Поделиться
Пульс угля — 20 мая: угольная промышленность в моменте
Поделиться

Актуальная ситуация в угольной промышленности в России и мире. Партнерский проект Coal center analytics (CCA) и портала EastRussia.

фото: Alexander G/Flickr

Краткий обзор мирового угольного рынка

На прошедшей неделе на угольном рынке Европы наблюдалось падение цен ниже
104 долл./т. Давление на котировки оказало сокращение потребления, увеличение генерации ВИЭ, снижение цен на газ на фоне ослабления опасений относительно конфликта на Ближнем Востоке. Кроме того, в ближайшую неделю возобновляются отгрузки угля из США через порт Балтимор, который ранее был заблокирован в результате обрушения моста.

Тематическое фото. источник: CAA

Газовые котировки на хабе TTF скорректировались до 330 долл./1000 м3 (-10 долл./1000 м3 к 08.05.2024 г.) в связи с увеличением поставок норвежского газа. Запасы на терминалах ARA сократились до 5.4 млн т. (-0.2 млн т. к 08.05.2024 г.), впервые за два года опустившись ниже отметки 5.5 млн т., что обусловлено сокращением поставок в европейские страны из-за невысокого спроса.

Индекс южноафриканского угля 6000 укрепился выше 106 долл./т. на данных о низких складских запасах и стабильном спросе со стороны Индии и стран АТР. Запасы на складах Richards Bay Coal Terminal (RBCT) восстановились с минимальных значений до 2.1 млн т. (+0.2 млн т. к 08.05.2024 г.).

В июне правительство ЮАР планирует продлить срок эксплуатации угольных электростанций Eskom, что является позитивной новостью для местных добывающих компаний, поскольку южноафриканские ТЭС в совокупности потребляют 100 млн т. угля или около 50% общего объема добычи в стране. Ожидается, что закрытие трех ТЭС (Camden, Grootvlei и Hendrina) будет перенесено с 2023-2027 гг. на 2027-2030 гг.

В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao прибавили 1 долл./т. до 120 долл./т. на ожиданиях увеличения спроса в связи с необходимостью пополнения запасов в преддверии лета. При этом за последние несколько дней цены скорректировались вниз после заявления властей провинции Shanxi об ослаблении контроля за объемами добычи, а также просьбы к угольным компаниям нарастить производство до 110% от имеющихся мощностей и вернуть ночные смены. На прошедшей неделе власти также разрешили возобновить добычу на ранее остановленных шахтах, где происходили несчастные случаи, но были проведены восстановительные работы и устранены нарушения.

Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС увеличились с 14 млн т. до 14.3 млн т., потребление угля выросло с 740 тыс. до 746 тыс. в сутки, запасы в 9 крупнейших портах составили 24.4 млн т. (+1.2 млн т. к 08.05.2024 г.).

Индекс индонезийского угля 5900 GAR подорожал до 91.8 долл./т. (+1.3 долл./т. к 08.05.2024 г.), цена низкокалорийного материала 4200 ккал/кг GAR укрепилась до 57 долл./т. (+1 долл./т. к 08.05.2024 г.).

Котировки индонезийского угля двигались вверх из-за стабильного спроса со стороны китайских производителей химической продукции, цемента и электроэнергии. Кроме того, спрос увеличился со стороны Индии (на низко- и среднекалорийный уголь) и Японии (на материал с калорийностью 5700-6000 ккал/кг GAR). Положительная динамика также обусловлена недавним резким потеплением в некоторых азиатских странах, включая Индию, где правительство потребовало от ТЭС, работающих на импортном угле, загружать мощности генерации на 100% до 15 октября.

Высококалорийный австралийский уголь 6000 опустился ниже 145 долл./т., в том время как среднекалорийный материал 5500 подорожал до 90 долл./т. Индексы австралийского угля двигались разнонаправленно на фоне роста спроса на низко- и среднекалорийный уголь со стороны стран АТР и давления на котировки высококалорийного угля по причине падения цен на энергетическом рынке Европы.

Индекс австралийского металлургического угля HCC упал до уровня 235 долл./т. В связи с ухудшением конъюнктуры на рынке стали китайские производители кокса отказались от повышения цен на свою продукцию, что оказало давление на австралийские цены.

В рамках масштабной реструктуризации бизнеса компания Anglo American объявила о планах продать подразделение по добыче металлургического угля с целью сфокусироваться на производстве меди и железной руды. Anglo American также отметила, что в настоящее время рассматривает предложение одного из потенциальных покупателей, при этом недавно компания отвергла предложение BHP. В 2023 г. компания Anglo American добыла 16 млн т. металлургического угля. 

Новые санкции продолжают снижать предложение российского угля

Доступность высококачественного российского угля на мировом рынке, включая энергетический материал, уголь PCI и антрацит, значительно снизилась в январе-мае 2024 г. Дефицит предложения из России продолжит усиливаться далее, с июня 2024 г., на фоне ввода новых санкций против Сибантрацита, одного из крупнейших производителей металлургического угля в России и крупнейшего производителя высококачественного антрацита в мире.

Тематическое фото: источник CAA

По предварительной оценке, в результате санкций экспортные отгрузки Сибантрацита в январе-мае 2024 г. упадут до 5.8 млн т. (-3.9 млн т. или -40% к январю-маю
2023 г.).

Сокращение российских экспортных поставок в 2024 г. из-за санкций, с учетом объемов Сибантрацита, СУЭК и Мечела, составит около 50 млн т. При сохранении санкционного режима в 2025 г. на рынок не попадет почти 65 млн т. угля.

Таким образом, под санкции США с начала 2024 г. попало 30% российского угольного экспорта, что ведет к дисбалансу мирового спроса и предложения на высококачественный уголь как энергетический, так и металлургический, включая PCI и антрацит. Выпавшие объемы высококачественного российского угля будет невозможно заменить на рынке, так как продукция из Индонезии, Южной Африки и Колумбии несопоставима по качеству, а возможности наращивания производства в Австралии ограничены, что может подстегнуть вверх ключевые индексы, рассчитываемые на основе материала 6000 ккал/кг, а также цены на коксующийся уголь, PCI и антрацит.

Ограниченная пропускная способность БАМа и Транссибирской магистрали препятствует наращиванию объемов перевалки в Дальневосточных портах, где логистика наиболее благоприятна для поставок на рынок АТР из-за низкого фрахта. Сочетание низких текущих цен с высокими расходами на железнодорожную перевозку и ставками перевалки в портах, делают экспортные поставки нерентабельными, вынуждая российские угольные компании приостанавливать отгрузки на экспорт, снижать добычу, а в отдельных случаях закрывать добывающие предприятия и сворачивать проекты на новых месторождениях.

Убыточность поставок из портов Балтики и Черного моря уже стала причиной существенного снижения экспорта угля на данных направлениях и в дальнейшем может привести к приостановке отгрузок энергетического материала из терминалов Северо-Запада и Юга России. Объемы перевалки угля в крупнейшем российском порту на юге страны — Тамани продолжают падать и в январе-мае 2024 г. экспортные поставки оценочно составят 2.4 млн т. (-9.1 млн т. или -79.1% к январю-маю 2023 г.).

Кроме того, плановые летние ремонтные работы и мероприятия по модернизации на ж/д сети РЖД также добавят ограничений на, и без того сниженный, объем российского экспорта. 

Глава Кузбасса утвержден на пост министра энергетики России

Госдума утвердила на должность министра энергетики России Сергея Цивилева, который с 2018 года возглавляет Кузбасс, главный угольный регион России. В составе нового правительства 62-летний чиновник сменит на посту Николая Шульгинова, которому исполняется 73 года.

Сергей Цивилёв. фото: пресс-служба администрации правительства Кузбасса

Цивилев обозначил, что для него в приоритете будут поручения президента Владимира Путина, интересы жителей Кузбасса и всех регионов страны.

