Угольная промышленность - актуальные цифры и факты. Партнерский проект Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На прошедшей неделе на европейском рынке энергетического угля наблюдалось укрепление котировок выше 305 долл./т. на фоне новостей о повреждениях на 3-х нитках трубопроводов Северный поток-1 и Северный поток-2 в результате предполагаемых диверсий. Дополнительный импульс ценам на уголь и газ придали заявления Газпрома о возможных российских санкциях против украинского Нафтогаза, которые могут привести к остановке прокачки газа в Европу через Украину.
Компания Uniper заявила, что угольная электростанция Ratcliffe-on-Soar в Великобритании мощностью 500 МВт, эксплуатация которой должна была завершиться на прошедшей неделе, продолжит работать до 31.03.2023 г. Компания Steag объявила о планах вывести из резерва угольные электростанции Weiher (655 МВт) и Bexbach (726 МВт) для обеспечения достаточной генерации на зимний период. Электростанции планируется запустить к 1 ноября с последующей эксплуатацией до 30.04.2023 г. RWE и Leag также подтвердили перезапуск и продление работы своих энергоблоков. Таким образом, RWE и Leag перезапустят 1.9 ГВт мощностей на буром угле, а Steag введет в эксплуатацию и продлит работу 2.49 ГВт мощностей на каменном угле.
Цены высококалорийного южно-африканского угля находились на уровне 270 долл./т. на фоне улучшения погрузки материала на ж/д линии Transnet в адрес терминала RBCT. В сентябре ж/д погрузка составила 1.5 млн т./неделю против 1.0-1.1 млн т./неделю в 1 половине 2022 г.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao выросли за неделю на 4 долл./т. до 214 долл./т. На китайском рынке продолжается рост котировок в связи с опасением уменьшения предложения внутри страны в результате начала технического обслуживания ж/д линии Daqin и активным потреблением угля, вызванным жаркой погодой в ряде регионов страны.
Комиссия по развитию и реформам КНР (NDRC) заявила 28 сентября о том, что внутренние цены на китайский уголь и электроэнергию остаются в приемлемом диапазоне и на стабильном уровне, несмотря на то, что с начала сентября они подскочили почти на 30%. Данная риторика говорит о низкой вероятности того, что в ближайшее время правительство будет вмешиваться в спотовый рынок.
Рост котировок индонезийского угля 5900 GAR до 195.00 долл./т. был обусловлен сокращением предложения в связи с продолжающимися проливными дождями в Калимантане, а также устойчивым спросом со стороны Китая, Индии и европейских стран.
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 упали ниже 420 долл./т. на фоне сокращения количества судов в очереди и увеличения отгрузок на 26% до 7.57 млн т., в результате чего недельный объем поставок превысил средний показатель за последние 52 недели (7.07 млн т.).
Индексы австралийского металлурги-ческого материала укрепились выше 270 долл./т. на ожиданиях ухудшения предложение в преддверии сезона дождей в Австралии и возможной забастовки на австралийских угледобывающих предприятиях BHP.
Согласно данным Главного таможенного управления Китая, в августе 2022 г. российские экспортеры нарастили поставки угля китайским потребителям до 8.5 млн т. (+3.1 млн т. или +57% к августу 2021 г.; +1.1 млн т. или +15% к июлю 2022 г.). Показатель августа 2022 г. является новым историческим месячным максимумом за пять лет с момента начала сбора статистики в 2017 г.
В связи с международными санкциями, распространяющимися на российский угольный экспорт, а также вводом эмбарго на поставки всех видов российского угля в Европу с августа 2022 г., российские поставщики пытаются нарастить объемы отгрузок в Азию, включая Китай, Индию и другие страны.
Несмотря на рост добычи угля и высокие складские запасы, в Китае продолжается рост котировок в связи с опасением уменьшения предложения на внутреннем рынке в результате начала технического обслуживания ж/д линии Daqin на фоне активного роста угольной генерации, вызванного жаркой погодой в центральных и юго-восточных регионах страны. Китай стремится нарастить импорт угля, чтобы создать запасы и гарантировать, что провинциям не придется вводить ограничения на электроснабжение, которые происходили в прошлом году, негативно влияя на промышленный сектор экономики и рынок услуг.
