Трансформация муниципальных предприятий Хабаровска нацелена на повышение качества жизни горожан
Трансформация жизнеобеспечивающих предприятий Хабаровска, как и всех остальных городов России, продиктована необходимостью соблюдения требований закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», принятого в 2019 году. Целью реорганизации МУПов является повышение экономической эффективности предприятий, что неизбежно выльется в повышение комфорта и безопасности жизни горожан.
Одна из целей реформы муниципального хозяйства – снижение расходов местных бюджетов на содержание убыточных предприятий. Вместо них появятся и частные предприятия, что будет развивать конкуренцию, от чего всегда выигрывает потребитель. Кроме того, передача муниципального унитарного предприятия в частную собственность может принести большую прибыль, так как имущественные комплексы, оборудование и земельные участки МУПов не всегда используются в полной мере.
В Хабаровске работают 12 унитарных предприятий. Всего же обеспечением жителей города необходимым ассортиментом услуг для комфортной жизни занимаются 19 муниципальных организаций разных форм собственности. Они отвечают за жилищно-коммунальные услуги (тепло- и водоснабжение, водоотведение), социальное жильё, транспортные услуги, благоустройство, занимаются реконструкцией и развитием дорожной сети. На этих предприятиях работают более четырех тыс. человек.
По словам главы Хабаровска Сергея Кравчука, за пять лет объем работ муниципальных предприятий составил 49 млрд рублей, в том числе в прошлом году – около 11 млрд рублей, рост – почти на 6%. За этот же период производительность труда выросла на 32%.
«Хабаровск является одним из городов, где удалось сохранить муниципальные предприятия после рыночных преобразований в стране в конце 90-х годов. Однако реорганизация муниципальных унитарных предприятий в муниципальные бюджетные учреждения показала свою эффективность. Контроль за финансовыми потоками учреждений Север и Восток, (реорганизованы в 2020 году и 2022 году соответственно), позволяет принимать оперативные решения и вносить корректировки по выполнению муниципального задания, связанного с благоустройством города. За время работы в новой организационно-правовой форме учреждения увеличили объемы работ на 12% –более 20 млн рублей», – рассказал Сергей Кравчук.
Начальник управления экономического развития администрации Хабаровска Олег Ожегов подтвердил эффективность муниципальных производственных организаций: «С 2018 по 2022 годы объем работ, направленных на удовлетворение основных потребностей населения в жизнеобеспечивающих услугах, составил практически 50 млрд рублей, за этот же период производительность труда выросла с 1 млн 797 тыс. рублей на человека в год до 2 млн 367 тыс. рублей или на 32%. Получено 639 млн рублей чистой прибыли».
Олег Ожегов добавил, что при смене предприятием организационно-правовой формы, виды деятельности остаются прежними, при этом 100% акций будут принадлежать городу, а администрация города через органы управления обществ (наблюдательный совет, совет директоров) напрямую будет влиять на процессы принятия решений, касающиеся крупных сделок, инвестиций, оплаты труда и прочее.
Согласно закону, унитарные предприятия должны быть реорганизованы или ликвидированы до 1 января 2025 года. Если это требование не будет выполнено вовремя, Федеральная антимонопольная служба по решению суда ликвидирует предприятия. Исключения для реорганизации составляют предприятия сферы городского пассажирского транспорта, а также отраслей, относящихся к естественным монополиям.
Таким образом, МУПами в Хабаровске останутся: «Водоканал», «Тепловые сети» и «Городской электрический транспорт». Остальные будут реорганизованы.
МУП – это коммерческая организация, которая вправе получать прибыль за счет имущества, переданного в управление. Управление такими предприятиями осуществляется посредством планирования финансово-хозяйственной деятельности и установки контрольных заданий по объемам, издержкам, производительности труда, в сочетании с принципами успешного хозяйствования – поиском дополнительных доходов, в ом числе от оказания услуг сторонним организациям; модернизацией основных фондов.
Муниципальное унитарное предприятие – это коммерческая организация, ее главная цель – получение прибыли, бюджетное учреждение (МБП) относится к некоммерческим и открывается для осуществления социальных функций. Деятельность муниципального бюджетного учреждения финансируется за счет субсидии на выполнение муниципального задания из бюджета города. Имущество как унитарного предприятия, так и бюджетного учреждения находится в муниципальной собственности и передается на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Сергей Кравчук отметил, что с момента принятия федерального закона в администрации внимательно рассмотрели все возможные перспективы каждого отдельного предприятия. Для обсуждения приглашались профильные специалисты, включая аппарат управления каждого предприятия. Рассмотрены все проблемные вопросы, решение которых позволяет сбалансировать интересы бюджета города с интересами трудовых коллективов.
«В результате проведенной работы мы определили организационно-правовые формы реорганизации муниципальных предприятий. Дорремстрой станет акционерным обществом (АО), НПЦОДД, Горсвет, Южное станут муниципальными бюджетными учреждениями (МБУ), УО МКД, РКЦ, Банно-прачечное хозяйство, Стрела и Спецкомбинат приобретут форму общества с ограниченной ответственностью (ООО). Имущество, коллектив, производственная база и виды деятельности предприятий будут полностью сохранены», – рассказал мэр Хабаровска.
К моменту выхода этого материала стало известно, что в Госдуму внесли законопроект, предлагающий продлить реорганизацию или ликвидацию ФГУПов и МУПов до 1 января 2030 года. По мнению авторов законопроекта, норма о ликвидации ФГУП и МУП не учитывает негативные последствия ухода унитарных предприятий с социально значимых рынков, на которых практически отсутствуют частные предприятия. В администрации Хабаровска отметили, что в любом случает процесс реорганизации МУПов в городе завершится в 2024 году.
Юлия Бородина
Городское благоустройство – процесс непрерывный, весьма похожий на ремонт в большой квартире: закончишь в одной комнате, а уже пора что-то менять в другой. Очень кстати, что в этом «ремонте» хозяину «квартиры» помогают и жильцы – указывая, что в первую очередь нуждается в обновлении, и уж куда кстати, то, что государство каждый год выделяет деньги. Правда, есть условие: финансирование зависит от активности «жильцов»: по регламенту достаточно 10% населения города – не менее 61 тыс. голосов хабаровчан. В Хабаровске продолжается рейтинговое голосование по выбору территорий для благоустройства в 2024 году. Мнения горожан принимают с 15 апреля по 31 мая 2023 года на специально созданном сайте.
Как рассказала секретарь общественной комиссии по вопросам реализации программы «Формирование современной городской среды» нацпроекта «Жилье и городская среда» Мария Мельникова, на десятый день голосования было принято более 21 тыс. голосов. По ее словам, в этом году жители голосуют более активно, звонят, предлагают новые территории, интересуются нюансами программы. Тем не менее «часы тикают», и на момент публикации Хабаровску необходимо добрать чуть больше 36 тыс. голосов (данные приводятся на момент публикации - 17 часов 26.04.2023 - прим. ред.), чтобы не остаться у «неразбитого сквера».
Один из претендентов - сквер в районе ДОС, фото - пресс-служба администрации Хабаровска
В 2022 году жители Хабаровска выбрали для благоустройства площадку у спортшколы «Самбо 90» в Краснофлотском районе и сквер Рокоссовского в Индустриальном районе. В Краснофлотском районе на площади в 2,5 гектара обустроены пешеходные дорожки и детские игровые зоны, спорткомплекс для активных видов спорта и воркаут-площадки. Также установлены скамейки с навесами от солнца и выполнены озеленительные работы. В Индустриальном районе обустроен сквер площадью 5,8 тыс. кв. метров: удобные пешеходные дорожки, спортивные и детские городки, освещение, уличные качели, скамейки и урны. В 2021 году с одобрения общественности были благоустроены «Сквер врачей» на улице Тихоокеанской, «Сквер пограничной славы», территория у стелы «Узы дружбы» на улице Ленинградской, «Сквер русских сказок» в парке Северный и зона отдыха у шахматного клуба «Гамбит».
Всего с 2017 года (начало реализации программы) в разных районах краевой столицы благоустроено 24 общественные территории, еще пять облагородят в этом году. Так, в Железнодорожном районе появится сквер по ул. Промывочной, 64. Там будет уложен асфальт, обустроены тротуары, установлены скамейки, малые архитектурные формы и детская площадка, появится освещение и камеры видеонаблюдения.
В сквере на улице Ворошилова обустроят тротуары и пешеходные дорожки, высадят деревья и кустарники, установят дорожное ограждение, систему ночной подсветки, а также детскую площадку с игровым комплексом. Сквер украсит скульптурная композиция с рокарием «Олень на водопаде», топиарные фигуры «Медведица с медвежатами», «Лось на скале».
В сквере по улице Ленина планируется высадить деревья и кустарники, обустроить тротуары, установить наружное освещение, а также скамьи, парковые урны и контейнеры для раздельного сбора мусора.
Парк имени 50-летия СССР в Краснофлотском районе ждет комплексное благоустройство: там появится детский городок и участок для семейного отдыха, в том числе для маломобильных групп населения, система ночной подсветки, скамейки, урны и контейнеры для раздельного сбора мусора, также запланировано озеленение.
Мэр Хабаровска Сергей Кравчук и депутаты Госдумы осматривают скверы, август 2022, фото - пресс-служба администрации Хабаровска
«Много территорий реализовано, все они разные. Одним из первых проектов было благоустройство функциональных зон парка “Динамо” – это один из центральных парков. Также реализовывались территории в городских парках, скверы в жилых районах. Хорошо ли они благоустроены – можно судить по количеству посетителей. Большинство территорий очень востребованы, люди постоянно там гуляют с детьми, отдыхают», – рассказала Мария Мельникова.
На благоустройство территорий в Хабаровске в этом году выделяется 63 млн рублей. Из них 62 млн – средства федерального бюджета, остальное вносит муниципалитет. В прошлом году выделено было примерно столько же средств на эту программу.
Глава Хабаровска Сергей Кравчук уверен, что жители города проявят активное участие в судьбе городских пространств.
«Призываю всех хабаровчан проявить свою заинтересованность и поучаствовать в голосовании. Это позволит нам обустроить сразу несколько зон отдыха в следующем году», – отметил мэр.
Как рассказала Мария Мельникова, на старте федеральной программы «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье и городская среда» муниципалитеты по всей стране провели инвентаризацию дворовых и общественных территорий. Помимо этого, учитывались и обращения граждан. В итоге появился перечень земель, которые и попадают на голосование. Свой выбор на предварительном голосовании в 2023 году сделали 62,5 тыс. хабаровчан. Им был предложен список из 28 общественных территорий: парков, скверов, пешеходных зон. Из этого списка они внесли в «шортлист» 21 зону для голосования и реализации в 2024 году.
Сквер в районе Храма Матроны Московской (в районе ул. Вятская – ул. Сергеевская)
В нынешнем голосовании лидируют сквер в районе Храма Матроны Московской, сквер по ул. Аксенова и площадь им. Максима Горького. На четвертом и пятом местах располагаются сквер по ул. Карла Маркса (район поворота на ул. Краснодарскую) и сквер перед Дворцом бракосочетания (в районе ул. Пушкина, 62). У вас другое мнение, или хотите поддержать одну из упомянутых территорий? Тогда прямая дорога сюда – голосование не займет и пяти минут.
И да – ждать обещанного «три года» не придется - работы в рамках программы идут оперативно: ремонт и возведение новых объектов начинается в мае, а заканчивается в октябре. То есть гарантированно каждый год жители получают новые комфортные городские пространства, а также уверенность, что в следующем году их станет больше.
Отсутствие пробок, ровный асфальт, широкие полосы, качественная разметка, оборудованные тротуары, «умное» освещение: качество дорог определяет их безопасность. Жители Хабаровска становятся свидетелями перемен в дорожной отрасли: в городе создается современная, комфортная и надежная транспортная инфраструктура. Корреспондент EastRussia разбирался, как влияет участие в федеральном проекте «Безопасные и качественные дороги» на безопасность и качество дорог крупнейшего города Дальнего Востока.
«Дороги в целом ничего, но есть над чем работать», - так чаще всего отзываются приезжие из благополучных в дорожном отношении городов нашей страны, комментируя хабаровский асфальт. Большая часть жителей Дальнего Востока обычно рассыпается в комплиментах в адрес качества дорожного покрытия основных магистралей, пронзающих город и соединяющих его районы в единую транспортную сеть. И даже внутриквартальные дороги нет-нет, а удивят полным отсутствием ям и ухабов.
Ещё в 2017 году Хабаровск стал участником федерального проекта, который после переформатирования называется национальным проектом «Безопасные качественные дороги». За это время на местные трассы просыпался денежный ливень в объеме 6,5 млрд рублей. И это тот случай, когда осадки пошли дорогам только на пользу. При этом федеральный финансовый поток составил порядка трех млрд рублей, краевой – 2,6 млрд рублей, местный бюджет вложил 800 млн рублей.
Только в 2021 году в Хабаровске всем нормативам стали соответстввать более 78,5 км дорог, в том числе, 58,8 км – за счет реализации нацпроекта «БКД», почти 20 км – за счет ремонта дорог частного сектора, оплаченного городским бюджетом. К нормативам привели даже гравийные дороги. В целом на начало 2022 года краевой центр имел почти 64% дорог, имеющих знак качества.
«За шесть лет участия в проекте в краевом центре было отремонтировано и приведено в нормативное состояние более 330 км дорог, – рассказывает мэр Хабаровска Сергей Кравчук. – По результатам текущего года в рамках реализации национального проекта “Безопасные качественные дороги” на территории Хабаровска появятся 50 отремонтированных объектов улично-дорожной сети общей протяженностью более 33 км. Из бюджета Хабаровска на эти цели выделено 138,2 млн рублей, краевой бюджет направил 1,24 млрд рублей. В рамках муниципальных контрактов на содержание улично-дорожной сети города выполнены работы по ямочному ремонту более 35 тыс. кв. метров проезжей части во всех районах города. На данные работы из муниципального бюджета города Хабаровска выделено 40 млн рублей».
Ремонт улицы Быстринской
фото: пресс-служба администрации Хабаровска
Сергей Кравчук уточнил, что в этом году завершен ремонт дорожного объекта, перешедшего с 2021 года – это проспект 60-летия Октября – здесь были выполнены работы по замене основания, асфальтового покрытия, установке бортовых камней. Также модернизированы светофоры, восстановлен водоотвод, нанесена разметка.
Пришел «праздник» и к жителям северной части Хабаровска. Они ждали его долго, упорно, сцепив зубы на ухабах, подавляя зевоту в пробках –начались работы по ремонту улицы Тихоокеанской, которые завершатся в 2023 году.
Начальник управления дорог и внешнего благоустройства Хабаровска Александр Лютов:
«На текущий момент в рамках реализации национального проекта “Безопасные качественные дороги” подрядная организация МУП города Хабаровска “Дорремстрой” производит работы по устройству бортовых камней, разработке грунта и устройству дорожной одежды на участке в районе автобусной остановки “Трехгорная”, ремонту и переустройству пешеходных связей, устройству нижнего слоя асфальтобетонного покрытия. Сложности выполнения дорожных работ в городских условиях состоят в интенсивном движении автомобильного транспорта и большом количестве подземных инженерных коммуникаций, включая частные. Тем не менее, работы проводятся в соответствии с утвержденным графиком. Срок выполнения работ – не позднее 30 ноября 2023 года».
Капитальный ремонт улицы Тихоокеанской
фото: пресс-служба администрации Хабаровска
Александр Лютов добавил, что, несмотря на все сложности, первые результаты работы автомобилисты и пешеходы Хабаровска смогут прочувствовать еще до Нового года. Будет заменено основание и выполнено устройство двухслойного асфальтобетонного покрытия на участке от улицы Шелеста до улицы Даниловского. Участок будет расширен до четырех полноценных полос, там же появятся новые остановочные павильоны. Верхний слой дорожного покрытия сделают из щебеночно-мастичного асфальтобетона, который более износостоек по сравнению с обычным асфальтом. Это покрытие выдерживает интенсивный трафик, в том числе большегрузных автомобилей, и неблагоприятные климатические воздействия.
В следующем году в рамках национального проекта «БКД» в Хабаровске отремонтировуют 41 участок дорог общей протяженностью 28,5 км. На это уже выделено 1,2 млрд рублей.
P.S.
Этот материал прочитают посетители нашего портала со всей необъятной России и даже из-за рубежа, но специально для жителей Хабаровска EastRussia публикует полный список улиц, которые в ближайшее время обновят дорожное покрытие. Найти в нём свой адрес для кого-то несомненно станет приятным сюрпризом. Не исключено, что перечень послужит поводом для разжигания белой зависти у «нехабаровчан» и возбудит желание потеребить администрацию/мэрию своего города или посёлка вопросом: «Когда же и у нас будет как в Хабаровске?»
Итак, работы пройдут на участках:
– пер. Батарейный от ул. Лермонтова до ул. Ленинградская;
– ул. Гастелло от ул. Айвазовского до ул. Сунгарийской;
– ул. Монтажная от дома №41 до ул. Строительной;
– пер. Стадионный от ул. Ульяновской до ул. Мельничной;
– ул. Мельничная от береговой полосы Амурской протоки до ул. Ульяновской;
– ул. Истомина от ул. Яшина до ул. Советской;
– пер. Сормовский от ул. Тихоокеанской до ул. Пролетарской;
– ул. Доватора от территории НПЗ до ул. Тихоокеанской;
– ул. Ханкайская от ул. Некрасова до пер. Полоцкого;
– ул. Индустриальная от д. 4 по ул. Индустриальная до ул. Балтийской;
– ул. Менделеева от д. 1а/1 до ул. Строительной;
– пер. Анадырский от оврага до ул. Мате Залки;
– пер. Полоцкий от ул. Советской до ул. Ханкайской;
– ул. Маяковского от ул. Каменногорской до д. 40г по ул. Маяковского;
– ул. Каменногорская от ул. Верхнебазовая до ул. Таймырской;
– ул. Революции от ул. Каменногорской до д. 40 по ул. Революции;
– ул. Выстовочная от ул. П. Морозова до ул. Краснореченской;
– пер. Казарменный от улицы Слободской до территории Дальневосточного юридического института;
– ул. Партизанская от ул. Победы до д. 110 по ул. Партизанская;
– пер. Краснодарский от д. 5/4 по пер. Краснодарскому до ул. Дубовой;
– ул. Заветная от Воронежского шоссе до ул. Осенней;
– ул. Осенняя от ул. Ясной до ул. Маяковского;
– ул. Фруктовая от Федоровского шоссе до ул. Камышовой;
– ул. Ударная от ул. Майской до ул. Немировича-Данченко;
– ул. Дубовая от пер. Краснодарского до д. 31б по ул. Краснодарской;
– ул. Верхнебазовая от ул. Победы до д. 119 по ул. Верхнебазовая;
– пер. Хорышева от ул. Ясной до ул. Таймырской;
– ул. Чайковского от ул. Каменногорской до д. 37 по ул. Чайковского;
– ул. Знаменщикова от ул. Серышева до ул. Советская;
– ул. Некрасова от ул. Ким Ю Чена до ул. Панькова;
– ул. Восточный семафор от ул. Лазо до д. 28 по ул. Восточный семафор;
– пер. Пилотов от ул. Кочнева до д. 8 по пер. Пилотов;
– ул. Западный семафор от пустыря до ул. Сибирская;
– ул. Алеутская от ул. Образцовая до пер. Образцовый;
– ул. Войсковая от ул. Ворошилова до ул. Активистов;
– пер. Образцовый от ул. Алеутской до ул. Образцовой;
– ул. Образцовая от ул. Тверской до д. 83б по ул. Образцовой;
– ул. Тверская от ул. П. Морозова до ул. Образцовой;
– ул. Таймырская от ул. Верхнебазовой до ул. Хлопунова;
– пер. Алданский от ул. Краснореченской до ул. Световой.
На Дальнем Востоке предполагается развивать строительство арендного жилья и расширять действие программы дальневосточной ипотеки, включая в нее новые льготные категории. Между тем власти регионов рассчитывают на федеральную поддержку в возведении крупных социальных объектов. В некоторых из проектов примут участие частные инвесторы. Планируется ускорить процесс газификации регионов.
В Дальневосточном ФО в январе текущего года почти во всех регионах сохранялся рост потребительских цен на товары и услуги (к декабрю 2023 г., Таблица 1). Исключением стала Магаданская область (99,9%). Тем не менее рост цен превысил среднероссийский показатель (+0,9%) только в Бурятии (+1,3%).
Во всех дальневосточных регионах и в Иркутской области в декабре прошлого года продолжался рост среднемесячной заработной платы (к декабрю 2022 г., Таблица 2). В трех регионах темпы роста опередили среднероссийские (+16,6%) – в Забайкальском крае (+22,3%), Еврейской АО (+18,9%) и Камчатском крае (+18%). В то же время наиболее низкие показатели прироста зафиксированы в Якутии (+11,4%) и Чукотском АО (+11,9%). Наиболее высокий уровень безработицы характерен для Забайкалья, Якутии и Бурятии (Таблица 3). Уровень безработицы менее 2% наблюдается в Камчатском крае и Амурской области.
Обеспечение доступности жилья является одной из основных мер поддержки, направленной на борьбу с оттоком населения и сохранение кадров на местах в макрорегионе. В этой связи продолжается возведение в регионах арендного жилья. Напомним, что Минвостокразвития и Единым институтом развития в жилищной сфере «ДОМ.РФ» был разработан механизм реализации программы «Доступное арендное жилье в ДФО». «ДОМ.РФ» будет приобретать арендные квартиры у застройщиков по договорам долевого участия.
В частности, в Якутске зимой завершилось строительство пятиэтажного дома с арендными квартирами в микрорайоне Марха. Арендная плата за квартиру площадью 51 кв. м составит около 11 тыс. рублей в месяц при среднерыночной ставке в городе 45 тыс. рублей в месяц за ту же площадь. Всего в бюджете республики на 2024-26 гг. предусмотрено около 170 млн рублей на реализацию данной программы. До 2026 г. в республике намерены ввести 850 арендных квартир в Якутске, Нерюнгри, Алдане и Мирном.
В Чукотском АО планируется построить 366 квартир по программе арендного жилья в Анадыре и Угольных Копях. К концу прошлого года к заселению были готовы 40 квартир в ЖК «Ягодный» в Анадыре. Арендная плата за квартиру площадью 59 кв. м составляет примерно 15 тыс. рублей в месяц (рыночная ставка – около 46 тыс. рублей).
Между тем около 100,5 тыс. семей на Дальнем Востоке и в Арктике приобрели к настоящему времени жилье в рамках программы «Дальневосточная и арктическая ипотека». Чаще ипотечные кредиты с господдержкой в ДФО оформляли в Приморском крае (26,5 тыс. кредитов), Якутии (21,8 тыс. кредитов), Хабаровском крае (13,2 тыс. кредитов). На данные регионы приходится 62% всех выдаваемых на Дальнем Востоке льготных дальневосточных жилищных кредитов.
В конце 2023 г. правительство изменило правила выдачи льготной ипотеки на Дальнем Востоке и в Арктике. В программе сохранены процентная ставка в 2% годовых и ниже и размер первоначального взноса в 20%. При этом максимальная сумма кредита была увеличена с 6 млн до 9 млн рублей для желающих приобрести жилье в новостройке площадью свыше 60 кв. м, или построить собственный дом. Кроме того, рассматривается возможность очередного расширения списка участников программы. Ее предполагается распространить на учителей частных школ и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых связана с образованием. Соответствующее поручение дал в феврале президент РФ В.Путин. В настоящее время программа распространяется на учителей и преподавателей государственных образовательных учреждений и врачей государственных медицинских учреждений, проработавших в ДФО не менее пяти лет. В феврале В.Путиным было также поручено включить в число получателей льготной ипотеки на Дальнем Востоке военнослужащих-участников СВО (без ограничений по возрасту и семейному положению) и членов их семей (в случае гибели военного).
У отдельных проектов в медицинской сфере в регионах появляются крупные инвесторы. Так, частично подконтрольный «Росатому» медицинский холдинг «Медскан»[1] намерен принять участие в создании медицинского кластера в Южно-Сахалинске. В феврале власти региона подписали соглашение о сотрудничестве в части открытия в Южно-Сахалинске семиэтажного медицинского центра с поликлиникой и стационаром на 40 коек. Ожидается, что он станет частью Тихоокеанского медицинского кластера, в рамках которого областные власти также рассчитывают развивать санаторно-курортное и рекреационное направления. Центр должен начать работу летом. Ранее «Медскан» не работал на Дальнем Востоке. В Иркутске «Русатом Хэлскеа» строит центр ядерной медицины для Восточно-Сибирского онкологического центра.
Между тем власти Якутии в марте обратились к президенту РФ В.Путину с просьбой выделить финансирование из федерального бюджета на строительство республиканской инфекционной клинической больницы. Проектно-сметная документация объекта к настоящему времени разработана и уже прошла федеральную экспертизу. Пока в Якутске отсутствует специализированное здание под инфекционную больницу, а действующее инфекционное отделение региона работает в приспособленном здании в структуре Якутской республиканской клинической больницы.
Что касается финансирования крупных объектов в сфере образования, то Газпромбанк в феврале открыл финансирование строительства кампуса Сахалинского государственного университета (СахГУ) в Южно-Сахалинске – «СахалинTech» (включает научно-образовательный центр и студенческий городок). Концессионером проекта выступает инвестиционно-строительная группа «К1»[2]. Совокупные капитальные затраты по проекту оцениваются в 26,1 млрд рублей, из них 16 млрд рублей выделит Газпромбанк. Ожидается, что кампус будет включать учебно-образовательный и научно-лабораторный блоки, несколько корпусов общежитий, библиотеку, конгресс-холл и общественно-деловые пространства на площади 112 тыс. кв. м. Вместимость студенческого городка составит 1,5 тыс. мест. Строительство ведется в рамках национального проекта «Наука и университеты», завершение стройки намечено на 2026 г.
Федеральное правительство рассчитывает развивать программу социальной газификации. Президент В.Путин в обращении к Федеральному Собранию отметил, что в приоритетные планы по газификации входит обеспечение Якутии, Бурятии, Хабаровского, Приморского, Забайкальского краев, Амурской области, Еврейской АО.
Жителям отдаленных регионов, использующим уголь и дрова для отопления, где невозможно проведение газификации, предполагается выделить субсидию на приобретение современного экологически чистого оборудования российского производства. На данную меру планируется направить дополнительно около 32 млрд рублей. Стоит отметить, что в 2024 г. на подключение домов льготных категорий граждан к газовым сетям из федерального бюджета дополнительно будет направлен 1 млрд рублей.
Тем временем в Приморском крае в марте завершилось строительство газопровода для подключения к природному газу трех новых газовых котельных в Надеждинском районе (Вольно-Надеждинское). Напомним, что в этом районе планируется масштабное жилищное строительство в рамках проекта города-спутника Владивостока. Средства на прокладку газопровода выделены из краевого бюджета. В целом КГУП «Примтеплоэнерго» (принадлежит Приморскому краю) планирует перевести на газ 18 котельных в Находкинском, Владивостокском, Дальнереченском, Артемовском городских округах и Спасске-Дальнем, в результате чего будет выведено из эксплуатации 29 мазутных котельных.
В рамках осуществления северного завоза в отдаленные регионы Минвостокразвития РФ намерено с 2025 г. приступить к оцифровке всех данных о северном завозе. Данные будут объединены в единую информационную систему – федеральную государственную информационную систему мониторинга северного завоза (ФГИС северного завоза), основными функциями которой являются оцифровка и объединение всех задач северного завоза по принципу единого окна.
