Мировые угольные тренды и кризис в российском секторе
На прошлой неделе цены на европейском рынке энергетического угля подскочили выше 106 долл./т., скорректировавшись к концу недели до 100 долл./т. Поддержку индексам оказывает сокращение предложения угля со стороны Колумбии, США и Казахстана. За неделю экспортные отгрузки энергетического материала из Колумбии сократились на 25%. Кроме того, в Германии наблюдался рост стоимости электроэнергии на фоне увеличения угольной генерации на 16%, а также падения солнечной и ветряной генерации на 38% и 42% соответственно.
Газовые котировки на хабе TTF укрепились до 459.91 долл./1000 м3 (+6.12 долл./1000 м3 к 26.03.2025 г.). Уровень заполнения хранилищ колеблется на уровне 34%, и многие участники рынка считают маловероятным возобновление поставок газа из России. Запасы угля на терминалах ARA остались на уровне 3.62 млн т. (без изменений к 26.03.2025 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 поднялся выше 89 долл./т. вслед за укреплением европейского рынка. Тем не менее, снижение цен среднекалорийного материала продолжилось из-за ограниченного спроса в Индии, где складские запасы находятся на высоком уровне. При этом спрос со стороны индийских производителей губчатого железа улучшился благодаря росту цен на сталь.
Ж/д оператор Transnet достиг соглашения с профсоюзом South African Transport and Allied Workers Union (Satawu) по вопросу повышения заработных плат, однако вероятность забастовки сохраняется, поскольку спор с основным профсоюзом (United National Transport Union) продолжается.
На внутреннем рынке Китая цены стабилизировались на уровне 94 долл./т., хотя негативная динамика сохраняется из-за слабой активности покупателей, высоких складских запасов в портах и увеличения температур. Кроме того, конечные потребители сформировали достаточные объемы в преддверии продолжительных выходных дней в связи с праздником Цинмин (4 апреля).
Запасы в 9 крупнейших портах вновь сократились и составили 30.76 млн т. (-0.42 млн т. к 26.03.2025 г.). Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС составили 13.50 млн т. (-0.04 млн т.), потребление снизилось до 750 тыс. т./сутки против 777-780 тыс. т./сутки неделей ранее.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR снизился до 83.50 долл./т. долл./т., цена низкокалорийного материала 4200 GAR опустилась до 48.95 долл./т. на фоне ограниченной торговой активности по причине празднования завершения поста (Ураза-байрам или Ид аль-Фитр) до 8 апреля. Давление также оказывает ограниченный спрос в Индии и Китае. Кроме того, Колумбия усиливает конкуренцию за счет предлагаемых дисконтов.
В связи с недовольством участников рынка в отношении использования внутренних индонезийских индексов в экспортных контрактах правительство ослабило требования и временно позволило заключать сделки по фиксированным ценам или прибегать к котировкам независимых агентств.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 оставался стабильным на уровне 98 долл./т. Тем не менее, среднекалорийный материал продолжает демонстрировать слабость в связи с сокращением импорта со стороны стран АТР, несмотря на некоторое преимущество, полученное за счет неопределенности с поставками индонезийского угля в результате инициативы властей по использованию внутренних индексов.
Индекс австралийского металлургического угля HCC незначительно снизился до 169 долл./т. на фоне выжидательной позиции потребителей в преддверии объявления новых пошлин в США.
Некоторую поддержку котировкам может оказывать приостановка добычи 31 марта в шахте Moranbah North (Anglo American) в штате Квинсленд, где было зафиксировано превышение нормы концентрации окиси углерода, что послужило основанием для эвакуации рабочих. Компания не объявляла форс-мажорные обстоятельства и производство может возобновиться в ближайшее время.
Компания Whitehaven Coal подтвердила продажу 30% пакета акций в шахте Blackwater, которая расположена в Квинсленде и где добывается металлургический уголь, в пользу японских компаний Nippon Steel (20%) и JFE Steel Corporation (10%).
Без господдержки добыча и экспорт угля в РФ продолжат падать, кризис в отрасли усилится
Согласно оценкам Минэнерго, без оперативного вмешательства и при отсутствии господдержки добыча угля в стране в 2025 г. может обвалиться до 399.6 (-43.8 млн т. или -9.9% к 2024 г.), а экспорт просесть до 166.5 млн т. (-29.4 млн т. или -15% к 2024 г.).
Министр энергетики РФ Сергей Цивилев заявил о необходимости принятия срочных мер государственной поддержки угольной промышленности. Заявление прозвучало
1 апреля 2025 г., на стратегической сессии правительства по нефтяной и угольной отрасли, где Министерству энергетики было поручено в течение двух месяцев разработать предложения по стабилизации ситуации в угольной промышленности. Цивилев сообщил, что ведомство рассчитывает завершить подготовку мер в более сжатые сроки. На сессии премьер-министр Михаил Мишустин подчеркнул необходимость решения задач, касающихся логистики и снижения расходов компаний на перевозку угля.
Кризис в отрасли вызван падением экспортных цен на уголь и международными санкциями при одновременном росте расходов компаний на транспортировку.
Доля убыточных угольных компаний по итогам 2024 г. превысила 50%. Из-за кризисной ситуации в угольной отрасли в предбанкротном состоянии находится
27 российских угольных предприятий с общим объемом добычи 40 млн т. в год. Еще у 62 компаний с общей добычей
126 млн т. в год, убыток выше среднеотраслевого. В Кузбассе и Хакасии многие предприятия вынуждены снижать производственные планы и консервировать отдельные участки добычи.
Грузовой тариф для угля из Кузбасса, Хакасии и Новосибирской области до морских портов с 2020 по 2024 гг. уже вырос почти на 100%, в 4 раза превысив накопленную инфляцию за данный период. С 1 декабря 2024 г. грузовые ж/д тарифы повышены еще на 13.8% в рамках плановой индексации на 2025 г. Дополнительно, с 1 января 2025 г. введена целевая надбавка в размере 2%.
Кроме того, в 2022 г. ОАО РЖД отменило понижающие коэффициенты к действующим тарифам для угля (на дальность и на энергетический уголь). Указанная мера позиционировалась как временная на фоне высоких угольных котировок на мировых рынках, однако так и не была отменена впоследствии, несмотря на кратное падение экспортных цен в 2023–2024 гг. В результате за этот период угольные компании переплатили по тарифу сверх инфляции более 200 млрд руб.
РЖД мотивировало настолько существенное повышение тарифа необходимостью обеспечить инвестиции на развитие ж/д инфраструктуры в восточном направлении. Однако общие объемы ж/д поставок на Восток по-прежнему существенно отстают от изначальных планов, а отгрузки угля из Кузбасса, Хакасия и Новосибирской области на Восток за 2022–2023 гг. были даже ниже показателей 2019–2020 гг.
Основной задачей поддержки отрасли министерство видит сохранение экспортных объемов и вывоз в восточном направлении не ниже прошлогоднего уровня. Также предлагается принять ряд мер для улучшения экономики поставок за рубеж, включая: мораторий на повышение тарифов РЖД до конца 2025 г., отмена ж/д монополией 10% индексации тарифа за порожний пробег вагонов, скидка 12.8% при перевозках на запад и субсидирование этого направления.
