Приморье-2030: каким оно будет?
19.11.2018 12:58
Новая стратегия развития Приморского края: транзит, промплощадки и инновационный кластер
В Приморье, наконец, появилась новая стратегия развития до 2030 года, разработанная НИУ «Высшая школа экономики». Этот объемный документ содержит достаточно много разноплановой информации, достойной обсуждения. Здесь же мы попытаемся охватить взглядом целое и увидеть наиболее значимые его особенности.
Завод "Звезда"
НИЖЕ СРЕДНЕГО
Сверхзадачей Стратегии является «создание в крае благоприятных условий для жизни, работы, учебы и предпринимательства, обеспечивающих устойчивую миграционную привлекательность края для населения России». Стратегические приоритеты - развитие транспортной инфраструктуры и возможностей морских портов и приграничной инфраструктуры; газохимия и нефтехимия; судостроение и судоремонт; рыбохозяйственный и лесопромышленный комплекс; добыча и обогащение полезных ископаемых; сельское хозяйство; туристско-рекреационный комплекс; развитие человеческого капитала (то есть, вообще всё, что в крае есть из более-менее живой экономики). Заметим, что десяток приоритетов – это оксюморон и путь к распылению ресурсов, ибо нельзя бежать во все стороны одновременно.
С чем край подошел к 2018 году? Почти по всем экономическим показателям Приморье занимает позиции «ниже среднего»: 74 место в стране и последнее в ДФО в инвестиционном рейтинге; фондоотдача ниже средней по стране (79 место в стране и 9 место в ДФО), поступление платежей в бюджет на одного занятого в экономике - 100,27 тыс. рублей (в 2 раза ниже среднероссийского показателя). Налоговая нагрузка на основные фонды - 3,16 копеек на 1 рубль (по России - 7,9 копеек, по ДФО – 5,67 копеек), за 10 лет этот показатель в крае снизился более чем вдвое. Объем инвестиций в основной капитал на одного занятого в экономике - 125,20 тыс. руб. (50 место в стране и самое низкое в ДФО). Возможность обновления основных фондов (отношение инвестиций к стоимости основных фондов): 84 место в стране и последнее в ДФО. Инвестиционный потенциал производства добавленной стоимости: ниже среднего по России на 4,4%, и ниже среднего по ДФО на 9,5%.
По доле инвестиций в ВРП край занимает 69 место в стране и 8 в ДФО. Удельный вес инновационной продукции в объеме ВРП в крае за 10 лет уменьшился вдвое - до 0,16%, что в 40 раз ниже, чем среднем по стране (71 место в России) и в 12 раз ниже, чем в среднем по ДФО (7 место). Удельный вес инновационной продукции на одного занятого в экономике края - 1,18 тыс. руб., что в 51 раз ниже, чем среднем по стране (71 место в России) и почти в 20 раз ниже, чем в среднем по ДФО (7 место). Инвестиции в основной капитал в экономике Приморского края в 2016 году составили 123,5 млрд. рублей (96,5 млрд. рублей по крупным и средним организациям). По данному показателю Приморский край сильно отстает от других регионов Дальнего Востока (Республика Саха (Якутия) – 275 млрд руб., Сахалинская область - 248 млрд руб.).
Такие показатели сложились, несмотря на все преференции и преимущества территории - Саммит АТЭС-2012, мосты и кампус ДВФУ, ТОРы и Свободный порт, лучший на Дальнем Востоке климат, наличие моря, трех границ, наибольшую плотность населения и относительно развитую инфраструктуру. Конечно, состязание с сахалинскими нефтепромыслами в части инвестиций представляется заведомо проигрышным делом, но и по всем прочим показателям край не выглядит местом обетованным. О причинах нужно говорить отдельно, мы же обратим внимание на предлагаемые Стратегией варианты будущего. В качестве альтернатив такового рассматриваются 4 сценария, полученных сочетаниями пар факторов: «низкий/высокий темп реализации системообразующих проектов» и «низкий/высокий темп развития инфраструктуры» (производный от объёма инвестиций).
