Угольная промышленность - актуальные цифры и факты. Партнерский проект Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На прошедшей неделе на европейском рынке энергетического угля наблюдалось снижение котировок ниже 300 долл./т. на фоне заявлений Еврокомиссии о том, что регулятору удастся сдержать цены на электроэнергию за счет мер, принятых в отношении газового рынка. Стоимость газа на бирже TTF скорректировалась до 1800 долл./1000 м3 (-200 долл./1000 м3 или -10% к 28.09.2022 г.), а стоимость электроэнергии упала до 82.90 евро/МВтч (-229.03 евро/МВтч или -73% к 28.09.2022 г.). Запасы угля на терминалах ARA уменьшились до 7.75 млн т. (-0.13 млн т. или -2% к 28.09.2022 г.).
Европейская комиссия заявила об обсуждении лимита цен на газ, используемого в генерации электроэнергии. Кроме того, Международное энергетическое агентство (МЭА) опубликовало отчет, в котором прогнозируется сокращение спроса на природный газ в Европе по итогам 2022 г. более чем на 50 млрд м3 – рекордное падение за последние 50 лет. По итогам года, как ожидается, потребности промышленного сектора снизятся на 20%, а в энергетическом секторе – на 3%.
Цены высококалорийного южноафриканского угля 6000 упали ниже 255 долл./т. в связи с улучшением погрузки материала на ж/д линии Transnet в адрес терминала RBCT. Давление на котировки также оказывает снижение спроса со стороны Индии и Пакистана, увеличивающих потребление более конкурентоспособного российского и мозамбикского угля.
В Китае отмечается праздник Дня образования КНР («Золотая неделя»), в связи с чем торговая активность сошла на нет и котировки продемонстрировали небольшое снижение в преддверии закрытия биржи с 1 по 7 октября. Цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao скорректировались на 1 долл./т. до 213 долл./т.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR упал до 191 долл./т. FOB Kalimantan, что было обусловлено низкой торговой активностью китайских покупателей из-за выходных дней в КНР. Индийские потребители также воздерживались от заключения сделок в связи с религиозным праздником Дашахра.
Цены на австралийский уголь 6000 опустились ниже 405 долл./т. на фоне уменьшения спроса со стороны Индии и Европы.
Котировки австралийского металлургического материала укрепились до 275 долл./т. на ожиданиях ухудшения предложение в преддверии сезона дождей в Австралии и возможной забастовки на австралийских угледобывающих предприятиях BHP. Поддержку котировкам также оказывает улучшение спроса на спотовом рынке.
Австралийская компания Foxleigh и две крупные азиатские металлургические компании (Японская Nippon Steel и южнокорейская POSCO) согласовали цену на низколетучий уголь PCI на 3 квартал 2022 г. на уровне 243 долл./т. FOB, что представляет собой снижение на 38% от рекордных 396 долл./т. FOB, зафиксированных в предыдущем квартале. Переговоры в отношении стоимости угля semi-soft на 3 квартал по-прежнему продолжаются (бенчмарк на 2 квартал был согласован на рекордном уровне в 368 долл./т. FOB).
Правительство планирует ввести экспортную пошлину на уголь и увеличить НДПИ
Министерство Финансов РФ сообщило о планах введения экспортной пошлины на уголь с 2023 г. в случае, если цены на мировых рынках превысят установленный базовый показатели цен в 170 долл./т. на коксующийся уголь и 150 долл./т. на энергетический материал. Кроме того, также предусматривается временное повышение НДПИ на уголь в течение первого квартала следующего года. Дополнительная фискальная нагрузка на угольную отрасль направлена на увеличение доходов госбюджета.
Ставки экспортной пошлины и НДПИ пока не были объявлены. Минфин также не разъяснил, какие именно цены будут учитываться при установлении экспортных пошлин: мировые индексы или экспортная цена российского угля со скидкой.
В течение 2022 г. мировые цены на уголь обновляли исторические максимумы: котировки австралийского угля превышали 460 долл./т., в то время как европейские индексы торговались на уровне выше 440 долл./т. При этом из-за введенных международных санкций и эмбарго на поставки российского угля в ЕС, поставщики из России вынуждены продавать уголь по цене в 2-3 раза дешевле рыночной стоимости. По состоянию на 06 октября 2022 г. австралийский индекс энергетического угля FOB Newcastle составил порядка 400 долл./т., европейские цены на условиях CIF ARA - около 300 долл./т. При этом стоимость высококалорийного угля в российских портах оценивается в 105-110 долл./т. FOB порты Балтики и Черного моря и в 170-180 долл./т. FOB Восточный. Помимо дисконтов, российским поставщикам приходится переориентировать грузовые потоки, которые раньше следовали на премиальные рынки Европы из портов Северо-Запада и Юга, в Китай, Индию и другие страны Азии, что в разы увеличивает дальность маршрутов и соответственно фрахтовую составляющую. Кроме того, санкции и рост спроса в целом привел к скачку стоимости морских перевозок в 3-4 раза. РЖД летом 2022 г. подняло тарифы на 11%, а также отменило понижающие коэффициенты на энергетический уголь и дальность транспортировки, что в конечном счете увеличило стоимость ж/д перевозок угля примерно на 50-60% в зависимости от направления.
Угольные компании и власти добывающих регионов неоднократно выступали за возвращение понижающих коэффициентов и предоставление скидок в направлении Северо-Западных терминалов для сохранения рентабельности отрасли. Однако с 2023 г. РЖД вновь предлагает индексацию тарифа на 9,8%.
В случае если базовый показатель предложат рассчитываться по ценам на российский уголь в дальневосточных, северо-западных и южных портах России, это будет намного меньшая налогооблагаемая база в сравнении с вероятностью привязки к мировым индексам (без учета скидок на российский уголь), что значительно ухудшит и без того балансирующие на грани убыточности продажи российских угольщиков.
При развитии этого сценария рост налоговой нагрузки на угольную отрасль может сделать нерентабельными существенную часть экспортных поставок, что приведет к сокращению добычи, увольнению сотрудников угольных компаний, закрытию отдельных предприятий, а также потере грузовой базы АО РЖД.
С месторождения на Таймыре отгрузили первую партию угля
Первая партия угля, добытая на Сырадасайском месторождении на Таймыре, была успешно погружена на сухогруз. Компания Северная звезда, входящая в холдинг AEON (Роман Троценко), приступила к освоению Сырадасайского месторождения, самого северного в России, в 2020 г.
Проектная мощность первой очереди разреза составляет 5 млн т. в год с потенциальным увеличением до 10 млн т. Оценочные запасы Сырадасайского угольного месторождения составляют 5.7 млрд т. угля. Главгосэкспертиза также разрешила строительство обогатительного комбината Таймырская общей мощностью 5 млн т. в год. Кроме того, Северная звезда планирует строительство угольного терминала, расположенного в 87 км от порта Диксон на Таймыре.
Современное аналитическое агентство (CAA)