Актуальная ситуация в угольной промышленности в России и мире. Партнерский проект Coal center analytics (CCA) и портала EastRussia.
На прошедшей неделе на европейском рынке цены на уголь упали ниже 118 долл./т. Волатильность угольных котировок в значительной степени отражала колебания контрактов на газ на хабе TTF.
Рынок по-прежнему находится в ожидании забастовки работников газовых платформ компании Chevron в Австралии, начало которой было отложено до пятницы, что стало поводом надеяться, что стороны смогут договориться в последний момент. Если соглашение не будет достигнуто, то в период с 8 по 13 сентября забастовки будут составлять по 7-11 часов в день, а с 14 сентября планируется полная остановка заводов на 2 недели. При этом эксперты не верят в реализацию самого негативного сценария и считают, что воздействие на рынок будет ограниченным.
Запасы угля на терминалах ARA за неделю выросли на 2% до чуть более 7.0 млн т. (для сравнения, в прошлом году в это же время запасы составляли 8.20 млн т.). Росту способствовал сравнительно невысокий спрос на топливо из-за благоприятной погоды и достаточные объемы генерации ВИЭ.
По данным Gas Infrastructure Europe (GIE), на 6 сентября подземные хранилища газа в Европе были в среднем заполнены на 93,5% (закачано 100,5 млрд м3 из доступных 107,7 млрд м3). По словам участников рынка, компании стараются подойти к зимнему периоду с максимально возможными запасами, так как хотят избежать повторения прошлогодней ситуации с экстремально высокими ценами на газ.
Индекс южноафриканского угля 6000 ккал/кг укрепился выше 116.00 долл./т.
Бумажные контракты показали негативную динамику аналогично европейским аналогам. Индийские производители губчатого железа проявляют интерес к среднекалорийному материалу 5500 ккал/кг с погрузкой в конце сентября-начале октября.
На внутреннем рынке Китая цены спот на уголь 5500 ккал/кг NAR в порту Qinhuangdao подскочили на 6 долл./т. до 121 долл./т. Росту способствовал спрос со стороны неэнергетических производств (химические и цементные заводы), а также опасения участников рынка по поводу предложения угля на фоне нового витка проверок безопасности на шахтах. Кроме того, энергетическим компаниям было отдано распоряжение нарастить запасы в преддверии Азиатских Игр (спортивные соревнования среди атлетов Азиатского континента), которые пройдут в Ханчжоу с 23 сентября по 8 октября, а плановые ремонтные работы на ж/д линии Daqin, запланированные на конец сентября, негативно отразятся на поставках угля в порты.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 укрепился до 159-160 долл./т. Поставщики австралийского среднекалорийного материала 5500 ккал/кг увеличили цену предложения после новостей о том, что правительство Южной Кореи ограничило объем импорта угля из России государственными энергокомпаниями.
Южная Корея установила квоту в 13 млн т. на импорт российского энергетического угля для пяти государственных энергокомпаний страны на период с сентября по декабрь. По данным участников рынка, компаниям придется перенести поставки 1 млн т. законтрактованного материала на 2024 г., учитывая, что стороны уже заключили контракты на поставку 14 млн т. до конца года. В январе – июле 2023 г. Корея импортировала 14.3 млн т. угля из России (+37% к аналогичному периоду в прошлом году). На первом месте по поставкам находилась Индонезия с 15.1 млн т.
Цены на австралийский металлургический уголь HCC продолжают укрепляться, поднявшись выше 270 долл./т. на фоне устойчивого спроса со стороны индийских и азиатских потребителей, а также ограниченного предложения австралийского материала. Участники рынка высказывают мнение, что ограниченное предложение может оставаться в течение следующих одного-двух месяцев из-за продолжающихся работ по техобслуживанию и вводу новых лав на шахтах.
Снижение ж/д отгрузок на экспорт во втором полугодии 2023 г.
В 3-м и 4-м кварталах 2023 г. прогнозируется снижение объемов ж/д поставок российского угля на экспорт. Снижение произойдет не только по отношению к 1-му и 2-му кварталам 2023 г., но и по сравнению с аналогичными периодами 2022 г.
Снижение поставок во втором полугодии 2023 г. ожидается за счет сокращения ж/д отгрузок в западном направлении. С начала лета 2023 г. РЖД снижает утвержденные нормы отправки вагонов в адрес западных портов.
По прогнозам, снижение ж/д отгрузок угля на экспорт по итогам года составит 2 млн т. При этом в общем объеме экспорта данное снижение может быть компенсировано ростом отгрузок угля из портов Сахалина. Ожидается, что общий экспорт российского угля в 2023 г. сохранится на уровне 2022 г. и составит около 210 млн т.
Таким образом, рост в начале 2023 г. нивелируется падением объемов во втором полугодии.
Хакасия рассчитывает на увеличение квоты на экспорт угля
Угольные компании Хакасии ждут увеличения квоты на вывоз угля на экспорт. Несмотря на усилия властей, направленные на увеличение экспорта угля из региона, в этом году Хакасия не сможет восстановить объем экспорта угля до рекордных показателей 2020 г. в 16.9 млн т. Ожидается, что в 2023 г. экспорт угля из региона продолжит снижаться и составит 12.8 млн т. (-0.6 млн т. или -4.5% к 2022 г.).
Поставки в восточном направлении прогнозируются на уровне 8.5 млн т., что также ниже рекордных значений 2021 г. – 11.7 млн т.
Основной причиной снижения объемов экспорта угля из Хакасии является урезание планов отгрузок со стороны РЖД.
На Хакасию приходится 6-7% всего экспорта угля из России. Снижение экспорта угля приводит к сокращению поступлений в региональный бюджет и падению доходов населения. Около 67% налогов на прибыль в бюджете региона приходятся на угольные компании.
Coal center analytics (CCA)
Перспективы отрасли связывают с увеличением производства цветных металлов, в том числе благодаря уже действующим проектам и новым лицензиям. Кроме того, сохраняются планы по реализации проектов в сфере добычи редкоземельных металлов.
Золото
Ряд горнодобывающих регионов ДФО продолжает демонстрировать снижение производства золота. В Магаданской области в первом полугодии текущего года объем добычи золота составил 18,5 тонн – 14,2 тонн рудного драгметалла и 4,3 тонны – россыпного. Добыча серебра за отчетный период в регионе достигла 268,2 тонн[1].
Недропользователи Иркутской области за январь-июнь текущего года добыли 8 963,2 кг золота, что на 12% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. В регионе на 9% снизилась добыча рудного драгметалла, до 6 991,6 кг, и на 20% – добыча россыпного золота, до 1 971,6 кг. Так, снижение производства по рудному золоту продемонстрировали предприятия АО «Полюс Вернинское», ПАО «Высочайший» и ООО ГРК «Угахан» (принадлежит «Высочайшему»). На россыпях существенное снижение добычи наблюдается у ЗАО «Артель старателей «Витим» и ПАО «Лензолото».
Спад добычи золота наблюдается и в Приамурье. По итогам первого полугодия текущего года добыча снизилась на 4,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – до 7 759,7 кг. В том числе было добыто 5 948,7 кг рудного золота, что на 6% меньше, чем за первое полугодие 2022 г. Добыча россыпного золота в регионе сохраняется на уровне аналогичного периода прошлого года – 1 811 кг.
Добычу рудного драгметалла в регионе вели пять недропользователей. ООО «Маломырский рудник» увеличило добычу на 25% - до 2 250 кг. Между тем АО «Покровский рудник» сократило объем производства на 27% - до 1 701 кг. Также снизило производство ООО «ТЭМИ» - на 10%, до 897 кг. Все указанные предприятия являются дочерними структурами компании «Атлас Майнинг» (УГМК). Компания «Прииск Соловьевский» выпустила 621 кг рудного драгметалла, продемонстрировав рост на 31%, но в то же время на 8% снизила добычу на россыпях, до 618 кг.
В то же время небольшой рост золотодобычи в первом полугодии произошел на Чукотке, где добыча золота увеличилась на 3,4% по сравнению с аналогичным периодом 2022 г., до 10,2 тонны. Производство серебра в регионе за отчетный период также выросло – на 10%, до 53,2 тонн.
В частности, в округе АО «Рудник Каральвеем» (входит в УК «Золотые проекты» Л.Леваева) в июле приступило к этапу общественных слушаний в рамках реализации проекта по расширению золотоизвлекательной фабрики на Каральвеемском золоторудном месторождении (Билибинский район). Проект предусматривает разработку глубоких горизонтов и флангов месторождения, в частности, флангов «Безымянный», «Промоина» и «Встречный» (предполагается отработка подземным способом). После расширения ЗИФ мощность фабрики должна вырасти до 500 тыс. тонн руды в год (порядка 2,5 тонн золота). В 2022 г. на Каральвееме было произведено 1 726,43 кг золота, что на 7,7% больше, чем в 2021 г. Общие запасы и ресурсы Каральвеема составляют около 59 тонн золота.
Между тем развитие новых золоторудных проектов намечено в Хабаровском крае. Компания «Амур Золото» (дочернее предприятие шведской Kopy Goldfields, подконтрольно М.Бажаеву) планирует в третьем квартале текущего года ввести в эксплуатацию горно-обогатительный комбинат на месторождении Малютка (Аяно-Майский район), с производственной мощностью 1,2 тонн золота в год. Объем инвестиций в проект к концу прошлого года достиг 18,8 млн долларов США. На полную мощность объект планируется вывести в 2024 г. В первом квартале текущего года на месторождении было добыто 77,86 тыс. тонн руды, производство драгметалла должно быть запущено в текущем году. Запасы месторождения оцениваются в 711,3 тыс. унций золота.
Кроме того, ПАО «Полюс» планирует в Хабаровском крае после 2028 г. начать производство на золоторудном месторождении Чульбаткан (район им. Полины Осипенко). Пока на месторождении продолжаются геологоразведочные работы. Добычу драгметалла предполагается осуществлять методом кучного выщелачивания. Согласно предварительному технико-экономическому обоснованию, ожидаемый объем производства в течение семи лет отработки составит около 2 млн унций золота. Напомним, что «Полюс» выкупил Чульбаткан у Highland Gold Mining[2] за 140 млн долларов летом 2022 г. Запасы месторождения оцениваются в 2 964 тыс. унций золота.
В Якутии компания АО «Золото Селигдара» (ПАО «Селигдар») в июле приступила к строительству золотоизвлекательной фабрики на золоторудном месторождении Хвойное (Алданский район, Нижнеякокитское рудное поле). На объекте начались подготовительные работы для заливки фундамента будущей фабрики.
Для разработки месторождения планируется возвести производственный комплекс «Хвойный», включающий сооружения и оборудование, предназначенные для добычи, транспортировки руды и извлечения из нее металлов. ЗИФ будет рассчитана на переработку 3 млн тонн руды в год, планируемая производительность фабрики составляет 2,5 тонны золота в год. Запуск предприятия намечен на 2025 г. Балансовые запасы золота Хвойного составляют 16,8 тонн (С1+С2).
Напомним, что в 2022 г. «Селигдар» достиг рекордных за время работы холдинга показателей добычи – всего было произведено 7,5 тонн, что на 5,6% больше, чем в 2021 г. В первом квартале текущего года холдинг произвел 777 кг золота, что на 13% превысило показатель аналогичного периода 2022 г. (также был установлен рекордный для мая показатель ежедневной добычи – более 30 кг).
Также в республике этап буровых работ завершился на месторождении Кючус (Усть-Янский и Верхоянский районы). Проект освоения месторождения реализует совместное предприятие ПАО «Селигдар» и ООО «РТ-Развитие бизнеса» «Ростеха» – ООО «Белое Золото». Всего пробурено более 300 скважин общим объемом более 110 тыс. погонных метров.
На месторождении до 2024 г. планируется проводить геологоразведочные работы, вести отбор технологической пробы, разработку технологического регламента, изыскания. На 2025-26 гг. запланировано проектирование ГОКа и создание инфраструктуры. В 2026-28 гг. предполагается строить горно-обогатительный комбинат. Запуск предприятия должен быть проведен в два этапа – в режиме пусконаладочных работ в декабре 2027 г. и ввод в промышленную эксплуатацию с выходом на проектные показатели в 2029-30 гг. Балансовые запасы Кючуса по категориям С1+С2 составляют 175 тонн золота (со средним содержанием драгметалла 7-9 грамм на тонну).
Законопроект о легализации старательской деятельности, несмотря на противоречия, поддерживается правительством и может быть принят. В середине июля он был принят Госдумой в первом чтении. Предполагается, что в течение первых трех лет законопроект будет применяться в пилотном режиме на Дальнем Востоке и на сухопутных территориях Арктики. При этом глава Минвостокразвития А.Чекунков отметил, что во втором чтении будет предусмотрено внедрение закона только на двух пилотных территориях – в Магаданской области и Забайкальском крае. По истечении трех лет закон будет введен и в других регионах.
В соответствии с законопроектом, гражданину РФ для получения возможности добывать золото потребуется зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя (ИП) и подать заявку на получение лицензии. Индивидуальные предприниматели с помощью специальной онлайн-системы смогут получать в безвозмездное пользование старательские участки площадью не более 10 га на три года с возможностью продления еще на три года. Старательская деятельность должна осуществляться в пределах старательского участка, на глубине, не превышающей 5 метров. При этом под запретом находится применение взрывных работ, загрязняющих и экологически опасных веществ, использование химических способов добычи золота, оборудования мощностью более 5 кВт (за исключением транспортных средств разрешенной максимальной массой до 3 500 кг).
Помимо того, ИП не сможет привлекать к работам более десяти наемных сотрудников. Совокупное количество добытого золота в химически чистом виде не должно превышать 30 кг (за весь срок деятельности). Правительство также намерено установить для частных старателей требования к комплексу мероприятий по восстановлению добычного участка и части водного объекта. После окончания работ или срока аренды золотодобытчик должен будет провести на участке восстановительные работы и подать декларацию с их перечнем. В случае нарушения со старателем должен быть расторгнут договор безвозмездного пользования с последующим запретом на получение нового участка. Лицензионные участки для ИП будут определять власти каждого отдельного региона. В Минприроды Магаданской области уже сообщали о подготовке и согласовании с Роснедрами площади предполагаемых старательских участков в Сусуманском городском округе.
Против законопроекта выступают в Якутии. Представители Государственного собрания Якутии на парламентских слушаниях в конце июня (на тему «О совершенствовании правового регулирования старательской деятельности в РФ») отказались поддерживать проект закона в представленной редакции. По их мнению, принятие закона грозит нанесением вреда месторождениям полезных ископаемых, загрязнением окружающей среды, развитием конфликтов с недропользователями, а также ростом уровня преступности.
В частности, председатель комитета по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии Госсобрания Якутии С.Афанасьев («Единая Россия») указывал, что удаленность территорий добычи негативно повлияет на возможность контроля за недропользователями со стороны надзорных органов и сделает невозможным процесс учета объема добываемого золота, количества используемого оборудования и ведения работ с учетом норм природоохранного законодательства. По этой причине законопроект нуждается в доработке. Кроме того, в республике недовольны налоговой базой законопроекта, так как налоги, уплачиваемые старателями, будут поступать в бюджеты регионов, в которых они зарегистрированы, а не в бюджеты регионов, где находятся участки недр.
Цветные металлы
Что касается добычи цветных металлов на Дальнем Востоке, то рост производства меди демонстрирует Хабаровский край, хотя в целом объем добычи данного металла в регионе является небольшим. По итогам января-мая текущего года в крае было выпущено 4,032 тыс. тонн меди, что в десять раз больше, чем за аналогичный период 2022 г. По итогам года в крае планируется произвести 7,6 тыс. тонн меди. Увеличение производственных показателей связано с запуском опытно-эксплуатационной стадии медно-оловянного ГОКа на базе хвостохранилища Солнечного ГОКа[3] (Солнечный район).
Проект реализует компания ООО «Геопроминвест»[4] – комбинат был запущен в тестовом режиме в мае прошлого года в рамках ТОР «Комсомольск». Его выход на полную мощность запланирован в 2024 г. – тогда комбинат должен начать перерабатывать до 2 млн тонн горной массы в год. Концентраты предполагается экспортировать в КНР, Японию и Республику Корея. Техногенное месторождение содержит порядка 30 млн тонн отходов обогащения полезных ископаемых. Запасы в отвалах составляют 130 тыс. тонн меди и 57 тыс. тонн олова. Объем инвестиций в ГОК оценивается в 2 млрд рублей.
Также рост добычи цветных металлов наблюдается на Колыме. В январе-июне объем производства цветных металлов достиг в регионе 8 786 тонн, увеличившись более чем в два раза по сравнению с аналогичным периодом 2022 г. За отчетный период было добыто 4 220,6 тонн свинца, 4 155,3 тонн цинка, 410 тонн меди. Цветные металлы добываются АО «Серебро Магадана» («Полиметалл») на месторождениях Дукат и Перевальное (Омсукчанский муниципальный округ).
При этом поисковые работы на медь в Магаданской области ведут компании из Свердловской области, осваивающие новые активы в регионе – «Уральская горно-металлургическая компания» и «Русская медная компания». Ресурсный потенциал Магаданской области по меди (Ольский медно-порфировый кластер) оценивается в 23,5 млн тонн. Кроме того, в 2022 г. инвестиционное соглашение с Корпорацией развития Магаданской области[5] заключило АО «Колымская горнорудная компания»[6], намеревающееся вести в регионе геологоразведку месторождений меди на территории Приохотской перспективной площади (Ольский городской округ).
Тем временем Highland Gold (в лице ООО «Култуминское») рассчитывает в конце 2025 г. вывести на проектную мощность первую очередь комбината на Култуминском полиметаллическом месторождении в Забайкальском крае (Газимуро-Заводский район). Завершить строительство предполагается в 2024 г.
Проект включает строительство горно-обогатительного комбината мощностью до 13 млн тонн руды в год (достижение проектной мощности – к 2029 г.). Объем инвестиций оценивается в 72 млрд рублей. Запасы Култуминского месторождения (C1+C2) составляют 125,38 тонны золота, 977,7 тонны серебра, 632,8 тыс. тонн меди и 24,4 млн тонн железа. Прогнозные запасы золота в пределах месторождения по категории P1 оцениваются в 134,6 тонны, серебра – в 977,7 тонны, меди – в 487,08 тыс. тонн, а железа – в 6 млн тонн.
В конце третьего квартала текущего года в Забайкалье должен состояться запуск первой очереди ГМК «Удокан» (Каларский муниципальный округ). К 2028 г. планируется запуск второй очереди предприятия. Компания «Удоканская медь» (USM Holdings А.Усманова) на сегодняшний день подготовила технико-экономическое обоснование второй очереди. Ее производительность должна составить 24-28 млн тонн руды в год. Напомним, что выход на проектную мощность первой очереди (15 млн тонн) намечен на 2024 г. Предприятие должно ежегодно производить до 150 тыс. тонн меди в катодах и сульфидном концентрате. Первая и вторая очереди в целом должны обеспечить переработку около 40 млн тонн руды и производство около 400 тыс. тонн меди.
Кроме того, еще одно выпускающее медь крупное забайкальское предприятие – Быстринский ГОК («Норникель», ООО «ГРК «Быстринское», Газимуро-Заводский район) планирует увеличить мощность производства с действующих 10 млн[7] до 15 млн тонн руды в год за счет запуска в 2024 г. участка измельчения высокого давления (что позволит начать перерабатывать окисленные руды).
К 2026 г. на комбинате предполагается построить еще одну обогатительную фабрику для переработки окисленной руды и производства флотоконцентрата, мощность которой составит 2,7 млн тонн. Также в компании сообщают о планах к 2030 г. запустить на месторождении два карьера – на участках Малый медный чайник и Южно-Рождественский, а в дальнейшем построить еще одну линию существующей фабрики (проект «Быстра-2»). Ее мощность переработки может составить 5 млн тонн руды в год (в таком случае общая мощность предприятия достигнет 20 млн тонн в год). Пока готовится техническое задание по данному проекту, и до конца текущего года планируется принять инвестиционное решение относительно окупаемости линии. При этом сроки реализации проекта «Быстра-2» не определены.
В рамках освоения Баимской медно-порфировой площади в Чукотском АО Главгосэкспертиза РФ в июле выдала положительное заключение по итогам рассмотрения проектно-сметной документации на разработку месторождения россыпного золота Ручей Егдэгкыч (правый приток реки Баимка). Отработка запасов лицензионного участка предусмотрена проектом по строительству горно-обогатительного комбината на золоторудном месторождении Песчанка. Освоение месторождения ведет ООО «ГДК Баимская» (недавно перешла казахстанской компании Trianon Limited с теми же владельцами).
Пока что «ГДК Баимская» намерена предварительно разработать россыпное месторождение Ручей Егдэгкыч для подготовки территории хвостохранилища Баимского ГОКа. Планируется, что после отработки запасов на Егдэгкыче и рекультивации на месте данного объекта будет построено хвостохранилище нового ГОКа. По месторождению Егдэгкыч учтены забалансовые запасы для открытой и подземной отработки в количестве 714 кг золота.
Ожидается, что основной комбинат на Баимском месторождении будет запущен к 2027 г., а в 2028 г. выйдет на проектную мощность. Срок его эксплуатации оценивается в более чем 20 лет. Среднегодовое производство меди в рамках проекта должно составить 300 тысяч тонн, золота – 490 тысяч унций в течение первых десяти полных лет эксплуатации. Инвестиции в разработку оцениваются в 8,5 млрд долларов.
В сфере добычи редкоземельных металлов компания «Техноинвест Альянс»[8] рассчитывает в 2027 г. запустить два предприятия в рамках проекта освоения Зашихинского месторождения редкоземельных металлов в Иркутской области (Нижнеудинский район). В регионе предполагается построить Зашихинский ГОК, в то время как в Забайкальском крае данный инвестор запланировал создание Краснокаменского химико-металлургического завода (г. Краснокаменск) по переработке концентратов редких металлов. Запасы Зашихинского месторождения оцениваются в 34,5 млн тонн руды, с содержанием порядка 105 тыс. тонн пентаоксида ниобия и 8,5 тыс. тонн пентаоксида тантала.
На Краснокаменском химико-металлургическом заводе должна осуществляться переработка концентратов для получения оксида тантала и ниобия. Инвестиции в создание Краснокаменского ХМЗ оцениваются в 10 млрд рублей. Запустить предприятие предполагается в 2027 г.
Кроме того, в забайкальском Краснокаменске ООО «ТриАркМайнинг» (подконтрольно группе ИСТ, «Полиметаллу» и председателю совета директоров «Восточной горнорудной компании» О.Мисевре) сохраняет планы по строительству гидрометаллургического комбината для переработки руды Томторского месторождения в Якутии (Оленекский район), в целях получения ниобиевой продукции и редкоземельных металлов. Соответствующее соглашение было заключено компанией с правительством Забайкалья на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) в июне. В проект планируется инвестировать 100 млрд рублей.
Перерабатывающая мощность Краснокаменского ГМК должна составить 160 тыс. тонн в год. Предприятие сможет ежегодно выпускать до 10 тыс. тонн пентаоксида ниобия, до 3,5 тыс. тонн оксида празеодима и до 2,5 тыс. тонн оксидов среднетяжелой группы редкоземельных металлов[9]. Запуск предприятия намечен на 2028 г. При этом добыча на Томторском месторождении неоднократно переносилась и до сих пор не запущена. В настоящее время установленным сроком начала добычи является 2028 г.
Также на территории Иркутской области Роснедра рассматривают возможности добычи лития[10] на Ковыктинском газоконденсатном месторождении (Жигаловский и Казачинско-Ленский районы). Она может начаться к 2026 г. Стоит напомнить, что в феврале прошлого года «Газпром», «Иркутская нефтяная компания» (ИНК) и Минпромторг подписали трехсторонний план мероприятий по реализации проекта добычи и переработки пластовых рассолов Ковыкты. Месторождение на сегодняшний день считается наиболее подготовленным и перспективным для переработки из литийсодержащих месторождений в РФ (всего в стране разведано 17 таких месторождений, но добыча не ведется). К настоящему времени «Газпром» завершил технико-экономическую оценку проекта добычи соединений лития из рассолов месторождения.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] В регионе не отчитывались о динамике за первое полугодие, но известно, что в январе-мае недропользователи Колымы произвели 12,9 тонн золота, сократив показатель на 6% по отношению к аналогичному периоду 2022 г. В частности, было произведено 11,5 тонн рудного драгметалла и 1,4 тонны россыпного. Производство серебра в регионе за пять месяцев снизилось на 23%, до 218,3 тонн.
[2] В свою очередь HGM выкупила месторождение у канадской компании Kinross Gold, владевшей лицензией с 2020 г.
[3] Хвостохранилище было введено в эксплуатацию в 1969 г., оно входило в состав Центральной обогатительной фабрики (ЦОФ), прекратившей свое существование в 2001 г.
Хвостохранилище формировалось за счет переработки руды, поступавшей в основном с Фестивального месторождения и частично с Перевального и Придорожного месторождений (небольшие объемы – с Октябрьского месторождения).
[4] Владелец – хабаровский предприниматель С.Попов.
[5] Глава Корпорации развития Магаданской области Д.Морозов прежде выступал в качестве делового партнера А.Чайки – они были владельцами долей в ООО «Энерго-строй».
[6] Ее генеральным директором и бенефициаром является А.Чайка – сын бывшего генпрокурора РФ, полпреда президента в Северо-Кавказском ФО Ю.Чайки.
[7] Около 70 тыс. тонн меди, 9 тонн золота, 2,1 млн тонн железорудного концентрата в год.
[8] Учредители – Э.Задорожный, Д.Мейксон. Долей в проекте с 2011 г. также владеет ОАО «Первоуральский новотрубный завод» (ПНТЗ, входит в группу ЧТПЗ, доставшуюся Трубной металлургической компании, связанной с Д.Пумпянским).
[9] К среднетяжелым редкоземельным элементам относятся иттрий, европий, гадолиний, диспрозий, эрбий.
[10] Мировой спрос на литий в последние годы быстро растет. В 2012-22 гг. спрос на него вырос в три раза, по данным Международного энергетического агентства.
На европейском рынке в начале недели наблюдался рост спотовых котировок энергетического угля почти до 125 долл./т., однако затем в отсутствии сделок с поставками на сентябрь последовало их снижение до уровня 116-120 долл./т.
Волатильность цен на форвардные контракты была вызвана неопределенностью на мировом газовом рынке. Ситуация с потенциальными забастовками рабочих на австралийских терминалах Gorgon LNG и Wheatstone LNG компании Chevron, а также офшорных платформах, добывающих СПГ для терминала North West Shelf компании Woodside, остается неразрешенной.
Индекс южноафриканского угля 6000 удерживался в диапазоне 114-117 долл./т., поддерживаемый интересом индийских производителей губчатого железа к закупкам южноафриканского материала 6000 и 5500 ккал/кг.
По данным компании Glencore, поставки угля автотранспортом в южноафриканские порты в начале второго полугодия 2023 г. упали на 30%. Снижение цен в сравнении с первым полугодием 2023 г. негативно отражается на небольших южноафриканских производителях, не имеющих доступа к перевозкам по ж/д на терминал Richards Bay. Тем не менее, согласно последним данным, экспорт южноафриканского угля через альтернативные RBCT морские терминалы может побить прошлогодний рекорд.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao потеряли 4 долл./т., опустившись до 114 долл./т. Согласно прогнозам, цены могут упасть ниже 105 долл./т. к сентябрю, когда температура в большинстве регионов страны опустится ниже 30˚С. Волатильность сохранится до октября, пока северные регионы не начнут пополнять запасы на зиму.
Давление на котировки помимо сезонного сокращения потребления оказывает также увеличение объемов гидрогенерации, которое, согласно прогнозам, в августе составит от 20 до 50% по сравнению с показателями прошлых лет. Так поток воды через крупнейшую китайскую ГЭС Три ущелья к середине августа вырос в 2 раза по сравнению с показателями середины июля и на 70% по сравнению с показателями прошлого года.
Тенденция к понижению цен на внутреннем рынке, а также снижение курса юаня к доллару США негативно влияет на спрос китайских потребителей на импортный индонезийский и среднекалорийный австралийский материал.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 поднялся до уровня 155 долл./т. в связи с беспокойством вокруг ситуации с забастовками на австралийских терминалах СПГ. Фундаментальные причины скорее отсутствуют. Так японские потребители имеют достаточный объем запасов, а некоторые еще не израсходовали материал, закупленный в 2022 г.
Котировки австралийского металлургического угля HCC взлетели выше 255 долл./т. на фоне спроса со стороны индийских и азиатских потребителей. При этом спрос со стороны китайских трейдеров снизился из-за коррекции цен на металлургический материал на внутреннем рынке, снижения курса юаня и слабых показателей в строительном секторе страны.
Добыча угля в Кузбассе осталась почти без изменений в январе-июле 2023 года
В январе-июле 2023 г. угольные предприятия Кузбасса добыли 125.6 млн т. угля (-0.1 млн т. или -0.08% к январю-июлю 2022 г.), по данным Министерства угольной промышленности Кузбасса.
Добыча коксующегося материала за этот период увеличилась до 39.1 млн т. (+2.2 млн т. или +6.0%), в то время как объемы добычи энергетического угля составили 86.5 млн т. (-2.3 млн т. или -2.6%).
Открытым способом угольные компании добыли 84.3 млн т. (-1.4 млн т. или -1.6%), производство подземным способом составило 41.3 млн т. (+1.3 млн т. или +3.3%).
В январе-июле 2023 г. потребителям было поставлено 102.9 млн т. угля (+0.2 млн т. или +0.2% к аналогичному периоду прошлого года), в том числе на экспорт 68.7 млн т. (без изменений к уровню прошлого года), российским металлургическим компаниям 19.0 млн т. (+0.7 млн т. или +3.8%), местным угольным электростанциям 10.2 млн т. (+0.4 млн т. или +4.1%).
По состоянию на 1 августа 2023 г. складские запасы угля в Кузбассе достигли 20.6 млн т. (+1.5 млн т. или +7.9% к 1 августа 2022 г.) на фоне международных санкций против России и логистических проблем.
Tigers Realm сосредоточится на поставках угля в страны Азии, отказывающиеся от введения санкций против России
Tigers Realm Coal (TIG), публичная компания, акции которой торгуются на австралийской бирже ASX, решила сосредоточиться на поставках угля в азиатские страны, отказывающиеся вводить санкции против импорта угля из России.
Австралийская компания, которой принадлежит Берингпромуголь, планирует поставлять полутвердый коксующийся уголь в Китай и коксующийся уголь в Индию, а также энергетический уголь во Вьетнам.
Новая стратегия разрабатывается на фоне давления со стороны австралийского правительства. Хотя ситуация с российским угольным бизнесом остается неопределенной, поскольку в конце этого года ожидается рассмотрение дела компании в Федеральном суде. В случае проигрыша компания может быть вынуждена прекратить или продать свой российский бизнес.
Санкции, введенные Австралией и США, также негативно отражаются на аудиторских и страховых компаниях, а также международных банках и поставщиков горного оборудования, сотрудничающих с Tigers Realm.
При этом TIG, отчиталась о росте финансовых результатов российского бизнеса в 2022 г., несмотря на санкционные ограничения. По итогам 2022 г. выручка Берингпромуголь составила почти
124.5 млн долл. США (+55 млн долл. к 2021 г.), а чистая прибыль увеличились до 35.5 млн долл. США (+10 млн долл. к 2021 г.).
В 2022 г. добыча Берингпромуголь выросла до 1.52 млн т. (+0.47 млн т. или +45% к 2021 г.).
В 2024 г. планируется нарастить производство до 2 млн т. угля. Для увеличения мощностей перевалки до 2 млн т. угля в год, Берингпромуголь осуществляет реконструкцию морского порта Беринговский.
В 2023 году Tigers Realm планирует добыть 1.6 млн т. и экспортировать 1.1 млн т., из которых на металлургический уголь придется около 70%, а на энергетический – 30%.
Большие планы
Федеральный проект «Чистый воздух» – часть нацпроекта «Экология». Его цель – дать людям в промышленных центрах возможность дышать полной грудью. В соответствии с замыслом властей, к 2030 году уровень выбросов опасных веществ должен снизиться в два раза.
Достичь результатов планируют за счет модернизации промышленных предприятий, а также экологизации коммунальной и транспортной инфраструктуры. Важная составляющая – эксперимент по квотированию выбросов в атмосферу загрязняющих веществ на основе сводных расчетов. Для 12 пилотных городов, в числе которых и Чита, он проводится с 2019 года. Речь идет о крупных промышленных предприятиях, чей вклад в «грязное дело» традиционно высок.
– Ни одна из компаний не отказалась от дальнейшей экологической модернизации, подтвердив планируемые проекты со сроком реализации в 2023-2026 годах. Основной задачей на сегодняшний день является решение точечных вопросов импортозамещения при экологической модернизации предприятий, обеспечив при этом достижение целевых показателей снижения выбросов в максимально сжатые сроки. Для этого в 2022-м запустили механизм поддержки предприятий по экологической модернизации предоставлением льготных целевых займов, – говорил в конце прошлого года министр природных ресурсов и экологии России Александр Козлов.
Например, в Забайкалье основные эмитенты - РЖД и энергетическая компания «ТГК-14», которая обеспечивает тепловой энергией потребителей на территории края - за свой счет еще в 2019 году реконструировали несколько собственных котельных, предприятия обновляют оборудование, сокращают время его работы.
По федеральному проекту Забайкальский край получит на решение проблем с загрязнением атмосферы 9,2 миллиарда рублей. В Чите уже построили линию «Троллейбусное депо — Каштак» и приобрели 55 троллейбусов. В прошлом году в городе закрыли три котельные (их потребителей перевели на централизованное теплоснабжение), модернизировали четыре, в 2023-м дошла очередь еще до одной.
Все это позволило снизить ежегодный объем выбросов на 1500 тонн по сравнению с показателями 2017-го — этот год взяли за точку отсчета.
Но вот парадокс: даже если промышленные предприятия в Чите и Улан-Удэ перестанут загрязнять воздух вообще, а весь коммунальный и общественный транспорт переведут на газ или электричество, проблема не решится. Ибо не меньшая головная боль в этих городах – частные жилые дома с печным отоплением.
Ставка на газ
В 2018 году, перед началом вхождения Читы в федеральный проект, в атмосфере города было зафиксировано превышение уровня предельно допустимых концентраций бензапирена в 61 раз. Количество других вредных веществ тоже зашкаливало. Но возложить всю вину на имеющиеся 187 промышленных объектов с 1449 источниками выбросов, в том числе 40 крупных котельных нельзя: по официальным данным, половину всех вредных выбросов в Чите обеспечивают домовладения.
Город находится в котловине. Ветры в холодное время нечасты, дым никуда не уносит. Каждый год около 70 дней объявляются неблагоприятными по метеорологическим условиям.
– Зимой у нас постоянный смог, – рассказывает жительница Читы Елена Артемьева. – Я живу в многоэтажке в Первом микрорайоне, рядом большой частный сектор, печи топят углем и дровами. Постираешь шторы, помоешь окна – через неделю все серое, на подоконниках сажа.
Вот почему главное мероприятие для очищения воздуха — ликвидация печек в индивидуальных домах. Решение приняли несколько неожиданное: перевести эти строения на отопление газом, хотя магистральная труба до Забайкалья не доходит. Определенные надежды, что в дальнейшем ее доведут, есть, а пока планируется транспортировать сжиженный газ из других регионов. Но надо построить систему приема, хранения и регазификации, а также проложить 497 километров труб. Ассигнования из федерального бюджета составят 7,4 миллиарда рублей, около двух миллиардов вложит компания-концессионер проекта.
Затраты по установке оборудования в домовладениях — до 185 тысяч рублей — власти берут на себя. Для потребителей стоимость газового топлива сделают сравнимой с углем за счет субсидий.
До конца 2024 года на экологичное топливо перейдут первые 13193 индивидуальных дома. Но в одной только Чите частных домовладений с печным отоплением насчитывается свыше 17 тысяч. Еще 8,5 тысячи — в пригородах. Их тоже переведут на газ, но чуть позже.
– В конечном итоге будут газифицированы 26 тысяч домовладений, а объем выбросов сократится на 25,6 тысячи тонн, или на 38 процентов, по сравнению с показателями 2017 года, – объясняет Алексей Сергейкин, и.о. заместителя председателя правительства Забайкальского края.
В региональном министерстве ЖКХ подсчитали, что переоборудованию в 2023 году подлежит 3787 домовладений. Бригады работают в домах, ставят стойки под трубопроводы и бурят отверстия в стенах.
– В наших планах до конца этого года проложить около 200 километров газовых труб, – рассказал, выступая на «ГТРК-Чита» генеральный директор компании-концессионера «Восточно-Арктическая нефтегазовая корпорация» Станислав Неверов.
Кстати, чтобы не превратить город в лунный ландшафт, в основном будут применять метод горизонтального наклонного бурения.
Электрическая тяга
Большинству новых регионов-участников эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ только предстоит заняться тщательным мониторингом качества воздуха в городах. Но для Улан-Удэ с помощью ученых-экологов из Байкальского института природопользования СО РАН и Института прикладной экологии и гигиены (Санкт-Петербург) все уже замерено и подсчитано. Здесь точно установили, кто и как влияет на состояние атмосферы.
Немного предыстории. С 1990-х годов люди потянулись из обедневших сел Бурятии в столицу региона. Квартиры не покупали – строили дома на окраинах. Вот за счет такого стихийного самостроя Улан-Удэ довольно быстро «расползался» и за 20 лет увеличился по заселенной площади вдвое. Сегодня в городе и агломерации более 67 тысяч частных домов, которые отапливаются дровами и углем.
– Автономные источники теплоснабжения генерируют 65 процентов выбросов вредных веществ в атмосферу города, – рассказывает председатель проектно-аналитического комитета мэрии Улан-Удэ Вадим Имидеев.
Добавляют забот 144 муниципальных и ведомственных котельных и около 2,9 тысячи малых угольных котлов на складских, производственных, торговых объектах, но основной источник загрязнения – конечно, печки частного сектора. Учитывая, что расположен Улан-Удэ в Иволгино-Удинской впадине, а ветров в холодное время года не больше, чем в Чите, смог здесь – привычное явление. Слишком привычное. Количество бензапирена в атмосфере превышает предельно допустимые концентрации более чем в 35 раз.
В поисках выхода предлагалось в качестве топлива применять пеллеты или бездымный уголь. Выяснили: и то, и другое хорошо использовать в котлах, но не в печках. Газ? Дорого.
– При отсутствии добычи газа в регионе и инфраструктуры, зато наличии высокой стоимости транспортировки это направление для нас затратно настолько, что теряется его смысл, – подчеркивает Вадим Имидеев.
Впрочем, есть перспективы в ближaйшee дecятилeтиe oбecпeчить мaгиcтpaльным ресурсом Бypятию и Зaбaйкaльe, а значит потом и можно будет задуматься о газификации Улан-Удэ. Пока же здесь решили пойти другим путем.
– Мы изучили все варианты решения проблемы, – объяснял глава Бурятии Алексей Цыденов. – Единственно возможный выход – это электроотопление. За счет местного и регионального бюджетов зашли в масштабное проектирование. 24 июля дополнительное финансирование через механизм специального казначейского кредита на эти цели утвердила правительственная комиссия по региональному развитию.
Перевести на электроотопление в рамках реализации проекта «Чистый воздух» за четыре года собираются свыше 45 тысяч домов.
– Уже в 2024 году начнутся строительно-монтажные работы по реконструкции электросетевого комплекса. Они позволят нам обеспечить электроотоплением первые 1800 домов на самом проблемном левобережном направлении, – говорит Вадим Имидеев.
Необходимой реконструкцией электросетевого хозяйства уже в ближайшее время займутся «Россети Сибирь».
Сегодня обсуждается размер субсидий на закупку электроотопительного оборудования для горожан, компенсация за технологическое присоединение. Некоторым категориям граждан планируется предоставление субсидий на компенсацию части затрат на электроэнергию. По предварительным подсчетам, 90% жителей Улан-Удэ, перешедших на электроотопление, получат компенсацию на приобретение оборудования и 30% могут рассчитывать на субсидирование тарифа.
На европейском рынке на прошедшей неделе наблюдалось укрепление котировок энергетического угля выше 125 долл./т. Поддержку котировкам оказало увеличение потребления угля и резкое подорожание газа на фоне начавшейся забастовки австралийских рабочих компании, поставляющей СПГ.
Цены на газ на хабе TTF подскочили на 22% до 421 долл./1000 м3 (+78 долл./1000 м3 к 06.09.2023 г.), что обусловлено началом забастовки рабочих компании Chevron в Австралии с возможной полной остановкой работы и ограниченным предложением газа из Норвегии в связи с техобслуживанием на нескольких месторождениях и ремонтом ряда объектов инфраструктуры.
Индекс южноафриканского угля 6000 вырос выше 122 долл./т. Бумажные контракты также показали позитивную динамику. Котировки южноафриканского материала подросли на фоне укрепления энергетического рынка в ЕС, увеличения спроса в Индии и опасений по поводу сокращения поставок из ЮАР.
В сентябре ожидается падение объемов поставок южноафриканского угля через терминал Richards Bay Coal Terminal (RBCT) до 4.0 млнт. (-0.17 млнт. к августу 2023 г.), что обусловлено ухудшением ситуации с безопасностью на железной дороге и низкими запасами на складах, которые составили 2.08 млнт. (-1.50 млнт. к 13.07.2023 г.).
Ж/д оператор Transnet сократил погрузки в адрес RBCT за последние несколько недель в связи с тем, что случаи вандализма на ветке North Corridor участились после увольнения большого количества сотрудников в результате изменения подхода к организации безопасности ж/д инфраструктуры и привлечения частных охранных организаций. На ветках North-East и Central Corridor также наблюдались случаи вандализма. Однако Transnet прогнозирует, что через три месяца ситуация стабилизируется, когда новый системный подход и технологии будут окончательно внедрены и подрядчики адаптируются.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao укрепились более чем на 1 долл./т. до 123 долл./т. Укреплению котировок способствовало сокращение запасов в портах, ужесточение проверок безопасности в добывающих регионах, увеличение потребления электростанциями и спроса со стороны других участников рынка, стремящихся пополнить запасы в преддверии празднования Дня образования КНР и проведения Азиатских Игр.
Запасы в 9 крупнейших портах страны снизились до 20.91 млнт. (-0.37 млнт. к 06.09.2023 г.).
Котировки индонезийского материала подросли до 88 долл./т. Поддержку ценам оказывает спрос со стороны Индии и Пакистана, а также опасения в отношении поставок в связи с инцидентом на шахте, произошедшем в конце августа в Восточном Калимантане. Кроме того, поставщики высококалорийного угля не стремятся снижать цены, ссылаясь на увеличившуюся себестоимость.
Индекс NEWC австралийского высококалорийного материала 6000 ккал/кг укрепился до 161 долл./т.
Поддержку индексу оказывает спрос со стороны стран АТР и Индии, где запасы на электростанциях на прошедшей неделе сократились на 7-10% в связи с увеличением потребления и нехваткой вагонов для транспортировки угля.
Дополнительным стимулом для покупателей выступает начавшаяся забастовка работников компании Chevron, осуществляющей поставки СПГ из Австралии.
Кроме того, увеличившийся спрос наблюдается со стороны Южной Кореи, поскольку власти страны запретили государственным энергетическим компаниям закупать российский уголь на спотовом рынке.
Цены на австралийский металлургический уголь HCC резко подскочили выше 314 долл./т. на фоне устойчивого спроса со стороны потребителей в Азии и Индии, где наблюдается рост производства стали. Поддержку также оказывает ограниченное предложение австралийского материала. По итогам июля отгрузки металлургического угля из Австралии упали на 21% до 11.87 млнт. (-3.10 млнт. к июню 2023 г.).
Власти рассматривают строительство БАМ-2
На Восточном экономическом форуме заместитель председателя правительства Марат Хуснуллин заявил о необходимости строительства БАМа-2. Вторая линия позволит сделать магистраль полностью двухпутной и увеличить ее пропускную способность.
Сейчас на пути в Азию много узких участков дороги, на которых замедляется движение. На многих участках БАМа только один путь, поэтому поезда не могут одновременно двигаться в противоположных направлениях. Еще одна проблема заключается в том, что, несмотря на важность магистрали, она не полностью электрифицирована (подробнее смотрите на приведённой ниже карте).
В 2022 г. отгрузки угля в восточном направлении через БАМ и Транссиб составили 102.3 млнт.
Действующий губернатор Кузбасса победил на выборах
Действующий губернатор Кузбасса Сергей Цивилев по итогам одержал уверенную победу на досрочных выборах, проходивших с 8 по 10 сентября 2023 г. Он набрал 85% голосов и за него проголосовали более 1 млнизбирателей.
Второе место заняла представитель КПРФ (Екатерина Грунтовая), которая набрала 5,7%, а третьем место – представитель ЛДПР (Станислав Карпов) с 4.6% голосов.
13 сентября Сергей Цивилев, возглавлявший Кемеровскую область с 2018 г., официально вступил в должность.
Кузбасс остается лидером по добыче угля в России. По итогам 8 месяцев 2023 г. совокупный показатель добычи в регионе достиг 141.5 млнт. (-1.6 млнт. или -1.1% к январю-августу 2022 г.), что составляет 50% всей добычи в стране. Доля Кузбасса в российском угольном экспорте за аналогичный период составила 54.5% или 79.9 млнт. из 146.5 млнт.
На прошедшей неделе на европейском рынке цены на уголь упали ниже 118 долл./т. Волатильность угольных котировок в значительной степени отражала колебания контрактов на газ на хабе TTF.
Рынок по-прежнему находится в ожидании забастовки работников газовых платформ компании Chevron в Австралии, начало которой было отложено до пятницы, что стало поводом надеяться, что стороны смогут договориться в последний момент. Если соглашение не будет достигнуто, то в период с 8 по 13 сентября забастовки будут составлять по 7-11 часов в день, а с 14 сентября планируется полная остановка заводов на 2 недели. При этом эксперты не верят в реализацию самого негативного сценария и считают, что воздействие на рынок будет ограниченным.
Запасы угля на терминалах ARA за неделю выросли на 2% до чуть более 7.0 млн т. (для сравнения, в прошлом году в это же время запасы составляли 8.20 млн т.). Росту способствовал сравнительно невысокий спрос на топливо из-за благоприятной погоды и достаточные объемы генерации ВИЭ.
По данным Gas Infrastructure Europe (GIE), на 6 сентября подземные хранилища газа в Европе были в среднем заполнены на 93,5% (закачано 100,5 млрд м3 из доступных 107,7 млрд м3). По словам участников рынка, компании стараются подойти к зимнему периоду с максимально возможными запасами, так как хотят избежать повторения прошлогодней ситуации с экстремально высокими ценами на газ.
Индекс южноафриканского угля 6000 ккал/кг укрепился выше 116.00 долл./т.
Бумажные контракты показали негативную динамику аналогично европейским аналогам. Индийские производители губчатого железа проявляют интерес к среднекалорийному материалу 5500 ккал/кг с погрузкой в конце сентября-начале октября.
На внутреннем рынке Китая цены спот на уголь 5500 ккал/кг NAR в порту Qinhuangdao подскочили на 6 долл./т. до 121 долл./т. Росту способствовал спрос со стороны неэнергетических производств (химические и цементные заводы), а также опасения участников рынка по поводу предложения угля на фоне нового витка проверок безопасности на шахтах. Кроме того, энергетическим компаниям было отдано распоряжение нарастить запасы в преддверии Азиатских Игр (спортивные соревнования среди атлетов Азиатского континента), которые пройдут в Ханчжоу с 23 сентября по 8 октября, а плановые ремонтные работы на ж/д линии Daqin, запланированные на конец сентября, негативно отразятся на поставках угля в порты.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 укрепился до 159-160 долл./т. Поставщики австралийского среднекалорийного материала 5500 ккал/кг увеличили цену предложения после новостей о том, что правительство Южной Кореи ограничило объем импорта угля из России государственными энергокомпаниями.
Южная Корея установила квоту в 13 млн т. на импорт российского энергетического угля для пяти государственных энергокомпаний страны на период с сентября по декабрь. По данным участников рынка, компаниям придется перенести поставки 1 млн т. законтрактованного материала на 2024 г., учитывая, что стороны уже заключили контракты на поставку 14 млн т. до конца года. В январе – июле 2023 г. Корея импортировала 14.3 млн т. угля из России (+37% к аналогичному периоду в прошлом году). На первом месте по поставкам находилась Индонезия с 15.1 млн т.
Цены на австралийский металлургический уголь HCC продолжают укрепляться, поднявшись выше 270 долл./т. на фоне устойчивого спроса со стороны индийских и азиатских потребителей, а также ограниченного предложения австралийского материала. Участники рынка высказывают мнение, что ограниченное предложение может оставаться в течение следующих одного-двух месяцев из-за продолжающихся работ по техобслуживанию и вводу новых лав на шахтах.
Снижение ж/д отгрузок на экспорт во втором полугодии 2023 г.
В 3-м и 4-м кварталах 2023 г. прогнозируется снижение объемов ж/д поставок российского угля на экспорт. Снижение произойдет не только по отношению к 1-му и 2-му кварталам 2023 г., но и по сравнению с аналогичными периодами 2022 г.
Снижение поставок во втором полугодии 2023 г. ожидается за счет сокращения ж/д отгрузок в западном направлении. С начала лета 2023 г. РЖД снижает утвержденные нормы отправки вагонов в адрес западных портов.
По прогнозам, снижение ж/д отгрузок угля на экспорт по итогам года составит 2 млн т. При этом в общем объеме экспорта данное снижение может быть компенсировано ростом отгрузок угля из портов Сахалина. Ожидается, что общий экспорт российского угля в 2023 г. сохранится на уровне 2022 г. и составит около 210 млн т.
Таким образом, рост в начале 2023 г. нивелируется падением объемов во втором полугодии.
Хакасия рассчитывает на увеличение квоты на экспорт угля
Угольные компании Хакасии ждут увеличения квоты на вывоз угля на экспорт. Несмотря на усилия властей, направленные на увеличение экспорта угля из региона, в этом году Хакасия не сможет восстановить объем экспорта угля до рекордных показателей 2020 г. в 16.9 млн т. Ожидается, что в 2023 г. экспорт угля из региона продолжит снижаться и составит 12.8 млн т. (-0.6 млн т. или -4.5% к 2022 г.).
Поставки в восточном направлении прогнозируются на уровне 8.5 млн т., что также ниже рекордных значений 2021 г. – 11.7 млн т.
Основной причиной снижения объемов экспорта угля из Хакасии является урезание планов отгрузок со стороны РЖД.
На Хакасию приходится 6-7% всего экспорта угля из России. Снижение экспорта угля приводит к сокращению поступлений в региональный бюджет и падению доходов населения. Около 67% налогов на прибыль в бюджете региона приходятся на угольные компании.
Грузоотправители конкурируют за мощности Восточного полигона, которые остаются ограниченными на фоне роста перевозок. В ОАО «РЖД» предложили внедрить механизм ship-or-pay (вези или плати) на третьей очереди Восточного полигона. Он предполагает закрепление за грузоотправителями обязанности по перевозке определенного объема грузов. Для клиента и перевозчика предлагается ввести взаимные обязательства – перевозчик обязуется перевезти согласованный объем груза, а грузоотправитель должен оплатить его, даже в том случае, если он не был предъявлен к перевозке.
Подобный механизм пока ни разу не применялся «РЖД» в полной мере. Препятствием было отсутствие нормативной возможности предоставить приоритет на путях общего пользования для грузоотправителей, заключающих такие контракты. Ранее «РЖД» намеревались в первую очередь заключать договоры ship-or-pay с угольными компаниями. При этом внесенный правительством в 2021 г. законопроект о введении подобного механизма на железных дорогах был отозван из Госдумы в конце мая.
В «РЖД» не уточняли, какой объем грузовой базы предполагается охватить контрактами ship-or-pay и на каком из этапов третьей очереди Восточного полигона. Также пока в «РЖД» не сформировали приоритетов для грузоотправителей, которые могут быть гарантированно получены при заключении контрактов ship-or-pay (рассматривались такие варианты как приоритетный провоз и неизменность тарифов).
Проект третьей очереди расширения Восточного полигона пока не утвержден. Он должен включать три этапа – расширение к 2029 г. мощностей до 197 млн тонн в год (главным образом, для вывоза угля с Эльгинского месторождения компании «ЭЛСИ» в Якутии), достижение к 2030 г. провозной способности в 210-212 млн тонн и дальнейшее расширение мощности до 255 млн тонн (к 2032 г.) за счет возведения трех новых тоннелей в Бурятии и Забайкалье[1] и моста через Амур в Хабаровском крае (концессия компании «Бамтоннельстрой-Мост» Р.Байсарова и Газпромбанка). Концессионная инициатива оценивается в 588 млрд рублей.
Правительство предварительно рассчитывает выделить из ФНБ 200-218 млрд рублей[2] на реализацию этапа по расширению провозной мощности до 255 млн тонн, при этом ОАО «РЖД» оценивает потребность финансирования из ФНБ в 300 млрд рублей (общая стоимость реализации этапа оценивается в госмонополии в 450-460 млрд рублей). Мероприятия, обеспечиваемые «РЖД» в рамках данного этапа (помимо концессий), оцениваются в более чем 1,2 трлн рублей. В Минтрансе и «РЖД» не уточняли, какие именно мероприятия предполагается финансировать за счет средств ФНБ.
В конце мая правительство продлило действие временных правил определения очередности перевозок грузов на Восточном полигоне до конца текущего года[3]. Напомним, что правила недискриминационного доступа были приостановлены в марте 2022 г. Временные правила направлены на высвобождение мощностей Восточного полигона для грузов с более высокой добавленной стоимостью (чем уголь)[4] и для внутрироссийских перевозок.
В текущем году временные правила подверглись некоторым корректировкам – был повышен приоритет для коксующегося угля и антрацита (доля коксующегося угля в экспорте в восточном направлении составила в текущем году 48%, а в 2022 г. - 36%). В марте дан приоритет лесной продукции, в начале мая среди контейнерных перевозок был введен повышенный приоритет для экспорта сельскохозяйственных и продовольственных грузов, для перевозок грузов, связанных с формированием государственного материального резерва, и для транзитных грузов, перевозимых в объемах, гарантированных межправительственными соглашениями. Тем временем с 1 апреля в категорию субсидируемых грузов перешли нефтепродукты (бензин, дизельное топливо, авиакеросин), перевозимые в направлении дальневосточных и части сибирских регионов (Иркутская область и Красноярский край).
Тем не менее наличие у ряда регионов, лидирующих в угледобыче, квоты по вывозу угольной продукции не устраивает нефтяников. В августе главный исполнительный директор «Роснефти» И.Сечин предложил пересмотреть приоритетность вывоза в восточном направлении экспортного угля – в пользу продукции нефтеперерабатывающих предприятий. Заинтересованы в этом Ачинский НПЗ, Комсомольский НПЗ, Ангарская НХК «Роснефти», а также Хабаровский НПЗ, принадлежащий ННК Э.Худайнатова, и Омский НПЗ «Газпром нефти».
В «Роснефти» указали на то, что отгрузка экспортного угля из регионов, на которые распространяется квота (Кузбасс, Бурятия, Хакасия, Тува), в первом квартале 2023 г. увеличилась на 8,5% и заняла 70% в общем объеме перевозок. Напротив, был зафиксирован спад перевозки грузов с высокой валовой добавленной стоимостью и долей налоговых отчислений в федеральный бюджет[5]. Так, по итогам первого квартала объем поставки нефтеналивных грузов в восточном направлении сократился на 9,2%.
И.Сечин предложил положить в основу методологии доступа к железнодорожной лимитирующей инфраструктуре принцип максимизации доходов российской бюджетной системы, исключить приоритет угольных предприятий по отношению к отраслям с высокой добавленной стоимостью и обеспечить приоритет всех грузов, вырабатываемых на предприятиях с непрерывным процессом производства (нефтедобыча и переработка, нефтехимия, нефтяной кокс, СУГ). В методологию предлагается включить принцип сохранения занятости населения в регионах с узкопрофильной экономикой с учетом индекса социальной напряженности. В руководстве «Роснефти» попросили дать поручения ОАО «РЖД» (установить более высокий приоритет продукции российских НПЗ) и правительству (принять новую методологию доступа к железнодорожной инфраструктуре). Президент РФ В.Путин поручил первому вице-премьеру А.Белоусову рассмотреть данные предложения.
Весной текущего года о проблеме заявляли и в «Газпром нефти», где предлагали увеличить приоритет перевозки в условиях риска снижения выпуска топлива. Со своей стороны Минэнерго предлагало перевести нефтепродукты, поставляющиеся на Дальний Восток (и во внутреннем, и в экспортном сообщении), из пятой категории очередности в четвертую. Такое решение, тем не менее, не дало бы нефтепродуктам приоритета по отношению к экспортному углю из четырех регионов, имеющих квоту. В «РЖД» оценивали, что перенос вывозимого из данных регионов угля в шестую категорию позволил бы за квартал дополнительно вывезти около 2 млн тонн грузов с высокой стоимостью, включая 0,8 млн тонн нефтепродуктов, 1 млн тонн черных металлов, удобрения и зерно. В «РЖД» оценивали вклад от такого решения в федеральный бюджет в 25 млрд рублей, а увеличение доходов самой госмонополии - на 1 млрд рублей.
При предполагаемом предоставлении приоритета нефтепродуктам неизбежно встает вопрос разделения грузов по всем высокомаржинальным отраслям, в том числе химической промышленности и металлургии. Эксперты отрасли полагают, что изменению приоритетности в перевозках можно предпочесть возможность точного согласования с «РЖД» приоритета для определенных маршрутов через конкретные порты. Тем не менее такие планы пока не обсуждаются.
Следует отметить, что за первое полугодие текущего года регионы, располагающие квотой, выполнили план отгрузок в восточном направлении. Из Кемеровской области вывезено 26,8 млн тонн угля (100% квоты), из Хакасии – 3,1 млн тонн (103,6%), из Бурятии – 4,5 млн тонн (112,3%), из Тувы – 0,3 млн тонн (101,2%).
Между тем для увеличения экспорта угля реализуется ряд железнодорожных проектов, включая частную инициативу. Компания «ЭЛСИ» А.Авдоляна и А.Исаева в августе отчиталась о строительстве 200 км Тихоокеанской железной дороги – частной железнодорожной ветки от Эльгинского месторождения угля в Якутии до побережья Охотского моря в Хабаровском крае. На побережье предполагается строительство угольного порта «Эльга». Общая протяженность дороги должна превысить 500 км. Со стороны месторождения к настоящему времени уложено 140 км путей, а со стороны мыса Манорский на побережье – 60 км. Поставки угля по этой железной дороге в будущем оцениваются в 30 млн тонн в год. Ввод железной дороги в эксплуатацию намечен на 2026 г., порта – на 2025 г. До 2026 г. для вывоза эльгинского угля предполагается задействовать мощности Восточного полигона «РЖД».
«Железные дороги Якутии» рассчитывают в текущем году начать строительство подъездных путей к таможенному пункту пропуска «Джалинда – Мохэ» на границе с КНР в Амурской области (Сковородинский район). Строительство путей рассматривается как один из этапов проекта строительства железнодорожного мостового перехода между Амурской областью и КНР (провинция Хэйлунцзян), который планируется использовать для экспорта угля в Китай. Ежегодный грузопоток оценивается в более чем 20 млн тонн.
Восстановление и строительство подъездных путей пройдет на ныне заброшенном участке «Сковородино – Рейново» (69 км). Также рассматривается вариант возобновления работы смешанного пограничного пункта пропуска в целях начать грузовые перевозки до окончания строительства железнодорожных путей к Джалинде. Экспортные товары из Якутии предполагается доставлять до пункта речным и автомобильным транспортом.
Напомним, что регулярное грузовое и пассажирское сообщение через построенный в 1993 г. переход «Джалинда – Мохэ» было приостановлено в 2004 г. на фоне низких пассажирского и грузового потоков[6], а мостовой переход отсутствовал. Власти Якутии и Приамурья заинтересованы в строительстве моста, в 2022 г. они подписали меморандум о сотрудничестве по данному проекту. Тем не менее пока не определен инвестор, детали проекта также не проработаны. В ноябре 2022 г. Минтранс принял решение рассмотреть возможность строительства двух новых железнодорожных веток с пунктами пропуска на российско-китайской границе между Благовещенском и Хэйлунцзяном.
Еще одним спорным вопросом для Восточного полигона является перевозка контейнеров. В конце лета контейнерные операторы Московского транспортного узла[7] предложили ввести порядок распределения между ними лимитов на перевозку контейнерных поездов в восточном направлении – по аналогии с порядком, введенным ранее для угольных компаний Кузбасса, направляющих экспорт в восточном направлении. В частности, предлагается внести изменения в правила недискриминационного доступа к железнодорожной инфраструктуре и в методику распределения между операторами квот на отправку контейнерных поездов из Московского транспортного узла (МТУ) на Дальний Восток.
C февраля-марта текущего года ОАО «РЖД» начало эксперимент по изменению системы согласования для контейнерных поездов, отправляющихся из МТУ на Дальний Восток. Так, квоты на перевозку получили владельцы наиболее крупных московских терминалов («Ховрино», «Электроугли»), при этом их объем превышает наличие поездов. Предполагается, что предложенная операторами методика обеспечит распределение половины квоты между операторами контейнерных поездов, а другой половины – между терминалами, в дальнейшем им предстоит согласовывать условия взаимодействия. Пока решения по данной инициативе не было принято.
На фоне роста импортных контейнерных перевозок из КНР в РФ перевозки в обратном направлении востребованы значительно меньше, из-за чего в крупных агломерациях центральной части России усиливается профицит контейнерного оборудования. Из-за накопления контейнеров в центральных регионах страны железнодорожные операторы предоставляют скидку грузоотправителям за их отправку в КНР. За перевозку из Москвы в данном направлении груза в 40-футовом контейнере (принадлежащем оператору) предусмотрен дисконт в 0,4-1,1 тыс. долларов, при перевозке из Санкт-Петербурга и Екатеринбурга – дисконт до 400 долларов[8].
Тем временем «РЖД», в ожидании роста дефицита парка для вывоза импортных контейнеров с Дальнего Востока, хотят получить полномочия по принудительному привлечению порожних полувагонов, принадлежащих операторам, для их загрузки импортными контейнерами в пиковые периоды прибытия контейнеров в порты[9]. В госмонополии отмечают, что во второй половине июля (15-27 июля) потери погрузки импортных контейнеров на терминалах ДВЖД из-за нехватки вагонов составили 7 234 TEU, при том, что за данный период времени с припортовых станций Приморского края отправлено свыше 16 тыс. порожних вагонов. Использование данных вагонов, по оценке «РЖД», позволило бы вывезти до 32 тыс. контейнеров.
Оплату таких полувагонов в «РЖД» предлагают осуществлять, исходя из наименьшего значения, установленного в договорах между «РЖД» и владельцами вагонов. В июле среднесуточный вывоз контейнеров с Дальнего Востока составил 3 235 TEU, что в 1,5 раза превышает показатель за аналогичный месяц прошлого года. Загрузка дальневосточных терминалов на сегодняшний день оценивается в 70%. В «РЖД» заявляют, что при достаточном количестве подвижного состава, может быть обеспечен вывоз 4 500 TEU в сутки.
Предложение «РЖД» не поддерживают в Союзе операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ[10]), где полагают его незаконным и имеющим нерыночный характер в силу того, что оно не подпадает под ограничение по обстоятельствам отчуждения имущества для государственных нужд (стихийные бедствия, аварии, эпидемии, другие обстоятельства, носящие чрезвычайный характер). Предложенный «РЖД» уровень оплаты услуг операторов в СОЖТ оценивают как неприемлемо низкий. Операторы отмечают, что инициатива создаст риски для других перевозок, так как при изъятии парка операторов возникнут сложности при выполнении обязательств перед системообразующими предприятиями.
Среднесуточный вывоз контейнеров с Дальнего Востока за январь-июнь 2023 г. составил 2 350 TEU, что на 55% больше, чем за первое полугодие 2022 г. Всего из дальневосточных портов и терминалов за первое полугодие 2023 г. было вывезено 428 тыс. TEU (за аналогичный период прошлого года – 277 тыс. TEU).
Со своей стороны правительство в сфере регулирования контейнерных перевозок на Восточном полигоне упростило порядок прохождения таможенных процедур при ввозе импортных товаров через дальневосточные порты. Мера распространяется на компании, осуществляющие транзит в портах Дальнего Востока с последующей перевозкой товаров автомобильным и железнодорожным транспортом. Соответствующее постановление в августе подписал глава правительства М.Мишустин. Решение связано с ростом поставок товаров через морские пункты пропуска Дальнего Востока. Оформление транзита при использовании для вывоза контейнеров нескольких видов транспорта занимает больше времени.
В целях упрощения процедур, до конца 2026 г. импортеры освобождены от обязанности предоставлять обеспечение по уплате таможенных налогов и платежей. При этом товары должны ввозиться через одиннадцать морских пунктов пропуска на Дальнем Востоке. К ним относятся Владивосток, Восточный, Зарубино, Находка, Ольга, Посьет (Приморский край), Ванино, Де-Кастри, Николаевск-на-Амуре, Охотск, Советская Гавань (Хабаровский край). Список станций, где должна происходить перегрузка контейнеров с автомобилей на железнодорожные платформы, включает Артём-Приморский 1, Находку, Находку-Восточную, Угловую, Угольную, Уссурийск (Приморский край) и Советскую Гавань-Сортировочную (Хабаровский край).
Таким образом предполагается не допустить перегруженности дальневосточных портов (которая наблюдалась в 2021-22 гг.). По данным ФТС, прирост контейнерных перевозок в ДФО в текущем году составляет 34% по отношению к аналогичному периоду прошлого года (на дальневосточные порты приходится в целом порядка 60% контейнерооборота РФ[11]). Несмотря на снижение затрат участников внешнеэкономической деятельности от предпринятого упрощения процедур, ожидается, что основной поток импортных грузов будет все же по-прежнему приходиться на Владивосток, Восточный и Находку, так как они расположены ближе к странам-экспортерам, в то время как Ванино, Де-Кастри, Советская Гавань находятся севернее, что предполагает увеличение затрат на транспортировку, перевалку и хранение.
Что касается развития инфраструктуры для контейнерных перевозок, то транспортная группа FESCO и ОАО «РЖД» рассчитывают построить дополнительную железнодорожную ветку, соединяющую грузовую станцию Владивосток и Владивостокский морской торговый порт (ВМТП, входит в FESCO). Ожидается, что проект позволит увеличить пропускную способность ВМТП для контейнерных поездов на 40%. ВМТП, таким образом, сможет обрабатывать до 10 пар контейнерных поездов в сутки (при текущем показателе в 7 поездов). Общее количество обрабатываемых в порту поездов может увеличиться с 10 до 12-14 пар в сутки. В рамках проекта «РЖД» и FESCO[12] также намерены реконструировать пути приемоотправочного парка станции Владивосток.
За первый квартал текущего года ВМТП обработал на 15% больше грузов, чем в первом квартале 2022 г. Планируемый контейнерооборот в текущем году составляет 840 тыс. TEU (в 2022 г. – 770 тыс. TEU).
В пригороде Благовещенска компания «Евразия Логистикс» планирует построить логистический железнодорожный терминал для обработки и хранения контейнеров, генеральных грузов и техники. Он будет включать теплый и холодный склады площадью 2 тыс. кв. м (каждый). Ожидается, что логистический комплекс сможет обрабатывать до 150 тыс. тонн грузов в год. Объем инвестиций в проект должен составить около 130 млн рублей.
Наконец, резидент СПВ - компания ООО «Владивосток Энерго Логистика» («ВЭЛ», СП «РусГидро»[13] и ООО «Соллерс Групп»)[14], намерена к 2025 г. построить во Владивостоке сухой порт для экспортной перевалки контейнеров емкостью 2 700 TEU и грузооборотом 13 тыс. TEU в год. Контейнерный терминал будет располагать выходом к Транссибу за счет реконструкции железнодорожных путей, примыкающих к станции Гайдамак, где осуществляется выгрузка нефтепродуктов (Ленинский район Владивостока).
Объем инвестиций в проект оценивается в сумму порядка 2,5 млрд рублей. Его предполагается реализовать на территории, принадлежащей ТЭЦ-2. Площадка для создания сухого порта была высвобождена в процессе модернизации ТЭЦ-2 и ее перевода на газовое топливо (на участке прежде располагалось угольное поле станции).
В Еврейской АО тем временем планируется реализовать проекты, направленные на экспортные поставки углеводородов и железной руды. В июле региональные власти заключили соглашение о строительстве трансграничного железнодорожного перевалочного комплекса с китайской корпорацией Xuan Yuan (из соседней провинции Хэйлунцзян). Комплекс предполагается использовать для хранения и транспортировки сжиженного углеводородного газа, нефти и продуктов нефтехимии. Площадь комплекса должна составить 1 млн кв. м. Первый этап проекта планируется реализовать в 2024 г.
Запланированная пропускная способность комплекса составляет 350 тыс. TEU неопасных химических грузов в год. Потенциал работы с опасными химическими грузами на начальном этапе работы оценивается в 10 тыс. TEU. Региональные власти также предложили китайским инвесторам строительство инфраструктуры для отправки цистерн с СУГ через трансграничный железнодорожный переход.
Также власти региона подписали с Xuan Yuan соглашение о строительстве конвейерной системы через реку Амур по перевалке железорудного концентрата и других сыпучих грузов объемом около 10 млн тонн в год. В сентябре прошлого года сообщалось, что конвейерная система будет задействована и для перевалки угля. В случае реализации проекта конвейер станет еще одним каналом поставок железорудной продукции Кимкано-Сутарского ГОКа в КНР, в дополнение к мостовому железнодорожному переходу «Нижнеленинское – Тунцзян», по которому в январе-мае текущего года было перевезено 1 млн тонн грузов, в том числе 690 тыс. тонн угля и 310 тыс. тонн руды.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Строительство дублеров Кодарского, Кузнецовского и Северомуйского тоннелей.
[2] О планах в мае сообщал замглавы Минтранса В.Иванов.
[3] Прежде их срок действия должен был истечь уже 1 июля.
[4] За исключением четырех регионов – Кузбасс, Бурятия, Хакасия, Тува.
[5] По фискальным отчислениям нефтяная отрасль превосходит угольную отрасль в 47 раз.
[6] С 2008 г. переход был официально закрыт из-за несоответствия нормам обустройства.
[7] Предложение было направлено в ФАС старшим вице-президентом по операционной деятельности и взаимодействию с госорганами УК «Дело» Д.Илатовским.
[8] Обратная ситуация наблюдается в Иркутской области и Красноярском крае, где фиксируется высокий спрос на контейнеры в экспортном восточном направлении (для вывоза лесной и целлюлозно-бумажной продукции). В частности, высокие отрицательные ставки на выдачу контейнеров в Москве действуют для перевозки грузов в Иркутск и Красноярск для закрытия дефицита контейнеров в Восточной Сибири.
[9] Соответствующее обращение в августе направил в Минтранс заместитель генерального директора «РЖД» А.Шило.
[10] Включает «Трансконтейнер», «Национальную транспортную компанию», «Газпром транс», «Лукойл-Транс», холдинг «Деметра», «Мечел-Транс», «Нефтехимическую транспортную компанию», «Евросиб», «Новотранс», «Первого промышленного оператора», «Рефсервис», «Технотранс», «НефтеТранс Сервис», «Уголь-Транс», «ТрансЛес», «Трансгарант», «РэйлСпецТранс», «ТрансОйл» и др.
[11] По данным за июнь.
[12] Более 92,4% акций порта недавно перешли государству (Росимущество).
[13] Через АО «ГидроИнвест».
[14] Учреждено в феврале 2022 г. специально под проект создания грузового терминала.