Угольный терминал Лавна введен в эксплуатацию на фоне профицита мощностей
В Мурманской области при участии Владимира Путина был запущен угольный терминал Лавна и осуществлена первая погрузка на судно.
Открытие терминала станет хорошим вкладом в повышение пропускной способности российских арктических портов и в создание дополнительных возможностей для угледобывающей промышленности.
Однако новый терминал увеличивает и без того профицитные мощности перевалки угля на фоне ограниченных провозных возможностей РЖД, несмотря на усиливающийся кризис в угольной отрасли, вызванный падением котировок на международном рынке и западными санкциями.
По итогам прошлого года экспорт через Усть-Лугу упал на 5.7% до 41.5 млн т. (-2.5 млн т.) и через Мурманск – на 19.3% до 12 млн т. (-2.9 млн т. к 2023 г.). В январе-феврале 2025 г. экспортные отгрузки продолжили сокращаться: через Усть-Лугу объем упал на 7.6% до 6.1 млн т. (-0.5 млн т.) и через Мурманск – на 29.3% до 1.7 млн т. (-0.7 млн т.) к январю-февралю 2024 г.
На начальном этапе мощность порта Лавна составит 18 млн т. угля в год, а в перспективе может вырасти до 24 млн т. в год.
В текущее время, в совладельцах порта числятся: ЦРПИ (60%), СДС-Уголь (25%), РЖД-Инфраструктурные проекты (10%) и ГТЛК (5%).
Coal center analytics (CCA)
На мировом рынке угля в настоящее время складывается неблагоприятная конъюнктура, в связи с чем компании могут пересматривать производственные планы и инвестиционные программы. Хотя дальневосточные производители сталкиваются с меньшими затратами на логистику, преимущество в текущих условиях имеют компании, располагающие собственными портовыми и железнодорожными мощностями. Добыча шельфового газа в ДФО сохраняется на уровне прошлого года. В рамках газификации регионов и планов по увеличению экспорта создается новая газотранспортная инфраструктура.
В марте текущего года доходность экспорта угля в восточном направлении стала отрицательной. Так, нетбэк (чистая выручка экспортера за вычетом логистики) на кузбасский уголь (5500 ккал на кг) на условиях FOB Восточный к 30 марта сократился до 358 рублей за тонну (на 17,8% за неделю). Снижение происходит с начала года. Для энергетического угля калорийностью 6000 ккал на кг нетбэк на условиях FOB Восточный на конец марта оставался положительным – 568 рублей за тонну, но все же снижался (показатели на 30 марта на 10,6% меньше, чем неделей ранее).
В течение десяти месяцев 2024 г. цена на энергетический уголь калорийностью 6000 ккал на базисе FOB Дальний Восток находилась на уровне 100 долларов США за тонну, сократившись почти на 30% с начала 2023 г. В начале 2024 г. цена была на уровне 101 доллар за тонну, а в 2023 г. – 135 долларов за тонну. К середине марта 2025 г. цена на энергетические угли на базисе FOB Дальний Восток снизилась до 56-83 долларов за тонну в зависимости от калорийности. Цены на металлургический уголь сократились до 113-114 долларов за тонну в зависимости от марки.
На этом фоне в марте 2025 г. заметно упал экспорт угля из крупных портов. В частности, объемы угольного экспорта в портах Находка и Восточный снизились на 21% относительно марта 2024 г., до 3,7 млн тонн (суммарно). В то же время в годовом сопоставлении выросли поставки из других дальневосточных портов – Ванино, Посьет, Вера и Суходол (суммарно в марте из них экспортировано 3,9 млн тонн угля).
Спрос на энергетический уголь в КНР ослаб из-за значительных накопленных запасов и развития собственной добычи[1]. Спрос на коксующийся уголь сдерживают проблемы в секторе недвижимости КНР и связанное с этим сокращение объемов выплавки стали, а также возвращение на китайский рынок угля из Австралии. Кроме того, в Китае по-прежнему действует импортная пошлина на российский уголь в размере 3-6%.
В апреле-мае текущего года ожидается рост спроса на уголь со стороны Индии (в целом ожидается, что объем экспорта российского угля в данном направлении достигнет 40 млн тонн в год к 2030 г.). Но при этом Индия с начала текущего года ввела импортные квоты на коксующий уголь с содержанием золы менее 18% (будут действовать в течение первого полугодия). Они будут распространяться на импорт из 11 стран, включая Россию, и составят 710 тыс. тонн ежеквартально в первой половине 2025 г.
Дополнительные проблемы для предприятий угольного сектора, помимо сокращения спроса и снижения цен, создают платежи по процентам из-за высокой ключевой ставки Центробанка, рост стоимости добычи, на который влияет удорожание оборудования, комплектующих и запчастей для техники, увеличение стоимости оплаты труда. Также российским экспортерам приходится предоставлять покупателям на экспортных рынках дисконты, обусловленные риском вторичных санкций для контрагентов. По итогам 2024 г. сальдированный убыток российских угледобывающих предприятий составил 112,6 млрд рублей против прибыли в 2023 г. в размере 374,7 млрд рублей. Росстат оценил долю убыточных компаний угольной отрасли в 2024 г. в 53,3% (в 2023 г. она была оценена в 31,5%).
На Дальнем Востоке угольные компании все же несут более низкие логистические затраты при экспортных поставках через восточные порты. Более выгодными позициями обладает, в частности, компания «Эльгауголь» А.Авдоляна, располагающая собственной железнодорожной веткой (Тихоокеанская железная дорога введена в эксплуатацию в 2024 г.)[2] и портовыми мощностями (порт Эльга в Хабаровском крае). В феврале 2025 г. в компании объявили о запуске одиннадцатой обогатительной фабрики обогатительного комплекса «Эльгинский» в Якутии. Суммарная годовая мощность всех фабрик составляет 38,5 млн тонн концентрата. По итогам 2024 г. добыча на Эльгинском месторождении (Нерюнгринский район) выросла на 36,2% относительно 2023 г., до 28,6 млн тонн угля. Объемы обогащения составили 31,5 млн тонн. Другой якутский производитель угля, АО «ХК «Якутуголь» (группа «Мечел») за 2024 г. увеличил объем добычи на 1,4 млн тонн относительно 2023 г., до 4,5 млн тонн.
Снижение добычи угля фиксируется в Чукотском АО – как каменного (поставляется на экспорт), так и бурого (реализуется на внутреннем рынке региона). Компания «Берингпромуголь» в январе-феврале текущего года получила на месторождении Фандюшкинское поле 222,6 тыс. тонн каменного угля, на 3% сократив результат по сравнению с аналогичным периодом 2024 г. «Берингпромуголь» располагает собственными портовыми мощностями для экспортных отгрузок. Добывающее бурый уголь ОАО «Шахта Угольная» за два месяца года на Анадырском месторождении добыло 2,5 тыс. тонн твердого топлива, что на 70% ниже, чем за аналогичный период прошлого года.
Стоит отметить, что в январе-феврале 2025 г. погрузка добытого на Дальнем Востоке угля на железную дорогу (ДВЖД) снизилась – на 3,1% относительно аналогичного периода 2024 г., до 5,6 млн тонн. Отгрузки твердого топлива осуществлялись с Эльгинского месторождения, Нерюнгринского месторождения в Якутии, Ургальского месторождения в Хабаровском крае, Сугодинско-Огоджинского месторождения в Амурской области. В том числе с Эльгинского месторождения на ДВЖД за отчетный период было отгружено 2,9 млн тонн, с Ургальского месторождения (АО «Ургалуголь», СУЭК) отгрузка составила более 1,2 млн тонн, с Сугодинско-Огоджинского месторождения («Огоджинская угольная компания», «Эльга») отгружено свыше 276 тыс. тонн, с Нерюнгринского («Якутуголь», «Мечел») – 592,1 тыс. тонн. При этом объем угольного экспорта с Дальнего Востока за два месяца года вырос на 4,4% относительно аналогичного периода прошлого года, до 4,7 млн тонн (во многом этому способствовала работа частной Тихоокеанской железной дороги).
Тем временем в Приморском крае «Углеобогатительная фабрика разреза «Западный» рассчитывает построить углеобогатительный комплекс мощностью 924 тыс. тонн в год на территории Ильичевского каменноугольного месторождения Раздольненского каменноугольного бассейна (Октябрьский муниципальный округ), инвестировав 43,8 млн рублей. Уголь инвестор намерен поставлять на внутренний рынок (в частности, на Артёмовскую ТЭЦ) и на экспорт в Китай.
Участок «Западный фланг» Ильичевского месторождения в промышленную эксплуатацию запускала компания «ДВ Логистик» в 2019 г. (с объемом добычи 200 тыс. тонн в год). В 2002-12 гг. добычу каменного угля на месторождении вело ООО «Разрез Пореченский» (на соседнем участке – «Западный 1»), производя до 80 тыс. тонн в год. Прогнозные ресурсы угля на участке «Западный фланг» оцениваются в 1 млн тонн (категория Р2).
Что касается добычи природного газа на Дальнем Востоке, то по итогам января-февраля 2025 г. на шельфовых сахалинских проектах «Сахалин-1» и «Сахалин-2» добыча сохранилась на уровне аналогичного периода 2024 г. За два месяца в рамках проекта «Сахалин-1» было добыто 1,6 млрд куб. м газа, в рамках проекта «Сахалин-2» - 2,94 млрд куб. м. Добыча в феврале также соответствует уровню февраля прошлого года – около 0,7 млрд куб. м на «Сахалин-1» и 1,4 млрд куб. м на «Сахалин-2».
Экспорт нефти через порт Козьмино (Приморский край), откуда отгружается премиальный сорт ВСТО из нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан», по итогам 2024 г. вырос на 4,5% относительно 2023 г., до 44,7 млн тонн. На данном направлении основными покупателями являются Китай и Индия.
В сфере газификации регионов в марте текущего года «Газпром» ввел ряд объектов газовой инфраструктуры в Приморском и Хабаровском краях. Так, в Приморье были запущены газопровод-отвод и «ГРС-2 Владивосток», что создало условия для газификации всероссийского детского центра «Океан» во Владивостоке и более 2,6 тыс. домовладений в двух микрорайонах города, где возводится новое жилье – Пригород-1 и Пригород-2. От «ГРС-2 Владивосток» запланировано проведение газопровода-связки в целях повышения надежности газоснабжения абонентов Владивостокского городского округа.
В Нанайском районе Хабаровского края введены в эксплуатацию ГРС «Вознесенское» и межпоселковый газопровод, рассчитанные на газификацию нового Малмыжского горно-обогатительного комбината («Амур Минералс») в рамках ТОР «Хабаровск». Также в Хабаровском районе «Газпром» запустил ГРС «Калинка», с помощью нее предполагается газифицировать около 9,7 тыс. домовладений в селах Калинка, Сергеевка, Восточное, Малиновка, Князе-Волконское, Благодатное, Дружба и Некрасовка.
Кроме того, положительное заключение Главгосэкспертизы получил проект насосной станции на газопроводе «Сахалин – Хабаровск – Владивосток» «КС-6 «Хабаровская» в Хабаровском крае (район им. Лазо). С помощью межрегиональной газотранспортной системы «Сахалин – Хабаровск – Владивосток» протяженностью 1,8 тыс. км осуществляется доставка газа с шельфа Сахалина потребителям Хабаровского и Приморского краев, планируется осуществлять экспортные поставки в КНР (строится газопровод-отвод). «Газпром» также расширяет пропускную способность газопроводной магистрали за счет увеличения компрессорных мощностей.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Добыча угля в Китае в 2025 г. может вырасти на 1,5% относительно 2024 г., до 4,82 млрд тонн, после роста на 0,8% в 2024 г. относительно 2023 г. Ожидается, что импорт угля в КНР в 2025 г. сократится на 1,9%, до 525 млн тонн.
[2] Протяженностью 531 км и пропускной способностью на первом этапе в 30 млн тонн в год.
На прошлой неделе цены на европейском рынке энергетического угля подскочили выше 106 долл./т., скорректировавшись к концу недели до 100 долл./т. Поддержку индексам оказывает сокращение предложения угля со стороны Колумбии, США и Казахстана. За неделю экспортные отгрузки энергетического материала из Колумбии сократились на 25%. Кроме того, в Германии наблюдался рост стоимости электроэнергии на фоне увеличения угольной генерации на 16%, а также падения солнечной и ветряной генерации на 38% и 42% соответственно.
Газовые котировки на хабе TTF укрепились до 459.91 долл./1000 м3 (+6.12 долл./1000 м3 к 26.03.2025 г.). Уровень заполнения хранилищ колеблется на уровне 34%, и многие участники рынка считают маловероятным возобновление поставок газа из России. Запасы угля на терминалах ARA остались на уровне 3.62 млн т. (без изменений к 26.03.2025 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 поднялся выше 89 долл./т. вслед за укреплением европейского рынка. Тем не менее, снижение цен среднекалорийного материала продолжилось из-за ограниченного спроса в Индии, где складские запасы находятся на высоком уровне. При этом спрос со стороны индийских производителей губчатого железа улучшился благодаря росту цен на сталь.
Ж/д оператор Transnet достиг соглашения с профсоюзом South African Transport and Allied Workers Union (Satawu) по вопросу повышения заработных плат, однако вероятность забастовки сохраняется, поскольку спор с основным профсоюзом (United National Transport Union) продолжается.
На внутреннем рынке Китая цены стабилизировались на уровне 94 долл./т., хотя негативная динамика сохраняется из-за слабой активности покупателей, высоких складских запасов в портах и увеличения температур. Кроме того, конечные потребители сформировали достаточные объемы в преддверии продолжительных выходных дней в связи с праздником Цинмин (4 апреля).
Запасы в 9 крупнейших портах вновь сократились и составили 30.76 млн т. (-0.42 млн т. к 26.03.2025 г.). Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС составили 13.50 млн т. (-0.04 млн т.), потребление снизилось до 750 тыс. т./сутки против 777-780 тыс. т./сутки неделей ранее.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR снизился до 83.50 долл./т. долл./т., цена низкокалорийного материала 4200 GAR опустилась до 48.95 долл./т. на фоне ограниченной торговой активности по причине празднования завершения поста (Ураза-байрам или Ид аль-Фитр) до 8 апреля. Давление также оказывает ограниченный спрос в Индии и Китае. Кроме того, Колумбия усиливает конкуренцию за счет предлагаемых дисконтов.
В связи с недовольством участников рынка в отношении использования внутренних индонезийских индексов в экспортных контрактах правительство ослабило требования и временно позволило заключать сделки по фиксированным ценам или прибегать к котировкам независимых агентств.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 оставался стабильным на уровне 98 долл./т. Тем не менее, среднекалорийный материал продолжает демонстрировать слабость в связи с сокращением импорта со стороны стран АТР, несмотря на некоторое преимущество, полученное за счет неопределенности с поставками индонезийского угля в результате инициативы властей по использованию внутренних индексов.
Индекс австралийского металлургического угля HCC незначительно снизился до 169 долл./т. на фоне выжидательной позиции потребителей в преддверии объявления новых пошлин в США.
Некоторую поддержку котировкам может оказывать приостановка добычи 31 марта в шахте Moranbah North (Anglo American) в штате Квинсленд, где было зафиксировано превышение нормы концентрации окиси углерода, что послужило основанием для эвакуации рабочих. Компания не объявляла форс-мажорные обстоятельства и производство может возобновиться в ближайшее время.
Компания Whitehaven Coal подтвердила продажу 30% пакета акций в шахте Blackwater, которая расположена в Квинсленде и где добывается металлургический уголь, в пользу японских компаний Nippon Steel (20%) и JFE Steel Corporation (10%).
Без господдержки добыча и экспорт угля в РФ продолжат падать, кризис в отрасли усилится
Согласно оценкам Минэнерго, без оперативного вмешательства и при отсутствии господдержки добыча угля в стране в 2025 г. может обвалиться до 399.6 (-43.8 млн т. или -9.9% к 2024 г.), а экспорт просесть до 166.5 млн т. (-29.4 млн т. или -15% к 2024 г.).
Министр энергетики РФ Сергей Цивилев заявил о необходимости принятия срочных мер государственной поддержки угольной промышленности. Заявление прозвучало
1 апреля 2025 г., на стратегической сессии правительства по нефтяной и угольной отрасли, где Министерству энергетики было поручено в течение двух месяцев разработать предложения по стабилизации ситуации в угольной промышленности. Цивилев сообщил, что ведомство рассчитывает завершить подготовку мер в более сжатые сроки. На сессии премьер-министр Михаил Мишустин подчеркнул необходимость решения задач, касающихся логистики и снижения расходов компаний на перевозку угля.
Кризис в отрасли вызван падением экспортных цен на уголь и международными санкциями при одновременном росте расходов компаний на транспортировку.
Доля убыточных угольных компаний по итогам 2024 г. превысила 50%. Из-за кризисной ситуации в угольной отрасли в предбанкротном состоянии находится
27 российских угольных предприятий с общим объемом добычи 40 млн т. в год. Еще у 62 компаний с общей добычей
126 млн т. в год, убыток выше среднеотраслевого. В Кузбассе и Хакасии многие предприятия вынуждены снижать производственные планы и консервировать отдельные участки добычи.
Грузовой тариф для угля из Кузбасса, Хакасии и Новосибирской области до морских портов с 2020 по 2024 гг. уже вырос почти на 100%, в 4 раза превысив накопленную инфляцию за данный период. С 1 декабря 2024 г. грузовые ж/д тарифы повышены еще на 13.8% в рамках плановой индексации на 2025 г. Дополнительно, с 1 января 2025 г. введена целевая надбавка в размере 2%.
Кроме того, в 2022 г. ОАО РЖД отменило понижающие коэффициенты к действующим тарифам для угля (на дальность и на энергетический уголь). Указанная мера позиционировалась как временная на фоне высоких угольных котировок на мировых рынках, однако так и не была отменена впоследствии, несмотря на кратное падение экспортных цен в 2023–2024 гг. В результате за этот период угольные компании переплатили по тарифу сверх инфляции более 200 млрд руб.
РЖД мотивировало настолько существенное повышение тарифа необходимостью обеспечить инвестиции на развитие ж/д инфраструктуры в восточном направлении. Однако общие объемы ж/д поставок на Восток по-прежнему существенно отстают от изначальных планов, а отгрузки угля из Кузбасса, Хакасия и Новосибирской области на Восток за 2022–2023 гг. были даже ниже показателей 2019–2020 гг.
Основной задачей поддержки отрасли министерство видит сохранение экспортных объемов и вывоз в восточном направлении не ниже прошлогоднего уровня. Также предлагается принять ряд мер для улучшения экономики поставок за рубеж, включая: мораторий на повышение тарифов РЖД до конца 2025 г., отмена ж/д монополией 10% индексации тарифа за порожний пробег вагонов, скидка 12.8% при перевозках на запад и субсидирование этого направления.
Угольный терминал Лавна введен в эксплуатацию на фоне профицита мощностей
В Мурманской области при участии Владимира Путина был запущен угольный терминал Лавна и осуществлена первая погрузка на судно.
Открытие терминала станет хорошим вкладом в повышение пропускной способности российских арктических портов и в создание дополнительных возможностей для угледобывающей промышленности.
Однако новый терминал увеличивает и без того профицитные мощности перевалки угля на фоне ограниченных провозных возможностей РЖД, несмотря на усиливающийся кризис в угольной отрасли, вызванный падением котировок на международном рынке и западными санкциями.
По итогам прошлого года экспорт через Усть-Лугу упал на 5.7% до 41.5 млн т. (-2.5 млн т.) и через Мурманск – на 19.3% до 12 млн т. (-2.9 млн т. к 2023 г.). В январе-феврале 2025 г. экспортные отгрузки продолжили сокращаться: через Усть-Лугу объем упал на 7.6% до 6.1 млн т. (-0.5 млн т.) и через Мурманск – на 29.3% до 1.7 млн т. (-0.7 млн т.) к январю-февралю 2024 г.
На начальном этапе мощность порта Лавна составит 18 млн т. угля в год, а в перспективе может вырасти до 24 млн т. в год.
В текущее время, в совладельцах порта числятся: ЦРПИ (60%), СДС-Уголь (25%), РЖД-Инфраструктурные проекты (10%) и ГТЛК (5%).
На европейском рынке угля индексы поднялись выше 100 долл./т. на новостях о возможном сокращении компанией Glencore добычи на шахте Cerrejon в Колумбии на 5-10 млн т. в 2025 г. Тем не менее, давление на цены продолжает оказывать падение газовых котировок, а также стабильный уровень запасов на складах ARA на фоне окончания отопительного сезона и увеличения доли возобновляемой генерации.
Еврокомиссия согласовала план стоимостью 5 млрд евро, направленный на декарбонизацию производства стали с помощью водорода. При этом на прошлой неделе компания Thyssenkrupp отметила, что ее собственный проект производству стали с данной технологией, остается экономически нецелесообразным. Компания RWE заявила о сокращении капитальных расходов на 25% в течение 5 лет ввиду политический и экономической неопределенности. К 2030 г. RWE планирует закрыть все свои буроугольные электростанции.
Газовые котировки на хабе TTF упали до 453.79 долл./1000 м3 (-39.46 долл./1000 м3 к 19.03.2025 г.) после договоренности США и России о прекращении огня в Черном море и по объектам энергетической инфраструктуры. Запасы угля на терминалах ARA незначительно снизились до 3.62 млн т. (-0.02 млн т. к 19.03.2025 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 отскочил вверх от 4-летнего минимума до 88 долл./т., что также обусловлено сокращением предложения ввиду низких цен. Среднекалорийный материал подешевел ниже 74 долл./т. из-за ограниченного спроса в Индии, где складские запасы увеличиваются благодаря росту внутреннего предложения и ж/д перевозок. Запасы угля на терминале Richards Bay Coal Terminal (RBCT) остаются без изменений на уровне 3.79 млн т.
По итогам марта ожидается рост экспорта через RBCT на 27% до 4.80 млн т. (+1.03 млн т. к февралю 2025 г.). Однако в апреле прогнозируется снижение перевалки до 4.5 млн т.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao снизились до 94 долл./т. На китайском внутреннем рынке сохраняется негативная динамика из-за слабой активности покупателей, высоких складских запасов в портах и увеличения температур. Некоторые трейдеры отмечают, что загрузка электростанций в провинции Jiangsu (где температура достигла 34°C, на 19°C превысив норму) упала до 30% и может послужить причиной для их остановки, что приведет к сокращению спроса на уголь.
При этом некоторые участники рынка прогнозируют укрепление цен в ожидании сокращения объемов импорта до мая. Кроме того, некоторые потребители планируют увеличить запасы в преддверии начала обслуживания на ж/д линии Daqin.
Запасы в 9 крупнейших портах сократились до 31.18 млн т. (-0.22 млн т. к 19.03.2025 г.), отступив от исторического максимума. Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС составили 13.54 млн т. (+0.10 млн т.), потребление стабилизи-ровалось в диапазоне 777-780 тыс. т./ сутки.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR снизился до 84.3 долл./т., цена низкокалорийного материала 4200 GAR опустилась до 49.3 долл./т. после того, как правительство скорректировало индексы HBA в сторону понижения на вторую половину марта. Кроме того, участники рынка отмечают сокращение спроса на среднекалорийный индонезийский материал ввиду наличия более дешевой альтернативы из ЮАР. Спрос со стороны Индии ограничен, поскольку на индийских ТЭС запасы превышают средний показатель за последние 5 лет.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 скорректировался почти до 95 долл./т. после резкого падения неделей ранее. Среднекалорийный уголь продолжает дешеветь в связи с сокращения импорта со стороны Китая, который снизил совокупный импорт австралийского материала в феврале на 43% до 4.4 млн т. по сравнению с январем 2025 г. JERA и J-Power рассматривают планы о сокращении угольной генерации в апреле, мае, сентябре и октябре в связи с укреплением доллара и увеличением атомной генерации.
Индекс австралийского металлургического угля HCC немного укрепился до 170 долл./т. на фоне улучшения ситуации со спросом со стороны стран АТР, включая Индию, где наблюдается некоторый рост цен на сталь в результате введения импортных пошлин. Поддержку также оказывает стабилизация цен на внутреннем рынке КНР. При этом профицит предложения на спотовом рынке все еще сохраняется.
В 2024-2025 гг. российская угольная отрасль столкнулась с беспрецедентным кризисом. 27 предприятий с общим объемом добычи 40 млн т. находятся в зоне риска, при этом 126 млн т. угля добывается убыточными компаниями. В Кузбассе доля убыточных компаний выросла с 34.8% в 2023 г. до 57.3% в 2024 г. В Хакасии убыточными стали 50% предприятий (в 2023 г. убытков не было). Налоговые поступления от угледобывающих компаний в Кузбассе сократились на 53% (на 47.4 млрд руб.). В Хакасии налоговые поступления снизились в три раза (до 2.2 млрд руб.).
По состояния на март 2025 г. задолженность по зарплате в угольной отрасли Кузбасса составила 347.1 млн руб. Девять предприятий приостановили деятельность, еще 20 находятся в зоне риска. В условиях падения мировых цен на уголь рентабельность добычи остается ниже себестоимости. Дальневосточные маршруты перегружены, а западные и южные направления требуют масштабных инвестиций в логистику.
Резкое ухудшение финансовых показателей отрасли, остановка предприятий и рост социальной напряженности в угледобывающих регионах потребовало незамедлительного реагирования как со стороны бизнеса, так и государства.
• снижение рентабельности экспорта из-за логистических издержек, санкций и низких мировых цен;
• логистический коллапс (высокая доля транспортных расходов до 50% в цене угля, дефицит ж/д мощностей и несбалансированность тарифной политики РЖД);
• укрепление курса рубля на фоне падения мировых цен, увеличивающее долю себестоимости и ж/д тарифа;
• финансовые ограничения (высокая ключевая ставка и дефицит оборотных средств);
• налоговая нагрузка (НДПИ, страховые взносы);
• сокращение экспортных рынков и сложности с международными платежами.
Для спасения отрасли Минэнерго России разработала антикризисную программу для угольщиков с мерами поддержки, включающую следующие направления:
Поддержка экспорта (ж/д тарифы)
• мораторий на повышение тарифов РЖД до конца 2025 г.;
• скидка 12.8% на перевозки в западном направлении;
• отмена индексации тарифа за порожний пробег (-10%);
• долгосрочное тарифное регулирование («инфляция минус 0.1%» до 2035 г.).
• отсрочки по кредитам (на 6–24 месяца), субсидирование процентных ставок (компенсация 2/3 ключевой ставки), пополнение оборотных средств под 10% годовых, а также специальные меры поддержки от ВЭБ.РФ.
• отсрочка уплаты налогов и страховых взносов на 12 месяцев, корректировка налогового вычета по НДПИ.
• взаимодействие с Китаем и Индией на правительственном уровне для отмены импортных пошлин на российский уголь, упрощения расчетов между банками этих стран и России.
Поддержка моногородов
• введение льготного заемного финансирования и софинансирование социальных и инфраструктурных проектов.
По мнению Минэнерго, потери от снижения добычи могут превысить объем субсидий на поддержку экспорта более чем в два раза. Реализация предложенных мер может помочь стабилизировать отрасль, сохранить рабочие места и доходы регионов. Для сохранения конкурентоспособности российских угледобывающих компаний критически важно внедрение долгосрочных тарифных механизмов, налоговых льгот и субсидий на логистику.
Сальдированный убыток российских угольных компаний в январе 2025 г. составил 6.2 млрд руб. против прибыли 9.7 млрд руб. годом ранее. Доля убыточных компаний составила 53.3% против 47.6% за аналогичный период прошлого года.
Таким образом, в 2025 г. негативная динамика в угольной отрасли усиливается на фоне падения цен на мировом рынке и резкого увеличения себестоимости. Дополнительными факторами, продолжающими оказывать негативное влияние на финансовые результаты угольщиков, остаются высокие ж/д тарифы, ограниченные провозные возможности ж/д инфраструктуры, а также западные санкции.
Убытки российских угольных компаний по итогам 2024 г. составили 112.6 млрд рублей против прибыли 374.7 млрд рублей годом ранее.
Для многих российских поставщиков текущий уровень мировых цен и себестоимость делают экспорт угля убыточным, вынуждая их сокращать производство и отказываться от проектов по развитию новых угольных месторождений. Поскольку санкции охватывают более 50% экспортного объема это приведет к еще большему сокращению российского экспорта угля в 2025 г.
В связи с этим прогноз по добыче угля в России на 2025 г. может быть пересмотрен в сторону снижения, хотя ранее Минэнерго ожидало сохранения добычи на уровне 2024 г.
Добыча угля в Кузбассе, основном угольном регионе России, где добывается высококачественный материал, по итогам января-февраля 2025 г. упала до 33.6 млн т. (-0.8 млн т. или -2.4% к январю-февралю 2024 г.). Совокупный экспорт российского угля за этот период сократился до 29.8 млн т. (-0.2 млн т. или -0.5% к январю-февралю 2024 г.).
На европейском рынке энергетического угля цены скорректировались ниже 98 долл./т. Давление на котировки оказывает стабильный и достаточный уровень запасов на складах ARA, а также окончание отопительного сезона, при этом рост газовых котировок на фоне активного отбора газа ограничивает негативную динамику на угольном рынке.
Газовые котировки на хабе TTF укрепились до 493.25 долл./1000 м3 (+22.61 долл./1000 м3 к 12.03.2025 г.). Запасы в хранилищах Европы снизились на 2% и составили 34%, что обусловлено активным отбором газа. Кроме того, министр энергетики Германии исключил вероятность восстановления работы Северных потоков в случае урегулирования конфликта между Россией и Украиной. Запасы угля на терминалах ARA остались практически без изменений на уровне 3.64 млн т. (-0.05 млн т. к 12.03.2025 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 вернулись к минимуму февраля 2021 г., опустившись ниже 87 долл./т. на фоне низкого спроса в Индии, где складские запасы остаются на высоком уровне. Запасы угля на терминале Richards Bay Coal Terminal (RBCT) увеличились незначительно до 3.79 млн т. (+0.09 млн т. к 12.03.2025 г.).
Южноафриканская угольная компания Exxaro столкнулась с невозможностью осуществлять погрузку в вагоны на своей основной шахте из-за размытия путей на ветке Waterberg. По некоторым оценкам, ремонт данной ветки займет 4-6 недель, однако, это не должно оказать существенного влияния на рынок.
Exxaro отчиталась о росте отгрузок по итогам 2024 г. через экспортный терминал Maputo в Мозамбике и отметила, что будет продолжать активно использовать данный маршрут, несмотря на рост транспортных расходов.
Компания Thungela заявила, что даже если оператору Transnet удастся улучшить ситуацию на ж/д сети, экспортные отгрузки энергетического угля компании в 2025 г. могут сократиться на 6% и составить около 12.8 млн т. против 13.6. млн т. в 2024 г. на фоне растущей себестоимости производства.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao снизились до 96 долл./т. в связи со слабой активности покупателей и высокими складскими запасами в портах. Давление также сохраняется из-за понижения цен со стороны поставщиков, стремящихся избавиться от избыточных запасов, и приближением окончания отопительного сезона, которое приведет к уменьшению спроса в северных регионах КНР на 1 млн т./сутки. Многие участники рынка полагают, что сокращение запасов будет происходить медленно из-за уменьшения спроса и сезонного роста возобновляемой генерации.
Запасы в 9 крупнейших портах вернулись к историческому максимуму на уровне 31.40 млн т. (+0.11 млн т. к 12.03.2025 г.). Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС составили 13.44 млн т. (+0.25 млн т.), потребление сократилось с 788 тыс. т./сутки до 780 тыс. т./сутки.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR снизился до 84.8 долл./т., цена низкокалорийного материала 4200 GAR укрепилась до 49.8 долл./т. Неопределенность из-за применения внутренних индонезийских ценовых индексов (HBA) сохраняется. Однако правительство скорректировало индексы HBA в сторону понижения на вторую половину марта, и участники рынка ожидают восстановления спроса, которое уже наблюдается в низкокалорийном материале.
Ассоциация добывающих компаний Индонезии выступила против повышения налога на добычу угля на 1%, которое приведет к увеличению себестоимости производства. Ассоциация отметила в своем обращении к правительству, что текущая ситуация на рынке неблагоприятна для увеличения налоговой нагрузки.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 резко упал ниже 94 долл./т. в рамках нисходящего тренда, который наблюдается на австралийском рынке с 4 квартала 2024 г. на фоне сокращения импорта со стороны Японии и Южной Кореи. В феврале импорт из Австралии также уменьшил Вьетнам, отдавая предпочтение другим экспортерам, включая Индонезию. Кроме того, на прошедшей неделе экспортеры США нарастили на 12% поставки энергетического угля в адрес Японии, Индии и других стран.
Индекс австралийского металлургического угля HCC опустился ниже 170 долл./т. в связи с избыточным предложением и недостаточным спросом, поскольку потребители ожидают дальнейшего снижения цен. Со стороны Китая отмечается увеличение запросов, однако потребители не спешат ввиду противоречивых сигналов на внутреннем рынке КНР, включая возможное понижение цен производителями кокса и стали.
Падение добычи в Кузбассе в 2024 г. до 198.4 млн т. (-15.8 млн т. или -7.3% к 2023 г.) продолжилось в первые два месяца 2025 г.
По данным Министерства угольной промышленности Кузбасса, в январе-феврале 2025 г. угольные предприятия Кузбасса добыли 33.6 млн т. (-0.8 млн т. или -2.4% к январю-февралю 2024 г.). К предыдущему месяцу февральский показатель добычи снизился на 0.4 млн т. или 2.4%.
Экспортные поставки из Кузбасса в январе-феврале 2025 г. составили 18.3 млн т. (+1.2 млн т. или +7.1% к январю-февралю 2024 г.). При этом экспорт в феврале 2025 г. упал на 1.3 млн т. или 13.3% к январю этого года.
В 2024 г. экспорт из Кузбасса опустился до 102.0 млн т. (-11.8 млн т. или -10.4% к 2023 г.).
ОАО РЖД по итогам января-февраля 2025 г. отстает на 2% от зафиксированных в соглашении с Кузбассом объёмов вывоза угля на экспорт в восточном направлении, сообщил губернатор региона. В 2024 г. семь регионов имели соглашение с РЖД по вывозу угля в восточном направлении, в то время как на 2025 г. ж/д оператор подписал такое соглашение только с Кузбассом.
Санкции и продолжающаяся тенденция по остановке деятельности российских угольных шахт и разрезов, наряду с растущими затратами и логистическими ограничениями, продолжат оказывать негативное влияние на объемы добычи и поставок высококачественного российского угля на мировой рынок в 2025 гг.
Из-за снижения экспорта цена угля на внутреннем рынке в 2024 году уже выросла на 10% и ограничение экспортных поставок еще больше подтолкнет цены вверх.
Увеличение себестоимости и логистических расходов на фоне падения мировых цен привело к росту убытков. Доля убыточных компаний составляет более 50%.
По данным Министерства, в 2024 г. в регионе прекратили деятельность три шахты и шесть разрезов.
В январе-феврале 2025 года Кузбасс недополучил 8.3 млрд рублей из-за снижения добычи и экспорта угля. Бюджет региона в 2024 г. недополучил 70.6 млрд рублей, а по итогам 2025 г. дефицит ожидается на уровне 16.2 млрд рублей, или почти 7%.
Негативная динамика обусловлена кризисом в угольной отрасли на фоне санкций, падения международных котировок и резкого роста ж/д тарифов, в результате чего более 53% угольных предприятий страны закончили 2024 г. с убытками в размере 112.6 млрд рублей против прибыли 374.7 млрд рублей годом ранее.
В Кузбассе работают более 150 угольных предприятий, на которые приходится более 50% добычи всего российского угля. Предприятия отрасли являются градообразующими, а налоги формируют основную доходную часть в бюджете области.
Добыча угля в Кузбассе, основном угольном регионе России, где производится высококачественный материал, в январе-феврале 2025 г. составила 33.4 млн т. (-0.7 млн т. или -2.2% к январю-февралю 2024 г.). В 2024 г. показатель упал до 198.6 млн т. (-15.2 млн т. или -7.1% к 2023 г.). Совокупный экспорт российского угля сократился до 195.0 млн т. (-17.1 млн т. или -8.1% к 2023 г.).
На европейском рынке угля продолжилось укрепление индексов выше 98 долл./т. Поддержку ценам оказал рост газовых котировок на фоне геополитической неопределенности, а также сокращение запасов на складах ARA. Кроме того, поставки из Колумбии оказались под угрозой из-за диверсии на ж/д линии, ведущей от разреза Cerrejon до экспортного терминала в Puerto Bolivar. Восстановительные работы ведутся, однако сроки окончания ремонта пока неизвестны.
Газовые котировки на хабе TTF укрепились до 470.64 долл./1000 м3 (+15.60 долл./1000 м3 к 05.03.2025 г.). Кроме того, запасы в хранилищах Европы продолжили снижаться до 36%, что обусловлено активным отбором газа. Запасы угля на терминалах ARA сократились до 3.69 млн т. (-0.11 млн т. или -2.4% к 05.03.2025 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 скорректировался вверх выше 88 долл./т. после достижения 4-летнего минимума. При этом среднекалорийный материал подешевел в связи с низким спросом со стороны Индии, где складские запасы остаются на высоком уровне.
Южноафриканский ж/д оператор Transnet ответил отказом на требование профсоюза повысить зарплаты на 10% и предложил лишь 5%, в связи с чем ожидается забастовка, которая приведет к остановке перевозок угля в экспортном направлении. В настоящий момент задействован двухнедельный перерыв, по истечении которого стороны должны в последний раз попытаться прийти к соглашению. Компания Grindrod заявила, что занимается ремонтом 13 локомотивов из Сьерра-Леоне и вскоре запустит их на сети Transnet в рамках программы участия частных инвесторов в ж/д инфраструктуре.
Добывающая компания Exxaro Resources предупредила акционеров, что прибыль по итогам 2024 г. упала на 44% из-за снижения цен на уголь. Показатель EBITDA ожидается на уровне 0.52-0.62 млрд долл., что на 16-30% ниже по сравнению с 2023 г.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao незначительно подросли выше 97 долл./т. в связи с невысокой активностью покупателей, которые по-прежнему полагают, что снижение котировок продолжится благодаря высоким складским запасам в портах. При этом некоторую поддержку рынку оказывает проведение технического обслуживания не некоторых шахтах, что приводит к ограничению предложения. Однако давление сохраняется в связи с приближением окончания отопительного сезона в северных регионах КНР в середине марта.
Запасы в 9 крупнейших портах остаются вблизи исторического максимума на уровне 31.29 млн т. (-0.11 млн т. к 05.03.2025 г.). Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС составили 13.19 млн т. (+0.05 млн т.), потребление сократилось с 817 тыс. т. до 788 тыс. т./сутки.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR поднялся до 85.50 долл./т., цена низкокалорийного материала 4200 GAR укрепилась до 49.50 долл./т. на фоне умеренного спроса в Китае. Участники рынка по-прежнему сталкиваются с неопределенностью из-за применения внутренних индонезийских ценовых индексов, которые имеют более высокие уровни по сравнению с международными.
Индонезийское правительство рассматривает возможность поднять налог на добычу угля на 1%, что приведет к увеличению себестоимости производства.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 подскочил выше отметки 100 долл./т. после достижения 4-летнего минимума Частичную поддержку также оказал циклон Alfred, из-за которого некоторые порты были вынуждены временно прекратить погрузочные работы.
Индекс австралийского металлургического угля HCC обвалился ниже 180 долл./т. из-за избыточного предложения и низкого спроса. Интерес со стороны индонезийских покупателей сократился, а китайские потребители все больше переориентируются на местный уголь.
Низкий спрос подтверждается недавней перепродажей китайскими и другими азиатскими конечными потребителями нескольких партий американского угля, который уже находился в пути. В связи с этим некоторые трейдеры отказались от поставок коксующегося материала премиальных марок.
Девять угольных компаний Кузбасса приостановили добычу
На девяти угледобывающих предприятиях Кузбасса приостановлена производственная деятельность.
Добычу угля остановили 3 шахты и 6 разрезов:
• шахта Инская;
• шахта Ольжерасская-Новая (Мечел);
• шахта Талдинская-Западная-2 (СУЭК);
• разрез Бунгурский;
• разрез 8 марта (Энергоснаб);
• разрез Сибкоул;
• разрез Задубровский Новый;
• разрез Евтинский Новый;
• разрез Киселёвский (МелТэк).
Причиной приостановки предприятий стала сложная ситуация на угольном рынке из-за санкций, падения цен и невозможности доставить требуемые объемы через Восточный полигон в страны АТР.
В результате кризисной ситуации компании вынуждены сокращать объемы добычи, инвестиции, а в некоторых случаях и приостанавливать добычу. Высокие ж/д тарифы и повышенная ключевая ставка также оказались серьезным вызовом для угольной отрасли.
Общая задолженность по заработной плате в угольной отрасли Кузбасса достигла 347 млн рублей перед 852 работниками.
В январе-феврале 2025 г. предприятия региона добыли 33.4 млн т. (-0.7 млн т. или -2.2% к январю-февралю 2024 г.). По итогам 2024 г. добыча угля в Кузбассе упала до 198.4 млн т. (-15.8 млн т. или -7.3% к 2023 г.).
Эльгауголь запустила 11 обогатительных фабрик
Угольная компания Эльгауголь ввела в эксплуатацию все запланированные обогатительные фабрики на Эльгинском месторождении в Якутии. Совокупная мощность всех 11 фабрик составляет 38.5 млн т. в год (+7 млн т. или +22.2% к 2024 г.).
Эльгинский угольный проект включает в себя месторождение коксующегося угля, а также терминал, расположенный в 30 км от посёлка Чумикан, мощностью 30 млн т. в год и способный принимать одновременно 4 судна дедвейтом до 85 тыс. т. Также компания в прошлом году запустила первый грузовой состав с углем по частной железной дороге протяженностью 531 км, соединяющей месторождение с экспортным терминалом.
В 2024 г. Эльгауголь добыла 28.6 млн т. угля (+7.2 млн т. или 33.3% к 2023 г.). По итогам января-февраля 2025 г. добыча составила 5.6 млн т. (+1.9 млн т. или +66.7% к январю-февралю 2024 г.). Рост производства не имеет прямой корреляции с объемом экспорта, поскольку месторождения в регионе характеризуются труднообогатимыми углями, которые при переработке на обогатительных фабриках теряют до 50% объема.
США отменили исключения для энергетических сделок с российскими санкционными банками
Дональд Трамп не продлил действие лицензии 8L Министерства финансов США, позволявшей иностранным компаниям проводить платежи за российские энергоресурсы через некоторые банки, находящиеся под санкциями. Лицензия утратила силу 12 марта 2025 г.
Эта лицензия была исключением из санкционного режима, давая возможность зарубежным контрагентам проводить расчеты с такими российскими финансовыми учреждениями, как Сбербанк, ВТБ, Альфа-Банк и Центральный банк России для оплаты поставок нефти, газа и угля.
Кроме того, на фоне отказа от продления лицензии Трамп также принял меры по расширению экспорта американского сжиженного природного газа. В январе 2025 года он отменил введенный при предыдущей администрации запрет на выдачу новых лицензий на поставки СПГ в страны, не имеющие соглашений о свободной торговле с США.
Решение осложнит торговые расчеты за российские энергоресурсы, особенно для стран, которые ранее пользовались этим механизмом, и может спровоцировать рост цен на нефть, газ и уголь, поскольку альтернативные способы расчетов сложнее и дороже. Также возможны изменения в цепочках поставок и рост стоимости транзакций.
Таким образом, с 13 марта 2025 г. любые платежи за российские энергоресурсы через санкционные банки стали невозможны, что может повлиять на международные энергетические рынки.
На европейском рынке угля цены отскочили вверх выше 96 долл./т. после достижения годового минимума. Поддержку котировкам оказали такие факторы, как укрепление газовых котировок на фоне обострения геополитической напряженности из-за отказа Европы на мирное урегулирование конфликта.
Газовые котировки на хабе TTF немного укрепились до 455.04 долл./1000 м3 (+5.92 долл./1000 м3 к 26.02.2025 г.) после выступлений лидеров ЕС против мирных переговоров. Кроме того, запасы газа в хранилищах Европы опустились до 37% впервые за три года, а темпы изъятия почти вдвое превысили показатели прошлого года.
Индекс южноафриканского угля 6000 упал до 87-88 долл./т., достигнув 19-месячного минимума, из-за выжидательной позиции основных стран-покупателей, включая Индию, которая сократила импорт угля на 33% до 4.11 млн т. по итогам января.
Правительство ЮАР планирует понизить налог на выбросы СО2 для Eskom, Sasol и других потребителей угля, что позволит ослабить финансовую нагрузку, а также сохранить доминирование угольной генерации в стране.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao потеряли 3 долл./т., опустившись до 97 долл./т., что обусловлено высоким предложением и складскими запасами в портах, которые достигли исторического максимума. Несмотря на это Китайская комиссия по развитию и реформам (NDRC) призвала компании нарастить добычу, что стало неожиданностью для участников рынка.
Китайская национальная ассоциация производителей угля (CNCA) и Ассоциация транспортировки и дистрибуции угля (CCTD) сделали совместное заявление, призвав добывающие компании скорректировать добычу в соответствии со спросом, а потребителей угля – сократить импорт низкокалорийного материала. CNCA вновь призвала правительство вводить ограничение импорта в случаях падения цен из-за избыточного предложения. Однако данное заявление не оказало ценам поддержку, поскольку рыночные настроения не изменились.
Запасы в 9 крупнейших портах увеличились до исторического максимума – 31.40 млн т. (+1.74 млн т. к 26.02.2025 г.). Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС составили 13.14 млн т. (-0.49 млн т.), потребление увеличилось до 817 тыс. т. против 788 тыс. т. неделей ранее.
Индонезийские котировки двигались разнонаправленно. Индекс индонезийского угля 5900 GAR снизился до 84.5 долл./т., цена низкокалорийного материала 4200 GAR незначительно укрепилась до 48.6 долл./т.
Давление на высококалорийный уголь оказывала выжидательная позиция покупателей в связи с новым требованием властей по использованию индонезийских индексов. Поддержку котировкам низкокалорийного материала обеспечил спрос в Китае.
Ассоциация индонезийских производителей угля призвала правительство ослабить требование, обязующее добывающие компании 1 марта 2025 г. заключать экспортные контракты с использованием внутреннего бенчмарка HBA, и предоставить отсрочку на 6 месяцев. Угольные компании опасаются возможных штрафов и отказа иностранных покупателей от сделок.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 опустился ниже 97 долл./т. на фоне негативного тренда и ограниченного спроса в связи с межсезоньем и высокими запасами на складах. Дополнительное давление оказывает увеличение экспортных отгрузок за неделю на 6.8% со стороны Колумбии и на 64.8% - со стороны США.
Индекс австралийского металлургического угля HCC продолжил падение ниже 185 долл./т. из-за избыточного предложения и ограниченного спроса, который характеризуется потребностью в небольших партиях. Объявленные Китаем цели по росту ВВП в 2025 г. на уровне 5% и увеличение дефицита бюджета не добавили оптимизма рынку. Кроме того, китайский материал оказывается дешевле импортного Premium Low Vol. Также, в КНР ожидается новый раунд понижения цен на кокс.
Убытки российских угольных компаний по итогам 2024 г. составили 112.6 млрд руб. против прибыли 374.7 млрд руб. годом ранее. Доля убыточных компаний составила 53.3% против 31.5% за аналогичный период прошлого года.
В 2023 г. прибыль угольных компаний России снизилась в 2.1 раза до 357 млрд руб. (-426 млрд руб. к 2022 г.). Однако в 2024 г. негативная динамика усилилась, что обусловлено падением цен на мировом рынке и резким увеличением себестоимости.
Дополнительными факторами, продолжающими оказывать негативное влияние на финансовые результаты угольщиков, остаются высокие ж/д тарифы, ограниченные провозные возможности ж/д инфраструктуры, а также западные санкции.
Для многих российских поставщиков текущий уровень мировых цен и себестоимость делают экспорт угля убыточным, вынуждая их сокращать производство и отказываться от проектов по развитию новых угольных месторождений.
С учетом новых рестрикций США санкции теперь охватывают более 50% экспортного объема, что приведет к еще большему сокращению российского экспорта угля в 2025 г.
Добыча угля в Кузбассе, основном угольном регионе России, где добывается высококачественный материал, по итогам 2024 г. упала до 198.6 млн т. (-15.2 млн т. или -7.1% к 2023 г.). Совокупный экспорт российского угля сократился до 195.0 млн т. (-17.1 млн т. или -8.1% к 2023 г.).