Продать рыбу в России оказывается сложнее, чем ее поймать
В среднем россияне едят гораздо меньше морепродуктов, чем рекомендованные Минздравом 28 кг. Если потребление мяса в последние годы обновляет рекорды, то рыбная категория в лучшем случае остается примерно на одном уровне – 20-22 кг на человека ежегодно. Популяризация дальневосточной рыбы с целью насыщения внутреннего рынка стала одной из тем Дня сельского хозяйства на выставке «Россия», проходящей в Москве на ВДНХ. Лейтмотив – участникам всей цепи поставок рыбной продукции нужно консолидировать усилия по продвижению морепродуктов, а государству поддержать отрасль, которую не обошли стороной финансовые проблемы.
У молодежи рыба не в почете
По оперативным данным Росстата, за 2023 год производство рыбной продукции достигло 4,4 млн т, что на 6% больше результата за предыдущий год.
Между тем, рассказала заместитель руководителя Роскачества Ольга Шанаева, по отдельным социально-возрастным группам фиксируется снижение частоты покупок рыбы. Сегодня едят рыбопродукцию один раз в неделю и чаще 42% россиян. Это в 1,6 раза меньше, чем пять лет назад (в 2018 году – 68%). Потребление рыбы один раз в месяц и реже характерно почти для трети населения.
Чаще других включают рыбопродукцию в свой рацион люди старше 45 лет. В то же время уровень еженедельного потребления рыбы среди молодежи не только ниже, но и быстрее снижается. За пять лет этот показатель сократился 2,5 раза: в 2018 году он составлял 55%, в 2023-м – 31%.
«Здесь как мы видим прежде всего нужно ориентироваться на молодое поколение, именно оно является драйвером потребления как в краткосрочной перспективе, так и в долгосрочной. Складывающееся отношение молодежи к рыбе (более частый отказ от потребления, отсутствие культуры приготовления, осведомленности о разнообразии рыбы) создает риски для отрасли», – заявила Ольга Шанаева.
Вместе с тем молодое поколение не столь далеко от морепродуктов: считается, что люди в возрасте от 18 до 24 лет являются главными любителями суши. Сегодня молодежь не хочет заниматься чисткой, разделкой рыбы, сложным ее приготовлением, соглашается руководитель отдела продаж Рыбное производство сети «Гипер-Глобус» Олег Рябов, и этот факт следует учитывать производителям и ритейлу.
«У той же курицы продаются отдельно ноги, крылья, филе. По рыбе это тоже есть, но в меньших объемах. Мы заметили, что чем больше даем покупателю готового продукта, тем он интереснее воспринимается», – уточнил он.
Распробовать минтай на вкус
В среднем россияне потребляют пять видов рыбы, сообщают в Роскачестве. В топ-5 входит скумбрия (46%), сельдь (46%), горбуша (44%), минтай (40%), форель (37%).
Стоит сказать, что в 2022 году на Дальнем Востоке добыто 1,9 млн тонн минтая, при этом на внутренний рынок поставлено всего лишь 183 тыс. тонн (по предварительным итогам 2023 года – 200 тыс. тонн). Сейчас годовое потребление этой рыбы в России составляет без малого 1,3 кг на человека.
«Это немало, но мы видим, что есть куда расти», – признает президент Ассоциации добытчиков минтая (АДМ) Алексей Буглак.
Согласно опросу, из тех, кто говорил о недостатках минтаевой продукции, в 30% ответах указали на то, что им предпочтителен вид другой рыбы. Еще 19% отметили, что не нравится вкус минтая, а 15% – запах.
Исследование барьеров потребления показало, свидетельствуют в АДМ, что основные из них обусловлены эмоциональными факторами, связанными с восприятием минтая потребителем, например, как рыбы для кошек.
«Возможно влияет негативное воспоминание из детства: в детских садах готовили не вкусно, – не исключил Олег Рябов. – В школах это тоже не особо популяризировалось».
Изменить потребительскую картину в лучшую сторону – одна из ключевых целей программы «Дальневосточный минтай», пояснил Алексей Буглак. Речь, в частности, идет об информировании потребителей о современных технологиях промысла и переработки, в том числе особенностях морской заморозки рыбы, благодаря которой сохраняются полезные свойства и вкусовые качества. Например, с участием известного шеф-повара на Камчатке был снят документальный сериал о промысле и переработке минтая. Его посмотрели около двух млн человек. Кроме того, реализованы коллаборации с блогерами различного уровня.
Как проинформировал Алексей Буглак, в этом году особое внимание планируется уделить событийному маркетингу и совместным проектам с участниками цепочки поставок, в том числе переработчиками и ритейлом.
«Мы видим потенциал расширения воронки спроса, что может дать ощутимый прирост потребления минтая. Во-первых, за счет увеличения доли регулярных потребителей рыбы. Во-вторых, за счет увеличения в этой доли потребителей минтая. В-третьих, за счет частоты покупки», – обозначил направления президент АДМ.
Морепродуктам пропишут дорожную карту
Зампред комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Татьяна Сахарова сообщила, что в настоящий момент ведется разработка дорожной карты по увеличению внутреннего потребления отечественной рыбной продукции на период до 2030 года.
«Сейчас требуется предусмотреть мероприятия по увеличению доступности рыбной продукции для конечного потребителя в различных регионах страны», – подчеркнула она, добавив, что важно выработать эффективный механизм, обеспечивающий бесперебойное поступление улова из отдаленных районов промысла на перерабатывающие предприятия и в торговую сеть.
Основной объем перевозки морепродуктов с Дальнего Востока, где добывается 2/3 рыбы, в центральные регионы страны осуществляется железнодорожным транспортом. В то же время, отметила сенатор, в пик сезона, связанного с путиной, повышается цена услуги предоставления вагона под доставку морепродуктов. Это сказывается на конечной стоимости рыбы.
«Нужно проанализировать, как можно повлиять на ситуацию, и достаточно ли специализированного подвижного состава для снижения пиковых нагрузок», – подчеркнула Татьяна Сахарова.
Хотя тариф РЖД фиксированный, он индексируется на основе распоряжения правительства, стоимость услуги предоставления оператором вагона под перевозку груза формируется на рыночных условиях. Что касается подвижного состава, то все больше рыбы на станциях ДВЖД грузится в специализированные контейнеры, в то время как погрузка морепродуктов в рефрижераторных секциях и вагонах-термосах сокращается вследствие старения парка.
В 2000-м на сети железных дорог насчитывалось порядка десяти тыс. исправных рефвагонов, к 2022 году их осталось примерно три тыс. единиц. Хотя рефсекции для определенных грузоотправителей выгоднее – они вмещают больше рыбы, чем 20-футовый контейнер – их выпуск не осуществлялся более 30 лет.
В настоящее время есть несколько новых разработок вагонов для перевозок скоропортящихся грузов, требующих защиты (охлаждения, отопления) от воздействия высоких или низких температур наружного воздуха. Но какое место они займут на рынке, сказать сложно, да и сами производители пока не знают, насколько готов российский рынок к приобретению такого подвижного состава, рассказал представитель одной из вагоностроительных компаний.
Сдерживающим фактором может оказаться высокая цена такого парка. Так, ориентировочная стоимость автономного рефрижераторного вагона модели 16-2155 называлась в районе 16 млн рублей. На себестоимость производства особенно влияет наличие импортного комплектующего, в частности холодильно-обогревательной установки.
В качестве меры господдержки сейчас продолжается субсидирование железнодорожных перевозок рыбной продукции с Дальнего Востока, отметил замглавы Росрыболовства Василий Соколов. Пока дотации действуют при отправках минтая, в то же время рассматривается вопрос расширения субсидий на доставку других видов рыб (сельди, лососевых, сардин иваси), проинформировал он.
Чтобы улов не прошел мимо сетей
Согласно расчетам аналитического центра Рыбного союза, логистика от Дальнего Востока до Москвы занимает 6-14% в стоимости рыбы на магазинной полке. На ее доставку до распределительного центра приходится еще 3-4%. Фасовка рыбопродукции – это 11-17% конечной цены, наценка же торговых сетей варьируется от 15 до 26%. Собственно, выручка рыбака – это 45-55% стоимости в рознице.
При этом рыба в магазинах стоит недешево, отмечает Татьяна Сахарова. В декабре в столичном регионе кета продавалась в среднем по 609 рублей за один кг, а неразделанная горбуша – по 339 рублей. По мнению сенатора, необходимо разложить состав цены на составляющие и понять, где нужно регулирование, но не административно-командными, а экономически мотивационными методами.
Несмотря на существенную торговую наценку, работать с рыбой непросто, утверждают представители ритейла. Морепродукты – это та категория товаров, с которыми связаны наибольшие затраты, свидетельствует директор по категорийному менеджменту «Свежая продукция и Ультра фреш» ОАО «Агроторг» (сеть «Пятерочка»; входит в Х5 Group) Наталья Богданова.
«Мы понимаем, что рыбная промышленность на сегодняшний день – отрасль, где инвестиции быстро не отбиваются. Понимаем себестоимость продукции, что в стоимости заложены высокие расходы при производстве товаров», – рассказала Наталья Богданова.
Еще до выхода торговой сети в ДФО ритейлер приобретал рыбу у одной из дальневосточных компаний, которая затем разорилась, добавила она. К финансовым проблемам приводит ряд факторов, в том числе негативно сказывается удорожание заемных средств. Рыбная отрасль сильно отличается от своих конкурентов по белковой корзине, обращает внимание председатель Рыбного союза Александр Панин, в том числе отсутствием доступа к целому комплексу мер господдержки, которыми как минимум 15 лет пользуются производители мяса и птицы.
«Все-таки мясо, курица, индейка, кролик, во-первых, производятся в местах массового потребления или близко к этим местам. Это не как в случае с Дальним Востоком, [где ведется промысел], а в центре проживает основное население. И даже Мурманск – не самое близкое место. И второе, это структура продаж. Все же мясное производство в первую очередь направлено на внутренний рынок, и превентивные меры [господдержки] были приняты в отношении импорта, как раз в этой части они сработали, в то время как рыбная продукция, которая добывается в отдаленных районах…это предмет международного спроса», – сказал Александр Панин.
По словам Натальи Богдановой, на днях на Дальнем Востоке открылся сотый магазин «Пятерочки». Однако приобрести рыбу в регионе для сети до сих пор затруднительно, хотя компания намерена выстраивать отношения с рыбаками.
«Мы готовы не просто заключать договоры на поставку, а брать на себя обязательства с точки зрения долгосрочного планирования и объемов, ваших производств, вместе развивать и культуру потребления, и категорию», – заявила менеджер.
Рыба – сложный для продвижения продукт, требующий вовлечения всех сторон: и того, кто добывает, и кто перевозит, и кто продает, рассуждает Василий Соколов. В качестве примера он привел прошлогоднюю лососевую путину. Одной из столичных компаний через месяц после завершения промыслового сезона нужно было срочно приобрести небольшую партию кижуча.
«Но на Дальнем Востоке мы уже его не найдем, вся рыба разошлась. Два месяца промысел, и дальше нужно искать ее в холодильниках. Это сложный вопрос», – объяснил замглавы Росрыболовства.
С другой стороны, приближается мойвенная путина. Выделяется существенный объем квот – порядка 80 тыс. тонн против 25 тыс. в прошлом году.
«До сих пор мойву не смогли продать с прошлого года, а сейчас ее будет больше в три раза. От активности торговых сетей очень многое зависит», – резюмировал Василий Соколов.
Говоря об увеличении потребления рыбной продукции, Ольга Шанаева выделила несколько действий. Это повышение осведомленности россиян о пользе морепродуктов, критериях качества и потребительских свойствах; долгосрочные совместные маркетинговые и коммуникационные кампании; популяризация недооцененных видов рыбы, продвижение тех видов биоресурсов, которые имеет перспективы увеличения вылова.
При этом разумно, чтобы все это осуществлялось на фоне наличия в торговых сетях продукта, соответствующего покупательной способности населения, убеждена замруководителя Роскачества. Рыбакам и ритейлу надо сотрудничать в данном направлении, здесь обоюдный интерес.
Павел УсовВряд ли у кого-то при упоминании минтая происходит столь же активное слюновыделение, как, например, при словах «кижуч», «семга», «палтус». Рыбка с простоватым вкусом, довольно жестким мясом и ограниченными вариантами приготовления – так большинство россиян представляет себе эту дикую белую рыбу. Тем интереснее было выяснить и лично попробовать, как сумеют обыграть «рыбу для кошек» шеф-повара ведущих ресторанов Владивостока в своих авторских блюдах в формате Первого в России гастрономического фестиваля минтая «О!Мега Вкус».
Фестиваль начался еще 14 мая в ресторанах города, его уличная часть открылась в четверг, 25 мая и завершилась 28 мая, ресторанная продлится до 4 июня.
«Минтайный променад» разместился под открытым небом на самой популярной прогулочной зоне города – Спортивной набережной. Здесь выстроили целый городок с павильонами для ресторанов и столиками для посетителей. Вход в зону фестиваля бесплатный. Организаторы серьезно подошли к безопасности и порядку: перед тем, как начать пробовать блюда, необходимо каждому пройти металлоискатель и секьюрити.
Ароматы рыбных блюд ощущаются сразу на входе под праздничной аркой: смесь терияки, традиционной русской ухи, кляра, пряностей, томатного соуса, дымка от дровяных печей и сладостей. Любопытство уже на этом этапе захлестывает воображение так, что невольно ускоряешь шаг, чтобы скорее оценить старания поваров. В этом году в фестивале участвуют больше 20 ресторанов, кафе и даже точек быстрого питания.
Дегустацию решено было начать с классики жанра. Рыбацкая уха из двух видов рыбы – минтая и лососем и суп по-дальневосточному с минтаем, кижучем, гребешком, кальмаром от «Ностальгии» оправдали ожидание: горячий наваристый бульон, знакомый вкус, душистый аромат.
Из традиционного обязательно нужно было попробовать скоблянку дальневосточную из морепродуктов и рыбы. Ее предлагала сеть ресторанов «Пицца хаус». Готовили скоблянку здесь же, на дровяной печи в открытом чане. И, надо сказать, вкусовые рецепторы ликовали: блюдо получилось фантастически объемным по вкусу и очень нежным.
У шефа удалось выведать и другие хитрости приготовления скоблянки. Для нужного вкуса в блюдо необходимо добавить кориандр, а также унаги или устричный соус, а вот рыбу лучше предварительно замариновать, потом обвалить в крахмале и обжарить кусочками на сковородке. Когда соусная масса будет готова, добавить к ней минтай. Но самый главный секрет: долгое, или, как выразился Владимир, «вечное» тушение именно на дровяной печи – дымок дает ни с чем не сравнимый результат.
Классический на Дальнем Востоке плов с морепродуктами готовят повсеместно, но сеть японских ресторанов TOKYO сопроводила рис, креветки, мидии, кальмар и минтай соусом терияки с яблочным маринадом и японским сэндвичем кацу-сандо с минтаем. Божественно вкусно.
Нужно сказать, что фестивальные порции небольшие, поэтому можно попробовать сразу много позиций от разных рестораторов, но, конечно, все за один раз не осилить. Подача – традиционная уличная, в одноразовой посуде. Цены – от 200 до 500 рублей за порцию, будь то вариант перекуса или полноценное горячее блюдо.
После классики мы перешли к креативной кухне, поскольку вкусовые сосочки языка к тому времени были максимально готовы к самым смелым экспериментам.
Интересными, но вполне ожидаемым показался у «Сестёр Ким» жареный минтай в пряно-соевом соусе, а вот лепешки с минтаем и блины из острой маринованной кимчи от них же – настоящая экзотика.
«Виноваты звёзды» представили не только экспериментальный минтай фри в сопровождении соуса «сладкий чили», но и расширили морскую тематику папоротником с гребешком, ухой из форели и ламинарии, скоблянкой, яичной лапшой с крабом.
ZUMA отличилась «миндальным минтаем» и «нежным минтаем» в тонком кляре с хворостом из морской капусты – оригинально.
В уже упомянутой «Ностальгии» превосходными показались биточки из минтая и кальмара, которые сопровождались птитимом в шафрановом соусе.
Популярная сеть автокафе Coffee Machine порадовала завертоном с минтаем горячего копчения, завертоном с минтаем и соусом из черемши, завертоном с дальневосточным кальмаром, а также минтаем в кляре с водорослями и соусом «две икры».
И если сочетания в духе азиатской кухни с отголосками традиций из СССР были вполне объяснимыми и закономерными, то десерты с минтаем – это точно вызывает восторг хотя бы беспрецедентной смелостью сочетаний продуктов.
HOUSE BAKERY предложила неожиданные варианты легкой закуски: песочный мини-пирог с минтаем и заварные пышки с печенью минтая.
Кроме ресторанов, свежемороженую продукцию из минтая представила «Русская рыбопромышленная компания» - это филе по 340 рублей за килограмм, фарш за 180 рублей, кусковая рыба (140 руб.) и тушка (120 руб.).
Заслужила свое достойное внимание на выставке вкусов Морская ферма Гребенниковых, предлагавших к продаже парной гребешок, который выращивается в бухте Витязь Хасанского района – культового туристического места Приморья с лазурным морем и могильными соснами.
«Мы продаем парной гребешок, нам его привозят день в день прямо с морского огорода, он слегка подморожен в ледяной воде, для того, чтобы он находился в анабиозе для сохранения всех вкусовых и питательных качеств», – поделилась тонкостями представитель фермы Анастасия Короткова.
Кстати, только на фестивале удалось выяснить, что минтай довольно часто называют «серебряным лососем» за богатейшее сочетание полезных веществ, необходимого количества легкоусвояемого белка, одновременно это – диетический продукт. Узнать об этом, а также о том, как выбрать минтай и о тонкостях его приготовления смог любой желающий на мастер-классах, которые все четыре дня вели профильные эксперты.
Вот уже второй год подряд апрельская рыбалка на минтая в Приморье – это аттракцион. В эти дни никто не уходит с моря без улова. И речь не о трофейных килограммах. Рыбы так много, что ловят её вёдрами и ваннами. Эксперты называют нынешний ход минтая самым обильным за последние 30 лет.
Семь утра, будний день, одна из многочисленных бухт под Владивостоком. На асфальтированной трассе, что идет вдоль берега – не припарковаться. С трудом втискиваемся между машинами. С дороги хороший обзор: вся акватория бухты усыпана небольшими черными точками – надувные резиновые лодки рыбаков. Их, наверное, около полусотни, а в выходные счёт идет на несколько сотен. На берегу несколько человек хлопочут у лодок. Спускаемся к воде.
В воздух наполнен запахом рыбы и эманациями рыбацкого азарта. Один из рыбаков в столь ранний час уже возвращается на берег. У Алексея Фёдоровича утро явно удалось – ведро и большой строительный полиэтиленовый пакет наполнены трепыхающимся минтаем. Мужик достает термос, наливает себе чаю. Время для беседы.
– Второй день идёт. Я с шести утра на воде. За полтора часа вот наловил. Хорошо клюёт, – с гордостью делится Фёдорыч.
На берегу, неизвестно откуда, появляются ещё два персонажа: рыжий и чёрно-белый кот. Держатся парой. Выглядят как местные хозяева. Не торопясь, осматривают людей, лодки. Держат носы по ветру. Минтая принято чистить сразу же после вытаскивания из воды – он червивый. Котам наверняка перепадает от рыбацких щедрот.
– Куда вам столько рыбы, что будете с ней делать? -спрашиваем Фёдорыча.
– На фарш, котлеты жарить. Вкусные. Парной минтай – как краб по вкусу. Думаете почему «крабовые палочки» из минтая делают?
Спустя минут 20 на берегу появляются еще четверо рыбаков, раскладывают на камнях лодки и насосы, готовят снасти. Чуть поодаль несколько человек ловят на спиннинги с берега. Море сегодня спокойное, тихое. Люди собираются в море молча, но адреналин, чувствуется, хлещет через край. Его прямо слышно, он будто вибрирует в воздухе.
Анатолий Смирнов, главный специалист лаборатории минтая и сельди Тихоокеанского филиала ВНИРО (ТИНРО) рассказывает, что такое большое количество рыбы в конце марта и весь апрель связано с его нерестом. Исторически основной очаг нереста минтая наблюдается под Находкой – в районе мыса Поворотный, в заливах Восток и Находка, у острова Аскольд. Здесь он появляется недели за 2-3 раньше, а затем смещается в сторону Уссурийского залива, и тогда эстафету перенимают рыбаки Владивостока, но в этих местах его уже значительно меньше.
Находкинские рыбаки ждут этих весенних недель и идут на лов, хорошо вооружившись современными средствами обнаружения подводных объектов.
Рыбак Андрей из Находки рассказывает: «Сначала с толпой стоял на 10-11 метров глубины. Клёв был вялый, «митяй» брал на наживу, голый пилкер игнорировал. Потом отошел на 15-16 метров, и понеслась. По эхолоту рыба шла стеной, от дна до поверхности, с небольшими проплешинами. Изредка ход прекращался, но почти сразу шла новая стена. Он даже на поверхности иногда плескался. Итого 60 литров морозилка – полностью. Взят личный рекорд – килограммовый митяй! Монстр!»
Митя, Митяй, Митька – так нежно называют минтай рыбаки. Рыбка эта и впрямь с нежным вкусом, хотя с советских времен во Владивостоке считалась «кошачьей». В 1960-70-ые годы во Владивостоке минтая в продаже было очень много и он был таким дешёвым, что его покупали своим домашним питомцам. В те годы в продажу он поступал не парным. Мороженая рыба сильно отличается по вкусовым качествам от только что выловленной, поэтому у приморцев минтай незаслуженно считался малопривлекательным продуктом.
Он и сейчас стоит недорого. Например, в сезон нереста в Находке его продают по 50 рублей за килограмм. Минтай жарят, парят, маринуют, вялят и коптят. Свежий и в умелых руках повара, он может конкурировать с признанными королевами рыбного стола – треской, камбалой, сельдью.
Но даже привыкшие к традиционно большому ходу минтая находкинцы удивляются: в последние два года это что-то небывалое. В прошлом году рассказывали, что минтай можно было «брать» голыми руками прямо у берега или с причальных пирсов. Вода несколько недель буквально бурлила от рыбы, косяки насчитывали сотни тысяч голов.
Анатолий Смирнов: «Действительно, в последние два года нерестовые подходы минтая в заливы Находка и Восток можно назвать беспрецедентными в ряду последних трёх десятков лет. Это объясняется тем, что в популяции в 2014 года появилось очень высокочисленное поколение. По мере полового созревания, оно серьезно увеличило нерестовый запас, что и нашло свое отражение в увеличении подходов. Это заметили не только рыбаки-любители, но и промысловый флот, добывающий минтай в заливе Петра Великого».
Специалист также отмечает, что после высокого уровня запасов, который отмечался в конце 1960-70-ых годах прошлого столетия, когда годовой его вылов достигал 75-80 тысяч тонн, на протяжении последующих лет приморская популяция по непонятным науке причинам находилась в глубокой депрессии. Годовой вылов минтая не превышал 10-15 тысяч тонн. Насколько продолжительным окажется наблюдаемый в настоящее время рост численности и биомассы, пока неизвестно. Вполне возможно, делает предположение эксперт, это связано с увеличением общей биопродуктивности вод Японского моря. Сейчас ученые собирают материалы, чтобы ответить на этот интересующий всех вопрос.
Менее распространённый, но более интересный способ добычи минтая – подводная охота. Несмотря на то, что вода для большинства любителей рыбалки еще холодная – градусов три-пять – Дмитрий Анашкин уже готовит гидрокостюм, ласты, маску и подводное ружье. В отличие от надводных рыбаков, он с минтаем находится в более тесном контакте и замечает все тонкости его повадок.
– В Уссурийском заливе можно охотиться на минтая на глубине 5-8 метров. Он подходит огромными стаями. Любит свалы, рельеф, большие камни. Плавает медленно, спокойно. Не особо пугливый. Можно проплыть среди стаи, и он не испугается. Даже если делаешь один-два выстрела, стая отходит, но быстро подходит новая. Нельзя сказать, что минтай доверчив. Он также убегает, как и другие виды, нужно делать «залёжки», скрадываться либо нападать, то есть стрелять сходу, – рассказывает подводный охотник.
Дмитрий говорит, что на его столе блюда из минтая не залеживаются.
– Мы сезон не пропускаем. Минтай довольно быстро портится, становится жестким, поэтому готовить его нужно сразу, тогда мясо остается сочным. По нежности, сладости, наличию жирных кислот эта рыба на самом деле не менее ценная, чем другие виды. Мы ее готовим в кисло-сладком соусе, жарим в сухарях на растительном масле или запекаем в сливочном масле – минтай одинаково хорош с разными ингредиентами, – делится Анашкин.
А вот учёный Анатолий Смирнов считает, что минтай не так прост, каким кажется. По своему характеру питания он очень пластичен и может потреблять практически любые планктонные организмы, хотя его излюбленным кормом являются веслоногие рачки и другой крупный зоопланктон. Большие и старые особи переходят на придонный образ жизни и начинают питаться рыбами и даже мелкими крабами. Также минтай с удовольствием поедает и собственную молодь. Успех его воспроизводства во многом определяется высокой плодовитостью. Самка в возрасте 8-9 лет может выметать за нерестовый период порядка 1 миллиона икринок.
Поэтому, говорит минтаевед, любительский лов минтая удочками, который оказался очень активен в последние два года, не сможет нанести какого-либо вреда запасам минтая. Как показали наши исследования в последние годы, биомасса минтая в настоящее время исчисляется сотнями тысяч тонн. Кроме того, вплотную к берегу, как правило, подходит отнерестившийся минтай, уже внесший свой вклад в воспроизводство в текущем году.
Фестиваль мидий длится неделю, взрываясь фейерверком вкусов «МидияСаммита» - события, получившего статус главного гастрономического праздника весны в Приморье. Это, несомненно, повод совершить туристический вояж во Владивосток в мае. Многие ждут фестиваль целый год, потому что цена на обычно недемократичные блюда морской кухни в эти дни – весьма гуманная.
Коллективная акция ресторанов проводится пятый год подряд. Суть её в том, что в течение десяти дней рестораны предлагают гостям авторские блюда, основным ингредиентов которых выступают дальневосточные мидии. Самое важное условие – блюда подаются во всех точках по единой цене. МиниМидии 300 г — 390 рублей, МидиМидии 500 г — 590 рублей, МаксиМидии 1 кг — 1090 рублей. Так организаторы стремятся популяризировать дальневосточную кухню. Моллюски с соусом Том Ям или карри – это уже привычное для гурманов сочетание. В этом году шеф-повара для своих экспериментов выбрали мяту, орехи, вишню «барбекю» и даже сгущёнку. Венцом фестивального меню стал фруктовый десерт, в точности повторяющий знаменитую ракушку.
Как рассказал шеф-повар гастробара «Южане» Владимир Ярмоленко, только за два дня ресторан продал чистого продукта (моллюска) около 200 килограммов! К слову, и выбор в этом году в этом месте достойный: маэстро представил на суд целых четыре фестивальные позиции: мидии в соусе Том Ям, мидии «Старый свет» с луком и сельдереем, мидии в ореховом соусе Гамадари и картофельная бриошь с парфе из мидий.
шеф-повар Владимир Ярмоленко
Фото: Pacific Russia Food
Своим конкурентным блюдом Владимир считает паштет на основе мяса моллюска. «Безусловно, небольшой шлейф близости с Азией чувствуется, особенно японское и тайское влияние, но в этом году я для баланса добавил в перечень блюд европейский след. Паштеты – моя особая любовь, а если говорить о продукте, то традиционный вкус мидий – с зелёным маслом (укроп, петрушка, чеснок) и сухим вином – лично мне всё-таки кажутся непревзойденной классикой», - делится Владимир.
Мидии в соусе Гамадари
Фото: Pacific Russia Food
Вдохновение при разработке рецептов Владимир черпал в Японском море – во всех смыслах:
- Я коренной житель Владивостока, всю жизнь у моря, сам ныряю за ракушками, например, завтра собирался поехать понырять для своего удовольствия. Вся моя жизнь с детства так или иначе связана с морепродуктами, - рассказывает маэстро гастрономии.
Повара Владивостока вслед за морскими биологами подтверждают: вкус дальневосточных мидий действительно отличается от мидий других регионов. Здесь у нее другие, более дикие, условия, море – открытое, вода –чистая и прохладная, что в конечном итоге влияет на вкус и аромат продукта.
Картофельная бриошь с парфе из мидий
Фото: Pacific Russia Food
– У нас она вкусная и жирненькая, – делится секретами Владимир. – С ней нужно очень аккуратно обращаться: тихоокеанская голубая мидия не любит перегрева. А вот мидия Грея помясистее и пожёстче, её можно нагревать, и она как раз-таки лучше подходит для паштетов или паэльи».
Всего в фестивале участвует 29 ресторанов, каждый из них представляет авторские разработки в исполнении местных гуру морепродуктов. В ресторане Cascade наблюдается смелое смешение кулинарных традиций. Мидии «мариньер» в соусе из белого вина с чесноком, лимоном и петрушкой, дуэтом идут с запеченной на гриле брускеттой – в общем-то, классическая история. А дальше уже чистый авангард. Мидии по-тайски с красным карри предлагается запивать кокосовым бульоном с чесноком, зеленым луком и кориандром. Более питательные варианты: спагетти с мидиями в соусе маринара и ризотто с мидиями – с белым вином шафраном и пармезаном. В этом месте используют мидии Грея – это сразу можно заметить по большему размеру ракушки и более плотному мясу.
Мидии в соусе том-ям
Фото: Pacific Russia Food
Так или иначе, разная степень «азиатчины» присутствует в фестивальных меню практически всех ресторанов. Мидии в соусе том-ям в этом году в меню всех ресторанов, где-то вариант поострее, где-то попроще, но в целом тайский вкус легко читается. И лишь немногие отваживаются на уж совсем неожиданные миксы вкусовых сочетаний. Например, в Syndicate – Port Cafe мидии подают в мятно-сливочном сладком соусе со сгущенкой, традиционный маринара делают на основе томатов и пармезана, абсолютный хит - мидии под сливочно-икорным соусом (с икрой минтая).
В семейном кафе Hunter тарелку ракушек подают с сырным, лимонным, вишневым барбекю и карри соусом. К порции предлагаются гренки – здесь они из зернового хлеба, с укропом и чесноком.
Истинно дальневосточный фьюжн представлен гурман найдет в винном баре Cantina. Здесь шеф-повар использовал в остром мексиканском супе с говядиной и мидиями маринованную черемшу (дикая таёжная травка с чесночным вкусом).
Чили кон карне с мидиями и питой
Фото: Pacific Russia Food
В чиабатте с мидиями соусом руйе и черри кимчи явно слышны корейские традиции - на Дальнем Востоке много ассимилированных корейцев и их продукты на столе местных жителей так же естественны, как и хлеб.
Чиабатта с мидиями и черри кимчи
Фото: Pacific Russia Food
Ну, а завершает эту троицу тарелка томленных мидий с барбарисом, тархуном и всё с той же черемшой в соусе Том Ям.
Есть и мидийная «вишенка на торте» - десерт из эклерной «Вспышка»! Он ожидаемо, но все равно неожиданно создан в форме той же самой мидии! Как и положено настоящим шедеврам, лакомство полностью создаётся вручную шеф-кондитером Александром Донсковым.
Фото: Pacific Russia Food
Десерт выглядит как морской, обточенный водой, круглый камешек, ещё мокрый. Створка раковины выполнена из белого шоколада, «язычок» - из ганаша на белом шоколаде и креф-фреша из маракуйи и груши, «икра» - из ананасового конфи, а водоросли, которыми обрастает настоящая мидия, имитированы съедобным молекулярным мохом. Технология создания самой раковины из шоколада довольно трудоёмкая. Шеф разработал её специально для этого десерта, процесс представляет собой постепенное наслаивание белого шоколада на вафельную бумагу из рисовой муки благодаря чему каждая раковина обладает уникальной, неповторимой формой. Съедать такую красоту ну очень жалко!
Тот, кто дочитал до этих слов и еще не купил билет во Владивосток получает звание «Непоколебимый стоик». Но и таким читателям стоит, пожалуй, знать, что самая яркая часть фестиваля – тот самый «МидияСаммит» – в этом году пройдет 21 и 22 мая на летней террасе фудхолла Foodliner. Здесь соберутся все участники акции - они устроят кулинарные мастер-классы, откроют лабораторию гастрономических стартапов, проведут лекции о винах и их сочетаемости с продуктами, тут же будут выступать музыкальные группы… а ещё будут мидии. Много мидий. Горы мидий. Море мидий.
Большой ошибкой стало бы для участников и гостей сессии «Вкусные путешествия или как гастрономия влияет на туристский образ территории» прийти сюда на пустой желудок – ведь говорили здесь про экзотичные деликатесы и магию кулинарии.
Гастротуризм – неотъемлемая составляющая любого путешествия. Ведь каждому интересно, чем можно себя порадовать за обедом там, куда приехал впервые. Локальные продукты – именно то, чем можно «привязать» гостя. Незабываемый гастрономический опыт заставит его рассказать об этом знакомым и вернуться вновь. Чтобы добиться такого эффекта рестораторам, конечно, нужно потрудиться над связкой «качество-подача-сервис».
Президент АНО «Федерация ревизоров гостеприимства» Галина Драгни отметила, что рестораны по-доброму привязывают человека к местности, создавая аутентичные проекты с необычным дизайном, оформлением и высококлассным сервисом. Она призвала сообщество дальневосточных рестораторов глубже проработать свои концепции гостеприимства.
«Концепция достижения лояльности и формирования доверия возможна через нейромаркетинг. Ментальная связь через эмоции, визуальные стимулы и информацию. Продавая свой продукт, нужно создавать историю бренда, сюжеты местной кухни и даже историю упаковки. Именно на этом зарабатывают обладатели звезд Мишлен».
Каждый регион гордится своими достопримечательностями, своей кухней, и пытается предложить что-то необычное – то, что зацепит сразу, желательно, даже с названия. Так, на Сахалине гостей, помимо морских деликатесов, привлекают лопухами и клоповкой. В Южно-Сахалинске в рамках гастромарафона «Дикоросия» проводят «Лопух-фест». Как вариант, молодые стебли сахалинского лопуха можно отварить, порезать и обжарить с луком, добавив острые специи и соевый соус. А клоповка (красника) – это целебная ягода, распространенная на Сахалине, применяется для понижения давления. Популярна среди туристов и местных жителей настойка из клоповки, оставляющая необычное послевкусие. Об этом участникам гастрономической сессии рассказала представитель выставочного туристического центра Сахалинской области Регина Дикова.
«Сахалин – единственный островной регион России, наше главное отличие в гастрономическом плане – сплетение нескольких культур, фьюжн корейской, японской и русской. Поход в ресторан на Сахалине – удовольствие не из дешевых, поэтому мы продвигаем концепцию сетов – чтобы гость с любым бюджетом смог по фиксированной цене попробовать максимальное количество блюд, тем самым создать для себя образ сахалинской кухни».
Крабом и папоротником привлекают туристов на Камчатке. Не считая, конечно, наваристой ухи из чавычи, красной икры и жимолости. Хабаровск славится царь-рыбой тайменем, черной и красной икрой, кедровыми орехами и аронией. Оленина, юкола, буузы, байкальский окунь, мед, целебные бальзамы, морские огурцы, гребешок и мидии – гастрономическое богатство дальневосточных регионов будоражит умы и желудки гурманов.
Дальневосточная мекка гастротуризма – Приморье. Гребешок с фуа-гра и топинамбуром, котлеты из краба, камамбер с вареньем из бекона, вонголе, трепанги и морские ежи – обилие локальных морепродуктов и рыбы в авторском исполнении. Только во Владивостоке насчитывается больше двух тыс. ресторанов.
Регион входит в тройку лидеров в России по количеству уличных гастрофестивалей. Это направление развивается во Владивостоке с 2016 года. На слуху такие мероприятия как «О!мега вкус», «Море Камбала», «5 морей 3 океана», «Приморские муссоны» – последний пройдет с 30 сентября по 7 октября, в нем примут участие 25 регионов, будут представлены 40 гастропроектов. Свои стрит-фуд фестивали проводят и другие регионы ДФО: «Наважный фест», «Рыба моей мечты», «Папоротникраб» и другие.
Известный российский ресторатор, открывший 60 проектов по стране и за ее пределами Рустам Тангиров отмечает, что с 2010 года гастрономия в России серьезно набрала обороты, однако сейчас произошла некая стагнация отрасли. Он связывает это с уходом Мишлена, общей усталостью и депрессией, влиянием мировой политической ситуации.
«Надо продолжать развивать локальную кухню, прививать вкус и местным жителям, и гостям. Я удивляюсь, почему местные шеф-повара не ведут карту сезонности. Именно это помогает подготовить заранее сезонное меню, и знать, когда будет тот или иной продукт или его не будет вообще в этом сезоне. Это убережет от издержек и оптимизирует рабочий процесс».
Сезонные предложения в ресторане — это отклик на запросы гостей с максимальной пользой для заведения. При этом сезонные локальные блюда — максимально свежие и полезные, так как ингредиенты для них попадают на кухню без долгой транспортировки. Карта сезонности поможет рассчитать, в какое время и в какой объеме можно закупить скажем, корюшку или лосось, орехи и ягоды. Некоторые рестораны имеют такие карты, но это не повсеместно.
Каждый регион Дальнего Востока имеет свою специфику, и в то же время есть и объединяющие особенности. Главным предложением, прозвучавшим на гастрономической сессии форума, стало создание единой карты сезонности для всех дальневосточных регионов. Принято решение обратиться за помощью в создании календаря сезонности дальневосточных продуктов в Минвостокразвития и в аппарат полпреда президента РФ в ДФО.
Еще один важный аспект может помочь в привлечении туристов на Дальний Восток. Событийные гастрономические мероприятия региона нужно продвигать посредством туроператоров. Зачастую приезжающие тургруппы не имеют понятия, какие события будут проходить там, где они собрались побывать. И наоборот – зная, когда будет проходить интересное событие, гость сможет скорректировать даты вылета, чтобы попасть, например, на гастрокэмп. Туроператоры не всегда встраивают «событийку» в свои пакетные предложения, а это неплохо бы отразилось на экономике и привлекательности ДФО.
На Дальнем Востоке фиксируется рост объемов строительства жилых домов. Этому способствуют меры государственной поддержки, в том числе продление льготной дальневосточной ипотеки, строительство арендного жилья, программа «Дальневосточный квартал». В макрорегионе расширяют присутствие крупные федеральные девелоперы. Тем не менее сроки некоторых масштабных проектов переносятся. Кроме того, по-прежнему необходимой задачей является увеличение производства строительных материалов в регионах ДФО в связи с логистическими проблемами и стоимостью поставок из других субъектов.
В строительной отрасли Дальнего Востока развитие наблюдается прежде всего в жилищном строительстве. Согласно данным Росстата, на Дальнем Востоке по динамике объемов работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», в январе-ноябре 2024 г. (Таблица 1) наблюдался спад (индекс - 95,7%). При этом положительную динамику демонстрировали четыре региона – Хабаровский край (+29,8%), Приморский край (+12,6%), Сахалинская область (+2,1%) и Еврейская АО (+0,6%). Более всего объемы строительных работ сократились в Чукотском АО (72,5%) и Амурской области (74,5%).
Тем не менее по объемам жилищного строительства в январе-ноябре (с учетом ИЖС) большинство субъектов ДФО и Иркутская область продемонстрировали рост (Таблица 2). Лидерами по данному показателю являлись Еврейская АО (+74,3%), Бурятия (+36,9%), Забайкальский край (+32,9%) и Чукотский АО (+32,9%). Отрицательная динамика по вводу жилья за отчетный период была зафиксирована только в Сахалинской (сокращение индекса до 79,5%) и Магаданской (78,3%) областях.
По данным Минвостокразвития на октябрь 2024 г., на Дальнем Востоке возводится 7 млн кв. м жилья, что на 35% больше, чем в октябре 2023 г. и в три раза больше по сравнению с 2019 г., когда была запущена программа «Дальневосточная ипотека», которую в министерстве рассматривают в качестве основного драйвера развития жилищного строительства в макрорегионе. По объемам строительства жилья в ДФО и Байкальском регионе лидируют[1] Приморский край (3,04 млн кв. м жилья), Хабаровский край (1,3 млн кв. м), Иркутская область (824 тыс. кв. м), Бурятия (715 тыс. кв. м) и Якутия (653 тыс. кв, м).
Большую часть многоквартирных жилых домов в дальневосточных регионах на сегодняшний день возводят федеральные девелоперы. В частности, лидерами являются Группа «ПИК»[2] (387 тыс. кв. м), «Талан»[3] (302 тыс. кв. м), «Самолёт»[4] (183 тыс. кв. м). При этом в первую пятерку крупнейших застройщиков входят также две региональные дальневосточные компании – «Эскадра»[5] (Приморский край) и «СмитИнвест»[6] (Бурятия).
При этом отмечается увеличение объемов индивидуального жилищного строительства в сельской местности. В январе-сентябре 2024 г. в сельской местности на Дальнем Востоке было возведено 258 тыс. кв. м жилья (36% всего построенного за данный период жилого фонда в регионе). По сравнению с соответствующим периодом 2023 г. объем ввода домов в сельской местности Дальнего Востока вырос на 27%, ДФО занимает первое место среди федеральных округов по темпам роста сельской застройки. Основная доля построенных сельских домов приходится на Приморский край (23% общей площади), Бурятию (18%), Якутию (17%), Забайкальский край (13%) и Амурскую область (12%). Напомним, что наиболее востребованным видом использования земель в рамках программы «Дальневосточный гектар» является именно возведение собственного жилья (51% от всех видов использования земли по программе). Строительство в сельской местности граждане осуществляют преимущественно самостоятельно, только 11% общего объема введенных площадей в сельской местности приходится на долю компаний.
За 2024 г. на Дальнем Востоке по предварительным данным было введено 4,7 млн кв. м жилья, что на 2% больше, чем в 2023 г. Лидерами по завершенному строительству являются Приморский край, Якутия, Амурская область, Бурятия. Вице-премьер, полпред президента в ДФО Ю.Трутнев заявил, что значительный вклад в увеличение жилищного строительства на Дальнем Востоке внесло продление программы дальневосточной ипотеки (до конца 2030 г.). При этом сохранение льготной ипотеки для ДФО (по ставке 2% годовых) увеличило экономическую нагрузку на банки, в связи с чем в правительстве обсуждается возможность выделения дополнительных средств для поддержки кредитных организаций. В частности, Ю.Трутнев отметил, что для данных целей российским банкам необходимо около 2 млрд рублей в год, тем не менее, точная сумма финансирования еще не определена.
По итогам 2024 г. объемы выдачи кредитов по программе дальневосточной ипотеки выросли относительно 2023 г. на 21%, достигнув 232,6 млрд рублей, что стало рекордным показателем за время действия программы. Лидером по выдаче дальневосточных ипотек среди банков стал Сбербанк (156 млрд рублей). Наибольший объем кредитов по программе выдан в Приморском крае (53 млрд рублей), Якутии (36 млрд рублей) и Хабаровском крае (31 млрд рублей).
Помимо программы дальневосточной ипотеки стимулировать жилищное строительство в ДФО призвана госпрограмма «Доступное арендное жилье в ДФО». В Якутии, в городе Мирный, в возведении арендного жилья по программе примет алмазодобывающая компания «АЛРОСА». Первый арендный жилой дом на 158 квартир планируется построить до конца 2026 г. На строительство предполагается направить 1,1 млрд рублей из федерального бюджета. В Нерюнгри по программе запланировано строительство жилого комплекса «Покровские ворота» (застройщик – ГК «Профи»). Банк ДОМ.РФ открыл для данного проекта кредитную линию на 1,3 млрд рублей. Проект предполагает возведение трех четырехэтажных домов на 210 квартир. Ввод комплекса в эксплуатацию намечен на конец 2025 г.
В Забайкальском крае ДОМ.РФ предоставит специализированному застройщику «Голдгеопром»[7] 1,5 млрд рублей для строительства арендного жилого дома на 204 квартиры в Чите, завершить который планируется в 2026 г. В октябре первый арендный дом по программе «Доступное арендное жилье в ДФО» был сдан в Комсомольске-на-Амуре Хабаровского края компанией ООО «СЗ «Трестжилстрой»[8]. Сдача квартир в аренду должна начаться во втором квартале текущего года.
В рамках строительства «Дальневосточных кварталов» государство намерено оказывать поддержку при возведении инфраструктуры. Минвостокразвития РФ предоставляет целевые субсидии на строительство объектов инфраструктуры в размере 15% от стоимости проекта. В частности, на создание инфраструктуры «дальневосточного квартала» в Хабаровске (Железнодорожный район) Минвостокразвития выделит 5,5 млрд рублей. Застройщиком квартала выступает компания СЗ «Дальневосточный» (совместное предприятие девелоперских компаний DARS и Unikey).
Тем не менее в связи с ухудшающейся экономической конъюнктурой, некоторые девелоперы предпочитают пересматривать сроки реализации проектов. Группа компаний Unikey[9] (ООО Специализированный застройщик «Юникей»)[10] приняла решение о переносе сроков реализации четырех проектов на Дальнем Востоке – в Хабаровске и во Владивостоке. Их строительство предполагалось запустить в 2025 г. Причиной в компании назвали высокую ключевую ставку, из-за которой прибыль от реализации проектов может оказаться существенно меньше запланированной. В итоге начало строительства отложено на 2026 г. Во Владивостоке Unikey намеревается построить 20 тыс. кв. м жилой недвижимости с общим объемом инвестиций 3,5 млрд рублей. Площадка под ЖК расположена на улице Давыдова и входит в состав свободного порта Владивосток (СПВ).
Стоит отметить, что в Хабаровске ООО «Специализированный застройщик Юникей» завершило строительство арендного жилого дома на 240 квартир. Начало сдачи квартир в аренду запланировано на второй квартал 2025 г.
Тем временем в январе 2025 г. во Владивостоке началась разработка документации по планировке территории в районе Снеговая Падь – застройку предполагается вести по договору комплексного развития территорий (КРТ)[11]. Девелопером проекта выступает ООО СЗ «Восточный луч»[12]. КРТ в Снеговой Пади предполагает, помимо строительства жилья, возведение школы на 1,55 тыс. мест, детского сада на 420 мест, благоустройство парка и строительство культурно-просветительского центра. В целом власти Приморского края планируют реализовать проекты комплексной застройки на общей площади в 77 га – на территориях, занятых в настоящее время ветхим и аварийным жилым фондом, заброшенными участками, бывшими промзонами. Помимо Снеговой Пади (территория между улицей Полковника Фесюна и объездной трассой), к таковым территориям отнесены улицы Всеволода Сибирцева и Тунгусская, территория бывшего Спортивного рынка.
Увеличение производства строительных материалов на Дальнем Востоке рассматривается федеральным центром в качестве одной из приоритетных задач. В частности, президент РФ В.Путин по итогам визита в Якутию летом прошлого года в сентябре поручил предусмотреть дополнительные меры государственной поддержки для производства в ДФО стройматериалов. Необходимость обусловлена возрастающими логистическими затратами из-за высокой загруженности железной дороги и растущим спросом. Для создания новых производств задействуются инструменты преференциальных экономических режимов.
Так, в рамках ТОР «Хабаровск» предполагается реализовать инвестиционный проект по строительству очередного завода корпорации «Технониколь»[13] С.Колесникова и И.Рыбакова по производству строительной тепло- и звукоизоляции из каменной ваты[14]. Мощность завода составит 400 тыс. куб. м готовой продукции в год. Предприятие станет третьим производством каменной ваты данного инвестора в Хабаровском крае. Объем инвестиций в проект оценивается в более чем 3 млрд рублей. В июне 2025 г. компания рассчитывает представить результаты инженерных изысканий и проектную документацию. Завершение работ и запуск нового производства намечены на конец 2026 г. – начало 2027 г.
Также в Хабаровском крае выпуск каменной ваты ведут «Завод Техно» (бывший завод «Базальт-ДВ», вошел в состав «Технониколь» в 2007 г., окончание его реконструкции должно произойти в 2027 г.) и «Технониколь Дальний Восток» (открыт в 2016 г., резидент ТОР). Оба предприятия расположены в Хабаровске. Проектная мощность последнего предприятия с 2017 г. составляет 750 тыс. куб. м теплоизоляции в год. «Завод Техно» после модернизации должен выпускать техническую изоляцию, субстраты из каменной ваты для тепличных хозяйств (кубики и маты для выращивания растений гидропонным способом). Также на предприятии предполагается полностью автоматизировать линию судостроительной изоляции. На сегодняшний день производственная мощность завода составляет 300 тыс. куб. м в год.
В регионе предприятия «Технониколь» производят утеплитель для промышленного, гражданского и малоэтажного строительства, а также техническую изоляцию, материалы для огнезащиты и судостроения. В 2024 г. выпущено почти 900 тыс. куб. м готовой продукции, которая поставляется в 17 регионов России, в том числе во все субъекты ДФО, в Иркутскую и Новосибирскую области, также в Ставропольский край, Самарскую и Волгоградскую области.
В декабре 2024 г. в состав промышленного парка «Большой Камень» в Приморском крае вошли новые резиденты-производители стройматериалов – «Приморский завод строительных материалов» (ООО «ПЗСМ»[15]), «Южная компания» (ООО «ЮК»[16]) и ООО «ДОНВАНГ»[17]. ООО «ПЗСМ» и ООО «ЮК» рассчитывают создать заводы по производству автоклавных газобетонных блоков (которые в настоящее время не производятся в Приморье). Проект ООО «ДОНВАНГ» предполагает запустить производство каменной ваты и сэндвич-панелей.
Производство строительных материалов в рамках ТОР «Приморье» намерена запустить «Международная инвестиционно-промышленная группа компаний «Русский восточный дракон» (еще одна компания с китайским капиталом)[18]. Инвестор рассчитывает выпускать 20 тыс. т пластиковых труб, 50 тыс. алюминиевых дверей, 80 тыс. кв. м окон и 100 тыс. кв. м стеклянных навесных фасадов в год. Запуск намечен на конец 2026 г. Объем инвестиций оценивается в 547,5 млн рублей.
Производители получают поддержку от региональных властей. В Иркутской области ООО «Новый бетон» (входит в ГК «Новый город») в октябре ввело в эксплуатацию новое оборудование, приобретенное на средства займа Фонда развития промышленности региона. Запущены оборудование для подогрева инертных материалов в зимнее время и парогазовый котел отопления мощностью 2 МВт. В целом бюджет модернизации завода составил 30,9 млн рублей, сумма займа - 15,4 млн рублей.
Стоит отметить, что дальневосточные строительные предприятия также заинтересованы в упрощении поставок сырья для производства из других регионов (в том числе доломита и доломитовой муки для стекольной продукции, технического гипса, химических смол, специального щебня, негашеной извести). В частности, Ассоциация промышленно-строительного кластера Хабаровского края, объединяющая региональных производителей строительных материалов (27 предприятий), зарегистрировалась в качестве единого грузополучателя в системе ОАО «РЖД». Формирование вагонов для единого грузополучателя предполагает увеличение состава до 200 вагонов, что положительно влияет на очередность грузов[19].
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
Таблица 1. Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», январь-ноябрь 2024 года, в % к соответствующему периоду предыдущего года.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
102,0 |
Сибирский федеральный округ |
103,6 |
Иркутская область |
88,6 |
Дальневосточный федеральный округ |
95,7 |
Хабаровский край |
129,8 |
Приморский край |
112,6 |
Сахалинская область |
102,1 |
Еврейская авт. область |
100,6 |
Забайкальский край |
98,3 |
Республика Саха (Якутия) |
96,6 |
Камчатский край |
89,8 |
Республика Бурятия |
78,8 |
Магаданская область |
77,5 |
Амурская область |
74,5 |
Чукотский авт. округ |
72,5 |
Таблица 2. Строительство жилых домов, январь-ноябрь 2024 года, в % к соответствующему периоду предыдущего года.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
100,7 |
Сибирский федеральный округ |
102,4 |
Иркутская область |
116,5 |
Дальневосточный федеральный округ |
111,9 |
Еврейская авт. область |
174,3 |
Республика Бурятия |
136,9 |
Забайкальский край |
132,9 |
Чукотский авт. округ |
132,9 |
Республика Саха (Якутия) |
128,8 |
Амурская область |
107,3 |
Приморский край |
106,1 |
Камчатский край |
101,1 |
Хабаровский край |
100,2 |
Сахалинская область |
79,5 |
Магаданская область |
78,3 |
[1] По состоянию на конец января 2025 г. По данным ДОМ.РФ.
[2] В октябре 2023 г. С.Гордеев, владевший контрольным пакетом в 52,59%, снизил свою долю до 32,49%.
[3] Владелец – К.Макаров.
[4] Владельцы – М.Кенин и П.Голубков.
[5] Учредитель – В.Поздняков.
[6] Учредитель – депутат Народного Хурала Бурятии («ЕР») Г.Доржиев.
[7] Чита, учредитель М.Тютюнник.
[8] Хабаровск, учредители – Д.Ветошева, Е.Савина.
[9] Девелопер подконтролен ГК «Руал» (Казань, владелец – депутат Госсовета Татарстана А.Хабибуллин).
[10] г. Хабаровск, учредитель – А.Овчаренко.
[11] В декабре 2024 г. во Владивостоке был подписан первый договор КРТ, инициированный правообладателем земельного участка.
[12] Владивосток, учредители – И.Дульнев, В.Дарьинский, И.Козлов.
[13] В целом предприятия «Технониколь» в России выпускают более 15 млн куб. м продукции ежегодно.
[14] Широко используется в жилом и коммерческом строительстве, объем потребления стабильно растет, по предварительным данным, в 2024 г. он составил 3% относительно 2023 г.
[15] Учредитель – С.Варнаков.
[16] Учредители – А.Курбанов, Цинь Юйвэй.
[17] Учредитель – Ван Дунлай.
[18] Подконтрольна китайской «Фанюань Конструкшн Групп».
[19] Тогда как доставка 10-20 вагонов для одного грузополучателя в Хабаровском крае, как правило, попадала в конец очереди.
Дальневосточные авиастроительные предприятия играют значимую роль в программе развития гражданской авиации. Тем не менее реализация программы в целом связана с рядом трудностей, среди которых - увеличение затрат, необходимость определения новых поставщиков, ограниченные производственные возможности по некоторым комплектующим. При этом на заводах предприняты мероприятия по модернизации действующих мощностей.
На Иркутском авиационном заводе (филиал ПАО «Яковлев», «Объединённая авиастроительная корпорация») предполагается начать серийный выпуск среднемагистральных лайнеров МС-21 в 2025 г. Сроки были озвучены в октябре 2024 г. во время визита на предприятие первого заместителя председателя правительства РФ Д.Мантурова. Запланирован выпуск до 36 самолетов в год. В ОАК сообщили, что к концу 2024 г. в производственных цехах Иркутского авиационного завода собрано более 20 лайнеров МС-21, находящихся в разной степени готовности. В корпорации также отмечали, что для завершения сборки воздушных судов ожидается поставка компонентов российского производства. На иркутском предприятии в рамках проекта модернизации производственных мощностей построен новый ангар для наземной отработки и кастомизации МС-21, корпус инженерных служб, новый цех окончательной сборки военной техники, высвобождающий площади для проекта МС-21.
Тем не менее предпринимаемые ранее изменения и переносы сроков по проекту МС-21 привели к кадровым перестановкам в авиастроительной отрасли. В ноябре 2024 г. должности покинули гендиректор ПАО «Яковлев», заместитель генерального директора ОАК по гражданской авиации А.Богинский и глава ОАК Ю.Слюсарь[1].
По данным игроков отрасли увольнение А.Богинского (руководил корпорацией «Иркут» (в настоящее время – «Яковлев») с 2021 г.) произошло по указанию главы правительства М.Мишустина, в связи с проблемами в гражданской авиации. В частности, проблемы возникли с реализацией комплексной программы развития авиатранспортной отрасли (КПГА[2], разрабатывалась Минтрансом при участии Минпромторга, утверждена в 2022 г.), которая предполагает поставку около 1 тыс. самолетов до 2030 г.,[3] включая 270 лайнеров МС-21. Программу предполагается скорректировать в части сроков и объемов в 2025 г. При этом в КПГА на 2026 г. предусмотрен выпуск 22 МС-21, в 2027 г. – 36, а с 2029 г. предполагается выход на серию с выпуском по 72 самолета в год.
