Поделиться
Пульс угля - 24 июля
Поделиться

Угольная промышленность - актуальные цифры и факты. Партнерский проект Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia

Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia

Łukasz Dyłka с сайта Pixabay



Краткий обзор мирового угольного рынка

На прошедшей неделе котировки энергетического угля в Европе в очередной раз обновили 10-летние максимумы, превысив 135 долл./т. Поддержку угольным ценам в ЕС оказывает комплекс факторов:

•             дефицит угля на европейском рынке, частично обусловленный низким объемом поставок колумбийских экспортеров;

•             увеличение спотовых цен на электроэнергию в ряде стран ЕС на фоне восстановления деловой активности после пандемии и высоких среднесуточных температур в некоторых регионах Европы;

•             подорожание газа на платформе TTF до 36.1 евро/МВТч (+1.0 евро/МВТч к 01.07.2021 г.) и снижение цен на квоты на выбросы CO2 до 51.2 долл./т. (-6.4 долл./т. к 01.07.2021 г.);

•             ограниченные поставки экспортного угля из ЮАР (см. ниже).

Продолжающееся до 26.07.2021 г. плановое обслуживание железной дороги, соединяющей угледобывающие провинции ЮАР и порт Richards Bay, ограничивает объемы экспорта южноафриканского угля и оказывает поддержку индексам выше 125 долл./т. Порт Richards Bay, вынужденный ранее приостановить работу из-за гражданских протестов в стране, сейчас работает в ограниченном режиме на фоне повышенных мер безопасности. По мнению участников рынка, ситуация также усугубляется нехваткой рабочих в порту и на железной дороге из-за их участия в гражданских беспорядках. Запасы угля на терминалах Richards Bay снизились до 3.0 млн. т. (-0.3 млн. т. к 14.07.2021 г.).


Цены на уголь 5500 ккал/кг NAR внутреннего производства в порту Qinhuangdao превысили 157 долл./ т. Проливные дожди в КНР парализовали работу ряда крупных угольных шахт и железной дороги, соединяющей крупные месторождения угля и экспортный порт Qinhuangdao, что оказало поддержку котировкам. Из-за снижения объемов отправок угля в порт, запасы материала на терминах Qinhuangdao достигли 5-летних минимумов.

Увеличение спроса на энергетический материал из Австралии в АТР продолжает укреплять индексы угля австралийского происхождения выше 160 долл./т. Жара в Японии, а также указ японского правительства об увеличении объемов выработки электричества в стране на время проведения Олимпийских игр с 23.07.2021 г. до 08.08.2021 г., благоприятно отражаются на спросе страны на импортный уголь.

На прошлой неделе некоторые азиатские генерирующие предприятия заключили крупные контракты на поставку угля из Австралии с привязкой к индексу FOB Newcastle, чтобы снизить риски волатильности спотовых цен на энергетический материал.

Ряд крупных сделок китайских генерирующих предприятий с отложенной поставкой угля из Индонезии в августе, а также спрос некоторых прибрежных ТЭЦ в Индии на фоне сокращающихся запасов укрепили котировки индонезийского материала выше 102 долл./т. Кроме того, нестабильная эпидемиологическая обстановка и, как следствие, закрытие ряда шахт на юге Индонезии снижают экспорт угля, оказывая поддержку индексам.

Несмотря на выжидательную позицию некоторых крупных металлургических компаний на рынке АТР с расчетом на возможное снижение индексов, ограниченные поставки коксующегося материала из Внутренней Монголии на китайский рынок вынуждают сталелитейные предприятия КНР покупать австралийский металлургический уголь у азиатских трейдеров, что оказывает поддержку котировкам угля из Австралии выше 210 долл./т.

 

Столкновение поездов привело к остановке поставок угля с Эльги

19 июля 2021 г. в результате столкновения поездов на участке Улак-Эльга Байкало-Амурской магистрали (БАМ) поставки с Эльгинского месторождения коксующегося угля, разрабатываемого компанией Эльгауголь, дочерней компанией А-Проперти Альберта Авдоляна и госкорпорации Ростех, были приостановлены. Участок дороги используется исключительно компанией Эльгауголь. В результате аварии погибли 4 человека.


По мнению экспертов, поставки могут быть возобновлены через 10 дней, что приведет к задержке доставки около 0.5 млн. т. угля.

Эльга является одним из крупнейших месторождений коксующегося угля в мире с общими запасами 2.2 миллиарда т. угля (по классификации JORC). Уголь с месторождения доставляется по БАМу в порты Дальнего Востока. Ключевыми потребителями угля, добываемого на Эльге, являются китайская компания Jindong Cement и японская корпорация Itochu.

13 июля 2021 г. А-Проперти предложила за свой счет построить новую железнодорожную линию, которая соединит ее Эльгинское месторождение коксующегося угля и поселок Чумикан, расположенный на берегу Охотского моря. Стоимость проекта может составить 2.5-3.0 млрд долл. А-Проперти также планирует строительство угольного терминала в порту Ванино мощностью 30 млн. т. в год к 2024 г. и горно-обогатительного комбината на Эльге мощностью 32 млн. т. на первом этапе (конец 2021 г.) и 45 млн. т. на втором этапе (2023 г.).

 

В Забайкальском крае обрушился железнодорожный мост

23 июля 2021 г. сильные ливни вызвали обрушение железнодорожного моста на участке Куэнга-Укурей Транссибирской магистрали.

РЖД приостановили перевозку угля по участку на 3 дня. По мнению экспертов, участок, расположенный в Забайкальском крае, имеет ключевое значение для поставок угля из Кузбасса в порты Дальнего Востока России.


Экспортерам придется понести финансовые потери из-за простоя судов и задержек с доставкой угля. Транспортировка угля может быть частично возобновлена через 2 дня. Однако ситуация крайне сложная и текущая работа по устранению последствий зависит от многих факторов, поэтому не исключено, что сроки могут измениться.

 

Запасы Огоджинского угольного месторождения увеличились в 5 раз

19 июля 2021 г. была проведена переоценка запасов Огоджинского угольного месторождения, принадлежащего госкорпорации Ростех и компании А-Проперти Альберта Авдоляна. В результате балансовые запасы Огоджи достигли 386 млн. т. Это в 4.7 раза больше, чем результаты предыдущей оценки в 2014 г.



Огоджинское угольное месторождение расположено в Амурской области, недалеко от северной границы России с Китаем. К 2023 г. А-Проперти планирует увеличить мощность Огоджи до 10 млн. т. в год. Потенциальная проектная мощность месторождения составляет 30 млн. т. угля в год.

28 мая 2021 г. Газпромбанк получил в залог 100% Огоджинского угольного месторождения. Залог актива связан с кредитным соглашением, заключенным между банком и энергетическим холдингом Огоджинский, разрабатывающим угольный проект Огоджа.

По оценкам экспертов, Ростех и А-Проперти могут увеличить инвестиции в разработку месторождения до 107 млрд. руб. (1.4 млрд. долл.) в течение 20 лет. Объем инвестиций в Эльгинский проект коксующегося угля, ключевой актив А-Проперти, может составить 130 млрд. руб. (1.7 млрд. долл.).

 

РЖД ограничивают отправки угля в южные порты России

15 июля 2021 г. Ассоциация морских торговых портов сообщила ОАО РЖД о трудностях с отправкой угля на экспорт через порты Азовского и Черного морей. Согласно жалобе, в июле РЖД согласовало только половину поставок угля. По мнению представителей Ассоциации, это может привести к нехватке угля, приостановке работы отдельных стивидоров, простою зафрахтованных судов и снижению объемов перевалки. Другие виды грузов не были затронуты политикой РЖД.


Фото: ОАО «РЖД»

По заявлению представителей РЖД, общий объем грузоперевозок в южные порты в первом полугодии 2021 г. увеличился на 22% до 46.2 млн. т. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, поставки угля выросли на 180% до

14.6 млн. т. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. За первые 15 дней июля отгрузки угля выросли на 93.4%, до 1.4 млн. т. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В настоящее время компания принимает меры по увеличению пропускной способности до 125 млн. т. в год, развивая подходы к южным портам.

По мнению экспертов, рост международных угольных индексов привел к увеличению поставок угля на юг, что усилило нагрузку на железную дорогу и транспортную инфраструктуру. Ограниченная провозная способность в условиях увеличения потока пассажирских перевозок на юг и нехватки локомотивов, вынуждают РЖД отдавать приоритет более прибыльным видам грузов, таким как зерно и нефтепродукты.

Современное аналитическое агентство (CAA) Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов