Угольная промышленность - актуальные цифры и факты. Партнерский проект Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На европейском угольном рынке на прошедшей неделе наблюдалось снижение котировок ниже 140 долл./т. В начале недели произошел резкий скачок цен на фоне неожиданного решения ОПЕК+ о сокращении добычи, однако после этого индексы откатились назад. Давление на котировки оказали растущие запасы на складах ARA, прогноз роста температуры, низкие цены на газ, а также приближающиеся длинные пасхальные выходные в Европе.
Газовые котировки на хабе TTF составили 510 долл./1000 м3 (+30 долл./1000 м3 к 29.03.2023 г.). В ЕС завершился отопительный сезон с рекордными остатками запасов топлива в подземных хранилищах газа на уровне 60.4 млрд м3, что более чем в 2 раза выше, чем в 2022 г. Уровень заполненности хранилищ составил 55.6%. Такие показатели обусловлены теплой зимой, снижением спроса со стороны промышленных производств, стабильными поставки СПГ и высоким уровнем ветрогенерации.
Запасы угля на складах ARA, находились на уровне 6.9 млн т. (+0.1 млн т. к 29.03.2023 г.).
Индексы южноафриканского угля 6000 упали ниже 130 долл./т. в связи со снижением спроса в Европе. Поддержку среднекалорийному углю 5500 на уровне 115 долл./т. оказали устойчивые закупки со стороны Индии, где потребители пополняют запасы на май-июнь.
Экспорт южноафриканского материала через RBCT в 1 квартале 2023 г. сократился до 11 млн т. (-2.7 млн т. или -19% к январю-марту 2022 г.), поскольку на участке North Corridor сохраняется ряд проблем (от нехватки локомотивной тяги до кражи кабелей и забастовок).
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao продолжили снижаться до 157 долл./т. (-1 долл./т. к уровню прошлой недели) на фоне невысокого спроса со стороны производителей энергии и промышленных предприятий. Дополнительное давление оказывает сокращение спроса на отопление в северных регионах и снижение цен со стороны некоторых угольных компаний. Также негативным фактором для котировок является увеличение совокупных запасов на складах 9 крупнейших северных портов в КНР, которые выросли до 27.6 млн т. (+0.7 млн т.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR составил 120 долл./т. (+0.7 долл./т. к 29.03.2023 г., цена низкокалорийного материала 4200 снизилась до 71.5 долл./т. (-1.5 долл./т. к 29.03.2023 г.). Котировки двигались разнонаправленно на фоне невысокой активности на рынке индонезийского материала в связи с празднованием Рамадана (22 марта–21 апреля). Поддержку ценам на высококалорийный материал оказал спрос со стороны КНР, где недавно индонезийские поставщики выиграли тендер на поставку угля 6000 NAR в адрес электростанции в провинции Guangxi.
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 подскочили до 199 долл./т. при этом котировки среднекалорийного материала продолжают снижаться.
Отраслевое министерство Австралии пересмотрело прогноз стоимости угля в сторону понижения и ожидает, что средняя спотовая цена на материал 6000 должна составить 212 долл./т. в 2023 г. и 169 долл./т. FOB в 2024 г. Основным риском для котировок австралийские чиновники считают рецессию в мировой экономике, сопровождающуюся падением промышленного производства и спроса на электроэнергию.
Индексы австралийского металлургического угля продолжили падать, снизившись до уровня 290 долл./т. на фоне роста предложения и снижения цен на сталь в Китае. Большинство потребителей заняли выжидательную позицию в ожидании продолжения нисходящего тренда.
Южнокорейская POSCO и японская Nippon Steel согласовали с австралийской компанией Foxleigh бенчмарк Low Vol PCI на 1 квартал 2023 г. на уровне 269.5 долл./т. FOB (+23.5 долл./т. или +9.55% к 4 кварталу 2022 г.).
Листвяжная возобновляет работу спустя 1.5 года после трагедии
Шахта Листвяжная в Кузбассе возобновила горные работы спустя почти 1.5 года после аварии. Предприятие приступило к подготовке введения в эксплуатацию новой лавы.
фото: «СДС-Уголь»
В марте 2023 г. было проведено комплексное обследование шахты с участием всех отраслевых ведомств, министерств и администрации, в результате которого участники комиссии отметили соответствие горных выработок и рабочих мест шахты требованиям промышленной безопасности и охраны труда. Комиссия также подтвердила готовность предприятия к подготовительным работам по проведению горных выработок, локализации аварии и ликвидации ее последствий.
В прошлом году Листвяжная также получила положительные заключения экспертизы промышленной безопасности и согласовала план развития горных работ на 2023 г.
25 ноября 2021 г., на шахте, принадлежащей СДС, из-за взрыва метано-воздушной смеси произошла крупнейшая катастрофа в угледобывающей промышленности России за последние десять лет. В результате аварии на шахте погибли 51 человек (46 шахтеров и 5 спасателей).
По итогам 2021 г. добыча на шахте составила 4.4 млн т. (-0.4 млн т. или -7.6% к 2020 г.), тогда как экспорт снизился до 3.8 млн т. (-0.2 млн т. или -6% к 2020 г). Производственная мощность шахты составляет 5.2 млн т. угля в год. На шахту Листвяжная приходится около 18% добычи угля и выручки холдинга СДС, принадлежащего Михаилу Федяеву, который в настоящее время вместе с другими руководителями находится под следствием в связи с аварией. В декабре 2022 г. Михаил Федяев оставил пост президента СДС, который занимал 15 лет.
АО РЖД начало строительство железной дороги к порту Лавна
В Мурманской области начались работы по строительству железной дороги к порту Лавна. Запуск движения по новому участку запланирован на декабрь 2023 г.
фото: ТГ-канал «Телеграмма РЖД
Общая протяженность железной дороги от станции Выходной до станции Лавна составит почти 50 км. Провозная способность подходов к Мурманску в 2024 г. увеличится до 45 млн т./год, включая 18 млн т./год к угольному терминалу Лавна.
В феврале 2023 г. строительство порта Лавны было завершено почти на 60%, в связи с чем ввод в эксплуатацию угольного терминала ожидается в установленные сроки – 29 декабря 2023 г.
10 февраля Государственная комиссия по развитию Арктики признала проект угольного терминала приоритетным для финансирования. Реализация строительства ж/д инфраструктуры осуществляется за счет государственных средств.
Порт Лавна является одним из транспортных узлов на маршруте Северного морского пути и является составной частью проекта Комплексного развития Мурманского транспортного узла (МТУ), который реализуется в соответствии с государственной программой РФ. Основной целью МТУ является создание круглогодично действующего глубоковод-ного морского хаба по переработке нефтеналивных грузов, перевалке угля и минеральных удобрений, интегрированного в международный транспортный коридор Север — Юг.
В текущее время, в совладельцах порта числятся ЦРПИ (60%), СДС-Уголь (25%), РЖД-Инфраструктурные проекты (10%) и ГТЛК (5%).
Пять угольных шахт в Кузбассе приостановили добычу
За прошедшую неделю Ростехнадзор составил 15 протоколов о нарушении требований к безопасности (включая превышение допустимой концентрации метана и пылевзрывоопасное состояние горных выработок), в соответствии с которыми на 5 шахтах в Кузбассе добыча угля была приостановлена и на 4 шахтах введены ограничения.
Таким образом, временно приостановила производство шахта Южная компании Черниговец, шахта Березовская компании Северный Кузбасс, шахта им. 7 Ноября-Новая компании СУЭК-Кузбасс, шахта Костромовская компании ММК-Уголь, шахта имени Кирова компании СУЭК-Кузбасс.
Кроме того, работа и эксплуатация оборудования была ограничена на неопределенный срок на шахтоучастке Октябрьский угольной компании Сила Сибири, шахте им. С.Д. Тихова, шахте Сибирская и шахте Чертинская-Коксовая компании ММК-Уголь.
Также регулятор выявил многочисленные нарушения требований промышленной безопасности на разрезе Кузнецкий Южный. Юридическое лицо и 8 должностных лиц предприятия привлечены к административной ответственности.
Начиная с ноября 2021 г. после взрыва на шахте Листвяжная Ростехнадзор инициировал массовые проверки безопасности на шахтах и угольных разрезах, которые привели к приостановке деятельности ряда угледобывающих предприятий в Кузбассе в 2022 - начале 2023 гг.
Современное аналитическое агентство (CAA)
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
В течение прошедшей недели наблюдалось разнонаправленное движение европейских котировок энергетического угля, укрепившихся выше 135 долл./т. В первой половине недели поддержку индексам оказывали новости о проблемах с ядерным реактором Penly во Франции, забастовки профсоюзов, которые привели к задержке барж на Рейне, а также данные о снижении экспорта угля из Колумбии. После этого падение котировок газа и нефти на фоне нестабильности банковского сектора в США и Европе, а также прогнозы по росту ветрогенерации в Германии начали оказывать давление на угольные цены.
Запасы угля на терминалах ARA с прошедшей недели существенно не изменились и составили 6.7 млн. т.
Динамика индексов южноафриканского угля 6000 повторяла движение европейских цен. В итоге котировкам удалось закрепиться на уровне выше 130 долл./т. Индийские производители губчатого железа ведут переговоры по поставкам южноафриканского материала 5500 и 4800 NAR в марте-апреле. Тем не менее заключение сделок сдерживается из-за разницы в ценах спроса и предложения, составляющей порядка 5 долл./т.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao подорожали на 3 долл./т. до 164 долл./т. При этом ряд потребителей высказывает мнение, что рост добычи в связи с отменой ограничений после завершения Национального конгресса в совокупности с сезонным снижением спроса может привести к избытку предложения, несмотря на увеличение спроса со стороны неэнергетического сектора. Поддержку котировкам может оказать рост спроса со стороны цементной промышленности (на которую приходится около 6-7% потребления энергетического угля), а также предстоящие технические работы на ж/д линии Daqin, запланированные на период с 6 апреля по 5 мая.
После снятия запрета на импорт австралийского угля все большее количество китайских потребителей подписывают контракты с австралийскими компаниями на поставку материала
5500 NAR в марте-июне. Трейдинговые компании заявляют, что, начиная с февраля 2023 г. китайские потребители забронировали поставки энергетического материала в объеме 4 млн. т. Эксперты говорят о по крайней мере 10 млн. т., которые могут быть поставлены до конца 2023 г.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR снизился до 121 долл./т. (-4 долл./т.
к 08.03.2023 г.). Тем не менее, цены могут начать укрепляться, так как китайские и индийские потребители начали пополнять запасы накануне мусульманского празднования Рамадана (22 марта–21 апреля), в течение которого экспорт из Индонезии замедлится. Индийские клиенты в основном фокусируются на среднекалорийном материале, который будет использован для блендирования.
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 опустились ниже 170 долл./т. В текущее время китайские потребители проявляют интерес к среднекалорийному материалу 5500. Сделки на апрельские отгрузки проходят на уровне
120-125 долл./т. FOB, при этом фрахтовые ставки на суда Capesize по маршруту Newcastle–Zhoushan за неделю выросли до 13-15 долл./т. В результате австралийский материал с поставкой в Китай оценивается на уровне 133-140 долл./т. CFR, что примерно на 30 долл./т. дешевле цен FOB Qinhuangdao.
Индексы австралийского металлургического угля упали ниже 350 долл./т. из-за опасений участников рынка о снижении спроса на фоне ухудшения мировой макроэкономической ситуации.
Добыча угля в Якутии может вырасти до 80 млн т к 2030 году
Министерство промышленности сообщила о планах увеличения добычи угля в Якутии до 80 млн. т. к 2030 г. В 2022 г. объем добываемого угля в регионе вырос до 38.6 млн. т. (+7.6 млн. т. или +25% к 2021 г.).
разрез Восточный
фото: Эльгауголь
Ключевыми добывающими компаниями в Якутии, на долю которых приходится около 97% являются: Эльгауголь (52%), Колмар (32%) и Якутуголь (13%).
В 2022 г. добыча на предприятиях указанных компаний составила:
Согласно планам Эльгауголь и Колмар, к 2025 г. компании планируют нарастить объемы продукции до 45 млн. т. и до 20 млн. т. соответственно. Кроме того, с 2022 г. реализуется проект угольного разреза мощностью 6.5 млн. т. в год компании Антрацитинвестпроект на Сыллахском угольном месторождении. По своей перспективности Сыллахское месторождение считается 2-м в Южной Якутии после Эльгинского. С 2023 г. ожидается наращивание добычи компании Долгучан до более 1 млн. т в год.
Масштабные инвестиции в добывающие мощности Якутии и их дальнейшее развитие при текущих темпах роста позволят региону выйти на объем добычи в 80 млн. т. к 2030 г., по мнению Министерства.
Помимо увеличения производства, в регионе отмечается рост обогатительных мощностей. Кроме того, активно ведется строительство железнодорожной ветки от Эльгинского угольного месторождения в Якутии до поселка Чумикан на побережье Охотского моря, где также строится морской порт Эльга мощностью 30 млн. т. в год.
В 2022 г. финансирование геологоразведки в Якутии увеличилось в 2 раза до 50 млрд. руб. За счет собственных средств недропользователей были изучены и подготовлены к промышленному освоению 149 участков. В 2023-2025 гг. геологоразведочные работы планируется провести за счет федерального бюджета на 12 площадях с оценкой запасов углеводородов и твердых полезных ископаемых.
Согласно Министерству промышленности, в 2023 году в Якутии планируется добыть 45 млн. т. угля (+17% к показателям 2022 г).
Берингпромуголь планирует нарастить добычу угля до 2 млн т в 2024 году
Угольная компания Берингпромуголь планирует нарастить добычу до 2 млн. т. угля в 2024 г. Добыча осуществляется на месторождении Фандюшкинское поле. Уголь экспортируется в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Алькатваамское месторождение на Чукотке
фото: Бернингпромуголь
В 2022 г. добыча Берингпромуголь выросла до 1.52 млн. т. (+0.47 млн. т. или +45% к 2021 г.). Перевалка угля через порт Беринговский достигла исторического рекорда в 1.1 млн. т. (+0.2 млн. т. или +18% к 2021 г.).
Также в 2022 г. компания завершила строительство обогатительной фабрики с передовой технологией замкнутого цикла мощностью 800 тыс. т. в год. Ввод в эксплуатацию запланирован на август 2023 г.
Для увеличения мощностей перевалки до 2 млн. т. угля в год, Берингпромуголь осуществляет реконструкцию морского порта Беринговский, после которой терминал сможет ежегодно принимать до 85 судов.
Порт Беринговский расположен в бухте Угольная в северной части Берингова моря на юго-западном берегу Анадырского залива и является рейдовым портом. Рейд доступен для захода судов с любой осадкой. Погрузка морских судов происходит на внешнем рейде портовыми перегрузочными средствами.
В 2023 г. Берингпромуголь также планирует начать добывать уголь на месторождении Звонкое, где сосредоточены большие запасы угля, использующегося в коксохимической промышленности.
ООО Берингпромуголь является дочерней компанией австралийской Tigers Realm Coal Limited, TIG, которая продолжает владеть российскими активами на Чукотке.
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На европейском угольном рынке на прошедшей неделе наблюдался преимущественно негативный тренд, в результате которого котировки опустились ниже 135 долл./т. Среди факторов давления на цены: неопределенность в глобальном финансовом секторе, падение цен на газ и электроэнергию, а также прогнозы стабильной ветрогенерации и температур выше средних сезонных значений. Кратковременный отскок цен вверх почти на 10 долл./т. во вторник 21 марта участники рынка связали с ослаблением страхов относительно банковского кризиса в США, а также тендерной активностью в Турции и Марокко.
Запасы угля на терминалах ARA увеличились на 8% до 7.2 млн т.
Индексы южноафриканского угля 6000 просели ниже уровня в 130 долл./т. По мнению участников рынка, роста цен на южноафриканский материал в краткосрочной перспективе не ожидается. Сокращение предложения высококалорийного угля компенсируется низким спросом со стороны европейских потребителей, накопивших достаточное количество запасов. Индийские производители губчатого железа ожидают дальнейшего ослабления котировок на среднекалорийный уголь 5500 ккал/кг до 95-100 долл./т. FOB Richards Bay с текущего уровня в 110-115 долл./т. Заключение новых сделок откладывается, так как ранее забронированные поставки позволяют закрыть потребности до мая.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao потеряли 3 долл./т., снизившись до 161 долл./т. на фоне невысокого спроса и достаточного предложения. Многие производители опускают цены вслед за увеличением объемов добычи, которое последовало после окончания Национального конгресса и отмены ограничений.
Индекс индонезийского угля 5900 ккал/кг GAR составил 119 долл./т. (-1.5 долл./т. к 15.03.2023 г.). Активность на рынке индонезийского угля уменьшается. С одной стороны, это связано с начинающимся месяцем празднования Рамадана (22 марта – 21 апреля), с другой стороны, китайские потребители снижают объемы закупок или даже отменяют тендеры, ссылаясь на высокие цены. Спрос со стороны Индии остается стабильным.
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 поднялись выше 175 долл./т. на фоне готовящихся переговоров между Glencore и японской энергетической компанией Tohoku Electric по бенчмарку на следующий финансовый год, начинающийся 1 апреля. По данным участников рынка, начальное предложение Glencore будет находиться на уровне 250 долл./т. FOB, японские потребители будут отталкиваться от текущих спотовых котировок около 180 долл./т. FOB.
Продолжившееся падение котировок австралийского металлургического угля ниже 340 долл./т. некоторые участники рынка связывали с избытком предложения. Китайские потребители заняли выжидательную позицию на фоне снижения цен и роста добычи на внутреннем рынке.
Добыча угля в Кузбассе сократилась на 7.4% в январе-феврале 2023 года
В январе-феврале 2023 г. угольные предприятия Кузбасса добыли 35.2 млн т. угля (-2.8 млн т. или -7.4% к январю-февралю 2022 г.), по данным Министерства угольной промышленности Кузбасса.
Добыча коксующегося материала за этот период увеличилась до 11.3 млн т. (+0.7 млн т. или +6.6%), в то время как объемы добычи энергетического угля составили 23.9 млн т. (-3.5 млн т. или -12.8%).
Открытым способом угольные компании добыли 22.8 млн т. (-2.3 млн т. или -9.2%), производство подземным способом составило 12.4 млн т. (-0.5 млн т. или -3.9%).
В январе-феврале 2023 г. потребителям было поставлено 30.1 млн т. угля
(-0.1 млн т. или -0.3% к аналогичному периоду прошлого года), в том числе на экспорт 20.1 млн т. (+0.6 млн т. или +3.1%), российским металлургическим компаниям 4.9 млн т. (-0.3 млн т. или -5.8%), местным угольным электростанциям 3.1 млн т. (без изменений к двум месяцам прошлого года).
По состоянию на 1 марта 2023 г. складские запасы угля в Кузбассе достигли 20.7 млн т. (+3.5 млн т. или +20.3% к 1 марта 2022 г.). Рост запасов в Кузбассе продолжился в 2023 г. на фоне международных санкций против России и логистических проблем (см. график ниже).
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На европейском угольном рынке на прошедшей неделе наблюдалось восстановление котировок выше 145 долл./т. после снижения неделей ранее. Укрепление цен обусловлено падением температуры в Европе, сокращением ветрогенерации, а также ослаблением опасений относительно банковского кризиса в США.
Температуры почти во всех странах ЕС в первой половине недели оказались ниже климатической нормы. Газовые котировки на хабе TTF поднялись до 480 долл./1000 м3 (+35 долл./1000 м3 к 22.03.2023 г.). Европейские страны резко увеличили отбор газа из подземных хранилищ и 28 марта этот показатель достиг рекордных дневных значений за последние пять лет.
Индексы южноафриканского угля 6000 укрепились выше 133 долл./т. вслед за европейским энергетическим рынком. Дополнительную поддержку оказал устойчивый спрос со стороны Индии. Некоторые участники рынка ожидают уменьшения объемов предложения южноафриканского высококалорийного угля в связи с логистическими сложностями экспорта из ЮАР.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao просели на 3 долл./т., составив 158 долл./т. На внутреннем рынке КНР продолжилось снижение цен, обусловленное невысоким спросом и увеличением объема добычи и предложения. Дополнительное давление на котировки оказывает рост гидрогенерации и инициатива властей в отношении нулевой импортной пошлины на уголь.
Угольные компании в провинции Shaanxi наращивают производство за счет перезапуска ряда шахт, которые раньше были законсервированы в связи с рисками обрушения или нарушения экологических норм. В регионе Shenmu компания Shenmu Energy получила распоряжение увеличить добычу и поставки на 10 млн т. с 5 законсервированных ранее шахт. При этом годовая добыча может увеличиться на 30-40 млн т., если все 17 подобных объектов будут запущены. Запасы в порту Qinhuangdao увеличились до 6.3 млн т. (+0.4 млн т.), запасы на складах 9 крупнейших северных портов в КНР – до 26.9 млн т. (+0.3 млн т.).
При этом с целью обеспечения энергетической безопасности Китайские власти продлили нулевую импортную пошлину на уголь до конца 2023 г. (импортная пошлина на уголь была отменена с середины 2022 г. до 31 марта 2023 г.) и теперь она коснется остальных стран-экспортеров. Ожидается, что данная инициатива может сделать российский материал более привлекательным для китайских потребителей по сравнению с австралийским углем.
Индекс индонезийского угля 5900 ккал/кг GAR составил 119.3 долл./т. (+0.3 долл./т. к 22.03.2023 г.) из-за невысокой активности на рынке индонезийского материала, связанной с празднованием Рамадана (22 марта–21 апреля).
Объемы экспорта индонезийского угля подскочили до 113 млн т. за первые 2 месяца 2023 г. (+20 млн т. или +21% к январю-февралю 2022 г.), что обусловлено высокими ценами, улучшением ситуации с оборудованием и трудовыми ресурсами, а также эмбарго на экспорт в январе 2022 г.
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 поднялся выше 175 долл./т. на фоне продолжающихся переговоров между Glencore и японской энергетической компанией Tohoku Electric по поставкам высококалорийного угля 6322 ккал/кг GAR на следующий финансовый год. По некоторым ожиданиям, стороны могут достигнуть договоренности к 1 апреля и бенчмарк составит около 200 долл./т. FOB.
Котировки австралийского металлургического угля упали до 310.00 долл./т., что связано с ростом предложения и выжидательной позицией большинства потребителей по причине отсутствия улучшений конъюнктуры на рынке стали и снижением цен на спотовом рынке австралийскими трейдерами.
Австралийская компания, ведущая добычу в Hunter Valley, согласовала с японскими металлургическими компаниями бенчмарк на уголь semi-soft на 1 квартал 2023 г. на уровне 267.95 долл./т. FOB или 85% от цены prime hard coking coal (315.22 долл./т. FOB). Таким образом, новая цена на semi-soft превысила бенчмарк предыдущего квартала на 16.5% (230 долл./т. FOB).
Минэнерго РФ прогнозирует сохранение добычи угля в 2023 году на уровне 2022 года
Несмотря на снижение добычи угля в начале 2023 г., Минэнерго прогнозирует сохранение в 2023 г. производства на уровне 2022 г., сообщил министр энергетики Николай Шульгинов в ходе заседания коллегии министерства.
По данным Росстата, в январе 2023 г. добыча угля в России снизилась до 34.9 млн т. (-1.8% к январю 2022 г. и -19.3% к декабрю 2022 г.
В 2022 г. добыча угля в России составила 443.6 млн т. (+1.3 млн т. или +0.3% к 2021 г.). Российский экспорт угля по итогам 2022 г. снизился до 209.7 млн т. (-15.3 млн т. или -6.8% к 2021 г.), поставки на внутренний рынок выросли до 172.42 млн т. (+12.2% к 2021 г.).
Китай продлил нулевую пошлину на импорт угля до конца 2023 года
Китай объявил о продлении действующей нулевой пошлины на импорт угля до конца 2023 г., что должно благоприятно отразиться на российских поставках в страну.
Продление нулевых импортных пошлин было объявлено на исполнительном заседании Госсовета 24 марта 2023 г. вместе с рядом решений о пролонгации или усовершенствовании действующих временных льготных налоговых политик с целью снижения нагрузки на различные отрасли промышленности.
В апреле 2022 г. Китай отменил пошлины на импорт угля всех видов и любого происхождения на период с 1 мая 2022 г. по 31 марта 2023 г. в рамках мер по обеспечению безопасности энергоснабжения в стране.
Ранее импортный налог на энергетический уголь взимался в размере 6%, а на металлургический материал, бурый уголь и антрацит составлял 3%, при этом поставки из Индонезии, Филиппин и Австралии были освобождены от уплаты по торговым соглашениям. Фактически, тарифы применялись к монгольскому, российскому, канадскому и американскому углю, в то время как небольшие объемы угля из Южной Африки и Колумбии, которые удавалось продавать в Китай, также облагались импортным налогом.
В конце 2022 г. правительство КНР утверждало, что Китай возобновит импортные тарифы с 1 апреля 2023 г. в целях сдерживание импорта из-за ослабления внутреннего спроса. Таким образом текущее продление нулевой импортной пошлины свидетельствует об изменившемся отношении к импорту в целом.
Китайские политики заявили, что в ближайшие месяцы КНР будет импортировать как можно больше угля и готов предоставить широкие возможности для импорта энергетического материала, готовясь к экономическому росту и пытаясь предотвратить проблемы, связанные с ожидаемым падением гидрогенерации из-за вероятной засухи этим летом.
Впервые уголь будет экспортирован из Кузбасса в Китай по Енисею и СМП
В навигацию 2023 г. планируется впервые организовать экспериментальную отправку партии угля в 30 тыс. т. из Кузбасса по реке Енисей и Северному морскому пути (СМП). Перевалка будет осуществляться в Красноярске и Лесосибирске. Далее груз проследует в порт Усть-Порт Енисейского залива, где будет перегружен на морские суда и отправлен в Китай.
В феврале 2023 г. Минтранс России предложил использовать инфраструктуру портов Красноярск и Лесосибирск для пилотных отправок угля по внутренним рекам. Этот вариант был разработан для решения логистических проблем Восточного полигона, а также как возможность увеличить грузопоток по Северному морскому пути.
Ограниченная пропускная способность БАМа и Транссибирской магистрали является ключевым фактором, препятствующим наращиванию объемов перевалки в Дальневосточных портах.
В январе-феврале 2023 г. угольные компании Кузбасса добыли 35.2 млн т. угля (-2.8 млн т. или -7.4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года).алогичным периодом прошлого года).
В рамках шельфовых проектов наблюдается восстановление добычи газа, также «Сахалин-2» все еще избегает некоторых санкционных рисков. При этом основным приобретателем СПГ проекта становится КНР. Новые крупные СПГ-проекты, тем не менее, пока находятся под вопросом, в частности планы производства в Якутии. Рост угледобычи отмечается в Якутии и на Сахалине, где недропользователи в том числе намерены инвестировать в транспортную инфраструктуру. При этом пока цены на уголь на мировом рынке являются низкими, с учетом этого введенная для отрасли надбавка к НДПИ может в ближайшее время не оказывать существенного фискального давления.
Газодобыча
В сфере добычи углеводородов сахалинские шельфовые проекты продолжают действовать, при этом пока санкционные ограничения для одного из них остаются частично ослабленными. В июне Евросоюз освободил от соблюдения потолка цен на нефть шельфовый нефтегазовый проект «Сахалин-2» (оператор – ООО «Сахалинская энергия») еще на один год – до 28 июня 2025 г. Решение связано с интересами Японии - обеспечением потребностей энергетической безопасности этой страны.
Напомним, что японским компаниям Mitsui и Mitsubishi в сахалинском проекте принадлежит 12,5% и 10% соответственно. Механизм ценового потолка предусматривает, что проекты, имеющие важное значение для энергетической безопасности третьих стран, могут быть освобождены от соблюдения ограничений. Евросоюз также предоставил проекту «Сахалин-2» право на экспорт и передачу товаров, необходимых для ремонта приборов и аппаратуры, которые предназначены для измерения или контроля переменных характеристик жидкостей и газов.
Тем временем период постоянной добычи газа в рамках проекта «Сахалин-2» был продлен с 2028 г. до 2033 г. Центральная комиссия Роснедр в конце прошлого года поддержала соответствующий вариант разработки Лунского нефтегазоконденсатного месторождения, которое является основным источником сырья для производства сжиженного природного газа в рамках «Сахалина-2» . На втором месторождении проекта «Сахалин-2», Пильтун-Астохском, добывается преимущественно нефть. На Лунском месторождении на сегодняшний день добыто более половины его запасов природного газа. Мощность СПГ-производства составляет порядка 10 млн тонн СПГ в год (такой объем был выпущен в 2023 г., в 2022 г. производство составило 11,5 млн тонн).
За пять месяцев текущего года производство газа в рамках проекта «Сахалин-2» выросло на 3,6% относительно аналогичного периода 2023 г., до 7,3 млрд куб. м. При этом добыча в мае сохранилась на уровне мая прошлого года, 1,4 млрд куб. м. На шельфовом проекте «Сахалин-1» добыча газа в январе-мае текущего года увеличилась на 6,7% относительно аналогичного периода прошлого года, до 4,2 млрд куб. м. Однако в мае добыча в рамках проекта была ниже, чем в мае 2023 г. на 3%, составив 813 млн куб. м. Информация об объеме добычи нефти не раскрывалась.
Стоит отметить, что в последнее время наблюдается существенный рост поставок СПГ проекта «Сахалин-2» в Китай – в апреле текущего года они составили рекордные 440 тыс. тонн (рост на 3,4% относительно марта 2024 г. и на 39% относительно апреля прошлого года). В апреле Китай опередил по объемам поставок сахалинского СПГ традиционного основного импортера – Японию. В апреле поставки сахалинского СПГ японским потребителям снизились на 44% по сравнению с мартом 2024 г. и на 17% по сравнению с апрелем 2023 г., составив 319 тыс. тонн. Что касается поставок СПГ в Республику Корея, то в апреле они сохранились на уровне апреля прошлого года (127 тыс. тонн).
Тем временем предполагается начать геологоразведку на новых, но небольших нефтегазовых участках в Якутии. АК «АЛРОСА» и АО «Сахатранснефтегаз» в рамках совместного предприятия планируют осваивать перспективные нефтегазовые участки в республике – Улугурский и Эргеджейский.
Улугурский лицензионный участок (площадь 4 205 кв. км) находится на территории Ленского и Сунтарского районов. Его прогнозные ресурсы нефти составляют 7,3 млн тонн, газа – 217,3 млрд куб. м. Эргеджейский лицензионный участок имеет площадь 3 181 кв. км и находится на территории Олёкминского и Сунтарского районов. Его прогнозные ресурсы нефти оцениваются в 15 млн тонн, газа – в 78,3 млрд куб. м. К 2026 г. предполагается завершить поисковые работы и постановку запасов на государственный баланс. Инвестиционное решение по освоению месторождений должно быть принято после определения технологической схемы разработки месторождений и проработки оптимальных рынков сбыта сырья.
В то же время планируемый ранее в Якутии запуск крупнотоннажного производства СПГ мощностью 18 млн тонн в год (компания «Глобалтэк» ) в настоящее время не входит в число приоритетов. Глава Минвостокразвития А.Чекунков в марте текущего года заявил, что проект, вероятно, будет реализован в среднесрочной перспективе. В прошлом году ЯТЭК сообщала о продолжающихся поисках стратегического партнера для проекта.
Уголь
В угольной отрасли вызвавшим противоречия решением последнего времени стало повышение НДПИ. Правительство в рамках поправок ко второму и третьему чтению внесло корректировки, повысив минимальную цену отсечения, при превышении которой взимается надбавка к НДПИ. Законопроект об изменениях налоговой системы в июле был принят Госдумой в третьем чтении.
Для энергетического угля цена отсечения установлена на уровне 120 долларов за тонну в портах Дальнего Востока (в предыдущем варианте цена отсечения составляла 100 долларов). Предполагается к ставке НДПИ применять коэффициент КЭНРГ, учитывающий среднюю за налоговый период мировую цену на уголь (по индексу FOB Восточный NAR 5500) и средний курс доллара к рублю.
Для коксующегося угля предусмотрена цена отсечения в размере 167 долларов за тонну (прежний вариант – 140 долларов за тонну) и привязка НДПИ к цене в дальневосточных портах (ранее использовался индекс GX TSI FOB Australia Premium Coking Coal). Что касается антрацита и угольной смеси (PCI), то цена отсечения составит 135 долларов на тонну. При этом в формуле расчета НДПИ для данных видов угля будут учитываться цены в портах как Дальневосточного, так и Северо-Западного и Южного федеральных округов. Основным положительным изменением в принятом законопроекте для угольщиков стало именно повышение цены отсечения.
В настоящее время мировые цены на уголь остаются низкими, в связи с чем реальное повышение НДПИ в соответствии с новыми правилами в отрасли в ближайшие годы (до 2026 г.) маловероятно. В июне на наиболее популярном и востребованном восточном направлении стоимость энергетического угля составляла 90 долларов за тонну. В третьем и четвертом кварталах года в связи с подготовкой к отопительному сезону ожидается увеличение цен до 95-96 долларов за тонну.
Добыча угля на Дальнем Востоке тем временем растет в Якутии. По итогам первого полугодия 2024 г. объем производства твердого топлива в республике вырос на 25% по сравнению с аналогичным периодом 2023 г., до 19 млн тонн. План добычи на текущий год составляет 40 млн тонн угля. Напомним, что «Эльга», «Колмар» и «Якутуголь» являются основными угледобывающими компаниями Якутии, они ведут деятельность в Нерюнгринском районе.
При этом АО «Якутуголь» (ПАО «Мечел») в июле был заподозрен ФАС в злоупотреблении доминирующим положением на рынке и отказе заключать контракт на поставку угля на Нерюнгринскую ГРЭС (эксплуатант станции – АО «ДГК»). В «Дальневосточной генерирующей компании» сообщили, что оборудование станции было спроектировано для работы на угле Нерюнгринского месторождения, а приобретение угля других марок для поддержания работы ГРЭС может привести к снижению сроков эксплуатации оборудования электростанции. ФАС выдала предупреждение компании «Якутуголь», согласно которому недропользователь обязан рассмотреть заявки «ДГК» в течение месяца и поставить уголь при экономической и технической возможности. Компанию также обязали разработать и утвердить в ФАС торговую политику.
Со своей стороны в «Мечеле» сочли претензии ДГК необоснованными. В компании сообщили, что в 2024 г. по итогам закупочных процедур на Нерюнгринскую ГРЭС будет поставлено 736 тыс. тонн угля, в том числе 180 тыс. тонн было поставлено в первом квартале года, 400 тыс. тонн предстоит отгрузить по итогам второго и третьего кварталов и еще 156 тыс. тонн запланировано на четвертый квартал года.
«Колмар» в текущем году рассчитывает добыть 13,5 млн тонн угля – 5,4 млн тонн на ГОКе «Денисовский» и 8,1 млн на ГОКе «Инаглинский». В 2023 г. «Колмар» произвел 11,5 млн твердого топлива.
Тем временем угледобыча снижается в Чукотском АО. Объем добычи каменного угля в регионе по итогам января-мая 2024 г. составил 561 тыс. тонн, сократившись на 6% относительно аналогичного периода 2023 г. Добычу ведет ООО «Берингпромуголь» (австралийская Tigers Realm Coal Ltd, которая намерена продать актив, но пока не завершила процесс) в пределах Беринговского бассейна (месторождение Фандюшкинское поле в пределах участка Северный Амаам, Анадырский район).
В свою очередь ОАО «Шахта Угольная» за пять месяцев извлекло 18 тыс. тонн бурого угля на Анадырском месторождении, сократив в три раза объем добычи по сравнению с аналогичным периодом 2023 г. Уголь поставляется потребителям в округе – на Эгвекинотскую ГРЭС и объекты «Чукоткоммунхоза». В настоящее время в компании отмечают сокращение спроса со стороны потребителей.
На Сахалине между тем фиксируется рост экспорта угля. В апреле-мае текущего года (1 апреля – период начала навигации) объем угольных поставок вырос на 6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 2,7 млн тонн. В 2023 г. с Сахалина на экспорт было поставлено 14,4 млн тонн твердого топлива, что на 23% больше, чем в 2022 г. Напомним, что «Восточная горнорудная компания» (ВГК) завершает в регионе строительство наиболее крупного в РФ магистрального угольного конвейера протяженностью 23 км, соединяющего Солнцевский угольный разрез и порт Шахтёрск. В июне было принято правительственное решение о выделении субсидии в размере 614,64 млн рублей на строительство конвейера. В 2023 г. объем добычи ВГК на Солнцевском разрезе составил 14,2 млн тонн, в 2024 г. планируется достичь объема добычи в 15,2 млн тонн.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
Активное закрытие трейдерами коротких позиций на бумажном рынке в начале текущей недели привела к росту котировок в Европе. Во вторник цены спот API 2 CIF ARA превысили 109 долл./т., а объем торгов на бирже ICE достиг 2.5 млн т. (по сравнению со средним значением в 1.8 млн т.). Затем активность спала, и индексы скорректировались вниз до 107 долл./т.
Индекс южноафриканского угля 6000 поднялся выше 109 долл./т. В ЮАР очередной сход поезда нарушил работу двух основных ж/д линий экспорта угля. В среду 17 июля поезд сошел с рельсов недалеко от шахты Grootegeluk компании Exxaro в южноафриканской провинции Лимпопо. В результате пострадал участок Северного коридора компании Transnet, который соединяет основные угольные шахты ЮАР с угольным терминалом Richards Bay Coal Terminal (RBCT).
Это уже второй сход с рельсов менее чем за 10 дней: первый произошел на прошлой неделе, в результате чего Северный коридор был закрыт на три дня. Линии были вновь открыты в субботу, но через несколько дней снова начались кражи кабелей и перебои с электричеством.
Задержки с поставками угля вынудили Transnet перенести плановое техническое обслуживание на две недели (на 23 июля - 1 августа), чтобы у производителей было больше времени для наращивания запасов угля в RBCT. В конце прошлой недели запасы RBCT удалось нарастить до 3.24 млн т., однако ко вторнику на фоне перебоев в работе железной дороги они снизились до 3.14 млн т.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao остались на уровне: 120 долл./т. Несмотря на жаркую погоду, с температурами доходящими до 40˚С, спрос на внутреннем рынке Китая остается низким. Сохраняющиеся значительные запасы угля по всей цепочке поставок (у производителей, портов и ТЭС) продолжают оказывать негативное влияние на спотовые покупки.
По мнению участников рынка, текущие фундаментальные показатели слабее, чем в аналогичный период прошлого года, когда период низкого спроса на спотовом рынке продолжался с конца июля до конца августа. Ожидается, что в ближайшие несколько недель ситуация будет развиваться по аналогичному сценарию.
Запасы угля в 9 крупнейших портах составили 26.0 млн т. (-1.4 млн т. к 10.07.2024 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR снизились до 90.6 долл./т. (-0.9 долл./т. к 10.07.2024 г.), цена низкокалорийного материала 4200 осталась на уровне 52 долл./т. FOB Kalimantan (-0.30 долл./т. к 10.03.2024 г.). Спрос на индонезийский материал со стороны Китая и Индии остается ограниченным. Текущий уровень запасов позволяет китайским трейдерам избирательно подходить к тендерам. Аналогичная ситуация наблюдается с индийскими контрагентами на фоне стабильного роста добычи угля в стране.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 остается стабильными в диапазоне 133-136 долл./т. Несмотря на высокие сезонные температуры азиатские потребители не спешат выходить на спотовый рынок и используют текущие запасы угля. Также росту цен продолжают препятствовать сравнительно низкие цены на СПГ и достаточный объем предложения материала.
Индекс австралийского металлургического угля HCC резко ушли ниже 235 долл./т. после того, как в понедельник была проведена сделка на поставку партии в 40 тыс. т. Premium HCC по цене 235 долл./т. FOB Australia. Падение с уровней в 250 долл./т. участники рынка расценили как справедливую коррекцию после роста цен, вызванного остановкой шахты Grosvenor компании Anglo American. Спрос на австралийский материал в регионе АТР остается невысоким на фоне значительных запасов у потребителей. Более того, некоторые конечные покупатели пытаются перепродать партии, поставляемые им по долгосрочным контрактам, на спотовом рынке. Также участники рынка отмечают выросший спред цен спроса и предложения (более 20 долл./т.), что может быть предвестником дальнейшей коррекции на рынке премиального металлургического угля.
По состоянию на 17.07.2024 г. котировки австралийского металлургического угля Premium Low Vol HCC упали до 232 долл./т. FOB Australia (-20.00 долл./т. к 10.07.2024 г.).
Поддержку котировкам австралийского PCI на уровне 200 долл./т. продолжает оказывать ограниченное предложение материала. Участники рынка отмечают, что цена предложения у трейдеров достигает 205-210 долл./т. При этом часть участников рынка занимают выжидательную позицию, указывая на неоправданно высокие цены на австралийский PCI по сравнению с российским материалом. Сделка на поставку российского LV PCI в Китай с отгрузкой 20-30 июля была заключена по цене 151.60 долл./т. CFR China. Крупная партия LV PCI была предложена индонезийским клиентам по цене около 170 долл./т. CFR Indo. Цена MV PCI с поставкой в Индию находится на уровне 170 долл./т. CFR.
Добыча угля в Кузбассе упала на 5.5% в январе-июне 2024 года
В январе-июне 2024 г. угольные предприятия Кузбасса добыли 102.8 млн т. (-6.0 млн т. или -5.5% к январю-июню 2023 г.), по данным Министерства угольной промышленности Кузбасса.
Добыча коксующегося материала за этот период составила 32.6 млн т. (-1.2 млн т. или -3.6%), в то время как объемы добычи энергетического угля снизились до 70.2 млн т. (-4.8 млн т. или -6.4%).
Открытым способом угольные компании добыли 67.1 млн т. (-6.0 млн т. или -8.2% к январю-июню 2023 г.), производство подземным способом составило 35.7 млн т. (без изменений к аналогичному периоду прошлого года).
По состоянию на 1 июля 2024 г. складские запасы угля в Кузбассе остались на уровне прошлого года, составив 20.6 млн т.
Санкции и наметившаяся тенденция по остановке деятельности российских угольных шахт и разрезов, наряду с высокими железнодорожными тарифами РЖД, а также лишением угольных грузов приоритетности при ж/д перевозках на фоне ограниченной пропускной способности Восточного полигона, могут оказать негативное влияние на объемы добычи и поставок высококачественного российского угля на мировой рынок в 2024 гг.
В 2023 г. добыча угля в Кузбассе упала до 214.2 млн т. (-9.4 млн т. или -4.2% к 2022 г.).
Экспорт российского коксующегося угля сократился до 2-летнего минимума
Экспорт коксующегося угля из России в июне 2024 г., по предварительным данным, составил 3.7 млн т. (-1.2 млн т. или -18% к июню 2023 г.), достигнув минимума с мая 2022 г. По итогам 1 полугодия 2024 г. поставки сократились до 25 млн т. (-1.9 млн т. или -7% к 1 полугодию 2023 г.). Негативная динамика обусловлена существенным падением цен на международном рынке, курсовой экспортной пошлиной, увеличением себестоимости, а также сохраняющимися ограниченными провозными мощностями.
С 1 мая 2024 г. правительство отменило действие пошлины для экспортеров энергетического угля и антрацита, однако экспорт коксующегося материала по-прежнему облагается пошлиной (при курсе доллара в 80–85 руб. пошлина составляет 4%, 85–90 руб. – 4.5%, 90–95 руб. – 5.5%, 95 руб. и более – 7%).
В результате падения цен на международном рынке, роста себестоимости и транспортных расходов экспортеры уже сталкиваются с отрицательной рентабельностью по большинству направлений.
Кроме того, на фоне ужесточения западных санкций российские компании поставляют уголь с дисконтом к международным бенчмаркам. При этом в 2025 г. ситуация в угольной отрасли усложниться, поскольку налоговая нагрузка на экспортеров увеличится в связи с введением надбавки к НДПИ в размере 10%.
Совокупный экспорт российского угля, включая энергетический, в январе-июне 2024 г. упал до 99.0 млн т. (-9.6 млн т. или -8.8% к январю-июне 2023 г.).
На прошедшей неделе на европейском спотовом рынке цены опускались до пятимесячного минимума (чуть ниже 102 долл./т.), двигаясь в диапазоне 102-104 долл./т., на отсутствии поддержки со стороны фундаментальных факторов. Спрос на августовские поставки отсутствовал. Спред цен спроса и предложения на сентябрьские судовые партии расширился до 100-109 долл./т.
Ураган Берил не оказал влияния на поставки СПГ из США, что привело к падению цен на газ в Европе до самого низкого уровня за последние два месяца. Газовые котировки на хабе TTF снизились до 349 долл./1000 м3 (-21 долл./1000 м3 за неделю).
Индекс южноафриканского угля 6000 удерживается выше 105 долл./т. Сезон муссонов в Индии продолжает сдерживать активность потребителей южноафриканского материала. Участники рынка ожидают улучшение ситуации со спросом в конце июля-начале августа, после того как
23 июля индийское правительство представит бюджет на 2024-2025 гг., а конечные потребители вернутся на рынок для пополнения запасов.
Запасы угля на угольном терминале Richards Bay выросли до более комфортного уровня в ожидании технического обслуживания железной дороги, которое будет проводиться с 23 июля по 1 августа. В текущее время запасы находятся на отметке 3.2 млн т. (+0.7 млн т. за неделю).
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao прибавили 1 долл./т. до 120 долл./т. На внутреннем рынке Китая наблюдается медленное укрепление цен на энергетический материал. Поддержку котировкам оказывают ожидаемое увеличение потребления угля после окончания сезона дождей в большинстве восточных и центральных регионов. Метеорологическое бюро предсказывает волну жаркой погоды до 40˚С, что потенциально повысит спрос на электроэнергию для кондиционирования и снизит запасы угля на электростанциях.
Кроме того, в преддверии заседания Правящей партии Китая, 15-18 июля, ожидается замедление добычи. Пленум КПК может придать дополнительный импульс экономике: правительство ранее пообещало, что на встрече будут озвучены комплексные реформы, чтобы установить ориентиры на долгосрочную перспективу.
При этом часть участников рынка сохраняет понижательный настрой, указывая на сохраняющиеся значительные запасы угля по всей цепочке поставок (у производителей, портов и ТЭС), а также невысокую активность на рынке морских перевозок.
Запасы угля на 6 крупнейших прибрежных ТЭС составили до 14.95 млн т. (-0.3 млн т. за наделю), запасы в 9 крупнейших портах увеличились до 27.4 млн т. (+0.7 млн т. к 03.07.2024 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR снизился до 91.5 долл./т. (-0.8 долл./т. к 03.07.2024 г.), цена низкокалорийного материала 4200 ккал/кг GAR опустилась до 52 долл./т. FOB Kalimantan (-1 долл./т. к 03.03.2024 г.). Спрос на индонезийский материал со стороны Китая и Индии остается ограниченным. Текущий уровень запасов позволяет китайским трейдерам избирательно подходить к тендерам. Аналогичная ситуация наблюдается с индийскими контрагентами на фоне стабильного роста добычи угля в стране.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 находился в диапазоне 133-134 долл./т. Росту цен продолжает препятствовать слабый спрос со стороны азиатских стран, сравнительно низкие цены на СПГ и достаточный объем предложения материала.
Индекс австралийского металлургического угля HCC скорректировались ниже 255 долл./т. Ажиотаж на рынке премиального металлургического материала, вызванный остановкой шахты Grosvenor компании Anglo American, утих.
Спрос на спотовые тоннажи со стороны покупателей из Индии и Индонезии остается невысоким, а суда с погрузкой в июле-августе от трейдеров и австралийских производителей доступны в достаточном количестве. Большинство заводов в Индии и Юго-Восточной Азии обеспечены всеми необходимыми запасами материала. По мнению участников рынка, цены будут зависеть от спроса в Индии после сезона муссонов. Портовые запасы коксующегося угля в Индии увеличиваются четвертую неделю подряд и достигли отметки 5.4 млн т. Спрос со стороны китайских потребителей остается невысоким, учитывая доступность американского и канадского угля.
На рынке угля PCI поддержку ценам на уровне 200 долл./т. продолжает оказывать ограниченное предложение материала со стороны Австралии и России.
Госдума одобрила повышение НДПИ для угля
Государственная дума РФ, 10 июля 2024 г., приняла в третьем чтении проект закона, предусматривающий увеличение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для угля.
Цена отсечения, при превышении которой будет взиматься надбавка к НДПИ в размере 10% от превышения пороговых значений, составит 120 долл./т. для энергетического угля, 167 долл./т. для коксующегося угля и 135 долл./т. для антрацита.Также в формуле расчета НДПИ на уголь будут учитываться цены в портах Дальнего Востока, Северо-Запада и Юга. В первоначальном варианте отсечка была определена на уровне 100 долл./т. для энергетического и 140 долл./т. для коксующегося угля.
Надбавка начнет действовать c 1 января 2025 г. НДПИ не будет повышаться на энергетический уголь, поставляемый на внутренний рынок.
Данной инициативой правительство стремится компенсировать выпадающие доходы от отмены экспортной пошлины, однако увеличение налоговой нагрузки на угольную отрасль может негативно отразиться на добыче и инвестициях.
Власти пока не уточняют источника котировок, которые будут учитываться при расчете. На фоне падения цен на международном рынке, роста себестоимости и транспортных расходов экспортеры уже сталкиваются с отрицательной рентабельностью по большинству направлений. За последние годы налоговая нагрузка на угольщиков увеличивалась неоднократно.
Добыча угля в Кузбассе, основном угольном регионе России, где добывается высококачественный материал, по итогам 1 полугодия 2024 г. упала до 102.5 млн т. (-6.2 млн т. или -5.7% к январю-июню 2023 г.). Совокупные экспортные ж/д отгрузки в 1 полугодии текущего года сократились до 94.9 млн т. (-10.9 млн т. или -10.3% к январю-июню 2023 г.).
Российские порты повышают ставки перевалки угля
Стивидорные компании в российских морских портах начали повышать ставки перевалки угля на экспорт.
В июне 2024 г. ставки перевалки угля на некоторых терминалах порта Усть-Луги выросли на 5%. С 1 июля 2024 г. компания ОТЭКО увеличила ставку перевалки на угольном терминале в Тамани на 2 долл./т. или на 11%. Кроме того, ставка в порту Тамань привязана к выполнению плана поставки угля на терминал. Недопоставленные объемы грузоотправи-тель компенсирует стивидорной компании за счет увеличения ставки перевалки. При этом выполнение планов поставки угля на терминал в большинстве случаев зависит от РЖД. В июне фактический объем перевалки угля через терминал составил 1.4 млн т., что ниже согласованных РЖД заявок угольных компаний.
Из-за высокой стоимости перевалки в феврале-марте 2024 г. угольные компании перестали отправлять грузы через порт Тамань. 28 марта правительство РФ подвергло ОТЭКО критике в связи с завышенными ставками. ФАС нашла в действиях ОТЭКО признаки установления необоснованных тарифов на услугу по перевалке угля, и компании было предписано разработать и утвердить в течение месяца коммерческую политику, которая должна определять порядок расчета тарифа на экономически обоснованном уровне с учетом среднеотраслевой рентабельности и объема перевалки на уровне 2023 г.
Несмотря на снижение ставок перевалки руководством терминала ОТЭКО в Тамани до 16-18 долл./т., лишь отдельные поставщики угля возобновили поставки в порт. Рентабельность поставок FOB из Кузбасса по-прежнему остается отрицательной на фоне высоких ж/д тарифов и низких мировых цен на уголь. Кроме того, большинство участников рынка опасаются, что в случае роста угольных индексов, ставки перевалки в Тамани также начнут увеличиваться.
Российские поставщики сокращают экспорт на всех направлениях, поставки через порты Юга, а также Северо-Запада остаются убыточными, поэтому мощности инфраструктуры угольного терминала ОТЭКО, вероятнее всего, будут оставаться недозагруженными.
По предварительным данным, в первом полугодии 2024 г. перевалка угля в порту Тамань составила 5 млн т. (-9 млн т. или -64% к аналогичному периоду 2023 г.).
Доля убыточных угольных компаний в России составила 52.4%
В январе–апреле 2024 г. 52.4% российских угольных компаний были убыточны (данные Росстата). В январе-апреле 2023 г. доля убыточных предприятий угольной отрасли составляла 32.7%, в январе-апреле 2022 г. она была на уровне 20.6%. Таким образом, доля убыточных компаний за год выросла в 1.6 раза, а за два года увеличилась в 2.5 раза.
Суммарная прибыль компаний угольной отрасли относительно аналогичного периода прошлого года упала почти в 15 раз, что обусловлено падением цен на мировом рынке, кратным увеличением себестоимости и сокращением объемов экспорта из-за удорожания логистических затрат, включая увеличение в 2024 г. ж/д тарифа на транспортировку угля, ставок предоставления полувагонов и тарифов на перевалку угля в экспортных портах. Кроме того, введенные в Китае с января 2024 г. пошлины на импорт энергетического и коксующегося угля также оказывают влияние на рост убыточности российской угольной отрасли.
Мировые цены на энергетический уголь приближаются к среднему уровню 2017–2021 гг. (94 долл./т.), поэтому сокращение рентабельности может стать долгосрочным трендом для российских компаний. В среднесрочной перспективе роста цен не ожидается из-за стабильного предложения и низких цен на газ.
Для многих российских поставщиков текущий уровень мировых цен и себестоимость делают экспорт угля убыточным, вынуждая их сокращать производство и отказываться от проектов по развитию новых угольных месторождений.
При этом, даже в случае роста мировых цен, российские производители угля не смогут быстро восстановить добычу, так для возобновления прежнего уровня производства потребуются месяцы, при условии наличия инвестиций, принимая во внимание достаточно сильный рубль, при высоких кредитных ставках на уровне 17% внутри страны и отсутствии возможностей внешнего кредитования.
Сокращение российских экспортных поставок в 2024 г. из-за санкций, с учетом объемов СУЭК, Мечела, Сибантрацита, Эльги, Коулстар и Майрыхского разреза может составить около 60 млн т. При сохранении санкционного режима в 2025 г. на рынок не попадет около 80-90 млн т. угля.
Добыча угля в Кузбассе, основном угольном регионе России, где добывается высококачественный материал, по итогам 1 полугодия 2024 г. упала до 102.5 млн т. (-6.2 млн т. или -5.7% к январю-июню 2023 г.). Совокупные экспортные ж/д отгрузки в 1 полугодии текущего года сократились до 94.9 млн т. (-10.9 млн т. или -10.3% к январю-июню 2023 г.).