Угольная промышленность - актуальные цифры и факты. Партнерский проект Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На прошедшей неделе в Европе котировки энергетического угля упали ниже
135 долл./т. Снижение цен обусловлено потеплением, высокими запасами на складах, а также продолжающимся падением цен на газ и электроэнергию. Кроме того, на фоне роста стоимости квот на выбросы CO2 до рекордных 100 евро/т., в начале марта себестоимость производства электроэнергии из газа оказалась на
2 евро/МВтч ниже, чем из угля.
В связи со стабильными поставками нисходящий тренд на рынке газа продолжился и котировки на хабе TTF подешевели до 455 долл./1000 м3 (-76 долл./1000 м3 или -14.3% к 01.03.2023 г.). В настоящее время газовые хранилища Европы заполнены на 57% и проблем до завершения отопительного сезона не ожидается.
Запасы угля на складах ARA остаются на высоком уровне и превышают 7 млн т. (практически без изменений по сравнению с прошлой неделей).
Индексы южноафриканского угля 6000 упали ниже 135 долл./т. вслед за европейскими индексами, а также в связи с общим негативным трендом после сообщения о снижении целевых показателей по росту ВВП КНР и сокращением импорта со стороны Европы, Индии и Пакистана.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao снизились на 10 долл. до 161 долл./т. На китайском рынке котировки упали в результате заявлений властей о целевом показателе роста ВВП страны на уровне 5% вместо ранее заявленных 6%, что является скорее негативным сигналом для угольного рынка в связи с ожидаемым сокращением потребления и спроса. Дополнительное давление оказало увеличение запасов в портах и потепление на севере Китая до рекордных для марта значений, а также снижение спроса на импортную продукцию. По данным China Electricity Council, потребление энергетического угля сократилось за неделю на 31%.
Власти КНР обозначили свое намерение прекратить инициативы, направленные на увеличение добычи угля, которые привели к скачку производства до 12 млн т. в день. В ходе заседания 5 марта было заявлено о стремлении стабилизировать сектор, однако точных цифр не называлось. Некоторые источники сообщают, что добыча может быть понижена до отметки ниже 12 млн т. в день и количество разрешений на запуск новых добывающих мощностей снизится. Запасы в порту Qinhuangdao увеличились до 5.5 млн т. (+0.2 млн т. к 01.03.2023 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR подешевел на 9 долл./т. до 125 долл./т. на фоне сокращения спроса со стороны КНР и европейских потребителей.
Власти Индонезии внесли изменение в формулу бенчмарка HBA, который используется для налоговых целей и служит референсом для внутренних цен. Теперь данный бенчмарк не будет ориентироваться на индексы и будет рассчитываться, как средний показатель фактических сделок по продаже индонезийского угля за 2 прошедших месяца.
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 опустились ниже 180 долл./т. в связи с сокращением спроса на энергетический уголь со стороны стран АТР.
Индексы австралийского металлургического угля поднялись до 365 долл./т. благодаря увеличению спроса со стороны КНР.
Таможенные органы двух крупных портов Китая (Caofeidian и Jingtang) сообщили о том, что помимо государственной металлургической компании Baowu Steel импорт угля разрешен и другим участникам рынка. Разрешение получили еще два крупных производителя стали, и один из австралийских поставщиков заявил об увеличении запросов со стороны других китайских металлургических предприятий.
Российские власти могут субсидировать закупку около 85 балкеров
Порядка 85 судов могут быть приобретены в рамках государственных субсидий на закупку флота для внешнеторговых операций. Из указанного количества судов основную часть составят балкеры (60 единиц), а также крупнотоннажные суда типа Capesize (12 единиц).
Ожидается, что банки выделят на эти цели более 150 млрд руб., из которых правительство субсидирует порядка 70 млрд руб., в том числе порядка
24 млрд руб. в ближайшие два года. Программа государственных субсидий на закупки флота для внешнеторговых операций будет действовать до 2034 г.
Российское правительство разрабатывало программу закупки судов с 2022 г. В отличие от других программ, стимулирующих строительство судов на российских верфях, эти субсидии должны распространяться на закупку продукции зарубежных верфей и флота на вторичном рынке. Власти планируют субсидирование ставки по кредитам для банков, которые будут финансировать закупку и фрахт судов для обслуживания российских экспортно-импортных потоков.
В текущее время морской экспорт российских портов обслуживается, главным образом, судами, не контролируемыми российскими компаниями, на которые в 2022 г. пришлось около 70% экспортно-импортного грузооборота.
Российским угольным компаниям, владеющим портовыми мощностями, крайне необходимо выстраивание полной логистической цепочки, принимая во внимания новые сверхпротяженные маршруты из Северо-Западных портов в страны Азиатско-Тихоокеанского бассейна.
Развитие собственного флота особенно актуально на фоне ухода многих международных судоходных компаний и позволит обеспечить стабильные перевозки на ключевых экспортно-импортных направлениях.
В результате проверок Ростехнадзора в Кузбассе приостановлены работы на 10 участках шахт
В результате проверок на шахтах Кузбасса с 22 февраля по 1 марта 2023 г. Росстехнадзор приостановил работы на 10 участках угольных шахт ряда добывающих компаний в связи с нарушениями охраны труда и промышленной безопасности.
шахта Первомайская
фото - Угольная компания Северный Кузбасс
На 90 суток приостановлено производство горных работ на участке шахты Первомайская (АО Угольная Компания Северный Кузбасс). На 30 суток остановлены работы на предприятии ООО Шахта Осинниковская.
Кроме того, наложены временные запреты на проведение горных работ на участках следующих угольных шахт: Шахта им. С. М. Кирова (СУЭК-Кузбасс), Шахта им.
7 Ноября-Новая (СУЭК-Кузбасс), Шахта им. В. Д. Ялевского (СУЭК-Кузбасс), Шахта Чертинская-Коксовая (ММК-Уголь), Шахта Костромовская (ММК-Уголь) и на других шахтах Кузбасса.
В 2022 г. после взрыва на шахте Листвяжная Ростехнадзор инициировал массовые проверки безопасности на шахтах и угольных разрезах, которые привели к приостановке деятельности ряда угледобывающих предприятий в Кузбассе.
В январе-декабре 2022 г. добыча угля в России составила 442.1 млн т. (+1.1 млн т. или +0.3% к аналогичному периоду 2021 г.).
Современное аналитическое агентство (CAA)
Развитие угледобычи
Угледобыча на Дальнем Востоке продолжает расти в Якутии – в рамках проектов, ориентированных на экспорт. В ТОР «Южная Якутия» в январе был включен проект ООО «АнтрацитИнвестПроект»[1] по разработке Сыллахского угольного месторождения (Нерюнгринский район). Мощность первой очереди разреза на Сыллахском месторождении должна составить 1 млн тонн угля. К 2025 г. на участке предполагается добывать 6,5 млн тонн твердого топлива в год. На объекте также планируется построить обогатительную фабрику производительностью 5 млн тонн угля в год. Разрабатывать месторождение должны до 2046 г. Общий предполагаемый объем капитальных вложений оценивается в 15,74 млрд рублей. Балансовые запасы Сыллахского месторождения составляют 140,877 млн тонн.
В целом в Якутии по итогам 2022 г. добыча угля выросла на 26,4%, достигнув 39,2 млн тонн. Рост обеспечили Эльгинский угольный комплекс (ООО «Эльгауголь», входит в группу «ЭЛСИ» А.Авдоляна), предприятия ООО «Колмар», «Якутуголь» («Мечел»). На крупном Эльгинском месторождении было получено 20 млн тонн, что на 26,5% превысило результат 2021 г. (когда было добыто 14,7 млн тонн), а на предприятиях «Колмара» – 14 млн тонн. «Якутуголь» в 2022 г. обеспечил свыше 4 млн тонн угля, что на 12,6% больше, чем в 2021 г. Экспорт якутского угля по итогам прошлого года вырос на 23% – до 26 млн тонн.