Ожидается, что единая система позволит построить оптимальные по продолжительности и стоимости логистические маршруты доставки важных товаров, сделает прозрачным ценообразование для дальнейшего контроля субсидий и обеспечит специальную маркировку грузов северного завоза, а также позволит автоматизировать сбор статистической информации. В ФГИС планируется создать систему предиктивных уведомлений и трекинга (отслеживания) грузов. В марте правительство утвердило постановление о ее создании.
Новый электронный ресурс будет интегрирован с единой информационной системой в сфере закупок, государственной информационной системой электронных перевозочных документов, единой системой мониторинга перевалки грузов в морских портах, системой государственного портового контроля. ФГИС мониторинга северного завоза будет вводиться в эксплуатацию поэтапно в течение 2024-26 гг. Напомним, что в августе 2023 г. был подписан федеральный закон, создающий правовые и организационные основы северного завоза.
Таблица 1. Потребительские цены на товары и услуги, январь 2024 г., в % к декабрю 2023 г.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
100,9 |
Сибирский федеральный округ |
101,0 |
Иркутская область |
100,8 |
Дальневосточный федеральный округ |
100,6 |
Республика Бурятия |
101,3 |
Камчатский край |
100,8 |
Приморский край |
100,7 |
Еврейская авт. область |
100,7 |
Чукотский авт. округ |
100,7 |
Забайкальский край |
100,6 |
Сахалинская область |
100,6 |
Хабаровский край |
100,5 |
Амурская область |
100,4 |
Республика Саха (Якутия) |
100,4 |
Магаданская область |
99,9 |
Таблица 2. Среднемесячная заработная плата работников организаций, декабрь 2023 года, в % к соответствующему месяцу предыдущего года.
Регион |
Индекс |
|
Российская Федерация |
116,6 |
|
Сибирский федеральный округ |
115,7 |
|
Иркутская область |
114,4 |
|
Дальневосточный федеральный округ |
114,0 |
|
Забайкальский край |
122,3 |
|
Еврейская авт. область |
118,9 |
|
Камчатский край |
118,0 |
|
Амурская область |
115,2 |
|
Приморский край |
113,8 |
|
Республика Бурятия |
112,8 |
|
Магаданская область |
112,6 |
|
Хабаровский край |
112,0 |
|
Сахалинская область |
112,0 |
|
Чукотский авт. округ |
111,9 |
|
Республика Саха (Якутия) |
111,4 |
|
Таблица 3. Уровень безработицы, в % к численности рабочей силы и численность рабочей силы, тыс. человек, ноябрь 2023 г. - январь 2024 г.
Регион |
Уровень безработицы |
Численность рабочей силы |
Российская Федерация |
2,9 |
75 954,0 |
Сибирский федеральный округ |
3,0 |
8 268,4 |
Иркутская область |
3,8 |
1 154,7 |
Дальневосточный федеральный округ |
3,7 |
4 116,2 |
Забайкальский край |
6,8 |
487,9 |
Республика Саха (Якутия) |
6,1 |
517,2 |
Республика Бурятия |
5,4 |
418,8 |
Еврейская авт. область |
4,7 |
70,2 |
Магаданская область |
3,3 |
80,4 |
Сахалинская область |
3,0 |
269,6 |
Приморский край |
2,7 |
980,2 |
Камчатский край |
2,6 |
166,5 |
Хабаровский край |
2,0 |
690,6 |
Амурская область |
1,7 |
404,8 |
Камчатский край |
1,0 |
166,5 |
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Создан в 2014 г. крупным столичным бизнесменом Е.Туголуковым. В феврале 2022 г. с долей 25,001% в состав акционеров «Медскана» вошел «Русатом Хэлскеа» (дивизион ГК «Росатом», работающий в сфере здравоохранения), который в июле 2023 г. увеличил свою долю в компании до 50%.
[2] Принадлежит Д.Колосову, компанию также связывают с ГК «ВИС» петербургского бизнесмена И.Снегурова, частично аффилированной с А.Ротенбергом.
Основные технические параметры состояния сети автодорог в ДФО отстают от среднероссийского уровня. В ближайшие три года федеральный бюджет намерен увеличить финансирование автодорожного хозяйства на Дальнем Востоке. С 2024 по 2026 год на эти цели регионам федерального округа планируется выделить более 111 млрд руб., в том числе 101,7 млрд руб. — при реализации нацпроекта «Безопасные качественные дороги» (БКД). Таким образом среднегодовое ассигнование превысит прошлогодний объем финансирования почти в полтора раза. Удастся ли за данный период преодолеть разрыв к среднероссийскому уровню, пока не ясно. При этом отдельного решения требует вопрос с улучшением и содержанием дорог, ведущих к международным пунктам пропуска.
Справка:
Протяженность автодорожной сети общего пользования в ДФО составляет 128,6 тыс. км. В том числе 11,2 тыс. км — это трассы федерального значения, 46,5 тыс. км — регионального и 70,9 тыс. км — местного. Соответственно, на конец 2023 года в нормативном состоянии находилось 6 тыс., 20 тыс. и 33,5 тыс. км дорог.
По территории федерального округа проходят 93 автомобильные трассы регионального и межмуниципального значения, включенные в опорную сеть. Их общая протяженность составляет 8,8 тыс. км. Из них в нормативе – чуть более 41%.
В 2023 году субъектам ДФО на осуществление дорожной деятельности из федерального бюджета было направлено 25,3 млрд руб. В рамках этой поддержки в эксплуатацию введено 963 км различных участков дорог. В 2024-2026 годах федеральное финансирование, по данным Росавтодора, составит 111,6 млрд руб.
По основным параметрам состояние автодорог на Дальнем Востоке отстает от среднероссийского уровня. Так, доля трасс регионального значения, которые соответствуют норме, в ДФО составляет 43,3%, по России в целом — 50,6%. По местной сети этот показатель составляет 47,4% и 53,7%.
Процент региональных автодорог с усовершенствованным покрытием на Дальнем Востоке равен 36%, тогда как по РФ превышает 70%. Средняя плотность трасс с твердым покрытием в регионе в пять раз ниже, чем в среднем по стране.
В Дальневосточном федеральном округе более половины от всей протяженности дорог общего пользования приходится на местную сеть, причем до муниципалитетов средства зачастую доводятся по остаточному принципу, говорит замдиректора департамента развития Арктической зоны РФ и реализации инфраструктурных проектов Минвостокразвития Дмитрий Соломатин. Сложности возникают и с трассами регионального/межмуниципального значения, которые занимают 36% дорожной сети, поскольку финансовые возможности территорий здесь также ограничены.
«По итогам 2024 года не во всех субъектах ДФО будет достигнут среднероссийский уровень по доли региональных дорог в нормативном состоянии. Понимаем, что без дополнительной поддержки достигнуть среднероссийского показателя в каждом регионе Дальнего Востока не получится», — сказал Дмитрий Соломатин.
Помимо федеральных вливаний, решение видится в акцизном налогообложении. В свое время был принят закон, который предполагал постепенное увеличение доли доходов от акцизов на ГСМ, перечисляемой в региональный бюджет. С 1 января 2024 года предусматривалось закрепить норматив зачисления таких поступлений в казну субъектов РФ до 100%. Однако Минфин перенес реализацию данной меры. Возможно, сейчас не стоит откладывать этот вопрос в отношении территорий ДФО с тем, чтобы пополнялся размер региональных дорожных фондов, полагает представитель Минвостокразвития.
Нынешних поступлений от акцизов в бюджет региона не хватает, чтобы выполнять текущие целевые показатели по региональной, опорной сети дорог, свидетельствует и.о. зампред правительства Забайкальского края Алексей Гончаров.
«Поэтому отвлекаются, в том числе, большие объемы остального дорожного фонда на эти мероприятия. И у нас не остается для муниципалитетов каких-то средств, не остается, чтобы увеличить дорожные работы по приведению дорог в нормативное состояние либо их переводу из переходного типа покрытия в асфальтобетонное», — пояснил чиновник.
В поисках приоритета
Сенатор, бывший глава Бурятии Вячеслав Наговицын предлагает Минтрансу РФ предусматривать определенные средства непосредственно на поддержку дорожной инфраструктуры муниципального уровня. «Причем не всей сети. Мы надорвемся, если все сразу же возьмем. Хотя бы выстроить какие-то приоритеты», — говорит он.
Впрочем, в отраслевом ведомстве готовы концентрировать усилия в отдельных локациях. Одной из основных задач, по словам замруководителя Росавтодора Игоря Костюченко, является развитие автомобильных дорог в пределах агломераций. Так, в рамках корректировки госпрограммы «Развитие транспортной системы» в нее включены компактные территории с населением от 20 тыс. человек. Для них предусматривается соответствующая поддержка.
Федеральные вложения в региональную и местную сеть Дальнего Востока на 2024-2026 годы запланированы в объеме 100,7 млрд руб. В этот период также продолжатся крупные стройки, которые охватывают 18 объектов в восьми регионах ДФО. Их общая стоимость превышает 80 млрд руб., проинформировал Игорь Костюченко.
Речь, к примеру, идет о трассе Невельск — Томари — Шахтерск на Сахалине, реконструкции дороги Благовещенск — Свободный с возведением путепроводов в Белогорске и Возжаевке, федеральном транше в 42,8 млрд руб., необходимом для обеспечения концессионного соглашения по созданию мостового перехода через Лену в районе Якутска (весь проект оценивается порядка 130 млрд руб.)
Конечно, потребности регионов в расширении инфраструктуры выше. В частности, давно стала долгостроем региональная трасса Улан-Удэ — Турунтаево — Курумкан — Новый Уоян протяженностью свыше 700 км.
«19 лет строим, еще 50% не построено. Смысл этой дороги — соединить северные территории, богатые полезными ископаемыми, с югом республики. Республика разбита на две части, мы, кроме как самолетом, добираться не можем. Естественно, там экономика не развивается, потому что вывезти невозможно. Получается, с одной стороны, много федеральных денег потратили, а эффекта нет», — подчеркнул Вячеслав Наговицын.
Особые подходы к границе
В настоящее время продолжается переориентация грузопотоков с запада на восток. По словам Дмитрия Соломатина, грузооборот пунктов пропуска в ДФО за 2023 год вырос на 10%, до 210 млн т. При этом перевозки автотранспортом увеличились более чем вдвое, тогда как железнодорожным – на треть, морским – на 4%. В абсолютных показателях объем грузов у автомобилистов еще достаточно скромный — порядка 4 млн т. Но сложно переоценить роль автотранспорта в трансграничных отношениях, рассуждает чиновник.
Соответственно, растет нагрузка на автомобильные погранпереходы и подходы к ним. «На приграничные регионы ложится дополнительное бремя приоритизации мероприятий по приведению [инфраструктуры] в нормативное состояние. Да и по реконструкции отдельных участков дорог приходится крутиться как есть, чтобы целевые показатели учесть», — отмечает представитель Минвостокразвития.
«Большая часть подъездных дорог к пунктам пропуска находится в региональной собственности и финансируется за счет региональных дорожных фондов. При этом по оценкам экспертов стоимость модернизации всей необходимой приграничной дорожной инфраструктуры сопоставима с годовым объемом регионального дорожного фонда», — заявил зампред комитета Совфеда по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Анатолий Широков.
К тому же до 2027 года в ДФО должны быть модернизированы 29 пунктов пропуска, а значит трафик станет еще выше. Согласно планам Росгранстроя, прежде всего, будут реконструированы автомобильные переходы Марково, Пограничный, Краскино, Турий Рог, Полтавка, Кани-Курган, Староцурухайтуйский, Забайкальск. В перечень приоритетных также вошли АПП Монды, Верхний Ульхун, Соловьевск, Олочи.
Поэтому важно оказать регионам дополнительную финансовую поддержку за счет средств федерального бюджета на мероприятия по развитию автодорог к пунктам пропуска, заключил Анатолий Широков.
Как вариант — передать подъездные пути в федеральное подчинение. В Забайкалье немало пунктов пропуска и дорог, которые подходят к границе, говорит Алексей Гончаров, но доходы в краевой бюджет низкие. Сейчас действует мораторий на передачу дорог из региональной в федеральную собственность, тем не менее для приграничных регионов целесообразно сделать исключение, предлагает зампреда правительства Забайкальского края.
По словам сенатора от Приморья Александра Ролика, из-за текущего состояния автотрасс к пунктам пропуска федеральный бюджет ежегодно теряет примерно 6 млрд руб. таможенных платежей. Если же привести подъездные дороги к нормативу плюс модернизировать погранпереходы, то поступления по линии таможни увеличатся на 420 млрд руб., заявил сенатор.
«Мы предлагаем осуществлять реконструкцию данных автодорожных объектов и их содержание за счет дополнительных таможенных платежей, получаемых от грузооборота пунктов пропуска через границу России и Китая. На наш взгляд это позволит быстрее решать проблему», — убежден Александр Ролик.
Свои предложения в правительство России подготовил Минтранс. Они относятся к Забайкалью, ЕАО и Приморью, уточнил замдиректора департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Министерства транспорта Евгений Нефедов. Мероприятия по ремонту/реконструкции подходов к границе будут предусматривать финансирование со стороны региональных дорожных фондов, так и федеральную поддержку, добавил он.
Кроме того, сообщил чиновник, совместно с администрацией Хабаровского края Минтранс прорабатывает вопрос по созданию подъездной дороги через протоку Амурскую к будущему пункту пропуска на Большом Уссурийском острове. К этому процессу сегодня подключено Минприроды, поскольку на подтопляемой территории, где пройдет трасса, необходимы защитные сооружения (дамба).
В декабре 2023 года на проектную документацию было получено положительное заключение госэкспертизы. Расчетный срок строительства участка автодороги составляет 33 месяца. Размер федерального финансирования оценивается почти в 5 млрд руб., проинформировал министр транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края Георгий Мазунин. Стройку предполагается завершить к 2027 году.
На Дальнем Востоке растет стоимость строительства новых мощностей генерации, что при сохранении надбавки на мощность для промышленных потребителей других регионов вызывает недовольство энергорынка. В минувшем году сократился экспорт электроэнергии с Дальнего Востока в КНР, на что повлияли дефицит в дальневосточной энергосистеме и изношенные мощности. При этом новые промышленные объекты макрорегиона требуют ввода энергетической инфраструктуры. Вопрос предполагается решать в том числе за счет атомной энергетики.
По темпам роста производства электроэнергии в январе-ноябре 2023 г. в Дальневосточном ФО лидировали Еврейская АО (рост на 36,8% относительно аналогичного периода 2022 г.) и Якутия (рост на 16,3%). Отрицательная динамика производства наблюдалась в Бурятии, Приморском крае и Амурской области. При этом по объемам производства электроэнергии на Дальнем Востоке первое место занимает Якутия – в январе-октябре 2023 г. в республике было произведено 9511,3 млн кВт*ч (на 18,2% больше, чем за аналогичный период 2022 г.).
Проблемой генерации на Дальнем Востоке остается рост стоимости потребляемого топлива. Дальневосточные электростанции ПАО «РусГидро» по итогам 2023 г. в очередной раз не смогли за счет тарифной выручки покрыть затраты на покупку дорожающего угля и другого топлива. Объем выпадающих доходов по итогам минувшего года, по предварительным оценкам, составил порядка 3,7 млрд рублей. Совет Федерации предложил правительству компенсировать выпадающие доходы из средств федерального бюджета, но решение не принято.
В «Сообществе потребителей энергии» (объединяет промышленных потребителей энергии) полагают, что следует ввести специальное ценообразование для внутренних поставок угля, поскольку в настоящее время уголь торгуется по свободным ценам, а объем расходов компании на покупку топлива ограничивается тарифным регулированием. Цена на энергетический уголь для дальневосточных ТЭС в 2023 г. достигала 3-3,4 тыс. рублей за тонну, в то время как средний уровень цен в РФ в 2023 г. составлял 2,4-2,6 тыс. рублей за тонну. В прошлом году одноставочная цена на электроэнергию (включает цену на мощность и цену на реально выработанные киловатт-часы) на Дальнем Востоке в среднем выросла на 50% по сравнению с 2022 г. Одноставочная цена (без экспорта) накопительным итогом с января по октябрь 2023 г. составила 2,68 рублей за 1 кВт*ч.
Также ПАО «РусГидро» в ноябре минувшего года актуализировало стоимостные параметры модернизации Владивостокской ТЭЦ-2 – итоговая стоимость проекта составила около 66,3 млрд рублей (без НДС). Проектом предусмотрена модернизация трех блоков на 360 МВт. Его стоимость увеличилась почти в три раза по сравнению с цифрой, указанной на этапе обоснования инвестиций (2019-20 гг.). Тогда проект оценивался в 22,04 млрд рублей. Актуальная цена на 28% превысила предельные типовые затраты на модернизацию.
Напомним, что энергоблоки Владивостокской ТЭЦ-2 (497 МВт) были запущены в 1970-84 гг. Модернизация трех энергоблоков началась в 2021 г., с условием возврата инвестиций за счет повышенных платежей на мощность. Базовый уровень доходности составит 12,5% при ставке ОФЗ 8,5%. К настоящему времени произведена замена турбоагрегата №1 и выполнены комплексные испытания котлоагрегата №1. Первый энергоблок должен быть запущен по завершении аттестационных испытаний. Еще два блока должны заработать в 2028 г.
Более всего – почти в семь раз, увеличилась стоимость работ по главному корпусу ТЭЦ-2, она достигает 3,85 млрд рублей. Также почти в три раза выросла стоимость замены котлов – до 11,34 млрд рублей. В 1,7 раз выросла цена замены трех турбоагрегатов и монтажа вспомогательного оборудования, составив 24,71 млрд рублей. При этом в общую стоимость котлов и турбин «РусГидро» включило расходы на демонтаж старого оборудования, затраты на поставку и монтаж вспомогательных схем.
Проблемой проекта стал и поиск рабочей силы на Дальнем Востоке. На сегодняшний день на площадке объекта задействованы 1,2 тыс. рабочих, в том числе 1,1 тыс. человек привлечены из других регионов, из-за чего «РусГидро» увеличило расходы на командировки на 1,77 млрд рублей. На рост стоимости проекта повлияла необходимость полной замены главного корпуса ТЭЦ и изношенных восьми котлоагрегатов – их заменяют на три новых котла большой мощности (поставщиком является группа компаний «ЗиО»).
