Актуальная ситуация в угольной промышленности в России и мире. Партнерский проект Coal center analytics (CCA) и портала EastRussia.
На прошедшей неделе цены на уголь в Европе поднялись выше 125 долл./т. Поддержку котировкам оказали такие факторы, как увеличение потребления, а также сокращение запасов. Доля угольной генерации в энергобалансе Германии увеличилась с 10% в ноябре до 15% в начале декабря, тогда как доля ветрогенерации упала с 40% до 27%.
Газовые котировки на хабе TTF снизились до 437 долл./1000 м3 (-14 долл./1000 м3 к 29.11.2023 г.) на фоне стабильных поставок из Норвегии. При этом в начале декабря отбор из хранилищ увеличился почти в 4 раза относительно среднего уровня ноября в результате похолодания в странах ЕС.
Совокупные запасы на складах ARA сократились до 6.4 млн т. (-0.2 млн т. или -3% к 29.11.2023 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 опустился до 101-102 долл./т. Бумажные контракты, напротив, укрепились. Несмотря на логистические ограничения, котировки остаются под давлением в связи с растущими фрахтовыми ставками и сокращением спроса на импортный уголь в Индии из-за улучшения внутреннего предложения.
Экспорт через терминал Richards Bay Coal Terminal (RBCT), как ожидается, увеличится в декабре на 14% до 4.1 млн т. (+0.5 млн т. к ноябрю). Таким образом, по итогам 2023 г. экспорт через RBCT может составить 47.8 млн т. (-2.60 млн т. к 2022 г.), что является минимумом за последние 30 лет и обусловлено логистическими ограничениями. При этом запасы в порту увеличились до 13-месячного максимума в 4 млн т. (+0.4 млн т. к 29.11.2023 г.).
Ситуация с пробками из автотранспорта с углем на других терминалах порта Richards Bay пока не улучшается, в связи с чем поставщики сталкиваются с большими демереджами и жалуются на отсутствие прибыли. При этом южноафриканский оператор Transnet получил от государства лишь половину запрошенных средств (2.5 млрд долл. вместо 5.3 млрд долл.), что ставит под сомнение амбициозный план нового руководства Transnet, направленный на решение проблем с портовой и ж/д инфраструктурой.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao сохранились на уровне 131 долл./т. В связи с проведением угольной конференции в провинции Хэбэй на рынке наблюдалась невысокая активность, однако ожидаемое похолодание и увеличение потребления удерживало котировки от коррекции.
Ожидается, что по итогам конференции, проходящей с 5 по 8 декабря, Национальная комиссия по развитию и реформам (NDRC), Ассоциация производителей угля, а также China Railway Corp согласуют бенчмарки и объемы поставок энергетического угля.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR подешевел на 1 долл./т. до 92 долл./т. в результате увеличения внутреннего предложения и роста запасов на складах потребителей в Индии и КНР.
Власти Индонезии планируют обновить закон об обязательных поставках на внутренний рынок с 1 января 2024 г. В рамках новых требования с местных угольных компаний будет взиматься плата с целью компенсации потерь для тех компаний, которые в приоритетном порядке осуществляют отгрузки в адрес местных государственных потребителей по ценам ниже мировых. Таким образом, власти стремятся уравнять условия для угольных компаний.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 подскочил почти до 150 долл./т. в связи с участившимися дождями и приближающимся к Австралии циклоном Джаспер.
Цены на австралийский металлургический уголь HCC подросли до 335 долл./т. на фоне ограниченного предложения и улучшения конъюнктуры на рынке стали, включая рост производства в КНР. Кроме того, участники рынка опасаются перебоев в поставках в связи с тропическим циклоном, под ударом которого на следующей неделе окажется штат Квинсленд.
РЖД вновь предлагает резко увеличить ж/д тарифы для угольщиков
РЖД предлагает существенно пересмотреть принципы тарификации перевозок угля. Однако изменение тарифного класса угля с первого на второй приведет к резкому увеличению стоимости его транспортировки, падению маржинальности бизнеса угольных предприятий на 20–30% и закрытию основных экспортных направлений. При этом доходы РЖД вырастут в 2.3 раза.
Данная мера также выглядит противоречивой на фоне регулярного повышения тарифов. В 2024 г. ж/д оператор планирует проиндексировать тарифы на 10.75%. В 2022 г. индексация составила 18.6% к уровню 2021 г. Кроме того имели место точечные повышения тарифа, а также отмена льгот для экспорта угля. В 2023 г. тариф был увеличен на 9%, а также была продлена отмена понижающих коэффициентов для экспортных перевозок угля.
Несмотря на это, РЖД предлагает отнести уголь к грузам второго тарифного класса, а полномочия по определению необходимости оказания государственной поддержки угольной отрасли передать региональным органам власти.
В настоящее время на железной дороге действуют три тарифных класса:
В 2022 г. РЖД уже предлагала перевести уголь во второй тарифный класс, изменив коэффициент за классность груза с 0.55–0.75 на 1.346. Однако данная мера сделала бы поставки энергетического угля из Кузбасса в восточном и западном направлениях нерентабельными.
Coal center analytics (CCA)На европейском рынке на прошедшей неделе продолжилось снижение цен на уголь ниже 120 долл./т. под давлением таких неблагоприятных фундаментальных факторов, как невысокий спрос, заполненные газовые хранилища ЕС и снижение цен на газ.
Ассоциация немецких импортеров угля (VDKi) призвала продлить работу угольных резервных электростанций, эксплуатация которых была инициирована для борьбы с энергокризисом в прошлом году, но должна прекратиться в марте 2024 г. VDKi аргументирует свою позицию неопределенностью на энергорынках в связи с ситуацией на Ближнем Востоке и Украине, а также волатильностью цен на СПГ. VDKi ожидает, что Германия по итогам 2023 г. импортирует 21 млн. т. угля (-12 млн. т. к 2022 г.).
Газовые котировки на хабе TTF упали до 505.8 долл./1000 м3 (-15.2 долл./1000 м3 к 15.11.2023 г.) на фоне заполненных хранилищ газа в ЕС и увеличения поставок из Норвегии на 7%.
Индекс южноафриканского угля 6000 удерживается на уровне 110 долл./т. Логистические ограничения в ЮАР не смогли поддержать котировки, на которые оказывает давление слабый спрос в Европе, а также общий нисходящий тренд на международном рынке.
Южноафриканский оператор Transnet Port Terminals с 20 ноября временно приостановил номинации новых судов в порту Richards Bay, что ставит под вопрос возможность отгрузок угля на экспорт через все терминалы порта, за исключением Richards Bay Coal Terminal (RBCT) с марта 2024 г. Оператор ограничил номинации судов и поставки автотранспортом с целью борьбы с многокилометровыми пробками из грузовиков с углем, при этом данная мера не касается терминала RBCT, куда уголь поставляется только по железной дороге. Однако уже номинированные и запланированные к погрузке суда до конца февраля 2023 г. будут гарантировано обработаны. К решению проблемы с отгрузками подключился президент ЮАР, который уже участвует в переговорах Transnet с грузоотправителями.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao подешевели на 1 долл./т. до 131 долл./т. Несмотря на похолодание, компания Shenhua Energy дважды понизила цены на уголь сторонних производителей за прошедшую неделю, оказав давление на котировки. Кроме того, суточное потребление угля на 6 крупнейших прибрежных ТЭС Китая сократилось до 795 тыс. т. против 801 тыс. т. неделей ранее.