Следует отметить, что угольный проект по освоению Эльги решил покинуть С.Адоньев[2] (сооснователь мобильного оператора Yota, деловой партнер А.Авдоляна), после того как он был включен в санкционный список Минфина США. При этом пока не сообщалось о новом перераспределении долей. Прежде С.Адоньеву принадлежало 31,57% в «А-Проперти Развитие», А.Авдоляну – 36,67%, а А.Исаеву (гендиректор «Эльгауголь») – 31,66%.
Тем временем в Забайкалье в число резидентов ТОР была включена компания «Разрезуголь» с проектом освоения Зашуланского месторождения каменного угля в Красночикойском районе. «Разрезуголь» является совместным российско-китайским предприятием ООО «Нортерн Финикс Энерджи Компани Лимитед» (дочернее предприятие китайской угольной корпорации China Energy) и ООО «Компания «Востсибуголь» (дочернее предприятие En+ Group).
Проектом предусмотрена ежегодная добыча 5 млн тонн угля открытым способом. Выход предприятия на проектную мощность намечен на 2024-27 гг. Общий объем инвестиций оценивается в 30 млрд рублей. В настоящее время ведется подготовка проектной документации для начала строительства угольного предприятия, автомобильной дороги и приемоотправочного парка с углепогрузочным терминалом железнодорожной станции «Зашулан-Угольная» с примыканием к путям общего пользования станции Гыршелун ОАО «РЖД» для дальнейшей погрузки и отправки угольной продукции на экспорт. Запасы Зашуланского месторождения оцениваются в 663 млн тонн угля.
Еще одним экспортно-ориентированным проектом, где увеличилась добыча, является чукотский проект «Берингпромуголь» (австралийская Tigers Realm Coal). В январе текущего года на месторождении Фандюшкинское поле было добыто 107,23 тыс. тонн угля, что на 5% больше, чем в январе 2022 г. В 2022 г. недропользователь обеспечил свыше 1,5 млн тонн угля, увеличив результат по сравнению с 2021 г. на 44%.
Ситуация в сфере добычи углеводородов
В основном дальневосточном нефтегазовом регионе – Сахалинской области, по итогам прошлого года добыча нефти существенно сократилась, на 44% по отношению к 2021 г., до порядка 9 млн тонн., на что в значительной степени повлияла остановка весной добычи на проекте «Сахалин-1». Добыча газа в регионе также сократилась – на 18%, до 26,2 млрд куб. м. Рост добычи углеводородов в минувшем году был зафиксирован в Якутии – так, за девять месяцев 2022 г. добыча нефти в республике достигла 13,8 млн тонн, увеличившись на 9% по сравнению с аналогичным периодом 2021 г. Добыча природного газа в регионе в 2022 г. выросла на 25%, составив 17,3 млрд куб. м.
Перспективы газового экспорта в ДФО в основном связаны с трубопроводным газом. В январе была завершена работа над межправительственным соглашением РФ и КНР о поставках газа по «дальневосточному маршруту» (МГП «Сила Сибири-3»). Оно регулирует строительство и эксплуатацию газопровода через реку Уссури в Приморском крае, вблизи городов Дальнереченск и Хулинь (КНР). В Хулине расположена конечная точка маршрута. Соглашение было подписано в феврале.
Компанией-поставщиком газа станет «Газпром». Со стороны КНР газопровод должна использовать и обслуживать «Китайская национальная трубопроводная корпорация» (КНТК), она также будет заниматься строительством газопровода. Контракт по поставкам газа по данному маршруту был подписан в феврале 2022 г. Им предусмотрены поставки в 10 млрд куб. м в год. Ресурсной базой МГП «Сила Сибири-3» являются месторождения на сахалинском шельфе (Киринское и Южно-Киринское) в рамках проекта «Сахалин-3».
Маршрут предполагает строительство газопровода-отвода от магистрального газопровода «Сахалин – Хабаровск – Владивосток» до государственной границы с КНР. Изначально проект являлся более предпочтительным для китайской стороны, чем «Сила Сибири-2», в силу более короткого плеча доставки, меньшей стоимости строительства и более низкой стоимости топлива. При этом масштабы поставок сахалинского газа существенно меньше, чем поставки по первой «Силе Сибири» и по предполагаемой второй. В 2022 г. в КНР по «Силе Сибири» было поставлено 15,5 млрд куб. м газа, что на 49% больше, чем в 2021 г.
Следует отметить, что на Южно-Киринском месторождении «Сахалина-3» «Газпром» рассчитывает начать добычу в 2025 г. Проектная мощность запущенного в 2013 г. Киринского месторождения составляет только 5,5 млрд куб. м в год (в 2021 г. уровень добычи составил лишь 1,2 млрд куб. м), тогда как на Южно-Киринском ожидается добыча 21 млрд куб. м в год. Ввод Южно-Киринского месторождения затруднен санкциями США (месторождение находится под ними с 2015 г.), поскольку для него требуются подводные добычные комплексы (ПДК)[3]. На Киринское месторождение ранее были поставлены импортные ПДК.
В Якутии были открыты новые месторождения газа. ПАО «ЯТЭК» при бурении и испытании объектов поисковой скважины на Тымтайдахском лицензионном участке в Вилюйском районе Якутии в январе открыло новое месторождение, получившее название им. Эвальдта Туги. Согласно классификации запасов и ресурсов нефти и горючих газов, данное месторождение относится к крупным.
Извлекаемые запасы газа на месторождении оцениваются в 34,475 млрд куб. м. Результаты государственной экспертизы по запасам продуктивных пластов месторождения утверждены Роснедрами. В компании пока не сообщают о дальнейших планах по новому месторождению. Следует отметить, что на сегодняшний день актуальные совокупные геологические запасы газа ЯТЭК составляют 662 млрд куб. м. Также новое газоконденсатное месторождение открыла компания «Туймааданефтегаз» при бурении на Мухтинском лицензионном участке в Олекминском районе. Оно получило название Мухтинское. Его извлекаемые запасы оцениваются в 34,8 млрд куб. м.
«НОВАТЭК» между тем создает в ДФО инфраструктуру для экспорта сжиженного природного газа (СПГ). Компания «Арктическая перевалка» (ПАО «НОВАТЭК»), реализующая проект по строительству морского перегрузочного комплекса СПГ в Камчатском крае, получила статус резидента ТОР «Камчатка». В текущем году планируется запустить морской терминал в бухте Бечевинская (Елизовский район) мощностью 21,7 млн тонн СПГ в год. На 2026 г. намечен выход терминала на проектную мощность. Объем инвестиций в проект оценивается в сумму порядка 100 млрд рублей. Доставлять СПГ с арктических предприятий «НОВАТЭКа» на Ямале (проект «Арктик СПГ-2») до камчатского терминала будут танкеры-газовозы высокого ледового класса, а в дальнейшем СПГ предполагается поставлять потребителям в АТР.
Терминал будет располагать плавучим хранилищем газа (ПХГ) объемом 360 тыс. куб. м и двумя рейдовыми якорными стоянками. Комплекс должен ежегодно обслуживать 657 судов-газовозов максимальной вместимостью 172,6 тыс. куб. м каждый. К настоящему времени завершается строительство ПХГ, подходного канала протяженностью более 6 км и причала для портового флота. Напомним, что аналогичный проект «Арктическая перевалка» реализует в Мурманской области (ТОР «Столица Арктики»). Его мощность должна составить 20 млн тонн СПГ в год. Стоимость строительства оценивается в более чем 70 млрд рублей, а срок реализации также определен на 2023-26 гг.
Что касается новых нефтяных проектов и изучения перспективных участков, то «Роснефть» планирует в 2023-27 гг. провести комплексное изучение Северо-Сахалинского участка недр федерального значения. Лицензия на право ведения работ на участке в акватории Сахалинского залива Охотского моря, к западу от полуострова Шмидта (северная оконечность острова Сахалин) была получена в апреле 2021 г. Компания рассчитывает провести сейсморазведку 3D в объеме до 1,2 тыс. кв. км со специализированных геофизических судов.
Северо-Сахалинский участок недр представляет собой южную часть Западно-Шмидтовского блока проекта «Сахалин-4». Ранее проект не развивался (прежде «Роснефть» намеревалась развивать его в партнерстве с британской BP, но стороны отказались от планов еще в 2009 г.). Северо-Сахалинский участок недр станет первым в рамках «Сахалина-4», где будет проведено комплексное изучение. Прогнозные ресурсы углеводородов в пределах участка по состоянию на 1 января 2009 г. составляют 38 млн тонн нефти (по категории Д1)[4], 395,8 млрд куб. м газа по категории Д1[5].
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Принадлежит ХК «Эволюция» и АО «ОГК Менеджмент». ХК «Эволюция» была создана концерном «Россиум» и инвестиционной компанией «Регион», в настоящее время 100% компании принадлежит ее генеральному директору А.Инкину (бывший сотрудник «Региона»).
[2] В октябре 2022 г. С.Адоньев стал владельцем 31,67% компании «А-Проперти Развитие», контролирующей «Сибантрацит» (входит в объединенную «УК Эльга-Сибантрацит» (ЭЛСИ)).
[3] Производства американских компаний FMC Technologies, Cameron, GE Subsea, норвежской Aker.
[4] 3,2 млн тонн по категории Д2.
[5] 33,5 млрд куб. м по категории Д2.
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На прошедшей неделе в Европе котировки энергетического угля выросли выше
140 долл./т. после продолжительного падения. Укрепление котировок обусловлено увеличением угольной генерации и сокращением производства электроэнергии из возобновляемых источников, а также стабилизацией цен на газ.
Доля генерации на каменном угле в Германии на прошедшей неделе увеличилась до 20% против 15% неделей ранее. Доля ВИЭ в энергобалансе страны упала до 26% с 40% неделей ранее, при этом в аналогичный период 2022 г. показатель достигал 67%.
Газовые контракты на хабе TTF стабилизировались на уровне 600 долл./1000 м3 (без изменений к 08.02.2023 г.). При этом американский СПГ-терминал Freeport на прошедшей неделе возобновил поставки в адрес Европы после аварии в июне 2022 г.
Совокупные запасы на складах ARA составили 7 млн т. (+0.1 млн т. или +2% к 08.02.2023 г.).
Котировки южноафриканского угля 6000 укрепились до около 135 долл./т. на фоне роста европейских индексов, сокращения предложения со стороны небольших поставщиков и перекрытия нескольких ж/д линий из-за повреждения инфраструктуры в результате ливней.
Ж/д оператор Transnet 10 февраля перекрыл движение по ветке North-East Corridor из-за повреждений инфраструктуры, вызванных проливными дождями. Трансграничные перевозки в мозамбикские порты Мапуту и Матола также были приостановлены.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao упали на 18.00 долл./т. до 146 долл./т. в связи с сохраняющимся увеличением запасов угля в портах и на складах потребителей.
Дополнительным негативным фактором стало снижение цен со стороны угольной компании Shenhua на средне- и низкокалорийный уголь на 17 долл./т на следующую неделю (с 15 по 21 февраля). Таким образом, стоимость материала 5500 с учетом доставки в порт составила около FOB 137 долл./т. FOB, что будет оказывать давление на других поставщиков.
Экспорт австралийского угля в Китай оказался под угрозой, поскольку, некоторые поставки столкнулись с затянутым процессом таможенного оформления. В отдельных случаях австралийский материал пришлось перенаправлять в другие страны Юго-Восточной Азии, что добавило пессимизма участникам рынка в оценке дальнейших ослаблений ограничений в отношении импорта из Австралии.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR подешевел на 3 долл./т. до 134 долл./т. по причине отсутствия активности со стороны покупателей, ожидающих продолжение нисходящего тренда, а также слабого спроса и высокой добычи в КНР.
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 обвалились ниже 190 долл./т. Основной причиной стал низкий спрос в Европе, в связи с чем уголь из США, Колумбии и ЮАР активно перенаправлялся в страны АТР, составляя конкуренцию поставкам из Австралии.
Индексы австралийского металлургического угля подскочили выше 380 долл./т. на фоне опасений недостаточного предложения. Поддержку котировкам также оказывает рост спроса на сталь, в связи с которым компания ArcelorMittal возобновила производство на нескольких доменных печах, остановленных в прошлом году.
Транспортный маршрут до порта Gladstone 11 февраля восстановил движение после ремонта. По данной ветке, перекрытой после столкновения поездов в конце прошлого месяца, осуществляются поставки более половины угля PCI из штата Квинсленд.
Добыча угля в Кузбассе сократилась на 7.9% в январе 2023
В январе 2023 г. угольные предприятия Кузбасса добыли 17.5 млн т. угля (-1.5 млн т. или -7.9% к январю 2022 г.), по данным Министерства угольной промышленности Кузбасса.
Добыча коксующегося материала за этот период увеличилась до 5.6 млн т. (+0.3 млн т. или +5.7%), в то время как объемы добычи энергетического угля составили 11.9 млн т. (-1.8 млн т. или -13.1%).
Открытым способом угольные компании добыли 11.0 млн т. (-1.6 млн т. или -12.7% к январю 2022 г.), производство подземным способом составило 6.5 млн т. (+0.1 млн т. или +1.6%).
В январе 2023 г. потребителям было поставлено 15.6 млн т. угля, в том числе на экспорт 10.3 млн т. (-0.5 млн т. или -4.6%), российским металлургическим компаниям 2.5 млн т. (-0.3 млн т. или -10.7%), местным угольным электростанциям 1.7 млн т. (-0.03 млн т. или -1.7%).
По состоянию на 1 февраля 2023 г. складские запасы угля в Кузбассе достигли 21.1 млн т. (+5.1 млн т. или +31.9% к 1 февраля 2022 г.). Рост запасов в Кузбассе продолжился в 2023 г. на фоне международных санкций против России и логистических проблем.
На российской бирже прошли торги энергетическим углем
На Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже прошли торги энергетическим углем в рамках инициативы властей, направленной на сокращение количества посредников и улучшение прозрачности для потребителей. Также ожидается, что торги позволят сформировать на внутреннем рынке ценовые индикаторы и предотвратить завышение цен на угольную продукцию для генерирующих компаний.
Первые 2 сделки с каменным углём марки Д общим объёмом 140 тонн прошли 10 февраля, при этом цена составила 1800 руб./т. FCA Кузбасс. В текущее время предусмотрены торги энергетическим углем марок Д и ДГ, однако в будущем список может быть расширен.
В ноябре 2022 г. ФАС и Минэнерго согласовали инициативу по обязательной продаже на бирже не менее 10% угля марок Д и ДГ для компаний, которые имеют доминирующее положение на рынке. При этом в прошлом году Министерство Финансов РФ в мае 2022 г. предлагало обязать компании при значительном изменении условий на некоторых товарных рынках продавать до 25% объемов сырья (включая уголь, нефть, кокс и газ) на бирже для обеспечения недискриминационного доступа к товарам и справедливого ценообразования на сырьевом рынке.
Впервые проект биржевых торгов энергетическим углем был запущен правительством в конце 2019 г.
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
Рост угольных котировок в Европе на прошлой неделе до 66-67 долл./т. обусловлен похолоданием в ряде стран ЕС, повышением газовых котировок на европейской торговой площадке TTF и снижением европейских квот на выбросы CO2. Низкие температуры в некоторых странах Европы способствуют более интенсивному потреблению угля местными угольными электростанциями. Запасы угля на терминалах ARA упали до 3.90 млн т. (-0.1 млн. т. или -4% к 24.02.2021 г.). Укрепление газовых котировок в ЕС из-за оживления спроса европейских компаний на природный газ до 16.4 евро/МВтч (+0.5 евро/МВтч к 23.02.2021 г.), а также снижение цены европейских квот на выбросы CO2 до 37.4 евро/т. (-1.7 евро/т. к 24.02.2021 г.) способствуют росту цены угля на европейском рынке.
03.03.2021 г. представители стран-членов ЕС официально одобрили создание фонда поддержки мер по отказу от угля в энергетике и наращиванию доли альтернативных источников энергии в энергобалансе (EU Just Transition Fund). Объем средств фонда достигает 17.5 млрд евро. Данные средства должны быть направлены на поддержку стран и регионов ЕС, в энергобалансе которых превалируют ископаемые виды топлива. Предполагается, что закрытие угольных электростанций и строительство солнечных батарей, гидро- и ветряных электростанций будут финансироваться из средств фонда.
Поддержку ценам южноафриканского материала выше 88 долл./т. оказали ограниченные поставки угля в порт Richards Bay и рост торговой активности азиатских угольных трейдеров после завершения праздников. Перебои в поставках угля железнодорожным оператором Transnet связаны с нехваткой локомотивов, а также сокращением штата рабочих. Запасы материала на терминалах Richards Bay сократились до 3.4 млн т. (-0.1 млн т. к 24.02.2021 г.).
Южноафриканская горнодобывающая компания Anglo American планирует продать часть своих угольных активов уже в 2021 г. Изначально руководство компании заявляло о стратегии по сокращению шахт энергетического угля в портфеле до 2023 г. В 2020 г. экспортные поставки угля компанией Anglo American достигли 16.6 млн т. (-1.5 млн т. к 2019 г.), 12.4 млн т. материала было продано на внутренний рынок (-2.6 млн т. к 2019 г.).
Котировки австралийского энергетического угля выросли до уровня 2-х летнего максимума из-за роста торговой активности азиатских трейдеров после завершения китайских новогодних праздников.
По прогнозам Китайской Национальной угольной ассоциации добыча угля в Китае достигнет 4.1 млрд т. к 2025 г. (+0.2 млрд т. или +5% к 2020 г.). До 2025 г. спрос на уголь в стране вырастет до 4.2 млрд т. (+0.3 млрд т. или +6.0% к 2020 г.). Из-за реализации политики сокращения неэффективных угольных мощностей количество угольных шахт в Китае сократится до 4000 к 2025 г. (-700 шахт к 2020 г.).
Спрос азиатских предприятий на австралийский уголь вытесняет закупки импортного материала из Индонезии и снижает котировки угля индонезийского происхождения.
Выжидательная позиция азиатских металлургических компаний на фоне новостей о возможном ослаблении импортных ограничений на ввоз австралийского коксующегося угля в КНР, а также снижение цен металлургического материала на внутреннем рынке КНР оказали негативное влияние на цены коксующегося угля из Австралии.
Владимир Путин поручил увеличить экспорт угля на восток
02 марта 2021 г. на совещании по развитию угольной промышленности президент России Владимир Путин раскритиковал глобальные инициативы в области зеленой энергетики, сославшись на ситуацию в Техасе в качестве иллюстрации негативных последствий зависимости энергетической инфраструктуры от возобновляемых источников энергии. Согласно заявлению президента, для разморозки ветряных турбин в Техасе во время морозов в феврале 2021 г. использовались ископаемые виды топлива. Непредвиденные заморозки в южном американском штате вывели из строя половину ветряных электростанций.
Кроме того, Владимир Путин призвал к увеличению поставок кузбасского угля на восток к 2024 г. Несмотря на негативную конъюнктуру на мировом рынке угля и ограниченные железнодорожные мощности БАМа и Транссиба, кузбасские горнодобывающие компании должны нарастить поставки материала на Дальний Восток до 68 млн т. в год. Данный показатель представляет собой среднюю величину между оценками, предусмотренными стратегией развития угольной промышленности России до 2035 г. Пессимистичный сценарий предполагает, что поставки из Кузбасса на восток вырастут до 58 млн т. Оптимистичный сценарий предусматривает увеличение до 77 млн. т. Тем не менее в ноябре 2020 г. правительство России приняло решение сохранить экспортную квоту Кузбасса на 2021 г. без изменений на уровне 53 млн т.
Также Владимир Путин высказался за финансирование Фондом национального благосостояния (ФНБ) расширения железнодорожных мощностей БАМа для увеличения экспорта угля из Якутии.
12 февраля 2021 г. первый вице-премьер Якутии Кирилл Бычков предложил РЖД заключить соглашения с местными угольщиками о гарантированных объемах вывозимого угля для транспортировки в порты Дальнего Востока. По заявлению Бычкова, в 2021 г. предприятия Якутии планируют увеличить добычу до 39 млн т., а к 2024 г. - до 80 млн т. В регионе есть два крупных производителя угля – Колмар и Эльгауголь. Обе компании намерены наращивать объемы добычи, а также существующие портовые мощности. Мощность нового угольного терминала ВаниноТрансУголь (ВТУ), построенного дочерней компанией Колмара, составляет 12 млн т. в год. Объемы перевалки будут увеличиваться 24 млн т. к 2022 г. A-Проперти Альберта Авдоляна также планирует к 2024 г. построить угольный терминал в порту Ванино мощностью 30 млн т. угля в год и обогатительную фабрику на Эльге мощностью 32 млн т. на первом этапе (конец 2021 г.) и 45 млн т. на втором этапе (2023 г.).
Что касается стратегии наращивания пропускной способности Дальнего Востока России, то целевой показатель в 180 млн т. к 2024 г. остается прежним.
Стратегическое партнерство Сибантрацит и Baosteel Resources
Группа Сибантрацит и компания Baosteel Resources, принадлежащая китайской корпорации Baowu Steel Group, подписали соглашение о стратегическом партнерстве.
Согласно условиям документа, Сибантрацит будет наращивать поставки пылеугольного топлива (PCI) и высококачественного антрацита для китайской компании. Наибольший объем поставок придется на уголь PCI Siban – новую марку металлургического угля, добываемого Сибантрацитом с 2020 г.
Baosteel Resources является дочерней компанией China Baowu Steel Group Corporation, крупнейшего сталелитейного холдинга в мире. В 2020 г. производство стали превысило 100 млн т. Baosteel Resources отвечает за закупку угля для предприятий холдинга.
Сибантрацит - мировой лидер по производству и экспорту высококачественного антрацита. Добыча компании в 2020 г. составила 17.3 млн т. (-5.7 млн т. или -25% к 2019 г.). 12 февраля 2021 г. компания А-Проперти, принадлежащая Альберту Авдоляну, подписала соглашение с управляющей компанией Аллтек об основных условиях приобретения Сибантрацита, принадлежащего наследникам Дмитрия Босова. Стоимость сделки оценивается в 1 млрд долл. По условиям соглашения, Сибантрацит сохраняет свою независимость как самостоятельная компания.
