Амбициозный хабаровский проект претендует на статус центра притяжения на карте туристической привлекательности Дальнего Востока.
Современный горнолыжный комплекс мирового уровня под Хабаровском готовится принять гостей уже в ноябре-декабре 2023 года. «ентральным объектом будущего круглогодичного спортивно-туристического комплекса общей площадью 360 гектаров станут горнолыжные спуски.
Горнолыжный комплекс сможет принимать до 7,5 тыс. человек ежедневно. По оценкам специалистов, общий поток гостей с 2025 года составит 200 тыс. человек в год.
ГЛК «Хехцир» получил своё название по одноименному горному хребту на юге Хабаровского края. Возводится горнолыжка хотя и с чистого листа, но отнюдь не на пустом места: примерно в границах бывшей горнолыжной базы «Спартак», которая не работает с 2017 года. Однако от старой базы осталось только направление трассы для спуска.
Из Австрии, Германии, Италии, Китая и регионов России доставлено новейшее оборудование от мировых лидеров обеспечения горнолыжных систем. Строительные работы якорный инвестор проекта – АО «Центр инновационных технологий города Хабаровска» – начал в 2021 году за счет собственных средств и привлеченных кредитов. В создание первой канатной дороги уже вложено больше 1 млрд рублей, общая сумма вложений оценивается в 17,2 млрд рублей.
На склонах горы запланировано обустройство 11 трасс разной сложности, общей протяженностью более десяти километров. К активной фазе строительства «Хехцира» приступили в 2022 году. Сегодня уже вырисовывается четкая объемная картинка объекта.
К началу горнолыжного сезона 2023-2024 будут работать две трассы, протяженностью 1300 и 1200 метров, шириной 50 метров. Один склон уже готов на 100 %, второй – на 80%. По всей протяженности трасс установлены опоры освещения отечественного производства.
Подняться на трассы можно по кресельной канатной дороге. Опоры подъемников уже смонтированы. На высоте 500 метров над уровнем моря установлена приводная станция, которая будет запускать всю канатную дорогу, внизу – второй движущий механизм, а также площадки для посадки в кабины и гараж для кресел. Непрерывно курсировать будут 55 четырехместных кресельных подъемника с подогревом. Весовая нагрузка одного подъемника составляет 340 кг – все кресла испытания прошли успешно. Люди будут в них садиться с интервалом восемь секунд, скорость подъема – пять метров в секунду. За час добраться наверх по канатной дороге смогут 1400 человек.
Перепад высот между нижней и верхней станциями составляет около 300 метров. Канатная дорога имеет 14 металлических опор, установленных на бетонных фундаментах. В состав конструкции входят траверсы с балансирами, которые укомплектованы датчиками для обеспечения безопасности при эксплуатации.
Как отметил глава Хабаровска Сергей Кравчук, эта канатная дорога может обеспечить пять спусков.
«Уже смонтированы опоры подъемника, практически трасса готова, заканчиваются работы по укладке труб оснежения на склонах. Практически горнолыжный спортивный комплекс “Хехцир” к началу зимнего сезона готов. Эту работу мы проводим совместно с правительством Хабаровского края – здесь идет комплексное развитие. Круглогодичный спортивный курортный центр, который расположится на 360 гектарах, которые необходимо будет осваивать и строить новые трассы – это именно то, что будет привлекать не только жителей Хабаровского края, но и гостей из других регионов. Хабаровск вскоре сможет претендовать на звание столицы горнолыжного спорта на Дальнем Востоке».
Гостей здесь ждут не только из соседних регионов. От хабаровского международного аэропорта до новой туристической локации всего 40 километров, и примерно 30 до еще не построенного, но запланированного погранперехода на острове Большой Уссурийский.
В настоящее время заканчиваются работы по укладке труб оснежения на склонах. Уже пройдено 950 метров из 1200. Проложено более двух км труб системы искусственного оснежения, доставлены пять современных снегогенераторов Titan с высокой производительностью снега – до 110 м3/ч.
По словам директора департамента муниципальной собственности администрации Хабаровска Евгения Соловьева, система оснежения поможет основной сезон начинать раньше, а заканчивать позже.
«С учетом непростых грунтов и необходимости считаться с близостью заповедной зоны, эта работа ведется очень бережно и аккуратно. Усилия стоять того: система позволит помимо увеличения продолжительности сезона катания до 4,5 – 5 месяцев обеспечить соответствие горнолыжных трасс мировым требованиям».
Чтобы продлить сезон пришлось обустроить пруда-накопитель объёмом 13 тыс. кубометров. В него из специально пробуренных скважин будет поступать вода, которая по трубам через систему фильтров поднимется вверх через сеть колодцев глубиной 13 метров, превратится в искусственный снег. Насос обеспечивает подачу воды до самой верхней точки системы оснежения – 500 метров над уровнем моря. Наполнение пруда происходит за счет вод поверхностных вод, а также за счет двух подземных скважин.
Для обеспечения нужд горнолыжного курорта смонтированы две электроподстанции. На площадке обустроят парковку на 300 машин.
В будущем, с развитием масштабного спортивно-туристического комплекса, потребуется решить задачу его транспортной доступности.
Евгений Соловьев уточнил, что уже сейчас продумываются варианты разработки маршрутов общественного транспорта таким образом, чтобы он позволил быстро и удобно доехать до комплекса.
«Возможно, будет организована работа шаттлов – автобусов, которые будут курсировать между Хабаровском и «Хехциром». Несмотря на то, что горнолыжный комплекс – удовольствие не из дешевых, в администрации города убеждены, что это тот случай, когда экономия средств становится приоритетом. Мэр Сергей Кравчук не раз подчеркивал, что мы, прежде всего, создаем комплекс для людей. Возможно, его окупаемость будет более долгой, но это – второй вопрос. А на первом месте – социальная задача большой значимости».
На строительную площадку уже доставили уличный терминал для приема оплаты и выдачи ски-пассов. Платежный терминал позволит приобрести электронный пропуск на улице, если будут большие очереди. Оплата через терминал предусмотрена банковской картой. Примерное количество обслуживающего персонала для работы горнолыжного комплекса – 25 человек.
Курорт мирового уровня «Спортивно-туристический комплекс «Хехцир» является опорным проектом единой стратегии развития Хабаровского края. Губернатор региона Михаил Дегтярев обозначил его как флагманский проект. На территории также будет расположен биатлонный стадион с общей длиной лыжных трасс 9,5 км – там можно проводить региональные, федеральные соревнования и – в перспективе – международные. Планируется создание зоны рекреации: гостиничный комплекс, домики для семейного отдыха, детские комплексы развлечений. Чтобы минимизировать убытки вследствие сезонности, летом в зоне экстрима предусмотрена возможность кататься на велосипедах, роликах, квадроциклах, в рекреационной зоне будут построены бани, организована рыбалка, летом будет возможность по экотропам совершать пешие прогулки профессионалам и начинающим, предусмотрены и площадки для воздухоплавателей.
В планах также – интеграция с проектом Большой Уссурийский остров. Гости из КНР смогут на автобусах приезжать на «Хехцир» из Фуюаня – самого восточного города Поднесбесной – пусть даже на один день. По оценке экспертов, по окончании всего строительства и при полной загрузке ежегодная выручка круглогодичного комплекса приблизится к двум млрд рублей.
Юлия БородинаВ Хабаровске хотят превратить горнолыжный курорт «Хехцир» в сочинский «Роза Хутор» – по максимуму совместить красоту одноименного горного хребта и его возможности для активного и пассивного отдыха и летом, и зимой. Круглогодичный спортивно-туристический комплекс «Хехцир» должен стать магнитом для местных жителей, туристов из соседних регионов, дальнего и ближнего зарубежья.
Горный хребет Хехцир расположен на юге Хабаровского края, недалеко от столицы региона – это дает логистическое преимущество для ценителей природы и собственного времени. От аэропорта до новой туристической локации всего 40 километров, и примерно 30 до еще не построенного, но запланированного погранперехода на острове Большой Уссурийский.
фрагмент презентации проектной компании «Новый проект»
По задумке разработчиков концепции, главной точкой притяжения станет горнолыжный курорт международного уровня – как вариант рассматривается запуск шаттлов, которые будут прямиком доставлять сюда прибывающих туристов. Общая протяженность горнолыжных трасс составит более десяти км, тут смогут кататься как опытные, так и начинающие лыжники и сноубордисты. Все трассы будут оборудованы современными подъемниками и системами искусственного оснежения. Сейчас активно идет модернизация горнолыжного курорта. Власти обещают открытие первой очереди уже в следующем сезоне. На территории также будет расположен биатлонный стадион с общей длиной лыжных трасс 9,5 км – тут можно проводить региональные, федеральные соревнования и – в перспективе – международные. Перепад высот на хребте составляет от 198 до 598 метров, в северной части, где более пологие склоны и есть реки и озера, планируют создать зону рекреации: гостиничный комплекс, домики для семейного отдыха, детские комплексы развлечений.
фрагмент презентации проектной компании «Новый проект»
Директор АНО «Агентство привлечения инвестиций и развития инноваций Хабаровского края» Андрей Дымченко:
«Мы все привыкли “Хехцир” рассматривать как спортивный горнолыжный комплекс. Наша концепция – это спортивно-туристический комплекс круглогодичного использования. Это и центр для семейного отдыха, и в целом для туризма. Тут главное – интегрироваться в природу, а не наоборот, и обязательно погружать туристов в историю Хехцира. На Дальнем Востоке таких мест нет. В Сочи есть, чем заняться и летом, у нас тоже так можно».
В проекте 360 гектаров местности условно поделили на восемь зон с единым дизайн-кодом. Предварительно в соцсетях провели опрос: спрашивали, что будет интересно гостям, какие развлечения нужны, узнавали гастрономические предпочтения, сколько люди готовы потратить на отдых в комплексе (около 2,6 тыс. рублей). На основе ответов уже приступили к формированию концепции.
Директор ООО «Новый проект» Василий Козырев говорит, что 90% опрошенных с позитивом отнеслось к проекту.
«В зоне экстремальных видов спорта зимой предусмотрены трассы для катания на снегоходах, в зоне рекреации, где есть пруд, зимой будут заливать каток, можно ставить елку и праздновать Новый год, кемпинги и глэмпинги на территории тоже будут круглогодичными, центральная площадь будет использоваться для массовых мероприятий. Чтобы минимизировать убытки вследствие сезонности, летом в зоне экстрима мы предусмотрели возможность кататься на велосипедах, роликах, квадроциклах, в рекреационной зоне будут построены бани, организуем рыбалку, летом можно по экотропам совершать пешие прогулки профессионалам и начинающим, предусмотрены и площадки для воздухоплавателей. В планах также – интеграция с проектом Большой Уссурийский остров».
Реализация столь масштабного проекта даст мощный импульс экономике Хабаровского края, полагают авторы концепции. По их оценке, по окончании всего строительства и при полной загрузке ежегодная выручка приблизится к двум млрд рублей. Оптимизма проектировщикам добавляет близость азиатских государств и наличие рядом крупных дальневосточных столиц.
фрагмент презентации проектной компании «Новый проект»
Предварительная стоимость строительства объектов комплекса – 17,2 млрд рублей. Министр туризма Хабаровского края Екатерина Пунтус рассказала EastRussia, что в ведомстве делают ставку на привлечение якорного инвестора. Сейчас идет реконструкция горнолыжного комплекса, строительство сооружений и объектов инженерной инфраструктуры, дорог, подъездных путей и канатных дорог к смотровым площадкам.
«На уровне правительства России прорабатываются меры по импортозамещению для возведения горнолыжных подъемников и канатной дороги. Есть опоры и кресельный подъемник, его надо смонтировать. Дорожная карта разработана. Эта концепция масштабная, международная, круглогодичная – надеемся, что привлечем разного уровня туристов».
По словам министра, самое главное, что проект, который уже представили главе региона, заблаговременно прошел обсуждение с жителями края. Кстати, обеспечение инфраструктурных объектов комплекса планируется с помощью экотоплива – пеллет, которые производятся в Хабаровском крае.
Хабаровский край – на втором месте по объему турпотока, на первом – Приморье. Об этом напомнил губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярев. Объем внутреннего и въездного турпотока в регион в прошлом году превысил 500 тыс. человек – он вырос почти на 18% по отношению к предыдущему периоду. Реализация платных гостиничных услуг и туристских услуг увеличила на 22% и превысила два млрд рублей. По его словам, это хороший показатель, но необходимо совершенствовать региональные меры поддержки и усиливать вес региона в плане узнаваемости.
«В этом году шесть млн субсидий выделим на возмещение затрат на объекты туристской инфраструктуры (стоянки, парковки, туристическое оборудование и прочее), но этого мало – будем увеличивать. Нужен бренд края, надо его продвигать. Мы сейчас с трудом конкурируем с Сахалином и Камчаткой – это исторический процесс, это не чей-то промах. Все знают, что на Сахалине есть острова и море, на Камчатке – вулканы. Все знают, что Хабаровский край где-то рядом. А тут у нас – морская линия в три с лишним тысячи километров, леса, поля, горы, озера, Амур... Вопрос бренда актуален и надо его придумать и транслировать. Нужно, чтобы край был в топе и по событиям, и по турактивностям».
Илья Кожевников родился 4 мая 1987 г. в Хабаровске в семье военных. Первым кулинарным учителем был отец — он очень любил и до сих пор любит готовить. Сам заядлый рыбак и первым делом передал сыну навыки приготовления блюд из рыбы.
Как это часто бывает в офицерских семьях, Илью готовили к жизни профессионального военного. В 14 лет подал документы в Суворовское училище в Уссурийске. Но строгая медицинская комиссия неожиданно нашла редкое заболевание глаз «цветослабость» — неспособность различать оттенки некоторых цвета. Пришлось доучиваться в обычной школе.
Но Илья не собирался сдаваться, и после получения аттестата рискнул подать документы в Пермское танковое училище. Но окулист медкомиссии опять подтвердил диагноз и с мечтой о службе в армии пришлось окончательно распрощаться...
Особо не задумываясь о своем «гражданском» будущем, Илья пошел учиться в Хабаровский торгово-экономический техникум на техника-технолога общественного питания. Он понимал, что будет заниматься процессами на кухне, составлением технологических карт, но долгое время как-то не ассоциировал эту профессию с профессией повара.
Первое осмысление пришло во время студенческой производственной практики. Одно из мест, где пришлось поработать Илье в 2007 г. — кафе «Дальний Восток» от артелей старателей «Амур» на ул. Муравьева-Амурского в Хабаровске. Это было первое большое бистро краевого центра. И направили там Илью Кожевникова в самый тяжелый в кафе цех — кондитерский. Работы было много, но и учителя там были отличные.
До 22 лет Илья учился, не осознавая, что профессия повара может стать для него на всю жизнь: он просто старательно постигал ее азы.
Время окончания техникума совпало со временем, когда в Хабаровске стали очень популярными японские роллы и суши. Тогда для Ильи японская кухня была «пустым звуком», готовить блюда кухни Страны восходящего солнца он не умел, если не считать навык разделки рыбы - всё-таки сын рыбака! Полтора года ушло на то, чтобы освоить основы приготовления японских блюд, итальянских пицц и понять, что нужно учиться и развиваться дальше.
Сегодня Илья с удовольствием вспоминает ресторан «Старая башня» в районе Дома одежды. Именно там впервые он стал шеф-поваром! Потом в послужном списке были ресторан «Олимпик» у «Платинум Арены» (там уже развивались навыки приготовления европейских блюд), «R-кафе» на площади Ленина, японский ресторан «Теппан Яки», ресторан «Цветы».
Был интересный опыт работы по контракту в китайском городе Тунцзян: там Илья Кожевников с нуля «ставил» русскую и европейскую кухни.
Амбиции у Кожевникова были всегда: познав полет творчества будучи шеф-поваром уже в 22 года, вне этой профессии Илья себя уже не представлял. Но при этом понимал: знаний-то не хватает! Надо учиться и учиться! И, вернувшись из Китая, он отправился на запад страны постигать кулинарные знания в ведущих ресторанах Москвы и Санкт-Петербурга.
Сначала была стажировка в Москве в сети итальянских ресторанах «Semplice» в 2015 г., затем обучение в кулинарной школе «Vip masters» (современная европейская кухня) под руководством шеф-повара Сергея Батукова. А еще была работа в ресторанах «Симпозиум», «Dozari» под руководством брэнд-шефа Рустама Тангирова в Санкт-Петербурге, в Москве в ресторане «Северяне» под руководством Григория Трояна, во Владивостоке в ресторане «Iz Brasserie», погружение в итальянскую кухню в Краснодаре.
После серии стажировок Илью Кожевникова пригласили в хабаровский ресторан «Амур» как шеф-повара дальневосточного направления. По его мнению, наличие сегодня в меню многих ресторанов блюд дальневосточной кухни — это не дань моде, а жизненно-географическая необходимость.
— Почему активно развивают, к примеру, питерскую и сибирские кухни? Чем наша дальневосточная хуже? — задает вопрос Илья. — И неправильно везде нашу местную кухню ассоциировать только с папоротником, у нас много других природных продуктов!
Илья Кожевников развитием дальневосточной кухни занимается 6 лет. И как никто другой понимает, что ресторан — это бизнес, и в этом бизнесе не каждый согласится на эксперименты с дальневосточными блюдами.
— Увы, спрос на дальневосточные продукты небольшой, — с сожалением говорит Илья. — А нет спроса, нет и предложения. Не стоит очередь из поставщиков папоротника, черемши, грибов, ореха. Это ненормально, что в грибной сезон я в ресторане использую замороженные грибы. Да, они отборные, качественные, но замороженные! Я дальневосточные вешенки беру свежими у наших фермеров, хотя они и дороже китайских. Но у них вкус другой! Было бы побольше нас, шеф-поваров, кто покупает дальневосточные продукты у местных, тогда бы они стоили для всех дешевле.
Сегодня в Хабаровске такая ситуация, что всего 3-4 ресторана имеют на постоянной основе дальневосточное направление, и им свежих местных продуктов для этого не хватает.
Один из таких ресторанов — MAIN WINE, в котором Илья Кожевников работает шеф-поваром уже два с половиной года.
— Наши гости называют ресторан «элитным», но такую характеристику они придумали сами, — подчеркивает Илья. — Такая характеристика могла напугать неуверенного в себе шеф-повара: надо же соответствовать высокому «народному» званию! Конечно, определенная доля переживаний у меня была, когда предложили возглавить кухню в MAIN WINE. Но опыт уже был достаточный, поэтому с интересом взялся за новый проект.
Гостей в MAIN WINE сложно удивить: в своем большинстве они — люди состоятельные, повидали лучшие рестораны как в столице России, так и за рубежом, и у них высокий уровень ресторанной культуры. Ответственность из-за этого в работе шеф-повара особая. Но если ничего не делать, то и ничего не добьешься. Илья с головой окунулся в работу в новом ресторане.
Существует расхожая фраза: «В ресторан MAIN WINE приходят, чтобы не просто поесть, а получить еще и эстетическое удовольствие!». За два с половиной года работы ресторана примерно 95 процентов отзывов о кухне — положительные. Недовольство высказывают редко, да и в том случае, если идет несовпадение вкусов гостя и шеф-повара. В ресторане к этому относятся спокойно:
— В таких случая я даже всегда говорю: «Я готов купить это блюдо!» — с улыбкой говорит Илья Кожевников. — От него отказываются не потому, что оно не вкусное, причина другая: есть люди, которые не переносят тот или иной ингредиент в блюде. Все мы разные!
Уже будучи шеф-поваром ресторана MAIN WINE, ему в 2022 г. посчастливилось пройти стажировку в московском ресторане SAVVA, имеющем одну звезду Мишлен. Руководство хабаровского ресторана посчитало, что их шеф-повар должен «изнутри» увидеть работу тех, кто добился успеха в высокой кухне. И действительно, на кухне SAVVA было чему поучиться!
Интересен у Ильи Кожевникова показатель определения своего любимого блюда:
— Любимое — это то блюдо, которые ты делаешь первые три дня. Ты его доводишь до идеала, экспериментируешь с ингредиентами и подачей, переживаешь как оно будет воспринято гостями. Как только его приготовление получает «поточность», оно уходит из разряда любимого, появляются новые «любимчики».
Илья Кожевников категорически не согласен с еще одним «народным» мнением: готовить надо только в хорошем настроении!
— Если бы я всегда ждал у себя хорошего настроения, чтобы подойти к плите, то вряд ли успевал готовить столько блюд за смену, — улыбается Илья. — Поварское дело — это, прежде всего, работа: ежедневная, рутинная, и подстраивать ее под свое настроение — неправильно.
А еще Илья Кожевников против «гигантомании»: это когда рестораны хвастаются, что одновременно могут накормить, к примеру, 1000 и более человек. В MAIN WINE максимум гастроужины делают на 80 человек. Самое большое количество людей, которое пришлось накормить одновременно, в поварской биографии Ильи было 150 человек — это когда он работал в хабаровском ресторане «Эхо».
— Для меня главное — не количество, главное — качество! — тут Илья категоричен.
Особая профессиональная гордость Ильи Кожевникова успешное участие во Всероссийском конкурсе «Chef a la Russe 2016». Тогда команда хабаровских поваров, в составе которой кроме Ильи были Алексей Шилов (шеф-повар MeetMeat) и Ксенией Бояркиной (кондитерская Ле Нуаж), в полуфинале выиграла «золото», а в финале взяла «бронзу». И это при участии 30 команд!
Как и другие шеф-повара, Илья Кожевников считает, что в Хабаровске огромная проблема с кадрами.
— Я люблю работать с молодыми поварами, но я очень строгий учитель и учу только тех, кто искренне хочет работать, — признается Кожевников. — Для меня важно, чтобы было правильно подготовлено рабочее место, кухонные приборы, посуда, чтобы технология приготовления блюд соблюдалась точно. От правильной организации труда зависит то, как пройдет весь рабочий день.
По итогам Всероссийской национальной ресторанной премии WHERETOEAT за 2022 год ресторан MAIN WINE был назван лучшим в Хабаровске, но в общем рейтинге по России у него лишь 151 место. Чего не
хватает хабаровским ресторанам, чтобы быть в лидерах в масштабах страны?
— Наши рестораны не уделяют должное внимание маркетингу, — считает Илья Кожевников. — Мы не так сильно занимаемся раскруткой, как это делают на западе страны. К примеру, наш ресторан создавался не для того, чтобы «светиться», заставлять гостей и экспертов голосовать именно за нас, выходить на улицы с плакатами «MAIN WINE — лучший!». У нас даже рекламы как таковой нет. У нас камерный ресторан, задача была сделать его «своим» для определенной группы людей и постоянно удивлять их высоким качеством блюд, а не пустыми словами. А если постоянно хорошо работать, то в любом случае тебя заметят...
Вот так несостоявшийся военный стал отличным шеф-поваром. Илья Кожевников награждён Почетной грамотой Правительства Китая, имеет сертификат эксперта «WorldSkills Russia» в компетенции «Поварское дело», принимал участие в организации Форума «Дни Дальнего Востока в Москве», он — член Гильдии кулинаров России. И, учитывая его молодой возраст, послужной список Ильи Кожевникова явно будет еще пополняться.
Современный горнолыжный комплекс мирового уровня под Хабаровском готовится принять гостей уже в ноябре-декабре 2023 года. «ентральным объектом будущего круглогодичного спортивно-туристического комплекса общей площадью 360 гектаров станут горнолыжные спуски.
Горнолыжный комплекс сможет принимать до 7,5 тыс. человек ежедневно. По оценкам специалистов, общий поток гостей с 2025 года составит 200 тыс. человек в год.
ГЛК «Хехцир» получил своё название по одноименному горному хребту на юге Хабаровского края. Возводится горнолыжка хотя и с чистого листа, но отнюдь не на пустом места: примерно в границах бывшей горнолыжной базы «Спартак», которая не работает с 2017 года. Однако от старой базы осталось только направление трассы для спуска.
Из Австрии, Германии, Италии, Китая и регионов России доставлено новейшее оборудование от мировых лидеров обеспечения горнолыжных систем. Строительные работы якорный инвестор проекта – АО «Центр инновационных технологий города Хабаровска» – начал в 2021 году за счет собственных средств и привлеченных кредитов. В создание первой канатной дороги уже вложено больше 1 млрд рублей, общая сумма вложений оценивается в 17,2 млрд рублей.
На склонах горы запланировано обустройство 11 трасс разной сложности, общей протяженностью более десяти километров. К активной фазе строительства «Хехцира» приступили в 2022 году. Сегодня уже вырисовывается четкая объемная картинка объекта.
К началу горнолыжного сезона 2023-2024 будут работать две трассы, протяженностью 1300 и 1200 метров, шириной 50 метров. Один склон уже готов на 100 %, второй – на 80%. По всей протяженности трасс установлены опоры освещения отечественного производства.
Подняться на трассы можно по кресельной канатной дороге. Опоры подъемников уже смонтированы. На высоте 500 метров над уровнем моря установлена приводная станция, которая будет запускать всю канатную дорогу, внизу – второй движущий механизм, а также площадки для посадки в кабины и гараж для кресел. Непрерывно курсировать будут 55 четырехместных кресельных подъемника с подогревом. Весовая нагрузка одного подъемника составляет 340 кг – все кресла испытания прошли успешно. Люди будут в них садиться с интервалом восемь секунд, скорость подъема – пять метров в секунду. За час добраться наверх по канатной дороге смогут 1400 человек.
Перепад высот между нижней и верхней станциями составляет около 300 метров. Канатная дорога имеет 14 металлических опор, установленных на бетонных фундаментах. В состав конструкции входят траверсы с балансирами, которые укомплектованы датчиками для обеспечения безопасности при эксплуатации.
Как отметил глава Хабаровска Сергей Кравчук, эта канатная дорога может обеспечить пять спусков.
«Уже смонтированы опоры подъемника, практически трасса готова, заканчиваются работы по укладке труб оснежения на склонах. Практически горнолыжный спортивный комплекс “Хехцир” к началу зимнего сезона готов. Эту работу мы проводим совместно с правительством Хабаровского края – здесь идет комплексное развитие. Круглогодичный спортивный курортный центр, который расположится на 360 гектарах, которые необходимо будет осваивать и строить новые трассы – это именно то, что будет привлекать не только жителей Хабаровского края, но и гостей из других регионов. Хабаровск вскоре сможет претендовать на звание столицы горнолыжного спорта на Дальнем Востоке».
Гостей здесь ждут не только из соседних регионов. От хабаровского международного аэропорта до новой туристической локации всего 40 километров, и примерно 30 до еще не построенного, но запланированного погранперехода на острове Большой Уссурийский.
В настоящее время заканчиваются работы по укладке труб оснежения на склонах. Уже пройдено 950 метров из 1200. Проложено более двух км труб системы искусственного оснежения, доставлены пять современных снегогенераторов Titan с высокой производительностью снега – до 110 м3/ч.
По словам директора департамента муниципальной собственности администрации Хабаровска Евгения Соловьева, система оснежения поможет основной сезон начинать раньше, а заканчивать позже.
«С учетом непростых грунтов и необходимости считаться с близостью заповедной зоны, эта работа ведется очень бережно и аккуратно. Усилия стоять того: система позволит помимо увеличения продолжительности сезона катания до 4,5 – 5 месяцев обеспечить соответствие горнолыжных трасс мировым требованиям».
Чтобы продлить сезон пришлось обустроить пруда-накопитель объёмом 13 тыс. кубометров. В него из специально пробуренных скважин будет поступать вода, которая по трубам через систему фильтров поднимется вверх через сеть колодцев глубиной 13 метров, превратится в искусственный снег. Насос обеспечивает подачу воды до самой верхней точки системы оснежения – 500 метров над уровнем моря. Наполнение пруда происходит за счет вод поверхностных вод, а также за счет двух подземных скважин.
Для обеспечения нужд горнолыжного курорта смонтированы две электроподстанции. На площадке обустроят парковку на 300 машин.
В будущем, с развитием масштабного спортивно-туристического комплекса, потребуется решить задачу его транспортной доступности.
Евгений Соловьев уточнил, что уже сейчас продумываются варианты разработки маршрутов общественного транспорта таким образом, чтобы он позволил быстро и удобно доехать до комплекса.
«Возможно, будет организована работа шаттлов – автобусов, которые будут курсировать между Хабаровском и «Хехциром». Несмотря на то, что горнолыжный комплекс – удовольствие не из дешевых, в администрации города убеждены, что это тот случай, когда экономия средств становится приоритетом. Мэр Сергей Кравчук не раз подчеркивал, что мы, прежде всего, создаем комплекс для людей. Возможно, его окупаемость будет более долгой, но это – второй вопрос. А на первом месте – социальная задача большой значимости».
На строительную площадку уже доставили уличный терминал для приема оплаты и выдачи ски-пассов. Платежный терминал позволит приобрести электронный пропуск на улице, если будут большие очереди. Оплата через терминал предусмотрена банковской картой. Примерное количество обслуживающего персонала для работы горнолыжного комплекса – 25 человек.
Курорт мирового уровня «Спортивно-туристический комплекс «Хехцир» является опорным проектом единой стратегии развития Хабаровского края. Губернатор региона Михаил Дегтярев обозначил его как флагманский проект. На территории также будет расположен биатлонный стадион с общей длиной лыжных трасс 9,5 км – там можно проводить региональные, федеральные соревнования и – в перспективе – международные. Планируется создание зоны рекреации: гостиничный комплекс, домики для семейного отдыха, детские комплексы развлечений. Чтобы минимизировать убытки вследствие сезонности, летом в зоне экстрима предусмотрена возможность кататься на велосипедах, роликах, квадроциклах, в рекреационной зоне будут построены бани, организована рыбалка, летом будет возможность по экотропам совершать пешие прогулки профессионалам и начинающим, предусмотрены и площадки для воздухоплавателей.
В планах также – интеграция с проектом Большой Уссурийский остров. Гости из КНР смогут на автобусах приезжать на «Хехцир» из Фуюаня – самого восточного города Поднесбесной – пусть даже на один день. По оценке экспертов, по окончании всего строительства и при полной загрузке ежегодная выручка круглогодичного комплекса приблизится к двум млрд рублей.
В регионах ДФО и на Байкале ожидают роста туристического потока на особо охраняемых природных территориях, где должна быть создана инфраструктура, в том числе дополнительные средства размещения, и предусмотрены меры регулирования антропогенного воздействия. Одной из основных точек притяжения туристов остается озеро Байкал, проекты связанные с которым развивают два региона – Иркутская область и Бурятия.
В Бурятии предполагается развивать расположенный на байкальском побережье курорт «Горячинск» в Прибайкальском районе (Туркинское сельское поселение) – построить новый корпус, спа-комплекс с бассейнами, ресторан, зал для мероприятий, домики шале, юрты, благоустроить территорию. Объем вложений в проект оценивается в более чем 1,6 млрд рублей. Резидент ТОР «Бурятия» – компания «Курорты Бурятии»[1], намерен расширить экопарк «Южный Байкал», создав новую локацию – «Мыс Капитанов» в поселке Выдрино Кабанского района (инвестиции – 189 млн рублей). Крупная федеральная круизная компания ООО «Водоходъ»[2] рассчитывает продолжать развитие круизного судоходства в акватории Байкала. В текущем году компания запланировала проведение 26 круизов «Байкальская экспедиция» на судне на воздушной подушке «Бирюса».
Кроме того, на текущее лето (после 20 июля) запланирован первый научно-туристический круиз «Ожерелье Байкала»[3] по Байкалу на научно-исследовательском судне Росгидромета «Профессор Вознесенский». Туристы за десять дней смогут посетить шесть особо охраняемых природных территорий (ООПТ), расположенных на озере Байкал – Прибайкальский и Забайкальский национальный парки, Байкало-Ленский, Баргузинский и Байкальский заповедники, Кабанский заказник. Программа маршрута включает посещение острова Ольхон, Байкальского музея, Кругобайкальской железной дороги (КБЖД), солнечной обсерватории, мысов Кадильный и Покойный, бухты Песчаная[4].
С 1 июня предполагается увеличить количество регулярных рейсов из Бурятии на остров Ольхон до двух раз в день. Авиарейс «Улан-Удэ – Хужир» обслуживается авиакомпаниями «Аврора» и «СиЛА» (на самолете L-410). Пока рейсы на Ольхон выполняются один раз в день. В минувшем году из-за популярности направления у туристов в летний сезон билеты были раскуплены на месяц вперед. При этом рейс входит в список социально-значимых маршрутов Дальневосточного ФО и субсидируется из федерального бюджета (цена билета составляет 1 035 рублей).
Стоит напомнить, что в сфере туризма на природных территориях проблемами остаются соблюдение необходимых мер безопасности на маршрутах и борьба с теневыми туристическими услугами. В частности, Дальневосточная транспортная прокуратура весной текущего года установила, что индивидуальный предприниматель, чей вертолет Robinson-44 с туристами на борту разбился в феврале на Сахалине вблизи пика Чехова (находится в 15 км к северо-востоку от Южно-Сахалинска)[5], не имел сертификата на выполнение коммерческих воздушных перевозок, но предлагал платные прогулочные маршруты на вертолетах в регионе. Напомним, что прежде на федеральном уровне предполагалось ввести требования по обязательной квалификации предоставляющих услуги гидов, организующих маршруты на отдаленных природных территориях. Пока дополнительных законодательных мер, тем не менее, в данной сфере не принято. Наличие рынка нелегальных туристических услуг, в том числе в сфере авиационных перевозок связано также с ограниченным в настоящее время предложением, а кроме того, с высокой стоимостью услуг официальных операторов по сравнению с нелегальным бизнесом, часто предлагающим турпродукты по заниженным ценам.
Внимание предполагается уделять реконструкции санаторных комплексов, а также созданию новых для удовлетворения спроса на оздоровительный туризм на природных территориях. Госкорпорация «Туризм.РФ» намерена реализовать проекты по созданию санаториев в Иркутской области и на Сахалине. В Иркутской области таким проектом может стать анонсированный в феврале текущего года туристический кластер «Иркутск-Тальцы» (Иркутский район), где к 2026 г. предполагается построить гостиничный комплекс на 3,5 тыс. номеров, кемпинги, глэмпинги, эко-тропы, ферму разведения аквакультур, яхтенную марину с сервисным обслуживанием маломерных судов и объекты развлекательной инфраструктуры. Разработка мастер-плана комплекса должна завершиться в сентябре текущего года.
Стоит отметить, что реализация проектов крупных туристических комплексов связана с определенными рисками – низкая рентабельность из-за невозможности обеспечить полную круглогодичную загрузку, логистические сложности с поставками строительных материалов. Более целесообразным эксперты отрасли полагают строительство небольших отелей на 150-200 номеров. При этом вблизи Байкала такие проекты обойдутся в среднем в 2 млрд рублей, тогда как на Сахалине их стоимость возрастет до 3,5-4 млрд рублей из-за технических и логистических сложностей.
Тем временем в ТОР «Забайкалье» санаторный комплекс «Кука» (ООО «Здравницы Забайкалья»[6]) на водах Кукинского минерального месторождения (Читинский район) по итогам аттестации в мае подтвердил уровень «3 звезды» после проведения реконструкции, обновления оборудования и разработки базовых и лечебно-реабилитационных программ. Санаторий, рассчитанный на 200 постояльцев, включает три новых жилых корпуса на 88 номеров, три коттеджа, ресторан и конференц-залы, залы для реабилитации, поликлинику, ванный комплекс и спа-комплекс. Инвестор также планирует построить бассейны открытого и закрытого типа и досуговый центр.
В сфере спортивного туризма в первую очередь наиболее популярным является горнолыжное направление. На Дальнем Востоке одним из его центров предполагается сделать Сахалин. В конце апреля рабочая группа АО «Корпорация Туризм.РФ» представила мастер-план комплексного развития круглогодичного горнолыжного комплекса «Горный воздух» в Южно-Сахалинске. Он предусматривает строительство к 2026 г. отелей класса 3-4 звезды на 980 номеров, а к 2029 г. – еще 950 номеров. Зимой на курорте будут работать 65 км горнолыжных трасс, в летнее время – комплекс для активного отдыха, банный и спортивно-развлекательный комплекс, концертная площадка, байк-парк, летний открытый бассейн и оборудованный променад вдоль реки Марковка.
Общая площадь комплекса составит 101 га. Объем инвестиций предварительно оценивается в 20 млрд рублей – из них 15 млрд рублей предполагается направить на развитие туристической инфраструктуры, 5 млрд рублей – на строительство обеспечивающей инфраструктуры. Полностью завершить работу над мастер-планом курорта планируется к сентябрю текущего года.
В настоящее время комплекс «Горный воздух» включает 15 горнолыжных трасс общей протяженностью порядка 35 км на горах Большевик и Красная. Также в комплексе действуют учебный склон, сноуборд-парк и трасса для ски-кросса. Однако недостаток средств размещения туристов остается проблемой, поскольку большинство гостиничных проектов пока не завершены или только планируются. На территории комплекса был полностью сдан и работает только хостел «Берлога», а проект создания альпийской деревни находится в стадии реализации.
В частности, ВТБ предоставил компании ООО «Сахалин Шале» кредит на сумму 700 млн рублей для второй и третьей очередей апарт-отеля в ТОР «Горный воздух». Инвестор построит 4-звездочный гостиничный комплекс в стиле горной альпийской деревни с 14 коттеджами общей площадью более 14,5 тыс. кв. м. Первая очередь отеля была введена в эксплуатацию в январе 2022 г., вторая очередь – в мае текущего года. К настоящему времени отель насчитывает 37 номеров. Полностью завершить проект предполагается к концу 2024 г. Номерной фонд достигнет 83 номеров, будет построен ресторан на 100 мест и комната отдыха. К настоящему времени в проект инвестировано свыше 1,2 млрд рублей.
Между тем строительство горнолыжного курорта «Арсеньев» в Приморском крае оценивается в сумму порядка 10 млрд рублей. Объект планируется ввести до 1 января 2025 г. В том числе 7,5 млрд рублей будет выделено региону в виде субсидии из федерального бюджета, 2,5 млрд рублей – направлено из краевого бюджета. В рамках проекта предполагается проложить 12 км горнолыжных трасс, построить две канатные дороги протяженностью по 1,5 км, создать зоны отдыха и зоны проживания на 225 мест.
К другим развиваемым направлениям спортивного туризма относится создание объектов мотоспорта и автоспорта. Осенью прошлого года на Камчатке (Петропавловск-Камчатский) в рамках СПВ был запущен спортивно-туристический комплекс «Мото парк Камчатка». Объем инвестиций в проект превысил 353 млн рублей. В текущем году на территории комплекса запланировано проведение девяти соревнований по мотокроссу и девяти автогонок. Комплекс занимает 15,5 га в пригороде Петропавловска-Камчатского, включает мототрассы протяженностью 1,6 тыс. м с перепадами высот до 23 м, трассу для автоспорта длиной более 1 тыс. м с перепадами высот до 30 м. Посещаемость комплекса в месяц составляет порядка 150 человек.
Тем не менее для дальнейшего развития проекта необходимо дополнительное финансирование. В мае текущего года инвесторы обратились к вице-премьеру, полпреду президента в ДФО Ю.Трутневу с просьбой рассмотреть вопрос о капитальном ремонте автодороги, ведущей к мотопарку, с помощью федерального финансирования. В конце прошлого года дорога была передана Минобороны РФ в собственность администрации Петропавловск-Камчатского городского округа. В муниципальном бюджете предусмотрены средства на содержание и грейдирование дороги, но с учетом глинистых грунтов требуется проведение капитального ремонта дорожного полотна. Ю.Трутнев поручил Минвостокразвития и КРДВ рассмотреть возможность включения мероприятия по ремонту автодороги в план социального развития центров экономического роста Камчатского края.
В регионах рассчитывают, что некоторые исторические объекты, имеющие потенциал для привлечения туристов, возможно будет реконструировать, однако в отдельных случаях для этого предварительно необходимо решить вопросы собственности. Так, власти Сахалина намерены получить в региональную собственность и реконструировать столетний маяк Анива (высотой 31 м, построен в 1939 г. на одноименном мысе), являющийся одной из известных туристических достопримечательностей острова. С соответствующей просьбой губернатор В.Лимаренко в марте обращался к президенту РФ В.Путину в ходе совещания по вопросам реализации программы развития дальневосточных городов (в настоящее время маяк находится в собственности Минобороны). В мае президент, поддержав предложение губернатора, поручил Минобороны до 1 июля построить на мысе Анива новый маяк, а старый передать в собственность региональных властей. Старый маяк предполагается реконструировать, создать причал для высадки туристов, обустроить визит-зону и оборудовать музей.
Стоит отметить, что в текущем году из регионального бюджета Сахалинской области выделено 322 млн рублей на ремонт автодорог к туристическим объектам. В том числе на данные средства планируется обновление 5 км автодороги «Лиственничное – Охотское», обеспечивающей проезд из Южно-Сахалинска к побережью Охотского моря.
Губернатор Приморского края О.Кожемяко в марте поручил начать работы по отнесению Владивостокской крепости (филиал музея-заповедника истории Дальнего Востока им. В.К. Арсеньева) к особо ценным объектам культурного наследия с целью повышения эффективности управления и популяризации дальневосточного памятника. Музей-заповедник «Владивостокская крепость» был создан в 2019 г. и объединил более 60 оборонительных объектов[7] (постройки 1899-1914 гг.) на сопках и побережье полуострова Муравьёва-Амурского и острова Русский. Тем не менее часть бетонных сооружений была разрушена в последние несколько десятилетий в отсутствие мероприятий по охране и восстановлению. В частности, крепость разрушалась от времени, погодных условий и действий вандалов, а также строительных работ на автотрассе «Седанка – Патрокл» (проводились в 2012 г.).
К концу текущего года для 30 объектов крепости планируется утвердить охранные зоны. С помощью охранных зон предполагается сохранить рекреационные зоны и регулировать туристический поток на наиболее популярных объектах – в форте Суворова, форте Поспелова, на Новосильцевской батарее. В частности, заасфальтирована дорога к форту Поспелова, построены парковочные площадки.
Часть туристических проектов реализуется на отдаленных территориях в северных регионах. Их развитие затруднено сложной логистикой и климатическими условиями. Тем не менее в ближайшее время они ожидают первых посетителей. В Магаданской области к концу 2024 г. планируется создать туристическую инфраструктуру на острове Завьялова. Строительство туристско-рекреационного комплекса на острове ведет компания «Экспедиция-тур»[8]. Проект будет включать гостиничный комплекс, зоны отдыха, трассы для треккинговых и эколого-туристических маршрутов. Для строительства на остров завезены строительные материалы, техника и топливо, подготовлены площадки, проведены берегоукрепляющие мероприятия.
Остров Завьялова (площадь – 40 тыс. га) находится в 50 км от побережья, в настоящее время он необитаем[9], в 2018 г. на него были переселены две партии овцебыков из Якутии (порядка 50 особей). Также с 2020 г. на острове проводится работа по восстановлению популяции снежных баранов (исчезли на острове в 1970-х гг.). Первые туристы смогут посетить базу на острове летом текущего года. За сезон планируется принимать до 1 тыс. человек, которых на остров будет доставлять катер.
В апреле текущего года в Магадане началось проектирование морского туристического центра в бухте Нагаева (часть мастер-плана города). Его планируется подготовить до конца года. Предполагается, что в бухте будет создана защищенная акватория с безопасной стоянкой для судов, предлагающей также их обслуживание и заправку. На территории также планируется создать автомобильную парковку, пешеходные дорожки, детские площадки и места для отдыха.
Между тем вблизи Якутска в рамках ТОР «Якутия» создается туристический комплекс компании ООО «СахаТур», стилизованный под ямщицкую стоянку на Иркутск-Якутском ямщицком тракте (служил для перевозки грузов и почты). Объем вложений в проект превышает 28 млн рублей. Проект планируется разместить на площади 2,3 га в селе Старая Табага – он будет включать 10 гостевых домиков, баню и ресторан. Запуск намечен на осень 2023 г.
Что касается дополнительной федеральной поддержки, то в феврале было подписано распоряжение правительства о выделении регионам средств на поддержку общественных инициатив в сфере развития туристической инфраструктуры. Бурятии предназначено на данные цели больше всех в ДФО - 149 185,6 тыс. рублей, Амурской области – 16 831,2 тыс. рублей, Сахалинской области – 10 516,1 тыс. рублей.
Отдельными распоряжениями были также распределены средства на проектирование туристского кода центров Улан-Удэ (213 072,3 тыс. рублей), Владивостока (213 072,3 тыс. рублей), Иркутска (200 374,9 тыс. рублей) и на поддержку событийного туризма – 40 776,8 тыс. рублей для Бурятии, 37 047,7 тыс. рублей для Иркутской области, 29 265,7 тыс. рублей для Хабаровского края, 25 947,9 тыс. рублей для Приморского края.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Учредители – ООО «Дорстройсервис» (владелец – Б.Цынгуев), ООО «Профкурорты Бурятии» (владелец – Б.Батуев), ООО «Инвестстрой» (владелец – М.Гармаева) и ООО «Байкал-Консалт» (владелец – Н.Дабаева).
[2] Владельцы – крупные федеральные бизнесмены Р.Багаутдинов и В.Олерский.
[3] Разработан дирекциями расположенных вокруг Байкала ООПТ по поручению Минприроды РФ.
[4] Маршрут является кольцевым – начинается и заканчивается в поселке Листвянка.
[5] В результате авиационного происшествия 17 февраля погибли пилот и один из пассажиров, второй пассажир получил травмы, но выжил.
[6] Подконтрольна бывшему главе Минздрава региона С.Давыдову.
[7] При этом часть объектов крепости (всего их 96) находится в ведении Минобороны и городской администрации.
[8] Учредитель – вице-спикер Магаданской областной думы И.Донцов («Единая Россия»).