Российские поставщики вынуждены предоставлять значительные дисконты, что дает возможность китайским потребителям покупать уголь в два раза ниже мировых индексов. Таким образом, китайские металлургические, цементные и генерирующие компании получают конкурентные преимущества по сравнению, например, с Японией, которая присоединилась к запрету на российский материал.
Всего за 8 месяцев 2022 г. общий экспорт российского угля в КНР составил 41.3 млн т. (+1.6 млн т. или +4% к аналогичному периоду 2021 г.).
Министерство энергетики РФ оценило объем инвестиций, необходимых для поддержки угольной промышленности до 2030 г., в целях предотвращения негативного сценария развития, связанного с резким падением добычи.
Перенаправление экспорта угля в страны АТР и стимулирование внутреннего спроса потребует инвестиций в отрасль в размере 1.2 триллиона рублей (20 миллиардов долларов) до 2030 г., из которых около 200 миллиардов рублей (3.3 миллиарда долларов) должны быть получены из федерального бюджета.
Инвестиционный план предусматривает строительство и модернизацию железнодорожной инфраструктуры, включая Восточный полигон (Байкало-Амурская магистраль и Транссибирская магистраль), увеличение угольной генерации на внутреннем рынке, что может обеспечить дополнительное потребление 1 млн т. угля к 2030 году, а также импортозамещение оборудования.
Негативный сценарий предполагает, что добыча угля в России к 2030 г. может сократиться на 55 млн т. или на 12.5% по сравнению с 2021 г., а экспорт - на 64 млн т. или на 30%. Более мягкий целевой сценарий с высоким уровнем инвестиций исходит из снижения добычи всего на 13 млн т. или на 3%, а экспорта - на 4 млн т. или на 1.8% к 2030 г. По оценкам Министерства энергетики, это поможет переориентировать 36 млн т. выпавших экспортных объемов к 2030 г., сохранить 25 000 рабочих мест и 10 моногородов с более чем 700 000 жителей.
Согласно презентации министерства, «Россия рискует потерять основные рынки сбыта, общий объем поставок угля на которые в 2021 г. составил около 64 млн т. в год или 30% экспорта, также под угрозой находятся еще 55 млн т. годового экспорта в Японию, Южную Корею и Тайвань». Российские поставки в Европу будут заменены отгрузками из Колумбии, Южной Африки, США, а также индонезийским и австралийским материалом.
Перераспределению объемов с европейского рынка в Азию, Африку и на Ближний Восток препятствуют логистические проблемы, а также сложности с фрахтованием судов и страхованием грузов. Кроме того, потеря премиальных рынков стала крайне болезненной для угольной отрасли. В текущих условиях уголь, экспортируемый Россией в Китай, Индию, Турцию и другие азиатские страны, продается со скидкой 50-70% от мировых индексов.
Разворот экспорта угля на Восток был предопределен даже без эмбарго, введенного ЕС, поскольку европейские страны планировали и уже начали осуществлять постепенный выход из угольной генерации, в то время как Азия в среднесрочной перспективе будет наращивать потребление угля.
Министерство экономического развития прогнозирует сокращение добычи угля в 2022-2023 гг.
Министерство экономического развития РФ представило прогноз, согласно которому в ближайшие два года угольная отрасль будет сокращаться.
В 2022 г. ожидается падение добычи на 4.2%, а в 2023 г. – на 9.5%. Хотя недавний прогноз Минэнерго оказался более пессимистичным и предполагал падение добычи в 2022 г. на 17%, до 365.1 млн т.
Пересмотр предыдущего прогноза в сторону снижения обусловлен такими негативными факторами, как эмбарго на уголь и санкции со стороны ЕС, ограниченная пропускная способность Восточного полигона, а также высокие издержки компаний при экспорте в страны АТР через западные и южные порты.
Рентабельность угольных компаний уже находится под ударом. Несмотря на это, Министерство финансов планирует увеличить налоговую нагрузку на отрасль за счет повышения НДПИ и ввода экспортных пошлин. Кроме того, РЖД намерено в 2023 г. поднять железнодорожные тарифы на 9.8%.
Согласно прогнозу, к 2025 г. добыча угля в России может упасть на 4.1%, или до 421 млн т. к уровню 2021 г. Тем не менее, ожидается, что ситуация изменится в лучшую сторону в 2024 и 2025 гг., когда добыча вырастет на 5.5% и 4.8% соответственно.
Современное аналитическое агентство (CAA)