Что мешает производству консервов на Дальнем Востоке
Рыбные консервы продолжают дорожать в России. За что платит конечный потребитель, и почему инвестиционные процессы в отрасли никак не способствуют развитию консервированного производства рыбной продукции, выясняло EastRussia.
По 300 рублей за банку
В общероссийских масштабах производство консервов демонстрирует восстановительный рост — в 1 квартале 2024 года выпущено рыбных консервов почти 145 млн условных банок (+7,5%), а пресервов — 78 млн условных банок (+24,4%). Такими данными делится некоммерческая организация «Рыбный союз».
Однако не все регионы ДФО вписались в общероссийскую статистику. Так, за 1 квартал 2024 года в Приморском крае произвели 26,3 млн банок консервов и пресервов (89,9% к аналогичному периоду прошлого года). В 2023-м году этот показатель был на уровне 28,5 млн банок, а в 2022-м — 35,9 млн.
Глава ГК «Доброфлот» Александр Ефремов связывает восстановительный рост на рынке консервов с уходом западных поставщиков. «Рост рынка рыбных консервов обусловлен прежде всего сокращением на полках магазинов иностранных продуктов питания. Западная пищевая промышленность, более продвинутая в использовании современных технологий консервирования, не использует упаковку в жестяную консервную банку, а больше используется пищевая химия — различные пищевые консерванты. Использование пищевых консервантов намного дешевле для производителя, и продукция «не спрятана» в дорогостоящую жестяную банку, поэтому для неискушенного потребителя рыбные пресервы более привлекательны. Происходит это из-за того, что потребитель в массе своей не читает этикетку, на которой написан состав пищевой химии, которая используется при производстве того или иного продукта. После того, как сократился импортный ассортимент продуктов, российский потребитель вернулся к традиционным российским рыбным консервам, которые производятся по очень старой технологии без пищевой химии где свежая рыбы сохраняется только за счет вакуума и нагрева в жестяной банке.
При этом цены на консервы в России с октября 2023 года по март 2024 года в среднем выросли на 13 процентов. Как ранее подсчитал аналитический центр компании «Русский рыбный мир», тихоокеанская сардина иваси прибавила в стоимости 23-25%, сельдь — 12-15%, скумбрия — 8-10%, горбуша — 6-7%. А по статистике аналитического портала «Продажи.рф», с мая 2023-го по май 2024-го года средняя цена за банку выросла на 30 процентов и составила 258,9 рубля.
Рост цен и снижение объёмов производства эксперты объясняют совокупностью факторов. Часть из них связаны с состоянием запасов промысловых видов рыб. Например, высокие цены на горбушу спровоцировал «неурожайный год», рассказывает глава компании «Торговый дом «Камчатский меридиан» Евгений Карпов.
«Сегодня оптовые цены на прошлогоднюю горбушу установились в районе 200 рублей за килограмм. В этом году подход обещает быть слабым — у рыбаков «неурожай», поэтому и горбуша такая дорогая», — комментирует он.
С 24 июня во Владивостоке начинаются отгрузки небольшими партиями первой горбуши (НР – неразделанной) и нерки. «По этим позициям в Москве ситуация по сбыту тяжелая: неразделанная рыба 2023 года практически не продается по цене от 180 руб/кг и выше, а на ВЛДВ (порт Владивосток) свежая горбуша неразделанная предлагается по цене 270 руб/кг, в Москве свежая горбуша предлагается по аналогичной цене. Похожая ситуация с неркой», — сообщает «Русский рыбный мир».
Высокую стоимость консервов из иваси ранее эксперты объясняли возросшим экспортом в Китай. Однако в этом году улов обещает побить все рекорды, что должно отразиться на ценах. «Русский рыбный мир» делится последними данными промысловой обстановки и объёмов подхода рыбы в порт Владивосток (ВЛДВ/КМЧ) — больше 11,1 тысяч тонн на судах, 12,2 тысячи тонн на перегрузке.
Кредитов на триллион
Но есть и системные проблемы, которые закладываются в себестоимость продукции. Общую ситуацию в рыбохозяйственном комплексе во многом определяет инвестиционная политика, отмечает президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов. Отрасль вступила на инвестиционный путь развития. В обмен на квоты инвесторы обязуются построить новые краболовы, перерабатывающие комплексы, холодильные мощности и транспортно-рефрижераторный флот. При этом, кроме краба, в инвестиционной программе участвуют и другие объекты промысла — в основном минтай и сельдь, так что растущие издержки производителей закладываются в конечную стоимость продукции.
Для того, чтобы выполнить свои инвестиционные обязательства, участники программы используют банковские кредиты. По данным правительства Приморского края, уровень просроченной кредиторской задолженности предприятий рыбохозяйственного комплекса растёт рекордными темпами — на 1 марта 2024 года показатель в Приморье составил 178,3 млн рублей, а дебиторской задолженности — 192,6 млн. Тогда как в 2022-м году цифры были намного ниже — 13,5 и 87,6 млн рублей.
«В целом, по нашим оценкам, закредитованность рыбной отрасли приближается к 1 трлн рублей. Это не может не отразиться на себестоимости продукции и её стоимости для потребителя. Мы всегда говорили, что инвестиционные процессы приведут к тому, что за всё заплатит конечный покупатель», — поясняет Георгий Мартынов.
Минтай вместо трески, сельдь вместо сайры
Учитывая себестоимость сырья, на рынке остаётся высокой доля фальсификата. Как выяснило Роскачество, более половины категории консервов, заявленных как тресковые, на самом деле произведены из минтая, который стоит в два с половиной раза дешевле трески. Похожая ситуация отмечается с популярными консервами из сайры.
«Качественные консервы из сайры достаточно дорогие. На этом фоне существует масса разных подделок, где пишется «сайра по-приморски» или просто «сайра», хотя на самом деле это либо сельдь, либо дальневосточная сардина иваси. Такая продукция не представляет угрозы здоровью, но вводит в заблуждение покупателя. Конечно, легальные рыбаки этим не занимаются. Наоборот, мы боремся с фальсификатом и стараемся выявлять недобросовестные компании, потому что обманывать потребителя недопустимо, и фальсифицированные товары подрывают конкурентоспособность легальной качественной продукции», — комментирует Георгий Мартынов.
Высокую стоимость консервов из сайры производители объясняют ситуацией в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне. К российским берегам подошла дальневосточная сардина иваси — её биомасса с каждым годом увеличивается. В связи с нехваткой кормовой базы сайру вытесняет в открытый океан, где она образует разреженные скопления. В открытом океане промысел этого ценного объекта ведут Китай, Южная Корея, Япония, Тайвань и ещё ряд стран. Объёмы вылова сосредоточены за пределами российской экономической зоны, а у российской стороны отсутствует флот для добычи сайры в таких условиях, поэтому производители консервов вынуждены закупать сырьё в сопредельных странах.
Консервы из сайры могут подорожать
«Что касается промысла сайры, то здесь тоже неутешительные новости. Китайским рыбакам пока не дали разрешение на промысел рыбы на период сентябрь–декабрь 2024 года. Пока разрешен вылов только летней рыбы. Но такое сырье паразитологически опасное. В связи с чем ввоз сайры в РФ с датами вылова июнь–июль запрещен», — сообщает «Русский рыбный мир».
К слову, консервы из иваси дешевле, чем из сайры. Например, в дальневосточной розничной торговой сети «Самбери» консервированная сайра продаётся в районе 270-290 рублей за банку, а иваси — в районе 100 рублей. Насытить российский рынок ещё более доступной продукцией из иваси мешает дисбаланс экспорта и внутреннего потребления, считают производители. Большая часть рыбы перерабатывается в муку и жир и отправляется за рубеж, что в том числе связано с особенностями промысла.
«Думаю, надо популяризировать консервы и пресервы из дальневосточной сардины иваси, но здесь, опять-таки, есть определённые сложности. Сегодня иваси добывают в основном траловым промыслом. Рыба достаточно жирная, мягкая, нежная — в трале она давится, и только 10-14 процентов улова можно использовать в пищевом производстве. Всё остальное идёт на муку и жир», — рассказывает Георгий Мартынов.
