Как Якутия зарабатывает на туризме
- Екатерина Ивановна, каково ваше мнение, ради чего стоит отправиться в путешествие в Якутию?
- В Якутию стоит приехать хотя бы ради того, чтобы увидеть, насколько она особенная. Здесь самые низкие, экстремальные температуры (зимой до -70), которые нужно ощутить на себе, чистейшая экология, этнотуризм. Это и Полюс холода, и национальный природный парк Ленские столбы, и эпос Олонхо, и кристально чистые реки и озера.
- Наверное, туристический сезон в Якутии довольно ограничен и туристы в основном приезжают летом…
Если вся Россия у нас зиму провожает на Масленицу, то в Якутии 1 декабря с таким же размахом ее встречают. В республике давно сложился образ якутской зимы. Из Великого Устюга мы ждем Деда Мороза, а потом эстафета катится и по другим городам страны. В фестивале встречи якутской зимы принимают и свой дед – Чысхаан (дух зимы) и воссозданный нами образ Якутской зимы.
В марте проводится путешествие на Полюс Холода. Благодаря тому что создается инфраструктура - построена дорога круглогодичного пользования, мы получили возможность совершать этот межулунский (улун – район – прим.ред.) тур, который проходит через Оймяконье – родину духа зимы. Участники посещают праздник оленеводов, знакомятся с жизнью в улусах – Якутск – Чурапчинский улус – Таттинский улус – Томпонский район, дегустируют национальные блюда. В этом году несколько туристов из Европы приехали на мероприятие на велосипедах, что, согласитесь, очень экстремально.
И пятое событие – раз в четыре года – международные игры «Дети Азии». В этом году игры пройдут в шестой раз. Кстати, они пользуются популярностью не только у россиян и жителей Азиатско-Тихоокеанского региона, в них участвуют и европейские страны, всего почти 40 стран. Конечно, все мероприятия в разной степени раскрученности. Над этим мы сегодня работаем.
- «Бриллиантовая неделя» несколько выбивается из общего ряда общественно-культурных событий. Это полностью коммерческий проект?
На «Бриллиантовую неделю» мы из бюджета республики из своей программы в прошлом году направили всего 146 тыс. рублей на определенную рекламу. А весь проект - полностью коммерческий. Бизнесу он выгоден, потому что во время этой «Бриллиантовой недели» компания АЛРОСА проводит международный аукцион по продаже крупного алмазного сырья, собирает, соответственно, свою аудиторию. Наши ювелиры и огранщики, которые готовят свою продукцию, хорошо ее продают. Они и так хорошо ее продают, но в данном случае получают эксклюзивные, особые предложения.
- Насколько способствуют такие масштабные проекты увеличению турпотока в Якутию?
В основном в Якутию приезжают российские граждане. Если говорить об иностранцах, то это Китай, АТР, Северная Корея, из европейцев – немцы, французы. Главным образом, это те люди, которые едут в специальные туры – например в круизы по реке Лена, либо участники научно-исследовательских поездок, либо бизнесмены.
Что касается российских регионов, то Якутию посещают в большей степени жители Санкт-Петербурга, столичного региона, есть туристы и из Новосибирска, Томска, Иркутска. Я подчеркнула – в республике очень широко представлен деловой туризм – люди приезжают на всевозможные международные конгрессы. Если речь идет о туризме как таковом – отдых, рыбалка, охота, то это, конечно, Москва, потому что, увы, отдыхать в Якутии достаточно дорого.
- Подучается, бренды сложились. Но чтобы они работали, надо не только подогреть интерес, но и решить проблемы…
- Не боитесь, что стремительное развитие инфраструктуры разрушит уникальность Якутии?
- Территория нашей республики 3 млн 100 кв километров – это пять Франций. Но все равно вопрос резонный. При освоении природных ресурсов – нефти, добычи газа, угля, золота, алмазов - обязательно присутствует экологический контроль и соблюдение интересов жителей, их традиционного уклада. То же самое и в туризме. В регионе есть огромные территории, которые закрыты для туристов, именно потому, что составляют наш экологический резервуар.
Текст: Марина Галкина