[9] До 1990-х гг. на острове располагались маяк, метеостанция и рыбозавод.
Чтобы пообщаться с владельцем усадьбы «Манома» Павлом Писановым, за ним нужно буквально «охотиться». «Окно» для разговора нашлось лишь в начале рабочей недели, в перерыве между наплывами туристов. Пандемия и санкции сделали так, что туристический поток в отдельно взятой усадьбе вырос процентов на 30, работы невпроворот.
187 километров по федеральной трассе Хабаровск – Комсомольск-на-Амуре и еще шесть по «гравийке»: 2,5 часа и вот нас у калитки встречает Павел с супругой Анной, а также работник усадьбы в русском национальном костюме с подносом, на котором разносолы и напиток собственного производства на березовом соке и меду – отдых начинается сразу!
– Мы всех наших клиентов называем «гости». Вы же к нам в усадьбу приезжаете, не просто на базу отдыха, мы здесь живем и даем возможность пожить нашей жизнью пару дней, ощутить окружающую природу, - рассказывает Павел.
Усадьба «Манома» находится в Анюйском национальном парке, в месте слияния трех горных рек: Манома, Ховалген и Анюй.
Река Манома
Первый колышек Павел забил здесь 20 лет назад, оставив в Хабаровске квартиру и бизнес (у Павла был свой автосервис). Привела его сюда непреодолимая тяга к рыбалке, у Павла она с самого детства.
– Я в детстве жил в Новосибирске. И однажды, когда мне было лет пять, ушел на речку Иня, там какой-то мужик ловил на «закидушку» мелкую рыбешку и складывал ее в трехлитровую банку. Так вот, я несколько часов наблюдал за этими рыбами в банке, удивляясь, что там, под водой, настоящая жизнь! А еще я тогда впервые увидел милицейский ГАЗик с синей полосой и мигалкой – это родители меня искали, – вспоминает Павел.
С тех пор Павел все свободное время проводил или на рыбалке, или в мечтах о рыбалке. Учиться пошел в мореходку во Владивостоке, поближе к морю, а, значит, и к рыбе. Закончил «учебку», получил визу и «открытое плавание», но преподаватели дали совет: «Паша, ты так любишь рыбалку, зачем тебе море? Езжай на Амур, это богатейшая, красивая река. Если захочешь в море потом, то в любой момент обратишься к своим однокурсникам, они через 5-10 лет станут капитанами судов и с радостью возьмут тебя. Но любовь к рыбалке ты сможешь реализовать только на реке».
Так Павел Писанов очутился на берегах Амура, где, впрочем, река и море для него «соединились» – Павел служил на проводке подводных лодок из Комсомольска-на-Амуре, где их строили, в сахалинский морской порт Москальво. Потом был бизнес в Хабаровске, но все время – страсть к рыбалке.
Оставить все и окончательно переехать в Нижнюю Маному Павла убедил… директор американской страховой компании AIG, который открывал в Хабаровске филиал (AIG – крупнейшая в мире страховая компания, специализируется на страховании жизни богатых людей, клиенты AIG – 90 млн человек по всему миру, в том числе почти 90% участников списка Forbes – примечание EastRussia).
– У них так принято, что на открытие нового филиала всегда приезжает «генеральный». Офисы они открывают в городах-миллионниках, либо в городах с динамично растущим населением. В Хабаровске как раз тогда было все динамично, – вспоминает Павел.
Через два дня после Хабаровска директор AIG должен был лететь в Японию. Местные власти, тогда губернатором региона был Вячеслав Шпорт, его, конечно же, стали приглашать в поездки и на всевозможные объекты.
– Принимающая сторона – сотрудники компании AIG в России – понимали, что его будут «раскручивать» как возможного инвестора, и это поставит его в неловкую ситуацию. Тогда босса решили «спрятать» на пару дней у меня в Маноме, – продолжает Павел.
Павел рассказывает, что все было как в детективе: директор AIG с двумя помощниками, оставив портфели и телефоны на столике в ресторане «Саппоро» в самом центре Хабаровска, вышли через черный ход и сели в расхлябанный грязный «Галлопер» (корейский аналог японского внедорожника Mitsubishi Pajero – прим. EastRussia), на котором и прикатили в Маному.
– Я еще удивился тогда, что такой человек и на «Галлопере», – продолжает Павел. – Правда, когда через два дня он уезжал, то «реабилитировался»: за ним приехали черные «Мерседесы», возле которых, положив руку на крышку багажника, стояли сопровождающие. Был конец октября, шел первый осенний снег, «Мерсы» и парни, пока мы прощались, медленно покрывались снегом, было красиво. А еще сопровождающие все, как один, были похожи на Игоря Верника.
Того американского гостя Павел вывозил в зимовье в тайге, где они заночевали. Иностранец часами смотрел, как идет на нерест лосось, как кормится хариус, как в поисках добычи над рекой кружит орлан, а после дал совет, который окончательно определил дальнейший вектор жизни Павла.
– Павел, бросай все в городе. Твое – это природа и рыбалка, – сказал американец. – Я много, где был и думал, что меня уже ничем не удивить, но ты показал мне дикую природу. Продолжай, у тебя хорошо получается.
После того визита Павел окончательно перебрался в Маному и полностью посвятил себя усадьбе. Теперь за год его гостями становятся около двух тысяч человек, среди которых немало состоятельных и именитых. В их числе был и известный боксер Николай Валуев, с ним связан один забавный случай.
В Казани открывали большой завод и по этому поводу устроили банкет. За столом сидел один из крупных банкиров – инвестор завода и хвалился, как хорошо отдохнул прошедшим летом на Дальнем Востоке в одной приветливой семье в глухой тайге. Проходивший мимо Валуев поинтересовался: не про Маному ли идет речь? Пауза и недоумение в глазах присутствующих.
Впрочем, считает Павел, популярность усадьбы вполне объяснима: для гостей из западных регионов это, считай, край света. Кругом тайга, полная зверей, реки, в которых большое разнообразие рыбы, причем, практически круглый год. И, конечно же, радушие и гостеприимство хозяев.
Ценник? Для одних «кусачий», для других – терпимый: номер от пяти тысяч, выезд на рыбалку – две тысячи с человека, но с гарантией улова – со своими «мухами» (приманка для рыбы – EastRussia) или «хозяйскими», снасти можно свои, а можно и в аренду взять, баня – три тысячи, чан – пять, запеченная ауха – три, час аренды снегохода – три тысячи… в итоге тысяч по 15-20 с «носа» в день может набежать.
По словам Павла и его супруги Анны, за эти 20 лет турист сильно поменялся, стал внимательнее относиться к природе, старается сохранить ее и показать детям. Многие семьями приезжают в «Маному» второй и третий раз. Особенно любят отцы привозить своих сыновей, чтобы те ощутили вкус рыбалки – в Анюе или Маноме рыбу поймает каждый, а если повезет, то и тайменя - тигра горных рек – можно вытащить.
Люди хотят быть ближе к природе, даже просят забор убрать вокруг базы, чтобы можно было из окна любоваться горной рекой. С учетом этого в «Маноме» сейчас строят гостевые домики с панорамными окнами, обращенными на реку.
А еще Павел с Анной начали строить базу отдыха вблизи Ванино, на берегу Татарского пролива. Все-таки море Павла, судя по всему, до конца не опускает…
По итогам прошлого года туристический поток на Дальний Восток вырос на 25% по отношению к 2021 г., составив 2,7 млн человек. Напомним, что в 2021 г. регион посетили 2,5 млн человек (на 33% больше, чем в 2020 г.). В Минэкономразвития долю регионов ДФО в туристическом потоке в РФ оценивают в 4,5%.
На сегодняшний день на территории ДФО в рамках ТОР и СПВ в сфере туризма реализуются 310 инвестпроектов. Лидируют по количеству таких проектов Приморский край (более 200), Камчатский край (около 70) и Сахалинская область (свыше 30). В числе основных препятствий для более масштабного развития туризма на Дальнем Востоке называют стоимость авиабилетов, удаленность, высокую стоимость путевок, транспортную доступность (включая качество автодорог).
Значительной популярностью пользуются природные территории, в частности, Байкальская природная территория. Следует отметить, что в 2022 г. заповедники, заказники и национальные парки вблизи озера Байкал посетили свыше 360 тыс. человек, что на 40% больше, чем годом ранее. Иркутская область при этом получает дополнительные средства на развитие туристического направления. Так в 2023-24 гг. региону из федерального бюджета будет направлено дополнительно порядка 1,6 млрд рублей на создание инженерной и транспортной инфраструктуры туристических кластеров. Ранее (в 2022 г.) уже было принято решение о выделении на данные цели 2,3 млрд рублей на 2023-24 гг. Дополнительные средства пойдут на создание централизованных сетей водоотведения по Байкальскому тракту (автодорога регионального значения «Иркутск – Листвянка», являющаяся наиболее коротким путем до озера) и строительство еще двух ведущих к Байкалу автодорог районного значения в этом же районе (Иркутский район).
Также до конца 2024 г. 1,7 млрд рублей из федерального и регионального бюджетов будет направлено на строительство сетей электроснабжения, водопровода, канализации и улично-дорожной сети на территории ОЭЗ «Ворота Байкала» (основная площадка – Байкальск). На начало 2023 г. общий объем бюджетных инвестиций в эту ОЭЗ составил 1,5 млрд рублей, из них 871,8 млн рублей были направлены из федерального бюджета в рамках нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства».
В рамках госпрограммы «Развитие туризма» Иркутская область также получит из федерального бюджета свыше 37 млн рублей на реализацию проекта «Ледовый город. Счастье чистой воды» в Иркутске. Проект предусматривает создание в центре Иркутска к концу текущего года ледяной инфраструктуры, размещение на протяжении туристического маршрута «Зеленая линия» информационных стендов, арт-объектов, памятников и развлекательных элементов изо льда, а также иллюминации.
Следует отметить, что в 2023 г. в долине реки Снежная планируется открыть два новых модульных отеля в эко-парке «Озера на Снежной» (Слюдянский район). Так, отель «Изумрудное» на берегу одноименного озера состоит из 12 отдельно стоящих модулей, рассчитанных на один номер каждый. Отель «Папоротник» состоит из 10 модулей, рассчитанных на двухместное размещение каждый. Помимо того, предусмотрено обустройство пирса вдоль берега, спортивной и детской игровых площадок, пункта проката катамаранов. Эко-парк объединяет озера Сказка, Изумрудное, Теплое и Щучье.
При этом сохраняется риск роста антропогенной нагрузки на байкальскую экосистему. В начале марта Госдумой был принят во втором чтении законопроект о ведении предпринимательской деятельности на особо охраняемых природных территориях (ООПТ). Законопроект предусматривает установление правил обеспечения безопасности туризма и расторжение контрактов с инвесторами в случае несоблюдения заложенных принципов. В частности, запрещается менять границы и расположение ООПТ, вводится двойной контроль за ведением инвестиционной деятельности (как со стороны федерального органа исполнительной власти, так и главы региона). На охраняемых территориях разрешается возведение объектов некапитального строительства и инфраструктуры, таких как временные объекты бытового обслуживания и питания.
Что касается новых отелей, то под строительство гостиничного комплекса (4 звезды) были расширены границы ТОР «Якутия». Отель на 150 номеров в центре Якутска должно построить на площади 0,7 га ООО «Северная девелоперская компания «Центр». Затем его получит в управление гостиничный оператор Cosmos Hotel Group (АФК «Система»). Пока у данной компании нет отелей на Дальнем Востоке. Объем инвестиций оценивается в 1,4 млрд рублей. Предполагается, что «Туризм.РФ» будет владеть не более 33% СДК «Центр», Cosmos Hotel Group – не более 15%, а доля УК «Центр» составит не менее 52%. В настоящее время УК «Центр» – единственный владелец СДК «Центр» (им владеет ГК «РИК» - «Республиканская инвестиционная компания», подконтрольная правительству Якутии).
Сохраняющейся проблемой дальневосточного туризма является дефицит специализированного технического оснащения (в том числе транспортных средств), что несет дополнительные риски для туристов. Так, очередное происшествие с туристами произошло в феврале на Сахалине, где разбился частный вертолет Robinson 44, перевозивший супружескую пару из Хабаровска (они приобрели индивидуальную экскурсию). Вертолет потерпел крушение северо-восточнее входящей в горнолыжный комплекс «Горный воздух» горы Красная (недалеко от Южно-Сахалинска). Он осуществлял вылет с посадочной площадки Оленья Горка в черте Южно-Сахалинского городского округа и следовал по направлению к горе Пик Чехова. При крушении погибли два человека (капитан и пассажирка), второй турист (супруг погибшей) выжил, но получил травмы. Основными версиями происшествия являются ошибка пилотирования и техническая неисправность воздушного судна, на фоне сложных метеоусловий (снегопад и плохая видимость при сложном рельефе). По факту крушения вертолета было возбуждено уголовное дело о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта.
Тем временем на Камчатке компания «Витязь-Аэро», которой ранее временно запрещалось перевозить туристов после крупной авиакатастрофы в 2021 г. с падением вертолета Ми-8 в Курильское озеро, сообщила о планах обновления парка воздушных судов для туристических целей. Компания остается наиболее крупным игроком на рынке туристических перевозок в регионе, несмотря на устаревшую технику. Единственной альтернативой являются небольшие частные авиационные суда, которые не вполне отвечают требованиям безопасности, а также часто не обладают необходимыми лицензиями.
В январе текущего года стало известно, что «Витязь-Аэро» намерена закупить три легких многоцелевых самолета ЛМС-901 «Байкал» для туристических перевозок в регионе. Предварительный договор был заключен с АО «Уральский завод гражданской авиации» (УЗГА). Поставки техники запланированы на 2026-28 гг. Предполагается, что сверх штатной комплектации самолеты для Камчатки будут снабжены противообледенительной системой, метеорологическим локатором, автопилотом и дополнительным пилотажно-навигационным оборудованием.
Кроме того, обновления требует инфраструктура для осуществления круизной деятельности. В 2024 г. планируется начать работы по переоборудованию научно-исследовательских судов (НИС) «Росгеологии» для туристической деятельности на Дальнем Востоке. Источники финансирования для данных работ пока не определены. Всего переоборудовать для круизов предполагается четыре научно-исследовательских судна. Кроме того, известно, что, первыми переоборудованными под туризм судами должны стать НИС «Профессор Хромов» и «Академик Шокальский», находящиеся на балансе Росгидромета. Стоимость их переоборудования предварительно оценивается в 0,5 млрд рублей. Предположительно, подрядчиком станет ПАО «Славянский судоремонтный завод» в Приморском крае.
Тем временем Сахалинская область вошла в число 18 пилотных регионов, где реализуется федеральная программа развития бесплатного школьного туризма. Ожидается, что в ней примут участие свыше 1,3 тыс. сахалинских школьников. Из федерального бюджета на данные цели региону было направлено свыше 11 млн рублей. В настоящее время для детей предлагают двухдневные туры с посещением зоопарка, аквапарка, музея истории Сахалинской железной дороги в Южно-Сахалинске, завода СПГ «Сахалин-2» в селе Пригородное Корсаковского района.
Для реализации туристических проектов в регионах используются в том числе и «дальневосточные гектары». Так, в Амурской области участники программы объединили 20 земельных участков в Свободненском районе (вблизи села Голубое) в агломерацию, где строится туристическая база «Лесная деревенька». Территория оборудована электросетями, системами видеонаблюдения, были построены гостевые домики.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.