Поделиться
Остановка откладывается
Поделиться

Как решается судьба последней в России "узкоколейки" на Сахалине

ОАО «РЖД» решило повременить с идеей временного закрытия железной дороги на Сахалине в рамках реконструкции инфраструктуры. Модернизация островной магистрали пока продолжится в режиме 10-часовых технологических «окон», между которыми будут ходить поезда. Ранее планы по приостановке железнодорожных перевозок вызвали большой общественный резонанс.

sdelanounas.ru
На днях на Сахалине проведена первая в этом году укладка новой рельсошпальной решетки на совмещенных железобетонных шпалах - под общесетевой стандарт 1520 мм с сохранением движения поездов по прежней ширине колеи 1067 мм (после окончания «перешивки» один из рельсов сдвинут в специальный паз). Работы стартовали на перегоне Чехов – Томари. В течение мая-июня реконструкция данного участка будет завершена, и комплекс путевой техники передислоцируется на направление Ильинское – Арсентьевка.

Всего в 2018 году предстоит модернизировать 52,4 км островной магистрали. Вся работа этом году будет осуществляться в рамках технологических «окон» пять раз в неделю по 10 часов, между которыми будут идти поезда.

Ранее планировалось приостановить железнодорожные перевозки на весь летний период. Объяснялось это большим объемом путевых работ (план реконструкции на этот сезон соизмерим с объемом, выполненным железнодорожниками Сахалина за три последних года), а также нехваткой исправного локомотивного парка, который в большинстве своем имеет серьезный износ. 

Между тем планы РЖД по приостановке работы железной дороги на Сахалине вызвали большое беспокойство. В частности, на слушаниях в думе Сахалинской области говорилось о том, что переключение грузопотоков на альтернативные железнодорожному виды транспорта может привести к росту себестоимости продукции и, как следствие, розничных цен. По данным областного министерства сельского хозяйства, в настоящее время 70% продовольствия завозится на Сахалин с материка. Такая же ситуация и с перевозками удобрений, комбикормов. Изменить устоявшуюся логистику крайне сложно, из-за чего не исключены перебои поставок в адрес местных аграриев.

О проблемах говорили и представители крупных сахалинских предприятий. К примеру, гендиректор ООО «Горняк-1» (доля компании в перевозках по сахалинской магистрали - 61%) Алексей Цмоканич подчеркивал, что при остановке железной дороги на три месяца работа угольщиков с учетом технологического цикла остановится на восемь-девять месяцев. Отсюда компания может прибегнуть к вынужденному сокращению работников. Сложности возникнут и у муниципальных объектов энергетики и ЖКХ при закупках топлива. «Остро встанет вопрос по Смирных и Поронайску, им придется брать уголь в Углегорске (там отсутствует железнодорожное сообщение – EastRussia). Цена вырастет, бюджету предстоят большие затраты, а мы будем каким-то образом выкручиваться, искать другие пути выхода из этой ситуации», - заявлял Алексей Цмоканич.

От временного закрытия движения пострадали бы интересы пассажиров. Местные эксперты высказывали сомнения, что автобусный парк и малая авиация смогут обеспечить высвободившийся пассажиропоток. Особенно проблема коснулась бы жителей отдаленных сел. Тем более во многих населенных пунктах области нет автовокзалов и соответствующей инфраструктуры.

Стоит сказать, с 1 апреля на Сахалине прекратились предварительные продажи билетов на летние поезда, но к настоящему времени они возобновлены. Как отметили в пресс-службе ДВЖД, учитывая дальность маршрута Южно-Сахалинск – Ноглики (630 км) и отсутствие автомобильных дорог с асфальтовым покрытием севернее станции Смирных, на период масштабной реконструкции пути с 1 июня по 31 августа сохранится ежесуточное движение пассажирского состава.

Формат реконструкции в условиях трехмесячного закрытия движения решено перенести на лето 2019 года (за следующий сезон планируется закончить работы по переукладке пути по всему Сахалину, кроме участка Холмск – Шахты, который будет реконструирован в 2020-м). Возможно, за предстоящий год все заинтересованные стороны смогут подготовиться к временному закрытию железнодорожного сообщения.   

Напомним, модернизация пути на Сахалине осуществляется с 2003 года. За этот период переустроено более 600 км, что составляет две трети от главного хода островной магистрали. Объем вложенных инвестиций за 15 лет превысил 19 млрд руб. Учитывая роль железной дороги в обеспечении социально-экономической стабильности региона и бесперебойного функционирования предприятий области, назрела необходимость завершения всего комплекса работ в 2020 году.

С окончанием модернизации островной магистрали уйдет проблема стареющего подвижного состава – на Сахалине будет работать материковая техника. Это повысит качество перевозок. К примеру, говорит заместитель начальника ДВЖД по Сахалинскому региону Александр Гавриленко, на остров придет новая серия локомотивов, которая позволит увеличить весовые нормы поездов. Пока что в районе станции Заозерная действует ограничение по пропуску составов – их масса не должна превышать 600 т. С новой же тягой железнодорожники смогут перевозить в два раза больше грузов. Железнодорожный транспорт сможет обеспечить растущие объемы погрузки сахалинских грузоотправителей. «Уйдут трудности у "Горняка-1", мы закроем все его потребности на 100%», - заверил Александр Гавриленко.
Павел Белов Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов