Актуальная ситуация в угольной промышленности в России и мире. Партнерский проект Coal center analytics (CCA) и портала EastRussia.
На прошедшей неделе на угольном рынке Европы цены снова опустились ниже 95 долл./т. Угольные котировки остаются в нисходящем тренде на фоне высоких запасов на складах ARA, значительных запасов газа и обвала цен на газ, а также потепления и увеличения генерации ВИЭ. В связи со скорым окончанием зимы некоторые генерирующие компании на Северо-Западе Европы реэкспортируют часть объемов со своих складов, закупленных на 4 квартал 2023 г.
Газовые котировки на хабе TTF упали до 276 долл./1000 м3 (-38 долл./1000 м3 к 07.02.2024 г.) в связи с увеличением поставок норвежского газа на 10% по сравнению с прошлой неделей. Совокупные запасы угля на складах ARA остаются на высоком уровне в 6.7 млн т.
Индекс южноафриканского угля 6000 держится на уровне 93-95 долл./т., благодаря увеличению спроса со стороны индийских потребителей, включая производителей губчатого железа, в результате чего дисконт между углем 6000 и 5500 сократился до уровня 2022 г.
С целью борьбы с энергетическим кризисом в стране правительство ЮАР призывает к возобновлению работы угольных электростанций, которые были выведены из эксплуатации. Так, представитель министерства энергетики предложил вновь запустить электростанцию Komati, остановленную в октябре 2022 г. Однако эксперты предполагают, что это почти невозможно, поскольку все мощности были построены в 1960-х.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao остались без изменений на уровне 129 долл./т., что обусловлено празднованием китайского Нового года/Праздника весны. Рыночная активность увеличится только на следующей неделе. При этом некоторые компании возобновят добычу в ближайшие дни до официального окончания выходных дней. Прогнозируется, что 17-21 февраля во многих районах Китая будет заметное похолодание, хотя позже температура, как ожидается, достигнет нормы, что может привести к снижению спроса на отопление и сокращению потребления угля.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR подорожал до 93.3 долл./т. (+0.3 долл./т. к 07.02.2024 г.). В Индонезии также наблюдается снижение активности в связи с праздниками. Цены на индонезийский уголь удерживаются за счет спроса со стороны Индии и проливных дождей в Южной Суматре, из-за которых оказалась затруднена транспортировка материала с месторождений в порты, хотя в Калимантане в большинстве экспортных терминалов погрузка практически не замедлилась.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 восстановился выше 120 долл./т., что связано с логистическими сложностями с поставками из Индонезии из-за неблагоприятных погодных условий.
Котировки австралийского металлургического угля продолжают оставаться на уровне 315 долл./т., несмотря на низкую активность азиатских потребителей. Поддержку котировкам продолжает оказывать спрос со стороны Индии, где наблюдается устойчивый рост экономики.
Россия поставила в Турцию рекордный объем угля в 2023 году
Экспортные поставки российского угля в Турцию по итогам 2023 г. достигли рекордных 28.7 млн т (+8.0 млн т. или +39% к 2022 г.). Всего Турция импортировала в 2023 г. 39 млн т. (+2.2 млн т. или +6% к 2022 г.). Доля российского материала в импорте страны также установила исторический рекорд, увеличившись с 56% до 73% благодаря дисконтам.
Россия продолжает вытеснять с турецкого рынка конкурентов, включая Колумбию, экспорт которой сократился почти в 2 раза. Остальной объем распределился между экспортерами из ЮАР, Австралии и США и другими менее крупными поставщиками.
Рост экспорта угля в Турцию наблюдается на фоне переориентации экспорта на новые рынки после введения эмбарго ЕС на поставки из России с 10 августа 2022 г. Дополнительным фактором резкого увеличения экспорта российского угля в Турцию в прошлом году оказалась привлекательная для турецких потребителей цена. Большую часть 2023 г. дисконт превышал 20%, хотя в декабре упал до 7%.
Однако в начале 2024 г. динамика поставок угля из России начала ухудшаться в связи с нежеланием экспортеров осуществлять поставки по текущим ценам. В феврале негативный тренд сохраняется, поскольку отгрузка угля в Турцию снизилась, а из черноморского терминала Тамань отгрузки в начале февраля не осуществлялись вовсе из-за высоких ставок на перевалку, которые делают отгрузки через этот порт нерентабельными.
По предварительным данным, Колумбия вновь наращивает экспорт в Турцию на фоне падения спроса в Европе. Учитывая, что емкость турецкого рынка в 2024 г. будет ограничена, перед российскими угольщиками стоит задача удержать завоеванные позиции, поскольку Колумбия и ЮАР стали предлагать Турции конкурентоспособные цены.
Спрос на уголь в Турции остается высоким благодаря увеличению угольной генерации, которая в 2023 г. выросла на 4% до 115.5 млрд кВтч, а ее доля в общей выработке выросла до 36% против 34% в 2022 г. По некоторым прогнозам, Турция может опередить Германию по потреблению угля, поскольку высокая инфляция заставляет турецкие электростанции сокращать закупки газа в пользу более доступного энергоносителя.
Coal center analytics (CCA)
Ведущий дальневосточный угледобывающий регион, Якутия, по итогам минувшего года сократила объем добычи на 3% по сравнению с 2022 г., до 38 млн тонн. Тем не менее по объемам добычи каменного угля Якутия остается лидером на Дальнем Востоке. Основной объем добычи угля в республике обеспечивают Эльгинский угольный комплекс (ООО «Эльгауголь»), предприятия ООО «Колмар» и ХК «Якутуголь». Рост производственных показателей фиксируется только на Эльге. На экспорт в минувшем году из Якутии было отгружено 26 млн тонн угля, что сопоставимо с показателем 2022 г.
В начале текущего года резидентом ТОР «Южная Якутия» стала компания ООО «СТС-Уголь»[1] с инвестиционным проектом по добыче угля открытым способом на разрезе «Налымакитский» Чульмаканского каменноугольного месторождения в Нерюнгринском районе. Компания приобрела лицензию на объект в 2018 г. В год недропользователь рассчитывает добывать небольшой объем – 250 тыс. тонн угля.
В других регионах отмечен рост угледобычи. Так, в Бурятии объем добычи угля по итогам 2023 г. составил 9,5 млн тонн, что на 10,56% превысило показатель 2022 г. Основной объем твердого топлива в республике обеспечил «Разрез Тугнуйский» (АО «СУЭК») на Никольском каменноугольном месторождении (Мухоршибирский район). По итогам года недропользователь произвел 6,5 млн тонн каменного угля, что на 14% превысило уровень 2022 г. Объем добычи бурого угля в Бурятии составил 3 млн тонн. Добычу вели ООО «Угольный разрез» (ПАО «Интер РАО ЕЭС») на Окино-Ключевском месторождении (Бичурский район), ООО «Бурятская горнорудная компания» на Гусиноозерском месторождении (Селенгинский район) и ООО «Восточно-Сибирская горная компания» на Загустайском (Селенгинский район) и Дабан-Горхонском (Еравнинский район) месторождениях.
Добыча угля в 2023 г. заметно выросла в Амурской области – на 18,5% по сравнению с 2022 г., до 4,5 млн тонн. В том числе «Огоджинская угольная компания» («Эльгауголь») в три раза по сравнению с прошлым годом увеличила добычу на Огоджинском месторождении каменного угля (Селемджинский район) – до 1,4 млн тонн. Тем временем «Амурский уголь» (холдинг «Русский уголь») на разрезах Ерковецкий (Октябрьский район) и Северо-Восточный (Райчихинск) произвел 2,9 млн тонн бурого угля.
Наиболее значительный угледобытчик Сахалинской области, «Солнцевский угольный разрез» («Восточная горнорудная компания»), в 2023 г. произвел на Солнцевском месторождении (Углегорский район) 13,2 млн тонн каменного угля, что на 17% больше, чем годом ранее. Отгрузки угля на экспорт через принадлежащий ВГК порт Шахтерск составили 13,1 млн тонн, что является историческим максимумом порта по перевалке угля.
В Чукотском АО добывающее каменный уголь ООО «Берингпромуголь» (австралийская компания Tigers Realm Coal) по итогам января-ноября 2023 г. получило на месторождении Фандюшкинское поле 1,45 млн тонн угля, что на 3% больше, чем за аналогичный период 2022 г. В декабре минувшего года Главгосэкспертиза РФ по результатам рассмотрения инженерных изысканий выдала компании «Берингпромуголь» положительное заключение на ввод в промышленную эксплуатацию обогатительной фабрики «Беринговская» мощностью 900 тыс. тонн коксующегося угля в год.
Ведущее в регионе добычу бурого угля ОАО «Шахта Угольная» за январь-ноябрь 2023 г. обеспечило 111,32 тыс. тонн на Анадырском месторождении, что на 19% больше, чем за аналогичный период 2022 г. Предприятие продолжало увеличивать отгрузки твердого топлива основным заказчикам – Анадырской ТЭЦ, Эгвекинотской ГРЭС, объектам «Чукоткоммунхоза».
Следует отметить, что угледобывающие регионы согласовали с «РЖД» объемы вывоза угля на экспорт в восточном направлении по квоте. Для Якутии была согласована квота в 26,3 млн тонн, для Бурятии – 8,5 млн тонн, для Иркутской области – 3,3 млн тонн. Объемы вывоза по соглашениям с регионами на 2023 г. не раскрывались, но по предварительным данным, из Якутии было вывезено 26 млн тонн, из Бурятии – 8,1 млн тонн, что сопоставимо с квотой на 2024 год.
Между тем иркутское угледобывающее предприятие «Востсибуголь» (En+ Group, подконтрольно ПАО «Иркутскэнерго») в конце декабря минувшего года обратилось в Генпрокуратуру и ФАС с жалобой на несправедливое распределение квот на вывоз угля на экспорт. В компании указывают, что экспорт угля из Иркутской области с 2016 г. вырос в 2,3 раза, до 3,28 млн тонн (в 2022 г.), в то время как квота «Востсибугля» за данный период увеличилась только на 3,8%, до 979,8 тыс. тонн. Доля компании в экспортных отгрузках региона за 2016-22 гг. упала с 66,6% до 29,8%. Экспортные квоты перераспределяются в пользу небольших предприятий - угольных разрезов Иретский (ООО «Разрез Иретский»[2]), Забитуйский, Харанутский (ООО «Харанутский угольный разрез»[3]), Герасимовский (ООО «Угольная компания Бурятии»[4]). В руководстве «Востсибугля» недовольны тем, что при распределении квот между предприятиями не учитывается общий объем добытого угля конкретной компанией, объемы низкомаржинальных поставок на внутренний рынок[5], выполнение социальных обязательств и инвестиционная деятельность.
Неопределенная ситуация сохраняется вокруг шельфовых проектов Сахалина. Так, возникли проблемы с поставкой нефти проекта «Сахалин-1»[6] (марка Sokol[7], сорт является премиальным и торгуется выше установленного потолка цен для российской нефти в 60 долларов за баррель) в Индию. В декабре 2023 г. Индия перестала принимать партии российской нефти, в результате более десятка танкеров ожидают дальнейших распоряжений, оставаясь в море.
В министерстве нефти и газа Индии объяснили проблемы российских танкеров с выгрузкой нефти в индийских портах ужесточением контроля над потолком цен на нефть, введенным странами G7, и санкциями в отношении судоходных компаний[8]. В случае несоответствия российских цен, Индия готова осуществлять закупки нефти в ОАЭ, Ираке, Саудовской Аравии, а также Венесуэле (всего Индия импортирует 85% нефти). Известно, что у проекта «Сахалин-1» возникли затруднения при открытии счета в ОАЭ для новой компании, через которую предполагалось осуществлять платежи за нефть, поставляемую в Индию. При этом индийская сторона исключала наличие проблем с платежами. На фоне ослабления спроса на нефть на мировых ранках, индийское правительство может рассчитывать добиться от России более выгодных условий контрактов.
В конце января стало известно, что два танкера с сахалинской нефтью все же двинулись в направлении портов Индии. Речь идет о танкере Jaguar, направляющемся в порт Вадинар (партия предназначена для НПЗ Nayara Energy[9]), и танкере Seagull, который 5 февраля должен прибыть в порт Вишакхапатнам, где расположен НПЗ Hindustan Petroleum (дочерняя структура ONGC, которая владеет 20% в «Сахалине-1»). По предварительным данным, изначально нефть предназначалась для наиболее крупного индийского нефтепереработчика Indian Oil Corporation, но стороны не договорились об условиях – в том числе о валюте платежа. По этой причине нефть перенаправлена на принадлежащие акционерам «Сахалина-1» заводы. Около 9 млн баррелей сахалинской нефти все еще хранятся в танкерах на воде.
Тем временем в соответствии с подписанным в январе 2023 г. указом президента РФ, аудит, который российские власти осуществляют в отношении британско-нидерландской компании Shell в связи с ее выходом из шельфового проекта «Сахалин-2»[10], будет в том числе предусматривать ущерб, нанесенный «Газпрому» отказом принять новую систему оплаты поставок российского газа (перевод в рубли). Ранее в отношении Shell предполагалось провести финансовый, экологический и технологический аудит (предусмотрен указом президента, подписанным в марте 2022 г.). По итогам аудита предполагается определение размера задолженности перед российскими поставщиками газа.
