Ставка на умудренных жизненным опытом сотрудников принесла хозяевам хабаровской сети прачечных успех и в развитии собственного дела, и победу на всероссийском конкурсе «Мой добрый бизнес», который проводит Минэкономразвития РФ.
От предложений платного продвижения владельцы семейного бизнеса «Стирай-Город» Мария и Евгений Масловы вежливо отказываются: «сарафанное радио» сполна обеспечивает загрузкой четыре их прачечных. Поначалу проект задумывался как прачечные самообслуживания, но дело пошло со скрипом. Пришлось нанимать персонал и по мере развития бизнеса выкристаллизовалась тенденция: самые надёжные сотрудники – возрастные.
Имея три четверти работников из числа пенсионеров, за победу в номинации «Лучший проект в сфере обеспечения занятости, вовлечения в социально активную деятельность лиц, нуждающихся в социальном сопровождении» Масловы особенно и не боролись – подали документы и… благополучно забыли. Поэтому звонок от организаторов конкурса из Москвы показался Марии подозрительным.
– Честно говоря, когда мне позвонили и пригасили в Санкт-Петербург, я подумала, что это шутка, – рассказывает Мария. – Документы мы подали ещё год назад, из Хабаровска на всероссийский уровень никто никогда не проходил, награждение на региональном уровне прошло ещё полгода назад – у меня есть статуэтка прекрасная… а тут звонят и говорят: «Вы победили в конкурсе, нужны ваши паспортные данные!». Я подумала, что сейчас будут разводить на деньги или что-то в этом духе. Оказалось – нет, мы победили и в финале!
Во время рассказа Мария то и дело смеётся, вспоминая, как девушка из колл-центра посетовала, на то, что очень сложно с дальневосточниками созвониться и договориться. У наших земляков уже на уровне рефлекса выработалась реакция на номера телефонов с кодом не домашнего региона – «Звонят мошенники!».
Мы стоим в подвальном помещении, в одной из прачечных «Стирай-Город». На вешалках ждут своих хозяев постиранные пуховики, на полках разложены менее габаритные заказы. Нашей беседе аккомпанирует гул стиральных машинок, перемежаемый их же писком, когда стирка заканчивается. Мария по случаю интервью в стильном светло-бежевом костюме. Обычный рабочий наряд, конечно, много проще – джинсы-майка, но то ли эффектный образ, то ли взволнованный голос собеседницы погружают в торжественность церемонии награждения, которая состоялась в Ельцинской библиотеке.
– Это было в первый день Петербургского международного экономического форума. Большущий зал, были приглашены оперные певцы, звучала живая музыка, всё было очень красиво, – вспоминает Мария. – Тут мы узнали, что стали призёрами, для меня это было очень значимо. Вообще было много номинаций и победителей – и по работе с инвалидами, и по созданию особой среды, кто-то собирал вещи, кто-то создал школу футбола для детей. Абсолютно разные люди и проекты. Но, как мне кажется, помимо того, что для победы нужно быть социальным предпринимателем, нужно быть хорошим человеком. Помимо создания рабочих мест, жюри надо было зацепить чем-то ещё… Уж не знаю, чем конкретно зацепили мы, но впервые за пять лет существования конкурса мы стали первыми представителями Хабаровского края в его финале.
К тому, чтобы в приеме на работу отдавать предпочтение людям старшего возраста, в «Стирай-Городе» пришли не сразу. Когда стало понятно, что модель с прачечными самообслуживания не работает и нужны не просто администраторы, но такие сотрудники, которые своими руками положат вещи в стиральную машину, брали всех. Брали иногда и из желания поддержать, и из жалости – так было с человеком, искавшим работу после освобождения из колонии. Брали разных людей, но в молодых быстро разочаровались: им то маникюр мешает, то время не подходит, то жарко, то холодно, или «пахнет». «Золотым» возрастом в итоге стали предпенсионеры и те, кто уже вышел на пенсию.
– Эти женщины приходят и начинают работать – пахнет-не пахнет, ногти – не ногти, стоит и работает – рассказывает Мария. – При этом круг обязанностей у наших фей самый широкий. Плюс для клиента – он работает с одним человеком: пришёл, сдал вещи конкретному сотруднику, обговорил с ним все нюансы, и этот же сотрудник постирает, посушит, погладит и выдаст. То есть заказчик имеет прямой контакт с исполнителем и гарантированную обратную связь, в отличие от больших прачечных или химчисток, где многоэтапность, где один принял, другой отвез, третий заложил в машинку.
Для нас плюс в таких сотрудниках в том, что это люди с большим жизненным опытом, с ними легко договориться, они очень благодарные и ответственные, они друг друга подменяют без проблем. Мы работаем уже девятый год, в жизни у всех происходят разные события – радостные и не очень, но они всегда находят возможность подменить коллегу. Не уверена, что в молодом коллективе кто-то готов делать такие сверхусилия.
Статус социального предпринимателя – не присваивается автоматически. Его надо заслужить и ежегодно подтверждать.
– Всего существует четыре категории социальных предпринимателей, – рассказывает Екатерина Чабан, руководитель центра «Мой бизнес» Хабаровского края. – Это те, кто работает с гражданами из социально незащищенных слоёв населения: либо их трудоустраивает, либо для них производит продукцию, либо у них продукцию закупает. Плюс ещё есть категория с определённым перечнем ОКВЭД, как правило, это работа с детьми, дошкольное образование, развивающая деятельность.
Те, кто помогает другим, и сами заслуживают поддержки. В Хабаровском крае социальные предприниматели могут рассчитывать на целый комплекс мероприятий, которые облегчат ведение своего дела. Так в центре «Мой бизнес» к их услугам бесплатные консультации и тренинги. Кроме того, тем, кто работает по упрощенной системе налогообложения в 2022 году снизили ставку налога с 6% до 3% - для выбравших в качестве объекта налогообложения «доходы», и с 15% до 8% для налогоплательщиков, выбравших «доходы минус расходы». Этот режим действует и в 2023 году, причем решением губернатора Хабаровского края он продлен до 2025 года. Плюс, занесённым в реестр социальных предпринимателей доступна грантовая поддержка от 100 тыс. до полумиллиона рублей на развитие бизнеса.
Алексей Збарский
Юбилейная подстанция
Справка:
Предприятие «Энергоимпульс+» уже более 25 лет занимается производством и оснащением распределительных подстанций – от мобильных до капитальных бетонных. Ежегодно компания производит около 100 подстанций различного типа. Электрооборудование востребовано как для решения локальных задач региональных заказчиков, так и для глобальных инфраструктурных проектов федерального масштаба. В портфолио предприятия такие проекты, как космодром Восточный, объекты саммита АТЭС во Владивостоке, Олимпийская деревня в Сочи. Оборот предприятия около 1 млрд рублей в год. По результатам 2022 года будет выплачено около 200 млн рублей налогов. Средняя зарплата на предприятии – 77 тыс. рублей.
Морской порт «Суходол» создается с целью облегчения доступа к портовой инфраструктуре малых и средних угледобывающих предприятий. Ввод в эксплуатацию намечен на текущий год. Мощность перевалки угольного порта предполагается в объеме два млн тонн угля (в 2023 году), к 2025 году должна превысить 12 млн тонн. Планы также включают увеличение грузооборота до 20 млн тонн угля в год.
Основные производственные мощности «Энергоимпульса+» расположены в Хабаровске что позволяет экономически выгодно выстраивать логистику в любой регион России. Компания является резидентом ТОР «Хабаровск», работает в составе индустриального парка «Авангард».
«У нас случилось знаковое событие – с 2019 года, как мы стали резидентом ТОР, мы запустили подстанции в бетонной оболочке – и уже произвели сотую по счету подстанцию – она отправится в Приморье в строящийся угольный порт Суходол. Она будет одной из ключевых подстанций для энергоснабжения», – говорит коммерческий директор ООО «Энергоимпульс+» Данила Шандрук.
Данила Шандрук, коммерческий директор ООО «Энергоимпульс+»
фото: EastRussia
Для производства электрооборудования предприятие закупает коммутационную аппаратуру, выключатели, контакторы, разъединители и оборудование релейной защиты. Закупки делают, в основном, у китайских и турецких производителей. Все конечные изделия — щитовую продукцию, ячейки среднего напряжения, готовые подстанции — производят своими силами.
Ранее компания закупала необходимые запчасти у зарубежных партнеров: Schneider Electric, Siemens, Hyundai Electric, ABB и ряда других. В настоящее время для ряда крупных клиентов, готовых потратить больше времени и денег (в основном – порты), налажены поставки оригинального оборудования в рамках параллельного импорта. По словам специалистов, это актуально для тех объектов, где уже начали создавать систему электроснабжения на оборудовании определенной фирмы: для более надежной работы лучше не менять производителя.
«Мы поставляем свою продукцию в 123 города и населенных пункта России. Внешний рынок по нашему направлению рассматривать нет смысла – для стран СНГ получается сложная логистика, а для стран АТР – это другие электротехнические стандарты, а также там достаточно своих игроков на этом рынке. У нас 70% бизнеса – это железная дорога и морские порты. Мы имеем разрешение РЖД на применение нашего оборудования в установках магистрали и плотно работаем с тремя дорогами из 16 – Дальневосточной, Забайкальской и Восточно-Сибирской. В ближайший год планируем освоить дополнительную специализированную железнодорожную номенклатуру, которую никто на Дальнем Востоке не производит», – рассказывает Данила Шандрук.
Он добавляет, что у морских портов пользуется спросом электрооборудование «Энерогоимпульса+» в бетонном исполнении: металл подвержен коррозии, а бетонные конструкции хорошо зарекомендовали себя в эксплуатации. Бетонные корпуса на «Энергоимпульсе» строят сами – с нуля. Привозить их было нерентабельно, в регионе их на момент запуска собственного производства не выпускали и теперь это – экономически оправданное решение.
фото: EastRussia
Компания «Энергоимпульс+» как резидент индустриального парка «Авангард», где размещаются еще 14 компаний, имеет ряд преференций, которые облегчают работу – парк предоставляет земельные участки со всей необходимой коммунальной и инженерной инфраструктурой, а также помогает в развитии деятельности резидентов.
Коммерческий директор индустриального парка «Авангард» Тимофей Казанцев рассказал, что в 2015 году частный индустриальный парк вошел в состав ТОР «Хабаровск», и на сегодня занято 85% территории.
«Это очень благоприятное место – с учетом тех льгот и преференций, которые предоставляет государство. Мы создаем условия, когда инвестор заходит и через несколько месяцев начинает вести производственную деятельность, при этом экономя на налогах. Социальные взносы для резидентов составляют 7,6%, в то время как другие платят 32%, кроме этого, налог на прибыль, на имущество и на землю составляет 0% в течение пяти лет, также резиденты почти в два раза экономят на энергозатратах. Мы выстраиваем конструктивный, позитивный диалог со всеми резидентами, мы настроены на развитие и на расширение бизнеса», – рассказал он.
