Впервые за 10 лет после введения должности уполномоченного по защите прав предпринимателей Хабаровского края на этот пост заступит новый кандидат
Олег Герасимов стал первым назначенцем на должность уполномоченного по защите прав предпринимателей в год её учреждения: в 2014-м. 10 лет — предельный срок нахождения на этом посту и поэтому 30 января 2024-го — в день согласования кандидатуры преемника — он последний раз выступил перед депутатам Законодательной думы Хабаровского края в качестве бизнес-омбудсмена.
В отчёте о проделанной работе за год значится, что в 2023 аппарат уполномоченного 2023 году рассмотрел 425 обращений, удалось помочь полностью или частично 40 процентам заявителей. Примерно такая же картина была и в прошлом году, и в позапрошлом: 398 предпринимателей обратились за помощью к омбудсмену в 2021-м, и 419 — в 2022-м. Чаще всего бизнес-сообщество просит оказать содействие в получении поддержки для преодоления трудностей вызванных сначала пандемией коронавируса, а затем санкционного давления, на втором месте земельно-имущественные споры, на третьем — гражданско-правовые.
Помимо работы по индивидуальным запросам и решения конкретных конфликтных ситуаций, аппарат бизнес-уполномоченного призван следить за ситуацией и настроениями в предпринимательской среде. Регулярные опросы позволяют получать достоверную информацию «из первых рук».
— В 2023 году число респондентов, сохранивших свои позиции в бизнесе, составило 60%, что на 13% выше, чем в 22 году и на 15% выше, чем в 2021 году, — рассказал Олег Герасимов. — При этом количество опрошенных, заявивших об ухудшении своего положения уменьшилось по сравнению с предыдущим периодом на 5% и на 7,5% процентов относительно позапрошлого года. По сравнению с 2022 годом предприниматели смотрят в будущее с большей надеждой: на конец 2023 года число респондентов, верящих в улучшение ситуации, увеличилось по сравнению с предыдущим периодом на 7%, заметно уменьшилось число ответов о негативном влиянии происходящих событий на состояние бизнеса.
Один из параметров постоянного мониторинга — административное давление. В 2021 году 34,7% опрошенных предпринимателей утверждали, что она увеличилась, в 2022-м так считали 33%, а в 2023-м уже 25,2%. При этом с 5 до 17% выросло количество тех, кто ощутил снижение этой самой административной нагрузки.
— Лидером антирейтинга ведомств, создающих максимальные административные барьеры, в 2023 году с большим отрывом стала Федеральная налоговая служба, на втором месте Роспотребнадзор, на 3 МВД России и Ростехнадзор, — отметил бизнес-омбудсмен.
Также традиционно общественный совет уполномоченного формулирует системные проблемы бизнеса Хабаровского края для включения в доклад Борисам Титова Президенту. По итогам 2023 года федеральному бизнес омбудсмену направлены следующие проблемы — первая и главная: дефицит квалифицированных кадров у субъектов МСП. На втором месте — высокие тарифы по страховым взносам. Третью ступеньку пьедестала проблем занимает двойная административная ответственность: за одно и то же правонарушение — имеется ввиду назначение наказания юридическому лицу и виновному должностному лицу. Замыкает список болевых точек отсутствие у самозанятых возможности получения государственной поддержки в виде бесплатной юридической помощи.
— Некоторые из этих проблем проблемы звучат в докладах уполномоченных ДФО уже не первый год, — подчеркнул Олег Герасимов. — Их решение находится в основном на федеральном уровне. Вместе с тем без поддержки краевых властей вопросы не удаётся сдвинуть с мёртвой точки. При этом, как и в 2022 году, опрошенные предприниматели считают необходимым для улучшения инвестиционного климата снизить налоговую нагрузку, усовершенствовать систему информирования о действующих программах поддержки предпринимательства и снизить требования к участникам госзакупок.
Вот такое наследство примет Андрей Веретенников — будущий защитник прав предпринимателей Хабаровского края.
Его кандидатуру предложил губернатор региона, но, прежде чем под соответствующим распоряжение появится его подпись, предложенную кандидатуру должны утвердить депутаты Законодательной думы Хабаровского края. Многим из них Андрей Веретенников знаком — с прошлого год он является советником губернатора Хабаровского края по предпринимательству. Ранее он занимал во властных структурах разного уровня должности, так или иначе связанные со взаимодействием с бизнесом, и возглавлял разнообразные деловые объединения, включая Совет по предпринимательству и Ассоциацию рестораторов Хабаровского края. Заслуги Веретенникова перед бизнесом на внеочередном заседании Думы народным избранникам представила первый заместитель председателя Правительства Хабаровского края Мария Авилова.
— С 2017 года по 2022 год Андрей Николаевич возглавлял Совет по предпринимательству улучшению инвестиционного климата в Хабаровском крае, одновременно с 2019 по 2022 год. был председателем Городского совета по предпринимательству при мэре Хабаровска — напомнила Мария Авилова. — Этот период характеризовался наиболее сложным этапом, когда мы все столкнулись с ковидными ограничениями, и по сути своей нам пришлось заново выстраивать бизнес-сообщество в новых условиях ведения бизнеса. Благодаря вовлечённости Андрея Николаевича, его огромному опыту, умению находить эффективные решения, бизнес получил необходимую поддержку, смог развиваться дальше. Совместными усилиями Совета по предпринимательству и правительства края удалось не допустить резкого снижения деловой активности и обеспечить быстрое восстановление сферы малого и среднего бизнеса.
Кто бы после такой характеристики проголосовал против? Кандидатура Андрея Веретенникова была согласована единогласно. Отвечая на вопрос корреспондента EastRussia о первоочередных планах, будущий бизнес-омбудсмен Хабаровского края сказал:
— Есть большая глобальная задача: аппарат бизнес-уполномоченного должен стать неким дополнительным институтом развития предпринимательства, в том числе экономики на территории края. Благодаря наличию людей в аппарате бизнес-омбудсмена нужно организовать работу во взаимодействии с экономическим блоком правительства региона, с отраслевыми министерствами, муниципалитетами и главное, в том числе с Законодательной Думой Хабаровского края именно в рамках развития этой самой экономики. Я говорю о объединении бизнес-сообщества, ассоциаций, бизнес-объединений и самое главное предпринимателей с большим количеством сотрудников, которые, собственно, являются такими флагманами развития отраслей. На сегодняшний момент эта работа велась, но у меня есть возможность благодаря опыту, образованию и наработанной уже какой-то практике эту работу довести, наверное, в хорошем смысле для совершенства.
Алексей ЗбарскийОлег Герасимов стал первым назначенцем на должность уполномоченного по защите прав предпринимателей в год её учреждения: в 2014-м. 10 лет — предельный срок нахождения на этом посту и поэтому 30 января 2024-го — в день согласования кандидатуры преемника — он последний раз выступил перед депутатам Законодательной думы Хабаровского края в качестве бизнес-омбудсмена.
В отчёте о проделанной работе за год значится, что в 2023 аппарат уполномоченного 2023 году рассмотрел 425 обращений, удалось помочь полностью или частично 40 процентам заявителей. Примерно такая же картина была и в прошлом году, и в позапрошлом: 398 предпринимателей обратились за помощью к омбудсмену в 2021-м, и 419 — в 2022-м. Чаще всего бизнес-сообщество просит оказать содействие в получении поддержки для преодоления трудностей вызванных сначала пандемией коронавируса, а затем санкционного давления, на втором месте земельно-имущественные споры, на третьем — гражданско-правовые.
Помимо работы по индивидуальным запросам и решения конкретных конфликтных ситуаций, аппарат бизнес-уполномоченного призван следить за ситуацией и настроениями в предпринимательской среде. Регулярные опросы позволяют получать достоверную информацию «из первых рук».
— В 2023 году число респондентов, сохранивших свои позиции в бизнесе, составило 60%, что на 13% выше, чем в 22 году и на 15% выше, чем в 2021 году, — рассказал Олег Герасимов. — При этом количество опрошенных, заявивших об ухудшении своего положения уменьшилось по сравнению с предыдущим периодом на 5% и на 7,5% процентов относительно позапрошлого года. По сравнению с 2022 годом предприниматели смотрят в будущее с большей надеждой: на конец 2023 года число респондентов, верящих в улучшение ситуации, увеличилось по сравнению с предыдущим периодом на 7%, заметно уменьшилось число ответов о негативном влиянии происходящих событий на состояние бизнеса.
Один из параметров постоянного мониторинга — административное давление. В 2021 году 34,7% опрошенных предпринимателей утверждали, что она увеличилась, в 2022-м так считали 33%, а в 2023-м уже 25,2%. При этом с 5 до 17% выросло количество тех, кто ощутил снижение этой самой административной нагрузки.
— Лидером антирейтинга ведомств, создающих максимальные административные барьеры, в 2023 году с большим отрывом стала Федеральная налоговая служба, на втором месте Роспотребнадзор, на 3 МВД России и Ростехнадзор, — отметил бизнес-омбудсмен.
Также традиционно общественный совет уполномоченного формулирует системные проблемы бизнеса Хабаровского края для включения в доклад Борисам Титова Президенту. По итогам 2023 года федеральному бизнес омбудсмену направлены следующие проблемы — первая и главная: дефицит квалифицированных кадров у субъектов МСП. На втором месте — высокие тарифы по страховым взносам. Третью ступеньку пьедестала проблем занимает двойная административная ответственность: за одно и то же правонарушение — имеется ввиду назначение наказания юридическому лицу и виновному должностному лицу. Замыкает список болевых точек отсутствие у самозанятых возможности получения государственной поддержки в виде бесплатной юридической помощи.
— Некоторые из этих проблем проблемы звучат в докладах уполномоченных ДФО уже не первый год, — подчеркнул Олег Герасимов. — Их решение находится в основном на федеральном уровне. Вместе с тем без поддержки краевых властей вопросы не удаётся сдвинуть с мёртвой точки. При этом, как и в 2022 году, опрошенные предприниматели считают необходимым для улучшения инвестиционного климата снизить налоговую нагрузку, усовершенствовать систему информирования о действующих программах поддержки предпринимательства и снизить требования к участникам госзакупок.
Вот такое наследство примет Андрей Веретенников — будущий защитник прав предпринимателей Хабаровского края.
Его кандидатуру предложил губернатор региона, но, прежде чем под соответствующим распоряжение появится его подпись, предложенную кандидатуру должны утвердить депутаты Законодательной думы Хабаровского края. Многим из них Андрей Веретенников знаком — с прошлого год он является советником губернатора Хабаровского края по предпринимательству. Ранее он занимал во властных структурах разного уровня должности, так или иначе связанные со взаимодействием с бизнесом, и возглавлял разнообразные деловые объединения, включая Совет по предпринимательству и Ассоциацию рестораторов Хабаровского края. Заслуги Веретенникова перед бизнесом на внеочередном заседании Думы народным избранникам представила первый заместитель председателя Правительства Хабаровского края Мария Авилова.
— С 2017 года по 2022 год Андрей Николаевич возглавлял Совет по предпринимательству улучшению инвестиционного климата в Хабаровском крае, одновременно с 2019 по 2022 год. был председателем Городского совета по предпринимательству при мэре Хабаровска — напомнила Мария Авилова. — Этот период характеризовался наиболее сложным этапом, когда мы все столкнулись с ковидными ограничениями, и по сути своей нам пришлось заново выстраивать бизнес-сообщество в новых условиях ведения бизнеса. Благодаря вовлечённости Андрея Николаевича, его огромному опыту, умению находить эффективные решения, бизнес получил необходимую поддержку, смог развиваться дальше. Совместными усилиями Совета по предпринимательству и правительства края удалось не допустить резкого снижения деловой активности и обеспечить быстрое восстановление сферы малого и среднего бизнеса.
Кто бы после такой характеристики проголосовал против? Кандидатура Андрея Веретенникова была согласована единогласно. Отвечая на вопрос корреспондента EastRussia о первоочередных планах, будущий бизнес-омбудсмен Хабаровского края сказал:
— Есть большая глобальная задача: аппарат бизнес-уполномоченного должен стать неким дополнительным институтом развития предпринимательства, в том числе экономики на территории края. Благодаря наличию людей в аппарате бизнес-омбудсмена нужно организовать работу во взаимодействии с экономическим блоком правительства региона, с отраслевыми министерствами, муниципалитетами и главное, в том числе с Законодательной Думой Хабаровского края именно в рамках развития этой самой экономики. Я говорю о объединении бизнес-сообщества, ассоциаций, бизнес-объединений и самое главное предпринимателей с большим количеством сотрудников, которые, собственно, являются такими флагманами развития отраслей. На сегодняшний момент эта работа велась, но у меня есть возможность благодаря опыту, образованию и наработанной уже какой-то практике эту работу довести, наверное, в хорошем смысле для совершенства.
От предложений платного продвижения владельцы семейного бизнеса «Стирай-Город» Мария и Евгений Масловы вежливо отказываются: «сарафанное радио» сполна обеспечивает загрузкой четыре их прачечных. Поначалу проект задумывался как прачечные самообслуживания, но дело пошло со скрипом. Пришлось нанимать персонал и по мере развития бизнеса выкристаллизовалась тенденция: самые надёжные сотрудники – возрастные.
Имея три четверти работников из числа пенсионеров, за победу в номинации «Лучший проект в сфере обеспечения занятости, вовлечения в социально активную деятельность лиц, нуждающихся в социальном сопровождении» Масловы особенно и не боролись – подали документы и… благополучно забыли. Поэтому звонок от организаторов конкурса из Москвы показался Марии подозрительным.
– Честно говоря, когда мне позвонили и пригасили в Санкт-Петербург, я подумала, что это шутка, – рассказывает Мария. – Документы мы подали ещё год назад, из Хабаровска на всероссийский уровень никто никогда не проходил, награждение на региональном уровне прошло ещё полгода назад – у меня есть статуэтка прекрасная… а тут звонят и говорят: «Вы победили в конкурсе, нужны ваши паспортные данные!». Я подумала, что сейчас будут разводить на деньги или что-то в этом духе. Оказалось – нет, мы победили и в финале!
Во время рассказа Мария то и дело смеётся, вспоминая, как девушка из колл-центра посетовала, на то, что очень сложно с дальневосточниками созвониться и договориться. У наших земляков уже на уровне рефлекса выработалась реакция на номера телефонов с кодом не домашнего региона – «Звонят мошенники!».
Мы стоим в подвальном помещении, в одной из прачечных «Стирай-Город». На вешалках ждут своих хозяев постиранные пуховики, на полках разложены менее габаритные заказы. Нашей беседе аккомпанирует гул стиральных машинок, перемежаемый их же писком, когда стирка заканчивается. Мария по случаю интервью в стильном светло-бежевом костюме. Обычный рабочий наряд, конечно, много проще – джинсы-майка, но то ли эффектный образ, то ли взволнованный голос собеседницы погружают в торжественность церемонии награждения, которая состоялась в Ельцинской библиотеке.
– Это было в первый день Петербургского международного экономического форума. Большущий зал, были приглашены оперные певцы, звучала живая музыка, всё было очень красиво, – вспоминает Мария. – Тут мы узнали, что стали призёрами, для меня это было очень значимо. Вообще было много номинаций и победителей – и по работе с инвалидами, и по созданию особой среды, кто-то собирал вещи, кто-то создал школу футбола для детей. Абсолютно разные люди и проекты. Но, как мне кажется, помимо того, что для победы нужно быть социальным предпринимателем, нужно быть хорошим человеком. Помимо создания рабочих мест, жюри надо было зацепить чем-то ещё… Уж не знаю, чем конкретно зацепили мы, но впервые за пять лет существования конкурса мы стали первыми представителями Хабаровского края в его финале.
К тому, чтобы в приеме на работу отдавать предпочтение людям старшего возраста, в «Стирай-Городе» пришли не сразу. Когда стало понятно, что модель с прачечными самообслуживания не работает и нужны не просто администраторы, но такие сотрудники, которые своими руками положат вещи в стиральную машину, брали всех. Брали иногда и из желания поддержать, и из жалости – так было с человеком, искавшим работу после освобождения из колонии. Брали разных людей, но в молодых быстро разочаровались: им то маникюр мешает, то время не подходит, то жарко, то холодно, или «пахнет». «Золотым» возрастом в итоге стали предпенсионеры и те, кто уже вышел на пенсию.
– Эти женщины приходят и начинают работать – пахнет-не пахнет, ногти – не ногти, стоит и работает – рассказывает Мария. – При этом круг обязанностей у наших фей самый широкий. Плюс для клиента – он работает с одним человеком: пришёл, сдал вещи конкретному сотруднику, обговорил с ним все нюансы, и этот же сотрудник постирает, посушит, погладит и выдаст. То есть заказчик имеет прямой контакт с исполнителем и гарантированную обратную связь, в отличие от больших прачечных или химчисток, где многоэтапность, где один принял, другой отвез, третий заложил в машинку.
Для нас плюс в таких сотрудниках в том, что это люди с большим жизненным опытом, с ними легко договориться, они очень благодарные и ответственные, они друг друга подменяют без проблем. Мы работаем уже девятый год, в жизни у всех происходят разные события – радостные и не очень, но они всегда находят возможность подменить коллегу. Не уверена, что в молодом коллективе кто-то готов делать такие сверхусилия.
Статус социального предпринимателя – не присваивается автоматически. Его надо заслужить и ежегодно подтверждать.
– Всего существует четыре категории социальных предпринимателей, – рассказывает Екатерина Чабан, руководитель центра «Мой бизнес» Хабаровского края. – Это те, кто работает с гражданами из социально незащищенных слоёв населения: либо их трудоустраивает, либо для них производит продукцию, либо у них продукцию закупает. Плюс ещё есть категория с определённым перечнем ОКВЭД, как правило, это работа с детьми, дошкольное образование, развивающая деятельность.
Те, кто помогает другим, и сами заслуживают поддержки. В Хабаровском крае социальные предприниматели могут рассчитывать на целый комплекс мероприятий, которые облегчат ведение своего дела. Так в центре «Мой бизнес» к их услугам бесплатные консультации и тренинги. Кроме того, тем, кто работает по упрощенной системе налогообложения в 2022 году снизили ставку налога с 6% до 3% - для выбравших в качестве объекта налогообложения «доходы», и с 15% до 8% для налогоплательщиков, выбравших «доходы минус расходы». Этот режим действует и в 2023 году, причем решением губернатора Хабаровского края он продлен до 2025 года. Плюс, занесённым в реестр социальных предпринимателей доступна грантовая поддержка от 100 тыс. до полумиллиона рублей на развитие бизнеса.
По аналогии с преференциальными режимами ТОР и СПВ федеральная сеть разливного пива «Пив&Ко» разработала для предпринимателей из Дальневосточного федерального округа собственное предложение по открытию и развитию бизнеса. Для этого достаточно жить и работать на Дальнем Востоке.
Предложение заключается в том, что любой желающий может открыть магазин разливных напитков по франшизе от «Пив&Ко», вложив 2,5 млн рублей. Это на миллион рублей меньше, чем вложения в франшизу STANDART. Условие одно: магазин должен быть открыт в одном из 11 субъектов ДФО.
Перспективная территория
Казалось бы: Дальний Восток – самый дорогой макрорегион России. Сложная логистика и удаленность от основных экономических центров страны делают любой реализуемый на этой территории проект более дорогостоящим в сравнении с аналогичными в европейской части страны. Впрочем, отмечают менеджеры «Пив&Ко», именно дальневосточные предприниматели проявляют большую решительность при ведении бизнеса.
«Сначала все было спонтанно: заявки оставляли люди из разных уголков нашей страны, но предприниматели с Дальнего Востока всегда были более решительными, они поверили в наш проект. Это сыграло важную роль в успешности «Пив&Ко» на Дальнем Востоке и в достижении высоких показателей чистой прибыли», - рассказывает руководитель отдела продаж «Пив&Ко» Константин Рябенко.
Сегодня в макрорегионе работают 83 торговые точки, все они открыты по франшизе. Еще четыре на стадии открытия. Первый магазин в Дальневосточном федеральном округе открылся в конце 2017 года во Владивостоке, сейчас у этого первого партнера уже восемь магазинов.
В 2019 году открылся магазин в Благовещенске, затем «волна» пошла дальше: Бурятия, Якутия, Забайкалье, Хабаровский край, Приморье, Камчатка, Еврейская автономная область, Сахалин. Показателен пример Петропавловска-Камчатского, где долгое время не удавалось найти партнера. В итоге им стала девушка, для которой этот магазин стал первым.
«У нас в бизнесе около 80% франшизы – мужчины. Но наш партнер-девушка на Камчатке подошла к делу ответственно, приезжала к нам в Екатеринбург на обучение», – отмечает Константин Рябенко.
Дальневосточная специфика
Менеджеры «Пив&Ко» отмечают, что в каждом дальневосточном регионе своя специфика. К примеру, в Чите запрещен розлив пива в потребительской таре в помещениях, находящихся в многоквартирных домах — это первые этажи жилых домов и прилегающие к ним территории.
«То есть, если ты хочешь открыть магазин с пивными напитками, тебе нужно искать отдельно стоящее здание. Для бизнеса это дополнительные сложности, многие магазины закрываются. Но, с другой стороны, это дает толчок развитию коммерческой недвижимости и сокращает число конкурентов. Что касается «Пив&Ко», мы с самого начала думали стратегически и не брали помещения на первых этажах жилых домов», - рассказывает представитель отдела аренды «Пив&Ко» Денис Латыпов.
Тут положительную роль также сыграл приход на Дальний Восток таких крупных федеральных ретейлеров, как «Пятерочка» и «Магнит».
«С прошлого года на Дальний Восток начали экспансию и другие федеральные сети. И для нас это плюс, потому что с федералами об аренде помещений договориться проще, чем с региональными компаниями. Более того, к нам прислушиваются, поскольку мы пришли на этот рынок раньше», - отмечает Денис Латыпов.
При этом у «Пив&Ко» есть собственные внутренние критерии отбора помещений, основанные на аналитике.
«Есть жесткие запреты: например, даже несмотря на нехватку помещений, мы никогда не дадим партнерам открыться в цокольном этаже здания. Только первая линия. Плюс желательно наличие рядом крупных федеральных ретейлеров, для создания дополнительного трафика».
Далекий Дальний
Из-за географической отдаленности на Дальнем Востоке есть сложности с ассортиментом продукции, причем, это касается не только пивных напитков. У местных покупателей, как правило, очень маленький выбор, который в основном состоит из местных поставщиков и производителей. «Пив&Ко» привезло уникальный ассортимент,
«Когда мы только заходили, работали лишь с местными компаниями, кропотливо подбирали пул поставщиков и посредников. Сейчас эта цепочка полностью отстроена. Все этапы по подбору и поиску помещений, по строительству, составлению ассортиментной матрицы происходят дистанционно, так как компетенции за время присутствия у нас уже наработаны. Партнер получает готовый пул поставщиков, готовую бизнес-модель, готовых партнеров в плане вывески, мебели, оборудования», - рассказывает Денис Латыпов.
Парадоксально, но при отсутствии должного ассортимента, дальневосточники избалованы… изобилием, это тоже необходимо учитывать. К примеру,
«Грубо говоря, если на Урале наши посетители считают изобилием 25 кранов с пивом, то в восточных регионах нужно 150 кранов. Вместо небольшой витрины с рыбой – огромный холодильник. Сказывается близость моря. В наших магазинах присутствуют как сорта местных производителей, ориентированные на консервативных покупателей, так и уникальные сорта пива, которые создают только для магазинов «Пив&Ко» и которые так полюбились местным покупателям», - отмечает руководитель отдела Сопровождение Лион Моргунов.
Поработать пришлось и с ценой, ведь на Дальнем Востоке все дороже, чем во многих других регионах страны в несетевых магазинах.
«Недавно читал исследование о том, сколько стоит самая дешевая бутылка пива в разных регионах страны. В среднем по Свердловской области этот показатель составил 77 рублей. А в Якутии этот же товар обходится розничному покупателю в среднем в 135 рублей. Причины – дорогая логистика и неразвитость рынка. Но мы смотрим на это позитивно: это большие перспективы для развития», - отмечает Лион Моргунов.
Главная особенность и главное преимущество развития бизнеса в регионах Дальнего Востока — эксклюзивность предложения на розничном рынке: у «Пив&Ко» построена прямая отгрузка эксклюзивных товаров в каждую торговую точку, что позволяет активно развивать бизнес и иметь преимущество. Основной закуп товаров происходит на местном рынке, в итоге получается максимально рентабельная матрица товаров, но при этом отличная от всех конкурентов.
Все это порой приводит к неожиданным результатам. К примеру, лидером среди всех по продажам стала столица БАМа – Тында.
Все учтено
Все эти моменты и особенности были учтены при составлении уникального предложения для дальневосточных предпринимателей. К примеру, торговые точки запускаются на общей площади до 50 кв метров, это меньшие затраты на открытие, чем при франшизе STANDART. При этом чистая прибыль сохраняется за счет меньших операционных затрат. Также в «дальневосточных» магазинах присутствует ограниченный, лишь самый популярный ассортимент, за счет которого рентабельность остается на высоком уровне.
«Эксклюзивный формат франшизы в ДФО мы активно презентуем с июня 2024 года. Раньше мы давали возможность работать в этом формате лишь нашим опытным франчайзи. Сейчас, когда уже есть большой опыт и понимание, как действовать наиболее эффективно, мы открыли его для всех партнеров – действующих и новых, кто только хочет работать с «Пив&Ко» на территории Дальневосточного федерального округа», - рассказал руководитель отдела продаж «Пив&Ко» Константин Рябенко.
В данном формате учтено даже большое расстояние между Дальним Востоком и Екатеринбургом, где находится головной офис «Пив&Ко». К примеру, отпала необходимость приезжать менеджерам на Дальний Восток - в регионах есть свои мастера франшизы, удаленно происходит и взаимодействие с партнерами: они сначала проходят обучение в компании, где получают полный пул знаний, стандартов работы, знакомятся со всеми особенностями ведения бизнеса в сфере разливных напитков, а после обучения сопровождение, контроль за стандартами работы происходит путем предоставления видео и фото отчета от партнера, которые подвергаются анализу и дается обратная связь.
Даешь 100!
До конца текущего года «Пив&Ко» планирует преодолеть отметку в 100 магазинов в Дальневосточном федеральном округе. Для этого осталось запустить 17 магазинов, то есть по 2-3 в месяц, что, по оценке менеджеров компании, более чем реально.
Николай и Алина Хроменко — пчеловоды с современным подходом к делу. Кроме пасеки и хозяйства в Облученском районе ЕАО у четы есть раскрученный бренд BeeDzen, линейка фасованных медов и других продуктов под этим брендом, столярное производство, сувенирная продукция. Всё это обеспечено грамотным маркетингом, имеет 100% сбыт и приносит прибыль. Глава семейства рассказал EastRussia о том, как шли к успеху, о делах текущих и планах на будущее.
— Николай, как перезимовали ваши пчелки, как начали сезон?
— К счастью, хорошо. В отличие от Приморья, где по некоторым данным до 70 000 пчелосемей погибли из-за вируса, который завезли с породами пчёл, несвойственными Дальнему Востоку. А у нас в ЕАО, наоборот, взяток (взя́ток — количество нектара и пыльцы, собираемое пчелиной семьёй за определённый период времени — прим. автора) в прошлом сезоне был хороший. Пчёлы нашей дальневосточной породы сильные, и зимовка прошла благополучно. Они приспособлены к местному климату и нашим специфичным взяткам – активным, обильным и краткосрочным. У нас не как на западе, где взяток растянут во времени и пчела потихоньку собирает урожай, у нас ловить момент нужно. К счастью, наш Облученский район, да и вся ЕАО, богаты на медофлору. По сопкам есть липа, бархат, клен, аралиевые, сирень амурская, а в поле благодатное обилие цветов. Для пчеловодов Еврейская автономная область вообще жемчужина, потому что расстояния маленькие, всё сконцентрировано, и кочёвка если даже и есть, то кочуешь, ну на 30-60 километров максимум.
— Николай, сейчас нахвалишь, и твои конкуренты ринутся в ЕАО!
— И это было бы даже хорошо. Я испытываю горечь за профессию, она стала считаться устаревающей. Нет притока энтузиастов, молодёжи. С каждым годом пчеловодов всё меньше. Знакомые распродают пасеки, уезжают. А надо, я считаю, вести рекламную кампанию — пожалуйста, приезжайте из Москвы, и других Русских градов, берите Дальневосточный гектар, а мы, кстати, его взяли, стройте свои дома здесь и занимайтесь пчеловодством, при грамотном подходе это выгодно!
— Когда-то не так уж и давно, вы с женой Алиной именно так и поступили. Каковы результаты сегодня?
— Да, начинали с пяти ульев. Сейчас, по принятым меркам у нас среднее, профессиональное хозяйство. Есть все необходимые постройки, цех по откачке мёда, оборудование, техника. В прошлом сезоне было 150 пчелосемей, сейчас 80. Сократилось лишь потому, что я продал в Приморье около 200 пакетов пчелосемей для восполнения их популяции, пострадавшей от клеща и вируса. Так что этой весной я осознал, что можно делать бизнес еще и на этом — на продаже пчелосемей.
— С зимовкой пчёл всё понятно. А чем занимались зимой вы с Алиной?
— Осенью завершили сезон, поставили пчёл в омшаник и уехали в Москву. Там занимались развитием нашего бренда «BeeDzen», продвижением продукции, продажами. Добавили к нашей медовой линейке чай. Сейчас этот чай и мёд пакуем в красивые деревяные шкатулки и набором продаём. Под ещё одним брендом стали работать, есть у нас торговая марка — «Сугрев». В данный момент собираемся на разведку в Гуаньчжоу. Хотим найти заводы, которые производят жестяные банки для чая, чтобы снизить себестоимость своего продукта. Участвовали в выставке «Россия» на ВДНХ. Это было очень полезно, расторговались хорошо и с покупателями напрямую пообщались. Если Москва зовёт, то надо на этот зов откликаться. И даже сейчас, в Облучье, параллельно с работой на пасеке эти московские вопросы не отпускаем, дел очень много.
— Многие подумают, неужели хочется из Москвы приезжать в Облучье?
— Да, хочется. Дальний Восток зовёт нас всё время. В это трудно поверить, но это так. Жена моя из Москвы, у неё была престижная работа переводчицы в иностранном посольстве. Но Алина избрала жизнь со мной здесь. Ей сейчас в Москву надо поехать, а она не хочет, говорит, что сидела бы и сидела в этих сопках. Хотя без дела она, конечно, не сидит, составляет чаи из сборов, льёт восковые свечи и сувениры, это тоже продаётся, даёт мастер-классы местной детворе по декоративному творчеству, развивает линейку одежды для дальневосточников. Ну и весь наш стиль, брендинг, маркетинг, PR, это всё на ней.
— За время ваших зимних мероприятий удалось ли найти новые рынки и покупателей?
— Конечно. С фасованным мёдом можно зайти хоть куда. К нам есть даже интерес из Саудовской Аравии и Омана. Но мы вот прямо сейчас не готовы работать на экспорт. Нужны большие объёмы качественного мёда. И на этом пути большие риски, мёд ведь продукт сложный, и к его качеству на международных площадках очень строгие требования. Могут оштрафовать за малейшее отклонение от норм и заставить утилизировать партию.
— Вы можете обеспечить хорошее качество?
— Да, вот что-что, а это можем, Облученский мёд очень хорош. Можем и уликов настрогать и количество пчелосемей нарастить. Но как уследить за всем, от столярки и до маркетинга? Для этого уже нужна команда, надо приглашать специалистов, нанимать людей и это момент, который сложно перешагнуть. Есть местные трудности с кадрами. Сейчас я готов платить столяру 60 тысяч в месяц, но не могу найти такого человека. Так что мы «аккуратничаем» в масштабировании, и не рискуем расширяться до промышленных объёмов. Хотя хотим. Который год убеждаемся, что Облучье хорошее место, чтобы производить мёд и продавать туда, где его хорошо кушают.
— Чувствуете ли вы внимание власти?
— В этом плане всё очень здорово. Мы очень благодарны и за гектар, и за соц.контракт и другие меры поддержки. Прямо говоря, система поддержки малого бизнеса — центр «Мой Бизнес» и Инвестиционное агентство ЕАО — нас и вырастила, создала. Без них бы не было ничего. Мы бы не пошли в эту тему, если бы не было оттуда реальной помощи. Я скорее всего уже лет десять назад переехал в Москву и строил жизнь там. Мы нашлись на радарах таких людей, как Михаил Юркин, руководитель Инвест агентства ЕАО, которые занимались поиском предпринимателей вроде нас. Они возили нас на крупные производства, в бизнес-миссии. И эти поездки нам давали понять, что всё возможно. Нас вдохновило это всё. В такой поездке мы и продали свои первые две тонны мёда! Они свозили нас на выставку WorldFood Moscow, там мы нашли нашего основного партнёра, который и сегодня покупает у нас почти весь мёд. В ЕАО с поддержкой всё классно, точечно и доступно.
— То есть механизм этот действующий?
— Это супермеханизм! И он создаёт небывалую мотивацию для предпринимательства в России. Государство для этого делает всё возможное. Вопрос только в том, как люди этим воспользуются. Можно ведь дать топор и храм построить, а можно дать топор и головы рубить. Мы строим. Время заниматься бизнесом!
Макса Восьмого — Максима Александровича Кассапа — на Камчатке знают если не все, то почти все. 48-летний шоумен, музыкант, радиоведущий с семнадцатилетним стажем, душа компании, счастливый муж и отец двоих детей, йог, вегетарианец и пропагандист здорового образа жизни в 2016 году вместе с супругой открыл экопекарню «Вегетория». Продукция быстро завоевала камчатского потребителя, и каждый год выпускает вкусные новинки, которые быстро залетают в топ. Предприниматель рассказал EastRussia, как пришёл к своему делу, чего достиг, к чему стремится.
— Максим, почему, имея богатый опыт в масс-медиа, ты решил стать пекарем? Несомненно, это весьма достойное занятие, но интересно как ты к этому пришел.
— После ухода с работы в медиахолдинге мы вместе с женой открыли магазин здорового питания. Мы вегетарианцы, нашли свою аудиторию, и именно от них получили запрос на «здоровый» хлеб. У наших друзей в Новокузнецке есть маленькая пекарня, где пекут бездрожжевой хлеб, они дали нам первые рецепты и раскрыли секреты производства. Региональный фонд поддержки предпринимательства, просмотрев наш бизнес-план, на удивление очень быстро выдал грант на развитие пекарни. Никто не имел ни малейшего опыта в производстве хлеба, но мы просто были уверены, что на Камчатке нужен такой хлеб — без дрожжей, консервантов, стабилизаторов и улучшителей — на ржаной и пшеничной живой закваске.
— Какой хлеб любят на Камчатке и что еще в ассортименте «Вегетории»?
— У нас более 50 наименований продукции. Помимо разных видов хлеба, это и печенье, и хлебцы, и пирожки, круассаны, крекеры, сухарики. Отличная намазка для хлеба – песто из черемши. Его мы тоже производим по собственным рецептам. Наш первый хлеб — «Чешский», родоначальник нашей пекарни, этот рецепт серого хлеба с добавлением семян подсолнечника и кориандра мы оставили в первоначальном виде, а все остальные привезенные рецепты видоизменили, плюс разработали собственные. В каждом регионе свои предпочтения по хлебу. У нас на Камчатке любят темный ржаной хлеб.
— Хлеб с черемшой – звучит заманчиво. Расскажи, пожалуйста, подробнее о локальных продуктах, которые входят в ваши рецептуры.
— Вывели темный ржаной хлеб с добавлением черемши, назвали «Берингийский». Именно этот хлеб берут с собой в гонку каюры, он мягкий, с душком черемши, хорошо хранится, всем понравился. Это один из наших самых популярных сортов. А первый хлеб, который мы испекли с использованием местного продукта, — это хлеб «Камчатский» с морской капустой. Он быстро понравился камчатцам. Ламинария – колоссально полезный продукт. Также в сотрудничестве с камчатскими учеными делаем хлеб «Морской» с добавлением альгинатного геля – это продукт переработки камчатских бурых водорослей. Польза невероятная! На вид этот гель неприглядный, и применять его в пищевой промышленности было сложно, однако в хлебе он нашел свое место. В каждую ржано-пшеничную булку мы добавляем 50 граммов альгинатного геля. Хотим сертифицировать его для школьного и дошкольного питания.
Также мы прорабатываем идею использования наших камчатских ягод. Так, в сотрудничестве с компанией «Юнет», которая создала термостабильный джем из жимолости, выпускаем круассаны. Они тоже сразу попал в топ, выиграли кучу наград. Нас интересует и шикша, и голубика, и другие камчатские дикоросы. Вот с папоротником тоже делаем начинку для пирожков – папоротник тушеный с тофу.
— Часто ли участвуете в конкурсах, какие есть награды?
— С первого года открытия принимаем участие в конкурсе «Лидер качества Камчатского края». Ежегодно представляем свои новинки. Комиссия проверяет сертификацию, оценивает органолептику, упаковку, и для нас само участие — показатель того, что мы делаем все правильно. А когда дают награду, мы понимаем, что все делаем еще и хорошо! Также принимаем участие в премии «Лидер качества XXI века». Почти все наши хлеба имеют медали. Есть и экологический сертификат. Никаких вредных добавок, смесей для выпечки не используем, у нас все натуральное без дрожжей. Все честно: закваска, мука, вода, дикоросы.
— «Вегетория» – это в первую очередь бизнес или продвижение идеи здорового питания?
— Для нас это в первую очередь идея, которая больше похоже на служение, чем на бизнес. Идея в том, чтобы дать камчатцам питаться правильными полезными продуктами. Мы маленькая пекарня в маленьком городе и всегда готовы идти навстречу своим покупателям. Это не суперликвидный бизнес, но в целом окупается. Главное, что это хорошее, правильное дело.
— Масштабироваться пока не собираетесь?
— Выходить в другие города России пока не хотим. Мы планируем остаться уникальной пекарней, камчатской фишкой и достопримечательностью. Но технологиями и рецептами делимся: по нашим рецептурам делают хлеб во Владивостоке, в Хабаровске заинтересовались.
— Есть какая-то глобальная идея на будущее развитие?
— Наши планы — продолжать делать вкусный и полезный хлеб. Хочется обновить техническую базу, оборудование, запустить новые виды хлеба, безглютеновую продукцию, развивать линейку продуктов без сахара. Расширяемся вглубь! Чай начали делать с ягодами. Магазины здорового питания есть. Хочется кафе вегетарианского питания открыть. Но это в долгосрочных планах.
Парализованный Дмитрий Сычёв управляет инвалидной коляской с помощью подбородка. Чтобы не ездить на Запад России в реабилитационные центры, он открыл свой собственный в Хабаровске. Первый в своём роде для тяжелобольных пациентов после черепно-мозговых травм, инсультов и травм позвоночника.
Стремиться к высшим достижениям Дмитрия Сычёва научило небо — 18 лет он строил самолёты. Родился и жил Дмитрий в Комсомольске-на-Амуре, работал на авиационном заводе. Пришёл на предприятие учеником монтажника, доработал до мастера в цехе сборке самолётов военного назначения, затем перешёл на проект «Sukhoi Superjet 100» в отдел управления производством, строил планы на будущее, а потом настал день, поделивший жизнь на «до» и «после» — суббота 27 июня 2020-го.
Выходной выдался солнечным, в самый раз для отдыха на берегу реки. Компания друзей отправилась на песчаную косу. Сразу бросились купаться и нырять возле лодок — было глубоко. Уже собрались было домой, и Дмитрий решил окунуться напоследок — прыгнул, но к несчастью, рядом с глубиной было мелководье — удар, потеря сознания, паралич. На берег его вынесли уже на руках.
Лёжа на больничной кровати, Дмитрий вспоминал любимую работу, спортивные хобби, активный отдых с женой и двумя маленькими дочерями. Диагноз: перелом четвёртого позвонка: не двигались руки и ноги, работала только голова. Это был разгар пандемии коронавируса. Из-за ограничительных мер в палату реанимации не допускали реабилитологов и инструкторов ЛФК. Он уверен, что отсрочка в 4,5 месяца повлияла на дальнейшую возможность эффективно реабилитироваться.
«Даже спортсмен, получивший травму, сразу приступает к разминке мышц, реабилитации — чтобы скорее восстановиться, — говорит Дмитрий. — А при такой тяжёлой травме необходимо было приступать к реабилитации незамедлительно после операции: хотя бы к суставной гимнастике в кровати. Так как у меня были парализованы руки и ноги — надо было налаживать связь между мозгом и телом».
Уже оказавшись дома, Дмитрий начал искать возможности для восстановления. И обнаружил, что ни одно учреждение ни Хабаровского края, ни даже Дальнего Востока не готово принять пациента в таком состоянии как он. В одних — не было условий проживания, в других — некому было помочь пересаживать человека в лежачем состоянии. Тогда семья Дмитрия приняла решение лететь на Запад страны.
В реабилитационных центрах он проводил по несколько месяцев подряд. Оплачивать длительное лечение и частные центры помогал завод, которому инженер отдал почти двадцать лет труда.
Рекламу московского центра «Нейрофит» родственники нашли в интернете.
«Это был первый реабилитационный центр, где я получил первую своего рода квалифицированную грамотную помощь. Через 2,5 месяца тренировок, я стал крепче, чем когда приехал. Там я сменил коляску: приехал туда почти лежачим, а после тренировок в центре я уже смог сидеть», — вспоминает комсомольчанин.
Идея открыть филиал на Дальнем Востоке возникла сразу. В регионе такого рода учреждений нет, а дорога к московскому филиалу «Нейрофита» из Комсомольска занимала для Дмитрия около суток — сначала надо преодолеть 400 километров до Хабаровска, затем 8-часовой перелёт — это и для здорового испытание. Очень быстро идея превратилась в цель, а страх перед препятствиями отступил, когда появился план действий.
«Страх порождает сомнения. Не надо сомневаться, надо делать. Надо ставить маленькие цели и выполнять их изо дня в день. Причём не надо сразу грандиозных целей: я хочу открыть центр. Готовим бизнес-план, потом формулируем цели, и затем как лесенка выстраивается: от действия к действию идём к заветной мечте», — рассказывает Дмитрий.
Инженерное мышление помогло одновременно видеть большую цель и разложить путь к ней на задачи и шаги по их выполнению. Сложности были везде: хотя Дмитрий уже сидел, передвигаться самостоятельно ему было сложно. А дел было невпроворот: найти подходящее помещение, решить вопросы со строителями, оформить бизнес. В итоге — в конце 2023 года в Хабаровске открылся реабилитационный центр «Нейрофит» для тяжёлых больных. Почти сразу он заполнился пациентами — людьми после инсульта, черепно-мозговых травм и с такими же, как у хозяина учреждения, травмами позвоночника.
Центр «Нейрофит» в Хабаровске — стал четвёртым филиалом сети (первые три — в Москве, Краснодаре и Астане). Несмотря на расстояния сюда приезжают пациенты со всего Дальнего Востока и даже Запада страны. Жители Москвы, не желая ждать полугодовой очереди в столичном филиале, тоже прилетают на реабилитацию в Хабаровск.
Центр занимает двухэтажное здание, оборудованное лифтом. На первом — тренажёрный зал и массажный кабинет, на втором — жилые помещения, где пациенты из других городов могут жить вместе с сопровождающими или самостоятельно. Жить там могут семеро, но одновременно тренировки и процедуры могут получать 12 человек. В тренерском составе пока только два специалиста — оба прошли обучение методу работы на тренажёрах собственной разработки в столичном филиале.
«Наш центр помогает. Авторские тренажеры и методика восстановления дают результаты в плане укрепления. И пациенты, которые приходят сюда действительно ощущают себя лучше, крепче. Меняется техника ходьбы, меняется физическое состояние пациента. Некоторые пациенты после инсульта, уходя от нас, полностью отказываются от ходунков и от трости».
В региональный центр Дмитрий переехал вместе с мамой — она помогает ему в ведении бизнеса и бытовых вопросах. Как и дома в Комсомольске, он почти сразу настроил голосовые помощники, чтобы хотя бы частично восстановить автономность. От звука его голоса включаются телевизор, чайник и пылесос.
Маленькая комнатка на первом этаже — это и спальня, и кабинет, теперь уже директора, Дмитрия Сычёва. Здесь он занимается всем — от оформления поставок воды до дизайна рекламных объявлений. Всё делает с помощью планшета, закреплённого на коляске, и стилуса, зажатого в зубах.
Сам Дмитрий регулярно занимается в построенном им центре: не меньше двух часов в день работает над укреплением мышц на тренажёрах.
«Не стоит отчаиваться. Я своим примером хотел бы показать, что всё в жизни возможно. Можно прийти к цели, неважно, в каком ты находишься состоянии. Была бы цель и стремление идти к ней. Надо просто поставить себе чёткие рамки, и двигаться к желанному результату».