Угольная промышленность - актуальные цифры и факты. Партнерский проект Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На прошедшей неделе в Европе падение цен на энергетический уголь продолжилось. Давление на котировки, опустившиеся ниже 190 долл./т., оказало сокращение потребления угля на фоне существенного потепления, а также увеличение запасов на складах и падение цен на газ. В связи с ростом ветрогенерации также наблюдалось снижение стоимости электроэнергии. По прогнозам гидрометеобюро Германии, на текущей неделе температура воздуха ожидается на 6-8 градусов выше, чем в среднем за последние 5 лет в этот период года.
Газовые контракты на хабе TTF подешевели до 918 долл./1000 м3 (-232 долл./1000 м3 или -20% к прошлой неделе). При этом темп расхода газа из хранилищ стран ЕС упал до минимума с 2011 г. Таким образом, пополнение запасов заметно опережает отбор. В настоящий момент хранилища заполнены на 83%.
Котировки южноафриканского угля 6000 укрепились выше 180 долл./т. После падения на предыдущей неделе котировки высококалорийного материала немного скорректировались вверх от уровня поддержки.
Южноафриканская угольная компания MC Mining заявила о планах начать добычу энергетического и металлургического угля на шахте Vele спустя почти 10 лет со дня заморозки проекта. Ожидается, что реализация материала начнется в 1 квартале 2023 г., а объем производства составит 60 тыс. т. товарного угля в месяц. Ближайшим экспортным терминалом является Maputo (Мозамбик).
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao упали на 13 долл./т. до 175 долл./т. На внутреннем рынке КНР цены на уголь снижаются в связи с резким увеличением случаев заражения COVID-19, приводящим к сокращению промышленной активности. Спрос со стороны электростанций падает, а в 8 прибрежных провинциях КНР дневное потребление угля оказалось ниже среднего показателя
(2.2 млн. т. против 2.4-2.5 млн. т.). Кроме того, в январе спрос на уголь ожидается на невысоком уровне ввиду предстоящих новогодних праздников. Отдельные участники рынка прогнозируют стабильное укрепление котировок к середине февраля, когда промышленная активность начнет восстанавливаться.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR подешевел на 4 долл./т. до 155 долл./т. На рынке индонезийского угля наблюдается снижение, обусловленное сокращением спроса со стороны Китая в связи с ростом случаев заражения COVID-19, при этом потребители в других странах настаивают на более низких ценах в преддверии новогодних праздников.
Индонезийские производители направили правительству заявки на согласование планов по добыче на 2023 г. Ожидается, что соответствующие решения будут приняты 31 декабря.
Котировки высококалорийного австралийс-кого угля 6000 снизились до 395 долл./т. под давлением общего сокращения спроса и нисходящего тренда.
Власти штата Новый Южный Уэльс 21 декабря приняли поправку, позволяющую правительству контролировать или перенаправлять поставки угля с экспортного на внутренний рынок, если цены на материал окажутся слишком высокими и будут негативно отражаться на местных потребителях. Таким образом, отгрузки на экспорт по инициативе властей могут принудительно сокращаться в пользу австралийских электростанций.
Индексы австралийского металлургического угля подросли выше 285 долл./т., продолжив укрепляться на фоне ограниченного предложения и оптимистичных ожиданий возможного ослабления торговых ограничений между КНР и Австралией. Дополнительную поддержку оказывает спрос со стороны индийских производителей стали, пополняющих запасы.
Восточная мудрость — в прогнозах
В правительстве РФ продолжается обсуждение организации перевозок по железной дороге в Восточном направлении. Минэкономразвития прогнозирует к 2030 году прирост грузопотока на восточном направлении железной дороги в объеме около 60 млн тонн в год. Участники рынка считают этот прогноз сильно заниженным. Неверное планирование опорного для экономики страны министерства ведет к снижению масштабов будущих инфраструктурных проектов, полагают аналитики.
По данным «ПортНьюс», в начале декабря 2022 года на совещании под председательством вице-премьера Андрея Белоусова Министерство экономического развития представило свой прогноз экспортно-импортных потоков по Восточному полигону до 2030 года.
Минэкономразвития считает, что в течение ближайших восьми лет грузы с так называемой высокой добавленной стоимостью (все грузы за исключением угля) увеличат грузопоток на данном участке РЖД на 30,8 млн тонн в год. Экспорт угля на Восточном полигоне сейчас ограничен провозными возможностями пути. Уголь к 2030 году, при условии реализации мероприятий II этапа Восточного полигона (проекты модернизации БАМа и Транссиба), увеличится более чем на 28 млн тонн в год. Этот уголь будет направлен к российским портам Дальнего Востока. Дополнительно 25 млн тонн в год к отчетной дате может обеспечить увеличенная добыча угля на Кузбассе и Эльгинское угольное месторождение, однако этот объем пока не подтвержден. Это следует из материалов Минэкономразвития к совещанию, состоявшемуся 8 декабря у вице-премьера Андрея Белоусова. В ведомстве дополнительные комментарии не предоставили.
Таким образом, Минэкономразвития видит прирост перевозок всех видов экспортно-импортных грузов по Восточному полигону к 2030 году в объеме от 59 млн тонн в год до 84 млн тонн в год.
Провозная способность БАМа и Транссиба с 2021 года составляет 144 млн тонн. Однако фактический объём перевозок в 2022 году ожидается выше - порядка 150 млн тонн. «Разница объясняется применением ряда технологических мер, в том числе тяжеловесного движения, а также завершением в течение года строительства ряда первоочередных объектов второго этапа развития восточного полигона», - отметили в РЖД.
С 1 января 2023 года провозная способность Восточного полигона составит 158 млн тонн. При этом РЖД также планирует вывезти в 2023 году больше — около 160 млн тонн — за счёт сдачи объектов в течение года и технологических мероприятий. С учетом прогноза Минвостокразвития, через 8 лет грузопоток достигнет 219 млн тонн в год. Этот прогноз экспертами оценивается ниже сегодняшнего запроса рынка.
Железная дорога не справляется с объемом грузов, которые перевозятся на Дальний Восток и обратно, исходя из запросов компаний, ведущих внешнеэкономическую деятельность, особенно с учетом разворота логистики. Об этом еще летом говорил вице-премьер, полпред президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев.
«Вся продукция, которая выпускается в России экспортноориентированными предприятиями, повернулась на Дальний Восток в те страны, с которыми мы продолжаем экономическое сотрудничество. При этом объем неперевезенных по БАМу и Транссибу грузов в 2021 году составил 70 млн тонн. Неперевезенных, то есть это то, что мы не смогли перевезти. В 2022 году при потребности в 258 млн тонн прогнозируемый объем неперевезенных грузов может составить 100 млн тонн», - заявил Юрий Трутнев, выступая в начале июля 2022 года в Хабаровске на совместном совещании секретаря Совета безопасности РФ и полпреда президента РФ в ДФО (цитата по агентству «Интерфакс»).
Модернизация Восточного полигона ведется. По поручению президента страны Владимира Путина, пропускная способность Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей к 2024 году должна увеличиться в 1,5 раза - до 180 млн тонн в год. Но этой дополнительной пропускной способности может не хватить, поскольку спрос на дальневосточное направление перевозок только растет. Например, с введением эмбарго на российскую нефть с 2023 года часть этого груза может быть перенаправлена в Китай железнодорожными цистернами, что создаст дополнительный спрос на инфраструктуру Восточного полигона.
Дефицит провозной способности Восточного полигона оценивался осенью 2022 года участниками рынка в 140 млн тонн в год. Такие данные в ходе Восточного экономического форума были приведены председателем совета директоров АО «Бамтоннельстрой-Мост» Русланом Байсаровым. Он считает, что потребность в провозной способности составляет 284 млн тонн в год.
Юрий Трутнев считает, что разворот транспортных потоков на Дальний Восток резко увеличил требования к срокам модернизации Восточного полигона. «Нужно разобраться, чего нам не хватает, - заявил вице-премьер. - Если денег — нужно выделить и привлечь недостающую рабочую силу, технику. Эта задачу, которую надо решать вне какой бы то ни было очередности.
Развитие транспортной инфраструктуры, особенно масштабные стратегические проекты, основываются на прогнозных показателях. Однако, как отмечают участники рынка, Минэкономразвития не до конца учитывает в своих прогнозах не только существующий уже сегодня дефицит пропускной способности железнодорожного пути, но и недооценивает спрос на уголь в мировом масштабе.
Мировой спрос на уголь
В текущем году спрос на международном рынке угля для выработки электроэнергии превышал предложение, что связано с более низкой ценой угля по отношению к природному газу, сообщало Международное энергетическое агентство (МЭА) в декабре 2022 года. На это повлиял не только глобальный энергетический кризис, но и скачки цен на природный газ, а также неблагоприятные погодные условия в Австралии, которая является одним из ключевых мировых поставщиков угля.
Мировое потребление угля, приближающееся к рекордному объему в 2022 году, может увеличиться в 2023 году на фоне кризиса энергорынков. Основываясь на текущих рыночных тенденциях, в отчете МЭА прогнозируется, что потребление угля останется на высоком уровне до 2025 года, поскольку снижение потребления этого ископаемого энергоресурса на развитых рынках будет компенсироваться сохраняющимся устойчивым спросом в странах Азии.
Основными потребителями российского угля, помимо Евросоюза, являются Китай, Индия и Турция.
В мировой угольной торговле происходит структурный экономический сдвиг от Атлантического к Тихоокеанскому экономическому региону, на который в настоящее время приходится 80% международной угольной торговли, заявляла в рамках Восточного экономического форума директор по портовым и железнодорожным проектам ОАО «УГМК» Ирина Ольховская. В структуре экспорта российского угля за 7 месяцев 2022 года доля АТР составила 61% или 78 млн тонн. Таким образом, основной поток российского угля стремится от мест его добычи по железной дороге к дальневосточным портам, где профицит мощностей угольных терминалов достиг 50 млн тонн в год. Инвесторы своими деньгами подтверждают намерение увеличивать отгрузку угля из российских дальневосточных портов. Однако, уголь туда доставить по железной дороге становится все сложнее. Как, впрочем, и другие виды грузов.
Контейнерные VS угольные поезда
Минэкономразвития оценило эффекты от перевозки разных номенклатур груза по БАМу и Транссибу. Так, в ведомстве приводят данные, что бюджетный эффект от экспорта одного поезда контейнерных грузов в среднем 2,8 раза выше, чем от экспорта одного поезда энергетического угля (доход госбюджета от первого — 5,6 млн руб. в год, от второго — 2 млн руб.). При этом, ОАО «РЖД» несет финансовые убытки за перевозки Кемеровского энергетического угля в порты Ванино и Советская гавань в расчете рубль за тонну.
Дискуссия о правилах доступа к ограниченной инфраструктуре Восточного полигона между контейнерными операторами и угольными компаниями обострилась на фоне разворота логистики на Восток после февраля 2022 года. С уходом международных линейных операторов из портов Северо-Запада и введением санкций в отношении России, основными воротами импорта как товаров народного потребления, так и промышленного, стали дальневосточные терминалы.
Угледобывающие компании и Кузбасс, в свою очередь, напоминают о том, что договорились об инвестировании доходов, полученных от транспортировки груза на восток, в неугольные отрасли экономики, согласно приказу Минэкономразвития от
4 октября 2021 года. Суммарные вложения оцениваются в 72 млрд руб., планируется создать более 1,8 тыс. рабочих мест. Соглашение с администрацией правительства Кемеровской области включало согласованный дополнительный объем экспортных перевозок сырьевых энергетических грузов в восточном направлении в 2022–2024 годах в размере 30 млн тонн. Документ подписали АО «Стройсервис», ООО «Распадская угольная компания», АО ХК «СДС-Уголь», АО «УК «Кузбассразрезуголь», АО «СУЭК-Кузбасс», АО «Угольная компания Сибирская», АО «Угольная компания «Сила Сибири», АО «Междуречье» (управляющая организация — «Новая Горная УК»).
26 декабря губернатор Кузбасса Сергей Цивилев и руководство РЖД договорились об объемах вывоза угля в восточном направлении на 2023 год в объеме
53,1 млн тонн угля. Индикативный вывоз кузбасского угля на экспорт через Восточный полигон РЖД, предусмотренный дополнительным соглашением, составляет 55,1 млн тонн угля, сообщила пресс-служба администрации правительства Кемеровской области.
