Строительство грузопассажирского парома для Камчатки растянется еще на один год. Антироссийские санкции мешают судостроителям Крыма сдать вовремя судно, которое обеспечит морское сообщение жителей края с Приморьем, Магаданом, Сахалином и Курильскими островами.
Автомобильный грузопассажирский паром проекта СNF 22, который заложили в 2020 году, Камчатский край должен был получить в июле 2023-его. Однако поговорка про трехлетнее ожидание больше не уместна. Губернатор региона Владимир Солодов накануне сообщил о сдвижении сроков вправо на срок «около года».
«Ввиду серьезных вызовов, которые стоят перед судостроительной отраслью, в первую очередь связанных с импортозамещением, небольшая сдвижка идет – около года. Паром строится сейчас. Рассчитываем, что в 2024 году паром будет достроен, поставлен на Камчатку и начнет функционировать. Это долгожданный проект. Очень важно будет после этого обеспечить его интенсивное использование, потому что путь от Петропавловска-Камчатского до Владивостока не близкий, и конечно эффективное функционирование такого судна – задача нетривиальная», – рассказал Владимир Солодов, добавив, что государственное унитарное предприятие Камчатского края «Камчаттрансфлот» занимается решением этой задачи.
Паром «Петропавловск», который заложили 16 марта 2020 года, начинали строить в Керчи на АО «Судостроительный завод им. Б.Е. Бутомы». Затем его передали на достройку Новороссийскому судоремонтному заводу. В конце прошлого года предприятие сообщило о том, что строительство подходит к завершающей стадии. Уже было назначено время начала ходовых испытаний – конец февраля 2023 года.
В августе прошлого года для завершения строительства судна правительство России увеличило цену госконтракта с 3,1 млрд рублей до почти 3,8 млрд рублей.
Паром строят из средств федерального бюджета по обращению жителей Камчатского края. В ходе онлайн-голосования, организованного краевым правительством, жители полуострова приняли решение о необходимости
Тогда Владимир Илюхин отмечал, что жителям полуострова необходим альтернативный вид транспорта, чтобы у местных жителей была возможность путешествовать не только самолетом.
В 2018 году полномочный представитель президента РФ в ДФО Юрий Трутнев, проводя совещание на Камчатке, отметил необходимость строительства еще одного судна для сообщения Камчатки – с Командорскими островами. С просьбой о выделении дополнительных средств Юрий Трутнев обратился к президенту России на заседании президиума Госсовета в сентябре 2018 года, который прошел в рамках Восточного экономического форума в столице Приморья.
Один из паромов, о котором говорил полпред Трутнев, – грузопассажирское судно «Анатолий Чернеев» – осенью 2022 года прибыло в порт Петропавловска-Камчатского. Теплоход построили на АО «Окская судоверфь» в Нижегородской области для сообщения между Камчаткой, Командорами и Курилами – паром проекта NE-020.2 стоимостью почти 1,4 млрд рублей.
«Новое грузопассажирское судно позволит нам улучшить транспортную доступность самых отдаленных районов и обеспечить доставку грузов на севера. Есть планы по использованию теплохода в туристических целях», – написал губернатор Камчатки Владимир Солодов в VK.com, добавив, что первые тестовые рейсы планируется начать летом 2023 года.
Регулярных морских пассажирских перевозок между дальневосточными портами не было порядка 30 лет.
«Крайне важная и насущная для жителей Дальнего Востока задача – повышение транспортной доступности. Мы несколько лет выстраивали систему недорогих субсидируемых авиамаршрутов на Дальний Восток. Нужно и дальше предметно заниматься системной организацией доступных авиаперевозок, других пассажирских маршрутов на Дальний Восток», – сказал президент РФ Владимир Путин в ходе заседания президиума Госсовета в сентябре 2018 года.
Юлия Бородина