В июне 2022 г. «Газпром» сообщал, что полностью прекратил поставку газа Shell в связи с отказом компании перейти на оплату в рублях. Контракт между «Газпром экспортом» и Shell Energy Europe Limited предусматривает поставку газа в Германию в объеме до 1,2 млрд куб. м в год. Напомним, что Shell ранее проинформировала российские власти и других акционеров, что не будет входить в состав совладельцев российского оператора проекта (ООО «Сахалинская энергия», подконтрольное «Газпрому»). Доля Shell (27,5%) была оценена в 94,8 млрд рублей. Правительство РФ одобрило сделку по продаже данной доли «НОВАТЭКу», но процесс передачи все еще не завершен. Среди других иностранных акционеров проекта заявки на получение пакетов, аналогичных долям в Sakhalin Energy, направили японские Mitsui & Co. (12,5%) и Mitsubishi Corporation (10%)[11].
При этом в рамках двенадцатого пакета санкций Евросоюза в отношении РФ проект «Сахалин-2» освобожден от соблюдения потолка цен на нефть до 28 июня 2024 г. По регламенту Совета Евросоюза, от ценовых ограничений могут быть освобождены проекты, имеющие большое значение для энергетической безопасности третьих стран – «Сахалин-2» важен для обеспечения энергетической безопасности Японии. Минфин США также освободил «Сахалин-2» от запрета на морские перевозки российской нефти и соблюдения ценового потолка до 28 июня 2024 г. (для поставок, предназначенных для Японии).
Что касается экспорта в КНР газа по газопроводу «Сила Сибири», то по итогам минувшего года «Газпром» поставил в Китай 22,7 млрд куб. м, что на 700 млн куб. м превысило контрактные обязательства, и в 1,5 раза превысило результат за 2022 г. В 2021 г. объем поставок по «Силе Сибири» составил 10,39 млрд куб. м, в 2022 г. – 15,4 млрд куб. м. 31 января «Газпром» сообщил об обновлении суточного рекорда поставок в КНР по газопроводу.
Напомним, что проектная мощность «Силы Сибири» составляет 38 млрд куб. м газа в год, выход на нее ожидается в 2025 г. До конца 2024 г. «Газпром» рассчитывает вывести на проектную мощность Чаяндинское газоконденсатное месторождение в Якутии (ресурсная база «Силы Сибири») – до 25 млрд куб. м газа в год. Между тем на Ковыктинском месторождении (Иркутская область) до конца 2024 г. должна начаться подача газа через установку комплексной подготовки газа (УКПГ-3) в «Силу Сибири».
Тем временем в планах по строительству газопровода «Сила Сибири-2» мощностью 50 млрд куб. м газа[12] в год все еще мало конкретных данных. Переговоры по проекту с китайской стороной затягиваются. В конце января премьер-министр Монголии Л.Оюун-Эрдэнэ сообщил, что РФ и Китаю предстоит согласовать детали проекта, в том числе экономические. Он отметил, что стороны все еще проводят расчеты и оценивают экономические выгоды. В июле прошлого года Л.Оюун-Эрдэнэ сообщал об ожиданиях начала строительства газопровода в 2024 г. Тем временем вице-премьер А.Новак в январе называл сроком окончания строительства 2029 г. При этом он отмечал, что сроки строительства и основные технико-экономические показатели газопровода будут окончательно обозначены после подписания обязывающих соглашений с китайской стороной.
Для КНР приоритетным является вопрос получения больших скидок на топливо и вместе с тем отсутствует заинтересованность в осуществлении значительных инвестиций в создание новой газотранспортной инфраструктуры[13]. При этом российская сторона рассчитывает добиться более выгодных условий по сравнению с контрактом по «Силе Сибири» (подписан в 2014 г.), поскольку в настоящее время, исходя из анализа данных о платежах китайского правительства, РФ получает за поставки трубопроводного газа меньше, чем Туркменистан и Узбекистан.
В сфере переработки «Газпром» в декабре 2023 г. запустил третью технологическую линию Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области (г. Свободный). Статус реализации проекта составил 90,84%. На четвертой технологической линии ведется подготовка к началу пусконаладки, на пятой и шестой линиях начались строительно-монтажные работы.
Мощность каждой технологической линии ГПЗ составит 7 млрд куб. м газа в год, проектная мощность предприятия – 42 млрд куб. м газа в год. Ввод линий завода синхронизирован с ростом объемов транспортировки газа по газопроводу «Сила Сибири». Ежегодно планируется выпускать около 2,4 млн тонн этана, 1,5 млн тонн сжиженных углеводородных газов (СУГ), 200 тыс. тонн пентан-гексановой фракции, а также 60 млн куб. м гелия.
На Амурском газохимическом комплексе «СИБУРа» в Амурской области (г. Свободный) в декабре завершились строительно-монтажные и пуско-наладочные работы на подстанции 500 кВт. Объект будет осуществлять электроснабжение завода базовых полимеров (планируемое годовое производство полиэтилена – 2,3 млн тонн, полипропилена – 0,4 млн тонн). Было получено разрешение Ростехнадзора на подачу напряжения для проведения комплексных испытаний оборудования. После пуска напряжения оператор проекта приступит к наладке основного технологического оборудования завода. Запуск ГХК намечен на 2027 г.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Владельцы – В.Тубольцев, ООО «Сахатехсервис».
[2] Учредители – Е.Сидоренко, Е.Драбкин.
[3] Принадлежит ООО «Востсибдобыча» (учредители – Л.Хойкова и И.Зангеев).
[4] Учредитель – ООО «Интер РАО – Стройинвест» (Москва).
[5] Компания является основным производителем и поставщиком энергетического угля в Иркутской области. Около 85% продукции предприятия ежегодно закупает «Иркутскэнерго».
[6] Совладельцы проекта – «Роснефть», индийская ONGC и японская SODECO. В конце 2022 г. проект перешел в управление «Роснефти» (20% в проекте). Японская Sodeco и индийская ONGC сохранили свои доли (30% и 20% соответственно), а долю американской ExxonMobil (30%) российское правительство РФ намерено продать.
[7] Месторождения Чайво, Одопту, Аркутун-Даги.
[8] Санкции были введены в отношении компании Sun Ship Management (ОАЭ), управляющей танкерами «Совкомфлота».
[9] 49,13% НПЗ владеет «Роснефть».
[10] Пильтун-Астохское и Лунское месторождения сахалинского морского шельфа.
[11] Заявки были одобрены правительством РФ.
[12] Предварительная протяженность – 6,7 тыс. км по территории России, Монголии и Китая (в том числе 2,7 тыс. км по территории РФ).
[13] «Газпром» также не заинтересован в строительстве инфраструктуры за свой счет на фоне сокращения инвестиционной программы на 20% - до 1,573 трлн рублей.
На прошедшей неделе на угольном рынке Европы цены держались на уровне 97-98 долл./т. Угольные котировки продолжают находиться на 6-месячных минимумах несмотря на общее укрепления рынка энергоносителей. Увеличение запасов на терминалах ARA и складах потребителей, а также мягкая погода препятствуют движению цен выше 100 долл./т.
Газовые котировки на хабе TTF подросли до 338 долл./1000 м3 (+14 долл./1000 м3 к 24.01.2024 г.) в результате остановки некоторых мощностей в Норвегии, укрепления котировок СПГ после эскалации конфликта на Ближнем Востоке и снижения предложения со стороны американской Freeport LNG из-за закрытия одной из установок по сжижению газа.
Индекс южноафриканского угля 6000 остается в нисходящем тренде на уровне 89-90 долл./т. в связи с ограниченным спросом в Европе и странах АТР. Кроме того, движение по железной дороге, ведущей к южноафриканскому терминалу Richards Bay Coal Terminal (RBCT), возобновилось, а случаи краж высококалорийного угля на экспортном направлении сократились на 30-40%. Запасы на складах RBCT остаются на комфортном уровне – около 3 млн т.
Терминал RBCT установил на 2024 г. целевой показатель по объему перевалки в 50 млн т., что на 17% ниже 60 млн т., запланированных к перевозке оператором Transnet. Хотя ранее представители RBCT в своих прогнозах, как правило, руководствовались оценками Transnet, поскольку терминал целиком зависит от ж/д инфраструктуры.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao оказались под давлением, снизившись на 1 долл./т. до 128 долл./т., в результате сокращения объемов потребления угля на электростанциях и замедления спроса со стороны промышленных предприятий в преддверии китайского Нового года. Некрупные трейдеры снижали цены с целью распродать свои запасы до наступления праздников (10 февраля).
Объем потребление угля на 6 крупнейших китайских прибрежных ТЭС сократился до 853 тыс. т./сутки (-14 тыс. т./сутки к 24.01.2024 г.). Совокупные запасы в 9 крупнейших портах опустились до 22.7 млн т. (-0.2 млн т. к 24.01.2024 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR упал до 92 долл./т. на фоне невысокого спроса со стороны стран АТР и Индии, где зафиксированы высокие запасы на складах, однако в связи с неблагоприятными погодными условиями в Южном Калимантане и Суматре наблюдается уменьшение предложения, поскольку возможности по перевалке оказались ограничены. Согласно новому прогнозу, проливные дожди продлятся до начала февраля, а сезон муссонов в Юго-Восточной Азии – до апреля. Кроме того, около 40% компаний (327) из 815, подавших в правительство заявку на согласование объемов добычи, еще не получили разрешений и не приступили к производству в 2024 г. На текущий момент около 169 заявок было отклонено по причине несоответствия требованиям.
При этом Bayan Resources планирует продолжать наращивать добычу, которая в 2024 г. должна увеличиться на 13% до 56.7 млн т. (+6.4 млн т. к 2023 г.). Компания Bayan Resources, добывающая уголь с калорийностью 3800-7400 ккал/кг GAR, увеличила производство на 29% до 50.3 млн т. по итогам 2023 г. (+11.4 млн т. к 2022 г.).
Котировки австралийского высококалорийного угля резко упали в связи с ухудшением спроса со стороны стран АТР. При этом в ценах среднекалорийного материала наблюдалась поддержка на фоне ограничения перевалки в связи с циклоном Kirrily, который привел к задержкам отгрузок в штате Квинсленд на терминалах Abbot Point, Dalrymple Bay и Hay Point. Из-за тропического циклона один из экспортеров (Bowen Coking Coal) объявил форс-мажор по отгрузкам и 29 января заявил, что циклон негативно отразился на его поставках, поскольку работа железнодорожной и портовой инфраструктуры оказалась ограничена. Также в Японии, где из-за землетрясения и роста атомной генерации снижается спрос на уголь, из-за возгорания была остановлена на неопределенный срок одна из угольных электростанций JERA мощностью 1.07 ГВт.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 обвалился ниже 120 долл./т.
Компания Glencore по итогам 2023 г. нарастила добычу до 113.6 млн т. (+3.6 млн т. или +3% к 2022 г.) и ожидает, что в 2024 г. показатель составит 110 млн т. При этом экспорт австралийского энергетического угля компанией увеличился на 3% до 55.2 млн т. (+1.8 млн т. к 2022 г.), а добыча для внутреннего рынка сократилась на 10% до 7.0 млн т.
Котировки австралийского металлургического угля опустились ниже 325 долл./т. в связи с увеличением спотового предложения, замедлением спроса со стороны КНР в преддверии праздников и большими запасами сырья на складах производителей стали. Опасения относительно ограничения предложения из-за циклона Kirrily, затронувшего штат Квинсленд, немного ослабли.
Японская сталелитейная компания Nippon Steel и австралийская Foxleigh согласовали форвардную цену на 1 квартал 2024 г. на марку LV PCI на уровне 232 долл./т. FOB Australia.
Поставки российского угля выросли на 0.4% в 2023 году
В январе-декабре 2023 г. общие поставки российского угля, включая экспорт и отгрузки на внутренний рынок, увеличились до 393.2 млн т. (+1.7 млн т. или +0.4% к аналогичному периоду 2022 г.).
За 12 месяцев 2023 г. на внутренний рынок было отгружено 181.2 млн т. (-0.6 млн т. или -0.3% к 12 месяцам 2022 г.), из которых:
• 89.9 млн т. (+2.3 млн т. или +2.6%) направлено на электростанции;
• 39.6 млн т. (+3.1 млн т. или +8.5%) поставлено в адрес коксохимических заводов;
• 51.7 млн т. (-5.9 млн т. или -10.3%) пришлось на долю прочих грузополучателей.
Экспортные поставки в январе-декабре 2023 г. составили 212.0 млн т. (+2.3 млн т. или +1.1% к январю-декабрю 2022 г.). Добыча угля российскими угольными предприятиями в январе-декабре 2023 г. составила 438.4 млн т. (-6.1 млн т. или -1.4% к 2022 г.)
Пропускная способность БАМа и Транссиба будет увеличена с 255 млн т. до 270 млн т. за счет мероприятий, согласованных между грузоотправителями и РЖД в ходе заседания рабочей группы по третьему этапу развития Восточного полигона.
Третий этап модернизации Восточного полигона включает три стадии. Первая стадия предусматривает увеличение пропускной способности до 197 млн т. к 2027 г. Реализация второй стадии позволит увеличить провозные мощности до 210 млн т. в год к 2030 г. Ввод в эксплуатацию третьей стадии запланирован на 2032 г. и позволит РЖД увеличить пропускную способность Восточного полигона до 255 млн т.
В соответствии с поручением президента РФ были рассмотрены предложения грузоотправителей, которые включают в себя строительство на БАМ сплошных вторых путей, дублеров Северомуйского, Кузнецовского и Кодарского тоннелей, а также моста через Амур.
Кроме того, ожидается, что мероприятия помогут сбалансировать развитие железнодорожной инфраструктуры с работой дальневосточных портов и погранпереходами, а также существенно сократить затраты на увеличение пропускной мощности.
Однако, Минэнерго РФ прогнозирует дефицит пропускной способности по вывозу угля в объеме 77 млн т., включая полный отказ от вывоза твёрдого топлива на восток в Новосибирской области и ограничения по вывозу из Хакасии, Бурятии, Кузбасса. При этом прогноз по железнодорожной перевозке нефтеналивных грузов в восточном направлении учитывает потребности всех нефтяных компаний и до 2035 года отгрузки сформированы с запасом до 4 млн т.
В связи с дефицитом мощностей для вывоза угля третий этап расширения Восточного полигона целесообразно дополнить рядом мер, включая верификацию спроса на инфраструктуру со стороны отправителей неугольных грузов и оценку их соответствия планам развития портовых мощностей на Дальнем Востоке.
Также предлагается синхронизировать вывоз всех видов грузов с ключевыми параметрами расширения, что позволит нарастить поставки угля при меньших объемах неугольных грузов.
Другой возможной мерой является развитие Западно-Сибирской и Красноярской железных дорог по направлению Кузбасс – Тайшет, портов Хабаровского и Приморского краёв; строительство на отдельных участках вторых путей. Вместе с синхронизацией провозной способности БАМа и Транссиба с мощностями приморских и хабаровских портов это позволит поэтапно увеличить вывоз угольной продукции из Кузбасса на экспорт в восточном направлении к 2030 году до 80 млн т., к 2035 – до 110 млн т.
Кроме того, Минэнерго готовит предложение рассмотреть возможность пропуска порожних поездов в обход Северомуйского тоннеля и строительства второго моста через реку Амур.
На прошедшей неделе на угольном рынке Европы цены продолжили удерживаться ниже уровня 100 долл./т. Угольные котировки остаются под давлением на фоне увеличения запасов на складах ARA до максимумов с середины октября прошлого года и снижения цен на газ, что также обусловлено ограниченным спросом в связи с потеплением и ростом ветрогенерации.
Газовые котировки на хабе TTF упали до 314 долл./1000 м3 (-24 долл./1000 м3 к 31.01.2024 г.) в результате потепления и инициатив, направленных на деэскалацию ситуации на Ближнем Востоке. Совокупные запасы угля на складах ARA увеличились до 7.0 млн т. (+0.34 млн т. к 31.01.2024 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 укрепился почти до 95 долл./т. благодаря увеличению спроса со стороны Индии. На прошедшей неделе участники угольной конференции McCloskey в ЮАР, включая азиатских и европейских потребителей, сошлись во мнении, что в ближайшей перспективе котировки южноафриканского высококалорийного угля 6000 ккал/кг будут оставаться на уровне 100 долл./т. FOB.
Также, по словам участников, угольные компании стали менее активно задействовать автомобильный транспорт, а падение цен на материал 5500 ккал/кг до 75 долл./т. FOB приведет к кризису среди небольших южноафриканских производителей, поскольку автоперевозки станут экономически нецелесообразными, при этом мощности железнодорожной инфраструктуры будут оставаться недостаточными. По некоторым оценкам, стоимость автоперевозки составляет 37-40 долл./т. против железнодорожного тарифа на уровне 12 долл./т.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao прибавили 1 долл./т. до 129 долл./т. в результате сокращения складских запасов в портах и похолодания, хотя объемы потребления угля на электростанциях снизились в преддверии китайского Нового года. Кроме того, многие небольшие предприятия уже остановили добычу, а на более крупных, как ожидается, добыча будет оставаться ограниченной до конца февраля с целью максимального снижения рисков во избежание аварий, в связи с чем запасы в портах на период праздников будут не такими высокими, как предполагалось ранее.
Объем потребление угля на 6 крупнейших китайских прибрежных ТЭС упал до 773 тыс. т./сутки (-80 тыс. т./сутки к 31.01.2024 г.). Совокупные запасы в 9 крупнейших портах сократились до 22.0 млн т. (-0.6 млн т. к 31.01.2024 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR подорожал до 93 долл./т. (+1 долл./т. к 31.01.2024 г.), котировки низкокалорийного материала 4200 ккал/кг GAR снизились до 57 долл./т. FOB Kalimantan. Цены на индонезийский уголь двигались разнонаправленно на фоне возросшего спроса со стороны Индии, при этом в Южном Калимантане и Суматре в связи с проливными дождями оказалась затруднена транспортировка материала с месторождений в порты.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 удерживается немногим ниже уровня 120 долл./т., при этом сохраняется поддержка цен на среднекалорийный материал, что обусловлено логистическими сложностями с поставками из Индонезии из-за неблагоприятных погодных условий.
Котировки австралийского металлургичес-кого угля резко опустились до уровня
315 долл./т. упали в связи с приближением Нового года в КНР, где наблюдается ухудшение конъюнктуры, поскольку маржинальность китайских производителей горячекатаной стали и арматуры по итогам января оказалась рекордно отрицательной. Австралийские поставки после окончания циклона Kirrily еще не нормализовались, что также подталкивает покупателей к поискам альтернативного сырья из других стран. На индийском рынке австралийский материал сталкивается с растущей конкуренцией со стороны американских экспортеров.
Австралийская компания Kestrel Coal Resources заявила, что поставки с шахты Kestrel мощностью 7.1 млн т. угля в год, где добыча была остановлена 15 января в связи с техническими сложностями, возобновятся в скором времени после согласования с правительством.
Экспортеры угля отказываются от перевалки на терминале ОТЭКО в Тамани в феврале по причине высоких тарифов, которые делают экспортные поставки убыточными. Угольщики настаивают на снижении стоимости перевалки на фоне падения цен на международном рынке и инфраструктурных ограничений, в связи с чем планируют обсудить ставки с владельцем при участии правительства. При этом некоторые компании согласны на увеличение тарифа в случае улучшения конъюнктуры и роста котировок.
Падение отгрузок в адрес Тамани наблюдалось уже в 4 квартале 2023 г., поскольку объемы сократились на 14% с 2.1 млн т. в сентябре до 1.8 млн т. в декабре. По итогам января 2024 г. отгрузки упали на 28.6% до 1.3 млн т. (-0.5 млн т. к декабрю 2023 г. и -0.9 млн т. к январю 2023 г.).
По предварительным данным, в конце января и начале февраля морские отгрузки угля из Тамани прекратились. По сообщениям участников рынка, КРУ, Сибантрацит и Распадская в феврале не планируют переваливать свой уголь. СУЭК отказался от услуг ОТЭКО еще в середине 2023 г.
В условиях понижательного тренда на мировом угольном рынке Тамань стала неконкурентоспособной по сравнению с другими терминалами, однако ОТЭКО отказывается от переговоров. На экспортные марки углей ставка может превышать 38-42 долл./т. При этом в феврале ставка не изменилась по сравнению с январем и почти соответствует уровню декабря 2023 г., хотя за этот период котировки значительно скорректировались вниз.
По итогам 2023 г. совокупный объем перевалки ОТЭКО, владельцем которого является Мишель Литвак, составил 25.1 млн т. (-4.9 млн т. или -15% к 2022 г.).
Компания «Русский Уголь» заявила, что планирует подать в суд на дальневосточный терминал «ВаниноТрансУголь» («ВТУ»), входящий в группу «Колмар, который решил увеличить стоимость перевалки в три раза, несмотря на действующий 5-летний контракт. Русский уголь не признал роста ставок, поскольку стоимость была фиксированная и предполагала индексацию в размере инфляции на весь срок действия договора.
В ноябре 2023 года «ВТУ» в одностороннем порядке отказался исполнять обязательства и выплачивать согласованную в контракте неустойку, которая оценивается в несколько миллиардов рублей.
При этом с учетом имеющихся договоренностей о перевалке «Русский Уголь» реализовал инвестпрограмму объемом 3 млрд руб. с целью увеличения добычи и заключил еще несколько пятилетних договоров о продаже угля в порту «ВТУ».
В настоящее время компания несет большие убытки, сокращая добычу на разрезе Виноградовский более чем в два раза. Через подачу иска «Русский Уголь» также рассчитывает на компенсацию недополученной прибыли.
Таким образом, на фоне спора угольщиков с терминалом ОТЭКО в Тамани напряженность между экспортерами и терминалами начала нарастать и на Дальнем Востоке. «Русский Уголь» считает действия «ВТУ» недружественными в условиях падающих цен, геополитической напряженности и ставящими под угрозу стабильность промышленного предприятия и тысячи рабочих мест в Кузбассе.
В январе 2024 г. «Русский Уголь» сократил добычу до 1.5 млн т. (-0.2 млн т. или -12.9% к январю 2023 г.). По итогам 2023 г. совокупный объем производства составил 22.3 млн т. (+0.7 млн т. или +3.3% к 2022 г.).
На европейском рынке угля цены упали ниже уровня 100 долл./т. Давление на котировки на прошедшей неделе оказали такие факторы, как слабый спрос и увеличение потребления газа, несмотря на рост маржинальности угольной генерации. Складские запасы на терминалах ARA снизились, однако с учетом сокращения мощностей угольной генерации они находятся на комфортном уровне.
Газовые котировки на хабе TTF подскочили до 600.91 долл./1000 м3 (+27.36 долл./1000 м3 к 05.02.2025 г.) на фоне активного потребления и сокращения запасов газа в подземных хранилищах ЕС до 47%. Еврокомиссия рассматривает ограничение цен на природный газ, достигших двухлетнего максимума, поскольку отбор в феврале оказался рекордным для этого месяца за последние четыре года. Запасы угля на терминалах ARA уменьшились до 4.03 млн. т. (-0.27 млн. т. или -6% к 05.02.2025 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 опустились до 95 долл./т., не сумев пробить вверх уровень 100 долл./т. Спрос со стороны Индии и стран АТР остается ограниченным. При этом цены на среднекалорийный материал немного отскочили вверх.
В результате давления со стороны президента ЮАР компания Transnet допустила частных операторов до всей ж/д сети, включая Северный коридор (North Corridor). Таким образом, Transnet получит инвестиции, которые должны позволить компании улучшить ситуацию с безопасностью и эффективностью ж/д перевозок.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao оставались на уровне 105-106 долл./т. Росту котировок препятствует понижение цен компанией Shenhua и увеличение складских запасов. При этом некоторые участники рынка ожидают дальнейшего падения цен в связи с прогнозируемым увеличением добычи в ближайшие дни и восстановлением промышленной активности только к концу февраля.
Запасы в 9 крупнейших портах составили 27.68 млн. т. (+2.10 млн. т. к 05.02.2025 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR упала до 86.5 долл./т., цена низкокалорийного материала 4200 GAR незначительно скорректировалась ниже 48 долл./т. в связи с ограниченным спросом на спотовом рынке. Давление на котировки продолжают оказывать высокие запасы на складах потребителей. В спросе со стороны КНР отмечается смещение в пользу низкокалорийного материала ввиду падения стоимости электроэнергии и ужесточения конкуренции в результате увеличения генерации ВИЭ.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 опустился ниже 103 долл./т. поскольку покупатели занимают выжидательную позицию на фоне общего нисходящего тренда.
Индекс австралийского металлургического угля HCC укрепился до 190 долл./т. Коксующийся материал подорожал по причине ожидаемого спроса со стороны Европы из-за пожара на шахтах Szczyglowice (JSW) в Польше и Leer South в США. При этом на рынке увеличивается неопределенность в результате введения в США импортных пошлин на всю сталь в размере 25%.
В результате переговоров между австралийской компаний Foxleigh, а также японской Nippon Steel и корейской Posco был установлен бенчмарк на Low Vol PCI на 4-й квартал 2024 г. на уровне 156.75 долл./т. FOB. (-0.75 долл./т. к 4 кварталу 2023 г.). Переговоры в отношении бенчмарка на 1 квартал 2025 г. должны начаться в ближайшее время.
По предварительным данным, экспорт российского угля в Турцию в 2024 г. упал до 24.4 млн. т. (-4.0 млн. т. или -14.1% к 2023 г.). При этом общий импорт угля Турцией, включая энергетический уголь, коксующийся уголь и антрацит, в 2024 г. составил 39.7 млн. т. (+0.7 млн. т. или +1.8% к 2023 г.).
Доля России в угольном импорте Турции в 2024 г. уменьшилась на 11.3% до 61.5% (72.8% в 2023 г.).
Из-за системных проблем с перевозками по сети РЖД, высоких транспортных расходов, а также международных санкций и низких мировых цен, падение экспорта российского угля усилилось в 2024 г., что привело к снижению объемов поставок на международный рынок до 195.0 млн. т. (-17.1 млн. т. или -8.1% к 2023 г.).
Большая часть производителей вынуждена экспортировать уголь с нулевой или отрицательной рентабельностью. Российским поставщикам приходиться сокращать экспорт на всех направлениях. Поставки через порты Юга, а также Северо-Запада являются убыточными, доступ к железнодорожным мощностям остается ограниченным на фоне роста ж/д тарифов.
Данная ситуация чревата риском потери ключевых оставшихся рынков для российских поставщиков угля, включая рынок Турции, на котором российский уголь с 2022 г. смог успешно заместить основного поставщика – Колумбию.
С учетом срыва отгрузок и невозможности российскими экспортерами выполнить своевременно внешнеторговые обязательства по поставкам угля, в 2024 г. наблюдался обратный тренд: за счет сокращения поставок российского материала, экспорт колумбийского угля в Турцию подскочил почти в два раза до 8.1 млн. т. (+3.2 млн. т. или +65.3% к 2023 г.).
На прошедшей неделе котировки энергетического угля в Европе упали ниже 105 долл./т. Давление на котировки оказали такие факторы, как слабый спрос и увеличение возобновляемой генерации. Электростанция Datteln 4 в Германии возобновила работу 5 февраля, однако значительного увеличения закупок угля не ожидается, поскольку планируется использовать текущие запасы. При этом в ближайшее время в Европе ожидается похолодание и снижение ветрогенерации.
Газовые котировки на хабе TTF выросли до 573.55 долл./1000 м3 (+21.16 долл./1000 м3 к 29.01.2025 г.) на фоне активного потребления и сокращения запасов газа в подземных хранилищах ЕС до 52%. Запасы угля на терминалах ARA остались на уровне 4.30 млн т. (без изменений к
29.01.2025 г.), но в ближайшие дни ожидается увеличения поставок в связи с прибытием новых партий из США и Колумбии.
Индекс южноафриканского угля 6000 отскочил вверх и тестирует снизу отметку 100 долл./т. Поддержку котировкам оказало объявление Индией об увеличении бюджетных расходов на 10% с целью оказать поддержку производителям стали, цемента и сектору недвижимости, что говорит о вероятном восстановлении спроса на уголь из ЮАР.
Ж/д оператор Transnet ожидает, что благодаря частным инвесторам погрузка угля в адрес Richards Bay Coal Terminal (RBCT) вырастет до 77 млн т. в течение трех лет. И чтобы нарастить объемы поставок до проектной мощности в 81 млн т. потребуется 5 лет и 700 млн долл.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao составили 106 долл./т. (без изменений к прошлой неделе). Торги возобновились 5 февраля, однако активность на спотовом рынке остается невысокой, поскольку Новогодние праздники продолжаются до 16 февраля. При этом некоторые участники рынка ожидают укрепления цен в связи с прогнозируемым похолоданием через 10 дней и постепенным восстановлением промышленной активности.
Запасы в 9 крупнейших портах снизились до 25.58 млн т. (-0.38 млн т. к 29.01.2025 г.).
Власти КНР объявили о введении дополнительных 15% пошлин на уголь и СПГ из США, которые вступают в силу с 10 февраля. Таким образом, импортные пошлины на энергетический уголь из США увеличатся с 6% до 21%.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR снизился до 87.5 долл./т., цена низкокалорийного материала 4200 GAR также просела ниже 48 долл./т. в связи с ограниченным спросом на спотовом рынке, что обусловлено праздниками в Китае и снижением потребления. Давление на котировки также оказывают высокие запасы на складах потребителей.
Министерство энергетики может привязать экспортные продажи угля к внутреннему ценовому бенчмарку (HBA) с целью увеличения бюджетных поступлений, хотя представители компаний опасаются, что данная инициатива навредит отрасли. При этом в случае отказа экспортеров придерживаться нового правила их лицензии могут быть отозваны. В провинции Джамби на острове Суматра произошло столкновение баржи с мостом, в результате чего власти призвали к перекрытию местных водных транспортных путей, однако данное событие не оказало существенного влияния на рынок.
Ввиду инициативы Трампа по выходу из Парижского соглашения власти Индонезии планируют пересмотреть целесообразность зеленого курса и отказа от угольной генерации.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 опустился ниже 110 долл./т. на фоне общего нисходящего тренда. Во многих азиатских странах продолжаются праздники, что оказывает дополнительное давление на спотовый рынок.
Индекс австралийского металлургического угля HCC не изменился и составил 185-186 долл./т. ввиду ограниченной торговой активности. При этом на рынке сохраняется избыточное предложение, что в ближайшие недели может привести к падению цен ниже 180 долл./т. Неблагоприятная конъюнктура подтверждается тем, что конечные потребители перепродают свой материал (не менее 3-4 партий Panamax предлагаются на спотовом рынке).
Тем не менее повышение тарифов в КНР может поддержать спрос на австралийский материал, поскольку китайские импортные пошлины на коксующийся уголь из США увеличатся 10 февраля с текущих 3% до 18% (примерно на 14-21 долл./т.). При этом американский уголь будет составлять конкуренцию австралийскому в других странах АТР (Япония, Малайзия, Южная Корея, Индия), куда он может быть перенаправлен из-за повышения пошлин в Китае.
По предварительным данным, экспорт российского угля в Индию в 2024 г. незначительно увеличился до 27.0 млн т. (+0.4 млн т. или +1.5% к 2023 г.). При этом общий импорт угля Индией в 2024 г. составил 250.0 млн т. (+1.5 млн т. или +0.6% к 2023 г.).
Доля России в угольном импорте Индии в 2024 г. осталась практически на уровне прошлого года и составила 10.8% (10.7% в 2023 г.).
Ожидаемому наращиванию экспорта российского угля в Индию препятствуют серьезные логистические проблемы, а также международные санкции, низкие мировые цены и высокие транспортные расходы, вследствие чего большая часть производителей вынуждена экспортировать уголь с нулевой или отрицательной рентабельностью. Российским поставщикам приходиться сокращать экспорт на всех направлениях. Поставки через порты Юга, а также Северо-Запада являются убыточными, доступ к железнодорожным мощностям остается ограниченным на фоне роста ж/д тарифов.
Уголь является основным источником электроэнергии в Индии, обеспечивая около 75% генерации в стране. По состоянию на 2024 г. на стадии строительства в Индии находились угольные ТЭС общей мощностью около 30 ГВт. Это второй показатель в мире после Китая, где строится порядка 175 ГВт угольных электростанций.
Правительство РФ отложило реализацию проекта расширения угольного терминала ВаниноТрансУголь (ВТУ) в порту Ванино с 2025 г. на 2030 г. из-за ограниченной пропускной способности Восточного полигона. Кроме того, в отличие от прошлого года РЖД отказалось подписывать соглашение о вывозе угля с регионами, за исключением Кузбасса.
Данный проект предполагает увеличение мощности ВТУ с 12 млн т. до 24 млн т. в год. Терминал, принадлежащий компании Колмар и расположенный в бухте Мучке Хабаровского края, был введен в эксплуатацию в сентябре 2020 г.
В 2024 году перевалка терминала упала до 8.0 млн т. угля (-3.6 млн т. или -31% к 2023 г.). ВТУ обеспечивает экспорт материала, поставляемого с угольных предприятий, расположенных в Якутии, включая Колмар, Стройсервис и Эльгауголь.
На европейском рынке угля цены двигались в диапазоне 108-112 долл./т. вслед за высокой волатильностью на рынке газа и электроэнергии. Давление на котировки оказывали такие факторы, как слабый спрос и увеличение возобновляемой генерации. По итогам 2024 г. импорт угля странами Европы упал на 30% до 36.7 млн т. на фоне сокращения потребления и увеличения фокуса на генерацию ВИЭ. Однако в 1 квартале 2025 г. прогнозируется более активное потребление энергетического угля по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, чему способствует более высокая рентабельность угольной генерации. Кроме того, 5 февраля в Германии компания Uniper вновь запустит электростанцию Datteln мощностью 1.1 ГВт после 3-месячного простоя в результате аварии (приведшей к падению потребления на 0.50 млн т.).
Газовые котировки на хабе TTF выросли до 552.39 долл./1000 м3 (+28.51 долл./1000 м3 к 22.01.2025 г.), что связано с активным потреблением и сокращением запасов газа в подземных хранилищах ЕС до 55% и напряженной геополитической обстановкой. Запасы угля на терминалах ARA остались практически без изменений на уровне 4.30 млн т. (-0.07 млн т. 22.01.2025 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 закрепились ниже 100 долл./т. на уровне 97 долл./т. Среднекалорийный материал также подешевел, поскольку спрос в Индии остается ограниченным из-за высоких запасов на складах потребителей и падения цен на губчатое железо.
Ж/д оператору Transnet по итогам 2024 г. удалось нарастить перевозки угля по ветке North Corridor в адрес терминала RBCT до 51.91 млн т. (+8% к 2023 г.). При этом Transnet планирует увеличить показатель до 55 млн т., а партия Африканский национальный конгресс на прошедшей неделе предложила рассмотреть возможность выделения средств для ж/д оператора, который является стратегически значимой компанией, но не справляется с долговыми обязательствами. Таким образом, ЮАР может оказать Transnet финансовую помощь по аналогии с энергетической компанией Eskom, которой в 2023 г. было выделено 13.6 млрд долл.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao подскочили до 106 долл./т. в связи с существенным похолоданием, при этом торговая активность замедлилась в связи с празднованием Китайского Нового года (29 января – 16 февраля). Ожидается, что из-за низких температур некоторые электростанции будут пополнять запасы после праздников. Кроме того, снегопад ограничил транспортные возможности во многих добывающих регионах и привел к приостановке добычи раньше запланированных сроков.
По прогнозам Комитета по энергетике Китая, в 2025 году ожидается рост потребления электроэнергии до 10 400 ТВт (+550 ТВч или +6% к 2024 г.).
Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС выросли до 14.52 млн т. (+0.30 млн т.), запасы в 9 крупнейших портах составили 25.96 млн т. (+0.64 млн т. к 22.01.2025 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR снизился до 88 долл./т., цена низкокалорийного материала 4200 GAR оставалась также немного скорректировалась ниже 49 долл./т. по причине ограниченного спроса на спотовом рынке из-за Китайского Нового года и достаточных запасов на складах потребителей.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 опустился ниже 115 долл./т., возобновив нисходящее движение после отскока неделей ранее.
Индекс австралийского металлургического угля HCC продолжил падать, опустившись до 185-186 долл./т. в результате увеличения предложения на спотовом рынке и ограниченного спроса. По итогам 2024 г. потребление стали в КНР составило 892 млн т. (-5.4% к 2023 г.). В 2025 г. ожидается, что сокращение продолжится, но замедлится до 1% ввиду увеличения спроса со стороны производителей автомобилей, судов и бытовых приборов, хотя негативный тренд в строительном секторе сохранится.
По предварительным данным, экспорт российского угля в Китай в 2024 г. упал до 94.0 млн т. (-8.0 млн т. или -7.8% к 2023 г.). При этом в 2024 г. общий импорт угля Китаем вырос до 545.0 млн т. (+70.0 млн т. или +14.7% к 2023 г.).
Доля России в угольном импорте Китая в 2024 г. сократилась на 4.3% до 17.2%. В прошлом году она составляла 21.5%. Россия является вторым по величине экспортером угля в Китай после Индонезии. Далее следуют Австралия и Монголия. По итогам 2024 г. всем перечисленным странам удалось нарастить объемы поставок в Китай, в особенности, Австралии, чей экспорт увеличился почти на 30 млн т. или на 57%.
Падение российских экспортных поставок угля связано с серьезными логистическими проблемами, а также с международными санкциями, низкими мировыми ценами и высокой себестоимостью, вследствие которых большая часть производителей вынуждена экспортировать уголь с нулевой или отрицательной рентабельностью. Российским поставщикам приходиться сокращать экспорт на всех направлениях. Поставки через порты Юга, а также Северо-Запада являются убыточными, доступ к железнодорожным мощностям остается ограниченным на фоне роста транспортных расходов.
Таким образом, из-за логистических сложностей и высоких транспортных расходов, выпадающие объемы российского угля на китайском рынке замещаются поставками стран-конкурентов.
Возгорание на шахте Алардинская 9 декабря 2024 г., ставшее причиной остановки добычи, было локализовано. Однако шахта, входящая в состав ПАО Распадская, сможет вернуться к производству не раньше, чем через полгода.
В конце прошлого года суд за допущенную аварию остановил все работы на предприятии.
Производственная мощность шахты Алардинская, расположенной на юге Кузбасса, составляет 3 млн т. коксующего угля в год, а объем промышленных запасов - более 420 млн т.
Добыча на шахте Алардинская по итогам 2024 г. составила 1.6 млн т. (+0.4 млн т. или +33% к 2023 г.). Совокупная добыча ПАО Распадская сократилась до 18.0 млн т. (-0.3 млн т. или 1.6% к 2023 г.).
Таким образом, в 2025 г. в результате простоя шахты на рынок не попадет около 1.0 млн т. угля и показатели ПАО Распадская продолжат сокращаться.
Норильский Никель и Белаз 24 января подписали соглашение, в рамках которого планируется создать серийное производство горной техники и обеспечить данным оборудованием рынки России и стран СНГ. Компании разработают горную технику для подземных и наземных работ, а также наладят процессы капремонта и техобслуживания машин и производство и поставку запчастей.
При этом совместная работа по изготовлению новых образцов горной техники уже началась и в рудниках Норильска работают первые тестовые образцы.
Сегодня среднегодовая потребность российских добывающих компаний в горной технике достигает около 300 единиц, тогда как имеющееся производство практически отсутствует и не способно обеспечить комплексные поставки. Даже в производстве дорожно-строительных машин доля российского производства составляет не более 5–10%.
В 2023 году импорт машин для горной добычи из Китая вырос на 45%, и их доля в сегменте составила около 60–70%.
Высокий спрос на карьерную технику сохранится в ближайшие годы, особенно на фоне проблем с эксплуатацией китайской карьерной техники в северных регионах и высокой стоимостью ремонта.