В условиях стремительно меняющегося мира российские предприятия в сфере внешнеэкономической деятельности ожидают от правительства более дальновидных решений. От Минэкономразвития ждут более корректных рыночных прогнозов. Иначе инфраструктурные проекты оказываются дефицитными по своей пропускной способности еще на этапе планирования. Таким образом, конфликт между грузовладельцами разной номенклатуры груза и РЖД сохраняется надолго.
Современное аналитическое агентство (CAA)
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На прошедшей неделе на европейском рынке энергетического угля продолжилось падение котировок ниже 290 долл./т. на фоне достаточных запасов на складах потребителей, снижения цен на газ и новых инструкций Еврокомиссии (ЕК), направленных на ослабление санкций в отношении поставок российского угля с целью обеспечения мировой энергетической безопасности.
19 сентября ЕК опубликовала разъяснение правил перевозки угля с важной оговоркой о том, что европейским компаниям разрешено перевозить российский материал в третьи страны, включая транзитную перевозку по территории ЕС, а также оказывать услуги по страхованию. Данная мера, подвергшаяся критике со стороны Польши и прибалтийских стран, призвана охладить цены и предотвратить развитие мирового энергетического кризиса.
Цены высококалорийного южно-африканского угля 6000 упали вслед за европейским рынком ниже 270 долл./т. Также давление на котировки оказало улучшение погрузки материала на ж/д линии Transnet в адрес терминала Richards Bay. Ожидается, что в сентябре отгрузки составят 4.5 млн т. против 4.2 млн т. в августе.
Канадская горнодобывающая компания African Energy Metals планирует создать совместное предприятие с Black Hole Aurum для приобретения угольных активов в Танзании ввиду повышенного спроса со стороны Европы. Компании уже подписании меморандум о взаимопонимании в отношении одного из проектов.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao выросли за неделю на 12 долл./т. до 221 долл./т. На китайском рынке продолжается рост котировок в связи с опасением уменьшения добычи внутри страны и активным потреблением угля, вызванным жаркой погодой в ряде регионов страны. В результате несчастного случая с летальным исходом 16 сентября была приостановлена работа шахты Tashan мощностью 25 млн т./год, одна из крупнейших в провинции Shanxi.
Власти сообщили, что осеннее техническое обслуживание на ж/д линии Daqin будет проведено с 28 сентября по 22 октября – на 10 дней раньше планируемого срока, что также способствует ухудшению предложения на спотовом рынке и укреплению цен. В указанный период техобслуживание приведет к сокращению суточной пропускной способности линии на 0.15-0.20 млн т. или на 11-15%, с текущих 1.30 млн т.
Рост индонезийского индекса 5900 GAR до 189 долл./т. был обусловлен сокращением предложения в связи с проливными дождями в Калимантане, а также увеличением спроса со стороны Китая и европейских стран.
Цены на австралийский уголь 6000 удерживается на уровне 430-435 долл./т. из-за ливней, ограничивающих отгрузки в порту Newcastle. Также поддержку ценам оказывает спрос со стороны Европы и Индии.
Котировки австралийского металлургического материала остаются ниже 260 долл./т. в связи с продолжающимся ухудшением конъюнктуры мирового рынка стали на фоне роста себестоимости из-за дорожающей электроэнергии, обусловленной санкциями ЕС против России. Кроме того, австралийские власти в августе и сентябре смягчили подход к согласованию новых проектов в области добычи металлургического угля.
Евросоюз ослабит санкции на российский уголь
Еврокомиссия выпустило новое руководство по санкциям к российскому углю, касающимся импорта, финансирования, транспортировки и страхования поставок.
Согласно обновленным инструкциям Евросоюз разрешает европейским компаниям передачу угля российского происхождения в третьи страны, а также финансирование или финансовую помощь, связанную с такой передачей, включая страхование и перестрахование поставок, осуществляемую операторами ЕС или через территорию ЕС (в том числе транзитом).
По заявлению пресс-секретаря Еврокомиссии Дэниела Ферри, ЕС разрешил операции с российским углем для третьих стран во избежание негативного влияния антироссийских санкций на энергетическую безопасность третьих стран мира, особенно наименее развитых. При этом полный запрет на импорт российского угля в ЕС остается в силе в соответствии с эмбарго введенным в августе 2022 г.
Кроме того, новые разъяснения ЕС по ослаблению санкций в отношении российских поставок угля, подвергшаяся критике со стороны Польши и прибалтийских стран, призвана охладить мировые цены, бьющие исторические рекорды и демонстрирующие рост более чем в два с половиной раза в течение 2022 г., а также снизить дефицит энергоресурсов на мировом рынке.
После ввода эмбарго ЕС столкнулся с проблемами в транспортной отрасли, так как европейские судовладельцы, замеченные в перевозках российского угля, ссылались на недостаточно четкое трактование санкций, а также на риски потери рынка морских перевозок в пользу транспортных компаний из Азии.
Средняя цена энергетического угля на европейских терминалах ARA в сентябре 2022 г. составила порядка 350 долл./т. (+180 долл./т. или +106% к сентябрю 2021 г.), в то время как средняя стоимость высококалорийного австралийского материала в порту Newcastle находилась на уровне 450 долл./т. (+270 долл./т. или +150% к сентябрю 2021 г.).
Российский уголь торгуется со значительным дисконтом к мировым индексам, его конечная цена с доставкой в порты Азии не превышает 200 долл./т.
Добыча угля в Кузбассе сократилась на 9.0% в январе-августе 2022
В январе-августе 2022 г. угольные предприятия Кузбасса добыли 143.9 млн т. угля (-14.2 млн т. или -9.0% к аналогичному периоду 2021 г.), по данным Министерства угольной промышленности Кузбасса.
Добыча коксующегося материала за этот период снизилась до 42.7 млн т. (-3.2 млн т. или -7.0%), в то время как объемы добычи энергетического угля составили 101.2 млн т. (-11.0 млн т. или -9.8%).
Открытым способом угольные компании добыли 94.6 млн т. (-8.4 млн т. или -8.2% к январю-августу 2021 г.), производство подземным способом составило 49.3 млн т. (-5.8 млн т. или -10.5%).
В январе-августе 2022 г. потребителям было поставлено 118.0 млн т. угля (-13.8 млн т. или -10.5%), в том числе на экспорт 78.9 млн т. (-13.9 млн т. или -15.0%), российским металлургическим компаниям 21.2 млн т. (-1.9 млн т. или -8.2%), местным угольным электростанциям 11.2 млн т. (+0.8 млн т. или +7.7%).
