Актуальная ситуация в угольной промышленности в России и мире. Партнерский проект Coal center analytics (CCA) и портала EastRussia.
На прошедшей неделе на угольном рынке Европы наблюдалось падение цен ниже
104 долл./т. Давление на котировки оказало сокращение потребления, увеличение генерации ВИЭ, снижение цен на газ на фоне ослабления опасений относительно конфликта на Ближнем Востоке. Кроме того, в ближайшую неделю возобновляются отгрузки угля из США через порт Балтимор, который ранее был заблокирован в результате обрушения моста.
Газовые котировки на хабе TTF скорректировались до 330 долл./1000 м3 (-10 долл./1000 м3 к 08.05.2024 г.) в связи с увеличением поставок норвежского газа. Запасы на терминалах ARA сократились до 5.4 млн т. (-0.2 млн т. к 08.05.2024 г.), впервые за два года опустившись ниже отметки 5.5 млн т., что обусловлено сокращением поставок в европейские страны из-за невысокого спроса.
Индекс южноафриканского угля 6000 укрепился выше 106 долл./т. на данных о низких складских запасах и стабильном спросе со стороны Индии и стран АТР. Запасы на складах Richards Bay Coal Terminal (RBCT) восстановились с минимальных значений до 2.1 млн т. (+0.2 млн т. к 08.05.2024 г.).
В июне правительство ЮАР планирует продлить срок эксплуатации угольных электростанций Eskom, что является позитивной новостью для местных добывающих компаний, поскольку южноафриканские ТЭС в совокупности потребляют 100 млн т. угля или около 50% общего объема добычи в стране. Ожидается, что закрытие трех ТЭС (Camden, Grootvlei и Hendrina) будет перенесено с 2023-2027 гг. на 2027-2030 гг.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao прибавили 1 долл./т. до 120 долл./т. на ожиданиях увеличения спроса в связи с необходимостью пополнения запасов в преддверии лета. При этом за последние несколько дней цены скорректировались вниз после заявления властей провинции Shanxi об ослаблении контроля за объемами добычи, а также просьбы к угольным компаниям нарастить производство до 110% от имеющихся мощностей и вернуть ночные смены. На прошедшей неделе власти также разрешили возобновить добычу на ранее остановленных шахтах, где происходили несчастные случаи, но были проведены восстановительные работы и устранены нарушения.
Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС увеличились с 14 млн т. до 14.3 млн т., потребление угля выросло с 740 тыс. до 746 тыс. в сутки, запасы в 9 крупнейших портах составили 24.4 млн т. (+1.2 млн т. к 08.05.2024 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR подорожал до 91.8 долл./т. (+1.3 долл./т. к 08.05.2024 г.), цена низкокалорийного материала 4200 ккал/кг GAR укрепилась до 57 долл./т. (+1 долл./т. к 08.05.2024 г.).
Котировки индонезийского угля двигались вверх из-за стабильного спроса со стороны китайских производителей химической продукции, цемента и электроэнергии. Кроме того, спрос увеличился со стороны Индии (на низко- и среднекалорийный уголь) и Японии (на материал с калорийностью 5700-6000 ккал/кг GAR). Положительная динамика также обусловлена недавним резким потеплением в некоторых азиатских странах, включая Индию, где правительство потребовало от ТЭС, работающих на импортном угле, загружать мощности генерации на 100% до 15 октября.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 опустился ниже 145 долл./т., в том время как среднекалорийный материал 5500 подорожал до 90 долл./т. Индексы австралийского угля двигались разнонаправленно на фоне роста спроса на низко- и среднекалорийный уголь со стороны стран АТР и давления на котировки высококалорийного угля по причине падения цен на энергетическом рынке Европы.
Индекс австралийского металлургического угля HCC упал до уровня 235 долл./т. В связи с ухудшением конъюнктуры на рынке стали китайские производители кокса отказались от повышения цен на свою продукцию, что оказало давление на австралийские цены.
В рамках масштабной реструктуризации бизнеса компания Anglo American объявила о планах продать подразделение по добыче металлургического угля с целью сфокусироваться на производстве меди и железной руды. Anglo American также отметила, что в настоящее время рассматривает предложение одного из потенциальных покупателей, при этом недавно компания отвергла предложение BHP. В 2023 г. компания Anglo American добыла 16 млн т. металлургического угля.
Новые санкции продолжают снижать предложение российского угля
Доступность высококачественного российского угля на мировом рынке, включая энергетический материал, уголь PCI и антрацит, значительно снизилась в январе-мае 2024 г. Дефицит предложения из России продолжит усиливаться далее, с июня 2024 г., на фоне ввода новых санкций против Сибантрацита, одного из крупнейших производителей металлургического угля в России и крупнейшего производителя высококачественного антрацита в мире.
По предварительной оценке, в результате санкций экспортные отгрузки Сибантрацита в январе-мае 2024 г. упадут до 5.8 млн т. (-3.9 млн т. или -40% к январю-маю
2023 г.).
Сокращение российских экспортных поставок в 2024 г. из-за санкций, с учетом объемов Сибантрацита, СУЭК и Мечела, составит около 50 млн т. При сохранении санкционного режима в 2025 г. на рынок не попадет почти 65 млн т. угля.
Таким образом, под санкции США с начала 2024 г. попало 30% российского угольного экспорта, что ведет к дисбалансу мирового спроса и предложения на высококачественный уголь как энергетический, так и металлургический, включая PCI и антрацит. Выпавшие объемы высококачественного российского угля будет невозможно заменить на рынке, так как продукция из Индонезии, Южной Африки и Колумбии несопоставима по качеству, а возможности наращивания производства в Австралии ограничены, что может подстегнуть вверх ключевые индексы, рассчитываемые на основе материала 6000 ккал/кг, а также цены на коксующийся уголь, PCI и антрацит.
Ограниченная пропускная способность БАМа и Транссибирской магистрали препятствует наращиванию объемов перевалки в Дальневосточных портах, где логистика наиболее благоприятна для поставок на рынок АТР из-за низкого фрахта. Сочетание низких текущих цен с высокими расходами на железнодорожную перевозку и ставками перевалки в портах, делают экспортные поставки нерентабельными, вынуждая российские угольные компании приостанавливать отгрузки на экспорт, снижать добычу, а в отдельных случаях закрывать добывающие предприятия и сворачивать проекты на новых месторождениях.
Убыточность поставок из портов Балтики и Черного моря уже стала причиной существенного снижения экспорта угля на данных направлениях и в дальнейшем может привести к приостановке отгрузок энергетического материала из терминалов Северо-Запада и Юга России. Объемы перевалки угля в крупнейшем российском порту на юге страны — Тамани продолжают падать и в январе-мае 2024 г. экспортные поставки оценочно составят 2.4 млн т. (-9.1 млн т. или -79.1% к январю-маю 2023 г.).
Кроме того, плановые летние ремонтные работы и мероприятия по модернизации на ж/д сети РЖД также добавят ограничений на, и без того сниженный, объем российского экспорта.
Глава Кузбасса утвержден на пост министра энергетики России
Госдума утвердила на должность министра энергетики России Сергея Цивилева, который с 2018 года возглавляет Кузбасс, главный угольный регион России. В составе нового правительства 62-летний чиновник сменит на посту Николая Шульгинова, которому исполняется 73 года.
Цивилев обозначил, что для него в приоритете будут поручения президента Владимира Путина, интересы жителей Кузбасса и всех регионов страны.
Предположительно новый министр также будет выполнять роль антикризисного управляющего, для которого одним из ключевых станет вопрос взаимодействия с АО РЖД, поскольку угольная промышленность оказалась в сложной ситуации из-за высоких транспортных расходов, ограниченных провозных мощностей, низких цен на международном рынке и санкционного давления. Цивилев неоднократно обращался к правительству, поскольку РЖД сокращало планы по вывозу угля и недостаточно оперативно развивали пропускную способность ж/д инфраструктуры.
Добыча угля в Кузбассе по итогам января-апреля 2024 г. упала до 69.4 млн т. (-3.3 млн т. или -4.5% к январю-апрелю 2023 г.). Экспорт в 1 квартале текущего года снизился до 45.5 млн т. (-6.6 млн т. или -12.8% к январю-марту 2023 г.).
С начала года под санкции США попало 30% российского угольного экспорта, в связи с чем ожидается дальнейшее сокращение добычи и поставок высококачественного угля на международные рынки.
Coal center analytics (CCA)
В начале текущего года возникают проблемы с продажей добываемых на Дальнем Востоке углеводородов за рубеж. При этом все еще не решен вопрос о принадлежности доли одного из крупных в прошлом акционеров сахалинского шельфового проекта. В угледобыче планируется увеличение объемов производства, тем не менее существует ряд ограничений для роста экспорта.
Нефть
В прошлом месяце правительство РФ скорректировало требования к потенциальному покупателю доли в шельфовом нефтегазовом проекте «Сахалин-2»[1]. Согласно ним, претендент должен обладать опытом международной торговли сжиженным природным газом, тогда как прежде такое условие не было предусмотрено. Кроме того, претендент должен иметь действующие договоры поставки СПГ со сроком действия более пяти лет. Также от покупателя, помимо опыта эксплуатации завода по производству СПГ с объемом производства более 4 млн тонн в год и суммарно накопленного объема производства около 40 млн тонн, требуется иметь опыт продаж подобных объемов. Из документа исключено требование о наличии действующих договоров фрахтования судов-газовозов с общим объемом грузовместимости более 4 млн куб. м.
Еще в апреле прошлого года правительство разрешило ПАО «НОВАТЭК» приобрести долю в 27,5% в операторе проекта – ООО «Сахалинская энергия». Ранее она принадлежала британско-нидерландской Shell. На сегодняшний день сделка все еще не закрыта. При этом «НОВАТЭК» соответствует установленным правительством критериям для потенциального покупателя. Исключение требования по судам-газовозам связано с проблемами, которые «НОВАТЭК» испытывает в настоящее время в вопросе поставок танкеров ледового класса[2]. ООО «Сахалинская энергия» тем временем сократило производство СПГ с 11,5 млн тонн в 2022 г. до 10 млн тонн в 2023 г. Суточная производительность завода по производству СПГ в рамках проекта составляет около 32 тыс. тонн.
В этих условиях «Сахалинская энергия» рассчитывает реализовать СПГ на китайском рынке. Китайским покупателям предлагается заключить контракт на 12 партий СПГ в год (около 1 млн тонн) на срок 3-5 лет (начиная с августа текущего года). Объявлен соответствующий тендер. Цена будет привязана к цене на нефть Brent, и при ее стоимости в 83 доллара за баррель может составить 356 долларов за 1 тыс. куб. м.
В целом в 2023 г. «Сахалин-2» экспортировал 10,2 млн тонн СПГ, включая почти 6 млн тонн в Японию, 2,58 млн тонн в Китай, 1,65 млн тонн в Республику Корея. При этом до 90% партий реализуются по долгосрочным контрактам. Японские предприятия, прежде выступавшие основными покупателями СПГ с сахалинского проекта, не были приглашены для участия в объявленном новом тендере.
Кроме того, у Shell, несмотря на выход из проекта, сохраняется offtake-контракт на получение до 1 млн тонн СПГ в год с «Сахалина-2» до 2028 г. После фактического прекращения участия Shell в проекте данный объем продавался на спотовом рынке. Намерение «Сахалинской энергии» законтрактовать сопоставимый объем газа с покупателями в КНР (на долгосрочной основе) может быть следствием снижения спотовых цен на газ.
Следует отметить, что в феврале Госдумой в третьем чтении был принят, а Советом Федерации одобрен законопроект, вносящий поправки в Налоговый кодекс РФ и выводящий ряд компаний из-под повышенного НДПИ на газ[3]. В том числе от повышенного НДПИ освобождены объемы газа, которые будут получены Россией в рамках проекта «Сахалин-2» в счет роялти для реализации его потребителям.
Индия продолжает снижать закупки российской нефти, добываемой на востоке страны. Потенциальным покупателем данных объемов может стать Китай. Отгрузки нефти Sokol (премиальная марка, «Сахалин-1») в Индию прекратились в конце прошлого года на фоне разногласий сторон по поводу условий контракта с государственной индийской компанией Indian Oil. Часть нефти проекта «Сахалин-1», изначально предназначавшаяся для поставки в Индию, в феврале была перенаправлена в КНР. Танкеры Viktor Titov и Viktor Konetsky доставили партии нефти в китайские порты провинции Шаньдун и порт Тяньцзинь.
Китай приобрел два груза Sokol со скидкой по отношению к нефти сорта Brent в 1 доллар за баррель. Прежде Sokol торговался на азиатском рынке с премией к Brent. Цены на Sokol в Де-Кастри (Хабаровский край) тогда могли находиться на уровне 65-68 долларов за баррель (выше ценового потолка, но дешевле сорта ВСТО). Всего в КНР было поставлено пять партий нефти Sokol, что стало наиболее высоким показателем экспорта данного сорта в Китай с марта 2021 г.
Часть поставок все же была направлена в Индию. Танкер Jaguar разгрузился в индийском порту Вадинар, груз предназначался для НПЗ Nayara Energy, наиболее крупным акционером которого является «Роснефть». Танкер Seagull направлен в порт Мумбаи для поставки на завод BPCL (Bharat Petroleum). Танкер Rani проследовал в направлении Вишакхапатнама, где расположен НПЗ дочерней структуры ONGC (акционер «Сахалина-1», имеет 20%). Индия также снижает закупки нефти сорта ВСТО (также премиальный), в то время как его поставки китайским покупателям в данном случае могут увеличиться.
При этом приостановка поставок нефти Sokol компенсировалась увеличением прокачки по нефтепроводу ВСТО («Восточная Сибирь – Тихий океан») в КНР. Еженедельный объем поставок составил 3,5 млн баррелей в сутки (рост на 365 тыс. баррелей в сутки).
В макрорегионе действуют угольные проекты, увеличивающие объемы добычи. При этом для экспортных поставок существуют инфраструктурные ограничения. В феврале президент РФ В.Путин поручил главе правительства М.Мишустину и главе ОАО «РЖД» О.Белозерову принять меры по обеспечению вывоза угольной продукции на экспорт из Кемеровской области, Бурятии, Хакасии, Якутии, Тувы и Иркутской области в восточном направлении в объемах, определенных соглашениями между «РЖД» и главами регионов. Напомним, что объемы, указанные в соглашениях «РЖД» с регионами, получают право на проезд на восток прежде, чем большинство других грузов.
Объемы вывоза по соглашениям с регионами на 2023 г. не раскрывались. По предварительным данным, квота на 2023 г. составляла 93,7 млн тонн, в том числе на Кузбасс приходилось 53,1 млн тонн, на Якутию – 26 млн тонн, на Бурятию – 8,1 млн тонн, на Хакасию – 6,1 млн тонн, а на Туву – 0,4 млн тонн. Тем не менее вывоз по квотам из Кузбасса фактически был ниже и составил 52,7 млн тонн. В текущем году квота увеличена на 6%. Так, из Кемеровской области планируется вывезти 54,1 млн тонн, из Якутии – 26,3 млн тонн, из Бурятии – 8,5 млн тонн, из Хакасии – 6,5 млн тонн, из Иркутской области – 3,3 млн тонн, из Тувы – 0,65 млн тонн.
Несмотря на то, что азиатские рынки сбыта в настоящее время не являются убыточными, отмечается снижение стоимости угля при экспорте через порты Дальнего Востока – на 10% по сравнению с четвертым кварталом 2023 г. и примерно на треть по сравнению с четвертым кварталом 2022 г. Ожидается дальнейшее уменьшение цен из-за сокращения спроса и введения в январе импортных пошлин на российский уголь в Китае. Кроме того, с 1 марта правительство РФ вновь ввело курсовые экспортные пошлины на вывоз угля – от 4% до 7% в зависимости от курса (нулевая при курсе менее 80 рублей за доллар). Мера будет действовать до 28 февраля 2025 г.[4] Минфин в феврале также предлагал установить плоскую надбавку к ставкам НДПИ на уголь в размере 380 рублей на тонну[5].
Рост угледобычи продолжает фиксироваться на Чукотке. В январе текущего года добыча угля в регионе выросла на 9% по сравнению с январем 2023 г., составив 124 тыс. тонн. Добычу каменного угля осуществляет ООО «Берингпромуголь» (австралийская Tigers Realm Coal). За отчетный период на месторождении Фандюшкинское поле недропользователь получил 120,6 тыс. тонн. Результат ОАО «Шахта Угольная» составил 3,4 тыс. тонн бурого угля на Анадырском месторождении.
В Амурской области ООО «УК «Эльга» планирует в 2028 г. запустить обогатительный комплекс на Огоджинском угольном месторождении (Селемджинский район)[6]. Производительность комплекса должна составить 32 млн тонн угля в год. Намечено начало строительства первой фабрики производительностью 2 млн тонн, ее ввод в эксплуатацию должен состояться в 2025 г. До 2028 г. в состав комплекса войдут еще шесть обогатительных фабрик (производительность каждой – 5 млн тонн угля в год).
В рамках проекта продолжается строительство железной дороги от Огоджинского месторождения до станции Февральск на БАМе. Протяженность первой очереди должна составить 72 км, к настоящему времени проложено 27,6 км железнодорожного полотна. Окончание работ намечено на сентябрь 2024 г., пусконаладочные работы предполагается начать в конце 2024 г.[7]
В 2023 г. на Огоджинском месторождении было добыто 1,4 млн тонн угля, что в три раза превысило результат 2022 г. Суммарные запасы месторождения оцениваются в 1,5 млрд тонн угля. Перевалку угля месторождения планировалось проводить в порту Вера[8] в Приморском крае (мыс Открытый, в 130 км от Владивостока). Но структуры А.Авдоляна намерены продать данный портовый актив.
Тем временем на Сахалине ООО «Восточная горнорудная компания» (ВГК) в феврале начало испытания магистрального угольного конвейера, соединяющего Солнцевский угольный разрез (Углегорский район) и морской порт Шахтерск. Весной текущего года планируется завершить пусконаладочные работы всего конвейера. Его протяженность составляет 23 км, с помощью него предполагается снизить негативное воздействие на экологию и нагрузку на автодорожную сеть при перевозке угля в порт.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Пильтун-Астохское и Лунское месторождения на шельфе Сахалина. Японские корпорации Mitsui и Mitsubishi получили в «Сахалинской энергии» доли в 12,5% и 10% соответственно.
[2] В текущем году «НОВАТЭК» может получить от одного до трех танкеров класса Arc7 с южнокорейской верфи Hanwha Ocean (бывшая DSME). Еще часть танкеров не может быть поставлена из-за санкций. Танкеры с судоверфи «Звезда» в текущем году поставлены не будут.
[3] Повышение налога введено с 1 января 2024 г. в целях изъятия в бюджет дополнительных доходов, полученных газодобывающими компаниями от индексации тарифов на газ. Формула расчета учитывает совокупный объем реализации газа в месяце, предшествующем налоговому периоду, на территории конкретного субъекта РФ (за исключением определенных категорий организаций и населения). Первоначально действие закона не распространялось только на газ, поставляемый населению, котельным и ТЭЦ, а также на предприятия, которые ведут переработку попутного нефтяного газа.
[4] Ранее курсовая экспортная пошлина на уголь вводилась с 1 октября 2023 г., в конце декабря 2023 г. уголь был освобожден от нее.
[5] Для компенсации выпадающих доходов бюджета от отмены экспортной пошлины.
[6] ООО «Огоджинская угольная компания».
[7] Строительство ведет новосибирская компания ООО «ТехВэб» А.Будникова.
[8] Мощность перевалки – 9 млн тонн, в 2023 г. было перевалено 7,3 млн тонн.
Сегодня нехватка пропускных мощностей железной дороги – общая проблема грузоотправителей от рыбопромышленников до аграриев, однако, как выяснилось, даже в РЖД считают, что перераспределение угля в пользу спецтерминалов будет способствовать ее решению. Как развивается борьба за Восточный полигон, выясняло EastRussia.
Энергоносители – основа грузопотока
В 2024 году вопрос конкуренции за железную дорогу встал особенно остро в портовой отрасли. Доля дальневосточных портов в общем объеме перевалки грузов в 2023 году составила 26,4%, следует из данных ВМТП (Владивостокский морской торговый порт). Только в первом полугодии в дальневосточном бассейне переработано 119,1 млн тонн – на 7,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Основу дальневосточного морского грузопотока традиционно составляет экспортное направление. В первом полугодии 2023 года его доля оценивалась в 85 %. При этом основная часть грузооборота формируется за счет перевалки энергоносителей: угля, нефти, сжиженного газа, которые в 2023 году обеспечивали 79,7% общего объема перевалки по всем направлениям.
Именно черное золото стало камнем преткновения для дальневосточных стивидоров. Так или иначе, уголь переваливают во всех приморских портах – это доминирующая грузовая база стивидорных компаний Дальнего Востока. Однако после 2022 года нагрузка на железную дорогу значительно выросла, и из-за инфраструктурных ограничений грузы не всегда доходят по адресу вовремя. В результате возникают заторы, а компании несут серьезные издержки.
В конце 2023 года совладелец порта «Восточный» Андрей Бокарев обратился к президенту с инициативой – отдать приоритет в перевозках угля специализированным портам над универсальными при распределении пропускной способности Восточного полигона железных дорог.
Он указывал, что сегодня через морские гавани ДФО проходит в два раза больше угля, чем в 2012 году, однако «Восточный» загружен менее, чем на 50 %, несмотря на миллиардные инвестиции в инфраструктуру и высокую пропускную способность. Бокарев подчеркивал, что меньше 50% угля в Дальневосточном бассейне приходится на спецтерминалы, которые, по его оценке, могут быстрее, технологичнее и безопаснее для экологии переваливать этот груз. Следовательно, утверждал совладелец «Восточного», будет справедливо отдать приоритет в перевозках профильным стивидорам, то есть тем, которые специализируются на перевалке угля.
Инициативу поддержал вице-премьер РФ Андрей Белоусов, в декабре 2023 года обратившийся с ней к президенту.
И здесь универсальные порты встали на защиту своих интересов. В том числе вопрос был поднят в Законодательном Собрании Приморского края. Участники рынка, которые не являются интересантами предложения Бокарева, выдвинули свое предложение – вернуть инициативу АО «Восточный порт» на детальную проработку с участием всех, и профильных и непрофильных стивидоров Дальнего Востока и просят депутатов и губернатора Приморского края поддержать их позицию.
«Мы выступаем против дискриминации на железной дороге, тем более, что не один только Восточный порт инвестирует в инфраструктуру и безопасную перевалку. Учитывая, что уголь – доминирующая грузовая база на Дальнем Востоке, речь идет о рабочих местах и налоговых поступлениях в бюджет Приморского края. Нельзя ломать устоявшийся порядок», – комментирует источник в ВМТП.
Не потерять в грузообороте
Заместитель генерального директора АО «ДНИИМФ», кандидат технических наук, доцент Евгений Новосельцев отмечает, что на стивидорном рынке ДФО конкурируют такие игроки, как Восточная стивидорная компания, Владивостокский морской рыбный порт, Пасифик Лоджистик, Владивостокский морской порт Первомайский. При этом, например, «Восточный порт», «Торговый порт Посьет», «Вера», «Суходол» — специализированные угольные терминалы. ВМТП, рыбный порт — универсальные, но и для них уголь представляет большую важность.
Так, общий грузооборот «Владивостокского рыбного порта» в 2022 году составил 5 038 тыс. тонн грузов, на 200 тыс. тонн больше, чем в 2021 году. Из них 259 тыс. тонн — это рыбопродукция, 104 тыс тонны — металлолом, 3 330 тыс. – контейнеры и 1 063 тыс. тонн — уголь навалом. Такие данные содержатся в последнем годовом отчете компании. Там же говорится о вложениях в инфраструктуру, должную обеспечить защиту от угольной пыли, учитывая, что предприятие расположено в черте города: ветропылезащитный экран, установки пылеподавления и другое оборудование. Естественно, что «Владивостокский рыбный порт» не хочет терять в грузообороте.
«И вместе с тем самые масштабные проекты в Приморье — это специализированные порты, такие как морской порт "Суходол" в Шкотовском районе, созданный с целью облегчения доступа к портовой инфраструктуре малых и средних угледобывающих предприятий. Перевалка в специализированных портах, как правило, обходится дешевле на тонну. Порт с собственной железнодорожной инфраструктурой, вагоноопрокидывателями может осуществлять ее оперативнее и технологичнее, чем универсальный», – говорит Евгений Новосельцев.
Экономист Александр Латкин поднимает вопрос экологии. По мнению эксперта, перевалка угля должна происходить только закрытым способом и желательно за чертой города.
Из неочевидного
Со своей стороны, так называемые непрофильные стивидоры выдвигают встречные аргументы.
«Высокая скорость выгрузки угля в специализированных портах традиционно компенсируется в универсальных портах наличием большого парка грейферных кранов и кранов-манипуляторов. Так, по устоявшейся практике пять-шесть мобильных кранов-манипуляторов по производительности сопоставимы с одним вагоноопрокидывателем», — следует из обращения отраслевиков к губернатору Приморского края (есть в распоряжении агентства).
Кроме того, в обращении говорится, что «в настоящее время АО «Восточный порт» при перерабатывающей способности в 1 459 вагонов в сутки обеспечивает объем выгрузки в размере 949 вагонов в сутки. При этом отгрузка угля в адрес АО «Восточный порт» на сегодня составляет 974 вагона в сутки. Количество на Дальневосточной железной дороге вагонов с углем в адрес АО «Восточный порт» достигла 6 556 вагонов, что уже негативно сказывается на продвижении других составов в границах железной дороги. Только на станциях Дальневосточной железной дороги отставлены от движения 27 груженых поездов в адрес АО «Восточный порт»».
Авторы обращения считают, что если отдать приоритет профильному стивидору, то поездопоток еще больше сгустится в точечном направлении, и от этого не выиграет никто.
Вместо приоритизации стивидорные компании полагают целесообразным ОАО «РЖД» уделить внимание развитию тяги, припортовых станций и реконструкции «узких мест» на железнодорожной инфраструктуре общего пользования. Это, по их оценке, позволит обеспечить бесперебойную доставку грузов до морских портов в рамках договоренностей между морскими портами и ОАО «РЖД».
Интересно, что по данному поводу уже обозначила свою позицию антимонопольная служба. ФАС сообщила, что поддерживает приоритизацию профильных специализированных портов. Вместе с тем, законодательно само понятие «специализированный порт» не закреплено.
«Считаем целесообразным проработать вопрос закрепления понятия "специализированный порт" в нормативно правовых актах для возможности учета данного фактора», — уведомил антимонопольный орган.
Общая проблема
Так или иначе, проблема пропускной способности железной дороги сегодня коснулась всех грузоотправителей, от рыбопромышленников до аграриев. Грузы простаивают в тупиках, поскольку пропускных мощностей РЖД на них не хватает.
По мнению главы НО «Ассоциация рыбохозяйственных предприятий Приморья» Георгия Мартынова (организация представляет ОАО «Владивостокский морской рыбный порт», Диомидовский рыбный порт, АО «Далькомхолод»), решению проблемы будут способствовать дотации перевозок рыбной продукции автомобильным транспортом. Сегодня это обходится слишком дорого, что мешает сделать автотранспорт полноценной альтернативой ЖД-перевозкам.
«Развитие портовой отрасли — это перспективное направление в ДФО. Но, к сожалению, строительством новых портов не решить проблемы вывоза или завоза груза. Здесь требуется инфраструктура, в первую очередь, железнодорожная, способная принять грузопоток, который, прежде всего, идет из Центральной России, средней полосы. Мы видим, что правительство предпринимает определенные шаги в этом направлении, но на наш взгляд, они недостаточны», — говорит Георгий Мартынов.
Второй этап строительства Восточного полигона должен быть завершен в 2024 году. Реализация третьего этапа предполагает увеличение провозной способности до 210 млн тонн к 2030 году, а полноценный III этап – это не менее 255 млн тонн к 2032 году.
«Но здесь, на местах, мы пока не видим, чтобы железнодорожная инфраструктура расширялась. Взять рыбные порты – когда-то в послевоенные годы был построен "Владивостокский морской рыбный порт", к которому подвели железнодорожную магистраль. И как была, так и остается на мысе Чуркин одна единственная колея для вывоза рыбопродукции в центральные районы России, хотя грузооборот увеличился в десятки раз. Соответственно, на наш взгляд, самое главное в развитии портов — это строительство железнодорожной инфраструктуры и развитие автоперевозок», — комментирует Георгий Мартынов.
Особенно в пиковое летнее время очень сложно вовремя отгрузить и доставить рыбопродукцию в центральные регионы, акцентирует он. Следовательно, было бы правильно дотировать автоперевозки, когда железная дорога особенно сильно перегружена.
Также, говоря об объемах перевалки, собеседник отмечает проблему несколько устаревших холодильных мощностей в рыбных портах. Сейчас предприятия, которые приобрели квоты по вылову краба с обязательствами построить несколько холодильников на Дальнем Востоке, как раз ищут подходящие локации для реализации своих планов.
Многие участники рынка сходятся на том, что стоит крайне аккуратно подходить к вопросу приоритетов и больше внимания уделять другим номенклатурам грузов. Например, Александр Латкин уверен, что приоритета угля на железной дороге не должно быть в принципе.
Отметим, «Российские железные дороги» к концу 2022 года обеспечили провозную способность на Восточном полигоне на уровне 173 млн тонн. Это максимальный объем груза, который новая инфраструктура может пропустить в идеальных условиях с учетом существующих ограничений, сообщил в интервью «Коммерсанту» заместитель главы РЖД Алексей Шило.
Среди мер для полноценного нивелирования сдерживающих факторов в перевозках Шило предлагает «поддержать предложения некоторых участников рынка по приоритизации перевозок в специализированные терминалы».
«По нашей оценке, только по углю приоритетная отгрузка в специализированные терминалы позволит увеличить объемы вывоза на Восток до двух млн тонн», – цитирует агентство замглавы РЖД.
В Минэнерго РФ не рассчитывают, что в 2024 году параметры угольной промышленности удастся нарастить — они останутся примерно на результатах предыдущего года. Добычу предполагается сохранить на уровне 440 млн тонн, экспорт – в районе 210-220 млн тонн, но за сохранение прежних результатов придется еще побороться: угольщики переживают непростой период, сокращая производство в ряде регионов. Цены на их продукцию на внешних рынках продолжают снижаться с прошлого года. Однако вся проблематика этим не исчерпывается, в числе других сложностей – вновь обострившаяся проблема доставки угля к портам Дальнего Востока.
Цены падают, а издержки растут
Примечательно, что низкие цены сегодня не свидетельствуют о каком-либо провале мирового спроса. К тому же традиционно серьезную зависимость от угольной продукции испытывают рынки АТР. В первом квартале Индия по отношению к январю-марту 2023 года увеличила импорт из разных стран на 23,8%, КНР – на 17%.
«Здесь, правда, нужно отметить, что производство угля в самом Китае в текущем году все же снижается – по данным Государственного статистического управления КНР в январе-феврале 2024 года добыча угля в Китае сократилась на 4,2%. В отношении угольной промышленности Китай действительно может попробовать двигаться сейчас путем развитых стран, наращивая при необходимости импорт, однако переходя на более чистые источники энергии на внутреннем контуре», – поясняет аналитик «Финама» Николай Дудченко.
Тем не менее, у российских экспортеров 2024 год начался с падения объемов поставок. Если во второй половине прошлого года в Китай экспортировалось в среднем 8,5 млн тонны угля в месяц, то в январе этого – 7,5 млн тонны, в феврале – 7 млн тонн, в марте – 7,8 млн тонны. В целом угольные отправки за границу в первом квартале снизились на 13% – до 45,2 млн тонны. При этом в марте, по оценке Центра ценовых индексов (ЦЦИ) Газпромбанка, снижение составило 17%.
По данным ЦЦИ, отгрузки коксующегося угля остаются относительно стабильными, и падение в основном обусловлено сокращением энергетического концентрата. В настоящий момент определенный позитив связан с металлургическими марками угля, подтверждает коммерческий директор по навалочным грузам ОТЭКО Александр Гаганов, глобальный минимум здесь, похоже, пройден. Хотя сокращают импорт российского сырья Япония, Тайвань и Южная Корея, статус-кво в торговых отношениях сохраняют Китай, Индия и Турция. На горизонте 2024-2025 годов в компании видят рост экспортных отправок коксующегося угля примерно на 6%. Однако с продажами энергетических марок ситуация сложнее, а именно они занимают весомую долю в мировой торговле твердым топливом: из 1,4 млрд тонн суммарного экспорта более 1 млрд тонн приходится на уголь для энергетики.
В условиях низких мировых цен для угольных компаний России растут разного рода издержки, например, увеличились расходы, связанные с приобретением спецтехники зарубежного производства. Кроме того, за последние полтора года возросло налоговое бремя, в частности, стал действовать повышенный НДПИ на коксующиеся марки угля.
«Мы совместно с Минэнерго, Минфином работаем, и, к сожалению, успешных результатов нет, но надеемся, что как-то удастся снизить дальнейшее давление на нашу отрасль», – не исключает вице-президент по работе с государственными органами ООО «Коулстар» Асико Джавахян.
«Цены на уголь упали до уровня 2021 года, в то время как себестоимость продукции выросла, в первую очередь, в силу санкционных ограничений, связанных с поставками оборудования, в силу того, что угольные компании опережающими темпами повышали зарплату своим работникам, она поднялась на 56%. В то же время железнодорожные тарифы увеличились на 111% с 2021 года. Все это создает достаточно серьезные кассовые разрывы у предприятий», – подытожил ответственный секретарь комиссии по горнопромышленному комплексу Российского союза промышленников и предпринимателей Максим Довгялло.
Без оказания мер поддержки по итогам 2024 года убытки угольщиков РФ могут достигнуть 450 млрд рублей, что вдвое больше, чем угольные компании заработали в 2020 и 2021 годах, отмечают аналитики «Газпромбанк Инвестиции».
Как доехать к морю
Фактически угольщикам нужно продержаться год, поскольку в следующем ожидается благоприятная конъюнктура.
«Мы спады видели достаточно часто, за последние 25 лет это уже четвертый цикл. Естественно, мы понимаем, что 2024 год проходим по минимальным ценам, и с 2025 года будем наблюдать разворот на рост спроса по углю», – заявил на форуме «Горнодобывающая промышленность: инвестиционные проекты и меры поддержки», состоявшемся 12 апреля, заместитель министра энергетики России Сергей Мочальников.
По его словам, рынки КНР и Индии – залог уверенности в перспективах экспорта.
«Новая генерация в Китае – свыше 100 ГВт, а средний срок службы – 50 лет. Отсчитайте от 2023 года 50 лет – мы уверены в будущем спросе на каменный уголь», – обнадежил замглавы Минэнерго.
Вместе с тем угольной отрасли важна помощь здесь и сейчас. В качестве потенциальных мер поддержки в отраслевом сообществе называют отмену курсовой экспортной пошлины на уголь или ввод цены отсечения, ниже которой вывозная пошлина перестает действовать, пересмотр механизмов налогообложения.
Большой блок вопросов связан с логистикой. Изменения последних лет в железнодорожных тарифах оказали дополнительное давление на угольный бизнес, свидетельствует Асико Джавахян.
«Напомню, понижающие коэффициенты были отменены, и это приводит к тому, что не все направления [экспорта] в настоящее время рентабельны», – заявил представитель «Коулстар».
По словам Сергея Мочальникова, понижающий коэффициент на перевозку угля был отменен в 2022 году в связи с высокой доходностью отрасли. Сейчас ситуация изменилась, доходности нет. Поэтому вопрос возвращения такого коэффициента необходимо обсуждать со всеми заинтересованными сторонами, уточнил чиновник.
Еще одна важная проблема, о которой говорят угольщики – увеличение квот на вывоз продукции в сторону портов и погранпереходов Дальнего Востока. К примеру, в Хакасии из-за проблем с приемом угля к перевозке практически все разрезы работали вполовину от своих возможностей, подчеркнул председатель Верховного совета республики Сергей Сокол.
«С учетом сезонного спада и периода летних путевых ремонтных работ на РЖД перспективы до конца 2024 года не дают поводов для оптимизма», – посетовал он.
Отмена понижающих коэффициентов на железнодорожную перевозку, ввод экспортных пошлин и закрытие из-за санкций западного направления делают местных угледобытчиков неконкурентоспособными, сказал председатель парламента.
«На сегодняшний день ситуация такова, что на каждой тонне отправки на запад убытки составляют от 400 до 1 500 рублей на тонну. С учетом падения цен и ограничения западного направления единственной альтернативой остаются Индия и Китай. Но из-за транспортно-логистических сложностей (хакасский уголь завозится в Юго-Восточную Азию, в том числе, по Северному морскому пути) в конечной стоимости угля 2/3 составляют транспортные расходы», – комментирует Сергей Сокол.
Вывоз на экспорт затруднен и в Якутии. По словам первого зампреда республиканского правительства Джулустана Борисова, остро встал вопрос, связанный с согласованием и приемкой к транспортировке угля у ООО «УК «Колмар». Эта компания отправляет уголь в адрес собственного порта АО «ВаниноТрансУголь».
«Данная ситуация привела к накоплению сверхнормативного запаса угля на складах в объеме порядка 1 млн тонн, к приостановке двух обогатительных фабрик с 12 марта и к работе одной обогатительной фабрики на 50% нагрузки», – рассказал Джулустан Борисов.
Потребность в отгрузке на апрель у «Колмара» составляет 573 тыс. тонн, но РЖД предварительно согласовали только 75% от этого объема, уточнил он.
Третий не лишний
Как сообщил Сергей Мочальников, в 2024 году объем угольных перевозок по Восточному полигону увеличится с прошлогодних 108 млн тонн до 111 млн тонн. Модернизация железнодорожной инфраструктуры дает прирост провозной способности. Вместе с тем, отмечает руководитель департамента СУЭК по стратегиям и связям с государственными органами Александр Долгих, неплохо было бы научиться распределять дополнительный размер мощностей РЖД между экспортерами.
«В 2024 году угля будет выезжать 111 млн тонн, а сколько будет в 2025 или 2026-м, просто не знаем. Мы предлагали методику, формализовали, чтобы все примерно понимали, как этот прирост делить между собой. Чтобы это не было в режиме поручения президента, поручения председателя правительства, зампреда правительства – такая картина не совсем системна», – подчеркнул Александр Долгих.
В апреле был утвержден проект инвестиционного паспорта III этапа модернизации Восточного полигона. Сейчас он находится на утверждении в правительстве РФ.
Согласно плану, необходимо построить более двух тыс. км вторых путей и свыше 1,5 тыс. искусственных сооружений (мостов, тоннелей, водопропускных труб и т.д.) Будут возведены четыре крупнейших инженерных объекта: дублеры Северомуйского, Кузнецовского, Кодарского тоннелей и моста через Амур у Комсомольска. Все это позволит к 2030 году нарастить провозные способности Восточного полигона до 210 млн тонн, а по итогам 2032-го – до 270 млн тонн.
Реализация мер инфраструктурного развития, безусловно, расширит возможности вывоза экспортных грузов, включая угольную продукцию. В частности, как ожидается, Кузбасс с нынешних 54,3 млн тонн в 2033 году сможет нарастить отправки угля по Восточному полигону, как минимум, до 75,5 млн тонн, Бурятия – с 8,5 млн до 16,2 млн тонн, Амурская область и Якутия (причем Эльга к тому времени, вероятно, переключит свой основной поток на новый порт в Охотском море) – с 27,5 млн до 47,5 млн тонн, Хабаровский край – с 5,3 млн до 15,1 млн тонн.
Согласно базовому сценарию, угольные перевозки через Дальний Восток в 2033 году могут достигнуть 182 млн тонн. Порядка 108 млн тонн придется на Ванино-Совгаванский узел и 73,6 млн тонн – на терминалы Приморья. Но заявляемая цифра недостаточна – после 2032 года может поехать больше угля, уточнил Александр Долгих, тем более возможности портов станут еще шире.
Отправители угля будут регламентированы и не смогут использовать все возможности Восточного полигона и после III этапа, к тому же растущие потребности в перевозках наблюдаются и у других отраслей экономики, признал Сергей Мочальников. К этому следует быть готовым.
«Нужно создать рабочую группу по мерам технологического характера. Инновация (вагоны с повышенной нагрузкой на ось – прим. ред.), временные интервалы движения поездов, работа со станциями и портами, работа с порожняком и другим подвижным составом, работа с локомотивным парком – здесь много чего. И начиная с того, как правильно формировать отправку груза от отправителя, [какие должны быть] предложения с РЖД по движению, как принять портам все виды грузов, чтобы максимально быстро обработать и вернуть обратно [вагоны] – эта работа должна усилиться», – заключил замглавы Минэнерго.
За счет модернизации Восточного полигона. как минимум главный ход БАМа от Тайшета до Советской Гавани, должен стать полностью двухпутным по аналогии с Транссибирской магистралью. В то же время регионы поднимают вопрос о необходимости строительства третьих путей на участках Транссиба.
«Мы надеемся, что дорогостоящие, но такие важные проекты, как создание третьего главного пути между Хабаровском и Владивостоком и строительство обходов на участке Смоляниново – Находка, будут реализованы как можно скорее», – сказал зампред правительства Приморского края Николай Стецко.
По его словам, в 2023 году порты Приморья переработали 156 млн тонн грузов. Есть инвестпроекты на общую сумму 540 млрд рублей по расширению портовых мощностей, их реализация позволит довести перевалку примерно до 350 млн тонн. Но без вышеуказанных объектов железнодорожной инфраструктуры они не раскроют свой потенциал.
Угольные котировки на европейском рынке укрепились до 114-115 долл./т. Поддержку ценам продолжает оказывать сокращение складских запасов, ожидаемое существенное похолодание, рост котировок газа на фоне эскалации конфликта между Израилем и Ливаном, а также между Россией и Украиной. Частичное давление оказало общее увеличение поставок из Колумбии в Европу и другие страны на 40%.
Газовые котировки на хабе TTF укрепились до 431.76 долл./1000 м3 (+23.33 долл./1000 м3 к 18.09.2024 г.), несмотря на высокие запасы, что связано со снижением поставок норвежского газа из-за незапланированной остановки одного из предприятий. Запасы угля на терминалах ARA по состоянию на 25.09.2024 г. упали до 3.6 млн т. (-0.2 млн т. или -4.7% за неделю).
Индекс южноафриканского угля 6000 вырос выше 107 долл./т. Котировки южноафриканского высококалорийного материала отскочили от 5-месячных минимумов благодаря улучшению спроса со стороны Индии ввиду привлекательности текущих цен и окончания сезона муссонов. Кроме того, в Индии за прошедшую неделю наблюдалось снижение возобновляемой генерации на 16% и рост угольной на 15%. Однако спрос со стороны производителей окатышей (DRI) или губчатого железа оказался ниже нормы, что связано с достаточными складскими запасами и возможным сокращением производства из-за низких цен на сталь.
Логистическая компания Grindrod планирует выкупить обратно у Vitol 35% долю в мозамбикском терминале Matola Coal Terminal за 77 млн долл. (Vitol приобрела эту долю в 2012 г. за 67.7 млн долл.). Grindrod намерен инвестировать 50-60 млн долл. с целью увеличения мощности терминала по перевалке угля и магнетита с текущих 7.5 млн т. в год до 12 млн т.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao продолжили расти, прибавив 3 долл./т. до 124 долл./т. Поддержку оказали такие факторы, как спрос в связи с пополнением запасов в преддверии национальных праздников 1-7 октября, снижение добычи из-за дождей, а также спрос в промышленном секторе.
Кроме того, центральный банк Китая объявил о новых мерах стимулирования, призванных ускорить развитие экономики и побороть кризис на рынке недвижимости. Меры направлены на достижение целевых 5% роста ВВП с помощью понижения процентных ставок, ослабления требований к банкам по обязательному резервированию, предоставления ликвидности для финансовых рынков и сектора недвижимости. Примечательно, что впервые за десятилетие столь серьезные меры были приняты в один день.
При этом некоторые участники рынка ожидают, что снижение потребления угля на электростанциях в краткосрочной перспективе продолжится в связи с замедлением спроса на электроэнергию в межсезонье.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR составил 92.00 долл./т. (без изменений к 18.09.2024 г.). Цена низкокалорийного материала 4200 GAR укрепилась до 52 долл./т. (+1 долл./т. к 18.09.2024 г.) благодаря стабильному спросу на средне- и высококалорийный уголь со стороны Филиппин и Вьетнама, где отмечается высокое потребление электроэнергии. Производители также ожидают, что спрос на уголь будет улучшаться в Индии на фоне укрепления цен на губчатое железо. Предложение сохраняется на высоком уровне благодаря благоприятным погодным условиям, хотя погрузка на баржи оказалась затруднена в реках Mahakkam и Barito из-за низкого уровня воды.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 подскочил до 140 долл./т. в связи с оживлением спроса в странах АТР и смягчением монетарной политики в Китае.
Индекс австралийского металлургического угля HCC, после падения неделей ранее, резко поднялся почти до 190 долл./т. после объявления стимулирующих мер в КНР. Кроме того, китайские производители кокса провели второй раунд повышения цен на свою продукцию. Увеличение спроса на коксующийся уголь отмечалось не только в Китае, Индонезии и Индии, но и в странах Северо-Восточной Азии.
Однако некоторые участники рынка считают, что резкий рост бумажных контрактов на бирже Dalian Commodity Exchange, после объявления мер стимулирования, оказался чрезмерным и не отражает реальную ситуацию на физическом рынке.
Продолжающееся падение экспорта угля через терминал в Тамани, принадлежащий ОТЭКО, усилилось в августе 2024 г. Объем перевалки в августе 2024 г. упал до 0.97 млн т. в сравнении с 1.7 млн т. в июле этого года. При этом в январе-августе 2024 г. экспортные поставки OTЭКO через терминал обвалились до 7.7 млн т. (-9.6 млн т. или -55.4% к аналогичному периоду 2023 г.).
В августе РЖД согласовало заявки на доставку в порт по железной дороге 1.45 млн т. угля. Фактические поставки составили 0.97 млн т. На сентябрь РЖД согласовало перевозку в адрес терминала 1.36 млн т. угля (-6.2% к августу 2024 г.), фактические отгрузки предварительно оцениваются в 0.95 млн т. (в сравнении со среднемесячным объемом отгрузок в 2.5 млн т. в 2023 г.).
Падение объемов поставок в порты Юга России обусловлено интенсивным сезонным пассажирским потоком на маршруте, нехваткой поездов, а также активными строительными работами по развитию подходов к южным терминалам. Поставки угля в южные порты, включая порт Тамань, резко сокращаются. Из-за ж/д ограничений на терминалы попадет менее половины запланированных объемов, в связи с чем наличие угля в южных портах ограничено. В свою очередь, дефицит пропускной способности отражается в росте ставок перевалки.
Экспортные отгрузки из Тамани начала снижаться в конце 2023 г., когда ряд угледобывающих компаний, прекратил поставки в адрес терминала ОТЭКО из-за завышенных ставок перевалки на уровне около 40 долл./т. В мае тарифы под давлением Федеральной антимонопольной служба (ФАС) и экспортеров снизились, хотя и недостаточно, но перевалка стала постепенно восстанавливаться, однако тарифы вновь повысились. В августе этого года Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России возбудила дело в отношении ОТЭКО, поскольку тарифы в Тамани были признаны экономически необоснованными. ФАС установила, что действия компании нарушили антимонопольное законодательство и ущемляют интересы потребителей, в связи с чем ОТЭКО грозит штраф. Размер штрафа за установление монопольной высокой цены может достигнуть 15% от выручки. Претензии регулятора обусловлены недостаточным обоснованием повышения тарифов. Учитывая, что угольные котировки на международном рынке упали до уровня 2015-2016 гг., ставка перевалки и железнодорожные тарифы должны соответствовать уровню тех лет, однако ставка ОТЭКО существенно превышает его и продолжает увеличиваться, в результате чего некоторые угольные компании снова приостанавливают отгрузки, увеличивая тем самым дефицит угля на мировом рынке.
Падение экспортных поставок связано с серьезными логистическими проблемами, а также с международными санкциями, низкими мировыми ценами и высокой себестоимостью, вследствие которых большая часть производителей вынуждена экспортировать уголь с нулевой или отрицательной рентабельностью. Российским поставщикам приходиться сокращать экспорт на всех направлениях. Поставки через порты Юга, а также Северо-Запада остаются убыточными, поэтому мощности инфраструктуры угольного терминала ОТЭКО, вероятнее всего, будут оставаться недозагруженными.
В январе-августе 2024 г. объемы перевалки российского и казахского угля в угольных портах России упали до 124.8 млн т. (-16.3 млн т. или -11.5% к январю-августу 2023 г.).
Убытки российских угольных компаний по итогам января-июля 2024 г. подскочили в 3.2 раза до 107.2 млрд рублей, превысив прибыль, которая составила 104.1 млрд рублей (-69.8% к январю-июлю 2023 г.). Таким образом, сформировался сальдированный убыток в размере 3.1 млрд руб. против прибыли 316.1 млрд руб. в январе-июле 2023 г. Доля убыточных компаний увеличилась до 52% против 37% за аналогичный период прошлого года.
Последний раз совокупный убыток отрасли наблюдался только по итогам 2020 г. В размере 37.6 млрд руб. В 2023 г. прибыль угольных компаний России снизилась в 2.1 раза до 357 млрд руб. (-420 млрд руб. к 2022 г.). Однако в 2024 г. негативная динамика усилилась, что обусловлено падением цен на мировом рынке и резким увеличением себестоимости.
Дополнительными факторами, продолжающими оказывать негативное влияние на финансовые результаты угольщиков, остаются ограниченные провозные возможности ж/д инфраструктуры, высокие ж/д тарифы, а также западные санкции.
Для многих российских поставщиков текущий уровень мировых цен и себестоимость делают экспорт угля убыточным, вынуждая их сокращать производство и отказываться от проектов по развитию новых угольных месторождений.
С учетом новых рестрикций США санкции теперь охватывают более 50% экспортного объема, что приведет к еще большему сокращению российского экспорта угля как в 2024 г., так и в 2025 г.
Несмотря на то, что Минэнерго предложило продлить отмену экспортной пошлины на энергетический уголь до декабря 2024 г., с сентября экспортеры вынуждены вновь ее оплачивать ввиду отсутствия подтверждающего документа. Кроме того, пошлина на коксующийся уголь продолжает действовать.
Добыча угля в Кузбассе, основном угольном регионе России, где добывается высококачественный материал, по итогам января-августа 2024 г. упала до 132.3 млн т. (-10.1 млн т. или -7.1% к январю-августу 2023 г.). Совокупный экспорт российского угля за аналогичный период сократился до 133.4 млн т. (-12.9 млн т. или -8.8% к январю-августу 2023 г.).
Угольные котировки на европейском рынке укрепились выше 113 долл./т. Поддержку ценам оказывало сокращение складских запасов и увеличение волатильности котировок нефти и газа, обусловленное эскалацией геополитической обстановки на Ближнем Востоке.
Газовые котировки на хабе TTF снизились до 408.43 долл./1000 м3 (-2.25 долл./1000 м3 к 11.09.2024 г.). Запасы угля на терминалах ARA по состоянию на 18.09.2024 г. упали до 3.83 млн т. (-0.32 млн т. или -7% за неделю).
Индекс южноафриканского угля 6000 опустился ниже 104 долл./т. Котировки остаются под давлением, поскольку падение предложения (вызванное проблемами с вывозом угля) нивелируется невысоким спросом со стороны потребителей в Индии и странах Юго-Восточной Азии. Участники рынка ожидают, что цены на высококалорийный материал протестируют ключевой уровень поддержки в 100 долл./т. FOB в течение недели, при этом представители отрасли полагают, что это минимальное значение в связи с высокой себестоимостью добычи в ЮАР и логистическими издержками.
Южноафриканская компания Seriti Resources планирует сократить более 1000 рабочих на шахтах Middelburg Mine Services и Klipspruit South-East, поскольку поставки угля на внутренний и внешний рынки стали нерентабельными. В настоящий момент Seriti Resources консультируется с правительством по поводу дальнейших шагов в связи с данной ситуацией.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao прибавили 1 долл./т. до 121 долл./т. При этом торговая активность была снижена, поскольку 15-17 сентября были нерабочими днями в КНР в связи с Праздником середины осени. Поддержку ценам оказали: снижение добычи из-за дождей, усиление проверок безопасности на шахтах, рост спроса со стороны потребителей в преддверии национальных праздников 1-7 октября, а также техническое обслуживание ряда ж/д путей, по которым идет транспортировка угля в провинции Shanxi.
Некоторые участники рынка ожидают дальнейшего роста цен FOB в среднесрочной перспективе в связи с сокращением складских запасов. Однако другие игроки полагают, что давление будет увеличиваться из-за снижения температуры в центральных и северных регионах в результате усиления ветра и тайфуна Пуласан, что приведет к замедлению спроса на электроэнергию.
Запасы в 9 крупнейших портах составили 22.92 млн т. (-0.06 млн т. к 11.09.2024 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR подрос до 92 долл./т. Рынок индонезийского материала на прошедшей неделе получил поддержку на фоне роста числа тендерных закупок со стороны китайских потребителей, ожидающих увеличения потребления угля. Со стороны Индии также прогнозируется рост спроса в ближайшие несколько недель в связи с усилением промышленной активности в преддверии сезона праздников в сентябре-октябре. Также спрос со стороны Вьетнама восстанавливается благодаря возобновлению эксплуатации угольных электростанций, остановленных из-за прошедшего тайфуна Яги.
Кроме того, предложение со стороны Индонезии было ограничено в связи с праздниками, при этом движение по реке Lalan возобновилось, что может привести к росту предложения низкокалорийного материала из Южной Суматры.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 упал ниже 137 долл./т. Сезонное пополнение запасов оказало частичную поддержку австралийским котировкам, однако значительное предложение оказало давление на высококалорийный материал.
Индекс австралийского металлургического угля HCC после резкого снижения неделей ранее стабилизировались на уровне 180-181 долл./т. по причине улучшения спроса со стороны КНР. Однако предложение по-прежнему превышает спрос и на рынке стали превалируют негативные прогнозы. Индийские потребители отмечают, что готовы вернуться к закупкам в случае роста цен на сталь. Котировки австралийского угля PCI после существенного падения неделей ранее остались без изменений на уровне 140 долл./т.
Участники рынка отмечают, что в текущей ситуации дальнейшее движение котировок зависит от развития событий в КНР, при этом многие ожидают продолжения нисходящего тренда.
РЖД планирует резко увеличить индексацию грузовых железнодорожных тарифов на 2025 г. Данную инициативу участники отрасли восприняли негативно, поскольку угольную отрасль уже оказалась под ударом из-за высокой фискальной нагрузки, свыше 50% производителей стали убыточными и цены на экспортном рынке продолжают снижаться.
Повышение возможно в два этапа: с 1 ноября 2024 г. на 3.6% и 1 января 2025 г. на 13% (суммарно на 17.2%), или с 1 января 2025 г. сразу на 22.7%.
Общий рост тарифов РЖД по итогам 2022-2023 гг. составил рекордные 44.6%, более 50% экспорта угля оказалось под санкциями, а себестоимость добычи подскочила. При этом производители коксующегося угля продолжают платить экспортную пошлину.
Многие предприятия закладывали в свои бюджеты на 2025 г. рост тарифов РЖД на уровне 7–10%, однако резкое увеличение на 17–22% заставляют их пересмотреть свои планы. Результаты 1 полугодия 2024 г. показали, что угольные компании уже отказываются от новых проектов и сокращают инвестиции.
Дополнительное давление на экономику экспорта угля оказала отмена понижающих коэффициентов для энергетического угля с 1 июня 2022 г. В настоящее время отмена действует до конца 2024 г. Отмена коэффициента 0.895 на энергетический уголь привела к росту тарифов в среднем на 11%, а отмена коэффициента 0.4 за дальность – на 25–27%.
Восточное направление, где ж/д инфраструктура оказалась перегруженной из-за разворота поставок материала в страны АТР, может стать убыточным, тогда как экспорт в южном и западном направлении уже нерентабелен. На фоне совокупности негативных факторов новая индексация тарифов приведет к дальнейшему падению добычи в Кузбассе и других угледобывающих регионах, а также к сокращению экспортных поставок.
В январе-августе 2024 г. ж/д перевозки угля на экспорт упали до 126.3 млн т. (-13.0 млн т. или -9.4% к январю-августу 2023 г.).
В январе-августе 2024 г. угольные предприятия Кузбасса добыли 133.3 млн т. (-9.4 млн т. или -6.6% к январю-августу 2023 г.), по данным Министерства угольной промышленности Кузбасса.
В августе 2024 г. добыча упала до 15.1 млн т. (-2.0 млн т. или -11.7% к августу 2023 г.).
Добыча коксующегося материала за 8 месяцев 2024 г. составила 42.5 млн т. (-1.8 млн т. или -4.1%), в то время как объемы добычи энергетического угля снизились до 90.8 млн т. (-7.6 млн т. или -7.7%).
Открытым способом угольные компании добыли 90.1 млн т. (-5.9 млн т. или -6.1% к январю-августу 2023 г.), производство подземным способом составило 43.2 млн т. (-3.5 млн т. или -7.5% к аналогичному периоду прошлого года).
По состоянию на 1 сентября 2024 г. складские запасы угля в Кузбассе составили 18.6 млн т. (-2.0 млн т. или -9.7% к 1 сентября 2023 г.).
Санкции и наметившаяся тенденция по остановке деятельности российских угольных шахт и разрезов, наряду с логистическими ограничениями, могут оказать негативное влияние на объемы добычи и поставок высококачественного российского угля на мировой рынок в 2024-2025 гг.
Угольные котировки на европейском рынке опустились ниже 113 долл./т. Давление на цены оказывал рост производства электроэнергии из ВИЭ в Европе. Так, в Германии на этой неделе доля возобновляемых источников энергии в общем объеме производства электроэнергии выросла до 70% по сравнению с 61% неделей ранее. Доля каменного угля в производстве электроэнергии составила менее 6%, по сравнению с 8% ранее. Запасы угля на терминалах ARA по состоянию на 11.09.2024 г. упали до 4.15 млн т. (-0.60 млн т. за неделю).
Газовые котировки в течение недели демонстрировали волатильность на опасениях того, что ураган Франсин (Francine), зародившийся в Мексиканском заливе, нанесет ущерб мощностям по производству СПГ в Луизиане (США), где расположены несколько заводов. Однако, ураган обошел ключевые объекты, включая крупнейший в США экспортный терминал Sabine Pass компании Cheniere Energy Inc.
Индекс южноафриканского угля 6000 упал ниже 107 долл./т. Котировки с середины августа находятся под давлением из-за сокращения спроса со стороны индийских производителей губчатого железа, которое в свою очередь вызвано сезоном муссонов, ростом дешевого импорта стали из Вьетнама, а также достаточным объемом предложения угля на рынке. Ряд индийских потребителей заявляет, что при ценах выше 100 долл./т. FOB South Africa производство становится нерентабельным, и в случае отсутствия роста спроса на сталь и цемент в ближайшее время они ожидают дальнейшего снижения угольных котировок.
На внутреннем рынке Китая на прошедшей неделе наблюдалось слабое укрепление котировок. Поддержку ценам оказали: снижение добычи из-за дождей, усиление проверок безопасности на шахтах, рост спроса со стороны потребителей в преддверии национальных праздников 1-7 октября, а также техническое обслуживание ряда ж/д путей, по которым идет транспортировка угля в провинции Shanxi.
По итогам недели цены на уголь 5500 ккал/кг NAR в порту Qinhuangdao укрепились на 1.24 долл./т. до 118.96-120.37 долл./т. Запасы в 9 крупнейших портах составили 22.98 млн т. (-0.47 млн т. к 04.09.2024 г.).
Котировки высококалорийного индонезийского материала удерживаются в диапазоне 91-92 долл./т. Рынок низкокалорийного индонезийского материала на прошедшей неделе получил поддержку на фоне роста числа тендерных закупок со стороны китайских потребителей, которые старались заключить сделки в преддверии национальных праздников 1-7 октября.
Кроме того, участники рынка пытались оценить последствия тайфуна Яги (Yagi), который обрушился на южные провинции Китая 6 сентября (ряд портов на южном побережье были закрыты, что повлияло на прием судов), а затем устремился в сторону Вьетнама.
Из-за тайфуна Вьетнам 7 сентября был вынужден временно прекратить или остановить работу 10 угольных электростанций на севере страны, поскольку удар стихии пришелся на провинцию Куангнинь (Quang Ninh), где сосредоточены ТЭС. В результате около 74% населения страны остались без электроэнергии.
Цены на высококалорийный австралийский уголь 6000 упали ниже 140 долл./т. на фоне роста предложения.
Индекс австралийского металлургического угля HCC после резкого снижения неделей ранее стабилизировались в районе
181-182 долл./т. на фоне роста спроса со стороны китайских покупателей. Участники рынка заявили, что текущие уровни цен стали более конкурентными по сравнению с материалом внутреннего производства. Однако фундаментальные факторы в виде избытка предложения и снижения цен на сталь остаются в силе. Индийские потребители по-прежнему занимают выжидательную позицию.
Котировки австралийского угля PCI резко снизились под давлением более дешевого угля внутреннего производства провинции Shanxi, а также снижения спроса со стороны европейских производителей стали.
Инвестиции российских угольных компаний в 1 полугодии 2024 г. упали на 4.4% до 111.1 млрд руб. (-6 млрд руб. к 1 полугодию 2023 г.), что является первым полугодовым снижением с 2020 г. и приведет к дальнейшему снижению добычи угля.
При этом в добывающей промышленности России только угольная отрасль показала негативную динамику, что обусловлено снижением мировых цен, высокими издержками, санкциями и ограниченной провозной способностью ж/д инфраструктуры.
Многие российские производители пересматривают свои планы и уже отказались от реализации новых проектов в 2024 г., сократив закупки оборудования и объемы добычи.
Цены на энергетический уголь, на который приходится более 80% экспортных поставок, в начале апреля упали до минимумов с 2021 г. При этом понижательный тренд сохраняется.
Удорожание себестоимости и логистики на фоне падения котировок привело к отрицательной рентабельности поставок и увеличению убытков, которые подскочили за 1 полугодие в 3.4 раза, в результате чего совокупный убыток компаний составил 7.1 млрд руб. против прибыли 282.5 млрд руб. в 1 полугодии 2023 г. Рентабельность экспорта в КНР ухудшилась с 1 января из-за импортных пошлин, вновь введенных китайским правительством.
Дополнительное давление на инвестиционную активность экспортеров оказывает высокая ключевая ставка, которую ЦБ России продолжает повышать. Таким образом, совокупность негативных факторов приводит к недофинансированию отрасли и отразится на объемах производства.
По итогам 2024 г. ожидается падение объема инвестиций в угольную отрасль на 33.3% до 188.2 млрд руб., или $2.2 млрд (-94 млрд руб., или -1.1 млрд долл., к 2023 г.).
Добыча угля в Кузбассе, основном угольном регионе России, где добывается высококачественный материал, по итогам января-августа 2024 г. упала до 132.3 млн т. (-10.1 млн т. или -7.1% к январю-июлю 2023 г.).
Фактический дефицит пропускной способности Восточного полигона для угля достиг 54.4 млн т. в 2023 г., что обусловлено переориентацией поставок материала в восточном направлении в результате западных санкций и вынужденными отгрузками в страны АТР через северо-западные и южные порты (см. Таблицу 1).
По оценке Министерства энергетики дефицит пропускной способности Восточного полигона для угля составляет около 85-95 млн т., что включает в себя потенциальное увеличение объема экспорта с учетом спроса со стороны АТР. Это также обусловлено тем, что данный маршрут более целесообразен с экономической точки зрения по сравнению с другими направлениями, где рентабельность все чаще оказывается отрицательной.
Российские угольщики стремятся адаптироваться к новым условиям на фоне высоких транспортных издержек и падения цен на международном рынке. Однако негативные факторы делают экспорт убыточным, что подтверждается результатами 1 полугодия 2024г., согласно которым количество убыточных компаний увеличилось до 51% против 36% за аналогичный период прошлого года. Кроме того, уже 50% российского экспорта находится под санкциями, что осложняет добычу и отгрузки. В текущих условиях особую актуальность приобретает модернизация Восточного полигона и увеличение его провозной способности.
В январе-августе 2024 г. ж/д перевозки угля на экспорт упали до 126.3 млн т. (-13.0 млн т. или -9.4% к январю-августе 2023 г.).
Таблица 1. Экспорт российского угля на рынок АТР в 2023 г. (объемы, перевезенные по основной сети РЖД)
Экспортные отгрузки в страны АТР |
Объем, млн. т. |
Дальневосточные порты + п/п с Китаем |
107.1 |
Северо-западные и южные порты |
54.4 |
Итого |
161.5 |
Общий рост тарифов РЖД по итогам 2022-2023 гг. составил рекордные 44.6%. Такое резкое увеличение стало результатом того, что в 2022 г. тарифы повышались дважды: на 6.8% в январе и на 11% – в июне. В 2023 году также было два повышения: на 10.09% в январе и в декабре – на 10.75%.
При этом в период с 2010 по 2021 гг. тарифы РЖД индексировались один раз в начале каждого года.
Кроме того, дополнительное давление на экономику экспорта угля оказала отмена понижающих коэффициентов для энергетического угля с 1 июня 2022 г. В настоящее время отмена действует до конца 2024 г.
Отмена коэффициента 0.895 на энергетический уголь привела к росту тарифов в среднем на 11%, а отмена коэффициента 0.4 за дальность – на 25–27%.
При этом РЖД регулярно продлевает отмену понижающих коэффициентов, несмотря на то, что уголь является самым главным по объему экспортным грузом, а по итогам 1 полугодия 2024 г. более 50% угольных компаний оказались нерентабельными и их убытки подскочили в 3.4 раза.
Таким образом, из-за высоких транспортных издержек на фоне нисходящего тренда в ценах на мировом угольном рынке, западных санкций и ограниченной провозных способной ж/д инфраструктуры поставки российского материала продолжат сокращаться.
В январе-августе 2024 г. ж/д перевозки угля на экспорт упали до 126.3 млн т. (-13.0 млн т. или -9.4% к январю-августу 2023 г.).