фото: EastRussia
Казанцев пояснил, что в планах — строительство второй площадки парка «Авангард» на территории «Ракитное», которая располагается также на ТОР «Хабаровск». Там резидентам будут доступны аналогичные преференции.
«Планируем завести туда логистические комплексы, в том числе федерального значения, которые готовы прийти в Хабаровский край для реализации своего бизнеса – в регионе очень развитая логистика. Те проекты, которые откроют нам коридор в Азию, в последствии будут реализованы через Большой Уссурийский, где будет построен транспортный сухопутный переход через границу», – добавил он.
Приморский завод по производству крабовых палочек, рыбной колбасы и полуфабрикатов из сурими «КВЭН» с 2014 года перешел с американского сурими на японское, а с 2021 года ушел от зарубежных поставок и теперь использует сырье, изготовленное на Дальнем Востоке. Как повлияли антироссийские санкции на дальневосточного производителя выясняло информагентство EastRussia.
С прошлого года «КВЭН» закупает сурими (концентрированный белок океанических рыб белых пород) у курильских компаний, которые производят его из дальневосточной рыбы на своих береговых заводах. Также поставщиком предприятия является Русская рыбопромышленная компания, которая производит его на новейшем судне прямо в море.
По словам гендиректора АО «КВЭН» Евгения Моргункова, технологи завода подтвердили высокое качество дальневосточного сурими.
«Оказалось, что наше ничем не хуже японского. Например, вьетнамский сурими, который делается из южных рыб, не подходит для имитации краба – он серо-желтый и имеет сильный запах рыбы. С прошлого года на постоянной основе покупаем дальневосточное сырье. Благодарны РРПК, что они не подняли для нас цену. Вообще сурими дорогой, а за последние шесть-семь лет он поднялся в цене в два раза».
Основной вид продукции рыбоперерабатывающего завода – крабовая палочка простая и крабовая палочка снежная. В ассортименте есть линейка премиальных продуктов – «Снежный краб» и «Суперснежный краб», для производства которых используется более высокий сорт сурими, его большее содержание. Популярный продукт создается по традиционной японской технологии с добавлением натурального крабового мяса и других ингредиентов.
«Сурими не имеет ни вкуса, ни запаха. Мы используем только натуральные ароматизаторы – очень щепетильно относимся к этому, наши технологи химические добавки не используют, это – приоритет. Мы как-то пытались полностью из сурими сделать палочки – они напоминают желатиновые конфеты. Невозможно сделать котлеты, не добавив других ингредиентов – любая хозяйка знает».
Также в ассортименте «КВЭН» – рыбная колбаса, котлеты, биточки (из рыбы и кальмара). Помимо имитации краба, завод может изготавливать имитацию гребешка. Раньше выпускали рыбные сосиски, но пока производство на паузе – на них мало заявок. В дальневосточные магазины поступает 95% продукции. Относительно ценовой политики предприятия Евгений Моргунков отмечает, что вся продукция вполне доступна.
«Мы не стремились делать очень дорогой продукт, потому что тогда он будет охватывать ограниченный контингент жителей, а это неправильно, высококачественный продукт должен быть доступен всем. Ежемесячно у нас проходят акции на разные виды продукции. Мы все реализуем через компанию “РодСтор “. Есть согласование снижения цен на август – сумма снижения 15%».
Завод «КВЭН» может производить до 500 тонн готовой продукции в месяц. Однако в настоящее время мощности задействован не все. При этом на заводе отмечают высокий спрос – продукция востребована. Для контроля на предприятии работает собственная аккредитованная лаборатория. Завод использует японскую линию по производству крабовых палочек, упаковочную машину германского производства, есть скороморозильная камера и холодильники.
По объективным причинам актуальной проблемой становится замена комплектующих для иностранной техники. Из-за отказа заводов-изготовителей экспортировать детали в Россию, приморский рыбоперерабатывающий завод ищет российские аналоги.
Развитие импортозамещающих производств в усложнившихся экономических условиях приобрело стратегическое значение. ЕastRussia наблюдает за работой дальневосточных предприятий, стремящихся восполнить дефицит и наполнить рынок отечественной продукцией.
Предприятие «Союзкомпозит» за счет реализации нового инвестпроекта сможет увеличить производство ДКП до 1000 тонн ежегодно (рост производственных мощностей составит 250 тонн), будет создано пять новых рабочих мест (штат сотрудников увеличится до 30 человек). Налоговые отчисления в бюджет края составят 17,5 млн рублей за пять лет, выручка увеличится на 58 млн рублей в год.
Линия по производству террасной доски
фото: EastRussia
Древесно-полимерный композит торговой марки SEQUOIA по сравнению с натуральной древесиной имеет более высокую прочность и долговечность, водонепроницаемость, огнестойкость, устойчивость к плесени и насекомым. Новая продукция поможет сократить потребления сырья. При производстве главным образом используется натуральная древесная мука и высокоплотный полиэтилен. В производстве композитного материала на предприятии практически не используются импортные материалы. Новая линейка материалов будет более атмосферостойкая и иметь значительное сходство с натуральным деревом по тактильным и визуальным ощущениям.
Как рассказал главный инженер компании «Союзкомпозит» Александр Ковалев, продукцию в основном производят из опилков лиственницы, поставляемых из Комсомольска-на-Амуре, пластик получают также от предприятий края – уже очищенный. Добавку, защищающую производимый материал от вредного воздействия солнечных лучей, заказывают в Китае. Это – единственный импортный компонент.
«Ультрафиолетовая защита – это очень дорого, и некоторые недобросовестные производители экономят на этом. Раньше мы все ввозили из Китая, а теперь производим сами – под брендом “Секвойя”. Древесно-полимерный композит может прослужить 50 лет в теории, но так как его выпускаем относительно недавно, реально это еще не проверено. Гарантию даем 25 лет, потом материал можно направить на переработку и вторичное использование», – рассказывает он, добавляя, что на Дальнем Востоке конкурентов у компании нет, а продукция предприятия поставляется потребителям из соседних регионов, а также по всей России, где пользуется большим спросом.
фото: EastRussia
Из древесно-полимерного композита ООО «Союзкомпозит» производит террасную доску и лаги, перила, столбы и балясины для ограждений, доски для заборов, ступени для лестниц, фасадные системы. Чаще всего эту продукцию используют для благоустройства придомовой территории.
Увеличить количество поставок изделий из композитного материала компания сможет за счет расширения производства: в рамках софинансирования 50/50 будет получен льготный пятилетний заем 20 млн рублей на более современное оборудование для выпуска новой линейки продукции из древесно-полимерного композита.
Как отметила и.о. директора Фонда развития промышленности Хабаровского края Татьяна Веретенникова, «Союзкомплекту» не сложно получить поддержку – это действующее производство, зарекомендовавшее себя на рынке.
«Мы не финансируем стартапы и убыточные предприятия, текущее финансовое состояние предприятия должно быть стабильным – мы должны быть уверены, что предприятие вернет полученные средства. Деньги будут выделены из регионального бюджета – 20 млн рублей на покупку технологического оборудования, также 20 млн рублей предприятие вкладывает самостоятельно на развитие своего производства. Займ сроком до пяти лет под 5% годовых с возможностью досрочного погашения. Первые три года предприятие выплачивает только проценты, основное тело займа погашается в последние два года», – уточнила Веретенникова.
фото: EastRussia
Краевой Фонд развития промышленности уже пять лет оказывает поддержку предприятиям обрабатывающего производства. Компании получают льготные займы на развитие и модернизацию производства, покупку и реконструкцию технологического оборудования. Минимальная сумма – пять млн рублей, максимальная – пять млрд рублей (выдается федеральным Фондом развития промышленности при содействии регионального).
В 2022 году в региональный фонд было подано 16 заявок, деньги получили четыре компании, прошли согласование восемь – вскоре они получат средства. По словам Татьяны Веретенниковой, от подачи заявки до получения средств может пройти до полугода, региональные займы выдают быстрее – тут срок до двух месяцев.
«Сроки стараемся не затягивать. Мы продолжаем выдавать предприятиям льготные займы для реализации проектов по приоритетным направлениям российской промышленности. Предприятия могут рассчитывать на займы в сумме от пяти до 100 млн рублей с процентной ставкой 1-5%. И сейчас они как никогда более привлекательны для предприятий», – отметила Татьяна Веретенникова.
В 2022-2023 годах из краевого и федерального бюджетов выделено 268,5 млн рублей на финансирование деятельности регионального Фонда развития промышленности.
От предложений платного продвижения владельцы семейного бизнеса «Стирай-Город» Мария и Евгений Масловы вежливо отказываются: «сарафанное радио» сполна обеспечивает загрузкой четыре их прачечных. Поначалу проект задумывался как прачечные самообслуживания, но дело пошло со скрипом. Пришлось нанимать персонал и по мере развития бизнеса выкристаллизовалась тенденция: самые надёжные сотрудники – возрастные.
Имея три четверти работников из числа пенсионеров, за победу в номинации «Лучший проект в сфере обеспечения занятости, вовлечения в социально активную деятельность лиц, нуждающихся в социальном сопровождении» Масловы особенно и не боролись – подали документы и… благополучно забыли. Поэтому звонок от организаторов конкурса из Москвы показался Марии подозрительным.
– Честно говоря, когда мне позвонили и пригасили в Санкт-Петербург, я подумала, что это шутка, – рассказывает Мария. – Документы мы подали ещё год назад, из Хабаровска на всероссийский уровень никто никогда не проходил, награждение на региональном уровне прошло ещё полгода назад – у меня есть статуэтка прекрасная… а тут звонят и говорят: «Вы победили в конкурсе, нужны ваши паспортные данные!». Я подумала, что сейчас будут разводить на деньги или что-то в этом духе. Оказалось – нет, мы победили и в финале!
Во время рассказа Мария то и дело смеётся, вспоминая, как девушка из колл-центра посетовала, на то, что очень сложно с дальневосточниками созвониться и договориться. У наших земляков уже на уровне рефлекса выработалась реакция на номера телефонов с кодом не домашнего региона – «Звонят мошенники!».
Мы стоим в подвальном помещении, в одной из прачечных «Стирай-Город». На вешалках ждут своих хозяев постиранные пуховики, на полках разложены менее габаритные заказы. Нашей беседе аккомпанирует гул стиральных машинок, перемежаемый их же писком, когда стирка заканчивается. Мария по случаю интервью в стильном светло-бежевом костюме. Обычный рабочий наряд, конечно, много проще – джинсы-майка, но то ли эффектный образ, то ли взволнованный голос собеседницы погружают в торжественность церемонии награждения, которая состоялась в Ельцинской библиотеке.
– Это было в первый день Петербургского международного экономического форума. Большущий зал, были приглашены оперные певцы, звучала живая музыка, всё было очень красиво, – вспоминает Мария. – Тут мы узнали, что стали призёрами, для меня это было очень значимо. Вообще было много номинаций и победителей – и по работе с инвалидами, и по созданию особой среды, кто-то собирал вещи, кто-то создал школу футбола для детей. Абсолютно разные люди и проекты. Но, как мне кажется, помимо того, что для победы нужно быть социальным предпринимателем, нужно быть хорошим человеком. Помимо создания рабочих мест, жюри надо было зацепить чем-то ещё… Уж не знаю, чем конкретно зацепили мы, но впервые за пять лет существования конкурса мы стали первыми представителями Хабаровского края в его финале.
К тому, чтобы в приеме на работу отдавать предпочтение людям старшего возраста, в «Стирай-Городе» пришли не сразу. Когда стало понятно, что модель с прачечными самообслуживания не работает и нужны не просто администраторы, но такие сотрудники, которые своими руками положат вещи в стиральную машину, брали всех. Брали иногда и из желания поддержать, и из жалости – так было с человеком, искавшим работу после освобождения из колонии. Брали разных людей, но в молодых быстро разочаровались: им то маникюр мешает, то время не подходит, то жарко, то холодно, или «пахнет». «Золотым» возрастом в итоге стали предпенсионеры и те, кто уже вышел на пенсию.
– Эти женщины приходят и начинают работать – пахнет-не пахнет, ногти – не ногти, стоит и работает – рассказывает Мария. – При этом круг обязанностей у наших фей самый широкий. Плюс для клиента – он работает с одним человеком: пришёл, сдал вещи конкретному сотруднику, обговорил с ним все нюансы, и этот же сотрудник постирает, посушит, погладит и выдаст. То есть заказчик имеет прямой контакт с исполнителем и гарантированную обратную связь, в отличие от больших прачечных или химчисток, где многоэтапность, где один принял, другой отвез, третий заложил в машинку.
Для нас плюс в таких сотрудниках в том, что это люди с большим жизненным опытом, с ними легко договориться, они очень благодарные и ответственные, они друг друга подменяют без проблем. Мы работаем уже девятый год, в жизни у всех происходят разные события – радостные и не очень, но они всегда находят возможность подменить коллегу. Не уверена, что в молодом коллективе кто-то готов делать такие сверхусилия.
Статус социального предпринимателя – не присваивается автоматически. Его надо заслужить и ежегодно подтверждать.
– Всего существует четыре категории социальных предпринимателей, – рассказывает Екатерина Чабан, руководитель центра «Мой бизнес» Хабаровского края. – Это те, кто работает с гражданами из социально незащищенных слоёв населения: либо их трудоустраивает, либо для них производит продукцию, либо у них продукцию закупает. Плюс ещё есть категория с определённым перечнем ОКВЭД, как правило, это работа с детьми, дошкольное образование, развивающая деятельность.
Те, кто помогает другим, и сами заслуживают поддержки. В Хабаровском крае социальные предприниматели могут рассчитывать на целый комплекс мероприятий, которые облегчат ведение своего дела. Так в центре «Мой бизнес» к их услугам бесплатные консультации и тренинги. Кроме того, тем, кто работает по упрощенной системе налогообложения в 2022 году снизили ставку налога с 6% до 3% - для выбравших в качестве объекта налогообложения «доходы», и с 15% до 8% для налогоплательщиков, выбравших «доходы минус расходы». Этот режим действует и в 2023 году, причем решением губернатора Хабаровского края он продлен до 2025 года. Плюс, занесённым в реестр социальных предпринимателей доступна грантовая поддержка от 100 тыс. до полумиллиона рублей на развитие бизнеса.
Цзоу Хун в Чите знают многие: на её предприятие водят журналистов, её показывают по ТВ, а продукцию разбирают с полок магазинов дочиста – проверено лично. С домохозяйкой, однажды поверившей в комплименты друзей, а теперь одной из лучших бизнес-леди Забайкалья, мы встретились в небольшой пекарне на улице Ленина.
«Это мой муж, – улыбаясь, представила она мужчину рядом. – Производство пельменей "Хао Чи" – наше общее дело. Название пельменей, кстати, пришло в начале работы как-то само собой. Очень хотелось отличаться на рынке полуфабрикатов, перебрали разные варианты, и вдруг решили: если пельмени китайские, то и "вкусно" должно на китайском – хао чи».
– Как каждый из вас приехал в Россию?
– Меня зовут Цзоу Хун, я индивидуальный предприниматель, приехала в Россию очень давно, живу и работаю в Чите. Бизнес мы создали в конце 2017 года, когда его зарегистрировали, а работать начали в 2018-м.
Мой супруг, по-русски его можно называть Максимом, тоже давно живёт здесь, мы вместе работаем, производим пельмени и варёное мясо. Муж не очень хорошо говорит на русском, поэтому отвечать на ваши вопросы буду я, но если какой-то вопрос будет адресован именно ему, я переведу.
– Чем отличаются китайские пельмени от русских?
– Свои пельмени мы делаем по традиционной китайской рецептуре, но в нашем производстве учитываем вкусы русских людей – всё это разработал наш главный технолог. Рецепты мы чуть корректировали, потому что в первые же полгода поняли, что, наверное, традиционная китайская приправа для русских покупателей сильно пахнет, и это непривычно.
Мы изменили рецептуру, и дело пошло. Производство мы корректировали 2-3 года, слушая в том числе и покупателей. Кто-то звонил и говорил: «У вас тесто толстое, хотелось бы тоньше», и мы делали. На все письма и звонки мы отвечали и отвечаем. Кто-то из обращавшихся нам говорил, что в пельменях с мясом и грибами нужно больше мяса - мы вообще поняли, что русские очень любят мясо (смеётся).
Несколько лет мы работали над улучшением качества нашей продукции, и с начала 2022 года производство стабилизировалось, разве что новые позиции в ассортименте появляются.
– Что вы производите сегодня?
– Семь видов пельменей и четыре вида мяса. Пельмени мясные, с овощами, с мясом и укропом, которые очень любят русские покупатели, с мясом и сельдереем, с мясом и грибами, мясом и капустой. Две новые позиции, появившиеся недавно, с конца 2022 года, – это пельмени с мясом, креветками и диким чесноком, а также пельмени с диким чесноком и куриными яйцами.
– Кому из вас с мужем первому пришла идея запустить производство?
– Может быть, чуть-чуть раньше такая идея появилась у меня, потому что приходившие к нам в гости друзья говорили, как вкусно готовлю пельмени. А почему бы не давать попробовать другим. Может быть, им тоже понравится? Я очень люблю делиться с другими, и мы задумались: может быть, начать делать пельмени? Муж сказал, что идея хорошая.
Начали мы с производства четырёх видов, потому что не знали, что понравится покупателям. Начали делать мясные, с капустой, с грибами и с сельдереем, потом добавили ещё три вида, которые сейчас мы вывели с производства, хотя про них покупатели спрашивают до сих пор. Это говядина с морковью, с мясом и болгарским перцем и веганские, куда входили капуста, древесные грибы шиитаке, морковь и лук. До сих пор многие просят. Наверное, их производство запустим заново, когда улучшим оборудование. Я предлагала тем, кто просил вегетарианские пельмени, купить пельмени с яйцом и чесноком, но некоторые отвечают, что вообще не едят продукты животного происхождения.
К сожалению, пока веганские пельмени просто невыгодно делать, но если будет шоковая заморозка, вернёмся к этому вопросу.
– В начале вашей работы наверняка не было такого, как сейчас оборудования. Как вы начинали работать, на чём?
– Бизнес мы начали вести с подготовкой, потому что если что-то делать, то делать нужно серьёзно. Сначала хотели производить пельмени ручной лепки и даже на упаковке место под надпись об этом оставили, но когда начали учить лепить китайские пельмени русских работников, то поняли, что это нереально. У каждого получалась своя форма (Цзоу смеётся, её муж кивает и улыбается).
Тем более, мы хотели масштабное производство, чтобы были большие партии, а это только машины. В Китае, Корее, Японии много похожих заводов по производству пельменей, и производство там автоматическое.
Когда мы начинали, для старта, для начальной стадии у нас оборудование было. Постепенно мы его обновили, сейчас процесс идёт: оформляем займы по поддержке промышленности Забайкальского края, хотим дополнить оборудование.
Спасибо покупателям, что нас приняли, что нас здесь любят, объёмы продаж увеличились, поэтому требуется развитие.
Многие люди звонят и говорят, что мы за годы существования не уронили качество нашей продукции, и мы это очень ценим, мы работаем для людей. Помню, в 2019 году мне позвонил один пожилой мужчина с женой, я даже расплакалась. Они сказали, что пельмени либо сами лепят, либо покупают только наши. Он сказал, что у нас многие предприниматели начинали хорошо, а потом роняли качество. Я пообещала, что меняться мы будем только в лучшую сторону.
– Как вообще начинался бизнес – как выстраивались взаимоотношения с властями?
– Мы на свой риск начали работать, бизнес начинался нелегко. Не в плане производства, а в сбытах. Честное слово, когда начали работать, мы ничего не думали – и не думали, что нужно выстраивать взаимоотношения с властями. Наша задача была постараться выполнить все обязательства, соответствовать требованию, выпустить хорошую продукцию. Конечно, перед началом работы мы много консультировались у знакомых, как правильно, какие документы необходимо получить. С тех пор стараемся вовремя и как положено делать всё. Очень много советов дали добрые люди, знакомые, которые мне очень помогли.
Может быть, они понимают, что в наше время заняться бизнесом нелегко, особенно для иностранцев. Мы особо не умеем себя рекламировать и с самого начала молча работали. Видимо, со временем больше и больше людей пробовали нашу продукцию, и сейчас в Чите многие знают нас, нам начали приглашать нас на разные мероприятия.
– Приходилось ли бороться с бюрократией? Если да, то в каких случаях?
– Я не помню, чтобы у нас были какие-либо проблемы с бюрократией.
– Насколько проще или тяжелее открыть такой же бизнес в Китае?
– Мы в Китае не пробовали открывать подобный бизнес, но, думаю, там самая большая сложность, наверное, - это конкуренция. Хотя там намного проще со сбытом, чем в России.
Здесь очень сложно войти в сети, с некоторыми мы ведём разговор уже два, три года, договор заключили давно, но, к сожалению, всё ещё не начали работать. Для нас это не совсем понятно, так как мы даём свою продукцию под реализацию и предусматриваем возврат товара - чего тогда бояться? Работаем уже 5 лет, наши пельмени и мясо пользуются популярностью. К тому же они новые, интересные для покупателей. Немало людей с других регионов пробовали нашу продукцию и жалеют, что у них там такого нет. Некоторые наши знакомые сами возят наши пельмени в Москву, Питер своими родными или детям во время отпуска, командировок или отправляют через кого-то.
– Доводилось ли вам пользоваться мерами государственной поддержки?
– Да, нам очень хорошо помогает министерство развития экономики Забайкальского края, фонд развития промышленности Забайкальского края, организация «Мой бизнес» в Чите.. Они давали нам кредиты, оказали помощь в получении сертификации, лабораторных исследований для новых видов продукции и в регистрации товарного знака.
– Кто у вас в бизнесе главный, кто принимает окончательные решения?
– Муж главный по производству, а я по всему остальному: бумаги, внешние взаимоотношения. На нём технология, качество, безопасность и многое другое.
– И контроль качества на вашем муже?
– Да.
– Максим, сколько вы пельменей съедаете ежедневно, чтобы это качество контролировать?
– Я остальные технологи пробуем продукцию из каждой партии.
Непростые вопросы воспитания
– Цзоу, а вы дома успеваете готовить?
– Иногда да, но если не успеваю, то ходим в бузную (буузы – национальное бурятское блюдо, которое делают из мяса и теста в форме юрты – авт.), иногда - что-то покупное или наши пельмени, которые мы производим. Но дома готовить стараемся.
Дома я делаю рис, жареные блюда китайской кухни, можем что-то из русской приготовить: борщ, щи. Наша 17-летняя дочь любит жареную и варёную картошку, она тоже готовит.
– Когда вы начинали развивать ваш бизнес, вашей дочке было лет 12, наверное. Вы её с собой брали или развивали бизнес и приходилось жертвовать общением в семье?
– Первое время да, мы её брали с собой. Она видела, как всё устроено, как мы работаем. А потом перед ОГЭ (общий государственный экзамен - авт.) я её, конечно, упустила немного, мы обе переживали во время экзамена. Но мы старались контролировать, чтобы она занималась, нанимали репетиторов. Слава богу, всё успешно сдали, перешли в десятый класс.
– Кем она хочет стать?
– С раннего детства хотела стать дизайнером одежды, а сейчас говорит, что хочет выучиться на гейм-дизайнера и заниматься играми.
– Сколько у вас сейчас человек работает в коллективе?
– Десять-двенадцать человек.
– Их хватает на существующие объёмы производства?
– Сейчас да, потому что в основном оборудование работает, люди только помогают. Но мы хотим ещё нанимать. С работниками, конечно, сложно. Технологи у нас все китайские, основной вопрос стоит по подсобным рабочим. Многие хотят работать без официального трудоустройства, потому что или хотят получать пособия, или не хотят, чтобы у них списывали кредиты. Проблемы часто возникают из-за выпивки: пройдёт какой-то праздник, и после него на 2-3 дня человек уходит.
– Как вы к этому относитесь?
– Одна женщина недавно уволилась. Я ей давала много возможностей, она мне обещала, что больше не будет так пить, но она не смогла. Нам пришлось расстаться.
– Какие у вас планы на ближайшие 2 года в вашем бизнесе: вы ходите зафиксироваться на достигнутых показателях или у вас всё ещё стадия роста?
– Объёмы у нас увеличиваются и, конечно, мы мечтаем о росте, о новом оборудовании. В плане у нас это всё есть. Мы как раз на прошлой неделе отправили первую партию нашей продукции в Бурятию и в Иркутск. Хотим, чтобы наша продукция продавалась по всей России, не только в близлежащих регионах. Сейчас ведём переговоры со «Слатой», очень надеемся, что всё получится, и в ближайшее время мы с ними начнём работать. А дальше Красноярск, Новосибирск, быть может…
– Вы смотрите только на запад?
– И на Дальний Восток тоже. Например, на Благовещенск, где тоже рассматриваем варианты. Главное, чтобы людям нравилась наша продукция. А про запад я говорю потому, что люди приезжали оттуда, пробовали наши пельмени и очень хвалили, просили поставлять уже туда: в Питер, Москву, Красноярск и Новосибирск.
– Какие проблемы в масштабировании бизнеса приходится решать?
– Сложности заключаются в том, что с крупными торговыми сетями договариваться очень трудно. Видимо, в стране очень много полуфабрикатов, все хотят занять своё место. Может быть, боятся. что нашу необычную продукцию люди будут плохо покупать.
– Как вы работали с дизайном упаковки ваших пельменей, кто его придумывал?
– И семья, и друзья, - все вместе. Я с подругой советовалась, сделать ли упаковку полностью закрытой или полупрозрачной, и подруга сказала: «Я если не видно, что внутри, то не покупаю». И так многие. Людям нужно видеть, понимать, что они покупают, и мы это учли.
Мы обращались к дизайнеру, работали с ней. Она учла наши требования, предложила варианты, потом мы их дорабатывали. Сейчас нам дали свидетельство «Сделано в Забайкалье», мы его добавим на упаковки. А так дизайн у нас за эти годы сильно не менялся, это уже узнаваемость.
Раньше были иероглифы «Хао чи», что переводится на русский язык как «Вкусно!», теперь мы их убрали, зарегистрировали свой товарный знак. Мы используем свежие и натуральные ингредиенты, например свежезамороженные тигровые креветки, свежая зелень – всё покупаем у проверенных поставщиков, каждого из которых подбираем очень внимательно.
Вообще наше дело, наше производство – это постоянное движение вперёд. Не бывает времени, чтобы мы сели и поняли, что всё, развитие достигнуто можно жить спокойнее. Наоборот, мы в нашем развитии хотим бОльшего: поставок, географии и, самое главное, больше пользы и помощи людям, которые нуждаются во вкусной еде, приготовленной с заботой.
От предложений платного продвижения владельцы семейного бизнеса «Стирай-Город» Мария и Евгений Масловы вежливо отказываются: «сарафанное радио» сполна обеспечивает загрузкой четыре их прачечных. Поначалу проект задумывался как прачечные самообслуживания, но дело пошло со скрипом. Пришлось нанимать персонал и по мере развития бизнеса выкристаллизовалась тенденция: самые надёжные сотрудники – возрастные.
Имея три четверти работников из числа пенсионеров, за победу в номинации «Лучший проект в сфере обеспечения занятости, вовлечения в социально активную деятельность лиц, нуждающихся в социальном сопровождении» Масловы особенно и не боролись – подали документы и… благополучно забыли. Поэтому звонок от организаторов конкурса из Москвы показался Марии подозрительным.
– Честно говоря, когда мне позвонили и пригасили в Санкт-Петербург, я подумала, что это шутка, – рассказывает Мария. – Документы мы подали ещё год назад, из Хабаровска на всероссийский уровень никто никогда не проходил, награждение на региональном уровне прошло ещё полгода назад – у меня есть статуэтка прекрасная… а тут звонят и говорят: «Вы победили в конкурсе, нужны ваши паспортные данные!». Я подумала, что сейчас будут разводить на деньги или что-то в этом духе. Оказалось – нет, мы победили и в финале!
Во время рассказа Мария то и дело смеётся, вспоминая, как девушка из колл-центра посетовала, на то, что очень сложно с дальневосточниками созвониться и договориться. У наших земляков уже на уровне рефлекса выработалась реакция на номера телефонов с кодом не домашнего региона – «Звонят мошенники!».
Мы стоим в подвальном помещении, в одной из прачечных «Стирай-Город». На вешалках ждут своих хозяев постиранные пуховики, на полках разложены менее габаритные заказы. Нашей беседе аккомпанирует гул стиральных машинок, перемежаемый их же писком, когда стирка заканчивается. Мария по случаю интервью в стильном светло-бежевом костюме. Обычный рабочий наряд, конечно, много проще – джинсы-майка, но то ли эффектный образ, то ли взволнованный голос собеседницы погружают в торжественность церемонии награждения, которая состоялась в Ельцинской библиотеке.
– Это было в первый день Петербургского международного экономического форума. Большущий зал, были приглашены оперные певцы, звучала живая музыка, всё было очень красиво, – вспоминает Мария. – Тут мы узнали, что стали призёрами, для меня это было очень значимо. Вообще было много номинаций и победителей – и по работе с инвалидами, и по созданию особой среды, кто-то собирал вещи, кто-то создал школу футбола для детей. Абсолютно разные люди и проекты. Но, как мне кажется, помимо того, что для победы нужно быть социальным предпринимателем, нужно быть хорошим человеком. Помимо создания рабочих мест, жюри надо было зацепить чем-то ещё… Уж не знаю, чем конкретно зацепили мы, но впервые за пять лет существования конкурса мы стали первыми представителями Хабаровского края в его финале.
К тому, чтобы в приеме на работу отдавать предпочтение людям старшего возраста, в «Стирай-Городе» пришли не сразу. Когда стало понятно, что модель с прачечными самообслуживания не работает и нужны не просто администраторы, но такие сотрудники, которые своими руками положат вещи в стиральную машину, брали всех. Брали иногда и из желания поддержать, и из жалости – так было с человеком, искавшим работу после освобождения из колонии. Брали разных людей, но в молодых быстро разочаровались: им то маникюр мешает, то время не подходит, то жарко, то холодно, или «пахнет». «Золотым» возрастом в итоге стали предпенсионеры и те, кто уже вышел на пенсию.
– Эти женщины приходят и начинают работать – пахнет-не пахнет, ногти – не ногти, стоит и работает – рассказывает Мария. – При этом круг обязанностей у наших фей самый широкий. Плюс для клиента – он работает с одним человеком: пришёл, сдал вещи конкретному сотруднику, обговорил с ним все нюансы, и этот же сотрудник постирает, посушит, погладит и выдаст. То есть заказчик имеет прямой контакт с исполнителем и гарантированную обратную связь, в отличие от больших прачечных или химчисток, где многоэтапность, где один принял, другой отвез, третий заложил в машинку.
Для нас плюс в таких сотрудниках в том, что это люди с большим жизненным опытом, с ними легко договориться, они очень благодарные и ответственные, они друг друга подменяют без проблем. Мы работаем уже девятый год, в жизни у всех происходят разные события – радостные и не очень, но они всегда находят возможность подменить коллегу. Не уверена, что в молодом коллективе кто-то готов делать такие сверхусилия.
Статус социального предпринимателя – не присваивается автоматически. Его надо заслужить и ежегодно подтверждать.
– Всего существует четыре категории социальных предпринимателей, – рассказывает Екатерина Чабан, руководитель центра «Мой бизнес» Хабаровского края. – Это те, кто работает с гражданами из социально незащищенных слоёв населения: либо их трудоустраивает, либо для них производит продукцию, либо у них продукцию закупает. Плюс ещё есть категория с определённым перечнем ОКВЭД, как правило, это работа с детьми, дошкольное образование, развивающая деятельность.
Те, кто помогает другим, и сами заслуживают поддержки. В Хабаровском крае социальные предприниматели могут рассчитывать на целый комплекс мероприятий, которые облегчат ведение своего дела. Так в центре «Мой бизнес» к их услугам бесплатные консультации и тренинги. Кроме того, тем, кто работает по упрощенной системе налогообложения в 2022 году снизили ставку налога с 6% до 3% - для выбравших в качестве объекта налогообложения «доходы», и с 15% до 8% для налогоплательщиков, выбравших «доходы минус расходы». Этот режим действует и в 2023 году, причем решением губернатора Хабаровского края он продлен до 2025 года. Плюс, занесённым в реестр социальных предпринимателей доступна грантовая поддержка от 100 тыс. до полумиллиона рублей на развитие бизнеса.