В «Сообществе потребителей энергии» по-прежнему негативно относятся к увеличению стоимости проектов «РусГидро» и оплате мощности новых энергоблоков за счет коммерческих потребителей других регионов. В Сообществе настаивают, что «РусГидро» должно софинансировать проекты за счет собственных средств или за счет бюджетных источников, используя механизмы господдержки. Стоит отметить, что модернизация Владивостокской ТЭЦ-2 входит в план развития Владивостокской городской агломерации (одобрен правительством в январе, в плане цена объекта указана в размере 69 млрд рублей).
В сентябре минувшего года ПАО «РусГидро» приступило к строительству в Приморье газовой Артемовской ТЭЦ-2 мощностью 440 МВт (тепловая мощность – 456 Гкал/ч). Газотурбинные установки для станции должны поставить «Силовые машины», паровые турбины – «Уральский турбинный завод», котлы – «ЗиО» («Росатом»). Пуск энергоблоков и завершение строительства станции намечены на 2026 г. Новая ТЭЦ должна заменить выводимые из эксплуатации мощности Артемовской ТЭЦ (построена в 1936 г.).
«РусГидро» также продолжает работы по строительству новой ТЭЦ-4 в Хабаровске. К октябрю 2023 г. на объекте были построены и введены в эксплуатацию станция насосной подпитки теплосети, три бака аккумулятора и компрессорная станция. Завершение строительства намечено на 2027 г. Станция строится для замены Хабаровской ТЭЦ-1 (запущена в 1954 г.).
Также выросла стоимость модернизации угольной Приморской ГРЭС (1,5 ГВт) «Сибирской генерирующей компании» (СГК, подконтрольна «СУЭК») – в 1,8 раза за три года, составив 50,377 млрд рублей. В январе правительство утвердило общий CAPEX модернизации девяти энергоблоков этой ГРЭС. Завершение работ намечено на лето 2026 г.
Проект модернизации данного объекта тоже будет окупаться за счет повышенных платежей за энергомощность. Период окупаемости составит 15 лет, базовая доходность – 12,5% при ставке ОФЗ в 8,5%. За весь период окупаемости платеж энергорынка может превысить 200 млрд рублей, по оценке «Совета рынка». По подсчетам центра экономического прогнозирования Газпромбанка, максимальный платеж для рынка после 2026 г. ожидается на уровне более 7 млрд рублей в год.
Приморская ГРЭС является наиболее крупной тепловой электростанцией на Дальнем Востоке. Она работает на угле Лучегорского угольного разреза. ГРЭС и разрез перешли «СУЭК» от «РусГидро» в 2020 г. в рамках сделки по обмену активами. В СГК рост стоимости проекта объясняют инфляцией, повышением стоимости российского оборудования, увеличением объема работ из-за необходимости соблюдения норм проектирования.
В декабре минувшего года было зафиксировано отставание работ на трех энергоблоках Приморской ГРЭС (пятом, восьмом и девятом) от графиков модернизации. Дата начала поставки мощности восьмого энергоблока Приморской ГРЭС была назначена на 1 сентября 2023 г., пятого – на 1 января 2024 г., девятого – на 1 февраля 2024 г. По состоянию на 15 января после модернизации и испытаний мощность поставляют первый и восьмой энергоблоки, пятый и девятый пока не введены. По информации «Системного оператора» к середине января на Приморской ГРЭС работали шесть блоков на 832 МВт. В 2022 г. коэффициент использования установленной мощности (КИУМ) Приморской ГРЭС составлял 44%, а выработка – 5,69 млн кВт*ч. Предполагается, что после модернизации КИУМ станции вырастет до 74%, а выработка – до 9,5 млн кВт*ч. В настоящее время станция может работать максимально на 4,5 тыс. часов использования установленной мощности, а после модернизации показатель должен вырасти до 6,5 тыс. часов. При этом в «Сообществе потребителей энергии» подчеркивают, что не предусмотрено ответственности владельца объекта за достижение заявленных целей. В Минэнерго, в свою очередь, заявляли о планах разработки мер ответственности за срыв срока ввода блоков, но какие-либо штрафы введены не были.
Генерирующая компания ПАО «ТГК-14», согласно утвержденным инвестиционным программам на 2024-28 гг., намерена модернизировать энергетические мощности в Забайкальском крае и Бурятии.
Для Забайкалья инвестиционная программа составляет 4,8 млрд рублей. ТГК-14 рассчитывает модернизировать оборудование Читинской ТЭЦ-1 по программе модернизации оборудования тепловых электростанций (КОММод). Проект подразумевает реконструкцию турбин и котлов. Работы по модернизации оборудования станции должны начаться в текущем году. В ближайшие пять лет компания намерена модернизировать систему автоматического регулирования на всех 13 котлах Читинской ТЭЦ-1. Инвестиционной программой в регионе также предусмотрены реконструкция магистральных трубопроводов и строительство тепловых сетей для подключения к централизованному теплоснабжению новых жилых домов и социальных объектов.
Стоит отметить, что для реконструкции Читинской ТЭЦ-1 предполагается задействовать инфраструктурные облигации ДОМ.РФ (соглашение подписано в сентябре 2023 г.). Размер инфраструктурного займа составит 4,4 млрд рублей.
Объем инвестиций в рамках более скромной инвестиционной программы ТГК-14 в Бурятии составляет 1,9 млрд рублей. Программа включает реконструкцию участков тепловой сети на Улан-Удэнской ТЭЦ-1 и Улан-Удэнской ТЭЦ-2, на котельной «Юго-Западная», а также строительство около 3,5 км тепловых сетей.
Следует отметить, что согласно поручению президента РФ В.Путина правительству до 1 июля 2024 г. предстоит совместно с АО «Системный оператор Единой энергетической системы», «НП Совет рынка», «Советом производителей энергии», ГК «Росатом», ПАО «РусГидро», Российским союзом промышленников и предпринимателей, «ВЭБ.РФ» разработать и утвердить программу развития электроэнергетики на территории Дальневосточного ФО до 2050 г.
Сохраняются планы по введению дифференцированных энерготарифов для населения, увеличивающихся при росте объемов потребления электроэнергии. В конце прошлого года стало известно, что ФАС рассматривает возможность пересмотра новых тарифов на электроэнергию на 2024 г. в Иркутской области в связи с тем, что власти региона резко увеличили тарифы на передачу электроэнергии для бизнеса, но не ввели льготные лимиты объемов потребления для домохозяйств. Введение лимитов обусловлено тем, что промышленность субсидирует население, для которого сдерживается рост тарифов. В каждом регионе установлен предельный уровень субсидии.
Правительство намерено обязать регионы при резком увеличении нагрузки на юридических лиц переводить население на новые тарифы с учетом объемов потребления (так называемые дифференцированные тарифы). Соответствующие поправки к законодательству еще находятся в аппарате правительства, тем не менее, между регуляторами и регионами с высоким уровнем потребления достигнута договоренность ориентироваться на данные изменения.
В Минэнерго существуют планы повышения тарифов на передачу электроэнергии для крупных центров майнинга криптовалюты в регионах с локальным энергодефицитом. За счет роста тарифа предполагается побудить криптофермы по крайней мере на время покинуть энергодефицитную территорию. Повышение тарифов для таких центров будет означать отказ от недискриминационного подхода ко всем энергопотребителям.
В Бурятии прогнозируется ввод 356 МВт майнинг-центров (техусловия на подключение уже получили 100 МВт). В республике для юридических лиц на высоком напряжении 1 кВт*ч в среднем стоит 4,3 рубля. Майнинг-центры Бурятии подключаются к магистральным сетям («Россети»), имеют наиболее низкие тарифы и не оплачивают перекрестное субсидирование. В связи с этим в республиканском правительстве рассматривают возможность запретить дата-центрам присоединение к магистральным ЛЭП или повысить тариф для них. По Забайкальскому краю на сегодняшний день отсутствуют точные данные о майнинге. Стоимость 1 кВт*ч для юрлиц на высоком напряжении в крае составляет 4,1 рублей.
Возникновение энергодефицита на юго-востоке Сибири ожидается в 2024 г., а к 2029 г. он, согласно прогнозам, может достигнуть 1,23 ГВт. Созданию энергодефицита также способствует ввод новых объектов Восточного полигона «РЖД» - 413 МВт в Иркутской области, 241 МВт в Бурятии и 212 МВт в Забайкальском крае, расширение Тайшетского алюминиевого завода «Русала» в Иркутской области (690 МВт), масштабное строительство нового жилья.
Для решения вопроса предлагается строить новую генерацию. В «Сообществе потребителей энергии» капитальные затраты на строительство новой генерации на 1,23 ГВт оценивают в 430 млрд рублей. Платеж потребителей оптового рынка на период окупаемости может превысить 1,1 трлн рублей. Но и в данном случае рассматривается повышение тарифов на время строительства новой генерации. Тем не менее для крупных майнинговых центров (с потреблением свыше 50 МВт) перенос (в том числе временный) в другие регионы связан с существенными потерями (до 90% от вложенных инвестиций).
При планах постепенного отказа от сниженных тарифов для промышленности на Дальнем Востоке (неценовая зона) на федеральном уровне принято решение временно сохранить льготные энерготарифы для части бизнеса на Дальнем Востоке. Осенью минувшего года был подписан закон, регулирующий ценообразование в электроэнергетике на Дальнем Востоке и в Арктике. Он вступил в силу с 1 января 2024 г.
Поправки отменяют требования по установлению предельных уровней цен (тарифов) с целью достижения договоренностей о цене на электроэнергию и сроках. Новый закон также обозначает особенности правового регулирования долгосрочных двусторонних договоров купли-продажи, заключаемых на розничных рынках электроэнергии по принципу «take or pay» (бери или плати). Это позволяет заключать двусторонние договоры купли-продажи электроэнергии, потребляемой введенными в эксплуатацию после 1 июля 2017 г. объектами на территориях, не объединенных в ценовые и неценовые зоны оптового рынка.
Для горнодобывающих предприятий механизм действует в течение трех лет – сниженные (льготные) тарифы будут поэтапно повышаться до экономически обоснованного уровня. Механизм будет применяться до 2028 г. ко всем добывающим организациям, которые реализуют инвестиционные проекты в Арктической зоне. Также льготные тарифы сохранятся для предприятий из утвержденного правительством перечня проектов, в который, помимо горнорудных, входят угольные, транспортные, аграрные предприятия.
По расчетам ФАС, в 2024 г. оптовый энергорынок (европейская часть РФ, Урал, Сибирь) может заплатить за сохранение сниженных тарифов в ДФО 31,02 млрд рублей, что на 12,4% (примерно на 4,48 млрд рублей) ниже, чем в 2023 г. Базовый тариф для коммерческих потребителей Дальнего Востока на высоком и среднем уровнях напряжения установлен на уровне 6,83 рубля за 1 кВт*ч (рост на 8,9% по отношению к 2023 г.), а для потребителей на низком напряжении – 8,06 рублей (рост на 9,1% год к году).
Экспортные поставки электроэнергии с Дальнего Востока снижаются. По итогам января-ноября 2023 г. объем экспорта электроэнергии в Китай снизился на 26,6% по сравнению с аналогичным периодом 2022 г., составив 3,16 млрд кВт*ч. Существенное сокращение поставок фиксировалось с конца лета. В августе экспорт сократился на 49,8% к августу 2022 г., в сентябре снижение составило 47%, в октябре – 72%, в ноябре – 61%. В декабре, по предварительным данным, было поставлено порядка 82,6 млн кВт*ч, что примерно на 80% ниже уровня за декабрь 2022 г. В январе текущего года экспорт остается на уровне декабря 2023 г. В Минэнерго снижение поставок объясняли энергодефицитом в дальневосточной энергосистеме и высокой аварийностью дальневосточных ТЭС на фоне роста внутреннего спроса в периоды сильной жары и морозов, а также низкой водностью ГЭС. Стоит отметить, что за 2023 г. энергопотребление в ОЭС Дальнего Востока увеличилось на 3,3% по отношению к 2022 г., до 45,9 млрд кВт*ч.
При этом «Интер РАО» в октябре согласовал с китайской стороной увеличение цены экспортной поставки электроэнергии на размер экспортной пошлины (4-7% при курсе 80-95 рублей за доллар). Общая стоимость поставленной в КНР электроэнергии за январь-ноябрь 2023 г. составила 138,25 млн долларов (970,42 млн юаней). Экспорт электроэнергии в Китай рос с 2021 г., в 2022 г. он достиг рекордных 4,7 млрд кВт*ч. По предварительным данным, по итогам 2023 г. экспорт составил порядка 3,1 млрд кВт*ч, вернувшись к среднегодовым показателям 2012-20 гг. и сократившись на 34% по сравнению с 2022 г.
С начала текущего года средняя цена поставки электроэнергии из РФ в КНР составляла 43,8 долларов США за 1 МВт*ч. Цена формировалась исходя из стоимости производства электроэнергии в провинции Хэйлунцзян (северо-восточный энергоизолированный район Китая). При пошлине в 7% стоимость поставки составит 46,8 долларов за 1 МВт*ч.
При поставке электроэнергии с Дальнего Востока рентабельность «Интер РАО» ограничена 5%. Изначально холдинг предлагал правительству увеличить рентабельность на размер пошлины, но такой вариант привел бы к росту платежей дальневосточных потребителей, так как остальная маржа экспорта традиционно направляется на снижение платежей местных потребителей. С 2012 г. за счет ограничения рентабельности экспорта потребители Дальнего Востока получили свыше 25 млрд рублей. Таким образом, прекращение экспорта, в случае отказа КНР от включения в стоимость пошлины, также могло негативно отразиться на внутренних потребителях.
Продолжается реализация проектов, направленных на энергоснабжение крупных промышленных проектов. В декабре прошлого года группа «Россети» поставила под напряжение переключательный пункт 500 кВ «Нерген», ставший основным элементом схемы электроснабжения Малмыжского горно-обогатительного комбината ООО «Амур Минералс» (АО «Русская медная компания») в Хабаровском крае (Нанайский район). На объект заведены заходы от линии электропередачи, связывающей центры питания Хабаровского края – подстанции 500 кВ «Хабаровская» и «Комсомольская». Максимальная мощность присоединения составила 250 МВт. Объем инвестиций превысил 12 млрд рублей. Организованы новые транзиты 500 кВ «Хабаровская – Нерген» и «Комсомольская – Нерген» протяженностью 287,5 км и 76,6 км.
На Амурском газохимическом комплексе «СИБУРа» в Амурской области (г. Свободный) в декабре минувшего года завершились строительно-монтажные и пуско-наладочные работы подстанции 500 кВт для электроснабжения завода базовых полимеров. Было получено разрешение Ростехнадзора на подачу напряжения для проведения комплексных испытаний оборудования. Пуск напряжения позволил приступить к наладке основного технологического оборудования завода.
Между тем «Газпром» рассматривает возможность организовать совместно с ГК «Росатом» энергоснабжение Киринского и Южно-Киринского газоконденсатных месторождений в Сахалинской области (проект «Сахалин-3», Киринский участок) с помощью плавучих атомных энергоблоков (ПЭБ) мощностью до 116 МВт. Стоимость строительства одного блока оценивается предварительно в 45-50 млрд рублей. Проект включен в схему и программу развития электроэнергетики Сахалинской области на 2023-27 гг.
Потребность в мощности для месторождений оценивается в 45 МВт, остальную выработку предполагается распределить между сахалинскими потребителями. Стоит отметить, что пока разрабатывается только Киринское месторождение проектной мощностью 5,5 млрд куб. м газа. Южно-Киринское месторождение планировалось к разработке в 2025 г., время запуска несколько раз сдвигалось в связи с наложенными в 2015 г. санкциями США, ограничившими доступ к поставщикам оборудования для организации подводной добычи.
При стоимости строительства одного ПЭБ в 45-50 млрд рублей, себестоимость выработки может составить 85-88 долларов США за 1 МВт*ч. Выбор в пользу атомной энергетики, а не газовых ТЭС может быть обусловлен проблемами доступа к ключевому оборудованию – газовым турбинам. Киринское месторождение расположено в энергоизолированном районе, что требует создания схемы выдачи в областную электросеть.
На Восточном полигоне «РЖД» ПАО «Россети» модернизирует подстанцию 220 кВ «Февральская». Стоимость проекта составляет 211 млн рублей. На подстанции в ноябре началась замена выключателей, участвующих в работе силового оборудования, также предусмотрено оснащение центра питания цифровыми комплексами релейной защиты. Проект направлен на повышение надежности электроснабжения Дальневосточной железной дороги и потребителей Селемджинского района Амурской области. Ранее замена оборудования была проведена на подстанции 220 кВ «Березовая» в Хабаровском крае.
В сентябре «Россети» приступили к строительству переключательного пункта 500 кВ «Агорта», подстанции 500 кВ «Даурия» и связывающей их ЛЭП протяженностью более 280 км (объекты в рамках второго этапа проекта по расширению Восточного полигона). Кроме того, данный проект направлен на электроснабжение золоторудного месторождения Таборное (Nordgold) и угольного месторождения Сыллахское («АнтрацитИнвестПроект») в Якутии. Проект предполагает возведение в Амурской области переключательного пункта 500 кВ «Агорта» и заходов от двух действующих ЛЭП 500 кВ, обеспечивающих энергетическую связь между Зейской ГЭС и подстанцией 500 кВ «Амурская» (главный центр питания региона), подстанции 500 кВ «Даурия», и линии электропередачи 500 кВ, соединяющей ее с «Агортой». От «Даурии» планируется построить две линии электропередачи 220 кВ до действующей подстанции 220 кВ «Сковородино», которая участвует в электроснабжении газопровода «Сила Сибири».
Следует отметить, что в 2023 г. «Россети» увеличили финансирование ремонтной программы на Дальнем Востоке на 12% по отношению к 2022 г., до 4,8 млрд рублей. В макрорегионе в минувшем году проводился ремонт 2,3 тыс. км линий электропередач и 573 единиц силового и коммутационного оборудования, расчистка 16,9 тыс. га трасс ЛЭП.
В сфере альтернативной энергетики Еn+ Group, КРДВ и правительство Амурской области в сентябре минувшего года подписали соглашение о сотрудничестве при создании ветропарка мощностью 1,058 ГВт в Белогорском районе. Объем инвестиций должен составить 60-70 млрд рублей. Сроки реализации проекта не уточнялись, строительство может начаться в конце текущего года. При этом пока не завершено ТЭО проекта.
