В то время как жители центральной России и других западных регионов нашей страны выбирают Дальний Восток целью своих отпусков, жители ДФО заново открывают для себя прелести поездки в Китай
Прямые рейсы из Владивостока в Пекин набирают популярность среди дальневосточников, а с 16 мая, помимо «Аэрофлота» и «Авроры», выполнять их будут «Уральские авиалинии» и S7. Корреспондент EastRussia посетил столицу Поднебесной в четвертый раз и впервые — после ковида и принятия санкций. Своим опытом он делится в этой статье.
Как платить
Первый вопрос, который волнует путешественника — это способы оплаты в Китае. Сразу скажем, что «русский» UnionPay работает. Во всяком случае, не возникало проблем с картами от Примсоцбанка и Россельхозбанка.
Для расчетов в КНР по карте нужно вводить шестизначный код. У Россельхозбанка (рублёвая карта, тарифный план «Амурский тигр») он четырёхзначный, но к четырем цифрам вы просто добавляете два ноля и совершаете операцию. При этом за снятие наличных в банкомате взимается комиссия 1% от суммы, но не менее 199 рублей. Для карты в юанях комиссия составила бы уже 3%.
У разных банков разные условия в части тарифов, обслуживания и кешбэка, так что стоит внимательно изучить предложения от нескольких кредитных организаций.
Но в любом случае, UnionPay примут у вас не везде, а только там, где поддерживаются операции с помощью этой платежной системы, например, в крупных сетевых магазинах, поэтому стоит запастись старой-доброй наличкой. Вопреки широко распространенным слухам — дескать весь Китай рассчитывается безналом — её у автора статьи принимали везде: в автобусах, такси, кафе и ресторанах, маленьких и больших магазинах. Хотя сами китайцы обычно расплачиваются по QR-коду и наличные используют не так часто.
Виза и билеты
Визы в Китай подорожали со времен ковида. Туристическая однократная виза категории L обойдется порядка восьми тыс. рублей. Подавать документы лучше заранее, желательно месяца за два — теперь их оформляют дольше, рассказывают турагенты.
За четыре месяца до поездки авиабилеты с багажом туда-обратно стоили автору 44 тыс. рублей. Чем ближе к дате вылета, тем дороже. Следите за акциями – они дают реальную возможность сэкономить.
И к сожалению, в апреле это будет не самый приятный перелет в вашей жизни. Время в пути составит примерно 2 часа 40 минут (обратно можно долететь за 2 часа 5 минут). Но дело в том, что прямые рейсы из Владивостока в Пекин обычно ночные, как и в обратном направлении. На конец марта путешественники выбирали из двух ночных рейсов. Автор вылетел рейсом SU 6611 «Аэрофлота» в 02:10. Разница во времени Владивостока с Пекином составляет два часа, так что прилетите вы в 02:45 по местному времени. Пока пройдёте таможенный контроль и получите багаж, уйдет еще час. Плюс дорога до Пекина минут 50-60. В лучшем случае, окажетесь в гостинице в начале шестого.
Однако если собираетесь лететь в мае, есть хорошие новости. С 16 мая «Уральские авиалинии» запускают прямой рейс из Владивостока в Пекин по понедельникам, четвергам и субботам. Из дальневосточной столицы он отправляется в 09:15 утра. Обратно из Пекина вылет так же ночной. Со 2 апреля свои рейсы запустил и S7, но тоже ночью: вылет из столицы Приморья в 01:10, прилёт в Пекин в 01:50 (время местное). Вылет из Пекина в 02:50, прибытие в аэропорт Владивосток – в 07:15 (время местное).
Вы прибываете в новый крупнейший в мире пекинский аэропорт Дасин в 46 км к югу от центра Пекина. Первый российский рейс он принял только в 2023 году. Общий объем инвестиций в строительство этого гиганта составил 80 млрд юаней — рекордная сумма для китайской гражданской авиации. Но несмотря на то, что Дасин — огромный хаб, поражающий своим исполинским размахом, там достаточно удобная навигация для путешественников.
Добраться в центр Пекина можно на автобусе, поезде или метро. Однако многие туристы, утомлённые ночным перелётом, предпочитают такси.
При выходе из аэропорта через дорогу есть указатели. Выбирайте стрелочку с надписью Beijing. Рядом дежурит сонный работник такси-сервиса — поездка с учетом ночного тарифа обойдётся примерно в 260 юаней или 3 400 рублей. К слову, туроператор за ночной трансфер просил 13 (!) тыс. рублей.
Итак, вы в Пекине. Первое, что поражает — достаточно плотный трафик даже в такой предрассветный час. За несколько лет столица Поднебесной изменилась: появились новые дороги, развязки, выросли целые кварталы. Но центр остался прежним, и особенно он прекрасен в обрамлении цветущей вишни и магнолий, которые распускаются уже в конце марта.
Жизнь здесь бьёт ключом. Со своими широкими проспектами и современной архитектурой Пекин напоминает Нью-Йорк или Москву. В его архитектурном ансамбле смешались фасады из стекла и металла и строго-изысканный китайский ампир, а откуда-нибудь из-за поворота выглядывают традиционные домики с наклонными черепичными крышами и красными воротами.
Автор останавливается в четырехзвездочном отеле рядом с главной торговой улицей Ванфуцзин в районе Дунчэн. Кстати, не самый лучший вариант. Номер убитый и очень холодный, несмотря на кондиционер с функцией обогрева.
Транспорт
Передвигаться по городу можно относительно недорого. Поездка в автобусе стоит всего два юаня (26 рублей). Для оплаты наличными установлены специальные ящики, куда вы кидаете деньги, вот только сдачи никто не даст, о чем предупреждают надписи на английском. Лучше разменять крупные купюры заранее. Или приобрести транспортную карту Пекина на одной из станций метро.
Поездка в метрополитене стоит от двух юаней. Такси обойдтеся примерно 25 юаней (330 рублей) за несколько км. Наличные принимают везде. Можно попросить вызвать автомобиль сотрудника отеля или, например, торгового центра, куда вы отправились на шопинг. Тот же Uber в Китае не работает. В Поднебесной свои такси-сервисы, и для китайского приложения didi нужна привязка китайской банковской карты.
Автор часто пользовался одной из стоянок такси возле культового торгового центра Oriental Plaza в конце улицы Ванфуцзин, где практически всегда есть свободный транспорт. А по большей части передвигался на автобусах. Это действительно очень удобно и абсолютно безопасно. На автобусных остановках написаны номера маршрутов, которые там останавливаются, каждая остановка объявляется по-английски и высвечивается на электронном табло.
Если будете в центре Пекина, рекомендуем запомнить номер маршрута 52. Он проходит по прямой от знаменитой площади Тяньаньмэнь перед Императорским дворцом, затем останавливается в районе Ванфуцзин и сворачивает к железнодорожному вокзалу Пекина. Дальше без необходимости ехать не нужно, там уже ничего интересного.
По схожему маршруту идёт автобус №1, только не сворачивает к вокзалу, а продолжает свой путь по прямой и останавливается возле шоппинг-молла China World.
Пекин — отличное место для шопинга. Если это цель вашей поездки, то обязательно стоит посетить торговый комплекс The Place, расположенный практически в самом центре, в районе Чаоян. Узнаете его по огромному экрану и обилию розового цвета на фасадах. Здесь, пожалуй, самый «русский» шопинг в Пекине, потому что The Place — это средоточие покинувших Россию массовых мировых брендов. Рядом расположены один из самых больших магазинов Zara, H&M, Massimo Dutti, Victoria's Secret, а UNIQLO занимает едва ли не целое крыло большого здания и радует вещами отличного качества за 100-200 юаней (1 300 - 2 600 рублей).
Выйдя из «Зары», стоит спуститься ниже этажом на фудкорт — по нашим субъективным оценкам, один из лучших в Пекине. Всего за 20 юаней (260 рублей) там вы отведаете жареную лапшу с мясом и овощами или пибимбап, какого не предложат в лучших ресторанах Владивостока.
Для ориентира: The Place расположен в шаговой доступности от торгового центра Parkview Green, построенного в виде огромной стеклянной пирамиды. Это культовое место сочетает в себе шопинг и музей современного искусства с картинами, инсталляциями, скульптурами и небольшой галереей. Здесь уже продаются бренды подороже, включая тяжёлый люкс. Но даже если вы не собираетесь покупать себе «Ролекс», стоит насладиться шедеврами таких авторов, как Сальвадор Дали, Энди Уорхол и Цзэн Фаньчжи.
Вообще в Пекине огромное количество торговых центров: блошиные и уличные рынки Pearl Market, магазины Qianmen Main, Street Mall, Yandai Xie Street и множество других.
О культурном
Что касается исторических достопримечательностей, «маст хэв» для туриста — площадь Тяньаньмэнь, где находятся Памятник народным героям и Мавзолей Мао Цзэдуна. В нескольких минутах ходьбы от нее раскинулся красивейший дворцовый комплекс — «Запретный город». Рядом расположился национальный музей, известный своей африканской коллекцией.
Конечно, обязательный пункт культурной программы — экскурсия на Великую китайскую стену. Внимания заслуживают также Храм Неба, ботанический сад и зоопарк Пекина.
Поклонников современного искусства впечатлит квартал художников 798 Art Zone — микс из старых заводских зданий, труб и лестниц, граффити, лозунгов со времен Культурной Революции и хипстерских кафе.
Только учитывайте, что многие музеи нельзя посетить без предварительной записи или гида — к сожалению, эта практика распространилась после ковида.
А если хотите ещё глубже погрузиться в национальную культуру, добро пожаловать на шоу «Легенда о кунг-фу», водное шоу «Золотая маска», в Императорский Пекинский Цирк или китайскую оперу — с билетами подороже во время представления вы будете сидеть за столом и пить зеленый чай. Удивительно, но храм искусства не требует полной тишины и выключенных телефонов. Пока выступают артисты, китайцы могут разговаривать довольно громко.
Интернет
В Китае все пользуются социальным сервисом WeChat. Twitter, YouTube, Google, WhatsApp, Skype, Telegram недоступны жителям Поднебесной. Они работают только с VPN. Однако, приехав в гостиницу, автор обнаружил, что VPN-сервисы, которые он использовал в Пекине несколько лет назад, уже заблокированы. Прогресс не стоит на месте.
Важно
Китайцы подавляющим большинством не говорят по-английски. Начиная с аэропорта, стоит запастись адресом своей гостиницы на китайском и в дальнейшем всегда носить с собой визитку отеля. А таксистам, например, показывать скрины на смартфоне с китайскими названиями и фотографиями пункта назначения.
Также проблемы коммуникации решает самый простой онлайн-переводчик.
И не повторяйте ошибок автора, который в 2019 году был обманут таксистом-мошенником. Водитель вернул купюру в 100 юаней, жестами изобразив, что она «не годится» и попросил другую, которая тоже его не удовлетворила. Лишь выйдя из такси, автор понял, что мошенник брал настоящие банкноты, а возвращал фальшивые, что позже подтвердилось в ближайшем магазине. Причем на подобный трюк попадались и его знакомые.
Резюмируя: со времен ковида Пекин, конечно, изменился, но остаётся таким же гостеприимным и всё ещё дешёвым, хотя уже не настолько, как в 2019 году. Здесь, как нигде, ощущается мощь великого китайского дракона, и не может не радовать, что к российским туристам он настроен крайне доброжелательно.
Юлия Пивненко«97% новых импортных автомобилей, продаваемых в России – китайского производства». «Китайские производители машин захватят 90% авторынка России за два года» - примерно такие заголовки и тезисы все чаще встречаются в СМИ и на просторах Интернета, что, впрочем, соответствует реальности: китайских машин даже на дорогах Дальнего Востока, избалованного правым рулем, становится все больше.
И вот тут возникает вопрос: а не привезти ли машину «made in China» самому? Зачем переплачивать дилерам, посредникам и прочим товарищам? Возили же мы когда-то машины пароходами из Японии? Что сейчас мешает, тем более что можно и не по морю, а по земле – благо, сухопутных погранпереходов на российско-китайской границе хватает?
Нетривиальный импорт
Машину из Китая можно можно привезти как б/у (с пробегом), так и новую, но... тут, впрочем, как и везде, есть свои тонкости.
Просто приехать, к примеру, в Харбин, выбрать на рынке типа владивостокского «Зеленого угла» или хабаровской «Монтажки» пробежного «Хавала» или «Джилика», сесть в него и вернуться домой, на Дальний Восток не получится. То есть всё – до момента пересечения китайско-российской границы – сделать-то можно, но вот именно вернуться своим ходом в Хабаровск - никак.
Почему? Этот вопрос я адресовал российским таможенникам.
- А как вы ввезете машину в Россию? – задает мне встречный вопрос пресс-секретарь Хабаровской таможни Елена Попова. – Пункты пропуска на российско-китайском участке границы в зоне ответственности Хабаровской таможни закрыты для того, чтобы гражданин мог пересечь границу своим ходом и сразу оформить автомобиль. ПТС у вас нет, а, значит, и нет оснований передвигаться по дорогам общего пользования своим ходом. Оформить временный ввоз может только иностранный гражданин.
Пытаюсь в качестве контраргумента привести опыт ввоза машин из Японии, но тут же вспоминаю: да, со склада временного хранения в российском порту мы выезжаем без номеров – регистрационных номерных знаков (РГЗ), но с паспортом транспортного средства (ПТС) на руках. В последние годы ПТС оформляется в электронном виде. При этом машина не зарегистрирована (не на учете), но основание – в виде ПТСки – для передвижения есть. Получается, тут другое.
Загогулистые, но выгодные тропы ЕАЭС
Разговариваю с Никитой Потрашилиным – экс-хабаровчанином, который сейчас живет в Гуанчжоу и занимается продажей новых китайских автомобилей. Машины, в основном, отправляет в Киргизию и Казахстан, а через эти страны уже дальше и в Россию.
Рассказывает, что для отправки нового автомобиля за пределы КНР необходимо воспользоваться услугами лицензированного дилера: в Китае для того, чтобы продавать на экспорт новые авто, необходимо иметь лицензию от местного минпрома.
– Таких компаний немного. Как правило, это или сам завод, или дилер, - говорит Никита Потрашилин.
В любом случае машины своим ходом не идут, только автовозом. И «растамаживать» их лучше в странах, которые входят в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) – Киргизии, Казахстане, Армении.
– А зачем «таможить» на Дальнем Востоке? Это дороже будет. Проще через страну ЕАЭС, а уже потом гнать на «ДэВэшечку». Все равно дешевле выйдет, даже с учетом логистики и топлива, – аргументирует Никита.
Для примера берем Chery Tiggo 7 PRO MAX 2022 года выпуска, с объемом бензинового двигателя 1,5 литра мощностью 147 л.с., вес 1,5 тонны, ориентировочная стоимость такой машины в Китае – 11 тыс. долларов. Заносим эти параметры в онлайн-калькулятор расчет таможенной пошлины и получаем размер таможенной полшины – 521 тыс. рублей. Добавляем утилизационный сбор – это еще 3,4 тыс. рублей и получаем итог (только по платежам, без учета стоимости самой машины и ее доставки в Россию) – 524,4 тысяч рублей, то есть примерную стоимость половины машины в КНР.
С доставкой в Россию – тут решать самим: или морем во Владивосток, или автовозом через сухопутный погранпереход. Если машина находится, к примеру, в Харбине, то ее доставка до Уссурийска обойдется в 25 тыс. юаней. Доставку по России дальше можно рассчитать легко по тарифам транспортной компании или просчитать «самоход».
В том, что этот рынок только формируется, в интервью EastRussia признался и Генеральный консул КНР в Хабаровске господин Цзян Сяоян.
«Насколько я знаю, с обеих сторон есть ряд компаний и частных лиц, которые занимаются импортом автомобилей из Китая, как новых, так и подержанных. Вопрос о том, возможно ли потребителям напрямую отправиться в Китай, чтобы забрать свои автомобили, как Вы упомянули, требует консультаций с российской таможней и другими соответствующими органами», - «по-консульски» ответил Цзян Сяоян.
Если же ввозить ее в страну ЕАЭС, например, Казахстан, то таможенные и утилизационные сборы составят 375 тысяч рублей – значительно дешевле. Доставить машину из Астаны до Новосибирска – основного хаба по пути из Казахстана – и далее на ДВ тоже проще считать самоходом, исходя из километража и расхода топлива, или поставить на автовоз, плечо Новосибирск – Хабаровск обойдется примерно в 60 тыс. рублей.
Вернемся к нашей таможне: привожу в пример августовский случай, когда через погранпереход Жаохэ – Покровка (Хабаровский край) были ввезены «беганные» Changan’ы и GreatWall’ы.
– Ну, все правильно! Машины же не шли своим ходом, их перевозила «фура», - парирует Елена Попова.
Никита подтверждает: вывезти самому машину с пробегом из Китая также не получится, для этого необходимо обращаться к перевозчикам, которую имеют соответствующую лицензию.
– Их тоже немного, в каждой провинции есть определенные компании, которые могут купить автомобиль б/у и экспортировать его, - рассказывает Никита Потрашилин.
Как и в любой стране, в КНР есть рынок подержанных автомобилей. Продаются они, как правило, через мобильные приложения, конкурирующие между собой. Есть и своя лига независимых автоэкспертов, которые по вашей заявке могут досконально осмотреть предлагаемое авто. Одним словом, нет никакого смысла ехать за машиной в Китай – все можно сделать удаленно.
– Это как с «японками». Вспомните 90-е – начало 2000-х, когда были туры за машинами в Аомори, Ниигату и так далее: русские приезжали в Японию, ходили по «флажковым» стоянкам, выбирали понравившееся авто, грузили на корабль и довольные шли обратно в Находку, Владик или Ванино, – вспоминает Виталий Шульгин, который когда-то занимался привозом японских машин в Россию. – Всю эту схему убила система аукционов – теперь не надо никуда ездить, все можно сделать, сидя за компом.
Кстати, раньше Китай не экспортировал автомобили собственного производства с пробегом. Но в 2019 году внутренний рынок оказался настолько перенасыщен новыми автомобилями, что китайское правительство для стимулирования покупательской способности среди своих граждан разрешило продавать автомобили, бывшие в употреблении, за рубеж.
Вот только получается, что не получается: близость КНР к Дальнему Востоку, увы, никаких преференций не дает. Это как с дорогами: под боком у каждого дальневосточника развитая сеть не просто дорог – автобанов, по которым можно за пару дней «долететь» до Желтого моря, но Китай россиян на своих автомобилях к себе не пускает.
Многие жители Дальнего Востока надеются, что так будет не всегда.
Как и все в Поднебесной, история местного винокурения и культура пития насчитывают много тысячелетий. Главным принципом культуры употребления спиртного в Китае является не отказ от крепкого алкоголя, а умение пить, сохраняя контроль над языком и конечностями, не падая лицом в салат или в лужу с грязью. Человека из грязи вытащить можно, но нельзя вытащить грязь из человека — говорят жители Поднебесной.
Например, знаменитые «Семь мудрецов из бамбуковой рощи», ученые-эстеты, жившие в III веке н.э., пили помногу, но это не мешало им вести беседы и музицировать, сочинять стихи и призывать к уходу от мирской суеты. В период Троецарствия в царстве Вэй, где и жили мудрецы, за власть боролись два могущественных клана; по сути, это была гражданская война. Идеи мудрецов противоречили взглядам, господствовавшим тогда в обществе. Приходилось демонстрировать свою аполитичность, изображать из себя чудаков и пьяниц, чтобы избежать жесткого контроля со стороны властей, философствовать, создавать произведения искусства, не имеющие отношения ни к политике, ни к творящемуся хаосу вокруг. Это тот случай, когда пьянство спасало жизнь. На то они и мудрецы.
Как и у многих других народов, с вином и водкой у китайцев связано много обычаев, поверий, забавных случаев, анекдотов. Но не стоит полагать, что китайская культура поощряла пьянство. На официальном уровне оно строго осуждалось. А на государственных приемах, торжествах и даже во время простых застолий действовали строгая субординация и правила поведения.Корреспондент EastRussia отправился в Поднебесную, чтобы своими глазами увидеть, как изменился популярный у хабаровчан город и может ли Фуюань претендовать на что-нибудь большее, чем только на столицу шоппинга районного масштаба.
Предлагать туры в Фуюань турфирмы Хабаровска начали еще, когда об открытии границ говорили осторожно в кулуарах. Всезнающие турагенты уверяли – теплоходы однозначно пойдут на Китай – сначала называлась дата 5 июня, потом 8-е, затем 10-е, но «сто процентов».
Официально объявили только 9-го июня в полдень, уже с самого утра в офисах продаж «на речке» (в локациях продаж в районе Речного вокзала Хабаровска – прим. ред.) было многолюдно. Никакого торга, скидок. Стоимость туров заметно повысилась – до пандемии тур на одного обходился примерно в шесть тысяч рублей, сейчас 10 100 рублей за 2 ночи в гостинице «Универмаг» за одного человека, 10 800 в «Драконе» с завтраком (до закрытия границ считалась одной из лучших). Это проезд и проживание. В Китае нужно доплатить 180 юаней (на день покупки курс был 11.80 рублей за один юань) за оформление визы (безвизовое соглашение – так называемое по спискам, когда туристы группой быстро и без визы пересекали китайскую границу, пока не работает).
Путевка в кармане, ПЦР-тест, которым пугали в краевом Минтрансе (а это дополнительные расходы, примерно еще 2000 рублей ), не требуется. Туроператоры заверили – нужно только оформить простой паспорт здоровья, вечером пришлем ссылку, несколько вопросов и получаете QR-код, его нужно сохранить и предъявить на таможне. И действительно, ничего сложного.
И вот – 10 июня! Первые 150 туристов на речном пункте пропуска Хабаровска. Оперативное прохождение таможни, без задержек отправляемся по любимому маршруту. И сюрприз – идём небыстро. Раньше путь до приграничного города составлял всего час двадцать, сейчас в рейс вышли два новых теплохода на 50 и 100 мест, комфортабельные, но тихоходные. Маленькое судно шло 2 часа 40 мин, большое – больше трех часов. Нам повезло мы ехали в маловместительном, а значит более скоростном.
Пока идем на Китай, листаем допандемийные путеводители, болтаем с попутчиками. Публика разношерстная-в основном семейные пары возраста 25-40 лет, две семьи с детьми лет 7-10, женщины 50+.
Хабаровчанка Алина Богатова с мужем восторженно делится: «Как только пройдем границу, пойдем есть в чифаньку (популярное на Дальнем Востоке обобщенное название китайских заведений общепита – прим. ред), пить китайское пиво, а потом – на рынок за новыми носками! Представляете, три года без полотенец, без носочков! Торговаться будем, как в старые добрые! Накупим ерунды, которая нам в жизни никогда не пригодится».
Денис с женой Валерией едут с дочерью. Тоже говорят, что пойдут не на рынок, а сначала в любимое кафе. Китайские заведения есть и в Хабаровске, но там готовят «не так». Потом в планах отправиться по туристическим маршрутам – за пару недель до возобновления сообщения, мэр Фуюаня во время официального визита обещал бесплатную экскурсию до китайской части Большого Уссурийского острова всем туристам – на площадь Солнца, в музей рыб, на набережную построенную во время пандемии.
За разговорами время пролетело быстро, но успели проголодаться, а перекусить ничего не взяли. Во время томительного ожидания на китайской таможне трижды об этом пожалели.
Попросились в рубку к капитану, скоротать время, капитан товарищ Лю на этом рейсе с 93 года. Поглядывая в бинокль, поёт песни. Говорит, что о дружбе, но такое ощущение, что о том, что видит по пути.
И вот за бортом уже родной Фуюань. Кажется, что встречать русских друзей пришел весь город. Вдоль набережной люди с флагами – китайскими и российскими триколорами. У причала транспарант «Приветствуем дорогих соседней в городе Фуюань!», на берегу – оркестр, цветы и сувениры. Пассажиры не скрывают эмоций, восторженно приветствуют соседей.
Здание таможни - новое, прежнее снесли. ПЦР-тесты не требуют, паспорт здоровья заполнен еще в Хабаровске. Но начинаются часы томительного ожидания. Из катера всех заводят в здание, там собирают паспорта для оформления визы по прибытию.
Просят громко не разговаривать, ходить можно только по одному этажу, из приятного и нужного туалет, он же курилка плюс бесплатный вай-фай. На улицу уже не выйти, фотографировать, снимать видео нельзя. Из окна видны старенькие «Полесья», которые приготовили на металлолом.
Час двадцать ожидания, вот выносят паспорта, за это время к берегу причалил теплоход с оставшимися 100 туристами – их уже торжественно не встречают, в течение двух часов держат на судне, с закрытыми туалетами.
Начинается контроль кодов здоровья, процесс затягивается, программа виснет, коды не читаются. Проверка 50 человек затягивается еще на пару часов, потом быстрый паспортный контроль, во время которого берут отпечатки пальцев и делают скан лица. И уже почти в ночи Китай открывает границу, а «Миши, Леши, Саши и Сони» (торговцы и рестораторы в приграничных районах часто просят называть себя русскими именами для удобства туристов – часто по созвучию с китайским именем – прим. ред) распахивают двери гостиниц, ресторанов и магазинов.
«Привет, друга!»
Второй «нежданчик» – гостиницы потрепанные, за время пандемии ремонта не было. Туроператоры уверяют, это не надолго.
«Всё будет! За три года всё-таки где-то что-то отсырело, но всё наладится. Гостиницы будут поприятнее, некоторые ещё закрыты в них идёт ремонт, скоро откроются», - говорит Анжела Савельева, директора компании–туорператора.
Ноги сами вспоминают стандартную допандемийную программу – сначала «покушать» – как говорят китайцы. Старый друг Миша встречает нас «Дружбе». На кухне всё шкворчит, полыхает и парит.
Миша как и прежде радушен, успевает готовить, шутить, выносить блюда, обязательно кричать всем входящим «Привет, друга!». Он как и прежде за хозяина, повара и того, с кем «просто поговорить». Объясняет, почему первых туристов встречает еще мало китайцев.
«Три года! Это очень долго! Многие уехали просто и пока не вернулись, пока присматриваются, просчитывают. Большого потока туристов нет, а ресторан – это аренда, официанты – надо брать того, кто по-русски понимает, надо повара, а я сам это умею с Зоей женой, и по-русски понимаю, поэтому мне проще и я открылся».
В Фуаюне сейчас работает только три кафе, ориентированных на россиян, до закрытия границ было не менее 15. Чек точно такой же как и до пандемии, порции меньше не стали. Вкусно, сытно, разнообразно. Единственное, что в эти дни не подавали салатов с майонезом – да-да такие в меню есть, особо ценится у туристов салат «Обжорка» – говядина, корнишоны, лук, китайские приправы и густой слой майонеза, но его не успели завезти к приезду первых гостей из России.
Зато во время карантина, как реакция на выросший внутренний туризм, появилось много кафе, которые раньше можно было встретить только на окраине. «Лапшичные», «Сковородки», «Самовары» – такие очень китайские заведения. По-русски здесь не понимают, меню только на китайском. Впрочем, вопрос легко решается – переводчик в телефоне вам в помощь! В него загружается название из меню – и вот, пожалуйста: солидная порция наивкуснейшего салата из баклажанов – 10 юаней, огромная порция лапши, в которой намешено всё – от яйца до разносортной травы на огненном бульоне – всего 12 юаней.
И вот теперь уже – в торговые ряды! Торговаться, скупать пачками носки, трусы, джинсы, чай, сковородки. Всё то, что вроде бы и не надо, но «вдруг» везешь в том самом клетчатом китайском бауле. В одном из бутиков покупаем кроссовки, китаец Леша радуется как ребенок, трясет рублями «Первые рубли, первые рубли, три года не работал, русских денег в руках не держал». Китайцы по-прежнему ведут расчет и юанях, и в рублях но по своему курсу: 12.50 за юань. Выгоднее везти с собой китайскую валюту, купленную в России по официальному курсу.
Рынок закрыт, большинство торговых центров тоже, универмаг работает, но много бутиков закрыто, самая популярная торговая улица до пандемии – «Центральный Арбат». Но пока нет здесь того самого колорита, когда на каждом углу шел бойкий торг.
Здесь же бросается в объятия Саша, знаем его много лет, во время карантина часто поддерживали связь. Саша с семьей всё время жил в Фуюане, успел переболеть несколько раз коронавирусом, вспоминает, как несколько месяцев город сидел взаперти, продукты приносили волонтеры, хотелось выть, и теми грустными вечерами всегда представлял, как встретится с русскими друзьями. Долго поболтать не получилось, его «Четыре сезона» всегда заполнены покупателями, вечером рассказал – продал 15 пуховиков, принял новый модный товар и успевал помогать жене в магазине с продуктами (лапша, конфеты, соки – это его второй уже не вещевой, а продуктовый бизнес).
Цены на джинсы , постельное белье, электронику, чай, посуду, игрушки – чуть ниже, чем в Хабаровске, но всё равно кусаются, любимых шуб по пути встретился всего один отдел.
Спускаемся к набережной, там несколько русских туристов прогуливается вдоль реки. Брусчатка, цветущие деревья, изумительный запах, прохлада, легкая музыка, из динамиков – одно удовольствие гулять. Городской променад вдоль реки растянулся на несколько километров. Верный признак того, что Фуюань теперь претендует не столько на столицу приграничного шоппинга, сколько на туристический центр.
Музей, смотровая площадка, храм – это хабаровчанам уже знакомо, но город активно строится: здесь – библиотека, там – культурный центр. Возводят дома, ремонтируют центральные улицы, прокладывают новые коммуникации, асфальт. Фуюань меняется на глазах, становится еще современнее.
Собираемся на «Площадь Солнца» – туристический объект в тридцати километрах от города. Попасть сюда хотели многие туристы, с которыми мы общались на теплоходе. Но анонсированного мэром Фуюаня бесплатного трансфера пока нет, туроператоры о таком предложении не слышали. Решаемся ехать сами, таксист попросил по 150 юаней с человека (почти 1900 рублей по местному курсу) – недешево, В одном из кафе, услышав наше желание, предложили пят тысяч за двоих, опустились до трех тысяч, дальше не двигались.
«Саша Четыре сезона», узнав о нашем желании, делает подарок – отвозит бесплатно. Изменения с 2019-го «видны невооруженным глазом»: вместо гравийной, теперь современная трасса, 34 километра с развязками, освещением, видеокамерами. На площади как всегда много китайских туристов из южных провинций. Они приезжают сюда на самый восток страны встретить рассвет, посмотреть на Россию – пограничные столбы заставы Казакевичево видно и без бинокля, напротив стоит сторожевой корабль береговой российской охраны.
Пообщаться не удается, китайцы не говорят ни по-английски, ни по-русски. Зато увидев нас – других наших земляков там было – просят сделать фото. На 15-м китайце, протянувшем мне телефон для селфи, сбилась со счета. Стоят теплоходы, предлагают сорокаминутные круизы вокруг острова за 80 юаней с человека.
Возвращаемся в город, опять прогулка, шопинг, «вкусно поесть», снова прогулка до площади-там собирается город для танцев и любимой и популярной у китайцев гимнастики.
Что в остатке? Китайский бальзам на русскую душу. Долгое ожидание на границе и сырые гостиницы общего впечатления не испортили. Экскурсионные «маршруты на потоке» – пока только в разработке, но «русские друзья», истосковавшиеся по Китаю, умеют себя развлечь. Фуюань прекрасен, но пока дороговат для «одного полного дня» (возвращение в Россию на рассвете, сбор на таможне уже в 6.30 утра). И мы обязательно вернёмся!
На фоне роста туристического потока в ряде дальневосточных регионов сохраняется дефицит средств размещения, а также задерживается реализация крупных отраслевых проектов. На части наиболее востребованных у туристов территорий вводится туристический налог, призванный увеличить финансирование для создания необходимой инфраструктуры. Тем не менее представители отрасли опасаются роста цен, отмечая менее выгодные условия для недорогих отелей. На федеральном уровне рассматриваются возможности развития круизного направления туризма.
В регионах Дальнего Востока подводят итоги туристического сезона текущего года, отмечая при этом рост показателей, после падения в период пандемии. Рост туристического потока фиксируется в Иркутской области. По итогам летнего сезона текущего года регион посетили около 800 тыс. человек, что на 20% больше, чем за аналогичный период прошлого года. По итогам всего текущего года регион рассчитывает принять около 1,8 млн туристов.
Приморский край демонстрирует существенный прирост числа посещений иностранными гражданами – в январе-сентябре 2024 г. регион посетили 374,8 тыс. иностранцев (в качестве туристов, по делам бизнеса и учебы, с частными приглашениями), что на 15% больше, чем за аналогичный период допандемийного 2019 г. В основном рост обеспечили граждане КНР, на них пришлось 95,7% всех визитов. Также край посетили 3,5 тыс. граждан Республики Корея, 2,7 тыс. граждан Японии. В Якутии по итогам восьми месяцев 2024 г. туристический поток вырос на 52% относительно аналогичного периода 2023 г., составив 226 тыс. человек.
При этом в Приморском крае наблюдается дефицит средств размещения – он оценивается примерно в 13,3 тыс. номеров (при турпотоке в 3,8 млн человек в 2023 г.). По итогам прошлого года номерной фонд Приморья составлял 62,2 тыс. средств размещения. Во Владивостоке планируется построить два многофункциональных комплекса с гостиничными номерами в районе проспекта 100-летия Владивостока на месте снесенного торгового центра «Максим». Ожидается, что один (более крупный) из комплексов будет включать до 1,6 тыс. гостиничных номеров, 51 тыс. кв м. офисов и до 10 тыс. кв. м торговых площадей. Объекты предполагается возвести к 2030 г.
Стоит отметить, что за первое полугодие 2024 г. интегрированный развлекательный курорт «Приморье» посетили 365,5 тыс. человек, что на 50 тыс. человек больше, чем за первое полугодие 2023 г. В том числе 26,6 тыс. посетителей составили иностранцы (рост на 28%). Тем не менее более 80% посетителей игорной зоны по-прежнему приходится на российских туристов (такая ситуация сложилась в период пандемии). 6,3% посещений ИРК приходится на Узбекистан, 5,8% - на страны АТР (преимущественно Юго-Восточная Азия).
В Приморье откладываются сроки реализации проекта тематического парка развлечений на острове Русский во Владивостоке ООО «Восток Парк Резортс» (инвестор – группа компаний «Мантера»). В ГК «Мантера» основной проблемой называют удорожание кредитов, увеличивающее срок окупаемости. Ранее объем инвестиций в проект был оценен в 32 млрд рублей, ориентировочный срок реализации определен до 2030 г. За счет мер господдержки планировалось подведение к границам парка развлечений транспортной и инженерной инфраструктуры.
Между тем масштабные туристические проекты (музейные и развлекательные комплексы) планируется реализовывать в Хабаровском крае. Тем не менее пока они находятся в стадии обсуждения и разработки документации. В ноябре на заседании градостроительного совета Хабаровска была утверждена архитектурная концепция нового здания Дальневосточного художественного музея на набережной Амура. Его возведение должно начаться в 2025 г. компанией АО «Бамтоннельстрой-Мост». Основой экспозиции в новом здании должны стать коллекции Дальневосточного художественного музея Хабаровска, открытого в 1931 г. В новом здании предполагается разместить мастерские реставрации, залы проведения массовых научных и образовательных мероприятий.
Также власти Хабаровского края рассматривают возможность реализации проекта создания парка развлечений с музеями и крытыми аттракционами. В настоящее время регион объявил поиск инвестора, комплекс на 25 га планируется возвести за три года, объем инвестиций оценивается в не менее чем 3,5 млрд рублей. Тем не менее в краевом правительстве не уточняют место размещения парка.
Власти регионов вводят туристический налог для посещения отдельных территорий. С 1 января 2025 г. туристический налог начнет действовать в четырех муниципалитетах Приморского края – во Владивостокском, Уссурийском городских округах, Хасанском муниципальном округе, Надеждинском районе. В Минтуризма края выбрали данные территории, исходя из наиболее существенного роста нагрузки на существующую инфраструктуру. Депутаты местных дум в конце октября поддержали нововведение. Утвердить планы предстоит каждому муниципалитету в отдельности.
В дальнейшем налог будет зачисляться в бюджет муниципалитета и должен направляться исключительно на проектирование, строительство, реконструкцию, содержание туристической инфраструктуры. Во Владивостоке установлена ставка налога в 1% от налоговой базы в 2025 г., постепенно ее будут повышать до 5% к 2029 г.[1] Схожие ставки предполагается ввести и в остальных муниципалитетах. Туристический налог будут платить не отдельные граждане, а компании и индивидуальные предприниматели, оказывающие гостиничные услуги.
В таких условиях ожидается рост стоимости размещения – как минимум на сумму налога. Минимальный порог платы составит 100 рублей в сутки, как предусмотрено в Налоговом кодексе РФ. Таким образом, ожидается, что повышение цен затронет в первую очередь недорогие гостиницы и хостелы, поскольку, чтобы налог составил ровно 100 рублей, при ставке 1% за номер нужно заплатить 10 тыс. рублей в день. При плате 4-8 тыс. рублей за номер ставка налога в 1% составила бы 40-80 рублей в день, но предприниматель в данном случае все равно заплатит 100 рублей. В связи с этим в Российском союзе туриндустрии предлагали отменить минимальную планку налога, отмечая, что она ставит гостиницы в неравные условия. Также в союзе сочли непродуманным распространение налога на все средства размещения, включая санатории, где до 70% стоимости составляют медицинские услуги в составе путевки.
В Иркутской области решение о введении туристического налога в ноябре приняла городская дума Усолья-Сибирского. Налог будет введен с 1 января 2025 г. Его минимальная сумма составит 100 рублей в сутки. Взиматься туристический налог будет с гостей города, временно проживающих в аккредитованных гостиницах. В расположенном на берегу реки Ангара в 70 км от Иркутска Усолье-Сибирском находится курорт «Усолье» для лечения заболеваний опорно-двигательного аппарата, органов дыхания, нервной системы.
Стоит отметить, что власти Иркутской области в 2024 г. ввели субсидии регионального бюджета на развитие туристической инфраструктуры. В частности, 29 млн рублей в текущем году получат 13 проектов – средства будут направлены на приобретение туристического снаряжения для организации пунктов проката в поселке Большое Голоустное, городах Байкальск, Ангарск, в Братском районе, на организацию круглогодичной работы бассейна в санатории «Курорт Русь» в Усть-Илимске, на создание причальной инфраструктуры в байкальских поселках Листвянка и Хужир.
В конце ноября за введение туристического налога проголосовали депутаты городской думы Якутска – он будет взиматься только с приезжающих в регион граждан. Помимо Якутска, туристический налог в Якутии с 1 января вводится в Олёкминске.
Тем временем Росморречфлот совместно с ФГУП «Росморпорт» разработали программу развития морского круизного туризма в рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства». В ведомствах обсуждают возможность приобретения в лизинг морского круизного судна для работы в Дальневосточном бассейне и привлечение инвесторов, а также создание компании – единого оператора федеральной сети морских круизных маршрутов. В частности, предполагается организовать круизы из Владивостока в Петропавловск-Камчатский (с апреля по октябрь) с заходами в порты Сахалина и Курильских островов, а также запустить международные круизные маршруты из Владивостока в КНР, Вьетнам, Камбоджу, КНДР.
Проблемой для развития круизного направления в настоящее время является дефицит судов. На сегодняшний день используются бывшие суда Дальневосточного регионального научно-исследовательского гидрометеорологического института («Профессор Хромов» и «Профессор Шокальский»)[2], имеющие ледовый класс. При этом данные суда отличаются низкой вместимостью (до 50 человек), что в том числе влияет на стоимость морских туров (от 700 тыс. рублей на двоих человек).
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] 2% в 2026 г., 3% - в 2027 г. 4% - в 2028 г., 5% - в 2029 г.
[2] Используются для круизных путешествий на Камчатку, Чукотку, Курильские острова, Командорские острова, остров Врангеля, по Охотскому морю.
В 2024 году Амурская область вошла в топ-13 российских регионов – лидеров по развитию промышленного туризма, а 32% россиян заявили о своем желании посетить территорию. Это стало возможным, благодаря, в том числе, экскурсиям на космодром Восточный. В EastRussia решили выяснить: за сколько можно попасть на стартовую площадку и что там получится увидеть.
Экскурсионную программу на Восточном начали готовить еще в 2019 году: сотрудники космодрома прошли oбyчeниe, пoсле чего сформировали «пopтфeль» для экcкypcoвoдoв. Об этом рассказала глaвный cпeциaлиcт гpyппы пo paзвитию тypизмa oтдeлa AO ЦЭHKИ Kocмичecкoгo цeнтpa Bocтoчный Cвeтлaнa Kиxaй, выступая на недавней cтpaтeгичecкoй ceccии пo пpoмышлeннoмy тypизмy в Aмypcкoй oблacти.
Сегодня Восточный смело называют локомотивом промтуризма всего региона: шутка ли — только за девять месяцев нынешнего года на космодроме было организовано 250 экскурсий, которые посетили семь тысяч человек из разных российских регионов. Хотя больше, конечно, пока все же дальневосточников.
Руководитель турфирмы «Тайга Икс-тур» Роман Шабанов из Благовещенска организует туры на Восточный вот уже три года. По его словам, дальневосточный космодром — самая посещаемая промышленная локация в России. К примеру, за предстоящим 5 ноября пуском корабля «Союз» будут следить 1,2 тыс. туристов. Их распределят по трем специально построенным наблюдательным пунктам. Правда, пока до сих пор до конца неясно — что именно увидят зрители, которые будут находиться примерно в трех километрах от стартовой площадки.
— В основном туристов распределяют на наблюдательный пункт, который построили перед стартом ракетно-носителя «Ангара» в апреле. Никто еще, ни один человек на земле не видел, как это будет для «Союза». Но для «Ангары» это просто невероятное зрелище, конечно, — рассказал Роман Шабанов.
Чтобы попасть на Восточный в так называемый «межпусковой» период, то есть, когда не проводятся запуски ракет, документы необходимо подавать за 21 день до намеченной даты поездки. Если вы хотите посмотреть на пуск, то этот срок увеличивается до 45 дней. При наплыве туристов, как это наблюдается сейчас, срок проверки еще больше — 60 дней. Для иностранцев срок в любом случае составляет два месяца.
Их понадобится не так много: паспорт (копия), данные о месте работы и занимаемой должности, если с вами едет ребенок, то его свидетельство о рождении. Про место работы у вас спросят неспроста: если вы трудитесь в компании, учредителем которой являются представители так называемых «недружественных стран», то в посещении космодрома вам откажут. Если у вас есть второе гражданство опять же страны, относящейся к «недружественным» — вам откажут. Остальным — добро пожаловать!
Она разная. Собственно, как и сам процесс запуска ракеты, который условно делится на три этапа: вывоз ракеты — когда ее доставляют на стартовую площадку, вертикализация — когда ракету ставят «носом в небо», и непосредственно сам запуск. Все три процесса, объединенные в одну экскурсию обойдутся примерно в 45 тыс. рублей на человека с выездом из Благовещенска. Если хотите «брать» этапы по отдельности, то готовьте по 25 тыс. рублей на каждый. Получается, оптом — дешевле.
За эти деньги вас посадят в Благовещенске в автобус и пока вы едете, напоят водой, расскажут о космодроме и включат фильм про космос — это называется «дорожная экскурсия». Дорога до Циолковского длиной около 200 километров займет примерно три часа. Важная деталь: выезжать придется, скорее всего, глубокой ночью, чтобы к пяти утра быть на космодроме — пуск (и остальные процессы) проводятся, как правило, в семь утра.
На космодроме вас ждет проверка, завтрак, сам процесс, на который вы приехали посмотреть, обед, а также экскурсия по космодрому, в том числе, экскурсия в музей Циолковского.
— На вывоз и вертикализацию людей меньше, конечно, заявляется, но это очень интересные и красивые процессы, я лично даже их в чем-то больше, чем пуск люблю, — делится Роман Шабанов.
Иногородним туристам, помимо наблюдения за пуско-наладочными процессами, предлагают остаться в Циолковском на три дня, чтобы «погрузиться во внутреннюю историю».
— Человек получает комплексное представление, он начинает насыщаться этими железяками, он пропитывается историей промотуризма, а еще у него появляется ощущения краткого отпуска, — рассказывает Роман Шабанов.
Кстати, иногороднему туристу вовсе необязательно ехать в Благовещенск (столица Амурской области располагается южнее Транссиба и федеральной автомобильной трассы «Амур» — EastRussia), можно добраться до Циолковского (по автомобильной дороге) или до станции Ледяная (по железной дороге). Правда, если необходимо будет ждать, когда вас заберет экскурсионный автобус, то делать это придется хоть и в новом, но небольшом здании железнодорожного вокзала — обещанной гостиницы здесь так и не построили.
Евгений Шевченко с супругой и дочерью посещал Восточный весной 2022 года, в межпусковой период. Группа из 20 человек состояла полностью из хабаровчан, поэтому на станции Ледяная не они ждали автобус, а он их. Уже в 10 утра были на экскурсии.
— Проверку прошли на въезде в ЗАТО Циолковский. Затем проверки через металлоискатель на каждой из локаций, — рассказывает Евгений Шевченко. — В экскурсионную программу входило посещение музея Циолковского, «звездного» городка, а также ряда локаций непосредственно на самом космодроме, среди которых комплекс, где собираются ракеты – их два, но в один не пускают вообще, посещение смотровой площадки над цехом, где видно, как и где лежит ракета, посещение башни, где на подвесах располагается ракета.
По времени экскурсия заняла около шести часов, включая обед на территории космодрома в столовой для работников.
— Космического меню не было, но еду в тюбиках можно было купить в сувенирной лавке, чем-то напомнило музей космонавтики на ВДНХ, — поделился Евгений Шевченко.
Этим же вечером группа села в поезд обратно до Хабаровска, посещение космодрома на семью (два взрослых, один ребенок), включая билеты в плацкартный вагон «туда-обратно» обошлась в 35 тысяч рублей, при этом через пять дней Евгений получил 20% туристического кэшбека.
— Хорошая поездка получилась, и нам, и дочери понравилось. И не беда, что не посмотрели непосредственно сам пуск и подготовку к нему, — резюмировал Евгений.
Два года спустя цена несколько возросла: к примеру, на пуск 5 ноября группа из 15 хабаровчан едет по цене 20 тысяч с человека — это без учета стоимости проезда до Благовещенска, откуда начнется экскурсия, и обратно.
— Космодром набирает популярность, туры проводим регулярно — два раза в месяц выезжаем, — отмечает директор ООО ««Дальгео Турс» Татьяна Яковенко.
Кстати, если вы едете на пуск, то не факт, что сможете его увидеть: старт могут перенести по техническим или иным причинам, и к этому необходимо быть готовым. Такое уже было.
— Однажды пуск только с третьего раза произошел, это был невероятный триллер, — вспоминает Роман Шабанов. — Мы тогда в минус ушли, но выполнили свои обязательства: людей возвращали в лагерь «Радуга» под Свободным, люди ночевали, мы их обратно привозили. И так три раза, но туристы были готовы к этому, ведь сюда приезжают люди, вовлеченные и понимающие, что они имеют дело с техникой.
На вопрос «Что бы вы изменили или добавили в организации и проведении экскурсий на космодроме?» Роман, практически не задумываясь, отвечает: «Туалеты добавил. А еще нормальные лавочки на наблюдательных пунктах. И огромные экраны, чтобы все-все было видно. И ведущего, который бы все комментировал по ходу процесса. В идеале, чтобы это был космонавт».
В дальневосточных регионах предполагается реализовывать проекты, связанные с природными достопримечательностями, в том числе на особо охраняемых природных территориях, что требует создания соответствующей инфраструктуры. Также продолжается строительство новых средств размещения. Тем не менее сроки завершения части проектов переносятся. При этом вновь возникает проблема, связанная с безопасностью и доступностью авиатуризма.