По состоянию на 1 сентября 2022 г. складские запасы угля в Кузбассе достигли 18.4 млн т. (+3.3 млн т. или +21.9% к 1 сентября 2021 г.). Рост запасов в Кузбассе по отношению к 2021 г. продолжается седьмой месяц подряд на фоне международных санкций против России и логистических проблем (см. график ниже).
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На прошедшей неделе на европейском рынке энергетического угля наблюдалось укрепление котировок выше 305 долл./т. на фоне новостей о повреждениях на 3-х нитках трубопроводов Северный поток-1 и Северный поток-2 в результате предполагаемых диверсий. Дополнительный импульс ценам на уголь и газ придали заявления Газпрома о возможных российских санкциях против украинского Нафтогаза, которые могут привести к остановке прокачки газа в Европу через Украину.
Компания Uniper заявила, что угольная электростанция Ratcliffe-on-Soar в Великобритании мощностью 500 МВт, эксплуатация которой должна была завершиться на прошедшей неделе, продолжит работать до 31.03.2023 г. Компания Steag объявила о планах вывести из резерва угольные электростанции Weiher (655 МВт) и Bexbach (726 МВт) для обеспечения достаточной генерации на зимний период. Электростанции планируется запустить к 1 ноября с последующей эксплуатацией до 30.04.2023 г. RWE и Leag также подтвердили перезапуск и продление работы своих энергоблоков. Таким образом, RWE и Leag перезапустят 1.9 ГВт мощностей на буром угле, а Steag введет в эксплуатацию и продлит работу 2.49 ГВт мощностей на каменном угле.
Цены высококалорийного южно-африканского угля находились на уровне 270 долл./т. на фоне улучшения погрузки материала на ж/д линии Transnet в адрес терминала RBCT. В сентябре ж/д погрузка составила 1.5 млн т./неделю против 1.0-1.1 млн т./неделю в 1 половине 2022 г.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao выросли за неделю на 4 долл./т. до 214 долл./т. На китайском рынке продолжается рост котировок в связи с опасением уменьшения предложения внутри страны в результате начала технического обслуживания ж/д линии Daqin и активным потреблением угля, вызванным жаркой погодой в ряде регионов страны.
Комиссия по развитию и реформам КНР (NDRC) заявила 28 сентября о том, что внутренние цены на китайский уголь и электроэнергию остаются в приемлемом диапазоне и на стабильном уровне, несмотря на то, что с начала сентября они подскочили почти на 30%. Данная риторика говорит о низкой вероятности того, что в ближайшее время правительство будет вмешиваться в спотовый рынок.
Рост котировок индонезийского угля 5900 GAR до 195.00 долл./т. был обусловлен сокращением предложения в связи с продолжающимися проливными дождями в Калимантане, а также устойчивым спросом со стороны Китая, Индии и европейских стран.
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 упали ниже 420 долл./т. на фоне сокращения количества судов в очереди и увеличения отгрузок на 26% до 7.57 млн т., в результате чего недельный объем поставок превысил средний показатель за последние 52 недели (7.07 млн т.).
Индексы австралийского металлурги-ческого материала укрепились выше 270 долл./т. на ожиданиях ухудшения предложение в преддверии сезона дождей в Австралии и возможной забастовки на австралийских угледобывающих предприятиях BHP.
Согласно данным Главного таможенного управления Китая, в августе 2022 г. российские экспортеры нарастили поставки угля китайским потребителям до 8.5 млн т. (+3.1 млн т. или +57% к августу 2021 г.; +1.1 млн т. или +15% к июлю 2022 г.). Показатель августа 2022 г. является новым историческим месячным максимумом за пять лет с момента начала сбора статистики в 2017 г.
В связи с международными санкциями, распространяющимися на российский угольный экспорт, а также вводом эмбарго на поставки всех видов российского угля в Европу с августа 2022 г., российские поставщики пытаются нарастить объемы отгрузок в Азию, включая Китай, Индию и другие страны.
Несмотря на рост добычи угля и высокие складские запасы, в Китае продолжается рост котировок в связи с опасением уменьшения предложения на внутреннем рынке в результате начала технического обслуживания ж/д линии Daqin на фоне активного роста угольной генерации, вызванного жаркой погодой в центральных и юго-восточных регионах страны. Китай стремится нарастить импорт угля, чтобы создать запасы и гарантировать, что провинциям не придется вводить ограничения на электроснабжение, которые происходили в прошлом году, негативно влияя на промышленный сектор экономики и рынок услуг.
Российские поставщики вынуждены предоставлять значительные дисконты, что дает возможность китайским потребителям покупать уголь в два раза ниже мировых индексов. Таким образом, китайские металлургические, цементные и генерирующие компании получают конкурентные преимущества по сравнению, например, с Японией, которая присоединилась к запрету на российский материал.
Всего за 8 месяцев 2022 г. общий экспорт российского угля в КНР составил 41.3 млн т. (+1.6 млн т. или +4% к аналогичному периоду 2021 г.).
Министерство энергетики РФ оценило объем инвестиций, необходимых для поддержки угольной промышленности до 2030 г., в целях предотвращения негативного сценария развития, связанного с резким падением добычи.
Перенаправление экспорта угля в страны АТР и стимулирование внутреннего спроса потребует инвестиций в отрасль в размере 1.2 триллиона рублей (20 миллиардов долларов) до 2030 г., из которых около 200 миллиардов рублей (3.3 миллиарда долларов) должны быть получены из федерального бюджета.
Инвестиционный план предусматривает строительство и модернизацию железнодорожной инфраструктуры, включая Восточный полигон (Байкало-Амурская магистраль и Транссибирская магистраль), увеличение угольной генерации на внутреннем рынке, что может обеспечить дополнительное потребление 1 млн т. угля к 2030 году, а также импортозамещение оборудования.
Негативный сценарий предполагает, что добыча угля в России к 2030 г. может сократиться на 55 млн т. или на 12.5% по сравнению с 2021 г., а экспорт - на 64 млн т. или на 30%. Более мягкий целевой сценарий с высоким уровнем инвестиций исходит из снижения добычи всего на 13 млн т. или на 3%, а экспорта - на 4 млн т. или на 1.8% к 2030 г. По оценкам Министерства энергетики, это поможет переориентировать 36 млн т. выпавших экспортных объемов к 2030 г., сохранить 25 000 рабочих мест и 10 моногородов с более чем 700 000 жителей.
Согласно презентации министерства, «Россия рискует потерять основные рынки сбыта, общий объем поставок угля на которые в 2021 г. составил около 64 млн т. в год или 30% экспорта, также под угрозой находятся еще 55 млн т. годового экспорта в Японию, Южную Корею и Тайвань». Российские поставки в Европу будут заменены отгрузками из Колумбии, Южной Африки, США, а также индонезийским и австралийским материалом.
Перераспределению объемов с европейского рынка в Азию, Африку и на Ближний Восток препятствуют логистические проблемы, а также сложности с фрахтованием судов и страхованием грузов. Кроме того, потеря премиальных рынков стала крайне болезненной для угольной отрасли. В текущих условиях уголь, экспортируемый Россией в Китай, Индию, Турцию и другие азиатские страны, продается со скидкой 50-70% от мировых индексов.
Разворот экспорта угля на Восток был предопределен даже без эмбарго, введенного ЕС, поскольку европейские страны планировали и уже начали осуществлять постепенный выход из угольной генерации, в то время как Азия в среднесрочной перспективе будет наращивать потребление угля.
Министерство экономического развития прогнозирует сокращение добычи угля в 2022-2023 гг.
Министерство экономического развития РФ представило прогноз, согласно которому в ближайшие два года угольная отрасль будет сокращаться.
В 2022 г. ожидается падение добычи на 4.2%, а в 2023 г. – на 9.5%. Хотя недавний прогноз Минэнерго оказался более пессимистичным и предполагал падение добычи в 2022 г. на 17%, до 365.1 млн т.
Пересмотр предыдущего прогноза в сторону снижения обусловлен такими негативными факторами, как эмбарго на уголь и санкции со стороны ЕС, ограниченная пропускная способность Восточного полигона, а также высокие издержки компаний при экспорте в страны АТР через западные и южные порты.
Рентабельность угольных компаний уже находится под ударом. Несмотря на это, Министерство финансов планирует увеличить налоговую нагрузку на отрасль за счет повышения НДПИ и ввода экспортных пошлин. Кроме того, РЖД намерено в 2023 г. поднять железнодорожные тарифы на 9.8%.
Согласно прогнозу, к 2025 г. добыча угля в России может упасть на 4.1%, или до 421 млн т. к уровню 2021 г. Тем не менее, ожидается, что ситуация изменится в лучшую сторону в 2024 и 2025 гг., когда добыча вырастет на 5.5% и 4.8% соответственно.
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На прошедшей неделе на европейском рынке энергетического угля наблюдалось снижение котировок ниже 300 долл./т. на фоне заявлений Еврокомиссии о том, что регулятору удастся сдержать цены на электроэнергию за счет мер, принятых в отношении газового рынка. Стоимость газа на бирже TTF скорректировалась до 1800 долл./1000 м3 (-200 долл./1000 м3 или -10% к 28.09.2022 г.), а стоимость электроэнергии упала до 82.90 евро/МВтч (-229.03 евро/МВтч или -73% к 28.09.2022 г.). Запасы угля на терминалах ARA уменьшились до 7.75 млн т. (-0.13 млн т. или -2% к 28.09.2022 г.).
Европейская комиссия заявила об обсуждении лимита цен на газ, используемого в генерации электроэнергии. Кроме того, Международное энергетическое агентство (МЭА) опубликовало отчет, в котором прогнозируется сокращение спроса на природный газ в Европе по итогам 2022 г. более чем на 50 млрд м3 – рекордное падение за последние 50 лет. По итогам года, как ожидается, потребности промышленного сектора снизятся на 20%, а в энергетическом секторе – на 3%.
Цены высококалорийного южноафриканского угля 6000 упали ниже 255 долл./т. в связи с улучшением погрузки материала на ж/д линии Transnet в адрес терминала RBCT. Давление на котировки также оказывает снижение спроса со стороны Индии и Пакистана, увеличивающих потребление более конкурентоспособного российского и мозамбикского угля.
В Китае отмечается праздник Дня образования КНР («Золотая неделя»), в связи с чем торговая активность сошла на нет и котировки продемонстрировали небольшое снижение в преддверии закрытия биржи с 1 по 7 октября. Цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao скорректировались на 1 долл./т. до 213 долл./т.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR упал до 191 долл./т. FOB Kalimantan, что было обусловлено низкой торговой активностью китайских покупателей из-за выходных дней в КНР. Индийские потребители также воздерживались от заключения сделок в связи с религиозным праздником Дашахра.
Цены на австралийский уголь 6000 опустились ниже 405 долл./т. на фоне уменьшения спроса со стороны Индии и Европы.
Котировки австралийского металлургического материала укрепились до 275 долл./т. на ожиданиях ухудшения предложение в преддверии сезона дождей в Австралии и возможной забастовки на австралийских угледобывающих предприятиях BHP. Поддержку котировкам также оказывает улучшение спроса на спотовом рынке.
Австралийская компания Foxleigh и две крупные азиатские металлургические компании (Японская Nippon Steel и южнокорейская POSCO) согласовали цену на низколетучий уголь PCI на 3 квартал 2022 г. на уровне 243 долл./т. FOB, что представляет собой снижение на 38% от рекордных 396 долл./т. FOB, зафиксированных в предыдущем квартале. Переговоры в отношении стоимости угля semi-soft на 3 квартал по-прежнему продолжаются (бенчмарк на 2 квартал был согласован на рекордном уровне в 368 долл./т. FOB).
Правительство планирует ввести экспортную пошлину на уголь и увеличить НДПИ
Министерство Финансов РФ сообщило о планах введения экспортной пошлины на уголь с 2023 г. в случае, если цены на мировых рынках превысят установленный базовый показатели цен в 170 долл./т. на коксующийся уголь и 150 долл./т. на энергетический материал. Кроме того, также предусматривается временное повышение НДПИ на уголь в течение первого квартала следующего года. Дополнительная фискальная нагрузка на угольную отрасль направлена на увеличение доходов госбюджета.
Ставки экспортной пошлины и НДПИ пока не были объявлены. Минфин также не разъяснил, какие именно цены будут учитываться при установлении экспортных пошлин: мировые индексы или экспортная цена российского угля со скидкой.
В течение 2022 г. мировые цены на уголь обновляли исторические максимумы: котировки австралийского угля превышали 460 долл./т., в то время как европейские индексы торговались на уровне выше 440 долл./т. При этом из-за введенных международных санкций и эмбарго на поставки российского угля в ЕС, поставщики из России вынуждены продавать уголь по цене в 2-3 раза дешевле рыночной стоимости. По состоянию на 06 октября 2022 г. австралийский индекс энергетического угля FOB Newcastle составил порядка 400 долл./т., европейские цены на условиях CIF ARA - около 300 долл./т. При этом стоимость высококалорийного угля в российских портах оценивается в 105-110 долл./т. FOB порты Балтики и Черного моря и в 170-180 долл./т. FOB Восточный. Помимо дисконтов, российским поставщикам приходится переориентировать грузовые потоки, которые раньше следовали на премиальные рынки Европы из портов Северо-Запада и Юга, в Китай, Индию и другие страны Азии, что в разы увеличивает дальность маршрутов и соответственно фрахтовую составляющую. Кроме того, санкции и рост спроса в целом привел к скачку стоимости морских перевозок в 3-4 раза. РЖД летом 2022 г. подняло тарифы на 11%, а также отменило понижающие коэффициенты на энергетический уголь и дальность транспортировки, что в конечном счете увеличило стоимость ж/д перевозок угля примерно на 50-60% в зависимости от направления.
Угольные компании и власти добывающих регионов неоднократно выступали за возвращение понижающих коэффициентов и предоставление скидок в направлении Северо-Западных терминалов для сохранения рентабельности отрасли. Однако с 2023 г. РЖД вновь предлагает индексацию тарифа на 9,8%.
В случае если базовый показатель предложат рассчитываться по ценам на российский уголь в дальневосточных, северо-западных и южных портах России, это будет намного меньшая налогооблагаемая база в сравнении с вероятностью привязки к мировым индексам (без учета скидок на российский уголь), что значительно ухудшит и без того балансирующие на грани убыточности продажи российских угольщиков.
При развитии этого сценария рост налоговой нагрузки на угольную отрасль может сделать нерентабельными существенную часть экспортных поставок, что приведет к сокращению добычи, увольнению сотрудников угольных компаний, закрытию отдельных предприятий, а также потере грузовой базы АО РЖД.
С месторождения на Таймыре отгрузили первую партию угля
Первая партия угля, добытая на Сырадасайском месторождении на Таймыре, была успешно погружена на сухогруз. Компания Северная звезда, входящая в холдинг AEON (Роман Троценко), приступила к освоению Сырадасайского месторождения, самого северного в России, в 2020 г.
Проектная мощность первой очереди разреза составляет 5 млн т. в год с потенциальным увеличением до 10 млн т. Оценочные запасы Сырадасайского угольного месторождения составляют 5.7 млрд т. угля. Главгосэкспертиза также разрешила строительство обогатительного комбината Таймырская общей мощностью 5 млн т. в год. Кроме того, Северная звезда планирует строительство угольного терминала, расположенного в 87 км от порта Диксон на Таймыре.
На прошедшей неделе на европейском рынке энергетического угля цены колебались в диапазоне 105-110 долл./т., сумев закрепиться в пятницу 11 июля выше 110 долл./т. Давление на котировки продолжают оказывать такие негативные факторы, как снижение температур в регионе, увеличение генерации ВИЭ, а также коррекция цен на газ. Совокупные запасы на складах ARA остались без изменений на уровне 7 млн т.
Цены на газ на хабе TTF снизились до 326 долл./1000 м3 (-4 долл./1000 м3 к 26.07.2023 г.). Заполненность ПГХ (подземные хранилища газа) в ЕС составила 86%, что значительно превышает средний уровень за последние пять лет. Кроме того, европейские компании возвращаются к активному использованию украинских ПХГ.
Индекс южноафриканского угля 6000 подскочил выше 105 долл./т., нивелировав отставание от европейских котировок.
Экспорт через терминал Richards Bay Coal Terminal (RBCT) восстанавливается после окончания планового технического обслуживания ж/д линии и в августе ожидается увеличение погрузки до 5 млн т. (+1 млн т. к июлю 2023 г.). При этом экспортеры прогнозируют, что в текущем году поставки автотранспортом в другие порты и терминалы, включая мозамбикский Maputo, резко сократятся до 8-9 млн т. по сравнению с 15-16 млн т. в 2022 г., поскольку цены ниже 140-150 долл./т. FOB делают такие поставки экономически нецелесообразными.
МЭА опубликовало прогноз, согласно которому добыча в ЮАР по итогам 2023 г. упадет на 4.2% до 220 млн т., что обусловлено сокращением внутреннего спроса в результате инфраструктурных проблем и ухудшения технического состояния электростанций.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao снизились на 2 долл./т. до 120 долл./т.), что связано с увеличением гидрогенерации и падением спроса на кондиционирование после снижения температур с приходом тайфунов. При этом тайфуны также привели к временному ограничению добычи и транспортировки угля по ж/д линии Daqin с 1.25 млн т. неделей ранее до 0.3 млн т.
Восемь основных горнодобывающих провинций КНР, включая Shanxi и Inner Mongolia, отчитались об увеличении добычи угля в 1 полугодии 2023 г. до 2.1 млрд т. (+0.08 млрд т. или +4% к январю-июню 2022 г.).
Запасы угля на складах 9 крупнейших портов КНР составили 25.7 млн т. (-0.2 млн т. к 26.07.2023 г.). Однако потребление угля на 6 крупнейших ТЭС сократилось на 2% до 857 тыс. т., в то время как запасы на складах увеличились до 14 млн т. (+0.5 млн т. к 26.07.2023 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR укрепился до 91 долл./т. (+3 долл./т. к 26.07.2023 г.). Некоторые индонезийские производители планируют отказаться от спотовых поставок до конца года в связи с низким уровнем цен и увеличением себестоимости. Ограничивая добычу, некоторые производители будут фокусироваться на исполнении долгосрочных контрактов.
Bumi Resources, крупнейшая угольная компания в стране, отчиталась о резком падении прибыли в 1 полугодии 2023 г., несмотря на рост выручки, что обусловлено падением цен на уголь и значительным увеличением налогов. Однако, несмотря на ухудшение ситуации, Bumi Resources сохраняет прогноз добычи на 2023 г. на уровне 75-80 млн т.
В 1 полугодии 2023 г. общий показатели добычи угля в стране составил 367 млн т. При сохранении текущих темпов в 2023 г. объем может достичь 734 млн т. (+7% к 2022 г.).
Высококалорийный австралийский уголь 6000 удерживался возле уровня в 140 долл./т. Спред между ценами спроса и предложения остается широким, поскольку австралийские и индонезийские поставщики не спешат снижать цены.
Котировки австралийского металлургичес-кого угля поднялись выше 245 долл./т. на восстановлении спроса со стороны Китая и Индии, где подходит к концу сезон дождей.
РЖД планирует повысить тарифы из-за расходов на безопасность
РЖД планирует согласовать с правительством дополнительную индексацию грузовых тарифов на 1% в 2024 г. Данные средства будут направлены на обеспечение транспортной безопасности.
Однако участники рынка опасаются дальнейшего удорожания перевозок, полагая, что такие расходы должно компенсировать государство, учитывая и без того быстрый рост тарифов.
В 2022 г. расходы РЖД на транспортную безопасность превысили 45 млрд руб. В связи с этим РЖД просит правительство предоставить дополнительную надбавку к грузовому тарифу в 1%. Однако базовая индексация тарифа на грузоперевозки на 2024 г. уже планируется на уровне 7,1%. Еще на 2% тариф должен вырасти за счет увеличения надбавки на капремонт (с 5% до 7%).
В последние годы наблюдается серьезный рост тарифов, заметно превышающий заложенные в долгосрочной программе развития РЖД показатели (инфляция минус 0.1%). В 2022 г. индексация составила 18.6% к уровню 2021 г. Кроме того имели место точечные повышения тарифа, а также отмена льгот для экспорта угля.
В 2023 г. тариф был увеличен на 8% плюс дополнительный 1% на капремонт, а также была продлена отмена понижающих коэффициентов для экспортных перевозок угля и был повышен тариф на дальние перевозки руд и железорудного сырья на экспорт через погранпереходы.
На прошедшей неделе на европейском рынке энергетического угля цены поднялись выше 110 долл./т. Поддержку котировкам оказали рекордно высокие температуры в регионе, снижение генерации ВмлнИЭ и увеличение цен на газ. В Германии доля ВИЭ в энергобалансе страны сократилась с 71% до 65%, а доля ископаемого топлива увеличилась с 29% до 35%. Объем поставок энергетического угля в ЕС упал почти на 30% и составил 386 тыс. т. против 503 тыс. т. неделей ранее.
Цены на газ на хабе TTF укрепились до 330 долл./1000 м3 (+31 долл./1000 м3 к 19.07.2023 г.) из-за сокращения поставок из Норвегии, мощности которой оказались ограниченными в связи с техобслуживанием некоторых объектов инфраструктуры.
Индекс южноафриканского угля 6000 находился ниже 90 долл./т. Котировки высококалорийного материала остаются под давлением на фоне невысокого спроса со стороны европейских потребителей. В это же время среднекалорийный материал значительно подорожал из-за ограниченного предложения, связанного с логистическими проблемами и сокращением запасов на экспортном терминале RBCT. При этом отмечался спрос со стороны Южной Кореи, которая в июне нарастила импорт из ЮАР в 10 раз до 0.4 млн т.
Южноафриканский ж/д оператор Transnet заявил, что объем перевозки угля будет ограничен на уровне 60 млн т. до тех пор, пока проблема с нехваткой локомотивной тяги не будет решена. Таким образом, компания признала, что переговоры с China Railways Rolling Stock Corporation о поставках запасных частей в очередной раз зашли в тупик.
Компания Glencore по итогам 1 полугодия 2023 г. добыла в ЮАР 8.5 млн т. энергетического угля (+0.2 млн т. к январю-июню 2022 г.), из которых на экспортный рынок пришлось 6.6 млн т. (+0.3 млн. т.) и на внутренний – 1.9 млн т. (-0.1 млн т.).
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao укрепились на 1 долл./т. до 122 долл./т. Рост котировок замедлился в связи с тем, что спрос на кондиционирование сокращается на фоне снижения температур после достижения пиковых значений. Однако на прошедшей неделе прошло заседание центрального комитета Коммунистической партии Китая, на котором были определены направления экономической работы КНР на второе полугодие и принято решение дополнительно стимулировать экономический рост, в том числе за счет поддержки строительной отрасли.
Ассоциация электроэнергетических предприятий Китая (China Electricity Council) прогнозирует увеличение потребления электроэнергии во 2 полугодии 2023 г. на 6-7%. По итогам 1 полугодия рост потребления составил 5%.
Запасы угля на складах 9 крупнейших портов КНР незначительно увеличились до 25.9 млн т. (+0.1 млн т. к 19.07.2023 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR снизился до 88 долл./т. под давлением невысокого интереса со стороны Китая, а также Индии, где замедляется спрос на кондиционирование. Кроме того, участники рынка отмечают, что китайские покупатели в текущее время находят цену на колумбийский высококалорийный уголь более привлекательной.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 торговался близко к уровню
140 долл./т. При этом спред между ценами спроса и предложения расширился, поскольку австралийские и индонезийские поставщики не спешат снижать цены.
Glencore отчиталась о падении добычи энергетического угля в Австралии в 1 полугодии 2023 г. до 29.9 млн т. (-0.7 млн т. к январю-июню 2022 г.).
Котировки австралийского металлургичес-кого угля удерживаются выше 235 долл./т. на восстановлении спроса со стороны Китая и Индии, где подходит к концу сезон дождей.
Поставки российского угля выросли на 5.6% в январе-июне 2023 года
В январе-июне 2023 г. общие поставки российского угля, включая экспорт и отгрузки на внутренний рынок, увеличились до 200.4 млн т. (+10.6 млн т. или +5.6% к аналогичному периоду 2022 г.).
За 6 месяцев 2023 г. на внутренний рынок было отгружено 91.5 млн т. (+3.7 млн т. или +4.2% к 6 месяцам 2022 г.), из которых:
Экспортные поставки в январе-июне 2023 г. составили 108.9 млн т. (+6.9 млн. т. или +6.7% к январю-июню 2022 г.).
Добыча угля российскими угольными предприятиями в первом полугодии 2023 г. выросла до 217 млн т. (+3 млн. т. или +1.4% к первому полугодию 2022 г.).
На прошедшей неделе на европейском рынке цены на энергетический уголь поднялись выше 105 долл./т. на ожиданиях рекордных температур. При этом остаются в силе такие негативные факторы, как сокращение угольной генерации, высокие запасы на складах и низкие цены на газ. МЭА опубликовало прогноз, согласно которому, спрос на электроэнергию в ЕС во 2-м полугодии сократится на 3%, а по итогам 2023 г., упадет до 20-летнего минимума.
Цены на газ на хабе TTF снизились до 299 долл./1000 м3 (-8 долл./1000 м3 к 12.07.2023 г.) в связи с восстановлением трубопроводных поставок из Норвегии. Однако в течение недели котировки подскакивали на 10% в результате краткосрочной остановки месторождения Aasta Hansteen.
Индекс южноафриканского угля 6000 упал ниже 90 долл./т. на фоне сокращения спроса в Европе.
В ближайшее время южноафриканский оператор Transnet вновь откроет ж/д линию в мозамбикский порт Maputo, которая является частью Northeast Corridor, где 9 июля произошел сход вагонов с рельсов. На ветку Northeast Corridor приходится 14% совокупного объема перевозок Transnet.
Власти ЮАР призвали компании временно прекратить перевозки угля автомобильным транспортом в связи с километровыми пробками в Richards Bay, ситуация с которыми усугубилась в результате остановки работы порта на несколько дней по причине пыления и возросшего потока грузовиков.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao укрепились на 3 долл./т. до 121 долл./т. Рост котировок обусловлен высоким потреблением в связи с рекордными температурами и увеличением спроса на кондиционирование, из-за чего некоторые электростанции вынуждены пополнять запасы. Дополнительную поддержку оказывает проверка техники безопасности, в результате которой некоторые шахты и разрезы в регионах Inner Mongolia и Shanxi оказались временно закрытыми. Кроме того, участники рынка ожидают дальнейшего роста цен и ограничения предложения в связи с начатым специальным расследованием после сообщений СМИ о том, что отдельные компании могут скрывать информацию о несчастных случаях на производствах.
Запасы угля на складах 6 крупнейших прибрежных ТЭС за неделю сократились на 0.14 млн. т. до 13.9 млн. т., а в 9 крупнейших портах Китая – до 25.8 млн. т. (-0.31 млн. т. к 12.07.2023 г.).
Котировки индонезийского материала снизились на 1 долл./т. до 89 долл./т. Давление на индексы оказывает низкая активность на спотовом рынке и нестабильный интерес со стороны Китая, а также Индии, где снижается спрос на кондиционирование.
Власти страны обязали индонезийских экспортеров с 1 августа хранить 30% экспортной выручки в банках страны на протяжении не менее 3-х месяцев, что будет оказывать финансовое давление на компании в результате сокращения денежных потоков на фоне падения международных цен. В связи с этим трейдеры предположительно смогут добиваться дисконта от небольших добывающих компаний.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 держится на уровне 130 долл./т., оставаясь под давлением в результате невысокого спроса со стороны азиатских потребителей, ожидающих дальнейшего снижения цен.
Котировки австралийского металлургического угля поднялись выше 235 долл./т. на фоне восстановления баланса спроса и предложения.
Индийская сталелитейная компания JSW Steel рассматривает приобретение 20% доли в компании Teck Resources, занимающейся добычей металлургического угля. По итогам 2 квартала 2023 г. продажи Teck Resources составили 6.2 млн. (без изменений к 1 кварталу 2023 г. и -6.3 млн. т. ко 2 кварталу 2022 г.).
Добыча угля в Кузбассе сократилась на 0.9% в январе-июне 2023 года
В январе-июне 2023 г. угольные предприятия Кузбасса добыли 108.8 млн. т. угля (-1.0 млн. т. или -0.9% к январю-июню 2022 г.), по данным Министерства угольной промышленности Кузбасса.
Добыча коксующегося материала за этот период увеличилась до 33.8 млн. т. (+1.7 млн. т. или +5.3%), в то время как объемы добычи энергетического угля составили 75.0 млн. т. (-2.7 млн. т. или -3.5%).
Открытым способом угольные компании добыли 73.1 млн. т. (без изменений), производство подземным способом составило 35.7 млн. т. (-1.0 млн. т. или -2.7%).
В январе-июне 2023 г. потребителям было поставлено 88.7 млн. т. угля (+0.5 млн. т. или +0.6% к аналогичному периоду прошлого года), в том числе на экспорт 59.3 млн. т. (+0.7 млн. т. или +1.2%), российским металлургическим компаниям 16.4 млн. т. (+0.5 млн. т. или +3.1%), местным угольным электростанциям 6.8 млн. т. (+0.2 млн. т. или +3.0%).
По состоянию на 1 июля 2023 г. складские запасы угля в Кузбассе достигли 20.9 млн. т. (+1.5 млн. т. или +7.7% к 1 июля 2022 г.) на фоне международных санкций против России и логистических проблем (см. график ниже).
Угольщики Хакасии просят увеличить квоту на экспорт угля на восток
Угольные компании Хакасии рассчитывают на дополнительные квоты для вывоза угля на экспорт в восточном направлении.
В декабре 2022 г. правительство Хакасии и РЖД заключили соглашение, определяющее гарантированный объем вывоза угля на восток в 2023 г. в размере 6.1 млн. т.
В первом полугодии 2023 г. экспорт из региона в восточном направлении составил 3.1 млн. т., совокупный экспорт – 7.3 млн. т. Прогнозируется, что экспорт угля из Хакасии на восток в 2023 г. составит 6.2 млн. т. (+1.4 млн. т. или +29.2% к 2022 г.). Общий объем экспорта угля из региона ожидается на уровне 14.7 млн. т., что выше показателя 2022 г. на 9.7%, но не достигает объемов 2021 г.
Снижение цен на уголь и высокие логистические затраты оказывают негативное влияние на деятельность угледобывающих предприятий Хакасии. Руководство республики обратилось к правительству с просьбой увеличить гарантированный объем вывоза угля в восточном направлении во втором полугодии 2023 г. до 4.3 млн. т.
Около 67% налогов на прибыль в бюджете региона приходятся на угольные компании.