«Эволюционный сценарий». Инвестиции в развитие инфраструктуры сохраняются на текущем уровне. Сокращение инвестпрограмм госкомпаний, незначительные объемы инвестиций из АТР. Основной драйвер развития - экспорт угля, нефти и других сырьевых товаров, развитие ресурсных секторов (лес, рыба). Риск сценария – отставание от среднероссийского уровня роста (1 – 1,5% в год), отток населения.
«Инфраструктурное развитие». Госинвестиции в развитие инфраструктуры существенно возрастают, это обеспечит значительные темпы роста экономики вследствие роста перевалки грузов. Темпы реализации проектов - низкие. Темпы роста несколько выше среднероссийских (2 - 2,5%). Частные и иностранные инвестиции ограничены. Демографический прирост отсутствует.
«Опора на частного инвестора». Объемы госинвестиций в инфраструктуру остаются на прежнем уровне, рост инвестиций из стран АТР, увеличение экспорта в Китай, Республику Корею и Японию. Ускоренное развитие Приморского края как транспортно-логистического комплекса. Максимальные темпы роста - 4 - 4,3%. Миграционный прирост за счет иностранцев.
«Созидательный рост». Рост госинвестиций в инфраструктуру/рост частных (иностранных) инвестиций. Развитие ресурсных секторов, обрабатывающих производств, транспорта и логистики, туризма, образования, здравоохранения, научных исследований и разработок. Увеличение к 2030 году в структуре ВРП долей сельского хозяйства (на 0,5%), рыбоводства и рыболовства (0,4%), сферы услуг (1,2%), образования и здравоохранения (0,8%), транспортных услуг (1,8%), промышленного производства (до 14,5%). Снижение долей строительства (до 5,7%), торговли (до 16,7%), государственного управления (до 6%). К 2030 г. доходы консолидированного бюджета увеличатся в 3 раза (по сравнению с 2018 г) и превысят 476,2 млрд. рублей. Численность населения вырастет на 5,9%, вырастут реальные доходы населения (на 189,4%) и зарплата (на 174,5%).
Последний сценарий выбран в качестве целевого. Версия снижения госинвестиций в инфраструктуру и отсутствия частных капиталов почему-то не рассматривается – очевидно, чтобы не расстраивать заказчика. Спору нет, при наличии альтернативы любой субъект (в т.ч., субъект Федерации) предпочтёт быть богатым и здоровым, нежели бедным и больным. Стремление разработчиков задать краю высокую планку в качестве целевого ориентира представляется в высшей степени похвальным, осталось понять – как обеспечить всю эту красоту?
ТРИ СЛОНА ПРИМОРСКОЙ ЭКОНОМИКИ
Наибольший рост выработки продукции ожидается в транспорте (270 млрд руб. на 1 этапе и 430 – на 2-м), машиностроении (на 2 этапе – 370 млрд. руб.), и нефтегазовой индустрии (360 млрд руб. но 2 этапе). Перспективы других отраслей оцениваются существенно ниже: добыча и переработка морепродуктов – 130 (к 2030 г – 213) млрд руб., сельское хозяйство - 45, лесопромышленный комплекс – 45, горно-металлургическая отрасль – 40 (все цифры даны в млрд руб. по 2 этапу, т.е., до 2025 г).
В сфере
транспорта – масса инвестпроектов: «Большой порт Зарубино», ВКАД, автодороги Владивосток - Находка - порт Восточный, Уссурийск - Пограничный – госграница, порт «Вера», «Новый угольный терминал» в Партизанском районе, угольный терминал в б. Суходол, МТК «Приморье-1» и «Приморье-2», перегрузочные комплексы в Славянке, б. Перевозной и Восточном, нефтеперегрузочный комплекс в б. Елизарова и другие. Общий объем инвестиций оценивается в 977 млрд руб. Портовые мощности края модернизируются по программе Росморфлота, к 2024 г. их общая пропускная способность должна достичь 157,65 млн. тонн при базовом сценарии развития (рост на 34,65 млн. т) или 243,9 млн. тонн при оптимистическом сценарии (рост на 120,9 млн. т). Предлагаются такие меры, как развитие трансграничной, портовой инфраструктуры, повышение эффективности работы таможенных служб (1 этап), развитие логистических сервисов, специализированных услуг в припортовых зонах, развитии цифровой инфраструктуры и технологий в транспорте и логистике (2 этап). К концу 3 этапа в крае должен быть сформирован международный и межрегиональный транспортно-логистический центр, внедрены цифровые решения, проведены строительство и реконструкция сети автомобильных и железных дорог в северной части края (включая автодорогу от Бикина до Сергеевки и ж/д ветку Новочугуевка – Ольга – Рудная Пристань).
Машиностроение. Отрасль должна расти за счет кластера судостроения, формируемого вокруг комплекса «Звезда», куда должны войти локализованные сборочные производства и технопарки. Кроме того, должен быть создан инновационный кластер по подводной робототехнике и морскому приборостроению. К этой же сфере относятся проект развития судоремонта на Славянском СРЗ, завод по производству винто-рулевых колонок «Сапфир» и композитное кораблестроение. Объем ожидаемых инвестиций - 153 млрд руб. К 2020 году объемы вырастут до 180 млрд. руб., к 2025 - до 370 млрд руб., к 2030 году – до 700 млрд. На третьем этапе, до 2030г., регион может стать специализированным производственным хабом.
Переработка углеводородов. Инвестпроекты - ВНХК (660 млрд руб.) и Находкинский завод минудобрений (464,5 млрд руб.). Предполагается создание в крае конкурентоспособного на международном уровне нефтегазохимического кластера, обеспечивающего экспорт в страны АТР продукции с высокой добавленной стоимостью.
Рыбохозяйственный комплекс. Инвестпроекты на общую сумму около 63 млрд руб., среди которых - завод по переработке рыбной продукции; модернизация флота для глубоководного лова; организация рыбного рынка в г. Владивосток; создание кластера аквакультуры; модернизация холодильно-складской инфраструктуры и другие. Предполагаются такие шаги, как углубление береговой переработки морепродуктов, развитие инфраструктуры перевалки и перевозки рыбы, расширение вылова перспективных видов рыб и морепродуктов, развитие безотходного производства, добыча в открытых районах Мирового океана, а также продвижение продукции РХК на экспортных рынках.
Агропром. Основные инвестпроекты: свинокомплексы «Русагро» и «Приморского бекона», строительство межрегионального оптового распределительного центра, проекты «ТиЭйч Рус Приморский» (животноводство), «ХАПК ГринАгро» (молочные фермы) и другие, всего 17 проектов на общую сумму около 183 млрд руб. Задачи: расширение производства за счет развития органического земледелия, животноводства, введения в оборот неиспользуемых земель и создания производственных кооперативов; повышение эффективности агропромышленных компаний за счет использования новых технологий производства и переработки; выход на рынки стран АТР; повышение квалификации кадров.
«Зоной прорыва» считается
сфера науки и технологий, в которой планируется формирование инновационного кластера на базе Дальневосточного федерального университета. Планируемые инвестиции – 141 млрд руб. На эти деньги на о. Русский должны быть построены технопарк, «центр цифрового развития», установка «мегасайенс» (возможно, синхротрон?), пул инжиниринговых и R&D подразделений госкорпораций и крупных компаний. Задача развития технологического предпринимательства и инновационной инфраструктуры, системы поддержки коммерциализации технологий включает такие шаги, как вхождение научных организаций Приморского края в направления “MariNet”, “FoodNet”. “HealthNet” “AeroNet’ и “AvtoNet” Национальной технологической инициативы; создание регионального инструмента субсидирования внедрения научных разработок (по-простому – регионального венчурного фонда); поддержка технологического брокерства. Кроме того, предлагается поддерживать быстрорастущие высокотехнологичные малые и средние компании, расширять экспорт инновационно-активных предприятий, готовить кадры с учетом инновационных потребностей предприятий. Заказчиками и потребителями инноваций должны стать вновь формируемые кластеры – нефтегазовый, машиностроительный, агропромышленный, транспортный, рыбный и другие. Результатом станет радикальная модернизация традиционных и появление новых секторов специализации региональной экономики.
КАК ПОПАСТЬ В БУДУЩЕЕ
Из этого краткого обзора можно сделать несколько выводов. Первый: должна быть разработана система обратной связи - мониторинга (контроля) выполнения Стратегии и механизм её корректировки.
