EastRussia изучило перспективы модернизации ГЛК «Холдоми»
Владелец горнолыжного комплекса «Холдоми» близ Комсомольска-на-Амуре в ближайшие три года намерен вложить более 840 млн рублей в модернизацию и строительство новых объектов, что позволит, как ожидается, увеличить число посетителей вчетверо. От государства инвестору нужна в первую очередь электроэнергия, а уже затем — водопровод, газ и новая дорога. Математику наращивания подъемов в гору изучало на месте EastRussia.
ТРИ РЕЗИДЕНТА НА СОТНИ МИЛЛИОНОВ
В минувший понедельник хабаровский губернатор Вячеслав Шпорт прибыл на горнолыжный комплекс (ГЛК) «Холдоми» сразу с двумя целями. Во-первых, глава региона решил поучаствовать в защите проектов участников молодежного форума из смены «Форсайт-на-Амуре», которая закрывалась в этот же день. Во-вторых, 12 мая премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление правительства, согласно которому объекты ГЛК попали в границы территории опережающего развития «Комсомольск» — государство вложит здесь в строительство инфраструктуры, по предварительным подсчетам, не менее 205,6 млн рублей.
Вячеслав Шпорт взял с собой представителей правительства региона, институтов развития и ресурсоснабжающих компаний, чтобы с ними подняться на гору и на месте обсудить все вопросы строительства. Владеющая горнолыжным комплексом группа компаний «Флагман» местного предпринимателя Виталия Бурлакова намерена инвестировать в модернизацию «Холдоми» почти 842 млн рублей.
Вложения будут вести сразу три компании, входящие в ГК «Флагман». ООО «Флагман» модернизирует сам комплекс, нарастив длину трасс на 32 км, обновив подъемники и поставив систему искусственного оснежения. ООО «Экстрим Сервис» — возведет водно-оздоровительный комплекс возле уже действующего озера на 70 посещений в час, кафе и свадебный городок. ООО «ГЛК Холдоми» — построит на вершине горы пятизвездочную гостиницу на 20 номеров. Последние две компании уже получили свидетельства резидентов ТОР «Комсомольск» 8 июня этого года, заявка «Флагмана» — на рассмотрении, следует из материалов краевого правительства.
Сейчас «Холдоми» — один из крупнейших горнолыжных курортов Дальнего Востока. От Комсомольска-на-Амуре до комплекса менее часа езды, от ближайшего поселка Солнечный — всего 5,5 км. С горы можно спуститься по семи трассам общей протяженностью 10 км, максимальная длина спуска — 2,4 км, максимальный перепад высот — 410 м. За сезон комплекс может принять до 60 тыс. посетителей, которые размещаются в коттеджах и гостинице. На вершину ведут два подъемника: кресельный на 700 человек в час и буксировочный еще на 1000 человек в час. После модернизации ГЛК сможет принимать посетителей на 22 новых трассах протяженностью 41 км, максимальный перепад высот увеличится до 520 м, длина спуска — до 3,5 км, пропускная способность подъемников — до 3,7 тыс. человек в час.
Комплекс уже и так довольно популярен не только среди жителей близлежащего Комсомольска-на-Амуре и хабаровчан, которые ездят сюда на выходные и праздники, но и у дальневосточников вообще: специально под турпоток на "Холдоми" запустили авиарейс из Владивостока. Но инфраструктуру, безусловно, есть куда и совершенствовать, и расширять — симпатичные деревянные домики часто заполнены до отказа, а подъемник берет только по два человека в гондолу и идет не до самого верха.
От государства «Холдоми» попросило профинансировать строительство прежде всего сетей. По предварительной оценке, водопровод от скважины в нижней зоне комплекса до верхней зоны обойдется в 111,96 млн рублей, 2,5-километровый газопровод от поселка Горный и новая котельная — в 40,3 млн рублей, новая ЛЭП на 3 МВт — еще в 34 млн рублей. Первый объект должен профинансировать краевой бюджет, газопровод и энергетическую инфраструктуру — федеральный, объясняет глава ГК «Флагман» Виталий Бурлаков.
«На настоящий момент разработаны „дорожные карты“ по строительству инфраструктуры. Водопровод и ЛЭП должны быть сданы до 31 декабря 2017 года, газопровод — сделан в следующем году. Мы соответственно, ориентируясь на эти сроки, запланировали ввести до конца декабря гондольный подъемник и систему оснежения»,— объясняет предприниматель.
БОЛЬШЕ СНЕГА И ПОДЪЕМОВ
Договор на поставку оборудования для строительства гондольного подъемника австрийской фирмы Doppelmayr и системы оснежения от итальянской DemacLenko «Флагман» уже подписал, и подрядчик выполнить работы по монтажу к концу года готов, продолжает господин Бурлаков. «Doppelmayr — лидер отрасли. И я считаю, что этот подъемник будет лучшим на Дальнем Востоке — это как минимум, и единственным из 150 подъемников в СНГ, имеющим подогрев сидений. А это тренд, который в Европе только входит в моду»,— уточняет он.
Главная проблема «Холдоми», по словам Виталия Бурлакова — недостаточная мощность подъемников: «В пиковые периоды время стояния в очереди может достигать 40 минут, и это достаточно сомнительная перспектива — приехав сюда, 40 минут простоять в очереди, за 15 минут подняться и за две минуты спуститься». На данный момент «Холдоми» может поднимать до 1780 человек в час, а только один новый подъемник — сможет доставлять на вершину до 2000 человек в час. «При достаточном оснащении трассами мы слабы в плане подъемников, — признает он. — Комплекс уже значительно превысил свою рабочую пропускную способность, и, как это ни парадоксально, дальнейший рост потока снижает нашу прибыль».
Подсчеты инвестора говорят о том, что наращивание пропускной способности подъемников чуть более чем вдвое даст гораздо более значительный рост потока клиентов. «Заезжая на новом подъемнике на высоту 2,5 км, наш клиент получит длину трасс более 3,5 км. Сегодня рабочие трассы у нас — это примерно 1,8 км, наш „зеленый бульвар“. Максимальная длина — 2,4 км. Те 2000 человек в час, которые поднимутся на более длинную трассу, будут дольше спускаться. Фактически строительство нового подъемника приведет к повышению производительности ГЛК втрое, и на ближайшую трехлетнюю перспективу мы планируем увеличить общее число посетителей „Холдоми» с 60 тысяч до 240 тысяч человек в год»,— подсчитывает Виталий Бурлаков.
Добиться такого роста числа посетителей, по его словам, «Холдоми» планирует не только за счет совершенствования горнолыжных трасс. «Во-первых, запланировано построить водно-оздоровительный комплекс рядом с озером, во-вторых, свадебный комплекс — за банным комплексом. Закончено проектирование и начато строительство медпункта, думаю, в течение двух месяцев этот объект мы введем, — перечисляет глава «Флагмана». — На вершине с высотой 652 м мы запланировали и уже заканчиваем строительство кафе с рабочим названием «Высота 652», в течение двух-трех недель, думаю, сдадим его в эксплуатацию. Кроме того, на самой вершине Холдоми, в высшей точке 853 м, запланировано строительство пятизвездочной гостиницы на 20 номеров. Оттуда прекрасный вид, это доминирующая вершина».
Основная часть объектов, уточняет Виталий Бурлаков, должна быть сдана в 2018 году, но «все зависит от того, насколько быстро будут сданы в эксплуатацию сети». «Без газопровода, например, мы не можем начать строительство водно-оздоровительного комплекса, поскольку он требует большой объем тепла. Существующая котельная с таким объемом не справится»,— говорит он.
СЕТИ НУЖНЫ БЫСТРЕЕ
По данным EastRussia, пока АО «ДРСК» выдало инвестору оферту на техприсоединение к своим сетям со сроком 10 мая 2019 года, оферта от АО «Газпром газораспределение Дальний Восток» находится в стадии разработки. Земельный участок планируется выделить не позднее 18 августа 2017 года, проект соответствующих изменений в приказ Рослесхоза «Об отнесении лесов на территории Хабаровского края к ценным лесам, эксплуатационным лесам, резервным лесам и установлении их границ» — на уточнении.
Первый зампред краевого правительства Юрий Чайка объясняет, что в ближайшее время самые критичные вопросы, которые нужно решить для развития «Холдоми» — это перевод земель из одной категории в другую и подведение энергетической инфраструктуры. «Земли нужно перевести до конца лета — из лесного фонда и рекреацию. С землями мы начали работать раньше,— говорит чиновник.— Вторая задача — обеспечить наличие достаточной мощности по электричеству, чтобы инвестор, построив к концу года подъемник, смог ввести его в эксплуатацию и задействовать уже в текущем горнолыжном сезоне. Сложно построить всю инфраструктуру к началу 2018 года, это очень большой и длительный проект, да и „Холдоми“ стало ТОР меньше месяца назад».
Как сообщил чиновник, в совещании на вершине горы принял участие представитель АО "ДРСК". «Мы рассмотрели несколько вариантов, ключевое — обеспечить синхронность с инвестором подведения электричества. На первый подъемник нужно 0,5 МВт, всего инвестор запросил 3 МВт, но столько сделать сразу нереально. Технически можно усилить возможности действующей линии и прокинуть вдоль действующего подъемника линию. Земли там все будут выведены из категории, которая запрещает такое строительство, и так все будет быстрее, осталось только юридически такое решение упаковать»,— объяснил первый зампред краевого правительства.
По словам Юрия Чайки, в следующем году бюджет региона также компенсирует затраты инвестора на строительство водовода, который тоже «срочно нужен» «Холдоми», и поэтому инициатор проекта уже начал строить его за свой счет. Это новый порядок, который мы уже приняли и разработали, но пока не применили»,— уточняет он. «Большую работу инвестор делает сам. Мы сейчас увидели, что он действительно строит. И я считаю, что ему вообще удалось сделать невозможное: сделать летнюю круглогодичную жизнь в этом месте. Фактически здесь третий год идут различные летние смены и мероприятия, такие, как форум „Амур“, и в первую очередь это благодаря решениям полпреда Юрия Трутнева»,— говорит Юрий Чайка.
Он напоминает, что «Холдоми» получит бюджетные инвестиции не только как резидент ТОР, но и как одна из площадок реализации долгосрочного плана комплексного социально-экономического развития Комсомольска-на-Амуре. В план включено строительство автодороги с организацией парковочной зоны за 106,9 млн рублей. В краевую адресную инвестиционную программу на эти цели на 2017 год уже включено 34 млн рублей, в том числе 28,8 млн рублей — из краевого бюджета, и еще 5,2 млн рублей — из муниципального.
Намерение инвестора довести посещаемость „Холдоми“ с 60 тыс. до 240 тыс. человек в год — это «большая работа и большие вложения», заявил после осмотра комплекса губернатор Вячеслав Шпорт. «Визуально видно, что многое из того, что было запланировано в прошлом году, уже сделано, и это радует»,— отметил он. «Наша задача — помочь оперативно решить вопросы инфраструктуры. Это электрификация и сделать еще одну дорогу, потому что в „час пик“ здесь уже заторы. Мы эти вопросы знаем. В „дорожной карте“ сроки были проставлены слишком большие. Я сегодня дал поручение пересмотреть, думаю, их сократим раза в два с половиной точно. Нужно, чтобы реализация проекта не затормозилась из-за создания инфраструктуры, как у нас часто бывает. Мы подключим федеральные структуры, будем оказывать помощь»,— заверил губернатор.
Дмитрий Щербаков