Для производства качественной консервированной продукции необходимо развивать промысел кошельковыми неводами, подчёркивает он: «На Дальнем Востоке этим успешно занимается группа компаний «Доброфлот», но, чтобы расширить рынок, стратегия развития отрасли должна предвидеть такие моменты, потому что, как мы считаем, самое главное — насытить консервами внутренний рынок, а уже потом смотреть на реализацию за пределами нашей страны».
Инвестквоты мимо банок
Так же на цены и объёмы производства влияет логистика. Самые вкусные консервы изготовлены непосредственно в море. Если обратиться к Морской доктрине Российской Федерации, подписанной президентом несколько лет назад, в разделах, касающихся рыбохозяйственного комплекса, прямо указано, что необходимо строить флот для работы за пределами исключительной экономической зоны, в мировом океане, с возможностью переработки на месте промысла.
Однако, несмотря на наличие этих положений в доктрине, на практике они пока не находят должного применения. В России и на Дальнем Востоке считанные единицы таких плавзаводов. Крупнейшая плавучая рыбоконсервная база «Всеволод Сибирцев» группы компаний «Доброфлот» остаётся единственной в стране, способной перерабатывать около 650 тонн сырой рыбы в сутки.
В то же время, по оценкам рыбопромышленников, инвестиционные процессы, которые происходят сегодня в отрасли, никак не сказываются на стратегии развития консервированного производства рыбной продукции. Даже на заводах, построенных в рамках инвестиционных квот, консервирование программой не предусмотрено.
«В настоящее время мы обращаемся к правительству Российской Федерации с предложением внести соответствующие изменения в проекты постановлений, которые предусматривали бы в том числе выпуск полуфабрикатов, пресервов и консервированной продукции на заводах, построенных в рамках инвестиционной программы. Будет правильно использовать инвестиционные квоты не только для производства филе минтая и фарша сурими, но и консервов. Тем более, что консервы можно делать не только из сайры и дальневосточной сардины иваси, но также из минтая, сельди и камбалы в разных заливках. Например, раньше большой популярностью пользовались консервированные тефтели из рыб частиковых пород рыб. Это и другие направления имеют большие перспективы, но сначала необходимо поправить некоторые нормативно-правовые акты, предусмотренные правительством РФ», — комментирует Георгий Мартынов.
Юлия ПивненкоРыбные консервы продолжают дорожать в России. За что платит конечный потребитель, и почему инвестиционные процессы в отрасли никак не способствуют развитию консервированного производства рыбной продукции, выясняло EastRussia.
По 300 рублей за банку
В общероссийских масштабах производство консервов демонстрирует восстановительный рост — в 1 квартале 2024 года выпущено рыбных консервов почти 145 млн условных банок (+7,5%), а пресервов — 78 млн условных банок (+24,4%). Такими данными делится некоммерческая организация «Рыбный союз».
Однако не все регионы ДФО вписались в общероссийскую статистику. Так, за 1 квартал 2024 года в Приморском крае произвели 26,3 млн банок консервов и пресервов (89,9% к аналогичному периоду прошлого года). В 2023-м году этот показатель был на уровне 28,5 млн банок, а в 2022-м — 35,9 млн.
Глава ГК «Доброфлот» Александр Ефремов связывает восстановительный рост на рынке консервов с уходом западных поставщиков. «Рост рынка рыбных консервов обусловлен прежде всего сокращением на полках магазинов иностранных продуктов питания. Западная пищевая промышленность, более продвинутая в использовании современных технологий консервирования, не использует упаковку в жестяную консервную банку, а больше используется пищевая химия — различные пищевые консерванты. Использование пищевых консервантов намного дешевле для производителя, и продукция «не спрятана» в дорогостоящую жестяную банку, поэтому для неискушенного потребителя рыбные пресервы более привлекательны. Происходит это из-за того, что потребитель в массе своей не читает этикетку, на которой написан состав пищевой химии, которая используется при производстве того или иного продукта. После того, как сократился импортный ассортимент продуктов, российский потребитель вернулся к традиционным российским рыбным консервам, которые производятся по очень старой технологии без пищевой химии где свежая рыбы сохраняется только за счет вакуума и нагрева в жестяной банке.
При этом цены на консервы в России с октября 2023 года по март 2024 года в среднем выросли на 13 процентов. Как ранее подсчитал аналитический центр компании «Русский рыбный мир», тихоокеанская сардина иваси прибавила в стоимости 23-25%, сельдь — 12-15%, скумбрия — 8-10%, горбуша — 6-7%. А по статистике аналитического портала «Продажи.рф», с мая 2023-го по май 2024-го года средняя цена за банку выросла на 30 процентов и составила 258,9 рубля.
Рост цен и снижение объёмов производства эксперты объясняют совокупностью факторов. Часть из них связаны с состоянием запасов промысловых видов рыб. Например, высокие цены на горбушу спровоцировал «неурожайный год», рассказывает глава компании «Торговый дом «Камчатский меридиан» Евгений Карпов.
«Сегодня оптовые цены на прошлогоднюю горбушу установились в районе 200 рублей за килограмм. В этом году подход обещает быть слабым — у рыбаков «неурожай», поэтому и горбуша такая дорогая», — комментирует он.
С 24 июня во Владивостоке начинаются отгрузки небольшими партиями первой горбуши (НР – неразделанной) и нерки. «По этим позициям в Москве ситуация по сбыту тяжелая: неразделанная рыба 2023 года практически не продается по цене от 180 руб/кг и выше, а на ВЛДВ (порт Владивосток) свежая горбуша неразделанная предлагается по цене 270 руб/кг, в Москве свежая горбуша предлагается по аналогичной цене. Похожая ситуация с неркой», — сообщает «Русский рыбный мир».
Высокую стоимость консервов из иваси ранее эксперты объясняли возросшим экспортом в Китай. Однако в этом году улов обещает побить все рекорды, что должно отразиться на ценах. «Русский рыбный мир» делится последними данными промысловой обстановки и объёмов подхода рыбы в порт Владивосток (ВЛДВ/КМЧ) — больше 11,1 тысяч тонн на судах, 12,2 тысячи тонн на перегрузке.
Кредитов на триллион
Но есть и системные проблемы, которые закладываются в себестоимость продукции. Общую ситуацию в рыбохозяйственном комплексе во многом определяет инвестиционная политика, отмечает президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов. Отрасль вступила на инвестиционный путь развития. В обмен на квоты инвесторы обязуются построить новые краболовы, перерабатывающие комплексы, холодильные мощности и транспортно-рефрижераторный флот. При этом, кроме краба, в инвестиционной программе участвуют и другие объекты промысла — в основном минтай и сельдь, так что растущие издержки производителей закладываются в конечную стоимость продукции.
Для того, чтобы выполнить свои инвестиционные обязательства, участники программы используют банковские кредиты. По данным правительства Приморского края, уровень просроченной кредиторской задолженности предприятий рыбохозяйственного комплекса растёт рекордными темпами — на 1 марта 2024 года показатель в Приморье составил 178,3 млн рублей, а дебиторской задолженности — 192,6 млн. Тогда как в 2022-м году цифры были намного ниже — 13,5 и 87,6 млн рублей.
«В целом, по нашим оценкам, закредитованность рыбной отрасли приближается к 1 трлн рублей. Это не может не отразиться на себестоимости продукции и её стоимости для потребителя. Мы всегда говорили, что инвестиционные процессы приведут к тому, что за всё заплатит конечный покупатель», — поясняет Георгий Мартынов.
Минтай вместо трески, сельдь вместо сайры
Учитывая себестоимость сырья, на рынке остаётся высокой доля фальсификата. Как выяснило Роскачество, более половины категории консервов, заявленных как тресковые, на самом деле произведены из минтая, который стоит в два с половиной раза дешевле трески. Похожая ситуация отмечается с популярными консервами из сайры.
«Качественные консервы из сайры достаточно дорогие. На этом фоне существует масса разных подделок, где пишется «сайра по-приморски» или просто «сайра», хотя на самом деле это либо сельдь, либо дальневосточная сардина иваси. Такая продукция не представляет угрозы здоровью, но вводит в заблуждение покупателя. Конечно, легальные рыбаки этим не занимаются. Наоборот, мы боремся с фальсификатом и стараемся выявлять недобросовестные компании, потому что обманывать потребителя недопустимо, и фальсифицированные товары подрывают конкурентоспособность легальной качественной продукции», — комментирует Георгий Мартынов.
Высокую стоимость консервов из сайры производители объясняют ситуацией в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне. К российским берегам подошла дальневосточная сардина иваси — её биомасса с каждым годом увеличивается. В связи с нехваткой кормовой базы сайру вытесняет в открытый океан, где она образует разреженные скопления. В открытом океане промысел этого ценного объекта ведут Китай, Южная Корея, Япония, Тайвань и ещё ряд стран. Объёмы вылова сосредоточены за пределами российской экономической зоны, а у российской стороны отсутствует флот для добычи сайры в таких условиях, поэтому производители консервов вынуждены закупать сырьё в сопредельных странах.
Консервы из сайры могут подорожать
«Что касается промысла сайры, то здесь тоже неутешительные новости. Китайским рыбакам пока не дали разрешение на промысел рыбы на период сентябрь–декабрь 2024 года. Пока разрешен вылов только летней рыбы. Но такое сырье паразитологически опасное. В связи с чем ввоз сайры в РФ с датами вылова июнь–июль запрещен», — сообщает «Русский рыбный мир».
К слову, консервы из иваси дешевле, чем из сайры. Например, в дальневосточной розничной торговой сети «Самбери» консервированная сайра продаётся в районе 270-290 рублей за банку, а иваси — в районе 100 рублей. Насытить российский рынок ещё более доступной продукцией из иваси мешает дисбаланс экспорта и внутреннего потребления, считают производители. Большая часть рыбы перерабатывается в муку и жир и отправляется за рубеж, что в том числе связано с особенностями промысла.
«Думаю, надо популяризировать консервы и пресервы из дальневосточной сардины иваси, но здесь, опять-таки, есть определённые сложности. Сегодня иваси добывают в основном траловым промыслом. Рыба достаточно жирная, мягкая, нежная — в трале она давится, и только 10-14 процентов улова можно использовать в пищевом производстве. Всё остальное идёт на муку и жир», — рассказывает Георгий Мартынов.
Для производства качественной консервированной продукции необходимо развивать промысел кошельковыми неводами, подчёркивает он: «На Дальнем Востоке этим успешно занимается группа компаний «Доброфлот», но, чтобы расширить рынок, стратегия развития отрасли должна предвидеть такие моменты, потому что, как мы считаем, самое главное — насытить консервами внутренний рынок, а уже потом смотреть на реализацию за пределами нашей страны».
Инвестквоты мимо банок
Так же на цены и объёмы производства влияет логистика. Самые вкусные консервы изготовлены непосредственно в море. Если обратиться к Морской доктрине Российской Федерации, подписанной президентом несколько лет назад, в разделах, касающихся рыбохозяйственного комплекса, прямо указано, что необходимо строить флот для работы за пределами исключительной экономической зоны, в мировом океане, с возможностью переработки на месте промысла.
Однако, несмотря на наличие этих положений в доктрине, на практике они пока не находят должного применения. В России и на Дальнем Востоке считанные единицы таких плавзаводов. Крупнейшая плавучая рыбоконсервная база «Всеволод Сибирцев» группы компаний «Доброфлот» остаётся единственной в стране, способной перерабатывать около 650 тонн сырой рыбы в сутки.
В то же время, по оценкам рыбопромышленников, инвестиционные процессы, которые происходят сегодня в отрасли, никак не сказываются на стратегии развития консервированного производства рыбной продукции. Даже на заводах, построенных в рамках инвестиционных квот, консервирование программой не предусмотрено.
«В настоящее время мы обращаемся к правительству Российской Федерации с предложением внести соответствующие изменения в проекты постановлений, которые предусматривали бы в том числе выпуск полуфабрикатов, пресервов и консервированной продукции на заводах, построенных в рамках инвестиционной программы. Будет правильно использовать инвестиционные квоты не только для производства филе минтая и фарша сурими, но и консервов. Тем более, что консервы можно делать не только из сайры и дальневосточной сардины иваси, но также из минтая, сельди и камбалы в разных заливках. Например, раньше большой популярностью пользовались консервированные тефтели из рыб частиковых пород рыб. Это и другие направления имеют большие перспективы, но сначала необходимо поправить некоторые нормативно-правовые акты, предусмотренные правительством РФ», — комментирует Георгий Мартынов.
В конце мая на Дальний Восток с официальным визитом заглянул российский производитель электроники — компания Fplus, которая занимается выпуском различной продукции: от смартфонов до серверов. Передовая группа посетила Хабаровск, чтобы «людей посмотреть», но, в первую очередь, «себя показать». Корреспондент EastRussia отправился на презентацию-встречу.
Импортозамещение полным ходом
— Наверняка же видели гаджеты, которыми проводники поездов пользуются при проверке электронных билетов? — вопросом на вопрос о том, что производит Fplus, отвечает мне представитель компании.
— Вчера только в поезд садился, видел, конечно же, — отвечаю я. В ответ слышу:
— Наша продукция! Помимо РЖД, из известных обывателю компаний нашей продукцией также пользуется «Аэрофлот», взамен IPad`ов.
Еще в 2018 году в компании задумались об импортозамещении IT-оборудования. К весне позапрошлого года появился собственный бренд Fplus, а сегодня уже три десятка продуктов включены в реестр Минпромторга. Это означает, что продукцию Fplus — наряду с другой «реестровой» — могут приобретать госкомпании и корпоративные заказчики, взамен импортного оборудования.
«Сегодня мы — крупный федеральный IT-холдинг, у которого есть собственное производство, дистрибуция, розница, логистика. В нашей компании работают свыше двух тысяч сотрудников. В 2022 году в рейтинге крупнейших IT-компаний России мы заняли первое место», — рассказала в ходе презентации руководитель региональных продаж Fplus Анастасия Никовская.
У Fplus самая широкая линейка IT-оборудования среди российских производителей, в Подмосковье у компании собственный завод на 25 тыс. кв. метров, где производят мониторы, ноутбуки, серверы, принтеры — в общем, все то, что принято называть «железом».
При этом заказчик может выбирать не просто разрозненное оборудование, а готовое решение «под ключ». К примеру, на предприятии есть сотрудники. которые работают, как говорится, «в поле»: сегодня в офисе, завтра — на удаленном объекте, при этом им необходимо полноценное рабочее место. Пожалуйста, берите программно-аппаратный комплекс на основе планшета Fplus T1100-RUS. Это российский планшет на отечественной операционной системе с набором необходимых для работы программ, в том числе офисным пакетом и мессенджерами.
Сервер – наше все
Отдельная гордость Fplus — серверный портфель. Буквально на днях компания выпустила новинку - сервер «Буран», который предназначен для задач, требующих максимальной производительности: на таких машинах обрабатывают данные провайдеры сотовой связи и интернета, транспортные компании, банки и важнейшие госсистемы, например, всем известные «Госуслуги».
Ведущий менеджер отдела технической поддержки Вячеслав Кугуенко, кажется, может рассказывать о серверах часами: как разрабатывали, что улучшили, какой результат в итоге получили. К примеру, сервер «Спутник» уже 1,5 года успешно продается по всей стране. Присутствующие на презентации в зале IT-специалисты задают специфические вопросы о технических характеристиках, сервисе и скорости реакции Fplus на возникающие запросы.