Еn+ Group для получения доступа к технологиям намерена привлечь в проект китайского инвестора – Power China (Power Construction Corporation of China Limited). Ожидается, что ветропарк будет генерировать ежегодно около 3,5 млрд кВт*ч для последующего экспорта в КНР. Электроэнергию предполагается поставлять по уже существующей ЛЭП «Амурская – Хэйхэ» в провинцию Хэйлунцзян (предполагается заключить долгосрочный контракт на экспорт). Кредитные средства для финансирования также планируется привлекать в китайских банках (до 70%). Стоимость электроэнергии для потребителей на высоком напряжении в Хэйлунцзяне составляет 740 юаней за 1 MВт*ч (101 доллар за MВт*ч). Но пока экспорт электроэнергии с Дальнего Востока в Китай снижается.
АО «ЮЭСК» (дочернее общество ПАО «Камчатскэнерго») к началу текущего года завершило строительство в Камчатском крае первой промышленной солнечной электростанции мощностью 107,2 кВт в селе Долиновка (Мильковский муниципальный округ). Станция была возведена в дополнение к существующей дизельной электростанции ЮЭСК, она включает 256 солнечных панелей (территория панельного поля составляет 1 га). После введения гелиостанции в промышленную эксплуатацию среднегодовой объем произведенной электроэнергии должен составить порядка 115 тыс. кВт*ч, а расход дизельного топлива – сократиться на 67 тонн в год.
Кроме того, ТОР «Камчатка» в ноябре минувшего года была расширена за счет земельных участков для реализации проекта «РусГидро» по созданию в Олюторском и Карагинском районах автоматизированного гибридного энергетического комплекса с дизельной электростанцией и интегрированной с ней электростанцией на возобновляемых источниках энергии. Объем инвестиций в данный проект оценивается в более чем 1,2 млрд рублей.
Компания «ЭкоЭнерджиГрупп» и КРДВ в сентябре 2023 г. на полях ВЭФ заключили соглашение о реализации проектов в сфере солнечной энергетики в Еврейской АО, Камчатском, Хабаровском и Приморском краях. В данных регионах предполагается построить солнечные электростанции суммарной мощностью 40 МВт. Общий объем инвестиций должен составить 40 млрд рублей. Автоматизированные солнечные электростанции будут построены на территориях опережающего развития «Амуро-Хинганская», «Хабаровск», «Камчатка», в Приморском крае площадка пока не определена (ТОР «Михайловский» или «Приморье»).
Тем временем в Приморском крае резидент СПВ ООО «Эко-технологии» (подконтрольно заместителю председателя краевого парламента, приморскому предпринимателю-единороссу Д.Текиеву) намерено построить в поселке Славянка (Д.Текиев представляет данную территорию в Заксобрании) завод по производству ветроэнергетических установок (ВЭУ). В месяц предприятие будет выпускать до 130 ветрогенераторов мощностью около 500 кВт (каждый), а также оказывать услуги по ремонту и обслуживанию энергоустановок. Выпуск первых ветрогенераторов намечен на 2026 г. Объем инвестиций в проект оценивается в 69 млн рублей. Предполагается, что в проекте будут использованы китайские компоненты и технологии, однако в компании не уточняли предполагаемых партнеров.
Что касается атомной энергетики, то «Росатом» рассматривает возможность поставки в город Певек Чукотского АО дополнительного модернизированного плавучего атомного энергоблока (ПЭБ). Технико-экономические параметры проекта пока не уточняются. На ВЭФ в сентябре прошлого года входящее в «Росатом» АО «Чукотатомэнерго» и власти Чукотского АО заключили меморандум по вопросу изучения целесообразности энергообеспечения инвестиционных проектов в округе с использованием ПЭБ. Строительство плавучей электростанции в основном осуществляется на верфи, что сокращает расходы на завоз необходимых для строительства материалов и оборудования в период навигации.
«Росатом» уже имеет твердый заказ на строительство четырех ПЭБ на 420 МВт в Чаун-Билибинском энергоузле (мыс Наглёйнгын) в целях энергоснабжения Баимского ГОКа. Кроме того, летом 2023 г. «Росатом» и власти Чукотского АО заключили соглашение о сотрудничестве по вопросу реализации в регионе проекта атомной станции малой мощности (АСММ) на базе реакторной установки «Шельф-М» в целях энергоснабжения принадлежащего «Росатому» золоторудного месторождения Совиное (Иультинский район), которое, как и Баимский ГОК, входит в Чаун-Билибинскую промышленную зону. Тепловая мощность реактора составляет 35 МВт. В 2024 г. предполагается завершить технические проекты реакторной установки и основного технологического оборудования. Ввод станции в эксплуатацию намечен на 2030 г.
Напомним, что с 2020 г. в Певеке действует плавучая АЭС «Академик Ломоносов» установленной мощностью 70 МВт, но станция пока не вышла на проектную мощность из-за выявленных дефектов трубной системы парогенераторов. На 2024 г. намечен ремонт трех парогенераторов на втором блоке. На мощность в 70 МВт станция должна выйти в 2025 г.
Необходимость новой генерации связана с тем, что в Чаун-Билибинском энергоузле за счет предприятий горнорудной отрасли ожидается ежегодный рост потребления в среднем на 13%, с достижением 715 млн кВт*ч к 2027 г. При этом в 2025 г. должна быть закрыта Билибинская АЭС (36 МВт). Кроме того, «РусГидро» планирует после 2027 г. закрыть устаревшую угольную Чаунскую ТЭЦ на 30 МВт (действует с 1944 г.). На замену ей рассматривается строительство новой Арктической ТЭС в Певеке мощностью 75 МВт (к 2029 г.).
Между тем в Минэнерго в ноябре 2023 г. подтвердили рассмотрение возможности построить атомную электростанцию в Приморском крае. Предварительно срок строительства станции оценивается в десять лет – оно может завершиться между 2035 г. и 2042 г. АО «Системный оператор единой энергосистемы», «Росатом» и Минэнерго создали совместную рабочую группу по проекту. Предполагается, что электростанция будет состоять из двух блоков мощностью по 600 МВт (общая мощность – 1,2 ГВт). Объем инвестиций в проект предварительно оценивается в 5-7 млрд долларов США, но механизм финансирования пока не определен. Выбрать площадку для размещения будущей АЭС предполагается в течение 2025 г.
Ограничения дальневосточной электросетевой инфраструктуры требуют использования энергоблоков средней мощности, но стандартные проекты «Росатома» предусматривают большие реакторы типа ВВЭР-1000 и ВВЭР-1200, а коммерческие образцы средних блоков пока отсутствуют.
Возможность строительства двухблочной Приморской АЭС на 600 МВт или 1 ГВт рассматривалась в 1990-х гг.. Целесообразность строительства данной АЭС для целей экспорта находится под вопросом, поскольку Китай располагает собственной программой по развитию атомной энергетики в стране.
Основные элементы экспозиции региона специально для Ленского клуба оценил научный руководитель Института региональных проблем, доцент Финансового университета при Правительстве РФ Дмитрий Журавлев.
«Образ Якутии сегодня меняется. Этому способствует и сама выставка достижений «Россия». Она констатирует свершившийся факт нового облика самого большого региона страны. И экспозиция Якутии призвана познакомить жителей страны с последними нововведениями и развеять сложившиеся стереотипы.
Многие россияне до сих пор мало знают о далекой дальневосточной республике. Все могут вспомнить про набившие оскомину холод, алмазы и оленей. Благодаря экспозиции посетители поймут, что Якутия – это про новые технологии, современные подходы в улучшении качества жизни.
Акцент при демонстрации достижений на мобильные приложения и игры, кино и мультипликацию естественен. Высокие технологии востребованы. Якутия доказывает, что можно быть центром цифровых разработок, находясь на Крайнем Севере. Это та привилегия, которая республика, похоже, стремится забрать себе. И реальный успех в этой области можно достичь, забыв, что за стеной минус 40.
При этом даже в условиях экстремально низких температур это регион, который осваивает и вдыхает жизнь в, казалось бы, непригодные для жизни территории. Свидетельство тому – демонстрируемая реакторная установка для первой в мире атомной станции малой мощности, которую строят в арктическом районе республики. Руководство Якутии добивалось этой чести. Поскольку возможность эффективного развития здесь высока, то, следовательно, и потребность в энергетике тоже немалая. АСММ здесь также выступает в роли символа будущего, который обозначает собой новый виток развития.
Ну и, конечно же, венчает образ будущего Якутии Ленский мост, распоряжение о строительстве которого отдал Президент. Завершив этот архисложный проект, республика станет еще и логистическим центром, что еще недавно было бы странно себе представить. Мост имеет значение только если до и после него идет дорога. Через Якутию пойдет транспортный путь, она перестанет быть ледяной горой, куда можно только прилететь. Главное, что регион, отделенный от «большой земли», станет ее частью, то есть ближе ко всем жителям нашей страны.
Очевидно, это успешное позиционирование. Якутия на выставке предстает инновационной, современной, но не забывающей, на какой земле она находится. Регион демонстрирует свое лицо, прорисованное значительно детальнее. Это все та же республика, но понятная, с той новизной, которой нам не хватало. О ней пока знают действительно мало. Теперь благодаря выставке, я надеюсь, будут чуточку больше».