Актуальная ситуация в угольной промышленности в России и мире. Партнерский проект Coal center analytics (CCA) и портала EastRussia.
На прошедшей неделе на европейском рынке энергетического угля продолжился рост индексов, укрепившихся почти до 125 долл./т. Поддержку котировкам оказывает сокращение запасов на складах, увеличение волатильности в ценах на газ на фоне удара России по газовой инфраструктуре на западе Украины, на которую частично рассчитывает Европа в обеспечении своей энергобезопасности. Кроме того, 26 марта в американском городе Балтимор произошло обрушение моста в результате столкновения с судном, что привело к блокировке экспорта угля из терминалов Consol и Curtis Bay Pier. По предварительным данным, ремонтные работы могут занять около 6 недель и на экспортный рынок будет недопоставлено почти 2 млн т. энергетического угля.
Газовые котировки на хабе TTF поднялись до 308 долл./1000 м3 (+2 долл./1000 м3 к 20.03.2024 г.) из-за сокращения поставок норвежского газа в связи с техническим обслуживанием нескольких месторождений. Хранилища по-прежнему заполнены на 60%.
Индекс южноафриканского угля 6000 столкнулся с сопротивлением на уровне 100 долл./т., но смог удержаться чуть выше данной отметки, при этом цены среднекалорийного угля пробили вверх уровень 90 долл./т., следуя за ростом котировок в Европе и поддерживаемые стабильным спросом со стороны Индии и Пакистана.
Недельный объем ж/д перевозок угля по основной ветке Transnet до терминала Richards Bay Coal Terminal (RBCT) вырос до максимума 2023/2024 финансового года (заканчивается 31 марта) и составил 1.2 млн т. По ветке North Corridor на внутренний и экспортные рынки было отгружено 1.4 млн т., что выше июньского рекорда 2023/2024 финансового года. Если Transnet удастся сохранить недельные объемы транспортировки угля в адрес терминала RBCT на текущем уровне (1.2 млн т.), то по итогам 2024/2025 финансового года ж/д отгрузки составят 60 млн т.
Терминал RBCT отменил запрет на перевалку угля Optimum Coal, что позволит Liberty Coal, новому владельцу разреза, отгружать уголь на экспорт с апреля текущего года. Однако для этого также требуется окончательная договоренность с Transnet, которая еще не подтверждена. Мощность разреза Optimum Coal, который столкнулся с финансовыми трудностями в начала 2018 г., составляет 8 млн т. из которых 3 млн т. отправлялось на экспорт.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao снизились на 1 долл./т. до 121 долл./т. по причине ослабления спроса со стороны энергетических и промышленных предприятий, а также в связи с потеплением и высокими запасами на складах. Дополнительно давление оказало понижение цен торговым домом Zhujiang Investment в южных портах страны. Кроме того, ожидается, что компания Shenhua вновь опустит цены для сокращения складских запасов.
Китайский регулятор в сфере энергетики опубликовал прогноз, согласно которому в 2024 г. в стране планируется увеличение совокупной генерации до 9.96 ТВтч (+0.6 ТВтч к 2023 г.), ожидается, что доля ВИЭ вырастет с 51.9% до 55%.
Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС немного подросли до 13.1 млн т., потребление упало с 782 тыс. т./сутки до 758 тыс. т./сутки. Запасы в 9 крупнейших портах поднялись до 23.4 (+1.4 млн т. к 20.03.2024 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR подешевел на 1 долл./т. до 92 долл./т. в связи с высокими фрахтовыми ставками, падением внутренних цен в КНР и увеличением предложения из-за ослабления логистических сложностей в Южном и Восточном Калимантане. Давление на котировки также оказывают высокие запасы на складах в Индии и Китае. Участники рынка отмечают, что трейдеры стремятся перенаправлять с существенным дисконтом партии, закупленные для КНР, в другие страны, поскольку складские запасы в Китае остаются на высоком уровне. Большой спрэд между ценами спроса и предложения сохраняется.
Котировки высококалорийного австралийского угля подросли выше 125 долл./т. после согласованного 22 марта бенчмарка на финансовый год (1 апреля 2024 г. – 31 марта 2025 г.) между компанией Glencore и японской Tohoku Electric Power на уровне 145 долл./т. FOB Newcastle 6322 ккал/кг GAR.
Цены на австралийский металлургический уголь HCC опустились ниже 245 долл./т. в результате превышения предложения над спросом. Из-за снижения котировок некоторые индонезийские потребители начинают проявлять интерес к покупкам, однако придерживаются осторожного подхода. Кроме того, в Китае некоторыми компаниями были понижены цен на кокс, что подтверждает неблагоприятную конъюнктуру на рынке стали.
Поставки российского угля снизились на 3.1% в январе-феврале 2024 года
В январе-феврале 2024 г. общие поставки российского угля, включая экспорт и отгрузки на внутренний рынок, составили 63.6 млн т. (-2.0 млн т. или -3.1% к аналогичному периоду 2023 г.).
За два месяца 2024 г. на внутренний рынок было отгружено 34.0 млн т. (+0.4 млн т. или +1.3% к январю-февралю 2023 г.), из которых:
• 17.5 млн т. (+0.2 млн т. или +1.2%) направлено на электростанции;
• 5.9 млн т. (-0.3 млн т. или -4.3%) поставлено в адрес коксохимических заводов;
• 10.5 млн т. (+0.5 млн т. или +5.0%) пришлось на долю прочих грузополучателей.
Экспортные поставки в январе-феврале 2024 г. составили 29.7 млн т. (-2.5 млн т. или -7.6% к январю-февралю 2023 г.).
Строительство Северо-Сибирской ж/д оценивается в 8 трлн рублей
Российская академия наук представила оценку проекта строительства Северо-Сибирской железной дороги, которая должна связать Транссиб с Северным морским путем. Общая стоимость проекта может составить 8 трлн рублей при сроке окупаемости 20 лет.
Сложность участков ж/ж маршрута является одним из факторов, влияющих на удорожание маршрута. При оценочной стоимости 1 км трассы в 691 млн руб., строительство на гористом участке пути составляет 3 млрд рублей за 1 км.
В текущее время рассматривается вариант Северо-Сибирской железной дороги, ведущей в Арктику к порту Сабетта, а также к порту Лесосибирск, расположенному на реке Енисей, откуда планируется выход на портовые мощности, которые использует Ангаро-Енисейский бассейн. Таким образом, трасса будет иметь два выхода на Севморпуть.
Кроме того, предполагается вариант связать Северо-Сибирскую железную дорогу с железной дорогой из Сибири в Китай и Монголию (Кызыл - Курагино). Строительство этой линии также признано целесообразным. По оценкам экспертов, оба варианта железные дороги окупаемы в пределах 20 лет, основываясь на текущей грузовой базе. В июне 2024 года будут представлены оценки с учетом грузовой базы, которая должна сформироваться при наличии инфраструктуры.
Регионам Сибирского федерального округа необходима железная дорога, альтернативная Транссибу, так как после завершения реконструкции Восточного полигона его мощности не позволят перевозить значительную часть грузов из Сибири, в частности, удобрения и уголь.
Рассмотрение возможности строительства Северо-Сибирской железнодорожной магистрали было поручено Президентом России кабинету министров совместно с правительством Кемеровской области, Российской академией наук и РЖД в октябре 2023 г.
Проект железной дороги появился в 50-е годы, в 2008 году он был включен в стратегию развития железнодорожного транспорта до 2030 года.
ВГК готовится к запуску угольного конвейера на Сахалине в 2024 году
Восточная горнорудная компания (ВГК) продолжает подготовку к запуску магистрального угольного конвейера, который предназначен для транспортировки угля с Солнцевского разреза до порта Шахтерск (Сахалинская область). Ввод в эксплуатацию конвейера, состоящего из трех участков, запланирован на лето 2024 г. В настоящее время также проходит подготовка специалистов для работы на стакерах-реклаймерах мощностью до 4 тысяч тонн в час.
Строительство угольного конвейера ведется с 2018 г., объем инвестиций оценивается более, чем в 7 млрд рублей. Угольный конвейер протяженностью 23 км (самый крупный в России) позволит увеличить объемы транспортировки угля с разреза в порт до 20 млн т. в год и отказаться от перевозки грузовым автотранспортом.
По итогам 2023 г. объёмы добычи угля на Солнцевском разрезе составили 14.2 млн т. Это самый высокий результат предприятия с начала его работы. В этом году компания планирует нарастить показатель до 15.2 млн т. С вводом в эксплуатацию угольного конвейера ВГК сможет увеличить объемы транспортировки угля в порт до 20 млн т. в год.
По итогам 2023 г. перевалка угля в Шахтерске составила рекордные 13.4 млн т. (+2.36 млн т. или +21% к 2022 г.). Таким образом, негативная динамика добычи и экспорта в остальных регионах России нивелируется за счет роста показателей ВГК, поскольку добыча на Сахалине и транспортировка угля в порт не привязана к ограниченным мощностям железных дорог РЖД на Дальнем Востоке. Однако основной объем добычи и экспорта ВГК приходится на бурый уголь.
Coal center analytics (CCA)
В начале текущего года возникают проблемы с продажей добываемых на Дальнем Востоке углеводородов за рубеж. При этом все еще не решен вопрос о принадлежности доли одного из крупных в прошлом акционеров сахалинского шельфового проекта. В угледобыче планируется увеличение объемов производства, тем не менее существует ряд ограничений для роста экспорта.
Нефть
В прошлом месяце правительство РФ скорректировало требования к потенциальному покупателю доли в шельфовом нефтегазовом проекте «Сахалин-2»[1]. Согласно ним, претендент должен обладать опытом международной торговли сжиженным природным газом, тогда как прежде такое условие не было предусмотрено. Кроме того, претендент должен иметь действующие договоры поставки СПГ со сроком действия более пяти лет. Также от покупателя, помимо опыта эксплуатации завода по производству СПГ с объемом производства более 4 млн тонн в год и суммарно накопленного объема производства около 40 млн тонн, требуется иметь опыт продаж подобных объемов. Из документа исключено требование о наличии действующих договоров фрахтования судов-газовозов с общим объемом грузовместимости более 4 млн куб. м.
Еще в апреле прошлого года правительство разрешило ПАО «НОВАТЭК» приобрести долю в 27,5% в операторе проекта – ООО «Сахалинская энергия». Ранее она принадлежала британско-нидерландской Shell. На сегодняшний день сделка все еще не закрыта. При этом «НОВАТЭК» соответствует установленным правительством критериям для потенциального покупателя. Исключение требования по судам-газовозам связано с проблемами, которые «НОВАТЭК» испытывает в настоящее время в вопросе поставок танкеров ледового класса[2]. ООО «Сахалинская энергия» тем временем сократило производство СПГ с 11,5 млн тонн в 2022 г. до 10 млн тонн в 2023 г. Суточная производительность завода по производству СПГ в рамках проекта составляет около 32 тыс. тонн.
В этих условиях «Сахалинская энергия» рассчитывает реализовать СПГ на китайском рынке. Китайским покупателям предлагается заключить контракт на 12 партий СПГ в год (около 1 млн тонн) на срок 3-5 лет (начиная с августа текущего года). Объявлен соответствующий тендер. Цена будет привязана к цене на нефть Brent, и при ее стоимости в 83 доллара за баррель может составить 356 долларов за 1 тыс. куб. м.
В целом в 2023 г. «Сахалин-2» экспортировал 10,2 млн тонн СПГ, включая почти 6 млн тонн в Японию, 2,58 млн тонн в Китай, 1,65 млн тонн в Республику Корея. При этом до 90% партий реализуются по долгосрочным контрактам. Японские предприятия, прежде выступавшие основными покупателями СПГ с сахалинского проекта, не были приглашены для участия в объявленном новом тендере.
Кроме того, у Shell, несмотря на выход из проекта, сохраняется offtake-контракт на получение до 1 млн тонн СПГ в год с «Сахалина-2» до 2028 г. После фактического прекращения участия Shell в проекте данный объем продавался на спотовом рынке. Намерение «Сахалинской энергии» законтрактовать сопоставимый объем газа с покупателями в КНР (на долгосрочной основе) может быть следствием снижения спотовых цен на газ.
Следует отметить, что в феврале Госдумой в третьем чтении был принят, а Советом Федерации одобрен законопроект, вносящий поправки в Налоговый кодекс РФ и выводящий ряд компаний из-под повышенного НДПИ на газ[3]. В том числе от повышенного НДПИ освобождены объемы газа, которые будут получены Россией в рамках проекта «Сахалин-2» в счет роялти для реализации его потребителям.
Индия продолжает снижать закупки российской нефти, добываемой на востоке страны. Потенциальным покупателем данных объемов может стать Китай. Отгрузки нефти Sokol (премиальная марка, «Сахалин-1») в Индию прекратились в конце прошлого года на фоне разногласий сторон по поводу условий контракта с государственной индийской компанией Indian Oil. Часть нефти проекта «Сахалин-1», изначально предназначавшаяся для поставки в Индию, в феврале была перенаправлена в КНР. Танкеры Viktor Titov и Viktor Konetsky доставили партии нефти в китайские порты провинции Шаньдун и порт Тяньцзинь.
Китай приобрел два груза Sokol со скидкой по отношению к нефти сорта Brent в 1 доллар за баррель. Прежде Sokol торговался на азиатском рынке с премией к Brent. Цены на Sokol в Де-Кастри (Хабаровский край) тогда могли находиться на уровне 65-68 долларов за баррель (выше ценового потолка, но дешевле сорта ВСТО). Всего в КНР было поставлено пять партий нефти Sokol, что стало наиболее высоким показателем экспорта данного сорта в Китай с марта 2021 г.
Часть поставок все же была направлена в Индию. Танкер Jaguar разгрузился в индийском порту Вадинар, груз предназначался для НПЗ Nayara Energy, наиболее крупным акционером которого является «Роснефть». Танкер Seagull направлен в порт Мумбаи для поставки на завод BPCL (Bharat Petroleum). Танкер Rani проследовал в направлении Вишакхапатнама, где расположен НПЗ дочерней структуры ONGC (акционер «Сахалина-1», имеет 20%). Индия также снижает закупки нефти сорта ВСТО (также премиальный), в то время как его поставки китайским покупателям в данном случае могут увеличиться.
При этом приостановка поставок нефти Sokol компенсировалась увеличением прокачки по нефтепроводу ВСТО («Восточная Сибирь – Тихий океан») в КНР. Еженедельный объем поставок составил 3,5 млн баррелей в сутки (рост на 365 тыс. баррелей в сутки).
В макрорегионе действуют угольные проекты, увеличивающие объемы добычи. При этом для экспортных поставок существуют инфраструктурные ограничения. В феврале президент РФ В.Путин поручил главе правительства М.Мишустину и главе ОАО «РЖД» О.Белозерову принять меры по обеспечению вывоза угольной продукции на экспорт из Кемеровской области, Бурятии, Хакасии, Якутии, Тувы и Иркутской области в восточном направлении в объемах, определенных соглашениями между «РЖД» и главами регионов. Напомним, что объемы, указанные в соглашениях «РЖД» с регионами, получают право на проезд на восток прежде, чем большинство других грузов.
Объемы вывоза по соглашениям с регионами на 2023 г. не раскрывались. По предварительным данным, квота на 2023 г. составляла 93,7 млн тонн, в том числе на Кузбасс приходилось 53,1 млн тонн, на Якутию – 26 млн тонн, на Бурятию – 8,1 млн тонн, на Хакасию – 6,1 млн тонн, а на Туву – 0,4 млн тонн. Тем не менее вывоз по квотам из Кузбасса фактически был ниже и составил 52,7 млн тонн. В текущем году квота увеличена на 6%. Так, из Кемеровской области планируется вывезти 54,1 млн тонн, из Якутии – 26,3 млн тонн, из Бурятии – 8,5 млн тонн, из Хакасии – 6,5 млн тонн, из Иркутской области – 3,3 млн тонн, из Тувы – 0,65 млн тонн.
Несмотря на то, что азиатские рынки сбыта в настоящее время не являются убыточными, отмечается снижение стоимости угля при экспорте через порты Дальнего Востока – на 10% по сравнению с четвертым кварталом 2023 г. и примерно на треть по сравнению с четвертым кварталом 2022 г. Ожидается дальнейшее уменьшение цен из-за сокращения спроса и введения в январе импортных пошлин на российский уголь в Китае. Кроме того, с 1 марта правительство РФ вновь ввело курсовые экспортные пошлины на вывоз угля – от 4% до 7% в зависимости от курса (нулевая при курсе менее 80 рублей за доллар). Мера будет действовать до 28 февраля 2025 г.[4] Минфин в феврале также предлагал установить плоскую надбавку к ставкам НДПИ на уголь в размере 380 рублей на тонну[5].
Рост угледобычи продолжает фиксироваться на Чукотке. В январе текущего года добыча угля в регионе выросла на 9% по сравнению с январем 2023 г., составив 124 тыс. тонн. Добычу каменного угля осуществляет ООО «Берингпромуголь» (австралийская Tigers Realm Coal). За отчетный период на месторождении Фандюшкинское поле недропользователь получил 120,6 тыс. тонн. Результат ОАО «Шахта Угольная» составил 3,4 тыс. тонн бурого угля на Анадырском месторождении.
В Амурской области ООО «УК «Эльга» планирует в 2028 г. запустить обогатительный комплекс на Огоджинском угольном месторождении (Селемджинский район)[6]. Производительность комплекса должна составить 32 млн тонн угля в год. Намечено начало строительства первой фабрики производительностью 2 млн тонн, ее ввод в эксплуатацию должен состояться в 2025 г. До 2028 г. в состав комплекса войдут еще шесть обогатительных фабрик (производительность каждой – 5 млн тонн угля в год).
В рамках проекта продолжается строительство железной дороги от Огоджинского месторождения до станции Февральск на БАМе. Протяженность первой очереди должна составить 72 км, к настоящему времени проложено 27,6 км железнодорожного полотна. Окончание работ намечено на сентябрь 2024 г., пусконаладочные работы предполагается начать в конце 2024 г.[7]
В 2023 г. на Огоджинском месторождении было добыто 1,4 млн тонн угля, что в три раза превысило результат 2022 г. Суммарные запасы месторождения оцениваются в 1,5 млрд тонн угля. Перевалку угля месторождения планировалось проводить в порту Вера[8] в Приморском крае (мыс Открытый, в 130 км от Владивостока). Но структуры А.Авдоляна намерены продать данный портовый актив.
Тем временем на Сахалине ООО «Восточная горнорудная компания» (ВГК) в феврале начало испытания магистрального угольного конвейера, соединяющего Солнцевский угольный разрез (Углегорский район) и морской порт Шахтерск. Весной текущего года планируется завершить пусконаладочные работы всего конвейера. Его протяженность составляет 23 км, с помощью него предполагается снизить негативное воздействие на экологию и нагрузку на автодорожную сеть при перевозке угля в порт.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Пильтун-Астохское и Лунское месторождения на шельфе Сахалина. Японские корпорации Mitsui и Mitsubishi получили в «Сахалинской энергии» доли в 12,5% и 10% соответственно.
[2] В текущем году «НОВАТЭК» может получить от одного до трех танкеров класса Arc7 с южнокорейской верфи Hanwha Ocean (бывшая DSME). Еще часть танкеров не может быть поставлена из-за санкций. Танкеры с судоверфи «Звезда» в текущем году поставлены не будут.
[3] Повышение налога введено с 1 января 2024 г. в целях изъятия в бюджет дополнительных доходов, полученных газодобывающими компаниями от индексации тарифов на газ. Формула расчета учитывает совокупный объем реализации газа в месяце, предшествующем налоговому периоду, на территории конкретного субъекта РФ (за исключением определенных категорий организаций и населения). Первоначально действие закона не распространялось только на газ, поставляемый населению, котельным и ТЭЦ, а также на предприятия, которые ведут переработку попутного нефтяного газа.
[4] Ранее курсовая экспортная пошлина на уголь вводилась с 1 октября 2023 г., в конце декабря 2023 г. уголь был освобожден от нее.
[5] Для компенсации выпадающих доходов бюджета от отмены экспортной пошлины.
[6] ООО «Огоджинская угольная компания».
[7] Строительство ведет новосибирская компания ООО «ТехВэб» А.Будникова.
[8] Мощность перевалки – 9 млн тонн, в 2023 г. было перевалено 7,3 млн тонн.
На прошедшей неделе на Атлантическом угольном рынке цены вернулись к росту, достигнув 3-месячного максимума, удерживаясь в диапазоне 116-118 долл./т. Поддержку котировкам оказывает сокращение запасов на складах, укрепление цен на газ в связи со снижением поставок, а также прогнозы уменьшения объемов ветрогенерации. Запасы на терминалах ARA сокращаются пятую неделю подряд, составив 6.1 млн т., при этом операции по реэкспорту в другие страны приостановились.
Газовые котировки на хабе TTF укрепились до 306 долл./1000 м3 (+27 долл./1000 м3 к 13.03.2024 г.) на фоне сокращения поставок норвежского газа в связи с техническим обслуживанием нескольких месторождений. Хранилища по-прежнему заполнены на 60%.
Котировки южноафриканского угля 6000 превысили уровень 100 долл./т. впервые с середины декабря 2023 года благодаря росту индексов в Европе, а также стабильному спросу со стороны Индии и Пакистана. Некоторые участники рынка отмечают, что на апрель все партии оказались распроданы, что также способствует росту цен.
Exxaro Resources сокращает производственные расходы, чтобы иметь возможность продолжать перевозить уголь автотранспортом в адрес экспортных терминалов. В 2023 г. перевозка автотранспортом в компании Exxaro составила около 0.5 млн т., или 10% от экспортированных 5.1 млн т. Остальной объем пришелся на ж/д отправки в адрес терминала Richards Bay Coal Terminal (RBCT).
Учитывая, что провозные мощности ж/д инфраструктуры останутся ограниченными в 2024 г., Exxaro рассчитывает экспортировать 5.7-6.3 млн т. в 2024 г., оставаясь прибыльной, даже если цены упадут до 80 долл./т.
Южноафриканский оператор Transnet планирует провести обслуживание ж/д линии до RBCT с 11 по 20 июля. В связи с этим погрузка в адрес RBCT будет приостановлена и отгрузки на суда будут осуществляться с использованием складских запасов, которые в настоящее время составляют 2.69 млн т., тогда как к моменту начала обслуживания на складах должно находиться около 5 млн т. во избежание перебоев или замедления в экспортных операциях.
В Китае цены спот на уголь 5500 ккал/кг NAR в порту Qinhuangdao ушли вниз на 7 долл./т. до 122 долл./т. по причине продолжающегося снижения внутренних цен из-за ослабления спроса со стороны энергетических и промышленных предприятий, а также в связи с потеплением и высокими запасами на складах. Потребление угля на электростанциях сократилось с начала месяца на 9%. Кроме того, компания Shenhua, подразделение China Energy, 14 марта понизила цены в провинции Внутренняя Монголия на 2.5 долл./т. Некоторые трейдеры в КНР ожидают, что понижательный тренд будет продолжаться еще 2-3 недели.
Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС увеличились на 0.2 млн т. до 13 млн т., потребление упало с 807 тыс. т. до 782 тыс. т./сутки. Запасы в 9 крупнейших портах составили 22 млн т., почти не изменившись по сравнению с предыдущей неделей.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR подешевел на 1 долл./т. до 93 долл./т. на фоне высоких фрахтовых ставок и падения внутренних цен в Китае. Давление на котировки также оказывают высокие запасы на складах предприятий в Индии, которые увеличились за прошедшую неделю на 3% и достигли исторического максимума в 48 млн т., что также обусловлено увеличением предложения внутри страны. Кроме того, волатильность в ценах привела к большому спреду между ценами спроса и предложения.
Котировки австралийского угля двигаются в коридоре 123-125 долл./т. Давление на цены оказывает замедление активности на спотовом рынке ввиду сезонного фактора, а также высокие и волатильные фрахтовые ставки. Снижение цен на внутреннем рынке КНР приводит к тому, что в некоторых случаях китайские покупатели пытаются пересмотреть цены по уже заключенным соглашениям.
Котировки австралийского металлургического угля HCC находятся на уровне 245 долл./т. Участники рынка отмечают, что на прошедшей неделе около 0.5 млн т. не могли найти своего покупателя и поставщики из США продавали материал по демпинговым ценам.
Австралийский инвестиционный банк Macquarie прогнозирует среднюю цену на коксующийся уголь (HCC) на уровне 300 долл./т. до конца текущего года. Аналитики объясняют это более слабым рынком по сравнению с ситуацией в прошлом году, главным образом из-за улучшения предложения в ближайшей перспективе. Macquarie также ожидает, что поставки угля из Австралии в текущем году возрастут до 160 млн т.
Добыча угля в Кузбассе упала на 2% в январе-феврале 2024 года
Падение добычи в Кузбассе в 2023 г. до 214.2 млн т. (-9.4 млн т. или -4.2% к 2022 г.) продолжилось в первые два месяца 2024 г.
В январе-феврале 2024 г. угольные предприятия Кузбасса добыли 34.5 млн т. (-0.7 млн т. или -2.0% к январю-февралю 2023 г.), по данным Министерства угольной промышленности Кузбасса.
Добыча коксующегося материала за этот период составила 11.9 млн т. (+0.6 млн т. или +5.3%), в то время как объемы добычи энергетического угля снизилась до 22.6 млн т. (-1.3 млн т. или -5.4%).
Открытым способом угольные компании добыли 22.8 млн т. (без изменений к январю-февралю 2023 г.), производство подземным способом составило 11.7 млн т. (-0.7 млн т. или -5.6%).
По состоянию на 1 марта 2024 г. складские запасы угля в Кузбассе увеличились до 21.8 млн т. (+0.9 млн т. или +4.3% к 1 марта 2023 г.).
Санкции и наметившаяся тенденция по остановке деятельности российских угольных шахт и разрезов, наряду с повышающимися железнодорожными тарифами РЖД, введением экспортной пошлины, а также лишением угольных грузов приоритетности при ж/д перевозках на фоне ограниченной пропускной способности Восточного полигона, могут оказать негативное влияние на объемы добычи и поставок российского угля на мировой рынок в 2024 гг.
Китай сократил импорт российского угля в январе-феврале на 22%
Китай сократил импорт угля из России по итогам января-февраля 2024 г. до 11.5 млн т. (-2.1 млн т. или -22% к январю-февралю 2023 г.), что обусловлено снижением конкурентоспособности российского материала по причине введения Китаем импортных пошлин в размере 6% на энергетический уголь, а также 3% на коксующийся уголь и антрацит.
При этом КНР нарастил совокупный импорт за этот период до 74.5 млн т. (+14 млн т. или +23% к январю-февралю 2023 г.), в результате чего доля России составила 15.4%, не изменившись по сравнению с прошлым годом.
Китайские власти восстановили пошлины в начале 2024 г., однако другие крупные экспортеры, включая Индонезию и Австралию, не пострадали и их поставки, наоборот, увеличились благодаря соглашениям о свободной торговле.
Возвращение пошлин направлено на защиту местных угольных компаний от последствий перенасыщения рынка после того, как внутренняя добыча Китае увеличилась до рекордно высокого уровня.
Интерес покупателей в Китае также ограничивается санкциями США, введенными в отношении крупных российских угольных компаний (СУЭК и Мечел).
Негативная динамика в экспорте российского угля будет сохраняться в этом году также из-за вновь введенной экспортной пошлины в РФ, высоких ставок перевалки в Тамани и ограниченных провозных мощностей на ж/д инфраструктуре.
Сегодня нехватка пропускных мощностей железной дороги – общая проблема грузоотправителей от рыбопромышленников до аграриев, однако, как выяснилось, даже в РЖД считают, что перераспределение угля в пользу спецтерминалов будет способствовать ее решению. Как развивается борьба за Восточный полигон, выясняло EastRussia.
Энергоносители – основа грузопотока
В 2024 году вопрос конкуренции за железную дорогу встал особенно остро в портовой отрасли. Доля дальневосточных портов в общем объеме перевалки грузов в 2023 году составила 26,4%, следует из данных ВМТП (Владивостокский морской торговый порт). Только в первом полугодии в дальневосточном бассейне переработано 119,1 млн тонн – на 7,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Основу дальневосточного морского грузопотока традиционно составляет экспортное направление. В первом полугодии 2023 года его доля оценивалась в 85 %. При этом основная часть грузооборота формируется за счет перевалки энергоносителей: угля, нефти, сжиженного газа, которые в 2023 году обеспечивали 79,7% общего объема перевалки по всем направлениям.
Именно черное золото стало камнем преткновения для дальневосточных стивидоров. Так или иначе, уголь переваливают во всех приморских портах – это доминирующая грузовая база стивидорных компаний Дальнего Востока. Однако после 2022 года нагрузка на железную дорогу значительно выросла, и из-за инфраструктурных ограничений грузы не всегда доходят по адресу вовремя. В результате возникают заторы, а компании несут серьезные издержки.
В конце 2023 года совладелец порта «Восточный» Андрей Бокарев обратился к президенту с инициативой – отдать приоритет в перевозках угля специализированным портам над универсальными при распределении пропускной способности Восточного полигона железных дорог.
Он указывал, что сегодня через морские гавани ДФО проходит в два раза больше угля, чем в 2012 году, однако «Восточный» загружен менее, чем на 50 %, несмотря на миллиардные инвестиции в инфраструктуру и высокую пропускную способность. Бокарев подчеркивал, что меньше 50% угля в Дальневосточном бассейне приходится на спецтерминалы, которые, по его оценке, могут быстрее, технологичнее и безопаснее для экологии переваливать этот груз. Следовательно, утверждал совладелец «Восточного», будет справедливо отдать приоритет в перевозках профильным стивидорам, то есть тем, которые специализируются на перевалке угля.
Инициативу поддержал вице-премьер РФ Андрей Белоусов, в декабре 2023 года обратившийся с ней к президенту.
И здесь универсальные порты встали на защиту своих интересов. В том числе вопрос был поднят в Законодательном Собрании Приморского края. Участники рынка, которые не являются интересантами предложения Бокарева, выдвинули свое предложение – вернуть инициативу АО «Восточный порт» на детальную проработку с участием всех, и профильных и непрофильных стивидоров Дальнего Востока и просят депутатов и губернатора Приморского края поддержать их позицию.
«Мы выступаем против дискриминации на железной дороге, тем более, что не один только Восточный порт инвестирует в инфраструктуру и безопасную перевалку. Учитывая, что уголь – доминирующая грузовая база на Дальнем Востоке, речь идет о рабочих местах и налоговых поступлениях в бюджет Приморского края. Нельзя ломать устоявшийся порядок», – комментирует источник в ВМТП.
Не потерять в грузообороте
Заместитель генерального директора АО «ДНИИМФ», кандидат технических наук, доцент Евгений Новосельцев отмечает, что на стивидорном рынке ДФО конкурируют такие игроки, как Восточная стивидорная компания, Владивостокский морской рыбный порт, Пасифик Лоджистик, Владивостокский морской порт Первомайский. При этом, например, «Восточный порт», «Торговый порт Посьет», «Вера», «Суходол» — специализированные угольные терминалы. ВМТП, рыбный порт — универсальные, но и для них уголь представляет большую важность.
Так, общий грузооборот «Владивостокского рыбного порта» в 2022 году составил 5 038 тыс. тонн грузов, на 200 тыс. тонн больше, чем в 2021 году. Из них 259 тыс. тонн — это рыбопродукция, 104 тыс тонны — металлолом, 3 330 тыс. – контейнеры и 1 063 тыс. тонн — уголь навалом. Такие данные содержатся в последнем годовом отчете компании. Там же говорится о вложениях в инфраструктуру, должную обеспечить защиту от угольной пыли, учитывая, что предприятие расположено в черте города: ветропылезащитный экран, установки пылеподавления и другое оборудование. Естественно, что «Владивостокский рыбный порт» не хочет терять в грузообороте.
«И вместе с тем самые масштабные проекты в Приморье — это специализированные порты, такие как морской порт "Суходол" в Шкотовском районе, созданный с целью облегчения доступа к портовой инфраструктуре малых и средних угледобывающих предприятий. Перевалка в специализированных портах, как правило, обходится дешевле на тонну. Порт с собственной железнодорожной инфраструктурой, вагоноопрокидывателями может осуществлять ее оперативнее и технологичнее, чем универсальный», – говорит Евгений Новосельцев.
Экономист Александр Латкин поднимает вопрос экологии. По мнению эксперта, перевалка угля должна происходить только закрытым способом и желательно за чертой города.
Из неочевидного
Со своей стороны, так называемые непрофильные стивидоры выдвигают встречные аргументы.
«Высокая скорость выгрузки угля в специализированных портах традиционно компенсируется в универсальных портах наличием большого парка грейферных кранов и кранов-манипуляторов. Так, по устоявшейся практике пять-шесть мобильных кранов-манипуляторов по производительности сопоставимы с одним вагоноопрокидывателем», — следует из обращения отраслевиков к губернатору Приморского края (есть в распоряжении агентства).
Кроме того, в обращении говорится, что «в настоящее время АО «Восточный порт» при перерабатывающей способности в 1 459 вагонов в сутки обеспечивает объем выгрузки в размере 949 вагонов в сутки. При этом отгрузка угля в адрес АО «Восточный порт» на сегодня составляет 974 вагона в сутки. Количество на Дальневосточной железной дороге вагонов с углем в адрес АО «Восточный порт» достигла 6 556 вагонов, что уже негативно сказывается на продвижении других составов в границах железной дороги. Только на станциях Дальневосточной железной дороги отставлены от движения 27 груженых поездов в адрес АО «Восточный порт»».
Авторы обращения считают, что если отдать приоритет профильному стивидору, то поездопоток еще больше сгустится в точечном направлении, и от этого не выиграет никто.
Вместо приоритизации стивидорные компании полагают целесообразным ОАО «РЖД» уделить внимание развитию тяги, припортовых станций и реконструкции «узких мест» на железнодорожной инфраструктуре общего пользования. Это, по их оценке, позволит обеспечить бесперебойную доставку грузов до морских портов в рамках договоренностей между морскими портами и ОАО «РЖД».
Интересно, что по данному поводу уже обозначила свою позицию антимонопольная служба. ФАС сообщила, что поддерживает приоритизацию профильных специализированных портов. Вместе с тем, законодательно само понятие «специализированный порт» не закреплено.
«Считаем целесообразным проработать вопрос закрепления понятия "специализированный порт" в нормативно правовых актах для возможности учета данного фактора», — уведомил антимонопольный орган.
Общая проблема
Так или иначе, проблема пропускной способности железной дороги сегодня коснулась всех грузоотправителей, от рыбопромышленников до аграриев. Грузы простаивают в тупиках, поскольку пропускных мощностей РЖД на них не хватает.
По мнению главы НО «Ассоциация рыбохозяйственных предприятий Приморья» Георгия Мартынова (организация представляет ОАО «Владивостокский морской рыбный порт», Диомидовский рыбный порт, АО «Далькомхолод»), решению проблемы будут способствовать дотации перевозок рыбной продукции автомобильным транспортом. Сегодня это обходится слишком дорого, что мешает сделать автотранспорт полноценной альтернативой ЖД-перевозкам.
«Развитие портовой отрасли — это перспективное направление в ДФО. Но, к сожалению, строительством новых портов не решить проблемы вывоза или завоза груза. Здесь требуется инфраструктура, в первую очередь, железнодорожная, способная принять грузопоток, который, прежде всего, идет из Центральной России, средней полосы. Мы видим, что правительство предпринимает определенные шаги в этом направлении, но на наш взгляд, они недостаточны», — говорит Георгий Мартынов.
Второй этап строительства Восточного полигона должен быть завершен в 2024 году. Реализация третьего этапа предполагает увеличение провозной способности до 210 млн тонн к 2030 году, а полноценный III этап – это не менее 255 млн тонн к 2032 году.
«Но здесь, на местах, мы пока не видим, чтобы железнодорожная инфраструктура расширялась. Взять рыбные порты – когда-то в послевоенные годы был построен "Владивостокский морской рыбный порт", к которому подвели железнодорожную магистраль. И как была, так и остается на мысе Чуркин одна единственная колея для вывоза рыбопродукции в центральные районы России, хотя грузооборот увеличился в десятки раз. Соответственно, на наш взгляд, самое главное в развитии портов — это строительство железнодорожной инфраструктуры и развитие автоперевозок», — комментирует Георгий Мартынов.
Особенно в пиковое летнее время очень сложно вовремя отгрузить и доставить рыбопродукцию в центральные регионы, акцентирует он. Следовательно, было бы правильно дотировать автоперевозки, когда железная дорога особенно сильно перегружена.
Также, говоря об объемах перевалки, собеседник отмечает проблему несколько устаревших холодильных мощностей в рыбных портах. Сейчас предприятия, которые приобрели квоты по вылову краба с обязательствами построить несколько холодильников на Дальнем Востоке, как раз ищут подходящие локации для реализации своих планов.
Многие участники рынка сходятся на том, что стоит крайне аккуратно подходить к вопросу приоритетов и больше внимания уделять другим номенклатурам грузов. Например, Александр Латкин уверен, что приоритета угля на железной дороге не должно быть в принципе.
Отметим, «Российские железные дороги» к концу 2022 года обеспечили провозную способность на Восточном полигоне на уровне 173 млн тонн. Это максимальный объем груза, который новая инфраструктура может пропустить в идеальных условиях с учетом существующих ограничений, сообщил в интервью «Коммерсанту» заместитель главы РЖД Алексей Шило.
Среди мер для полноценного нивелирования сдерживающих факторов в перевозках Шило предлагает «поддержать предложения некоторых участников рынка по приоритизации перевозок в специализированные терминалы».
«По нашей оценке, только по углю приоритетная отгрузка в специализированные терминалы позволит увеличить объемы вывоза на Восток до двух млн тонн», – цитирует агентство замглавы РЖД.
На европейском рынке цены с начала года опустились ниже 105 долл./т. Давление на котировки оказали такие факторы, как ограниченный спрос, снижение цен на газ и электроэнергию, а также увеличение запасов на складах ARA.
Газовые котировки на хабе TTF снизились до 479.42 долл./1000 м3 (-46.66 долл./1000 м3 к 02.01.2025 г.). При этом поставки газа в Европу со стороны Норвегии замедлились, а хранилища в странах ЕС заполнены на 70%. Запасы угля на терминалах ARA увеличились за две недели до 4.36 млн т. (+0.15 млн т. или +4% к 25.12.2024 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 упал ниже 100 долл./т. на фоне нисходящего движения на европейском рынке. Среднекалорийный материал также подешевел, поскольку спрос в Индии и странах АТР остается ограниченным из-за высоких запасов на складах потребителей. Кроме того, запасы на терминале Richards Bay Coal Terminal (RBCT) находятся на комфортном уровне и превышают 4 млн т.
Добывающие компании в ЮАР и Мозамбике ожидают, что на их экспортных операциях негативно отразятся протесты в преддверии инаугурации нового президента Мозамбика, которая состоится 15 января 2025 г. Лидером протестов будет выступать проигравший выборы оппозиционер.
Южноафриканский ж/д оператор Transnet опубликовал документ (Network Statement) в рамках инфраструктурной реформы и допуска к сети сторонних операторов. Кроме того, была представлена дифференцированная тарифная политика. Доступ к North Corridor, ведущему к терминалу RBCT, ожидается в апреле.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao укрепились до 107 долл./т. на снижении предложения из-за сокращения добычи на небольших шахтах в преддверии Китайского нового года, что обусловлено усилением мер безопасности. Некоторые конечные потребители в северных регионах накапливают запасы в связи с предстоящими праздниками. Компания Shenhua повысила цены для сторонних поставщиков с целью стимулирования отгрузок.
Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС увеличились незначительно до 13.76 млн т., запасы в 9 крупнейших портах составили 25.50 млн т. (+0.37 млн т. к 02.01.2025 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR скорректировался вниз до 91 долл./т., цена низкокалорийного материала 4200 GAR опустилась до 49 долл./т. по причине невысокого спроса в связи с рыночной неопределенностью в краткосрочной перспективе. При этом спрос на низкокалорийный материал выше, поскольку, по некоторым оценкам, он выгоднее трейдерам с финансовой точки зрения, чем средне- или высококалорийный уголь.
Проливные дожди негативно отразились на погрузке в Южном Калимантане. Ливни также частично парализовали дорожную транспортировку угля в добывающих регионах. Сезон дождей в Индонезии обычно усиливается в декабре и достигает пика в середине января, в связи с чем ожидается, что неблагоприятные погодные условия будут отражаться на погрузке и в следующем месяце.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 продолжил нисходящий тренд ниже 117 долл./т., что связано с низким спросом со стороны ключевых стран-потребителей, а также увеличением конкуренции со стороны Колумбии, Монголии и других стран-экспортеров.
Индекс австралийского металлургического угля HCC составил 196 долл./т., снизившись ввиду невысокой активности на рынке и увеличения предложения. При этом рост спроса со стороны Индии оказался ниже ожиданий. Некоторые производители стали рассматривают возможности перепродажи угля. В КНР цены на кокс были вновь понижены, что продолжает оказывать давление на рынок.
Некоторые азиатские потребители в Юго-Восточной Азии также рассматривают покупку угля из США на условиях CFR с целью избежания волатильности на рынке FOB.
В 2024 г. впервые за много лет российские угольные компании столкнулись с полномасштабным кризисом. В результате совокупности факторов отрасль оказалась в крайне сложном положении, выход из которого пока не просматривается.
Цены на уголь на мировом рынке существенно снизились несмотря на то, что спрос на уголь в мире в 2024 г. продолжил расти и по оценкам МЭА обновит исторический максимум на уровне
7.25 млрд т. При этом введенное после начала СВО на Украине в 2022 г. эмбарго на поставки российского угля в Евросоюз привел к переориентации поставок на Азию, а железнодорожные тарифы продолжили увеличиваться.
Влияние негативных факторов в 2024 г. усилилось. На дисконты к международным бенчмаркам наложился резкий рост затрат ж/д перевозки, включая отмену скидок, а также рост тарифов на перевалку на терминале ОТЭКО в Тамани, который привел к обвалу экспорта через него зимой и весной 2024 г.
Кроме того, в 2024 г. добавились привязанные к курсу доллара экспортные пошлины и импортные пошлины Китая, который стал одним из основных рынков сбыта для российских угольщиков. В течение года США внесли целый ряд угольных компаний РФ в санкционный список (SDN), предполагающий наиболее жесткие блокирующие санкции, что усложнило международные расчеты и выход на международные рынки.
В 2024 г. усугубились традиционные проблемы с пропускной способностью сети РЖД. Работу железных дорог замедляла нехватка локомотивных бригад наряду с инфраструктурными ограничениями на БАМе и Транссибе на фоне продолжающейся переориентации грузовой базы в восточном направлении. При этом РЖД также не справлялась с грузопотоком в южном и северо-западном направлениях.
Все эти факторы обусловили падение экспорта угля и крайне негативно сказались на финансовых показателях отрасли. Доля убыточных компаний превысила 53%, а сальдированный убыток по итогам января-октября 2024 г. составил 84.8 млрд руб. против прибыли более 316 млрд руб. годом ранее. В последний раз подобная ситуация наблюдалась в 2020 г., в разгар пандемии коронавируса.
В отдельные периоды 2024 г. компании были вынуждены экспортировать уголь в убыток или с нулевой рентабельностью, а также сокращать инвестиции.
При этом государство воздержалось от каких-либо мер поддержки отрасли, за исключением отмены действия экспортных пошлин, что нивелируется ростом тарифов РЖД на 2025 г. на 13.8%. Кроме того, в 2025 г. РЖД обеспечит вывоз 54.1 млн т. угля из Кузбасса, однако из других угольных регионов сырье будет вывозиться на общих условиях.
Сход 39 полувагонов с углем произошел 6 января 2025 г. в Хабаровском крае на частной Тихоокеанской железной дороге, соединяющей Эльгинское каменноугольное месторождение и порт Эльга. Размер ущерба и обстоятельства происшествия устанавливаются, пострадавших нет.