Второй. Новая стратегия продолжает логику массированной «вторичной индустриализации» края, направленной на достройку инфраструктуры 1-й (авто- и железные дороги) и 2-й (машиностроение, нефтехимия, транспортные хабы) промышленной революции. Большая часть этой инфраструктуры будет включена в производственные схемы стран СВА, меньшая - задействована на развитии внутреннего рынка ДФО. Инфраструктура 3-й промреволюции представлена инновационным кластером на о. Русский. Образ будущего для края - это транспортно-транзитная и промышленная зона, в которой есть потенциально заметные сегменты переработки с гарантированным спросом, ориентированные на внутренний рынок судостроение и нефтехимия (сюда же по мере модернизации будет смещаться леспром); и потенциально экспортные рыба и сельское хозяйство.
Третий. С точки зрения теории стратегического менеджмента (см. классический труд И. Ансоффа), рассматриваемый документ относится к жанру, скорее, не стратегического, а долгосрочного планирования, поскольку представляет собой экстраполяцию заданных трендов в будущее -причём, трендов, заданных не краем, а внешними по отношению к нему игроками (правительством РФ, государственными и частными компаниями). Фактически, мы имеем дело с долгосрочной программой развития Приморья, в которой федеральные задачи спроецированы на уровень документа краевого значения. Эти тренды определяют будущее как «продолженное настоящее»: в Стратегии практически нет новых крупных проектов (кроме угольных терминалов), которые бы не были заявлены в течение предыдущих 3-5 лет. Мест для собственно приморских акторов (администрации, муниципалитетов, бизнеса, науки, медицины, образования и т.д.) оставлено не так много: кроме получения социальных благ, это участие в «кластерах», поддержание систем жизнеобеспечения и посильное содействие большим игрокам в их многотрудном деле развития региона. Таким образом, констатируется, что развитие данной территории невозможно только за счет внутренних ресурсов (финансовых, природных, компетентностных и прочих), ввиду их очевидного несоответствия масштабам задач.
И, наконец, четвертый. Попадание в «оптимистический сценарий» для края не гарантировано - хотя бы потому, что его основные составляющие (уровень госинвестиций и частных вложений) зависят не столько от края, сколько от других игроков и факторов. В этой ситуации представляется целесообразным в рамках общей стратегии развития края определить внутренние приоритеты собственно приморских активных групп. Позволим себе указать несколько актуальных, на наш взгляд, направлений для такого действия.
Нужно определить направления экономики, приоритетные для приморских стейкхолдеров, в которых, в отличие от мегапроектов судостроения и нефтепереработки, они могут выступать инициаторами и владельцами «контрольного пакета». Такими направлениями, на первый взгляд, являются лес, рыба, строительство, ИКТ (практически не представленные в Стратегии), сельское хозяйство и производство пищевых продуктов, торговля, логистика, туризм, некоторые сферы промышленного производства. В этой части Стратегия даёт вполне разумную рекомендацию - разработать краевую программу развития промышленности. Кроме того, было бы полезно разработать и запустить ряд краевых программ, обладающих мультипликативным эффектом – например, программу деревянного домостроения.
Нужно включать местный бизнес в качестве подрядчика в приморские мегапроекты госкорпораций и крупных компаний, для чего провести анализ нормативных документов ТОР и СПВ, и при необходимости внести в них изменения.
Край должен активно участвовать в формировании научно-технологического и инновационного кластера, который потенциально может стать для Приморья пропуском в постиндустриальный ландшафт следующего технологического уклада. Успешность этого мегапроекта, несмотря на его поддержку на высшем уровне, не очевидна, поскольку для создания такого кластера, кроме денег и политической воли, необходимы ещё как минимум два условия: сверх-концентрация интеллектуальных ресурсов и высокая степень сплоченности участников. Пока мы не наблюдаем вокруг проекта ни того, ни другого. Для повышения шансов на успех нужно разработать стратегию инновационного развития края и запустить обсуждение кластера между основными участниками - ДВФУ, ДВО РАН и компаниями - резидентами, результаты обсуждения должны быть предъявлены разработчику проекта.
Лев Коломыц
Теги: