видео не идет ни в какое сравнение с тем, что видишь своими глазами: все-таки один из самых масштабных сходов горных пород в России! Просто представьте, что огромную скалу срезало и она перекрыла большую реку. Произошло это в декабре 2018-го в 73 км от поселка Чекунда: сошедший оползень перекрыл русло реки. Высота обвала составляла около 80 м, длина — примерно 700 м, объем сошедшего грунта превысил 34 млн куб. м. Затор на реке при весеннем половодье грозил подтоплением трех населенных пунктов, железнодорожных и автомобильных коммуникаций, а также инженерных сооружений БАМа. Водохранилище Бурейской ГЭС лишилось почти трети полезного объема. Чтобы расчистить русло сапёры Восточного военного округа провели серию взрывов, использовав более 100 тонн тротила.
Высадились. Гуляем по камням (это сложно назвать берегом), фотографируемся. В разговоре приходим к выводу, что это – прямое следствие вмешательства человека в природу.
Финальный спурт
От места схода селя до Талакана 130 километров. Идем полным ходом, иногда подбираясь ближе к интересным скалистым выступам, чем-то похожим на фьорды.
Километров за 15 до посёлка попадаются встречные лодки и катера: на Бурейское водохранилище приезжают за трофейной щукой не только из Благовещенска, но и из Хабаровска и Приморья, на следующий день на 80-километровом отрезке от поселка до «федералки» мы насчитали не меньше десятка машин с лодочными прицепами, которые ехали нам навстречу.
Трижды пережить
Каждое путешествие человек проживает трижды: когда готовится к нему, непосредственно само путешествие и когда вспоминает, как это было. Мы сейчас где-то между вторым и третьим этапами, но «зафиналить» хотим участием в конкурсе «Дальний Восток – Земля приключений»: вот закончится лето (а с ним походы, рыбалки, велосипеды, сапы и т.п.) и можно будет садиться за монтаж фильма. Название бы еще придумать…
Бурейское водохранилище
На Дальнем Востоке планируется реализовать проекты по созданию крупных всесезонных курортов. Тем не менее еще предстоит поиск инвесторов для строительства в рамках курортов новых объектов и развития необходимой инфраструктуры. Важным остается вопрос обеспечения безопасности туристов в условиях ожидаемого увеличения туристического потока. Средства господдержки из федерального бюджета направляются на создание новых объектов размещения.
В нескольких дальневосточных регионах должны быть построены крупные круглогодичные курортные зоны в рамках федерального проекта «Пять морей и озеро Байкал», входящего в национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства». Курорты разместятся в Приморском крае, Бурятии и Иркутской области.
Курорт «Приморье» планируется разместить в Хасанском муниципальном округе[1] – в бухте Алеут (в 200 км к юго-западу от Владивостока). Территория в том числе будет охватывать Дальневосточный морской биосферный заповедник в заливе Петра Великого (единственный в России заповедник, площадь которого на 98% занимает акватория)[2], архипелаг Римского-Корсакова[3], остров Фуругельма (самый южный остров РФ, принадлежит Дальневосточному морскому заповеднику, остров является местом отдыха перелетных птиц, занесенных в Красную книгу России, также на нем гнездятся крупные колонии некоторых видов морских птиц[4]) и озеро Хасан.
На территории приморского курорта планируется построить аквапарк, банный и термальный комплексы, медицинский центр, парк развлечений, школу водных видов спорта, семь гостиниц и апартаменты (всего 3 800 номеров). Площадь курорта составит около 150 га, включая 1,5 км пляжной зоны. Ожидается, что курорт будут посещать порядка 500 тыс. туристов в год. Общий объем частных инвестиций оценивается в сумму порядка 37 млрд рублей. Затраты на электроснабжение (порядка 6 млрд рублей) планируется обеспечить за счет федерального бюджета. Краевой бюджет намерен взять на себя расходы на водоснабжение и дорожную инфраструктуру.
Возведение курорта поделено на три этапа. Первый этап намечен на 2024-27 гг., объем инвестиций составит около 7,7 млрд рублей, по его завершении должно быть сдано 750 номеров. На втором этапе, в 2026-29 гг. планируется сдать 1460 номеров и привлечь 11,7 млрд рублей инвестиций. Третий этап должен быть реализован в 2028-31 гг., объем инвестиций в него оценивается в 10,5 млрд рублей, должно быть построено 1590 номеров. Первых туристов курорт должен принять летом 2028 г. На текущем этапе ведутся работы по передаче земли под курорт, разрабатывается его мастер-план, градостроительная документация и финансовая модель.
Курорт «Волшебный Байкал» будет расположен на обоих берегах озера Байкал. В Иркутской области в него войдут город Байкальск (Слюдянский район) с ОЭЗ туристско-рекреационного типа «Ворота Байкала» и туристический кластер под Иркутском «Байкальская слобода» вблизи архитектурно-этнографического музея «Тальцы» (на территории одноименного поселка в Иркутском районе). Общая площадь курортной зоны в Прибайкалье составит около 1,2 тыс. га с протяженностью береговой линии 7 км. Сумма бюджетных вложений оценивается в 25 млрд рублей, а частных инвестиций – в 54 млрд рублей. В целом на территории курорта планируется создать 5,4 тыс. номеров.
В том числе в Байкальске предполагается создать благоустроенную набережную, новые парки. В районе «Тальцов» запланировано открытие курорта на 3,5 тыс. номеров, всесезонного аквапарка, спа и термального комплекса, создание рыбацкой и ремесленной деревень, яхтенной марины полного цикла, лыжной трассы, велотрассы, экотропы, обустройство пляжной зоны и возведение конгресс-центра. В порту Байкал предстоит создать зимнюю стоянку для крупных судов и реконструировать причальные сооружения. Кроме того, предстоит реконструировать ведущие к Байкалу автотрассы – «Иркутск – Листвянка» и часть федеральной дороги Р-258 (от Иркутска до Байкальска). Объекты предполагается вводить в эксплуатацию поэтапно с 2027 г. по 2035 г. Стоит отметить, что пока власти не называли потенциальных инвесторов в реализацию проектов в рамках всесезонных курортов.
В целях улучшения условий для развития туризма губернатор Иркутской области И.Кобзев поручил областному правительству разработать комплексный план придорожного сервиса на востребованных у туристов территориях – с выделением санитарных зон и площадок для сбора мусора. Глава региона в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) также подписал соглашение о развитии в регионе автомобильного туризма с президентом общенациональной Ассоциации автомототуризма С.Лобаревым. Представители ассоциации намерены провести автоэкспедицию по Иркутской области для создания первого пилотного проекта «Национального автомобильного маршрута». Маршрут планируется сделать всесезонным.
В Бурятии курорт будет расположен на участках особой экономической зоны «Байкальская гавань» (Турка и Горячинск в Прибайкальском районе). Планируемые объекты включают термальные комплексы, клинику восточной медицины, бальнеологические и спа-центры.
На сегодняшний день ОЭЗ «Байкальская гавань» включает площадки «Турка», «Пески», «Горячинск», «Бухта Безымянная» и «Гора Бычья». На площадке «Бухта Безымянная» резидент «Космос Отель Байкал» (АФК «Система») намеревается построить пятизвездочный природно-оздоровительный комплекс, включающий гостиницу, геотермальный спа, конгресс-холл, глэмпинг и банный комплекс. На участке «Пески» компания «Амар»[5] рассчитывает построить арт-парк с гостиницей, Центром эндемиков и юрточным городком, а компания «Молодость Байкал» - гостиничный и оздоровительный комплексы. Наконец, на участке «Турка» компания «Байкал Эрмитаж»[6] подготовила проект строительства пятизвездочного отеля с выставочным залом, медико-оздоровительным центром и яхт-клубом, а проект компании «Грин Флоу Байкал»[7] включает строительство отеля, оздоровительного комплекса и парковой зоны. Кроме того, компания «Путник Сибирь»[8] намерена возвести на участке отель с яхт-клубом и школой водных видов спорта.
В Приморском крае также предполагается увеличение номерного фонда отелей. Весной льготное кредитование на федеральном уровне было одобрено для четырех гостиничных проектов в Приморье – для реконструкции отеля «Арбат-Владивосток», строительства четырехзвездочного гостиничного комплекса в Некрасовском переулке, строительства гостиничного комплекса «Владивосток», а также строительства 28-этажного многофункционального комплекса с пятизвездочной гостиницей и офисно-деловым центром.
Между тем возведение первого этапа экспоцентра в Уссурийске (село Новоникольск) оценивается в 10 млрд рублей. Первый этап включает строительство выставочного комплекса, гостиницы на 300 номеров, физкультурно-оздоровительного комплекса площадью 10 тыс. кв. м, международного научно-образовательного центра и бизнес-центра. При этом пока не уточняются инвесторы в проект.
Также продолжается создание инфраструктуры в рамках интегрированного развлекательного курорта «Приморье». АО «Газпром газораспределение Дальний Восток» в 2025 г. намерено закончить строительство газопровода от газовой распределительной станции (ГРС) «Артём» к курорту для обеспечения резидентов игорной зоны природным газом. Начало подачи газа намечено на 2026 г.
При этом в ИРК отменены планы по созданию гольф-клуба. Корпорации развития Приморского края (КРПК) в мае были возвращены пять земельных участков в бухте Муравьиная, где прежде компания «Владивосток Гольф и Резорт»[9] рассчитывала построить гольф-клуб. Договор субаренды инвестор заключил с КРПК в 2021 г. (до 2023 г.). За временное пользование землями компания недоплатила корпорации 8,4 млн рублей, также была начислена неустойка в размере 1,9 млн рублей. В указанный срок арендатор не подготовил проектно-сметную документацию, не получил разрешение на строительство и не приступил к возведению объекта.
Еще одним новым планируемым туристическим проектом Приморского края является создание сафари-парка с амурскими тиграми на острове Русский (на берегу бухты Новик). Под его территорию на острове отводится 13 га, на которых предполагается создать условия для наблюдения за хищниками в близкой к природной среде обитания. Ожидается, что сафари-парк «Амурский тигр» сможет принимать до 800 человек в день в летний период, а в зимний период – до 600 человек в день. Реализация первого этапа проекта оценивается в 400 млн рублей. На территории сафари-парка также предполагается построить ресторан и образовательный центр с лекторием и кинозалом. Управлять сафари-парком будет ООО «Уссурийский тигр» – дочерняя организация центра «Амурский тигр» (создан Русским географическим обществом), занимающегося изучением, сохранением и восстановлением популяции тигров в России.
Что касается реализации туристических проектов и создания необходимой инфраструктуры в северных регионах, то в Магадане запланировано строительство морского туристического центра на западном побережье бухты Нагаева в рамках инвестиционного проекта «Морской фасад бухты Нагаева» (застройщик – ООО «Порт Марина»[10]). В июне Главгосэкспертиза РФ выдала положительное заключение на документацию о его строительстве. Новое рекреационное пространство должно включать набережную, парковые зоны, туристическую инфраструктуру. В том числе проект предусматривает строительство причала для круизных судов, реконструкцию набережной. Ожидается, что пассажиропоток причала для круизных судов составит 11 680 человек в год.
В рамках дальневосточной субсидии Магаданская область получит финансирование для строительства подстанции и линии электропередачи, которая присоединит поселок Талая (Хасынский район, на склоне Колымского хребта), где расположен одноименный бальнеологический курорт, к централизованной системе энергоснабжения. В настоящее время проводятся работы по реновации курорта, после чего он должен принимать до 7 тыс. посетителей в год. Ранее работа санатория обеспечивалось при помощи дизель-генераторов.
В Якутии разрабатывается проект обустройства круглогодичной автодороги до туристической базы «Ленские столбы» (парк «Ленские столбы» является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО) - региональной автодороги «Умнас» в направлении «Тит-Ары – Тумул – Батамай» на территории Хангаласского района. В настоящее время до турбазы можно добраться только по автозимнику. Работы планируется завершить в 2027 г.
Тем временем в конце текущего года в Якутске планируется открыть Арктический центр эпоса и искусств на берегу озера Сайсары[11]. Площадь комплекса составит 33 тыс. кв. м. В нем разместятся Государственная филармония, Театр Олонхо и Академический театр Саха. Общая вместимость залов должна превысить 1,5 тыс. мест. В том числе на территории комплекса будут расположены выставочная зона, большой и малый репетиционные залы, студия звукозаписи, кафе и ресторан. Строительство ведет федеральная группа «ВИС» И.Снегурова, также занимающаяся проектом Ленского моста.
В Камчатском крае планируется обустроить Кеткинское месторождение в целях поставки термальной воды для бальнеологических нужд рекреационного комплекса «Зеленовские озерки» (Елизовский район). Работы будет вести компания «Тепло земли» (принадлежит Минимущества Камчатского края). В настоящее время власти Камчатки и инвестор ведут работу по подготовке договора. Кроме того, новый резидент ТОР «Камчатка» компания «Перекресток» намерена построить на территории комплекса «Зеленовские озерки» базу отдыха. Объем инвестиций в проект оценивается в 1 млрд рублей. Сдача объекта намечена на 2028 г. На территории в 12 га предполагается построить 59 гостевых домов с мини-бассейнами с термальной водой и четырехзвездочную гостиницу на 50 номеров, а также ресторан, аква-зону, детскую и спортивную площадки, парковую зону.
Осуществляется реконструкция исторических объектов, которые планируется включать в региональные туристические маршруты. Так, на Сахалине весной начались работы по восстановлению маяка Анива с сохранением первоначального облика (маяк не эксплуатируется с 2006 г.). Маяк выстой 31 м был построен в 1939 г., после чего ни разу не ремонтировался. Маяк должен стать туристическим объектом с экспозициями, расположенными во внутренних помещениях. Работы планируется завершить к концу текущего года. Ранее маяк был передан в региональную собственность Министерством обороны РФ.
Следует отметить, что актуальными остаются вопросы обеспечения безопасности туристов, в первую очередь, тех, кто приобретает туры с посещением природных достопримечательностей в отдаленных районах, экстремальные туры. В частности, в конце марта на Камчатке погибли двое туристов, находившихся в составе группы из 11 человек, которую накрыла лавина в районе Красноармейского перевала. У туристов отсутствовало при себе специализированное лавинное оборудование, облегчающее поиск. Губернатор Камчатского края В.Солодов предложил вводить меры финансовой ответственности для туристов, не предпринимающих необходимые меры предосторожности.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Граничит с КНР и КНДР.
[2] Место обитания более 5 тыс. видов растений и животных.
[3] Состоит из шести крупных островов и десятка мелких островков и скал. На архипелаге расположено самое крупное в заливе Петра Великого лежбище дальневосточных нерп.
[4] На острове расположены наиболее крупные из известных в мире колоний японского баклана и чернохвостой чайки.
[5] Учредители – ООО ИК «Верхняя Ангара» Н.Буйнова и сам бизнесмен Н.Буйнов.
[6] Учредитель – И.Бабаева.
[7] Владелец – А.Тертычный.
[8] Учредитель – К.Серебренников.
[9] 75% в компании принадлежит южнокорейскому предпринимателю Джонг Иль Су.
[10] Учредители – Корпорация развития Магаданской области и ООО «Маг-Си Интернешнл» известного магаданского бизнесмена М.Котова.
[11] Озеро расположено в южной части Якутска, считается сакральным местом народа саха.
Дальний Восток – регион с уникальной природой, культурой, историей. Уникальна и его туристическая отрасль. Местные турфирмы работают в условиях, когда гостей нужно привлекать в регион с суровым климатом, скромной туристической инфраструктурой, да и турист, который путешествует по Дальнему Востоку, как правило имеет особенные запросы. Тем не менее, регион становится все популярнее, туристический поток растет. О том, почему Дальний Восток все же «разглядели», как отрасль работает в современных реалиях и каким будет предстоящий летний сезон, East Russia рассказала руководитель Дальневосточной региональной ассоциации туризма Ирина Кушнарева.