Дорога протяженностью 530 км (полная длина со всеми разъездами – 626 км), построенная компанией Эльгауголь, была запущена в ноябре 2024 г. с целью вывоза угля с месторождения, расположенного в Якутии. Провозная способность Тихоокеанской железной дороги в 2025 г. должна составить 30 млн т. в год., а после завершения второго этапа в 1 квартале 2027 г. – до 50 млн т.
Добыча Эльгауголь по итогам 2024 г., по предварительным данным, составила 28.1 млн т. (+6.8 млн т. к 2023 г.). Однако компания добывает труднообогатимые угли, которые при переработке на обогатительных фабриках теряют до 50% объема.
На европейском рынке цены скорректировались выше 111 долл./т. после продолжительного снижения. Поддержку котировкам оказал рост цен на газ и электроэнергию. Кроме того, поставки колумбийского энергетического угля за неделю сократились на 38%, в том числе в адрес стран ЕС.
Газовые котировки на хабе TTF выросли до 494.23 долл./1000 м3 (+50.24 долл./1000 м3 к 18.12.2024 г.). В конце года истекает договор о транзите российского газа через Украину. На данный момент власти Украины и России не планируют его продлевать. Опасения у участников рынка также вызвали угрозы Катара, одного из крупнейших экспортеров СПГ, прекратить поставки в Европу из-за нового европейского законодательства, предусматривающего наказание за несоблюдение требований по сокращению выбросов углерода. Запасы угля на терминалах ARA увеличились до
4.21 млн. т. (+0.46 млн. т. или +12% к 18.12.2024 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 укрепился выше 105-106 долл./т. на фоне отскока на европейском рынке. Однако среднекалорийный материал подешевел, поскольку спрос в Индии и странах АТР остается ограниченным из-за высоких запасов на складах потребителей.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao упали на 3 долл./т. до 107 долл./т., что обусловлено ограниченным спросом в промышленном секторе и температурой выше нормы. Высокое предложение и пессимистичные прогнозы в отношении потребления также негативно сказываются на рыночных настроениях. В связи с этим добывающие компании понижали цены на 1.4-4.2 долл./т., чтобы простимулировать продажи.
Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС сократились на 0.48 млн. т. до
13.91 млн. т., запасы в 9 крупнейших портах уменьшились до 27.18 млн. т.
(-0.47 млн. т. к 18.12.2024 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR удерживался ниже 93 долл./т., цена низкокалорийного материала 4200 GAR потеряла 0.5 долл./т. до 50 долл./т. на фоне низкой торговой активности на спотовом рынке в преддверии рождественских праздников. Давление на рынок также оказывает нисходящий тренд в Китае.
При этом проливные дожди негативно отразились на погрузке в Южном Калимантане. Ливни также частично парализовали дорожную транспортировку угля в добывающих регионах. Сезон дождей в Индонезии обычно усиливается в декабре и достигает пика в середине января, в связи с чем ожидается, что неблагоприятные погодные условия будут отражаться на погрузке и в следующем месяце.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 находился ниже 123 долл./т. Нисходящий тренд в котировках австралийского материала продолжился по причине низкого спроса со стороны ключевых стран-потребителей.
Индекс австралийского металлургического угля HCC упал ниже 195 долл./т. FOB Australia. В КНР, где также наблюдается падение котировок, спрос остается слабым, в связи с чем китайские производители кокса вновь планируют понижать цены на свою продукцию. Покупатели предпочитаются придерживаться выжидательной позиции ввиду продолжающегося нисходящего тренда.
Кроме того, согласно обновленным данным, вероятность формирования явления Ла-Нинья снизилась, в связи с чем риск нарушения поставок из Австралии уменьшился. Власти Австралии пересмотрели прогноз по экспорту металлургического угля в финансовом 2024/2025 г. (заканчивается 30 июня) в сторону увеличения на 2 млн. т. до 163 млн. т.
Международное энергетическое агентство (МЭА) ожидает, что добыча энергетического и металлургического угля в России и его экспорт продолжат снижаться в 2025–2027 гг. Согласно прогнозу, негативный тренд будет продолжаться, пока не улучшится конъюнктура рынка и не заработают меры господдержки.
По оценке МЭА, добыча угля в России в 2024 г. снизится на 3% к уровню прошлого года и составит 427 млн. т. При этом прогноз не принимает во внимание то, что добыча в Кузбассе, основном угольном регионе страны, где добывается высококачественный уголь, существенно падает, а рост добычи происходит главным образом за счет непремиальных марок. Добыча к Кузбассе по итогам 2024 г. упадет до 196 млн. т. (-18.2 млн. т. или -8.4% к 2023 г.), а экспорт до 100 млн. т. (-13.8 млн. т. или -12.1% к 2023 г.).
МЭА также ожидает, что совокупный экспорт российского угля сократится на 6% до 199 млн. т. Однако, по предварительным данным, данный показатель упадет на 8.1% и составит 196 млн. т. (-16.0 млн. т. или -7.5% к 2023 г.).
В 2025 г., как ожидает МЭА, добыча снизится на 3% до 416 млн. т., а экспорт – на 7% до 185 млн. т. По итогам 2026 г. добыча оценивается на уровне 416 млн. т., экспорт – 180 млн. т. В 2027 г. добыча ожидается на уровне 412 млн. т. (энергетического угля – 305 млн. т., металлургического – 106 млн. т.), экспорт – 178 млн. т. Падение добычи за 3 года по сравнению с 2024 годом составит 3.5%, экспорта – 10.6%.
Таким образом, поставки на экспорт высококачественного российского угля, включая PCI, продолжат сокращаться в ближайшие годы.
Негативный прогноз обусловлен сложностями с экспортом угля в связи с антироссийскими санкциями, а также высокими транспортными издержками, проблемами с логистикой и низкой рентабельностью поставок за рубеж из-за дисконтов к рыночным бенчмаркам.
Убытки российских угольных компаний по итогам января-октября 2024 г. подскочили в 4.4 раза до 216.9 млрд. рублей, превысив прибыль, которая составила
132.1 млрд. рублей (-70.3% к январю-октябрю 2023 г.). Таким образом, сформировался сальдированный убыток в размере 84.8 млрд. руб. против прибыли более 316 млрд. руб. годом ранее. Доля убыточных компаний составила 53.4% против 35% за аналогичный период прошлого года.
В 2023 г. прибыль угольных компаний России снизилась в 2.1 раза до 357 млрд. руб. (-426 млрд. руб. к 2022 г.). Однако в 2024 г. негативная динамика усилилась, что обусловлено падением цен на мировом рынке и резким увеличением себестоимости.
Дополнительными факторами, продолжающими оказывать негативное влияние на финансовые результаты угольщиков, остаются высокие ж/д тарифы, ограниченные провозные возможности ж/д инфраструктуры, а также западные санкции.
Для многих российских поставщиков текущий уровень мировых цен и себестоимость делают экспорт угля убыточным, вынуждая их сокращать производство и отказываться от проектов по развитию новых угольных месторождений.
С учетом новых рестрикций США санкции теперь охватывают более 50% экспортного объема, что приведет к еще большему сокращению российского экспорта угля как в 2024 г., так и в 2025 г.
Добыча угля в Кузбассе, основном угольном регионе России, где добывается высококачественный материал, по итогам января-ноября 2024 г. упала до
180.7 млн. т. (-14.8 млн. т. или -7.6% к январю-ноябрю 2023 г.). Совокупный экспорт российского угля за аналогичный период сократился до 179.9 млн. т.
(-15.8 млн. т. или -8.1% к январю-ноябрю 2023 г.).
На европейском рынке котировки энергетического угля ушли ниже уровня поддержки 110 долл./т. Давление сохраняется из-за ограниченного спроса, падения цен на газ и электроэнергию, а также стабильных запасов на складах ARA. Стоимость электроэнергии в Германии упала за неделю почти на 70% на фоне резкого увеличения солнечной и ветрогенерации. На спотовом рынке электроэнергия подешевела с 265 евро/МВт до 86-87 евро/МВт. Кроме того, доля ВИЭ в структуре энергобаланса Германии за этот же период выросла с 50% до 73%, а доля ископаемого топлива упала с 50% до 27%.
Газовые котировки на хабе TTF опустились до 443.99 долл./1000 м3 (-40.52 долл./1000 м3 к 11.12.2024 г.). Поставки газа остаются стабильными, что также связано с ограниченным спросом на СПГ в странах АТР. Запасы угля на терминалах ARA незначительно сократились до 3.75 млн т. (-0.14 млн т. к 11.12.2024 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 упал ниже 103-105 долл./т. ввиду негативной динамики на европейском рынке, а также увеличения запасов на терминале Richards Bay Coal Terminal (RBCT) и ограниченного спроса со стороны Индии. В результате временного закрытия границ с Мозамбиком, на границе и в порту Мапуто скопилось большое количество грузовиков с сырьем, в связи с этим отгрузки еще не нормализовались. По словам властей, ситуация из-за протестов негативно отразится на показателях экспортных отгрузок Мапуто в декабре 2024 г. - январе 2025 г.
Благодаря увеличению ж/д отгрузок в 4 квартале ожидается, что экспорт южноафриканского угля через терминал RBCT составит по итогам 2024 г.
52.4 млн т. (+5.2 млн т. или +11% к уровню 2023 г.). Хотя этот показатель остается значительно ниже среднегодовых 70 млн т. в 2013-2020 гг. В октябре-ноябре месячная отгрузка в адрес RBCT увеличилась до 5 млн т. против 4.1 млн т. в январе-сентябре 2024 г.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao упали на 3 долл./т. до 110 долл./т., что обусловлено ограниченным спросом. Разница в цене на спотовом рынке и по долгосрочным контрактам сокращается, что приводит к ослаблению интереса генерирующих компаний к спотовому рынку. Компания Shenhua вновь понизила цены на сторонний уголь, что стало четвёртым снижением за последний месяц. Кроме того, ввиду негативных ожиданий, некоторые трейдеры стремились распродать свои объемы как можно скорее, что привело к сокращению запасов на складах. Некоторые участники рынка прогнозируют, что дно в котировках материала 5500 ккал/кг NAR находится на уровне 104 долл./т. FOB Qinhuangdao.
Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС сократились на 0.48 млн т. до 13.91 млн т., запасы в 9 крупнейших портах уменьшились до 27.65 млн т. (-1.18 млн т. к 11.12.2024 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR просел ниже 93 долл./т., цена низкокалорийного материала 4200 GAR потеряла 0.5 долл./т. до 50.5 долл./т. на фоне высокого предложения и сдержанного спроса на спотовом рынке. При этом обильные дожди в Южном Калимантане и Суматре, отразившиеся на добыче и перевалке, не оказали ценам поддержку.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 обвалился ниже 123 долл./т., что объясняется низким спросом со стороны ключевых стран-потребителей. Южная Корея сокращает закупки австралийского энергетического угля по причине его дороговизны по сравнению с материалом из других стран, при этом ожидается, что данный тренд будет продолжаться и в 2025 г.
Индекс австралийского металлургического угля HCC укрепился до 205 долл./т. Несмотря на слабый покупательский интерес со стороны китайских потребителей в преддверии новогодних праздников, некоторый спрос наблюдался в южной части Китая, что оказало поддержку котировкам премиальных марок.
В порту Gladstone, штат Квинсленд, произошла 24-часовая забастовка работников порта из-за многомесячного разногласия с работодателем в отношении 8-часового рабочего дня. Данная инициатива негативно отразилась на отгрузках металлургического угля, однако оценка потерянного объема еще не была произведена.
Добыча угля в Кузбассе по итогам 2024 г. снизится до 196 млн т. (-18.2 млн т. или -8.4% к 2023 г.), сообщил губернатор региона.
В 2023 г. добыча угля в Кузбассе опустилась до 214.2 млн т. (-9,4 млн т. или -4.2% к 2022 г.). Таким образом, объем сокращения производства за 2024 г. в два раза превысит снижение добычи в прошлом году.
В январе-ноябре 2024 г. угольные предприятия Кузбасса добыли 180.3 млн т. (-15.6 млн т. или -8.0% к январю-ноябрю 2023 г.), по данным Министерства угольной промышленности Кузбасса.
Экспорт из Кузбасса за 11 месяцев 2024 г. упал до 92.0 млн т. (-12.5 млн т. или -11.9% к аналогичному периоду 2023 г.).
В 2024 г. экспортные поставки из Кузбасса оценочно составят около 100 млн т. (-13.8 млн т. или -12.1%).
Санкции и продолжающаяся тенденция по остановке деятельности российских угольных шахт и разрезов, наряду с растущими затратами и логистическими ограничениями, продолжат оказывать негативное влияние на объемы добычи и поставок высококачественного российского угля на мировой рынок в 2024-2025 гг.
Заместитель губернатора Кузбасса сообщил, что из-за снижения экспорта цена угля на внутреннем рынке в 2024 году уже выросла на 10% и ограничение экспортных поставок еще больше подтолкнет цены вверх.
Фактически, внутренний рынок угля субсидировался за счет экспортных поставок. Экспорт дает возможность сдерживать цены на уголь для внутрироссийского потребления. Этот уголь с относительно стабильной ценой закрывает нужды энергетики и ЖКХ. Поэтому цена электроэнергии, тепла и других коммунальных услуг для населения ниже, чем стоимость их производства. Очевидно, что снижение экспорта приведет к росту стоимости угля на внутреннем рынке, что увеличит расходы всех бюджетов.
Увеличение себестоимости и логистических расходов на фоне падения мировых цен привело к росту убытков. Доля убыточных компаний увеличилась составляет более 50%.
В Кузбассе в угольной отрасли работают более 150 угольных предприятий, где заняты свыше 90 тыс. человек. Предприятия отрасли являются градообразующими для большей части городов Кемеровской области, при этом налоги от угольной отрасли формируют основную доходную часть в бюджете региона.
В связи с нестабильностью в угольной отрасли в Кузбассе прекратили добычу 3 разреза и 2 шахты. С октября 2024 г. деятельность была остановлена на разрезах Задубровский Новый и Евтинский Новый, а также Сибкоул. В связи с этим под сокращение и увольнение попали около 600 человек.
Ранее компания Южный Кузбасс (входит в Мечел) приостановила работу шахты Ольжерасская-Новая до апреля 2025 г. Также выемку остановила шахта Инская, столкнувшаяся с банкротством и невозможностью найти инвестора.
Негативная динамика обусловлена ухудшением экспортных возможностей в результате санкций, падения цен на продукцию, высокого ж/д тарифа и других издержек, а также дефицита провозной способности ж/д инфраструктуры на Восточном полигоне.
Добыча угля в Кузбассе по итогам января-ноября 2024 г. упала до 180.3 млн т. (-15.6 млн т. или -8.0% к январю-ноябрю 2023 г.). Экспорт кузбасского угля сократился до 92.0 млн т., или на 11.9% по сравнению с 2023 г.