Предположительно новый министр также будет выполнять роль антикризисного управляющего, для которого одним из ключевых станет вопрос взаимодействия с АО РЖД, поскольку угольная промышленность оказалась в сложной ситуации из-за высоких транспортных расходов, ограниченных провозных мощностей, низких цен на международном рынке и санкционного давления. Цивилев неоднократно обращался к правительству, поскольку РЖД сокращало планы по вывозу угля и недостаточно оперативно развивали пропускную способность ж/д инфраструктуры.

Добыча угля в Кузбассе по итогам января-апреля 2024 г. упала до 69.4 млн т. (-3.3 млн т. или -4.5% к январю-апрелю 2023 г.). Экспорт в 1 квартале текущего года снизился до 45.5 млн т. (-6.6 млн т. или -12.8% к январю-марту 2023 г.).

С начала года под санкции США попало 30% российского угольного экспорта, в связи с чем ожидается дальнейшее сокращение добычи и поставок высококачественного угля на международные рынки.

Coal center analytics (CCA) Теги:
Картина дня Вся лента
Поделиться
Бюллетень EastRussia: отраслевой обзор ТЭК ДФО — весна 2024

В начале текущего года возникают проблемы с продажей добываемых на Дальнем Востоке углеводородов за рубеж. При этом все еще не решен вопрос о принадлежности доли одного из крупных в прошлом акционеров сахалинского шельфового проекта. В угледобыче планируется увеличение объемов производства, тем не менее существует ряд ограничений для роста экспорта.

Читать полностью
Поделиться
Терминалы просят угля: профильные порты требуют приоритета на железной дороге

Сегодня нехватка пропускных мощностей железной дороги – общая проблема грузоотправителей от рыбопромышленников до аграриев, однако, как выяснилось, даже в РЖД считают, что перераспределение угля в пользу спецтерминалов будет способствовать ее решению. Как развивается борьба за Восточный полигон, выясняло EastRussia.

Читать полностью
Поделиться
Шахтерам светит тяжелый год

В Минэнерго РФ не рассчитывают, что в 2024 году параметры угольной промышленности удастся нарастить — они останутся примерно на результатах предыдущего года. Добычу предполагается сохранить на уровне 440 млн тонн, экспорт – в районе 210-220 млн тонн, но за сохранение прежних результатов придется еще побороться: угольщики переживают непростой период, сокращая производство в ряде регионов. Цены на их продукцию на внешних рынках продолжают снижаться с прошлого года. Однако вся проблематика этим не исчерпывается, в числе других сложностей – вновь обострившаяся проблема доставки угля к портам Дальнего Востока.

Читать полностью
Поделиться
Пульс угля — 30 сентября: угольная промышленность в моменте

Читать полностью
Поделиться
Пульс угля — 23 сентября: угольная промышленность в моменте

Читать полностью
Поделиться
Пульс угля — 16 сентября: угольная промышленность в моменте

Читать полностью
Поделиться
Пульс угля — 9 сентября: угольная промышленность в моменте

Читать полностью
Поделиться
Пульс угля — 2 сентября: угольная промышленность в моменте

Читать полностью
Поделиться
Пульс угля — 26 августа: угольная промышленность в моменте

Читать полностью
Поделиться
Контейнерные зигзаги на восточных рубежах: почему стопорится трансграничная логистика

Проблемы с движением поездов в условиях инфраструктурных ограничений Восточного полигона привели к очередному логистическому кризису. На этот раз образовалась напряженная ситуация с доставкой контейнерных грузов из Китая. Причина не только в недостатке инфраструктуры, но и в усиливающемся дисбалансе между входящим и исходящим потоками: импорт контейнеров значительно превышает экспорт, что накладывает отпечаток на работу транспорта. Судя по всему, это далеко не последний вызов для логистов и грузовладельцев.

Читать полностью
Поделиться
Пульс угля — 19 августа: угольная промышленность в моменте

Читать полностью
Поделиться
Пульс угля — 12 августа: угольная промышленность в моменте

Читать полностью
Поделиться
Пульс угля — 5 августа: угольная промышленность в моменте

Читать полностью
Больше материалов