По данным исследования социологического агентства «Вебер», проведенного накануне летнего туристического сезона, активно путешествуют 63% россиян. При этом каждый третий опрошенный планирует посетить Дальний Восток. Об этом говорит и рост групповых поездок в регион, количество которых за прошедший год выросло на 40%.
– Регион стали более активно продвигать в разных направлениях – это и бизнес, и туризм, и промышленность, – говорит Ирина Кушнарева. – Дальний Восток в целом позиционируют и как перспективное направление для инвесторов. Поэтому его популярность растет, в том числе и в качестве туристического направления.
По словам Ирины Кушнаревой, одна из особенностей предстоящего сезона – 50-летие с начала строительства Байкало-Амурской магистрали. Поток туристов в связи с этим событием должен увеличиться.
– Едут российские туристы, которые понимают значение БАМа для страны, понимают особенности еще одного важнейшего направления – Транссибирской магистрали, – продолжает она. – Это категория подготовленных туристов, которые разбираются в том, почему Хабаровск важен для обеих магистралей.
По данным министерства туризма Хабаровского края, только на майские праздники туристический поток в регион составил 26,5 тыс. человек. Это почти на 30% больше, чем в тот же период в прошлом году. Хабаровск интересен жителям глубинки, а также соседних регионов: Приморья, Еврейской автономной области, Амурской области и Сахалина.
При этом Хабаровск уступает Владивостоку по количеству иностранных туристов, а точнее гостей из Китая. В Приморье на майские праздники приехали около 11 тыс. гостей из зарубежья и большая часть из Поднебесной. Туристы прибывали в составе групп без виз в рамах действующего межправительственного соглашения.
– Если сравнивать Владивосток и Хабаровск как два направления для китайских туристов, то Владивосток, однозначно, более раскручен, – говорит Ирина Кушнарева. – В Китае разработаны льготные туры в Приморье, авиасообщение с Владивостоком более доступно. Например, билет из Харбина во Владивосток обходится вдвое дешевле, чем билет из Харбина в Хабаровск. Да и в целом полетные программы аэропортов Владивостока и Хабаровска не стоит сравнивать. В Приморье налажено сотрудничество с разными авиаперевозчиками, поэтому есть конкуренция, которая отражается и на ценовой политике. А в Хабаровске на популярных туристических направлениях – один перевозчик. Об этой ситуации представители турфирм неоднократно говорили и в правительстве края, и руководству хабаровского аэропорта. Мы надеемся, в следующем году ситуация изменится с заходом к нам нового перевозчика.
Но и с традиционным потоком из Китая в предстоящий летний сезон, по мнению, Ирины Кушнаревой не все однозначно. От китайских туристов, туристических компаний в адрес дальневосточных турфирм поступало много заявок.
– Но на этапе заявок многие и останавливаются, – отмечает она. – Надо, однако, понимать специфику туристов из КНР. Они могут долго думать и решать, сегодня они молчат, а уже завтра группа выезжает в Россию. Дальневосточные турфирмы готовы их встречать, главное, чтобы с наплывом справлялись отели и транспортные компании. Потому что нехватка транспорта для обслуживания туристов, у нас ощущается.
Вопрос дефицита туристического транспорта, к слову, актуален не только для Дальнего Востока, но и для всей страны. На днях в ходе совещания с правительством президент Владимир Путин поручил проработать вопрос о включении туристических автобусов в программу льготного лизинга, через которую в России закупается автотехника с поддержкой государства. Поручение было дано первому вице-премьеру Денису Мантурову.
Он отметил, что несколько российских производителей работают над развитием модельного ряда туристических автобусов. В их числе группы «Волгабас» и «ГАЗ», а также группа «Соллерс», которая в III квартале 2024 года должна запустить производство автобусов вместимостью 53-55 человек на бывшей площадке Mazda на Дальнем Востоке.
– Транспорта не хватает. Но и здесь все непросто, – продолжает Ирина Кушнарева. – У нас очень короткий летний туристический сезон. Транспортные компании попросту боятся приобретать технику в собственность. Транспорт необходимо содержать и обслуживать, оплачивать стоянку, страховку и многое другое. Для этого необходим постоянный наплыв туристов. Пока такой гарантии нет. До пандемии были частники, у которых было по 5 - 6 туристических автобусов. Сейчас таких единицы. Большинство оставили по одному, максимум два автобуса. При этом у них и сейчас нестабильная нагрузка.
В случае с инфраструктурой, а в частности с придорожной, также работает принцип – спрос рождает предложение. В качестве яркого примера, Ирина Кушнарева привела автодорогу в Хабаровском крае – Лидога – Ванино. О трассе, ее особенностях, уникальных видах знают по большей части местные жители. Дорогой пользуются в основном дальнобойщики и тех немного, а о каком-то туристическом потоке и говорить не приходится.
– Если трасса не раскручена, и не загружена, никто не будет там ничего строить, потому что это нерентабельно, – говорит эксперт. – Каждый предприниматель считает свои деньги. Внимание на такие объекты должно обращать все-таки государство.
Вопрос инфраструктуры первоочередной и в глобальных проектах, таких как развитие Большого Уссурийского острова, которым будут заниматься совместно Россия и Китай. Об этом стороны договорились во время официального визита президента РФ Владимира Путина в КНР. Предполагается создание нового пункта пропуска, развитие транспортно-логистической инфраструктуры, туризма и рекреации.
– Нам не хватает погранперехода на Большом Уссурийском, чтобы сделать туристический поток с Китаем круглогодичным. Но для того, чтобы принять этот поток, нам нужна инфраструктура, – подчеркивает Ирина Кушнарева. – Вот и замкнутый круг.
Тренд на Дальний Восток набирает обороты. И дальневосточный туристический бизнес настроен на то, чтобы обороты не сбавлялись – находит новые ниши, разрабатывает новые предложения, старается угодить самому требовательному туристу, превращает недостатки региона в его уникальные особенности.
И главное чего сегодня не хватает туристическому бизнесу, по мнению руководителя Дальневосточной региональной ассоциации туризма, – это средства на обустройство объектов.
– Если у предпринимателей будут средства, то они смогут обустроить необходимую инфраструктуру и тем самым привлечь больше туристов. Для того, чтобы круг разомкнуть, необходимы большие деньги, - подчеркнула Ирина Кушнарева.
На Сахалине уже месяц как началась лососевая путина, и по традиции она стартовала с открытия лова симы. Вишневый лосось (или канадский, как называют его здесь нелегальные продавцы) — в своем роде уникальная рыба, и островитяне — одни из немногих дальневосточников, кому ежегодно достается счастье ее добычи, да еще и собственноручно. Чем же так примечательна сима, как ее ловить и что приготовить из филе самого южного вида тихоокеанского лосося — в обзоре EastRussia.
«Вишневый лосось» — именно так название этих холоднокровных переводится с японского языка. Кроме того, ход симы совпадает с цветением сакуры в островном регионе. А еще (и это, пожалуй, самая очевидная причина для второго имени) в брачный период на теле рыбы появляются полосы насыщенно-красного, почти вишневого цвета. Сима остается одним из самых интересных видов холоднокровных для научного наблюдения — самый южный и наиболее тепловодный представитель тихоокеанского лосося водится лишь у азиатского побережья Тихого океана и является одним из малочисленных, а потому особенно ценных.
Уникальность этой рыбы в том, что она (единственная из дальневосточных собратьев) может не только нереститься, но и питаться в пресной воде. В то время как самки, отметав икру, обычно погибают, самцы могут поучаствовать в размножении еще и на следующий год. А молодь симы еще минимум год находится в пресных водоемах, набирая там силу, и лишь потом уходит в соленый океан.
Специалисты ВНИРО тщательно отслеживают сезонную миграцию этого вида рыб и ее нерестовый ход — он продолжается с начала апреля до начала июля, а пика достигает в первой половине июня. На Сахалин сима заходит в преддверии майских праздников, и именно в День весны и труда местные рыбаки-любители празднуют старт ее добычи.
К рыбному месту — по входным билетам
В 2024 году лов вишневого лосося в островном регионе официально разрешен в течение полутора месяцев — с 1 мая по 15 июня. При этом фактический интервал, в котором симу можно добыть легально, разный для жителей северо-востока, юго-запада и юга Сахалина — с 1 мая по 10 июня для Углегорского и Томаринского района, с 5 мая по 5 июля в Смирныховском районе, с 15 мая по 15 июня на побережье залива Анива.
Чтобы удить без риска нарушения закона, необходимо приобрести путёвку — в каждом районе право продажи разрешающих документов получили местные рыбколхозы. Заплатить придется за каждый добытый хвост, причем цена разнится в зависимости от территории рыбалки.
фото: ВНИРО
Так, в Углегорском районе стоимость путевки начинается от 100 рублей — именно в такую сумму оценивают здесь каждую рыбину. Если охотники за вишневым лососем по совпадению являются пенсионерами, ветеранами СВО или инвалидами I и II группы, им оформят «входной билет» бесплатно. Удить симу разрешается на участке от устья реки Надеждинка до устья Сергеевки.
В Томаринском районе рыбаков приглашают на берег реки Красногорка — лов разрешен на участке от устья и вверх по течению на расстоянии 1 км. Путёвки, правда, придется приобретать на другой стороне острова, в Долинском районе, и заметно дороже: за добычу трех хвостов симы здесь возьмут 500 рублей, а вышеуказанным льготникам предоставят лишь скидку в размере 50%.
В Анивском районе участков для любительской рыбалки больше, но и стоимость путевок выше. Чтобы ловить симу на реке Тамбовка (от устья и на 2 км выше по течению) или на Урюме (от моста на 1, 5 км вверх по течению), островитяне платят 300 рублей за хвост. Пенсионерам и прочим льготникам сделают скидку в 30% от суммы. Зато приобрести путёвки можно на три дня вперед, и этим активно пользуются рыбаки-любители, которые заезжают к устью рек на все выходные. Желающим поудить на Лютоге (от лагеря «Сахалинский Артек» до притока реки Счастье) предлагают путёвки по 500 рублей за три хвоста, а льготникам — по 300 рублей за такой же улов.
Самая дорогая симужья рыбалка — в Смирныховском районе Сахалина. Чтобы выйти за лососем на участок реки Лангери от устья и на 2 км вверх по течению, местным жителям и гостям муниципалитета придется заплатить 400 рублей за каждый пойманный хвост. Зато купить путевку можно не только на месте, но и в Южно-Сахалинске, что является безусловным бонусом для прибывающих в регион туристов. Главное — соблюдать правила лова. Удить можно только удочкой либо спиннингом. Сети, «кошки» и прочие приспособления запрещены.
Рыбалка за сотни километров
Кстати, о гостях: ловля симы в Сахалинской области уже привлекает поклонников рыболовного туризма. Соседи из дальневосточных регионов и приезжие из отдаленных субъектов России с большим азартом отправляются на ловлю первой в сезоне красной рыбы.
«Если рыбалка на тунца и краба в Сахалинской области уже давно известна, то на симу спрос с материка начал расти в последние пару лет. К нам приезжают гости из Хабаровского края, из Приморья, из Амурской области. Там вся известная красная рыба — это кета и горбуша. Ну или, может быть, в пивном магазине нерку копченую купят. А сима — это деликатес, это редкость. Она и ловится по-особенному, и вкус у нее свой. Один раз попробовал — не забыл. Но лов симы на Сахалине идет в короткие сроки, поэтому надо успевать. Вот с 1 мая у нас открылась официально возможность поймать вишневого лосося, и человек 50 я уже возил на такую рыбалку», — поделился сахалинский предприниматель в сфере туризма Михаил Ивашев.
Опытные рыбаки отмечают: сима — рыба не для начинающих, к ней нужен особый подход. Вишневый лосось клюет на натуральную наживку — любит червей, мясо креветки и «тампоны» из лососевой икры (свежей или соленой), по настроению может предпочесть личинки ручейника. Сима весьма избирательна даже к цвету блесны: бывалые рыболовы выезжают к месту добычи с целым арсеналом снастей, подбирая их прямо в процессе лова.
«Это хитрый лосось, вредный. Еще и осторожный: пока поймаешь, извертишься. Мало того, что с наживкой надо угадать — сима что попало не возьмет, она привередливая. Так еще и „убегает“ от рыбака. Сейчас проще всего поймать симу нахлыстом, но для этого специальное удилище нужно, да и учиться забросу надо. Не умеете — ловите с бомбардой. Это специальный поплавок, тяжелый, основательный. К нему обязательно хорошую леску, а на большой дистанции лова — шнур, мушку. С опытом научитесь „чувствовать“ рыбу, а там и хороший улов пойдет. Сима, правда, рыба непростая. Но если с ней справитесь, любую другую поймать будет куда легче», — рассказала островная рыбачка-любительница Наталья Конькова.
Лосось в законе
Главное правило, которое стараются соблюдать сахалинские рыбаки во время симужьей путины: улов, который скоро окажется в тарелке, непременно должен быть добытым собственноручно. Впрочем, это не только негласная традиция на острове, но и вполне реальное требование контролирующих инстанций.
Промышленного лова симы в Сахалинской области нет, а для любительского в 2024 году эксперты СахНИРО определили допустимую квоту добычи в 70 тонн, причем по состоянию на 28 мая рыбаки едва-едва пересекли рубеж в 900 кг.
Официально вишневого лосося можно ловить хоть каждый день, главное — купить путевку и не превышать обозначенный (и оплаченный) лимит хвостов. А вот реализовать эту рыбу по закону нельзя — допускается только употребление в пищу в личных целях. Правда, браконьеры это требование игнорируют: в местных чатах то и дело встречаются объявления о продаже симы. За килограмм просят от 700 рублей, конечная цена зависит от свежести улова. Встречается вишневый лосось и на рынках Южно-Сахалинска: стоимость стартует уже от 900 рублей, а рыба именуется «канадским лососем». Видимо, это оммаж близкому родственнику симы — чавыче, которая также считается деликатесом. Пресечь незаконную торговлю рыбой сложно: и полиция, и Роспотребнадзор, и специалисты профильных муниципальных департаментов физически не могут отслеживать все каналы сбыта. А их, в силу специфики мессенджеров и социальных сетей, много.
И все же, несмотря на флер незаконности, симу на Сахалине очень уважают — не зря именно она открывает ежегодно сезон лососевой путины. У опытных рыбаков даже есть своя примета: если вишневый лосось хорошо зайдет в реки, а хвосты будут крупными, то и горбушовая путина заладится. А сима, если повезет, может достигать 10 кг на хвост — это ли не удача?
На вкус и цвет
Вишневый лосось гастрономически не похож на распространенную горбушу и кету. Мясо симы жирное, нежное и сочное, с более слоистой структурой. Поэтому, чтобы насладиться вкусом, готовить свежий улов нужно как можно быстрее. На Сахалине симу жарят, солят или коптят. Весьма популярна она и в виде барбекю. Но все же засолка, особенно «быстрая», остается у островитян любимым способом приготовления: заправленную набором специй рыбу уже через сутки можно есть, наслаждаясь тающим на языке филе. Специально для читателей редакция Eastrussia.ru публикует классический рецепт закуски из симы.
Разделайте симу. Удалите голову, плавники, хребет и внутренности. Если вы предпочитаете «чистое» филе, снимите кожу с чешуей. Мясо промойте.
Приготовьте смесь для засолки. На одну часть сахара возьмите 3 части соли, лимонный перец и розмарин по вкусу. Хорошо перемешайте.
Уложите филе рыбы в тару. Каждый слой покройте смесью для засолки, ровным слоем толщиной 2-3 мм. Самым верхним слоем обязательно должны быть специи.
Накройте тару плотной крышкой и уберите в холодильник. Через сутки рыбу можно доставать и есть, предварительно отряхнув от специй.
Хранить уже засоленную симу нужно в растительном масле: уложите рыбу в контейнер и залейте сверху, после чего поставьте в холодильник. В таком состоянии деликатес можно держать еще несколько дней.