Среди дальневосточных регионов о росте туристического потока в текущем году отчитался Приморский край, который, кроме того, является наиболее востребованным дальневосточным направлением для иностранных туристов. По итогам первого полугодия текущего года Приморье посетили около 1,5 млн туристов, включая 170 тыс. иностранцев (88,9 тыс. – из КНР в рамках безвизового режима). В целом, по данным Минэкономразвития, 47,7% от общего числа граждан Китая, которые приехали в Россию с 1 августа 2023 г. по 1 июля 2024 г., выбрали для посещения Приморский край.
В крае на территории бухты Алеут Хасанского муниципального округа (на побережье Японского моря) в августе начались первые этапы работы по проекту создания круглогодичного курорта, являющегося частью федерального туристического проекта «Пять морей и озеро Байкал».
Площадь планируемого курорта должна превысить 150 га, в том числе протяженность береговой полосы бухт составит 1,6 км. Проект предусматривает строительство семи гостиниц на 3,8 тыс. номеров и апартаментов, а также рестораны, рыбный рынок, медицинский центр, термальный комплекс, школу водных видов спорта, аквапарк и парк аттракционов, трекинговый маршрут. Ожидается, что первые туристы смогут разместиться в отелях комплекса в 2028 г. (750 гостиничных номеров). Дальнейшее развитие проекта продолжится до 2031 г. Объем инвестиций может составить до 30 млрд рублей. При этом пока по-прежнему не называется основной инвестор масштабного проекта.
На территории будущего курорта потребуется развитие коммуникаций – водопровода, электросетей и канализации. Ориентировочная стоимость работ и оборудования по обеспечению территории водоснабжением оценивается в примерно 3 млрд рублей, по водоотведению – порядка 2,7 млрд рублей. Срок реализации инфраструктурных проектов для подвода на юг Хасанского муниципального округа коммуникаций может составить (с учетом проектирования) 3-5 лет. В том числе рассматривается строительство новой линии электропередачи мощностью 220 кВ вдоль существующей линии 110 кВт.
Стоит отметить, что Приморский край стал лидером среди регионов России по площади выявленных свободных территорий для размещения туристических объектов в рамках проекта Росреестра «Земля для туризма» (проект реализуется с 2022 г.). В Приморье площадь выявленных территорий составила 129 га. В число субъектов-лидеров по количеству объектов туристического интереса вошла Сахалинская область (35 объектов).
В Хабаровском крае в качестве туристического направления предполагается развивать остров Большой Уссурийский (поделен между РФ и КНР). В частности, там предполагается создать этнопарк стран Тихоокеанского региона и Дальнего Востока. В Кабанском районе Бурятии, на побережье озера Байкал, планируется построить туристско-рекреационный центр «Выдрино» с объемом инвестиций 2,9 млрд рублей. Инвестором является ООО «Курорты Байкала». Проект на 25 га должен включать гостиницы на 250 номеров, спа-центр, бассейн, ресторан, объекты яхтенной инфраструктуры (причалы, сервисная станция).
Новые проекты на особо охраняемых природных территориях Дальнего Востока направлены в том числе на объединение туризма и научной деятельности. На территории национального парка «Земля леопарда» (полуостров Гамова) предполагается сформировать новый туристический кластер в формате сафари-парка. Его площадь должна составить около 7 тыс. кв. м. Проект намерено реализовать АНО «Дальневосточные леопарды», на сегодняшний день подготовлена проектно-сметная документация и осуществляется поиск инвесторов. Стоимость реализации проекта оценивается в 2 млрд рублей. В том числе планируется построить ограждения с системой наблюдения, ветеринарный блок, жилое помещение для сотрудников нацпарка, визит-центр с рестораном, детскую площадку. По итогам прошлого года в ООПТ «Земля леопарда» отчитались о посещении порядка 100 тыс. человек, выручка составила 35 млн рублей.
Между тем в Якутии в селе Охотский-Перевоз (Томпонский район) планируется открыть международную орнитологическую обсерваторию «Полет Стерха». В республике с 2016 г. реализуется проект по сохранению восточной популяции белого журавля (стерха) на территории нацпарка «Кыталык».
В Магаданской области предполагается разработать новые туристические маршруты в акватории Охотского моря – через остров Завьялова и полуостров Кони, территорию мыса Плоский. На острове Завьялова в настоящее время строится туристический комплекс, в рамках которого предусмотрено обустройство экотроп, смотровых площадок для наблюдения за снежными баранами и овцебыками.
Между тем на проведенном Минвостокразвития в рамках нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства» конкурсе экотроп победу одержали 18 маршрутов, наибольшее количество – в Камчатском и Забайкальском краях (по четыре). Так, на Камчатке финалистами стали экотропы «Халактырский пляж» (ведет к Халактырскому пляжу), «Авачинский перевал» (перед склоном Авачинского вулкана), «Водопад Вилючинский» (к Вилючинскому водопаду) и «Тайна голубых озер» (Елизовский район). Общий объем финансирования для них составит 387 млн рублей.
Ожидается, что реализация проектов по созданию экотроп и обустройство на них необходимой инфраструктуры займет два года. В Забайкальском крае предполагается обустроить экотропы «Сухотино» (на территории одноименного скального массива на Титовской сопке в Чите), «Ундугун» (вблизи одноименного озера в Читинском районе), «Священный путь» (вблизи лэнд-арт парка «Тужи» в Хилокском районе) и «Эко-курорт Кука» (около села Кука и поселка Лесной Городок, Читинский район). На них из федерального бюджета будет направлено 243 млн рублей.
По два проекта экотроп будут реализованы в Бурятии, Приморском и Хабаровском краях, по одному – в Амурской и Магаданской областях, Якутии и Чукотском АО. В частности, в Приморском крае Минвостокразвития направит 408 млн рублей на благоустройство «Русской велотропы» во Владивостоке, на острове Русский (от мыса Ахлестышева по Университетскому проспекту до Ворошиловской батареи) и «Тропы осьминога» в Находке (по побережью залива Восток через озера Рица и пляжи Отрада, Золотари). В Якутии 73 млн рублей получит проект экотропы «Синские столбы» на территории природного парка «Ленские столбы» (начиная от села Синяя в Хангаласском районе до природного объекта Поющие скалы). В Бурятии планируется проложить «Тропу Здоровья» и «Тропу Чингисхана», в Хабаровском крае – экотропы «Легенды Хехцира» и «Легенды сэвэнов», в Амурской области – экотропу «Тропа Дендрарий», в Магаданской области – экотропу «Бухта Батарейная», а на Чукотке – экотропу «Тропа Гора Михаила».
Что касается развития интегрированного развлекательного курорта в Приморском крае (бухта Муравьиная), то некоторые его проекты остаются нереализованными. В августе стало известно, что камбоджийский оператор казино Naga Corp. готов продать владивостокский актив, строительство которого было заморожено в 2022 г. Потери от актива оцениваются в 85-95 млн долларов, в связи с чем оператор завершил первое полугодие 2024 г. с убытком в 6,9 млн долларов.
Напротив, операторы действующих казино ИРК «Приморье» завершили 2023 г. с прибылью. Оператор казино Tigre de Cristal ООО «Джи1 Интертейнмент» в 2023 г. заработал 662 млн рублей чистой прибыли, что в 5,4 раза больше, чем в 2022 г. Выручка компании за прошлый год выросла на 24,1%, до 3,127 млрд рублей. Чистая прибыль оператора казино «Шамбала» в 2023 г. достигла 461,6 млн рублей (рост на 83,3% относительно 2022 г.), годовая выручка – 1,04 млрд рублей (рост на 56,2%).
Тем не менее по проекту «Шамбала» переносятся сроки. С 2018 г. инвестор вложил в проект создания игорно-гостиничного комплекса 4,5 млрд рублей. В настоящее время реализуется вторая очередь проекта, которую изначально предполагалось завершить к 2025 г., но в текущих условиях сроки могут увеличиться до 2028 г. На сегодняшний день монолитные конструкции здания готовы на 57%. В рамках открытой в 2020 г. первой очереди казино «Шамбала» был построен игровой зал площадью 5,2 тыс. кв. м. Второй очередью предусмотрено строительство гостинично-развлекательного комплекса на 24 тыс. кв. м с номерным фондом в 270 номеров.
При этом на территории ИРК не удалось создать гольф-клуб. В июле по иску КРДВ в судебном порядке у компании «Владивосток гольф резорт» были изъяты пять земельных участков в Артёмовском городском округе (село Олений), на которых планировалось разместить объект, в том числе гольф-поле на 27 лунок и отель на 120 номеров. В качестве инвестора изначально намеревалась выступить южнокорейская Family Golf. «Владивосток гольф резорт» подконтролен приморскому предпринимателю О.Дроздову, который задержан, осужден и приговорен к пяти годам лишения свободы по делу о строительстве гостиниц «Хаятт» во Владивостоке. По версии правоохранительных органов, О.Дроздов нарушил права кредиторов и не исполнил денежные обязательства на общую сумму более 3,2 млрд рублей, не уплатил обязательные платежи в бюджет на сумму свыше 73 млн рублей. В связи с гольф-клубом в отношении О.Дроздова заведено уголовное дело о мошенничестве и неправомерном обороте средств (установлено, что за гольф-клуб, который фактически не был построен, предприниматель получил больше 63 млн рублей налоговой компенсации).
В сфере строительства новых отелей в Петропавловске-Камчатском запланировано возведение гостиничного комплекса Cosmos Collection Kamchatka на 231 номер с термальными источниками. Объект будет размещен в Елизовском районе. Инвестором выступает дочерняя компания АФК «Система» В.Евтушенкова и Ф.Евтушенкова - ООО «Система Сибирь». Запланированный объем инвестиций превышает 11 млрд рублей. Объект предполагается ввести в эксплуатацию до конца 2028 г. Помимо гостиничных номеров и коттеджей проектом предусмотрено строительство многофункционального центра, спа-комплекса, бальнеологического центра, спортивной площадки, вертолетной площадки и велодорожек.
Еще одним проектом, планируемым для реализации в Петропавловске-Камчатском, является четырехзвездочный «Бизнес-отель» на 175 номеров. Застройщиком выступает девелопер группы ВТБ – ГК «Галс Девелопмент». Следует отметить, что в сентябре власти Камчатского края и ВТБ договорились об инвестициях в туристическую отрасль региона. В ВТБ намерены инвестировать в данном направлении до 10 млрд рублей.
В Магаданской области планируется начать продажу путевок в бальнеологический комплекс «Талая» (в 30 км от поселка Талая Хасынского района, на склоне Колымского хребта) в 2025 г. В настоящее время строится линия электропередачи для обеспечения постоянной подачи электроэнергии, завершить которую предполагается в декабре. После проведенной реновации курорт сможет принимать до 7 тыс. человек в год. На время реконструкции курорт не принимал постояльцев (был закрыт на реконструкцию в 2019 г.).
В соответствии с мастер-планами развития городов на Дальнем Востоке до 2030 г. предполагается построить пять новых музеев, объем инвестиций в которые составит 21 млрд рублей. В том числе в планы входит создание Дальневосточного художественного музея в Хабаровске, Национального музея в Улан-Удэ, Музейно-исторического комплекса в Чите, Музея воинской славы в Петропавловске-Камчатском, Музея памяти в Магадане.
Между тем на Орлиной сопке во Владивостоке завершается строительство музейно-театрального комплекса, который должен объединить филиалы Третьяковской галереи, Российского государственного института сценических искусств, вторую сцену Мариинского театра и реставрационный центр Эрмитажа. В июне осуществляющий строительство «Стройтрансгаз-Восток» сообщал, что возведение монолитного каркаса здания выполнено на 94%. В 2025 г. планируется начать пусконаладочные работы. Кроме того, на 2027 г. намечено открытие музейного пространства «Эрмитаж-Владивосток» в центре Владивостока. Он создается на базе Приморской государственной картинной галереи в историческом здании на Светланской улице.
Тем не менее в макрорегионе по-прежнему важным остается вопрос безопасности туризма. После крушения вертолета компании «Витязь-Аэро», перевозящего туристов, вблизи камчатского вулкана Вачкажец 31 августа в Елизовском районе (погибли 22 человека), губернатор Камчатского края В.Солодов поручил усилить меры туристической безопасности в регионе. В качестве причин крушения следствие рассматривает техническую неисправность и нарушение правил пилотирования.
В.Солодов также заявил о необходимости сократить использование вертолетного транспорта для перевозок на туристических маршрутах, развивая маршруты с наземным видом транспорта, круизное судоходство и малую авиацию (он назвал самолеты более безопасными и менее затратными по сравнению с вертолетами). Глава Минтуризма края В.Русанов отметил, что в январе-сентябре 2024 г. количество зарегистрированных групп и туристов в МЧС выросло на 16% относительно аналогичного периода 2023 г. (до 1 771 групп).
При этом частная авиакомпания «Витязь-Аэро» в октябре была лишена (без возможности восстановления) сертификатов на осуществление коммерческих перевозок, авиационных работ, сертификата эксплуатанта авиации общего назначения. Вертолеты авиакомпании предполагается передать в аренду «Камчатскому авиационному предприятию» (входит в «Аврору») для осуществления в первую очередь регулярных пассажирских рейсов. При этом на «Витязь-Аэро» приходилось порядка 90% рынка туристических, вахтовых и грузовых вертолетных перевозок на Камчатке.
После закрытия авиакомпании туроператоры намерены предпринять пересмотр существующих маршрутов и туристических предложений, с учетом существенного ограничения возможностей для коммерческих туристических полетов. В настоящее время на камчатском рынке фактически отсутствует какая-либо альтернатива. Напомним, что в 2020 г. реализовать проект в сфере коммерческой авиации в регионе намеревался предприниматель С.Бачин, учредивший АО «Авиакомпания «Камчатка». Предполагалось, что ее парк составят легкие одномоторные самолеты Cessna Grand Caravan EX (до 12 машин), компания получила сертификат эксплуатанта, однако в 2022 г. у компании возникли проблемы с приобретением авиатехники после отказа от поставок производителем (американской Cessna Aircraft Company). В итоге в мае 2022 г. авиакомпания прекратила деятельность.
Минтуризма Приморского края между тем просит жителей региона и туристов сообщать о недобросовестных владельцах мест отдыха и некачественном сервисе. В частности, в августе в бухте Спокойная (под Находкой) сотрудниками Росрыболовства была обнаружена незаконно обустроенная летняя база отдыха, принадлежащая автоклубу.
В части регионов Дальнего Востока рассматривается возможность введения туристического налога в ближайшее время. Предполагается, что решения о введения налогов будут принимать региональные правительства, полученные сборы будут зачисляться в муниципальные бюджеты, а затем направляться на проектирование, строительство, реконструкцию и содержание туристической инфраструктуры. В 2025 г. плата должна составлять не менее 100 рублей в сутки, но не более 1% от налоговой базы. При этом в Российском союзе туриндустрии заявляли, что ставка в размере не менее 100 рублей в сутки за номер подходит только для пятизвездочных отелей, тогда как в других гостиницах она превысит установленные 1% от оборота. В союзе предлагали отменить нижнюю планку порога.
С 2025 г. обязательный туристический налог будет введен в Камчатском крае – для гостей региона он будет составлять 1% от стоимости проживания в отеле (налог будет рассчитываться от всей суммы проживания, а не за сутки), но не менее 100 рублей в день. Возможность введения туристического налога также обсуждают власти Сахалинской области. С 1 января 2025 г. введение туристического налога запланировано во Владивостокском городском округе (соответствующий проект внесен в городскую думу). В 2025 г. ставка налога составит 1%, в 2026 г. - 2%, в 2027 г. – 3%, в 2028 г. – 4%, начиная с 2029 г. – 5% от налоговой базы. При этом платить налог будут не граждане, а компании и индивидуальные предприниматели, оказывающие гостиничные услуги и включенные в специальный реестр. Тем не менее введение налога может отразиться на конечной стоимости услуг. Налог будет взиматься в летне-осенний сезон – с 1 июля по 30 сентября.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.