С января 2017 г. по декабрь 2021 г. А.Богинский занимал пост генерального директора холдинга «Вертолеты России», а в 2015-16 гг. был заместителем главы Минпромторга Д.Мантурова. Новым гендиректором ОАК назначен В.Бадеха. Он же стал управляющим ПАО «Яковлев» (будет совмещать посты). В.Бадеха прежде был генеральным директором «Объединённой двигателестроительной корпорации» (ОДК).
При этом в августе 2024 г. в ходе аудита заводов ОАК, проведенного Сбербанком и «Газпром нефтью», был зафиксирован ряд проблем, таких как недостатки проектного управления (часть вопросов долго проходит стадию согласований и утверждений), ограниченные возможности производства у поставщиков, трудности в сфере финансирования[4].
В конце минувшего года произошло несколько авиаинцидентов с самолетами Sukhoj Superjet 100 (разработан ПАО «Яковлев», выпускается Комсомольским-на-Амуре авиационным заводом), что вновь вызвало обсуждение вопроса о надежности этих лайнеров. Так, в ноябре самолет авиакомпании «Азимут» экстренно приземлился в аэропорту Красноярска из-за проблем с шасси. Также в конце ноября SSJ 100 той же авиакомпании, следовавший из Сочи, совершил жесткую посадку в аэропорту Антальи (Турция). В результате загорелся двигатель судна, но никто из пассажиров и экипажа не пострадал. Предварительной причиной жесткой посадки перевозчик назвал непрогнозируемый сдвиг ветра, а Следственный комитет России возбудил уголовное дело по статье о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта. Кроме того, в декабре самолет SSJ 100 «Азимута» совершил экстренную посадку в аэропорту Минеральных Вод (самолет выполнял рейс «Минеральные Воды – Сочи» и вернулся в аэропорт вылета) по причине срабатывания датчика неисправности топливного фильтра.
В «Ростехе», тем не менее, отмечали, что все известные авиапроисшествия с участием лайнеров SSJ 100 связаны с человеческим фактором либо с неблагоприятными внешними условиями. В Росавиации также подчеркивали отсутствие причин для отказа от эксплуатации SSJ 100. С начала эксплуатации флот SSJ 100 налетал более 1,745 млн часов и выполнил свыше 977 тыс. полетов. В эксплуатации находятся 159 самолетов различных модификаций, обслуживаемых семью российскими авиакомпаниями.
Стоит отметить, что в декабре минувшего года стало известно о решении Минпромторга в 1,5 раза сократить количество авиационных двигателей для SJ 100, МС-21 и Ту-214, производимых в РФ до 2036 г. Вместо запланированных программой развития отрасли до 2030 г. 192 единиц предполагается выпустить 128, увеличив объемы уже в 2027-30 гг. До ноября 2024 г. «Объединенная двигателестроительная корпорация» (ОДК) передала заказчикам только два мотора ПД-14 (предполагалось 12), план на 2025 г. сократился с 24 до 7 единиц.
На 2025 г. намечена поставка шести двигателей ПД-8 (предназначены для новой модификации SSJ 100 с российскими комплектующими), на 2026 г. – 44 двигателей ПД-8 и 28 ПД-14 (применяются для МС-21-310). При этом сертификация ПД-8 еще не завершена. В правительстве решение объяснили тем, что производство двигателей осуществляется в соответствии с договорами поставки, заключенными с производителями воздушных судов, а изготовление двигателей ранее сроков, предусмотренных договорами, экономически нецелесообразно и связано с возникновением расходов по хранению двигателей. Ранее на SSJ-100 ставились российско-французские двигатели SaM146, а на МС-21 – двигатели PW1431G американской компании Pratt&Whitney.
Стоимость легкого многоцелевого десятиместного самолета «Байкал» (ЛМС-901)[5] в настоящее время оценивается в сумму порядка 260 млн рублей (самолет должен заменить в региональной авиации устаревшие Ан-2). При этом ранее также называлась цифра в 455 млн рублей[6]. Не исключено, что в дальнейшем будет применено решение по аналогии с лайнерами SJ 100 и МС-21, когда разница между себестоимостью самолета и директивной ценой для авиакомпаний будет компенсироваться за счет государственного бюджета. Так, «Аэрофлот» начнет получать SJ 100 и МС-21 за 2,3 млрд рублей и 3,6 млрд рублей соответственно при себестоимости в 5,4 млрд и 9 млрд рублей.
Осенью прошлого года представить разъяснения о ходе реализации проекта, сроках и его стоимости требовал президент РФ В.Путин. После этого первый вице-премьер правительства Д.Мантуров заявил, что текущий целевой срок создания «Байкала» (сертификация и начало поставок авиакомпаниям) - 2026 год, сдвиг сроков связан с необходимостью поиска поставщиков двигателя и винта в составе лайнера. На сегодняшний день известно, что самолет будет оснащен двигателями ВК-800 (АО «УЗГА»). Сертификация винта российского производства намечена на конец 2025 г. Изначально комплексная программа развития авиационной отрасли России до 2030 г. предусматривала, что поставки самолетов «Байкал» авиакомпаниям начнутся в 2024 г., но уже в мае 2024 г. правительство РФ сместило дату выпуска на 2025 г.
Напомним, что разработчиком самолета является ООО «Байкал Инжиниринг» (дочерняя компания АО «Уральский завод гражданской авиации» (УЗГА)[7]). УЗГА в настоящее время завершает опытно-конструкторские работы для базовой комплектации самолета. Для производства самолета выбраны две площадки – завод УЗГА в Екатеринбурге и ТОР «Хабаровск» в Комсомольске-на-Амуре. Прежде также рассматривался «Улан-Удэнский авиационный завод» («Вертолеты России» «Ростеха»). Строительство производственного корпуса для сборки «Байкала» в Хабаровском крае планируется завершить в конце 2025 г. (строительство началось в январе 2024 г.). Ожидается, что в регионе будет производится до 20 таких самолетов в год.
При этом вице-премьер, полпред президента в ДФО Ю.Трутнев, критикуя ход реализации проекта «Байкал», предлагал в сентябре рассмотреть смену подрядчика. Глава Минпромторга А.Алиханов со своей стороны отметил, что смена подрядчика на данном этапе может только затянуть сроки реализации проекта, стать причиной судебных разбирательств и штрафов, а конечным результатом станет необходимость проведения новых конкурсных процедур и ухудшение финансового положения производителя.
Между тем на дальневосточных предприятиях предпринимаются меры по модернизации производства. На Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе «Объединенной авиастроительной корпорации» (ОАК) в августе 2024 г. были введены в действие новые объекты для производства самолетов-истребителей пятого поколения Су-57. Запущены корпуса отработки топливной системы, завершена первая очередь эллинга для отработки бортового радиоэлектронного оборудования для масштабирования серийного производства самолетов, готовится ввод в эксплуатацию ангара для отработки систем и наземных испытаний Су-57.
В сентябре глава Минпромторга А.Алиханов сообщил о намерении обновить оборудование «Улан-Удэнского авиационного завода». Напомним, что завод осуществляет производство и модернизацию вертолетов семейства Ми-8/171 для российских и иностранных заказчиков, комплекс сервисного обслуживания и обучение летного и инженерно-технического состава эксплуатантов вертолетов.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Ю.Слюсарь назначен врио губернатора Ростовской области.
[2] Включает восемь программ, в том числе МС-21, SJ-100, Ту-214, Ил-114, «Байкал».
[3] Изначально подразумевала производство 1081 самолета, в мае 2024 г. планируемое число воздушных судов сокращено до 994.
[4] Не предусмотрена субсидия на компенсацию затрат эксплуатантам и не найдены альтернативные механизмы финансирования проектов вместо кредитования.
[5] Предназначен для использования на местных воздушных линиях и проведения авиационных работ. Рассчитан на перевозку до 9 пассажиров или до 2 тонн груза на расстояние 1,5-3 тыс. км.
[6] При заказе самолета в 2019 г. Минпромторг указывал, что цена должна быть не выше 120 млн рублей. В октябре 2023 г. Ю.Трутнев сообщил о росте цены самолета до 178 млн рублей, в августе 2024 г. сообщалось, что его стоимость составит 455 млн рублей.
[7] Предприятие выиграло в 2019 г. тендер Минпромторга.