«Важно, что оборудование мы производим самостоятельно, обеспечиваем его сервисную поддержку и обслуживание, а значит заказчики избавлены от рисков, которые им грозят при выборе оборудования, ввезенного по непонятным схемам параллельного импорта», — резюмирует Вячеслав Кугуенко.
Главное — безопасность
За чашкой кофе разговариваем с представителями компании, они отмечают, что пока в нашей стране еще не все пользователи осознали неизбежность импортозамещения.
«Пока инфраструктурное и офисное оборудование работает, никто об этом попросту не задумывается. Но рано или поздно ему требуется обслуживание или замена, и вот тогда начинаются поиски альтернативы. А у нас такая альтернатива уже есть, причем наши решения не уступают зарубежным аналогам», — говорит собеседник.
Понятное дело, что «железо» не может работать само по себе, для этого необходимо программное обеспечение. Fplus активно сотрудничает с ведущими отечественными разработчиками ПО. В компании считают, что каждый должен заниматься своим делом: производитель — аппаратной частью, разработчик — софтом, и уже совместно работать над их совместимостью. Одной из таких точек соприкосновения является мобильная операционная система «Аврора», которая используется на смартфонах и планшетах Fplus. Именно эта ОС установлена в тех самых гаджетах, которыми пользуются проводники пассажирских вагонов РЖД, о которых мы рассказывали выше.
«Сейчас мы делаем упор на защищенности и безопасности мобильных устройств, но конечно же не забываем и об удобстве пользователей. Для того, чтобы смартфоном было комфортно пользоваться, у него должны быть не только современные технические характеристики, но и большое количество привычных приложений. В будущем отечественные смартфоны станут обычным делом, но для этого необходимо время. Ведь работой над ними российские производители и разработчики занялись не так давно», — отметил представитель Fplus.
Клиенты всякие важны
Сегодня на Дальнем Востоке реализуется большое количество проектов, в первую очередь, инфраструктурных — в области горноперерабатывающей промышленности, энергетики, нефти и газа, а также традиционные производства для ДФО — рыба и лес.
«На кого вы рассчитываете в первую очередь на дальневосточном рынке? Кто может стать вашим клиентом?», — спрашиваю я.
«Мы готовы работать со всеми: госсектором, транспортными компаниями, производственными предприятиями. Кого-то отдельно не выделяем, но очень хотим узнать потребности клиента, чтобы предложить ему уже существующие продукты или разработать новые под конкретные задачи. Главная же цель на сегодня — заявить о себе, чтобы клиент, когда ему понадобится техническое перевооружение, знал, что надо обращаться к нам или к нашим партнерам», — рассказали в Fplus.
Первый шаг сделан. Через несколько дней Fplus расскажет о себе во Владивостоке.
Пчеловодческая отрасль в Приморье восстанавливается после тяжёлого кризиса. До 70% пчелосемей погибли в 2023-году из-за вируса, нехватки кормовой базы и других факторов. В результате некоторые пасеки закрылись, образовался дефицит «пчелиной рабочей силы», а стоимость одной пчелосемьи выросла в разы. Как регион будет решать эти проблемы, и что поможет раскрыть потенциал уникального приморского мёда, выясняло EastRussia.
Тяжёлый год — мор и бескормица
В истории пчеловодства Приморья 2023-й год стал одним из самых тяжёлых. Сложились несколько факторов: климатические условия, раннее начало жизненного цикла клеща Varroa destructor (переносчика многих пчелиных заболеваний), дефицит кормовой базы — на большей части территории края липа практически не медоносила. В результате из почти 70 тысяч пчелосемей выжили чуть больше 30%, а медосбор составил всего 2,7 тыс. тонны, в два раза меньше, чем 2022-м, когда собрали 6 тыс. тонн.
Без государственной поддержки пчеловодство в регионе может сойти на нет, акцентирует председатель Союза пчеловодов Приморского края Рамиль Еникеев. Поэтому было принято решение о разработке программы развития отрасли на следующие пять лет. Соответствующий проект подготовлен минсельхозом совместно с Союзом пчеловодов и дальневосточными учёными.
Как отмечает собеседник, данные меры жизненно необходимы рынку не только, чтобы восстановить его после тяжёлого кризиса, но и вывести на принципиально новый уровень. Сегодня в крае насчитывается порядка 6,5 тыс. пчеловодов, медосбор составляет 5-6 тысяч тонн в год.
«Однако наша медоносная база — одна из самых развитых не только в стране, но и в мире — позволяет содержать практически до 1 млн пчелосемей и собирать 70-80 тысяч тонн мёда в год», — комментирует Рамиль Еникеев.
Для того, чтобы претворить программу в жизнь, создаётся единый орган — АНО «Агентство по развитию пчеловодства» под эгидой министерства сельского хозяйства Приморья. Ожидается, что эта структура заработает уже в текущем году. Её главными задачами станут внедрение новых технологий и развитие экспортного потенциала медовой индустрии, увеличение пчелопоголовья, организация и поддержка селекционно-племенной работы, создание промышленных пасек и лабораторной базы для глубоких исследований качества мёда.
Нужны племенные пасеки
Сегодня отрасль находится в зачаточном состоянии, отмечают участники рынка. Средний возраст пчеловода в Приморье составляет 60-65 лет. Для большинства это не основной вид дохода, поэтому после массового мора пчёл в 2023 году некоторые пасечники без особого сожаления закрыли свой бизнес, рассказывает предприниматель Олег Пазенко. Это оказалось проще, чем восстанавливать поголовье, тем более что стоимость пчелосемейств подскочила в разы.
«В прошлом году в мае одна пчелосемья стоила в районе 4,5-5 тысяч рублей, а после медосбора — в районе 2,5 тысяч. В этом году, учитывая дефицит, цены достигают 18-20 тысяч рублей, поэтому многие пасечники ездят в Хабаровский край или Еврейскую автономную область и закупают пчёл там. Кто-то ещё и зарабатывает на перепродаже», — рассказывает Олег Пазенко.
Причём восстановление пчелопоголовья — вопрос тонкий, и заниматься им должны профессионалы. Об этом напоминает ведущий научный сотрудник Федерального научного центра агробиотехнологий Дальнего Востока им. А.К. Чайки, кандидат сельскохозяйственных наук Максим Шаров.
«Действительно, в Приморском крае произошла огромная гибель пчелиных семей, и чтобы восполнить утрату, необходимы именно разведенческие хозяйства или племенные пасеки, которых, к сожалению, нет не только в Приморье, но и на всём Дальнем Востоке. Их необходимо создавать. Это одна из главных задач АНО «Агентство по развитию пчеловодства», — комментирует учёный.
Чтобы организовать такую пасеку, требуются земельный участок, материально—техническая база и команда специалистов. Переподготовкой селекционеров по пчеловодству занимается «Приморский государственный аграрно-технологический университет», так что база для обучения кадров в регионе имеется.
При этом, подчёркивает Максим Шаров, селекционную работу можно вести только с дальневосточной пчелой, адаптированной к местному климату.
«На данную тему я делал отдельную презентацию. Есть наработки большого количества ученых приморского региона, которые проводили испытания в 1960-1980-х гг. Они выяснили, что завезённые в Приморье инородные породы, не адаптированные к нашим условиям, показывают плохие результаты. Поэтому ещё в 1982 году было принято решение рекомендовать не завозить их сюда», — комментирует учёный.
Максим Шаров акцентирует, что сегодня необходимо заниматься селекционной работой и размножением местной породы пчёл. Следует обратить внимание на пчелиные семьи, которые выжили в Приморском крае — получать от них потомство и обеспечивать пчеловодов эффективной «рабочей силой». Причём завезённые пчелиные семьи из Хабаровского края или ЕАО обязательно нужно проверять на их принадлежность к дальневосточной породе, что можно сделать только под микроскопом. Если инородные пчёлы спарятся с местными, они принесут нежизнеспособное потомство.
План селекционно-племенной работы составляют селекционер, пчеловод и матковод. Первые результаты можно получить уже в течение года.
«Например, 200 пчелиных семей зимуют на племенной пасеке. Если они не погибли после зимовки, на следующий год вы полноценно приступаете к их размножению и последующему делению. От одной пчелиной матки, грубо говоря, можно получить в пределах 200 тыс. её копий. Если сегодня мы купим 10 пчелиных семей, то к августу путём размножения получим уже 120», — рассказывает Максим Шаров.
Сладкая перезагрузка
Казалось бы, селекционно-племенная работа — перспективная ниша для бизнеса. Однако, считает учёный, отрасль ещё не достигла такого развития, чтобы частный бизнес заинтересовался этим направлением.
«Допустим, пчеловодство Канады представляет мощный кооператив, куда так просто не попадёшь. Это серьёзный бизнес с отрегулированным рынком сбыта. Производство канадского мёда поставлено на промышленные рельсы, застраховано от форс—мажоров, отрасль пользуется различными льготами. Это действительно большая индустрия с единым центром управления — такая же, как и животноводство», — приводит пример Максим Шаров.
В Приморье, да и в целом на российском рынке, по его словам, ситуация иная. Большинство пасек сосредоточено в хозяйствах населения, пчеловодство не структурировано и требует координации со стороны органов власти. Необходимо выработать механизмы, которые помогут привлечь инвестиции и молодую кровь в медовый бизнес.
«Когда встречаешься с пчеловодами и говоришь о том, что занимаешься пчёлами, тебя могут спросить: «А работаешь где?» — рассказывает Олег Пазенко. — Притом, что пчеловодство — это не только производство мёда — на одном только мёде, действительно, сложно полноценно зарабатывать — но и другой продукции, включая восковую моль, трутневый гемогенат, маточное молочко. Ту же пыльцу, которую у нас на Востоке не особо употребляют, на Западе заготавливают тоннами. Это высокорентабельно, но заниматься этим не каждый хочет».
Низкие объёмы медосбора объясняются ещё и пассивностью большинства пчеловодов, считает он. В 2023-м году липа почти не медоносила на юге края, но, к примеру, в Спасском районе проблем с кормовой базой не было, и тот, кто поехал туда за нектаром, собрал «медовый урожай». Недостаточно внимания, по его мнению, уделяется и профилактике заболеваемости на приморских пасеках.
Трудный мёд
Однако восстановление пчелиного поголовья — не единственная проблема медовой индустрии. Одним из главных вопросов Рамиль Еникеев называет сохранение липы. Несмотря на то, что в законодательстве вырубка этой породы ограничена зонами покоя, медоносные деревья по-прежнему уничтожаются.
«Пчеловоды начали выезжать в тайгу и фиксируют, что процесс вырубки медоносов, нашей липы, не прекращается. Деревья вырубают и в зонах покоя, и вблизи населённых пунктов, и даже вблизи пасек. Сегодня это одна из главных проблем. А решение, на наш взгляд, единственное — внести все три вида липы в перечень запрещённых к заготовке, как это сделали с сосной корейской», — предлагает Рамиль Еникеев.
Влияет на отрасль так же ужесточение требований со стороны российского законодательства и растущие коммерческие расходы пчеловодов.
«С прошлого года значительно увеличилась стоимость исследований для каждой пасеки, и здесь, скорее всего без поддержки государства, рядовому пчеловоду не обойтись. Цены достигают 60 тыс. рублей в зависимости от количества произведенного меда», — уточняет Рамиль Еникеев.
Таким образом, перед АНО «Агентство по развитию пчеловодства» открывается большой фронт работ. Собеседники агентства уверены, что можно вернуть пчеловодство Приморья к советским показателям, когда край производил до 15 тыс. тонн меда в год, и даже превзойти их.
«Приморье в хорошие годы лидирует по производству мёда не только среди регионов Дальнего Востока, но и России. А по экспорту мы однозначно всегда первые, и одна из главных задач сегодня — нарастить продажи фасованной продукции в Китай. Конечно, 2023-й год серьёзно снизил показатели, но мы надеемся, что в ближайшее время снова займём передовые места. Потенциал у приморского мёда большой, ведь только мёд из нашей липы даёт этот особенный мягкий вкус, который так ценят жители приграничных стран. Сейчас нужно чёткое понимание организации сбыта и мер поддержки», — комментирует Рамиль Еникеев.
Отметим, хотя многие пчеловоды не припомнят такого тяжелого года, как 2023-й, но массовая гибель пчёл не впервые происходит в крае. Подобный мор фиксировали и в 1940-х гг, и в 1970-х, когда раньше срока активизировался клещ Varroa destructor.
«Мы такое уже проходили, просто в прошлом году были не готовы к этому моменту», — отмечает Максим Шаров.
Что касается бескормицы, пасечники сравнивают сбор мёда с заготовкой кедрового ореха или выловом красной рыбы, которые так же цикличны. Из четырёх лет в один год может быть бескормица, два других не очень удачных, и один — богатый нектаром. В этом году пчеловоды ожидают медосбора не ниже 4-5 тыс. тонн.
Весной нынешнего года Volkswagen выступил с сенсационным заявлением — международный автомобильный концерн фактически признал крах собственной стратегии по производству электромобилей. Компания замедлила реализацию проекта по строительству гигантского завода в Германии, стоимостью 2 млрд евро и поставила под вопрос создание собственного подразделения по производству аккумуляторов. На фоне 11% падения рынка электромобилей ЕС в апреле нынешнего года, которое Bloomberg назвал «красным флагом» для «климатических задач», отказ от двигателя внутреннего сгорания выглядит туманной перспективой.
Ряд экспертов утверждает, что планы Европы по поголовной электрификации автомобилей являются слишком оптимистичными. Они продиктованы по большей части политической, «зеленой» повесткой, которая навязывается реальной экономике. Точно также, как отказ
от атомной энергетики в Германии, который в итоге привел к переходу на уголь и СПГ в качестве топлива для электростанций, экологическая повестка превратилась в оружие, которым правящие круги намерены оказывать давление на иные страны. И это происходит не в первый раз — в современной истории существует кейс «завершенного» крестового похода по экологическим соображениям.
До последней трети XX века в Европе, США, Советском союзе, да и всем остальном мире активно использовали минерал, носящий коммерческое название «асбест», т.е. «неразрушимый». Из него производили более 300 видов промышленных продуктов, в том числе всем знакомый шифер, трубы для водопровода, накладки на тормозные колодки и многое другое. Универсальность минерала заключалась в его уникальном наборе полезных свойств. Тонкое, гибкое и прочное асбестовое волокно не боялось большинства химических воздействий, не горело, было прочнее стали на разрыв и устойчиво к механическим повреждениям. Затем, в конце века в Европе массовое использование асбеста привело к массовым протестам, а затем и полному запрету. Почему? Дело в том, что существует два вида асбеста, кардинально различающихся по характеру воздействия на организм человека. В Европе использовали амфиболовый асбест, который обладает устойчивостью к кислотам. Попадая в легкие человека, амфиболовое волокно остается там на годы, провоцируя тяжелые заболевания, ведь клетки-уборщики легких, альвеолярные макрофаги, не могут растворить его.
Существует и другой вид асбеста, хризотиловый. Он представляет собой гидросиликат магния, который к кислотам не устойчив. Хризотил выводится из респираторной системы человека за короткое время, и потому безопасен при контролируемом использовании. Его исторически добывали Российская Империя и СССР, США, Канада и Бразилия, в то время как Европа пользовалась в основном амфиболами. И тут на сцену вышли «зеленая повестка». После запрета амфиболов, Европа оказалась в уязвимом экономическом положении: синтетические аналоги асбеста стоили существенно дороже, свой асбест уже добывать было нельзя, а чужой покупать неохота. В мире разразилась антиасбестовая кампания.