Александр Исаев передал 25% компании Востокуголь-Диксон наследникам Босова
Александр Исаев, экс-гендиректор Востокугля (входит в группу Аллтек) и бывший бизнес-партнер Дмитрия Босова, передал 25% компании Востокуголь-Диксон кипрскому холдингу Isova Investments Limited, предположительно контролируемому наследниками Дмитрия Босова.
75% Востокуголь-Диксон по-прежнему принадлежит Ardimio Trading, компании, также действующей в интересах наследников Дмитрия Босова. Компания Востокуголь-Диксон (прежнее название Арктической горнодобывающей компании) была создана компанией ВостокУголь в 2014 г. для добычи материала на угольных месторождениях Таймыра.
В июле 2020 г. Александр Исаев и Вадим Бугаев подали иск о взыскании 600.5 млн руб. с компании Востокуголь-Диксон. Указанная сумма требований соответствует штрафу, который ранее был взыскан Росприроднадзором с компании Востокуголь-Диксон за незаконную добычу угля на Малолемберовском месторождении (Таймыр).
18 июня 2020 г. наследники Босова предложили продать 75% компании Востокуголь-Диксон Роману Троценко, владельцу AEON (см. CAA Russian Coal Weekly от 19 июня 2020 г.). Троценко планировал обменять долю в угольном проекте на свою долю в проекте Печора СПГ, который предполагает строительство завода по производству СПГ на газовых месторождениях севера России. Однако из-за споров между Александром Исаевым и наследниками Босова сделка так и не была закрыта.
В рамках шельфовых проектов наблюдается восстановление добычи газа, также «Сахалин-2» все еще избегает некоторых санкционных рисков. При этом основным приобретателем СПГ проекта становится КНР. Новые крупные СПГ-проекты, тем не менее, пока находятся под вопросом, в частности планы производства в Якутии. Рост угледобычи отмечается в Якутии и на Сахалине, где недропользователи в том числе намерены инвестировать в транспортную инфраструктуру. При этом пока цены на уголь на мировом рынке являются низкими, с учетом этого введенная для отрасли надбавка к НДПИ может в ближайшее время не оказывать существенного фискального давления.
Газодобыча
В сфере добычи углеводородов сахалинские шельфовые проекты продолжают действовать, при этом пока санкционные ограничения для одного из них остаются частично ослабленными. В июне Евросоюз освободил от соблюдения потолка цен на нефть шельфовый нефтегазовый проект «Сахалин-2» (оператор – ООО «Сахалинская энергия») еще на один год – до 28 июня 2025 г. Решение связано с интересами Японии - обеспечением потребностей энергетической безопасности этой страны.
Напомним, что японским компаниям Mitsui и Mitsubishi в сахалинском проекте принадлежит 12,5% и 10% соответственно. Механизм ценового потолка предусматривает, что проекты, имеющие важное значение для энергетической безопасности третьих стран, могут быть освобождены от соблюдения ограничений. Евросоюз также предоставил проекту «Сахалин-2» право на экспорт и передачу товаров, необходимых для ремонта приборов и аппаратуры, которые предназначены для измерения или контроля переменных характеристик жидкостей и газов.
Тем временем период постоянной добычи газа в рамках проекта «Сахалин-2» был продлен с 2028 г. до 2033 г. Центральная комиссия Роснедр в конце прошлого года поддержала соответствующий вариант разработки Лунского нефтегазоконденсатного месторождения, которое является основным источником сырья для производства сжиженного природного газа в рамках «Сахалина-2» . На втором месторождении проекта «Сахалин-2», Пильтун-Астохском, добывается преимущественно нефть. На Лунском месторождении на сегодняшний день добыто более половины его запасов природного газа. Мощность СПГ-производства составляет порядка 10 млн тонн СПГ в год (такой объем был выпущен в 2023 г., в 2022 г. производство составило 11,5 млн тонн).
За пять месяцев текущего года производство газа в рамках проекта «Сахалин-2» выросло на 3,6% относительно аналогичного периода 2023 г., до 7,3 млрд куб. м. При этом добыча в мае сохранилась на уровне мая прошлого года, 1,4 млрд куб. м. На шельфовом проекте «Сахалин-1» добыча газа в январе-мае текущего года увеличилась на 6,7% относительно аналогичного периода прошлого года, до 4,2 млрд куб. м. Однако в мае добыча в рамках проекта была ниже, чем в мае 2023 г. на 3%, составив 813 млн куб. м. Информация об объеме добычи нефти не раскрывалась.
Стоит отметить, что в последнее время наблюдается существенный рост поставок СПГ проекта «Сахалин-2» в Китай – в апреле текущего года они составили рекордные 440 тыс. тонн (рост на 3,4% относительно марта 2024 г. и на 39% относительно апреля прошлого года). В апреле Китай опередил по объемам поставок сахалинского СПГ традиционного основного импортера – Японию. В апреле поставки сахалинского СПГ японским потребителям снизились на 44% по сравнению с мартом 2024 г. и на 17% по сравнению с апрелем 2023 г., составив 319 тыс. тонн. Что касается поставок СПГ в Республику Корея, то в апреле они сохранились на уровне апреля прошлого года (127 тыс. тонн).
Тем временем предполагается начать геологоразведку на новых, но небольших нефтегазовых участках в Якутии. АК «АЛРОСА» и АО «Сахатранснефтегаз» в рамках совместного предприятия планируют осваивать перспективные нефтегазовые участки в республике – Улугурский и Эргеджейский.
Улугурский лицензионный участок (площадь 4 205 кв. км) находится на территории Ленского и Сунтарского районов. Его прогнозные ресурсы нефти составляют 7,3 млн тонн, газа – 217,3 млрд куб. м. Эргеджейский лицензионный участок имеет площадь 3 181 кв. км и находится на территории Олёкминского и Сунтарского районов. Его прогнозные ресурсы нефти оцениваются в 15 млн тонн, газа – в 78,3 млрд куб. м. К 2026 г. предполагается завершить поисковые работы и постановку запасов на государственный баланс. Инвестиционное решение по освоению месторождений должно быть принято после определения технологической схемы разработки месторождений и проработки оптимальных рынков сбыта сырья.
В то же время планируемый ранее в Якутии запуск крупнотоннажного производства СПГ мощностью 18 млн тонн в год (компания «Глобалтэк» ) в настоящее время не входит в число приоритетов. Глава Минвостокразвития А.Чекунков в марте текущего года заявил, что проект, вероятно, будет реализован в среднесрочной перспективе. В прошлом году ЯТЭК сообщала о продолжающихся поисках стратегического партнера для проекта.
Уголь
В угольной отрасли вызвавшим противоречия решением последнего времени стало повышение НДПИ. Правительство в рамках поправок ко второму и третьему чтению внесло корректировки, повысив минимальную цену отсечения, при превышении которой взимается надбавка к НДПИ. Законопроект об изменениях налоговой системы в июле был принят Госдумой в третьем чтении.
Для энергетического угля цена отсечения установлена на уровне 120 долларов за тонну в портах Дальнего Востока (в предыдущем варианте цена отсечения составляла 100 долларов). Предполагается к ставке НДПИ применять коэффициент КЭНРГ, учитывающий среднюю за налоговый период мировую цену на уголь (по индексу FOB Восточный NAR 5500) и средний курс доллара к рублю.
Для коксующегося угля предусмотрена цена отсечения в размере 167 долларов за тонну (прежний вариант – 140 долларов за тонну) и привязка НДПИ к цене в дальневосточных портах (ранее использовался индекс GX TSI FOB Australia Premium Coking Coal). Что касается антрацита и угольной смеси (PCI), то цена отсечения составит 135 долларов на тонну. При этом в формуле расчета НДПИ для данных видов угля будут учитываться цены в портах как Дальневосточного, так и Северо-Западного и Южного федеральных округов. Основным положительным изменением в принятом законопроекте для угольщиков стало именно повышение цены отсечения.
В настоящее время мировые цены на уголь остаются низкими, в связи с чем реальное повышение НДПИ в соответствии с новыми правилами в отрасли в ближайшие годы (до 2026 г.) маловероятно. В июне на наиболее популярном и востребованном восточном направлении стоимость энергетического угля составляла 90 долларов за тонну. В третьем и четвертом кварталах года в связи с подготовкой к отопительному сезону ожидается увеличение цен до 95-96 долларов за тонну.
Добыча угля на Дальнем Востоке тем временем растет в Якутии. По итогам первого полугодия 2024 г. объем производства твердого топлива в республике вырос на 25% по сравнению с аналогичным периодом 2023 г., до 19 млн тонн. План добычи на текущий год составляет 40 млн тонн угля. Напомним, что «Эльга», «Колмар» и «Якутуголь» являются основными угледобывающими компаниями Якутии, они ведут деятельность в Нерюнгринском районе.
При этом АО «Якутуголь» (ПАО «Мечел») в июле был заподозрен ФАС в злоупотреблении доминирующим положением на рынке и отказе заключать контракт на поставку угля на Нерюнгринскую ГРЭС (эксплуатант станции – АО «ДГК»). В «Дальневосточной генерирующей компании» сообщили, что оборудование станции было спроектировано для работы на угле Нерюнгринского месторождения, а приобретение угля других марок для поддержания работы ГРЭС может привести к снижению сроков эксплуатации оборудования электростанции. ФАС выдала предупреждение компании «Якутуголь», согласно которому недропользователь обязан рассмотреть заявки «ДГК» в течение месяца и поставить уголь при экономической и технической возможности. Компанию также обязали разработать и утвердить в ФАС торговую политику.
Со своей стороны в «Мечеле» сочли претензии ДГК необоснованными. В компании сообщили, что в 2024 г. по итогам закупочных процедур на Нерюнгринскую ГРЭС будет поставлено 736 тыс. тонн угля, в том числе 180 тыс. тонн было поставлено в первом квартале года, 400 тыс. тонн предстоит отгрузить по итогам второго и третьего кварталов и еще 156 тыс. тонн запланировано на четвертый квартал года.
«Колмар» в текущем году рассчитывает добыть 13,5 млн тонн угля – 5,4 млн тонн на ГОКе «Денисовский» и 8,1 млн на ГОКе «Инаглинский». В 2023 г. «Колмар» произвел 11,5 млн твердого топлива.
Тем временем угледобыча снижается в Чукотском АО. Объем добычи каменного угля в регионе по итогам января-мая 2024 г. составил 561 тыс. тонн, сократившись на 6% относительно аналогичного периода 2023 г. Добычу ведет ООО «Берингпромуголь» (австралийская Tigers Realm Coal Ltd, которая намерена продать актив, но пока не завершила процесс) в пределах Беринговского бассейна (месторождение Фандюшкинское поле в пределах участка Северный Амаам, Анадырский район).
В свою очередь ОАО «Шахта Угольная» за пять месяцев извлекло 18 тыс. тонн бурого угля на Анадырском месторождении, сократив в три раза объем добычи по сравнению с аналогичным периодом 2023 г. Уголь поставляется потребителям в округе – на Эгвекинотскую ГРЭС и объекты «Чукоткоммунхоза». В настоящее время в компании отмечают сокращение спроса со стороны потребителей.
На Сахалине между тем фиксируется рост экспорта угля. В апреле-мае текущего года (1 апреля – период начала навигации) объем угольных поставок вырос на 6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 2,7 млн тонн. В 2023 г. с Сахалина на экспорт было поставлено 14,4 млн тонн твердого топлива, что на 23% больше, чем в 2022 г. Напомним, что «Восточная горнорудная компания» (ВГК) завершает в регионе строительство наиболее крупного в РФ магистрального угольного конвейера протяженностью 23 км, соединяющего Солнцевский угольный разрез и порт Шахтёрск. В июне было принято правительственное решение о выделении субсидии в размере 614,64 млн рублей на строительство конвейера. В 2023 г. объем добычи ВГК на Солнцевском разрезе составил 14,2 млн тонн, в 2024 г. планируется достичь объема добычи в 15,2 млн тонн.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
Активное закрытие трейдерами коротких позиций на бумажном рынке в начале текущей недели привела к росту котировок в Европе. Во вторник цены спот API 2 CIF ARA превысили 109 долл./т., а объем торгов на бирже ICE достиг 2.5 млн т. (по сравнению со средним значением в 1.8 млн т.). Затем активность спала, и индексы скорректировались вниз до 107 долл./т.
Индекс южноафриканского угля 6000 поднялся выше 109 долл./т. В ЮАР очередной сход поезда нарушил работу двух основных ж/д линий экспорта угля. В среду 17 июля поезд сошел с рельсов недалеко от шахты Grootegeluk компании Exxaro в южноафриканской провинции Лимпопо. В результате пострадал участок Северного коридора компании Transnet, который соединяет основные угольные шахты ЮАР с угольным терминалом Richards Bay Coal Terminal (RBCT).
Это уже второй сход с рельсов менее чем за 10 дней: первый произошел на прошлой неделе, в результате чего Северный коридор был закрыт на три дня. Линии были вновь открыты в субботу, но через несколько дней снова начались кражи кабелей и перебои с электричеством.
Задержки с поставками угля вынудили Transnet перенести плановое техническое обслуживание на две недели (на 23 июля - 1 августа), чтобы у производителей было больше времени для наращивания запасов угля в RBCT. В конце прошлой недели запасы RBCT удалось нарастить до 3.24 млн т., однако ко вторнику на фоне перебоев в работе железной дороги они снизились до 3.14 млн т.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao остались на уровне: 120 долл./т. Несмотря на жаркую погоду, с температурами доходящими до 40˚С, спрос на внутреннем рынке Китая остается низким. Сохраняющиеся значительные запасы угля по всей цепочке поставок (у производителей, портов и ТЭС) продолжают оказывать негативное влияние на спотовые покупки.
По мнению участников рынка, текущие фундаментальные показатели слабее, чем в аналогичный период прошлого года, когда период низкого спроса на спотовом рынке продолжался с конца июля до конца августа. Ожидается, что в ближайшие несколько недель ситуация будет развиваться по аналогичному сценарию.
Запасы угля в 9 крупнейших портах составили 26.0 млн т. (-1.4 млн т. к 10.07.2024 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR снизились до 90.6 долл./т. (-0.9 долл./т. к 10.07.2024 г.), цена низкокалорийного материала 4200 осталась на уровне 52 долл./т. FOB Kalimantan (-0.30 долл./т. к 10.03.2024 г.). Спрос на индонезийский материал со стороны Китая и Индии остается ограниченным. Текущий уровень запасов позволяет китайским трейдерам избирательно подходить к тендерам. Аналогичная ситуация наблюдается с индийскими контрагентами на фоне стабильного роста добычи угля в стране.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 остается стабильными в диапазоне 133-136 долл./т. Несмотря на высокие сезонные температуры азиатские потребители не спешат выходить на спотовый рынок и используют текущие запасы угля. Также росту цен продолжают препятствовать сравнительно низкие цены на СПГ и достаточный объем предложения материала.
Индекс австралийского металлургического угля HCC резко ушли ниже 235 долл./т. после того, как в понедельник была проведена сделка на поставку партии в 40 тыс. т. Premium HCC по цене 235 долл./т. FOB Australia. Падение с уровней в 250 долл./т. участники рынка расценили как справедливую коррекцию после роста цен, вызванного остановкой шахты Grosvenor компании Anglo American. Спрос на австралийский материал в регионе АТР остается невысоким на фоне значительных запасов у потребителей. Более того, некоторые конечные покупатели пытаются перепродать партии, поставляемые им по долгосрочным контрактам, на спотовом рынке. Также участники рынка отмечают выросший спред цен спроса и предложения (более 20 долл./т.), что может быть предвестником дальнейшей коррекции на рынке премиального металлургического угля.
По состоянию на 17.07.2024 г. котировки австралийского металлургического угля Premium Low Vol HCC упали до 232 долл./т. FOB Australia (-20.00 долл./т. к 10.07.2024 г.).
Поддержку котировкам австралийского PCI на уровне 200 долл./т. продолжает оказывать ограниченное предложение материала. Участники рынка отмечают, что цена предложения у трейдеров достигает 205-210 долл./т. При этом часть участников рынка занимают выжидательную позицию, указывая на неоправданно высокие цены на австралийский PCI по сравнению с российским материалом. Сделка на поставку российского LV PCI в Китай с отгрузкой 20-30 июля была заключена по цене 151.60 долл./т. CFR China. Крупная партия LV PCI была предложена индонезийским клиентам по цене около 170 долл./т. CFR Indo. Цена MV PCI с поставкой в Индию находится на уровне 170 долл./т. CFR.
Добыча угля в Кузбассе упала на 5.5% в январе-июне 2024 года
В январе-июне 2024 г. угольные предприятия Кузбасса добыли 102.8 млн т. (-6.0 млн т. или -5.5% к январю-июню 2023 г.), по данным Министерства угольной промышленности Кузбасса.
Добыча коксующегося материала за этот период составила 32.6 млн т. (-1.2 млн т. или -3.6%), в то время как объемы добычи энергетического угля снизились до 70.2 млн т. (-4.8 млн т. или -6.4%).
Открытым способом угольные компании добыли 67.1 млн т. (-6.0 млн т. или -8.2% к январю-июню 2023 г.), производство подземным способом составило 35.7 млн т. (без изменений к аналогичному периоду прошлого года).
По состоянию на 1 июля 2024 г. складские запасы угля в Кузбассе остались на уровне прошлого года, составив 20.6 млн т.
Санкции и наметившаяся тенденция по остановке деятельности российских угольных шахт и разрезов, наряду с высокими железнодорожными тарифами РЖД, а также лишением угольных грузов приоритетности при ж/д перевозках на фоне ограниченной пропускной способности Восточного полигона, могут оказать негативное влияние на объемы добычи и поставок высококачественного российского угля на мировой рынок в 2024 гг.
В 2023 г. добыча угля в Кузбассе упала до 214.2 млн т. (-9.4 млн т. или -4.2% к 2022 г.).
Экспорт российского коксующегося угля сократился до 2-летнего минимума
Экспорт коксующегося угля из России в июне 2024 г., по предварительным данным, составил 3.7 млн т. (-1.2 млн т. или -18% к июню 2023 г.), достигнув минимума с мая 2022 г. По итогам 1 полугодия 2024 г. поставки сократились до 25 млн т. (-1.9 млн т. или -7% к 1 полугодию 2023 г.). Негативная динамика обусловлена существенным падением цен на международном рынке, курсовой экспортной пошлиной, увеличением себестоимости, а также сохраняющимися ограниченными провозными мощностями.
С 1 мая 2024 г. правительство отменило действие пошлины для экспортеров энергетического угля и антрацита, однако экспорт коксующегося материала по-прежнему облагается пошлиной (при курсе доллара в 80–85 руб. пошлина составляет 4%, 85–90 руб. – 4.5%, 90–95 руб. – 5.5%, 95 руб. и более – 7%).
В результате падения цен на международном рынке, роста себестоимости и транспортных расходов экспортеры уже сталкиваются с отрицательной рентабельностью по большинству направлений.
Кроме того, на фоне ужесточения западных санкций российские компании поставляют уголь с дисконтом к международным бенчмаркам. При этом в 2025 г. ситуация в угольной отрасли усложниться, поскольку налоговая нагрузка на экспортеров увеличится в связи с введением надбавки к НДПИ в размере 10%.
Совокупный экспорт российского угля, включая энергетический, в январе-июне 2024 г. упал до 99.0 млн т. (-9.6 млн т. или -8.8% к январю-июне 2023 г.).
На прошедшей неделе на европейском спотовом рынке цены опускались до пятимесячного минимума (чуть ниже 102 долл./т.), двигаясь в диапазоне 102-104 долл./т., на отсутствии поддержки со стороны фундаментальных факторов. Спрос на августовские поставки отсутствовал. Спред цен спроса и предложения на сентябрьские судовые партии расширился до 100-109 долл./т.
Ураган Берил не оказал влияния на поставки СПГ из США, что привело к падению цен на газ в Европе до самого низкого уровня за последние два месяца. Газовые котировки на хабе TTF снизились до 349 долл./1000 м3 (-21 долл./1000 м3 за неделю).
Индекс южноафриканского угля 6000 удерживается выше 105 долл./т. Сезон муссонов в Индии продолжает сдерживать активность потребителей южноафриканского материала. Участники рынка ожидают улучшение ситуации со спросом в конце июля-начале августа, после того как
23 июля индийское правительство представит бюджет на 2024-2025 гг., а конечные потребители вернутся на рынок для пополнения запасов.
Запасы угля на угольном терминале Richards Bay выросли до более комфортного уровня в ожидании технического обслуживания железной дороги, которое будет проводиться с 23 июля по 1 августа. В текущее время запасы находятся на отметке 3.2 млн т. (+0.7 млн т. за неделю).
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao прибавили 1 долл./т. до 120 долл./т. На внутреннем рынке Китая наблюдается медленное укрепление цен на энергетический материал. Поддержку котировкам оказывают ожидаемое увеличение потребления угля после окончания сезона дождей в большинстве восточных и центральных регионов. Метеорологическое бюро предсказывает волну жаркой погоды до 40˚С, что потенциально повысит спрос на электроэнергию для кондиционирования и снизит запасы угля на электростанциях.
Кроме того, в преддверии заседания Правящей партии Китая, 15-18 июля, ожидается замедление добычи. Пленум КПК может придать дополнительный импульс экономике: правительство ранее пообещало, что на встрече будут озвучены комплексные реформы, чтобы установить ориентиры на долгосрочную перспективу.
При этом часть участников рынка сохраняет понижательный настрой, указывая на сохраняющиеся значительные запасы угля по всей цепочке поставок (у производителей, портов и ТЭС), а также невысокую активность на рынке морских перевозок.
Запасы угля на 6 крупнейших прибрежных ТЭС составили до 14.95 млн т. (-0.3 млн т. за наделю), запасы в 9 крупнейших портах увеличились до 27.4 млн т. (+0.7 млн т. к 03.07.2024 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR снизился до 91.5 долл./т. (-0.8 долл./т. к 03.07.2024 г.), цена низкокалорийного материала 4200 ккал/кг GAR опустилась до 52 долл./т. FOB Kalimantan (-1 долл./т. к 03.03.2024 г.). Спрос на индонезийский материал со стороны Китая и Индии остается ограниченным. Текущий уровень запасов позволяет китайским трейдерам избирательно подходить к тендерам. Аналогичная ситуация наблюдается с индийскими контрагентами на фоне стабильного роста добычи угля в стране.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 находился в диапазоне 133-134 долл./т. Росту цен продолжает препятствовать слабый спрос со стороны азиатских стран, сравнительно низкие цены на СПГ и достаточный объем предложения материала.
Индекс австралийского металлургического угля HCC скорректировались ниже 255 долл./т. Ажиотаж на рынке премиального металлургического материала, вызванный остановкой шахты Grosvenor компании Anglo American, утих.
Спрос на спотовые тоннажи со стороны покупателей из Индии и Индонезии остается невысоким, а суда с погрузкой в июле-августе от трейдеров и австралийских производителей доступны в достаточном количестве. Большинство заводов в Индии и Юго-Восточной Азии обеспечены всеми необходимыми запасами материала. По мнению участников рынка, цены будут зависеть от спроса в Индии после сезона муссонов. Портовые запасы коксующегося угля в Индии увеличиваются четвертую неделю подряд и достигли отметки 5.4 млн т. Спрос со стороны китайских потребителей остается невысоким, учитывая доступность американского и канадского угля.
На рынке угля PCI поддержку ценам на уровне 200 долл./т. продолжает оказывать ограниченное предложение материала со стороны Австралии и России.
Госдума одобрила повышение НДПИ для угля
Государственная дума РФ, 10 июля 2024 г., приняла в третьем чтении проект закона, предусматривающий увеличение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для угля.
Цена отсечения, при превышении которой будет взиматься надбавка к НДПИ в размере 10% от превышения пороговых значений, составит 120 долл./т. для энергетического угля, 167 долл./т. для коксующегося угля и 135 долл./т. для антрацита.Также в формуле расчета НДПИ на уголь будут учитываться цены в портах Дальнего Востока, Северо-Запада и Юга. В первоначальном варианте отсечка была определена на уровне 100 долл./т. для энергетического и 140 долл./т. для коксующегося угля.
Надбавка начнет действовать c 1 января 2025 г. НДПИ не будет повышаться на энергетический уголь, поставляемый на внутренний рынок.
Данной инициативой правительство стремится компенсировать выпадающие доходы от отмены экспортной пошлины, однако увеличение налоговой нагрузки на угольную отрасль может негативно отразиться на добыче и инвестициях.
Власти пока не уточняют источника котировок, которые будут учитываться при расчете. На фоне падения цен на международном рынке, роста себестоимости и транспортных расходов экспортеры уже сталкиваются с отрицательной рентабельностью по большинству направлений. За последние годы налоговая нагрузка на угольщиков увеличивалась неоднократно.
Добыча угля в Кузбассе, основном угольном регионе России, где добывается высококачественный материал, по итогам 1 полугодия 2024 г. упала до 102.5 млн т. (-6.2 млн т. или -5.7% к январю-июню 2023 г.). Совокупные экспортные ж/д отгрузки в 1 полугодии текущего года сократились до 94.9 млн т. (-10.9 млн т. или -10.3% к январю-июню 2023 г.).
Российские порты повышают ставки перевалки угля
Стивидорные компании в российских морских портах начали повышать ставки перевалки угля на экспорт.
В июне 2024 г. ставки перевалки угля на некоторых терминалах порта Усть-Луги выросли на 5%. С 1 июля 2024 г. компания ОТЭКО увеличила ставку перевалки на угольном терминале в Тамани на 2 долл./т. или на 11%. Кроме того, ставка в порту Тамань привязана к выполнению плана поставки угля на терминал. Недопоставленные объемы грузоотправи-тель компенсирует стивидорной компании за счет увеличения ставки перевалки. При этом выполнение планов поставки угля на терминал в большинстве случаев зависит от РЖД. В июне фактический объем перевалки угля через терминал составил 1.4 млн т., что ниже согласованных РЖД заявок угольных компаний.
Из-за высокой стоимости перевалки в феврале-марте 2024 г. угольные компании перестали отправлять грузы через порт Тамань. 28 марта правительство РФ подвергло ОТЭКО критике в связи с завышенными ставками. ФАС нашла в действиях ОТЭКО признаки установления необоснованных тарифов на услугу по перевалке угля, и компании было предписано разработать и утвердить в течение месяца коммерческую политику, которая должна определять порядок расчета тарифа на экономически обоснованном уровне с учетом среднеотраслевой рентабельности и объема перевалки на уровне 2023 г.
Несмотря на снижение ставок перевалки руководством терминала ОТЭКО в Тамани до 16-18 долл./т., лишь отдельные поставщики угля возобновили поставки в порт. Рентабельность поставок FOB из Кузбасса по-прежнему остается отрицательной на фоне высоких ж/д тарифов и низких мировых цен на уголь. Кроме того, большинство участников рынка опасаются, что в случае роста угольных индексов, ставки перевалки в Тамани также начнут увеличиваться.
Российские поставщики сокращают экспорт на всех направлениях, поставки через порты Юга, а также Северо-Запада остаются убыточными, поэтому мощности инфраструктуры угольного терминала ОТЭКО, вероятнее всего, будут оставаться недозагруженными.
По предварительным данным, в первом полугодии 2024 г. перевалка угля в порту Тамань составила 5 млн т. (-9 млн т. или -64% к аналогичному периоду 2023 г.).
Доля убыточных угольных компаний в России составила 52.4%
В январе–апреле 2024 г. 52.4% российских угольных компаний были убыточны (данные Росстата). В январе-апреле 2023 г. доля убыточных предприятий угольной отрасли составляла 32.7%, в январе-апреле 2022 г. она была на уровне 20.6%. Таким образом, доля убыточных компаний за год выросла в 1.6 раза, а за два года увеличилась в 2.5 раза.
Суммарная прибыль компаний угольной отрасли относительно аналогичного периода прошлого года упала почти в 15 раз, что обусловлено падением цен на мировом рынке, кратным увеличением себестоимости и сокращением объемов экспорта из-за удорожания логистических затрат, включая увеличение в 2024 г. ж/д тарифа на транспортировку угля, ставок предоставления полувагонов и тарифов на перевалку угля в экспортных портах. Кроме того, введенные в Китае с января 2024 г. пошлины на импорт энергетического и коксующегося угля также оказывают влияние на рост убыточности российской угольной отрасли.
Мировые цены на энергетический уголь приближаются к среднему уровню 2017–2021 гг. (94 долл./т.), поэтому сокращение рентабельности может стать долгосрочным трендом для российских компаний. В среднесрочной перспективе роста цен не ожидается из-за стабильного предложения и низких цен на газ.
Для многих российских поставщиков текущий уровень мировых цен и себестоимость делают экспорт угля убыточным, вынуждая их сокращать производство и отказываться от проектов по развитию новых угольных месторождений.
При этом, даже в случае роста мировых цен, российские производители угля не смогут быстро восстановить добычу, так для возобновления прежнего уровня производства потребуются месяцы, при условии наличия инвестиций, принимая во внимание достаточно сильный рубль, при высоких кредитных ставках на уровне 17% внутри страны и отсутствии возможностей внешнего кредитования.
Сокращение российских экспортных поставок в 2024 г. из-за санкций, с учетом объемов СУЭК, Мечела, Сибантрацита, Эльги, Коулстар и Майрыхского разреза может составить около 60 млн т. При сохранении санкционного режима в 2025 г. на рынок не попадет около 80-90 млн т. угля.
Добыча угля в Кузбассе, основном угольном регионе России, где добывается высококачественный материал, по итогам 1 полугодия 2024 г. упала до 102.5 млн т. (-6.2 млн т. или -5.7% к январю-июню 2023 г.). Совокупные экспортные ж/д отгрузки в 1 полугодии текущего года сократились до 94.9 млн т. (-10.9 млн т. или -10.3% к январю-июню 2023 г.).