Угольная промышленность - актуальные цифры и факты. Партнерский проект Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На прошедшей неделе котировки энергетического угля на европейском угольном рынке поднялись выше 140 долл./т. Тем не менее, давление на индексы продолжают оказывать высокие показатели объемов ветрогенерации и запасов на складах ARA, а также продолжающееся снижение цен на рынке газа.
Газовые котировки на хабе TTF упали до 479 долл./1000 м3 (-8 долл./1000 м3 к 12.04.2023 г.). Хранилища в ЕС заполнены более, чем на 55%. Запасы угля на складах ARA незначительно сократились до 6.7 млн т. (-2% к 12.04.2023 г.).
Индексы южноафриканского угля 6000 подросли выше 130 долл./т. отскочив от своих 16-месячных минимумов, при этом среднекалорийный уголь подешевел на фоне падения спроса со стороны Индии и Пакистана, которые практически полностью прекратили закупать уголь из ЮАР.
Южноафриканская компания Canyon Coal, подразделение частной инвестиционной компании Menar Group, сообщила о планах инвестировать 60 млн долл. в разработку проектов Gugulethu Colliery и Thuso. Добыча угля 5500 ккал/кг NAR на разрезе Gugulethu мощностью 1.2 млн т. в год начнется во 2 половине 2023 г. и экспорт материала будет осуществляться через Richards Bay Coal Terminal (RBCT).
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao снизились до 149 долл./т. на фоне увеличения добычи и невысокого спроса.
В марте в Китае было добыто 417 млн т. Производство угля по итогам 1 квартала достигло 1.2 млрд т (+5.5% к 1 кварталу 2022 г.), что обусловлено стремлением властей добиться достаточного объема запасов в преддверии летнего периода.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR потеряли 3 долл./т., снизившись до 118 долл./т. Котировки скорректировались вниз после укрепления неделей ранее на фоне невысокого спроса со стороны покупателей и низкой активности на рынке Индонезии в преддверии окончания Рамадана (21 апреля).
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 упали ниже 185 долл./т. в связи с сокращением спроса со стороны европейских и азиатских потребителей.
Австралийская Glencore и японская Tohoku Electric Power достигли соглашения в отношении бенчмарка на следующий финансовый год (с 1 апреля 2023 г.) на уровне 199.95 долл./т. FOB Newcastle 6322 ккал/кг GAR, в результате чего на спотовом рынке покупатели отказались совершать сделки по цене выше 200 долл./т.
Компания Origin Energy приняла решение закрыть угольную электростанцию Eraring мощностью 2.8 ГВт к 2025 г. Электростанция расположена в Новом Южном Уэльсе и ежегодно потребляет около 6.0 млн т. угля. Ее закрытие приведет к увеличению предложения на экспортном рынке.
Котировки австралийского металлургического угля ушли ниже 230 долл./т. в связи с неблагоприятной конъюнктурой на рынке стали, падением котировок в КНР, а также заявления нескольких сталелитейных предприятий о планируемом сокращении производства в связи с низким спросом в марте.
Дополнительной негативной новостью стало решение индийской Coal India шестикратно увеличить производство обогащенного металлургического угля с 2.2 млн т. до 13.5 млн т. к 2030 г., что приведет к существенному сокращению спроса на импортный материал.
Добыча угля в Кузбассе сократилась на 5.3% в январе-марте 2023 года
В январе-марте 2023 г. угольные предприятия Кузбасса добыли 54.0 млн т. угля (-3.0 млн т. или -5.3% к январю-марту 2022 г.), по данным Министерства угольной промышленности Кузбасса.
Добыча коксующегося материала за этот период увеличилась до 17.0 млн т. (+0.6 млн т. или +3.7%), в то время как объемы добычи энергетического угля составили 37.0 млн т. (-3.6 млн т. или -8.9%).
Открытым способом угольные компании добыли 35.4 млн т. (-1.5 млн т. или -4.1%), производство подземным способом составило 18.6 млн т. (-1.5 млн т. или -7.5%).
В январе-марте 2023 г. потребителям было поставлено 46.1 млн т. угля (+0.5 млн т. или +1.1% к аналогичному периоду прошлого года), в том числе на экспорт 31.3 млн т. (+1.6 млн т. или +5.4%), российским металлургическим компаниям 7.8 млн т. (-0.5 млн т. или -6.0%), местным угольным электростанциям 4.3 млн т. (без изменений к трем месяцам прошлого года).
По состоянию на 1 апреля 2023 г. складские запасы угля в Кузбассе достигли 19.7 млн т. (+1.8 млн т. или +10.1% к 1 марта 2022 г.) на фоне международных санкций против России и логистических проблем (см. график ниже).
Порт Шахтерск возобновляет перевалку угля на экспорт
После завершения зимнего периода в конце марта 2023 года морской порт Шахтерск возобновил перевалку угля. С начала апреля два первых в этом году балкера, общим объемом 144.7 тыс. т. угля, были отправлены в порты Китая.
фото: Восточная горнорудная компания
В 2022 г. перевалка угля в порту Шахтерск составила 11.1 млн т. (+0.3 млн т. или +2.8%). В 2023 году через морской терминал Шахтерск планируется отгрузить более 13.5 млн т. угля в порты Азиатско-Тихоокеанского региона.
Порт Шахтерск, расположенной в Сахалинской области, принадлежит Восточной Горнорудной Компании (ВГК), осуществляющей добычу угля на Солнцевском угольном разрезе. ВГК является крупнейшим российским экспортером бурого угля.
Добыча угля ВГК в 2022 г. выросла до 11.3 млн т. (+0.95 млн т. или +9.2% к 2021 г.). В 1 квартале 2023 г. компания увеличила производство до 2.3 млн т. (+0.5 млн т. или +27.8% к 1 кварталу
2022 г.).
Берингпромуголь под угрозой из-за австралийских санкций
Австралийская компания Tigers Realm Coal Limited (TIG) рассматривает варианты противодействия решению властей Австралии о том, что ее российский угольный бизнес подпадает под санкции в связи со спецоперацией РФ на Украине.
месторождение Алькатваам, фото: Берингпромуголь
17 апреля TIG сообщила о том, что австралийский закон о санкциях может привести к запрету деятельности ее дочерней компании ООО «Берингпромуголь», которая осуществляет добычу энергетического и металлургического угля на Чукотке на месторождении Фандюшкинское поле и перевалку в порту Беринговский в адрес стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
TIG выступила против данного заключения и власти рекомендовали ей обратиться в МИД Австралии, чтобы получить разрешение продолжать работу или подать в суд.
При этом TIG, являющаяся публичной компанией, акции которой торгуются на австралийской бирже ASX, отчиталась о росте финансовых результатов российского бизнеса в 2022 г., несмотря на санкционные ограничения. По итогам 2022 г. выручка Берингпромуголь составила почти
124.5 млн долл. США (+55 млн долл. к 2021 г.), а чистая прибыль увеличились до 35.5 млн долл. США (+10 млн долл. к 2021 г.).
В 2022 г. добыча Берингпромуголь выросла до 1.52 млн т. (+0.47 млн т. или +45% к 2021 г.). В 2024 г. планируется нарастить производство до 2 млн т. угля. Для увеличения мощностей перевалки до
2 млн т. угля в год, Берингпромуголь осуществляет реконструкцию морского порта Беринговский.
В 2023 г. компания также планирует начать добычу на месторождении Звонкое, где сосредоточены большие запасы угля, использующегося в коксохимической промышленности.
Современное аналитическое агентство (CAA)
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На европейском угольном рынке на прошедшей неделе наблюдалось восстановление котировок выше 145 долл./т. после снижения неделей ранее. Укрепление цен обусловлено падением температуры в Европе, сокращением ветрогенерации, а также ослаблением опасений относительно банковского кризиса в США.
Температуры почти во всех странах ЕС в первой половине недели оказались ниже климатической нормы. Газовые котировки на хабе TTF поднялись до 480 долл./1000 м3 (+35 долл./1000 м3 к 22.03.2023 г.). Европейские страны резко увеличили отбор газа из подземных хранилищ и 28 марта этот показатель достиг рекордных дневных значений за последние пять лет.
Индексы южноафриканского угля 6000 укрепились выше 133 долл./т. вслед за европейским энергетическим рынком. Дополнительную поддержку оказал устойчивый спрос со стороны Индии. Некоторые участники рынка ожидают уменьшения объемов предложения южноафриканского высококалорийного угля в связи с логистическими сложностями экспорта из ЮАР.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao просели на 3 долл./т., составив 158 долл./т. На внутреннем рынке КНР продолжилось снижение цен, обусловленное невысоким спросом и увеличением объема добычи и предложения. Дополнительное давление на котировки оказывает рост гидрогенерации и инициатива властей в отношении нулевой импортной пошлины на уголь.
Угольные компании в провинции Shaanxi наращивают производство за счет перезапуска ряда шахт, которые раньше были законсервированы в связи с рисками обрушения или нарушения экологических норм. В регионе Shenmu компания Shenmu Energy получила распоряжение увеличить добычу и поставки на 10 млн т. с 5 законсервированных ранее шахт. При этом годовая добыча может увеличиться на 30-40 млн т., если все 17 подобных объектов будут запущены. Запасы в порту Qinhuangdao увеличились до 6.3 млн т. (+0.4 млн т.), запасы на складах 9 крупнейших северных портов в КНР – до 26.9 млн т. (+0.3 млн т.).
При этом с целью обеспечения энергетической безопасности Китайские власти продлили нулевую импортную пошлину на уголь до конца 2023 г. (импортная пошлина на уголь была отменена с середины 2022 г. до 31 марта 2023 г.) и теперь она коснется остальных стран-экспортеров. Ожидается, что данная инициатива может сделать российский материал более привлекательным для китайских потребителей по сравнению с австралийским углем.
Индекс индонезийского угля 5900 ккал/кг GAR составил 119.3 долл./т. (+0.3 долл./т. к 22.03.2023 г.) из-за невысокой активности на рынке индонезийского материала, связанной с празднованием Рамадана (22 марта–21 апреля).
Объемы экспорта индонезийского угля подскочили до 113 млн т. за первые 2 месяца 2023 г. (+20 млн т. или +21% к январю-февралю 2022 г.), что обусловлено высокими ценами, улучшением ситуации с оборудованием и трудовыми ресурсами, а также эмбарго на экспорт в январе 2022 г.
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 поднялся выше 175 долл./т. на фоне продолжающихся переговоров между Glencore и японской энергетической компанией Tohoku Electric по поставкам высококалорийного угля 6322 ккал/кг GAR на следующий финансовый год. По некоторым ожиданиям, стороны могут достигнуть договоренности к 1 апреля и бенчмарк составит около 200 долл./т. FOB.
Котировки австралийского металлургического угля упали до 310.00 долл./т., что связано с ростом предложения и выжидательной позицией большинства потребителей по причине отсутствия улучшений конъюнктуры на рынке стали и снижением цен на спотовом рынке австралийскими трейдерами.
Австралийская компания, ведущая добычу в Hunter Valley, согласовала с японскими металлургическими компаниями бенчмарк на уголь semi-soft на 1 квартал 2023 г. на уровне 267.95 долл./т. FOB или 85% от цены prime hard coking coal (315.22 долл./т. FOB). Таким образом, новая цена на semi-soft превысила бенчмарк предыдущего квартала на 16.5% (230 долл./т. FOB).
Минэнерго РФ прогнозирует сохранение добычи угля в 2023 году на уровне 2022 года
Несмотря на снижение добычи угля в начале 2023 г., Минэнерго прогнозирует сохранение в 2023 г. производства на уровне 2022 г., сообщил министр энергетики Николай Шульгинов в ходе заседания коллегии министерства.
По данным Росстата, в январе 2023 г. добыча угля в России снизилась до 34.9 млн т. (-1.8% к январю 2022 г. и -19.3% к декабрю 2022 г.
В 2022 г. добыча угля в России составила 443.6 млн т. (+1.3 млн т. или +0.3% к 2021 г.). Российский экспорт угля по итогам 2022 г. снизился до 209.7 млн т. (-15.3 млн т. или -6.8% к 2021 г.), поставки на внутренний рынок выросли до 172.42 млн т. (+12.2% к 2021 г.).
Китай продлил нулевую пошлину на импорт угля до конца 2023 года
Китай объявил о продлении действующей нулевой пошлины на импорт угля до конца 2023 г., что должно благоприятно отразиться на российских поставках в страну.
Продление нулевых импортных пошлин было объявлено на исполнительном заседании Госсовета 24 марта 2023 г. вместе с рядом решений о пролонгации или усовершенствовании действующих временных льготных налоговых политик с целью снижения нагрузки на различные отрасли промышленности.
В апреле 2022 г. Китай отменил пошлины на импорт угля всех видов и любого происхождения на период с 1 мая 2022 г. по 31 марта 2023 г. в рамках мер по обеспечению безопасности энергоснабжения в стране.
Ранее импортный налог на энергетический уголь взимался в размере 6%, а на металлургический материал, бурый уголь и антрацит составлял 3%, при этом поставки из Индонезии, Филиппин и Австралии были освобождены от уплаты по торговым соглашениям. Фактически, тарифы применялись к монгольскому, российскому, канадскому и американскому углю, в то время как небольшие объемы угля из Южной Африки и Колумбии, которые удавалось продавать в Китай, также облагались импортным налогом.
В конце 2022 г. правительство КНР утверждало, что Китай возобновит импортные тарифы с 1 апреля 2023 г. в целях сдерживание импорта из-за ослабления внутреннего спроса. Таким образом текущее продление нулевой импортной пошлины свидетельствует об изменившемся отношении к импорту в целом.
Китайские политики заявили, что в ближайшие месяцы КНР будет импортировать как можно больше угля и готов предоставить широкие возможности для импорта энергетического материала, готовясь к экономическому росту и пытаясь предотвратить проблемы, связанные с ожидаемым падением гидрогенерации из-за вероятной засухи этим летом.
Впервые уголь будет экспортирован из Кузбасса в Китай по Енисею и СМП
В навигацию 2023 г. планируется впервые организовать экспериментальную отправку партии угля в 30 тыс. т. из Кузбасса по реке Енисей и Северному морскому пути (СМП). Перевалка будет осуществляться в Красноярске и Лесосибирске. Далее груз проследует в порт Усть-Порт Енисейского залива, где будет перегружен на морские суда и отправлен в Китай.
В феврале 2023 г. Минтранс России предложил использовать инфраструктуру портов Красноярск и Лесосибирск для пилотных отправок угля по внутренним рекам. Этот вариант был разработан для решения логистических проблем Восточного полигона, а также как возможность увеличить грузопоток по Северному морскому пути.
Ограниченная пропускная способность БАМа и Транссибирской магистрали является ключевым фактором, препятствующим наращиванию объемов перевалки в Дальневосточных портах.
В январе-феврале 2023 г. угольные компании Кузбасса добыли 35.2 млн т. угля (-2.8 млн т. или -7.4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года).алогичным периодом прошлого года).
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На европейском угольном рынке на прошедшей неделе наблюдалось снижение котировок ниже 140 долл./т. В начале недели произошел резкий скачок цен на фоне неожиданного решения ОПЕК+ о сокращении добычи, однако после этого индексы откатились назад. Давление на котировки оказали растущие запасы на складах ARA, прогноз роста температуры, низкие цены на газ, а также приближающиеся длинные пасхальные выходные в Европе.
Газовые котировки на хабе TTF составили 510 долл./1000 м3 (+30 долл./1000 м3 к 29.03.2023 г.). В ЕС завершился отопительный сезон с рекордными остатками запасов топлива в подземных хранилищах газа на уровне 60.4 млрд м3, что более чем в 2 раза выше, чем в 2022 г. Уровень заполненности хранилищ составил 55.6%. Такие показатели обусловлены теплой зимой, снижением спроса со стороны промышленных производств, стабильными поставки СПГ и высоким уровнем ветрогенерации.
Запасы угля на складах ARA, находились на уровне 6.9 млн т. (+0.1 млн т. к 29.03.2023 г.).
Индексы южноафриканского угля 6000 упали ниже 130 долл./т. в связи со снижением спроса в Европе. Поддержку среднекалорийному углю 5500 на уровне 115 долл./т. оказали устойчивые закупки со стороны Индии, где потребители пополняют запасы на май-июнь.
Экспорт южноафриканского материала через RBCT в 1 квартале 2023 г. сократился до 11 млн т. (-2.7 млн т. или -19% к январю-марту 2022 г.), поскольку на участке North Corridor сохраняется ряд проблем (от нехватки локомотивной тяги до кражи кабелей и забастовок).
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao продолжили снижаться до 157 долл./т. (-1 долл./т. к уровню прошлой недели) на фоне невысокого спроса со стороны производителей энергии и промышленных предприятий. Дополнительное давление оказывает сокращение спроса на отопление в северных регионах и снижение цен со стороны некоторых угольных компаний. Также негативным фактором для котировок является увеличение совокупных запасов на складах 9 крупнейших северных портов в КНР, которые выросли до 27.6 млн т. (+0.7 млн т.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR составил 120 долл./т. (+0.7 долл./т. к 29.03.2023 г., цена низкокалорийного материала 4200 снизилась до 71.5 долл./т. (-1.5 долл./т. к 29.03.2023 г.). Котировки двигались разнонаправленно на фоне невысокой активности на рынке индонезийского материала в связи с празднованием Рамадана (22 марта–21 апреля). Поддержку ценам на высококалорийный материал оказал спрос со стороны КНР, где недавно индонезийские поставщики выиграли тендер на поставку угля 6000 NAR в адрес электростанции в провинции Guangxi.
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 подскочили до 199 долл./т. при этом котировки среднекалорийного материала продолжают снижаться.
Отраслевое министерство Австралии пересмотрело прогноз стоимости угля в сторону понижения и ожидает, что средняя спотовая цена на материал 6000 должна составить 212 долл./т. в 2023 г. и 169 долл./т. FOB в 2024 г. Основным риском для котировок австралийские чиновники считают рецессию в мировой экономике, сопровождающуюся падением промышленного производства и спроса на электроэнергию.
Индексы австралийского металлургического угля продолжили падать, снизившись до уровня 290 долл./т. на фоне роста предложения и снижения цен на сталь в Китае. Большинство потребителей заняли выжидательную позицию в ожидании продолжения нисходящего тренда.
Южнокорейская POSCO и японская Nippon Steel согласовали с австралийской компанией Foxleigh бенчмарк Low Vol PCI на 1 квартал 2023 г. на уровне 269.5 долл./т. FOB (+23.5 долл./т. или +9.55% к 4 кварталу 2022 г.).
Листвяжная возобновляет работу спустя 1.5 года после трагедии
Шахта Листвяжная в Кузбассе возобновила горные работы спустя почти 1.5 года после аварии. Предприятие приступило к подготовке введения в эксплуатацию новой лавы.
фото: «СДС-Уголь»
В марте 2023 г. было проведено комплексное обследование шахты с участием всех отраслевых ведомств, министерств и администрации, в результате которого участники комиссии отметили соответствие горных выработок и рабочих мест шахты требованиям промышленной безопасности и охраны труда. Комиссия также подтвердила готовность предприятия к подготовительным работам по проведению горных выработок, локализации аварии и ликвидации ее последствий.
В прошлом году Листвяжная также получила положительные заключения экспертизы промышленной безопасности и согласовала план развития горных работ на 2023 г.
25 ноября 2021 г., на шахте, принадлежащей СДС, из-за взрыва метано-воздушной смеси произошла крупнейшая катастрофа в угледобывающей промышленности России за последние десять лет. В результате аварии на шахте погибли 51 человек (46 шахтеров и 5 спасателей).
По итогам 2021 г. добыча на шахте составила 4.4 млн т. (-0.4 млн т. или -7.6% к 2020 г.), тогда как экспорт снизился до 3.8 млн т. (-0.2 млн т. или -6% к 2020 г). Производственная мощность шахты составляет 5.2 млн т. угля в год. На шахту Листвяжная приходится около 18% добычи угля и выручки холдинга СДС, принадлежащего Михаилу Федяеву, который в настоящее время вместе с другими руководителями находится под следствием в связи с аварией. В декабре 2022 г. Михаил Федяев оставил пост президента СДС, который занимал 15 лет.
АО РЖД начало строительство железной дороги к порту Лавна
В Мурманской области начались работы по строительству железной дороги к порту Лавна. Запуск движения по новому участку запланирован на декабрь 2023 г.
фото: ТГ-канал «Телеграмма РЖД
Общая протяженность железной дороги от станции Выходной до станции Лавна составит почти 50 км. Провозная способность подходов к Мурманску в 2024 г. увеличится до 45 млн т./год, включая 18 млн т./год к угольному терминалу Лавна.
В феврале 2023 г. строительство порта Лавны было завершено почти на 60%, в связи с чем ввод в эксплуатацию угольного терминала ожидается в установленные сроки – 29 декабря 2023 г.
10 февраля Государственная комиссия по развитию Арктики признала проект угольного терминала приоритетным для финансирования. Реализация строительства ж/д инфраструктуры осуществляется за счет государственных средств.
Порт Лавна является одним из транспортных узлов на маршруте Северного морского пути и является составной частью проекта Комплексного развития Мурманского транспортного узла (МТУ), который реализуется в соответствии с государственной программой РФ. Основной целью МТУ является создание круглогодично действующего глубоковод-ного морского хаба по переработке нефтеналивных грузов, перевалке угля и минеральных удобрений, интегрированного в международный транспортный коридор Север — Юг.
В текущее время, в совладельцах порта числятся ЦРПИ (60%), СДС-Уголь (25%), РЖД-Инфраструктурные проекты (10%) и ГТЛК (5%).
Пять угольных шахт в Кузбассе приостановили добычу
За прошедшую неделю Ростехнадзор составил 15 протоколов о нарушении требований к безопасности (включая превышение допустимой концентрации метана и пылевзрывоопасное состояние горных выработок), в соответствии с которыми на 5 шахтах в Кузбассе добыча угля была приостановлена и на 4 шахтах введены ограничения.
Таким образом, временно приостановила производство шахта Южная компании Черниговец, шахта Березовская компании Северный Кузбасс, шахта им. 7 Ноября-Новая компании СУЭК-Кузбасс, шахта Костромовская компании ММК-Уголь, шахта имени Кирова компании СУЭК-Кузбасс.
Кроме того, работа и эксплуатация оборудования была ограничена на неопределенный срок на шахтоучастке Октябрьский угольной компании Сила Сибири, шахте им. С.Д. Тихова, шахте Сибирская и шахте Чертинская-Коксовая компании ММК-Уголь.
Также регулятор выявил многочисленные нарушения требований промышленной безопасности на разрезе Кузнецкий Южный. Юридическое лицо и 8 должностных лиц предприятия привлечены к административной ответственности.
Начиная с ноября 2021 г. после взрыва на шахте Листвяжная Ростехнадзор инициировал массовые проверки безопасности на шахтах и угольных разрезах, которые привели к приостановке деятельности ряда угледобывающих предприятий в Кузбассе в 2022 - начале 2023 гг.
В Минэнерго РФ не рассчитывают, что в 2024 году параметры угольной промышленности удастся нарастить — они останутся примерно на результатах предыдущего года. Добычу предполагается сохранить на уровне 440 млн т, экспорт – в районе 210-220 млн т., но за сохранение прежних результатов придётся ещё побороться: угольщики переживают непростой период, сокращая производство в ряде регионов. Цены на их продукцию на внешних рынках продолжают снижаться по нисходящей с прошлого года. Однако вся проблематика этим не исчерпывается, в числе других сложностей – вновь обострившаяся проблема доставки угля к портам Дальнего Востока.
Цены падают, а издержки растут
Примечательно, что низкие цены сегодня не свидетельствуют о каком-либо провале мирового спроса. К тому же традиционно серьёзную зависимость от угольной продукции испытывают рынки АТР. В первом квартале Индия по отношению к январю-марту 2023 года увеличила импорт из разных стран на 23,8%, КНР – на 17%.
«Здесь, правда, нужно отметить, что производство угля в самом Китае в текущем году всё же снижается – по данным Государственного статистического управления КНР в январе-феврале 2024 года добыча угля в Китае сократилась на 4,2%. В отношении угольной промышленности, Китай действительно может попробовать двигаться сейчас путём развитых стран, наращивая при необходимости импорт, однако переходя на более чистые источники энергии на внутреннем контуре», – поясняет аналитик «Финама» Николай Дудченко.
Тем не менее у российских экспортеров 2024 год начался с падения объемов поставок. Если во второй половине прошлого года в Китай экспортировалось в среднем 8,5 млн т угля в месяц, то в январе этого – 7,5 млн т, в феврале – 7 млн т, в марте – 7,8 млн т. В целом угольные отправки за границу в первом квартале снизились на 13%, до 45,2 млн т. При этом в марте, по оценке Центра ценовых индексов (ЦЦИ) Газпромбанка, снижение составило 17%.
По данным ЦЦИ, отгрузки коксующегося угля остаются относительно стабильными, и падение в основном обусловлено сокращением энергетического концентрата. В настоящий момент определенный позитив связан с металлургическими марками угля, подтверждает коммерческий директор по навалочным грузам ОТЭКО Александр Гаганов, глобальный минимум здесь, похоже, пройден. Хотя сокращают импорт российского сырья Япония, Тайвань и Южная Корея, статус-кво в торговых отношениях сохраняют Китай, Индия и Турция. На горизонте 2024-2025 годов в компании видят рост экспортных отправок коксующегося угля примерно на 6%. Однако с продажами энергетических марок ситуация сложнее, а именно они занимают весомую долю в мировой торговле твёрдым топливом: из 1,4 млрд т суммарного экспорта более 1 млрд т приходится на уголь для энергетики.
В условиях низких мировых цен для угольных компаний России растут разного рода издержки, например увеличились расходы, связанные с приобретением спецтехники зарубежного производства. Кроме того, за последние полтора года возросло налоговое бремя, в частности, стал действовать повышенный НДПИ на коксующиеся марки угля. «Мы совместно с Минэнерго, Минфином работаем, и, к сожалению, успешных результатов нет, но надеемся, что как-то удастся снизить дальнейшее давление на нашу отрасль», – не исключает вице-президент по работе с государственными органами ООО «Коулстар» Асико Джавахян.
«Цены на уголь упали до уровня 2021 года, в то время как себестоимость продукции выросла, в первую очередь, в силу санкционных ограничений, связанных с поставками оборудования, в силу того что угольные компании опережающими темпами повышали зарплату своим работникам, она поднялась на 56%. В то же время железнодорожные тарифы увеличились на 111% с 2021 года. Все это создает достаточно серьезные кассовые разрывы у предприятий», – подытожил ответственный секретарь комиссии по горнопромышленному комплексу Российского союза промышленников и предпринимателей Максим Довгялло.
Без оказания мер поддержки по итогам 2024 года убытки угольщиков РФ могут достигнуть 450 млрд руб., что вдвое больше, чем угольные компании заработали в 2020 и 2021 годах, отмечают аналитики «Газпромбанк Инвестиции».
Как доехать к морю
Фактически угольщикам нужно продержаться год, поскольку в следующем ожидается благоприятная конъюнктура. «Мы спады видели достаточно часто, за последние 25 лет это уже четвертый цикл. Естественно, мы понимаем, что 2024 год проходим по минимальным ценам, и с 2025 года будем наблюдать разворот на рост спроса по углю», – заявил на форуме «Горнодобывающая промышленность: инвестиционные проекты и меры поддержки», состоявшемся 12 апреля, заместитель министра энергетики России Сергей Мочальников.
По его словам, рынки КНР и Индии – залог уверенности в перспективах экспорта. «Новая генерация в Китае – свыше 100 ГВт, а средний срок службы – 50 лет. Отсчитайте от 2023 года 50 лет – мы уверены в будущем спросе на каменный уголь», – обнадёжил замглавы Минэнерго.
Вместе с тем угольной отрасли важна помощь здесь и сейчас. В качестве потенциальных мер поддержки в отраслевом сообществе называют отмену курсовой экспортной пошлины на уголь или ввод цены отсечения, ниже которой вывозная пошлина перестает действовать, пересмотр механизмов налогообложения.
Большой блок вопросов связан с логистикой. Изменения последних лет в железнодорожных тарифах оказали дополнительное давление на угольный бизнес, свидетельствует Асико Джавахян. «Напомню, понижающие коэффициенты были отменены, и это приводит к тому, что не все направления [экспорта] в настоящее время рентабельны», – заявил представитель «Коулстар».
По словам Сергея Мочальникова, понижающий коэффициент на перевозку угля был отменен в 2022 году в связи с высокой доходностью отрасли. Сейчас ситуация изменилась, доходности нет. Поэтому вопрос возвращения такого коэффициента необходимо обсуждать со всеми заинтересованными сторонами, уточнил чиновник.
Еще одна важная проблема, о которой говорят угольщики – увеличение квот на вывоз продукции в сторону портов и погранпереходов Дальнего Востока. К примеру, в Хакасии из-за проблем с приемом угля к перевозке практически все разрезы работали вполовину от своих возможностей, подчеркнул председатель Верховного совета республики Сергей Сокол. «С учётом сезонного спада и периода летних путевых ремонтных работ на РЖД перспективы до конца 2024 года не дают поводов для оптимизма», – посетовал он.
Отмена понижающих коэффициентов на железнодорожную перевозку, ввод экспортных пошлин и закрытие из-за санкций западного направления делают местных угледобытчиков неконкурентоспособными, сказал председатель парламента.
«На сегодняшний день ситуация такова, что на каждой тонне отправки на запад убытки составляют от 400 до 1500 руб. на тонну. С учетом падения цен и ограничения западного направления единственной альтернативой остаются Индия и Китай. Но из-за транспортно-логистических сложностей (хакасский уголь завозится в Юго-Восточную Азию, в том числе, по Северному морскому пути) в конечной стоимости угля 2/3 составляют транспортные расходы», – комментирует Сергей Сокол.
Вывоз на экспорт затруднен и в Якутии. По словам первого зампреда республиканского правительства Джулустана Борисова, остро встал вопрос, связанный с согласованием и приемкой к транспортировке угля у ООО «УК «Колмар». Эта компания отправляет уголь в адрес собственного порта АО «ВаниноТрансУголь».
«Данная ситуация привела к накоплению сверхнормативного запаса угля на складах в объеме порядка 1 млн т, к приостановке двух обогатительных фабрик с 12 марта и к работе одной обогатительной фабрики на 50% нагрузки», – рассказал Джулустан Борисов.
Потребность в отгрузке на апрель у «Колмара» составляет 573 тыс. т, но РЖД предварительно согласовали только 75% от этого объема, уточнил он.
Третий не лишний
Как сообщил Сергей Мочальников, в 2024 году объем угольных перевозок по Восточному полигону увеличится с прошлогодних 108 млн т до 111 млн т. Модернизация железнодорожной инфраструктуры даёт прирост провозной способности. Вместе с тем, отмечает руководитель департамента СУЭК по стратегиям и связям с государственными органами Александр Долгих, неплохо было бы научиться распределять дополнительный размер мощностей РЖД между экспортёрами.
«В 2024 году угля будет выезжать 111 млн т, а сколько будет в 2025 или 2026-м, просто не знаем. Мы предлагали методику, формализовали, чтобы все примерно понимали, как этот прирост делить между собой. Чтобы это не было в режиме поручения президента, поручения председателя правительства, зампреда правительства – такая картина не совсем системна», – подчеркнул Александр Долгих.
В апреле был утвержден проект инвестиционного паспорта III этапа модернизации Восточного полигона. Сейчас он находится на утверждении в правительстве РФ.
Согласно плану, необходимо построить более 2 тыс. км вторых путей и свыше 1,5 тыс. искусственных сооружений (мостов, тоннелей, водопропускных труб и т.д.) Будут возведены четыре крупнейших инженерных объекта: дублёры Северомуйского, Кузнецовского, Кодарского тоннелей и моста через Амур у Комсомольска. Все это позволит к 2030 году нарастить провозные способности Восточного полигона до 210 млн т, а по итогам 2032-го – до 270 млн т.
Реализация мер инфраструктурного развития, безусловно, расширит возможности вывоза экспортных грузов, включая угольную продукцию. В частности, как ожидается, Кузбасс с нынешних 54,3 млн т в 2033 году сможет нарастить отправки угля по Восточному полигону, как минимум, до 75,5 млн т, Бурятия – с 8,5 млн до 16,2 млн т, Амурская область и Якутия (причем Эльга к тому времени, вероятно, переключит свой основной поток на новый порт в Охотском море) – с 27,5 млн до 47,5 млн т, Хабаровский край – с 5,3 млн до 15,1 млн т.
Согласно базовому сценарию, угольные перевозки через Дальний Восток в 2033 году могут достигнуть 182 млн т. Порядка 108 млн т придется на Ванино-Совгаванский узел и 73,6 млн т – на терминалы Приморья. Но заявляемая цифра недостаточна – после 2032 года может поехать больше угля, уточнил Александр Долгих, тем более возможности портов станут ещё шире.
Отправители угля будут регламентированы и не смогут использовать все возможности Восточного полигона и после III этапа, к тому же растущие потребности в перевозках наблюдаются и у других отраслей экономики, признал Сергей Мочальников. К этому следует быть готовым.
«Нужно создать рабочую группу по мерам технологического характера. Инновация (вагоны с повышенной нагрузкой на ось – прим. ред.), временные интервалы движения поездов, работа со станциями и портами, работа с порожняком и другим подвижным составом, работа с локомотивным парком – здесь много чего. И начиная с того, как правильно формировать отправку груза от отправителя, [какие должны быть] предложения с РЖД по движению, как принять портам все виды грузов, чтобы максимально быстро обработать и вернуть обратно [вагоны] – эта работа должна усилиться», – заключил замглавы Минэнерго.
За счет модернизации Восточного полигона как минимум главный ход БАМа от Тайшета до Советской Гавани должен стать полностью двухпутным по аналогии с Транссибирской магистралью. В то же время регионы поднимают вопрос о необходимости строительства третьих путей на участках Транссиба. «Мы надеемся, что дорогостоящие, но такие важные проекты, как создание третьего главного пути между Хабаровском и Владивостоком и строительство обходов на участке Смоляниново – Находка, будут реализованы как можно скорее», – сказал зампред правительства Приморского края Николай Стецко.
По его словам, в 2023 году порты Приморья переработали 156 млн т грузов. Есть инвестпроекты на общую сумму 540 млрд руб. по расширению портовых мощностей, их реализация позволит довести перевалку примерно до 350 млн т. Но без вышеуказанных объектов железнодорожной инфраструктуры они не раскроют свой потенциал.
На прошедшей неделе на угольном рынке Европы цены продолжили колебаться в диапазоне 117-121 долл./т. Давление на индексы оказывает падение спроса, рост запасов на складах ARA и значительное увеличение генерации ВИЭ. В Германии объем ветрогенерации подскочил на 49% до 22.7 ГВт, генерация на каменном угле сократилась на 22% до 1.71 ГВт, при этом цены на электроэнергию на спотовом рынке упали на 25% (до 45.5 евро/МВт).
Газовые котировки на хабе TTF укрепились до 303 долл./1000 м3 (+15 долл./1000 м3 к 03.04.2024 г.) на фоне снижения поставок норвежского газа. Запасы угля на складах ARA увеличились на 7% до 6.4 млн т. (+0.41 млн т. к 03.04.2024 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 закрепился выше уровня 100 долл./т., достигнув к концу недели 110 долл./т., на фоне сохраняющихся высоких цен в Европе. Кроме того, со стороны индийских потребителей наблюдается увеличение активности в связи с такими факторами, как сокращение запасов на электростанциях впервые за последние 5-6 месяцев
(-0.9 млн т. или -1% к 03.04.2024 г.), а также нарушение логистических цепочек поставок угля из США в результате обрушения моста в Балтиморе, где возобновление отгрузок ожидается не ранее середины-конца мая. Энергетическое управление США понизило прогноз экспорта угля из страны на апрель на 33% до 5.5 млн т. При этом восстановление объема поставок ожидается только к концу лета или началу осени.
В результате схода с рельсов 4 локомотивов и 6 вагонов с углем 2 апреля были перекрыты три ж/д ветки в направлении порта Richards Bay. 4 апреля была вновь открыта ветка 1, ветки 2 и 3 были открыты вечером 5 апреля. В связи с инцидентом начато расследование, однако Transnet пока не раскрывает причину происшествия. Это уже второй сход вагонов с начала
2024 г., что напоминает участникам рынка об уязвимости инфраструктуры.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao упали на 2 долл./т. до 115 долл./т. На внутреннем рынке КНР продолжается нисходящий тренд в связи с ослаблением спроса, а также увеличением запасов на складах потребителей и производителей. Компания Shenhua вновь понизила цены, предоставляя крупным потребителям дисконт, оказывая давление на котировки. Среди участников рынка распространяется негативное настроение из-за ожидаемого роста температуры и увеличения генерации ВИЭ. Кроме того, некоторые ж/д сети в КНР понизили тарифы на перевозку в апреле на 15-30%, что позволило поставщикам понизить свои цены на сопоставимую величину с целью увеличения продаж.
Две провинции объявили о планах нарастить добычу по итогам 2024 г. Inner Mongolia планирует увеличить показатель на 9 млн т. до 1.22 млрд т., Shaanxi – на 20 млн т. до 780 млн т. При этом ранее провинция Shanxi, крупнейшая по добыче угля в КНР, объявила о планах сокращения на 50-70 млн т. до 1.3 млрд т. по сравнению к 2023 г., что обусловлено перепроизводством и участившимися проверками техники безопасности. В январе-феврале производство в Shanxi снизилось на 35 млн т. или на 18% к январю-февралю 2023 г. Однако компании не понизили свои цели по выручке, в связи с чем они могут нарастить добычу на фоне падения внутренних цен.
Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС увеличились на 0.1 млн т. до 13.3 млн т., потребление упало с 733 тыс. т./сутки до 728 тыс. т./сутки. Запасы в 9 крупнейших портах снизились до 23 млн т. (-0.7 млн т. к 03.04.2024 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR подешевел на 1 долл./т. до 91 долл./т. из-за падения внутренних цен в КНР. При этом активность в Индонезии замедлилась в связи с празднованием окончание Рамадана. Спрос со стороны китайских покупателей был невысоким в связи с выходными днями в стране по случаю праздника Цинмин (День почитания предков) с 4 по 6 апреля.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 остается на уровне 125 долл./т., испытывая давление со стороны снижающихся внутренних цен в КНР и ограниченного спроса в других странах АТР, обусловленного межсезоньем.
Тайваньская энергетическая компания Taipower планирует на следующей неделе вновь запустить угольные электростанции, остановленные 3 апреля в связи с землетрясением. Большое количество подземных толчков, последовавших за землетрясением, не позволило более оперативно перезапустить энергоинфраструктуру, включая угольную электростанцию Heping мощностью 1.3 ГВт.
Цены на австралийский металлургический уголь HCC остаются в нисходящем тренде ниже 225 долл./т. в связи с высоким предложением и ограниченным спросом из-за неблагоприятной конъюнктуры на рынке стали. Давление на цены также оказало очередное понижение цен на кокс в Китае. Отмечается, что продавцы предлагают австралийский материал с привязкой к индексу, тогда как покупатели настаивают на фиксированной цене с целью хеджирования против потенциального разворота котировок вверх.
Ставка перевалки в Тамани снизилась, но остается высокой, а экспорт – нерентабельным
Угольный терминал ОТЭКО в Тамани понизил тарифы на перевалку угля на 2 квартал 2024 г. с 32–38 долл./т. до 18-19 долл./т. Однако рентабельность поставок FOB из Кузбасса остается отрицательной, в связи с чем спад экспорта угля продолжится и мощности инфраструктуры будут оставаться незагруженными. Потери в погрузке в адрес Тамани в январе-апреле 2024 г. могут составить 7.6 млн т. (-82% к январю-апрелю 2023 г.).
Учитывая, что котировки на международном рынке упали до уровня 2015-2016 гг., ставка перевалки и железнодорожные тарифы должны соответствовать уровню тех лет, однако предложенная ОТЭКО ставка превышает его на $2/т, а ж/д тариф – почти на
11 долл./т. Кроме того, с 1 марта 2024 г. в расходы угольщиков добавилась экспортная пошлина. С учетом этих факторов, приемлемый уровень ставок, по некоторым оценкам, составляет 12–15 долл./т.
28 марта правительство РФ подвергло ОТЭКО критике в связи с завышенными ставками. ФАС нашла в действиях ОТЭКО признаки установления необоснованных тарифов на услугу по перевалке угля, и компании было предписано разработать и утвердить в течение месяца коммерческую политику, которая должна определять порядок расчета тарифа на экономически обоснованном уровне с учетом среднеотраслевой рентабельности и объема перевалки на уровне 2023 г.
Заявки на перевозку в адрес терминала составляют чуть более 1% от объема, который отгружался в прошлом году (порядка 2.5 млн т. в месяц). Недозагрузка данного направления в связи с невозможностью экспорта угля через Тамань за первый квартал привела к потере угольщиками около 52 млрд руб.
Из-за высокой стоимости перевалки в феврале—марте угольные компании перестали отправлять грузы через терминал ОТЭКО в Тамани. Совокупные отгрузки угля в адрес южных портов по итогам 1 квартала 2024 г. составили 2.9 млн т. (-4.9 млн т. или -63% к январю-марту 2023 г.). При этом материал в объеме 4.9 млн т. является потерянным для экспортного рынка, так как его невозможно перераспределить на другие направления (Северо-Запад, Дальний Восток и погранпереходы).
По итогам 2023 г. совокупный объем перевалки ОТЭКО, владельцем которого является Мишель Литвак, составил 25.1 млн т. (-4.9 млн т. или -15% к 2022 г.).
Колмар сталкивается со сложностями при вывозе угля
Компания Колмар столкнулось с трудностями при отправке угля из-за перегруженности ж/д инфраструктуры в Якутии и на Восточном полигоне. Cитуация усугубляется проводящимися ремонтными работами на путях РЖД по направлению терминалов Ванино.
В связи с этим компания стремится определить альтернативные логистические пути для экспорта через другие морские дальневосточные порты. Также планируется создание план-графика грузоперевозок, к разработке которого привлекут РЖД, дальневосточные морские порты и правительство Якутии.
В 2023 г. компания сократила производство до 11.6 млн т. (-0.8 млн т. или -6.4% к 2022 г.). В связи с ограниченной провозной способность инфраструктуры и неблагоприятной конъюнктурой на международном рынке угля добыча Колмар планы компании, скорее всего, будут пересмотрены в сторону понижения.
На прошедшей неделе на угольном рынке Европы цены скорректировались ниже 120 долл./т. Давление на котировки оказало падение цен на газ. Снижению потребления и стоимости электроэнергии также способствовали продолжительные выходные дни в связи с Пасхой.
На прошедших выходных Германия приняла решение отключить от сети и закрыть 15 электростанций совокупной мощностью 4.4 ГВт, работающих на каменном (1.3 ГВт) и буром угле (3.1 ГВт), с целью достижения климатической нейтральности, что также обусловлено сокращением спроса, снижением цен на электроэнергию и увеличением генерации ВИЭ, хотя некоторые эксперты назвали данный шаг вредным для экономики. По итогам 1 квартала 2024 г. угольная генерация в Германии упала на 26% до 28 ТВтч.
Газовые котировки на хабе TTF упали до 288 долл./1000 м3 (-20 долл./1000 м3 к 27.03.2024 г.). Хранилища по-прежнему заполнены на 60%. При этом запасы на складах ARA сократились до 5.99 млн т.
(-0.21 млн т. к 27.03.2024 г.), опустившись ниже отметки 6.0 млн т. впервые с начала текущего года, что обусловлено снижением поставок и возобновлением реэкспорта в адрес стран средиземноморья, включая Турцию.
Индекс южноафриканского угля 6000 пробил вверх уровень 100 долл./т., достигнув 5-месячного максимума на фоне высоких цен в Европе и нарушения логистических цепочек поставок угля из США в результате обрушения моста в Балтиморе.
Кроме того, 2 апреля по причине схода с рельсов 4 локомотивов и 6 вагонов с углем были перекрыты все три ж/д ветки в направлении Richards Bay Coal Terminal (RBCT). В связи с инцидентом начато расследование, при этом ожидалось, что движение возобновится в течение дня. При этом за прошедшую неделю недельный объем погрузок в адрес RBCT достиг 1.2 млн т. – максимум для финансового года 2023/2024 (заканчивается 31 марта). В случае сохранения такой динамики экспорт через RBCT может достигнуть 60 млн. т. в финансовом году 2024/2025. Погрузка на ветке North Corridor на прошлой неделе достигла 1.4 млн т., превысив прошлогодний максимум, зафиксированный в июне.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao упали на 4 долл./т. до 117 долл./т. На китайском внутреннем рынке наблюдается нисходящий тренд в связи с ослаблением спроса и увеличением запасов на складах. Ухудшение конъюнктуры подтверждается понижением цен со стороны Shenhua и других китайских угольных компаний в провинциях Inner Mongolia и Shanxi. Негативные ожидания также были вызваны падением цен в тендерах на юге страны.
Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС увеличились на 0.2 млн т. до 13.2 млн т., потребление упало с 758 тыс. т. до 733 тыс. т./сутки. Запасы в 9 крупнейших портах увеличились до 23.7 млн т. (+0.3 млн т. к 27.03.2024 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR практически не изменился, составив 92 долл./т. Давление на котировки оказывают высокие запасы на складах в Индии и Китае. Спрос на индонезийский материал со стороны китайских покупателей также снижается в связи с предстоящими выходными по случаю праздника Цинмин (День почитания предков) в КНР с 4 по 6 апреля.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 скорректировался до уровня 125 долл./т., после роста неделей ранее, в результате снижения котировок в Европе, продолжающегося падения внутренних цен в КНР и увеличения конкуренции в Южной Корее, где наблюдается рост поставок колумбийского угля.
Дополнительным негативным фактором стало крупнейшее за последние 25 лет землетрясение магнитудой 7.3 на Тайване, в результате которого энергетическая компания Taipower из соображений безопасности временно закрыла 6 электростанций, включая 2 угольные электростанции Taichung мощностью
1.2 ГВт. Также была остановлена угольная электростанция Heping мощностью 1.3 ГВт. В текущее время сроки возобновления работы электростанций остаются неизвестными. Однако эксплуатация трех АЭС продолжается, поскольку их землетрясение не коснулось.
Цены на австралийский металлургический уголь HCC упали ниже до 230 долл./т., оставаясь в нисходящем тренде из-за высокого предложения и ограниченного спроса. Давление на цены также оказывает очередное понижение цен на кокс в Китае, которое ожидается на следующей неделе. Кроме того, в преддверии сезона дождей в Индии многие производители стали уже обеспечили себя сырьем в достаточной мере и завершают процедуру закупок.
Ж/д поставки угля в Тамань упали на 80% в 1 кв. 2024 года
Из-за высоких ставок перевалки на терминале ОТЭКО в Тамани, делающих экспортные поставки угля убыточными, российские добывающие компании приостановили ж/д поставки угля в адрес порта с конца января 2024 г. В первом квартале 2024 г. экспортные ж/д отгрузки в Тамань упали до 1.4 млн т. (-5.0 млн т. или -80.0% к аналогичному периоду 2023 г.).
Объемы угля, предназначавшиеся для перевалки в Тамани, являются потерянными для экспортного рынка, так как их невозможно переадресовать на другие направления (Северо-Запад, Дальний Восток и погранпереходы), исходя из регламентов по утверждению планов перевозки. Например, в январе-марте 2024 г. ж/д поставки в порт Усть-Луга также сильно упали, составив 10.2 млн т. (-2.4 млн т. или -18.9% к январю-марту 2023 г.).
Угольные объемы в планах РЖД уже распределены по экспортным направлениям с учетом снижения добычи рядом угольных компаний из-за убытков, вызванных низкими мировыми ценами и растущими накладными расходами. Из-за жесткой политики Тамани в отношении ставок перевалки многие крупные производители были вынуждены пойти на сокращение производства и теперь, даже в случае уменьшения тарифов компанией ОТЭКО, они не смогут быстро восстановить объемы добычи, так для возобновления прежнего уровня производства потребуются месяцы, при условии наличия инвестиций.
В первом квартале 2024 г. российские производители угля продолжают сталкиваться с вызовами и неблагоприятными факторами, включая: снижение мировых цен, рост ж/д тарифов и стоимости перевалки в портах, экспортную пошлину, а также логистические сложности, выражающиеся в ограниченной пропускной способности на сети РЖД и длинном транспортном плече (дорогой фрахт) при поставках угля на рынок АТР через порты европейской части России.
По итогам 2023 г. совокупный объем перевалки ОТЭКО, владельцем которого является Мишель Литвак, составил 25.1 млн т. (-4.9 млн т. или -15% к 2022 г.).
Прибыль российских угольных компаний кратно сократилась в 2023 году
Российские угольные компании отчитались об итогах деятельности за 2023 г., согласно которым прибыль предприятий в некоторых случаях кратно сократилась или стала отрицательной по сравнению с 2022 г., что обусловлено падением цен, ростом себестоимости и транспортных расходов.
Прибыль крупнейших в России компаний, таких как Кузбассразрезуголь и Эльгауголь, упала на 30% и 22% соответственно. При этом прибыль Южного Кузбасса (Мечел) обвалилась в 10 раз, Талтэк – в 4 раза, Стройсервиса – в 2 раза, а Якутуголь (Мечел) и КТК получили убыток против прибыли годом ранее.
Дополнительными факторами, продолжающими оказывать негативное влияние на финансовые результаты угольщиков, остаются ограниченные провозные возможности ж/д инфраструктуры, вновь введенные экспортные пошлины, а также западные санкции.
Для многих российских поставщиков текущий уровень мировых цен и накладные расходы делают экспорт угля убыточным, вынуждая их сокращать производство и отказываться от проектов по развитию новых угольных месторождений.
Добыча угля в 2023 г. снизилась до 438.0 млн т. (-6.7 млн т. или -1.4% к 2022 г.). При этом производство в Кузбассе, где добывается высококачественный уголь, упало до 214.2 млн т. (-9.4 млн т. или -4.2% к 2022 г.).
На прошедшей неделе на европейском рынке энергетического угля продолжился рост индексов, укрепившихся почти до 125 долл./т. Поддержку котировкам оказывает сокращение запасов на складах, увеличение волатильности в ценах на газ на фоне удара России по газовой инфраструктуре на западе Украины, на которую частично рассчитывает Европа в обеспечении своей энергобезопасности. Кроме того, 26 марта в американском городе Балтимор произошло обрушение моста в результате столкновения с судном, что привело к блокировке экспорта угля из терминалов Consol и Curtis Bay Pier. По предварительным данным, ремонтные работы могут занять около 6 недель и на экспортный рынок будет недопоставлено почти 2 млн т. энергетического угля.
Газовые котировки на хабе TTF поднялись до 308 долл./1000 м3 (+2 долл./1000 м3 к 20.03.2024 г.) из-за сокращения поставок норвежского газа в связи с техническим обслуживанием нескольких месторождений. Хранилища по-прежнему заполнены на 60%.
Индекс южноафриканского угля 6000 столкнулся с сопротивлением на уровне 100 долл./т., но смог удержаться чуть выше данной отметки, при этом цены среднекалорийного угля пробили вверх уровень 90 долл./т., следуя за ростом котировок в Европе и поддерживаемые стабильным спросом со стороны Индии и Пакистана.
Недельный объем ж/д перевозок угля по основной ветке Transnet до терминала Richards Bay Coal Terminal (RBCT) вырос до максимума 2023/2024 финансового года (заканчивается 31 марта) и составил 1.2 млн т. По ветке North Corridor на внутренний и экспортные рынки было отгружено 1.4 млн т., что выше июньского рекорда 2023/2024 финансового года. Если Transnet удастся сохранить недельные объемы транспортировки угля в адрес терминала RBCT на текущем уровне (1.2 млн т.), то по итогам 2024/2025 финансового года ж/д отгрузки составят 60 млн т.
Терминал RBCT отменил запрет на перевалку угля Optimum Coal, что позволит Liberty Coal, новому владельцу разреза, отгружать уголь на экспорт с апреля текущего года. Однако для этого также требуется окончательная договоренность с Transnet, которая еще не подтверждена. Мощность разреза Optimum Coal, который столкнулся с финансовыми трудностями в начала 2018 г., составляет 8 млн т. из которых 3 млн т. отправлялось на экспорт.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao снизились на 1 долл./т. до 121 долл./т. по причине ослабления спроса со стороны энергетических и промышленных предприятий, а также в связи с потеплением и высокими запасами на складах. Дополнительно давление оказало понижение цен торговым домом Zhujiang Investment в южных портах страны. Кроме того, ожидается, что компания Shenhua вновь опустит цены для сокращения складских запасов.
Китайский регулятор в сфере энергетики опубликовал прогноз, согласно которому в 2024 г. в стране планируется увеличение совокупной генерации до 9.96 ТВтч (+0.6 ТВтч к 2023 г.), ожидается, что доля ВИЭ вырастет с 51.9% до 55%.
Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС немного подросли до 13.1 млн т., потребление упало с 782 тыс. т./сутки до 758 тыс. т./сутки. Запасы в 9 крупнейших портах поднялись до 23.4 (+1.4 млн т. к 20.03.2024 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR подешевел на 1 долл./т. до 92 долл./т. в связи с высокими фрахтовыми ставками, падением внутренних цен в КНР и увеличением предложения из-за ослабления логистических сложностей в Южном и Восточном Калимантане. Давление на котировки также оказывают высокие запасы на складах в Индии и Китае. Участники рынка отмечают, что трейдеры стремятся перенаправлять с существенным дисконтом партии, закупленные для КНР, в другие страны, поскольку складские запасы в Китае остаются на высоком уровне. Большой спрэд между ценами спроса и предложения сохраняется.
Котировки высококалорийного австралийского угля подросли выше 125 долл./т. после согласованного 22 марта бенчмарка на финансовый год (1 апреля 2024 г. – 31 марта 2025 г.) между компанией Glencore и японской Tohoku Electric Power на уровне 145 долл./т. FOB Newcastle 6322 ккал/кг GAR.
Цены на австралийский металлургический уголь HCC опустились ниже 245 долл./т. в результате превышения предложения над спросом. Из-за снижения котировок некоторые индонезийские потребители начинают проявлять интерес к покупкам, однако придерживаются осторожного подхода. Кроме того, в Китае некоторыми компаниями были понижены цен на кокс, что подтверждает неблагоприятную конъюнктуру на рынке стали.
Поставки российского угля снизились на 3.1% в январе-феврале 2024 года
В январе-феврале 2024 г. общие поставки российского угля, включая экспорт и отгрузки на внутренний рынок, составили 63.6 млн т. (-2.0 млн т. или -3.1% к аналогичному периоду 2023 г.).
За два месяца 2024 г. на внутренний рынок было отгружено 34.0 млн т. (+0.4 млн т. или +1.3% к январю-февралю 2023 г.), из которых:
• 17.5 млн т. (+0.2 млн т. или +1.2%) направлено на электростанции;
• 5.9 млн т. (-0.3 млн т. или -4.3%) поставлено в адрес коксохимических заводов;
• 10.5 млн т. (+0.5 млн т. или +5.0%) пришлось на долю прочих грузополучателей.
Экспортные поставки в январе-феврале 2024 г. составили 29.7 млн т. (-2.5 млн т. или -7.6% к январю-февралю 2023 г.).
Строительство Северо-Сибирской ж/д оценивается в 8 трлн рублей
Российская академия наук представила оценку проекта строительства Северо-Сибирской железной дороги, которая должна связать Транссиб с Северным морским путем. Общая стоимость проекта может составить 8 трлн рублей при сроке окупаемости 20 лет.
Сложность участков ж/ж маршрута является одним из факторов, влияющих на удорожание маршрута. При оценочной стоимости 1 км трассы в 691 млн руб., строительство на гористом участке пути составляет 3 млрд рублей за 1 км.
В текущее время рассматривается вариант Северо-Сибирской железной дороги, ведущей в Арктику к порту Сабетта, а также к порту Лесосибирск, расположенному на реке Енисей, откуда планируется выход на портовые мощности, которые использует Ангаро-Енисейский бассейн. Таким образом, трасса будет иметь два выхода на Севморпуть.
Кроме того, предполагается вариант связать Северо-Сибирскую железную дорогу с железной дорогой из Сибири в Китай и Монголию (Кызыл - Курагино). Строительство этой линии также признано целесообразным. По оценкам экспертов, оба варианта железные дороги окупаемы в пределах 20 лет, основываясь на текущей грузовой базе. В июне 2024 года будут представлены оценки с учетом грузовой базы, которая должна сформироваться при наличии инфраструктуры.
Регионам Сибирского федерального округа необходима железная дорога, альтернативная Транссибу, так как после завершения реконструкции Восточного полигона его мощности не позволят перевозить значительную часть грузов из Сибири, в частности, удобрения и уголь.
Рассмотрение возможности строительства Северо-Сибирской железнодорожной магистрали было поручено Президентом России кабинету министров совместно с правительством Кемеровской области, Российской академией наук и РЖД в октябре 2023 г.
Проект железной дороги появился в 50-е годы, в 2008 году он был включен в стратегию развития железнодорожного транспорта до 2030 года.
ВГК готовится к запуску угольного конвейера на Сахалине в 2024 году
Восточная горнорудная компания (ВГК) продолжает подготовку к запуску магистрального угольного конвейера, который предназначен для транспортировки угля с Солнцевского разреза до порта Шахтерск (Сахалинская область). Ввод в эксплуатацию конвейера, состоящего из трех участков, запланирован на лето 2024 г. В настоящее время также проходит подготовка специалистов для работы на стакерах-реклаймерах мощностью до 4 тысяч тонн в час.
Строительство угольного конвейера ведется с 2018 г., объем инвестиций оценивается более, чем в 7 млрд рублей. Угольный конвейер протяженностью 23 км (самый крупный в России) позволит увеличить объемы транспортировки угля с разреза в порт до 20 млн т. в год и отказаться от перевозки грузовым автотранспортом.
По итогам 2023 г. объёмы добычи угля на Солнцевском разрезе составили 14.2 млн т. Это самый высокий результат предприятия с начала его работы. В этом году компания планирует нарастить показатель до 15.2 млн т. С вводом в эксплуатацию угольного конвейера ВГК сможет увеличить объемы транспортировки угля в порт до 20 млн т. в год.
По итогам 2023 г. перевалка угля в Шахтерске составила рекордные 13.4 млн т. (+2.36 млн т. или +21% к 2022 г.). Таким образом, негативная динамика добычи и экспорта в остальных регионах России нивелируется за счет роста показателей ВГК, поскольку добыча на Сахалине и транспортировка угля в порт не привязана к ограниченным мощностям железных дорог РЖД на Дальнем Востоке. Однако основной объем добычи и экспорта ВГК приходится на бурый уголь.