Классическим примером подобного влияния ЕС можно назвать историю египетского водопровода. В 2000-х Египет решил провести коммуникации к удаленным пустынным поселениям. Единственной возможностью, исходя из финансовых возможностей страны, был хризотиловый трубопровод. ЕС всеми правдами и неправдами вынудил правительство страны запретить асбест, оставив без работы по меньшей мере 3 500 рабочих, заманив обещаниями «экологичных» аналогов собственного производства. Проект остался мечтой до сих пор — бюджет Египта даже теоретически не мог выдержать такой нагрузки, ЕС требовал денег за свои материалы, бедуины же так и остались без воды.
Последовательная политика европейских стран привела к закрытию хризотиловых производств в Бразилии и Канаде, существенным ограничениям в США. Сегодня агрессивная кампания «экологов» проводится в Индии и странах Юго-Восточной Азии, где потребность в быстром и доступном строительстве социальной инфраструктуры, массового жилья и коммуникаций стоит как нельзя остро. Перспективный рынок «зачищают» от единственного конкурента, который еще остался в строю — Российской Федерации.
Впрочем, «экотерроризм» является отнюдь не безопасным орудием в конкурентной борьбе. Пока страны ЕС использовали его для обеспечения своих интересов за границей, им удавалось извлекать из него выгоду, но сегодня он уже пророс и на их почве. Как мы видим, положение дел с мирным атомом и электромобилями в Германии говорят сами за себя — как будут заряжать дорогие электрокары от ТЭЦ, работающих на угле, остается нерешенной загадкой и ведет к обширным финансовым потерям.
Предприниматель Дмитрий Иваньков рассказал EastRussia о том, как организовал мини-завод по производству мульчи из коры лиственницы — новой продукции для дальневосточного рынка. О том как живёт и развивается мелкий бизнес, который только открывает свое производство, с чем приходится сталкиваться и преодолевать в масштабировании процессов?
В лесной отрасли Дмитрий Иваньков трудится больше 20 лет. Работал в найме, но два года назад ушёл с поста заместителя директора крупной лесозаготовительной компании и открыл своё дело, вложив и применив для этого весь свой опыт и знания в области лесного хозяйства.
— Почему именно мульча? Когда пришла мысль ей заняться?
— В 2022 году мы занимались кедровым орехом: перерабатывали кедровую шишку, чтобы получить орех, из которого затем выращивали посадочный материал. Возникло очень много кедровой шелухи, не знали, куда её девать. Решили сжечь у себя на предприятии в котельной. Тут моя мама увидела и говорит: «Дачники за этим бегают!». Я тогда не понимал, но смеха ради разместил объявление на Авито — по 100 рублей за мешок. На следующий день у меня был шквал звонков. В итоге продал около 20 «кубов». Одна из последних клиенток меня спрашивает:
— У вас есть кора лиственницы?
— Кора? Для чего?
Она объяснила, я ей привез и подумал: раз надо ей, значит, необходимо и другим. Расфасовал по мешкам, заработал «сарафан» и пошли первые клиенты. Тогда я поверил в себя, привёз сырьё с заводов, начал фасовать. Правда, тогда ещё не было сортировки, убирали крупный мусор (ветки, коряги), и всё.
Прошлый год я «ехал» на тех же рельсах, а осенью посидел, подумал, вник и принял решение купить сортировочное оборудование, привёз его из Челябинска. Началась работа в зиму с 2023 на 2024 год. Привез 130 «кубов», потом ещё несколько поставок по 40-50 «кубов» (из одного кубометра сырья получается около 18 мешков товарной коры – прим. ред.).
Все крутили у виска, хихикали, не понимая, для чего кора. На самом деле, кто разбирается, все прекрасно понимают и охотятся за этим. Ведь вся кора, которая появлялась до этого в Хабаровском крае, приезжала из Сибири — там люди этим уже давно занимаются, благоустройство территории на западе страны у застройщиков и частных лиц — норма жизни. Получается, эта мода докатилась до Дальнего Востока.
— Итак, мульча — она для чего?
— Ключевых моментов два – благоустройство и борьба с сорняками. Под мульчей из коры лиственницы растения лучше зимуют, нет стрессовой заморозки корней, земля при этом «дышит», не надо убиваться с прополкой. Если человек все сделал правильно: убрал сорняки, застелил укрывным материалом, затем насыпал мелкой первой фракции мульчи (размер коры такой фракции — от пыли до трех см — прим. ред.), то сорняки уже не прорастут. А сверху можно фракцию покрупнее насыпать.
Базовый слой хорошо держит влагу, в наших климатических условиях, когда летом очень жарко, это здорово помогает. Верхний слой — примерно два см — высыхает, а вот снизу достаточно долго держит влагу.
Мульчу делают из дуба, но его заготавливают мало и не окоривают (окорка — процесс удаления коры с бревна — прим. ред.) промышленным образом. Березовая кора не пойдёт — слишком лёгкая, её сдует. А вот лиственница у нас является самым долгогниющим деревом, соответственно, максимально долго сохраняется внешний вид коры. К тому же, это отличный антисептик: в самой коре содержится масса химических элементов, которые являются естественным природным антибиотиком.
Застройщики, которые строят многоквартирные дома, сегодня не имеют права сдать дом без благоустройства прилегающей территории. Всё чаще для этого стали использовать кору. Благодаря тому, что к нам пришли такие федеральные застройщики, как «Пик», «Талан» и другие — эта мода докатилась и до Дальнего Востока.
В прошлом году я выиграл тендер на обновление зон на площади им. Блюхера в Хабаровске. Годом ранее «Пик» её благоустраивал и использовал мульчирование. Любой материал — кора или щепа — требует обновления, потому что выгорает на солнце, также её дети вытаптывают.
— Где берёте сырьё?
— Сырьё беру на заводах по переработке древесины. Сырьём является кора, которая получается от окорочного оборудования: заходит бревно по конвейеру, специальным оборудованием снимается кора — она является сильным абразивом, который тупит пилы.
Одно дело, когда у тебя маленькая пилорама, другое – когда стоит мощный деревообрабатывающий завод, через который проходит десятки тыс. бревен, поэтому для них дешевле сначала производить окорку бревен, а потом уже распиловку. Снятую кору кто-то использует на нужды отопления: административных зданий или сушильных камер, а кто-то вынужден её утилизировать.
— Почему заводы сами тогда не производят мульчу?
— Не хотят распыляться. Для них это мелочь, у них своих проблем хватает. Относительно маржинальности деревообрабатывающего завода это несопоставимые деньги.
— А с какими сложностями приходится сталкиваться?
— Самое сложное на сегодня – логистика: за бугром телушка – полушка, да перевоз – пятачок. Логистика на сегодня очень дорогая. Целенаправленно отправлять транспорт для перевозки коры — это не бюджетное мероприятие, очень дорого. Приходится искать попутный транспорт. К примеру, если отвозить кору во Владивосток, то чтобы фуру туда отправить — необходимо около 80 тыс. рублей заплатить за доставку. При этом в розницу мешок у меня стоит 450 рублей, а раскидывать затраты на логистику — это приведёт к увеличению цены. Хотя в Хабаровске такая же кора в мешках, привезённая из Сибири, продаётся по цене выше одной тыс. рублей.
Также сложно не влететь в минус с качеством сырья: могут привезти кору, среди которой много щепы, она уже будет нетоварной. Ещё сложно договориться с заводами о поставке сырья, так как большинство не понимает, для чего это надо.
Это только кажется, что берёшь кору лопатой и по мешкам расфасовываешь – куча нюансов, проблем. Вплоть до того – где взять людей? Проблема выйти на торговые сети маленькому производителю.
— Вот привезли кору на завод. Что дальше?
— Дальше мы её с помощью специального оборудования сортируем по фракциям. Всего их четыре: от пыли до крупной коры свыше десяти см, фасуем в 60-литровые мешки и продаем, если надо — обеспечиваем доставку.
— Фасовка по 60 литров. Почему?
— 75% клиентов — женщины, именно они чаще всего занимаются садом и огородом. Такой мешок в среднем весит, в зависимости от влажности коры, 10-12 кг, то есть его женщина сможет поднять сама. Также удобно для транспортировки.
— Основные инструменты продажи?
— Социальные сети: WhatsApp, Telegram. «Сарафанное радио» здорово работает. Сейчас разрабатываю сайт и буду «бить» по Интернету.
— Есть клиенты, которые приходят не в первый раз?
— Это мои любимые клиенты. Они приводят своих друзей, знакомых.
— Кто ваш покупатель?
— Женщина, которая использует мульчу на даче или в частном доме. Не на последние деньги покупают. Когда у человека есть деньги, он начинает думать, как сделать мир вокруг себя красивее.
— Получается, это сезонный бизнес?
— Абсолютно. Продажи стартуют в начале апреля. Дачники — как рыбаки: у них начинает всё чесаться: скорее бы на землю к себе. Последняя продажа — в конце октября.
— Аналоги у коры, мульчи есть?
— Да, это щепа и опилки. Я, кстати, щепой начал заниматься, сейчас планирую её красить. Правда, мнения разделились: одни говорят, что это классно, другие — что некрасиво. Хотя запрос от людей есть.
— Есть страх конкуренции?
— Нет. Здоровая конкуренция только помогает. В любом случае это производство, на всю страну более-менее крупных производителей около десятка. И они работают по принципу взаимовыручки. К примеру, мне звонит коллега из Сибири и говорит: «На меня вышел клиент из Владивостока, но мне везти туда свою кору дорого. Давай, ты ему свою отправишь, а мы с тобой решим по прибыли?».
— Каковы были стартовые расходы, как быстро планируете окупиться и выйти в плюс?
— Вложения составили около двух млн рублей на старте, плюс дополнительные постоянные вливания на приобретение и логистику входящего сырья (кора навалом). На сегодня оборот коры (из исходного сырья в товарную продукцию) составляет около 200 кубометров в месяц. Надо понимать, что это только первый сезон. Предприятие должно выйти на оборот товарной продукции на уровне примерно 450-600 «кубов» в месяц минимум.
Фонд заработной платы работников составляет примерно 300 тыс. рублей в месяц. Сейчас работают постоянно два человека, плюс привлекаются дополнительные сотрудники на погрузо-разгрузочные работы, привлекается сторонняя техника в аренду на почасовые работы — перемещение коры по складу входящего сырья.
Доходность позволяет предполагать, что расчётное время окупаемости вложений составит примерно четыре месяца, то есть по сути — за первый сезон окупятся первоначальные вложения, в зиму предприятие будет работать на склад, нести постоянные затраты на ФЗП, аренду складских и производственных площадей, электроэнергию и прочие расходы. А со следующего сезона — примерно конец марта 2025 года — пойдёт продажа «в плюс». Но и из этих денег часть средств будет вкладываться в развитие, расширение парка техники и механизмов.
— Что необходимо для масштабирования бизнеса?
— Увеличить мощность производства. Приобрести погрузчик. Объёмы нужны, для этого необходимо выйти на торговые сети и другие регионы Дальнего Востока.
— Какими-то мерами господдержки пользуетесь?
— Не очень в это всё верю. Хотя любая поддержка хороша, особенно невозвратные средства. Хотелось бы, чтобы в Хабаровске, к примеру, занялись красивым благоустройством города и использовали, в том числе, кору. Но пока ноль, чиновники вообще не понимают, что такое кора и как её можно использовать, поэтому бесконечно косят траву. Газоны, конечно же нужны, но не повсеместно ведь. Надеюсь, что мне удастся пробить эту стену, и наши города станут красивее.
— Как думаете, получится разбогатеть на этом деле?
— Это у меня однозначно в планах!
— Удачи!
— Спасибо.
На Дальнем Востоке планируется формировать производственные кластеры в сфере судостроения и судоремонта, включающие в том числе предприятия по выпуску комплектующих. Кроме того, в макрорегионе предполагается развивать направление композитного судостроения. Тем не менее часть крупных старых верфей нуждается в модернизации и дополнительных инвестициях, рассматривается возможность их специализации для определенных типов судов.
Приморские горизонты
В Приморском крае предполагается создать судостроительный кластер. Наиболее крупным отраслевым предприятием региона и Дальнего Востока в целом является судостроительный комплекс «Звезда» в Большом Камне (консорциум АО «Роснефтегаз», ПАО «НК «Роснефть» и АО «Газпромбанк»[1]), который должен стать ключевым участником планируемого кластера. В 2023 г. на «Звезду» пришлось 22,9% всего тоннажа сданных в РФ судов[2]
(второе место после предприятий «Объединенной судостроительной корпорации»). Также в приморский кластер должны войти компании, специализирующиеся на производстве сопутствующих компонентов и оборудования, ремонте.
О намерении вхождения в кластер, помимо «Звезды», заявили компании «Кораблестроение и композиты»[3] (строительство морских яхт, катамаранов, маломерных судов), «Дальзавод»[4], Славянский судоремонтный завод[5], Приморский металлургический завод, «ВРК Сапфир»[6], завод «Варяг», «Дальприбор», «Бриз ПАМП»[7]. В краевом правительстве рассчитывают, что объединение позволит предприятиям снизить логистические издержки и гарантировать реализацию продукции.
Портфель заказов ССК «Звезда» включает порядка 60 судов. На воду к настоящему времени спущены 13 судов, включая четыре танкера типа «Афрамакс» общим дедвейтом 450 тыс. тонн, строятся 23 судна. Суммарный дедвейт заказов составляет более 3 млн тонн. В том числе «Роснефть», заключив со «Звездой» эксклюзивное соглашение о размещении всех заказов на новую морскую технику и суда на мощностях верфи, заказала 26 судов.
В текущем году или в 2025 г. на ССК «Звезда» могут быть сданы два танкера-газовоза. Хотя суда спущены на воду, на сроки сдачи может негативно повлиять ужесточение санкций – верфь в феврале текущего года была включена в SDN-list США. Для «НОВАТЭКа» на верфи строятся 15 танкеров повышенного ледового класса Arc7. При этом южнокорейская компания Samsung Heavy Industries в конце 2023 г. прекратила производство блоков и оборудования для 10 из 15 СПГ-судов, строящихся на «Звезде».
Напомним, что для нужд судостроительного комплекса до 2030 г. в Большом Камне (бухта Суходол) планируется построить и ввести в эксплуатацию Приморский металлургический завод. Производительность предприятия должна составить 1,5 млн тонн в год. Оно будет включать две очереди – сталепрокатное производство (прокатный стан 5000) и трубопрокатное производство (трубный стан). Предполагается, что основной продукцией завода будет стальной, в том числе крупноформатный, листовой прокат (до 4,2 м шириной и до 24 м длиной), а также трубы большого диаметра для магистральных нефте- и газопроводов в объеме 200-220 тыс. тонн в год.
Объем инвестиций в создание завода оценивается в 160 млрд рублей (по информации, озвученной в декабре прошлого года властями региона), тогда как в 2020 г. глава «Роснефти» И.Сечин оценивал его стоимость в 2,2 млрд долларов (или 198 млрд рублей по курсу доллара на 19 декабря 2023 г.). Проектирование металлургического завода началось в конце 2021 г. Учредителем компании ОО «Приморский металлургический завод» (ПМЗ) выступает консорциум «Современные технологии судостроения» (СТС), владеющий «Звездой».
Камчатский судоремонтный кластер
Тем временем в Камчатском крае запланировано создание судоремонтного кластера. Он может быть запущен во втором квартале 2026 г. ВЭБ.РФ примет участие в финансировании проекта. Ожидается, что ежегодно кластер будет обслуживать 33 доковых и 120 надводных ремонтов. Общая стоимость реализации проекта оценивается в 3 млрд рублей. Госкорпорацией ВЭБ.РФ выделены первые 331 млн рублей. Проект входит в мастер-план развития Петропавловска-Камчатского.
Стоит отметить, что в прошлом году в Камчатском крае было впервые построено рыболовное судно – сейнер «Апача» проекта МРС-150 для «Рыболовецкого колхоза им. Ленина». Объем инвестиций в строительство превысил 1,23 млрд рублей, судно построено компанией «Торсиотест»[8] (Петропавловск-Камчатский). Судно является головным из шести заказанных сейнеров для данного рыбопромышленного предприятия.
Региональные и маломерные
В регионах существует несколько проектов создания некрупных производств маломерных судов. В Корсакове Сахалинской области в текущем году предполагается начать строительство верфи композитного судостроения. Реализацией данного проекта намерен заняться композитный дивизион госкорпорации «Росатом» — «Юматекс».
Объем инвестиций в проект оценивается в 7 млрд рублей. Верфь в Корсакове вошла в число проектов, которые получат финансирование корпорации ВЭБ.РФ. Ожидается, что предприятие начнет выпуск продукции в 2025 г., а на 2028 г. намечен выход на проектную мощность (выпуск до 50 судов в год). Предприятие должно производить суда с корпусами из композитных материалов – моторные и парусные прогулочные катамараны, скоростные катера, пассажирские и туристические катамараны, рассчитанные на 50-150 человек, рыболовные суда.
Также резидент ТОР «Хабаровск», ООО «ФПИ»[9], в Хабаровском крае в феврале приступил к реализации проекта по созданию завода по производству судов из композитных материалов. Его заявленные мощности несколько уступают корсаковскому проекту на Сахалине. На предприятии планируется выпускать не менее шести коммерческих и 12 частных судов в год (прогулочные, спортивные суда, лодки). В проект предполагается инвестировать более 90 млн рублей. Запуск производства и выпуск первой продукции намечен на 2026 г., выход на проектную мощность — на первый квартал 2027 г.
При этом, хотя композитные материалы считаются более безопасными, чем стальные, устойчивы к коррозии металла, легче, позволяют брать больше грузов (при аналогичном стальным водоизмещении) и экономичней по расходу топлива, их широкое применение не предусмотрено для холодного климата. В частности, композитные суда не имеют ледового класса, поскольку нормативная база российского судостроения создана под стальное производство. Композитным судостроением в России занимается «Средне-Невский судостроительный завод» (СНСЗ) в Санкт-Петербурге, входящий в ОСК.
В Надеждинском районе Приморского края планируется организовать небольшое производство маломерных судов — катеров, яхт, прогулочных лодок. Проект в статусе резидента ТОР «Приморье» реализует ООО «Русская судостроительная компания»[10]. Объем инвестиций составляет 15,6 млн рублей. На предприятии также планируется осуществлять гарантийное и техническое обслуживание, замену комплектующих, ремонт корпусов и двигателей.
В январе текущего года указом президента РФ в собственность Якутии были переданы ранее находившиеся в федеральной собственности акции АО «Жатайская судоверфь». Условием для передачи стало обязательство властей республики принять меры по завершению в 2024 г. первого этапа реализации инвестиционного проекта по созданию модернизированной Жатайской судостроительной верфи. Якутское правительство и руководство верфи письменно гарантировали, что обеспечат финансирование объекта в полном объеме, проконтролируют привлечение внебюджетных средств и проследят за ходом завершения реализации инвестпроекта. После этого глава республики А.Николаев поручил ускорить завершение первого этапа строительства. Передачу акций в собственность Якутии федеральное правительство должно обеспечить в 12-месячный срок, а в 15-месячный срок – обеспечить согласование условий соглашения между РФ, Якутией и АО «Жатайская судоверфь» о его развитии.
По состоянию на конец 2023 г. верфь была готова на 64,4%. На объекте осуществлялись внутренняя отделка помещений, бетонирование полов, смонтированы ворота и электроосвещение. На первый этап проекта было выделено более 5,7 млрд рублей – в т.ч. около 4,1 млрд рублей из федерального бюджета, 750 млн рублей из регионального. На предприятии предполагается строить до десяти речных и морских судов ежегодно.
На фоне санкционных ограничений сдвигаются сроки сдачи рыбопромышленных судов, которые строятся в рамках программы инвестиционных квот на добычу водных биоресурсов. В проекты строительства судов требуется внесение изменений в связи с необходимостью поиска аналогов оборудования или увеличения срока поставок, возросших затрат на логистику. В связи с этим срок строительства краболовов в рамках программы инвестиционных квот, проданных в рамках первого этапа аукционов, планируется продлить с пяти до семи лет. Подготовлен соответствующий проект изменений в постановление правительства №1191 от 22 июля 2023 г. Ранее в Росрыболовстве заявляли об ожиданиях по завершению строительства всех строящихся в рамках первого этапа инвестквот 105 судов (построены 22 судна).
Кроме того, в феврале текущего года постановлением правительства был скорректирован перечень этапов строительства судов, которые должны быть локализованы в России. Из материалов российского производства должен быть сформирован корпус судна, в РФ должна осуществляться разработка необходимых для строительства конструкторских и технологических документов. Новый порядок касается уже спроектированных и строящихся на российских верфях судов в рамках первого этапа программы инвестиционных квот.
В декабре прошлого года на «Находкинском судоремонтном заводе» было спущено на воду краболовное судно — шестое для ГК «Антей» в рамках инвестквот. В целом на НСРЗ заложено восемь краболовов для «Антея». В конце марта текущего года «Восточная верфь» («Амурский судостроительный завод», ОСК) во Владивостоке спустила на воду краболов «Пума», построенный по программе инвестквот для компании «Восход». Ранее по сходным проектам на верфи уже было построено четыре краболовных судна. Предприятие также строит еще четыре краболова для группы компаний «Сигма Марин Технолоджи».
Напомним, что в октябре прошлого года «Амурский судостроительный завод» (АСЗ. Комсомольск-на-Амуре) стал единоличным управляющим органом «Восточной верфи», а Минпромторг приостановил права акционеров (основной акционер и бывший владелец предприятия Г.Лазарев являлся основным акционером с долей 29%, еще 5,75% принадлежало А.Мирошниченко[11]).
При этом «Восточная верфь», наряду с Амурским и Хабаровским судостроительными заводами, относится к числу неэффективных верфей «Объединенной судостроительной корпорации». Согласно одобренной правительством в начале текущего года стратегии дальнейшего развития ОСК, дальневосточные верфи компании могут быть специализированы на определенном типе судов, что должно обеспечить серийность производства. В ОСК при этом подчеркивали, что намерены сохранить все дальневосточные производства, нуждающиеся в модернизации. Тем не менее в корпорации не уточняли подробностей плана относительно данных производств.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Современные технологии судостроения».
[2] В 2023 г. «Звезда» передала заказчику ПАО «Совкомфлот» танкер «Восточный проспект», состоялась церемония спуска на воду первого танкера-челнока ледового класса Arc6 «Валентин Пикуль» и танкера-газовоза СПГ класса Arc7 «Сергей Витте».
[3] Учредитель – В.Зуев, также владеющий ООО «Кают-компания», которое специализируется на ресторанной деятельности.
[4] Владивосток, учредитель – А.Колобов.
[5] Подконтролен депутату приморского Заксобрания Д.Текиеву.
[6] Большой Камень, принадлежит сингапурской компании «Риг Ресерч Пте. Лтд».
[7] Владивосток, учредители – И.Семенов, В.Поречин.
[8] Учредитель – Ю.Херсонский.
[9] Учредитель – Б.Мавланов, также владеющий туристическими компаниями «Дальневосточные экспедиции», «Центр путешествий ДВ», «Центр морских путешествий».
[10] Владелец – И.Пронович, у которого ранее уже был проект по строительству маломерного флота – ООО «Производственное объединение алюминиевые лодки» (на данный момент находится в состоянии ликвидации). И.Пронович является совладельцем ООО «Элкор» (село Прохладное в Надеждинском районе), специализацией которого заявлено производство электрической распределительной и регулирующей аппаратуры.
[11] Другие владельцы акций не раскрывались, но ранее по 5,5% и 5,9% были у И.Мирошниченко и О.Мирошниченко соответственно. Кроме того, 15,36% акций принадлежали АО «Тихоокеанская электротехническая компания».