Поделиться
Приоритеты Фонда - энергетика, порты, мосты, дороги
Поделиться

-

В конце сентября произошла смена руководителя Фонда развития Дальнего Востока и Байкальского региона (учредитель – Внешэкономбанк): вместо Павла Грачева на это место назначен Алексей Чекунков, экс-директор РФПИ. EastRussia.ru публикует интервью с новым руководителем Фонда.

– Алексей Олегович, Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона был создан в 2011 году, но за время своего существования не произвел ни одной инвестиции. Чем Вы это объясните?

– Практическая деятельность Фонда блокировалась некорректными формулировками в документах, определяющих принципы и порядок его работы. Внешэкономбанку для капитализации Фонда была выделена субсидия Минфина в размере 15 млрд рублей. Однако правилами ее использования изначально был установлен целый ряд неконструктивных ограничений. В нынешнем году Фонд стал частью единой системы, созданной Президентом РФ и Правительством РФ для ускоренного развития Дальнего Востока. И сейчас, совместно с Минвостокразвития и Внешэкономбанком, мы ведем работу с Минфином по приведению условий использования капитала Фонда в соответствие с его задачами. После завершения реструктуризации и внесения изменений в ряд нормативных документов мы запустим обновленный механизм комплексной поддержки тех инвестиционных проектов на Дальнем Востоке, которые обеспечат быстрое экономическое развитие региона и позволят привлечь на 1 бюджетный рубль до пяти, а в идеале до десяти рублей частных капиталовложений.

– Фонд развития Дальнего Востока к концу 2015 года планирует выделить 7,5 миллиардов рублей на инфраструктурные проекты Дальневосточных регионов. Как вы будете выбирать проекты?

– Основное предназначение Фонда – обеспечить Дальний Восток современной инфраструктурой для повышения конкурентоспособности бизнеса. Такая задача поставлена президентом России, и именно об этом шла речь на недавней встрече с крупнейшими инвесторами в Доме правительства с участием вице-премьера Юрия Трутнева и министра по развитию Дальнего Востока Александра Галушки. Чтобы не распылять ресурсы, мы намерены сфокусироваться на поддержке стратегически важных инфраструктурных проектов, которые станут драйверами промышленного развития всего макрорегиона. Приоритеты: энергетика, портовая инфраструктура, мосты и автомобильные дороги. В такие проекты Фонд намерен вкладывать как собственные средства, так и привлекать внебюджетное финансирование в рамках концессионных механизмов. Сейчас рассматриваем ряд перспективных проектов во всех регионах ДФО.

– Как Вы относитесь к созданию территорий опережающего развития? Ранее уже действовал режим особых экономических зон на Дальнем Востоке, но они себя не оправдали.

– Инструменты стимулирования инвестиционной активности, аналогичные ТОСЭР, применяются во многих странах. Например, во многом благодаря территориям опережающего развития Китай, который когда-то имел один из самых низких показателей ВВП на душу населения, создал крупнейшую экономику мира. Мы намерены участвовать в практической реализации концепции ТОСЭР, видим свою ведущую роль в создании современной инфраструктуры и можем профинансировать такие проекты, в том числе используя механизм концессионных соглашений. Кроме того, сегодня мы обсуждаем с заинтересованными сторонами возможность участия Фонда в капитале компаний-резидентов ТОСЭР с целью снижения их кредитной нагрузки.

– Недавно вы обсудили режим функционирования отдельных проектов с губернатором Амурской области. Это проекты, которые будут работать в режиме ТОР?

– С губернатором Амурской области Олегом Николаевичем Кожемяко мы обсуждали возможность участия Фонда в поддержке ряда инвестиционных проектов. Некоторые из них планируется реализовать на площадках, претендующих на статус ТОСЭРов. Это проекты, связанные с развитием сельскохозяйственного производства, а также с энергообеспечением перспективных горнодобывающих активов.

– Насколько важно выстраивание конструктивных взаимоотношений с руководителями регионов? И как идет этот процесс сейчас?

– Мы находимся в постоянном диалоге с региональными властями. Буквально на днях подписали соглашение о сотрудничестве с «Корпорацией развития Камчатского края». Обсуждаем с властями этого региона возможность участия Фонда в реализации ряда транспортных и энергетических проектов, а также в развитии Петропавловск-Камчатского морского порта как опорного порта на Северном морском пути. Если же говорить о формате взаимодействия с регионами в целом, то нам хотелось бы его принципиально изменить. Сейчас регионы, обращаясь к источникам финансирования, зачастую рассчитывают на прямые бюджетные инвестиции в создание инфраструктурных объектов. Мы же предлагаем регионам строить инфраструктуру не только в рамках госзаказа, но и с применением альтернативных моделей – в частности концессионных. Фонд готов провести комплексную работу по оценке экономической целесообразности и эффективности проектов, проектированию, подготовке и согласованию условий концессионных соглашений, привлечению инвестиций. Регионы же впоследствии смогут постепенно рассчитываться с инвесторами за уже построенные объекты. Такой подход позволит не только повысить эффективность вложения государственных средств, но и создать дополнительные доходы для бюджета, источником которых станут новые пользователи инфраструктуры - те же новые промышленные предприятия.

– Как, по-вашему, можно привлекать инвесторов? Хватает ли для этого тех законов, которые работают сегодня?

– У инвесторов остаются вопросы к правоприменительной практике, к тому, как законы трактуются судами, как разрешаются хозяйственные споры. Однако в целом за последние годы в России создана качественная нормативно-правовая база. Активно развивается концессионное законодательство – мы не случайно фокусируемся на этой модели государственно-частного партнерства и хотим стать одним из ведущих инвесторов в инфраструктуру и организатором концессионных проектов. Последние поправки в федеральный закон «О концессионных соглашениях» существенно расширяют возможности для инвесторов в инфраструктуру. Например, концессионные соглашения можно будет заключать по инициативе частного инвестора – в том числе без проведения конкурса. Плату концедента разрешено устанавливать в любом проекте, а не только в автодорожных, как раньше. Обеспечена возможность множественности лиц на стороне концедента - со-концедентами теперь смогут выступать несколько регионов или муниципалитетов. Такая правовая оболочка, например, позволит осуществлять на условиях концессии межрегиональные инфраструктурные проекты.

­– Вы только недавно вступили в должность, имея опыт работы в бизнесе. Какой опыт прошлого Вы привнесете, работая на нынешнем месте?

Я работал в секторе прямых инвестиций, где основным критерием успеха является прибыльность проектов для акционера. Надеюсь, что накопленный опыт теперь позволит решать более масштабные задачи, связанные с развитием не отдельного проекта или компании, а огромного макрорегиона. При этом эффективность работы будет измеряться не только финансовыми показателями Фонда, но прежде всего ожидаемыми экономическими и социальными макроэффектами от нашей деятельности.

Текст: Екатерина Конькова Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов