Через Забайкальск перевозят все больше товаров из Китая
Железнодорожный пункт пропуска Забайкальск остается крупнейшим на российско-китайской границе. За 7 месяцев 2019 года грузовые перевозки через него выросли на 7%, составив более десяти млн тонн. При этом наиболее активными темпами идет работа с контейнерами, в которых перевозится из Китая все больше товаров с высокой добавленной стоимостью.
Товарооборот разогнал перевозки
По данным Главного таможенного управления КНР, товарооборот между Россией и Китаем в первой половине 2019 года достиг 51,7 млрд долларов, на 5% превысив прошлогодний результат. При этом объем российского экспорта вырос на 10,7% — до 29,6 млрд долларов. В ближайшие годы, как ожидается, торгово-экономические связи между странами будут развиваться еще большими темпами.
«Мы уже наметили новый показатель, новую цель. К 2024 году достигнем товарооборота в 200 млрд долларов (в 2018-м он впервые превысил 100 млрд долларов – прим. ред.) Я думаю, что эта цель осуществима, потому что с нынешнего момента торгово-экономическое сотрудничество развивается ускоренными темпами», — заявил недавно посол Китая в РФ Чжан Ханьхуэй.
Активизация торговли отражается на показателях транспортной отрасли. К примеру, универсальный терминально-складской комплекс «Дальневосточной транспортной группы» в Забайкальске в январе-июне увеличил количество принятых и отправленных железнодорожных вагонов на 14% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года, выручка терминала возросла на 17%.
Существенная часть внешнеэкономического трафика приходится на энергоносители, при этом Китай остается основным партнером России в сфере контейнерных перевозок.
«Мы видим продолжающуюся тенденцию замещения европейских товаров китайскими аналогами. Это касается оборудования, станков, химической продукции», — комментирует начальник отдела стратегического маркетинга транспортной группы FESCO Максим Шишков.
Внешнеторговый оборот России и КНР невозможно представить без работы сухопутных пунктов пропуска. Железнодорожным транспортом из Китая перевозится все больше товаров с высокой добавленной стоимостью, в себестоимости которой доля транспортных расходов достаточно невелика, отмечают в АО «РЖД Логистика».
«Основная тенденция в области внешнеторгового трафика с КНР связана с планомерным сокращением китайской стороной субсидий на железнодорожные перевозки. Следствием этого является изменение типов грузов, — объяснила директор по продажам компании Ольга Степанова. — С отменой субсидий повышаются и ставки, поэтому в поездах едут в первую очередь те грузы, для которых срок доставки является одним из основных условий».
Развитие контейнерных перевозок в КНР во многом связано с повышающемся спросом на российскую продукцию деревопереработки.
«Китайское направление для нашей компании приоритетное, мы планируем увеличивать поставки туда, в том числе за счет новых схем транспортировки», — сообщил директор по продажам RFP Group Виталий Демиденко.
В августе холдинг совместно с ООО «ФЕСКО Интегрированный Транспорт» отправил из Амурска через пограничную станцию Гродеково тестовый контейнерный поезд со шпоном в Харбин. Ожидается, что этот сервис станет регулярным: в планах компании выйти на организацию двух маршрутов с контейнерами в месяц.
Аналогичный состав в этом месяце сформировал другой лесопромышленный холдинг – ООО «Группа компаний “УЛК”». 17 августа поезд с пиломатериалами направился из Архангельской области до погранперехода Забайкальск — Маньчжурия, где предусмотрена перегрузка контейнеров на китайский подвижной состав с дальнейшей доставкой на станцию Туаньцзецунь в адрес Zhejiang Materials Industry Senhua Group. Ранее контейнерные грузы УЛК шли на экспорт только через порты Северо-Запада России. По итогам пробной отправки клиенты примут решение о целесообразности развития альтернативного направления.
Порожним контейнерам ищут загрузку
По словам главы Забайкальского края Александра Осипова, пункт пропуска Забайкальск является крупнейшим в стране на границе с Китаем и, наряду с наличием в регионе богатой минерально-сырьевой базой, лесным фондом и сельскохозяйственными землями, дает Забайкалью конкурентные преимущества по сравнению с другими субъектами России.
С этим трудно не согласиться: в январе-июле грузоперевозки по участку Забайкальск – Маньчжурия достигли 10,4 млн тонн (на 7,1% выше показателя за аналогичный период 2018 года), для сравнения, второй по величине российско-китайский переход Гродеково – Суйфэньхэ обработал 6,2 млн тонн различных грузов (+7,6%).
Основной объем грузооборота пункта пропуска Забайкальск приходится на лесную продукцию, уголь и руду. В то же время динамично растет контейнерный трафик. Например, в июле из России в Китай перевезли 153,6 тыс. тонн грузов в контейнерах (+23,4% к аналогичному месяцу 2018 года). Из КНР проследовало 126,7 тыс. тонн (+38,4%).
Всего за семь месяцев из Забайкальска в Маньчжурию поступило чуть больше одного млн тонн контейнерных грузов — примерно столько, сколько за весь 2018 год. Как отмечают участники рынка, со II квартала 2019 года транспортные компании вынуждены активнее работать над загрузкой транзитных контейнеров, возвращающихся из европейских стран в Китай. КНР практически полностью запретил субсидировать возврат порожних контейнеров из Европы, уточнила Ольга Степанова.
«По сути, это продолжение процесса по упорядочению правил перевозок по железной дороге. Безусловно, на первом этапе такие изменения могут иметь не самый позитивный эффект, но в конце концов они приведут к стабилизации, понятному и предсказуемому развитию рынка железнодорожных грузоперевозок с Китаем», — заключила менеджер.
Транзитные перевозки ведут к интеграции
Развивать перевозки помогает кооперация российских и китайских операторских компаний. Так, в рамках международной выставки Transport Logistic, которая прошла в начале лета в Мюнхене, «РЖД Логистика» договорилась о развитии транзитных сообщений с одним из крупнейших операторов Китая Sinotrans.
«В рамках сотрудничества наша компания предоставит вагоны и займется оперированием поездов на пространстве колеи 1520 мм и в Европе. Вместе с тем мы будем способствовать привлечению грузов на эти поезда. А Sinotrans обеспечит логистические услуги на своей территории и, помимо прочего, будет помогать грузоотправителям получать экспортные субсидии», — рассказал Ольга Степанова.
В свою очередь ПАО «ТрансКонтейнер» и China Railways Container Transport для привлекательности своего сервиса оптимизировали работу на стыке пограничных станций. Этим летом была внедрена технология, когда приходившие из Маньчжурии на терминал «ТрансКонтейнера» в Забайкальске поезда перегружались по схеме «3 на 2» — три состава переформировались прямым перегрузом в два. Далее маршруты следовали по территории России с минимальной переработкой.
«Проект "3 на 2" позволяет преодолеть проблему различий в длине поездов, принятых в Китае и России. При этом сокращается общее транзитное время перевозки за счет более эффективного перегруза контейнеров с вагонов узкой колеи на вагоны широкой колеи, что, безусловно, обеспечивает повышение привлекательности маршрута и новую точку роста объемов перевозок», — отметил заместитель гендиректора ПАО «ТрансКонтейнер» Александр Подылов.
К погранпереходу Маньчжурия — Забайкальск начали проявлять интерес ведущие игроки на глобальном рынке транспортных услуг. Интегратор контейнерных перевозок Maersk при содействии «ТрансКонтейнера» недавно запустил в качестве пилотного контейнерный поезд между китайским Далянем и станцией Воротынск в Калужской области.
«Мы уверены, что данный маршрут перевозки между северо-восточным Китаем и центральной Россией сможет обеспечить нашим российским и зарубежным клиентам устойчивое транзитное время и высокий уровень сервиса», — убежден генеральный директор Maersk Eastern Europe Жолт Катона.
Это первый случай, когда Maersk смог предложить своим клиентам сквозную перевозку из КНР в европейскую часть РФ в составе контейнерного поезда.
«Новый поезд предлагает отличную альтернативу для грузовладельцев, которые заинтересованы в ускоренной доставке, и сможет органично дополнить линейку сервисов Maersk», — добавил Жолт Катона.
Вместе с тем выбор маршрута сегодня в большей степени определяется грузоотправителем из Китая, а не логистической компанией. Наряду с переходом Маньчжурия — Забайкальск в транспортных схемах активно задействуется перевозка из КНР в Россию транзитом через Монголию — соответственно, через погранпереходы Эрлянь — Дзамын-Уд и Сухэ-Батор — Наушки.
«Если он грузоотправитель получает субсидии от государства для того, чтобы отправить свои товары, к примеру, через Монголию, и при этом Китайские железные дороги дают слоты для перевозки именно по этому маршруту, то и перевозка будет организована по территории этого государства. В данном случае нельзя просто изменить маршрут и направить его через пограничный переход Забайкальск — Маньчжурия или через Казахстан», — объясняет директор по продажам АО «РЖД Логистика» Ольга Степанова.
Павел Усов