Запасы на складах порта Qinhuangdao составили 6.3 млн. т., совокупные запасы в 9 крупнейших портах сократились до 28.9 млн. т. (-0.2 млн. т. и -0.2 млн. т. соответственно к 15.11.2023 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR снизился на 1 долл./т. до 92 долл./т. Цены в Индонезии остаются под давлением в связи со уменьшением покупательской активности и приближающимся согласованием увеличения квот на добычу. Однако возросший спрос со стороны КНР на низкокалорийный уголь оказал поддержку соответствующим котировкам.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 упал до 120-122 долл./т. на фоне ограниченного интереса со стороны стран АТР. Кроме того, участники рынка придерживаются выжидательной позиции в связи с падением цен в КНР и отсутствием прогресса в переговорах австралийских поставщиков с японскими потребителями по определению бенчмарка на период октябрь 2023 г. – сентябрь 2024 г. В связи с отсутствием бенчмарка октябрьские поставки Glencore в адрес Tohoku Electric, предположительно, осуществлялись не по фиксированной цене, а по индексу.
Glencore объявила о выделении угольного бизнеса в отдельную структуру к 2026 г. Акции новой компании, согласно заявлению, будут торговаться на бирже в Нью-Йорке.
Цены на австралийский металлургический уголь HCC поднялись до 320 долл./т. по причине стабильного спроса, который обусловлен необходимостью пополнения запасов некоторых производителей стали в КНР. Кроме того, в китайской провинции Shanxi произошли 3 несчастных случая, которые могут привести к остановке шахт мощностью около 20 млн. т. металлургического угля в год.
Добыча угля в Кузбассе сократилась на 1.7% в январе-октябре 2023 года
В январе-октябре 2023 г. угольные предприятия Кузбасса добыли 178.4 млн. т. угля (-3.1 млн. т. или -1.7% к январю-октябрю 2022 г.), по данным Министерства угольной промышленности Кузбасса.
Открытым способом угольные компании добыли 119.4 млн. т. (-2.7 млн. т. или -2.2%), производство подземным способом составило 59.0 млн. т. (-0.4 млн. т. или -0.7%).
В январе-октябре 2023 г. потребителям было поставлено 144.6 млн. т. угля (-4.0 млн. т. или -2.7% к аналогичному периоду прошлого года), в том числе:
• на экспорт 94.3 млн. т. (-4.4 млн. т. или -4.5%);
• российским металлургическим компаниям 27.4 млн. т. (+0.7 млн. т. или +2.6%);
• местным угольным электростанциям 14.6 млн. т. (+0.2 млн. т. или +1.4%).
По состоянию на 1 ноября 2023 г. 21.7 млн. т. (+2.8 млн. т. или +14.8% к 1 ноября 2022 г.) на фоне международных санкций против России и логистических проблем.
Инвестиции в угольную отрасль России увеличатся на 17.7% в 2023 году
Инвестиции в угольную отрасль по итогам 2023 г. могут достичь 277 млрд. руб. (+41.7 млрд. руб. или +17.7% к 2022 г.). В данный показатель входит увеличение и создание новых мощностей по добыче и экспорту угля на Дальнем Востоке и в Арктической зоне.
Однако прогноз инвестиций на 2024 г. может быть омрачен экспортными пошлинами, которые были введены в этом году, и оценка влияния которых еще не завершена. Кроме того, себестоимость производства угольных компаний в 2023 г. выросла на 48-49% к 2021 г., прибыль в 1 полугодии 2023 г. упала на 52% до 279 млрд. руб., а налоговые отчисления уменьшились на 51% до 126.4 млрд. руб.
Добыча российского угля по итогам 2023 г. ожидается практически без изменений по сравнению с прошлым годом на уровне 440.0 млн. т. (-3.5 млн. т. или -0.7% к 2022 г.), а экспорт – на уровне 220.0 млн. т. (+10.3 млн. т. или +5.3% к 2022 г.).
При этом Россия обладает потенциалом роста добычи угля до 570 млн. т., однако этому препятствуют в том числе инфраструктурные ограничения по вывозу на экспорт.
Часть дальневосточных регионов продолжает демонстрировать сокращение объемов золотодобычи. В Иркутской области по итогам января-октября 2023 г. объем добычи золота сократился на 12% по отношению к аналогичному периоду 2022 г., составив 19 098,3 кг – 11 484,5 кг рудного и 7 613,8 кг россыпного драгметалла. О снижении добычи отчитались АО «Полюс Вернинское» и АО «Лензолото» (входят в ПАО «Полюс»), ПАО «Высочайший». Результат компании «Полюс Вернинское» на Вернинском месторождении составил 7 013,5 кг. ООО ГРК «Угахан» («Высочайший») произвело 2 360,7 кг. ПАО «Высочайший» выпустило 1 066 кг. Результат ООО «Друза» на Невском месторождении составил 1 044,3 кг золота.
Что касается добычи на россыпях, то за десять месяцев сокращение составило 15% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Самый большой объем добычи за отчетный период показали ЗАО Артель старателей «Витим» (2 124 кг), АО ЗДК «Лензолото» (1 987,3 кг), АО «Светлый» (779 кг), ЗАО ГПП «Реткон» (602 кг) и ООО Артель старателей «Лена» (448,6 кг). Более 100 кг драгметалла произвели ООО «Угахан» (376 кг), ЗАО «Ленсиб» (314 кг), ООО Артель старателей «Иркутская» (248 кг), ООО Артель старателей «Сибирь» (187 кг) и ООО «Иркутскгеофизика» (110 кг).
В Амурской области по итогам января-октября 2023 г. было добыто 17 896 кг золота, что на 7,1% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. В том числе произведено 10 942,6 кг рудного и 6 953,4 кг россыпного драгметалла.
За отчетный период добычу вели ООО «Березитовый рудник» (входит в Nordgold), АО «Прииск Соловьевский», предприятия группы компаний «Атлас Майнинг» (УГМК) - ООО «Покровский рудник», ООО «Маломырский рудник», ООО «ТЭМИ». Известно, что результат «Прииска Соловьевский» по рудному золоту составил 1 043 кг. О сокращении производства отчитались на рудниках Покровский и Березитовый, а также на Эльгинском месторождении ООО «ТЭМИ».
Следует отметить, что во втором квартале 2024 г. «Атлас Майнинг» рассчитывает ввести в эксплуатацию модернизированную фабрику на Албынском руднике, что позволит перерабатывать руды Эльгинского месторождения. Мощность фабрики составит 3,6 млн тонн в год. На 2024 г. также намечено начало освоения Бамского месторождения (Тындинский район) с запасами более 100 тонн золота.
В Приамурье на 9% относительно января-октября 2022 г. снизилась добыча на россыпях. Наиболее высокие результаты среди компаний обеспечили ООО «Прииск Соловьевский» (1 965 кг драгметалла), ООО «Маристый» (527,3 кг), АО «Хэргу» (465,8 кг), ООО «Россзолото» (363,6 кг). Более 150 кг золота на россыпных месторождениях получили семь недропользователей. Так, ПАО «Прииск Дамбуки» обеспечило 292,7 кг, результат ООО «Могот» составил 191,9 кг, ООО ЗДП «Зимовичи» выпустило 179,9 кг, ООО «Александровская 1» - 177 кг, АО ЗДП «Коболдо» - 163,2 кг, Артель старателей «Александровская» - 159,2 кг, а ООО ЗДП «Дружба» - 157,8 кг драгметалла.
Напротив, рост добычи драгметалла демонстрирует Чукотка. Недропользователи Чукотского АО по итогам января-сентября 2023 г. произвели 17,2 тонн золота, что на 8% превысило результат за аналогичный период 2022 г. За этот период в регионе было добыто 86,5 тонн серебра, что на 22% больше, чем за январь-сентябрь прошлого года. 31% от общей добычи золота в округе за отчетный период обеспечила «Чукотская горно-геологическая компания» (Highland Gold) на месторождении Купол. «Базовые металлы» (Highland Gold) на месторождении Кекура обеспечили 20% от общего результата производства золота. На ЗК «Майское» («Полиметалл») пришлось 18% всей добычи региона за девять месяцев года. Рост золотодобычи в округе в январе-октябре составил 7%, до 19,73 тонн (17,53 тонны рудного и 2,2 россыпного драгметалла). Также в регионе за десять месяцев на 16% увеличился объем добычи серебра (до 96,72 тонн).
При этом известно, что к началу октября чукотские недропользователи увеличили добычу на россыпных месторождениях – на 7,5% по отношению к аналогичному периоду прошлого года, до 2 151,7 кг. Основной объем добычи на россыпях обеспечили ООО Артель старателей «Шахтер», ООО Артель старателей «Сияние», ООО Артель старателей «Луч», АО Артель старателей «Полярная звезда», ООО «ВостокСеверЗолото» и ООО ЗДК «Купол». Наибольшие показатели по производству драгметалла продемонстрировали «Шахтер» (615,8 кг), «Сияние» (416,6 кг) и «Полярная звезда» (262,8 кг). Стоить отметить, что в прошлом году в добыче золота на Чукотке наблюдался заметный спад. Так, по итогам января-октября 2022 г. в округе было добыто 17,9 тонн золота, что было на 13% меньше, чем за аналогичный период 2021 г. Тем самым нынешний восстановительный рост нельзя считать достаточным.
В октябре Главгосэкспертиза РФ одобрила проект реконструкции Майского горно-обогатительного комбината (ЗК «Майское») компании «Полиметалл» в Чаунском районе округа. На сегодняшний день годовой объем добычи на объекте составляет 850 тыс. тонн руды с производством более 6 тонн золота. Реконструкция предполагает вовлечение в подземную отработку запасов Центрального участка. Проект включает строительство закладочного комплекса, склада для дробленой руды, расходного и накопительного складов, а также необходимых технических коммуникаций для сбора воды. Запуск намечен на 2024 г.
Между тем ООО ГДК «Баимская» (казахстанская компания Trianon Limited) в ноябре получило положительное заключение Главгосэкспертизы на строительство нового морского терминала с грузооборотом около 2 млн тонн в год и инфраструктуры для размещения плавучих атомных энергоблоков в морском терминале на мысе Наглёйнын для снабжения Баимского ГОКа (будет производить медь, золото и др.). Государственную экспертизу проходит проектная документация для строительства ВЛ 330 кВ «Мыс Наглёйнын – ПП Билибино – Баимский ГОК» протяженностью более 800 км. Первые два блока планируется подключить к ЛЭП до Баимского ГОКа в конце 2026 г., а третий – в конце 2027 г. Напомним, что запуск Баимского ГОКа намечен на 2027 г., а выход на проектную мощность – на 2028 г.
Напомним, что за счет атомной энергетики также предполагается обеспечить электроснабжение принадлежащего «Росатому» золоторудного месторождения Совиное в Иультинском районе (как и Баимский ГОК, входит в Чаун-Билибинскую промышленную зону). Летом текущего года было заключено соглашение о сотрудничестве между «Росатомом» и правительством Чукотского АО по вопросу реализации проекта атомной станции малой мощности (АСММ) на базе реакторной установки «Шельф-М».
В Хабаровском крае в ноябре «Полиметалл» приобрел «Новую охотскую рудную компанию»[1] . 99% в компании перешло ООО «Светлое» (входит в «Полиметалл»), еще 1% - «Полиметаллу» напрямую. «Новая охотская рудная компания» владеет двумя поисковыми лицензиями на участки «Ветвистый» и «Пуркикит» и одной лицензией на разведку и добычу на участок «Высокий» в Охотском районе Хабаровского края. В 2021 г. «Новая охотская рудная компания» и «Полиметалл» создали совместное предприятие для проведения геологоразведочных работ на золото и серебро в Хабаровском крае.
На своем месторождении Светлое в Охотском районе (ООО «Светлое») «Полиметалл» к концу сентября текущего года произвел в общей сложности 25 тонн золота (с начала эксплуатации в 2016 г.). Объем производства на объекте за первое полугодие 2023 г. составил 1,2 тонны золота. По итогам 2022 г. на предприятии было добыто 2,5 млн тонн руды и произведено 3,2 тонны драгметалла.
Следует отметить, что Polymetal по итогам января-сентября 2023 г. увеличил производство на российских активах на 14% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Рост производства на 15% зафиксирован на месторождении Албазино (до 5,9 тонн) в Хабаровском крае. На Омолоне в Магаданской области рост составил 14% (до 5 тонн). На Нежданинском месторождении в Якутии производство увеличилось на 44% (до 4 тонн), а на Майском в Чукотском АО – на 29% (до 3,5 тонн). При этом глава компании В.Несис сообщал, что ситуация с продажей российских активов развивается не так быстро, как ожидалось изначально.
Между тем в Якутии намерен развивать свои проекты холдинг «Селигдар». В октябре «Селигдар» начал реализацию нового этапа строительства в рамках проекта «Хвойный» в Алданском районе (на юго-западе Нижнеякокитского рудного поля). Компания приступила к закладке фундамента для строительства золотоизвлекательной фабрики и основных объектов производственного комплекса, которые включают главный корпус фабрики, участок крупного дробления, склад дробленой руды, участок приемки руды, корпус фильтрации, склад материалов, угольную котельную. Также завершено строительство электрической подстанции мощностью 110 кВт, ведется обустройство временных общежитий и складов для хранения материалов и оборудования.
Золотоизвлекательная фабрика должна перерабатывать 3 млн тонн руды в год, планируемая производительность фабрики – 2,5 тонны золота в год. Запуск объекта намечен на 2025 г. Балансовые запасы золота на Хвойном (С1+С2) оцениваются в 16,8 тонн. «Хвойный» относится к перспективным проектам «Селигдара», в настоящее время добыча на месторождении не ведется.
Кроме того, в 2024 г. «Селигдар» рассчитывает увеличить производительную мощность золотоизвлекательной фабрики на запущенном в 2017 г. в Якутии производственном комплексе «Рябиновый» (месторождение Рябиновое, Алданский район) - с 1,6 млн до 1,7 млн тонн руды в год.
Тем временем в Забайкальском крае «Мангазея Майнинг» (группа «Мангазея» С.Янчукова) осенью приступила к работам по увеличению на 58% мощности золотоизвлекательной фабрики «Наседкино» (Могочинский район) – до 1,9 млн тонн в год. Проект предполагается реализовать к 2025 г. План расширения ЗИФ «Наседкино» предусматривает устройство двух независимых веток рудоподготовки – дробления и измельчения (одна ветка существующая и одна – строящаяся), реконструкцию существующего гидрометаллургического передела.
ЗИФ в том числе будет рассчитана на переработку руды с месторождения Итака (также Могочинский район). Объем инвестиций в проект расширения фабрики оценивается в 7,5 млрд рублей, что включает подготовку Итаки к началу открытых горных работ и устройство проезда к площадке месторождения. Запасы Наседкино составляют 9,109 млн тонн руды и 19,72 тонны золота, ресурсы – 13,553 млн тонн руды и 29,1 тонн золота. Ресурсы Итакинского месторождения оцениваются в 148 тонн драгметалла. В Забайкалье «Мангазея» в настоящее время ведет добычу на месторождениях Наседкино (производство в 2022 г. – 89 090 унций), Кочковское (производство в 2022 г. – 12 503 унций), Савкинское (производство в 2022 г. – 3 366 унций).
В медной промышленности объем добычи на Удоканском месторождении в Забайкальском крае (Каларский район, USM Holdings) к середине ноября превысил 8 млн тонн руды. Напомним, что запуск оборудования обогатительной фабрики состоялся в сентябре текущего года. На ГМК «Удокан» был получен первый сульфидный концентрат с содержанием меди 45%. Производственная мощность ГМК составляет 450 тыс. тонн меди (к 2028 г.). Также расположенный в Забайкалье Быстринский ГОК (ПАО ГМК «Норникель», Газимуро-Заводский район) по итогам девяти месяцев года увеличил производство меди на 2% в годовом сопоставлении – до 52 тыс. тонн. Прогноз производства за 2023 г. составляет 64-68 тыс. тонн меди в медном концентрате.
Что касается добычи железной руды, то Главгосэкспертиза в октябре выдала положительное заключение на реализацию первого этапа строительства рудника на Сутарском месторождении железистых кварцитов в Еврейской АО (Облученский район). Участок расположен вблизи Кимканского месторождения – основного действующего актива ООО «Кимкано-Сутарский ГОК» (входит в «АйЭрСи Групп»). Реализовав проект, недропользователь рассчитывает увеличить производительность действующего производства. Мощность рудника на Сутарском месторождении должна составить 9 млн тонн руды в год.
Первый этап проекта предполагает вскрышные работы, второй – разработку карьера. Добычу на Сутарском месторождении планируется начать в первом квартале 2024 г. Объем капитальных затрат на строительство рудника оценивается в 50,4 млн долларов США. Запасы Сутарского месторождения (участки «Южный», «Центральный», «Северный») составляют 491,226 млн тонн руды, запасы осваиваемого в настоящее время Кимканского месторождения – 134,307 млн тонн руды. Производственная мощность ГОКа на сегодняшний день достигла 3,2 млн тонн[2] товарного железорудного концентрата с 65% содержанием железа.
Следует отметить, что в конце октября Госдумой были приняты в первом чтении разработанные Минприроды поправки в закон «О недрах». Они предполагают допуск к региональному этапу геологоразведочных работ российских компаний с опытом работы не менее пяти лет.
Для контроля проведения работ со стороны государства предлагается установить порядок взаимодействия Роснедр и частных инвесторов. Пока региональную разведку имеют право осуществлять только Всероссийский научно-исследовательский геологический нефтяной институт (ВНИГНИ) и Всероссийский научно-исследовательский геологический институт (ВСЕГЕИ). В Минприроды полагают, что принятие законопроекта позволит увеличить ежегодный прирост региональной геологической изученности с 0,7% до 1,5%, а также привлечь дополнительные инвестиции в геологоразведку.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Основана в 2021 г. Бенефициаром являлся экс-министр энергетики РФ И.Юсуфов (через своего сына М.Юсуфова).
[2] Достигнут плановый показатель первого этапа, второй этап предполагает увеличение мощности до 6,3 млн тонн в год.
Похолодание и увеличение потребления угля в Германии на прошлой неделе способствовало укреплению индексов европейского рынка выше 120 долл./т. Тем не менее, ограниченный спрос, заполненные газовые хранилища, а также падение цен на газ и электроэнергию по-прежнему остаются основными факторами, ограничивающими существенный рост котировок.
Газовые котировки на хабе TTF упали до 451 долл./1000 м3 (-55 долл./1000 м3 к 22.11.2023 г.) на фоне заполненных хранилищ газа в ЕС и стабильных поставок из Норвегии.
Индекс южноафриканского угля 6000 опустился ниже 105 долл./т. Бумажные контракты также подешевели. Несмотря на логистические ограничения, котировки упали до 3-месячных минимумов на фоне невысокого спроса в Европе и общего нисходящего тренда.
Экспорт угля из ЮАР может сократиться примерно на 18%, или на 1 млн. т./месяц, в результате ограничений Transnet, введённых на терминалах Richards Bay (DBT и MPT) на прошлой неделе и запрещающих новые номинации балкеров с целью борьбы с заторами, вызванными скоплением грузовиков с углем. При этом глава Transnet отметил, что ситуация с пробками стабилизируется через несколько недель, а запрет будет сохраняться до последующего уведомления. Заторы также вызваны неудовлетворительной работой ж/д инфраструктуры и выходом из строя нескольких ленточных конвейеров в результате пожара в 2021 г. Один из конвейеров будет отремонтирован в декабре, а 2 оставшихся будут вновь введены в эксплуатацию в середине 2024 г., что позволит снять с перевозки угля по маршруту склад-терминал около 400 грузовиков.
Южноафриканская Exxaro ожидает, что ее экспорт энергетического угля упадет до 10-летнего минимума и в 2023 г. составит 5.13 млн т. (-2% к 2022 г.) по причине ограниченных провозных мощностей и сокращения спроса в Европе и Азии. Экспортные поставки компании падают на протяжении последних 3 лет с 12.2 млн т. в 2020 г.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao сохранились на уровне 131 долл./т. На фоне невысокой активности на рынке поддержку котировкам оказывает похолодание и увеличение потребления угля электростанциями. Кроме того, внимание властей 28 ноября привлек инцидент в провинции Heilongjiang, унесший жизни 11 человек, в дополнение к 4 несчастным случаям в провинции Shanxi с середины ноября. В связи с этим власти направили в регион специальную комиссию и инициировали проверки, которые продлятся до конца мая 2024 г. и приведут к ограничению добычи.
Стоимость высококалорийного индонезийского материала прибавила 1 долл./т. до 93 долл./т. Поддержку ценам в Индонезии оказывает спрос со стороны Индии и КНР. Некоторые индонезийские производители получили от государства согласование увеличения квот на добычу, при этом отдельные добывающие компании перенаправляют партии в адрес местных потребителей для удовлетворения растущего спроса и выполнения обязательств по поставкам на внутренний рынок.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 вырос почти до 130 долл./т. в результате возможных ограничений добычи в КНР после череды несчастных случаев. Кроме того, работу порта Newcastle в начале недели на 30 часов заблокировали экоактивисты.
Цены на австралийский металлургический уголь HCC укрепились до 325 долл./т. в связи с ограниченным предложением и устойчивым спросом, обусловленным пополнением запасов в КНР, а также планируемым повышением китайскими предприятиями цен на кокс.
Несчастный случай в округе Люйлян, одном из ключевых в провинции Shanxi, где добывается металлургический уголь, привел к остановке 25% добывающих мощностей (более 25 шахт) или 37.5 млн т. из 150 млн т.
Поставки российского угля выросли на 2.7% в январе-октябре 2023 года
В январе-октябре 2023 г. общие поставки российского угля, включая экспорт и отгрузки на внутренний рынок, увеличились до 329.3 млн т. (+8.7 млн т. или +2.7% к аналогичному периоду 2022 г.).
За 10 месяцев 2023 г. на внутренний рынок было отгружено 148.0 млн т. (+1.8 млн т. или +1.2% к 10 месяцам 2022 г.), из которых:
Экспортные поставки в январе-октябре 2023 г. составили 181.3 млн т.
(+6.9 млн т. или +4.0% к январю-октябрю 2022 г.).
Добыча угля российскими угольными предприятиями в январе-октябре 2023 г. составила 360.5 млн т. (+1.2 млн т. или +0.3% к аналогичному периоду 2022 г.).
Порт Суходол отгрузил первую партию угля
Новый порт Суходол, расположенный на Дальнем Востоке в 100 км от Владивостока, осуществил первую погрузку угля в режиме пусконаладочных работ и испытания оборудования. За 91 час на борт судна H Vestal дедвейтом 50 000 т. было погружено 44 тыс. т. угля из Кузбасса. Мощность специализированного угольного терминала на первом этапе составит 2 млн т. в год.
Ранее ожидалось, что в 2023 г. перевалка угля может составить около 2 млн т., в 2024 г. – около 6 млн т. и в 2025 г. – 12 млн т. Однако, с учетом темпов реализации, объемы могут быть пересмотрены в сторону уменьшения.
Инициатором проекта выступил СДС-Уголь, который до этого моменте не имел собственных портов в данном регионе. На текущий момент порт Суходол принадлежит экс-президенту СДС Михаилу Федяеву (25.1%), совладельцу холдинга Владимиру Гридину (25.1%), компании Междуречье (25.01%) и компании Центр развития портовой инфраструктуры (24.79%).
По итогам января-ноября 2023 г. добыча СДС-Уголь составила 11.9 млн т. (-0.5 млн. т. или -4.4% к январю-ноябрю 2022 г.).
Угольные котировки на европейском рынке опустились ниже 113 долл./т. Давление на цены оказывал рост производства электроэнергии из ВИЭ в Европе. Так, в Германии на этой неделе доля возобновляемых источников энергии в общем объеме производства электроэнергии выросла до 70% по сравнению с 61% неделей ранее. Доля каменного угля в производстве электроэнергии составила менее 6%, по сравнению с 8% ранее. Запасы угля на терминалах ARA по состоянию на 11.09.2024 г. упали до 4.15 млн т. (-0.60 млн т. за неделю).
Газовые котировки в течение недели демонстрировали волатильность на опасениях того, что ураган Франсин (Francine), зародившийся в Мексиканском заливе, нанесет ущерб мощностям по производству СПГ в Луизиане (США), где расположены несколько заводов. Однако, ураган обошел ключевые объекты, включая крупнейший в США экспортный терминал Sabine Pass компании Cheniere Energy Inc.
Индекс южноафриканского угля 6000 упал ниже 107 долл./т. Котировки с середины августа находятся под давлением из-за сокращения спроса со стороны индийских производителей губчатого железа, которое в свою очередь вызвано сезоном муссонов, ростом дешевого импорта стали из Вьетнама, а также достаточным объемом предложения угля на рынке. Ряд индийских потребителей заявляет, что при ценах выше 100 долл./т. FOB South Africa производство становится нерентабельным, и в случае отсутствия роста спроса на сталь и цемент в ближайшее время они ожидают дальнейшего снижения угольных котировок.
На внутреннем рынке Китая на прошедшей неделе наблюдалось слабое укрепление котировок. Поддержку ценам оказали: снижение добычи из-за дождей, усиление проверок безопасности на шахтах, рост спроса со стороны потребителей в преддверии национальных праздников 1-7 октября, а также техническое обслуживание ряда ж/д путей, по которым идет транспортировка угля в провинции Shanxi.
По итогам недели цены на уголь 5500 ккал/кг NAR в порту Qinhuangdao укрепились на 1.24 долл./т. до 118.96-120.37 долл./т. Запасы в 9 крупнейших портах составили 22.98 млн т. (-0.47 млн т. к 04.09.2024 г.).
Котировки высококалорийного индонезийского материала удерживаются в диапазоне 91-92 долл./т. Рынок низкокалорийного индонезийского материала на прошедшей неделе получил поддержку на фоне роста числа тендерных закупок со стороны китайских потребителей, которые старались заключить сделки в преддверии национальных праздников 1-7 октября.
Кроме того, участники рынка пытались оценить последствия тайфуна Яги (Yagi), который обрушился на южные провинции Китая 6 сентября (ряд портов на южном побережье были закрыты, что повлияло на прием судов), а затем устремился в сторону Вьетнама.
Из-за тайфуна Вьетнам 7 сентября был вынужден временно прекратить или остановить работу 10 угольных электростанций на севере страны, поскольку удар стихии пришелся на провинцию Куангнинь (Quang Ninh), где сосредоточены ТЭС. В результате около 74% населения страны остались без электроэнергии.
Цены на высококалорийный австралийский уголь 6000 упали ниже 140 долл./т. на фоне роста предложения.
Индекс австралийского металлургического угля HCC после резкого снижения неделей ранее стабилизировались в районе
181-182 долл./т. на фоне роста спроса со стороны китайских покупателей. Участники рынка заявили, что текущие уровни цен стали более конкурентными по сравнению с материалом внутреннего производства. Однако фундаментальные факторы в виде избытка предложения и снижения цен на сталь остаются в силе. Индийские потребители по-прежнему занимают выжидательную позицию.
Котировки австралийского угля PCI резко снизились под давлением более дешевого угля внутреннего производства провинции Shanxi, а также снижения спроса со стороны европейских производителей стали.
Инвестиции российских угольных компаний в 1 полугодии 2024 г. упали на 4.4% до 111.1 млрд руб. (-6 млрд руб. к 1 полугодию 2023 г.), что является первым полугодовым снижением с 2020 г. и приведет к дальнейшему снижению добычи угля.
При этом в добывающей промышленности России только угольная отрасль показала негативную динамику, что обусловлено снижением мировых цен, высокими издержками, санкциями и ограниченной провозной способностью ж/д инфраструктуры.
Многие российские производители пересматривают свои планы и уже отказались от реализации новых проектов в 2024 г., сократив закупки оборудования и объемы добычи.
Цены на энергетический уголь, на который приходится более 80% экспортных поставок, в начале апреля упали до минимумов с 2021 г. При этом понижательный тренд сохраняется.
Удорожание себестоимости и логистики на фоне падения котировок привело к отрицательной рентабельности поставок и увеличению убытков, которые подскочили за 1 полугодие в 3.4 раза, в результате чего совокупный убыток компаний составил 7.1 млрд руб. против прибыли 282.5 млрд руб. в 1 полугодии 2023 г. Рентабельность экспорта в КНР ухудшилась с 1 января из-за импортных пошлин, вновь введенных китайским правительством.
Дополнительное давление на инвестиционную активность экспортеров оказывает высокая ключевая ставка, которую ЦБ России продолжает повышать. Таким образом, совокупность негативных факторов приводит к недофинансированию отрасли и отразится на объемах производства.
По итогам 2024 г. ожидается падение объема инвестиций в угольную отрасль на 33.3% до 188.2 млрд руб., или $2.2 млрд (-94 млрд руб., или -1.1 млрд долл., к 2023 г.).
Добыча угля в Кузбассе, основном угольном регионе России, где добывается высококачественный материал, по итогам января-августа 2024 г. упала до 132.3 млн т. (-10.1 млн т. или -7.1% к январю-июлю 2023 г.).
Фактический дефицит пропускной способности Восточного полигона для угля достиг 54.4 млн т. в 2023 г., что обусловлено переориентацией поставок материала в восточном направлении в результате западных санкций и вынужденными отгрузками в страны АТР через северо-западные и южные порты (см. Таблицу 1).
По оценке Министерства энергетики дефицит пропускной способности Восточного полигона для угля составляет около 85-95 млн т., что включает в себя потенциальное увеличение объема экспорта с учетом спроса со стороны АТР. Это также обусловлено тем, что данный маршрут более целесообразен с экономической точки зрения по сравнению с другими направлениями, где рентабельность все чаще оказывается отрицательной.
Российские угольщики стремятся адаптироваться к новым условиям на фоне высоких транспортных издержек и падения цен на международном рынке. Однако негативные факторы делают экспорт убыточным, что подтверждается результатами 1 полугодия 2024г., согласно которым количество убыточных компаний увеличилось до 51% против 36% за аналогичный период прошлого года. Кроме того, уже 50% российского экспорта находится под санкциями, что осложняет добычу и отгрузки. В текущих условиях особую актуальность приобретает модернизация Восточного полигона и увеличение его провозной способности.
В январе-августе 2024 г. ж/д перевозки угля на экспорт упали до 126.3 млн т. (-13.0 млн т. или -9.4% к январю-августе 2023 г.).
Таблица 1. Экспорт российского угля на рынок АТР в 2023 г. (объемы, перевезенные по основной сети РЖД)
Экспортные отгрузки в страны АТР |
Объем, млн. т. |
Дальневосточные порты + п/п с Китаем |
107.1 |
Северо-западные и южные порты |
54.4 |
Итого |
161.5 |
Общий рост тарифов РЖД по итогам 2022-2023 гг. составил рекордные 44.6%. Такое резкое увеличение стало результатом того, что в 2022 г. тарифы повышались дважды: на 6.8% в январе и на 11% – в июне. В 2023 году также было два повышения: на 10.09% в январе и в декабре – на 10.75%.
При этом в период с 2010 по 2021 гг. тарифы РЖД индексировались один раз в начале каждого года.
Кроме того, дополнительное давление на экономику экспорта угля оказала отмена понижающих коэффициентов для энергетического угля с 1 июня 2022 г. В настоящее время отмена действует до конца 2024 г.
Отмена коэффициента 0.895 на энергетический уголь привела к росту тарифов в среднем на 11%, а отмена коэффициента 0.4 за дальность – на 25–27%.
При этом РЖД регулярно продлевает отмену понижающих коэффициентов, несмотря на то, что уголь является самым главным по объему экспортным грузом, а по итогам 1 полугодия 2024 г. более 50% угольных компаний оказались нерентабельными и их убытки подскочили в 3.4 раза.
Таким образом, из-за высоких транспортных издержек на фоне нисходящего тренда в ценах на мировом угольном рынке, западных санкций и ограниченной провозных способной ж/д инфраструктуры поставки российского материала продолжат сокращаться.
В январе-августе 2024 г. ж/д перевозки угля на экспорт упали до 126.3 млн т. (-13.0 млн т. или -9.4% к январю-августу 2023 г.).
На прошедшей неделе угольные котировки на европейском рынке упали до 114 долл./т. Только 4 сентября европейский индекс потерял более 6.5 долл./т., что стало самой значительной однодневной коррекцией с января 2024 г.
Участники рынка разошлись во мнениях о причинах столь резкого падения. Указывались, как более агрессивные цены предложения (объем в 50 тыс. т. с поставкой в октябре предлагался чуть выше 114 долл./т., тогда как накануне предложения с аналогичными условиями были в диапазоне 119-128 долл./т.), снижение цен на форвардном рынке, а также рынке газа (за неделю контракт с поставкой «на день вперед» на хабе TTF потерял за неделю 30 долл./1000 м3), так и опасения по поводу замедления темпов роста экономики США и отсутствие подъема в экономике Китая (резкое падение спроса и цен на нефть). Запасы угля на терминалах ARA на 02.09.2024 г. составили 4.75 млн т. (+0.20 млн т. за неделю).
Индекс южноафриканского угля 6000 снизился до 110 долл./т., но его падение было чуть менее резким. Запасы угля на терминале Richards Bay (RBCT) увеличились на 5% за прошедшую неделю до 3.37 млн т. Росту запасов способствовал слабый спрос со стороны индийских потребителей (которые обычно забирают до половины экспортного объема), а также рост поставок материала по ж/д после окончания планового техобслуживания.
Индийские потребители снизили закупки южноафриканского материала из-за достаточного объема угля на складах в портах. Поток сравнительно дешевой стали из Вьетнама и Китая оказывает давление на цены металлургической продукции на внутреннем рынке страны, тем самым ограничивая ее производство и, как следствие, спрос на уголь. Индийские производители губчатого железа высказывают пожелания о снижении цен высококалорийного южноафриканского материала на 10-15 долл./т.
Чтобы компенсировать снижение спроса со стороны Индии ЮАР вынуждена искать альтернативные рынки. За последние три недели суда типа Panamax были отправлены в Шри-Ланку, Бангладеш, Японию и Кению.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao остались практический без изменений и составили 118.4 долл./т. На внутреннем рынке Китая сохраняется неопределенность. В регионах добычи наблюдается разнонаправленное движение цен: часть производителей повышают цены, ожидая улучшения спроса со стороны промышленности до наступления национальных праздников (1-7 октября), другие – снижают на 10-20 RMB/т. для ускорения продаж, не ожидая улучшения спроса до наступления похолодания. Сделки на спотовом рынке затруднены из-за большого разрыва между ценами предложения и спроса.
Запасы в 9 крупнейших портах составили 23.45 млн т. (+0.79 млн т. к 29.08.2024 г.).
Китайские потребители продолжают закупки низкокалорийного индонезийского материала, цены на который на прошлой неделе достигли 40-месячного минимума. Укрепление китайского юаня по отношению к доллару США также способствовало совершению сделок.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR удерживаются в районе 92 долл./т. Цены на низкокалорийный индонезийский уголь остаются стабильными, находясь на 40-месячных минимумах.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 подешевел до 144 долл./т. Торговая активность в контрактах на австралийский материал (поставки в октябре — ноябре) снизилась в преддверии конференции Coaltrans Asia 2024, которая пройдет в Индонезии с 8 по 10 сентября.
Индекс австралийского металлургического угля HCC упал ниже 185 долл./т. Цены на австралийский металлургический материал продолжают падать ввиду слабого спроса со стороны Китая и Индии. В Индии продолжается сезон дождей, китайские потребители занимают выжидательную позицию на фоне продолжающегося снижения форвардных контрактов на металлургический уголь на биржах Dalian Commodity Exchange и Singapore Exchange, что обусловлено сохранением неблагоприятной конъюнктуры на рынке стали.
Угольные компании РФ получили убыток более 7 млрд руб. в 1 полугодии 2024 г.
Убытки российских угольных компаний по итогам января-июня 2024 г. подскочили в 3.4 раза до 93.7 млрд рублей, превысив прибыль, которая составила 86.6 млрд рублей (-71.9% к январю-июню 2023 г.). Таким образом, сформировался сальдированный убыток в размере 7.1 млрд руб. против прибыли 282.5 млрд руб. в январе-июне 2023 г. Доля убыточных компаний увеличилась до 51% против 36% за аналогичный период прошлого года.
Последний раз совокупный убыток отрасли наблюдался только по итогам 2020 г. в размере 37.6 млрд руб. В 2023 г. прибыль угольных компаний России снизилась в 2.1 раза до 357 млрд руб. (-420 млрд руб. к 2022 г.). Однако в 2024 г. негативная динамика усилилась, что обусловлено падением цен на мировом рынке и резким увеличением себестоимости.
Дополнительными факторами, продолжающими оказывать негативное влияние на финансовые результаты угольщиков, остаются ограниченные провозные возможности ж/д инфраструктуры, высокие ж/д тарифы, а также западные санкции.
Для многих российских поставщиков текущий уровень мировых цен и себестоимость делают экспорт угля убыточным, вынуждая их сокращать производство и отказываться от проектов по развитию новых угольных месторождений.
С учетом новых рестрикций США санкции теперь охватывают около 50% экспортного объема, что приведет к еще большему сокращению российского экспорта угля как в 2024 г., так и в 2025 г.
Добыча угля в Кузбассе, основном угольном регионе России, где добывается высококачественный материал, по итогам января-июля 2024 г. упала до 117.9 млн т. (-7.4 млн т. или -5.7% к январю-июлю 2023 г.). Совокупный экспорт российского угля за аналогичный период сократился до 116.6 млн т. (-11.6 млн т. или -9.0% к январю-июлю 2023 г.).
En+ столкнулась с трудностями в оплате по проекту Зашуланского месторождения
Генеральный директор En+ Владимир Колмогоров заявил о задержках платежей со стороны китайского партнера China Energy.
На Восточном экономическом форуме Владимир Колмогоров сообщил, что компания испытывает сложности с платежами в юанях и рублях в рамках крупного российско-китайского угольного проекта по развитию Зашуланского месторождения, реализуемого совместно с China Energy.
Проект по освоению месторождения стартовал в 2023 году. En+ Group и китайская China Energy Investment Corporation совместно реализуют проект по освоению Зашуланского угольного месторождения в Забайкальском крае с выходом на добычу 5 млн т. энергетического угля в год к концу 2027 года.
Объем инвестиций в развитие Зашуланского месторождения до 2027 года составит около 50 млрд рублей. Средства пойдут на строительство угольного разреза, создание необходимой инфраструктуры, автодороги и железнодорожной станции, а также на закупку техники и оборудования. В апреле сообщалось, что проектные работы идут в соответствии с графиком.
Отмену правил недискриминационного доступа к ж/д продлили до конца 2024 г.
Правительство продлило срок приостановления действия правил недискриминационного доступа (ПНД) к железнодорожной инфраструктуре до конца 2024 г. В результате данной инициативы правила вступят в силу с начала 2025 года, вместо 1 сентября.
2024 г. Таким образом, негативная динамика в отгрузках угля сохранится, поскольку ПНД давали углю приоритет для транспортировки перед другими грузами.
Действовавшие ранее ПНД (до 6 марта 2022 г.) были временно приостановлены в связи с разворотом логистических потоков и необходимостью вывоза в восточном направлении экспортных грузов, от которых в результате западных санкций отказались европейские страны.
В каком объеме сохранятся в рамках новой редакции ПНД перевозки третьей категории, куда входит уголь, пока неизвестно. При этом об отмене угольной квоты пока речь не идет.
При этом в связи с резким расширением перечня грузов в третьей категории существует опасение, что даже грузы этой категории не будут вывезены в полном объеме, что приведет к невыполнению поручений президента.
В январе-августе 2024 г. ж/д перевозки угля на экспорт упали до 126.3 млн т. (-13.0 млн т. или -9.4% к январю-августе 2023 г.).
На прошедшей неделе цены в Европе укрепились выше 122 долл./т. Поддержку котировкам оказал рост на газовом рынке в результате эскалации конфликта на Ближнем Востоке и неопределенность с транзитом российского газа в ЕС через Украину.
Несмотря на высокие запасы в хранилищах ЕС, газовые котировки на хабе TTF подросли до 439.13 долл./1000 м3 (+11.58 долл./1000 м3 к 21.08.2024 г.), что связано с техническим обслуживанием норвежской инфраструктуры и угрозой прекращения транзита российского газа. Кроме того, предполагается, что доступного количества газа может оказаться недостаточно, например, в случае резкого похолодания. Запасы угля на терминалах ARA сократились до 4.7 млн т. (-0.1 млн т. к 21.08.2024 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 находился в диапазоне 112-114 долл./т. на фоне роста цен в Европе и сокращения складских запасов в Индии, где проливные дожди негативно отразились на ж/д погрузках индийского угля.
Участники рынка отмечают улучшение провозной способности ж/д в ЮАР благодаря постепенному решению проблем с локомотивами, нуждающимся в ремонте и обслуживании. Оператор Transnet в сотрудничестве с компаниями и комитетом NLCC (National Logistics Crisis Committee) закупает необходимые запасные части у сторонних производителей напрямую, поскольку кризис в отношениях с китайской CRRC (China Railway Rolling Stock Corporation) по-прежнему не преодолен. Кроме того, правительство может предоставить доступ к ж/д инфраструктуре частным операторам в течение 6 месяцев.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao прибавили 0.5 долл./т. до 118.5 долл./т. после продолжительного снижения. Поддержку ценам оказало сокращение предложения на спотовом рынке и увеличение потребления на 2.2% на крупнейших ТЭС по сравнению с прошедшей неделей. Дополнительным благоприятным фактором является увеличение температуры до 35С° градусов в центральном и южном регионах и ожидание роста до 35-42С° градусов. Некоторые трейдеры воздерживаются от продаж в ожидании дальнейшего укрепления цен материала 5500 NAR до 119.5 долл./т. Очередь из судов в основных портах увеличилась за неделю с 79 до 101, что может говорить об улучшении спроса. Кроме того, Китайская ассоциация транспортировки и дистрибуции угля (CTDA) заявила, что в июле Китай потребил 420 млн т. угля (+3.1% к июлю 2023 г.), нарастив объем впервые с февраля-июня 2024 г.
Запасы в 9 крупнейших портах составили 24.24 млн т. (+0.15 млн т. к 21.08.2024 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR скорректировались до 92.2 долл./т. (-0.30 долл./т. к 21.08.2024 г.) ввиду невысокого спроса в Китае и Индии, где наблюдаются высокие запасы.
Тем не менее, крупные компании надеются на пересмотр квот по добыче в сторону увеличения. Однако некоторые поставщики низкокалорийного угля в Суматре дожидаются разрешения властей на пересмотр целевых показателей в сторону снижения, поскольку сталкиваются с трудностями выполнения планов из-за сокращения маржи в результате падения рыночных котировок и высокой себестоимости добычи.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 опустился ниже 147 долл./т. из-за ограниченного спроса в странах-импортерах. Кроме того, экспортные отгрузки из терминалов Австралии за прошедшую неделю увеличились на 11% с 6.9 млн т. до 7.7 млн т.
Индекс австралийского металлургического угля HCC упал ниже 200 долл./т. Падение цен на австралийский металлургический материал премиального качества продолжилось, что обусловлено сохранением неблагоприятной конъюнктуры на рынке стали. Индийские металлургические предприятия отмечают, что будут готовы вернуться к покупкам после восстановления цен на свою продукцию.
США продолжают усиливать санкции против российской угольной отрасли
Минфин США продолжает расширять блокирующие санкции против российских угольных компаний. В SDN-List в августе 2024 г. добавлены:
• структуры Евраза, включая Южкузбассуголь, а также компанию Распадская, чьи акции торгуются на Московской бирже. С 2022 г. Евраз находится под санкциями Великобритании;
• Мечел-Майнинг и аффилированные с ним угольные компании Южный Кузбасс и Якутуголь. Другие структуры Мечела уже находятся под санкциями США с февраля 2024 г.;
• группа компаний СДС-Уголь и аффилированные с ней структуры;
• группа Стройсервис и аффилированные с ней структуры;
Ранее в санкционный список попали: СУЭК, Мечел (за исключением Мечел-Майнинг), Сибантрацит, Эльга, Коулстар и Угольная компания Разрез Майрыхский.
Блокирующие санкции также включают связанные с компаниями добывающие, обогатительные, транспортные и портовые активы.
Усиление санкций приведет к еще большему сокращению российского экспорта угля как в 2024 г., так и в 2025 г. Новые ограничения охватывают 10% российского угольного экспорта, а с учетом ранее введенных санкций под ними теперь находится около 50% экспортного объема. Из-за опасений попасть под вторичные санкции, а также из-за сложностей с платежами российские поставщики уменьшат поставки угля в страны АТР, в особенности в Южную Корею и Тайвань.
Блокирующие санкции против российских угольных компаний ведут к дисбалансу мирового спроса и предложения на высококачественный уголь как энергетический, так и металлургический, включая PCI и антрацит. Выпавшие объемы высококачественного российского угля и металлургического материала будет невозможно заменить на рынке, так как продукция из Индонезии, Южной Африки и Колумбии несопоставима по качеству, а возможности наращивания производства в Австралии ограничены, что может подстегнуть вверх ключевые индексы, рассчитываемые на основе материала 6000 ккал/кг, а также цены на коксующийся уголь, PCI и антрацит.
Ограниченная пропускная способность БАМа и Транссибирской магистрали препятствует наращиванию объемов перевалки в Дальневосточных портах, где логистика наиболее благоприятна для поставок на рынок АТР из-за низкого фрахта. Сочетание низких текущих цен с высокими расходами на железнодорожную перевозку и ставками перевалки в портах, делают экспортные поставки нерентабельными, вынуждая российские угольные компании приостанавливать отгрузки на экспорт, снижать добычу, а в отдельных случаях закрывать добывающие предприятия и сворачивать проекты на новых месторождениях.
В 2023 г. экспорт российского угля снизился до 212.2 млн т. (-2.5 млн т. или -1.2% к 2022 г.). В январе-июле 2024 г. объемы экспортных поставок упали до 116.6 млн т. (-11.6 млн т. или -9% к январю-июлю 2023 г.).
Остановка 9 шахт в Кузбассе усилит дефицит российского угля
За прошедшую неделю Ростехнадзор и суд приостановили деятельность на 9 шахтах Кузбасса, где были зафиксированы различные нарушения, включая превышение допустимой концентрации метана и эксплуатацию оборудования с нарушением требований промышленной безопасности.
Нарушения были выявлены на следующих шахтах: им. А.Д. Рубана и им. С.М. Кирова (СУЭК), Распадская (Распадская), Березовская и Первомайская (Северный Кузбасс), Южная (СДС), Чертинская-Коксовая (ММК-Уголь), Юбилейная (ТопПром), Ленина (Южный Кузбасс).
Среди избранных мер пресечения шахтам было предписано приостановить деятельность на 3 месяца, что с учетом их мощностей за этот период может привести к сокращению добычи на 4-6 млн т. угля (2.4% годового объема добычи в Кузбассе). Ввиду ограниченных провозных способностей ж/д инфраструктуры, особенно в восточном направлении, данные объемы будут потеряны для экспортного рынка, что усугубит дефицит российского материала на международном рынке.
В 2024 г. продолжаются активные проверки безопасности на шахтах и угольных разрезах, инициированные Ростехнадзором после взрыва на шахте Листвяжная в
2022 г., которые приводят к приостановке деятельности ряда угледобывающих предприятий в Кузбассе и снижению добычи.
Экспортные пошлины на российский уголь отложили до декабря 2024 года
Правительство РФ продлило отмену экспортных пошлин на энергетический уголь и антрацит с 1 сентября по 1 декабря 2024 г. с целью поддержки российских угольных компаний и объемов экспорта. При этом по коксующемуся углю, цены на который продолжают снижаться, решения пока не принято.
Однако на фоне растущих логистических издержек, ограниченных провозных мощностей, и падения котировок на международных рынках данная мера представляется недостаточной, поскольку угольные компании продолжают отчитываться об убытках. Дополнительным негативным фактором остается ужесточение санкций.
При этом правительство стремится компенсировать выпадающие доходы от отмены экспортной пошлины, заложив с января 2025 г. надбавку к ставке НДПИ на энергетический и коксующийся уголь в размере 10% от превышения пороговых значений. Увеличение налоговой нагрузки на угольную отрасль окажет дополнительное давление и негативно отразится на инвестициях, добыче и экспорте, которые сокращаются с начала года.
Добыча угля в Кузбассе, основном угольном регионе России, где добывается высококачественный материал, по итогам января-июля 2024 г. упала до 117.9 млн т. (-7.4 млн т. или -5.7% к январю-июлю 2023 г.). Совокупный экспорт российского угля за аналогичный период сократился до 116.6 млн т. (-11.6 млн т. или -9.0% к январю-июлю 2023 г.).